Челпанов психология. Г.И

ЧЕЛПАНОВ, ГЕОРГИЙ ИВАНОВИЧ (1862–1936), русский философ, логик, психолог. Родился 16 (28) апреля 1862 в мещанской семье в Мариуполе, здесь же в 1883 с золотой медалью окончил Александровскую гимназию. Поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (с прикомандированием к Московскому университету, окончил в 1887). Учился у Н.Я.Грота . С 1890 – приват-доцент Московского университета, затем, в 1897 стал штатным профессором Киевского университета, где защитил диссертацию Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности (оппонентами на защите выступали Н.Я.Грот и Л.М.Лопатин).

В 1893–1894 и 1897–1898 в Германии Челпанов слушал лекции по физиологии у Э.Дюбуа-Реймона, Э.Геринга и Э.Кёнига, психологии – у К.Штумпфа и В.Вундта , занимался экспериментальной психологией в Психологическом институте Вундта в Лейпциге и в Институте физиологической оптики в Берлине.

В 1907 стал профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии.

Замыслив создание Психологического института, в 1910–1911 вместе со своим учеником Г.Г.Шпетом ознакомился с устройством психологических лабораторий и институтов при германских и американских университетах. В 1914 организовал Психологический институт при Московском университете и журнал «Психологическое обозрение».

Им написаны многократно переиздававшиеся учебники и руководства по логике, философии и психологии, например Учебник психологии выдержал 15 изданий, Учебник логики – 10. Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Основные работы: Введение в философию (1905); Психология (ч. 1–2, 1909); (1915); Объективная психология в России и Америке (1925); Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии ) (1927); Социальная психология или условные рефлексы (1928). О наиболее известном сочинении Челпанова Мозг и душа (1900) В.В.Зеньковский в сочинении История русской философии говорил как о лучшей в мировой литературе книге по критике метафизического материализма.

В творчестве Челпанова заметны идеи Д.Беркли , Д.Юма , Б.Спинозы , но особое влияние на него оказали теории Н.Я.Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» лег в основу критики Челпановым монизма (теории, согласно которой различные виды бытия или субстанции в конечном счете сводятся к единому началу) в психологии и философии.

Психическое и физическое, по Челпанову, принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для него и признание особого предмета исследования: «психическое объясняется только из психического». Утверждаемый «дуализм» имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»). Гносеологические воззрения Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом соответствовали принципам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической науки. В центре его гносеологии – проблема «вещи в себе» («нечто»). Можно лишь утверждать, что «нечто» трансцендетно («транссубъективно» по Челпанову) существует и обладает функцией воздействия. Ощущения сигнализируют нам о наличии «нечто» вне сознания, являясь его символами. Сознание связано с трансцендентным, познание возможно благодаря наличию априорных форм (время, пространство, причинность). «Мы творим наше познание при помощи форм нашей мысли и верим, что ему в действительности соответствует мир, который нами создан».

Выделял различные типы и уровни психологического знания: экспериментальную психологию, изучающую простейшие психофизиологические функции (в духе метода «физиологической психологии» Вундта); эмпирическую психологию, предмет которой – психические явления; теоретическую психологию, изучающую общие законы духа. Проводил эксперименты по восприятию пространства и времени, развивал методы лабораторных исследований (Введение в экспериментальную психологию , 1915).

Логические законы Челпанов понимает как результат наблюдения над мыслительными процессами, который человек получает, вскрывая механизм собственного мышления (абстрагируясь при этом от содержания мыслей). Законы формальны и всеобщи; они – идеальные нормы мышления, приложимые к нашим понятиям о вещах (но не к ним самим). Основной закон – закон противоречия.

Челпанов признает возможность закона и закономерности в истории (в отличие от большинства неокантианцев), но понимает их как проявление закономерностей человеческой воли, как выражение общих психологических законов.

Челпанову была близка идея союза психологии и философии (идея «философской» психологии), однако когда подобный «союз» обернулся диктатом марксистской идеологии, он подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки, делая уступку идеям марксизма только в сфере социальной психологии.

Психологический институт им. Л. Г. Щукиной, основанный в 1912 и открытый 5 апреля 1914 года при Московском университете профессором МГУ Георгием Ивановичем Челпановым, был первым по данной специализации в России и третьим в мире.


Г. И. Челпанов (1862–1936) - русский психолог и философ. В 1890 начал преподавание философии в московском университете в качестве приват-доцента. В 1892 г. поступил на должность профессора философии в университет св. Владимира, где с 1897 года руководил психологической семинарией.
В 1897 году защитил первую часть диссертации «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности», за что историко-филологическим факультетом Московского университета был удостоен степени магистра философии. В 1904 году вторую часть того же сочинения защитил при историко-филологическом факультете Киевского университета, с присуждением степени доктора философии. Челпанов пытался построить психологию на основе концепции «эмпирического параллелизма» и полагал, что психология должна быть свободна от всякой философии.

В 1907 г. Г. И. Челпанов перешёл обратно в МГУ на кафедру философии. Тогда же там был учреждён «Психологический семинарий», на который единовременно было отпущено 3000 руб., и в дальнейшем каждый год выделялось 600 руб. На эти деньги были приобретены книги и журналы, а также приборы и приспособления для исследований по экспериментальной психологии. В дальнейшем семинарий помимо Г.И. Челпанова, получил ещё одного сотрудника - специалиста-электротехника. В 1909 году на базе семинария начались занятия по экспериментальной психологии.
Первоначально семинарий располагался в трёх комнатах. Когда число участников достигло 40, остро встал вопрос о новом помещении. На помощь пришёл известный меценат Сергей Иванович Щукин. Среди студентов Челпанова оказался сын С. И. Щукина, он и заинтересовал своего отца психологией. На создание на базе семинария Психологического института меценат С.И. Щукин пожертвовал 100 тыс. руб.


Вот текст его письма:


Сочувствуя развитию и распространению философских и психологических знаний и желая оказать содействие Московскому Университету в достижении этой цели устройством соответствующего учебно-вспомогательного учреждения, сим честь имею заявить Вашему Превосходительству, что я, прилагая при сем сохранную расписку Государственного Банка на внесенные 100000 р. (сто тысяч рублей), жертвую их на устройство Психологического Института при кафедре философии историко-филологического факультета Московского Университета. Указанная сумма предоставляется в полное распоряжение Профессора Георгия Ивановича Челпанова с условием, что она должна быть израсходована на постройку здания и его оборудование. Институту должно быть присвоено название «Психологический Институт имени Лидии Григорьевны Щукиной». Институт должен быть построен на территории Московского Университета.

Сергей Иванович Щукин

Москва.
Мая 5-го дня.
1910 г.


Средства на создание института были пожертвованы известным российским меценатом Сергеем Ивановичем Щукиным. Согласно пожеланию благотворителя Психологическому институту было присвоено имя его покойной супруги - Лидии Григорьевны Щукиной (она серьёзно увлекалась новой тогда наукой психологией).


Лидия Григорьевна Щукина

Затем 10-го сентября 1911 г. С. И. Щукиным внесено еще 20000 руб. на оборудование Института.

Г.И. Челпанов серьёзно подошёл к созданию института. В 1910-1911 году он совершил поездки по Европе и США с целью узнать, как устроены психологические лаборатории в ведущих университетах того мира.

Для любителей экономической истории приведём смету расходов на строительство Психологического института:

1. Земляные, каменные и железобетонные работы - 53983 р. 14 к.
2. Плотничные и столярные работы - 12 159 р. 70 к.
3. Кровельные и печные работы - 2017 р. 63.к.
4. Штукатурные, малярные и стекольные работы - 12285 р. 00 к.
5. Отопление, электрическое освещение, водопровод, канализация и др. - 19096 р. 91 к.
Итого - 99542 р. 37 к.

