Сюжет благовещение. Благовещение пресвятой богородицы


Благовещение (лат.Annuntiatio - возвещение) - двунадесятый православный праздник, посвящённый евангельскому событию - возвещению архангелом Гавриилом Деве Марии о будущем рождении от неё Иисуса Христа. Отмечается 25 марта (7 апреля по юлианскому календарю).

Сюжет Благовещения по различным источникам.

По каноническим Евангелиям События Благовещения описаны единственным евангелистом - апостолом Лукой, где он сообщает, что в шестой месяц после зачатия праведной Елизаветою святого Иоанна Предтечи, апостол Гавриил был послан Богом к Деве Марии в Назарет с вестью о грядущем рождении от неё Спасителя мира: «Ангел, войдя к Ней, сказал: радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами. Она же, увидев его, смутилась от слов его и размышляла, что бы это было за приветствие. И сказал Ей Ангел: не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; и вот, зачнёшь во чреве, и родишь Сына, и наречёшь Ему имя: Иисус. Он будет велик и наречётся Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова во веки, и Царству Его не будет конца. » (Лк.1:28-33 ).
Слова архангела Гавриила - «Радуйся, Благодатная» - стали первой «благой» вестью для человечества после его грехопадения. Мария, увидев в словах ангела волю Божью, произносит: «се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему». Считается, что в момент произнесения Девой Марией этих слов и произошло непорочное зачатие ею Иисуса Христа.
Апокрифические тексты не изменяют общей истории о явлении Марии архангела Гавриила с вестью о рождении от неё Спасителя, но добавляют к этой истории ряд подробностей, которые легли в иконографию этого праздника.
Вот одна из историй, которую называют «предблаговещением » - то есть подготовительным этапом к самому Благовещению. Мария должна была соткать завесу из пурпура для Иерусалимского храма. Отправившись за водой, она у колодца услышала голос: «Радуйся, благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между жёнами ». Не увидев рядом никого, Мария испугавшись вернулась домой и села за прялку. Сидя за прялкой, Мария увидела ангела, который упокоил её словами: «Не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога и зачнёшь во славу Его ». После ухода ангела Мария окончила прясть шерсть и отнесла её первосвященнику, который благословил её, сказав: «Бог возвеличил имя Твое, и Ты будешь благословенна во всех народах на земле ».
Еще одно церковное предание говорит о том, что Дева Мария в момент явления ей ангела читала отрывок из книги пророка Исаии с его пророческими словами: «Се, Дева во чреве примет, и родит Сына ». Поэтому при изображении Благовещения Дева Мария иногда изображается с раскрытой книгой.
Событие Благовещения подтверждается и дополняются многочисленными фактами из различных религиозных источников.
Благовещению, согласно Евангелию от Луки, предшествовал визит Гавриила к бесплодному Захарии, мужу Елизаветы, кузины Марии. Гавриил обещал пожилой паре рождение будущего Иоанна Крестителя. После того, как состоялось Благовещение, Мария навестила свою беременную кузину. Во время встречи, Елизавета стала второй, вслед за ангелом, и первой из людей, кто поведал Марии о судьбе её младенца и произнесла слова, ставшие частью многих молитв: «благословенна Ты между женами, и благословен плод чрева Твоего! »
Согласно Евангелию от Матфея (Мф.1:19-24 ), архангел Гавриил явился во сне Иосифу Обручнику, мужу Девы Марии, узнавшему, что до их обручения она стала беременной и желавшему «тайно отпустить Её ». Гавриил сказал: «не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их». После этого «Иосиф принял жену свою, и не знал Её ».

Это важно!

Начиная со II века, Благовещение рассматривалось как первый в христианской истории акт искупления, в котором послушание Девы Марии уравновешивает непослушание Евы. Мария становится «новой Евой ». Иероним вывел сжатую формулу: «смерть - через Еву, жизнь - через Марию ». Августин писал: «через женщину - смерть, и через женщину - жизнь ». Бог отправил архангела с благой вестью в тот же день 25 марта, в какой произошло Сотворение мира и этим человечеству был дан второй шанс. Зачатие Девы Марии, по учению Православной церкви, относится к великой тайне благочестия - человечество принесло в дар Богу самое чистое его творение - Деву, способную стать матерью Сына Божия, а Бог, приняв дар, ответил на него даром благодати Святого Духа.

Праздник Благовещения.


