Реально ли спастись? И как? Трудные вопросы: “бог не формалист”.

«Христианская вера… есть единственный, Богом открытый для человеков путь к истинному блаженству. И как Спаситель глаголет, что Он есть дверь к Отцу, что Он есть Путь, Истина и Жизнь; и апостол Павел провозглашает, что пред именем Иисуса долженствует преклониться всякое колено небесных, земных и преисподних: то нет спасения вне распятого Иисуса Христа; и без веры во Имя Его, как Бога истинного, явившегося во плоти, никто не может очиститься от греха, просветиться и войти в царство небесное».

С этих слов преподобный Макарий (Глухарев) начинает своё сочинение «Мысли о способах к успешнейшему распро­странению христианской веры между евреями, магометанами и язычниками в Российской державе». Так он выразил ту святую истину, что спасение возможно только в Господе Иисусе Христе, только в Его Православной Церкви.

К сожалению, в наше время от некоторых православных людей можно услышать слова о том, что будто бы можно спастись и вне созданной Господом Церкви, и без крещения, без веры в Евангелие, - не важно, веришь ли ты в Бога или не веришь, признаёшь ли Христа как Спасителя или не признаёшь, живёшь ли по Евангелию или не живёшь, главное - быть сравнительно неплохим человеком, делать хорошие дела, и тебя Господь за это спасёт. Опровержению этого заблуждения святитель Игнатий (Брянчанинов) посвятил целое сочинение, в котором пишет: «Достойное горького рыдания зрелище: христиане, не знающие, в чём состоит христианство! Вопрос, предложенный вами, теперь предлагается сряду. “Отчего не спастись, - пишете вы, - язычникам, магометанам и так называемым еретикам? Между ними есть предобрые люди. Погубить этих добрейших людей было бы противно милосердию Божию!.. Считать себя спасёнными, а членов прочих верований погибшими, это и безумно, и крайне гордо!”…

Напрасно же, ошибочно вы думаете и говорите, что добрые люди между язычниками и магометанами спасутся, то есть вступят в общение с Богом! Напрасно вы смотрите на противную тому мысль как бы на новизну, как бы на вкравшееся заблуждение. Нет! Таково постоянное учение истинной Церкви - и ветхозаветной, и новозаветной. Церковь всегда признавала, что одно средство спасения - Искупитель! Она признавала, что величайшие добродетели падшего естества нисходят во ад...

Признающий возможность спасения без веры во Христа отрекается от Христа и, может быть, невольно впадает в тяжкий грех богохульства».

За тысячу лет до святителя Игнатия точно такой же вопрос задавали преподобному Анастасию Синаиту: «Если кто­нибудь, не верующий во Христа, например иудей или самаритянин, творит много благих дел, то войдёт ли он в Царство Небесное?» И святой Анастасий даёт тот же ответ:

«Поскольку Господь говорит Никодиму: “Истинно говорю тебе: если кто не родится от воды и Духа, не может войти в Царство Небесное” (Ин. 3, 5), то ясно, что (никто из не верующих во Христа) не войдёт в (это) Царство. Однако (никто) не лишится воздаяния своего: либо (не верующий во Христа) получает своё благоденствие богатством, роскошью и прочей прелестью жизни (сей), подобно (богачу), услышавшему от Авраама: “Вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей” (Лк. 16, 25), либо судьба его в будущем веке сильно отличается от судьбы не творящего (здесь) благое. Ведь как для праведников обителей много (см.: Ин. 14, 2) у Бога, так и для грешников (существует) много различных наказаний».

Об этом же говорит и святитель Кирилл Иерусалимский: «Тот, кто хотя бы был добр по делам, но не получил запечатления водою, не войдёт в Царство Небесное. Слово дерзновенно, но не моё; ибо так определил Иисус!» То же мы слышим и от преподобного Симеона Нового Богослова: «Великое благо есть веровать во Христа, потому что без веры во Христа невозможно спастись»; и от святителя Тихона Задонского: «Никто не может оправдаться перед Богом и спастись без Христа и помимо Христа, но только - верою во Христа». И Церковь доныне каждый год в чине Торжества Православия провозглашает: «Не принимающим благодати искупления, проповедуемого Евангелием, как единственного средства к оправданию нашему пред Богом - анафема!»

Можно привести и больше цитат, но не хотелось бы, чтобы всё ограничилось цитатами. Гораздо важнее объяснить, почему именно святые отцы говорили это и почему это сказано в Священном Писании.

Если можно спастись без Христа, значит, можно было спастись и до Христа. Если можно было спастись до Христа, значит, Христос напрасно пришёл, значит, Христос не Спаситель, хотя даже само имя «Иисус» переводится как «Бог спасающий». Между тем Сам Господь сказал, что пришёл «спасать души человеческие» (Лк. 9, 56) и что «кто войдет Мною, тот спасется» (Ин. 10, 9).

Апостол Павел сказал: «Если законом оправдание, то Христос напрасно умер» (Гал. 2, 21). И это апостол говорит не просто про неверие, не просто про другие религии, но про богооткровенный Ветхий Закон - даже им невозможно было спастись, хотя Сам Бог дал его. Потому после смерти души древних праведников сходили во ад, откуда вывел их Господь, спустившись после распятия в это мрачное место духом Своим, «которым Он и находящимся в темнице духам, сойдя, проповедал» (1 Пет. 3, 19). А если признать, что исполнением Закона можно было бы спастись, то тогда смерть Христова напрасна: ведь тогда всё, совершённое Им, совершено не ради нашего спасения, которого мы могли бы достигнуть и соблюдением Закона.

И если даже признание и соблюдение данного Богом закона спасти нас не могло, то что уж говорить про другие религии, имеющие источником не Бога, а человека и дьявола? Как известно, в апостольские времена почти всё человечество, за исключением ничтожной части христиан и иудеев, пребывало в идолопоклонстве. И это, однако, не помешало апостолу Павлу засвидетельствовать, что предающиеся идолослужению «Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5, 20–21), что «язычники, принося жертвы, приносят бесам, а не Богу» (1 Кор. 10, 20), и не помешало апостолу Иоанну записать, что «идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою» (Откр. 21, 8).

Очень важно уяснить эту истину и помнить, что Господь смирился и стал как один из нас, и пошёл на великие муки ради нас, Сам будучи безгрешным, и душу Свою положил за нас, - и всё это Он совершил именно потому, что ни наши добрые дела, ни наши познания о Боге, и вообще ничто другое спасти нас не могло и не может.

В этой статье хотелось бы показать несостоятельность упомянутого мнения через анализ самого излюбленного аргумента его сторонников. Они говорят: «Если спасаются только через соединение со Христом в крещении и исповедание истинного вероучения, то как же те, которые родились и умерли в неправославных странах и у которых объективно не было возможности узнать Православие?»

Прежде всего стоит заметить, что сама постановка вопроса подразумевает, что Бога в нашем мире нет. Он как будто появляется только после нашей смерти, в загробном мире, а здесь, на земле, мы живём сами по себе, и потому именно от наших действий зависит, получит ли человек, живущий в неправославной стране, возможность вступить в Православную Церковь. Вот, доберутся наши миссионеры до Новой Каледонии - и Церковь там появится, а не доберутся - например, по причине кораблекрушения, дороговизны билетов или просто лени, - и Церковь там не появится. То есть всё определяют наши действия да случай, и если мы по своему несовершенству и немощи не сможем донести благовестие до какой­то земли, то Богу остаётся лишь бессильно сокрушаться об этом и изыскивать способ спасти бедных новокаледонцев после смерти.

Только при таком взгляде возможно появление указанного выше вопроса. Но такой взгляд не имеет ничего общего с православной верой в Бога Вседержителя и Промыслителя, Который «промышляет о земле… и управляет всею вселенною» (Иов. 34, 13). Неужели Бог, заботящийся даже о том, чтобы послать пищу ворону или украсить цветком лилию (см.: Лк. 12, 24–27), не позаботится спасти человека, который «сколь лучше птиц»? (Лк. 12, 24).

