Положение честной ризы господа. Положение честной ризы господа иисуса христа

100 р бонус за первый заказ

Выберите тип работы Дипломная работа Курсовая работа Реферат Магистерская диссертация Отчёт по практике Статья Доклад Рецензия Контрольная работа Монография Решение задач Бизнес-план Ответы на вопросы Творческая работа Эссе Чертёж Сочинения Перевод Презентации Набор текста Другое Повышение уникальности текста Кандидатская диссертация Лабораторная работа Помощь on-line

Узнать цену

«Смута» - это тяжелейший политический и социально-экономический кризис, разразившийся в России в начале XVII века. По мнению ряда историков, Смута была первой гражданской войной в истории нашей страны.

Хронологические рамки Смуты: - начало - прекращение династии Рюриковичей в 1598 г., окончание - избрание царем Михаила Романова в 1613 г.

Причины Смутного времени:

  • внутриполитические - династический кризис, связанный с прекращением «законной» династий Рюриковичей и недостаточной авторитетностью новой династии Годуновых. В этот период наследственная самодержавная монархия была превращена в монархию выборную.
  • внешнеполитические - стремления римской католической церкви подчинить себе православие; интриги польского правительства, желавшего ослабить Россию. Эти силы поддерживали самозванцев политически и материально, предоставляли военные отряды. Польская интервенция придала смуте тяжелый характер и продолжительность. Существовала реальная угроза утраты Россией государственной самостоятельности и раздела ее территории между западными странами.
  • экономические - тяжелейший экономический кризис, связанный с неурожаями и голодом 1601 – 1603 гг., привел к резкому росту цен на продовольствие и недовольству широких масс населения. Правительство Годунова, несмотря на ряд принятых мер, с ситуацией не справилось.
  • социальные - антикрепостнические настроения среди крестьян, стремление вернуть старые порядки, существовавшие до 1603 г.; чрезмерное развитие казачества с его противогосударственными стремлениями. Социальные низы впервые принимают участие в борьбе за верховную власть.
  • нравственные - падение в русском обществе нравственных начал.

Все эти причины действовали в совокупности и привели к дестабилизации обстановки в стране.

Этапы Смуты:

1-й этап (1598 – 1606гг.) - борьба за московский престол.

В январе 1598 г. после смерти царя Федора не осталось законных наследников престола. Земский собор избрал на царство Бориса Годунова, однако положение нового царя было непрочным, бояре плели против него интриги. Являясь первым в русской истории выборным монархом, Годунов зарекомендовал себя не столько самодержцем, сколько популистом-временщиком, не уверенным в себе и боящимся открытых действий. Годунов добивался расположения дворянства, раздаривая незаслуженные привилегии и давая громкие обещания, в то же время упорно укрепляясь у власти за счет тайного надзора и доносительства, а также неафишируемых репрессий, то есть за счет тех же беззаконий, что были присущи опричнине.

В правление Бориса Годунова происходит постепенное прикрепление крестьян к земле, запрет крестьянского выхода. Одной из причин этого было стремление предотвратить запустение центра страны вследствие расширяющейся колонизации и оттока населения на окраины. С другой стороны, запрет был проявлением сословной политики, охранявшей интересы помещиков и не считавшейся с интересами крестьян. В целом, введение крепостного права, усилило социальное напряжение в стране.

Отношение многих современников и позднейших историков к личности Годунова отрицательно. Он считался «заказчиком» убийства в 1891 г. в Угличе младшего сына Ивана Грозного царевича Дмитрия, который был наследником престола. Однако существует версия и в пользу непричастности Годунова к этому преступлению. В этом случае личность царя Бориса предстает как одна из трагичных и незаслуженно скомпрометированных в русской истории.

Правительство Годунова отрицало убийство царевича Дмитрия и признала его смерть нечаянным самоубийством, однако в обществе распространился слух, будто царевичу удалось спасти и он жив.

Ключевые даты :

1598 – 1605 гг. – правление Бориса Годунова.

Июнь 1605 г. – Боярская Дума переходит на сторону Лжедмитрия I, гибель сына Бориса Федора Годунова и его матери; торжественный въезд в Москву Лжедмитрия I.

17 мая 1606 г.- свержение Лжедмитрия I. Он был нужен боярам для свержения Годунова, чтобы подготовить почву для воцарения одного из представителей боярской знати. Когда самозванец сделал свое дело, он стал не нужен и был убит. На престол вступил князь Василий Шуйский.

