Майки православие или смерть. Любителям истины

Православие или смерть – “громкий” девиз. Что стоит за этими словами? Как их стоит правильно понимать и трактовать? Об этом читайте в нашей статье!

Наверно, все православные, которые следят за новостями в интернете, знают почти детективную историю с . Один суд посчитал этот слоган экстремистским и запретил его. Другой отменил решение первого. Третий снова запретил. Грядут новые суды…

Ничего подобного доселе мы не видели. Самое странное в этой истории то, что суд запрещает девиз «Православие или смерть», но при этом смотрит на футболку, принт которой трактует этот слоган своеобразно и тенденциозно. Как будто футболка и слоган неразделимы, и эта футболка иллюстрирует слоган единственно верным способом.

На мой субъективный взгляд, футболка эта, действительно, несет в себе деструктивную составляющую. Даже если не понимать ее в смысле «жизнь или кошелек», черепа с кинжалами в зубах вызывают слабую ассоциацию с православием.

А главное – тот момент прелести, который требуется, чтобы надеть такую футболку. Заявлять о готовности к мученичеству за веру легко, пока тебя к этому мученичеству не призвали. А что будет, если призовут, ты не знаешь. Помнится, был в раннехрианские времена случай, когда кто-то из христиан вышел к мучителям самонадеянно, выразив словом уверенность в том, что выдержит любые мучения… и не выдержал. Помним мы и , который говорил, что не отречется…

Я считаю, надо быть скромнее. Если тебе нравятся подобные футболки, начни с малого и более реалистичного. Надень футболку со слоганом вроде: «Если меня оскорбят, я не обижусь». Или «Я не впаду в блуд, если представится возможность». Или «Хвалите меня сколько угодно, мне без разницы».

Но я думаю, такой человек не наденет такую футболку. Во-первых, слишком очевидно всем, как трудно всегда выполнять декларируемое этими слоганами. И к тому же ты, если ты христианин, должен это выполнять, а не хвастаться этим. Во-вторых, не интересно. Не ощущаешь себя великим, практически на одной ноге с великомучениками, как в случае старой футболки «Православие или смерть».

Получается двойной вред. Носящий футболку , а смотрящий на нее неверующий начинает считать православных опасными маргиналами.

Поэтому, если бы суд избавил часть православных от лишней возможности впадения в прелесть путем ношения этой футболки, может, это было и неплохо. Но беда в том, что суд смотрит на футболку и запрещает сам девиз.

Сам девиз «Православие или смерть» тоже не является чем-то принципиально важным для нашей духовной жизни. Вполне можно без него обойтись. Но неприятен сам прецедент: светская власть указывает Церкви слова, которые ей нельзя произносить. Сегодня она запретит «Православие или смерть», а потом, глядишь, и до фраз и из Евангелия доберется.

Поэтому мы (компания SlovoMne.ru) решили вмешаться в этот спор и предложить свою трактовку девиза «Православие или смерть».

Нас вдохновили на этот сюжет слова : «Люди, находящиеся в Церкви Православной, направляются к Горнему Иерусалиму, т. е. к Царствию Небесному, верным путем: они плывут по житейскому морю в ладье, где Кормчий – Сам Христос; те же, которые вне Церкви, стремятся переплыть это море на одной доске, что, конечно, невозможно, и гибнут безвозвратно».

Эта футболка для нас – вынужденное решение. Предназначенное для тех, кто хотел поговорить о православии в контексте смерти. А вообще нам ближе (применительно к футболкам) девизы вроде «Православие – это жизнь», «Православие – это любовь». Так неверующим людям, к которым мы обращаемся, гораздо понятнее, что есть то православие, ради которого мы хотели бы быть способными умереть.

Дмитрий Семеник

Вы прочитали статью Православие или смерть – как трактовать девиз?

Поправки в УК, призванные защитить чувства верующей части российского общества от преступных посягательств, были приняты пока только в первом чтении. Но некоторые соотечественники, вдохновлённые подвижками законодательства, уже кинулись защищать свои чувства отнюдь не богоугодными способами.