Мы знаем, что «Господь благ» (Пс. 134, 3), что Он «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4). Он всё может, потому и сказал о Себе: «Я Бог всемогущий» (Быт. 17, 1; 35, 11). Он знает всё (Иер. 15, 15; Есф. 4, 17), Ему открыто и то, что происходит в умах и сердцах людей: «Господь испытует все сердца и знает все движения мыслей» (1 Пар. 28, 9), «Он знает тайны сердца» (Пс. 43, 22). Поэтому Писание и называет Бога «Сердцеведец» (Деян. 1, 24; 15, 8).

Но если Бог именно таков, то невозможно, чтобы Он не привёл к Себе, в созданную Им Православную Церковь, человека, который искренне ищет Его и чьё сердце открыто для истины и любви к Богу.

А если мы всё­таки станем спорить и решимся утверждать, что Бог оставляет без внимания воздетые к Нему руки истиннолюбцев, что Он бросает погибать в море греха и лжи души тех, кто стал бы искренне православным, если бы до него дошёл православный миссионер и рассказал бы о Христе, - тогда перед нами встаёт вопрос: почему Бог так поступает? Почему Он не послал миссионера к этому человеку? И, отвечая на этот вопрос, мы упираемся в трилемму: или Бог знает, что в некоем неправославном народе есть человек, чьё сердце открыто и готово принять Его, хочет спасти этого человека, но не может - и тогда Он не всемогущ; или Бог может спасти такого человека, желает его спасти, но не знает, к чему склоняется сердце человека, и не способен разобрать, кто из людей открыт для истины, - и тогда Он не всеведущ; или Бог знает, что есть человек, открытый для истины и жаждущий её, может его спасти, но не хочет спасать - и тогда Он не всеблагой.

Любое из этих решений приводит к тому самому богохульству, о котором говорит святитель Игнатий.

Но есть и четвёртое решение. Единственное, при котором нет богохульства. Оно появляется тогда, когда мы отбрасываем непонятно на чём основанную фантазию о том, что будто бы в этом иноверном народе живут люди, любящие истину и готовые принять Бога в своё сердце, но Бог почему­то либо не знает этого, либо не может, либо не хочет их спасать, и приходим к вопросу: а что если причина в другом? Что если Бог­то знает, может и хочет, но просто в этом народе в данный момент его истории «никто не ищет Бога; все до одного негодны» (Рим. 3, 11–12)? И потому Бог не посылает им миссионеров, что хорошо знает: их труды в данный момент будут здесь безуспешны.

В книге Деяний апостольских мы читаем: «Пройдя через Фригию и Галатийскую страну, они не были допущены Духом Святым проповедовать слово в Асии. Дойдя до Мисии, предпринимали идти в Вифинию; но Дух не допустил их» (Деян. 16, 6–7). Как же так? Того же самого апостола Павла, который записал, что Бог «хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины» (1 Тим. 2, 4), Сам Бог не пускает проповедовать в эти земли.

Неужели Бог не хотел, чтобы люди, живущие в тот момент в Асии и Вифинии, спаслись? Разумеется, хотел. Но Бог, видящий сердца людей и мысли их, знал, что никто из них в этот момент не ищет истины и не воспримет апостольскую проповедь.

А что случилось бы, если бы апостолы пришли в такие места, возвестили Евангелие, а все жители до единого эту проповедь отвергли? Сам Христос говорит об этом: «Если же придете в какой город и не примут вас, то, выйдя на улицу, скажите: и прах, прилипший к нам от вашего города, отрясаем вам; однако же знайте, что приблизилось к вам Царствие Божие. Сказываю вам, что Содому в день оный будет отраднее, нежели городу тому» (Лк. 10, 10–12).

Справедливо, что наказание тех грешников, кто услышал проповедь о Христе и отверг её, будет намного тяжелее, чем тех, кто грешил и поработился греху, не зная о Спасителе. Но Господь, Который «благ и к неблагодарным и злым» (Лк. 6, 35), хочет, чтобы таких городов было как можно меньше. И Он до времени не посылает туда апостолов, а иногда даже удерживает их, чтобы и тем людям, которые в сердце своём выбрали грех, а не Бога, предоставить обстоятельство, смягчающее их вину. Это оставление их в неведении становится для них выражением милосердия Божия, ибо раб, «который знал волю господина своего, и не был готов, и не делал по воле его, бит будет много; а который не знал, и сделал достойное наказания, бит будет меньше» (Лк. 12, 47–48). В этом мы видим любовь Божию, видим, как даже о тех людях, которые в сердце своем предпочли тьму, Бог заботится.

Но если Он так заботится о тех, кто, избрав грех, сделал себя врагом Богу, то как же Он должен заботиться о тех, в чьих сердцах есть жажда истины, праведности?

Именно таковых ищет Он во всех народах, как говорит Писание: «Господь с небес призрел на сынов человеческих, чтобы видеть, есть ли разумеющий, ищущий Бога» (Пс. 13, 2). Преподобный Силуан Афонский говорит, что «Дух Святой всякую душу движет искать Бога». И если какая­то душа отликается и начинает искать Бога, то над ней сбывается то, что Господь обещал в Писании: «Если будешь искать Его, то найдешь Его» (1 Пар. 28, 9). «Ищущий Господа найдет знание с правдою» (Притч. 16, 5). Если есть человек, чьё сердце искренне взыскует истины, пусть даже этот человек жил в народе, совершенно не знающем о Православии, то Господь устраивал для такого человека возможность принять Православие.

Так, в XII веке Бог устроил для одного немца­католика возможность узнать о Православии, и тот, обратившись, стал известен как святой Прокопий Устюжский; в том же веке Он дал такую возможность одному волжскому булгарину­мусульманину, и тот, обратившись, стал известен как святой Авраамий Болгарский; в следующем столетии Господь дал такую возможность одному монголу­язычнику, и тот, обратившись, стал известен как святой Петр Ордынский. Вся история Церкви, равно как и современность, полна подобными примерами, подтверждающими слова Псалмопевца: «Ты не оставляешь ищущих Тебя, Господи» (Пс. 9, 11).

В Новом Завете мы видим это на примере евнуха­эфиопа (см.: Деян. 8, 27–39). Сколько всего Господь устроил, чтобы дать ему возможность креститься! Надо было, чтобы этот человек смог благополучно добраться до Иудеи, чтобы он узнал о вере в единого Бога, чтобы смог выучить еврейский язык, чтобы ему попала в руки книга пророка Исаии, наконец, чтобы этот евнух встретил апостола Филиппа, который и возвестил ему о Христе, а затем крестил. Сколько в этой истории мы видим заботы об одной душе, сколько устроено Промыслом, чтобы дать этому истиннолюбцу возможность войти через крещение в спасительный ковчег Церкви!

И если кто­то, видя всё это, начинает фантазировать о том, что будто бы в это же время в Эфиопии или других странах были и другие люди, которые точно так же в сердце своём расположены были к истине и искали Бога, но, в отличие от этого евнуха, Бог почему­то не послал к ним апостола и не дал им возможности узнать истину и креститься, то что на это сказать? Либо такой фантазёр вообще не верит в Бога и думает, что всё в мире определяется случаем, либо он обвиняет Бога в лицеприятии и несправедливости, полагая, что Он, при всех равных обстоятельствах, одним почему­то даёт возможность спастись, а другим не даёт.

Но Писание говорит: «Нет у Господа Бога нашего неправды, ни лицеприятия, ни мздоимства» (2 Пар. 19, 7), и эту истину об отсутствии у Бога лицеприятия ещё трижды повторяет апостол (см.: Рим. 2, 11; Еф. 6, 9; Кол. 3, 25).

