Научные исследования жизнь после смерти. Наука

Обязанности куратора НГШ

Куратор – это человек, который обеспечивает реализацию концепции НГШ в своемклассе в полном объеме, привлекая для этого все возможные ресурсы.

Куратор (обычно в каждом классе два или три куратора, в зависимости от количества детей) отвечает за результаты развития, обучения и воспитания каждого ребенка в своем классе, и занимает соответствующую позицию относительно учеников, учителей, родителей и администрации (выступает в роли организатора их деятельности).

Куратор по сути является директором класса и, соответственно, не ждет указаний администрации или просьбы преподавателей, родителей или учеников: «Сделайте, пожалуйста, то-то и то-то, поскольку это сделать необходимо», а сам вникает в происходящее в классе (и в школе) и сам принимает решение относительно того, что необходимо сделать, и делает это. При этом «сделать» и «делать» означает для куратора, в первую очередь, организовать дело, а не «сделать самому за других».

Куратор обязан быть для детей и родителей значимой фигурой. Он должен добиться того, чтобы для каждого ученика в классе было интересно и значимо, что куратор думает по тому или иному поводу, что куратор делает и зачем, как куратор относится к нему лично и происходящему. Добиваться того, чтобы каждый родитель и ученик делился с ним всеми возникающими у него проблемами, хоть каким - то образом связанными с процессом обучения и воспитания.

Куратор обязан обеспечивать :

нормальное физиологическое и психологическое состояние каждого ребенка (т.е. жив, здоров и оптимистически настроен);

максимально высокую степень обученности детей по всем имеющимся предметам;

максимальное развитие способностей детей (восприятие, внимание, понимание, память, мышление, рефлексия, личностные качества и пр.);

воспитание детей (этика, самоорганизация, развитие желательных и устранение нежелательных черт характера).

При планировании учебно-воспитательной работы с каждым ребенком куратор НГШ обязан отслеживать его развитие по следующим направлениям (их значимость не связана с их местом в данном списке):

Мировоззрение. Восприятие окружающего мира и других людей. Самоопределение (готовность быть лидером/исполнителем, деятелем/наблюдателем). Самооценка (завышенная/заниженная).

Этико-нравственные проблемы (наличие/отсутствие ценностей и норм, которые уже должны быть; наличие/отсутствие ценностей и норм, которые не устраивают воспитующих; готовность/неготовность осваивать желательные для воспитующих нормы).

Наличие нежелательных черт характера (трусости, нерешительности, хвастливости, завистливости, недоброжелательности и пр.).

Познавательный и деятельностный интерес (наличие/отсутствие интереса к чему-либо; наличие/отсутствие интереса к тому, что необходимо для обучения; наличие/отсутствие мотивации или ценностей, необходимых для нее).

Здоровье. Физическое развитие (выносливость, сила, ловкость, координация).

Инициативность, энергичность, жизненная активность.

Уровень самоорганизации и самоконтроля; воля и упорство; способность и готовность к целенаправленному действию. Работоспособность, собранность, аккуратность.

Способность и готовность к организации деятельности с включением других людей.

Степень самостоятельности (как в деятельности, так и в мышлении). Наличие/отсутствие соответствующей установки, умений и навыков.

Готовность осуществлять творческий подход/ установка на репродукцию; critical thinking/безальтернативность (мышления, понимания, восприятия).

Степень развития чувственно-эмоциональной сферы (способность переживать собственно человеческие чувства; эмоциональная культура; эмоциональная заторможенность или возбудимость).

Проблемы коммуникации с детьми (ровесниками, младшими и старшими) – установка с ними считаться/не считаться, степень доброжелательности; уровень агрессии/тревожности; наличие/отсутствие культурных норм общения, степень развития навыка общения. Проблемы коммуникации со взрослыми (учителями, родителями) и их психологические и феноменальные причины.

Кyльтура поведения (внешний вид, манеры, мимика, жестикуляция, интонации и т.п.). Наличие/отсутствие культурных норм поведения.

Речь. Развитие речи – письменной и устной (лексика, синтаксис, фонетика и логопедия, темп, интонирование, стилистика и культура речи, фразеология; ориентация на речевые штампы или на точность передачи мысли и чувства). Уровень владения риторическими умениями.

Память (оперативная и долговременная, зрительная, моторная, слуховая). Восприятие (степень развития зрительного и слухового восприятия; особенности восприятия устной и письменной информации).

Внимание (степень развития произвольного внимания; концентрация и распределение внимания).

Освоение учебного материала. Какие внепредметные умения и микроумения не освоены ребенком, что конкретно тормозит его развитие.

Понимание и интерпретация текстов (устных и письменных) – информативных, инструктивных и художественных.

Способность и готовность к рефлексии (сути, оснований и средств своей и чужой деятельности, своего и чужого состояния и отношения), степень ее развитости.

Особенности интеллекта (широта, гибкость и вариативность поиска, скорость перебора, "дальность" связывания, количество одновременно удерживаемых элементов/связей и т.п.).

Готовность и способность исследовать, конструировать, систематизировать.

Полная/неполная мыследеятельность – конкретные проблемы (наличие/отсутствие категориального аппарата; необходимого опыта; терминологии; связок между поясами).

Способность и готовность делать что-то руками.

Эстетика. Способность видеть, ценить и переживать красоту; наличие/отсутствие эстетических оснований в нормах собственной деятельности.

Наличие или отсутствие каких-либо наклонностей и задатков (интеллектуальных, творческих, организационно-деятельностных и т.п.).

Цели работы куратора в первую очередь следующие.

Сформироватькоманду (из кураторов, учителей, родителей, администрации и других педагогических и непедагогических работников школы), которая совместно с кураторомв полном объеме обеспечивала бы реализацию концепции НГШ во вверенном емуклассе,и быть полноценным участником этой команды.

Сформировать детский коллектив (с отношениями доброжелательности, терпимости, взаимопонимания, взаимопомощи и сотрудничества, возможностью каждому ребенку развиваться, сохраняя собственную индивидуальность).

Относительно каждого ребенка куратор обязан добиваться следующих целей:

Сформировать умение самостоятельно организовывать собственную деятельность и осуществлять волевые усилия.

Сформировать систему ценностей, базирующуюся на общеевропейской культуре (выбор между воевать или договариваться – в пользу договариваться; выбор между «я хочу» или «мне хочется» – в пользу «я хочу»; выбор между принципами и ситуацией – в пользу принципов; выбор между «ради себя» или «ради людей» – в пользу второго; выбор между доброжелательностью или враждебностью – в пользу доброжелательности; выбор между великодушием и мщением – в пользу великодушия; выбор между деятельностью и праздностью – в пользу деятельности и т.д.).

Сформировать гуманистическое, толерантное отношение к себе и миру, базирующееся на общеевропейской традиции.

Скорректировать характер таким образом, чтобы он позволил жить среди людей.

Сформировать умение чувствовать и сопереживать.

Сформировать познавательный интерес.

Сформировать умение учиться.

Сформировать деятельностную позицию относительно самого себя.

Сформировать деятельностную позицию относительно мира вокруг себя.

Сформировать все внепредметные умения,перечисленные в концепции.

Для достижения вышеуказанных целей куратор должен делать следующее.

