Спас на крови краткое описание. Храм Спаса на Крови: Почему храм, возведённый по трагическому поводу, имеет праздничный вид

Спас на Крови - православный мемориальный храм, сооружённый в память о том, что на этом месте 1 марта 1881 года в результате покушения был смертельно ранен император Александр II.

Храм Спаса на Крови расположен в историческом центре Петербурга на берегу канала Грибоедова рядом с Михайловским садом и Конюшенной площадью, неподалеку от Марсова поля.


Высота девятиглавого Спаса на Крови - 81 м, вместимость до 1600 человек. Является музеем и памятником русской архитектуры.

Храм был возведен по указу императора Александра III в 1883–1907 годах по совместному проекту архитектора Альфреда Парланда и архимандрита Игнатия, который впоследствии от строительства отошел. Проект выполнен в “русском стиле”, несколько напоминает московский собор Василия Блаженного .


Торжественная закладка храма состоялась в октябре 1883 года. Всё строительство обошлось в 4,6 млн рублей. При строительстве храма были применены новые технологии строительства, здание храма было полностью электрифицировано. Храм освещали 1689 электроламп. В начале XX века территория вокруг Спаса-на-Крови была реконструирована.

27 апреля 1908 года митрополит Антоний освятил стоявшую рядом с храмом Иверскую часовню-ризницу, где были собраны иконы, поднесённые в память о кончине Александра II.



В основе композиции храма компактный четверик, который увенчан пятиглавием, причём место центральной главы занимает шатёр высотой 81 метр. Всего Спас-на-Крови венчают 9 глав, создающих асимметричную живописную группу, причём часть глав имеют позолоченное покрытие, а часть - эмалевое.

В основании восьмигранного шатра на его стене имеются восемь продолговатых окон с наличниками в форме кокошников. Вверху шатёр сужается, в нём прорезаны восемь выступов с окошками. Шатёр завершает фонарь, увенчанный луковичной главкой с крестом. Главка покрыта белой, жёлтой и зелёной эмалью в виде обвивающих её цветных полосок. Вокруг шатра расположены четыре луковичных купола, образуя при этом симметричную форму композиции. Все четыре купола покрыты цветной эмалью, но при этом разными рисунками. Эти купола располагаются на невысоких барабанах, имеющих размер, меньший, чем у самих куполов.


В западной части собора находится колокольня завершённая куполом, что делает её похожей на колокольню Ивана Великого в Московском Кремле. У звонницы имеется восемь арочных проёмов, разделённых колоннами. Остальные три купола, меньшие по размерам, располагаются на пристройках в восточной части храма.


Архитектура храма представляет собой образец позднего этапа эволюции “русского стиля”. Здание представляет собой собирательный образ русского православного храма, ориентированного на образцы Москвы и Ярославля XVI–XVII веков. Большое влияние на внешний облик храма оказала архитектура московского собора Василия Блаженного. В декоре здания использован разнообразный отделочный материал - кирпич, мрамор, гранит, эмали, позолоченная медь и мозаика.


Внутри храм представляет собой настоящий музей мозаики, площадь которой составляет 7 065 квадратных метров. Мозаика создавалась в мастерской В.А. Фролова по эскизам более 30 художников. Мозаичная экспозиция Спаса-на-Крови является одной из крупнейших коллекций в Европе.


Собор Воскресения Христова был единственным, наряду с Исаакиевским собором, храмом Петербурга, находившимся на государственном содержании.

Собор не был приходским; он находился в ведении Министерства внутренних дел и не был рассчитан на массовые посещения; вход осуществлялся по пропускам. В нем совершались отдельные службы, посвящённые памяти Александра II и ежедневно произносились проповеди.

30 октября 1930 года президиум ВЦИКа постановил закрыть храм.В ноябре 1931 года Областная комиссия по вопросам культов вынесла решение о целесообразности разборки Спаса-на-Крови, но решение данного вопроса было перенесено на неопределенный срок. В 1938 году вопрос был поставлен снова и был положительно решён, но с началом Великой Отечественной войны перед руководством города встали совсем другие задачи. В годы блокады в соборе размещали морг, сюда свозили погибших ленинградцев. После войны храм арендовал Малый оперный театр и устроил в нем склад декораций.

В Санкт-Петербурге является мемориальным музеем и памятником русской архитектуры. Он расположен на канале Грибоедова (ранее - Екатерининский канал) между Михайловским садом и Конюшенной площадью.

Возведён на месте, где 1 марта 1881 года в результате очередного покушения, устроенного организацией «Народная воля» , был смертельно ранен царь-реформатор Александр II.

Уже на следующий после убийства день было решено установить на месте «смертельного поранения» царя временную часовню , где ежедневно служились бы панихиды в память об Александре II.

Она была построена в апреле 1881 года по проекту архитектора Л. Н. Бенуа и простояла на Екатерининском канале до весны 1883 года. Но взошедший на престол сын погибшего императора Александр III желал видеть на этом месте храм. Устраивая конкурс для архитекторов, он поставил два обязательных условия. Во-первых, храм должен был быть выполнен в «русском стиле», который вобрал бы в себя черты архитектуры русских церквей XVII века, в первую очередь, Москвы и Ярославля. Во-вторых, в интерьер храма непременно должен был быть включён тот самый фрагмент брусчатки, на который пролилась кровь Александра II.

Состоялись два архитектурных конкурса, в которых приняли участие видные архитекторы империи. Царь весьма тщательно рассматривал представленные проекты, большинство из которых были выполнены в «русско-византийском» стиле. В итоге он выбрал совместный проект петербургского архитектора Альфреда Александровича Парланда и настоятеля Троице-Сергиевой пустыни архимандрита Игнатия (в миру - Иван Васильевич Малышев) с условием дальнейшей доработки. Отец Игнатий предложил освятить будущий храм во имя Воскресения Христова как символ победы жизни над смертью.

