Философ бадью. Бадью ален

Основные интересы теория множеств , metapolitics [d] , онтология и марксизм Оказавшие влияние Платон , Маркс , Кантор , Мао Цзэдун , Лакан , Альтюссер , Сартр , Делёз , Гегель , Стефан Малларме , Сэмюел Беккет , Пол Коэн

Энциклопедичный YouTube

    1 / 1

    «Идея коммунизма: от Бадью и Негри к Лукачу и Грамши»

Субтитры

Жизнь

Отец Алена Бадью, Раймон Бадью, участник Сопротивления , был мэром Тулузы с 1944 по 1958.

Ален Бадью получил формальное философское образование в Высшей нормальной школе , в период обучения (с по ) одновременно посещал Сорбонну . Уже тогда проявились его интерес к математике и его политическая активность. Бадью был одним из членов-учредителей Объединённой социалистической партии (PSU), отколовшейся от Французской коммунистической партии и активно боровшейся, среди прочего, за деколонизацию Алжира . Свой первый роман Бадью написал в . В он присоединился к исследовательской группе, организованной Луи Альтюссером , в своей теоретической работе всё более подпадая под влияние Жака Лакана . Огромное воздействие на Бадью оказали студенческие волнения мая 1968 , они навсегда укрепили его в крайне левых убеждениях, в силу которых он постоянно принимал участие в организации коммунистических и маоистских групп (например, Союза коммунистов Франции (марксистов-ленинцев) , фр. Union des Communistes de France Marxiste-Léniniste, UCFML ).

Творчество и деятельность

Бадью испытал серьёзное влияние Луи Альтюссера и его важнейших работ по эпистемологии . В своих философских работах Бадью обращается к математике, как к языку, по его мнению, единственно способному структурно задать онтологию .

Творчество и всю деятельность Алена Бадью можно разделить на две части.

Одна часть - его работы по философии в собственном смысле этого слова, из которых наиболее знаменита фундаментальная книга «Бытие и событие». Этот текст, исследующий также математику, литературу, политику и любовь, довольно труден для понимания, снабжён множеством примечаний и глоссарием.

Более лёгкими путями в бадьюзианскую философию являются сборник «Условия» с критическим предисловием Франсуа Валя и три связанных работы - «Краткий трактат по метаполитике», «Малый руководство по инэстетике», «Краткий трактат по транзиторной онтологии» (Краткий трактат по переходной онтологии), вышедшие в .

Бадью также является активным политическим борцом: он был одним из лидеров французского маоизма (вместе с Бенни Леви, лингвистом Жаном-Клодом Мильнером , психоаналитиками лакановской школы Жаком-Аленом Миллером и Жераром Миллером, и др.), и он не отрекается от этого прошлого. Но он и борец в области философии, как можно видеть из большинства его недавних работ: «Этика», серия «Обстоятельства» (I, II и III, в которой он исследует отношение антисемитов к евреям, которая говорит о терроризме и о французских выборах 2002 года), и недавние «Век» и, наконец, - как продолжение «Бытия и события» - «Логики мира» (начало ). Уступая отчасти, если не в строгости, то, по меньшей мере, в точности и детальности требованиям университетской философии, Бадью демонстрирует все достоинства синтеза, оригинальности в аналитической работе и силе убеждения. Будучи одним из лучших историков идей , он умеет свести суть эпохи к нескольким тезисам или понятиям. Сверх того, Бадью убеждён, что философия должна говорить о своём времени, и, как и большинство континентальных философов его поколения, он борется с идеей, согласно которой философскими проблемами являются вечные вопросы, которые везде и всегда разрабатывались сходным образом. Наконец, он один из немногих, как правоверный приверженец, продолжает поддерживать и защищать (может быть, не всегда в полном объёме, как сам он того желает) ниспровергаемые сегодня тезисы: отказ от гуманизма и от утверждения, что человек является высшей ценностью, отказ от парламентской демократии, защиту коммунизма и т. д. В этом смысле он является видной фигурой французской интеллектуальной жизни, как это подтверждает относительный успех его последней книги «Век», и, после кончины Деррида он неоспоримо является наиболее известным за границей французским философом (особенно в Латинской Америке , где интерес к нему, несомненно, вписывается в общую моду на французскую философию) и, в частности, потому, что он продолжает сартровскую традицию, для которой философия и политическая ангажированность неразделимы.

Примечания

Библиография

Философия, политика, критика

  • Понятие модели. Введение в материалистическую эпистемологию математики (Le Concept de modèle. Introduction à une épistémologie matérialiste des mathématiques. - Paris: Maspero, 1969.)
  • Теория противоречия (Théorie de la contradiction. - Paris: Maspero, 1975)
  • Об идеологии (В соавторстве с Ф. Больме; De l’idéologie / avec F. Balmès. - Paris: Maspero, 1976)
  • Рациональное зерно гегелевской диалектики (В сотрудничестве с Л. Моссо и Жю Белассаном; Le Noyau rationnel de la dialectique hégélienne / en collaboration avec L. Mossot et J. Bellassen. - Paris: Maspero, 1977)
  • Теория субъекта (Théorie du sujet. - Paris: Seuil, 1982. Coll. L’ordre philosophique.)
  • Можно ли мыслить политику? (Peut-on penser la politique? - Paris: Seuil, 1985.)
  • Бытие и событие (L’Etre et l"Événement. - Paris: Seuil, coll.L’ordre philosophique, 1988.)
  • Манифест в защиту философии (Манифест философии; Manifeste pour la philosophie. - Paris: Seuil, coll.L’ordre philosophique, 1989.)
  • Рапсодия для театра (Rhapsodie pour le théâtre, Paris, Imprimerie nationale, 1990)
  • Число и числа (Le Nombre et les nombres. - Paris: Seuil 1990. Coll. Des travaux.)
  • Условия (Conditions. - Paris: Seuil, 1992. Coll. L’ordre philosophique.)
  • Политика и современность (Коллективное; Politique et modernité / Badiou et al. - Bordeaux: Osiris, 1992.)
  • Этика. Эссе о сознании зла (L"Éthique. Essai sur la conscience du mal. - Paris: Hatier, 1993. Переиздание: Cean: Nous, 2003.)
  • Беккет: неисчерпаемое желание (Beckett, l’increvable désir, Paris, éd. Hachette, 1995)
  • Жан Боррей: Разум и Другой (Коллективное; Jean Borreil: La raison de l’autre. Badiou et al. - Paris: L’Harmattan, 1995. Coll. La philosophie en commun.)
  • Делёз (Deleuze. - Paris: Hachette, 1997.)
  • Святой Павел. Основание универсализма (Saint Paul. La fondation de l’universalisme. - Paris: PUF, 1997.)
  • Скрытая катастрофа: О конце истины государства (D’un désastre obscur: Sur la fin de la vérité d"État. - Paris: l’Aube, 1998.)
  • Краткий трактат о переходной онтологии (Court Traité d’ontologie transitoire. - Paris: Seuil, 1998.)
  • Малое руководство по инэстетике (Petit Manuel d’inesthétique. - Paris: Seuil, 1998.)
  • Сокращенное изложение метаполитики (Abrégé de métapolitique. - Paris: Seuil, 1998.)
  • О любви (Коллективное; De l’amour. Badiou et al. École de la Cause freudienne. - Paris: Flammarion, 1999.)
  • Обстоятельства, 1: Косово, 11 сентября, Ширак/Ле Пен (Circonstances, 1: Kosovo, 11 septembre, Chirac/Le Pen. - Paris: Éditions Léo Scheer, 2003)
  • Обстоятельства, 2: Ирак, куфия, Германия/Франция (Circonstances, 2. Irak, foulard, Allemagne/France, Lignes & Manifeste, 2004)
  • Обстоятельства, 3: Направленность слова «еврей» (Circonstances, 3. Portées du mot " juif ", Lignes & Manifeste, 2005)
  • Век (Le Siècle. - Paris: Seuil, 2005)
  • Логики миров. Бытие и событие 2 (Logiques des mondes. L’Être et l’Événement, 2, Paris, éd. Seuil, 2006)
  • Обстоятельства, 4: Что именует имя Саркози? (Circonstances, 4. De quoi Sarkozy est-il le nom ?, Éditions Lignes, 2007)
  • Маленький портативный пантеон (Petit panthéon portatif, Paris, éd. La Fabrique, 2008)
  • Мао. О практике и противоречии (В соавторстве со С. Жижеком; Mao. De la pratique et de la contradiction, avec Slavoj Žižek, Paris, éd. La Fabrique, 2008)
  • Второй манифест философии (Second manifeste pour la philosophie, Paris, éd. Fayard, 2009)
  • Антифилософия Витгенштейна (L’Antiphilosophie de Wittgenstein, Paris, éd. Nous, 2009)
  • Хвала любви (Éloge de l’amour, Paris, Flammarion, 2009)
  • Обстоятельства, 5: Коммунистическая гипотеза (Circonstances, 5. L’Hypothèse communiste, Éditions Lignes, 2009)
  • Кино (Cinéma, Paris, Nova éditions, 2010)
  • Хайдеггер. Нацизм, женщины, философия (В соавторстве с Барбарой Кассен; Heidegger. Le nazisme, les femmes, la philosophie, avec Barbara Cassin, Paris, éd. Fayard, 2010)
  • Сексуальных отношений не существует. Две лекции о Лакановском «Шальном» (В соавторстве с Барбарой Кассен; Il n’y a pas de rapport sexuel. Deux leçons sur " L’Étourdit ", de Lacan, avec Barbara Cassin, Paris, éd. Fayard, 2010)
  • Философия и событие (La Philosophie et l"Événement, entretiens avec Fabien Tarby, éd. Germina, 2010)
  • Пять лекций о Вагнере (Cinq leçons sur le cas Wagner, Nous, 2010)
  • Конечное и бесконечное (Le Fini et l’Infini, Bayard, 2010)
  • Объяснение, разговор с Аленом Финкелькротом (L’Explication, conversation avec Aude Lancelin, avec Alain Finkielkraut, Éditions Lignes, 2010)
  • Антисемитизм везде: сегодня во Франции (В соавторстве с Эриком Азаном; L’antisémitisme partout: aujourd’hui en France, d’Alain Badiou & Éric Hazan, La Fabrique, 2011)
  • Загадочная связь между политикой и философией (La Relation énigmatique entre politique et philosophie, éd. Germina, 2011)
  • Обстоятельства, 6: Пробуждение Истории (Circonstances, 6. Le Réveil de l’Histoire, Éditions Lignes, 2011)
  • Республика Платона (La République de Platon, Fayard, 2012)
  • Обстоятельства, 7: Саркози: хуже, чем предполагалось; Другие: предвидеть худшее (Sarkozy: pire que prévu ; Les autres: prévoir le pire, Éditions Lignes, 2012)
  • Жак Лакан: прошлое в настоящем (в соавторстве с Элизабет Рудинеско; Jacques Lacan, passé présent. Dialogue, par Elisabeth Roudinesco, Alain Badiou, Seuil, 2012)