В институте была оборудована собственная механическая мастерская. Вот что писал по её поводу сам Г.И. Челпанов:

«Устройство такой мастерской оправдывается тем, что при наличности мастерской эксплуатация института обходится значительно дешевле, чем в том случае, когда починка и приготовление новых приборов происходит через посредство чужих мастерских. Кроме того, всякая новая идея в своей мастерской находит быстрое осуществление. В механической мастерской имеется универсальный токарный станок Lorch и Schmidt"а, строгальный станок, сверлильный станок, горн, наковальня и вообще все главнейшие приспособления для приготовления приборов.»

10-го апреля 1912 г. «правила о психологическом институте», выработанные историко-филологическим факультетом, были утверждены Министерством Народного Просвещения.


Временные правила в Психологическом Институте при Императорском Московском университете

1. Психологический Институт есть учено-учебное учреждение университета, имеющее целью научную разработку психологии и распространение знаний в этой области.
2. В Психологическом Институте читаются лекции и ведутся практические занятия, семинарии и т. п. со студентами, лицами, оставленными при университете, и другими учащимися Московского университета по предметам, касающихся ведения института.
3. Принадлежащее Институту движимое и недвижимое имущество не может быть обращено ни на какие цели, кроме указанных в §§ 1-2.
4. Психологический Институт находится в заведовании историко-филологического факультета. В случае изменения современного распределения кафедр по факультетам институт переходит в заведование того факультета, при котором находится кафедра философии.
5. Директором Психологического Института состоит профессор философии, преподающий психологию. При наличности нескольких профессоров по этой кафедре в момент замещения должности директора таковой избирается факультетом из их числа.
6. На директора возлагается ближайшее заведование Институтом и руководство научной деятельностью его.
7. В здании Института отводится место для редакции Психологического журнала, в случае таковой будет издаваться преподавателями Института, и для склада изданий Института. Кроме того, Институт имеет право отвести место для библиотеки Московского Психологического Общества и предоставлять помещение для его заседаний.
8. Для занятий в институте требуется разрешение директора.
9. Институт имеет право печатать свои «Труды».
10. Институт имеет печать с надписью «Психологический Институт имени Л. Г. Щукиной при Московском Университете».
11. Психологический Институт может устраивать отдельные лекции и систематические чтения по предметам, относящимся к его ведению, испрашивая на то разрешение в установленном порядке.

С 1 сентября 1912 г. все занятия Психологического Семинария (лабораторные занятия, семинарии по теоретической и экспериментальной психологии) перенесены в Институт.
Торжественное открытие и освящение института состоялось двумя годами позже - 5 апреля 1914 г. Сразу же развернулись исследования в различных областях психологической науки. Большое внимание уделялось разработке теоретических проблем. Результаты нашли отражение в издания Института: “ Психологические исследования. Труды Психологического института при Московском университете", Т.1, вып. 1-2. 1914; журнале “Психологическое обозрение", выходившем под редакцией Г.И. Челпанова в 1917-1918 гг.

Советский психолог и историк отечественной науки М.Г. Ярошевский в своей книге «История психологии» (М., 1976. С. 413) отмечал:


Челпанов был основателем и директором первого в России Московского психологического института, лабораторное оборудование которого было лучше, чем во всех аналогичных научных учреждениях не только в Европе, но и во всем мире. На основе опыта исследовательской работы в этом институте им была написана кн. "Введение в экспериментальную психологию" (1915), в которой обобщались современные ему методы психологического изучения"

С 1914 и до 1923 г. Г. И. Челпанов был директором этого института. С начала 1920-х годов в науке развернулась кампания по внедрению марксизма. Психология Челпанова была оценена как идеалистическая и признана несоответствующей марксизму. В связи с этим в 1923 г. Челпанов был смещен с поста директора Психологического института и уволен из университета. Руководителем института в конце 1923 года стал ученик Челпанова, в прошлом учитель в Омске, Константин Николаевич Корнилов.

Вот что писали про Челпанова и его работу в справочнике «Университеты и научные учреждения», изданным в СССР в 1935 г., ещё при жизни Челпанова.


Основатель института Г. И. Челпанов с момента организации института проводил последовательную разработку экспериментальной психологии в идеалистическом духе. Работа института характеризовалась полным отрывом от практики. События мировой войны, а затем Февральской и Октябрьской революций, годы гражданской войны мало повлияли на замкнутый, почти сектантский характер работы института. Не нужно однако представлять себе, что уход от жизни, пребывание в стороне от политических событий носили чисто академический характер. Нет, это была совершенно четкая классовая политика, проводимая учеными, приверженцами старого строя, теоретическим знаменем которых была борьба с материализмом.
До 1923 г. институт экспериментальной психологии оставался цитаделью воинствующего идеализма. В 1923 г. новый руководитель института проф. К. Н. Корнилов с группой примкнувших к нему молодых сил и частью отколовшихся от Челпанова учеников в течение ряда лет до 1930 г. проводил энергичную работу по перестройке психологии на основе диалектического материализма. В состав работников института включилась небольшая группа коммунистов, занимавшихся разработкой теоретических проблем психологии и вопросами включения ее в практику.

В 1926 г. Челпанов подал прошение о зачислении его в Психологический институт, которое было отклонено. Тогда Челпанов стал исследовать проблемы восприятия пространства и художественного творчества в Государственной академии художественных наук (ГАХН).
В 1920-е годы ему в своих работах пришлось опровергать обвинения в антимарксизме.
Он защищал тезис о независимости психологии от любой философии. Он также настаивал на том, что принцип психофизического параллелизма, а также содержание традиционной психологии отвечает принципам марксизма.
Г.И. Челпанов выпустил множество работ, посвященных этой проблеме: «Психология и марксизм», «Социальная психология и условные рефлексы», «Объективная психология в России и Америке».
В 1930 г. ГАХН закрыли, и Г.И. Челпанов, так же как и другие ведущие сотрудники академии, остался без работы. Не было разрешено ему также читать публичные лекции и издавать свои работы.
Отсутствие работы и возможности реализовать свое изобретение стали причиной тяжелого финансового положения Г.И. Челпанова, который остался почти без средств к существованию. Из его московских учеников только Г.Г. Шпет изредка заходил к нему и хоть немного старался помочь, однако материальное и политическое положение самого Г.Г. Шпета в это время было очень сложным.

Последние годы были поистине трагическими для Г.И. Челпанова. В 30е гг. одна из его дочерей умерла, а другая навсегда уехала из страны. В 1935 г. был арестован сын Александр по «Делу по обвинению немецко-фашистской контрреволюционной организации на территории СССР (дело № Н9276)». Это дело было сфабриковано в связи с политическими событиями в Германии. Всего по нему проходило 140 человек, среди них Г.Г. Шпет, А.Г. Габричевский, Е.А. Сейер, Б.И. Ярхо и другие сотрудники ГАХН. Необходимо отметить, что в эти годы было репрессировано почти 80% сотрудников этой академии. После следствия Е. Мейер, главный редактор "Большого немецко-русского словаря", который был признан «контрреволюционным и фашистским», а также филолог-германист А.Г. Челпанов и школьный учитель А. Дик, принимавшие участие в его составлении, были приговорены к расстрелу. Остальные жертвы этого дела получили разные сроки заключения и ссылки, многие из них (М.А. Петровский, Г.Г. Шпет) впоследствии были также расстреляны. В это время Г.И. Челпанов был уже тяжело болен, и скончался 13 февраля 1936 г.

Хотя Г.И. Челпанов и не создал собственного психологического учения, он сыграл главную роль в становлении российской психологии. Через Психологический институт, организованный им, в свое время прошли почти все значительные психологи нашей страны.

За свою историю Психологический институт сменил несколько названий.