2-й этап (1606–1610 гг.) – разрушение государственного порядка.

Характеризуется существованием в стране двух альтернативных центров власти: Василий Шуйский в Москве и Лжедмитрий II в Тушине, началом открытой польско-шведской интервенции; полной анархией в стране.

1606 – 1610 гг. - правление Василия Шуйского. Выполняя волю бояр, Шуйский принес присягу и обязался править по закону, а не по царской прихоти. Независимо от личных качеств нового правителя, это был первый в России договор царя и общества. Однако новые политические идеи не успели одержать верх в условиях разгулявшейся народной стихии. Шуйский вступил на престол в результате закулисных интриг, «без воли всея земли», народное сознание отказалось признать его царем. Воцарение Шуйского стало поворотным пунктом в истории Смуты, поскольку с этого времени из Смуты в высших слоях московского общества она принимает характер Смуты народной.

Ключевые даты :

Июль 1606 – сентябрь 1607 гг. - восстание И. Болотникова. Он призывал истребить бояр и овладеть «женами их, и вотчинами, и поместьями».

Июнь 1608 г. - Лжедмитрий II захватывает Тушино, формируется второй центр власти со своей Боярской Думой, армией и патриархом.

17 июля 1610 г. - свержение Василия Шуйского, начало правления Семибоярщины, полная анархия в стране. Поляки предъявили открытые претензии на московский престол. В августе 1610 г. одна из боярских группировок «организовала» присягу польскому королевичу Владиславу, который потом еще 24 года считал себя «законным Московским государем», хотя не выполнил главного условия бояр - не принял православия.

3-й этап (1610–1613 гг.) – восстановление государственности в России. Характеризуется открытой иностранной интервенцией, возникновением угрозы национальной независимости России, антинациональной политикой Семибоярщины, деятельностью I и II народного ополчения, выборами нового царя на Земском Соборе. К концу 1611 г. Московское государство выглядело полностью разрушенным. Правительство, управляющее страной от имени «государя, царя Владислава Жигимонтовича всея Руси», было парализовано. В центре страны хозяйничали поляки, захватившие Смоленск и Москву. Новгород оказался у шведов. Каждый русский город действовал особняком. Однако в сознании людей все настойчивее крепла тяга к порядку. В отдельных землях регулярно собирались местные земские советы, где люди сообща обсуждали свои интересы. Постепенно становилось ясно, что решение проблем невозможно только в местных рамках, зрело понимание необходимости общерусского движения. Отражением этого стали народные ополчения, собираемые в русских провинциальных городах. Несмотря на распад государственных связей, осознание национального единства не исчезло - напротив, Смута придала ему особую силу. Непрерывную проповедь в пользу единства всех православных вела церковь. В этом отношении выдающуюся роль сыграл патриарх Гермоген.

Ключевые даты:

Март – июль 1611 г. - I народное ополчение, во главе которого стояли Трубецкой, Заруцкий, Ляпунов. Оно состояло в основном из казаков и дворян; взять Москву они не смогли.

Осень 1611 г. - организация II народного ополчения (Минин и Пожарский). Призыв Козьмы Минина - не искать личных выгод, а отдавать все на общее дело - имел отклик у большинства простых людей, символизируя поворот общества к нравственному и гражданскому началу. Народ, настрадавшись от беспорядков, на свои последние деньги собрал ополчение для восстановления спокойствия в стране, взял в свои руки судьбу государства. Произошло то, что историк С.М. Соловьев назвал «подвигом очищения», когда «народ, не видя никакой внешней помощи, углубился во внутренний, духовный мир свой, чтобы оттуда извлечь средства спасения». Русские люди, перед лицом катастрофы собравшись с силами, воссоздали разрушенное государство, наглядно показав, что оно - не «царская вотчина», а предмет общей заботы и общего дела.

21 февраля 1613 года государственная власть в стране восстановлена: Земский собор избрал царем Михаила Романова. Эта кандидатура устраивала всех, поскольку новый царь и его окружение были способны настойчиво и спокойно вести восстановительную работу.

