Как проходит божественная литургия в храме. Как проходит литургия (теория)

В православии очень много праздников, которые являются пережитками и адаптациями более ранних языческих празднеств. Так случилось благодаря двум факторам. Во-первых, новообращенные жители продолжали сохранять свои бытовые, привычные им ритуалы и хранили память о праздничных датах. Но поскольку чтить прежних богов теперь было или нельзя, или (если крещение принималось искренне) по совести невозможно, праздники наполняли новым смыслом и христианским содержанием. С другой стороны, церковные миссионеры сознательно старались наложить на исконные языческие дни церковные торжества, дабы похоронить под ними память о прежних праздниках, имевших место во времена язычества. Аналогичным образом христиане подходили и к вопросу церковного строительства - храмы и монастыри часто возводились там, где прежде стоял языческий храм или капище. Праздник, о котором пойдет речь ниже, это яркий пример такой Называется он Ивана Купала и празднуется 7 июля. в честь здесь был совмещен с древним славянским торжеством.

История праздника

Иванов день, отмечаемый 7 июля, - церковный праздник, истоки свои имеющий, как уже было сказано, в языческом древнеславянском культе. Известны и распространены также и другие его названия, например, Колосок, Купалье, Иван Ведьмацкий, Солнцекрес, Иван Травник и множество других. В дохристианскую древность этот день связывали с которое приходится на разные дни в двадцатых числах июня. Сегодня же его отмечают в строго определенный день - 7 июля. Церковный праздник при этом во многих странах является также и общенациональным государственным, но отмечается он, как день памяти святого Иоанна Крестителя, и, таким образом, астрономически не привязан более к солнцестоянию. Обрядовая часть христианского ритуала довольно успешно вписалась в общую концепцию языческого празднества. Если преданные старым богам люди в этот день совершали очистительные купания, то культ Иоанна Крестителя, который, по сути, занимался в свое время тем же самым, пришелся впору, и, таким образом, даже внешние традиции этого дня пришлось корректировать не столь сильно.

Праздничные обряды

И в древности, и в наши дни существует огромное множество ритуалов, которые исполняют люди 7 июля. Какой праздник, к примеру, обходится без веселья? Выразителем этой радости в широких массах являются танцы-хороводы, хотя чисто церковная традиция относится к этому критически, так как день этот приходится всегда на время Петропавловского поста. В храмах служат торжественные богослужения и на этом, как правило, все заканчивается. А вот народные гуляния дополняют церемониал различными манипуляциями с огнем, водой и травами.

Водные ритуалы

Что делать 7 июля? Разумеется, идти к водоему, озеру или реке. Там, скорее всего, будут люди, желающие искупаться. При этом ночью желающих залезть в воду столько же, сколько и днем, а может быть, и больше. Вода в это время, как считается, наделяется особыми целебными и магическими свойствами. Кто не имел возможности отправиться на водоем, в старину купался в бане, а банный веник затем сохранялся на протяжении всего года как важный амулет против различной нечисти.

Огненные ритуалы

Костер ‒ это неотъемлемый атрибут на 7 июля. Церковный праздник при этом достаточно скромен: в его церемониале присутствуют только традиционные свечи и лампады. Освящение огня и прыжки через костер ‒ это, опять же, языческая рефлексия, сохраненная в народной памяти. Впрочем, на Балканах во всех этих игрищах верующие люди и церковь вообще принимают более активное участие, освящая их своими молитвами. По традиции же костры разводят по берегам водоемов, после чего прыгают через них. Это имеет характер игры, хотя в сие действо вкладывается и смысл - огонь, по древнему поверью, имеет очищающие свойства. Кроме того, 7 июля церковный праздник в деревнях отмечали тем, что между костров проводили скот, чтобы предохранить его от зла, но сегодня это мало кто делает. А еще в огне принято было сжигать одежду, которую носили больные люди.

Обряды, связанные с травами

Известна традиция плетения венков 7 июля. Церковный праздник тут ни при чем - это народная традиция. Она же повествует о сборе трав и цветов в купальскую ночь. Особенно характерна в этом отношении легенда о цветке папоротника, который цветет только на Купалу, а нашедшему его человеку он укажет путь к сокровищам. Травы в дальнейшем считаются целебными, а вот на венках принято гадать. Впрочем, это уже совсем не церковная традиция, а потому ее касаться мы не будем. Следует помнить, что с возрождением язычества в России сегодня фактически есть два праздника, приходящихся на 7 июля. Какой праздник празднуете вы ‒ это ваше дело, но не следует путать их. Если вы делаете выбор в пользу христианского дня святого Иоанна Крестителя, то, возможно, лучшим решением для вас станет простой поход в храм на службу и причастие.

