Даосизм определение. Даосизм философия

Клеточная мембрана также называется плазматической (или цитоплазматической) мембраной и плазмалеммой. Данная структура не только отделяет внутреннее содержимое клетки от внешней среды, но также входит с состав большинства клеточных органелл и ядра, в свою очередь отделяя их от гиалоплазмы (цитозоля) - вязко-жидкой части цитоплазмы. Договоримся называть цитоплазматической мембраной ту, которая отделяет содержимое клетки от внешней среды. Остальными терминами обозначать все мембраны.

В основе строения клеточной (биологической) мембраны лежит двойной слой липидов (жиров). Формирование такого слоя связано с особенностями их молекул. Липиды не растворяются в воде, а по-своему в ней конденсируются. Одна часть отдельно взятой молекулы липида представляет собой полярную головку (она притягивается водой, т. е. гидрофильна), а другая - пару длинных неполярных хвостов (эта часть молекулы отталкивается от воды, т. е. гидрофобна). Такое строение молекул заставляет их «прятать» хвосты от воды и поворачивать к воде свои полярные головки.

В результате образуется двойной липидный слой, в котором неполярные хвосты находятся внутри (обращены друг к другу), а полярные головки обращены наружу (к внешней среде и цитоплазме). Поверхность такой мембраны гидрофильна, а внутри она гидрофобна.

В клеточных мембранах среди липидов преобладают фосфолипиды (относятся к сложным липидам). Их головки содержат остаток фосфорной кислоты. Кроме фосфолипидов есть гликолипиды (липиды + углеводы) и холестерол (относится к стеролам). Последний придает мембране жесткость, размещаясь в ее толще между хвостами остальных липидов (холестерол полностью гидрофобный).

За счет электростатического взаимодействия, к заряженным головкам липидов присоединяются некоторые молекулы белков, которые становятся поверхностными мембранными белками. Другие белки взаимодействуют с неполярными хвостами, частично погружаются в двойной слой или пронизывают его насквозь.

Таким образом, клеточная мембрана состоит из двойного слоя липидов, поверхностных (периферических), погруженных (полуинтегральных) и пронизывающих (интегральных) белков . Кроме того, некоторые белки и липиды с внешней стороны мембраны связаны с углеводными цепями.


Это жидкостно-мозаичная модель строения мембраны была выдвинута в 70-х годах XX века. До этого предполагалась бутербродная модель строения, согласно которой липидный бислой находится внутри, а с внутренней и наружной стороны мембрана покрыта сплошными слоями поверхностных белков. Однако накопление экспериментальных данных опровергло эту гипотезу.

Толщина мембран у разных клеток составляет около 8 нм. Мембраны (даже разные стороны одной) отличаются между собой по процентному соотношению различных видов липидов, белков, ферментативной активности и др. Какие-то мембраны более жидкие и более проницаемые, другие более плотные.

Разрывы клеточной мембраны легко сливаются из-за физико-химических особенностей липидного бислоя. В плоскости мембраны липиды и белки (если только они не закреплены цитоскелетом) перемещаются.

Функции клеточной мембраны

Большинство погруженных в клеточную мембрану белков выполняют ферментативную функцию (являются ферментами). Часто (особенно в мембранах органоидов клетки) ферменты располагаются в определенной последовательности так, что продукты реакции, катализируемые одним ферментом, переходят ко второму, затем третьему и т. д. Образуется конвейер, который стабилизируют поверхностные белки, т. к. не дают ферментам плавать вдоль липидного бислоя.

Клеточная мембрана выполняет отграничивающую (барьерную) от окружающей среды и в то же время транспортную функции. Можно сказать, это ее самое главное назначение. Цитоплазматическая мембрана, обладая прочностью и избирательной проницаемостью, поддерживает постоянство внутреннего состава клетки (ее гомеостаз и целостность).

При этом транспорт веществ происходит различными способами. Транспорт по градиенту концентрации предполагает передвижение веществ из области с их большей концентрацией в область с меньшей (диффузия). Так, например, диффундируют газы (CO 2 , O 2).