Последствия Смуты:

  • политические - временное ослабление центральной власти, рост влияния Земских Соборов, но в долгосрочной перспективе неизбежно было развитие страны по пути усиления центральной власти, так как большинство населения устало от безвластия и жаждало «твердого порядка», пусть и в ущерб их правам;
  • экономические - тяжелейший кризис, разруха, потеря 1/3 национального богатства и 1/4 населения, восстановительный период длился до 50-х гг. XVII века.
  • социальные - временное приостановление закрепощения, восстановление Юрьева дня.
  • международные – падение престижа России, существенные территориальные потери. Швеции отошли побережье Финского залива и Карелия, к Польше - Смоленская, Черниговская и Новгород-Северская земли. Польский королевич Владислав продолжал претендовать на русский престол.

Важный итог Смуты состоит в том, что она завершилась не установлением нового общественного строя, а восстановлением, реставрацией монархической государственности. Был избран путь дальнейшего развития России: самодержавие как форма политического правления, православие как идеология.

Понятия:

Войсковой круг - общевойсковое собрание у донских казаков (у украинских - Сечевая Рада). Решал вопросы войны и мира, организации военных походов, дележа военной добычи, выбора атаманов и других должностных лиц. Являлся высшим органом власти и высшей судебной инстанцией. Возник в XV в. и существовал до XVII в. как демократический институт казачьего управления.

Дикое поле - историческое название южнорусских и украинских степей между Доном, верхней Окой и левыми притоками Днепра и Десны. Стихийно осваивалось в XVI – XVII вв. казачеством, а также беглыми крестьянами и холопами.

Дуван – у казаков - военная добыча. С момента зарождения казачества походы «за зипунами» являлись одним из главных источников существования казачьих сообществ. Все захваченное добро и трофеи складывались в общий котел и передавались на хранение в войсковую казну. По окончании похода казаки собирались вместе «дуван дуванить» - производить дележ. Доля каждого зависела от отличия и степени личного участия в боях, учитывалось также пребывание на выборных войсковых должностях во время похода. Часть добычи жертвовалась православным монастырям и церквям; туда же на переплавку на колокола отдавались разбитые трофейные пушки. Существовало нерушимое правило: «Без атамана дуван не дуванят».

Казаки – особая социальная и историческая общность людей, которая несла военную службу на границах России. В XVI-XVII вв. казаки были вольными, они имели свою автономию и свою особую политическую организацию. Центрами вольного казачества являлись реки Днепр, Дон, Яик (Урал) с прилегающими степными просторами. Война играла исключительное значение в жизни казаков.

Самозванцы – те, ктоприсвоил чужое имя, звание. Появлялись и имели наибольшее значение в русской истории XVII и XVIII вв. Причиной их появления было неудовольствие, господствовавшее в то время преимущественно в низшем, прикрепленном к земле населении. Неудовольствие, выражавшееся в мятежах, начиналось на окраинах и проявлялось только тогда, когда среди недовольных появлялась вооруженная сила в лице казачества, призывавшая их к действию под знаменем ложного царя. Казачество, бывшее сборищем людей, недовольных существующим строем, бежавших или изгнанных из государства, не хотело добровольно лишиться свободы, когда окрепшая центральная власть захотела их подчинить. В борьбе с государством казачество выставляет самозванцев и волнует мирное, невооруженное население страны. Лишь те самозванцы имеют успех, которые являлись среди казаков или опирались на них.

«Семибоярщина» - боярское правительство (7 человек) в России в 1610-1612 гг. Передало фактическую власть полякам; ликвидировано Вторым ополчением под руководством К. Минина и Д. Пожарского в октябре 1612 г.

«Тушинский вор» – Лжедмитрий II (? - 1610) самозванец неизвестного происхождения. С 1607 г. выдавал себя за якобы спасшегося царя Дмитрия (Лжедмитрия I). В 1608-09 создал Тушинский лагерь под Москвой, откуда безуспешно пытался захватить столицу. С началом открытой польской интервенции бежал в Калугу, где был убит.

Смутное время в России – это исторический период, который поколебал государственное устройство в самых его основах. Пришелся он на конец 16 – начало 17 веков.

Три периода смуты

Первый период называют династическим – на этом этапе претенденты боролись за московский престол, пока на него не взошел Василий Шуйский, хотя его правление также включается в эту историческую эпоху. Второй период – социальный, когда между собой боролись различные социальные классы, причем этой борьбой пользовались в своих интересах иноземные правительства. И третий – национальный – он продолжался до тех пор, пока на российский престол не взошел Михаил Романов, и тесно связан с борьбой против захватчиков-иностранцев. Все эти этапы в значительной мере повлияли на дальнейшую историю государства.