Иоанн Креститель — самый почитаемый христианский святой после Богородицы. Иисус Христос говорил о нем: "Из рожденных женами не восставал больший Иоанна Крестителя" (Мф11:11).

В Русской православной церкви его рождение — великий праздник, хотя и не входящий в число 12 главных (двунадесятых). Празднуется оно за 6 месяцев до Рождества Христова - всегда в Петров пост.

Традиция эта зародилась еще в III веке в память событий, описанных в 1-й главе Евангелия от Луки. Согласно рассказу евангелиста, праведные родители будущего пророка, священник Захария и его жена Елисавета, дожили до старости бездетными, и когда Захарии во время богослужения в Храме явился Архангел Гавриил и возвестил о скором рождении сына, тот, естественно, усомнился, что это возможно, и тут же онемел. Речь к нему вернулась только после рождения сына, которому суждено было предсказать пришествие Иисуса Христа, а потом и крестить Его в водах Иордана.

Из-за этой 6-месячной разницы между рождением пророка и Мессии рождество Иоанна Крестителя оказалось близко к летнему солнцестоянию, а Рождество Христово - к зимнему, то есть, под знаком Христа солнце начинает возрастать, а под знаком Иоанна — умаляться, по словам самого Иоанна: "Ему должно расти, а мне умаляться" (Ин. 3:30).

На Руси его народное название - Иван Купала — обычно связывают с неким языческим божеством, хотя само существование такого божества не подтверждено (первое упоминание о нем встречается лишь в поздней Густинской летописи XVII века, да и то по недоразумению: летописец, зная о "бесовских игрищах" на Ивана Купалу, принял название праздника за имя языческого бога). По другой версии Иван Купала - это по-славянски Иоанн Креститель. Но дохристианские обычаи, связанные с днем летнего солнцеворота, оказались, действительно, очень живучи, а предшествующая ему ночь так и осталась в народном сознании самой мистической в году.

Основная часть купальских обрядов связана с водой, огнем и травами. Накануне праздника до захода солнца все обязательно купались — на севере чаще в банях, на юге — в реках и озерах. Ближе к закату разжигали костры — на холмах или у реки. Вокруг костров водили хороводы, плясали, пели купальские песни, через него прыгали. Молодежь и дети, напрыгавшись через костры, бегали наперегонки, играли в горелки, менялись венками, искали волшебный цветок папоротника, открывающий все замки и дающий прозорливость и понимание языка зверей и птиц, купались в утренней росе. А в сам праздник обязательно поминали предков. Еще в XIX веке во многих деревнях к этому дню варили в складчину "обетную" кашу из ячменя и кормили ей нищих.

Со времен Средневековья обряды этого дня считались бесовскими и запрещались церковными властями всех конфессий, но они, видоизменяясь и меняя смысл, дожили до наших дней: только в 2013 году, по просьбе РПЦ, празднование Ивана Купалы и Дня Нептуна официально запретили проводить в Воронежской области.

По мнению этнографов, среди восточных славян в наиболее архаичной форме праздник сохранился у белорусов, отчасти у украинцев, русскими же основные элементы купальских обрядов были или забыты, или перенесены на другие праздники — Троицу, Петров день.

Церковь чествует четырех мучеников, пострадавших в период гонения на христиан при императоре Деции в III веке.

Эти мученики жили около 250 года в правление императора Деция и проконсула Востока Валериана. Святой Карп был сыном языческого жреца. Он уверовал во Христа, крестился и спустя некоторое время стал епископом Пергамской Церкви, основанной святым Иоанном Богословом. Папила происходил из Фиатиры. Наставленный в вере и крещенный Карпом, он был рукоположен в диакона и пребывал вместе с епископом и духовным отцом в Пергаме, чтобы проповедовать слово Божие. Они не пожелали подчиниться эдикту императора, который повелевал передать властям священные сосуды и одежды, поэтому были арестованы и приведены к проконсулу.

