Джордано бруно страна где он родился. Ранние годы

Точная дата рождения Джордано Бруно неизвестна, но, по-видимому, он родился в 1548 году в городе Нола неподалеку от Неаполя. Его отец, обедневший дворянин Джованни Бруно служил в армии неаполитанского вице-короля и при крещении дал сыну имя Филиппо – точно так же звали испанского дофина.

Детство Филиппо прошло в Ноле, и лишь в 1558 году он уехал в Неаполь, к своему дяде, который содержал учебный пансион. Здесь мальчик занимался в частном порядке с монахом-августинцем Теофило де Вайрано. Этого своего учителя Бруно вспоминал позже с исключительной теплотой и, создав рукопись в защиту ноланской философии, одного из участников диалогов назвал в его честь.

Четыре года спустя Филиппо Бруно отправился в монастырь Сан-Доменико Марджоре – один из богатейших монастырей доминиканцев под Неаполем. Целью мальчика было повысить образование, а в те времена орден доминиканцев хранил в своих библиотеках огромное количество книг, посвященных ученой схоластике. Монашеский обет Филиппо Бруно дал в восемнадцать лет и принял новое имя – Джордано. К этому времени он благодаря своей эрудиции прочитал множество сочинений, начиная от Аристотеля и его еврейских, христианских и арабских комментаторов и заканчивая современными философами, поэтами и комедиографами. Из схоластов Джордано Бруно более всего ценил сочинения Фомы Аквинского, а среди арабских философов отдавал предпочтение Аверроэсу и Аль-Газали. Благодаря своему упорству в чтении и способности синтезировать полученные знания юноша, еще находясь в монастыре, понял, что христианские догмы вступают в конфликт с передовой мыслью и древними знаниями людей. Однако самое страшное, с точки зрения церковников, было то, что Джордано Бруно усомнился в Троице. Таланты и память Бруно были столь необыкновенны, что его даже возили в Рим и представили папе, уже тогда именуя будущей славой доминиканского ордена.

Получив в 1572 году сан священника, Джордано Бруно недолго прослужил в одном из провинциальных приходов в Кампанье, после чего вернулся в монастырь, чтобы продолжить занятия богословием. Однако, находясь вне монастыря и обладая относительной свободой, Джордано Бруно успел познакомиться с трудами гуманистов и сочинениями о природе итальянских философов. Но, наверное, самым важным был тот факт, что он прочитал книгу Коперника «Об обращении небесных тел». Из-за свободных высказываний Джордано Бруно в 1575 году против него было возбуждено дело о ереси и начато расследование. Согласно обвинению, Джордано Бруно нарушил сто тридцать три пункта в учении католической церкви.

Предупрежденный друзьями о возможном аресте, Джордано бежал в столицу Италии, желая предъявить оправдания если не самому римскому папе, то хотя бы кому-либо из кардиналов. В то же время в его монастырской келье был произведен обыск. Нашли сочинения Иоанна Златоуста и святого Иеронима в сопровождении комментариев Эразма Роттердамского. Тогда книги, подвергнутые ревизии Эразмом Роттердамским, были внесены в папский индекс – хранение, а тем более чтение таких книг уже было преступлением против церкви. Возможность оправдаться для Бруно бесследно растворилась. Он сменил монашеское одеяние на мирскую одежду и отплыл на корабле в Геную. Из Генуи Бруно уехал в Венецию и здесь, считая себя в безопасности, издал свою книгу «О знаменьях времени» – позже все экземпляры ее были собраны и сожжены.

После двух месяцев жизни в Венеции Джордано Бруно уехал в Падую, а затем побывал в Милане и Турине. Прибыв в Женеву, он получил помощь от земляков, которые устроили его на работу – корректором в местную типографию. Женева дала возможность Бруно ознакомиться с учением кальвинистов, но оно оказалось для Джордано крайне чуждым. 20 мая 1579 года Джордано Бруно стал слушателем Женевского университета. Это заведение занималось подготовкой проповедников кальвинизма, а потому любой студент еще при поступлении был обязан следовать основным догматам кальвинизма и доктрине мироустройства Аристотеля. Однако первые же выступления Бруно во время диспутов вызвали у преподавателей подозрения в еретических мыслях студента. Невзирая на это, Джордано написал памфлет на лекцию Антуана Делафе, профессора философии, и указал на двадцать ошибочных положений в его труде. Но профессор оказался ближайшим другом и соратником главы общины кальвинистов, Теодора Безы. Брошюра с памфлетом еще печаталась в типографии, а осведомители уже донесли Безе ее содержание. Бруно был схвачен и помещен в тюрьму. Женевский магистрат решил, что данный памфлет является не только религиозным преступлением, но и политическим, а потому Джордано Бруно отлучили от церкви, подвергли прохождению унизительного обряда покаяния и в конце лета 1578 года выслали из Женевы.

В Лионе он не нашел применения своим способностям корректора и уехал в Тулузу. Здесь Бруно познакомился с португальским философом Санчесом, который подарил Джордано свою книгу «О том, что мы ничего не знаем». Джордано Бруно прошел конкурс, стал ординарным профессором и приступил к чтению философских лекций. Но в Тулузском университете по уставу было положено преподавать строго по учению Аристотеля, а Бруно не просто разрабатывал, но и озвучивал свою новую философскую систему. Выступления против схоластов преподаватели ему не простили и выгнали Бруно из университета.