I

1. Куратор обязан осуществлять личностный контакт с каждым ребенком, добиваться доверия ребенка к куратору и готовности обсуждать с ним свои проблемы.

1.1. Побольше проводить времени с детьми (на уроках и на переменах) и поменьше не с детьми. При этом:

а) на уроках – надо всячески проявлять интерес к тому, что изучается, задавая пример познавательного интереса и активности, повышая в глазах детей важность и престижность учебной работы;

б) на перемене – быть с детьми всегда, когда это возможно;

в) во внеурочное время побольше заниматься этическими, интеллектуальными, психологическими, коммуникационными проблемами детей, обсуждать с ними важные для них проблемы (если таковые не проявляются, надо сделать так, чтобы они проявились);

г) понимать и разделять интересы детей, корректируя и направляя их в нужное русло;

д) наблюдать за ребенком в процессе его учебной и неучебной деятельности, анализировать его действия и на основании этого анализа корректировать его развитие;

е) искусственно создаватьситуации и использовать естественно создавшиеся ситуации (возможно, с их последующим обсуждением), в которых можно было бы развивать личностные качества учеников (например, ситуации самостоятельного выбора, принятия решения, самостоятельного действия и пр.).

2. Куратор обязан осуществлять постоянный контакт с каждым родителем, добиваться готовности родителей каждого ребенка обсуждать все проблемы, связанные с его воспитанием и обучением, с куратором. Своевременно информировать родителей об успехах, трудностях и проблемах их детей (в рамках всех предметов), получать от родителей обратную связь, в том числе претензии, и реагировать на эту информацию соответствующими действиями; разъяснять родителям их функции и позиции в тех или иных педагогических ситуациях, в необходимых случаях вовлекать родителей в учебно-воспитательный процесс – как дома, так и в школе. Форма коммуникации с родителями должна быть откровенной, но при этом корректной и дипломатичной.

3. Куратор обязан информировать администрацию обо всех проблемах детей и их родителей, связанных с обучением и воспитанием ребенка. В случае, если у куратора есть хотя бы малейшее сомнение в том, что его действий достаточно для разрешения проблемной ситуации, он обязан незамедлительно включить в эту ситуацию администрацию.

4. Куратор обязан осуществлять постоянный контакт с каждым учителем, работающим в его классе и при этом:

а) знать стратегию и тактики преподавателя, его цели и планы на отдаленное и ближайшее будущее;

б) знать и понимать, что происходит на уроках в рамках каждого предмета (что проходят, каковы требования, каковы цели преподавателя, в чем специфика, что нужно на уроке, что задано, какие учебные пособия, что должно быть у ученика и пр.), и следить за тем, чтобы все происходило в оптимальном режиме (в том числе обеспечить нормальную учебную дисциплину на всех уроках и самостоятельных занятиях);

в) обсуждать и решать с каждым учителем все проблемы каждого ребенка, связанные с его воспитанием и обучением;

г) обсуждать с каждым учителем и координировать с ним свои действия по обучению и воспитанию каждого ребенка;

д) строить с каждым учителем совместные действия на уроке и вне его по обучению и воспитанию каждого ребенка и всех вместе;

е) передавать учителям необходимую информацию о детях и родителях, получать от них всю необходимую информацию.

4.1. Куратор обязан участвовать в уроке в качестве (в позиции):

а) «идеального ученика» («того, кому интересно учиться, того, кто старается научиться»), задавая тем самым желательные нормы и образцы деятельности;

б) «ученика, рефлексирующего свои способы работы»;

в) «непонимающего ученика» (т.е. такого, который не понимает то, что «всем понятно» и задает вопросы, проблематизирующие как учеников, так и учителя);

г) «восторженного по отношению к происходящему на уроке (либо к материалу, либо к действиям детей) взрослого» (усиливается мотивация учеников учиться, повышается социальная и психологическая значимость происходящего в глазах учеников);

д) «спорящего с другим взрослым взрослого» (расшатывается безальтернативность мышления, понимания, восприятия; задаются нормы культурной дискуссии: способы аргументированного отстаивания своей позиции, поведение при проигрыше спора, нормы признания своей неправоты, нормы выслушивания собеседника и реагирования на его аргументы и пр.);

е) «критикующего происходящее и предлагающего другие варианты взрослого» (происходит обучение детей тому, что принято называть critical thinking);

ж) «организатора, обсуждающего организацию с другим организатором (учителем)» (дети постепенно приучаются рассматривать происходящее из организационно - управленческой и искусственно - технической позиции);

з) помощника учителя, осуществляющего действия в векторе его целей на уроке.

При этом куратор обязан :

а) понимать, что происходит на уроке, по крайней мере не хуже, чем это делает преподаватель;

б) интересоваться перед началом урока у преподавателя, не нуждается ли он в какой - либо помощи куратора. Если куратору и так понятно, что такая помощь нужна, то интересоваться не надо, а надо просто помочь;

б) тип своих действий на уроках заранее проговаривать и согласовывать с каждым учителем. В случае возникновения трений и несогласованности следует обсудить ситуацию с администрацией.

4.2. Куратор обязан владеть текущим учебным материалом по курируемым им предметам не хуже, чем средний ученик данного класса (до 9-го класса включительно).

4.3. Куратор обязан знать все задания, которые выполняют ученики по курируемым им предметам (в том числе домашние), и быть способным их выполнить.

4.4. Куратор обязан отслеживать, чтобы до прохождения темыили в процессе прохождения темы учитель-предметник выдал каждому учащемуся список знаний и умений (в том числе и внепредметных), которые он должен освоить при прохожденииданной темы (этот списокдолжен быть и в предметной папке).

4.5. Куратор обязан отслеживать осмысленность заданий (в том числе домашних): ребенок должен понимать, зачем он их выполняет и чему он учится, когда их выполняет.

4.6. Куратор обязан регулироватьобъем домашних заданий, сроки их выполнения и сдачи.

4.7. Куратор обязан обеспечить информированность учеников своего класса о расписании класса и школы, о сроках проведения контрольных, зачетныхработ на текущую четверть и осуществляют контроль его выполнения в рамках своего класса.

4.8. Куратор обязан организовывать самостоятельную работу учеников по подготовке домашнего задания.

5. Куратор обязан составить (и периодически корректировать) индивидуальный план учебно-воспитательной работы на каждого учащегося класса. В этом плане должно быть зафиксировано, как обстоит дело с развитием каждого ученика как в целом, так и в рамках каждого предмета (какие у каждого ребенка успехи и трудности, проблемы, пробелы, страхи и т.д.), и организовывать работу по устранению трудностей и достижению успехов, задействуя учителей, администрацию, родителей, в случае необходимости – специалистов со стороны. В частности, куратор обязан получитьот учителя-предметника после каждой контрольной, зачетной и срезовойработы анализ этой работы, обсудить с учителем план исправления выявленных недостатков и проблем и отследить выполнение этого плана.Желательно, чтобы эти анализы в печатном виде висели на стенде в классе (к этому требованию надо относиться осмысленно, особенно в начальной школе ). Эти анализы могут быть частью четвертного табеля.

