Мартин лютер краткая биография. Кем был и что сделал монах Мартин Лютер: христианский богослов и великий реформатор

Основатель евангелическо-лютеранской церкви. Родился в Эйслебене (в Саксонии) 10 ноября 1483 года. Он происходил из крестьянского сословия, был сыном рудокопа и получил в семье строгое религиозно-нравственное воспитание. В 1501 г. он поступил в эрфуртский университет, где, изучая право (по желанию отца), занимался в то те время философскими науками, а также усвоил себе все необходимые приемы диалектики. Одновременно с этим Мартин Лютер изучал латинских классиков и вступил в близкие сношения с представителями эрфуртского гуманизма – Рубианусом и Лангом. В 1502 г. Лютер получил степень бакалавра, а в 1505 г. магистра философии.

В том же году незначительное; событие послужило толчком к перемене в жизни Лютера, положившей начало его будущей деятельности. Гроза, застигшая его в горах, произвела глубокое впечатление на его пылкую натуру; Лютер был, по собственному его выражению, «объят страхом, ниспосланным с неба», и с той поры стал мучиться сомнениями в возможности достигнуть спасения при греховности человеческой природы. Он оставил рассеянную жизнь, поступил в августинский монастырь в Эрфурте и принял священническое звание (1507). Однако, несмотря на жизнь, полную труда и покаяния, страх божественной кары не оставлял Лютера, и в тиши своей кельи он переживал не одну тяжелую минуту грусти и отчаяния. Решительный переворот в его душевном мире произвёл один старый монах, разрешивший все его сомнения простым указанием на главу об отпущении грехов. Ревностное изучение Святого Писания, с одной стороны, и беседы с приором августинского ордена, Штаупицем, с другой – содействовали укреплению в Мартине Лютере сознания о возможности достижения вечного спасения силою одной веры.

Портрет Мартина Лютера. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Совершив в 1511 г., по поручению своего ордена, путешествие в Рим, Лютер ужаснулся, увидев глубокую испорченность католического духовенства, Тем не менее из Рима он вернулся еще верным сыном католической церкви, глубоко верующим в её безграничный авторитет. Еще до поездки в Рим Мартин Лютер начал читать во вновь учреждённом виттенбергском университете лекции об Аристотеле; сделавшись доктором теологии (1512), он начал чтения о посланиях апостола Павла, произнося в то же время частые проповеди в виттенбергских церквах на тему о Божьей благодати, достигаемой помощью веры, сделавшейся краеугольным камнем его учения.

95 тезисов Лютера (кратко)

Вскоре Лютеру представился случай открыто выступить врагом римской церкви. Злоупотребление папскими индульгенциями достигло тогда крайних пределов. Торговавший этими индульгенциями монах Тецель появился также в окрестностях Виттенберга (1517), именно в то время, когда там праздновалась годовщина освящения местной дворцовой церкви, По обычаю того времени подобные празднества сопровождались публикациями, прибивавшимися к дверям храма; Лютер воспользовался этим и прибил к церковным дверям 95 тезисов, в которых указал на различие между покаянием, как актом внутреннего, нравственного мира, и существующей церков ной системой покаяния. Успех 95 тезисов был чрезвычайный: в течение 14 дней они успели обойти всю Германию и были встречены всеобщим сочувствием. В начале 1518 г. 95 тезисов подверглись осуждению со стороны папского цензора; а в 1519 г. папский теолог Экк вызвал Мартина Лютера на публичный диспут в Лейпциге (касавшийся главным образом вопроса о главенстве папы), после которого совершился окончательный разрыв между Лютером и римской церковью.

Сожжение Лютером папской буллы

Неутомимо работая пером, Мартин Лютер стал развивать в своих сочинениях учение о праве на священство всех верующих, о религиозной свободе, о том, что церковь не нуждается в земном заместителе в лице папы, и потребовал, между прочим, причащения под обоими видами и для мирян. Эти учения и его связь с такими отъявленными врагами Рима, как Гуттен , окончательно навлекли на Лютера гнев папы. В 1520 г. появилась папская булла, отрешившая его от церкви, на которую Лютер ответил новым сочинением: «О свободе христианской личности», а буллу торжественно сжег вместе с папскими декреталиями пред воротами Виттенберга. От наказания за этот поступок Лютера спасло только заступничество курфюрста Фридриха Мудрого, бывшего до избрания Карла V наместником императорского престола.

Как в вышеупомянутом, так и в других изданных в том же году сочинениях («К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианского состояния» и «О вавилонском пленении церкви») Мартин Лютер призывает христианство к борьбе против заносчивых требований папы и духовенства, требует уничтожения порабощавшей народ системы отпущения грехов и указывает на непосредственное сближение с Богом путем веры, как на единственный источник успокоения и блаженства.

Лютер на Вормсском сейме 1521 и в замке Вартбург

В 1521 г. Мартин Лютер был потребован к ответу пред императором Карлом V и рейхстагом; явившись на имперский сейм в Вормсе , он перед лицом властей и многочисленного народа смело отстаивал свое учение и решительно отклонил предложение отречься от своих идей.