Бывает также транспорт против градиента концентрации, но с затратой энергии.

Транспорт бывает пассивным и облегченным (когда ему помогает какой-нибудь переносчик). Пассивная диффузия через клеточную мембрану возможна для жирорастворимых веществ.

Есть особые белки, делающие мембраны проницаемыми для сахаров и других водорастворимых веществ. Такие переносчики соединяются с транспортируемыми молекулами и протаскивают их через мембрану. Так переносится глюкоза внутрь эритроцитов.

Пронизывающие белки, объединяясь, могут образовывать пору для перемещения некоторых веществ через мембрану. Такие переносчики не перемещаются, а образуют в мембране канал и работают аналогично ферментам, связывая определенное вещество. Перенос осуществляется благодаря изменению конформации белка, благодаря чему в мембране образуются каналы. Пример - натрий-калиевый насос.

Транспортная функция клеточной мембраны эукариот также реализуется за счет эндоцитоза (и экзоцитоза). Благодаря этим механизмам в клетку (и из нее) попадают крупные молекулы биополимеров, даже целые клетки. Эндо- и экзоцитоз характерны не для всех клеток эукариот (у прокариот его вообще нет). Так эндоцитоз наблюдается у простейших и низших беспозвоночны; у млекопитающих лейкоциты и макрофаги поглощают вредные вещества и бактерии, т. е. эндоцитоз выполняет защитную функцию для организма.

Эндоцитоз делится на фагоцитоз (цитоплазма обволакивает крупные частицы) и пиноцитоз (захват капелек жидкости с растворенными в ней веществами). Механизм этих процессов приблизительно одинаков. Поглощаемые вещества на поверхности клеток окружаются мембраной. Образуется пузырек (фагоцитарный или пиноцитарный), который затем перемещается внутрь клетки.

Экзоцитоз - это выведение цитоплазматической мембраной веществ из клетки (гормонов, полисахаридов, белков, жиров и др.). Данные вещества заключаются в мембранные пузырьки, которые подходят к клеточной мембране. Обе мембраны сливаются и содержимое оказывается за пределами клетки.

Цитоплазматическая мембрана выполняет рецепторную функцию. Для этого на ее внешней стороне располагаются структуры, способные распознавать химический или физический раздражитель. Часть пронизывающих плазмалемму белков с наружней стороны соединены с полисахаридными цепочками (образуя гликопротеиды). Это своеобразные молекулярные рецепторы, улавливающие гормоны. Когда конкретный гормон связывается со своим рецептором, то изменяет его структуру. Это в свою очередь запускает механизм клеточного ответа. При этом могут открываться каналы, и в клетку могут начать поступать определенные вещества или выводиться из нее.

Рецепторная функция клеточных мембран хорошо изучена на основе действия гормона инсулина. При связывании инсулина с его рецептором-гликопротеидом происходит активация каталитической внутриклеточной части этого белка (фермента аденилатциклазы). Фермент синтезирует из АТФ циклическую АМФ. Уже она активирует или подавляет различные ферменты клеточного метаболизма.

Рецепторная функция цитоплазматической мембраны также включает распознавание соседних однотипных клеток. Такие клетки прикрепляются друг к другу различными межклеточными контактами.

В тканях с помощью межклеточных контактов клетки могут обмениваться между собой информацией с помощью специально синтезируемых низкомолекулярных веществ. Одним из примеров подобного взаимодействия является контактное торможение, когда клетки прекращают рост, получив информацию, что свободное пространство занято.

Межклеточные контакты бывают простыми (мембраны разных клеток прилегают друг к другу), замковыми (впячивания мембраны одной клетки в другую), десмосомы (когда мембраны соединены пучками поперечных волокон, проникающих в цитоплазму). Кроме того, есть вариант межклеточных контактов за счет медиаторов (посредников) - синапсы. В них сигнал передается не только химическим, но и электрическим способом. Синапсами передаются сигналы между нервными клетками, а также от нервных к мышечным.