В ходе проектирования и строительства храма применялись различные технические новшества. Вместо традиционного свайного фундамента соорудили «бетонную подушку». Вырытый котлован был осушен и заполнен бетоном. При создании «глиняного замка» по периметру здания были использованы сваи. Они рядами забивались в дно канала, а пространство между ними заполнялось глиной. Так была обеспечена надёжная гидроизоляция. Ведь здание храма пришлось выдвинуть на 8,5 метров в канал, чтобы «захватить» место смертельного ранения Александра II.

В соборе сразу было проведено электричество: помещение освещали почти 1700 лампочек. Инженер С. Я. Тимохович разработал для храма систему воздушного отопления, которая действует по сей день. Холодный воздух с пола через каналы под скамьями идёт на обогрев, и, нагретый, по внутристенным каналам выходит через отверстия в верхней части здания. Раньше в подвале для нагрева воздуха размещались два паровых котла и восемь калориферов. Сейчас здание подключено к городской теплоцентрали.

19 августа 1907 года, после 24 лет строительства, храм был торжественно освящён в присутствии царской семьи.

Санкт-Петербург - самый русский и в то же время европейский город России, построенный в лучших традициях отечественной и западной архитектуры. Ярким доказательством вышесказанному служит , возведенный на рубеже девятнадцатого и двадцатого веков. Святое сооружение выглядит неожиданно празднично и радостно на фоне окружающих его строгих построек. Но при этом он так органично вписался в облик города, что невозможно представить себе канал Грибоедова без этого строения.

"Русский стиль"

Храм был возведен на месте гибели императора Александра Второго. Его приемник, Александр Третий распорядился построить храм в исконно русском стиле. Данная эпоха ознаменовалась возвращением России к своим корням, ее уходом от всего западноевропейского.

Авторами проекта стали архитектор Альфред Парланд и архимандрит Игнатий (Малышев). Мастерам пришлось для работы над проектом изучать храмы, возведенные в Москве и Ярославле в семнадцатом веке. Именно в подобных архитектурных изысканиях начали формироваться основные черты "русского стиля". Петр Первый не столь активно развивал это направление в зодчестве, поэтому Парланд начал с тщательного рассмотрения лучших старинных образцов соборов.

"Русскому стилю" присущи декоративность, сложные силуэты, большое количество деталей. Характерными особенностями его являются резные кокошники над окнами и дверями, узорные колонны, расписные пояски на стенах, яркие цвета и детальная прорисовка орнаментов. Парадоксальный факт состоит в том, что "русский стиль" зародился в архитектурной школе Петербурга, однако в самом городе до возведения Спаса-на-Крови не было ни одного строения, выполненного по его "канонам".

Главный архитектор искренне полагал, что преобразования Петра Великого несколько "затёрли" исконную “русскость” в зодчестве, посему свою главную задачу усматривал в ее возрождении. Он скрупулезно отбирал самобытные элементы декоративной отделки.

В итоге, храм стал собирательным образом отечественной православной церкви семнадцатого века. Парланд использовал в проекте увиденные составляющие нашей архитектуры и культуры, но его шедевр получился ярким, своеобразным и неподражаемым, непохожим ни на один из своих прототипов.

Архитектурный облик

Спас-на-Крови - это четырехстолпный храм, свод которого зиждется на четырех опорах. В основе строения - четверик. Над храмом расположены пять глав: в середине шатровая, а по бокам - луковичные.

Центром храма является восьмигранный шатер, который устремлен ввысь. В основании его устроены восемь продолговатых окон, украшенных резными кокошниками. Над ними шатер сужается. Венчает шатер фонарь с главкой, увенчанной крестом. Это самый высокий купол храма. Но он меньше окружающих его куполов, отчего создается впечатление, словно храм уходит в глубину небесного свода.

Эти пять глав покрыты ювелирной эмалью, причем, узор каждой главки не повторяется. От этого облик храма получился сказочным и легким. Впервые для покрытия куполов использовали медные пластины с нанесением на них эмали. До того времени эмали использовались только в небольших ювелирных произведениях. Площадь покрытия в храме превышает тысячу квадратных метров.

Именно этот разноцветный хоровод куполов делает Спас-на-Крови схожим с московским собором Василия Блаженного. Но это сходство лишь видимое. В архитектурно-стилистическом плане храмы очень сильно отличаются друг от друга.

Восточная часть храма украшена тремя небольшими золочеными куполами, венчающими полукруглые алтарные аспиды. В западной части обустроена колокольня над местом трагической гибели императора. Вверху - самый большой купол. Всего на храме установлено 9 куполов разных размеров.

Колокольня выполняет особую роль в архитектуре храма. Именно на этом месте был убит император. Внутри сохранилась брусчатка и фрагмент забора, у которого произошла трагедия. Колокольня немного выдвинута за границы набережной и словно врезана в русло канала. Из-за такого решения в храме отсутствует традиционный центральный вход, а с боковых сторон колокольни устроены крыльца-притворы, выполненные в стиле русских теремов.

В архитектуре храма очень много символизма. Это отражается и в узорах на стенах и в пропорциях церкви. Центральный шатер поднимается над землей на 81 метр, что соответствует году, когда погиб император. Массивный купол над колокольней имеет высоту 63 метра по числу лет жизни Александра Второго. Длину храма с запада на восток составляет 56,7 метров, ширина по центру равна 30,1 метрам, в западной части - 44,1 метра.

Спас-на-Крови являет собой лучший образчик русской самобытности. Архитектору удалось так органично вписать его в окружающий ландшафт, что он не выглядит чужеродным или неуместным. Напротив, он украшает и оживляет панораму улицы.

Одной из наиболее знаменитых и красивых достопримечательностей города на Неве мы по праву можем назвать Собор Воскресения Христова на крови, он же - храм Спаса на крови.

Внешне он несколько напоминает знаменитый Покровский собор в столице на Красной площади, который (у этого храма тоже есть разноцветные купола, располагающиеся на различной высоте). Строился храм довольно долго – больше двадцати лет: конкурс архитектурных проектов объявили в 1881 году, утвердили проект и начали строить в 1887, а освятили храм только в 1907. Но почему храм – «на крови»?