В 1581 году летом Джордано Бруно приехал в Париж. Он получил место в знаменитом университете – Сорбонне, но это гнездо свободомыслия с превосходным преподаванием астрономии и математики уже превратилось в вотчину богословского факультета. Приступив к чтению цикла лекций, Бруно заранее объявил, что темой будет «тридцать атрибутов свойств Бога». Весьма смелые положения, которые Джордано высказывал в своих лекциях, принесли ему славу. Слушатели утверждали, что Бруно говорил слишком быстро, и студенты едва успевали за ним записывать. Тем не менее, аудитории во время его лекций были всегда заполнены до отказа. Больше всего студентов поражал тот факт, что их профессор не читал лекции, а думал вслух и диктовал свои мысли.

Книги, которые были изданы в Париже, Бруно написал намного раньше, и одно из самых ранних его сочинений, дошедшее до наших дней, – «Трактат о тенях идей». Фактически это было обоснование и изложение тезисов так называемой ноланской философии. Кроме этой книги, в Париже были напечатаны сочинения Джордано Бруно, посвященные реформе логики и искусству памяти. Слава о смелом профессоре ширилась, и необычайные способности Джордано Бруно, как и его поразительная память, заинтересовали даже короля. Французскому королю Генриху III Бруно посвятил книгу. Джордано стал вхож в избранные круги парижского общества – благодаря своей эрудиции, галантности и остроумию. Знания его были вне конкуренции, а к тому же он свободно владел итальянским, французским и испанским языками.

Но столь приятная жизнь длилась недолго. К весне 1583 года как в королевском дворе, так и в ученых кругах Парижа резко усилили свои позиции реакционные католические группировки. Бруно подвергся нападкам и был вынужден уехать из Франции в Англию. С собой он взял рекомендательные письма от короля для французского посла. В Англии Бруно провел полтора года и считал это время едва ли не счастливейшим в своей жизни. Французский посол Мишель де Кастельно, бывший воин, ставший крупным политическим деятелем, являл собой ярого врага религиозного фанатизма и убежденного сторонника веротерпимости. Он поселил Джордано Бруно в собственном доме, и ученый смог посвятить себя работе, не задумываясь о деньгах.

Бруно покорил своей галантностью не только жену посла Марию Боштель и их дочь – он обрел расположение самой королевы Елизаветы, которую именовал не иначе как «Дианой меж нимфами Севера». При этом благосклонность королевы зашла так далеко, что Бруно имел право входить в ее кабинет без доклада. Однако Бруно считал, что наука и философия превыше любви к любой женщине.

В английской столице Джордано Бруно подружился также с переводчиком и поэтом Джоном Флорио и с его знакомыми, молодыми английскими аристократами. В круг знакомых Бруно входили и канцлер Оксфорда, и фаворит Елизаветы Роберт Дадли, и это позволило ученому читать свои лекции в знаменитом университете. Но постепенно лекции Бруно стали вызывать раздражение ревностных последователей философии Аристотеля, а в июне 1583 года на философском диспуте Джордано столь яростно защищал «гелиоцентрику» Коперника, что предельно поссорился с Ласким, уважаемым польским аристократом. В споре Бруно без особого труда, приведя пятнадцать силлогизмов, пятнадцать раз посадил уважаемого доктора в лужу… Несмотря на то, что опровергнуть в открытом споре идеи Бруно не удалось, ему запретили читать лекции студентам, а после издания латинского трактата «Печать печатей» лондонский типограф Джон Чарлевуд договорился с опальным профессором о том, что будет ставить на его издания ложные выходные данные.

Именно в Лондоне были написаны и изданы книги, которые позже католическая церковь выставит Бруно в качестве обвинения – «Пир на пепле», «О причине, начале и едином», «Изгнание торжествующего зверя» и другие, написанные в форме диалогов. Они поднимали уже не столько философские, сколько нравственные вопросы. Одновременно Бруно в своих сочинениях отрицал догматы и призывал к свободному изложению философских мыслей. Он первый высказал идею о бесконечности человеческого познания и воспел как высшую доблесть самоотречение – инструмент постижения истины.

Летом 1585 года король отозвал де Кастельно во Францию, и в октябре Бруно вместе со своим покровителем отправился в Париж. По словам одного из его почитателей мыслитель оставил «раздоры в философских школах Англии и разруху мыслей в университетских умах». По дороге в столицу Франции де Кастельно и Бруно были ограблены разбойниками, а потому в Париже Джордано был вынужден вести полуголодное существование. Бывший посол Кастельно впал в немилость, так как во дворце Генриха III теперь хозяйничали католические нравы, а сам король предавался паломничествам, постам и душеспасительным беседам. Был отменен и эдикт о веротерпимости.

В результате усилий Бруно ему было разрешено прочесть лекцию в университете. Считается, что это было одно из самых значительных его выступлений против философии Аристотеля. Лекция состоялась 28 мая 1586 года в Камбрейском колледже и быстро превратилась в диспут, закончившийся скандалом. В начале июня 1586 года из-за угрозы расправы Джордано Бруно бежал в Германию. Но слава борца с Аристотелем опередила его, и попытки найти работу в Висбадене и Майнце закончились ничем.