Лютер на Вормсском сейме. Картина А. фон Вернера, 1877

На обратном пути, по инициативе покровителя его, саксонского курфюрста Фридриха Мудрого, на Лютера «напали» замаскированные «разбойники», привезшие его в Вартбург, где он, скрываясь под чужим именем, нашел безопасное убежище от всяких преследований и мог спокойно отдаться своей литературной и реформаторской деятельности. Здесь Лютер совершил один из капитальнейших трудов своей жизни – перевод Библии на немецкий язык.

Лютер в Вартбурге (где он жил под именем Йорга). Художник Лука Кранах Старший, 1521-1522

Реформация Мартина Лютера (кратко)

Недолго, однако, он удержался в Вартбурге. Фанатические крайности его последователей , иконоборство, нерешительность Меланхтона в виду этих событий вызвали Лютера из его убежища. Он снова появился в Виттенберге и силою горячей проповеди восстановил спокойствие, после чего ревностно отдался устройству преобразованной церкви, обнимая своей реформаторской деятельностью богослужение (которое стало производиться на немецком языке, и многие обряды которого были заменены молитвой и пением гимнов), церковное устройство, школьное дело и т. д., результатом чего явились его сочинения: «О порядке богослужения в общине», «Книга церковных песен», «Большой катехизис», «Малый катехизис» и др. Отрицая безбрачие духовенства, Мартин Лютер женился (1525) на Катарине фон Бора (тоже бывшей монахине), затем стал уничтожать монастыри, обращая их имуществе на устройство школ, больниц и пр.

Портрет Мартина Лютера и его жены Катарины Бора. Художник Лука Кранах Старший, 1525

Смелый религиозный реформатор, Лютер, однако, твердо стоял за существующий политический строй, резко осуждая всякую попытку к его изменению. Таким образом, он явился горячим противником партии Мюнцера , а во время Крестьянской войны в 1525 г. горячо осуждал действия крестьян и анабаптистов в двух сочинениях: «Призыв к миру» и «Против крестьян – грабителей и убийц». Точно также реформаторская деятельность Цвингли встретила в нем противника. Помимо религиозно-обрядовых несогласий со швейцарскими реформаторами, Мартин Лютер был крайним противником идеи вооруженная сопротивления, вследствие чего совершенно отклонил обширный план Цвингли и ландграфа гессенского относительно совместного действия всех реформационных сил для борьбы с папством и католической монархией. Окончательный разрыв между лютеранской или саксонской и южногерманской и швейцарской реформацией последовал на религиозном диспуте в Марбурге (1529) так что на аугсбургском рейхстаге 1530 г. саксонские немцы выступили уже со своим особ, исповеданием веры («Аугсбургская конфессия»), которым завершился процесс образования лютеранской церкви. Однако, и в следующие годы Лютер продолжал неутомимо работать над начатым делом, оставаясь до конца верным своим идеям: в этом духе были им составлены в 1537 г. Шмалькальденские артикулы; руководствуясь теми же идеями, он отклонил посреднические предложения в Регенсбурге в 1541 г. и приглашение на Тридентский собор в 1545 г.

Личность Лютера

Пылкий, порывистый, подчас неумеренно резкий, когда дело касалось его религиозных убеждений, в частной жизни Мартин Лютер отличался ясностью духа, добродушными юмором, веселым нравом и теплым, сострадательным отношением к людям. Внутренняя, душевная жизнь его представляла, однако, меньше спокойствия: не раз переживал он тяжелые, мрачные минуты, борясь с дьяволом, мучимый фантомами, грозившими помутить его сознание. К этому присоединялись еще частые телесные страдания, развившиеся в мучительную болезнь, которая свела его в могилу. До самой своей смерти Лютер продолжал действовать в Виттенберге в качестве проповедника. Он умер 18 февраля 1546 г. в Эйслебене, в том самом городе, где родился и куда отправился за несколько дней до смерти. Тело его похоронено в Виттенберге.

Значение Лютера

На памяти Мартина Лютера остается упрек в потворстве его высокопоставленным друзьям – князьям. Но эта слабость отчасти искупается его духовными и нравственными качествами. Не менее важны услуги, оказанные Лютером немецкой литературе. С ним начинается новый период в истории немецкого языка; слог его проповедей, брошюр, трактатов полон энергии, силы и выразительности, и потомки ценят Мартина Лютера не только, как церковного реформатора, но и как одного из популярнейших писателей Германии.


Имя: Мартин Лютер (Martin Luther)

Возраст: 62 года

Место рождения: Айслебен, Саксония, Германия

Место смерти: Айслебен, Саксония

Деятельность: богослов, политик, переводчик, реформатор

Семейное положение: был женат

Мартин Лютер - биография

Он сумел сокрушить мощь католической церкви и создать новую религию - протестантизм. При этом себя самого считал очень грешным человеком.

Родители будущего реформатора были крестьянами, которые в поисках лучшей жизни перебрались в Айслебен, что в Саксонии. А вскоре после рождения Мартина семья переехала в Мансфельд. Отец устроился работать на медный рудник. Спустя некоторое время он смог приобрести долю в шахтерском бизнесе. Получил и влияние - заседал в городском магистрате.

«Родители мои, - писал позже Лютер, - держали меня сурово, отчего я и сделался робким». Впрочем, он понимал, что это не было следствием черствости их душ: «Побуждения их были прекрасны; но они не умели различать особенностей характера, с которыми всегда должны быть соразмеряемы и наказания».