Перед Валерианом христиане бесстрашно исповедали Господа и объявили, что перенесут любые муки, но не отрекутся от Христа ради почитания безжизненных идолов. Уверенность Карпа и Папилы вызвала гнев проконсула. Он велел привязать их позади лошадей и заставил бежать перед своей колесницей от Фиатиры до Сард – расстояние примерно в 60 километров. В Сардах их привязали к дыбе и с живых сняли кожу железными крючьями. Поскольку Карп улыбался во время пыток, изумленный правитель спросил о причине. Святой ответил:

«Я увидел славу Господа и возрадовался!»

Агафодор, слуга Карпа, последовавший за ним, в это время получил уверение от ангела в том, что и ему надлежит кровью исповедать Христа. Он приблизился к палачам и громким голосом заявил о вере в истинного Бога. Его тотчас схватили, подвесили на дыбе вместе с Папилой и Карпом и били розгами с такой жестокостью, что он отошел ко Господу.

Папилу привязали к четырем кольям большой высоты и били камнями. Бог защитил Своего слугу – он вышел невредимым из этого испытания. И вновь Папила предстал вместе с Карпом перед правителем. Тогда их протащили по колючему кустарнику, били по животам, после чего отдали на растерзание хищникам в амфитеатре. Но там – о чудо! – лев заговорил человеческим голосом, дабы упрекнуть в жестокости тех, кто истязал святых мучеников Христовых. Те заткнули себе уши, лишь бы не признать, что даже не имеющие разума звери исповедуют Христа. Затем они гвоздями прибили к ногам святых железные сандалии и бросили в пылающую печь. Посреди бушующих языков пламени Карп воскликнул:

«Будь благословен, Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, удостоивший меня, грешного, стать причастником Твоего наследия!»

В тот миг, когда души обоих мучеников отошли к Богу, христианка по имени Агафоника воскликнула:

«И я тоже увидела славное торжество и желаю воссесть там, чтобы приобщиться к нему!»

Несмотря на тщетные уговоры родных, напоминавших ей о долге по отношению к маленькому ребенку, она, отринув природную слабость своего пола, бросилась в огонь со словами:

«Господи, помоги мне, ибо к Тебе я прибегаю!»

Так ее душа отошла в небесные чертоги, чтобы разделить райское блаженство со сподвижниками.

День памяти святого Вениамина (XIV век). До принятия монашества был купцом. Являлся иноком Киево-Печерской лавры. Погребен в Феодосиевых (Дальних) пещерах.

Преподобный Вениамин Печерский жил в XIV веке и до принятия монашества «был купцом великим». Однажды во время Богослужения святому Вениамину глубоко в сердце запали слова Спасителя: яко неудобь богатии в Царствие Небесное внидут (Мф. 19, 23). Раздав свое имение нищим, святой Вениамин стал иноком, «угождаючи Господу Богу в постах и молитвах даже до смерти». Погребен в Феодосиевой пещере.

Обретение мощей священномученика Фаддея (Успенского), архиепископа Тверского и Кашинского

Празднование происходит три раза в год: 25 февраля, 7 мая и 26 октября. Верующие собираются на богослужение и перед иконой молятся об избавлении от физических и душевных болезней, просят о помощи в работе, о ниспослании благополучия и помощи в бедах. В специальных песнопениях прихожане воздают хвалу Иверской Богоматери и ее чудесам.

В некоторых местах с иконой совершают крестный ход. Это было особенно распространено в прежние времена: считалось, что Иверская Богоматерь оберегает от стихийных бедствий и посылает богатый урожай, поэтому верующие обходили селение с иконой в руках.

Праздник призван напоминать о том, что небесные силы не оставляют человека в трудную минуту.

Иверская икона Божьей Матери или Вратарница, находящаяся на Афоне, прославилась многими чудесами. Православная церковь 26 октября отмечает праздник в честь перенесения чудотворного образа в Москву - точная копия Иверской иконы Божьей Матери была доставлена с Афона в 1648 году. По преданию, один из самых почитаемых образов Божьей Матери создал Святой апостол Лука - евангелист написал икону во дни земной жизни Пресвятой Богородицы и по Ее благословению.

Впервые эта икона Божьей Матери упоминается в IX веке - в тот период Святые образа предавались поруганию и уничтожению как в храмах, так и домах. Древняя икона Божьей Матери во время жестокой борьбы с христианской религией хранилась у благочестивой вдовы, которая жила недалеко от города Никеи (территория современной Турции) вместе с сыном.