Полное название праздника Благовещения в Русской православной церкви определено в минее: «Благовещение Пресвятыя Владычицы нашея Богородицы, и Приснодевы Марии ». Впервые дата 25 марта появилась в III веке.
Существует два способа определения даты Благовещения.
Первый способ основан на Дате Рождества Христова: 25 марта отстоит ровно на 9 месяцев от 25 декабря - дате Рождества Христова.
Второй способ вычисления даты Благовещения связан с датой сотворения человека, а именно - Благовещение и зачатие Иисуса Христа произошло 25 марта, так как в этот день Бог создал человека, а человек, обременённый первородным грехом, должен быть воссоздан в то же время, в какое он и был сотворён (то есть началось искупление).
Отметим, что празднование Благовещения 25 марта является распространённым, но не общепринятым. Существует несколько литургических обрядов, в которых этот праздник, по своему смыслу предваряющий Рождество Христово, относится к Предрождественскому периоду.
Начало празднования Благовещения относятся в приблизительно к средине VI века и даже раньше. Благовещение называют «первым праздником » и «корнем праздников ». В VII веке Благовещение стало праздноваться в Риме и Испании. В VI веке Роман Сладкопевец написал кондак Благовещения. В VIII веке Иоанн Дамаскин и Феофан дополнили гимнографию праздника. В том же веке митрополит Никейский составил канон праздника в форме диалога между Девой Марией и архангелом Гавриилом.
В Православной церкви Благовещение входит в число двунадесятых великих праздников и относится к Богородичным праздникам. Поэтому для празднования Благовещения назначаются богослужебные облачения голубого цвета. В Иерусалимском уставе, принятом в настоящее время в Русской Церквах, Благовещение имеет один день предпразднства и один день попразднства, которые отлагаются, если Благовещение случается на Страстной или Светлой седмице. Дата праздника выпадает в период между четвергом 3-й седмицы Великого поста и средою Светлой седмицы включительно, то есть во время периода пения Триоди постной или цветной. Если Благовещение попадает на Пасху, то полиелея не бывает, но канон Благовещения соединяется с пасхальным каноном и после шестой песни канона читаются евангельские чтения Благовещения (на утрени Лк.1:39-49 , на литургии Лк.1:24-38 ).
Богослужебные тексты, кроме описания самого события Благовещения Девы Марии, говорят также о непостижимости Рождества Спасителя от Богородицы, а сама Мария сравнивается с «купиной» и «лествицей» из видения Иакова. Через праздничные песнопения церковь доносит до верующих следующие догматические положения: благодаря рождению Спасителя от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Ева освобождается, а все люди становятся причастными Божеству. Канон праздника воспевает величие Пресвятой Богородицы, принявшей в себя Бога, а также содержит указания на ветхозаветные пророчества о воплощении Сына Божия.

Гимнография.


Современная гимнография служб праздника Благовещения в значительной степени восходит к Студийскому уставу (действующему вплоть до XIV века в Киевской митрополии) и имеет общность со службой Субботы акафиста (суббота 5-й седмицы Великого поста).

Авторство кондака праздника часто приписывают Роману Сладкопевцу, но фактически современный текст кондака является более поздним творением, сохраняющим первоначальную концовку и являющимся проимием (первым кондаком) Акафиста Пресвятей Богородице. По древнему обычаю Русской Церкви, в храмах кондак также принято петь на Первом часе по молитве «Христе, Свете истинный », хотя её нет в уставном последовании.
Песнь Пресвятой Богородице, образованная из Евангельских слов архангела Гавриила и праведной Елизаветы: «Богородице Дево, радуйся, Благодатная Марие, Господь с Тобою; благословена Ты в женах и благословен плод чрева Твоего, яко Спаса родила еси душ наших » является одним из важнейших молитвословий.
Молитва составлена из радостных приветствий, обращённых к Богородице архангелом Гавриилом (при Благовещении - Лк.1:28 ) и праведной Елизаветой (во время её встречи с Девой Марией - Лк.1:42 ). Как песнопение в богослужебном обиходе молитва является тропарь вечерни в составе воскресного всенощного бдения, а также келейной (домашней) молитвой верующих.


Благовещение в искусстве.

Сюжет Благовещения популярен в религиозной живописи. Иконографические приемы отражения сюжета имеют долгую историю, ведущую свое начало со второго века. Этим веком датируются изображения в римских катакомбах.
На иконах одно крыло Гавриила поднято в знак приветствия а второе остается простёртым за спиной. Это движение совершается диаконом при произнесении ектений. Диакон поднимает правой рукой орарь, символизирующий приветствие и почтение Гавриила Марии.
Сама Мария стоит, сидит или коленопреклоненная в правой части картины. Между Гавриилом и Марией может находиться такой разделительный элемент, как ваза с лилией, колонна, текст или даже сюжет может изображаться в форме диптиха. А образу Гавриила придаются женственные черты с целью ликвидации сексуального аспекта диалога «мужчина-женщина » и придания общению спиритуального наполнения.
Святой Дух на иконах присутствует в образе голубя, и луча света, в котором птица спускается, а в месте соприкосновения луча с телом Богоматери иногда изображается младенец.
Бог-Отец иногда изображается в виде лица, глядящего с небес или десницы в облаках. Иногда может быть вписан медальон с изображением пророка Исайи. Местом действия может быть пейзаж или интерьер.
Пейзаж на иконах может быть ирреальным образом Небесного Иерусалима, присутствуют трон-алтарь Марии, золотая стена и храм-дворец, райский сад. Для обозначения интерьера на иконах часто используется ткань красного цвета в форме паруса (велум), перекинутую с одного строения на другое, трактуемый также как символ связи Ветхого и Нового Заветов.

Благовещение в Православии.


Православная церковь считает Благовещение соименным Евангелию (Евангелие по-гречески «благая весть»). Икона Благовещения размещается на Царских вратах наряду с четырьмя евангелистами.
Существует большое количество храмов, посвященных этому празднику, в том числе Благовещенский собор Московского кремля, Благовещенский собор Казанского кремля и т.д.

Народные традиции и обычаи, связанные с Благовещением.

Благовещенье - «самый большой у Бога праздник », даже «птица гнезда не вьёт». На Благовещенье весна зиму поборола. В третий и в последний раз закликается весна. В некоторых местах в ночь на этот день возжигали на земле костры - «палили зиму» и «грели весну ». В огне жгли солому, мусор, тряпки, старую обувь, конский и коровий навоз. Вокруг костров водили хороводы, пели песни, прыгали через огонь.
Был обычай ставить образ «праздника» в кадку с яровым зерном, предназначающимся для посева, призывая «благоволить Мать Божью и Гавриила-Архангела урожаем ». Крестьяне верили, что на Благовещенье открывается небо. В это время можно «выпросить себе от Бога славу. А как имеешь славу, то обязательно станешь и богатым и счастливым ». Поэтому в вечер на Благовещенье люди выходили на улицу смотреть на небо, в поисках на нём бездны с большой звездой. В эту минуту, как открывается небо, надо было крикнуть: «Боже, дай мне великую славу! ». 25-го марта - в день Благовещенья существует обычай выпускать птиц на волю из клеток.