Мы поймем это, если вспомним, какое событие произошло в 1881 году. Это была грандиозная трагедия, которая стала потрясением для всей страны – а относительно ее главных действующих лиц мнения расходятся до сих пор: кто-то считает их преступниками, а кто-то чтит как героев. 1 марта 1881 г. на член «Народной воли, организации, которая объединяла революционеров террористического толка и большие надежды возлагала на убийство царя, Игнатий Гриневицкий бросил под ноги Александру II бомбу. Это было не первое покушение революционеров на убийство царя, но императора словно оберегала сама судьба: в 1866 году в него стреляли, но император не пострадал, поскольку стрелявшего толкнул под руку крестьянин Осип Комиссаров (его тогда воспевали как «второго Ивана Сусанина», хотя, вероятнее всего, это вышло случайно). Годом позже в царя стрелял польский эмигрант – но попал в лошадь, 1879 год – опять неудачный выстрел (точнее, пять неудачных выстрелов). Дальше за дело взялась «Народная воля», но снова каждый раз что-то было не так: то сломается царский поезд, который народовольцы вознамерились взорвать, то царь опоздает к обеду – и вместо него погибнут 11 охранников…

Но 1 марта 1881 года судьба, видимо, была на стороне народовольцев: бомба взорвалась, император получил смертельные раны и примерно через час скончался.

Ситуация казалась парадоксальной: император, заслуживший прозвание «царь-освободитель», убит был именем того самого народа, который он освободил, отменив крепостное право…

Уже через день Городская дума предлагает новому правителю – Александру III возвести на месте убийства памятник или часовню. Император не возражает, но указывает, что лучше не часовню, а церковь. Все же сначала строят временную часовню, и только после этого заходит речь о строительстве собора, который мыслился как памятник убиенному императору.

Так вот что означают слова «на крови» в названии этого храма – он стоит там, где пролилась кровь, где было совершено убийство!

Собор Воскресения Христова в Санкт-Петербурге – это не единственный в нашей стране православный храм, воздвигнутый «на крови».

В историческом центре города Углича – в Угличском кремле, на берегу Волги – выстроена Димитрия на крови. В 1591 году на этом месте погиб восьмилетний Дмитрий Углицкий, младший из сыновей Иоанна Грозного, последний из отпрысков Рюриковичей. Обстоятельства гибели мальчика остаются загадкой до сих пор, большинство историков полагает, что это был несчастный случай, связанный с опасной игрушкой и эпилептическим припадком, но в начале XVII века Василию Шуйскому, дабы заткнуть рот самозванцам, надо было объявить царевича мучеником, и на щит поднимают версию о злодейском убийстве «невинного младенца». На месте гибели строится часовня, позже - деревянная церковь, а в последнем десятилетии XVII века – каменная, которую можно видеть в Угличе и сейчас.

Еще один храм на крови – Во имя Всех святых, в земле Российской просиявших – стоит в Екатеринбурге. Он выстроен в 2003 году на месте расстрела Николая II, его жены, сына и четырех дочерей.

В этой заметке мы поговорим об истории создания храма-памятника Спас на Крови , или храма Воскресения Христова : узнаем, почему он получил такое название, какие архитекторы и в каком стиле его строили, как продвигались строительные и отделочные работы, а также как сложилась судьба этого уникального храма-памятника после революции, в XX и XXI веке. Спас на Крови на старой открытке (с сайта ):

Подробно об архитектуре этого ярчайшего образца «русского стиля» в Петербурге можно прочитать в статье «Спас на Крови: архитектура храма» . Описания и фотографии интерьера Спаса на Крови можно найти в заметке «Внутреннее убранство ». Практическая информация о посещении Спаса на Крови (как добраться, часы работы, цена билетов и т.п.) .

Предыстория. Убийство на Екатерининском канале

Возводить церковные сооружения в честь важных исторических событий или в память о погибших - древняя традиция русского зодчества. В качестве примеров можно назвать церковь Покрова-на-Нерли, церковь Св. Димитрия-на-Крови или, скажем, храм Василия Блаженного, с которым иногда сравнивают Спас на Крови (хотя их действительное сходство не так велико). Правда, если московский храм был построен по радостному поводу (взятие Казани), то петербургский посвящен далеко не веселому событию: Спас на Крови стоит на том месте, где 1 марта 1881 года (по старому стилю) в результате террористического акта был смертельно ранен император Александр II .

Александр II вошел в историю России как царь-освободитель , инициатор множества реформ, однако ни за одним другим правителем террористы не охотились так долго и беспощадно.

Царствование Александра II с самого начала было отмечено зловещими предзнаменованиями. Первое случилось уже во время коронации: на торжествах в Успенском соборе Московского Кремля 26 августа 1856 года пожилой царедворец внезапно потерял сознание и выронил подушку с державой . Символ самодержавия, зазвенев, покатился по каменному полу...

При Александре II началась настоящая перестройка государства, были проведены многочисленные реформы , не имевшие себе равных в истории России: ликвидация военных поселений, введение суда присяжных, организация земского самоуправления, реформа цензуры, реформа образования, военная реформа (переход от рекрутского набора к всеобщей воинской повинности) и, самая главная реформа, отмена крепостного права .

Однако по факту реформа оказалась половинчатой. Для многих крестьян она свелась к тому, что они перестали формально называться «крепостными», но в их положении ничего не изменилось. Великие реформы не затронули и саму организацию власти. Общественное недовольство росло. Запылали крестьянские бунты. Много протестных групп появилось и среди интеллигенции и рабочих. Радикальная интеллигенция призывала страну к топору, угрожая истреблением помещиков и самой царской семьи. 4 апреля 1866 года было совершено первое покушение на Александра II : Дмитрий Каракозов стрелял в императора у решетки Летнего сада в Петербурге, но промахнулся. В память о спасении императора на том месте была возведена часовня (ныне снесена; источник фото ):

Примерно через год после этого, 25 мая 1867 года, в Париже, в Александра II неудачно стрелял польский эмигрант Антон Березовский. Эти неудавшиеся покушения поставили точку на эпохе «Великих реформ». Начался период полицейских репрессий. Последние, в свою очередь, еще больше подстегнули общественное возмущение и положили начало террористической деятельности. Если до тех пор большинство антиправительственных групп занимались пропагандой и агитацией, то с середины-конца 1870-х годов начался явный крен в сторону террористических актов. В 1879 году была создана организация «Народная воля », поставившая своей целью открытую борьбу с государственной властью и объявившая настоящую охоту на самодержца.