Отец во что бы то ни стало хотел видеть сына доктором юриспруденции. В 7 лет мальчика записали в школу, где он научился письму, чтению, пению и основным молитвам. Там царили те же представления о воспитании, что и дома, - и в Мартине поселилось ощущение собственной греховности.

Образование

К 14 годам Лютер-младший стал учеником францисканской школы Магдебурга. Увы, и там оказалось не лучше. Позже он сравнит эти годы с чистилищем и адом. Зато школа в Эйзенахе, куда затем отправился Мартин, приятно его удивила: к нему стали относиться по-человечески. Прожитые там 3 года дали ему гораздо больше, чем все предыдущие.

Жившие в бедности ученики часто подрабатывали пением под окнами горожан. И вот однажды Урсула Котт, супруга состоятельного торговца, приметила Мартина и пригласила в дом - сначала отдохнуть и обогреться, а затем и жить. Лютер не просто смог выбраться из щемящей бедности, но и обрел веру в людей. Тогда же пришла любовь к музыке, которую он пронесет через всю жизнь.

А после был Эрфуртский университет - один из лучших в Германии, - который, однако, Лютер будет вспоминать не иначе как «пивную и бордель». К счастью, у усидчивого юноши получилось сосредоточиться на учебе: схоласты и античная классика, дебаты и сочинения, и главное - труды Блаженного Августина... В 1505 году Лютер стал бакалавром свободных искусств и начал изучать юридические науки.


В тот период он впервые полностью прочёл Библию. Трудно поверить, но постоянно находившийся в монашеском окружении Лютер ранее видел только отрывки Писания - считалось, что полностью читать его мирянам не обязательно и даже вредно. Это произвело на него сильное впечатление. Как и случайная реплика одного из товарищей, решившего подбодрить Лютера, когда тот заболел: «Не беспокойся, любезный бакалавр! Ты еще станешь великим мужем!»

А будущий великий муж безмерно страдал от страха перед Богом. Потом он вспомнит, что утерял тогда связь со Спасителем. И все же теология представлялась Лютеру более весомой наукой, чем юриспруденция. И, получив степень магистра, Мартин, к ужасу родителей, стал монахом-августинцем. Говорят, на это его подвигло случайно вырвавшееся во время удара молнии обещание. Но на самом деле Лютера вела к этому его судьба. Отец, который уже строил планы на свадьбу старшего сына, долго не мог простить ему этото выбора.

Теология Лютера

Став доктором наук, Лютер читал лекции в университете Виттенберга. В 1511 году он отправился в Рим по делам ордена. Увиденное там разгульное роскошество папского двора неприятно поразило его.

К 1512 году Мартин был уже профессором теологии и монахом, живущим по уставу. Но старые страхи не оставляли его: «Я снова и снова каялся... Чем больше я пытался излечиться, тем сильнее смятение и беспокойство овладевали мной». Облегчение приходило через пристальное, медитативное изучение Библии.

При сравнении лекций Лютера с промежутком в несколько лёт хорошо видно, насколько углубилось его понимание Писания. Именно тогда в нем окончательно сформировался главный принцип: спасение через веру, а не через обряды. Вскоре Лютер с гордостью заметил, что в стенах университета «его теология» вытесняет Аристотеля и схоластов.

Мартин Лютер - реформация

В это же время развернулась торговля папскими индульгенциями - документами, которые даровали отпущение грехов. Лютер протестовал против такой практики: спасение может быть приобретено только личным покаянием, а не монетой! Он составил (по собственному признанию Лютера, идея пришла к нему в момент посещения уборной) знаменитые 95 тезисов, которые отправил архиепископу Майнца. Историю о том, что он прибил их к церковным дверям, историки долгое время подвергали сомнению. Лишь недавно нашлось ее подтверждение..


Нужно заметить, что в протесте изначально не было противостояния папе. Более того, Лютеру не нравилось, что его считают лидером антипапского движения. Но процесс уже было не остановить - его поддержали влиятельные немецкие князья, стремившиеся освободиться из-под влияния Ватикана. Да и в народе стала расползаться смута. В Риме все строже смотрели на виттенбергского теолога.

Монашество

Нарастающее давление со стороны церковных иерархов заставляло Лютера защищаться. Он начал искать в Писании основания для сомнений в объеме папской власти. Но главным толчком к радикализации стало знакомство с профессором Иоганном Экком, блестящим полемистом. Именно в спорах с ним Лютер впервые положительно отозвался о Яне Гусе, сожженном еретике. Понимая, что этого папа уже не простит, Мартин начал произносить речи и печатать памфлеты в куда более дерзком тоне.

В 1520 году Лютера отлучили от Церкви - но ему это было уже безразлично. Он прилюдно сжег папскую буллу о его отлучении, вместе с декретами и книгами канонического закона. Над Мартином нависла серьезная угроза. И тогда его покровитель, Саксонский курфюрст Фридрих Мудрый, организовал ложное похищение - Лютера тайно перевезли в Вартбург, в замок Фридриха.