5.1. Куратор обязан организовать сбор портфолио на каждого ученика класса. В портфолио должны быть представлены лучшие творческие работы, лучшие работы в рабочих и контрольных тетрадях, отсканированные грамоты, проекты ученика, фотографии, видеоклипы, наградыи т.п.

5.2. Куратор обязан вести электронное «досье» на каждого ученика (этот документ является документом только для служебного пользования и ни в коем случае не должен быть в открытом доступе) и – желательно практически ежедневно – вносить в него свои наблюдения, конкретные факты (как положительного, так и отрицательного характера), которые нужно будет учитывать в дальнейшей учебно-воспитательной работе.

5.3. Куратор обязан периодически организовывать обследование всех детей своего класса психологом и логопедом и в случае необходимости организовать необходимые занятия с психологом, логопедом или привлеченным специалистом.

5.4. Куратор обязан периодически проводить анкетирование детей в своем классе для получения от них обратной связи по основным вопросам, связанным с их жизнью и деятельностью в рамках учебно-воспитательного процесса.

6. Куратор обязан развивать в каждом ребенке самостоятельность; все, что ребенок в своем возрасте может делать сам, он должен делать самостоятельно, а куратор должен выступать в роли организатора его деятельности. В частности, куратор должен организовать распределение обязанностей между учащимися класса и их выполнение.

7. Куратор обязан организовывать классныесеминары: повестка семинара должна быть заранее спланирована, арешение семинара должно быть доведено до каждого учителя-предметника, работающего в данном классе, и до администрации. Протоколы семинаров должны быть выложены в электронном виде в папку класса в локальной сети.

8. Куратор обязан организовывать внеурочные мероприятия для учеников своего класса (обязательно совместно с самими учениками). Подключать родителей, учителей, администрацию, учеников других классов к мероприятиям такого рода, согласовывая проведение всех мероприятий с администрацией НГШ. В том числе:

а) организовывать экскурсии в соответствии с нормативами, принятыми в НГШ;

б) организовывать различные мероприятия: праздники, олимпиады, игры, диспуты и т.д.;

в) принимать участие во всех общешкольных внеклассных мероприятиях.

9. Куратор обязан:

– принимать участие в организации,подготовке и проведении всех запланированных общешкольных мероприятий, в которых участвуют ученики его класса;

– обеспечить присутствие учащихся своего класса на тех общешкольных мероприятиях, на которых им рекомендовано быть.

10. Куратор обязан знать все о состоянии здоровья каждого ученика своего класса и действовать исходя из медицинских и санитарно-гигиенических рекомендаций. В частности, куратор обязан:

– следить за правильной осанкой детей (особенно при чтении и письме);

– организовывать своевременное изменение высоты стульев и парт в соответствии с изменениями роста учеников;

– обеспечить расстановку мебели в соответствии с требованиямиСЭС и логикой учебного процесса;

– обеспечить проветривание класса на каждой перемене и во время прогулки;

– следить за нормальной освещенностью рабочей зоны класса.

11. Куратор обязан посещать все общешкольные семинары, которые ему рекомендует посещать администрация.

12. Куратор обязан в случае, когда у какого - либо ученика возникают проблемы с обучением или воспитанием, поднимать вопрособ организации встречи с родителями для подписания индивидуального договора.

13. Куратор обязан следить за тем, чтобы ученики имели пристойный внешний вид, выходили на улицу в одежде, соответствующей погоде и сезону, переодевались после прогулки и занятий спортом, вовремя мыли руки.

14. Куратор обязан следить за учебной дисциплиной во время самостоятельных работ и периодически отслеживать ее во время уроков. В случае если у учителя - предметника учащиеся регулярно нарушают дисциплину, куратор обязан помочь учителю; если помощь оказывается неэффективной, куратор должен немедленно проинформировать об этом администрацию.

15. Куратор обязан следить за чистотой и порядком в классе, а также за тем, чтобы все необходимые учебные принадлежности были у учащихся на столах перед началом уроков.

16. Куратор обязан следить за тем, чтобы дети всегда проявляли активность в поддержании порядка и и чистоты (в классе, в раздевалке, в столовой – столы, портфели, папки, полки, шкафы, чистая доска, сменная обувь, вымытые руки, наличиеручек, карандашей, линейки, красок и т.д.), пока это не вошло у них в привычку.

17. Куратор обязан следить за тем, чтобы учащиеся соблюдали правила поведения как в школе, так и во время выездных мероприятий.

18. Куратор обязан

– знать все нормативные документы школы, касающиеся выполняемых им функций;

– знать и выполнять все решения, принятые нашкольных семинарах и педсоветах.

II

1. Куратор обязан следить за наличием у всех учащихся необходимых учебников, учебных пособий, канцелярских принадлежностей, необходимых для уроков.

2. Куратор обязан следить за состоянием учебников и учебных пособий учащихся.

3. Куратор обязан следить за наличием в классе листа готовности к уроку и за тем, чтобы учащиеся предъявляли его учителю - предметнику (начиная со 2 - го класса).

4. Куратор обязан следить за наличием в классе листа (тетради), в котором учащиеся во время самоподготовки самостоятельно фиксируютфакт выполнения ими заданий.

5. Куратор обязан следить за тем, чтобы все уроки и самостоятельные работы записывались на магнитофон (в тех классах, где не установлено видеонаблюдение).

6. Куратор обязан вести видеосъемку уроков, зачетов, самостоятельных в своем классе по установленному завучем расписанию.

7. Куратор обязан организовать дежурство учащихся в классе.

8. Куратор обязан следить, чтобы все учащиеся своевременно получали домашние задания в соответствии с графиком самостоятельных работ.

9. Куратор обязан совместно с администрацией принимать участие в составлении учебного плана на год и следить за тем, чтобы все учителя придерживались утвержденного плана.

10. Куратор обязан составить график распределения учебной нагрузки на самостоятельных работах, согласовать его с учителями - предметниками и следить за его выполнением.

11. Куратор обязан в ситуации, когда ученикам его класса требуются индивидуальные занятия (в связи с опережением или отставанием), согласовать с администрацией и организовать дополнительные или индивидуальные занятия учителей - предметников с этими учениками.

12. Куратор обязан следить за тем, чтобы уроки в классе начинались и заканчивались со звонком.

13. Куратор обязан во время перемены находиться с детьми.

14. Куратор обязан дежурить на прогулке в соответствии с общешкольным графиком. Куратор обязан оказаться на улице до того, как его дети вышли на прогулку, находиться с детьми, следить за тем, чтобы учащиеся не покидали территорию школы. Куратор (1 - 5 классов) обязанпомогать организовывать игры, в том числе спортивные,и участвовать в них.

15. Куратор 1 - 5 классов обязан находиться в столовой в то время, когда едят дети его класса.

16. Куратор 1-5 классов обязан постоянно присутствовать в классе во время самостоятельной работы детей. Дежурство кураторов на самостоятельной работе осуществляется согласно графику, утвержденному на семинаре класса. Куратор 6-10 классов не обязан постоянно присутствовать в классе, но обязан организовать проведение самостоятельных занятий таким образом, чтобы в классе была рабочая обстановка.

17. Куратор обязан отслеживать время прихода и ухода детей; в случае опоздания ребенка на урок куратор должен обеспечить написаниеим объяснительной и передачу ее завучу.