Источники.

Использованы материалы:
- Прот. С. Слободский "Закон Божий" М.:Яуза-пресс, Лепта Книга, Эксмо, 2008.
- с веб сайта http://ru.wikipedia.org

БЛАГОВЕЩЕНИЕ Пресвятой Богородицы (греческий Ε?αγγ?λιον; латинский Annuntiatio Mariae), один из главных двунадесятых христианских праздников, посвящённый воспоминанию благовестия архангела Гавриила Пресвятой Деве Марии о Боговоплощении (будущем рождении Иисуса Христа). Согласно Евангелию (Лк. 1:26-38), архангел Гавриил был послан от Бога в г. Назарет к Пресвятой Деве Марии с радостной вестью о том, что от Неё родится Спаситель мира.

Праздник Благовещения установлен ещё в первые века христианства. 25 марта, как особый день праздника, уже зафиксировано в грузинских рукописных лекционариях, отражающих литургическую практику Иерусалима 7 века. Поскольку сведения о богослужении 5-6 века в Константинопольской церкви немногочисленны, ничего определённого о праздновании Благовещения в этот период в Константинополе утверждать нельзя, но в 6 веке преподобный Роман Сладкопевец написал кондак на Благовещение; в конце 7 века - это уже один из самых почитаемых праздников. Все византийские памятники 8 века и последующих веков называют Благовещением среди важнейших праздников, который воспринимался и как Господский, и как Богородичный.

На Западе сведения о празднике Благовещения восходят примерно к тому же времени, что и на Востоке. Из сочинений западных отцов Церкви и писателей известны слова на Благовещение, приписываемые латинским авторам 5 века. О литургическом почитании дня Благовещения говорится в Liber Pontificalis времён папы Сергия I (687-701), где Благовещение входит в число 3 праздников, посвящённых Божией Матери, когда в Риме совершалась торжественная процессия. В первой редакции Сакраментария Геласия (7 век) Благовещение не указано, но уже в Сакраментарии Григория Великого (3-я четверть 7 века) оно находится под 25 марта. Все более поздние памятники римской традиции относят празднование Благовещения именно к этому дню. Однако в неримских западных обрядах празднование Благовещения могло переноситься на период адвента, т. е. поста перед Рождеством Христовым, чем подчёркивалось значение Благовещения как праздника Боговоплощения и устранялась необходимость праздновать Благовещение во время Великого поста.

День 25 марта как праздник Благовещения, принятый и на Востоке и на Западе, с одной стороны, ровно на 9 месяцев отстоит от 25 декабря - дня, который не позднее 4 века, сначала на Западе, а затем на Востоке, принято было считать календарной датой Рождества Христова; с другой стороны, лежит в основе александрийской и более поздней византийской хронологических систем, отождествляющих число и месяц Благовещения и Пасхи. Этот день нередко служил началом церковного или даже гражданского года. При совпадении Благовещения с исторической датой Воскресения Христова Пасха, попадающая на этот день, получила название «Кириопасха» [Κ?ριον Π?σχα - Господственная (т. е. исконная) Пасха]. Такое совпадение случается примерно раз в полвека, и последний раз это произошло в 1991 году.

В богослужении на день Благовещения излагаются евангельские тексты о благовестии архангела Гавриила, тайне Воплощения от Бога Слова. В гимнографии праздника приводятся все главные ветхозаветные прообразы и новозаветные свидетельства о Благовещении и Боговоплощении. Характерной чертой богослужения всего благовещенского цикла является наличие в песнопениях херетизмов (от греческого χα?ρω - радоваться), многогранно раскрывающих содержание евангельского приветствия Богоматери: «Радуйся, Благодатная!». В России на Благовещение традиционно отпускают из клеток птиц на волю, возвещая о свободе всему миру; совершают особый «чин хлебопреломления» - за всенощным бдением во время благословения хлебов, пшеницы, вина и елея. Праздник Благовещения считается днём полнейшего покоя и свободы; в этот день предписывается избегать какого-либо, даже лёгкого труда. На Благовещение в Благовещенском соборе Московского Кремля совершается торжественное патриаршее богослужение, после окончания которого на Соборной площади выпускается на волю стая голубей.

Иконография . Ранние изображения Благовещения встречаются в росписях римских катакомб 2-4 века (Присциллы, Петра и Марцеллина, на Виа-Латина): перед сидящей в кресле женщиной стоит юноша, протягивающий к ней руку. В мозаиках базилики Санта-Мария-Маджоре Благовещение представлено с особой торжественностью, соответственно решению 3-го Вселенского (Эфесского) собора (431), провозгласившего Деву Марию Богородицей. Богоматерь изображена в богатых одеяниях знатной римский матроны, она восседает на престоле, держа в руках пурпурную пряжу; с небес слетают ангел и голубь - символическое изображение Святого Духа. На резной пластине слоновой кости кафедры архиепископа Максимиана (Равенна, 546-556) Богоматерь сидит в плетёном кресле, в левой руке у неё веретено и пряжа; архангел Гавриил - с жезлом в левой руке. Позднее сидящая на престоле Богоматерь изображалась на фоне палат, полуобернувшись к архангелу (собор Рождества Богородицы Антониева монастыря в Великом Новгороде, 1125; церковь Святого Николая Каснитского в Кастории, 1160-1180, и др.). Другой вариант иконографии - Благовещение у источника (кладезя) - представлен в клейме на резной пластине слоновой кости из Миланского собора (оклад Евангелия, 2-я половина 5 века). Благовещение у кладезя как один из эпизодов встречается в циклах, иллюстрирующих Протоевангелие Иакова: в Софийском соборе в Киеве (1037-1045), соборе Святого Марка в Венеции (13 век), церкви монастыря Хора (Кахрие Джами) в Стамбуле (1316-21), также в иллюстрациях Акафиста Богоматери (например, икона «Похвала Богоматери с Акафистом» из Успенского собора Московского Кремля, 14 век). Ещё один иконографический вариант представлен на миниатюре Евангелия Раввулы (586) и на ампуле из собора Монцы (7 век): Богоматерь стоит перед престолом; ангел - слева от неё. Такая композиция получила распространение в искусстве 9-12 века; её дополняет изображение небесного сегмента, из которого исходит луч с голубем в круге - символом Святого Духа («Слова Григория Назианзина», 880-883, Национальная библиотека, Париж; Деисус и «Двенадцать праздников», иконы 11-12 века из монастыря Святой Екатерины на Синае и из музея в Охриде; кафоликон монастыря Ватопед на Афоне, конец 10 - начало 11 века; Софийский собор в Киеве, 1037-45; кафоликон монастыря Дафни, 1100; Палатинская капелла в Палермо, около 1146-51, и др.).

