Каноны старообрядческой церкви. Как приготовиться к причастию

4.6 (91.11%) 18 votes

Готовиться к Таинству Причащения можно чтением Правильных канонов, по Псалтыри, а также по лестовке (поклонами или молитвами) - на выбор говеющего.

Однако вернейшим помощником на пути подготовки верующего к участию в Христовой Трапезе - украшения души жемчугом слезного покаяния - являются Правильные каноны.

В одном стихе они трогательно-умилительно призывают нас к осознанию своих прегрешений: «Исусе сладкии Христе, Исусе отверзи ми покаяния дверь, Человеколюбче Исусе…» , а в другом - как это заботливо и нежно! - уже услаждают отчаянную душу радостной надеждой на прощение: «Подъими раба Твоего, Исусе мой, припадающа со слезами ногам Твоим. И спаси, Исусе мой, кающася, и геены мя Владыко избави, Исусе Пресладкии и Многомилостиве…».

Песнь за песней мы испрашиваем у Всещедрого Благодателя возлияния на уязвленную душу исцеляющего елея, отпущения грехов и вечного сочетания со избранными в сиянии Божественной славы: «…Исусе мой Краснейшии, иже к Тебе прибегающаго, Спасе Исусе мой, помилуй… и пищи райстей сподоби, Исусе Человеколюбче». Читая богодухновенные Правильные каноны, мы также учимся прославлять Господа нашего Исуса Христа, Пресвятую Богородицу и своего Ангела Хранителя в самых сладкоуханных словах, милых нашим небесным Покровителям, наполняясь Духом, верой и светлой радостью праволюбящего.

Можно ли научиться читать Правильные каноны без подготовки?

Этот вопрос волнует многих, и вот почему. Дело в том, что православные христиане молятся Правильные каноны по репринту книги, изданной в городе Уральске в 1908 году для иноков старообрядческих монастырей. Как следствие, молиться по этой книге правильно может только подготовленный богомолец: в ней опущены многие указания касательно запевов, поклонов и других важных деталей, известные сегодня, преимущественно, небольшому числу священно- и церковнослужителей.

Данная статья призвана решить эту проблему и научить православных христиан, нисколько не знакомых с церковным Уставом, молиться по уральской книге без единой ошибки.

Настоящее мини-пособие состоит из практической и теоретической частей, дублирующих содержание друг друга с целью разностороннего представления сложной информации. Но сложной лишь на первый взгляд! И Вы в этом, Бог даст, в скором времени убедитесь лично.

Практическая часть

Практическая часть статьи включает в себя отсканированный репринт уральской книги
с дописанными на полях указаниями, которые было бы замечательно, если бы Вы переписали
в свою книгу. Приобрести репринт уральской книги Вы можете в церковной лавке Вашего прихода или, в случае её отсутствия, заказать по почте в любой уголок мира, написав письмо на электронный адрес [email protected] .Подсказки на полях помогут Вам читать Правильные каноны увереннее, быстрее, и, что самое главное, с большим сосредоточием на молитве: Вам не нужно будет припоминать, какую песнь какого канона Вы читаете, где и какой запев следует петь, нужно ли класть поклон, а если нужно, то какой, поясной, метание или великий земной, - все необходимые указания будут всегда перед глазами.

Теоретическую часть данного руководства составляет подробная схема чтения Правильных канонов на каждый день, изложенная ниже.

Статья написана по материалам воскресной школы, действующей при храме Сретения Владимирския иконы Пресвятыя Богородицы Остоженской общины - одного из трех храмов Русской Православной Старообрядческой Церкви в Москве, и по практике чтения Правильных канонов, устоявшейся в данном приходе.

Достоверность и полнота информации, указанной в статье, подтверждена преподавателем воскресной школы о. протодиаконом Александром Говоровым.

Что включает в себя Правило говения и Правило ко св. Причащению?

Приступающий к Телу и Крови Христовой должен помолиться семь Правил, каждое из которых включает в себя 4 канона :

1) канон Господу Исусу Христу;

2) канон Пресвятой Богородице (Акафисту, Одигитрии или Благовещению) с 13-ю кондаками
и 12-ю икосами;

3) канон Пресвятой Богородице малый («Воду прошед…» или дню на павечернице);

4) канон Ангелу Хранителю малый (или под понедельник великий).

Таким образом, говеющий прочитывает в течение седмицы 28 канонов.

Правило ко св. Причащению, совершаемое накануне и в день Таинства, включает в себя Причастные часы, Причастный канон и Причастные молитвы, а также суточный круг церковного богослужения - вечерню, павечерницу, полунощницу, утреню, часы и Божественную литургию. По завершении Таинства причастник прочитывает в храме или дома благодарственные молитвы, размещенные в конце упомянутого выше уральского репринта.

Можно ли доисполнить Правило говения после принятия Пречистых Даров?

Ответ на этот вопрос Вы можете получить только у Вашего духовного отца. Но, к примеру, настоятель нашего храма о. Сергий Лисуренко в начале каждого поста обращается к своим духовным чадам с призывом ответственного исполнения семи Правил до Исповеди. Такое строгое требование, по моему наблюдению, возбуждает у верующего особенное благоговение
к страшному, священному Таинству Причащения, разжигает в полной мере страх Божий, воспламеняет духовный огонь и, как следствие, буквально распахивает душу, каждую её «клеточку», для исцеляющего воздействия Божией Благодати, защищающей причастника от греховного потопа и возносящей его душу на самое Небо.

Какое время суток лучше всего подходит для чтения Правильных канонов?

Ответ на этот вопрос остается на Ваше произволение. Для этого требуется не конкретное время или другие внешние обстоятельства, но прежде всего подходящее душевное расположение: бодрый, собранный ум, смиренное сердце и скорбящая душа, подающая жертву слезного покаяния на небесный алтарь Врачу душ. Послушаем свт. Иоанна Златоуста: «Возбудим же свою совесть, опечалим душу памятью о грехах» («Симфония…», 2008, стр. 280).

Порядок чтения Правильных канонов на каждый день

Правильные каноны читаются попарно, сначала старшие каноны Исусу и Богородице (по дню), затем малые каноны Богородице и Ангелу (по дню) в таком сочетании:

Под понедельник (начиная с воскресного вечера):

1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю великий.