В конце сентября во временную опалу попала библейская история, рассказанная Эндрю Ллойдом Уэббером и Тимом Райсом – рок-опера «Иисус Христос – суперзвезда». Руководствуясь ещё не принятыми поправками в УК, с величайшим возмущением её потребовали отменить православные верующие Ростова-на-Дону, как произведение, не соответствующее каноническим представлениям о Спасителе.

Продажа билетов на театральную постановку была даже временно приостановлена, а ростовские партнёры Санкт-Петербургского театра «Рок-опера» уверяют, что распоряжение об отмене спектакля последовало сверху в приказном тоне.

Куда категоричнее отстаивали свои права южане в центре столицы: по словам сотрудников музея эротики «Точка G», несколько мужчин азиатской внешности набросились на них с кулаками прямо на Арбате во время раздачи рекламных листовок. Оказалось, что на этот раз деятельность многострадального заведения оскорбила мусульман, поскольку полностью противоречит Корану. «Неверных» порядком отвалтузили, одному из них разбили голову.

На волне религиозных скандалов, вот уже полгода сотрясающих российское общество, столь показательное отстаивание своих позиций вызывает вполне обоснованный вопрос. Что получит ортодоксально верующая часть россиян с принятием поправок в УК – правовой механизм защиты мировоззрения или же оружие массового поражения людей, воспитанных вне религиозного контекста?

Этот вопрос корреспондент «Нашей Версии на Неве» обсудил с ведущим научным сотрудником Санкт-Петербургского института истории РАН, религиоведом, доктором исторических наук Ириной Левинской, выступавшей экспертом во многих знаковых процессах, включая дела Душенова и неонацистской банды Боровикова-Воеводина.

– Ирина Алексеевна, в начале октября вы присутствовали при рассмотрении кассационной жалобы на приговор Хамовнического суда в отношении панк-группы «Pussy Riot». Какой была обстановка в Мосгорсуде? «Сочувствующих» опять «кошмарили» ротвейлером?

– На этот раз всё выглядело несколько лучше. По крайней мере, рвущейся с поводка собаки и вооружённых автоматами людей там не было. Пришло много православных женщин в платочках, и по-военному одетых мужчин в майках с надписью «Православие или смерть». Но они вели себя достаточно спокойно. Как вы знаете, заседание было отложено – от своих адвокатов отказалась Екатерина Самуцевич. Думаю, что это обстоятельство серьёзно осложнит процесс, вряд ли новые защитники успеют в короткий срок ознакомиться с делом. Ведь там колоссальный объём информации, один только обвинительный приговор занимает 150 страниц.

– Это правда, что в отместку за критическую публикацию на официальную экспертизу по делу «Pussy Riot» вас пытались привлечь к ответственности за экстремизм?

– Заявители даже настаивали на моём аресте за «антисемитофобские взгляды». Якобы, я могу сбежать в Великобританию. Основания для заявления «выкопали» из интервью радиостанции «Свобода», где мы с ведущим обсуждали ситуацию с РПЦ, которая забирает у детей школы, лицеи, больницы. И ещё – ситуацию с часами Патриарха Кирилла. Я сказала, что Патриарх, дабы отделаться от пресловутого «подарка», может продать часы на благотворителъном аукционе. Думаю, что желающих приобрести хронометр, побывавший на руке Кирилла Гундяева, нашлось бы предостаточно.

– А кто выступил заявителем?

– Это была женщина, которая требовала запретить книгу про Гарри Поттера, мультсериал «Южный парк», картину Александра Савко «Нагорная проповедь» с участием Микки-Мауса. Последнее, как вы, наверное, знаете, удалось.

– Если поправки в УК будут приняты, попрание чувств верующих людей может грозить преступникам пятью годами лишения свободы. На ваш взгляд, это остановит разрастающийся конфликт внутри нашего общества или усугубит его?