В Марбургском университете Бруно занесли в список профессоров, но неожиданно ректор вызвал Джордано и объявил, что запрещает ему публично преподавать философию. Ученый ответил на это заявление в весьма оскорбительном тоне и покинул университет. А вот в Виттенберге его приняли столь радушно, что он назвал этот город «немецкие Афины». Здесь Джордано Бруно провел два года. При этом в своих лекциях он пользовался высокой степенью свободы изложения идей и, кроме того, написал и издал несколько работ. Однако вскоре кальвинисты прибрали к рукам власть в Саксонии, и Бруно пришлось уехать из Виттенберга. 8 марта 1588 года в своей прощальной речи он яростно подтвердил верность канонам и принципам своей новой философии.

Осенью 1588 года в Праге Джордано Бруно опубликовал свою новую работу – «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени», в которой наметил переход к более развернутому этапу своей философии и усилил акценты на математических аспектах и разработке атомистического учения. В январе 1589 года он уже был преподавателем Гельмштедтского университета. На счастье ученого, герцог Ьраунгшвейский был непримиримым врагом церковников и пустозвонов-богословов, а потому взял Бруно под свое покровительство. Но герцог умер, и Бруно в очередной раз подвергся отлучению – теперь уже от лютеранской церкви. Из-за отсутствия постоянного заработка и шаткости своего положения он решил покинуть город, но денег у Джордано не было даже на наем повозки. Единственной радостью в то время для Джордано Бруно являлся ученик – Иероним Бесслер, сопровождавший Бруно в качестве слуги, секретаря, друга и помощника в одном лице. Бесслер не только ограждал учителя от мелких забот, он тщательно и аккуратно переписывал сочинения ученого. А это было нелегко – ведь Бруно, как будто предчувствуя близкую беду, работал напряженно и много. Уже осенью 1590 года он завершил свою философскую трилогию.

Летом 1590 года Джордано Бруно прибывает во Франкфурт-на-Майне. На тот момент этот город был центром книжной торговли всей Европы. Издатели соглашаются печатать труды ученого, а вместо гонорара обеспечивают его содержание. Во Франкфурте он прожил полгода, лишь один раз выехав в Цюрих для чтения лекции по метафизике узкому кругу заинтересованных молодых людей. Зимой Бруно получил приглашение от Джованни Мочениго, венецианского аристократа. Мочениго просил его посетить Венецию и обучить страждущих искусству мнемоники и философии. Бруно поехал в Венецию, но его главной целью был Падуанский университет. Прибыв в Падую, он давал частные уроки немецким студентам. Однако надежды на получение кафедры математики в университете не оправдались, и Бруно снова уехал в Венецию.

В Венеции Джордано поселился в доме синьора Мочениго, который считал, что если он с помощью Бруно сумеет овладеть «магическим искусством», то обязательно добьется власти, богатства и славы. Мочениго довольно щедро снабжал своего учителя деньгами, но в то же время предъявлял ему непомерные требования, подозревая, что Бруно намеренно скрывает от ученика тайные и самые главные знания. Джордано в Венеции чувствовал себя достаточно свободно, взглядов своих, как и обычно, не скрывал и с огромным интересом приступил к работе над крупным сочинением «Семь свободных искусств». Но Мочениго предъявлял Бруно все новые претензии и, в конце концов, ученому это надоело. Он заявил ученику, что отправляется во Франкфурт, для того чтобы издать свои новые книги. Мочениго не нашел ничего лучшего, как посоветоваться со своим духовником и написать в святую инквизицию три обличающих Бруно доноса. В мае 1592 года инквизиция арестовала Джордано Бруно. Однако в трибунал были вызваны свидетелями аристократ Морозини, книготорговцы Бертано и Чотто и монах да Ночера. Эти люди дали показания в пользу Джордано, да и сам Бруно предъявил следствию четкую и последовательную позицию, подтверждающую, что реформатором церкви он не является. Обвинения в богохульстве и порочных высказываниях о Христе Мочениго доказать не смог, так как свидетелей этому не было.

Однако Бруно не счел нужным скрывать от инквизиторов и свои сомнения в догме троичности Бога и понимания Христа как богочеловека. Перед судом инквизиции он отстаивал свое мнение о наличии огромного множества миров в космосе и о бесконечной вечной вселенной. 20 июля того же года состоялось следующее заседание суда, на котором Бруно обещал исправиться и даже загладить все содеянное им ранее. На этом процесс в Венеции закончился, и подписанные документы были отправлены в Ватикан. В Риме после изучения обвинения и показаний свидетелей было решено затребовать Джордано Бруно для дополнительного следствия и суда.

Во время следствия в Риме летом 1593 года сокамерник Джордано Бруно, некий Челестино, пытаясь отвести от себя пламя инквизиторского костра, написал донос на ученого. В суд были вызваны и другие соседи Бруно по камере, и они, кто молчанием, а кто косвенно, подтвердили философские измышления Бруно, описанные в доносе. Их показания в значительной мере ухудшили положение ученого. Для уточнения пунктов обвинения Бруно был подвергнут пыткам.