Император Александр II в рабочем кабинете (источник фото ):

Так, 2 апреля 1879 года на Дворцовой площади в Александра II почти в упор стрелял революционер-народник Александр Соловьёв. Террорист промахнулся. Затем 19 ноября 1879 года члены «Народной воли» предприняли попытку взорвать императорский поезд под Москвой, но перепутанный маршрут случайно спас царя. Уже 5 февраля 1880 года народовольцы организовали новое покушение на императора: Степан Халтурин произвел подрыв Зимнего дворца, но Александр II в это время находился в другом конце дворца и не пострадал. Погибли несшие караул военнослужащие.

Покушение А. Соловьева на жизнь Александра II (источник иллюстрации ):

Покушение 1 марта 1881 года , ставшее для императора роковым, подготовили народовольцы во главе с Андреем Желябовым. Но за несколько дней до покушения Желябова арестовали, и операцию возглавила Софья Перовская .

На этот раз тоже не обошлось без зловещих предзнаменований: накануне император несколько раз видел под окнами своего дворца мертвых голубей. Оказалось, на крыше поселился огромный коршун, который убивал голубей. Коршуна поймали, но в Петербурге заговорили, что это не к добру .

Заранее изучив обычный путь следования императора из Михайловского манежа, террористы прорыли туннель к Малой Садовой (Екатерининской) улице и заложили мину. Однако в тот день Александр II неожиданно изменил маршрут и поехал после развода караулов в манеже навестить свою кузину - великую княгиню Екатерину Михайловну, хозяйку Михайловского дворца. Узнав об этом изменении, Софья Перовская быстро сориентировалась и перевела «бомбистов» на Екатерининский канал (ныне канал Грибоедова ) .

Отведав чаю у кузины, Александр II возвращался в Зимний дворец по набережной Екатерининского канала . Стоявшая у решетки Михайловского сада Софья Перовская, увидев царскую карету, взмахнула платком, после чего член партии «Народная воля» студент Н. Рысаков кинулся за экипажем и с силой метнул под карету сверток с бомбой. Прогремел оглушительный взрыв. Задняя часть кареты была разворочена, а на мостовой в луже крови корчились в предсмертной агонии два конвойных казака и крестьянский мальчик-разносчик.

Царская карета, поврежденная бомбой (источник иллюстрации ):

Убийцу схватили. Царь же не пострадал. Выйдя из экипажа, он захотел взглянуть на преступника, а затем направился вдоль канала к раненым, но вдруг от решетки канала отделилась фигура незамеченного охраной другого «бомбиста». Это был народоволец Игнатий Гриневицкий .

Брошенная Гриневицким бомба оторвала императору обе ноги. Тут уместно вспомнить еще одну жутковатую легенду: будто бы еще при рождении будущего российского императора некий городской юродивый Федор предсказал, что государь «будет могуч, славен и силен, но умрет в красных сапогах » .

Незадолго до своей гибели Александр II подписал конституционный проект М. Т. Лорис-Меликова (введение в Государственный совет выборных делегатов от городов и губерний). И вот, накануне опубликования указа, который должен был ознаменовать начало в России конституционного правления, 1 марта 1881 года, царь-освободитель был убит.

Тяжело раненного Александра II укладывают в сани (источник иллюстрации ):

Это восьмое покушение стало смертельным. Как тут не вспомнить о французской гадалке, предсказавшей императору, что он умрет от восьмого из совершенных на него покушений .

Александр II и его убийца умерли почти одновременно, через несколько часов после взрыва. Император скончался в 15:35 пополудни в Зимнем дворце, а Гриневицкий - в придворном госпитале, который тогда размещался в доме № 9 на набережной Екатерининского канала (; ). Остальные участники покушения - Рысаков, Кибальчич, Михайлов, Желябов и Перовская - были приговорены к смертной казни через повешение, которая состоялась 3 апреля 1881 года на Семёновском плацу.

Рассказывали, что, поднимаясь на помост эшафота, Софья Перовская вдруг будто бы выхватила откуда-то белый платочек и взмахнула им над собравшейся толпой, как тогда, когда подавала сигнал бомбометателям. С тех пор живет легенда о самом известном привидении Петербурга - призраке Софьи Перовской . Мол, ежегодно первого марта перед рассветом на мостике через канал Грибоедова появляется силуэт молодой женщины в саване, со шрамом на шее и с белым платочком в руке .

Спас на Крови: история создания храма

Уже на следующий день после трагедии, 2 марта 1881 года, на месте гибели Александра II появился временный памятник, куда люди приносили цветы . В тот же день Городская дума Петербурга на чрезвычайном заседании приняла решение просить взошедшего на престол императора Александра III «разрешить городскому общественному управлению возвести... на средства города часовню или памятник » погибшему государю.

Временный памятник на Екатерининском канале (фото с сайта ):

Новый император идею одобрил, но ответил, что желательно было бы иметь на месте цареубийства не часовню, а целую церковь. Он повелел возвести храм , который напоминал бы «душе зрителя о мученической смерти покойного императора Александра II и вызывал верноподданнические чувства преданности и глубокой скорби русского народа » .

Первая попытка проектирования

Конкурс на создание мемориальной церкви был объявлен комиссией Городской думы по увековечению памяти Александра II 27 апреля 1881 года. Таким образом, строительство храма на месте, где «пролилась священная кровь Государя » , было лишь делом времени.