Под вторник:

Под среду:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Одигитрии;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под четверг:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый

Под пятницу:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под субботу:
1-2) канон Исусу + канон Богородице Акафисту;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

Под воскресенье:
1-2) канон Исусу + канон Благовещению Богородицы;
3-4) канон Богородице «Воду прошед…» + канон Ангелу Хранителю малый.

* Некоторые христиане канон Богородице «Воду прошед…» заменяют другим каноном Богородице от павечерницы того дня в Октае.
В уральской книге, к нашей радости, совмещены в готовом виде канон Исусу и канон Богородице Акафисту, а также канон Богородице «Воду прошед» и канон Ангелу Хранителю малый. Данные каноны можно читать на ряду под вторник, четверг, пятницу и субботу. Остальные три пары канонов, читаемые под понедельник, среду и воскресенье, говеющий должен совместить самостоятельно по аналогии.

Что такое канон и как он устроен

Канон - это ряд священных песнопений в честь святого или праздника. Канон состоит обыкновенно из 9-ти песен. 2-я песнь в Правильных канонах отсутствует.

Каждая песнь, в свою очередь, состоит из ирмоса и тропарей. Ирмос - это первый стих песни. Согласно общему правилу, в совмещенных канонах читается только ирмос первого канона. По этой причине в Правильных старших канонах ирмос второго канона (Богородице) читается в конце песни на месте катавасии, а в Правильных малых - ирмос второго канона (Ангелу Хранителю) вовсе оставляется.

Тропари - все последующие стихи песни. Правильные каноны имеют по 4-7 тропарей (прочитываем их без соединения). Перед каждым тропарем произносится запев, соответствующий читаемому канону:

Запев Исусу : «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)».

Запев Богородице : «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас».

Запев Ангелу : «Ангеле Христов, хранителю мой святыи, спаси мя, грешнаго раба Твоего».

Лица женского пола должны сказать вместо «грешнаго» - «грешную»; также и во всех молитвах следует делать склонение по своему роду. Изменение окончаний также смотрите
в отсканированном репринте уральской книги.

Предпоследний тропарь последнего (в нашем случае второго) канона имеет запев: Слава Отцу
и Сыну и Святому Духу (сокращенно записывается Слава), а последний тропарь (богородичен) имеет запев: И ныне и присно и во веки веком, аминь (сокращенно записывается И ныне).

Схема чтения Правильных канонов

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):
Семипоклонный начал

12 поклонов (в пояс, только последний поклон земной)





Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…»


Господи, помилуй (12 раз)
Слава, И ныне
«Приидите, поклонимся…» (3 поклона в пояс)

Стихеры Исусу и Богородице (по дню):
3 стихеры Исусу (начиная с «Исусе Пресладкии…») с запевом к каждой «Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй мя грешнаго (или нас)» (на первой стихере поклон в пояс)
3 стихеры Богородице с запевом к каждой «Пресвятая Госпоже Богородице, спаси нас»
(на первой стихере поклон в пояс) по дню:
Если канон Акафисту или Благовещению, то читаем на ряду «Совет превечныи…»
Если канон Одигитрии, то смотрим л. 47 обор. «Ублажаем Тя роди вси…»
(или на выбор л. 48 обор. «Златая кадильнице…»)
Слава
4-я стихера Исусу (богородична) «Исуса рождьшая…»
И ныне
4-я стихера Богородице по дню:
Если канон Акафисту, то читаем на ряду «Иже от века таиньство…»
Если канон Одигитрии, то смотрим л. 48 обор. «Боголепную и Всечестную…»
(или другую л. 49 «Иже радость…»)
Если канон Благовещению, то смотрим л. 38 обор. «Послан бысть…»

В каноне Исусу каждая песнь начинается ирмосом, в каноне Богородице - запевом и тропарем песни. Ирмос канона Богородице читается в конце соответствующей песни на месте катавасии.

Схема чтения песни в каноне Исусу :
Ирмос
4 тропаря (запев Исусу –> тропарь; запев Исусу –> тропарь; запев Исусу –> тропарь; запев Богородице –> тропарь богородичен)

Схема чтения песни в каноне Богородице :
4 тропаря (запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; Слава –> тропарь; И ныне –> тропарь); в некоторых песнях 5 тропарей
Катавасия (на месте катавасии поется ирмос данного (второго) канона)

* После 1-го запева в 1-й и 9-й песнях в каждом из двух канонов: поклон поясной.
По 3-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Кондак и икос Исусу «Исусе Спасе, очисти и спаси мя…»
Под среду: кондаки (два) и икос Богородице Одигитрии «Не имамы иныя помощи…» (л. 53 – 53 обор.)
Седален Исусу «Спасе мой Исусе иже блуднаго спасыи…»
Слава, И ныне

Богородичен по дню:
Под понедельник, вторник, четверг, субботу читаем на ряду «Молитвы своих раб…»
Под среду смотрим л. 50 обор. «Молитвенница теплая…»
Под пятницу читаем на ряду крестобогородичен «Иже твое заступление…»
Под воскресенье смотрим л. 40 «Послан бысть Гавриил…» –> Слава, И ныне –> л. 40 обор. «Гавриил с небесе…»

По 6-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Слава, И ныне
Акафист Богородице, состоящий из 13-ти кондаков и 12-ти икосов (в конце 1-го икоса «Ангел предстатель…» на месте слова «поклоняемся» поклон земной; кондак 13-й «О! Всепетая Мати…» читаем трижды с земными поклонами)
Повторяем икос 1-й «Ангел предстатель…» (л. 21 обор.), затем кондак 1-й «Взбранной воеводе…»
Молитва Богородице (перед молитвой: запев Богородице + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
* 13 кондаков и 12 икосов (так называемый акафист Богородице) + молитва Богородице прочитываются в том числе под среду и под воскресенье, когда читаются каноны Одигитрии
и Благовещению. В связи с этим кондаки (два) и икос канона Одигитрии прочитываются по 3-й песни - после кондака и икоса Исусу, а кондак и икос канона Благовещению оставляются вследствие совпадения с 1-м кондаком и икосом акафиста Богородице.