Этот процесс в истории инквизиции не был самым длинным, и все же со времени ареста Джордано Бруно до его казни прошло больше семи лет. Самой главной претензией инквизиции к Джордано было требование раскаяться. Целая комиссия авторитетных богословов и цензоров штудировала книги Бруно в поисках мыслей, противоречащих положениям католической веры. В 1599 году сменился глава следствия, а его место занял образованнейший теолог, кардинал и иезуит Роберто Беллармино. Уже в январе Джордано Бруно было предъявлено восемь основных еретических положений обвинения. Фактически ученый был поставлен перед выбором – сгореть на костре или после отречения провести много лет в дальнем монастыре. Летом Беллармино объявил трибуналу, что Джордано Бруно признал несколько пунктов обвинения истинными. Однако вызванный в трибунал Бруно продолжал настаивать на своей правоте.

В сентябре ученому объявили, что на раскаяние и признание себя виновным ему остается сорок дней. Но на декабрьском заседании трибунала Бруно вновь объявил судьям о своей невиновности и нежелании отречься от своих взглядов. Приговор ему был оглашен 8 февраля 1600 года на заседании трибунала во дворце известного кардинала Мадруцци. Здесь присутствовали не только высшие прелаты католической церкви, но и гости из знати Рима. Бруно лишили сана священника и отлучили от церкви. После этого он был передан в руки светских властей с поручением произвести «наказание милосердное, без кровопролития». Это означало – смерть на костре. По легенде, выслушав судей, Джордано Бруно заявил им, что они произносят приговор с большим страхом, чем он его выслушивает.

Казнь Джордано Бруно произошла 17 февраля 1600 года на римской площади Цветов. Почти через три столетия после сожжения великого ученого, в 1889 году на этом месте воздвигли памятник человеку, который посмел противоречить святой инквизиции.

Джордано Бруно (итал. Giordano Bruno), настоящее имя Филиппо, прозвище - Бруно Ноланец. Родился в 1548 году в Нола близ Неаполя - умер 17 февраля 1600 года в Риме. Итальянский монах-доминиканец, философ и поэт, представитель пантеизма.

Будучи католическим монахом, Джордано Бруно развивал неоплатонизм в духе возрожденческого натурализма, пытался дать в этом ключе философскую интерпретацию учения .

Бруно высказывал ряд догадок, опередивших эпоху и обоснованных лишь последующими астрономическими открытиями: о том, что звёзды - это далёкие солнца, о существовании неизвестных в его время планет в пределах нашей Солнечной системы, о том, что во Вселенной существует бесчисленное количество тел, подобных нашему Солнцу. Бруно не первый задумывался о множественности миров и бесконечности Вселенной: до него такие идеи выдвигались античными атомистами, эпикурейцами, Николаем Кузанским.

Был осуждён католической церковью как еретик и приговорён светским судом Рима к смертной казни через сожжение. В 1889 году, спустя почти три столетия, на месте казни Джордано Бруно был воздвигнут памятник в его честь.

Филиппо Бруно родился в семье солдата Джованни Бруно, в местечке Нола близ Неаполя в 1548 году. В 11 лет его привезли в Неаполь изучать литературу, логику и диалектику. В 15 лет в 1563 он поступил в местный монастырь Святого Доминика. Здесь в 1565 он стал монахом и получил имя Джордано.

Вскоре за сомнения относительно пресуществления и непорочного зачатия Девы Марии навлёк на себя подозрения, кроме того, он выносил из кельи иконы и оставлял лишь Распятие. Начальству пришлось начать расследование его деятельности. Не дожидаясь результатов, Бруно бежал в Рим, но, посчитав это место недостаточно безопасным, двинулся на север Италии. Здесь он стал зарабатывать на жизнь преподаванием, не задерживаясь подолгу на одном месте. С этих пор он скитался по Европе.

Во Франции на Бруно обратил внимание присутствовавший на одной из его лекций король Генрих III Французский, на которого произвели впечатление знания и память Бруно. Он пригласил Бруно ко двору и предоставил ему несколько лет (до 1583) спокойствия и безопасности, а позднее дал рекомендательные письма для поездки в Англию.

Сначала 35-летний философ жил в Лондоне, затем в Оксфорде, но после ссоры с местными профессорами опять перебрался в Лондон, где издал ряд трудов, среди которых один из главных - «О бесконечности, вселенной и мирах» (1584 год). В Англии Джордано Бруно пытался убедить высокопоставленных лиц елизаветинского королевства в истинности идей Коперника, согласно которым Солнце, а не Земля, находится в центре планетарной системы. Это было до того, как Галилей обобщил доктрину Коперника. В Англии ему так и не удалось распространить простую систему Коперника: ни Шекспир, ни Бэкон не поддались его усилиям, но твёрдо следовали аристотелевской системе, считая Солнце одной из планет, вращающейся подобно остальным, вокруг Земли. Только Уильям Гилберт, врач и физик, принял за истину систему Коперника и опытным путём пришёл к выводу, что Земля является огромным магнитом. Он определил, что Земля управляется силами магнетизма при движении.

Несмотря на покровительство высшей власти Англии, уже через два года, в 1585 он вынужден был фактически сбежать во Францию, затем в Германию, где ему тоже было вскоре запрещено читать лекции.