Если мы верим в Промысл Божий, то поймём, что всё происходит не так, будто сначала мы куда­то идём и проповедуем, а там уже после этого появляются уверовавшие, - нет, сначала Сердцеведец Бог видит, что в таком­то народе есть души, готовые к принятию истины и жаждущие её, и после этого Он устраивает так, что либо миссионер приходит к этим душам, либо эти души оказываются в стране, где есть Православная Церковь.

Итак, все, кто в сердце открыт истине и готов принять Бога, получают возможность узнать истину Православия и прийти в Христову Церковь. Те же, кто равнодушен к истине, показывают, что они сделали свой выбор не в пользу Бога. И они остаются чужими для Христа и в вечности пожинают плоды своего выбора. Это очень печально, но это реальность. Мы не можем смотреть на жизнь как на голливудский фильм, чтобы ожидать непременного «хэппи­энда». Выбор, который мы совершаем, предельно серьёзен, и его последствия предельно серьёзны.

Сторонники упомянутого выше заблуждения любят говорить, что, мол, было бы непростительной дерзостью предвосхищать грядущий Суд Божий, утверждая, что все нехристиане не спасутся; это, мол, решить может только Бог.

Но, повторяя эту неоднократно выраженную в Священном Писании и Предании истину, мы вовсе не дерзаем опережать Суд Божий, а, напротив, выражаем то из этого Суда, что уже о нём открыл нам Бог: «Кто не пребудет во Мне, извергнется вон, как ветвь, и засохнет; а такие ветви собирают и бросают в огонь, и они сгорают» (Ин. 15, 6). «Верующий в Сына имеет жизнь вечную, а не верующий в Сына не увидит жизни, но гнев Божий пребывает на нем» (Ин. 3, 36). «Всякий, отвергающий Сына, не имеет и Отца; а исповедующий Сына имеет и Отца… Верующий в Сына Божия имеет свидетельство в себе самом; не верующий Богу представляет Его лживым, потому что не верует в свидетельство, которым Бог свидетельствовал о Сыне Своем… Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни» (1 Ин. 2, 23; 5, 10–12).

Это не мы «дерзаем», а Бог так сказал. Вера Церкви в последний Суд вовсе не ограничивается одним лишь утверждением, что такой Суд будет, но включает и основные критерии, по которым он будет производиться, и главнейшим из них является сознательное принятие Христа. Как говорит преподобный Иустин (Попович), «связь человека с Богом определяется в соответствии со связью, какую кто имеет со Христом. Поскольку не существует Бога без Христа ни на небе, ни на земле, ни под ней».

Также сторонники того заблуждения, что и без Христа можно спастись человеку, в качестве аргумента указывают на то, сколь мало православных христиан в мире, отсюда, по их мнению, следует, что нельзя говорить про спасение только искренних членов Православной Церкви, ведь иначе получится, что спасающихся очень мало, а погибающих очень много.

Но разве не о том же самом говорил Господь Иисус Христос: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (Мф. 7, 13–14); «много званых, но мало избранных» (Лк. 4, 24); «Не бойся, малое стадо!» (Лк. 12, 32).

Если бы они были правы, то Господь бы сказал, что «широки врата и пространен путь, ведущие в жизнь, и многие идут ими; но тесны врата и узок путь, ведущие в погибель, и немногие находят их», «много званых, а избранных ещё больше».

В действительности же Господь с самого начала обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало.

Посмертное единство с Богом есть естественное продолжение того единства, которое человек избрал уже в земной жизни и которое даруется только Христом в Его Церкви. Точно так же и посмертное отлучение от Бога есть естественное продолжение того отлучения, которое человек избрал при этой жизни и которому он подверг себя, предпочтя Богу или поискам Истинного Бога самолюбие и любовь ко греху.

Если мы верим в Промысл Божий, то поймём, что всё происходит не так, будто сначала мы куда-то идём и проповедуем, а там уже после этого появляются уверовавшие, - нет, сначала Сердцеведец Бог видит, что в таком-то народе есть души, готовые к принятию истины и жаждущие её, и после этого Он устраивает так, что либо миссионер приходит к этим душам, либо эти души оказываются в стране, где есть Православная Церковь.

Итак, все, кто в сердце открыт истине и готов принять Бога, получают возможность узнать истину Православия и прийти в Христову Церковь. Те же, кто равнодушен к истине, показывают, что они сделали свой выбор не в пользу Бога. И они остаются чужими для Христа и в вечности пожинают плоды своего выбора.

Все ли христиане спасутся?

    ВОПРОС ОТ ВЕРЫ
    В ответах на вопросы о том, кто войдёт в Царствие Божие Вы часто ссылаетесь на нагорную проповедь Господа, но 5-ю главу от Матфея Господь заканчивает очень конкретным выводом из всего Им сказанного: “Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный”. Дух Святой через Иакова утверждает, что только тот, кто не согрешает в слове, тот человек совершенный и что язык никто из людей обуздать не может. Сопоставив оба места, невольно возникает уже заданный учениками вопрос: Кто же может спастись? И приходит на память ответ Господа: “Человекам это невозможно, Богу же всё возможно”. И ещё: “Ибо Он (Христос) одним приношением Своего Тела НАВСЕГДА сделал совершенными освящаемых”, т.е. всех, так как Христос за вех умер и есть Спаситель всех человеков, таково было в своё время свидетельство. Нет воли Божией чтобы кто погиб... Кто верит, что не все спасутся во Христе и благодаря Христу, тот осуществляет своей верой (уверенностью, убеждённостью) чью-то погибель. Слава Христу, что Он сделал всех людей новой тварью, сынами Божьими во Христе, которые верят всему сказанному Отцом Небесным о Христе. Если ответите, буду рада.

Вы наверное принадлежите к церкви, которая проповедует исключительно спасение по благодати, что следует из уверенности во спасении всех христиан. Но Библия этому не учит. То есть, так не говорили ни Иисус ни апостолы.

Действительно во Христе, по благодати Божьей, могут обрести спасение все люди, то есть спасение предложено всем и за всех умер Иисус. Людям остается только принять это спасение. Но принятие спасения подразумевает не только веру во Христа и принятие Его заместительной жертвы за свои грехи. Человек должен покаяться и обратиться, то есть захотеть измениться, избавиться от своих грехов. Вспомните, что говорил Иисус прощенной им женщине:

Иоан.8:11 иди и впредь не греши .

Иначе получается, что христианин отличается от язычника лишь верой во Христа, но не образом своей жизни.

Вы затронули Нагорную проповедь, но заканчивается она не в 5, а в 7 главе Евангелия от Матфея. Посмотрите, что там написано:

Матф. 7:21 Не всякий, говорящий Мне: "Господи! Господи!", войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. 22 Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? 23 И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие .

Из слов Христа четко видно, что не все верующие в Него спасутся, а только те, кто исполнял волю Бога Отца. Чуть далее Он поясняет, что не спасутся делающие беззаконие , то есть те, кто не исполняет Закон Божий.

Кстати, стоит отметить, что грех согласно Библии - это и есть несоблюдение закона Божьего:

1Иоан.3:4 Всякий, делающий грех, делает и беззаконие; и грех есть беззаконие .

А теперь посмотрите на начало Нагорной проповеди - там Иисус четко говорит, что нужно исполнять заповеди закона , и что Он пришел не изменить закон, а исполнить его (речь в частности идет о том, что Он пришел исполнить - воплотить прообразы жертвенных животных, которые симолизировали Христа и по Закону Божьему должны были приноситься в жертву верующими за свои грехи).

Матф. 5:17 Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. 18 .... доколе не прейдет небо и земля , ни одна иота или ни одна черта (это маленькие знаки и буквы в тексте закона) не прейдет из закона , пока не исполнится все. 19 Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших (то есть несложных) ... тот малейшим наречется в Царстве Небесном.