18. Куратор должен отслеживать пропуски детьми занятий и вовремя подавать администрации табель посещаемостидетьми школы.

В случае отсутствия ученика в школе куратор обязан:

а) немедленно выяснить, по какой причине ребенка нет в школе и сколько времени его еще не будет в школе (для того чтобы преподаватели подготовили специальные задания в случае предстоящего длительного отсутствия ученика); при этом желательно ввести систему: если ребенок не придет завтра в школу, родитель сообщает об этом куратору сам, например, домой еще вечером (но эту систему, облегчающую ему жизнь, должен ввести сам куратор);

б) ежедневно передавать по E - mail, факсу, телефону (или лично) родителям ученика или ученику все задания от каждого преподавателя, проводившего уроки в этот день, а также организоватьрегулярное получение учителями выполненных домашних заданий.

в) заранее (своевременно) ставить в известность преподавателя, если кто-то из детей, находящихся на индивидуальном обучении, не придет на занятия;

г) бороться с пропусками и опозданиями (на первый урок и с перемены) всеми имеющимися способами (в частности, посредством личного примера);

д) в случае пропусков ребенком школы куратор обязан обеспечить наличие уадминистрации медицинских справок или записок от родителей с объяснением причин пропусков.

е) регулярно информировать родителей о суммарном количестве пропусков и опозданий их ребенка.

19. Куратор обязан заполнять и отслеживать еженедельные табели учащихся класса:

а) в пятницу заполнить недельный табель ребенка до его ухода из школы и выдать его;

б) в понедельник забрать табель у ребенка с подписью родителей;

в) во вторник сдать табели класса на проверку завучу школы;

в) в случае отсутствия подписанного табеляв понедельник куратор должен действовать по следующей инструкции:

– если ребенок забыл табель дома, позвонить родителям и попросить их подвезти или передать подписанный табель;

– если ребенок вернул табель без подписи родителей, позвонить родителям и довести до их сведения недельные оценки (по телефону, факсу, e - mail ’у);

– если ребенок потерял табель, сообщить об этом родителям и вручить им дубликат;

– в случае, если куратор сталкивается с саботажем родителей и их нежеланием подписывать табель, немедленно обратиться к администрации.

20. Куратор обязан следить за правильным и своевременным заполнением классной документации:

а) вовремя заполнять личные дела;

б) вовремя заполнить кураторские страницы в журнале;

в) следить за тем, чтобы учителя предметники вовремя заполняли свои страницы в журнале. В случае если учитель регулярно этого не делает, Куратор обязан довести это до сведения администрации;

г) еженедельно в понедельник выверять расписание классаи немедленно доводить до сведения завучавсе обнаруженные несоответствия;

д) еженедельно составлять индивидуальное расписание каждого ребенка;

е) организовать и отслеживать оформление информационных стендов в классе.

22. Куратор обязан организовать и поддерживать жизненный комфорт и удобства в классе:

а) обеспечить уют и психологический комфорт;

б) придерживаться эстетических принципов.

23. Куратор является материально ответственным лицом и отвечает за состояние техники и оборудования в классе(не допускает их порчи, а если произошла поломка, то немедленно сообщает хозяйственной службешколы).

Российский художник-концептуалист Юрий Феликсович Альберт писал, что «успешно искусство, когда существует в свободном мире, где есть свобода слова. Поэтому в той мере, в которой в стране присутствует свобода слова, существует современное искусство, а значит и кураторство» Прилашкевич Е.Е. Кураторство в современной художественной практике //Автореф. дисс.... канд. искусс. СПб. - 2009..

На протяжении долгого времени Россия существовала в условиях закрытой советской культуры, что заметно повлияло на развитие института кураторства в стране. Изначально художник мог брать на себя роль как куратора, так и критика и любого другого деятеля искусства, который помогает в продвижении работ и идей. Сейчас это тоже возможно. Разница заключается лишь в том, что профессия куратора официально зарегламентирована и несет в себе ровно столько же смысла и пользы, как и художник.

На данный момент понимание роли куратора в России носит очень хаотичный характер и не подразумевает четких и развернутых расшифровок. В своей курсовой работе, выполненной в 2014-2015 гг. по теме «Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика», я подробно рассматривала несколько определений института кураторства, основанных на интервью с известными кураторами и на работах В.В. Савчука и И.М. Бакштейна.

Философ, куратор, художник и аналитик изобразительного искусства - Валерий Владимирович Савчук - выделяет шесть форм кураторской деятельности, делая акцент на проблемных точках его деятельности: Савчук В.В. Конверсия искусства. - СПб.: Петрополис, 2001. - 288 с.

Куратор-менеджер (фигура, которая осуществляет грамотную подачу товара/произведения на арт-рынке);

Куратор-посредник (человек, который, в первую очередь, является связующим звеном между зрителем и художником);

Куратор-концептуалист (занимается выработкой и реализацией концептов);

Куратор-учредитель (он занимается распределением и разделением новых направлений в художественном мире);

Куратор-гурман или куратор-повар (регулирует развитие художественной сферы);

Куратор-супердоносчик (куратор, который при помощи искусства выражает протест против негативных явлений действительности). Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015.

И. Бакштейн (искусствовед, куратор, художественный критик, директор Института проблем современного искусства) выделяет три направления деятельности куратора, в рамках реализации которых воплощаются некие ценностные ориентиры современного куратора Бакштейн И.М. Внутри картины: Статьи и диалоги о современном искусстве. - М.: Новое литературное обозрение, 2015. - 464 с.:

Оценочное (заключающееся в первичной и вторичной качественной валоризации творчества отдельных художников);

Конструирующее (состоящее в выработке концептуальной структуры художественного проекта и соответствующего выбранной проблематике контекста его понимания);

Исполнительное (предполагающее практическую реализацию художественного проекта путём последовательного следования методам соответствующей стратегии).

В определении вышеперечисленных ориентиров И.М. Бакштейн, при оценке качества художественных произведений и формировании кураторского выбора, показывает актуальность личностных взаимоотношений с художником, а не его актуальность и культурную адекватность.

Также в курсовой работе, основываясь на экспертном интервью с куратором Андреем Ерофеевым, был выделен ряд тенденций о специфике института кураторства в России Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015.. (См. Приложение 6)

Во-первых, в России куратор заменил фигуру галериста: «У нас куратор считается такой фигурой, которая связана с определенным кругом людей, являющимся очень закрытым пространством. И коммуницируют они чаще всего только друг с другом» Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015..

Во-вторых, куратор играет роль цензора, пытаясь адаптировать материал к тем реалиям восприятия, которые, ему кажется, могут привести к каким-то опасностям. Очень часто куратор портит работу художника, изменяя ее, снимая заостренные моменты и подавая в виде, как ему представляется, наиболее приемлемом. Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015.

Приведенные выше факты, определяют существование в России художественного мира как корпорации. Это также связано с тем, что искусство снизило градус проектности из-за популярности коммерческих галерей и ярмарок.

Виктор Мизиано - куратор, основатель и главный редактор «Художественного журнала» - выделяет особенности уже сложившейся российской художественной инфраструктуры, на фоне государственного корпоративного капитализма и чиновничье-олигархической элиты Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. - М.: ООО Ад Маргинем Пресс, 2014. - 256 с..