Правление Бориса Годунова

Фактически этот боярин стал править Россией еще в 1584 году, когда на престол взошел сын Ивана Грозного Федор, совершенно неспособный к государственным делам. Но юридически он был избран царем только в 1598 году после смерти Федора. Назначил его Земский собор.

Рис. 1. Борис Годунов.

Несмотря на то, что Годунов, принявший царство в сложный период социального бедствия и сложного положения России на международной арене, был хорошим государственным деятелем, трон он не наследовал, что делало его права на престол сомнительными.

Новый царь начал и последовательно продолжал курс реформ, направленных на улучшение экономики страны: купцы были освобождены от уплаты налогов на два года, землевладельцы – на год. Но это не сделало внутренние дела России проще – неурожай и голод 1601-1603 гг. вызвал массовую смертность и повышение цены на хлеб невиданных размеров. И во всем народ обвинял Годунова. С появлением в Польше “законного” наследника престола, который якобы был царевичем Дмитрием, ситуация усложнилась еще больше.

Первый период смуты

Фактически начало Смутного времени в России было положено тем, что Лжедмитрий проник в Россию с небольшим отрядом, который все увеличивался на фоне крестьянских бунтов. Довольно быстро “царевич” привлек на свою сторону простой народ, а после смерти Бориса Годунова (1605 год) был признан и боярами. Уже 20 июня 1605 года он вступил в Москву и был посажен на царство, однако удержать престол не смог. 17 мая 1606 года Лжедмитрий был убит, а на престол сел Василий Шуйский. Власть этого государя была формально ограничена Собором, но улучшения обстановки в стране не произошло.

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

Рис. 2. Василий Шуйский.

Второй период смуты

Он характеризуется выступлениями разных социальных слоев, но прежде всего – крестьян под предводительством Ивана Болотникова. Его войско довольно успешно продвигалось по стране, но 30 июня 1606 году потерпело поражение, и скоро сам Болотников был казнен. Волна восстаний немного пошла на спад, в пом числе благодаря усилиям Василия Шуйского по стабилизации ситуации. Но в целом его усилия не принесли результата – вскоре появился второй Лдежмитрий, который получил прозвище “тушинский вор”. Он выступил против Шуйского в январе 1608 года, а уже в июле 1609 года бояре, которые служили и Шуйскому, и Лжедмитрию, присягнули на верность польскому королевичу Владиславу и насильно постригли своего государя в монахи. 20 июня 1609 года поляки вошли в Москву. В декабре 1610 был убит Лжедмитрий, а борьба за престол продолжилась.

Третий период смуты

Смерть Лжедмитрия стала переломным моментом – у поляков больше не было фактического предлога находиться на территории России. Они становятся интервентами, для борьбы с которыми собираются первое и второе ополчение.

Первое ополчение, которое пошло на Москву в апреле 1611 года, особого успеха не добилось, так как было разобщенным. Зато второе, созданное по инициативе Кузьмы Минина и возглавляемое князем Дмитрием Пожарским, добилось успеха. Эти герои освободили Москву – произошло это 26 октября 1612 года, когда польский гарнизон капитулировал. Действия народа – вот ответ на вопрос, почему Россия выстояла в Смутное время.

Рис. 3. Минин и Пожарский.

Нужно было искать нового царя, кандидатура которого устраивал бы все слои общества. Им стал Михаил Романов – 21 февраля 1613 года он был избран Земским собором. Смутное время закончилось.

Хронология событий смуты

Следующая таблица дает представление о том, какие основные события происходили в период смуты. Они расположены в хронологическом порядке по датам.

Что мы узнали?

Из стать по истории для 10 класса мы узнали кратко о Смутном времени, рассмотрели самое главное – какие события происходили в это период и какие исторические деятели повлияли на ход истории. Узнали, что в xvii веке Смутное время закончилось восхождением на престол компромиссного царя Михаила Романова.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.4 . Всего получено оценок: 594.

Был свергнут с российского престола в 1610 г. Его отправили в монастырь, причем сделали это насильно. После этого начинается период правления Бояр - так называемая Семибоярщина. Окончание включает в себя кроме боярского правления еще и приглашение на престол польского королевича Владислава, иностранную интервенцию на территорию Руси, создание народных ополчение и воцарение новой династии.