– Давайте будем точны в формулировках. Поправки говорят об оскорблении религиозных убеждений и чувств граждан, а это принципиальный момент. Специфика русского языка такова, что данное определение может быть применимо, как к верующим, так и к атеистам. Представим человека, который ненавидит православие. По смыслу статьи, она должна защищать его чувства в отношении религии. То есть, в данном случае чувство ненависти. Всё это может привести к безумному потоку самых разнообразных, в том числе и абсурдных жалоб. Вы слышали о том, что Таганский суд признал «Золотой ключик» экстремистским произведением?

– Да, такое сложно пропустить...

– Совершенно верно, и многие люди поверили, хотя информация прилетела с сайта «фейковых» новостей. На удочку клюнул даже Николай Сванидзе, разразившийся гневными речами в своём блоге. Согласитесь, эта «новость» очень правдоподобна в контексте обсуждаемых поправок. Ведь религиозные чувства и переживания многообразны.

Возьмём нашумевшую историю с «Pussy Riot». Радикально-настроенные православные верующие, включая и представителей духовенства, говорили о том, что девушек необходимо лишить материнских прав, выпороть, сослать в Сибирь. Мнение дьякона Андрея Кураева оказалось иным – женщин нужно было накормить блинами (ведь Масленница же!) и по-доброму поговорить с ними. Правда после такой откровенности Кураева попросили замолчать. Третья реакция – открытое письмо Протоиерея Вячеслава Винникова – иерархам РПЦ. В частности, он пишет: «Мерзкое бесчеловечное судилище совершается в Хамовническом суде (...) Девочек Церковь посадила за молитву, а молитва бывает разная. Кто как умеет, так и молится. Если вам не понравилась их молитва, показалась неправильной – позовите их на беседу и научите правильной молитве. И вопрос был бы разрешён. Ведь это дело выеденного яйца не стоит. А их обвинили в оскорблении святынь, вандализме, святотатстве, экстремизме, начали сравнивать с безбожными коммунистами, которые взрывали церкви, расстреливали и сажали в тюрьмы верующих, террористами и фашистами. Уму непостижимо! Опомнитесь!»

Итак, перед нами одно событие и три разных мнения. Подчёркиваю – в каждом случае речь идёт о религиозных чувствах верующих людей. Кого в данном случае мы будем защищать?

– По этому поводу суд уже сказал своё слово.

– Вот именно. Видите ли, сегодня нам часто пытаются представить, будто в нашем обществе идёт война между верующими и атеистами. Я бы так не ставила вопрос. Думаю, происходит столкновение между двумя моделями православия.

Первая модель – святого Иосифа Волоцкого, который был уверен, что богатство церкви демонстрирует торжество православия. И вторая – святого Нила Сорского. Он говорил, что церковь должна быть бедной, ведь христианство – это любовь, а не стяжательство. К сожалению, сегодня побеждает первая модель. То же самое наблюдалось в начале XX века – был даже такой термин «казённое православие». Храмы рушили не большевики, а те самые воцерковлённые люди, составлявшие большинство в царской России. И я очень боюсь, что поправки в такой формулировке будут защищать ту самую казённость и граждан, готовых рвать всех на своём пути, защищая оскорблённые чувства.

Но христианство – это религия любви. Истинно верующего человека невозможно оскорбить, потому что он уже находится под защитой Бога. Разумеется, вынужденное уважение к агрессивным верующим, под страхом уголовного наказания, породит ещё больший раскол в обществе.

– А каков реальный круг лиц, которых должны защитить эти поправки? Церковные иерархи утверждают, что наше общество на 80% состоит из православных. Но о чём здесь идёт речь – о верующих или же о людях, которые исторически идентифицируют себя с определённой конфессией?

По теме

В Октябрьском районном суде Санкт-Петербурга в четверг, 11 мая, состоялось слушание о продлении срока ареста администратора так называемых «групп смерти» в соцсетях Филиппа Будейкина. На заседании обвиняемый признал себя виновным.

– Речь действительно идёт о самоидентификации. Реально воцерковлённых людей у нас не более 5%, и об этом прекрасно знают иерархи РПЦ. Кстати, если вы послушаете заявление Церкви, сделанное после вынесения приговора участникам панк-группы, станет очевидно, что православие пытаются превратить в признак этнической принадлежности. И это страшно.