Распространённое в церковной поэзии сравнение прядения пурпура для завесы храма с сотворением плоти Христовой оказало влияние на формирование особого иконографического извода, в котором на лоне Богоматери изображается воплощающийся в момент ангельского благовестия Младенец. Такие иконы, наглядно демонстрирующие догмат о Воплощении, известны с 11 века (фрагмент створки триптиха в монастыре Святой Екатерины и др.); на иконе «Благовещение Устюжское» (начало 12 века, ГТГ) в небесном сегменте изображён Иисус Христос Ветхий днями, окружённый мандорлой, сидящий на огненных херувимах, от Его благословляющей десницы исходит луч к Богоматери. В палеологовскую эпоху в сцене Благовещения Дева Мария окружена служанками («Благовещение у кладезя» в церкви Богоматери Перивлепты в Охриде, 1295); на русских иконах изображается прядущая служанка, сидящая у ног Богородицы (царские врата, 1425-27, Сергиево-Посадский историко-художественный музей-заповедник; «Благовещение с Акафистом», 16 в., Ярославский музей-заповедник). К апокрифическому Евангелию псевдо-Матфея восходит иконографический тип Благовещения в византийских миниатюрах, где Богородица представлена читающей книгу пророка Исайи (Псалтирь, 1084-1101, Дамбартон-Окс; «Слова Иакова Коккиновафского», 12 в., Ватикан). Эта иконография, получившая распространение в западноевропейском искусстве, в 17-18 веках встречается в русских иконах (икона 17 века из иконостаса Верхнепохвальского придела Успенского собора Московского Кремля и др.).

Особое место Благовещения в ряду других великих праздников обусловило расположение этого сюжета в храмовой росписи: в ранневизантийский период - на триумфальной арке (Санта-Мария-Маджоре в Риме, 432-445), в алтарной апсиде (церковь в Порече, 540), перед апсидой (Санта-Мария-Антиква в Риме, 6-7 века); позднее сцена Благовещения размещалась на западных гранях восточных столбов. В древнерусских церквах Благовещение изображалось на царских вратах иконостаса и на иконах - в навершии створок врат (икона 13 в., ГТГ).

В искусстве западноевропейского Средневековья варьируются типы изображений Благовещения с сидящей на троне или стоящей Богоматерью (рельеф бронзовых дверей из собора Святой Марии в Хильдесхайме, 1015), причём последний позднее получил особое распространение в готическом пластике. В соответствии со схоластическим богословием сцена Благовещения заняла место в иерархии сюжетов скульптурных циклов западных порталов соборов в Реймсе, Амьене, Страсбуре, Кёльне и др., где ангел и Дева Мария представлены беседующими; Богоматерь, как правило, изображается с книгой. На догмат о непорочном зачатии указывают лучи, исходящие с небес от Бога Отца, направленные к уху Девы; в луче - Святой Дух в виде голубя (мозаика П. Каваллини в церкви Санта-Мария-ин-Трастевере в Риме, около 1291) или маленькая фигурка Христа (рельеф тимпана капеллы Марии в Вюрцбурге, 1430-40). В искусстве Проторенессанса и раннего Возрождения архангел изображается коленопреклонённым, с атрибутами герольда (со свитком, на котором написаны слова приветствия, лилией или оливковой ветвью), жестикуляцией выражающим почтение Деве Марии (Благовещение из алтаря «Маэста» Дуччо ди Буонинсенъя, 1308-11, музей собора в Сиене; алтарный образ С. Мартини, 1333, галерея Уффици, Флоренция; скульптура алтаря Кавальканти Донателло в церкви Санта-Кроче во Флоренции, 1-я половина 1430-х годов). Склонённая голова и жест скрещённых на груди рук передают также смирение Девы Марии и её покорность Богу (фреска Фра Анджелико в монастыре Сан-Марко во Флоренции, около 1446). Стремление передать мистическое содержание Благовещения сочетается с возрастающим интересом к изображению конкретного места действия - здания дворца, церкви или интерьера жилища (фреска Джотто в Капелла-дель-Арена в Падуе, 1304-06; алтарный образ М. Брудерлама, 1394-99, Музей изящных искусств, Дижон; росписи Пьеро делла Франчески в церкви Сан-Франческо в Ареццо, 1452-66; алтарные картины Ф. дель Коссы, К. Кривелли, Рогира ван дер Вейдена, Я. ван Эйка и др.). Символическое значение получают такие предметы, как хрустальная ваза или окно, сквозь которое проходят лучи Божественного света - символ приснодевства, аналой - символ благочестия Девы Марии, книга (манускрипт) пророка Исайи - знак Её мудрости. Высокое и позднее Возрождение, а также барокко привнесли новые мотивы: изображение идеального, наполненного светом сада (Леонардо да Винчи, около 1474, галерея Уффици) или мистического света, заливающего помещение (Эль Греко, конец 16 в., Музей изобразительных искусств, Будапешт). В европейском искусстве 18-19 века тема Благовещения встречается редко (например, у прерафаэлитов - картина Д. Г. Россетти, 1850, галерея Тейт, Лондон).