В замке из-за долгих ночных молитв Лютер испытывал упадок сил и прилив сомнений, его преследовали навязчивые видения. По легенде, он в сердцах бросил чернильницу в дьявола, являвшегося ему в образе свиньи или блуждающих огней, - но лишь испачкал стену. Однако нашел в себе силы собраться с духом и вскоре снова писал памфлеты, сочинял гимны и даже перевел Библию на немецкий язык.

Между тем в Виттенберге упрощались литургии, перераспределялись церковные доходы, разрушались алтари. Лютер порицал насилие, но остановить смуту -было уже невозможно. Князья стремились приобрести как можно больше власти, что было удобно делать под лозунгами национально-религиозного объединения. А крестьяне поднимали восстания.

Мартин Лютер - биография личной жизни

В 16 веке назревала в Германии реформационная деятельность. Власть духовенства была подавляющей, она оказывала влияние на все сферы жизни общества и государства. Реформация вылилась в крестьянскую войну 1524 – 1526 годов. В этой обстановке и протекала деятельность Лютера, давшего толчок к началу движения.

Мартин Лютер был выдающимся политиком и богословом своего времени. А основы его учения дали начало германскому протестантизму, расколовшегося впоследствии на еще несколько религиозных ответвлений.

Родился Лютер в Эйслебене в ноябре 1483 года. В 1505 году он заканчивает университет в степени магистра. Затем он уходит в эрфрутский монастырь. Спустя три года, он становится лектором в Виттенбергском университете. А с 1512 Лютер стал доктором богословия.

Тогда он и начинает распространять свое учение. Знамениты в истории протестантства его «95 тезисов». В основу его учения легла идея независимости светского общества и государства от духовенства. Лютер утверждал, что для приближения к Всевышнему не нужен никакой посредник, в качестве которого и выступали церкви. Он отрицал весь существовавший на то время католистический уклад и все его догматы. За духовенством он оставлял лишь роль наставничества, призывая к борьбе против папской тирании. Отрицая необходимость посредничества между Богом и людьми в лице церковнослужителей, он отдавал большую роль мирскому быту, выделяя его как довольно важную сторону христианского существования.

В своем «Обращении к христианскому дворянству», Лютер провозглашает важным делом своей нации борьбу с папской тиранией. Все эти его догмы были восприняты народом как сигнал к действиям против существующего католического строя.

Однако, вскоре Мартин осознает, что движение Реформации вышло за свои пределы. Его вызывают на суд в Рим. Туда появится Лютер отказался. А вскоре сжег прилюдно и папскую бумагу о отречении его от церкви. Потом придется искать ему защиты у дворянства. Какое-то время Лютер скрывался в замке Фридриха Саксонского. Но, теперь он несколько пересмотрел свои радикальные позиции и говорил о том, что все пропагандируемое им ранее должно ограничиваться духовными рамками.

А реформационная деятельность, тем временем, шла своим чередом, вылившись в крестьянские восстания и войну. Лютер призывал к отказу от столь агрессивных действий и во время войны выступал за жесткое наказание бунтарей.

Помимо того, что дано было Лютером начало целого нового религиозного течения и начало Реформации в Германии, не малое он оставил наследие для потомков. Большой его заслугой считается перевод им на немецкий Библии. Также, внес он изменения и в образовательную сферу Германии. Утверждены и обобщены были им литературные языковые нормы.

Ушел из жизни Мартин Лютер 18 февраля 1546 года. Смерть настигла его в том же городе, в котором и появился он на свет.

О его жизни с интересными фактами

Интересные факты и даты из жизни

Этот человек знаменит прежде всего тем, что, даже не подозревая об этом, положил начало преобразованию, реформации религиозного мировоззрения германского народа в пятнадцатом и шестнадцатом веках. Эти шаги привели Мартина Лютера, а именно о нем идет речь, к созданию абсолютно обособленной ветви христианства – протестантизму - которая сегодня исповедуется по всему миру. Будучи крестьянским сыном, он тяжело трудился, потому пошел учиться, но в один переломный момент понял, что его стезя – путь веры. Давайте разберемся, что это был за человек, как сложилась его судьба и какое наследие он оставил после себя потомкам.

Реформатор Мартин Лютер: биография сына крестьянина, ставшего рудокопом

Главный основоположник такого течения, как лютеранство (немецкий протестантизм), с ранних лет был человеком одаренным и творческим. В среде бюргеров (зажиточных жителей города) было принято давать детям образование. Отец будущего священника после изнурительного труда в медных шахтах разжился и стал считаться обеспеченным. Лютер начал светское обучение, которое закончилось для него принятием монашеского пострига (обета). В будущем он не только ревностно осуществлял все свои обязательства перед Господом, но даже получил сан священника. Все это случилось прежде, чем развращённое католичество, во главе с «первым ростовщиком» папой, стало ему глубоко ненавистным.

В возрасте десяти лет сам будущий монах Мартин Лютер, а также его приятели из горного городка Мансфельда, нашли способ не отправляться на шахты, чтобы подзаработать. Обладая чистыми мальчишескими голосами, они устраивали религиозные песнопения под окнами у зажиточных горожан и в имениях аристократов.

Кратко о немецком благословителе Реформации

С ранних лет Лютер понимал, что все его будущее зависит от Всевышнего. Его вера была чиста и непорочна, как первый снег. Именно потому, он выбрал своей стезей не светскую науку, а именно религиозное учение – теологию. Сперва он активно включился в изучение трудов святого Августина в Виттенбергском университете, одновременно стараясь получить степень доктора.