В некоторой историографии окончание Смуты не связывают с 1613 г., когда на престол был избран . Многие историки продляют Смутное время до 1617-1618 гг., когда были заключены перемирия с Польшей и Швецией. А именно Деулинское с Польшей и Столбовский мир со шведами.

Период Смутного времени

После свержения правления Шуйского, власть в свои руки взяли бояре. Участие в управлении принимали несколько знатных боярских родов, во главе с Мстиславским. Если оценивать деятельность Семибоярщины, то политика ее выглядела предательской по отношении к своей стране. Бояре открыто решили сдать государство полякам. Сдавая страну, Семибоярщина исходила из классовых предпочтений. В то же время к Москве направлялась армия Лжедмитрия II, а это были «низы» общества. А поляки, хоть и были католиками и не принадлежали к русской нации, но все-таки в классовом отношении были ближе.

17 августа 1610 г. на территории польской армии было подписано соглашение между двумя государствами. Договор подразумевал - призвать на русский престол сына польского короля Владислава. Но в данном соглашении было несколько пунктов, которые существенно ограничивали власть королевича, а именно:

  1. Королевич переходит в православие;
  2. Никаких контактов с Папой Римским о вере Владислава запрещены;
  3. Казнить русских, которые отойдут от православной веры;
  4. Королевич женится на русской православной девушке;
  5. Русские пленные должны быть освобождены.

Условия договора были приняты. Уже 27 августа столица русского государства присягает королевичу. Поляки вошли в Москву. Об этом узнали приближенные к Лжедмитрию II. Был организован заговор против него, он был убит.

Во время присяги Москвы королевичу, польский король Сигизмунд III и его армия стояли у Смоленска. После присяги туда было отправлено русское посольство, его главой был Филарет Романов. Цель посольства доставить Владислава в столицу. Но затем выяснилось, что Сигизмунд III сам захотел занять русский трон. Послам о своих планах он не сообщал, просто стал тянуть время. А в это время бояре открыли двери Москвы для поляков, которые были у города.

События окончания Смутного периода


События окончания стали развиваться стремительно. В Москве возникло новое правительство. Ему отводилось роль управлять государством, пока Владислав не прибудет в город. Его возглавили следующие люди:

  • Боярин М. Салтыков;
  • Купец Ф. Андронов.

Особое внимание надо уделить Андронову. Впервые в государственном аппарате появился городской человек, в данном случае купец. Отсюда можно сделать вывод, что богатая часть горожан Москвы выступала за правление Владислава, активно продвигала его кандидатуру. В то же время понимая, что Сигизмунд не торопится отправлять Владислава на престол, послы стали оказывать давление на Сигизмунда. Это привело к аресту, затем их отправили в Польшу.

В 1610 г. Смутное время переходит в фазу освободительной борьбы. Все стало проще. Теперь противостояли между собой не русские силы, а началось открытое противостояние поляков и русских. Сюда еще включался религиозный сегмент - борьба католиков и православных. Главной силой этой борьбы у русских стали земские ополчения. Они возникали в уездах, волостях и городах, постепенно ополчения крепли и впоследствии смогли оказать яростное сопротивление интервентам.

Патриарх Гермоген занял очень жесткую позицию в отношении поляков. Он был категорически против их пребывания в столице, и так же был против польского королевича на русском престоле. Он был ярым борцом с интервенцией. Гермоген сыграет не последнюю роль в освободительной борьбе, которая начнется уже в 1611 г. Нахождение поляков в Москве дало толчок к началу национально-освободительного движения.

Первое ополчение Смутного времени


Стоит отметить, что те территории, где возникали ополчения, были давно привычны к самостоятельному управлению своими территориями. Кроме того, на этих территорий не было такого большого социального расслоения, не было четкого разделения на богатых и бедных. Можно сказать что движение это было патриотичным. Но не все так идеально. Проживавшие там купцы совершенно не хотели, чтобы поляки управляли государством. Такое положение дел сказывалось негативно на торговле.

В 1610-1611 гг. возникло первое земское ополчение в период Смутного времени. У этого ополчения было несколько лидеров:

  • Братья Ляпуновы - Прокипий и Захар;
  • Иван Заруцкий - ранее пребывавший в стане Лжедмитрия II, фаворит Марины Мнишек (жена );
  • Князь Дмитрий Трубецкой.