Лит.: Хойнацкий А., священный Праздник Благовещения Божией Матери в Римско-католической Церкви // Православное обозрение. 1873, № 6; Виноградов Н. Канон на Благовещение Пресвятой Богородицы как образец церковно-богослужебной поэзии. М., 1888; Покровский Н. В. Евангелие в памятниках иконографии, преимущественно византийских и русских. М., 1892 (переизд.: М., 2001); Дебольский Г. С., прот. Дни богослужения Православной Церкви. СПб., 1901. М., 1996. Т. 1; Mille G. Recherches sur l’iconographie de l’evangile aux 14е, 15е et 16е siècles d’après les monuments de Mistra, de la Macedoine et du Monts Athos. Р., 1916. Р., 1960; Lafontaine Dosogne J. Iconographie de l’enfance de la Vierge dans l’Empire byzantin et en Occident. Brux., 1964-1965. Vol. 5. № 1-2; Grabat А. Christian iconography: а study of its origins //Bollingen Ser. Princeton, 1968. Vol. 35. № 10; Weitzmann К. Studies in the arts at Sinai. Princeton, 1982; Corrado М. Annunciazione: storia, eucologia, theologia, liturgica. Roma, 1991; Ванюков С. А., Желтов М. С., Фельми К. Х. Благовещение Пресвятой Богородицы // Православная энциклопедия. М., 2002.Т. 5; Смирнова Э. С. Новгородская икона «Благовещение» начала XII века // Древнерусское искусство. Русь и страны византийского мира: XII век. СПб., 2002.

М. С. Желтов; Н. В. Квливидзе (иконография).

Благовещение - один из самых ранних по времени создания сюжетов в христианском искусстве. Первое изображение, интерпретируемое как Благовещение, находится в римских катакомбах. Источниками для иконографии Благовещения служили как Священное Писание (Лк. 1:26-38) так и устное Предание, зафиксированное позже в апокрифических Протоевангелии Иакова (гл. 10, 11) и Евангелии псевдо-Матфея (гл. 8, 9).

Ранние изображения можно условно разделить на две группы. К первой группе относятся композиции, где Богородица представлена сидящей слева или, реже, справа от архангела. Она может просто слушать, делая жест рукой, или прясть.

Ко второй группе можно отнести сцены, в которых Богоматерь изображена вставшей навстречу благовестию архангела. Памятники этого типа имеют сиро-палестинское происхождение. Начиная с VI века такая схема становится популярной в Восточной части империи. Ее происхождение связано с особенностями церемониала: императорские указы всегда выслушивались стоя.

Согласно преданию, Деве Марии выпал жребий прясть пурпурную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое. Изображение прядущей Богородицы почти повсеместно распространилось в Византии к XII веку. При этом Богоматерь могла изображаться как сидя так и стоя. Такое возвращение к архаическому иконографическому изводу можно объяснить распространением в этот период текста «Гомилии Иакова Коккиновафского», в котором излагались детали Предания.

Однако, мотив рукоделия не мог восприниматься только как некая бытовая подробность. Тонкая красная нить - указание на то, что из чистых и девственных кровей Приснодевы соткалась пречистая плоть Спасителя. Темы Воплощения и таинственного зачатия акцентируются в знаменитой иконе «Благовещение Устюжское». На лоне Богородицы, теми же пурпурными оттенками что и Ее мафорий, написан образ Христа Еммануила. Богоматерь как бы придерживает Его правой рукой, между пальцев которой тянется яркая красная нить. Тексты, тождественные такому художественному образу, присутствуют и в гимнографии: «Пречистая! Мысленная багряница - плоть Еммануила соткалась внутри Твоего чрева как бы из вещества пурпурного, потому мы почитаем Тебя, истинную Богородицу» (перевод Богородична 8-ой песни Великого Канона).

Начиная с XII века художники обращаются к апокрифическому тексту, сообщающему, что в момент явления архангела Приснодева читала Священное Писание. Богоматерь начинает изображаться с книгой в руках или перед аналоем, на который положено раскрытое Писание. Этот иконографический вариант получил широкое распространение в Западной Европе, откуда он в конце XVI века проникает на Русь. В период Позднего Средневековья и Нового времени русские мастера часто изображают Богородицу читающей книгу пророка Исаии, а Архангела Гавриила с пальмовой ветвью или лилией в руке.

В конце XIII – начале XIV века мастера стремятся наполнить Евангельские сцены движением, действием, второстепенными персонажами и деталями. Так, в композиции Благовещения появляется служанка. Она может быть представлена как бы подслушивающей, выглядывающей из-за колонны, или сидящей за рукоделием у ног Богоматери.

Дева Мария может изображаться держащей клубок в левой руке, правой же, свободной, Она может обращаться к архангелу с так называемым «жестом речи». Сам жест может иметь различное истолкование. Широкий жест поднятой и слегка отведенной в сторону руки - это жест диалога. Если рука Пречистой поднята на уровень груди или шеи, а кисть обращена тыльной стороной к зрителю, то жест демонстрирует согласие и принятие Богородицей Промысла Божиего, выраженное в словах: «Се раба Господня; да будет мне по слову твоему» (Лк. 1:38).