По 9-й песни:
Молитва Исусу (перед молитвой: запев Исусу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)
Под среду: молитва Богородице Одигитрии «Пресвятая Госпоже Владычице…» (л. 56)
Под воскресенье: молитва Благовещению Богородицы «К Тебе Пречистей…» (л. 46 обор.)
Затем читаются малые каноны - Богородице «Воду прошед…» и Ангелу Хранителю (по дню):
Канон малый: на ряду
Канон великий: л. 68 обор.
Канон Богородице начинается ирмосом, канон Ангелу Хранителю - запевом и тропарем песни. Ирмосы канона Ангелу Хранителю на месте катавасии не читаются, они здесь остаются совсем не прочитанными.
Схема чтения песни в каноне Богородице:
Ирмос
4 тропаря (запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь; запев Богородице –> тропарь)
Схема чтения песни в каноне Ангелу Хранителю:
4 тропаря (запев Ангелу –> тропарь; запев Ангелу –> тропарь; Слава –> тропарь; И ныне –> тропарь богородичен); в каноне великом 5-7 тропарей
* После 1-го запева (Богородице, Исусу, Ангелу) в 1-й и 9-й песнях каждого из двух канонов: поклон поясной.
* В каноне Ангелу Хранителю малом в 1-й и 9-й песнях перед запевом и тропарем Ангелу читается запев и тропарь Исусу.
* В каноне Ангелу Хранителю великом в 1-й и 9-й песнях запев и тропарь Исусу читается после запева и тропаря Ангелу.

По 3-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Кондак и икос Ангелу Хранителю по дню:
В каноне малом на ряду «Явися мне милосерд…»
В каноне великом «О! Предстателю нератныи…» (л. 73)
Седален Ангелу Хранителю в каноне малом и великом «От любве душевныя…»
Слава, И ныне
Седален богородичен «Яко Всенепорочная…» (или на выбор «Богородице безневестная…»)

По 6-й песни:
Господи, помилуй (трижды)
Слава, И ныне
Кондак и икос Богородице «Заступнице християном непостыдная…»

По 9-й песни:
Молитва Ангелу Хранителю по дню:
В каноне малом «Ангеле Христов Святыи…»
В каноне великом «Святыи Ангеле предстояи…»
(перед молитвой: запев Ангелу + поклон поясной; по окончании молитвы: поклон земной)

По совершении малых канонов:
Достойно есть (поклон земной)
Трисвятое (3 поклона в пояс), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной, если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов (читаются те тропари
и кондаки, кои каноны читались в данный день):
Тропари (два) Исусу
Тропарь Богородице (по дню), Одигитрии - два тропаря
Тропарь Ангелу Хранителю (по дню)
Кондак Исусу
Слава
Кондак Ангелу Хранителю (по дню)
И ныне
Кондак Богородице (по дню)
Господи, помилуй (40 раз)
Честнейшую херувим (поклон поясной)
Слава (поклон поясной)
И ныне (поклон поясной)
Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (поклон поясной)

Отпуст:
Под понедельник, вторник, четверг, пятницу, субботу:
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честныя
и славныя Ея Похвалы, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй
и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под среду:

и славнаго Ея Одигитрии, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.

Под воскресенье:
Господи Исусе Христе Сыне Божии, молитв ради Пречистыя Ти Матере, честнаго
и славнаго Ея Благовещения, и святых Ангелов Хранителей наших, и всех святых, помилуй и спаси нас, яко Благ и Человеколюбец. Аминь.
Господи, помилуй (трижды)
Семипоклонный начал
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Устав о поклонах во время Великого поста

1. Во время Великого поста поклоны непосредственно в канонах остаются неизменными.
2. Заменяются только отдельные поясные поклоны в начальных и исходных молитвах земными малыми поклонами (метаниями).
3. Дополнительно добавляется один земной великий поклон после молитвы «Царю небесныи…».

Таким образом, начальные и исходные молитвы во время Великого поста читаются следующим образом (изменения выделены курсивом):

Начальные поклоны и молитвы (до Символа веры):

Семипоклонный начал ( )
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс; если молятся несколько человек, то эти 3 поклона кладет только старший - замолитствующий)
12 поклонов (метания, только последний поклон земной великий )
5 молитв, обращенных к Господу Исусу Христу
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)
Целуем нательный крест, прежде оградив им себя с молитвою: «Господи Исусе Христе Сыне Божии, благослови, и освяти, и сохрани мя силою Живоноснаго Креста Твоего»
Перекрестившись, говорим 3 раза: «Слава Тебе, Боже наш, слава Тебе, всяческих ради»
«За молитв святых отец наших, Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной)
Перекрестившись, читаем: «Царю небесныи…» (поклон земной великий )
Трисвятое (3 метания ), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Господи, помилуй (12 раз)
Слава, И ныне
«Приидите, поклонимся…» (3 метания )
Псалом 50-й «Помилуй мя, Боже…»
Ограждая себя крестным знамением, произносим «Верую во единаго Бога…»

По совершении малых канонов:
Достойно есть (поклон земной великий)
Трисвятое (3 метания ), и по Отче наш
«Господи Исусе Христе Сыне Божии, помилуй нас. Аминь» (поклон поясной; если молятся несколько человек, то поклон кладет только старший - замолитствующий)
Отпустительные тропари и кондаки 4-х прочитанных канонов
Господи, помилуй (40 раз)
Честнейшую херувим (метание )
Слава (метание )
И ныне (метание )
Господи, помилуй (дважды), Господи, благослови (метание )
Отпуст
Господи, помилуй (трижды)
Семипоклонный начал (6 поклонов в пояс заменяются метаниями )
Молитва мытаря «Боже, милостив…» (3 поклона в пояс)

Чудотворные слова: молитва староверов символ веры в полном описании из всех найденных нами источников.

Символ Веры

Ве́рую во еди́наго Бо́га Отца́, Вседержи́теля, Творца́ не́бу и земли́, ви́димым же всем и неви́димым.

И во еди́наго Го́спода Ису́са Христа́, Сы́на Бо́жия, Единоро́днаго, И́же от Отца́ рожде́ннаго пре́жде всех век. Све́та от Све́та, Бо́га и́стинна, от Бога и́стинна, рожде́на а не сотворе́на, единосу́щна Отцу́, И́м же вся бы́ша. Нас ра́ди челове́к, и на́шего ра́ди спасе́ния, сше́дшаго с небе́с, и воплоти́вшагося от Ду́ха Свя́та, и Мари́и Де́вы вочелове́чьшася. Распя́таго за ны при Понти́йстем Пила́те, страда́вша и погребе́на, и воскре́сшаго в тре́тии день по писа́ниих. И возше́дшаго на небеса́, и седя́ща одесну́ю Отца́. И па́ки гряду́щаго со сла́вою, суди́ти живы́м и ме́ртвым, Его́ же ца́рствию не́сть конца́.