– Как у Достоевского – «русский – значит православный»? Но во времена Фёдора Михайловича это заявление было отражением реалий дня. А сегодня? Может ли лозунг «Православие. Самодержавие. Народность» лечь в основу модели современного российского государства, которое находится в поисках смыслов и путей развития?

– Думаю, что нет. Большое достижение человечества в том, что оно сегодня дозволяет человеку жить в соответствии со своей совестью и самостоятельно выяснять свои отношения с Богом.

Я, например, не хочу жить в предложенной религиозной модели государства. Понятно, что сейчас российскому обществу предлагается единая модель поведения, вокруг которой оно должно сплотиться. Формула «Православие. Самодержавие. Народность» вполне приемлема для религиозного государства, но сегодня она устарела. Весьма странно слышать аргументы, относительно десяти заповедей как основных правил жизни. Эти правила уже давно адаптированы современным обществом, сегодня они лежат в основе европейской цивилизации.

– Историк Соловьёв приводит идеальную формулу сосуществования государства и церкви: государство занимается своими делами, церковь своими. Может ли при таком раскладе РПЦ претендовать на роль духовного лидера общества?

– РПЦ упустила свой шанс, хотя у неё были поистине фантастические возможности. В 90-е годы туда пришли очень многие: им показалось, что среди всеобщего хаоса именно там они найдут свой якорь. К сожалению, Церковь от них отвернулась. Она так и не стала меняться, перестраиваться, пытаться достойно ответить на вызов времени.

В этом смысле мы деградировали даже по сравнению с концом Х века. В те времена, когда на Западе все службы велись на латыни, у нас они проходили на славянском языке. И это был огромный прогресс. Сегодня всё более мрачно. Череда недавних скандалов отвернула от Церкви много умных, думающих, чувствующих интеллигентных людей. Но и внутри самой РПЦ идёт борьба консервативного большинства с прогрессивно мыслящими людьми. Пока побеждают первые.

– Тем не менее, в обществе идеи Бога всё больше получают распространение. Возможно дело в том, что религия теоретически предлагает модель, позволяющую устойчиво держать людей в рамках нравственных и моральных категорий?

– Эти идеи давно опроверг эмпирический опыт человечества. У каждого из нас есть знакомые – высоконравственные атеисты или агностики. Поставьте рядом с ними того же ряженого хоругвеносца и спросите последнего – почему он дошёл до такого скотского состояния? Почему он, вопреки заповедям Христа, позволяет себе быть злобным, агрессивным по отношению к людям?

К сожалению, в нашем обществе вера заменяется обрядовостью. Боюсь, что и новеллы законодательства будут защищать не верующих, а обрядоверов. Пока статья за оскорбление религиозных чувств у нас существует в КоАП. Заметьте, в спящем состоянии. Сегодня её не только будят, но и пытаются перевести в разряд уголовной законодательной нормы. Это может привести к катастрофе. Тогда Буратино действительно признают экстремистом. Что произойдёт с радугой в небе я даже не представляю... Неверное в неё будут стрелять из зенитных установок...

:
А миф о нынешнем посмертном существовании в Раю, Аду и прочих Лимбо оставим католикам: им так думать приятно, а мы точно не знаем.

Сошествие Христа в ад - христианский догмат, утверждающий, что после распятия Иисус Христос спустился в ад и, сокрушив его ворота, принёс в преисподнюю свою евангельскую проповедь, освободил заключённые там души и вывел из ада всех ветхозаветных праведников, а также Адама и Еву. Сошествие Христа в ад входит в число Страстей Христовых. Церковь считает, что это событие произошло во второй день пребывания Христа во гробе и вспоминает это событие за богослужением Великой субботы. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D1%88%D0...1%82%D0%B0_%D0%B2_%D0%B0%D0%B4
«Разбойника благоразумнаго во едином часе раеви сподобил еси, Господи»

Первым же человеком оказавшимся в Раю, как учит Церковь был один из разбойников, который даже не был христианином (не был крещен и пр.). (Лк 23. 39-43)

Нет желания прислушаться и к словам патриарха по поводу «Православие или смерть!» - дело ваше. Есть люди, которые "православнее всех православных"... их легко можно узнать по общности взглядов, у них своё православие, свои "суперправославные" лозунги... и пр. Те проповедники, которые проповедуют типа "Россия для Русских!", по моему мнению вряд ли причастны к христианству вообще.