Если же кисть развернута ладонью наружу и как бы выставлена вперед (характерный жест отрицания), то такой нюанс может передавать изумление и недоуменное вопрошание: «Как будет это, когда я мужа не знаю?» (Лк. 1:34). Этот жест особенно часто встречается в византийском искусстве VIII-IX веков.

Параллельно с «классической» иконографией Благовещения существовала композиция, изображающая «Благовещение у источника» (у кладезя). Согласно Преданию, Дева Мария впервые услышала архангельское приветствие, когда отправилась за водой. Само же явление благовестника произошло после возвращения Богородицы в дом. Изображения этого события появляются уже в раннехристианском искусстве. Например, на одном из клейм резного оклада из сокровищницы Миланского собора Приснодева представлена набирающей кувшином воду источника, бьющего из скалы.

Сюжет «Благовещение у источника» можно встретить на стенах византийских и древнерусских храмов в составе цикла росписей, посвященных Богородице.

Приписывается Петрусу Кристусу. 1440-1450-е г. Музей Метрополитен, Нью-Йорк

Благовещение Пресвятой Богородицы - это православный праздник, который совершается ежегодно 7 апреля (25 марта по старому стилю) и отстоит ровно на 9 месяцев от даты празднования . Праздник установлен в воспоминание возвещения Деве Марии архангелом Гавриилом благой вести о зачатии и о рождении Ею Богомладенца Исуса Христа. Благовещение имеет один день предпразднества и один день попразднества, в который празднуется Собор св. архистратига Гавриила.

Благовещение Пресвятой Богородицы. Богослужение

Праздник Благовещения в православной традиции созвучен Евангелию (от греч. «благая весть »). Икона этого праздника обычно помещается на Царских вратах, сверху на правой половине изображена Богородица, на левой - Архангел Гавриил. Благовещение иногда совпадает с Пасхой. Праздник этот настолько велик, что даже пасхальная служба его не отменяет. По особенному Уставу песнопения Благовещения и Пасхи могут соединяться.

Праздничное богослужение рассказывает молящимся о событии праздника, объясняет смысл исполнившихся ветхозаветных пророчеств. Вновь и вновь мы слышим пояснения великой Тайны Боговоплощения. В стихерах, кроме описания события Благовещения, излагаются те же мысли, что вообще в Богородичные праздники. Говорится, что, благодаря рождению Господа от Богородицы, небо снова соединяется с землею, Адам обновляется, Евва освобождается, и мы становимся причастными Божеству, становимся церковью, т. е. храмом Божиим. Очень красивы и полны глубокого смысла стихеры великой вечерни, построенные как диалог Архангела с Богородицей:

С овётъ превёчныи, tкрывaz ТебЁ nтрокови1це, гавріи1лъ преdстA, тебE лобызaz и3 вэщaz, рaдуисz землE ненасёzннаz. рaдуисz купино2 не њпали1маz. радуисz глубино2 неуд0бь ви1димаz, рaдуисz м0сте к8 нб7сє1мъ преводsи. и3 лёствице выс0каz, ю4же їя1ковъ ви1дэ. рaдуисz рu1чко бжcтвеныz мaнны. рaдуисz разрэшеніе клsтвэ. рaдуисz ґдaмово возвaніе, с8 тоб0ю гDь.

K влsешимисz ћкw чlкъ, речE нетлённаz nтрокови1ца ко ґрхистрати1гу. и3 кaкw вэщaеши гlы пaче чlка. со мн0ю рeклъ є3си2 бGу бhти, и3 в8сели1тисz во утр0бу мою2. и3 кaкw бu1ду гlи ми, в8мэсти1лище прострaнное, и3 мёсто сщ7eниz, и4же на херувимэхъ восходsщему. да непрельсти1ши менE лeстію, небо2 разумёхъ мu1жа. брaку є4смь непричaстна, кaкw yбw nтрочA рождu2.

Б Gъ и3дёже х0щетъ, побеждaетсz є3стествA чи1нъ, речE беспл0тныи. и3 ћже пaче человёка содэвaютсz, мои1мъ вёруй и4стиннымъ глаг0ломъ, все©тaz и3 непор0чнаz. nнaже возопи2, бu1ди мнЁ нhнэ по гlу твоемu2, и3 рождu2 беспл0тнаго, пл0ть t менE заи3мовaвшаго, ћкw да возведeтъ чlка, ћкw є3ди1нъ си1ленъ, надрeвнеє достоsніе, крaйнимъ сошeствіемъ.

На полиелеосе всегда поется величание празднику или святому, начинающееся словами: «Величаем тя…». Величание Благовещению - особенное:

Ґ рхaгGльскіи глаc вопіeмъ ти чcтаz. рaдуисz њбрaдованнаz, гDь с8 тоб0ю.

Канон празднику был составлен в VIII веке. Его написали известные православные гимнографы Иоанн Дамаскин и Феофан, митрополит Никейский. Канон построен в виде диалога между Богородицей и Архангелом Гавриилом. В каноне говорится о Божественном снисхождении к людям воплощающегося Спасителя и указывается на необычайное величие Пресвятой Девы, принявшей в себя Бога.

————————

Библиотека Русской веры

В Апостоле (Евр. II, 11–18) высказывается мысль, что для спасения людей необходимо было Сыну Божию принять плоть человеческую. В Евангелии (Лк. I, 24-38) содержится повествование о Благовещении Пресвятой Деве Марии.

Тропарь празднику. Церковно-славянский текст

Д нeсь спасeнію нaшему начaтокъ, и3 вёчнэй тaйнэ kвлeніе, сн7ъ б9іи, сн7ъ дв7ыz бывaетъ, и3 гавріи1лъ рaдость бlговэствu1етъ. тёмъ и3 мы2 с8 ни1мъ бцdэ возопіє1мъ, рaдуисz њбрaдованнаz гDь с8 тоб0ю.