Психологический институт им. Л. Г. Щукиной (1912 - 1924)
- Московский Государственный институт экспериментальной психологии Российской Ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (1924-1930)
- Государственный институт психологии, педологии и психотехники Российской Ассоциации научных институтов марксистской педагогики (1930-1934)
- Научно-исследовательский институт психологии АПН РСФСР (1945-1970)
- Научно-исследовательский институт общей и педагогической психологии АПН СССР (1970-1992)
- Психологический институт им. Л. Г. Щукиной (с 1992 по настоящее время)

Краткая биография Челпанова

21.09.2012

1. Curriculum vitae. Георгий Иванович Челпанов родился 16(28) апреля 1862 года в городе Мариуполе (Российская империя, ныне – Украина) в многочисленной, дружной греческой семье. Простые переселенцы из Крыма, прибывшие в Приазовье в конце XVIII века, они поняли значение образования для детей и поощряли их к этому. Юный Георгий отличался большими способностями (в том числе художественными) и в 1883 г. окончил Александровскую мужскую гимназию с золотой медалью. В этом же году он поступил на историко-филологический факультет Новороссийского университета (Одесса) и в 1887 г. окончил его, получив золотую медаль за выпускное сочинение о философии Платона и Аристотеля. Здесь произошла его судьбоносная встреча с Николаем Яковлевичем Гротом, профессором кафедры философии. Тот оценил талант молодого мариупольца и способствовал его развитию. Н.Я. Грот принадлежал к известной семье Гротов, входившую и интеллектуальную элиту России XIX века. Отец – Я.К. Грот, академик, крупный филолог, издавший 9-томное полное собрание сочинений Г.Р. Державина, брат – К.Я. Грот, также филолог, член-корреспондент Императорской Петербургской академии наук.

Н.Я. Грот, перебравшись из Одессы в Москву, пригласил к себе любимого ученика, выпускника Новороссийского университета. В Москве Челпанов работал на кафедре философии университета, сдал магистерские экзамены и стал приват-доцентом. Грот, как и в Одессе, опекал и растил ученика. Послал его в командировку к Вундту в Лейпциг. Предоставил страницы журналов для его публикаций, в том числе издаваемого им журнала «Вопросы философии и психологии», и др. Была продолжена распространенная в тогдашней университетской среде традиция приглашения ученика в семью, где в домашней обстановке велись длительные беседы на философские темы. Несмотря на указанные позитивные моменты отсутствие перспективы карьерного роста на московской кафедре вынудило Челпанова к переезду в 1892 г. в Киев, где он приступил к работе на кафедре философии в Университете св. Владимира. Киевский период (1892–1907) отличился наибольшей плодотворностью деятельности Челпанова, что и неудивительно – это был возраст 30–45 лет. За это время были защищены магистерская (1896) и докторская (1904) диссертации, он стал сначала экстраординарным, а затем ординарным профессором, вышли в свет классические работы «Мозг и душа» (1900), «Введение в философию» (1905), были изданы его знаменитые учебники по психологии и логике, эффективно работал Психологический семинарий при университете и др. В эти годы он бывал в научных командировках за границей, в основном в германских университетах, откуда черпал много нового. Эти стажировки были в высшей степени продуктивными, поскольку Георгий Иванович в совершенстве владел немецким языком, а эллинского трудолюбия ему было не занимать. Неожиданная смерть жены Ольги Епифановны Иващенко в 1906 году нарушила нормальный ход киевской жизни, и Челпанов в этой ситуации принял приглашение занять кафедру философии в Московском университете. Москва придала новое качество его научной и организационной деятельности. Он был уже профессором с авторитетным именем, и его слово много значило для учеников, коллег и общественных деятелей. Главным делом данного периода стало создание Психологического института при Московском университете. Средства для строительства и оборудования здания выделил меценат С.И. Щукин. Он же субсидировал поездку Челпанова в Германию и США в 1910–1911 гг. для ознакомления с ведущими психологическими лабораториями и институтами мира. В 1912 году Московский Психологический институт им. Л.Г. Щукиной был построен и начал функционировать, а в марте 1914 г. состоялось его торжественное открытие.

Была намечена обширная, хорошо продуманная программа исследований, открывались перспективы быстрого развития отечественной психологии. Однако Первая мировая война, революция, гражданская война и послереволюционное неустроение практически все перечеркнули. Особенно неблагоприятной оказалась политика новой власти, направленная на уничтожение свободомыслия в гуманитарной сфере, провозглашение марксизма высшей, не подлежащей критике истине. В такой обстановке профессору с ярко выраженной идеалистической позицией не оставалось места, и в конце 1923 года он был отстранен от работы в университете и созданном им институте. Челпанову дал приют его ученик Г.Г. Шпет в Государственной академии художественных наук (ГАХН), бывший ее вице-президентом. Но в 1930 г. Челпанов был уволен и оттуда (академию попросту закрыли). Последние годы жизни он провел, подверженный болезням, изоляции от активной научной деятельности и фактически покинутый бывшими друзьями и коллегами. Скончался Георгий Иванович 13 февраля 1936 г., похоронен на Ваганьковском кладбище (к сожалению, могила ученого утрачена).

2. Научный вклад. Результаты научных исследований Г.И. Челпанова необходимо распределить по трем направлениям: философия, психология, педагогика. Философия. Широко распространено мнение, что Челпанов был только превосходным педагогом и популяризатором знаний и не создал основательной теории. Однако при тщательном рассмотрении его работ такое поверхностное суждение рассеивается. В отношении философии выясняется следующее. Философия – это его базовая профессия. Даже в психологии он считал себя прежде всего философом, и в этом было его огромное преимущество перед психологами, имевшими иное исходное происхождение. Фундаментальные исследования Челпанова в области философии в концентрированном виде выражены в его итоговом труде по двум диссертациям «Проблема восприятия пространства». Здесь особенно проявляется его тщательная проработка вопросов гносеологии. Проблемы метафизики он сознательно избегал, исходя из своих общих установок не печатать досконально не изученных вещей. По своему мировоззрению, как свидетельствует В.В. Зеньковский, его можно отнести к сторонникам трансцендентального реализма (или «идеал-реализма», по выражению самого Челпанова). Многие современные исследователи определяют его как приверженца неокантианства, хотя внутренне он был наиболее близок к лейбницианству. Таким образом, если в лице Челпанова мы не видим создателя собственной теории, то следует признать, что его труды «Мозг и душа» и «Введение в философию» являются памятниками философской мысли.

Психология . В этой дисциплине авторитет Челпанова бесспорен. Им разработаны вопросы теории, методологии и практики этой науки. В наиболее рельефном виде они представлены в книгах «Введение в экспериментальную психологию», «Очерки психологии» и др. Излишне говорить о его организационном вкладе, ибо создание Психологического института в Москве послужило базой для формирования отечественной психологической школы. Упреки в его приверженности методу самонаблюдения при ретроспективной оценке не представляются обоснованными, потому что Челпанов не абсолютизировал его и довольно корректно определял его место в комплексе психометрических исследований.

Педагогика . И в этой области заметен след, оставленный Челпановым. Его дореволюционные учебники для гимназий по психологии и логике были сами по себе беспрецедентным явлением в русской педагогике, тем более в контексте элементарного курса философии для общеобразовательной школы. Велик вклад Челпанова в борьбу с упрощенческими тенденциями при внедрении психологических исследований в среднюю школу, а ведь он вел ее с петербургской школой В.М. Бехтерева и его сторонниками. Здесь часто он оставался один против многих, но в исторической перспективе оказался прав. Все отмечали его педагогический талант и доброжелательность к ученикам, однако широко известно и то, что он был строг в отношении последовательности накопления знаний и не пропускал нерадивых учащихся на следующие этапы (это были незыблемые принципы его киевских и московских семинаров).

3. Основные труды. Об ученом принято судить по его трудам. Главные произведения Г.И. Челпанова:

    «Мозг и душа» (1900) – 6 изданий до 1918 года.