Даосизм возник в Китае во 2-й половине I тысячелетия до н.э. Основателем даосизма считается Лао-цзы (род. в 604 г. до н.э.), однако важнейшим его мыслителем был Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.).

Согласно легенде, на склоне лет Лао-цзы решил покинуть Поднебесную и отправился на Запад. Когда он проходил через пограничную заставу, ее начальник упросил Лао-цзы оставить в о себе книгу, в которой отразились бы мысли «мудрого старца» о Пути мира и Пути человека в нем. Так появилась на свет рукопись из 5000 иероглифов иод названием «Дао-дэ цзын». Данное произведение, включающее 81 стих, является мировоззренческим основанием даосизма.

В центре даосской доктрины - учение о великом Дао, всеобщем Законе и Абсолюте. Дао господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но всё происходит от него, чтобы затем, совершив кругооборот, снова в него вернуться. Невидимое и неслышимое, недоступное , постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно даёт начало, имя и форму всему на свете. Даже великое Небо следует Дао (Л.С. Васильев, с. 284).

Дао - это первооснова всего сущего. Дао является одновременно и субстанцией-основой, и извечным, естественным и всеобщим законом спонтанного возникновения и развития Вселенной, человека и общества. Как таинственная целостность Универсума, Дао присутствует во всём, но ничем единичным не исчерпывается, не познается разумом и не выражается в словах. Дао выступает также синонимом единого мирового целого.

Дао при этом - бесконечное движение. Дао - своего рода закон бытия, космоса, универсальное единство мира. Значение иероглифа «Дао» - путь, дорога, средство, способ, идея, основание, говорить, проистекать из, держать путь из, вести за собой, течь (Лао-цзы, с. 5, комментарий переводчика).

Все в мире находится в пути, в и изменении, все непостоянно и конечно. Человек включается в это движение и этим постигает Дао, т.е живет в согласии с миром. Даосизм отвергает какое-либо усилие не только индивида, но и общества.

Человек, создавая общество и цивилизацию, породил множество искусственных вещей (которые не порождены Дао), стал от них зависеть, что привело к противопоставлению человека и мира и его дисгармонии.

Дао присуща благая сила дэ (добродетель), посредством которой оно проявляет себя в мире, причем конечные формы этого проявления (многообразие вещей) рассматриваются как воплощение или оформление Дао.

К состояниям, характеризующим Дао, относятся принципы цзы (самоестественность, спонтанность) и у-вэй (недеяние).

Принцип цзы жань указывает на то, что Дао абсолютно свободно, ни от чего иного не зависит и следует лишь своей собственна и природе. Принцип цзы жань не требует от человека никаких усилий полностью покоится на собственных природных ритмах. «Цзы жань рядом, она в природе. Ее не надо логически доказывать. Правда цзы жань проста: где бы ты не был, природа воды - ЯНЬ вниз, природа огня - подниматься вверх. Человеку от этой Ювленской правды никуда не деться, он ею ежедневно питается и греется» (А.Е. Лукьянов, с. 124).

Принцип у-вэй означает отрицание целенаправленной деятельности, идущей вразрез с естественным порядком цзы жань. Это не бездействие. Это , которая согласуется с естественным ходом миропорядка. Всякое действие, противоречащее Дао, означает пустую трату сил и приводит к неудаче и гибели.

У-вэй - это одна их характеристик Дао. «Недеянием небо достигает чистоты, недеянием земля достигает покоя. При слиянии недеяния их обоих развивается вся тьма вещей. Неразличимо, неуловимо они исходят из ничего; неразличимы, неуловимы, не обладают образом. Вся тьма вещей зарождается в недеянии. Поэтому и говорится: «Небо и земля бездействуют и все совершают». (Даосские притчи, с. 1).

В более поздних вариантах даосизма появилось понятие «ци» (пневма, эфир), которое является аналогом понятия Дао. Под «ци» понимается исходная первосубстанция, из которой «состоит» все сущее. Сгущаясь и огрубляясь, «ци» становится веществом, утончаясь - духом. В промежуточном состоянии «ци» представляет собой жизненную энергию и силу, растворенную в и поглощаемую человеком при дыхании. Эта жизненная сила циркулирует и по особым каналам (цзин) в человеческом теле. Ее накопление и правильная циркуляция в теле - одна из важнейших задач даосских дыхательных и гимнастических упражнений системы цигун.