Как видите, Иисус, пояснял, что не одна заповедь из закона не пропадет пока не прекратятся Земля и небо , если только она не будет исполнена, то есть когда воплотятся заложенные в нее Богом цели и смысл.

Действительно, Иисус в Нагорной проповеди призывал учеников стать совершенными:

Матф.5:48 Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный.

О такой воле Божьей относительно людей говорили и апостолы:

Петр призывал христиан стать святыми, то есть отдаляться от греха (о понятии святости, читайте главу в книге "Возвращаясь к истокам христианского вероучения" ).

1 Пет. 1:15 по примеру призвавшего вас Святаго, и сами будьте святы во всех поступках.

Павел четко говорил, что воля Божья о людях, чтобы они становились чище и лучше:

1 Фес. 4:3 ВОЛЯ Божия есть ОСВЯЩЕНИЕ ваше, чтобы вы воздерживались от блуда; ... 6 чтобы вы ни в чем не поступали с братом своим противозаконно

Внимание! Здесь апостолы цитировали закон Божий из Ветхого Завета:

Лев. 11:44 Я - Господь Бог ваш: освящайтесь и будьте святы , ибо Я свят

Христиане не просто должны становиться лучше, но у них есть ориентир, c котором они должны сравнивть свою жизнь - это закон Божий. Внимательно посмотрите на все приведенные выше цитаты, там везде четко видна ссылка на закон. В частности, Павел, призывая христиан воздерживаться от блуда, тем самым призывал у исполнению заповеди закона Божьего:

Втор.23:17 Не должно быть блудницы из дочерей Израилевых и не должно быть блудника из сынов Израилевых.

А в конце приведенного отрывка послания к Фессалоникийцам Павел прямо говорит, чтобы христиане не поступали с людьми противозаконно ! О каком законе говорил Павел? Конечно о том же, что и Иисус и все другие апостолы и пророки - о законе Божьем!

Сегодня многие христиане говорят что закон не нужен. Но одновременно, они правильно считают, что делать дурное христиане не должны. Но как определить что в глазах Бога хорошо, а что плохо? Если речь идет о законах государств проживания, то они могут быть различны и даже содержать нормы, которые противоречат библейским принципам. В частности, Ветхий и Новый завет четко говорят, что гомосексуализм это не нормальное явление, но есть страны где однополые браки разрешены законом. Также в современном обществе распространена традиция жить гражданским браком до свадьбы и менять партнеров, чтобы выбрать лучшего, но как было показано выше Ветхий и Новый завет, то есть пророки и апостолы, будучи вдохновлены Духом Святым, выступли категорично против этого, ведь это было нарушением закона Божьего! И таких примеров можно привести массу, есть даже откровенно глупые и несправедливые мирские законы.

Понимая это, и зная Библию, в которой Бог не раз заявлял, что Он не изменен и Его закон не изменяется (читайте главу ), можно сделать только один вывод - во всех случаях, где говориться в Новом завете о беззаконии , речь идет о нарушении закона Божьего, изложенного в Ветхом завете.

Многих христиан смущает то, что Закон Божий, по их мнению, содержит лишь обрядовые заповеди, но это не так. В законе очень много морально-этических наставлений - не воровать, не убивать, не завидовать, почитать старших, не внимать слухам, не обманывать, возмещать причиненный ущерб, помогать неимущим, близким и даже врагам и т.д. Все эти заповеди есть в Ветхом Завете.

Также многих христиан смущает, что в Новом Завете есть тексты, которые говорят якобы о ненужности закона. Все это слова Павла, который был очень образован и в своих посланиях рассуждал об отмене исполненных обрядовых заповедей закона и законничестве иудеев. При этом, сам Павел много раз восхвалял закон.

В Новом Завете имеется множество текстов, восхваляющих закон Божий. Все спорные слова Павла и положительные стихи о законе рассмотрены в книге "Возвращаясь к истокам христианского вероучения"

Вот небольшой отрывок их книги (который полностью можно прочитать перейдя по ссылке ):

"Давайте посмотрим на некоторые, как иногда кажется, диаметрально противоположные высказывания апостола Павла о законе: С одной стороны: «Конец закона - Христос» (Рим. 10:4), с другой - «Закон свят, и заповедь свята и праведна и добра» (Рим. 7:12), «Обрезание ничто и необрезание ничто, но все в соблюдении заповедей Божиих» (1 Кор. 7:19), «В Моисеевом законе написано … для нас это написано» (1 Кор. 9:9,10); «Я … не … чужд закона пред Богом» (1 Кор. 9:20,21), «Закон духовен,… добр,… по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием» (Рим. 7:14,16,22), «Плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются» (Рим. 8:7).

С одной стороны: «Законом никто не оправдывается пред Богом, … потому что праведный верою жив будет» (Гал. 3:11), с другой – «Мы уничтожаем закон верою? Никак; но закон утверждаем» (Рим. 3:31).

С одной стороны: «Буква убивает, а дух животворит» (2 Кор. 3:6), с другой - «Cлово Божие живо и действенно … оно проникает до разделения души и духа, составов и мозгов, и судит помышления и намерения сердечные» (Евр. 4:12).

Также в Новом Завете имеются противоречивые на первый взгляд высказывания о законе и других апостолов. Например, Иаков говорил: «Так говорите и так поступайте, как имеющие быть судимы по закону свободы» (Иак. 2:12). А чуть выше этот же закон он называет «царским» и призывает соблюдать все его заповеди: «Возлюби ближнего твоего, как себя самого,… не прелюбодейсвтуй, … не убей. Кто соблюдает весь закон и согрешит в одном чем-нибудь, тот становится виновным во всем» (Иак. 2:8,11,10). Далее Иаков возвещает: «Кто злословит брата или судит брата своего, того злословит закон и судит закон; а если ты судишь закон, то ты не исполнитель закона, но судья. Един Законодатель и Судия» (Иак. 4:11,12)."

В принципе, вполне понятны опасения некоторых христиан относительно закона, ведь иудеи превратили его в законничество. Конечно в этом их перебор, но и полностью отменять закон - это не меньший перебор. Главное в этом вопросе - золотая середина - правильно понимать задачу закона. Сам закон Божий не сделает нас лучше - изменить нас может только благодать Христа, Его влияние на наше сердце. А закон для нас - это ориентир, по которому мы можем сверять насколько наша сегодняшняя жизнь соответствует воле Божьей. Апостол Иаков называл закон зеркалом, в котором мы можем увидеть какие мы на самом деле, а не какими мы представляем себя в своих глазах.

Что касается слов Иакова относительно языка, то из контекста понятно, что этой фразой апостол не хотел сказать, что лишь немые могут наследовать спасение... Иаков указывал на распространенную и опасную проблему злоречия. Об этом же говорил Иисус:

Матф.12: 36 Говорю же вам, что за всякое праздное слово, какое скажут люди, дадут они ответ в день суда: 37 ибо от слов своих оправдаешься, и от слов своих осудишься.

О том же говорил и Павел:

1 Кор. 6:9 Не обманывайтесь: ни блудники, ни идолослужители, ни прелюбодеи, ни малакии, ни мужеложники, 9 ни воры, ни лихоимцы, ни пьяницы, ни злоречивые, ни хищники - Царства Божия не наследуют .

Речь конечно не идет о тех, кто сгоряча сказал дурные слова, а о том, что есть люди, включая верующих, исторгающие из себя словесную желчь, что показывает на их внутренний духовный мир, очень далекий от идеалов, проповедуемых Христом и апостолами.