    «Введение в философию» (1905) – 7 изданий до 1918 года.

    «Психология»: учебник (1905) – 16 изданий до 1919 года.

    «Логика»: учебник (1906, 2-е изд.) – 10 изданий до 1918 года.

    «Психология и школа» (1912).

    «Введение в экспериментальную психологию» (1915) – 3 издания до 1924 года.

    «Очерки психологии» (1926).

    Цикл полемических брошюр 1924–1928 гг.: «Психология и марксизм»; «Объективная психология в России и Америке»; «Психология или рефлексология?»; «Социальная психология или «условные рефлексы»; «Спинозизм и материализм».

Это – прижизненные издания. Большая часть из них переиздается начиная с 1990-х годов, когда произошло возвращение научного имени Челпанова.

4. Награды и звания:

    орден Св. Станислава 3-й степени (1900);

    орден Св. Анны 3-й степени (1904);

    Большая Премия императора Петра Великого (1907);

    Малая Премия императора Петра Великого (1909);

    Премия Преосвященного Макария, Митрополита Московского;

    ординарный профессор по кафедре философии Университета св. Владимира (Киев, 1904);

    ординарный профессор по кафедре философии Московского университета (1907).

5. События личной жизни. Г.И. Челпанов в 1889 году женился в Мариуполе на Ольге Епифановне Иващенко (венчание в церкви Марии Магдалины). В 1895 г. в Киеве у них родился сын Александр, в 1897 г. – дочь Наталья, в 1898 г. – дочь Татьяна. В 1906 году жена скончалась в Киеве в возрасте 43 лет. В 1915 г. у Челпанова в Петрограде родилась дочь Елена от второй жены – Нины Леонидовны Занаревской, двоюродной сестры покойной жены. Судьба некоторых членов семьи Челпанова сложилась трагично: дочь Татьяна умерла в родах в 1933 году, сын Александр расстрелян в 1935 г. по сфабрикованному делу о немецко-русском словаре (в этом же году умерла внучка Марина, дочь сына Александра). Старшая дочь Наталья в 1926 году вышла замуж за французского подданного Бриса Парэна и уехала во Францию. Там она стала известным иллюстратором детских книг. У супругов Парэнов родилась в 1928 году дочь Татьяна. Она живет в Париже, носит фамилию «Майяр-Парэн». Вторая жена, Нина Леонидовна Занаревская, будучи выпускницей Женского медицинского института, работала врачом в Петрограде (Ленинграде), Мариуполе и Ейске. Умерла в 1940 г. Ленинграде. Ее дочь, Елена Георгиевна Челпанова, окончив в 1948 г. Ленинградскую Академию художеств, стала скульптором. Жила и работала в Ленинграде, где и скончалась в 2003 году. По этой линии у Георгия Ивановича Челпанова продолжает генеалогическое древо Нина Борисовна Челпанова (р. в 1948 г.), по профессии тоже скульптор. В настоящее время проживает и трудится в Санкт-Петербурге. В Москве работает ее дочь – правнучка Челпанова – Елена Борисовна Бочарова (р. в 1976 г.), окончившая в Петербурге Российский государственный педагогический университет им. А.И. Герцена. Она – социальный психолог, бизнес-тренер.

6. Библиография. Первые библиографические изыскания выявили список из более 100 оригинальных работ ученого (книг, статей, рецензий и др.). К настоящему времени приводятся списки из около 200 трудов: Дмитриев Т., Чубаров И. // Логос. – 1996. – № 7. – С. 204–211; Богданчиков С.А. Происхождение марксистской психологии. Дискуссия между К.Н. Корниловым и Г.И. Челпановым в отечественной психологии 20- х годов. – Саратов: СЮИ МВД России, 2000. – 232 с.; Гусева Е.П. /Альманах Научного архива Психологического института: Юбилейный выпуск к 150-летию со дня рождения Георгия Ивановича Челпанова. Вып. 5. – М.: ПИ РАО; МГППУ, 2012. – С. 289–310; Аджавенко Н.К. Георгий Челпанов. Жизненный путь и научный подвиг. – Мариуполь: ЧАО «Газета «Приазовский рабочий», 2012. – 256 с. Продолжается поиск новых источников. Организаторы сайта также подключатся к проведению таких исследований.

7. Общая ретроспективная оценка. При оценке дел и личности Г.И. Челпанова важно видеть историческую динамику, поскольку в советский период произошла целенаправленная трансформация и искажение заслуг и достижений ученого, констатированных его современниками на рубеже реальной жизни. Ныне происходит постепенное восстановление истинной оценки Челпанова вместе с процессом переиздания его классических трудов, проведением мемориальных мероприятий и осуществлением объективных биографических исследований.

Подготовлено экспертами сайта. Использование в научных образовательных целях. Ссылка на сайт www.chelpanov.org обязательна.

Георгий Иванович Челпанов

Челпанов Георгий Иванович (1862-1936), российский психолог и логик, основатель и директор Московского психологического института (1912-23). Сторонник психофизического параллелизма. Труды по экспериментальной психологии.

Челпанов Георгий Иванович (1862–1936), русский философ, психолог. Родился 16 апреля 1862 в Мариуполе. Окончил историко-филологический факультет Новороссийского университета в Одессе (1887). Его учителем был Н.Я. Грот. С 1890 – приват доцент Московского университета. В 1897 становится профессором Киевского университета, а в 1907 – профессором Московского университета, где возглавил кафедру философии. Челпанов – основатель Психологического института при Московском университете (1914) и журнала «Психологическое обозрение». Магистерская и докторская диссертации Челпанова представлены в его фундаментальном труде Проблема восприятия пространства (ч. 1, 1896; ч. 2, 1904). Наиболее знаменитое сочинение Челпанова – Мозг и душа (1900) – В.В. Зеньковский в своей Истории русской философии характеризовал как «лучшую не только в русской, но и в мировой литературе книгу по критике метафизического материализма».

Влияние на Челпанова оказали теории Н.Я. Грота, Л.М.Лопатина, В.Вундта и К.Штумпфа. Вундтовский принцип «эмпирического параллелизма» лег в основу критики Челпановым монизма в психологии и философии. Психическое и физическое принципиально не могут быть отождествлены и не детерминируют друг друга. «Дуализм, признающий материальный и особенный духовный принцип, во всяком случае лучше объясняет явление, чем монизм». Тезис о независимости (параллельности) физических и психических процессов означал для Челпанова и признание особого предмета исследования: «психическое объясняется только из психического». Утверждаемый им «дуализм» имел свои границы: самостоятельность психических и физических явлений не исключает их онтологического единства, поскольку они могут быть выражением единого целого, единой субстанции («неоспинозизм»). Гносеологические воззрения Челпанова («трансцендентальный реализм») в целом соответствовали принципам неокантианской теории познания. Он стоял на принципах априоризма в общефилософских построениях и в обосновании основоположений психологической науки. Ему всегда была близка идея союза психологии и философии (идея «философской» психологии), однако в 1920-е годы, когда подобный «союз» обернулся диктатом марксистской идеологии, Челпанов подчеркивал преимущественно эмпирическо-экспериментальный характер психологии как науки.

Использованы материалы энциклопедии "Мир вокруг нас".

Другие биографические материалы:

Зеньковский В.В. Философ, психолог, логик (Большая энциклопедия русского народа ).

Абрамов А.И. Русский философ (Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин, А.А. Гусейнов, Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. IV ).

Пухир В. М. Философ и психолог (Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина. Сост. П.П. Апрышко, А.П. Поляков. – М., 2014 ).

Фролов И.Т. Философ-идеалист (Философский словарь. Под ред. И.Т. Фролова. М., 1991 ).

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия в трудах ее создателей (специальный проект ХРОНОСа).