Поворотным моментом в карьере будущего реформатора стала командировка в Рим. Он отправился туда, даже не представляя себе, чем это может закончиться. Католический клир со всей своей развращенностью и стремлению к обогащению предстал перед ним во всей красе. На то время, кто такой Мартин Лютер, не знал еще практически никто, но вскоре его имя прогремело по всему миру.

В семнадцатом году шестнадцатого века папа Лев Х выпустил специальную буллу о продаже индульгенций (грамота с отпущением грехов), чего молодой монах уже не мог вынести. Он открыто выступил с жесткой критикой понтифика. Это вызвало в религиозной верхушке разброд умов, а закончилось преданием ученого анафеме (отлучение от церкви).

Возможно, проведенные в нищете и лишениях годы в ордене Августина, отложились в душе Лютера. Он призывал полностью отказаться от поклонения иконам, реликтам, святым и отверг доктрину Благодати. Более того, он не побоялся откровенно обвинить папу в ереси, за что и схлопотал самое страшное на то время наказание.

Всей своей жизнью этот расстрига-инок (он женился, вопреки обету) оказал такое влияние на христианство в целом, что последствия этого потомки видят сквозь прошедшие годы. Европа разделилась на два лагеря, там возникла альтернатива «загнивающему» католицизму, и это было, как глоток свежего воздуха после затхлых подземелий.

Семья будущего монаха

Отец реформатора, Ганс Лютер, родился в одной из немецких деревенек в семье крестьянина в пятьдесят девятом году пятнадцатого века. Семейство было многодетным и чрезвычайно бедным, потому из двенадцати ребятишек выжил лишь один. Обнищав до крайности, выбившись из сил, его родители решили перебраться в городок Лютерштадт-Айслебен в земле Саксония-Анхальт. Там были старые медные рудники и считалось, что каждый может заработать в шахтах на всю жизнь.

Труд был адский, условий никаких, проживать приходилось в бараках, а питаться как придётся, зато платили действительно по-королевски. Вскоре повзрослевший Ганс женился на простой и спокойной девушки Маргарите, которая десятого января 1483 года произвела на свет младенца. Мальчик был назван в честь деда по отцовской линии Мартином, тем более что на следующий день отмечался праздник одноименного святого.

После рождения малыша семейство решило переехать в небольшой, но живописный городок Мансфельд, где Лютер уже считался зажиточным человеком (бюргером). Заработанный собственными руками достаток отложился на самом Гансе, его супруге, а также маленьком Лютере. Праздность никогда не была в чести в этом семействе. Мальчишка, собрав таких же, как и сам сорванцов, ходил петь церковные хоралы для тех, кто готов был расплачиваться звонкой монетой за их ангельские голоса.

Детство и юность немецкого богослова

Ранняя характеристика Мартина Лютера свидетельствует о его склонности интересоваться вопросами религии и веры. В возрасте четырнадцати лет подростка решено было определить в школу, но не куда-нибудь, а в столицу земли Саксонской – город Магдебург. Там он поступил в школу францисканского ордена, который славился своим аскетизмом и воздержанностью. Через четыре года обучение было завершено, но родители настояли, чтобы сын отправился в Тюрингию в город под названием Эрфурт, где базировался университет. Отец желал видеть отпрыска юристом, не беспокоящимся о завтрашнем дне.

Прежде чем получать знания в правоведении, каждый абитуриент должен был пройти так называемый курс семи вольных искусств или наук. Они рассматривались, как подготовительная подоплека для постижения более серьезных дисциплин. Обучение включало в себя логику (диалектику), астрономию, физику, риторику, а также геометрию, и длился ровно четыре года.

К юридическим знаниям удалось подступиться только в пятом году шестнадцатого века. Приблизительно в то же время близкий приятель Лютера, Иоганн фон Штаупиц, стал викарием в Августинском ордене. Это произвело на парня неизгладимое впечатление. К огромному удивлению родителей, вскоре их сын тоже принял монашество, чем разочаровал отца до глубины души. Через год его пожаловали саном священника и окончательно должен был быть потерян для мира.

Конфликт с посредниками Бога: правдивый рассказ про Мартина Лютера

Этому человеку не было свойственно останавливаться на половине пути или возвращаться с намеченной дороги. Он решил посвятить жизнь изучению вопросов религии и веры и выполнил это, даже вопреки воле родителей. В восьмом году молодого священника командировали в Галле-Виттенбергский университет, который сегодня носит его имя, для преподавательской работы. Там он впервые с превеликим интересом ознакомился с трудами того самого святого Августина, в честь которого и был наречен орден. Он преподносил вечные истины студентам, но в то же время учился сам, приобретая новый багаж знаний, а заодно понимание несовершенства мира и собственной греховности.

Стоит узнать

В 1511 году священника, будущего доктора теологических наук и богослова, Мартина Лютера, послали в средоточие веры – древний город Рим. Он отправился туда решить организационные вопросы, но в итоге был просто поражен тем, что увидел. Духовенство высшего «эшелона» погрязло в разврате, чревоугодии, мздоимстве и прочих смертных грехах, да так, что и «макушки иных уже не торчали наружу». Согласно запискам самого Лютера в 95 положениях, все это свидетельствовало о разложении католицизма изнутри.