По преданию, воины, выискивавшие и уничтожавшие иконы по приказу греческого императора Феофила, ворвались однажды ночью в дом вдовы. Увидев икону, один из них ударил копьем по лику Божьей Матери. Удар пришелся по правой щеке Богоматери, и из раны потекла кровь.

Женщина, не теряя надежды спасти святыню, упросила воинов оставить икону Божьей Матери до утра, пообещав им за это вознаграждение. Корыстолюбивые иконоборцы согласились, растерянные кровью, выступившей на иконе.

Женщина отнесла икону к морю и опустила образ в воду, чтобы спасти его от уничтожения. Икона на глазах изумленной вдовы и ее сына, вертикально встав, ликом к берегу, отправилась в путешествие по морю.

Что стало с вдовой в дальнейшем – неизвестно. Что касается ее сына – он стал монахом Иверского монастыря на Святой горе Афон. Историю древней иконы, ставшей священным преданием монастыря, рассказал монахам именно он.

Кровоточащая рана так и осталась на лике Богородицы, поэтому Иверскую Божью Матерь изображают всегда с небольшой ранкой на лике.

Весть о чудотворной Иверской иконе Божьей Матери на Руси распространилась в XVII веке - архимандрит Новоспасского монастыря Никон, будущий Патриарх, список чудотворного образа в Москву попросил прислать архимандрита Иверского Афонского монастыря Пахомия. Благословение написать икону Пресвятой Богородицы для России получил священник Иамвлих Романов. Перед началом братия Иверского монастыря - все 365 монахов - с вечера до рассвета провела великое молебное пение и освятила воду со святыми мощами.

Святой водой облили чудотворную икону Божьей Матери, а затем облили новую доску, из кипарисного дерева, приготовленную для написания иконы. После Божественной литургии иконописцу передали Святую воду и частицы Святых мощей - смешав их с красками, он приступил к написанию иконы Божьей Матери.

Какой церковный праздник 7 июня 2018 года
7 июня отмечается 2 православных церковных праздника. Перечень событий информирует о церковных праздниках, постах, днях почитания памяти святых. Список поможет узнать дату значимого религиозного события для православных христиан.

Церковные православные праздники 7 июня

Петров пост (Апостольский)-4 день

Многодневный пост. Установлен в честь памяти апостолов Петра и Павла.

Петров пост всегда начинается в понедельник, через неделю после празднования Троицы. Пост помогает людям очиститься от грехов и усмирить плоть. Петров пост в 2018 году: календарь питания, что нельзя делать, какого числа начинается и заканчивается, календарь питания.

Во время поста, православные верующие соблюдают строгость в принятии пищи, отказываются от увеселительных мероприятий и брани.

Каждый день, начатый и завершенный молитвой, помогает людям обрести надежду на лучшее будущее и защиту от любого зла.

Примечательно, что Петров пост не имеет фиксированной даты начала. Каждый год он припадает на разное время. И длительность поста бывает разной от одной недели до шести недель. Все зависит от даты празднования Воскрешения Христа, как известно торжество также имеет плавающую дату.

Ровно на пятидесятый день после праздника Пасхи, отмечают Троицу, а через неделю наступает пост. А вот заканчивается Петров пост всегда в один и тот же день 11 июля, накануне праздника Петра и Павла.

Поэтому, чем раньше отмечают светлый праздник Пасхи, тем дольше длится пост. Ранее его еще именовали пятидесятницей, но сейчас Пост чаще всего называют Апостольский, в честь учеников Иисуса – Петра и Павла, в память о великих деяниях двух праведников. Пусть прошло много веков, но в сердцах верующих продолжает жить память о двух апостолах, на деле доказавших, что есть истинная вера.

Какого числа Петров пост в 2018 году?

Когда был установлен Петров пост?

Установление Петрова поста относится к первым временам Православной Церкви.

О церковном установлении этого поста упоминается в постановлениях апостольских: “После Пятидесятницы празднуйте одну седмицу, а потом поститесь; справедливость требует и радоваться по принятии даров от Бога, и поститься после облегчения плоти”.