Русский текст

Сегодня начало нашего спасения и проявление бывшей от века тайны: Сын Божий становится Сыном Девы и Гавриил возвещает благую весть о благодати. Поэтому и мы с ним воскликнем Богородице: радуйся, обрадован­ная, Господь с Тобою.

Кондак празднику. Церковно-славянский текст

В збрaнной воев0дэ побэди1тельнаz, ћко и3збaвльшесz t ѕлhхъ, бlгодaрьственаz восписu1емъ ти раби2 твои2 бцdе. но ћкw и3мu1щи держaву не побэди1мую, t всsкихъ нaсъ бёдъ свободи2, да зовeмъ ти, рaдуисz невёсто неневёстнаz.

Русский текст

Тебе, высшей Военачальнице, избавившись от бед, мы, недостойные рабы Твои, Богородица, воспеваем победную и благодарственную песнь. Ты же, имеющая силу непобедимую, освобождай нас от всяких бед, чтобы мы взывали к Тебе: радуйся, Невеста, в брак не вступившая.

Празднование Благовещения на Руси. Народные обычаи и традиции

По силе народного почитания и по размерам чествования христианских праздников в сельском быту издревле день Благовещения Пресвятой Богородицы находится на третьем месте после Рождества Христова и Св. Пасхи. В обиходе трудовой деревенской жизни этот праздник считался днем полнейшего покоя. Во многих селах целые семьи вечером, при закате солнца, шли на мельницы и здесь располагались на соломе для мирной беседы о том, какова будет наступающая весна, каков посев, какова пахота, каков урожай. Благовещение считалось днем благословения на всякое доброе дело, в особенности же на земледельческий труд. По народному преданию, в этот день, как и на Пасху, солнышко на рассвете «играет» и грешников в аду не мучают. До революции существовал также обычай выпускать в этот день заточенных в клетки птиц на волю, как символ возвещения свободы всем людям.

В этот день величайшим грехом считалась мельчайшая физическая работа, даже отход или отъезд в дорогу для заработков. Не праздное веселье с приправою праздничного разгула, а именно сосредоточенное, молчаливое раздумье приличествовало этому празднику совершенного покоя, свободы от дел, основанной на непреложном веровании и повсеместном убеждении, что «в Благовещеньев день птица гнезда не завивает, девица косы не заплетает ». Ни на один день в году не приходится столько примет и гаданий, как на день Благовещения: от него находилось в зависимости наибольшее количество тех верований, которые были укреплены на практических хозяйственных основах.

Иконы Благовещения Пресвятой Богородицы

Древнейшими образами Благовещения являются фрески в древнеримских катакомбах (II век) и изображения на раннехристианских саркофагах. Уже к V веку из раннехристианских развились иконописные каноны, которые остаются почти неизменными в византийской и русской иконописи.

Основные принципы иконографии праздника - это двухфигурная композиция, представляющая Архангела и Богородицу.

Наиболее распространенным изводом является «Благовещение с пряжей». Богоматерь представлена сидящей за прядением, Ангел с посохом в левой руке порывистым жестом благословляет ее, сообщая посланную Господом весть. Согласно Преданию, Деве Марии выпал жребий прясть красную завесу для Иерусалимского храма, ту самую, которая в момент смерти Её Сына разодралась надвое.

В иконах «Благовещение с Младенцем во чреве» («Устюжское Благовещение») делается попытка представить идею непорочного зачатия.

Изображения Благовещения Пресвятой Богородицы встречаются не только в иконописи и монументальной живописи, но и в миниатюрах рукописей, скульптуре, шитье.

Благовещенские храмы и монастыри на Руси

В ХI веке Ярослав I, оградивший город Киев каменною стеною со входными в нее золотыми воротами, построил над ними Благовещенскую церковь и сказал устами летописца: «Да сими врата благие вести приходят ко мне в град сей молитвами Пресвятые Богородицы и св. архангела Гавриила - радостей благовестника ». Такой же храм был сооружен над воротами новгородского кремля, и затем вошло в обычай ставить надворотные Благовещенские церкви во всех больших старых монастырях.

На Руси было построено много храмов и монастырей, названых во имя Благовещения, в каждом русском городе. В первую очередь вспоминается Благовещенский собор Московского Кремля. В 1397 году великий князь Василий I, сын Дмитрия Донского, построил первый деревянный собор. Его расписывали Андрей Рублев, Феофан Грек и мастер Прохор их Городца. Позднее собор перестраивали, в 1475 году он сгорел, и на подклете псковские мастера выстроили новый белокаменный собор (1484-89).

В Кремле была еще одна Благовещенская церковь. Одна из кремлевских башен, носящая теперь имя Благовещенской, служила при Иване Грозном тюрьмой. Одному узнику, невинно заключенному, явилась Богородица и велела просить царской милости. Тогда же на наружной стене башни, обращенной к царским покоям, явился образ Благовещения. Впоследствии к башне был пристроен храм, разрушенный в 1930-е годы.

Один из самых древних Благовещенских храмов находился в Витебске (Белоруссия). По преданию, его построила еще княгиня Ольга при основании города в 974 году. Церковь много раз перестраивали, а в 1961 году разрушили, чтобы освободить место для разворота трамваев. Восстановлена в 1993–98 гг. в облике XII века.

Много монастырей было посвящено Благовещению Богородицы. Пожалуй, самые древние находятся в Нижнем Новгороде (1221 год), Киржаче Владимирской области (основан в 1358 году преподобным Сергием Радонежским), Муроме.