В VII-VIII вв. под влиянием в даосизме появляется монашество и монастыри, что было чуждо установкам первоначального даосизма. В это же время усиливается тенденция к доминированию в даосской религиозной практике психотехнических методов созерцательной . Основное начинает уделяться приемам внутренней гармонизации, нравственному совершенствованию и практике созерцания.

Название: Даосизм
Время возникновения:
Основатель: Лао Цзы
Священные тексты : Дао дэ Цзин

Некогда в чжоуском Китае наравне с мощными религиями ( и ) возникла уникальная философская доктрина, у истоков которой стоял мудрец Лао Цзы (Старый младенец), написавший даосский трактат «Дао дэ Цзин», где изложены основные положения даосизма.

Центральное место в религиозной доктрине даосизма занимает Учение о Дао (которое также называют неоконфуцианством). Дао -»нерожденное, порождающее всё сущее», всеобщий Закон, господствующий вечно и всюду, Первооснова бытия. Непостижимое для органов чувств, неисчерпаемое и постоянное, без имени и формы, Дао дает имя и форму всему. Цель практикующего даосизм - стать единым с Дао, слиться с Ним.

Все в мире происходит спонтанно, естественно, по воле Неба, считают даосы, благодаря механизму, называемому «небесной пружиной». Пытаясь влиять на ход событий, человек нарушает гармонию, поэтому одним из даосских принципов является недеяние (кит. У-вэй). У-вэй - не есть бездействие, это действие вне ума, вне рассуждений, действия в медитативном состоянии тишины ума, когда поступки текут естественным образом, без предположений о ходе событий, без трактовки их, без объяснений…В состоянии У-вэй можно рубить дрова, рисовать картины, возделывать сад - делать что угодно, если ваш ум при этом молчит. Адепт занимает наблюдательную позицию ко всему, особенно по отношению к себе. Он невозмутим и анализирует посредством интуитивного мышления, но не дискурсивного.
Мир по своей сути не содержит противоречий, но в нем происходит вечная трансформация. Практикующий Дао должен покорно следовать Его потоку, пребывая в естественности и природной простоте; принимать всё, что предлагает жизнь, внутренне спокойно и естественно, не противореча своей истинной природе, не ведя войны с самим собой. Успокоиться и принимать мир таким, каков он есть здесь и сейчас. Следуя таким путем, находясь в естественной гармонии с миром, в гармонии с природой, возможно обретение долголетия и процветания духа.

Лао Цзы писал, что существуют три сокровища, которые являются высшими наставниками человека - это любовь, умеренность и смирение.
Доктрина даосов опирается на постулат о Восьми Столпах, которые являются ветвями даосских практик и философии. Основной акцент в них делается на здоровье и долголетие, на лечебно-оздоровительные системы упражнений и гармоничные отношения с окружающим миром.

  • Дао (путь) философии. Человек должен стремиться постичь значение и цель жизни, свое предназначение, законы природы и общества.
  • Дао обновления. Путем упражнений и медитаций практикующий должен достичь здоровья и долголетия.
  • Дао правильного питания. Питание даоса основано на вегетарианской кухне.
  • Дао забытой пищи. Необходимо помнить и о лечебном питании, включающем посты, диеты и травную медицину для обеспечения определенного пищевого режима.
  • Дао излечения. Требуется регуляция и правильное использование жизненной энергии, данной нам в этом воплощении. Применяется методика вправления выпадающих органов путем массажа, акупунктуры и иных форм мануальной терапии.
  • Дао сексуальной мудрости. Секс и зачатие ребенка должны быть действиями осознанными и контролируемыми.
  • Дао совершенства. Необходимо добиваться достижения совершенства в какой-либо сфере для себя и других, в том числе с помощью систем предсказаний (астрологии, гадания по отпечаткам пальцев, нумерологии, составления гороскопов и прогнозов на будущее).
  • Дао успеха. Необходимо выработать стратегию, которая позволит адепту гармонизировать законы природы и общества. Эта стратегия подразумевает неустанное овладение науками, психологией и философией, в том числе и на практике.