«Во-первых, он говорит о том, что в России, в отличие от Запада, институции предназначены исключительно для репрезентативных целей. То есть средства на новые институции дают, но это не распространяется на их последующую деятельность. Государство выделяет деньги на организацию всевозможных фестивалей (биеннале, «Года России»), но при этом никак не поддерживает программы индивидуальных поездок художников и кураторов.

Во-вторых, в художественной инфраструктуре стирается грань между частным и публичным, коммерческим и некоммерческим выставками и любой показ понимается скорее как условия рыночного промоушена. В России довольно часто встречается куратор, который является галеристом, продающим работы художника.

Подобная практика в Росси развивается быстро. Именно этот аспект вносит коррективы в классическую западную систему с ее незаинтересованностью экспертного суждения. В российском художественном мире экспертное сообщество лишено социального статуса, оно необходима только для того, чтобы система работала, но конструктивным и автономным элементом она не признается.

В-третьих, система искусства у нас не встроена в общественную дискуссию, она не ставит перед собой целью критическое осмысление и переустройство общества.

«…современная российская действительность показывает: демократия, которая выводится из либерального рынка, не создает интенсивной общественной дискуссии, игнорирование которой составляет характерную черту российской художественной цены. Поэтому закономерно стремление культурных чиновников видеть в музеях и центрах не научные учреждения, а центры досуга и развлечения». Мизиано В. Пять лекций о кураторстве. - М.: ООО Ад Маргинем Пресс, 2014. - 256 с.

В-четвертых, стоит отметить, что в российской системе искусства нет места институциональной критике. Современная критика может ругать художников и кураторов, но никогда не найдет изъяна в самой институциональной системе» Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015..

В данном случае в развитии искусства явным основополагающим элементом является коммерциализация самого процесса развития. Художник-акварелист, член Российской академии художеств, основатель и руководитель Школы акварели Сергей Андрияки определяет пагубное воздействие на искусство тем, что в Москве "проповедуют арт-бизнес", что безусловно отражается и на работе кураторов.

«Инсталляции, перформансы - к искусству это не имеет никакого отношения. Все, что касается нетрадиционного искусства можно либо выбросить, либо с помощью рекламы и других манипуляций сделать культовую вещь». Рынок изобразительного искусства в Москве: Кандинский против Рубенса // M24.RU URL: http://www.m24.ru/articles/38189/print (дата обращения: 01.05.2016).

Таким образом, художнику, целью которого является попадание на арт-рынок, не нужен куратор, ему нужен галерист (или просто хороший менеджер). Кураторство же предполагает работу с более острыми, думающими и неоднозначными фигурами в области искусства.

Причиной непонимания роли куратора и игнорирования института кураторства является еще и то, том, что общество в Росси долго приходило в себя после серьезных исторических потрясений. Институт кураторства сформировался в упрощенном виде и формировался медленно. Начал развиваться лишь в конце 1980-х - начале 90-х годов. И в итоге получилось так, что люди не до конца осознали значение института кураторства в их жизни, следовательно фигура куратора до конца не востребована.

Например, Виктор Мизиано - главный редактор «Художественного журнала», И.М. Бакштейн - директор Института проблем современного искусств, Ольга Свиблова - основатель Московского дома фотографий, и директор Мультимеди Арт Музея Марат Гельман, начинали как коллекционеры. Также они известны открытием одной из первых частных галерей современного искусства. Андрей Ерофеев собрал коллекцию работ художников-нонконформистов. Все перечисленные выше люди играют не последнюю роль в образовании института кураторства, но известность в широких кругах им принесло не кураторство. (См. Приложение 6)

Это связано с тем, что в России фигура куратора в большей степени приравнивается к арт-менеджеру и галеристу. У куратора нет такой свободы слова, как у его зарубежных коллег. Что также может послужить причиной не популярности русского современного искусства на западной арене. У независимых кураторов нет возможности реализовать свои проекты на международной сцене, так как ему сложно выйти за рамки арт-рынка России.

Тем не менее, нельзя исключать факт существования в России кураторов, выступающих не с точки зрения ценности и общества, а старающихся преподнести общественности произведения художников, которые находятся вне политики и мейнстримового течения.

В первой главе речь уже шла о критериях выбора художника на проект, были перечислены факторы определяющие актуальность и значимость работ художника. Согласно экспертным интервью, проведенным в прошлогоднем исследовании для российского куратора очень важным является взаимопонимание в отношениях с художником Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015.. Также предпочтительнее работать с художниками с которыми уже установлены контакты. С одной стороны это положительно влияет на работу куратора, но с другой стороны это опять же является подтверждением коммерциализации искусства и переход к модели арт-рынка. Главный минус - это невозможность молодых художников попасть в «тусовку». Воплощение своих идей, безусловно, возможно, но лишь в рамках более камерных выставок. Ксения Подойницына (директор и совладелец галереи современного искусства «Галерея 21») считает, что даже в галерейном бизнесе это является актуальной проблемой: нежелание и неумение работать с молодыми художниками, искать новых «звезд», так как галереям предпочтительнее работать с уже известными и проверенными авторами. «Наряду с такими проблемами как несбалансированность цен, отсутствие вторичного рынка, недостаточная поддержка государства, одним из важнейших препятствий для развития рынка современного искусства в России является нежелание и неумение галерей работать с новыми именами, выращивать и продвигать новое поколение художников» Рынок изобразительного искусства в Москве: Кандинский против Рубенса // M24.RU URL: http://www.m24.ru/articles/38189/print (дата обращения: 01.05.2016)..

В итоге, можно сделать вывод, что при выборе художника куратор руководствуется в первую очередь своей интуицией, но при этом не исключает применение более рационального анализа.

Дарья Пыркина (искусствовед, куратор, критик) считает, что в работе с художником ее основной задачей является обретение смысла в работе художника. Для нее главное не его продвижение по карьерной лестнице, а объяснение идеи. «…я считаю, что настоящий художник занимается искусством не для того, чтобы что-то объяснить, привнести некую идею, а потому, что просто не может этого не делать. Он это делает по какой-то внутренней необходимости, но дальше, когда он это сделал, у него возникает вопрос: а что с этим будет? Зачем все это? И вот этот момент «зачем все это?», момент обретения смысла через публичный показ произведений для художников очень важен» Кикодзе Е., Париков А., Пыркина Д. Куратор между культуриндустрией и кретивным классом // Художественный журнал. - 2007. - № 73/74..

И именно этот момент и должен передавать куратор.

Прилашкевич Е.Е. выделяет два аспекта, четко разграничивающих различия между кураторской деятельностью в выборе художника в этическом плане Прилашкевич Е.Е. К проблеме оценки современного искусства (на примере кураторской деятельности) //Известия Российского государственного педагогического университета им. АИ Герцена. - 2008. - №. 73-1.:

Этика межличностных отношений - особенности взаимодействия куратора и художника при реализации проекта.

Этика художественного проекта основывается на выстраивании концептуальной структуры и методе репрезентации.

В действительности получается, что при принятии решения куратор придерживается этики художественного проекта. Акцент делaется на современной проблематике: появляется определенный круг тем, который ограничивается политическим и социальным устройством общества, процессом глобализации или особенностью персональной мифологии.