Индульгенции, суть тезисов и неминуемая анафема

С октября семнадцатого года папа Лев Десятый решил выстроить новый, помпезный и роскошный храм, но средства на это из собственного кармана тратить ему не очень хотелось. Потому он придумал действительно гениальный ход – выпустить специальную буллу (папский указ со свинцовой печатью), в которой разрешает продажу индульгенций (прощение грехов) за деньги. Фактически это было возможно и ранее, но не так откровенно, с дополнительными епитимьями (длительными молитвами, постами).

Это не могло не «взбесить» истинно религиозного персонажа. Что сделал Мартин Лютер, увидев такое вопиющее пренебрежение канонами веры? В октябре того же года он изложил все свои соображения по поводу происходящего на бумаге в 95 тезисах и даже отправил их епископу Бранденбургскому и архиепископу Майнцскому, а те уже «донесли» папе.

Это было не в новинку, индульгенции многие критиковали, однако тут священник вменял в вину понтифику не только нарушение законов человечности, но и прямой срыв церковных догм. В своих записях он говорил, что таинство прощения и отпущения грехов не может быть ограничено причастьем, а длится всю человеческую жизнь. Именно этими тезисами он подстегнул скорейший раскол христианства на романский католицизм и германский протестантизм. Реакция не замедлила проявиться – спустя три года папа Лев Х своим высочайшим указом отлучил Лютера от церкви, предав анафеме.

Борьба с папским засильем

Чтобы лучше разобраться, кем был Мартин Лютер, следует выяснить, как он отреагировал на это действительно страшное, а для многих и смертельное событие. Папскую буллу Exsurge Domine он публично сжег, разведя огромный костер во дворе родного Виттенбергского университета. Он откровенно шел на любой диалог, посетил организованный ради него Лейпцигский диспут, а затем и инициированный королем Карлом V Габсбургом Вормсский рейхстаг, где откровенно делился собственными богословскими взглядами.

  • Основными принципами спасения священник считал только Писания, веру и истинную благодать (sola fide, sola gratia et sola Scriptura). Он первым объявил, что человеку для общения с Богом не нужны никакие посредники (епископы, церкви), а также призвал божью благодать и на мирские дела, а не только на религиозные. Главным можно считать посыл, что спасение может быть дано исключительно через веру, но никак не через церковь.
  • После рейхстага у короля, Лютера признали еретиком, но потом, по пути оттуда, его выкрали и заперли в замке Вартбург. Там он начал собственный перевод Библии на немецкий язык, не без помощи друга и соратника Каспара Круцигера. Считается, что мужчинам в этом огромном старинном сооружении являлся (мерещился?) сам Сатана.
  • К этому же и более позднему периоду относится составление немецкого репертуара протестантов для религиозных песнопений. Ведь не важно, на каком языке проводится богослужение, главное, чтобы исходили мотеты (лат. motetus) и хоралы из самых глубин сердца.
  • Регулярно можно было услышать выступления Лютера, идущие вразрез с антагонистами Реформации. К примеру, он часто бывал в Йене. Там весной тридцать второго он произнес горячую речь в храме святого Михаила, адресованную врагам.

Громкий, рокочущий и не терпящий никаких отговорок протест Мартина Лютера, реформатора и подвижника, до неузнаваемости изменил старую Европу, разделив ее на две противоборствующие части. Великий немецкий историк, социолог и философ, мастер политэкономии Максимилиан Карл Эмиль Вебер утверждал, что именно проповедь этого человека дала толчок зарождению капитализма и Нового времени, что стало связующим звеном меж Средневековьем и Новейшей историей.

Примечательно, что, согласно социологическим опросам, именно Лютер стоит на втором месте в рейтинге самых великих немцев, чуть уступив федеральному канцлеру двадцатого века Конраду Аденауэру и слегка обогнав идеолога коммунизма Карла Маркса. Нельзя обойти вниманием и еще один момент – антисемитизм Мартина, который многие нашли в его труде «О евреях и лжи». Некоторые считают, что это было просто веянием времени, но другие, к примеру, известный немецкий писатель и социолог Даниель С. Грубер, называют этого человека чуть ли не теологом Холокоста. Даже Адольф Гитлер печально известную «Ночь разбитых витрин» («Хрустальную ночь») посвятил Мартину Лютеру.

Личная жизнь отлученного от церкви священника-еретика

Католические священники, начиная от самых истоков веры, вступая в орден или просто получая сан, принимая монашество, обязаны давать еще один известный обет – целибат (лат. caelibatus), что значит безбрачие. Именно реформатор Мартин Лютер решил, что это не соответствует слову Библии, где Господь призывает свой народ плодиться и размножаться.

Жена и дети

Катарина фон Бора родилась в девяносто девятом году пятнадцатого века и была единственной дочерью обедневшего аристократа. Все свое детство и юность девушка провела в монастырях, где ее готовили к постригу и последующей жизни взаперти. Мать ее умерла при родах, а отец был неспособен воспитывать дочь, да и дать ей в наследство хоть что-то он не мог. В 1515 году она дала слово стать христовой невестой, но в том же году ей в руки попали труды Мартина. Написав ему письмо, девушка добилась помощи в бегстве из монастыря для себя и своих одиннадцати подруг по несчастью.