И в Ду́ха Свята́го Го́спода и́стиннаго и животворя́щаго, И́же от Отца́ исходя́щаго, И́же со Отце́м и Сы́ном спокланя́ема и ссла́вима, глаго́лавшаго проро́ки. И во еди́ну святу́ю собо́рную и апо́стольскую це́рковь. Испове́дую еди́но креще́ние, во оставле́ние грехо́в. Ча́ю воскресе́ния ме́ртвым. И жи́зни бу́дущаго ве́ка, ами́нь.

Православная старообрядческая вера в Сызрани

Россия, г.Сызрань, ул.Фрунзе, 78 (на карте)

Десять интересных фактов о Символе веры. Часть 2

Десять интересных фактов о Символе веры. Часть 2

Знаете ли вы, что старообрядцы уверены (во всяком случае, прежде были уверены, а что они думают сейчас – не знаю), что Церковь после реформ патриарха Никона утеряла благодать, так как, кроме всего прочего, отверглась Духа Святого.

И дело здесь не в форме сложения пальцев при крестном знамении и не в чем-то другом, а в том, что во время реформы патр. Никона в Символе веры убрали одно очень важное слово. Вместо и в Духа Святаго, Господа Истинного Животворящаго , стали произносить и в Духа Святаго, Господа, Животворящаго. То есть пропало слово Истиннаго.

Старообрядцы говорили, что из-за этой страшной редакции Символа веры произошло отречение от Духа Святого; мы, так сказать, отступили от Истины, поскольку перестали считать Духа – Истинным Богом, а это уже откровенная ересь, и человек, не считающий Духа Святого – истинным третьим Лицом Святой Троицы, не может называться православным.

Знаете ли вы, что по церковным канонам к Крещению не может быть допущен взрослый человек, который не знает наизусть Символ веры? Так же и крестным (восприемником) не может быть человек, который не знает этой важнейшей формулы Православной веры.

На Руси готовились к принятию Таинства Крещения очень серьезно, обычно 40 дней. Сорок дней как норму упоминает и Требник митрополита Петра Могилы. Такова была и дореволюционная практика в России.

Дореволюционные требования к желающему креститься были следующие:

Этот человек должен быть верующим, должен посещать храм и как минимум знать наизусть: Символ веры, Декалог (Десять Заповедей Божиих ), молитву Господню (Отче наш ), Богородичную (Богородице Дево, радуйся ), а также ответы на те вопросы о вере, которые ему будут предложены.

Постановления об этом: Указ Св. Синода 1740 г. 11 сентября; Указ Св. Синода 1840 г. 20 февр.; Указ Духовной Консистории. Разд. II, ст. 31. СПб. 1841. С. 15.

Даже когда речь идет о человеке, принимающем Православную веру при смерти, сказано: «таковых крестить, если же выздоровеет, преподать им основы веры». (См. Указ Св. Синода от 13 марта 1862 г.) То, что эти постановления церковной властью были приняты 200 лет назад, ничего не значит. До сих пор их никто не отменял.

Вы никогда не встречали иконы «Спас Вседержитель»? Уверен, встречали. Именно этот образ смотрит на нас со сводов куполов многих храмов. И именно этот образ находится за престолом, в алтаре… Христос восседает на Троне. Он – Царь и Судия вселенной.

А теперь вопрос: кому в Символе веры адресован эпитет Вседержитель? К слову сказать, напомню, что этот титул по-гречески звучит как Пантократор , что значит Владыка всего , или, в нашем славянском переводе, Вседержитель .

Христос Вседержитель в куполе храма Воскресения Христова (Спас-на-Крови) в Санкт-Петербурге.

Если присмотреться (особенно, увеличив фотографию), вы увидите за престолом Христа, восседающего на Троне. Это тоже Спас Вседержитель.

Спас Вседержитель преп. Андрея Рублева. Иконостас Успенского собора во Владимире. 1408.

Напомню, как начинается наш символ: Верую во единаго Бога Отца, Вседержителя…

И это совершенно верно. Библия называет Бога Отца – Вседержителем. Вот, хотя бы некоторые выписки из Ветхого Завета:

«Господи Вседержителю, Боже Израиля!» (Вар. 3, 1);

«Царь всесильный, высочайший, Бог Вседержитель» (3 Макк. 6, 2);

«Во власти Господа Вседержителя врата смерти» (Пс. 67, 21).

Для этого обратимся к книге пророка Даниила. Пророк сподобился уникального откровения. За столетия до Рождества Христова ему было показано, что Бог Отец делегирует власть над нашим миром Сыну:

«Видел я, наконец, что поставлены были престолы, и воссел Ветхий днями; одеяние на Нем было бело, как снег, и волосы главы Его - как чистая волна; престол Его - как пламя огня, колеса Его - пылающий огонь. Огненная река выходила и проходила пред Ним; тысячи тысяч служили Ему и тьмы тем предстояли пред Ним… Вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его - владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан., гл. 7).

Древняя Церковь постепенно осмысляла эту великую Тайну…

В конце 1-го столетия Апостол Иоанн Богослов был восхищен Духом Святым в мир Иной. И там он сподобился видеть Трон и сидящего на Троне Господа Иисуса Христа. Его окружали Ангелы, которые непрестанно взывали: «Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, который был, есть и грядет» (Откр. 4, 8).

И Иоанн Богослов уже не боится назвать Иисуса Христа «Который есть и был и грядет, Вседержитель» (Откр. 1, 8).

Несколько слов о другой большой и интересной теме, отраженной в Символе веры: теме Зачатия Девой Марией Сына.

Порой в разных аудиториях приходится слышать совершенно вульгарные мнения на этот счет. Вспоминают про партеногенез (однополое размножение) ящериц и иных земноводных, про современные медицинские эксперименты в области репродуктивности матери без участия мужа (некоторые принципиальные феминистки и лесбиянки лоббируют эту тему)… Как будто бы то, что произошло в случае с Пресвятой Богородицей, имеет отношение ко всем этим феноменам. На самом же деле богословие Церкви в этом вопросе учит иначе.