Что касается цитаты из послания к Евреям, что Иисус "одним приношением навсегда сделал совершенными освящаемых " , то из контекста понятно, что речь не идет о том, что люди стали совершенными во Христе, а о том, что заместительная жертва Христа в глазах Бога делает нас совершенными. Но здесь опять же нужно обратить внимание на то, что речь идет о тех людях, кто освящается , то есть тех, кто старается стать лучше, тех, кто ищет в своей жизни воли Божьей , ведь "воля Божья, это освящение" наше (1 Фесс. 4:3).

В Новом Завете есть много текстов, которые говорят, что не все христиане спасутся. Некоторые из них были приведены выше, но есть и другие.

Можно вспомнить притчу Иисуса о десяти девах (см. Матф. 25:1-13), из которой яственно следует, что будут люди знающие Христа и даже ожидающие Его, но из-за своей духовной дремоты неподготовившиеся ко встрече с Ним.

Через апостола Иоанна Иисус прямо возвещал, что судится будет человек по его делам :

Откр.2:23 И... уразумеют все церкви , что Я есмь испытующий сердца и внутренности; и воздам каждому из вас по делам вашим .

Христианам из Каринфа, Галатии и Ефеса апостол Павел однозначно говорил:

2 Кор. 5:10 всем нам должно явиться пред судилище Христово, чтобы каждому получить [соответственно тому], что он делал, живя в теле , доброе или худое.

Гал. 5:19 прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, 20 идолослужение, волшебство, вражда, ссоры, зависть, гнев, распри, разногласия, (соблазны), ереси, 21 ненависть, убийства, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю (предупреждаю) вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют .

Еф.5:5 ибо знайте, что никакой блудник, или нечистый, или любостяжатель, который есть идолослужитель, не имеет наследия в Царстве Христа и Бога.

Примечательно, что заканчивается Библия подобнымb предупреждениями:

Откр. 14:12 Здесь терпение святых, соблюдающих заповеди Божии

Откр. 21:7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном. 8 Боязливых же и неверных , и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и ВСЕХ лжецов участь в озере, горящем огнем и серою

Откр. 22:14 Блаженны те, которые соблюдают заповеди Его , чтобы иметь им право на древо жизни и войти в город (Небесный Иерусалим) воротами. 15 А вне - псы и чародеи, и любодеи, и убийцы, и идолослужители, и ВСЯКИЙ любящий и делающий неправду .

Конечно же Иисус умер не для того, чтобы христиане могли безнаказанно грешить, зная, что за их грехи умер Иисус. Нужно четко понимать, что делами мы не спасаемся, потому что спасение происходит через благодать заместительной жертвы Христа. Но делами мы можем погибнуть, если будем цинично грешить не желая каяться и изменяться - избавляться от греха. Слово Божие четко говорит, что если мы будем грешить не раскаиваясь и не пытаясь справиться с грехом, то на такой нераскаянный грех смерть Иисуса не будет распространяться:

Евр.10:26 Ибо если мы, получив познание истины, произвольно (охотно, не желая измениться) грешим , то не остается более жертвы за грехи

Евр. 12:4 Вы еще не до крови сражались , подвизаясь против греха

1Иоан.1:9 Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды.

Так что новым творением мы не делаемся автоматически, приняв крещение и сразу получив билет в Царствие Божие, а становимся постепенно освящаясь , со временем все больше и больше своим характером становимся похожи на Иисуса. Конечно Бог "хочет , чтобы все люди спаслись" (1 Тим. 2:4), но и насильно Господь не будет затаскивать человека в Свое Царствие, если этот человек любит свои грехи и под разными предлогами не желает с ними расставаться. Господь сделал все что от Него зависело, пошел ради нас на крест, и дал нам в помощь Духа Святого. Выбор остается за нами - захотим ли мы изменяться, чтобы своею жизнью отражать характер Божий или только будем носить имя Христа, но жить, как беззаконники язычники.


Валерий Татаркин



Здесь = > другие

Евангелие обещает вечное спасение всем, кто покается и уверует во Христа; оно же сурово предостерегает тех, кто откажется это сделать. Эти предостережения всегда были (и остаются) довольно раздражающим моментом в отношениях Церкви и мира. Люди не очень счастливы слышать, что они грешники, им грозит нечто невыразимо ужасное, и они непременно должны переменить свои взгляды и поведение, чтобы обрести надежду.

Людям это кажется проявлением немилосердия, если не прямой злобности - Бог этих христиан, значит, отправит нас в ад, если мы не станем играть по их правилам? Трудно им, что ли, пообещать вечное спасение вообще всем - тем более, раз они провозглашают, что Бог есть любовь?

Что же, давайте попробуем прояснить этот вопрос. Люди часто говорят о спасении в разных контекстах - которые определяются тем, реально ли спасение, о котором идет речь.

Тут возможны три позиции . Собственно, традиционно религиозная - человек предназначен для жизни вечной и блаженной, вопрос о том, как ее достичь - самый важный из возможных, потому что величайшее благо, несопоставимое со всеми земными благами, - это вечное спасение, а величайшее бедствие - несопоставимое со всеми земными бедствиями - это вечная гибель.

Вторая - атеистическая . Личное бытие человека, все его радости и скорби, всё это навсегда, полностью, необратимо завершается в момент смерти. Мертвые не могут наследовать ни блаженства, ни муки - их просто нет, и всё. Аморально и глупо обещать людям вечные блага, которые существуют только в воображении.

Третья точка зрения - постмодернистская , ее еще можно назвать пост-атеистической. Постмодернисты говорят примерно так: «Ну конечно, нет никакого вечного спасения, закопают - лопух вырастет, сознание навсегда покинуло его.

Тут нет спора с нашими предшественниками - атеистами. Беда только в том, что они не додумывают свою мысль до конца. А почему аморально обещать людям вечные блага? Что делает обещание аморальным? Его невыполнение, то есть ситуация, когда жертва обнаруживает себя кинутой. Помер такой благочестивый христианин, смотрит - а атеисты-то были правы! Попы-то дурили народ! Нету никакой жизни после смерти! Но ведь если атеисты правы, ему это не угрожает - он просто умрет, утешаясь надеждою, и никогда не узнает, что был неправ.

Обещания, относящиеся к посмертию, конечно, не будут выполнены - но не будут и нарушены, за прекращением существования субъекта, которому они были даны. Если вы обещали умирающему, скажем, виллу в Ницце, он этим утешался и умер с улыбкой, никакого нарушения обещания не произошло. Он не плачет и не высказывает вам горьких упреков - его просто нет. Вы не заслуживаете никакого упрека - вы ничуть не умножили страданий в мире, а, напротив, утешили умирающего.

Если обещания посмертных блаженств помогают человеку претерпевать земные трудности - да на здоровье, пусть себе. Ну, конечно, после смерти его не ждет ничего, и его самого не будет - но вот прямо сейчас он обретает утешение в компании единоверцев, какой смысл его лишать этого важного психологического механизма, который веками помогал нашим предкам справляться с тяготами жизни?»

Традиционная и постатеистическая точки зрения внешне могут выглядеть похожими до слияния - и вторая влиять на первую. Но что ее демаскирует - это легкая раздача обещаний вечного спасения. Всё равно же покойник не предъявит вам упреков, что вы сбили его с пути спасения, внушив ему ложную успокоенность. Нету же никакого спасения - а равно погибели - на самом деле. Какие хотите сады, такие и обещайте - чего бы и не погладить людей по шерстке, раз никакими реальными плохими последствиями это не грозит, помрут и всё.

Отказ раздавать легкие обещания воспринимается в этом контексте с обидой - ну, трудно, что ли, пообещайте человеку виллу в Ницце, убудет от вас, что ли? Метафизически это ничего не меняет, а психологически - утешение.

Но для традиционной религиозной точки зрения раздача необоснованных обещаний - это страшное дело. Потому что человек умрет, окажется на той стороне, и обнаружит, что его жестоко обманули. Поэтому разговоры о том, кто спасется и как спасаться, надо начинать с разговора о реальности спасения. Есть ли, на самом деле, жизнь после смерти? Рай Небесный - это реальное место назначения, куда можно прибыть - или не прибыть - или просто утешительная сказка?