«К особенностям реализации художественного проекта можно отнести, в том числе, и нацеленность проекта на продвижение продукта, используя одну из стратегических моделей: интеллектуальной с ориентацией на использование традиционных методов репрезентации с направленностью на глубокое размышление и шоково-эпатажной, использующей провокационный подход, направленный на вызов острой эмоциональной реакции (О.В. Холмогорова) Холмогорова О.В. Кураторские стратегии 1990-ых // Художественная культура 20 века: развитие пластических искусств: сб. Ст. - М.: Рус. Слово, 2002. - С. 335-351..

Также существует две стратегии организации выставочного процесса. Это традиционное кураторское исследование, когда основным является исследование неосвоенных периферийных регионов и нахождение новых имен. И «глобалистский» подход, где важно обращение к художественным центрам (Мизиано) Лазарева Е. Дискуссия с участием Ерофеева А.В., Пацюкова В.В. и Мизиано В.А. Кураторство: апология любви и дружбы // Художественный журнал. - 2004. - № 55.. В данном аспекте внимание уделяется не поиску новых имен, а апеллированию к художественной элите» Банис А.А. Специфика института кураторства в арт-коммуникации: российская практика: КР - М., 2015..

В определении развития кураторской деятельности в стране важно отметить, что ни один проект не обходится без критики. В действительности критика имеет одну из основополагающих ролей в развитии института, так как именно посредством критических высказываний со стороны других арт-деятелей рождается то или иное понимание профессии куратора.

Елена Сорокина (художественный критик, куратор) определила российскую художественную ситуацию, как резкое противостояние, в котором все критикуют друг друга. Это в большей степени касается культурной дискуссии, где так не хватает более содержательного базиса, на основе которого происходят дебаты Куратор -- новая профессия везде // Colta.ru URL: http://www.colta.ru/articles/art/217?page=271 (дата обращения: 19.04.2016)..

В рамках дискуссии «Куратор между культуриндустрией и кретивным классом» в «Художественном журнале» А. Паршиков описывает задачу критиков в России, как заметно контрастирующую с западной практикой: «Я поразился тому, что критики даже не приходили на мои выставки, но при этом писали про них. Когда я приехал в Нью-Йорк на свою выставку, то попал не на само открытие, а на pannel talk. Я обнаружил там огромное количество людей. И все задают вопросы, интересуются, проводят параллели с другими выставками, потом выходят какие-то публикации. В России у меня такого никогда не было, поскольку здесь критик никогда не спрашивает куратора, в чем заключалось его высказывание» Кикодзе Е., Париков А., Пыркина Д. Куратор между культуриндустрией и кретивным классом // Художественный журнал. - 2007. - № 73/74..

Также современная критика, как и в Советском союзе, образует «союз» художников и критиков. В СССР критика была частью идеологический системы, она выступала в качестве «институции советской системы искусств» Барабанов Е. К критике критики // Художественный журнал. - 2003. - № 48/49.. В наше время произошли изменения и критик уже не выступает в пропагандистской стезе, но нельзя отрицать и существование «общества взаимного восхищения», что определяет оттенок написанной статьи. Становится важен не столько контекст выставки, сколько продвижение самого художника.

Евгений Барабанов выделяет три основные «ошибки», которые искажают критические текстыБарабанов Е. К критике критики // Художественный журнал. - 2003. - № 48/49.:

Язык интерпретации (дискурс, возникающий между художником и зрителем подавляется неправильным истолкованием. Язык формулировки дискурса подавляет понимание простых читателей);

Навязывание своей точки зрения;

Альтернативный дискурс («пропагандистская агитка в пропагандистском издании»).

В заключении, согласно проведенному выше анализу и результатам работы прошлого года, можно выделить несколько особенностей развития института кураторства в России, а также его специфику:

Искусство в России развивается на уровне галерейного бизнеса.

Работу куратора приравнивают к работе арт-менеджера и галериста, в связи с чем происходит путаница в определении понимания роли куратора.

Институт кураторства в России сформировался позже, чем на Западе и развивается медленнее.

Российское искусство не признается на международной арене, так как власти не выделяют деньги на развитие художников за пределами страны, хотя активно поддерживают проекты всевозможных биеннале и международные акции типа «Год России».

Система искусства в России не встроена в общественную дискуссию, она не ставит перед собой целью критическое осмысление и переустройство общества, поэтому и перед куратором при организации выставки такой цели нет.

При выборе художника куратор в первую очередь опирается на интуицию и предпочитает работать с уже знакомыми художниками.

Критика схожа с критикой во времена Советского союза и нацелена не на описание контекста самой выставки, а на работу в рамках «союза», продвижения художников, кураторов.

Вопросы жизни и смерти на протяжении всей истории человечества оставались самыми актуальными. Человек боится умирания по большей части именно потому, что не знает, какова дальнейшая судьба сознания, ума и всего того, что вкладывают в понятие «душа». Дать ответ на этот вопрос в древние времена пытались философы, позже к ним присоединились представители более точных наук, таких как физики, химики, математики.

Но больше всего в этом вопросе прислушиваются к авторитетному мнению врачей, поскольку именно они больше всего знают о моменте перехода человека из состояния жизни в потусторонний мир. Общественность с большой надеждой отслеживает такие исследования, факты и доказательства, потому что они дарят надежду на то, что с окончанием жизни душа не оканчивает свой путь.

В последнее время подобных научных доказательств становится всё больше. Некоторые из них открыты благодаря выведению формул и теорий, а только потом подтверждаются практическими исследованиями, в то время как на другие наталкиваются случайно во время постоянного контакта с больными или старыми людьми в момент перехода от земного существования в другой мир.

Главные и неопровержимые доказательства любых медицинских теорий всегда получают благодаря использованию сложных технических приспособлений. Именно таким образом смогли доказать свои предположения британские биологи, которые регистрировали импульсы, посылаемые умирающим мозгом во время клинической или окончательной смерти. Делали это при помощи специальных приборов, регистрирующих даже самую незначительную работу нервной ткани.

Позже эти данные были сопоставлены с рассказами тех, кто впоследствии выжил. Было обнаружено, что умирание мозга – процесс, который растянут по времени, поэтому считать, что смерть сконцентрирована в одном мгновении – крайне неправильно.

После того, как сердце прекращает работать и перекачивать по организму кровь, мозг испытывает критический дефицит кислорода. 30 секунд после этого он генерирует очень мощные импульсы. Воспоминания людей, переживших это состояние, указывают, что в это время у них возникает огромное количество картин, воспоминаний детства и юности. При этом воспоминания жизни не проносятся с немыслимой скоростью, а «прокручиваются» постепенно.

Относительность времени

Для стороннего наблюдателя умирания проходит пол минуты в соответствии с секундомером, в то время как умирающий практически проживает повторно свою жизнь или самые важные её эпизоды. Несомненно, что временные рамки телесного существования и стадии перехода совершенно различны. Иногда возникают воспоминания, на которые при жизни психикой было наложено «табу», и вспомнить их не удавалось. Таким образом весь жизненный путь перед переходом полностью восстанавливается. Учёные предполагают, что такой механизм может быть обязательным для окончательной смерти. Иногда он срабатывает во время экстремальных ситуаций, когда надежда на спасение очень мала, и вся жизнь у человека проносится перед глазами.