Переводы на русский

  • Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма / Пер. с фр. О. Головой. - М.: Московский философский фонд; СПб.: Университетская книга, 1999. - ISBN 5-85133-062-7 , ISBN 5-7914-0008-X
  • Бадью А. Философские соображения по поводу нескольких недавних событий // Критическая масса. - 2002. - № 1.
  • Бадью А. Тайная катастрофа. Конец государственной истины // Социологос (альманах) : Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2002.
  • Бадью А. Век поэтов / Пер. с фр. С. Фокина // Новое литературное обозрение . - 2003. - № 63.
  • Бадью А. Философские соображения по поводу нескольких недавних событий / Пер. В. Лапицкого // Мир в войне: победители/побежденные. 11 сентября 2001 года глазами французских интеллектуалов: Антология. - М.: Прагматика культуры, 2003. - 204 с. - ISBN 5-7333-0232-2
  • Бадью А. Манифест философии. - СПб.: Machina, 2003. - ISBN 5-901410-29-7
  • Бадью А. Делез. «Шум бытия». - М.: Прагматика культуры, Логос-Альтера, 2004. - 184 с. - (Серия: Интеллектуальные биографии.) - ISBN 5-98392-007-3
  • Бадью А. Единица делится надвое // Синий диван . - 2004. - № 5.
  • Бадью А. Мета/Политика: Можно ли мыслить политику?: Краткий курс метаполитики / Пер. с фр. Скуратова Б., Голубович К. под ред. Никифорова О. - М.: Логос, 2005. - 240 с. - ISBN 5-8163-0068-7
  • Бадью А. Этика. Очерк о сознании зла. / Пер. В. Е. Лапицкого. - СПб.: Machina, 2006. - 126 с.
  • Бадью А. Обстоятельства, 3. Направленность слова «еврей» / Пер. М. Ю. Бендет. - СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. - 144 с.
  • Бадью А. Обстоятельства, 4. Что именует имя Саркози? / Пер. С. Л. Фокина. - СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. - 192 с.
  • Бадью А. Рапсодия для театра: краткий философский трактат / Пер. И. Кушнарёвой. - М.: Модерн, 2011. - 95 с.
  • Бадью А. Малое руководство по инэстетике / пер. с фр.Д. Ардамацкой, А. Магуна. - СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. - 156 с. - (Эстетика и политика; вып. 3).
  • Бадью А. Век. М.: Издательство "Логос", проект letterra.org, 2016. - 224 стр.

Рецензии

  • Стас Шурипа . Случайная мобилизация // Синий диван . - 2003. - № 3 .
  • Софронов В. Измениться, чтобы понять // Синий Диван. - 2006. - № 8
  • Ольшанский Д. Страх как политическое событие // Журнал Пушкин. - 2009. - № 1.

Ссылки

Тексты в Интернете

Тексты по-английски

  • (О французском законе о светском образовании и запрете на ношение религиозной символики в школах)
  • The Cultural Revolution: The Last Revolution? (PDF)
  • Democratic Materialism and the Materialist Dialectic история )
  • An Essential Philosophical Thesis: «It Is Right to Rebel against the Reactionaries» (PDF)
  • Further Selections from Théorie du sujet  on the Cultural Revolution (PDF)
  • Highly Speculative Reasoning on the Concept of Democracy (из Metapolitics )
  • Number and Numbers (недоступная ссылка с 16-05-2013 - история ) (PDF) (Перевод части текста книги Бадью о теории чисел Le nombre et les nombres )
  • On the European Constitution (недоступная ссылка с 16-05-2013 - история )
  • On the Truth-Process (Лекция и дискуссия)
  • One Divides into Two (О Ленине)
  • Philosophy and Politics (недоступная ссылка с 16-05-2013 - история )
  • The Political as a Truth Procedure (из Metapolitics )
  • Politics: a Non-expressive Dialectics (недоступная ссылка с 16-05-2013 - история ) (PDF)
  • The Scene of Two (Английский перевод из De l’amour )
  • Selections from Théorie du sujet  on the Cultural Revolution (PDF)
  • The Subject of Art (Deitch Projects, New York, April 1 2005)
  • The Triumphant Restoration (PDF)
  • What Happens (PDF) (О Беккете)
  • What is to be Thought? What is to be Done? (О президентских выборах во Франции в 2002; совместно с С. Лазарю и Н. Мишель)
  • What is Love? (PDF)

Тексты по-французски

  • L’aveu du philosophe (недоступная ссылка с 16-05-2013 -

Ален Бадью получил формальное философское образование в Высшей нормальной школе, в период обучения (с 1956 по 1961) одновременно посещал Сорбонну. Уже тогда проявились его интерес к математике и его полититическая активность. Бадью был одним из членов-учредителей Объединенной социалистической партии (PSU), отколовшейся от Французской коммунистической партии и активно боровшейся, среди прочего, за деколонизацию Алжира. Свой первый роман Бадью написал в 1964.