Если рай - реален, то разговор о пути туда оказывается самым важным разговором на свете.

Не теорией, которую мы обсуждаем на досуге (по правилам этой игры дела обстоят так-то), а самым практическим, что только может быть. Нет ничего ужаснее, чем обманываться в вопросе вечного спасения - или обманывать других.

А если исходить из того, что жизнь после смерти - реальна, нам придется допустить реальность ада . Это неизбежно - и давайте подробнее рассмотрим, почему.

Вот есть, например, злодеи из криминальной хроники, которые похищают, истязают и убивают женщин. Или детей. Ради удовольствия. Это совершенно реальные случаи. В итоге (будем надеяться) полиция их находит и изолирует от общества до самой их смерти.

Должна ли бесконечная милость Божия пустить их в рай - чтобы они вели себя в раю сообразно своим представлениям о желанном? Тогда это будет не рай. Должна ли милость Божия выставить их за дверь? Но тогда вы уже согласитесь, что чтобы сохранить рай раем, из него кого-то неизбежно придется выставить - и это не вопрос нехватки милости. Просто вы не можете иметь рай и нераскаянных злодеев одновременно в одном месте.

Конечно, злодеи - пример крайний. Но он о том, что открытый для всех и без требований покаяния рай тут же превратится в ад. Можно уточнять, кто именно будет выставлен за дверь - «изгнан вон», как говорит Господь Иисус, - но говорить «никто не будет», увы, нечестно. Кто-то будет изгнан вон, во тьму внешнюю - там будет плач и скрежет зубов.

А если никто не будет изгнан - плач и скрежет зубов будет внутри. Необходимо или «погубить губивших землю» (Откр.11:18), или они будут губить землю вечно.

Поэтому последний суд, окончательное разделение неизбежно - в Небесный Иерусалим «не войдет… ничто нечистое и никто преданный мерзости и лжи, а только те, которые написаны у Агнца в книге жизни» (Откр.21:27).

Если мы зададимся - несомненно, актуальным - вопросом о том, какое количество зла и греха может быть допущено в рай, чтобы он остался при этом раем, ответ очевиден и с точки зрения разума, и с точки зрения Писания - никакое. Как же нам попасть в рай?

А вот до этого вопроса нам и стоит дойти - потому что сам разговор о спасении приобретает смысл, когда мы осознаем реальность (и, хотя бы отчасти, серьезность) беды, от которой нам надлежит спастись.

Грешник находится в состоянии, объективно несовместимом с раем. Просто взять и «впустить» его в рай - значит этот рай разрушить.

Разговоры о том, что бесконечная милость Божия никого не оставит за дверью, всегда будут приниматься аудиторией с одобрением - но если мы подумаем пять минут, это бы не означало, что ада не будет. Это означало бы, что не будет ничего, кроме ада.

Любовь и милость Божия сохраняет Небесный Иерусалим - тем, что не пускает в него зло. И когда мы ясно осознаем этот факт - который, скажу еще раз, и настойчиво утверждается Господом в Евангелии, и очевиден с точки зрения разума - мы будем готовы говорить о спасении грешников, в котором и является милость Божия.

Бесконечная милость Божия простирается настолько, что Бог становится человеком в лице Иисуса Христа, умирает за беззакония беззаконных, чтобы приобрести им прощение, прощает всякого, кто раскаивается, преображает тех, кто доверился Ему, благодатью Святого Духа, искупает, очищает и вводит в рай грешников.

Но для этого нужно, чтобы они раскаялись, обратились к Богу и приняли это прощение и новую жизнь. Но для этого они должны согласиться.

А для этого христиане не должны скрывать истину - чтобы попасть в рай, нужно обратиться к Богу в покаянии и вере, возложить свою надежду на Иисуса Христа, проявить желание исправить свою жизнь и искать в этом помощи Божией.

Поэтому любой любящий и милосердный человек (и Господь Иисус, прежде всего) призывает грешников к покаянию.

Если нам, скажем, не хочется раздражать злодеев, мы можем им сказать, что не беда, Бог слишком добр, чтобы выставить за дверь кого бы то ни было. Но мы им скажем неправду. Они неизбежно окажутся за дверями.

Грешник может войти в рай, только приняв прощение и глубоко изменившись, - а для этого нужна не только милость Божия, но и капитуляция грешника перед этой милостью. Упорный, ожесточенный и нераскаянный грешник в рай не войдет - иначе это уже не будет рай.

Евангелие - слово благое, слово утешительное; но оно достигает нас (и других людей), когда мы признаем, что мы нуждаемся в спасении. Когда мы капитулируем, мы можем утешать себя и друг друга твердыми и несомненными обетованиями спасения, которые Писание дает всякому верующему во Христа. Когда мы упорствуем в нераскаянии, лучшее, что могут для нас сделать те, кто нас любит, - это предостерегать нас об опасности.

Неужели мало спасающихся?

Возможно, не каждый конкретный человек задает себе вопросы относительно количества тех людей, которые будут спасены в вечности. Но подавляющее число людей, верящих в Бога, если и не имеют твердой уверенности в своем спасении, то, по крайней мере, надеются попасть на небеса. Похоже, что в религиозном мире существует убежденность, что спасутся очень многие, если не все. Нужно ли вообще обсуждать тему количества людей, которые попадут на небеса? Полагаем что да, и для этого есть причины. Во-первых, это библейский вопрос, и уже только этого достаточно, чтобы изучать эту тему. Во-вторых, христиане должны иметь ясное понимание о количестве спасаемых, чтобы не смущаться от вопросов типа: «А сколько вас? Так мало?!» В-третьих, эта тема тесно связана с ложным стандартом большинства, которому следуют многие люди. И, в-четвертых, имея ясные знания по этой теме, и на их основании твердое убеждение в правильности выбранного пути, мы можем с большим успехом обучать других людей истине.

Можем ли мы знать в действительности то, сколько же будет спасенных людей: много или мало? Да, можем, потому что такие вопросы задавали Иисусу, и Он на них отвечал. “Некто сказал Ему: Господи! неужели мало спасающихся? ” (Лук. 13:23). Этот вопрос был задан Христу, когда Он по пути в Иерусалим, проповедуя, учил народ. Почему был задан такой вопрос? Вероятно, Иисус говорил об этом прямо или так, что из Его слов следовало: спасутся немногие. Каков же ответ? “Многие поищут войти и не возмогут ” (Лук. 13:24). Проблема этих многих людей заключается не в том, что они искренне ищут Царства и у них не получается найти его. Писания однозначно учат, что “неизменный в слове Бог ” (Тит. 1:3) кроме требования искать правды и Царства Его (Мат. 6:33) уверял, что просящему дастся, и ищущий найдет, и стучащему откроют (Мат. 7:7). Эти слова относятся к Евангелию, которое показывает путь к Богу, и что всякий желающий может найти Господа и познать Его волю. “Многие не возмогут” (Лук. 13:24) только потому, что не подвизаются (не прилагают стараний и усилий) войти сквозь тесные врата, но идут широким путем вседозволенности. Иисус призывает: “Входите тесными вратами; потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их ” (Мат. 7:13,14).

Что же является определяющим в том, сможет ли человек войти в Царство и быть всегда с Богом? Исполнение Божьей воли – вот это определяет количество спасенных душ. “Не всякий говорящий Мне “Господи! Господи!” войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного ” (Мат. 7:21). Многие будут предъявлять свои права на то, чтобы быть в Царстве: "Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? " (Мат. 7:22), но этим многим Иисус ответит: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ” (Мат. 7:23). Попробуйте прочитать еще раз Мат. 7:13-23, отмечая слова “многие” и “немногие”, и ответить на вопрос, вынесенный в заглавие этой статьи.