И один вопрос: Считаешь ли ты тех людей, которые "кричат" «Православие или смерть!» (скажем носят футболки) лучше всех католиков (в глазах Божиих)?

И всё же про Ад и Рай...

Исходное сообщение Old_Dragon
А сейчас Ад существует? Томятся ли там сейчас люди?

"По греческому словопроизводству "ад" - от отрицания "a" и глагола eidein - видеть, оно обозначает место, лишенное света, или нечто невидимое.
В некоторых местах Св. Писания "ад" и "шеол" представляются местом или состоянием хотя и общим для всех умерших, но с некоторым различием для праведников и грешников. Первые здесь наслаждаются покоем, ожидают избавления отсюда и получают таковое (Псал. 15, 9 - 11; Лук. 18, 7; 1 Петр. 3, 18 - 19 и др.); вторые - покрыты вечным стыдом и не имеют никакой надежды на будущее (Иез. 32, 18 - 32). Иногда "ад" и "шеол" обозначают состояние только одних нечестивых и грешников (Прем. Сол. 3, 18 - 19; Иов. 24, 19; Лук. 16, 19).
Таким образом, по библейскому учению, "ад" является загробным состоянием душ после смерти .
Постигнуть тайну загробной жизни и развить представление об "аде" было много попыток со стороны христианских богословов и философов. Но все это не более, как простые умозрения, желающие проникнуть в непостижимое.
По учению православной церкви, "ад" является загробным состоянием грешных душ, которые в этом состоянии находятся во власти диавола и духов злобы. А кто со Христом, для того нет "ада" и смерть для того является переходом в жизнь вечную, в царство Христово (Лук. 23, 43; Филип. 1, 21 - 23).
Христос во время крестных страданий сошел во "ад", кратковременно приобщился общему для всех умерших загробному состоянию и разрушил ветхозаветную силу "ада", владычествовавшего над всем человечеством. Учение о сошествии Спасителя во "ад" является одним из твердых догматов Церкви и основывается на ясном свидетельстве Св. Писания (1 Петр. 3, 18 - 20; 4, 6; Эфес. 4, 8 - 10)."

Т. е., другими словами, "ад" - это то состояние людей после смерти, при котором они лишены богообщения (Света).

Рай - в религиозном представлении: состояние блаженной жизни (бытия) в гармонии с Творцом и творением, не повреждённое злом, смертью и временем. Включает в себя два понятия: 1) Эдем - состояние до познания добра и зла, прародина человечества (например, «Рай в Ветхом Завете»); 2) Рай, небеса - состояние после познания добра и зла, прохождения через смерть и конец мира. Часто противопоставляется аду (например, «Царство Небесное»). В переносном смысле - совершенное состояние блаженства.

В христианстве раскрывается новый смысл Рая, как "Царства Небесного", уготованного от начала мира, завоёванного в результате победы Иисуса Христа над адом. Изначальное прошлое и конечное будущее смешиваются в идее рая. К первоначальному, утерянному райскому состоянию нельзя вернуться - рай в конце мирового процесса есть совсем иной. Это рай после познания свободы, после всех страданий и испытаний, в которых раскрываются новые возможности Бога и человека. Можно даже сказать, что это рай после ада, после опыта зла и свободного отвержения ада.

Апостол Павел: «когда земной наш дом, эта хижина, разрушится, мы имеем от Бога жилище на небесах, дом нерукотворенный, вечный» (2Кор.5:1)

В понимании церкви, небесный рай, в котором обитают души праведников, есть ближайшая к земле небесная обитель или «первое небо»; за ним, выше, есть еще небеса (Откр.6:9; 7:9; 4:4). Климент Римский говорит об апостоле Петре, что он по смерти «отошел в место славы», о Павле - что он «по кончине отошел в место святое».