Жизнь

Отец Алена Бадью, Раймон Бадью, участник Сопротивления, был мэром Тулузы с 1944 по 1958.

Ален Бадью получил формальное философское образование в Высшей нормальной школе, в период обучения (с 1956 по 1961) одновременно посещал Сорбонну. Уже тогда проявились его интерес к математике и его полититическая активность. Бадью был одним из членов-учредителей Объединенной социалистической партии (PSU), отколовшейся от Французской коммунистической партии и активно боровшейся, среди прочего, за деколонизацию Алжира. Свой первый роман Бадью написал в 1964. В 1967 он присоединился к исследовательской группе, организованной Луи Альтюссером, в своей теоретической работе всё более подпадая под влияние Жака Лакана. Огромное воздействие на Бадью оказали студенческие волнения мая 1968, они навсегда укрепили его в крайне левых убеждениях, в силу которых он постоянно принимал участие в организации коммунистических и маоистские групп (например, Союза коммунистов Франции (марксистов-ленинцев), фр. Union des Communistes de France Marxiste-Léniniste, UCFML).

В 1969 он начал преподавать в университете Парижа VIII (Сорбонна, Венсен, затем Сен-Дени), который является оплотом контркультурного мышления. Здесь он вступил в жёсткую интеллектуальную дискуссиию с коллегами по университету Жилем Делёзом и Жаном-Франсуа Лиотаром. С точки зрения Бадью, их леворадикальная философия была отклонением от магистрального направления марксистской мысли.

В 1985 году совместно с товарищами по UCFML Сильвеном Лазарю и Наташей Мишель он основал группу Политическая организация, которой они руководят и поныне.

В 1988 он издал работу «Бытие и событие», которая, как полагают многие, является его главным произведением.

С 1999 Бадью преподаёт в Высшей нормальной школе. Он также ведёт курсы во многих других французских ВУЗах, например, в Международном философском коллеже и в Европейском институте междисциплинарных исследований (European Graduate School).

Помимо философии и политики, Ален Бадью выступает в качестве драматурга и романиста.

Творчество и деятельность

Бадью испытал серьёзное влияние Луи Альтюссера и его важнейших работ по эпистемологии. В своих философских работах Бадью обращается к математике, как к теории, по его мнению, единственно способной структурно задать онтологию.

Творчество и всю деятельность Алена Бадью можно разделить на две части.

Одна часть - его работы по философии в собственном смысле этого слова, из которых наиболее знаменита фундаментальная книга «Бытие и событие». Этот текст, исследующий также математику, литературу, политику и любовь, крайне труден для понимания и поэтому снабжен примечаниями и глоссарием. Более лёгкими путём в бадьюзианскую философию яввляются сборник «Условия» с критическим предисловием Франсуа Валя, и три связанных работы «Краткий трактат по метаполитике», «Малый руководство по инэстетике», «Краткий трактат по транзиторной онтологии» (Краткий трактат по переходной онтологии), вышедшие в 1998.

Но Бадью также является активным политическим борцом: он был одним из лидеров французского маоизма (вместе с Бенни Леви, лингвистом Жаном-Клодом Мильнером, психоаналитиками лакановской школы Жаком-Аленом Миллером и Жераром Милллером, и др.), и он не отрекается от этого прошлого. Но он и борец в области философии, как можно видеть из большинства его недавних работ: «Этика», серия «Обстоятельства» (I, II и III, в которой он исследует отношение антисемитов к евреям, которая говорит о терроризме или о французских выборах 2002 года), и недавние «Век» и, наконец, - как продолжение «Бытия и события» - «Логики мира» (начало 2006). Уступая отчасти, если не в строгости, то по меньшей мере в точности и детальности требованиям университетской философии, Бадью демонстрирует все достоинства синтеза, оригинальности в аналитической работе и силы убеждения. Будучи одним из лучших историков идей, он умеет свести суть эпохи к нескольким тезисам или понятиям. Сверх того, Бадью убеждён, что философия должна говорить о своём времени, и, как и большинство континентальных философов его поколения, он борется с идеей, согласно которой философскими проблемами являются вечные вопросы, которые везде и всегда разрабатывались сходным образом. Наконец, он один из немногих, как правоверный приверженец, продолжает поддерживать и защищать (может быть, не всегда в полном объёме, как сам он того желает) ниспровергаемые сегодня тезисы: отказ от гуманизма и от утверждения, что человек является высшей ценностью, отказ от парламентской демократии, защиту коммунизма и т. д. В этом смысле он является видной фигурой французской интеллектуальной жизни, как это подтверждает относительный успех его последней книги «Век», и, после кончины Деррида, он неоспоримо является наиболее известным за границей французским философом (особенно в Латинской Америке, где интерес к нему, несомненно, вписывается в общую моду на французскую философию) и, в частности, потому, что он продолжает сартровскую традицию, для которой философия и политическая ангажированность неразделимы.

И активно боровшейся, среди прочего, за деколонизацию Алжира . Свой первый роман Бадью написал в . В он присоединился к исследовательской группе, организованной Луи Альтюссером , в своей теоретической работе всё более подпадая под влияние Жака Лакана . Огромное воздействие на Бадью оказали студенческие волнения мая 1968 , они навсегда укрепили его в крайне левых убеждениях, в силу которых он постоянно принимал участие в организации коммунистических и маоистских групп (например, Союза коммунистов Франции (марксистов-ленинцев) , фр. Union des Communistes de France Marxiste-Léniniste, UCFML ).

Творчество и деятельность

Бадью испытал серьёзное влияние Луи Альтюссера и его важнейших работ по эпистемологии . В своих философских работах Бадью обращается к математике, как к языку, по его мнению, единственно способному структурно задать онтологию .

Творчество и всю деятельность Алена Бадью можно разделить на две части.

Одна часть - его работы по философии в собственном смысле этого слова, из которых наиболее знаменита фундаментальная книга «Бытие и событие». Этот текст, исследующий также математику, литературу, политику и любовь, довольно труден для понимания, снабжён множеством примечаний и глоссарием. Более лёгкими путём в бадьюзианскую философию являются сборник «Условия» с критическим предисловием Франсуа Валя, и три связанных работы «Краткий трактат по метаполитике», «Малый руководство по инэстетике», «Краткий трактат по транзиторной онтологии» (Краткий трактат по переходной онтологии), вышедшие в .