То, что спасенных будет мало, не должно нас радовать, да и не радует. Но это - реальность, о которой говорил Сам Спаситель. Желает ли Бог гибели людей? Нет, Он “... хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины ” (1 Тим. 2:4), и не желает смерти грешника (2 Пет. 3:9; Иез. 18:32). Поэтому Бог через Евангелие Христа призывал и продолжает призывать всех людей ко спасению, но избирает только повинующихся Ему, которых, к сожалению, мало. Именно это является главной идеей притчи о брачном пире (Мат. 22:1-14). Прочитав этот отрывок, вы сможете убедиться, что избрание зависит от самого человека. Почему из всех званых пришла только малая часть? Большинство “не хотели ” (22:3); “пренебрегли ” (22:5); “оскорбили и убили ” рабов царя. Поступать именно таким образом было результатом выбора самих людей. И в стихе 22:8 находим их характеристику: “недостойны ”.

Примеры истории показывают, что спасающихся, то есть тех, кто верны и повинуются Богу, почти всегда было меньшинство. Яркая иллюстрация этому времена Ноя, когда земля была растлена, потому что “всякая плоть извратила путь свой ...”, и по этой причине Бог принял решение наказать человечество истреблением (Быт. 6:12,13). Для Ноя ответ на вопрос о количестве спасенных людей был очевиден, и мы также можем знать об этом, читая 1 Пет. 3:20: “... во дни Ноя, во времена строения ковчега, в котором немногие , то есть, восемь душ, спаслись от воды ”.

История израильского народа учит этой грустной истине – большинство иудеев почти всегда жило, нарушая Божью волю. Что, в свою очередь, влекло за собой наказание. О Божьем народе, находящемся в пустыне во время сорокалетнего скитания, написано: “Но не о многих из них благоволил Бог; ибо они поражены были в пустыне ” (1 Кор. 10:5). В Библии на украинском языке этот стих записан так: “Але їх багатьох не вподобав був Бог, бо понищив Він їх у пустині”. При первом исчислении солдат израильтян в пустыне было насчитано 603 550 человек (Чис. 2:32). Из них только два человека смогли не только увидеть своими глазами обетованную землю, но и войти в нее (Чис. 14:29,30). Увы, библейская история пестрит подобными примерами, являющимися наглядными иллюстрациями истины: спасенных людей будет мало.

«Кто не со Мною, тот против Меня; и кто не собирает со Мною, тот расточает » (Мат. 12:30). Это абсолютное заявление Господа, не оставляющее места на нейтральность в выборе между добром и злом, между спасаемыми и идущими в геенну. Но даже тогда Иисус знал о том, сколько людей будут следовать истине, Он говорил об этом, и Его слова рождали вопросы: «Неужели мало?» Конечно же, это Его не радовало, как не должно радовать и нас. Но Он говорил об этом прямо, как и мы должны говорить (1 Пет. 4:11). К сожалению, иногда чувство неловкости или неправильное понимания любви и христианской морали, заставляют некоторых детей Божьих отступать от этого правила. Иногда братья и сестры выражают свое несогласие с тем, что евангелисты проповедуют о лжебратьях, лжеучителях, лжехристах и вносимых ими разделениях. Бытует мнение о необходимости проповедования только того, что объединяет, – Христос и Его любовь, а не того, что разъединяет, – ложные учения и опасность разделений. Некоторым христианам кажется, что важное в религии – быть религиозным. Но это не так, потому что Библия учит иному. Более того, Писания заявляют, что даже в сфере религии многие не следуют по пути истины.

Апостол Иоанн не был согласен с тем, что все религии хороши и все дороги ведут к Богу. Духом Святым он записал о единственном пути, ведущем к Отцу. Этот путь – Господь Иисус Христос (Иоан. 14:6). Людей, отвергающих эту истину, Писание называет антихристами, лжецами и обольстителями. При этом Иоанн ясно говорит об их количестве – много. «Кто лжец, если не тот, кто отвергает, что Иисус есть Христос? Это – антихрист, отвергающий Отца и Сына » (1 Иоан. 2:22). «Дети! Последнее время. И как вы слышали, что придет антихрист, и теперь появилось много антихристов, то мы и познаем из того, что последнее время » (1 Иоан. 2:18). «Ибо многие обольстители вошли в мир, не исповедующие Иисуса Христа, пришедшего по плоти: такой человек есть обольститель и антихрист » (2 Иоан. 7).

Но даже тем религиозным людям, которые именем Господа пророчествуют, изгоняют бесов и творят чудеса, Иисус объявит: “Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие ” (Мат. 7:23). Первое слово стиха Мат. 7:22 говорит об их количестве – «многие». Эти многие из числа тех, которые ходят в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные (Мат. 7:15). Такие «пророки» и «учителя» вводя лжеучения, сами себе определяют последнее пристанище – вечную гибель в геенне. Но печально также и то, что за собой они увлекут многих последователей (2 Пет. 2:1-2). Это пусть горькая, но истина. Павел знал об этом, и, конечно же, его сердце наполняла печаль, и даже слез своих он не стыдился: «Ибо многие, о которых я часто говорил вам, а теперь даже со слезами говорю, поступают как враги креста Христова; их конец – погибель, их бог – чрево, и слава их – в сраме: они мыслят о земном » (Фил. 3:18,19). Павел явно был не из числа христиан, полагающих недопустимым говорить о многих религиозных людях, которые поступали как враги Иисуса, ибо он говорил об этом часто.

Небеса являются вечным пристанищем для верных Божиих. Но, к сожалению не многие люди обретут этот дом. Большинство людей, живущих в мире, идут широкой дорогой, ведущей к погибели. Об этом говорил Иисус и апостолы, этому учит библейская история. Когда человек становится последователем Иисуса, он переходит из стана великого большинства потерянных грешников в когорту малочисленных спасенных. Дети Божьи должны это понимать и не смущаться от того, что их мало. Братья и сестры, давайте помнить и учить других людей Божьей воле не следовать за большинством на зло и не отступать по большинству от правды (Исх. 23:2). Так поступать нам поможет увещевание нашего Господа: «Не бойся, малое стадо! Ибо Отец ваш благоволил дать вам Царство » (Лук. 12:32).

Дмитрий Галюк

Как ни странно, такой «аргумент» нередко можно услышать, хотя и вопрос этот и ответ на него уже есть в Евангелии. «Некто сказал Ему: Господи! Неужели мало спасающихся?» (), и Христос ответил: «подвизайтесь войти сквозь тесные врата , ибо, сказываю вам, многие поищут войти, и не возмогут " ()

С самого начала Господь обозначил ту печальную реальность, что погибающих много, а спасающихся мало. Поэтому Он сказал: «Входите тесными вратами, потому что широки врата и пространен путь, ведущие в погибель, и многие идут ими; потому что тесны врата и узок путь, ведущие в жизнь, и немногие находят их» (). Если были бы правы приверженцы указанного лжеучения, то надо было бы, напротив, сказать, что широки врата и пространен путь, ведущие в жизнь, и многие идут ими, но тесны врата и узок путь, ведущие в погибель, и немногие находят их. Если бы они были правы, то Господь не сказал бы: «много званых, но мало избранных» (), и не называл бы «малым стадом» ().

Святой Лука (Войно-Ясенецкий) говорит: «Нет народа, для которого не воссиял свет Христов. Вспомним, что сравнил Господь наш Царство Небесное с неводом, закинутым в море и захватившим рыб всякого рода, который, когда наполнился, вытащили на берег и, севши, хорошее собрали в сосуды, а худое выбросили вон. Широко был закинут невод Христов над всем человечеством, но очень многое из захваченного им пришлось выбросить как негодное. И осталось малое, но драгоценное стадо Христово.