Даосы полагают, что человек - это вечная субстанция, а его тело - своеобразный микрокосм, скопление духов и божественных сил, результат взаимодействия Инь и Ян, мужского и женского начал. Даосизм рассматривает тело человека как сумму энергетических потоков Ци, которая аналогична Универсальной жизненной силе, присущей всему в этом мире и наполняющей жизнью все органы тела человека. Потоки энергии Ци в теле соотносятся с потоками энергией Ци в окружающей среде и могут меняться. Даосизм определяет тесную связь между телом, разумом и окружающей средой. Из этого даосского постулата берут свое начало многие принципы китайской медицины и различных психофизических практик.

Даосизм прошел многовековой путь и для современности является традиционной китайской религией. В наши дни возрождение интереса к даосизму в большей степени обязано особой популярностью техники Цигун, которая непосредственно восходит к даосской внутренней алхимии.

Философия даосизм была открыта Желтым императором Хуан ди. Свои корни учение берет из шаманизма. Одно из главных понятий в даосизме – принцип равновесия и связи женского и мужского начала инь-янь. В «инь» заключены все пассивные и негативные качества, а в «ян», наоборот, все хорошее. Одно без другого попросту не может существовать, поскольку в жизни возникнет хаос. Благодаря даосам были созданы такие популярные течения, как фэн-шуй, цигун и многие боевые искусства.

Идеи даосизма

Основывается это учение на том, что все вокруг подчиняется Дао – мировой гармонии. Чтобы воссоединиться с Дао нужно слиться с ним воедино. В жизни человека нравственные ценности и пороки должны находиться на одном уровне. Именно в этом, по мнению Востока, заключается смысл и счастье человеческой жизни. Поскольку Дао не познаваемое, то о чем может разговаривать человек, называется дэ. Благодаря этому понятию Дао проявляет свою потенциальную энергию и действие.

Основные идеи даосизма указывают, что разум человека является составляющей, которая совершенно не совпадает с его природой. Это учение основывается на отторжении от разума, что позволит достичь полного безразличия. В даосизме сознание олицетворяет собой способ индивидуализации человека, благодаря которой можно познать внутренний мир и приблизиться к Дао. Нравственные и этические идеи даосизм также советует полностью избегать.

Восточные философы считают, что не стоит искать, в чем смысл жизни и как найти ее начало и конец. Человек рождается из небытия, туда он и должен уйти. Благодаря осознанию этого понятия можно достичь гармонии между небом и землей. Чтобы попасть в мировой поток, человек должен отказаться от желаний и страстей. Это учение отрицает существование социальных институтов общества, власти, знаний, культуры и других составляющих жизни обычного человека. В общем, каждый двигается по определенному Пути-дао. Он сначала развивается, а затем погружается в небытие, это нужно для того, чтобы возродиться и начать все по-новому. Именно, таким образом, согласно восточной философии даосизма можно достичь бессмертия. Для этого нужно:

  1. Питание духа . В каждом человеке находится божественная сила, которая соответствует небесным духам. Они являются определенными надзирателями, которые подсчитывают хорошие и плохие дела, сделанные человеком, и определяют продолжительность его жизни. В общем, питание духа подразумевает совершение добрых дел.
  2. Питание тела . В эту категорию входит сразу несколько понятий. Во-первых, соблюдение строгой . В идеальном варианте человек должен питаться слюной и вдыхать только эфир росы. Во-вторых, нужно регулярно совершать упражнения. В-третьих, важен секс. Философия Древнего Китая даосизма утверждает, что путь к бессмертию очень долгий и трудный и доступен он не для всех.

Можно выделить несколько форм даосизма:

В современном мире даосизм распространен на территории всего Китая. Это учение тесно переплетается с разными религиями и в первую очередь с буддизмом и конфуцианством.