Но Бадью также является активным политическим борцом: он был одним из лидеров французского маоизма (вместе с Бенни Леви, лингвистом Жаном-Клодом Мильнером , психоаналитиками лакановской школы Жаком-Аленом Миллером и Жераром Миллером, и др.), и он не отрекается от этого прошлого. Но он и борец в области философии, как можно видеть из большинства его недавних работ: «Этика», серия «Обстоятельства» (I, II и III, в которой он исследует отношение антисемитов к евреям, которая говорит о терроризме и о французских выборах 2002 года), и недавние «Век» и, наконец,- как продолжение «Бытия и события» - «Логики мира» (начало ). Уступая отчасти, если не в строгости, то по меньшей мере в точности и детальности требованиям университетской философии, Бадью демонстрирует все достоинства синтеза, оригинальности в аналитической работе и силе убеждения. Будучи одним из лучших историков идей , он умеет свести суть эпохи к нескольким тезисам или понятиям. Сверх того, Бадью убеждён, что философия должна говорить о своём времени, и, как и большинство континентальных философов его поколения, он борется с идеей, согласно которой философскими проблемами являются вечные вопросы, которые везде и всегда разрабатывались сходным образом. Наконец, он один из немногих, как правоверный приверженец, продолжает поддерживать и защищать (может быть, не всегда в полном объёме, как сам он того желает) ниспровергаемые сегодня тезисы: отказ от гуманизма и от утверждения, что человек является высшей ценностью, отказ от парламентской демократии, защиту коммунизма и т. д. В этом смысле он является видной фигурой французской интеллектуальной жизни, как это подтверждает относительный успех его последней книги «Век», и, после кончины Деррида , он неоспоримо является наиболее известным за границей французским философом (особенно в Латинской Америке , где интерес к нему, несомненно, вписывается в общую моду на французскую философию) и, в частности, потому, что он продолжает сартровскую традицию, для которой философия и политическая ангажированность неразделимы.

Библиография

Сочинения

Философия, политика, критика

  • Понятие модели. Введение в материалистическую эпистемологию математики (Le Concept de modèle. Introduction à une épistémologie matérialiste des mathématiques. - Paris: Maspero, 1969.)
  • Теория противоречия (Théorie de la contradiction. - Paris: Maspero, 1975)
  • Об идеологии (В соавторстве с Ф. Больме; De l’idéologie / avec F. Balmès. - Paris: Maspero, 1976)
  • Рациональное зерно гегелевской диалектики (В сотрудничестве с Л. Моссо и Жю Белассаном; Le Noyau rationnel de la dialectique hégélienne / en collaboration avec L. Mossot et J. Bellassen. - Paris: Maspero, 1977)
  • Теория субъекта (Théorie du sujet. - Paris: Seuil, 1982. Coll. L’ordre philosophique.)
  • Можно ли мыслить политику? (Peut-on penser la politique? - Paris: Seuil, 1985.)
  • Бытие и событие (L’Etre et l"Événement. - Paris: Seuil, coll.L’ordre philosophique, 1988.)
  • Манифест в защиту философии (Манифест философии; Manifeste pour la philosophie. - Paris: Seuil, coll.L’ordre philosophique, 1989.)
  • Рапсодия для театра (Rhapsodie pour le théâtre, Paris, Imprimerie nationale, 1990)
  • Число и числа (Le Nombre et les nombres. - Paris: Seuil 1990. Coll. Des travaux.)
  • Условия (Conditions. - Paris: Seuil, 1992. Coll. L’ordre philosophique.)
  • Политика и современность (Коллективное; Politique et modernité / Badiou et al. - Bordeaux: Osiris, 1992.)
  • Этика. Эссе о сознании зла (L"Éthique. Essai sur la conscience du mal. - Paris: Hatier, 1993. Переиздание: Cean: Nous, 2003.)
  • Беккет: неисчерпаемое желание (Beckett, l’increvable désir, Paris, éd. Hachette, 1995)
  • Жан Боррей: Разум и Другой (Коллективное; Jean Borreil: La raison de l’autre. Badiou et al. - Paris: L’Harmattan, 1995. Coll. La philosophie en commun.)
  • Делёз (Deleuze. - Paris: Hachette, 1997.)
  • Святой Павел. Основание универсализма (Saint Paul. La fondation de l’universalisme. - Paris: PUF, 1997.)
  • Скрытая катастрофа: О конце истины государства (D’un désastre obscur: Sur la fin de la vérité d"État. - Paris: l’Aube, 1998.)
  • Краткий трактат о переходной онтологии (Court Traité d’ontologie transitoire. - Paris: Seuil, 1998.)
  • Малое руководство по инэстетике (Petit Manuel d’inesthétique. - Paris: Seuil, 1998.)
  • Сокращенное изложение метаполитики (Abrégé de métapolitique. - Paris: Seuil, 1998.)
  • О любви (Коллективное; De l’amour. Badiou et al. École de la Cause freudienne. - Paris: Flammarion, 1999.)
  • Обстоятельства, 1: Косово, 11 сентября, Ширак/Ле Пен (Circonstances, 1: Kosovo, 11 septembre, Chirac/Le Pen. - Paris: Éditions Léo Scheer, 2003)
  • Обстоятельства, 2: Ирак, куфия, Германия/Франция (Circonstances, 2. Irak, foulard, Allemagne/France, Lignes & Manifeste, 2004)
  • Обстоятельства, 3: Направленность слова "еврей" (Circonstances, 3. Portées du mot « juif », Lignes & Manifeste, 2005)
  • Век (Le Siècle. - Paris: Seuil, 2005)
  • Логики миров. Бытие и событие 2 (Logiques des mondes. L’Être et l’Événement, 2, Paris, éd. Seuil, 2006)
  • Обстоятельства, 4: Что именует имя Саркози? (Circonstances, 4. De quoi Sarkozy est-il le nom ?, Éditions Lignes, 2007)
  • Маленький портативный пантеон (Petit panthéon portatif, Paris, éd. La Fabrique, 2008)
  • Мао. О практике и противоречии (В соавторстве со С. Жижеком; Mao. De la pratique et de la contradiction, avec Slavoj Žižek, Paris, éd. La Fabrique, 2008)
  • Второй манифест философии (Second manifeste pour la philosophie, Paris, éd. Fayard, 2009)
  • Антифилософия Витгенштейна (L"Antiphilosophie de Wittgenstein, Paris, éd. Nous, 2009)
  • Хвала любви (Éloge de l"amour, Paris, Flammarion, 2009)
  • Обстоятельства, 5: Коммунистическая гипотеза (Circonstances, 5. L’Hypothèse communiste, Éditions Lignes, 2009)
  • Кино (Cinéma, Paris, Nova éditions, 2010)
  • Хайдеггер. Нацизм, женщины, философия (В соавторстве с Барбарой Кассен; Heidegger. Le nazisme, les femmes, la philosophie, avec Barbara Cassin, Paris, éd. Fayard, 2010)
  • Сексуальных отношений не существует. Две лекции о Лакановском "Шальном" (В соавторстве с Барбарой Кассен; Il n’y a pas de rapport sexuel. Deux leçons sur « L’Étourdit », de Lacan, avec Barbara Cassin, Paris, éd. Fayard, 2010)
  • Философия и событие (La Philosophie et l"Événement, entretiens avec Fabien Tarby, éd. Germina, 2010)
  • Пять лекций о Вагнере (Cinq leçons sur le cas Wagner, Nous, 2010)
  • Конечное и бесконечное (Le Fini et l"Infini, Bayard, 2010)
  • Объяснение, разговор с Аленом Финкелькротом (L’Explication, conversation avec Aude Lancelin, avec Alain Finkielkraut, Éditions Lignes, 2010)
  • Антисемитизм везде: сегодня во Франции (В соавторстве с Эриком Азаном; L’antisémitisme partout: aujourd’hui en France , d’Alain Badiou & Éric Hazan, La Fabrique, 2011)
  • Загадочная связь между политикой и философией (La Relation énigmatique entre politique et philosophie, éd. Germina, 2011)
  • Обстоятельства, 6: Пробуждение Истории (Circonstances, 6. Le Réveil de l"Histoire, Éditions Lignes, 2011)
  • Республика Платона (La République de Platon, Fayard, 2012)
  • Обстоятельства, 7: Саркози: хуже, чем предполагалось; Другие: предвидеть худшее (Sarkozy: pire que prévu ; Les autres: prévoir le pire, Éditions Lignes, 2012)
  • Жак Лакан: прошлое в настоящем (в соавторстве с Элизабет Рудинеско; Jacques Lacan, passé présent. Dialogue, par Elisabeth Roudinesco, Alain Badiou, Seuil, 2012)