Лютер даже не собирался жениться, рассчитывая найти красотке приличного мужа, но сложилось так, что он никогда не пожалел о сделанном выборе. Они вступили в брак в двадцать пятом году. Супруга родила мужчине шестерых детей, сведения о судьбе которых до наших дней не дошли. Известно только, что первенца назвали Гансом, а две девочки из троих умерли в младенчестве. В том же году скончался отец, оставив Мартину хорошее наследство.

Смерть реформатора

Все последние годы жизни Лютер жестоко страдал от одолевающих его недугов. Он был поражен артритом, отчего не мог держать перо, плохо видел и слышал, постоянно болела спина, пищеварение отказывалось функционировать, как нужно. Однако Катарина всегда была рядом с любимым супругом, готовая помочь и подставить плечо. 18 февраля 1546 года, промозглым зимним утром, основатель протестантизма отдал Богу душу в своем доме в городке Айслебене.

В том же году курфюрст Иоганн Фридрих I Великодушный приказал изготовить статую на могилу великого человека, которого похоронили возле университета в Виттенберге. Вскоре это было выполнено, а бронзовую табличку, которая стояла на кладбище прежде, передали в учебное заведение, где раньше преподавал мастер.

В память об отце лютеранства

В честь инициатора Реформации и отца протестантского движения в городке под названием Вормс на одноименной площади (Luterplatz) установлена фигура Мартина Лютера в полный рост. Там установлено еще десяток статуй людей, выступающих противниками официальной церкви в разные времена. Также имеется мемориал в городе Айзенах. Единственный памятник этому удивительному человеку на постсоветском пространстве находится в городке Кейла (современная Эстония). В сорок девятом году двадцатого века он был разрушен, но потом восстановлен силами местных жителей.

Но памятники и книги - это не все, что осталось от великого мэтра. Его образ, нестандартный и необычный зачастую использовали в кинематографе. К примеру, первый фильм вышел еще в 1928-м, а назывался он просто «Лютер». В 2003 году германские кинематографисты выпустили художественный игровой фильм, посвященный этому человеку. Он вышел в российский прокат под названием «Страсти по Лютеру», а главную роль в нем сыграл знаменитый британский актер Джозеф Файнс.

Один из любимых праздников немецкого народа – Латерне или день фонариков. Он отмечается традиционно 11 ноября и посвящается святому Мартину, покровителю бедных и обездоленных. Однако в землях Саксония-Анхальт шествие со свечами принято проводить на день раньше, приурочив его ко дню рождения прославленного родоначальника протестантизма и лютеранства.

Просмотры: 7 875

На тему Реформации, которая началась с Мартина Лютера в ХVI веке написано огромное количество книг и все равно хочется заглянуть за ширму бытия и коснутся новых граней жизни Мартина Лютера, понять мотивы, движущие им на пути всеобщей Реформации и известным 95 тезисам, а главное ко спасению и свободе души.


Лучше всего разделить поиск на 3 ключевых вопроса :

1) Плод при жизни

2) Плод после жизни

3) Личная жизнь/ внутренняя гармония

Биография Мартина Лютера

Биография великого реформатора начинается в 1483 году, когда Писание было доступно священникам только на латыни, и часто не читалось даже в таком варианте. В жизнях простого народа глубоко укоренились мифы о злом Боге, которого ничем нельзя удовлетворить. Мартин родился в семье трудолюбивых и упорных выходцев из крестьян. Дома молодой Лютер перенял пример упорного трудолюбия и дисциплины, добился хороших результатов в учебе, защитившись и получив степень бакалавра и магистра.

Однажды, когда Мартин Лютер шел через лес, началась сильная буря и сильно испугался, когда его отбросило на землю ударом молнии, что готовился прощаться с жизнью считая происходящее карой небес. Изо всех сил Лютер взмолился к святой Анне о помощи. Молодой юрист обещал стать монахом и хотел только уйти от адских мучений. Он считал, что сможет угодить Богу только через монастырь. Он всем сердцем хотел найти мир, мир с Богом. Дальше можно увидеть, что может сделать Слово Божье при полном доверии к Нему и постоянном изучении.

Монашеский путь Мартина Лютера

Став монахом Лютер изнурял себя постами, службами, добрыми делами и все равно был недоволен. Все что знал до этого, все традиции того времени загоняли его в депрессию, утверждали в недостойности. Лютер из-за своей жажды Божьего принятия мог не есть и не пить несколько дней и только читать Библию. Его находили полу живым, но все старания не приносили мира в сердце.

У Лютера было одно желание – угодить Богу, только искренняя любовь к Всевышнему давала силы идти вперед, не смотря на трудности и неудачи. Мартин проводил свою первую мессу на которой присутствовал отец и из-за сильного волнения не справился, столкнулся с позором и неприятием родного человека. Тем не менее не сдался и остался стоять на выбранном пути, вопреки желанию отца видеть Лютера юристом.