Журнал Open Biology предоставил широкий доклад, в котором идёт речь о том, что не только мозг продолжает функционировать. На протяжении двух суток после прекращения сердечной деятельности продолжается работа многих клеток организма. Это явление называют «сумерки смерти». ДНК в этот период продолжает передавать генетическую информацию для создания новых молекул. Одни из самых важных восстановительных структур тела – стволовые клетки – продолжают попытки самовосстановления.

Изменчивость и постоянство

Анатомия и физиология человека такова, что любые клетки и структуры тела на протяжении жизни периодически заменяются на новые. К двадцатилетнему юбилею не остаётся ни одной клетки, которые присутствовали в организме в момент рождения ребёнка. Все его структуры к этому возрасту успели вывестись за пределы организма и включиться в непрекращающийся кругооборот органических веществ.

Несмотря на то, что молекулы и клетки продолжают меняться на другие, душа и сущность человека всю жизнь остаётся прежней. Из этого следует, что потеря телесных частиц не влияет на сознание. После умирания процесс разложения многократно ускоряется, но по сути кроме временных рамок он ни в чём не отличается от того, что происходило раньше, просто это становится заметнее для посторонних, но не для самой души. Специалисты способны воспринимать это субъективно, поэтому считают, что телесные оболочки не связаны с сознанием и сущностью так, как привыкли считать обычные люди.

В объективе — переход

Не остаются в стороне от этой темы и технические специалисты. Целый ряд доказательств и исследований провёл Коротков Константин Георгиевич, который является профессором нескольких государственных университетов в Санкт-Петербурге, а также университетов США и Австралии. Основная специальность учёного – биоэлектрография и разработка различных аппаратов для измерения физиологических характеристик.

Он применил метод периодичного кирлинг-фотографирования тел, которые перешли от живого состояния к неживому. При данной технике удаётся регистрировать в виде свечения энергетическое поле вокруг любых предметов, которое дальше интерпретируется при помощи компьютерной программы. Такой тип диагностики явно отражает здоровье пациента или нарушения его состояния, что выражается на фото в виде изменения свечения и колебания электрических кривых.

Фотографировали мужчин и женщин различных возрастных категорий, начиная от 19 лет, которые умерли по разным причинам. Благодаря аппаратуре удалось получить данные, чётко укладывающиеся в три основные группы:

  • Незначительные колебания. Характерны для естественного перехода в старческом возрасте, когда жизненный ресурс полностью выработан. Активность прекращалась после 55 часов (на четвёртые сутки).
  • Незначительная амплитуда с одним выраженным всплеском. Появлялась при резком, но естественном переходе, например, вследствие инсульта или инфаркта. Скачок происходил или через восемь часов, или к концу вторых суток, после чего показания обрывались.
  • Высокая амплитуда, которая долго не приходит в спокойное состояние. Регистрировалась при трагическом завершении жизни после несчастных случаев или аварий. Высокие энергетические колебания не приходили к фоновому уровню длительное время. С 9 часов вечера до 2-3 часов ночи они были особенно сильны.

Это позволило сделать несколько выводов и подчеркнуть такие факты:

  • тело даже после смерти по-разному реагирует на метод, при помощи которого прекратилось прижизненное существование;
  • самая активная амплитуда появлялась у людей, которые и при жизни были активными и энергичными, то есть тело ещё некоторое время «помнит», кому оно принадлежало при жизни;
  • после смерти наблюдается очень плавный переход, продолжительность которого зависит от естественности процесса.

Для чистоты эксперимента были привлечены различные операторы компьютерных систем, стандартизированное оборудование, исключены метеорологические влияния и всё, что могло повлиять на результаты и точность доказательств.

Автор исследований говорит, что главный вывод касается того, что энерго-информационная структура людей не менее реалистична, чем материальная, которую можно ощутить без специальной аппаратуры. Разрыв этих двух структур происходит не в одну секунду, а постепенно, после чего астральное тело пространственно отдаляется. Если оно способно оторваться после прекращения жизни, значит, оно может и присоединится к новому телу вначале неё. Этот процесс пока изучен ещё меньше, чем смерть и отход энерго-информационной структуры.

Сортировка душ

Если Коротков изучал сам процесс выхода души, то профессор физик-космолог Шон Кэрролл из Калифорнии обнаружил доказательства загробного мира или рая и ада, как привыкли называть это обыватели.

Чтобы вывести свою теорию и доказать её, учёному потребовалось подробное изучение квантовой теории поля. Посредством сложных формул и вычислений он смог доказать, что душа представляет собой небольшое количество электронов, атомов и субатомных частиц.

Вес души был измерен ещё в 1960-х годах Дунканом МакДугаллом, который выяснил, что она весит 20,2-22 гр. Для получения таких данных тело взвешивалось сразу после смерти и спустя небольшого промежутка времени без физиологических потерь. Его эксперименты были неоднократно повторены и подтверждены.

Шон Кэрролл расчётным путём определил, что приблизительно такие же потери приходятся на выходящие субатомные и атомные частицы, покидающие умершего с прекращением жизни. После смерти они перестают удерживаться в физическом теле и выходят наружу. Дело в том, что во Вселенной по квантовой теории для каждой разновидности частиц существуют отдельные поля, куда и притягиваются разложившиеся и расформировавшиеся элементарные единицы, фотоны – отдельно, электроны – отдельно и т.д.

То есть, учёный считает, что все частицы после выхода разлетаются по нужным местам, подчиняясь энергетическим законам Вселенной. Предполагают, что душа, рай и ад могут быть нефиксируемыми квантовыми объектами, к которым относится большинство объектов Вселенной.

Новые способности

Интересное научное исследование провели К. Ринг и Ш.Купер. Оно было достаточно сложным, поскольку испытуемыми были слепые от рождения люди, пережившие состояние клинической смерти. Их зрительные нервы были мертвы от рождения, поэтому визуальных ощущений они не испытывали никогда.

Во время клинической смерти все они видели визуальные образы. Некоторые «просматривали» свою жизнь, а после летели по тёмному тоннелю со светлым окончанием. Другие сразу направлялись в тоннель. Кое-кто смог краткое время пообщаться с умершими родственниками, о смерти которых узнал только после того, как повторно вернулся к жизни.

Из этого следует, что душа обособленно от неподвижного тела может узнавать информацию, не известную ей раньше. Учёные считают это научным доказательством жизни после выхода из материальной оболочки.

Прошлые жизни

Научные доказательства того, что череда жизней после смерти не прекращается, проводили разные учёные. Доктор Ян Стивенсон выбрал для этого интересный и необычный путь: он находил детей в возрасте до пяти лет, которые рассказывали о том, в чьём облике и где они жили в прошлый раз.

Доктор проделал огромную работу и на протяжении многих лет опросил более 300 дошкольников. Их рассказы были очень подробны и содержательны, они включали изумительные факты, особенно исходя из их юного возраста. Ян Стивенсон задавал различные вопросы, чтобы предупредить обман и шарлатанство с целью привлечь внимание общественности к своим детям, что присуще многим родителям. Однако дети отвечали даже без подготовки на самые неожиданные вопросы.