Но особенно этот пост утвердился, когда в Константинополе и Риме, тогда еще не отпавшем от Православия, были построены храмы во имя первоверховных апостолов Петра и Павла. Освящение константинопольского храма совершилось в день памяти апостолов 29 июня (по новому стилю – 12 июля), и с тех пор этот день стал особенно торжественным и на Востоке и на Западе. В Православной Церкви утвердилось приготовление благочестивых христиан к этому празднику постом и молитвой.

С IV века свидетельства отцов Церкви об апостольском посте становятся все чаще, о нем упоминают св. Афанасий Великий, Амвросий Медиоланский, а в V веке – Лев Великий и Феодорит Кирский.

Св. Афанасий Великий, описывая в своей защитительной речи к императору Констанцию бедствия, причиненные православным христианам от ариан, говорит: “Народ, постившийся в неделю, следующую за св. Пятидесятницею, отошел для молитвы на кладбище”.

Третье обретение главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна

Праздник в честь третьего обретения самой почитаемой части мощей святого Иоанна. Данное событие произошло в 850 году в Команах. После этого главу перенесли в Константинополь.

Третье обретение честной главы Иоанна Крестителя было около 850 года. Во время волнений в Константинополе в связи с ссылкой святителя Иоанна Златоуста (память 13/26 ноября) глава святого Иоанна была унесена в город Емесу. Оттуда во время набегов сарацин она была перенесена (около 810-820 гг.) в Команы и там, в период иконоборческих гонений, была скрыта в земле. Когда иконопочитание было восстановлено, Патриарху Игнатию (847-857) во время ночной молитвы было указано в видении место, где скрыта глава святого Иоанна Предтечи. Первосвятитель сообщил об этом императору, который послал посольство в Команы, и там глава была в третий раз обретена, в указанном Патриархом месте, около 850 года. Позже глава вновь была перенесена в Константинополь и здесь 25 мая положена в придворной церкви, часть святой главы находится на Афоне.

Сейчас честная глава Предтечи хранится в студийском Предтеченском монастыре.

Неоднократно святой Иоанн являлся людям благочестивым, чтобы указать место погребения своей честной главы. Ясно, что воля Божия в том, чтобы мы почитали мощи святых угодников. Через них Господь ниспосылает людям Свои великие и богатые милости.

Сам Бог благоволит почтить и прославить мощи святых многими и разными чудесами и знамениями. Примеры этого мы встречаем и в Священном Писании, и в истории христианской Церкви. В Ветхом Завете описан случай, когда из-за набега врагов, покойника, которого несли хоронить, бросили в пещеру, где был похоронен пророк Елисей. Как только мертвый коснулся костей пророка, так сразу ожил (4 Цар. 13, 20-21). В истории Церкви известно такое количество чудес, совершившихся от мощей святых угодников Божиих, что перечислить невозможно. Обычно, даже само открытие мощей какого-либо святого всегда совершается по особенному откровению Божию и сопровождается чудесами и знамениями.

Второе основание для почитания мощей состоит в том, что, как сказал святой Иоанн Дамаскин, «мощи святых даруются нам от Владыки Христа, как спасительные источники, которые источают многоразличные благодеяния».

Все с верой притекающие к этим источникам, могут получить от них полезное для себя: больные - выздоровление, слепые - зрение, глухие - слух, немые - речь, несчастные - избавление от бед, счастливые - упрочение счастья, здоровые - защиту от болезней и т.д.

Мощи святых угодников благодетельны и для наших душ. С их помощью каждый верующий может найти защиту от искушений, утешение в скорбях, укрепление в добродетели и вообще все необходимое для спасения.

Поэтому будет вполне справедливым оказывать благоговейное чествование останкам тех святых людей, которые не только во время своей земной жизни были благодетелями человечества, но и после не перестают быть таковыми и постоянно изливают на нас различные милости Божии.

Информация об Иоанне

Все обстоятельства рождения и жизни Иоанна Предтечи подробно описываются в Евангелии от Луки. Свою юность он провел в пустыне. Житие Иоанна Крестителя до момента его явления народу было аскетическим. Он носил одежду, сшитую из грубой шерсти верблюда и подпоясанную кожаным ремнем. Иоанн Креститель питался сушеными акридами (насекомые рода саранчи) и диким медом. Достигнув тридцатилетнего возраста, он начал проповедовать народу в Иудейской пустыне. Иоанн Креститель Предтеча призывал людей к покаянию в своих грехах и следованию праведной жизни. Его речи были немногословны, но производили сильное впечатление. Одна из его излюбленных фраз звучит так: «Покайтесь, ибо приближается Царствие Божие!» Именно благодаря Иоанну появилось выражение «глас вопиющего в пустыне», поскольку таким образом он выражал свой протест ортодоксальному иудаизму.