А до тех пор решили построить временную часовню. Временная часовня по проекту молодого Л. Н. Бенуа была возведена уже 4 апреля 1881 года и освящена 17 апреля - в день рождения Александра II. Часовня заменила прежний временный памятник. Она представляла собой небольшой деревянный павильон с восьмигранной крышей, увенчанной золоченой главкой с крестом. Как вспоминает А. Н. Бенуа, часовенка «при всей своей незатейливости обладала какой-то особой грацией, что и вызвало общее одобрение » .

Временная часовня на Екатерининском канале (источник фото ):

Деньги на эту постройку выделил известный петербургский купец и лесопромышленник И. Ф. Громов, а строительные работы оплатил купец Милитин (Милицын). В часовне ежедневно служили панихиды об упокоении души убиенного раба Божия Александра. Через стекло двери можно было видеть звено ограды набережной и часть мостовой со следами крови убитого императора . Часовню установили на специальных рельсах, так что ее можно было сдвигать в сторону для совершения молебнов над местом трагедии . На Екатерининском канале часовня простояла до весны 1883 года - до начала сооружения каменного храма. После этого ее перенесли на Конюшенную площадь, а в 1892 году разобрали окончательно .

Тем временем продолжался конкурс проектов храма-памятника , который решено было возвести на набережной Екатерининского канала. Проекты подавались под условным девизом (чтобы не довлел авторитет участника). Срок представления чертежей был установлен 31 декабря 1881 года. К этому времени на рассмотрение жюри под председательством ректора Академии художеств по архитектуре А. И. Резанова поступило 26 проектов, в том числе произведения ведущих петербургских зодчих: И. С. Китнера и А. Л. Гуна, В. А. Шретера, А. О. Томишко, И. С. Богомолова и др. Свой вариант представил также Л. Н. Бенуа (в отличие от большинства проектов в духе «византийского стиля», он предложил вариант барочной церкви) (источник иллюстрации ):

Результаты конкурса были подведены в феврале 1882 года. Первой премии удостоился проект под девизом «Отцу отечества» архитектора А. О. Томишко (известного как автор проекта тюрьмы «Кресты») (источник иллюстрации ):

Ему уступил вариант А. Л. Гуна и И. С. Китнера под девизом «1 марта 1881 года», а третье место занял проект Л. Н. Бенуа «Кесарю кесарево» .

Всего для представления императору было отобрано 8 проектов. Однако ни один из них не получил Высочайшего одобрения.

Линия власти: «русский стиль»

Александр III неожиданно забраковал «византийский стиль». Он признал работы участников «даровитыми художественными произведениями » , но не утвердил ни одного, высказав пожелание, «чтобы храм был построен в чисто русском вкусе XVII столетия, образцы коего встречаются, например, в Ярославле » . Также царь пожелал, что «самое место, где император Александр II был смертельно ранен, должно быть внутри самой церкви в виде особого придела » .

Выдвинутые Александром III условия стали непременными для участников последующего конкурса. Как видим, уже на начальном этапе создание храма-памятника осуществлялось под неусыпным контролем императора. Это был тот исключительный случай, когда творческий процесс строго регламентировался властью (;) - настолько важен был этот памятник, в первую очередь с политической точки зрения.

Выбор архитектурного стиля был обусловлен вполне конкретными факторами. После 1 марта 1881 года начался период контрреформ, сопровождавшихся усилением русификации. Отражением нового курса стал манифест 29 апреля 1881 года о неуклонном сбережении начал самодержавия, составленный обер-прокурором Синода К. П. Победоносцевым. Вместе с пересмотром политической программы на первый план вышло официальное течение «русского стиля ». Теперь в России утверждался стиль зодчества «великой православной Руси », «стиль эпохи московских царей », которому в соответствии с указанием монарха теперь надлежало следовать. Приоритеты власти были однозначны: архитекторы должны были ориентироваться на конкретный круг прообразов.

Новый царь, любивший допетровскую старину, воспринимал Петербург почти как враждебный город, средоточие террористической деятельности. К тому же слишком многое напоминало здесь о сложных отношениях с отцом и о прежнем реформаторском курсе, объявлявшемся теперь результатом «чужебесия». Не случайно весной 1881 года даже ходили слухи о возвращении столицы в Москву .

Создание храма-памятника в традициях XVII века служило бы метафорой приобщения Петербурга к заветам старомосковской Руси. Напоминая об эпохе первых Романовых, сооружение символизировало бы единство царя и государства, веры и народа. То есть новый храм мог стать не просто мемориалом убитому императору, но памятником российскому самодержавию вообще.

Второй конкурс и интриги архимандрита

Второй конкурс проектов храма-памятника был спешно проведен в марте – апреле 1882 года. Поспешность проведения конкурса лишний раз доказывает повышенное внимание власти к разработке и отбору проектов .

Теперь проекты составлялись с обязательным учетом стилистических предпочтений монарха. Так, проекты Л. Н. Бенуа, Альб. Н. Бенуа, Р. А. Гедике, А. П. Кузьмина, Н. В. Набокова, А. И. Резанова и других авторов были навеяны московскими памятниками середины XVII века. В проектах Н. Л. Бенуа, Н. Ф. Брюллова, В. А. Коссова и В. А. Шретера сильнее проявились черты ярославского зодчества. Проект Л. Н. Бенуа (источник иллюстрации 15]):

Во втором конкурсе принял участие и будущий строитель храма - А. А. Парланд . В проекте под девизом «Старина» он отталкивался от московской церкви Иоанна Предтечи в Дьякове (XVI в.), но его вариант имел существенные конструктивные отличия . Центральная часть храма была прорезана высоким окном с полукруглым завершением - эта деталь затем перейдет на фасад колокольни осуществленного здания . С западной стороны Парланд спроектировал притвор с двумя часовнями, одна из которых отмечала место смертельного ранения Александра II. (Как раз по образцу этих симметричных павильонов Парландом затем была построена часовня-ризница около Спаса на Крови).

Проект Парланда под девизом «Старина» (источник иллюстрации ):

Когда его собственный конкурсный проект под девизом «Старина» был уже готов, к зодчему обратился с предложением о разработке совместного проекта архимандрит Игнатий .