Переводы на русский

  • Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма / Пер. с фр. О. Головой. - М.: Московский философский фонд; СПб.: Университетская книга, 1999. - ISBN 5-85133-062-7 , ISBN 5-7914-0008-X
  • Бадью А. Философские соображения по поводу нескольких недавних событий // Критическая масса. - 2002. - № 1.
  • Бадью А. Тайная катастрофа. Конец государственной истины // Социологос (альманах) : Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2002.
  • Бадью А. Век поэтов / Пер. с фр. С. Фокина // Новое литературное обозрение . - 2003. - № 63.
  • Бадью А. Философские соображения по поводу нескольких недавних событий / Пер. В. Лапицкого // Мир в войне: победители/побежденные. 11 сентября 2001 года глазами французских интеллектуалов: Антология. - М.: Прагматика культуры, 2003. - 204 с. - ISBN 5-7333-0232-2
  • Бадью А. Манифест философии. - СПб.: Machina, 2003. - ISBN 5-901410-29-7
  • Бадью А. Делез. «Шум бытия». - М.: Прагматика культуры, Логос-Альтера, 2004. - 184 с. - (Серия: Интеллектуальные биографии.) - ISBN 5-98392-007-3
  • Бадью А. Единица делится надвое // Синий диван . - 2004. - № 5.
  • Бадью А. Мета/Политика: Можно ли мыслить политику?: Краткий курс метаполитики / Пер. с фр. Скуратова Б., Голубович К. под ред. Никифорова О. - М.: Логос, 2005. - 240 с. - ISBN 5-8163-0068-7
  • Бадью А. Этика. Очерк о сознании зла. / Пер. В. Е. Лапицкого. - СПб.: Machina, 2006. - 126 с.
  • Бадью А. Обстоятельства, 3. Направленность слова «еврей» / Пер. М. Ю. Бендет. - СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. - 144 с.
  • Бадью А. Обстоятельства, 4. Что именует имя Саркози? / Пер. С. Л. Фокина. - СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. - 192 с.
  • Бадью А. Рапсодия для театра: краткий философский трактат / Пер. И. Кушнарёвой. - М.: Модерн, 2011. - 95 с.

Рецензии

  • Ольшанский Д. Страх как политическое событие // Журнал Пушкин. - 2009. - № 1.

Ссылки

  • Библиография работ и статей Алена Бадью по-английски и по-французски

Тексты в Интернете

Тексты по-английски

  • (О французском законе о светском образовании и запрете на ношение религиозной символики в школах)
  • The Cultural Revolution: The Last Revolution? (PDF)
  • An Essential Philosophical Thesis: «It Is Right to Rebel against the Reactionaries» (PDF)
  • Further Selections from Théorie du sujet on the Cultural Revolution (PDF)
  • Highly Speculative Reasoning on the Concept of Democracy (из Metapolitics )
  • Number and Numbers (PDF) (Перевод части текста книги Бадью о теории чисел Le nombre et les nombres )
  • On the Truth-Process (Лекция и дискуссия)
  • The Political as a Truth Procedure (из Metapolitics )
  • Politics: a Non-expressive Dialectics (PDF)
  • The Scene of Two (Английский перевод из De l’amour )
  • Selections from Théorie du sujet on the Cultural Revolution (PDF)
  • The Subject of Art (Deitch Projects, New York, April 1 2005)
  • The Triumphant Restoration (PDF)
  • What Happens (PDF) (О Беккете)
  • What is to be Thought? What is to be Done? (О президентских выборах во Франции в 2002; совместно с С. Лазарю и Н. Мишель)
  • What is Love? (PDF)

Тексты по-французски

  • Considérations philosophiques sur des événements récents (PDF) (По поводу 11 сентября 2001)
  • De la dialectique négative dans sa connexion à un certain bilan de Wagner (часть перавя ; часть вторая) (Две лекции об Адорно и Вагнере)
  • De l’idéologie (PDF)
  • L’humiliation ordinaire (О гражданских беспорядках во Франции в 2005; английский перевод)
  • Notes sur Le Dernier des hommes (О фильме «Последний человек » Ф. В. Мурнау .)
  • Théorie de la contradiction (PDF)

Тексты по-русски

  • Делёз. «Шум бытия» в библиотеке Славы Янко.
  • «Апостол Павел. Обоснование универсализма»; «Единица делится надвое» в библиотеке «Ихтика»
  • «Апостол Павел. Обоснование универсализма» в библиотеке Елены Косиловой
  • «Политика: неэкспрессивная диалектика» - лекция 26 ноября 2005; Биркбекский институт гуманитарных наук, Лондон
  • «Единица делится надвое» (Глава из книги «Le siecle») - Международный коллеж философии, 7 апреля 1999 г. Пер. с фр. Алексей Гараджа (впервые напечатано в журнале «Синий диван ». - 2004. - № 5. - С. 74-86.)
  • Основной философский тезис: «Правильно восставать против реакционеров» - Перевод с англ. Дмитрия Колесника главы 1 «Теории противоречия» Алена Бадью (1975) по изданию: Alain Badiou. An Essential Philosophical Theses: «It is Right to Rebel against the Reactionaries» // Positions 2005. winter 13:3. P. 669-677.
  • «Манифест философии» (1989; рус. пер. 2003)
  • Родовая идентичность рабочего класса достигла предела насыщения

Интервью

Английские интервью

  • AGR interviews Professor Alain Badiou (Интервьюер Shane Perlowin)
  • «Being by Numbers» (part one ; part two ; part three ; part four ; part five ; Интервьюер Lauren Sedofsky)
  • Beyond Formalisation (Интервьеры Peter Hallward и Bruno Bosteels; вопросы по-английски, ответы по-французски)
  • A Conversation with Alain Badiou (Интервьюер Mario Goldenberg)
  • On Evil (Интервьюеры Christoph Cox и Molly Whalen)
Основные интересы теория множеств , metapolitics [d] , онтология и марксизм Оказавшие влияние Платон , Маркс , Кантор , Мао Цзэдун , Лакан , Альтюссер , Сартр , Делёз , Гегель , Стефан Малларме , Сэмюел Беккет , Пол Коэн

Жизнь

Отец Алена Бадью, Раймон Бадью, участник Сопротивления , был мэром Тулузы с 1944 по 1958.

Ален Бадью получил формальное философское образование в Высшей нормальной школе , в период обучения (с по ) одновременно посещал Сорбонну . Уже тогда, после встречи с математиком и будущим художником Морисом Матьё , проявился его интерес к математике и политическая активность. Бадью был одним из членов-учредителей Объединённой социалистической партии (PSU), отколовшейся от Французской коммунистической партии и активно боровшейся, среди прочего, за деколонизацию Алжира . Свой первый роман Бадью написал в . В он присоединился к исследовательской группе, организованной Луи Альтюссером , в своей теоретической работе всё более подпадая под влияние Жака Лакана . Огромное воздействие на Бадью оказали студенческие волнения мая 1968 , они навсегда укрепили его в крайне левых убеждениях, в силу которых он постоянно принимал участие в организации коммунистических и маоистских групп (например, Союза коммунистов Франции (марксистов-ленинцев) , фр. Union des Communistes de France Marxiste-Léniniste, UCFML ).

Творчество и деятельность

Бадью испытал серьёзное влияние Луи Альтюссера и его важнейших работ по эпистемологии . В своих философских работах Бадью обращается к математике, как к языку, по его мнению, единственно способному структурно задать онтологию .

Творчество и всю деятельность Алена Бадью можно разделить на две части.

Одна часть - его работы по философии в собственном смысле этого слова, из которых наиболее знаменита фундаментальная книга «Бытие и событие». Этот текст, исследующий также математику, литературу, политику и любовь, довольно труден для понимания, снабжён множеством примечаний и глоссарием.