Животворящая сила Духа была особенно действенна при оживлении первого человека: «И создал Господь Бог человека из праха земного, и вдунул в лице его дыхание жизни, и стал человек душею живою» (Быт. 2, 7). Хотя в этом предложении и нет термина «дух», однако действие дуновения указывает на Его присутствие. Так понимали это в библейские времена. Например, праведный Иов говорит: «Дух Божий создал меня, и дыхание Вседержителя дало мне жизнь» (Иов. 33, 4).

То же самое было открыто и Иезекиилю в видении костей сухих. Бог повелевает Иезекиилю изречь пророчество на сухие кости: «Так говорит Господь Бог: вот, я введу дух в вас, и оживете» (Иез. 37, 5). О том же утверждает и древний Псалмопевец: «Пошлешь Дух Твой – созидаются (живые существа. – прот. К. П .)» (Пс. 103, 30).

Дух Святой как Дух-Творец снизошел на Марию, осенил, объял, наполнил Ее и образовал в Ее утробе Богочеловеческую природу Иисуса. В этом акте чудесного Зачатия сплелись могущество Божие и человеческая природа и зажглась жизнь единственного и уникального Сына Божия и Сына Человеческого.

Исповедую едино крещение во оставление грехов…

Разберем теперь замечательную и глубокую фразу о едином (то есть, единственном ) крещении.

В 1-м веке, когда возникла и стала распространяться по миру Церковь Христова, существовала та непреложная мысль, что всякий крещенный в Церкви человек становится членом Церкви. Эту идею озвучил Ап. Павел: «Один Господь, одна вера, одно крещение» (Ефес. 4, 5).

Еретики, появившиеся в конце 1-го века, а это были гностики, не считались христианами, и никакие их Таинства, ввиду абсолютного отличия их веры от веры Церкви, не признавались. Если еретик (гностик) приходил к Церкви, его крестили.

Но в начале 3-го века появляется ересь монтанизма , которая в своей вере имела много похожего с верой Церкви. Как относиться к монтанистам? Перекрещивать их – или признавать крещение, совершенное в их сообществе, и принимать их в Церковь через покаяние? Соборы того времени постановили, что к монтанистам следует относиться так же, как к гностикам, и их перекрещивать.

И опять этот вопрос встал на повестку с возникновением ереси новациан . Но их вера была практически идентична вере Церкви. А как поступать с ними, ведь у них вера почти такая же, что и у всей Церкви?

И вот тут в Древней Церкви возникли споры и разномыслие. Одно мнение – что и их нужно крестить заново – отстаивал св. Киприан Карфагенский, великий богослов и защитник Церкви. Противоположное мнение отстаивал св. Стефан, Папа Римский. Это была середина 3-го столетия.

Я не буду углубляться в содержание их дискуссий. Это очень интересная тема, и вы можете познакомиться с ней по статье русского историка и богослова В. Болотова:

Окончательное решение по этому вопросу состоялось в 314 г. на Арльском соборе (правило 8), который постановил, что еретиков, обращающихся в Церковь, нужно допрашивать, как они веруют во Святую Троицу, и если они веруют православно, то следует принимать их без перекрещивания. В этом смысле состоялось впоследствии и вселенское церковное решение (1-й Вселенский собор: правило I, 8; 2-й Вселенский собор: правило I, 7).

На этих Соборах было установлено, что если у еретиков не искажены основы Православного вероучения, то по снисхождению можно принимать их без перекрещивания. И их крещение дает им благодать и некоторым образом приобщает Церкви Христовой.

Пишите в комментарии!

Сама икона небольшая, но с ювелирной тщательностью на ней выписаны разные сюжеты, которыми поясняется богословие нашего Символа веры.

Давайте познакомимся с этой иконой. Для того, чтобы показать вам эти миниатюры, мне пришлось воспользоваться макро-объективом. Он дает возможность увеличить картинку в несколько раз.

Тот размер, который вы видите, не увеличивая картинку, передает увеличенный в 1,5 – 2 раза размер. Кликнув по изображению, вы сможете его увеличить в 3-4 раза и рассмотреть подробнее.

(Икона из собрания Музея истории религии в Санкт-Петербурге)

И в Духа Святаго, Господа, Животворящаго, Иже от Отца исходящаго, Иже со Отцем и Сыном спокланяема и сславима, глаголавшаго пророки.

На иконе мы видим Бога Отца и Бога Сына. А между ними в виде голубя парит Бог Дух Святой.

Обратите внимание на пророков, окружающих Трон Божий. Это те самые, про которых в Символе веры сказано: …глаголавшаго пророки .

Во едину … Церковь.

Иконописец изобразил всех святых, собранных вкупе. Тут и ветхозаветные святые, и новозаветные. Все составляют Единую Церковь. Немного курьезно, что над всеми парит Святитель Николай Чудотворец, любимый русский святой.

Во едину …Апостольскую Церковь.

Интересная трактовка сюжета. Как известно, наша Церковь имеет основанием Иисуса Христа, Который избрал Себе служителей – Апостолов. На иконе мы видим, что в центре всех наиболее авторитетный (по мысли автора иконы) Апостол – Иаков, брат Господень. Как на иконе подписано: Первосвященник.

Почему Иаков изображен как самый главный? Мы знаем, что в кругу Апостолов первенствующим был Ап. Петр. Может быть, потому, что Иаков возглавлял Иерусалимскую общину христиан и из Иерусалима потом христиане отправились по всему миру?

Исповедую едино крещение во оставление грехов.

На иконе Христос посылает Апостолов проповедовать и крестить.

Чаю воскресения мертвых

Показано, как пробуждаются все находящиеся в земных гробах, а также воскресают утонувшие и съеденные рыбами. Мы сегодня легко относимся к кремации покойников. Это удобно и гораздо дешевле, чем погребение в земле. Древние христиане нас бы не поняли.

Дело в том, что наше тело – не просто ненужная сброшенная оболочка. Во время воскресения из мертвых что-то произойдет с нашими телами (если они остались на земле). Мы помним, что и во время Воскресения Христова Его тело изменилось и исчезло. Так же тела покойных (или останки) нужны и для воскресения других людей.