Лидеры обладали авантюрным характером. Стоит отметить, что время тогда было само по себе авантюрное. В марте 1611 г. ополченцы принимают решение взять Москву штурмом. Сделать этого не удалось, однако город был взят в блокаду.

Внутри же ополчения возник конфликт между представителями казачества и дворянства. Поляки использовали этот конфликт. Ими было подброшено письмо о том, что Прокопий Ляпунов должен был вступить с ними в соглашение. Оправдаться Ляпунов не смог, и был убит. Ополчение в итоге распалось.

Окончание и последствия Смутного времени


Некоторые территории присягали маленькому Ивану Дмитриевичу - сыну Лжедмитрия II и Марины Мнишек. Но есть версия, что отцом мальчика был Иван Заруцкий. У Ивана было прозвище «воренок», так как сын Тушинского вора. Параллельно начинает складываться новое ополчение. Его возглавили Кузьма Минин и князь Дмитрий Пожарский.

Изначально Минин собрал средства, снарядил пехоту. А возглавил войско уже князь Пожарский. Дмитрий Пожарский был потомком Всеволода Большое Гнездо. Можно судить, что у Дмитрия были очень обширные права занять русский престол. Кроме этого стоит сказать, что это ополчение шло на Москву под гербом рода Пожарских. Движение нового ополчения охватило Приволжскую территорию, войско прибыло в город Ярославль. Там создали альтернативные государственные органы.

В августе 1612 г. войско ополченцев было у Москвы. Пожарскому удалось уговорить казаков оказать помощь ополчению. Объединенное войско ударило по полякам, затем ополченцы вошли в город. Долго не удавалось взять Кремль. Лишь 26 октября (4 ноября) он был сдан поляками, им гарантировали жизнь. Пленных поделили казаки и ополченцы. Ополченцы слово сдержали, а вот казаки нет. Пленные поляки казаками были убиты.

В феврале 1613 г. Земским Собором на царствование был избран 16-летний . Такова история окончания смутного периода.

Окончание Смутного времени видео

Солдаты никогда не отличались добротой к жителям Иерусалима. Наводившие порядок в городе легионеры Цезаря могли позволить себе брать что хочется по праву сильного. Не стеснялись они обирать и приговоренных к смерти и даже уже казненных узников.

Не стал исключением и бродяга, распятый на кресте. Стражников привлек хитон, и они долго спорили кому достанется эта тряпка. В конце концов в ход пошла удача – одежду просто разыграли. Так хитон Спасителя пошел в свое долгое путешествие по миру отдельно от своего владельца.

Легионеры разыграли хитон Христа, впоследствии он попал в древнюю Грузию

В Библии прямым текстом говориться, что всю одежду Иисуса Христа разделили меж собой четыре римских легионера. Произошло это сразу после приведения приговора Понтия Пилата в действие. После чего разделили одежду Христа между собой. При этом долго спорили, кому достанется хитон.

Риза и хитон – разные вещи. Ризой называется вся верхняя одежда, состоящая из нескольких частей. Хитон же монолитный и разделить его можно только распоров ткань. Вот что такое хитон Господень.

Отрывок из Священного писания, в котором говорится об этом:

(Ин. 19:23-24)

«Воины же, когда распяли Иисуса, взяли одежды Его и разделили на четыре части, каждому воину по части, и хитон; хитон же был не сшитый, а весь тканый сверху. И так сказали друг другу: не станем раздирать его, а бросим о нем жребий, чей будет, - да сбудется реченное в Писании: разделили ризы Мои между собою и об одежде Моей бросали жребий»

Вскоре одежды Христа покинули Иерусалим. Неизвестно достоверно, какой путь проделала риза и хитон. Вскоре одежда Иисуса Христа частично оказывается на территории древней Грузии, где хранится в сокровищнице Мцхетского Патриаршего собора Светицховели.


Риза Господня попадает в Россию, в Успенский собор

На гербе древнего Грузинского Царства изображена Риза Спасителя

В Россию частица хитона Господня попала благодаря персидским завоеваниям в Грузии. Шах Аббас исповедовал мусульманство и относился к церковной утвари христиан, как к военной добыче. Именно при разграблении одного из храмов владыка Персии обрел одежду Христа, которую священники ловко прятали в тайнике.