Более лёгкими путями в бадьюзианскую философию являются сборник «Условия» с критическим предисловием Франсуа Валя и три связанных работы - «Краткий трактат по метаполитике», «Малое руководство по инэстетике », «Краткий трактат по транзиторной онтологии» (Краткий трактат по переходной онтологии), вышедшие в .

Бадью также является активным политическим борцом: он был одним из лидеров французского маоизма (вместе с Бенни Леви, лингвистом Жаном-Клодом Мильнером , психоаналитиками лакановской школы Жаком-Аленом Миллером и Жераром Миллером, и др.), и он не отрекается от этого прошлого. Но он и борец в области философии, как можно видеть из большинства его недавних работ: «Этика», серия «Обстоятельства» (I, II и III, в которой он исследует отношение антисемитов к евреям, которая говорит о терроризме и о французских выборах 2002 года), и недавние «Век» и, наконец, - как продолжение «Бытия и события» - «Логики мира» (начало ). Уступая отчасти, если не в строгости, то, по меньшей мере, в точности и детальности требованиям университетской философии, Бадью демонстрирует все достоинства синтеза, оригинальности в аналитической работе и силе убеждения. Будучи одним из лучших историков идей , он умеет свести суть эпохи к нескольким тезисам или понятиям. Сверх того, Бадью убеждён, что философия должна говорить о своём времени, и, как и большинство континентальных философов его поколения, он борется с идеей, согласно которой философскими проблемами являются вечные вопросы, которые везде и всегда разрабатывались сходным образом. Наконец, он один из немногих, как правоверный приверженец, продолжает поддерживать и защищать (может быть, не всегда в полном объёме, как сам он того желает) ниспровергаемые сегодня тезисы: отказ от гуманизма и от утверждения, что человек является высшей ценностью, отказ от парламентской демократии, защиту коммунизма и т. д. В этом смысле он является видной фигурой французской интеллектуальной жизни, как это подтверждает относительный успех его последней книги «Век», и, после кончины Деррида он неоспоримо является наиболее известным за границей французским философом (особенно в Латинской Америке , где интерес к нему, несомненно, вписывается в общую моду на французскую философию) и, в частности, потому, что он продолжает сартровскую традицию, для которой философия и политическая ангажированность неразделимы.

Примечания

Библиография

Философия, политика, критика

  • Понятие модели. Введение в материалистическую эпистемологию математики (Le Concept de modèle. Introduction à une épistémologie matérialiste des mathématiques. - Paris: Maspero, 1969.)
  • Теория противоречия (Théorie de la contradiction. - Paris: Maspero, 1975)
  • Об идеологии (В соавторстве с Ф. Больме; De l’idéologie / avec F. Balmès. - Paris: Maspero, 1976)
  • Рациональное зерно гегелевской диалектики (В сотрудничестве с Л. Моссо и Жю Белассаном; Le Noyau rationnel de la dialectique hégélienne / en collaboration avec L. Mossot et J. Bellassen. - Paris: Maspero, 1977)
  • Теория субъекта (Théorie du sujet. - Paris: Seuil, 1982. Coll. L’ordre philosophique.)
  • Можно ли мыслить политику? (Peut-on penser la politique? - Paris: Seuil, 1985.)
  • Бытие и событие (L’Etre et l"Événement. - Paris: Seuil, coll.L’ordre philosophique, 1988.)
  • Манифест в защиту философии (Манифест философии; Manifeste pour la philosophie. - Paris: Seuil, coll.L’ordre philosophique, 1989.)
  • Рапсодия для театра (Rhapsodie pour le théâtre, Paris, Imprimerie nationale, 1990)
  • Число и числа (Le Nombre et les nombres. - Paris: Seuil 1990. Coll. Des travaux.)
  • Условия (Conditions. - Paris: Seuil, 1992. Coll. L’ordre philosophique.)
  • Политика и современность (Коллективное; Politique et modernité / Badiou et al. - Bordeaux: Osiris, 1992.)
  • Этика. Эссе о сознании зла (L"Éthique. Essai sur la conscience du mal. - Paris: Hatier, 1993. Переиздание: Cean: Nous, 2003.)
  • Беккет: неисчерпаемое желание (Beckett, l’increvable désir, Paris, éd. Hachette, 1995)
  • Жан Боррей: Разум и Другой (Коллективное; Jean Borreil: La raison de l’autre. Badiou et al. - Paris: L’Harmattan, 1995. Coll. La philosophie en commun.)
  • Делёз (Deleuze. - Paris: Hachette, 1997.)
  • Святой Павел. Основание универсализма (Saint Paul. La fondation de l’universalisme. - Paris: PUF, 1997.)
  • Скрытая катастрофа: О конце истины государства (D’un désastre obscur: Sur la fin de la vérité d"État. - Paris: l’Aube, 1998.)
  • Краткий трактат о переходной онтологии (Court Traité d’ontologie transitoire. - Paris: Seuil, 1998.)
  • Малое руководство по инэстетике (Petit Manuel d’inesthétique. - Paris: Seuil, 1998.)
  • Сокращенное изложение метаполитики (Abrégé de métapolitique. - Paris: Seuil, 1998.)
  • О любви (Коллективное; De l’amour. Badiou et al. École de la Cause freudienne. - Paris: Flammarion, 1999.)
  • Обстоятельства, 1: Косово, 11 сентября, Ширак/Ле Пен (Circonstances, 1: Kosovo, 11 septembre, Chirac/Le Pen. - Paris: Éditions Léo Scheer, 2003)
  • Обстоятельства, 2: Ирак, куфия, Германия/Франция (Circonstances, 2. Irak, foulard, Allemagne/France, Lignes & Manifeste, 2004)
  • Обстоятельства, 3: Направленность слова «еврей» (Circonstances, 3. Portées du mot " juif ", Lignes & Manifeste, 2005)
  • Век (Le Siècle. - Paris: Seuil, 2005)
  • Логики миров. Бытие и событие 2 (Logiques des mondes. L’Être et l’Événement, 2, Paris, éd. Seuil, 2006)
  • Обстоятельства, 4: Что именует имя Саркози? (Circonstances, 4. De quoi Sarkozy est-il le nom ?, Éditions Lignes, 2007)
  • Маленький портативный пантеон (Petit panthéon portatif, Paris, éd. La Fabrique, 2008)
  • Мао. О практике и противоречии (В соавторстве со С. Жижеком; Mao. De la pratique et de la contradiction, avec Slavoj Žižek, Paris, éd. La Fabrique, 2008)
  • Второй манифест философии (Second manifeste pour la philosophie, Paris, éd. Fayard, 2009)
  • Антифилософия Витгенштейна (L’Antiphilosophie de Wittgenstein, Paris, éd. Nous, 2009)
  • Хвала любви (Éloge de l’amour, Paris, Flammarion, 2009)
  • Обстоятельства, 5: Коммунистическая гипотеза (Circonstances, 5. L’Hypothèse communiste, Éditions Lignes, 2009)
  • Кино (Cinéma, Paris, Nova éditions, 2010)
  • Хайдеггер. Нацизм, женщины, философия (В соавторстве с Барбарой Кассен; Heidegger. Le nazisme, les femmes, la philosophie, avec Barbara Cassin, Paris, éd. Fayard, 2010)
  • Сексуальных отношений не существует. Две лекции о Лакановском «Шальном» (В соавторстве с Барбарой Кассен; Il n’y a pas de rapport sexuel. Deux leçons sur " L’Étourdit ", de Lacan, avec Barbara Cassin, Paris, éd. Fayard, 2010)
  • Философия и событие (La Philosophie et l"Événement, entretiens avec Fabien Tarby, éd. Germina, 2010)
  • Пять лекций о Вагнере (Cinq leçons sur le cas Wagner, Nous, 2010)
  • Конечное и бесконечное (Le Fini et l’Infini, Bayard, 2010)
  • Объяснение, разговор с Аленом Финкелькротом (L’Explication, conversation avec Aude Lancelin, avec Alain Finkielkraut, Éditions Lignes, 2010)
  • Антисемитизм везде: сегодня во Франции (В соавторстве с Эриком Азаном; L’antisémitisme partout: aujourd’hui en France, d’Alain Badiou & Éric Hazan, La Fabrique, 2011)
  • Загадочная связь между политикой и философией (La Relation énigmatique entre politique et philosophie, éd. Germina, 2011)
  • Обстоятельства, 6: Пробуждение Истории (Circonstances, 6. Le Réveil de l’Histoire, Éditions Lignes, 2011)
  • Республика Платона (La République de Platon, Fayard, 2012)
  • Обстоятельства, 7: Саркози: хуже, чем предполагалось; Другие: предвидеть худшее (Sarkozy: pire que prévu ; Les autres: prévoir le pire, Éditions Lignes, 2012)
  • Жак Лакан: прошлое в настоящем (в соавторстве с Элизабет Рудинеско; Jacques Lacan, passé présent. Dialogue, par Elisabeth Roudinesco, Alain Badiou, Seuil, 2012)