Архимандрит Игнатий (в миру И. В. Малышев) (1811-1897), выходец из мещан Ярославской губернии, в 1857 году стал настоятелем Троице-Сергиевой пустыни под Петербургом, преемником знаменитого подвижника и духовного писателя Игнатия Брянчанинова. Игнатий не был чужд искусству: в молодости занимался живописью в Академии художеств, изучал древнерусское зодчество.

Почувствовав себя «зодчим по призванию», Игнатий развернул в пустыни большое строительство. В 1881 году его удостоили звания почетного вольного общника Академии художеств. Ряд работ в Троице-Сергиевой пустыни по просьбе Игнатия выполнил и Парланд : например, по его проекту там был построен не существующий ныне Воскресенский собор (церковь во имя Воскресения Христова).

Во время проведения второго конкурса по храму на Екатерининском канале Игнатия вдруг «осенила мысль начертить проект » , и следом возникла уверенность, что именно его предложение будет принято. Сделав первые наброски, он «всецело предался выполнению своей заветной мечты - сделаться строителем храма, предназначенного служить вечным памятником Царя – Освободителя и Мученика » .

Архимандрит был хорошо известен при дворе и умело играл на религиозных настроениях царской семьи. По воспоминаниям мозаичиста В. А. Фролова, через набожную великую княгиню Александру Иосифовну, часто посещавшую пустынь, Игнатий доводил «до сведения царя о явлении к нему во сне Богоматери, якобы показавшей ему главные основы храма » .

Однако разработать проект столь крупного и сложного сооружения самостоятельно архимандриту вряд ли было под силу - потому он и обратился к А. А. Парланду , которого хорошо знал по совместным работам в пустыни. Предложение о сотрудничестве от столь влиятельного лица, как Игнатий, было соблазнительно. Правда, сначала архитектор отнесся к нему скептически (тем более что его собственный проект уже был готов), но в итоге согласился, видимо, рассчитывая на то, что имя Игнатия сыграет свою роль.

Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстраций ):

Так и произошло. 29 июня 1883 года Александр III соизволил одобрить совместный проект архимандрита Игнатия и архитектора Парланда (это был как раз один из трех проектов, поданных позднее прочих).

Личность архимандрита сыграла едва ли не решающую роль в выборе именно этого варианта . Официально было заявлено, что император выделил этот проект «главным образом вследствие особенной отделки места смертельного поранения царя » . Политическая подоплека такого выбора понятна: на первом месте для власти стояли не столько художественные достоинства проекта, сколько «боговдохновенность» и вообще религиозно-символический аспект .

Проект доработать!

Выбранный императором вариант, разработанный А. А. Парландом совместно с архимандритом Игнатием, отдаленно напоминал трехчастный тип церквей XVII века, спланированных «кораблем». Место рокового покушения на Александра II выделялось в мемориальную шатровую колокольню, к которой примыкали шатровые же крыльца. Нижний ярус фасадов трехнефного храма опоясывала галерея. Центральная башня была навеяна церковью в Дьякове , а боковые приделы напоминали надвратные церкви конца XVII века .

Совместный конкурсный проект Парланда и Игнатия (источник иллюстрации ):

Авторство архимандрита Игнатия служило гарантом верной идеологической направленности постройки. Именно он, а не Парланд , воспринимался в первые годы общественностью как главное действующее лицо. Однако Игнатий не был профессиональным зодчим, хотя это обстоятельство и пытались смягчить, именуя его «опытным хозяином-строителем » и подчеркивая склонность духовного лица к искусствам .

Выбор именно этого варианта вызвал среди архитектурного цеха некоторое недоумение. Многие профессионалы крайне низко оценивали художественные достоинства проекта-победителя. А. Н. Бенуа вспоминал: «...к государю проник со своим проектом (пользуясь связями с духовенством и низшими служащими) архитектор Парланд, и его чудовищное измышление, поднесенное в очень эффектной раскраске, нашло себе высочайшее одобрение. Уже во время постройки “Храма на крови” Академия художеств настояла на том, чтобы были исправлены слишком явные нелепости и недочеты проекта Парланда » .

И действительно, император принял проект лишь «в целом», с условием дальнейшей доработки, «с тем, чтобы проект был рассмотрен и в чём следует изменён для исполнения профессором императорской Академии художеств Д. И. Гриммом » . Ситуацией попытался воспользоваться профессор И. В. Штром , который в январе 1883 года предложил собственную кандидатуру для разработки идеи Игнатия. Он предложил возвести сооружение из разноцветного кирпича с майоликой, золочеными и эмалированными куполами и внутренней росписью, напоминающее храм Василия Блаженного . Кандидатуру Штрома отклонили, но его предложения существенно повлияли на композицию осуществлённой постройки .

В марте 1883 года сформировали Комиссию по строительству, председателем которой стал президент Академии художеств великий князь Владимир Александрович. В ее состав вошли архитекторы Р. А. Гедике, Д. И. Гримм, Э. И. Жибер, Р. Б. Бернгард. По рекомендациям комиссии Парланд и его помощники как раз и вели доработку проекта. Они составили несколько альтернативных вариантов, один из которых был утвержден 29 июня 1883 года , однако и этому проекту не было суждено стать окончательным .

Этот новый проект предполагал строительство не просто одиночного храма, а грандиозного комплекса по типу монастырского. Комплекс включал церковь, мемориальную зону, музей, колокольню и галерею для шествий, углы которой были отмечены небольшими постройками со складчатыми куполами (копия часовен из конкурсного проекта «Старина» ; эти угловые павильоны воспроизводит осуществленная часовня-ризница Спаса на Крови). Колокольня должна была стоять на другом берегу канала и соединяться с храмом галереей, перекинутой через мост . Сам храм в этом проекте представлял собой пятиглавое сооружение с центральным шатром и фасадными кокошниками, а также с примыкающим к основному объему столпообразной башней. Как показал дальнейший ход событий, эта композиция оказалась вполне самодостаточной, - отсюда выкристаллизовался известный нам сегодня облик Спаса на Крови .