В знак доброй воли и дружественных отношений частицу хитона отправили в Россию. Этому немало поспособствовал тогдашний посол империи в этой восточной стране. Шах Аббас недолго думал и отослал императору Михаилу Федоровичу фрагмент одежды святого.

Таким образом мусульмане поспособствовали тому, что в Русской Православной церкви появилась такая ценная реликвия. Тогдашний патриарх Филарет, убедившись в подлинности одеяния, отправил святыню в специальный шатер.

день почитания Ризы Господней

Сокровищница размещалась в недрах московского Успенского собора. Большую часть года ризу скрывали от взора мирян. Показывали ее только в день почитания – 23 июля. Праздник назвали Положение Ризы Господни. Молитву на этот чудесный день написал митрополит Крутицкий.

Молитва на Положение честной ризы Господа нашего Иисуса Христа в Москве

глас 4

Днесь притеце́м, ве́рнии,/ к Боже́ственней и цельбоно́сней ри́зе Спаси́теля на́шего Бо́га,/ благоизво́лившаго сию́ пло́тию носи́ти/ и на Кресте́ святу́ю Свою́ Кровь излия́ти,/ е́юже искупи́ нас от рабо́ты вра́жия./ Тем, благодаря́ще, вопие́м Ему́:/ спаси́ оте́чество на́ше,/ и архиере́ев, и град, и вся лю́ди/ честно́ю Твое́ю ри́зою защити́,/ и спаси́ ду́ши на́ша,// я́ко Человеколю́бец.

Перевод: В сей день прибегнем, верные, к Божественней и цельбоносной ризе Спасителя нашего Бога, благоволившего ее на теле Своем носить и на Кресте святую Свою Кровь излить, которою искупил нас от рабства врагу. Потому с благодарностью взываем Ему: «Спаси Отечество наше, и архиереев, и град, и всех людей священной Твоею ризою защити и спаси души наши, как Человеколюбец!»

глас 4

Одея́ние нетле́ния, спаси́тельнаго целе́ния/ все́м челове́ком, Влады́ко, дарова́л еси́,/ Твое́ Боже́ственное сокро́вище – честну́ю ри́зу,/ я́же есть хито́н,/ е́юже живоно́сную и святу́ю плоть вочелове́чения Твоего́ оде́яти благоволи́л еси́./ Сию́ жела́нием прие́млюще све́тло пра́зднуем,/ стра́хом же и любо́вию, я́ко Благода́телю воспева́юще, зове́м Ти, Христе́:/ сохрани́ в ми́ре оте́чество на́ше, и архиере́ев, и вся лю́ди,// по вели́цей Твое́й ми́лости.

Перевод: Как одеяние нетления, исцеляющее во спасение, всем людям, Владыка, Ты даровал Твое Божественное сокровище – священную ризу, то есть хитон, которой Ты живоносную и святую плоть Свою, вочеловечившись, облекать благоволил. Ее с усердием принимая, торжественно празднуем, и со страхом и любовью, как Благодетелю воспевая, взываем Тебе, Христе: «Сохрани в мире Отечество наше, и архиереев, и всех людей по великой Твоей милости».

Молитва читается 23 июля по новому стилю. Читается только в этот день и восхваляет обретение столь важной для православия и всего христианства реликвии.


Сам род согласно легендам происходит от царя-пророка Давида. Так как Багратиони – королевский грузинский род, то это объясняет, как риза Господа оказалась на их гербе. Риза – главная христианская реликвия, которая тогда хранилась на территории современной Грузии

Другие места хранения частицы одеяния Христа в России

Подаренная шахом Аббасом часть ризы не хранилась только в Успенском соборе Москвы. Ее разделили на четыре части и отправили в другие места:

Частицы ризы Христа, доступные в настоящее время

В 2002 году произошло чудесное событие – в Ярославском музее-заповеднике обнаружили фрагмент одежды Спасителя. Уже в 2004 году реликвию передали Русской православной церкви. Сейчас ее выносят на общее обозрение 23 июля, а местом хранения стал храм Христа Спасителя.


Однако, это не единственный способ увидеть хитон Иисуса Христа. Еще один фрагмент имеется в Христорождественском соборе Рязанского кремля. Артефакт доступен обозрению мирян круглогодично. Оказавшись рядом с частицей хитона, некоторые излечиваются от болезней.


Loading...Loading...