Переводы на русский

  • Бадью А. Апостол Павел. Обоснование универсализма / Пер. с фр. О. Головой. - М.: Московский философский фонд; СПб.: Университетская книга, 1999. - ISBN 5-85133-062-7 , ISBN 5-7914-0008-X
  • Бадью А. Философские соображения по поводу нескольких недавних событий // Критическая масса. - 2002. - № 1.
  • Бадью А. Тайная катастрофа. Конец государственной истины // Социологос (альманах) : Альманах Российско-французского центра социологии и философии Института социологии Российской Академии наук. - М.: Институт экспериментальной социологии; СПб.: Алетейя, 2002.
  • Бадью А. Век поэтов / Пер. с фр. С. Фокина // Новое литературное обозрение . - 2003. - № 63.
  • Бадью А. Философские соображения по поводу нескольких недавних событий / Пер. В. Лапицкого // Мир в войне: победители/побежденные. 11 сентября 2001 года глазами французских интеллектуалов: Антология. - М.: Прагматика культуры, 2003. - 204 с. - ISBN 5-7333-0232-2
  • Бадью А. Манифест философии. - СПб.: Machina, 2003. - ISBN 5-901410-29-7
  • Бадью А. Делез. «Шум бытия». - М.: Прагматика культуры, Логос-Альтера, 2004. - 184 с. - (Серия: Интеллектуальные биографии.) - ISBN 5-98392-007-3
  • Бадью А. Единица делится надвое // Синий диван . - 2004. - № 5.
  • Бадью А. Мета/Политика: Можно ли мыслить политику?: Краткий курс метаполитики / Пер. с фр. Скуратова Б., Голубович К. под ред. Никифорова О. - М.: Логос, 2005. - 240 с. - ISBN 5-8163-0068-7
  • Бадью А. Этика. Очерк о сознании зла. / Пер. В. Е. Лапицкого. - СПб.: Machina, 2006. - 126 с.
  • Бадью А. Обстоятельства, 3. Направленность слова «еврей» / Пер. М. Ю. Бендет. - СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. - 144 с.
  • Бадью А. Обстоятельства, 4. Что именует имя Саркози? / Пер. С. Л. Фокина. - СПб.: Академия Исследования Культуры, 2008. - 192 с.
  • Бадью А. Рапсодия для театра: краткий философский трактат / Пер. И. Кушнарёвой. - М.: Модерн, 2011. - 95 с.
  • Бадью А. Малое руководство по инэстетике / пер. с фр.Д. Ардамацкой, А. Магуна. - СПб. : Издательство Европейского университета в Санкт-Петербурге, 2014. - 156 с. - (Эстетика и политика; вып. 3).
  • Бадью А. Век. М.: Издательство "Логос", проект letterra.org, 2016. - 224 стр.

Рецензии

Ссылки

  • Бадью, Ален в «Журнальном зале »
  • Библиография работ и статей Алена Бадью по-английски и по-французски
  • Collège International de Philosophie (недоступная ссылка)

Тексты в Интернете

Тексты по-английски

  • The Adventure of French Philosophy (недоступная ссылка)
  • (О французском законе о светском образовании и запрете на ношение религиозной символики в школах)
  • The Cultural Revolution: The Last Revolution? (PDF)
  • An Essential Philosophical Thesis: «It Is Right to Rebel against the Reactionaries» (PDF)
  • Further Selections from Théorie du sujet on the Cultural Revolution (PDF)
  • Highly Speculative Reasoning on the Concept of Democracy (из Metapolitics )
  • On the Truth-Process (Лекция и дискуссия)
  • One Divides into Two (О Ленине)
  • The Political as a Truth Procedure (из Metapolitics )
  • The Scene of Two (Английский перевод из De l’amour )
  • Selections from Théorie du sujet on the Cultural Revolution (PDF)
  • The Subject of Art (Deitch Projects, New York, April 1 2005)
  • The Triumphant Restoration (PDF)
  • What Happens (PDF) (О Сэмюэле Беккете)
  • What is to be Thought? What is to be Done? (О президентских выборах во Франции в 2002; совместно с С. Лазарю и Н. Мишель)

АЛЕН БАДЬЮ. Манифест философии.

ALAIN BADIOU manifeste pour la philosophie EDITIONS DU SEUIL/ XX ВЕК/ КРИТИЧЕСКАЯ БИБЛИОТЕКА

1. Возможность 2. Условия 3. Современность 4. Хайдеггер в качестве общего места 5. Нигилизм 6. Швы 7. Век поэтов 8. События 9. Вопросы 10. Платоновский жест 11. Родовое

СОСТАВЛЕНИЕ И ПЕРЕВОД С ФРАНЦУЗСКОГО В. Е. ЛАПИЦКОГО МАСНI N А ПЕТЕРБУРГ РЕДАКТОР Б. В. ОСТАНИН ТЕХНИЧЕСКИЙ ДИРЕКТОР О. Н. СТАМБУЛИЙСКАЯ

<Верстка здесь - artinfo. На 12 июля 2006 года - без послесловия перводчика, и в тексте "возвращение самой философии" пока не наведен порядок в примечаниях и сносках>

Бадью, Ален Манифест философии / Сост. и пер. с франц. В. Е. Лапицкого.-СПб.: Machina, 2003.-184 с. (XX век. Критическая библиотека)

“Манифест философии” Алена Бадью (р. 1937) в сжатой и энергичной форме представляет одно из значительнейших событий в истории новейшей мысли-глобальную “философию события”, реализующую небывалый по дерзости замысел: в эпоху пресловутого “конца философии” сделать еще один шаг и, повторив жест Платона, заново отстроить философию в качестве универсальной доктрины, обусловленной положениями науки, искусства, политики и любви и обеспечивающей им возможность гармоничного сосуществования. В качестве Приложений в издание включены тексты посвященного обсуждению концепций Бадью круглого стола (в котором приняли участие Ф. Лаку-Лабарт, Ж. Рансьер, Ж. -Ф. Лиотар) и непосредственно примыкающие к нему уточнения авторской позиции.

ISBN 5-901410-29-7 © Edition du Seuil,1989 © В. Е. Лапицкий, составление, перевод, 2003 © А. Г. Наследников, издание, дизайн серии, 2003

МАНИФЕСТ ФИЛОСОФИИ

1 Возможность

Во Франции сегодня живет не так уж много философов, хотя их здесь, наверное, больше, чем где бы то ни было. Чтобы их пересчитать, достаточно будет, пожалуй, десяти пальцев. Да, с десяток философов, если понимать под этим тех, кто предлагает нашему времени свои особые, опознаваемые формулировки, и, следовательно, оставить в стороне как комментаторов, так и незаменимых эрудитов и суетных эссеистов.