Поднебесной . Религиозно-философское учение Даосизма сформировалось в Китае более 2000 лет назад. Основателем Даосизма считается китайский философ Лао-цзы, который в 6 в. до н.э. написал книгу “Дао Дэ Цзин” (Daodejing), изложив в ней основные принципы Дао.

Позже его развитие продолжил мыслитель Чжуан-цзы (369-286 гг. до н.э.), именно он в 4 в. до н.э. рассказал о своем трансформационном опыте во сне, где ему приснилось, что он прекрасная бабочка, но после пробуждения задался вопросом: Кто я? Бабочка, которой снится, что она Чжуан-цзы или Чжуан-цзы, которому снилась бабочка?

Даосизм – это учение о дао или «пути вещей», китайское традиционное учение, включающее элементы религии и философии.

Дао – это абсолютная истина или путь. Оно является основой всего живого, оно управляет природой, и это способ жизни. Даосы не верят в крайности, свое внимание они акцентируют на взаимосвязи всех вещей. Не существует добра или зла, отрицательного или положительного.

Эту точку зрения иллюстрирует символ Инь-Ян. Черные – Инь, белое – Ян. Инь связано со слабостью и пассивностью, Ян с силой и активностью. Однако и в Инь существует Ян и наоборот. Вся природа является балансирует между двуми энергиями.

Дао (Путь) присуща Благая Сила Дэ (“добродетель”). Дэ – одно из основных понятий Даосизма , проявление Дао во всем. Дэ определяется как наличие добродетели Пути-Дао. Дэ также иногда отождествляли с кармой.

Высшим достижением даоссов считается достижение бессмертия через дыхание, медитацию, помощь другим и использование эликсиров. Даосизм воспринимает человека как микрокосм, который является вечной субстанцией.

Смерть физического тела растворяет дух в мировой «пневме» . Достигнуть бессмертия можно путем слияния с Дао, как с источником всего живого. Даосизм видит человека как самодостаточную энергетическую систему и желает «замкнуть» внутренний энергетический обмен человека.

Даосизм в Китае оказывал влияние на культуру больше 2000 лет. Его практика стала причиной зарождения таких боевых искусств, как Тай-Чи и Цигун. Даосская философия и религия нашли свое отражение во всех азиатских культурах, особенно во Вьетнаме, Японии и Кореи.

Даосизм оказал значительное влияние на искусство, литературу и многие другие сферы культурного и научного развития Китая. До сих пор он пронизывает все области жизни китайского народа. Некогда мистическое и недоступное учение встало на уровень бытового сознания.

К примеру, китайская медицина – дыхательная гимнастика, иглоукалывание и прочие направления народной медицины – появились благодаря принципам и практикам Даосизма . В Китае по прежнему остается множество последователей Дао, также и во Вьетнаме, на Тайване, но установит точное число невозможно, т.к. китаец, участвующий в даосских обрядах может являться верным буддистом.

Однако, по очень приблизительным данным, в конце 20 в. наиболее ревностных приверженцев учения было около 20 млн. человек. Есть такое выражение: «въехал в Китай на Даосизме», потому что именно даосизм подготовил мировоззрение человека того времени к восприятию основных буддийских принципов и концепций.

Однако, в отличие от буддизма, даосы не верят, что жизнь есть страдание. Даосизм считает, что жизнь – это счастье и необходимо радостно и покорно воспринимать каждое ее мгновение , но жить в соответствии с Высшей Добродетелью.

Цивилизация Древнего Китая давно канула в лета, но мудрость китайского народа, впитавшая в себя многовековой опыт духовных исканий не исчезла и не сможет исчезнуть, не оставив следа. Даосизм – одна из самых важных составляющих философии Китая, своей актуальности он не потерял и в наши дни.

Древние Заветы даосов взывают к каждому желающему познать истину происходящего,к тем, чьи сердца устали от условностей цивилизации.

Даосизм – религия искателей великого и вечного , тех кто находит в себе мужество расстаться с желанием мелочных приобретений, дабы вместить в себя целый мир.

Просмотры: 119

Loading...Loading...