Сочинения:

Психология. Лекции. М., 1892; О ценности жизни. Изложение и критика пессимистической философии // Мир Божий. 1896. № 11; Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 1-2. Киев, 1896-1904; Учебник логики. 1897; Изд. 10-е. 1946; Мозг и душа. 1900; Изд. 5-е. М., 1912; О современных философских направлениях. Киев, 1902; Введение в философию. Киев, 1905; Психология. Ч. 1-2. М., 1909; Задачи современной психологии // Вопросы философии и психологии. Вып. 99 (3). 1909; Введение в экспериментальную психологию. М., 1915; Изд. 3-е. М., 1924; Демократизация школы. М., 1918; Учебник психологии. Изд. 15-е. М.-Пг., 1919; Психология и марксизм. Изд. 2-е. М., 1925; Объективная психология в России и Америке. М., 1925; Очерки психологии. М.-Л., 1926; Психология или рефлексология? (Спорные вопросы психологии). М., 1926; Спинозизм и материализм (итоги полемики о марксизме в психологии). М., 1927; Социальная психология или условные рефлексы. М.-Л., 1928.

a:2:{s:4:"TEXT";s:516:"

В статье раскрывается роль Г.И. Челпанова в развитии университетского образования в России и в становлении системы подготовки профессиональных психологов в университетах. В контексте социокультурных и общенаучных условий воссоздаются вехи научной биографии, реконструируются особенности философско-психологического мировоззрения Г.И. Челпанова. Воссоздается портрет Г.И. Челпанова как университетского профессора-наставника, основателя первой отечественной научно-образовательной психологической школы.


";s:4:"TYPE";s:4:"html";}

Введение: вклад Г.И. Челпанова в развитие университетской психологии

Имя Георгия Ивановича Челпанова (1862-1936) - философа и психолога, выдающегося преподавателя Киевского и Московского университетов - неотделимо от строительства университетского образования и становления университетской науки в области философии и психологии в нашей стране . Московскому университету он отдал более 16 лет своей творческой деятельности (1891-1892 и 1907-1923), искусственно прерванной по известным причинам идеологического и политического характера. Г.И. Челпанов был активным участником дискуссий, которые охватили деятелей народного образования, а также ученых, публицистов по фундаментальным вопросам университетского образования в России в его соотношении с европейским. В этих дискуссиях он делал акцент на задачи организации в университетах процесса подготовки профессиональных философов и психологов (Челпанов, 1912б, 1999в). Состояние дел в этой области было неудовлетворительным, что аргументированно показал Г.И. Челпанов в своем выступлении на заседании МПО в марте 1912 г. (Челпанов, 1912б). Причиной недостатков он считал неудачное соотношение учебных и научно-исследовательских задач, заложенное в Уставе российских университетов 1863 г. В соответствии с Уставом, учебные задачи преобладали над научными задачами. По этой причине психология занимала место лишь как учебный предмет на историко-филологическом факультете. Однако психология является самостоятельной дисциплиной и должна иметь самостоятельную кафедру. Поскольку она связана не только с философией, но и с естественными науками, возникает вопрос о том, на каком факультете должна быть эта кафедра. Преподаватель должен не только преподавать предмет, но и руководить исследованиями по психологии. Решение этих вопросов вызвано настоятельной необходимостью улучшения организации университетской подготовки психологов в целях приведения ее в соответствие с огромным научным и практическим значением, которое приобрела психология к началу XX в.

Г.И. Челпанов не ограничился анализом ситуации в области психологического образования, но направил свою деятельность на его совершенствование. До его прихода в Московский университет философия и психология развивались здесь как общеобразовательные дисциплины. В 1906 г. в учебном плане историко-филологического факультета было предусмотрено создание группы философских наук, состоящей из трех секций - истории философии, психологии и систематической философии (Обозрение…, 1906-1907). В соответствии с этим планом с 1907 г. должна была начаться подготовка специалистов по философии и психологии. Возглавить эту работу было поручено приглашенному из Киевского университета на кафедру философии Г.И. Челпанову. Здесь он сменил на посту заведующего кафедрой философии С.Н. Трубецкого, внезапно скончавшегося в 1905 г. В 1912 г. он основал Психологический институт при Московском университете , ставший первым в России «учено-учебным учреждением университета, имеющим целью научную разработку психологии и распространение знаний в этой области» (Из трудов…, 1992, с. 46), и лучшим в мире среди подобных учреждений. Г.И. Челпанов разработал систему университетского психологического образования , общие принципы которого и сегодня составляют фундамент подготовки психологических кадров в нашей стране. Он создал первую в отечественной психологии научную школу , из которой вышли известные философы и психологи, многие из которых впоследствии стали крупными организаторами нашей науки, основателями собственных научных школ: Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев, В.В. Зеньковский, П.П. Блонский, А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, С.В. Кравков, А.Н. Леонтьев и другие.

Вехи научной биографии Г.И. Челпанова

Г.И. Челпанов родился 16(28) апреля 1862 г. в г. Мариуполе Екатеринославской губернии. Начальное образование получил в местном приходском училище, среднее - в Александровской Мариупольской гимназии, которую окончил с золотой медалью в 1883 г. Уже в эти годы определился его интерес к психологии. «Но в какой университет поступить и кого избрать своим руководителем? С наличными русскими научными силами того времени я был хорошо знаком. Сам очень расположенный только к эмпирической психологии, я и руководителя искал себе такого… все симпатии мои были на стороне Н.Я. Грота. Молодой ученый, автор “Психологии чувствований”, в которой проявил такую обширную эрудицию, в которой пользуется новейшими методами исследования, в основу психологии кладет физиологию» (Челпанов, 1911, с. 188). В 1883 г. Н.Я. Грот, до этого бывший профессором Нежинского педагогического института, начал преподавать в Новороссийском университете (г. Одесса). В том же году Г.И. Челпанов поступил на историко-филологический факультет этого университета. В 1887 г. он окончил университет с золотой медалью за сочинение на тему «Опыт и разум в теории познания Платона и Аристотеля». Вслед за Гротом, который в 1886 г. был приглашен в Московский университет на кафедру философии историко-филологического факультета, Челпанов отправился в Москву и в 1887 г. был прикомандирован к Московскому университету для приготовления к профессорскому званию. Тогда же по рекомендации Н.Я. Грота и Н.А. Иванцова он был принят действительным членом Московского психологического общества (МПО), основанного при Московском университете в 1885 г., стал одним из самых активных его членов и авторов его печатного органа - журнала «Вопросы философии и психологии». В 1899-1920 гг. председателем МПО был Л.М. Лопатин, один из ведущих философов кафедры философии историко-филологического факультета. В своем «Приветствии Л.М. Лопатину» в связи с 30-летием его научной деятельности Г.И. Челпанов называет работу в МПО особой школой для философской молодежи. Заседания МПО, «когда темные своды нашего круглого зала оглашались горячими спорами Грота, Бугаева, Гольцева, Зверева, Корсакова, Астафьева, когда хоть редким гостем заседаний бывал В.С. Соловьев» (ОР РГБ. Ф. 326, п. 37, ед. хр. 51, л. 1), были местом, где учились ставить философские и психологические вопросы и искать ответы на них. Под влиянием Л.М. Лопатина, одного из русских неолейбницианцев, Г.И. Челпанов осознал важность и необходимость метафизических предпосылок для психологических исследований. В.В. Зеньковский, ученик Челпанова по Киевскому университету, ссылаясь на личные беседы с ним, писал, что «…в метафизике он (Челпанов. - А.Ж .) примыкал к неолейбницианству» (Зеньковский, 1991, с. 244). В поисках ответа на вопрос о первоначале он, так же, как Лейбниц, утверждал, что «в основе действительности лежит нечто духовное - монады» (Челпанов, 1912а, 149).