Десять философов? Или, скорее, “философов”? Ибо, как ни странно, большинство из них утверждает, что и- лософия невозможна, исчерпана, передана в ведение чего-то иного. Лаку-Лабарт, к примеру: “Более не следует желать философии”. И почти одновременно Лиотар: “Как архитектура философия лежит в развалинах”. Но можно ли представить себе философию, лишенную всякой архитектоники? “Письмо в развалинах”, “микрология”, претерпевание “граффити” (для Лиотара это метафоры современного стиля мышления)-не омоним ли это уже только “философии”, как ее ни понимай? Или еще: не был ли величайший из наших мертвецов, Лакан, “антифилософом”? И как трактовать тот факт, что Лиотар способен затронуть судьбы Присутствия, лишь комментируя живопись, что последняя большая книга Делеза посвящена кино, что Лаку-Лабарт (как в Германии Гадамер) занимается поэтическими предвосхищениями Целана, а Деррида не в силах обойтись без Жене? Почти все наши “философы” пребывают в поисках окольного письма, побочной поддержки, косвенных референций, дабы уклончивым образом перейти к захвату позиций на считающейся необитаемой философской территории. И вот что мы обнаруживаем в центре этих обходных маневров-тревожной грезы того, кто не является ни поэтом, ни верующим, ни “евреем”,-усугубленное к тому же бесцеремонными поучениями по поводу национал-социалистической ангажированности Хайдеггера: перед лицом возбужденного против нас эпохой дела, за чтением материалов судебного процесса, важнейшие среди которых Колыма и Освенцим, наши философы, взвалив на свои плечи сей век (а в конечном счете-и череду веков со времен самого Платона), решили признать себя виновными. Ни многажды допрашивавшиеся ученые, ни военные, ни даже политики не сочли, что бойни нашего времени всерьез и надолго повлияли на их гильдии. Социологи, историки, психологи-все процветают в невинности. Одни только философы глубоко усвоили, что мысль, их мысль, столкнулась с историческими и политическими преступлениями нашего века-и всех веков, его породивших-сразу и как с препятствием для какого бы то ни было продолжения, и как с трибуналом, под который идет за интеллектуальные-коллективные и исторические-должностные преступления.

Конечно, в философизации интеллектуальности этого преступления можно узреть изрядную гордыню. Когда Лиотар ставит в заслугу Лаку-Лабарту “первое философское определение нацизма”, он считает само собой разумеющимся, что подобное определение способно пройти по философскому ведомству. А ведь это отнюдь не очевидно. Мы знаем, например, что “определение” законов движения к философии ни в коей мере не относится. Со своей стороны я утверждаю, что даже древний вопрос о бытии как бытии-не только ее вотчина: это вопрос из области математики. И, стало быть, вполне допустимо представить, что определение нацизма (например, нацизма как политики) не подпадает под юрисдикцию той специфической мыслительной формы, которая со времен Платона удостаивается имени философии. Не исключено, что наши скромные провозвестники философского тупика сохраняют, хранят, пестуют идею, согласно которой философии подпадает “все”. А ведь нужно, конечно же, признать, что одним из результатов этого спекулятивного тоталитаризма и была приверженность Хайдеггера к национал-социализму. Что сделал на самом деле Хайдеггер, как не допустил, что воплощенное нацистами “окончательное решение” немецкого народа было переходным к его мысли, мысли профессора герменевтики? Полагать, что философия-и только она одна-ответственна за возвышенные ли, за отталкивающие ли аватары современной политики, это нечто вроде коварной уловки гегелевского разума, проникающего в самые сокровенные порядки наших антидиалектиков. Это-постулировать, что существует некий дух времени, главнейшее определение, а принципом, чтобы схватить и отжать его, служит философия. Начнем уж лучше, вообразив, что, скажем, нацизм как таковой не является возможным предметом философии, что он вне тех условий, которым в рамках своего собственного строя способна придать форму философская мысль. Что он не является для этой мысли событием. Отнюдь не подразумевая при этом, что он не подвластен осмыслению.

Ибо когда наши философы из аксиомы, предписывающей философии бремя ответственности за преступления века, извлекают в связке друг с другом выводы о тупике философии и неосмысляемом характере преступления, гордыня превращается в опасную несостоятельность. Для тех, кто полагает, что мы должны философски оценить истребление в Европе евреев с точки зрения хайдеггеровской мысли, тупик и в самом деле бросается в глаза. Чтобы выпутаться из этого, утверждают, будто тут присутствует нечто неосмысляемое, необъяснимое, развал любого понятия. Готовы, чтобы спасти ее гордость, принести в жертву саму философию: коли философия должна осмыслить нацизм, а ее для этого не хватает, значит, она должна осмыслить неосмысляемое, значит, философия зашла в тупик.

Я предлагаю принести императив в жертву и заявить: если философия неспособна осмыслить истребление в Европе евреев, то дело тут в том, что это осмысление не входит ни в ее обязанности, ни в ее возможности. Дело в том, что сделать эту мысль действительной призван другой строй мысли. Например, историчностная мысль, то есть мысль об Истории, испытуемой с точки зрения политики.

В действительности объявлять о “конце”, завершении, радикальном тупике всегда нескромно. Провозглашение “конца великих повествований” столь же нескромно, как и само великое повествование, убежденность в “конце метафизики” движется в метафизической стихии убежденности, деконструкция понятия субъекта требует некоей центральной категории (например, бытия), историчностная предписанность которой еще более определенна и т. д. Оцепеневшая от трагичности своего предполагаемого предмета-истребления, концлагерей-философия преображает собственную невозможность в трагическую позу. Она рядится в мрачные цвета эпохи, не обращая внимания на то, что эта эстетизация тоже несправедлива по отношению к жертвам. Покаянное олицетворение низостей-точно такая же поза, позерство, как и медные трубы кавалерии второго пришествия Духа, а конец Конца Истории скроен из той же ткани, что и сам этот Конец.

Стоит только ограничить ставки философии, и пафос ее “конца” уступает место совершенно иному вопросу, вопросу ее положения, ее условий. Я не утверждаю, что философия возможна всегда. Я предлагаю вообще присмотреться, при каких условиях она-сообразно своему предначертанию-становится возможной. Не следует бездумно принимать тот факт, что историческое насилие в силах ее прерывать. Объявить, что Гитлер и его приспешники оказались способны ввести в мысль немыслимое и тем самым довершили приостановку ее архитектурного осуществления,-это просто-напросто признать за ними некую странную победу. Не на счет ли фанатического антиинтеллектуализма нацистов следует отнести тот реванш, что последовал за его военным разгромом, когда сама политическая или философская мысль не в состоянии на самом деле оценить то, что намеревалось ее уничтожить? Я говорю так, как думаю: возводить смерть ев- реев в причину конца того, во что они внесли определяющую лепту (с одной стороны, революционной политики, с другой-рационалистической философии), означает вторично предавать их смерти. По самой своей сути почтение в отношении жертв не может быть укоренено в оцепенении духа, в его самообличительной нерешительности перед лицом преступления. Оно извечно коренится в продолжении того, что делало их в глазах палачей представителями Человечества.

Я не только утверждаю, что философия сегодня возможна, я утверждаю, что по форме ее возможность не есть преступание через некий конец. Напротив, предстоит разобраться, что означает сделать еще один шаг. Всего один шаг. Шаг в современную конфигурацию, ту, что со времен Декарта связывает условия философии с тремя узловыми понятиями, каковыми являются бытие, истина и субъект.

Loading...Loading...