Поликарп Смирнский говорит об Игнатии Антиохийском и других мучениках, что они «пребывают в подобающем месте у Господа». Ириней Лионский замечает, что «преложенные (то есть умершие на земле праведники) преложены в рай, ибо рай приготовлен для людей праведных и духовных».

Согласно Ефрему Сирину, все праведники водворяются в обществе радости, где нет плача и воздыханий, а одно радование. Там они могут видеть «мысленное Солнце» (то есть Бога), светом которого озаряясь, наслаждаются неисчерпаемыми дарами Божиими.

В учении Отцов Церкви , души святых в небесных райских обителях не в одинаковой степени пользуются их блаженствами, но различно, соответственно их достоинству; некоторые (Григорий Богослов, Иоанн Златоуст и др.) прибавляют, что святые, находящиеся в небесном раю, молятся как об умерших, не достигших праведности, так и о живущих еще на земле.

Но Афанасий Великий замечает:
«Вопрос, где находятся отшедшие души - вопрос чудный и дивный, сокрытый от людей; Бог не соизволил, чтобы кто-нибудь возвратился к нам оттуда и рассказал, где и как пребывают души, отшедшие от нас»...

Лозунг «Православие или смерть» весьма популярен в современном православном мире. Тем не менее, чаще всего в эти понятия вкладывается разный смысл. А что если взглянуть на лозунг «Православие или смерть» с точки зрения афонских монахов?

Вы наверное удивитесь, узнав, что этот лозунг отнюдь не принадлежит зилотам монастыря Есфигмен, хотя он, действительно, берет начало из Греции. Дело в том, что лозунг «Православие или смерть» был выдвинут греками во время турецкой оккупации. Тогда многие исповедники добровольно принимали мучениченическую смерть. Даже на Афоне некоторые монахи брали благословение старца и отправлялись в Констатинополь, чтобы исповедать свою Веру и умереть за Христа.

Однако турки не воевали против Православия. Напротив, они были очень терпимы и предоставили Церкви невиданную для того времени свободу. Поэтому лозунг «Православие или смерть» никогда не был лозунгом Церкви. В то время лозунг «Православие или смерть» обычно брали на вооружение единичные исповедники Веры.

Тем не менее, в истории Афона можно выделить два ключевых момента, в которых лозунг ««Православие или смерть» был реализован целыми монастырями.

Первое событие - разгром имяславского движения в Русском Монастыре на Афоне. В соответствии с предписанием Святейшего Синода, 4 июня 1913 года военный корабль «Донец» доставил архиепископа Вологодского Никона Рождественского и профессора Троицкого на Афон с целью «усмирения монашеского бунта. Перепись, проведённая архиепископом, показала, что среди 1700 российских монахов 661 записали себя имяборцами, 517 — имяславцами, 360 уклонились от переписи, а остальные записались нейтральными. Это официальная статистика. Впрочем, покалечено и вывезено с Афона было гораздо больше монахов.

В течение июня архиепископ Никон "вёл переговоры" с имяславцами и пытался заставить их поменять свои убеждения добровольно, но потерпел неудачу. Не будем вдаваться в подробности, лишь заметим, что архиепископ Никон не имел богословского образования, поэтому его тактика сводилась к запугиванию монахов, доходившему до хулы. В результате произошло событие, названное историками - усмирение «монашеского бунта», а позднее названное разгром русского монашества на Балканах.

Мало кто знает, что и Синод, и Император были против подавления силой того недоразумения, которое впоследствии назовут «монашеским бунтом». И совсем осталось незамеченной роль архиеп. Антония (Храповицкого). Ведь именно он убедил Синод в необходимости немедленной расправы и таким образом повлиял на Императора. Именно ему принадлежит идея «убедить монахов порохом», именно он доказывал, что никакой диалог с монахами невозможен и не нужен. Зачем диалог, если есть солдаты?! Раз монахи выдвинули лозунг «Православие или смерть» - пусть попробуют пороха…. Таким образом, именно архиеп. Антония (Храповицкого) правильно считать главным действующим лицом расправы. Причем, если вспомнить о положении архиеп. Антония (Храповицкого) в Цекви, то можно без преувеличения сказать, что он в то время занимал место русского Патриарха.