Почему так мало ценного осталось в неводе Христовом? Потому что весь род человеческий делится на две очень неравные части: огромное большинство составляют те, которые в Священном Писании именуются «народом земли». Это те, для которых всего важнее и даже единственно важны интересы благополучия в земной жизни. А к благам жизни вечной, в которую мало или совсем не верят, они равнодушны. То душевное настроение, которого требует Господь наш Иисус Христос в Своих великих заповедях блаженства, не только вполне чуждо им, но и мешает им в достижении их собственных целей земного благополучия» [Св. Лука (Войно-Ясенецкий). Беседа от 22 июля 1957 г. / Проповеди. Т.2. Симферополь, 2003. С. 83].

Как-то раз автору этих строк довелось побывать в Индии, и одна из живущих там русских православных женщин в разговоре призналась, что не может понять, почему почти вся Индия с её миллиардом населения осталась равнодушна к проповеди Евангелия, которая звучит здесь ещё с апостольских времен. На следующий день мы беседовали с её мужем-индусом, и когда речь зашла о том, что истина должна быть для человека превыше всего, мой собеседник сказал, что для него мать – как бог, и что если любого индуса спросить о самом главном в жизни, тот назовёт две вещи: родители и вера, но если поставить перед выбором: родители или вера, то сто процентов индусов выберут родителей. Я переспросил у его супруги, действительно ли это так, и она подтвердила справедливость этих слов. Тогда я сказал, что в них – ответ на её вчерашнее недоумение. «Кто любит отца или мать более, нежели Меня, не достоин Меня» ().

Идея о том, что будто бы вокруг нас множество добрейших и боголюбивейших людей, которые лишь в силу какого-то нелепого стечения «объективных обстоятельств» не стали христианами – это оторванная от жизни фантазия, удобная для кабинетных ученых и людей, вращающихся по большей части в кругу единоверцев. А истинность слов Господа о том, что большинство избирает путь погибели, доказывается самой жизнью, и любой читатель может убедиться в этом экспериментальным путем. Если выйти на улицу и обратиться к прохожим, предлагая им разговор об истине, о Христе, то нетрудно увидеть, какой процент людей откликается, а какой – вежливо или невежливо, но вполне сознательно декларирует свое неприятие христианской веры. Православные миссионеры, на практике занимающиеся уличной миссией, менее всего подвержены указанному выше заблуждению, поскольку сам опыт доказывает им, что не то что спасающихся – а даже просто заинтересованных в собственном спасении людей очень мало. Не случайно святитель Григорий Палама , говоря о спасении немногочисленных праведных христиан среди множества неверующих и грешных, приводит образ золотодобытчика, промывающего комья земли в поисках крупинок золота. В некоторые периоды в тех или иных народах вообще нет ни одной крупинки золота – и тогда Господь не посылает туда золотодобытчиков.

3.1. Для чего же Бог создал тех, про кого знал, что они не спасутся?

На вопрос о том, для чего же существуют народы, не желающие познать истины, исчерпывающий ответ даёт преподобный Амвросий Оптинский : «[Недавнее] крещение [татарского] муллы, обращение к христианству лезгинца Ассана, присоединение к Православной Церкви абиссинца, и несколько других подобных примеров, навело нас на ту мысль, что недаром Богом соблюдаются разные племена и народы, с разными заблуждениями относительно единой истины Божественной, потому что, хотя и не часто бывает, но почти из всех существующих племен в разное время обращаются люди к истинному христианству. Святитель Иоанн Златоуст в одном месте говорит: «Един богоугождаяй Господу [приятен] паче тьмы нечестивых». Значит, если из тьмы нечестивых один обратился ко Господу, то для Господа довольно и сего; и ради этого, единого обратившегося, соблюдает целое поколение, от которого он происходит. Тот же святитель Златоуст эту мысль подтверждает примером праведного и многострадательного Иова, который есть потомок возненавиденного Богом Исава… и другими примерами. А если уж какое племя или род будут так нечестивы, что от них не может произойти ни одного праведника, тогда, по псаломскому слову, это семя нечестивых истребится» [Прп. Амвросий Оптинский. Письма мирским лицам, 5. К А.П. Толстому].

Некоторые спрашивают и о том, зачем вообще Бог сотворил тех, про кого знал, что они отвергнут Его и окажутся в аду. На этот вопрос тоже отвечали святые отцы, в частности, ему посвятил одну из своих бесед свт. Григорий Палама . Он указывает, что создание свободных разумных существ предполагает создание тех, кто использует полученный дар свободы неверно, и поэтому тот, кто ставит подобный вопрос, «в сущности заявляет, что Бог не должен был создавать разумное существо; потому что зачем разум, если бы при нем не было свободной воли производить выбор? Но как мог бы кто-то обладать свободой воли, если бы не мог, коли пожелал бы, и дурным быть? Если же без наличия свободы воли не может быть дурным, то, конечно, без этого не может быть и хорошим» [Свт. Григорий Палама. Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. Сс. 154–155].

Действительно, если бы создал только тех, кто будет добрым и благодарным Ему, то где и в чём была бы свобода? Существование тех, кто становятся чадами вечного ада, яснее всего доказывает подлинность божественного дара свободы. Это напоминает нам о реальности и серьёзности нашего выбора, и о нашей ответственности за него.

Святой отец также замечает, что если бы при творении создал только тех, которые выберут добро, и не стал бы творить тех, кто выберет зло, то тогда оказалось бы, что возможный выбор несуществующей твари «связал бы», т.е. ограничил бы реальное действие Творца, что и абсурдно, и недостойно Бога.

Другие отцы говорили, что сотворил таких людей и духов по Своей щедрости, потому что Ему не жалко давать жизнь и изливать милости даже на тех, кто отвернётся от Него. Именно поэтому Христос мог сказать нам: «любите врагов ваших, и благотворите, и взаймы давайте, не ожидая ничего; и будет вам награда великая, и будете сынами Всевышнего; ибо Он благ и к неблагодарным и злым» (). Если бы Бог сотворил только тех, кто будет добр и благодарен Ему, то Он не мог бы сказать нам: «если вы будете любить любящих вас, какая вам награда? Не то же ли делают и мытари?.. Не так же ли поступают и язычники?» (). Тогда Бог уподобился бы этим мытарям и язычникам.

Рассуждение о том, что Богу не выгодно и не практично создавать тех, кто отвернётся от Него, – это взгляд «мытарей и язычников». Это суетная человеческая логика, но Господь говорит: «Мои мысли – не ваши мысли, ни ваши пути – пути Мои» (). Святитель Григорий показывает, что для Бога чужд «статистический» взгляд на человечество, как на число, как на множество, – для Бога важны личности, так что даже если бы из всех людей «один-единственный человек на свете был благим», то это оправдало бы в глазах Божиих создание всего мира и всего прочего человечества, «потому что один, творящий волю Господню, лучше чем десятки тысяч беззаконников. Неужели и выбирающим золото из золотоносного песка скажем, что не следует сначала бесполезную землю приносить ради крупинок золота? …Бог, по причине присущей Ему благости и милосердию, не ради имущих стать по своей воле дурными, допустил благим придти в бытие, но ради благих сотворил и имеющих стать дурными… Так что благость и милосердие Божие еще более обнаруживается на основании того факта, что несмотря на то, что по сравнению с множеством не спасающихся, мало тех, которые стремятся к своему спасению, Он создал весь человеческий род; и… по преизбытку Своего человеколюбия, призвал всех» [Свт. Григорий Палама . Беседы (омилии). Ч. 2. М., 1993. Сс. 156–157].

По тем же причинам Бог, создавший духов и людей, про которых знал, что они добровольно отвернутся от Него, избрал Себе в число апостолов Иуду, про которого знал, что тот предаст Его.

Loading...Loading...