В 1591 году Бруно принял приглашение от молодого венецианского аристократа Джованни Мочениго по обучению искусству памяти и переехал в Венецию. Однако вскоре отношения Бруно и Мочениго испортились. 23 мая 1592 года Мочениго направил венецианскому инквизитору свой первый донос на Бруно, в котором писал:

Я, Джованни Мочениго, доношу по долгу совести и по приказанию духовника, что много раз слышал от Джордано Бруно, когда беседовал с ним в своём доме, что мир вечен и существуют бесконечные миры… что Христос совершал мнимые чудеса и был магом, что Христос умирал не по доброй воле и, насколько мог, старался избежать смерти; что возмездия за грехи не существует; что души, сотворённые природой, переходят из одного живого существа в другое. Он рассказывал о своём намерении стать основателем новой секты под названием «новая философия». Он говорил, что Дева Мария не могла родить; монахи позорят мир; что все они - ослы; что у нас нет доказательств, имеет ли наша вера заслуги перед Богом.

25 мая и 26 мая 1592 года Мочениго направил на Бруно новые доносы, после чего философ был арестован и заключён в тюрьму. 17 сентября из Рима поступило требование к Венеции о выдаче Бруно для суда над ним в Риме. Общественное влияние обвиняемого, число и характер ересей, в которых он подозревался, были так велики, что венецианская инквизиция не отважилась сама окончить этот процесс.

27 февраля 1593 года Бруно был перевезён в Рим. В римских тюрьмах он провёл шесть лет, не соглашаясь признать свои натурфилософские и метафизические убеждения ошибкой.

20 января 1600 года папа Климент VIII одобрил решение конгрегации и постановил передать брата Джордано в руки светской власти.

9 февраля инквизиционный трибунал своим приговором признал Бруно «нераскаявшимся, упорным и непреклонным еретиком». Бруно был лишён священнического сана и отлучён от церкви. Его передали на суд губернатора Рима, поручая подвергнуть его «наказанию без пролития крови», что означало требование сжечь живым.

В ответ на приговор Бруно заявил судьям: «Вероятно, вы с большим страхом выносите мне приговор, чем я его выслушиваю», и несколько раз повторил: «Сжечь - не значит опровергнуть!».

По решению светского суда 17 февраля 1600 года Бруно предали сожжению в Риме на площади Цветов (итал. Campo dei Fiori). Палачи привели Бруно на место казни с кляпом во рту, привязали к столбу, что находился в центре костра, железной цепью и перетянули мокрой верёвкой, которая под действием огня стягивалась и врезалась в тело. Последними словами Бруно были: «Я умираю мучеником добровольно и знаю, что моя душа с последним вздохом вознесётся в рай».

Все произведения Джордано Бруно были занесены в 1603 году в католический Индекс запрещённых книг и были в нём до его последнего издания 1948 года.

9 июня 1889 года в Риме был торжественно открыт памятник на той самой площади Цветов, на которой инквизиция около 300 лет тому назад предала его казни. Статуя изображает Бруно во весь рост. Внизу на постаменте надпись: «Джордано Бруно - от столетия, которое он предвидел, на том месте, где был зажжён костёр».

На 400-летие смерти Бруно кардинал Анджело Содано назвал казнь Бруно «печальным эпизодом», но, тем не менее, указал на верность действий инквизиторов, которые, по его словам, «сделали всё возможное, чтобы сохранить ему жизнь». Глава Римско-католической церкви также отказался рассмотреть вопрос о его реабилитации, считая действия инквизиторов оправданными.

Итальянский философ, родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя в 1548. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 вступил в доминиканский орден; в 1572 стал священником.


Родился в поселке у города Нола недалеко от Неаполя в 1548. Учился в монастырской школе в Неаполе, где в 1565 вступил в доминиканский орден; в 1572 стал священником. Обвиненный в ереси в 1576, бежал сначала в Рим, а затем за пределы Италии; переезжал из города в город, занимался чтением лекций и сочинением многочисленных трудов, был принят при дворах Генриха III и Елизаветы. В 1592 по доносу венецианского патриция Джованни Мочениго, пригласившего его в Венецию, был предан суду инквизиции. Бруно был арестован, против него было начато следствие – сначала в Венеции, а в 1593, после выдачи Бруно Венецианским государством, в Риме. Ему были предъявлены многочисленные обвинения в богохульстве, аморальном поведении и еретических взглядах в области догматической теологии; осуждению подверглись также некоторые из его философских и космологических идей. Бруно отказался признать ложными главные из своих теорий и по повелению Климента VIII был приговорен к смертной казни, а затем сожжен на костре на площади Кампо ди Фьоре в Риме 17 февраля 1600.

Среди ранних сочинений Бруно – комедия на итальянском языке Подсвечник (Il Candelaio , 1582) и несколько трактатов, посвященных теориям Раймунда Луллия об искусстве механического мышления и памяти («великом искусстве»). Важнейшими произведениями этого периода являются диалоги на итальянском языке, написанные им в Англии, и поэмы на латинском языке, написанные в Германии. Его метафизическое учение изложено в работе О причине, начале и едином (De la causa, principio e uno , 1584), в которой он утверждает, что Бог (Бесконечное) включает или сочетает в себе все атрибуты, в то время как частные феномены суть не что иное, как конкретные манифестации единого бесконечного принципа. Единая универсальная материя и единая универсальная форма, или душа, являются непосредственными началами всех отдельных вещей. Космология Бруно изложена в его работе О бесконечности, Вселенной и мирах (De l"infinito , universo e mondi , 1584). В этом произведении он опровергает традиционную аристотелевскую космологию и утверждает, что физическая Вселенная бесконечна и включает бесконечное число миров, в каждом из которых есть солнце и несколько планет. Таким образом, Земля всего лишь небольшая звезда среди других звезд в бесконечной Вселенной.