Конечно, всегда ставился вопрос: а что будет с теми, чьих тел не сохранилось? И Священное Писание и Предание Церкви однозначно отвечают на этот вопрос: Бог силен воскресить любого человека, даже если его тело совсем исчезло. Но в принципе, нужно стараться останки покойного сохранить.

И жизни будущаго века. Аминь.

Воскресшие праведники ликуют!

Обратите внимание на замечательную деталь: иконописец отдельно написал Аминь и под ним указал трех мужей. Каким образом эти три достопочтенные старца иллюстрируют краткое слово Аминь . Присылайте свои мнения. Через несколько дней напишу в комментарии верный ответ.

Основные отличия старообрядческой Литургии от новообрядческой

В старообрядческом богослужении нет ранней и поздней Литургии. Даже в храме, где есть несколько Престолов, совершается одна Литургия, завершая собой суточный круг богослужения. В новообрядческой службе изменены слова многих молитв: Символа Веры, Херувимской.

Изменения в Символе Веры

Изменения в Херувимской песни

Разница в молитвах Евхаристического канона

Кроме молитв имеется также разница в обычаях и порядке службы:

В старообрядческом храме крестятся двоеперстно. Священник осеняет Святые Дары также двумя перстами.

Как нужно себя вести в стаорообрядческом храме

При входе в храм нужно остановиться и прислушаться, что читается или поется. Если в этот момент ходить дозволяется, то помолиться семипоклонный «начал» (приходные поклоны), встать на определенное место и находиться там до конца службы. При этом традиционно мужчины стоят в правой половине храма, женщины - в левой. Во многих приходах Украины, Молдавии, где мужчин за службу ходит больше, они стоят в передней части храма, а женщины - позади. На молитве в старообрядческом храме следует стоять прямо, держа ноги вместе, а не расставленными в стороны. При этом - для удобного стояния - пятки сомкнуты, а носки несколько разведены. Руки сложены на груди горизонтально, правая поверх левой. Такое положение, согласно святоотеческому толкованию, напоминает верующим о сложении крыльев Небесных сил бесплотных, предстоящих Престолу Господа.

В старообрядческом храме все совершается чинно и благоговейно: поклоны молящиеся совершают одновременно, в положенные по Уставу моменты службы.

При земных поклонах используются подручники, чтобы руки оставались чистыми.

Ко Кресту подходят сначала священнослужители, затем причащавшиеся в этот день, потом мужчины, после них - женщины.

В старообрядческом храме нельзя стоять на коленях, целовать любую икону, какую захочется, а только за вечерней службой во время пения величания молящиеся прикладываются к иконе того праздника или святого, служба которому совершается. Утром, после окончания Литургии, также можно приложиться к этой иконе.

Старообрядцы исповедуют свои грехи только одному священнику, своему духовному отцу, и по его благословению причащаются Святых Таин. Чтобы перейти на исповедь к другому священнику, необходимо взять благословение духовного отца. В новообрядчестве принято исповедоваться у разных священников. Даже если человек считает какого-то священника своим духовным отцом, он одновременно может исповедоваться и у других.

Статьи

Спецпроекты

«Русская вера»

Православные иконы и молитвы

Информационный сайт про иконы, молитвы, православные традиции.

Чем отличаются староверы от православных

«Спаси, Господи!». Спасибо, что посетили наш сайт, перед тем как начать изучать информацию, просим подписаться Вас на нашу группу Вконтакте Молитвы на каждый день. Так же добавляйтесь на канал в ютубе Молитвы и иконы. «Храни Вас Господь!».

Патриарх Никон в 17-м веке провел ряд реформ, вызванных потребностью привести Церковь к единому образу богослужебной практики. Некоторая часть духовенства с мирскими людьми не восприняли этих изменений, возгласив о том, что отступают от старых обычаев, и прозвали Никоновские нововведения «порчей верования». Они объявили, что желают сохранить в богослужении былые традиции и уставы. Следует отметить, что непосвященному человеку довольно трудно будет отличить старовера от православного верующего, ибо различиями между новой и старой верой не так уж велики. В этой статье вы сможете узнать о том, что представляют собой старообрядцы, чем отличаются староверы от православных и узнать ответы на наиболее интересующие вопросы православных людей.

Разница староверов и православных

Православные верующие – это те христиане, которые признают учения, выдвигаемые христианской Церковью.

Старообрядцы же представляют собой верующих людей, которые возжелали отойти от христианской церкви в силу своего несогласия с теми реформами, которые проводил Патриарх Никон.

Эксперты по церковной истории установили около десятка отличительных особенностей старообрядцев от обычных верующих христиан в вопросах проведения богослужения и других обрядовых церемоний, чтения и толкования Священного писания, бытовых вопросах, а также внешнем виде.

Следует отметить, что старообрядцы неоднородны, то есть среди них присутствуют различные течения, которые также вносят некоторые отличия, однако уже среди самих приверженцев старого верования.

Давайте же разберемся более подробно в чем отличаются староверы от православных христиан:

  • Имеет старообрядческий крест отличие от православного, но у старообрядцев по сей день приятно использовать форму христианского символа. Он, как правило, имеет восемь концов, а к нашему обычному крестику добавляются еще две небольшие перекладинки косая снизу и прямая сверху. Однако, согласно проведенным исследованиям некоторые толки старообрядцев признают также и некоторые другие формы креста Господнего.
  • Поклоны. В отличие от обычных христиан старообрядцы признают лишь земные поклоны, а вот вторые используют поясные.
  • Как необходимо креститься. Никон в период своей церковной реформы выдвинул запрет, согласно которому нельзя креститься двумя перстами по старому обычаю. Был дан указ всем выполнять православие крестное знамение троеперстное знамение. То бишь креститься по-новому – тремя пальцами, уложенными в щепоть. Старообрядцы в свою очередь не приняли данного положения, увидя в этом кукиш (т.е. фигу) и всецело отказались следовать нововведенному указу. Старообрядцы и по сей день выполняют двумя перстами крестное знамение.Нательный символ. Как описывалось ранее у старообрядцев постоянно присутствует восьмиконечный крестик, который располагается внутри четырехконечного. Главным же отличием является то, что на таком крестике никогда не наносится изображение распятого Спасителя.
  • Различия в написании имени Вседержителя. В некоторых молитвословиях имеются разночтения, которые согласно подсчетам, одного ученого-историка насчитывается около 62.
  • Старообрядцы в период проведения богослужения держат скрещенные руки на груди, а христиане держат руки пошвам.
  • Практически полный отказ от спиртных напитков и табачной продукции. Древнерусская Церковь православных староверов лишь в некоторых старообрядческих толках допускает принятие на великие праздники трех рюмок спиртного, однако не более этого.
  • Внешний вид. В старообрядческих Божьих храмах по сравнению с христианскими, не встречаются женщины и девушки в шапках, платках или же косынках, которые завязываются сзади на узел. Старообрядческие женщины должны находиться строго в платке, заколотом под подбородком при помощи булавки. В одежде не допускается ничего цветного и яркого. Мужчинам же следует одевать старорусские рубашки навыпуск и обязательно дополняя ее поясом, который будет разделять несколько частей тела на верхнюю, то бишь духовную и нижнюю, грязную. Мужчине-старообрядцу в повседневной жизни запрещается носить галстуки, считая их Иудиной удавкой, а также сбривать бороду.