Второе событие - конфликт в монастыре Есфигмен . Конфликт резко обострился в конце 2002 года, когда Вселенский престол официально объявил мятежную братию (тогда 117 монахов) схизматиками, что, согласно законодательству Греции, влечёт выдворение с Афона, постановление о чём было принято судом Салоник, а затем Верховным судом Греции. В декабре 2006 года произошло столкновение. А в июне 2008 года сообщалось о стягивании полицейских сил к монастырю. Между тем, официальные сведения, поступившие в русскую печать - половинчаты. Впрочем, мы к этому уже привыкли.

В греческой печати сообщались многие интересные подробности. Оказывается, последний раз, в 2008 году, полиция была стянута к Есфигмену… по требованию Вселенского патриарха. Вселенский патриарх обратился к правительству Греции с требованием изгнать мятежное братство с Афона. В качестве вежливого ответа была стянута к монастырю полиция, которая не предпринимала никаких действий. И все же официально патриарх получил совершенно определенный ответ: гражданская власть не считает себя вправе вмешиваться в церковные дела и нарушать суверенитет законов Афона.

Обратите внимание. Здесь мы встречаем уже нечто знакомое: при появлении лозунга ««Православие или смерть» церковная власть обращается к гражданской с просьбой решить церковный конфликт «с помощью пороха». Но как отличается ответ гражданской власти в обоих случаях! В Русской традиции - уничтожить людей, «нет человека - нет проблемы» , в греческой - вежливое напоминание о том, что Церковь и государство имеют разные цели, задачи и методы. Церковь и государство это не единая система управления и не единый механизм подавления.

Тем не менее, интереснее всего оказывается сам результат. В Русской традиции - хотели как лучше, а получилось как всегда, разгром русского монашества на Балканах, в греческой традиции - монастырь Есфигмен постепенно исправляется и возвращается из зилотизма к Православию. Так, в Русской традиции - позиция «Православие или смерть» привела в конечном итоге к убийству, «смерти Православия» , в греческой - позиция «Православие или смерть» раскрыла взаимное уважение и благородство человеческих отношений.

Таким образом, позиция «Православие или смерть» в греческой традиции отнюдь не означает неминуемой смерти. Под смертью подразумевается крайняя решимость идти до конца. Наконец, позиция «Православие или смерть» воспринимется не как политический лозунг, а рассматривается в качестве частного богословского мнения.

В Русской традиции лозунг «Православие или смерть» приводит к автоматическому срабатыванию Системы: «нет человека - нет проблемы», потому что Система опознает этот лозунг, как нечто опасное для своего существования. Возможно, тем, кто пытается серьзно следовать этому лозунгу, не лишним будет делать поправку на российские реалии, а именно, на менталитет и исторические особенности симфонии государства и Церкви.

Суд отказался признать экстремистской футболку "Православие или смерть

Лозунг «Православие или смерть», два года являвшийся экстремистским по решению Черемушкинского районного суда Москвы, был исключён из списка экстремистских материалов. Об этом сообщил депутат Законодательного Собрания Петербурга Виталий Милонов.

Как сообщило оппозиционное "Эхо Петербурга", лозунг "православие или смерть" исключен из списка экстремистских материалов - издание узнало это от депутата Виталия Милонова. Впрочем, на сайте Минюста он (пока еще?) присутствует в списке запрещённых материалов под номером 865.

"Долгое время этот лозунг пытались в СМИ представить как лозунг экстремистской направленности.