В православии очень много праздников, которые являются пережитками и адаптациями более ранних языческих празднеств. Так случилось благодаря двум факторам.

Во-первых, новообращенные жители продолжали сохранять свои бытовые, привычные им ритуалы и хранили память о праздничных датах. Но поскольку чтить прежних богов теперь было или нельзя, или (если крещение принималось искренне) по совести невозможно, праздники наполняли новым смыслом и христианским содержанием. С другой стороны, церковные миссионеры сознательно старались наложить на исконные языческие дни церковные торжества, дабы похоронить под ними память о прежних праздниках, имевших место во времена язычества.

Аналогичным образом христиане подходили и к вопросу церковного строительства – храмы и монастыри часто возводились там, где прежде стоял языческий храм или капище. Праздник, о котором пойдет речь ниже, это яркий пример такой культурной диффузии. Называется он Ивана Купала и празднуется 7 июля. Православный праздник в честь Иоанна Крестителя здесь был совмещен с древним славянским торжеством.

История праздника

Иванов день, отмечаемый 7 июля, – церковный праздник, истоки свои имеющий, как уже было сказано, в языческом древнеславянском культе. Известны и распространены также и другие его названия, например, Колосок, Купалье, Иван Ведьмацкий, Солнцекрес, Иван Травник и множество других. В дохристианскую древность этот день связывали с летним солнцестоянием, которое приходится на разные дни в двадцатых числах июня. Сегодня же его отмечают в строго определенный день — 7 июля. Церковный праздник при этом во многих странах является также и общенациональным государственным, но отмечается он, как день памяти святого Иоанна Крестителя, и, таким образом, астрономически не привязан более к солнцестоянию. Обрядовая часть христианского ритуала довольно успешно вписалась в общую концепцию языческого празднества. Если преданные старым богам люди в этот день совершали очистительные купания, то культ Иоанна Крестителя, который, по сути, занимался в свое время тем же самым, пришелся впору, и, таким образом, даже внешние традиции этого дня пришлось корректировать не столь сильно.

Праздничные обряды Ивана Купала

И в древности, и в наши дни существует огромное множество ритуалов, которые исполняют люди 7 июля. Какой праздник, к примеру, обходится без веселья? Выразителем этой радости в широких массах являются танцы-хороводы, хотя чисто церковная традиция относится к этому критически, так как день этот приходится всегда на время Петропавловского поста. В храмах служат торжественные богослужения и на этом, как правило, все заканчивается. А вот народные гуляния дополняют церемониал различными манипуляциями с огнем, водой и травами.

Водные ритуалы

Что делать 7 июля? Разумеется, идти к водоему, озеру или реке. Там, скорее всего, будут люди, желающие искупаться. При этом ночью желающих залезть в воду столько же, сколько и днем, а может быть, и больше. Вода в это время, как считается, наделяется особыми целебными и магическими свойствами. Кто не имел возможности отправиться на водоем, в старину купался в бане, а банный веник затем сохранялся на протяжении всего года как важный амулет против различной нечисти.

Огненные ритуалы

Костер ‒ это неотъемлемый атрибут на 7 июля. Церковный праздник при этом достаточно скромен: в его церемониале присутствуют только традиционные свечи и лампады. Освящение огня и прыжки через костер ‒ это, опять же, языческая рефлексия, сохраненная в народной памяти. Впрочем, на Балканах во всех этих игрищах верующие люди и церковь вообще принимают более активное участие, освящая их своими молитвами. По традиции же костры разводят по берегам водоемов, после чего прыгают через них. Это имеет характер игры, хотя в сие действо вкладывается и смысл – огонь, по древнему поверью, имеет очищающие свойства. Кроме того, 7 июля церковный праздник в деревнях отмечали тем, что между костров проводили скот, чтобы предохранить его от зла, но сегодня это мало кто делает. А еще в огне принято было сжигать одежду, которую носили больные люди.