Масштабный проект 1883 года (источник иллюстрации ):

По всей видимости, на этом этапе проектирования участие Игнатия в разработке проекта было уже чисто номинальным, а «в окончательной редакции» проект настолько далеко отошел от совместного конкурсного варианта, что А. А. Парланд мог уже правомерно назвать себя единоличным автором создаваемого здания . Детали проекта уточнялись уже в ходе строительства. Финальное утверждение проекта состоялось лишь 1 мая 1887 года .

Окончательный проект (источник иллюстрации ):

Как видите, оба конкурсных проекта Парланда - как «Старина», так и совместный с Игнатием - в конечном счете оказались весьма далекими от осуществленного варианта. Оно и к лучшему, поскольку итоговый храм получился несравненно более законченным и цельным в художественном отношении . Сооружение в итоге лишилось того масштаба, которым отличался альтернативный проект июня 1883 года, зато стало более цельным и компактным. Столпообразная башня над местом смертельного ранения императора сохранила функцию монумента и одновременно превратилась в колокольню.

Название храма и символика Спаса на Крови

Хотя в народе больше прижилось другое название - Спас на Крови , каноническое наименование собора - храм во имя Воскресения Христова на месте смертельного поранения в Бозе почившего императора Александра II .

Освятить будущий храм во имя Воскресения Христова предложил не кто иной, как архимандрит Игнатий . Произошло это на первом же заседании Комиссии по строительству. Посвящение церкви Воскресению Христову носило глубокий смысл: в таком наименовании звучала идея преодоления смерти. В христианском сознании смерть есть не конец бытия, а только переход к иной его форме. Поэтому в возведении праздничного, «вызывающе красивого» храма нет никакого противоречия: светлый храм, расположенный на месте трагического события, выражает веру в Бога и в русский народ .

Посвящение храма Воскресению Христову также утверждало связь между мученической кончиной Александра II и искупительной жертвой Спасителя, распятого и затем воскресшего. И. В. Штром писал: «Как Спаситель умер за всё человечество, так <...> Александр II умер за свой народ » . Ассоциацию гибели царя с крестной смертью Спасителя можно встретить и в фольклоре того времени: «Государя жизнь скончали / Второй раз Христа распяли ». Такая параллель находила дополнительное подтверждение в календарных совпадениях: император родился 17 апреля 1818 года на Пасхальной неделе и был убит в первое воскресенье Великого поста.

Таким образом, храм-мемориал строился в качестве искупительной жертвы за мученическую кончину царя-освободителя . Он создавался для увековечения памяти о его смерти и был призван выражать охранительные начала самодержавия и православия, а также идеи преодоления смерти через Воскресение. Место смертельного ранения Александра II должно было восприниматься как «Голгофа для России » .

Как в обиходном названии «Спас на Крови », так и во всей символике церкви прослеживается параллель между крестной смертью Христа и гибелью Александра II.

Спас на Крови: история строительства

Торжественная закладка храма Воскресения Христова на Екатерининском канале произошла 6 октября 1883 года в присутствии митрополита Исидора и царской четы . Первый камень положил лично император Александр III. В основание храма поместили гравированную доску с надписью о соавторстве архимандрита Игнатия с архитектором Парландом .

Закладка храма (источник фото ):

Перед этим фрагмент решетки канала, гранитные плиты и часть булыжной мостовой, обагренной кровью Александра II, сняли, уложили в ящики и перенесли на хранение в часовню на Конюшенной площади . Впоследствии эти реликвии вернули на исторические места, и над ними возвели мемориал в виде сени в духе древнерусской архитектуры.

Хотя окончательный проект, как мы знаем, к 1883 году еще не был утвержден, строительство уже началось. В 1883-1886 годах проводились подготовительные и земляные работы. Интересно, что при возведении собора отказались от обычного метода забивки свай под основание здания: впервые в истории петербургской архитектуры был применен бетонный фундамент под всей площадью сооружения (; ). Прочный фундамент из бутовой плиты на сплошной бетонной подушке имеет толщину 1,2 м . Наружный цоколь собора облицевали гранитом мастера, работавшие в известной в Петербурге мастерской Гаэтано Бота . Потом началась кладка стен из кирпича, поставлявшегося российским заводом «Пирогранит», а затем - пилонов из бутовой плиты на гранитных основаниях.

Строительство храма (источник фото ):

Планировалось, что строительство будет завершено к 1890 году, но работы затянулись.

В 1889 году разразился скандал, связанный с присвоением казенных средств конференц-секретарем Академии художеств А. Исеевым . Растрату допустил президент Академии и председатель Комиссии по строительству великий князь Владимир Александрович. В 1892 году была собрана новая комиссия, в состав которой вошли архитекторы Э. И. Жибер, М. Т. Преображенский и А. А. Парланд . Но строительные и отделочные работы продвигались медленнее, чем предполагалось. В. А. Фролов объяснял это бюрократизмом, царившим в работе комиссии, а также нежеланием Парланда расставаться с престижной должностью архитектора-строителя .

В 1890-1891 годах скульптор Г. Ботта и мастер Андреев исполнили из алебастра большую, «безукоризненную во всех отношениях» раскрашенную модель храма высотой 3,5 м, она была выставлена на месте строительства.

А. А. Парланд у модели храма (источник фото ):

К сооружению сводов, арок и парусов приступили лишь в 1893 году. В следующем году закончили основной объем здания и выложили гранитное кольцо в основании центрального барабана. Стены и детали фасада облицовывались долговечными прочными материалами: эстляндским мрамором (поставляла фирма «Кос и Дюрр»), глазурованным кирпичом, изготовленным на Зигерсдорфских заводах (Siegersdorfer Werke ) в Германии, а также цветными плитками, заказанными Императорскому фарфоровому заводу. На Петербургском металлическом заводе были смонтированы конструкции куполов и железный каркас шатра . В 1896 году началась отливка колоколов на заводе П. Н. Финляндского.

Подробно об архитектуре храма можно прочитать в статье «Спас на Крови: описание архитектуры» .