Часто задаваемые вопросы

Некоторых христиан, и также и старообрядцев, могут интересовать масса вопросов, которые в повседневной жизни встречаются довольно часто. Рассмотрим некоторые из них.

Можно ли староверам ходить в православную церковь и можно ли креститься двумя перстами

Посещать Божий храм старообрядцам разрешается, а если же приверженцы старой веры изъявляют желание быть православными, то сперва им необходимо принять Миропомазание, то бишь Таинство, которое соединит человека с христианским новым верованием.

Креститься же двумя или тремя перстами на сегодняшний день не имеет какого-либо особого значения, так как эти два обряда были признаны равночестными. Но все же стоит заметить, что если посещать Божий храм и креститься там двоеперстием, когда все остальные крестятся лишь темя перстами, будет выглядеть нелепо и даже некрасиво;

Может ли старовер быть крестным у православного

Не стоит, полностью отвергать возможность присутствия в качестве крестного неправославного христианина во время выполнения православного обряда Крещения, однако это возможно лишь в том случае если старообрядец будет лишь одним из крестным, а второй крестный родитель обязательно будет христианином нового верования.

Также имеется еще одно условие при котором старообрядцу разрешается принимать участие в церемонии, если он не будет предпринимать каких-либо попыток воспитания дитя в неправославных традициях.

Господь всегда с Вами!

«Хва-ли зи-му по-сле Ни-ко-ли-на дня», - гла-сит древ-не-рус-ская по-сло-ви-ца. Прав-да, в по-след-ние го-ды эта на-род-ная муд-рость ча-сто не оправ-ды-ва-ет-ся. Зи-ма не спе-шит при-вет-ство-вать то-го, кто стал её во-пло-ще-ни-ем, хо-тя ни-ко-гда не ви-дел на-ших пре-крас-ных за-сне-жен-ных елей. Ко-неч-но же, речь идёт о свя-том Ни-ко-лае Чу-до-твор-це, лич-ное имя ко-то-ро-го в пе-ре-во-де с гре-че-ско-го - «По-беж-да-ю-щий на-род». Для мно-гих рос-си-ян он - про-сто Ни-ко-ла, а один из двух цер-ков-ных празд-ни-ков его па-мя-ти - «Ни-ко-ла Зим-ний» (6/19 де-каб-ря).

О чём рассказывает житие Святого?

Ни-ко-лай Чу-до-тво-рец при-над-ле-жит к раз-ря-ду свя-тых из выс-ших иерар-хов (ар-хи-ере-ев), име-ну-е-мых «свя-ти-те-ля-ми». Вре-мя его жиз-ни от-но-сит-ся ко вто-рой по-ло-вине III - пер-вой по-ло-вине IV ве-ка, но его пер-вое жи-тие («био-гра-фия») по-яви-лось лишь пол-ты-ся-че-ле-тия спу-стя. Здесь он сра-зу пред-ста-ёт как обоб-щён-ный об-раз иде-аль-но-го пас-ты-ря: с од-ной сто-ро-ны, он - «пра-ви-ло (ка-нон) ве-ры и об-раз кро-то-сти», с дру-гой - бес-страш-ный и нели-це-при-ят-ный «пе-чаль-ник» о лю-дях.

И.Е. Репин. «Николай Мирликийский останавливает
казнь невинно осужденных». 1888 г.
Государственный Русский музей

От-ка-зав-шись от ро-ди-тель-ско-го на-след-ства, юный Ни-ко-лай по-свя-тил се-бя слу-же-нию хри-сти-ан-ской Церк-ви. На-род из-брал его сво-им Ар-хи-пас-ты-рем (в древ-но-сти цер-ков-ные долж-но-сти бы-ли вы-бор-ны-ми, а не но-мен-кла-тур-ны-ми), и Ни-ко-лай стал ар-хи-епи-ско-пом го-ро-да Ми-ры, сто-ли-цы рим-ской про-вин-ции Ли кия на юго-за-па-де Ма-лой Азии (от-сю-да его про-зва-ние «Мир-ли-кий-ский»). Из-бра-ние со-про-вож-да-лось ви-де-ни-я-ми Иису-са Хри-ста и Бо-го-ма-те-ри, под-нес-ших ему глав-ные зна-ки епи-скоп-ско-го до-сто-ин-ства - Еван-ге-лие и омо-фор, но-си-мый во вре-мя бо-го-слу-же-ния на пле-чах. (Эта длин-ная ши-ро-кая лен-та, укра-шен-ная кре-ста-ми, сим-во-ли-зи-ру-ет «за-блуд-шую ов-цу», ле-жа-щую на пле-чах Хри-ста.) С эти-ми зна-ка-ми ар-хи-ерей-ско-го от-ли-чия свя-ти-тель Ни-ко-лай и изо-бра-жа-ет-ся ча-ще все-го на рус-ских ико-нах. Вы-со-кий лоб, се-дая бо-ро-да и за-бот-ли-вый взгляд «пас-ты-ря» при-да-ют его изо-бра-же-ни-ям лег-ко узна-ва-е-мый «порт-рет-ный» об-лик.