В 1890 г. Челпанов сдал магистерский экзамен по философии и психологии и в течение года (1891-1892) работал в качестве приват-доцента Московского университета. В 1892 г. он занял штатную должность приват-доцента Киевского университета. В 1896 г. защитил диссертацию на тему «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 1. Представления пространства с точки зрения психологии» и получил степень магистра (Челпанов, 1896) и в 1897 г. стал экстраординарным профессором. В 1896 и в 1898 гг. Челпанов выезжал в заграничные командировки - занимался исследованиями и слушал лекции Дюбуа-Реймона, Геринга и Кенига по физиологии, Штумпфа и Вундта по экспериментальной психологии, в том числе по психологии восприятия пространства. В 1904 г. он защитил докторскую диссертацию на тему «Проблема восприятия пространства в связи с учением об априорности и врожденности. Ч. 2. Представление пространства с точки зрения гносеологии» (Челпанов, 1904) и получил звание ординарного профессора. Он читал лекции практически по всем философским курсам: «Психология», «Введение в психологию», «Введение в философию», «История и критика материализма», «Критический обзор современных учений о душе», «Теория познания», «Специальный курс по теории познания», «Комментирование «Критики чистого разума», «Учение о пространстве», - а также проводил практические занятия по психологии и этике в форме обсуждения подготовленных студентами рефератов. Здесь же в 1898 г. он организовал Психологический семинарий , который имел отдельное помещение, специальную библиотеку, приборы для проведения психологических опытов. На заседаниях семинария обсуждались фундаментальные философско-психологические проблемы, охватывающие психологию, теорию познания, историю философии. В течение каждого семестра на заседаниях семинария обсуждалась какая-либо одна тема: о взаимодействии между психическими и физическими явлениями; основные вопросы теории познания (Беркли, Кант, Спенсер, Мах, Авенариус); учение о причинности у Декарта, Спинозы, Канта, Юма и др. В феврале 1903 г., на заседании, посвященном пятилетию работы семинария Г.И. Челпанова, Е.Н. Трубецкой (в то время профессор Киевского университета) отметил, что семинарий был направлен на глубокую научную и философскую подготовку и стал серьезной школой образования по философии и психологии. «Своими публичными и университетскими лекциями в Киеве Г.И. Чепанов создал интенсивный интерес к философско-психологическим вопросам как среди широкой публики, так и среди студенчества, и аудитории его были всегда переполнены» (Роменец и др., 2000, с. 15).

Вернувшись в 1907 г. в Московский университет, Г.И. Челпанов также учредил психологический семинарий при кафедре философии историко-филологического факультета. «Для семинария было отведено помещение в 3 комнаты… были приобретены книги и журналы для библиотеки, приборы и приспособления для исследований по экспериментальной психологии и …для демонстраций при чтении курса психологии. …В этом семинарии я вел занятия по теоретической психологии и практические занятия по экспериментальной психологии. Кроме того, с 1909 г. начались самостоятельные исследования по экспериментальной психологии» (Челпанов, 1992, с. 43-44). Участники семинариев в Киеве и Москве высоко оценивали педагогический и организаторский талант Г.И. Челпанова (Предисловие, 1916). Созданный позже Психологический институт, по оценке самого Г.И. Челпанова, находится в преемственной связи с семинариями.

В 1904 г. Челпанов выступил в Киевском «Обществе классической философии и педагогики» с двумя докладами о введении философской пропедевтики в гимназию и об опыте ее преподавания в Германии. В докладе «О постановке преподавания философской пропедевтики в средней школе» он защищал положение о необходимости введения философии в курс средней школы для подготовки учащихся к усвоению наук в университете, ибо «знакомство с философией необходимо для научного изучения гуманитарных наук… для математика… для медика и особенно психиатра» (Челпанов, 1999б, с. 286-287). Введение курса философии в средней школе он связал с постановкой преподавания философии в университете и сделал вывод о необходимости организации в университете особого философского отделения, которое преследовало бы цели проведения научных исследований по философским дисциплинам и готовило бы специалистов по философии и, следовательно, преподавателей философии для средней школы. Важно, что Г.И. Челпанов указал на преемственную связь между средним и высшим образованием, считая необходимым углубить общеобразовательную подготовку в средней школе, чтобы сделать более качественным процесс обучения в вузе. Эти идеи Г.И. Челпанова чрезвычайно актуальны в настоящее время в связи с продолжающейся с начала 1990-х гг. реформой российского образования.

Георгию Ивановичу Челпанову привелось жить и в дореволюционной России, и в период революционных потрясений, и в эпоху социалистической модернизации общества, смены его идеологических оснований, прямо отразившейся на судьбах науки и людей науки. Годы его жизни совпали с периодом становления психологии как отдельной самостоятельной науки, временем дискуссий о путях ее развития, рождения первых программ. В силу столь сложных социокультурных и общенаучных условий, в которых старое сосуществовало с новым, в творчестве Г.И. Челпанова воплотились как лучшие традиции, так и новаторство. В его трудной судьбе соединились светлое и трагическое. Вместе с радостью от деятельности, от благодарного отношения со стороны учеников и коллег, от признания учеными Европы и Америки его заслуг перед наукой он в последние годы жизни испытал и горечь в связи с закрытием (прекращением деятельности) МПО, с отставкой с поста директора созданного им Психологического института и увольнением из Московского университета, в котором он еще в 1917 г. был удостоен почетного звания заслуженного профессора. Челпанов страдал от негативных процессов в науке, которые ставили на грань уничтожения результаты усилий всей его жизни, тяжело переживал упразднение историко-филологического факультета, сочувствовал ученикам, на долю которых выпали тяжелые испытания. Ему пришлось пережить утрату самых близких людей, измену со стороны некоторых своих учеников.

Теоретическая позиция Г.И. Челпанова, его отрицательное отношение к требованию перестроить психологию на основе марксизма стали причиной его увольнения из Московского университета в ноябре 1923 г. и отставки с поста директора Психологического института. Г.И. Челпанов лишился условий для продолжения научных исследований. В 1926 г. он обратился с заявлением в Президиум Ассоциации научно-исследовательских институтов (создана в МГУ в 1924 г.), в состав которой был включен Психологический институт. В этом заявлении он просил разрешить ему участвовать в работе Института и приложил план предполагаемых экспериментальных исследований. Заявление осталось без ответа. Намеченные работы Г.И. Челпанов выполнял в Государственной Академии художественных наук (ГАХН), членом которой был с 1924 г. до ее закрытия в 1930 г. Здесь Г.И. Челпанов занимался исследованиями проблем в области психологии искусства, руководил работой двух комиссий - по изучению восприятия пространства и по изучению художественного творчества (подробнее см.: Ждан, 1998). Вместе с ним работали такие его ученики, как Н.И. Жинкин, Н.П. Ферстер, Н.Н. Волков, В.М. и С.Н. Экземплярские, Б.Н. Северный, П.М. Якобсон, С.В. Кравков и др. Высоко оценив деятельность Г.И. Челпанова, ГАХН выдвинула его кандидатуру во Всесоюзную Академию наук. В представлении содержался подробный аналитический обзор научной деятельности и список важнейших трудов Челпанова. Однако членом Всесоюзной Академии он не стал.