Метафизика Бруно является связующим звеном между взглядами Николая Кузанского и Спинозы; она также оказала непосредственное влияние на немецкий классический идеализм. В своей космологии Бруно следует Лукрецию и Копернику, однако выводит из коперниканской системы гораздо более радикальные следствия, чем ее автор. Больше, чем любой другой итальянский философ того времени, Бруно заслуживает названия предшественника, если не основателя современной науки и философии. Его идеи и произведения свидетельствуют скорее о смелости и богатом воображении, чем о точности и осторожности в выводах, однако совпадение его идей с позднейшими научными и философскими теориями поразительно. Трагическая смерть Джордано Бруно сделала его мучеником за свободу мышления.

Среди других важнейших трудов Бруно – Пир на пепле (Cena de le leneri , 1584); Изгнание торжествующего зверя (Spaccio de la bestia trionfante , 1584); Тайна Пегаса (Cabala del cavallo Pegaseo , 1585); О трагическом энтузиазме (Degli eroici furori , 1585); 120 статей о природе и Вселенной против перипатетиков (Centum et viginti articuli de natura et mundo adversus Peripateticos , 1586); 160 статей (Articuli centum et sexaginta , 1588) ; О тройственном минимуме и измерении (De triplici minimo et mensuro , 1589); О монаде, числе и фигуре (De monade, numero et figura , 1589); О безмерном и бесчисленном (De immenso, innumerabilibus et infigurabilibus , 1589).

Джордано Бруно биография кратко изложена в єтой статье.

Джордано Бруно краткая биография

БРУНО ДЖОРДАНО (1548-1600) – итальянский естествоиспытатель и философ. Создатель гениального пантеистического мировоззрения, утверждал о бесконечности Вселенной и бесчисленности солнц и планет, следующих там по своим орбитам. Считал мир одушевленным.

Бруно родился в 1548 году в Ноле, провинциальном городе Неаполитанского королевства. Филиппе – такое имя дали мальчику при крещении. В 17 лет Бруно стал монахом католического монастыря, принадлежавшего доминиканскому ордену. При этом он принял новое имя – Джордано.

В монастыре молодой монах получил хорошее образование. Тайно от всех Бруно занимался литературной деятельностью.

В 24 года Джордано Бруно получает сан священника, и это дает ему возможность более близкого общения с людьми вне стен монастыря. В 28 лет Джордано Бруно вышел из доминиканского ордена, совершив с точки зрения церкви, массу неблаговидных поступков. Против него возбудили судебное дело, и Бруно бежал сначала в Рим, затем в Женеву, оттуда перебрался во Францию, а потом в Англию. Так начались многолетние странствия ученого по Европе.

За время своих скитаний во Франции и Англии он читал лекции, писал книги, но нигде не был понят, поскольку Бруно был человеком инакомыслящим. Призывая к раскрепощению ума и мысли, он тем самым посягал на власть над умами людей, до того момента безраздельно принадлежащую церкви. Новое, ошеломляюще смелое учение Бруно, открыто провозглашавшееся им в диспутах с представителями официальной науки, определило дальнейшую трагическую судьбу ученого.

В Лондоне в 1584 г. Бруно издал на итальянском языке прославивший его имя в веках труд “О бесконечности, Вселенной и мирах”. Он отрицал существование какого бы то ни было центра вселенной. Бруно же выдвинул такую идею: звёзды – это другие солнца, отнесенные от нас на огромное и при этом равное расстояние, вокруг других звёзд-солнц тоже вращаются планетные системы, подобные нашей.

Главным в учении Бруно была идея саморазвития природы. Бруно утверждал: думать, что Вселенная ограниченна, замкнута – значит оскорблять всемогущество Бога-Творца, который мог и должен был сотворить Бесконечность.

В 1591 году Джордано вернулся на родину. Он остановился в Венеции у знатного горожанина Джованни Мочениго, просившего Бруно обучить его наукам. Мочениго верил, что ученый гость может превращать камни в золото, и, когда тот не стал обучать его “тайному знанию” и захотел уехать, раздосадованный “ученик” не отпустил его, насильно запер и донес на своего учителя инквизиторам. Майской ночью 1592 г. Джордано Бруно был арестован, и в 1593 г. Бруно выдали римским церковным властям.

Инквизиторы посчитали, что казнить его никогда не поздно, не лучше ли сначала заставить непреклонного коперниканца раскаяться, признать ложным опасное для церкви учение. Восемь лет венецианские и римские палачи терзали свою жертву в застенках, но ни льстивые уговоры и обещания, ни угрозы и мучительные пытки не сломили воли и мужества Джордано.

До 1600 г. он томился в застенках Ватикана.

Джордано Бруно был казнен (сожжен на костре) в Риме, на Кампо ди Фьори. Это преступление свершилось под утро 17 (26) февраля 1600 года.