Ко вре-ме-ни прав-ле-ния рим-ско-го им-пе-ра-то-ра Кон-стан-ти-на Ве-ли-ко-го (306-337), пер-во-го хри-сти-ан-ско-го «ке-са-ря», жи-тие от-но-сит рас-ска-зы о за-ступ-ни-че-стве свя-то-го Ни-ко-лая за неспра-вед-ли-во осуж-дён-ных. Он вы-хва-ты-ва-ет из рук па-ла-ча меч и спа-са-ет трех неспра-вед-ли-во при-го-во-рён-ных к смер-ти го-ро-жан; во сне яв-ля-ет-ся им-пе-ра-то-ру и убеж-да-ет его оправ-дать трех опаль-ных пол-ко-вод-цев, а хле-бо-тор-гов-цу ве-лит вез-ти то-вар в го-ло-да-ю-щие Ми-ры. Он тво-рит мно-го-чис-лен-ные чу-де-са на мо-ре, а од-на-жды ожив-ля-ет несчаст-ных шко-ля-ров, раз-ре-зан-ных на ча-сти ко-вар-ным вла-дель-цем по-сто-я-ло-го дво-ра, - и по-то-му ста-но-вит-ся па-тро-ном мо-ре-пла-ва-те-лей и школь-ни-ков.


Святитель Николай в западной народной традиции

Осо-бое ме-сто свя-ти-тель Ни-ко-лай за-ни-ма-ет в за-пад-но-ев-ро-пей-ской хри-сти-ан-ской фольк-лор-ной тра-ди-ции. Здесь он стал объ-ек-том свое-об-раз-ной на-род-ной ми-фо-ло-ги-за-ции (на-ив-ной и вполне чи-сто-сер-деч-ной, при-су-щей всем про-стым хри-сти-а-нам, сер-дить-ся на ко-то-рую про-фес-сио-наль-ные бо-го-сло-вы и ис-то-ри-ки не впра-ве!) и пре-вра-тил-ся в зна-ко-мо-го всем Сан-та Клау-са. По мне-нию по-кой-но-го ака-де-ми-ка С. С. Аве-рин-це-ва, гол-ланд-ское имя свя-то-го - Син-те Кла-ас - транс-фор-ми-ро-ва-лось в Сан-та Клаус, что зна-чит про-сто «Свя-той Ни-ко-лай»! Его мо-ди-фи-ка-ци-ей яв-ля-ет-ся ан-глий-ский Father Christmas - «Ба-тюш-ка Рож-де-ство». В Рос-сии же эта ни-ша за-ня-та, с неко-то-ры-ми ого-вор-ка-ми, хо-ро-шо зна-ко-мым нам с дет-ства щед-рым, доб-рым и мо-гу-ще-ствен-ным Де-дом Мо-ро-зом, яв-ным «языч-ни-ком» сла-вян-ской ми-фо-ло-гии.

Рас-ста-ва-ясь с ро-ди-тель-ским бо-гат-ством, свя-ти-тель Ни-ко-лай по-мог од-но-му впав-ше-му в край-нюю ни-ще-ту от-цу, уже го-то-во-му со-гла-сить-ся с тяж-кой уча-стью трёх сво-их до-че-рей-бес-при-дан-ниц. Но-чью он тай-но под-бро-сил в их пе-чаль-ный дом три узел-ка с зо-ло-том - на при-да-ное каж-дой де-вуш-ке. Став неве-до-мым бла-го-де-те-лем, Сан-та Клаус с тех пор каж-дую рож-де-ствен-скую (или но-во-год-нюю) ночь под-кла-ды-ва-ет ре-бя-тиш-кам по-дар-ки. «Ско-ро он вновь при-дет, с чем-то на этот раз? Как ин-те-рес-но!» - вос-кли-ца-ют нетер-пе-ли-вые де-ти. - «Ну по-тер-пи-те же немно-го, ждать оста-лось со-всем недол-го!» - уве-ще-ва-ют их ро-ди-те-ли.

Юрий Ру-бан,
канд. ист. на-ук, канд. бо-го-сло-вия

(Прим. Ста-тья бы-ла на-пи-са-на для мно-го-кон-фес-сио-наль-ной ауди-то-рии уни-вер-си-тет-ско-го жур-на-ла, чем объ-яс-ня-ет-ся её пре-иму-ще-ствен-но куль-ту-ро-ло-ги-че-ская на-прав-лен-ность. - Studio: Жур-нал для изу-ча-ю-щих ино-стран-ные язы-ки. СПб.: СПбГУ, 1999. № 4. С. 32-33.)

Тро-парь Свя-ти-те-лю:

Пра-ви-ло ве-ры и об-раз кро-то-сти, воз-дер-жа-ния учи-те-ля яви тя ста-ду тво-е-му, я же ве-щей ис-ти-на. Се-го ра-ди стя-жал еси сми-ре-ни-ем вы-со-кая, ни-ще-тою бо-га-тая: о тче свя-щен-но-нача льни-че Нико лае, мо-ли Хри-ста Бо-га, спасти ся душа м на-шим.

Пра-ви-лом ве-ры, об-раз-цом кро-то-сти и учи-те-лем воз-дер-жа-ния по-ка-за-ла те-бя жизнь твоя пастве тво-ей. И по-то-му сми-ре-ни-ем ты при-об-рёл ве-ли-чие, а ни-ще-той - бо-гат-ство. Отец наш, свя-щен-но-на-чаль-ник Ни-ко-лай, мо-ли Хри-ста Бо-га о спа-се-нии душ на-ших!

Кондак Свя-ти-те-лю:

В Ми рех, свя те, свя-щен-ноде йстви-тель по-ка-зал-ся еси , Хри-сто-во бо, пре-подо бне, Еван-ге-лие ис-пол-нив: по-ло-жил еси ду-шу твою о лю дех тво-их, и спасл еси непо-вин-ныя от смер-ти. Сего ра-ди освя-тил-ся еси , я ко ве-ли-кий таи нник Бо-жия бла-го-да-ти.

В Ми-рах ты, свя-той, явил-ся со-вер-ши-те-лем свя-щен-но-дей-ствий. Еван-гель-ское уче-ние Хри-ста ис-пол-нив, ты, пре-по-доб-ный, по-ло-жил ду-шу свою за лю-дей тво-их и непо-вин-ных из-ба-вил от смер-ти. По-то-му и при-об-рел ты свя-тость - как ве-ли-кий слу-жи-тель та-инств Бо-жи-ей бла-го-да-ти.

Loading...Loading...