В 1925-1929 гг. Г.И. Челпанов выступал с лекциями в Московском Доме ученых, принимал участие в дискуссиях по проблеме отношения между психологией и марксизмом, опубликовал на эту тему пять книг (Челпанов, 1924, 1925, 1926а, б, 1927). В них он доказывал, что объявившие себя сторонниками марксистского направления в психологии К.Н. Корнилов, П.П. Блонский, А.Б. Залкинд и др. понимают марксизм в духе вульгарного материализма и «создали такой хаос в понимании методов психологического изучения, что можно прямо сказать, что развитие научной психологии в России остановилось» (Челпанов, 1926а, с. 12). По мнению Г.И. Челпанова, «специально марксистская психология есть психология социальная» (Челпанов, 1925, с. 26). В 1926 г. он обратился в Главнауку с предложением об организации Института социальной психологии. Мысли Г.И. Челпанова об отношении психологии к марксизму, критика им теоретической позиции К.Н. Корнилова, назначенного директором Психологического института вместо Г.И. Челпанова именно за внедрение марксизма в психологию, не были услышаны в исторических условиях 1920-х гг. (Подробнее о дискуссии между Г.И. Челпановым и К.Н. Корниловым см.: Богданчиков, 2000.) Одной из наиболее значительных последних работ Г.И. Челпанова была книга «Очерки психологии», написанная в 1926 г. и содержащая систематическое изложение основных разделов психологической науки. В приложении к современному переизданию этой работы (Челпанов, 2009) дано описание сконструированного Челпановым «универсального психологического аппарата» - прибора для проведения психологических экспериментов и демонстрации экспериментально-психологических методов. Патент на изобретение был заявлен в 1926 г., выдан в 1930 г. Авторское свидетельство было получено в 1933 г. Первые серийные образцы этого аппарата были изготовлены в 1936 г. на заводе «Физэлектроприбор». К настоящему времени ни один из этих образцов не сохранился.

Психологический институт при Московском университете: новая эпоха в развитии университетского образования

Общая позиция Г.И. Челпанова в психологии была направлена на сохранение и развитие традиций . Изучая философию и психологию в Новороссийском университете в Одессе под руководством Н.Я. Грота, он проявил особый интерес к проблеме восприятия пространства. Проблемы пространства и времени были предметом обсуждения в лекциях Н.Я. Грота в связи с их пониманием в различных философских учениях. Челпанов испытал влияние К. Штумпфа, но особенно В. Вундта (во время стажировки в 1897-1898 гг. в вундтовском Психологическом институте в Лейпциге и позже в связи с работой над проектом своего Психологического института). Он находился в творческом контакте с О. Кюльпе, К. Бюлером, Э. Титченером, Г. Мюнстербергом и другими выдающимися психологами. Он следовал наиболее распространенному в психологии эмпирическому направлению. Согласно Г.И. Челпанову, психология - это опытная эмпирическая наука, которая, в отличие от философии, не выходит за пределы непосредственно данного. Изучение душевных явлений и их законов ведется методом самонаблюдения, а также с помощью эксперимента, аналитического и других методов. Но это не был плоский эмпиризм. Важнейшее требование Г.И. Челпанова: полученные с помощью различных методов факты должны быть приведены в связь с теорией; исследование не должно ограничиваться описанием психических явлений. Именно взаимодействие с теоретической психологией – залог научности знаний о психике. Опора на философию - неизменная особенность эмпиризма Г.И. Челпанова . Он боролся против философского невежества в психологии, считал, что психология пользуется философскими терминами и понятиями. Теоретическая психология и философия занимали важнейшее место в его семинариях в Киевском и Московском университетах. Обсуждались труды Канта, Юма, Локка, Беркли, по их концепциям не только писались рефераты, но и защищались диссертации. Темой занятий целого учебного года был избран «Психофизический монизм у Спинозы и в современной философии». Ученик Г.И. Челпанова Г.О. Гордон неоднократно выступал на эту тему и по поручению учителя вел семинар с первокурсниками-философами по чтению и толкованию Спинозы. Серию своих брошюр о марксизме в психологии Г.И. Челпанов завершил работой «Спинозизм и материализм» (Челпанов, 1927). Свой университетский курс по психологии он начинал с лекции «Об отношении психологии к философии» (Челпанов, 1909). Этому же вопросу он посвятил свою лекцию при вступлении в должность профессора и заведующего кафедрой философии в Московском университете (19 сентября 1907 г.). Лекция носила программный характер. Челпанов подчеркнул, что является единомышленником своего предшественника С.Н. Трубецкого, который признавал необходимость философии для развития науки, и понимает непреходящую важность этого положения для психологии. Свою лекцию он завершил словами: «…психология должна оставаться философской наукой, ибо ее связь с философией естественна и необходима» (Челпанов, 1999а, с. 332).

В творчестве Г.И. Челпанова следование традициям сочеталось с чутким отношением ко всему новому в области теории и методов. Вместе с тем новое мыслилось не как уничтожение прошлого, а как дальнейшее развитие науки на его фундаменте. В период, когда в отечественной науке преобладала умозрительная философская психология, он одним из первых в России осознал научную важность экспериментального метода . Первая научная работа Г.И. Челпанова «Общие результаты психометрических исследований и их значение для психологии» (статья и доклад на заседании МПО в марте 1888 г.) была посвящена, по его собственным словам, «пропаганде экспериментальной психологии » и ввиду важности такой пропаганды включена в 1912 г. в сборник «Психология и школа». В первом номере журнала «Вопросы философии и психологии», который начал выходить в 1889 г., он опубликовал рецензию на только что вышедшую 2-м изданием книгу Г. Фехнера «Элементы психофизики», процитировав слова основателя экспериментальной психологии В. Вундта о том, что эта книга прокладывает новые пути в науке. 6 ноября 1908 г. Челпанов выступил на заседании МПО с докладом «Об экспериментальных исследованиях высших умственных процессов», в котором раскрыл философское, психологическое и методическое значение исследований мышления, проводимых в вюрцбургской школе. «Экспериментальные исследования природы мышления знаменуют собой, на мой взгляд, - сказал Г.И. Челпанов, - целый переворот в области психологии и именно в методах психологического исследования». Признавая исключительное значение экспериментального метода для развития психологии, он не уставал разоблачать ошибочность распространенного среди психологов-экспериментаторов положения об отождествлении всей психологии с экспериментальной и утверждал, что «продолжает существовать психология, которую можно назвать общей или теоретической и положения которой добыты не экспериментально-объективным путем, а путем самонаблюдения» (Челпанов, 1917, с. 3). В связи с дискуссиями по вопросу о соотношении экспериментального метода с другими методами (традиционным для психологии методом самонаблюдения, а также с новым аналитическим методом, о котором заявила феноменология Гуссерля) Челпанов в двух больших статьях (1917, 1918) раскрыл сущность аналитического метода. Он доказывал, что «систематизирование, классификация психических переживаний, психологическая терминология - всем этим мы обязаны применению аналитического метода» (Челпанов, 1918, с. 468). В то же время, по мнению Г.И. Челпанова, «аналитический метод есть существенный признак всякого интроспективно-психологического исследования… аналитический метод применялся в психологии с того времени, как она начала существовать» (Челпанов, 1917, с. 4). Вот это сочетание в аналитическом методе традиционных приемов психологического познания с новыми подходами и вызвало «необходимость объяснить, в чем он (аналитический метод. - А.Ж. ) заключается и какие есть основания для применения его в психологии» (там же).

Г.И. Челпанов не только пропагандировал экспериментальный метод, но и развернул огромную организаторскую деятельность по созданию условий для проведения экспериментальных исследований. Начало этой деятельности положила организация психологических семинариев в Киевском (1897-1907) и Московском (1907-1913) университетах. В семинариях проводились лабораторные исследования, для которых Г.И. Челпанов написал руководство «Курс экспериментальной психологии», изданное литографированным способом в 1909 г. Вершиной деятельности по внедрению эксперимента в психологию стало создание в 1912 г. Психологического института при Императорском Московском университете. Официальное открытие, состоявшееся в 1914 г., превратилось в грандиозный праздник науки. Приветственные телеграммы (около 150) прислали многие выдающиеся ученые - В. Вундт, К. Штумпф, О. Кюльпе, К. Марбе, Э. Титченер, В. Штерн, О. Зельц, И.П. Павлов и другие. Г.И. Челпанов выступил с речью «О задачах Московского психологического института». Он назвал в качестве важнейших две функции Института. Первая связана с задачами образования , с необходимостью приведения университетского психологического образования в соответствие с требованиями времени: университет должен не только учить науке, но и созидать науку. Профессор современного университета не может ограничиться простой передачей знаний. Он должен научить студентов самостоятельному научному исследованию. Усвоение знаний должно происходить путем ознакомления с методами научного исследования. Институту принадлежит еще одна функция огромной научной важности . Он нужен, говорил Г.И. Челпанов, для удержания единства психологии . В силу процесса дифференциации психология распалась на отдельные отрасли, не связанные друг с другом. Институт должен способствовать объединению психологических наук , при условии, если в нем первенствующее место отводится общей психологии .