А.А. Грицанов, М.А. Можейко

Бруно (Bruno) Джордано Филиппо (1548-1600) - ит. философ и поэт, представитель пантеизма. Преследуемый церковниками за свои взгляды, покинул Италию и жил во Франции, Англии, Германии. По возвращении в Италию (1592) был обвинен в ереси и свободомыслии и после 8-летнего пребывания в тюрьме сожжен на костре.

В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием ранней греч. философии. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во многом способствовало знакомство Б. с философией Николая Кузанского (у которого Б. почерпнул и идею «отрицательной теологии», исходящей из невозможности положительного определения Бога). Опираясь на эти источники, Б. считал целью философии познание не сверхприродного Бога, а природы, являющейся «Богом в вещах». Развивая гелиоцентрическую теорию Коперника, оказавшую на него огромное влияние, Б. высказывал идеи о бесконечности природы и бесконечном множестве миров Вселенной («О бесконечности, вселенной и мирах», 1584). Представление о единой бесконечной простой субстанции, из которой возникает множество вещей, связывалось у Б. с идеей внутреннего родства и совпадения противоположностей («О причине, начале и едином», 1584). В бесконечности, отождествляясь, сливаются прямая и окружность, центр и периферия, форма и материя, и т.п. Основной единицей бытия является монада, в деятельности которой сливаются телесное и духовное, объект и субъект. Высшая субстанция есть «монада монад», или Бог, как целое она проявляется во всем единичном - «все во всем».

Этика Б. проникнута утверждением «героического энтузиазма», безграничной любви к бесконечному, отличающей подлинных мыслителей, поэтов и героев, возвышающей человека над размеренной повседневностью и уподобляющей его божеству. Идеи Б. оказали большое влияние на развитие философии Нового времени (Б. Спиноза, Г.В. Лейбниц, Ф.В.Й. Шеллинг и др.).

Итальянский мистик, философ и поэт. Монах-доминиканец, бежал из монастыря (1576). Поклонник Каббалы. Создатель религии космоса. Основные работы: «О причине, начале и едином» (1584), «О бесконечности, Вселенной и мирах» (1584), «Изгнание торжествующего зверя» (1584), «О героическом энтузиазме» (1585), «Светильник тридцати статуй» (1587), «Сто шестьдесят тезисов против математиков и философов нашего времени» (1588), «Свод метафизических терминов» (1591), «О безмерном и неисчислимых» (1591), «О монаде, числе и фигуре» (1591), «О составлении образов» (1591) и др. Проповедовал свои идеи в университетах Англии, Германии, Франции, Швейцарии. Приговорен к смертной казни инквизицией за еретический религиозный мессианизм. Сожжен на костре в Риме. Учение Б. – специфический поэтический пантеизм, основанный на новейших достижениях естественнонаучного знания (особенно гелиоцентрической системе Коперника) и фрагментах эпикуреизма, стоицизма и неоплатонизма. Бесконечная вселенная в целом – это Бог.

Он находится во всем и повсюду, не «вне» и не «над», но в качестве «наиприсутствующего». Универсум движим внутренними силами, это вечная и неизменная субстанция, единственно сущее и живое. Единичные вещи изменчивы и вовлечены в движение вечного духа и жизни в соответствии со своей организацией. Б. неоднократно отождествлял Бога с природой, с ее разнообразными процессами и вещами, с материей (по Б., «божественным бытием в вещах»). В целом, пантеизм Б., материалистический в ряде своих положений, содержал определенную легитимизацию и реабилитацию материи (того начала, которое, по Б., «все производит из собственного лона») в контексте преодоления схоластической концепции существования множества «форм», не связанных с материей. Согласно Б., элементарные фрагменты сущего, “minima”, одновременно относятся к материальному и психическому свойства микрокосма (как интеллектуальные, так и психические) Б. распространяет на природу в целом. Все бытие таким образом трактуется Б. в рамках парадигм панпсихизма и гилозоизма. (Как отметила один из комментаторов творчества Б. Ф.А.Йейтс, у него «земля, поскольку она живое существо, движется вокруг солнца египетской магии вместе с ней движутся по орбитам планеты, живые светила бессчетное число иных миров, движущихся и живых, подобно огромным животным, населяет бесконечную вселенную».) «Мир одушевлен вместе со всеми его членами», а душа может рассматриваться как «ближайшая формирующая причина, внутренняя сила, свойственная всякой вещи». Мировая же душа у Б. – носитель такого атрибутивного свойства как «всеобщий ум», универсальный интеллект. Понятие Бога в результате замещается Б. понятием «мировая душа». Согласно Б., земной и небесный миры физически однородны, не возникают и не исчезают, образуя лишь неисчислимое количество разнообразных сочетаний. Бесчисленные солнца со своими населенными (по Б., «другие миры так же обитаемы, как и этот») планетами движутся по собственным орбитам. «Вселенная есть целиком центр. Центр Вселенной повсюду и во всем». (В отличие от Коперника, Б. преодолел постулаты о конечности мироздания, замкнутого сферой «неподвижных» звезд, и о статичном Солнце как центре Вселенной.) Космология Б., пересматривая тезис Аристотеля и схоластов о дуализме земного и небесного, постулировала воду, огонь, землю и воздух в качестве элементов всего мироздания. Допущение Б. о том, что мировая душа с необходимостью порождает не только феномен одушевленности, но также и населенность множества иных миров реально трансформировало категорию «Универсума» в понятие «Вселенная» – вместилище самых различных форм жизни, отличных от земных в том числе.