Обряды, связанные с травами

Известна традиция плетения венков 7 июля. Церковный праздник тут ни при чем – это народная традиция. Она же повествует о сборе трав и цветов в купальскую ночь. Особенно характерна в этом отношении легенда о цветке папоротника, который цветет только на Купалу, а нашедшему его человеку он укажет путь к сокровищам. Травы в дальнейшем считаются целебными, а вот на венках принято гадать. Впрочем, это уже совсем не церковная традиция, а потому ее касаться мы не будем. Следует помнить, что с возрождением язычества в России сегодня фактически есть два праздника, приходящихся на 7 июля. Какой праздник празднуете вы ‒ это ваше дело, но не следует путать их. Если вы делаете выбор в пользу христианского дня святого Иоанна Крестителя, то, возможно, лучшим решением для вас станет простой поход в храм на службу и причастие.

7 июля 2018 праздник по церковному календарю: Рождество святого Предтечи и Крестителя Иоанна

Сегодня мы празднуем День рождения великого Предтечи Господня. Праздник, замечательный уже по тому, что само Рождество Предтечи было необыкновенным и чудесным, оно было плодом усердных, нескончаемых молитв его родителей, наградой их веры и упования, их праведности и благочестия, их терпения и преданности воле Божией. Святой пророк, чье чудесное рождение было предметом всеобщей радости, предвозвестил явление Сына Божия во плоти и удостоился крестить Его во Иордане. Поэтому он прославился как ангел, апостол, мученик, пророк.

Событие это отражено в первой главе Евангелия от Луки, в которой рассказывается о том, как священник Захария и его супруга Елисавета, жившие в Хевроне, состарились, но, по неплодству Елисаветы, не имели детей.

Однажды во время богослужения в Иерусалимском храме Захарии явился Архангел Гавриил, который предсказал священнику, что скоро у него родится сын, который станет провозвестником (предтечей) ожидаемого Мессии.
Захария же, слыша слова Архангела Гавриила, усомнился в них и попросил знамения. На это Архангел Гавриил ответил: «ты будешь молчать и не будешь иметь возможности говорить до того дня, как это сбудется, за то, что ты не поверил словам моим, которые сбудутся в свое время» (Лк, пишет портал сайт. 1, 20).

Святая Елисавета зачала, но скрывала свою беременность пять месяцев, пока ее не посетила приходившаяся ей дальней родственницей Преблагословенная Дева Мария, чтобы разделить Свою и ее радость. Елисавета, исполнившись Святого Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. И святой Иоанн, еще находившийся в утробе своей матери, взыграл радостно во чреве (Лк. 1, 44).

Настало время, и святая Елисавета родила сына. На восьмой день по закону Моисееву совершилось его обрезание. Когда мать назвала его Иоанном, все родственники были удивлены, так как никто в их роду не носил этого имени. Когда об имени, выбранном для новорожденного сына, спросили святого Захарию, он попросил дощечку и написал на ней: «Иоанн имя ему». Как только Захария это сделал, узы, связывавшие по предсказанию Архангела его речь, разрешились, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова о Явившемся в мир Мессии и о своем сыне Иоанне – Предтече Господа.

После Рождества Господа нашего Иисуса Христа и поклонения пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев. Услышав об этом, святая Елисавета убежала со своим сыном в пустыню и скрывалась там в пещере. А святой Захария, продолжая свое священническое служение, находился в Иерусалимском храме, когда Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария ответил, что оно ему неизвестно, и был убит прямо в храме (Мф. 23:35). Праведная Елисавета осталась с сыном в пустыне и там умерла. Отрок Иоанн, охраняемый Ангелом, возмужав, вышел из пустыни на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Господа.

Кого вспоминает церковь 7.07.2018: Преподобный Антоний Дымский

Преподобный Антоний Дымский происходил из Новгорода. Однажды, когда во время литургии он услышал слова Христовы в Евангелии: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мф. 16:24), то решился оставить мир. Он поселился в обители святого Варлаама на Хутыни. Святой Варлаам постриг его. Умирая, св. Варлаам поставил Антония настоятелем вместо себя; но он, избегая славы, тайно удалился из обители и поселился в пещере на берегу Дымского озера, в 15 верстах от г. Тихвина. Здесь, когда стали собираться к нему братья, основана была обитель. Св. Антоний скончался в 1224 г. В 1336 г. обретены были мощи его нетленными.

Заметили опечатку или ошибку? Выделите текст и нажмите Ctrl+Enter , чтобы сообщить нам о ней.

Loading...Loading...