Сказанное в 1914 г. в значительной степени актуально и сегодня, когда дифференциация психологических наук достигла невиданных масштабов и этот процесс продолжается, при этом положение о руководящем значении общей психологии, которое ей отводил Г.И. Челпанов, недооценивается современным психологическим сообществом, в том числе и в процессе подготовки психологов.

Свою речь Г.И. Челпанов завершил благодарственным словом Сергею Ивановичу Щукину, на средства которого был построен Институт.

В 1917 г. Психологический институт начал издавать журнал «Психологическое обозрение» (редакторы Г.И. Челпанов и Г.Г. Шпет) - первый в России специально психологический журнал, предназначенный для публикации статей по всем отраслям психологии. В статье «От редакции» в первом номере этого журнала говорилось (1917, с. 2): «Объединением в журнале различных видов психологического исследования и объединением работы различных научных сил мы надеемся хотя бы в некоторой мере послужить великому делу развития русской научной психологии».

Величайшей заслугой Г.И. Челпанова является создание системы университетского образования психологов-профессионалов , основанной на следующих положениях: а) высокий уровень теоретической подготовки; б) владение экспериментальными методами исследования; в) неразрывная связь преподавания с исследовательской деятельностью преподавателя и студента. «Усвоение знаний должно происходить путем ознакомления с методами научного исследования. Студент должен знать, как научная истина добывается» (Челпанов, 1992, с. 41). Г.И. Челпанов создал продуманную организацию занятий, при которой каждый курс был связан с другими, дополнявшими и расширявшими его. Большое внимание уделялось самостоятельной домашней работе студентов. В работе со студентами сочетались внимательность к студенту с высокой требовательностью, с воспитанием у студентов добросовестного ответственного отношения к занятиям.

Написанные Г.И. Челпановым учебники - по психологии (16 прижизненных изданий), логике (10 изданий) для гимназий и самообразования, по философии для вузов (7 изданий) - были образцовыми с дидактической стороны и отвечали задаче систематического ознакомления с основами этих областей знания. Примечательно, что учебник логики, предназначенный автором для гимназий и самообразования, переизданный в 1994 г., был рекомендован Комитетом по высшей школе в качестве учебного пособия для высших учебных заведений! Опубликованный в 1915 г. учебник по экспериментальной психологии «Введение в экспериментальную психологию» (Челпанов, 1915) стал основным учебным пособием, которым пользовались студенты. Книга оценивалась как лучшее руководство среди аналогичных зарубежных изданий. Созданная Г.И. Челпановым система университетского психологического образования составляет и сегодня фундамент подготовки психологических кадров в высшей школе в нашей стране.

Г.И. Челпанов создал первую научную школу отечественной психологии - школу научно-образовательного типа. В творчестве Г.И. Челпанова преобладала педагогическая направленность на подготовку психологических кадров. В Московском университете, так же, как до этого в Киевском, он читал лекции и проводил семинары по основным психологическим курсам: по введению в психологию, психологии, теоретической психологии, общей психологии, экспериментальной психологии. Он проводил занятия также и по непсихологическим дисциплинам: общей педагогике, введению в философию, семинары по этике и по гносеологии. Специальные курсы были посвящены чтению «Этики» Спинозы и «Монадологии» Лейбница. Он вел также курс «О задачах университетского образования». Его учениками были известные русские философы Г.Г. Шпет, А.Ф. Лосев, В.В. Зеньковский. Из школы Г.И. Челпанова вышли многие известные психологи, впоследствии ставшие крупными организаторами нашей науки, основателями собственных научных школ: А.А. Смирнов, Б.М. Теплов, С.В. Кравков, А.Н. Леонтьев и др. В предисловии к сборнику статей по философии и психологии, изданному в честь 25-летия научно-педагогической деятельности Г.И. Челпанова, ученики высказали «благодарность за пройденную под его руководством школу» (Георгию…, 1916, с. 3).

Заключение

Всей своей творческой деятельностью Г.И. Челпанов создавал и завещал нам образ отечественной психологической науки как органичной части мировой психологической мысли. Он создал нормальный образ психологии, в которой национальные достижения не противопоставлялись зарубежным, и в целом русская психология не противопоставлялась западной. Различалось только научное и ненаучное в понимании психических явлений. Г.И. Челпанов задал высокий уровень психологической науки и культуры взаимоотношений внутри психологического сообщества. По мнению его учеников, в своей личности он воплотил лучшие черты профессора-наставника: «Георгий Иванович Челпанов воспитывал нас и своей личностью. Мы видим в нем пример энергии, работоспособности, педагогического и организаторского таланта. Мы видим в нем пример сознания долга перед наукой и философской культурой родины. Мы ценим в нем внимательность к его ученикам» (Георгию…, 1916, с. 1). Г.Г. Шпет в предисловии к своей книге «История как проблема логики» (1916) в проникновенных словах выразил благодарность Георгию Ивановичу Челпанову, «чей исключительный педагогический дар я испытывал не только в пору своего образования, но и при всякой самостоятельной пробе, когда так неизбежны сомнения, колебания и неуверенность, и когда снисходительность - лучшая помощь и поддержка. Моя книга выходит в год, который отмечает его двадцатипятилетнее служение нашей науке и нашему философскому образованию. Я гордился бы, если бы он захотел признать в моей работе один из плодов своей собственной деятельности» (Шпет, 2002, с. 40).

Почему мы сегодня обращаемся к Г.И. Челпанову?

Прошло 76 лет после смерти Г.И. Челпанова. В начале ХХ в. он был одной из центральных фигур в научной жизни Москвы. Потом в силу известных причин его имя оказалось забытым. С 1990-х гг. началось его возвращение в нашу науку. Многое сделал для этого В.П. Зинченко. Свою книгу «Человек развивающийся. Очерки российской психологии» (Зинченко, Моргунов, 1994) он посвятил светлой памяти Георгия Ивановича Челпанова, создателя Психологического института. Особо следует сказать о В.В. Рубцове, директоре Психологического института (с 1992 г.), по инициативе которого с 1994 г. проводятся ежегодные Челпановские чтения, издаются труды Г.И. Челпанова. Они изучаются, защищаются диссертации. При этом очевидно, что психологии, которую развивал Г.И. Челпанов, уже нет. Обращение к Челпанову вызвано прежде всего нравственными мотивами, связанными с желанием восстановить справедливость по отношению к ученому, так много сделавшему для отечественной психологии, что само по себе важно и необходимо. Но дело не только в этом.

Мы и сегодня учимся у Г.И.Челпанова культуре научного мышления, научного труда, извлекаем нравственные уроки из его жизненного опыта, учимся ответственному отношению к работе психолога, что особенно актуально в современном «психологическом обществе», когда от психолога ждут помощи в решении разного рода жизненных проблем.

Георгий Иванович Челпанов остается нашим современником, нашим «заслуженным собеседником».

Для цитирования статьи:

Ждан А.Н. Профессор Московского университета Георгий Иванович Челпанов // Вестник Московского университета. Серия 14. Психология - 2012. - №3 - с. 4-17.

Loading...Loading...