Несколько девочек кроме общей информации смогли указать страну, где они проживали в прошлой жизни. Одна из них назвала не только город, но и улицу, где жила её семья. Она смогла подробно описать свой дом и территорию, окружавшую его. Учёный решил проверить эти данные и отправился в указанный город. Увидев в реальности место, описываемое девочкой, Ян Стивенсон был потрясён, поскольку описание в мелочах соответствовало действительности.

Группа учёных, продолживших исследования в этом направлении, пришли к выводу, что с концом земной жизни существование души не прекращается, просто она направляется в единое информационное и энергетическое пространство. Перед переселением в нового человека имеющиеся данные временно стираются. Почему этот механизм не срабатывает в отдельных случаях – остаётся загадкой. Может быть, это случайная ошибка, а может такое явление имеет определённый смысл, который пока что понять человечеству не дано.

Доказательства жизни после выхода из материального тела в большинстве случаев косвенные, но учёные выстраивают их в стройный ряд, выводя новые теории. Возможно, скоро удастся дойти до самой сути этого вопроса и узнать главную тайну, к которой люди стремятся на протяжении многих веков.

Люди во все времена спорили о том, что происходит с душой, когда она покидает свое материальное тело. Вопрос о том, есть ли жизнь после смерти, по сей день остается открытым, хотя доказательства очевидцев, теории ученых и религиозные аспекты говорят, что есть. Интересные факты из истории и научных исследований помогут создать общую картину.

Что после смерти происходит с человеком

Определенно сказать, что происходит, когда умирает человек, очень сложно. Медицина констатирует биологическую смерть, когда происходит остановка сердца, физическое тело перестает подавать какие-либо признаки жизни, а в человеческом мозге замирает активность. Однако современные технологии позволяют поддерживать жизнедеятельность даже в состоянии комы. Умер ли человек, если его сердце работает с помощью специальных аппаратов и есть ли жизнь после смерти?

Благодаря долгим исследованиям ученым и докторам удалось выявить доказательства существования души и то, что она не покидает тело сразу же после остановки сердца. Разум способен работать еще несколько минут. Это доказывают разные истории от пациентов, переживших клиническую смерть. Их рассказы о том, что они воспаряют над своим телом и могут сверху наблюдать за происходящим, похожи друг на друга. Может ли это стать доказательством современной науки того, что загробная жизнь после смерти существует?

Загробная жизнь

Сколько в мире религий, столько и духовных представлений о жизни после смерти. Каждый верующий человек представляет себе то, что с ним случится, только благодаря историческим писаниям. Для большинства загробная жизнь представляет собой Рай или Ад, куда попадает душа, исходя из тех поступков, которые она совершила, будучи на Земле в материальном теле. То, что с астральными телами будет после смерти, каждая религия трактует по-своему.­

Древнем Египте

Египтяне очень большое значение придавали загробному миру. Не просто же так возводились пирамиды, где были захоронены правители. Они верили, что человек, проживший светлую жизнь и прошедший через все испытания души после смерти, становился неким божеством и мог жить бесконечно. Для них смерть была словно праздник, который избавлял от тягот жизни на Земле.

Нельзя сказать, что они будто бы ждали, когда умрут, но вера в то, что загробная жизнь – это просто следующий этап, где они станут бессмертными душами, делала этот процесс не столь грустным. В Древнем Египте она представляла иную реальность, тяжелый путь, который необходимо было пройти каждому, чтобы стать бессмертным. Для этого усопшим клали Книгу Мертвых, которая помогала избежать всех трудностей с помощью специальных заклинаний, или по-другому молитв.

В христианстве

В христианстве существует свой ответ на вопрос, есть ли жизнь даже после смерти. Религия тоже имеет свои представления о загробном мире и куда попадает человек после смерти: после погребения душа переходит в другой, высший мир через три дня. Там ей необходимо пройти Страшный Суд, который вынесет приговор, и грешные души отправляются в Ад. У католиков душа может пройти через чистилище, где снимает с себя все грехи путем тяжелых испытаний. Только тогда она попадает в Рай, где может насладиться загробной жизнью. Реинкарнация полностью опровергается.

В исламе

Еще одной мировой религией является ислам. По ней у мусульман жизнь на Земле – это лишь начало пути, поэтому они стараются прожить ее как можно чище, соблюдая все законы религии. После того, как душа покидает физическую оболочку, она попадает к двум ангелам – Мункару и Накиру, которые допрашивают мертвых, а затем наказывают. Самое страшное уготовано напоследок: душа должна пройти через Справедливый Суд перед самим Аллахом, который произойдет после конца света. По сути, вся жизнь мусульман – это подготовка к загробному миру.

В буддизме и индуизме

Буддизм проповедует полное освобождение от материального мира, иллюзий перерождения. Главная его цель – это уйти в нирвану. Никакого загробного мира не существует. В буддизме есть колесо Сансары, по которому и ходит сознание человека. Земным существованием он просто готовится перейти на следующий уровень. Смерть – это лишь переход из одного места в другое, на исход которого влияют деяния (карма).

В отличие от буддизма, индуизм проповедует перерождение души, причем не обязательно в следующей жизни он станет человеком. Переродиться можно в животного, растение, воду – любое, что сотворено нечеловеческими руками. Каждый может самостоятельно повлиять на свое следующее перерождение путем поступков в настоящем времени. Проживший правильно и безгрешно может в прямом смысле слова заказать себе, кем он хочет стать после смерти.

Доказательства жизни после смерти

Существует очень много доказательств того, что жизнь после смерти существует. Этому свидетельствуют различные проявления из потустороннего мира в виде призраков, рассказы пациентов, переживших клиническую смерть. Доказательством жизни после смерти также является гипноз, в состоянии которого человек может вспомнить свою прошлую жизнь, начинает говорить на другом языке или рассказывает малоизвестные факты из жизни страны в ту или иную эпоху.

Научные факты

Многие ученые, которые не верят в жизнь после смерти, меняют свои представления об этом после того, как пообщаются с пациентами, у которых во время операции останавливалось сердце. Большинство из них рассказывали одну и ту же историю, как они отделились от тела и увидели себя со стороны. Вероятность того, что это все выдумки, очень маленькая, ведь подробности, которые они описывают, настолько похожи, что не могут быть выдумкой. Некоторые рассказывают, как встречают других людей, например, своих умерших родственников, делятся описаниями Ада или Рая.

Дети до определенного возраста помнят о своих прошлых воплощениях, о чем нередко рассказывают своим родителям. Большинство взрослых воспринимает это как фантазии своих чад, однако некоторые истории бывают настолько правдоподобны, что не поверить просто нельзя. Дети могут вспомнить даже как умирали в прошлой жизни или кем они работали.

Факты истории

В истории тоже нередко встречаются подтверждения жизни после смерти в виде фактов появления умерших людей перед живыми в видениях. Так, Наполеон, явился Людовику после своей смерти и подписал документ, который требовал только его одобрения. Хотя этот факт можно рассматривать, как обман, король на тот момент был уверен, что его посетил сам Наполеон. Почерк был тщательно изучен и признан действительным.

Видео

Loading...Loading...