Постоянно находясь в поиске, будущий Реформатор отправляется в Рим к святым местам и находит там развращенных блудом священников, жаждущих служителей, продающих индульгенции и выдуманные реликвий. Не смотря на сильное разочарование, Мартин идет дальше и встречается с новым наставником Штаупицем, который открывает другой взгляд на дела человека и Божье присутствие, которое меняет сущность человека. Действительно правду сказано «ищущий находит». Лютер начинает глубоко изучать Библию как никогда раньше.

Открытие Истины

В 1515-1517 гг. Мартин читает лекции студентам и осознает через послание Римлянам, что у Бога есть огромная любовь к человечеству и Творец хочет не наказывать, а оправдывать каждого и приходит самое главное осознание – что только вера играет роль в спасении человека. («праведный верою жив будет» Рим. 1:17). «Наконец, после продолжительных размышлений и по милости Божьей я начал понимать, что праведные живут по Божьему дару, а именно по вере… Я почувствовал себя заново рожденным, а также то, как будто я вошел в широко раскрытые врата рая» Говорил Лютер.

Мартин не смог молчать. Он жаждал донести свое откровение и истину массам, в чем выражались его любовь и сострадание к людям. Здесь родились всемирно известные 95 тезисов, которые были вывешены на двери церкви. В них Лютер изложил основные истины Писания, даже не предполагая о последствиях, того, что они станут переворотом для всего мира.

Ключевые направления тезисов:

  • Противостояние продаже индульгенций для зарабатывания денег;
  • Отрицание власти Папы Римского над чистилищем;
  • Раскрытие истинных путей спасения для каждого человека.

Удивительно, что даже не ставя в известность автора, 95 тезисов были переведены на немецкий язык и распечатаны. Можно только представить насколько люди жаждали истины.

Твердая позиция Мартина Лютера

Лютер утверждался в Божьей любви, что побуждало нести ее другим. Он доказывал, что только Писание есть последней инстанцией, а не Папа Римский. Мартина Лютера заставляли отречься от дела всей его жизни, но заложенное истинное основание уже невозможно было сломить. Реформатор уверенно шел вперед, публично сжигал папские законы, участвовал в дебатах студентов и сам утверждался в собственной свободе. Слова подтверждения: «Вера не является заслугой человека. Это состояние дается Богом или, точнее, оно является осознанием новой жизни, которая укоренилась глубоко в душе, получив уверенность в Божьем расположении.»

При общении с Императором Карлом V Испанским на суде Мартин снова отказывается отречься и оглашает, что примет решение оставить свои взгляды только в случае аргументов Писания. Его признают еретиком и нависает угроза потерять жизнь как Ян Гус, но друзья вовремя увозят Лютера и скрывают в замке, где рождается перевод Нового завета на немецкий язык.


Любовь в жизни Лютера

Лютер придерживается идеи, что людские души завоевываются любовью. Он не требует от других быстрого принятия Божьей милости, понимая, что нужно время. Реформы Лютера также были направлены на помощь бедным. Велось финансирование со средств монастырей сиротам, студентам и бедным девушкам на приданное. Лютер находил новые возможности влиять. Он изменил скучные службы в проповедь Евангелия, помогал бежать монахам и вступать в брак. Сам он тоже женился на сильной духом беглой монахине с рыжими волосами, которую звали Катрин. В своем сердце к жене он испытывал глубокую нежность и уважение. Та в свою очередь стала заботливой помощницей мужу, отличным организатором и менеджером в финансах.

Лютер говорил: «Некоторые браки появляются исключительно из похоти, но похоть испытывают также вши и блохи. Любовь начинается тогда, когда мы имеем желание служить другим людям».

Мартин любил свою жену и утверждал, что это только укреплялось с годами, дети были для него особым даром и большой болью была утрата нескольких из 6 детей.

Мартин Лютер со своим открытым сердцем к людям часто участвовал в дискуссиях и принимал у себя гостей разных сословий и возрастов.

Реформация привела в свою очередь к восстанию крестьян против знати. Лютер выступал против насилия с обоих сторон и всеми силами старался остановить кровопролитие, чем еще раз доказывал свою любовь к людям.

Величайший труд Лютера – перевод дополнительно к Новому завету и Ветхого с еврейского языка на доступный немецкий. Перед собой ставил задачу – сделать работу максимально качественно и донести истину как можно большему числу людей, даже не предполагал, что стремится иметь такой экземпляр у себя будут почти все немецкие семьи.

Последние дни

Мартин трудился до последнего, проповедуя занимаясь написанием новых работ. Его уход был в одной из поездок, в которую отправился в плохом самочувствии, но сумел проповедовать, провести причастие и рукоположить служителей. Его идеей поездки были слова: «Если мне удастся посодействовать в восстановлении гармонии между моими дорогими князьями и их подданными, я смогу спокойно вернутся домой и там отойти в мир иной». До последнего, каждый день Лютера был наполнен любовью к людям, которую Он черпал в Боге.

Возвращаясь к 3м ключевым вопросам:

Плод при жизни

– Открытие истины Писания для получения оправдания и мира как своего личного, так и для других

– Успешное противостояние ложным принципам в церкви

– Активное движение реформирующие все сферы жизни, несущее свободу и заботу.

Плод после жизни

Кардинальное и бесповоротное изменение церкви, обращение к истине слова Божьего, которое остается в веках.

Loading...Loading...