Даже Святейших Патриарх Кирилл говорил, что не очень правильно носить такой лозунг",- заявил Милонов, - "Но со временем по мере осмысления этого лозунга ситуация стала меняться". По словам депутата "В том же московском регионе было вынесено решение суда отменяющее предыдущее судебное решение и лозунг должен был быть исключён. Однако он всё ещё находился в числе тех лозунгов". В итоге Милонов заявил, что "на сегодняшний день лозунг "Православие, или смерть" уже точно не находится в списке экстремистских материалов", - заверил В.Милонов и пояснил, что лозунг якобы "говорит о внутреннем убеждении человека, который говорит о своей вере и своей смерти, которая угрожает ему без Православия".

Как известно лозунг "Православие или смерть" в России появился в "лихих девяностых" в кругу православных консерваторов (Wikipedia упоминает Константина Кинчева и Ивана Охлобыстина), монархистов и ряда священников. По словам православных хоругвеносцев, этот лозунг заявляет о готовности умереть за Христа и выбор смерти вместо отречения от православия. Впрочем, как замечают блогеры, в ульраправой среде этот лозунг прочеркивает готовность к радикальным действиям. В часности, на бордах футбольных фанатов можно найти высказывания вроде "Ты идешь в такой футболке и имеешь в виду, что за православие убить готов, но чтобы тебя за нее осудили, надо доказать, что ты не "за веру умереть обещаешь" или "если ты ищешь где купить, заказать и носишь признанную экстремистской футболку "Православие или смерть" уже показывает, что ты... ну, непростой, опасный".

Позиция церкви в отношении лозунга "православие или смерть" скорее нейтральна, чем негативна или позитивна. С критикой проповедников, выступающих с подобным лозунгом в 2009 году выступил Патриарх Московский и всея Руси Кирилл - он напомнил о гордыне в глазах таких провповедников, что ни один апостол так не говорил и подчеркнул, что православие - это не смертные тлен и грех, а красота жизни. Руководитель же пресс-службы главы русской православной церкви Владимир Вигилянский не нашел в лозунге экстремизма, но и не поддержал его, заявив "Это высказывание ни на кого не направлено, ни к чему не принуждает. Люди говорят о собственной позиции, это их личный выбор".

Другие служители и прихожане, обсуждая лозунг "Православие или смерть", делятся своими мыслями. Например, если человек использует этот лозунг для того, чтобы "поучить жизни православных" - по их мнению, надо идти "в храм или в некое собрание православных людей", а не искать где купить какие-нибудь футболки или банданы с лозунгом "Православие или смерть". "Значит, скорее всего, ты решил что-то доказать нецерковным людям. Что же ты им докажешь? Лозунг говорит следующее: "Я думаю, что если случатся гонения, я буду готов умереть за свою веру",-пишут они, иронизируя - это равноценно лозунгу "Я не стану блудить", "Заболев раком я не впаду в уныние" или "Став звездой я не буду тщеславным". Хвастовство же православные прихожане и священники называют гордыней.

Что же касается судебной стороны вопроса, то здесь "есть нюансы". Например, в конце 2010 года Черемушкинский районный суд Москвы признал лозунг "Православие или смерть" экстремистским и включил его в Федеральный список экстремистских материалов как разжигающий религиозную вражду и пропагандирующий "превосходство граждан одной религии по отношению к другой". Казалось бы, наличие лозунга в списке экстремистских материалов и существующее судебное решение окончательно запрещает лозунг - однако в РФ не существует прецедентного права и каждый случай необходимо разбирать в суде в отдельном порядке. Так в 2011 году Люблинский районный суд отклонил представление прокуратуры об "экстремизме" футболки с таким лозунгом. Выходит - существует пункт №865 и два решения двух судов, абсолютно противоречащие друг другу.

Таким образом, до тех пор, пока лозунг "Православие или смерть" на картинке, фото или футболке не будет исключен из списка экстремистских материалов, он не может считаться "не экстремистским". И его ношение - к счастью или увы, для кого как - не может считаться законодательно разрешенным. Впрочем, если человек действительно православный - ему не требуется кричать этот лозунг или носить его на себе, распаляя собственную гордыню, а если человек неправославный - то использование этого лозунга и вовсе глупо.

Loading...Loading...