Оригинальным новшеством стало покрытие глав эмалированными медными пластинами. Яркие полихромные купола создавались в 1896-1898 годах на фабрике А. М. Постникова в Москве, там же были изготовлены золоченые кресты. Средняя надалтарная глава была по предложению П. П. Чистякова выложена золоченой смальтой (работа мозаичной мастерской Фроловых). Главы боковых апсид и колокольни покрыты в 1897-1900 годах золоченой медью. Правда, купол колокольни быстро потемнел, и в 1911-1913 годах позолоту заменили кантарельным покрытием (золотой смальтой) под наблюдением В. А. Фролова.

В 1900 году здание стало постепенно освобождаться от лесов. Крыльца соорудили в 1900-1901 годах. Тогда же на фасадах засверкали эмалированные изразцы, созданные в мастерской М. В. Харламова (там же была создана цветная глазурованная черепица для апсид, центрального шатра, а также шатров и скатов крылец).

В 1905-1907 годах по рисункам И. И. Смукровича выполнили входные двери (врата) из меди, инкрустированной серебряным орнаментом. Эту уникальную работу выполнила мастерская костромского ювелира Савельева в 1905-1907 годах. На серебряных барельефах врат изобразили святых покровителей царствующего дома Романовых (до наших дней из 80 пластин дошло всего 33) . Одновременно велась внутренняя отделка с использованием более десятка пород самоцветов. В убранстве интерьера участвовали лучшие отечественные и итальянские фабрики.

За чей счет этот храм

Принято считать, что Спас на Крови строился на народные деньги. На самом деле это не совсем так . Основным источником финансирования служили поступления из Государственного казначейства: казна выделила на строительство 3 млн 600 тыс. рублей серебром - огромные по тем временам деньги . Кроме того, значительную сумму составили пожертвования от учреждений, от императорской фамилии и должностных лиц. Частные же вклады играли скорее символическую роль.

Общая стоимость ансамбля храма Воскресения и его художественного убранства, включая мозаики , составила более 4,6 млн рублей . Стоимость строительства оказалась превышена на 1 млн рублей из-за замены живописи мозаикой, дороговизны сени и случаев финансовых злоупотреблений .

В дальнейшем содержание храма взяло на себя государство. На таком особом положении в то время находились лишь Исаакиевский собор в Петербурге и храм Христа Спасителя в Москве: они финансировались непосредственно из государственной казны.

В Спасе на Крови ежедневно читали проповеди, служили панихиды, проводили службы, посвященные памяти Александра II . Однако здесь не крестили и не венчали, так как храм «ввиду особого значения как общенародного памятника » не являлся приходским (; ). Для верующих было отведено место около западного фасада, перед мозаичным «Распятием» , где и проходили церковные службы.

История Спаса на Крови после революции

Храм при новой власти

После революции судьба Спаса на Крови складывалась драматично. В 1918 году храм перешел в ведение Наркомата имуществ РСФСР, а с января 1920 года стал приходским. Вход в храм был открыт для всех желающих.

С июля 1922 года по июль 1923 года храм Воскресения Христова, будучи приходским, принадлежал Петроградской автокефалии под управлением епископа Петергофского Николая (Ярушевича), после чего перешел к просоветской группе «обновленцев » (с 5 июля по 9 августа 1923). С августа 1923 года по декабрь 1927 года храм носил статус кафедрального собора епархии. С конца 1927 года по ноябрь 1930 года Спас на Крови был центром иосифлянства в Ленинграде - течения в Русской Церкви, возникшего как оппозиция «обновленческой» группе, лояльной коммунистическому режиму .

Естественно, новая власть вскоре пресекла эту деятельность. 3 марта 1930 года Президиум Совета Центрального городского района по обращению Ленинградского отделения Всероссийского общества памяти политкаторжан и ссыльно-поселенцев постановил: «В целях прекращения ведущейся в храме черносотенной агитации, а также учитывая обнаруженные в этой церкви злоупотребления уголовного характера, в исполнение наказа избирателей, возбудить перед Президиумом Лен. Совета ходатайство о закрытии указанной церкви и передаче здания под культурно-просветительные нужды » . Постановлением Президиума ВЦИК от 30 октября 1930 года за № 67 Спас на Крови был закрыт . Попытки устроить тут музей революционной борьбы народовольцев не удались .

Собор использовали как склад. Некоторое время в его стенах располагалась дробильная мастерская для получения гранитной крошки. Из-за отсутствия должного надзора и охраны многие ценные элементы интерьера были утрачены.

Но даже после того как храм был закрыт, он оставался местом поклонения многих верующих. Люди не забывали легенд о погибшем монархе и приходили сюда молиться . Многие ленинградцы помнят, как набожные бабушки проходили с западной стороны к иконе «Распятие » , прикладывались к ней и молились (сейчас проход к этой части храма закрыт).

Из-за идеологического значения храма как памятника самодержавию в официальных оценках советского времени Спас на Крови оценивался в лучшем случае с осторожностью, а иногда и откровенно негативно. Непринятие было обусловлено также и отрицательным отношением ко всей архитектуре периода эклектики, включая образцы «русского стиля ». Здание рассматривалось как грубый диссонанс в среде классицистических ансамблей города на Неве.

Поскольку считалось, что храм не представляет историко-художественной ценности и его архитектура чужда облику города, в 1930-х годах принимались решения разобрать Спас на Крови, фрагменты убранства передать в музеи, а редкие минералы пустить на новое строительство. В 1930-х годах с храма сбросили колокола. Неоднократно поднимался вопрос о сносе здания. Специальная комиссия при участии В. А. Фролова, созданная в марте 1941 года Отделом охраны памятников Ленисполкома, ратовала за сохранения памятника «как здания уникального, характерного для определенного периода русской архитектуры » .

Благодаря мастерству и огромному труду реставраторов, инженеров и архитекторов, работавших над восстановлением храма, это уникальное произведение искусства вновь засияло во всей красе.

В настоящее время собор Спас на Крови открыт как музей (см . практическую информацию о посещении ) , но по выходным и в дни больших праздников проводятся богослужения.

♦♦♦♦♦♦♦

Вам также могут понравиться другие

Loading...Loading...