Лучшая процедура служения Богу («монаде монад») – познание законов универсума и законов движения, а также осуществление жизни в соответствии с этим знанием (цель философии у Б. – постижение не трансцендентно-суверенного Бога христианства, а «Бога в вещах»). Вера, по Б., «требуется для наставления грубых народов, которые должны быть управляемы», в то время как философские изыскания по поводу «истины относительно природы и превосходства творца ее» предназначены лишь тем, кто «способен понять наши рассуждения». Стремление к пониманию естественного закона, согласно Б., – самый высоконравственный удел. Волю Бога, по мнению Б., необходимо искать в «неодолимом и нерушимом законе природы, в благочестии души, хорошо усвоившей этот закон, в сиянии солнца, в красоте вещей, происходящих из лона нашей матери-природы, в ее истинном образе, выраженном телесно в бесчисленных живых существах, которые сияют на безграничном своде единого неба, живут, чувствуют, постигают и восхваляют величайшее единство...». Важную роль в конституировании новоевропейской культурной парадигмы сыграло и переосмысление Б. куртуазного лирического канона в свете философской традиции, наполнение его радикально новым – гносеологическим – содержанием: идущая от трубадуров идея семантического совпадения «небесной любви» к Донне с восхождением к божественному благу (см. «Веселая наука», Любовь) трансформируется у Б. в своего рода интеллектуальный героизм любви к мудрости, в рамках которого «философия предстает обнаженной перед... ясным разумением». Мудреца – искателя истины – Б. сравнивает в этом отношении с Актеоном, преследующим богиню «в лесах» (т.е. непознанных сферах, «исследуемых самым незначительным числом людей») и «меж вод» (т.е. в зеркалах подобий, отражений и проявлений истины), но если созерцание божественной наготы обращает Актеона в зверя, неся ему смерть, то для мудреца, созерцающего истину, Б. видит радикально иную перспективу: пророчески предрекая себе «смерть, принесенную мыслями», он, тем не менее, видит в «героическом энтузиазме» познания путь к божественному подъему: «...едва лишь мысль взлетает, Из твари становлюсь я божеством... // Меня любовь преображает в Бога».

Возвышенный полет любви обретает у Б. характер философского взлета духа, и любовь к мудрости наделяется ореолом интеллектуального эротизма. «Героический энтузиазм» Б. (как он сам обозначил собственное мировосприятие) по значению для истории свободного человеческого Духа не уступает интеллектуальным подвигам самых гениальных мыслителей всех времен. 9 июня 1889 в Риме на площади Цветов – месте его сожжения – в присутствии 6000 делегатов от народов и стран мира был открыт памятник Б.

Список литературы

Ореге latine... Napoli, 1879–1891. Vol. 1–3.

Opere italiane. Bari, 1925-1927. Vol. 1-3 в рус. пер. - Изгнание торжествующего зверя. СПб., 1914

Диалоги. М., 1949

О героическом энтузиазме. М., 1953.

Антоновский Ю.М. Дж. Бруно, его жизнь и философская деятельность. СПб., 1892

Ольшки Л. История научной литературы на новых языках. М. Л., 1933. Т. 3

Штекли А. Дж. Бруно. М., 1964

Горфункель А. Дж. Бруно. М., 1965

Salvestrini V. Bibliografia di G.Bruno 1582-1950. Firenze, 1958

Galli G. La vita e il pensiero di G. Bruno. Milano, 1973.

Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://ariom.ru/


Против догматов. Самое интересное, что едва ли не каждый первый горел на костре именно за то или иное преступление против догматов. Какой смысл было скрывать пункты обвинения в случае с Джордано Бруно, остается непонятным. Английская исследовательница Фрэнсис Амелия Йетс, изложившая свои соображения в книге "Джордано Бруно и герметическая традиция", говорит о том, что Ноланец призывал к некоей " ...

Настолько резкую, что это даже дало повод говорить об антигуманизмс Бруно, о том, что здесь мы имеем дело то ли с рецидивом средневекового аскетизма, то ли с отзвуками монашеского воспитания брата Джордано. Бруно сам отверг обвинения в аскетизме: «Может быть, я стою за запрещение священного установления природы? Не собираюсь ли я попытаться избавить себя или других от сладкого и любимого ига, ...

Б. см. в книге "Вопросы истории религии и атеизма") В философии Б. идеи неоплатонизма (в особенности представления о едином начале и мировой душе как движущем принципе Вселенной, приведшие Б. к гилозоизму) перекрещивались с сильным влиянием воззрений античных материалистов, а также пифагорейцев. Оформлению пантеистической натурфилософии Б., направленной против схоластического аристотелизма, во...

е многие законы сохранения и делающее мир менее симметричным. В глубине элементарных частиц обнаруживаются совершенно особые субчастицы "кварки" (их насчитывают 3 "цвета" и 6 "ароматов"), электрический и барионный заряд которых дробный (1/3 или 2/3) и которые не могут существовать отдельно, а только в связанных состояниях (по три или по два), которыми и описывается все множество известных сейчас...

Loading...Loading...