Следует сказать, что есть даже город, названный в честь праздника - Благовещенск на Дальнем Востоке , на границе с Китаем. Он был основан в 1856 году и носил название Усть-Зейский военный пост (на месте слияния Зеи и Амура). Первый храм, который был там построен, освятили во имя Благовещения, откуда и город получил свое имя. Удивительно, но при советской власти город сохранил свое «православное» название!

Старообрядческие храмы Благовещения Пресвятой Богородицы

Старообрядцы продолжили традицию возведения Благовещенских храмов. Этому празднику посвящен строящийся храм Русской Православной старообрядческой Церкви в и в (Румыния).

Общины Русской Древлеправославной Церкви в Саратовской области, селе (Казахстан) и Нижегороской области также отмечают сегодня престольный праздник.

Благовещению посвящены храмы поморских общин Архангельска, (Эстония), (Латвия), (Латвия) и придел Рижской Богоявленской общины (Латвия).

Художественная традиция изображения Благовещения имеет очень долгую историю. Возможно, первым произведением могла быть фреска из римской катакомбы Присциллы III века, хотя её плохая сохранность и не позволяет утверждать это наверняка. К V веку основные правила изображения уже сложились, о чем свидетельствует мозаика из храма Санта Мария Маджоре в Риме. Как на Востоке, так и на Западе, к этим правилам добавлялось множество нюансов, зависящих и от богословской программы изображения, и от личных требований заказчиков. Неизменной оставалась лишь основа композиции сюжета: Дева Мария всегда изображается справа от зрителя, а архангел Гавриил – слева.

В православном искусстве тема Благовещения очень значима не только для иконописи, но и для монументальной живописи. В канонической системе росписи крестово-купольного храма, созданной в Византии в IX веке и распространившейся по всему православному миру, фигуры Гавриила и Марии располагаются на столбах перед алтарным пространством – апсидой и имеют историко-символический смысл.

Благовещение рассматривается как начало истории земной Церкви, а живым символом земной Церкви во всем христианском мире считается Мария.

Фигуры Марии и Ангела на предалтарных столбах и духовно, и композиционно предваряют роспись алтаря, полностью посвященную земному бытию Церкви. И нередко они образуют композиционную пирамиду с огромной фигурой Марии на троне в верхней части алтарной апсиды – олицетворением Церкви торжествующей. Или – с изображением Марии с воздетыми руками (Оранты), которое символизирует Церковь молящуюся (как в византийских мозаиках XI века в Софийском соборе в Киеве). С появлением на Руси высокого иконостаса, полностью закрывавшего предалтарные столбы, сцена Благовещения стала размещаться в Царских вратах, сохраняя тот же смысл.

Иконописный канон изображения Благовещения формировался на основе двух источников: Евангелия от Луки (Лк. 1, 26-38) и апокрифического Протоевангелия от Иакова – текста середины II века, в котором описаны история Иоакима и Анны, детство Марии, бракосочетание с Иосифом, а также Благовещение, Встреча Марии с Елизаветой и Рождество Христово.

В православной иконописи можно встретить изображение, созданное именно на основе апокрифа, в котором говорится, что Мария встретила Ангела, придя за водой к источнику. Однако в большинстве случаев сцена Благовещения изображается на фоне Иерусалимского Храма, что частично тоже связано с апокрифом: в нем говорится, что Мария пряла пурпурную нить для храмовой завесы (поэтому Мария часто держит в руках моток с пряжей). Изображение этой завесы (велум) размещается, как правило, в верхней части композиции. Образ Храма несет в иконе Благовещения и символический смысл – он напоминает о том, что Мария, дав Свое согласие, сама стала живым храмом, исполнив предназначение, о котором позднее скажет апостол Павел («Разве не знаете, что вы Храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» 1 Кор. 3. 16) * .

В древнерусской иконописи особое место занимает икона XII века «Устюжское Благовещение» из Новгорода (ГТГ, Москва). Она выделяется не только своими огромными размерами, но и своеобразным подходом к трактовке темы. Привычной архитектурной декорации в ней нет. Мария в левой руке держит моток с красной пряжей, а правой указывает на маленькую фигурку Младенца, расположенного в медальоне на Ее груди.

Таким образом, речь идет не только о том, как Мария слышит Благую Весть, но и совершающемся в тот же момент Боговоплощении – на это в иконографической истории сюжета решались очень немногие мастера. Еще одна нестандартная для православного искусства деталь – изображение Бога-Отца в верхней части иконного поля. Оно невелико по размеру и не сразу бросается в глаза, но при этом весьма отчетливо и в сочетании с остальными двумя фигурами оказывается вершиной общей композиционной пирамиды. Творец изображен восседающим на троне в окружении серафимов, что вызывает в памяти видение пророка Исайи: «В год смерти царя Озии видел я Господа, сидящего на престоле высоком и превознесенном…Вокруг Него стояли серафимы; у каждого из них по шести крыл» (Ис. 6. 1-2).

Живописная отсылка к видению Исайи ведет к воспоминанию и о другом, пожалуй, самом знаменитом его пророчестве: «Се, Дева во чреве примет и родит Сына, и нарекут имя Ему: Еммануил» (Ис. 7, 14). В контексте этих ассоциаций становится понятным отсутствие архитектурного фона: икона могла задумываться не как повествовательно-иллюстративный, а как мистический образ пророческого видения, проливающего свет на фундаментальный Божественный замысел о Марии и Ее роли в истории Спасения.

В католическом искусстве, начиная с XIII века, для сцены Благовещения вырабатывается устойчивый набор символов. Лилия – знак чистоты и непорочности Марии, книга у Нее в руках или на коленях (реже – на стоящем рядом пюпитре) – символ уже упомянутого пророчества Исайи, направленный на Нее луч света, часто исходящий от парящего голубя – символа Святого Духа. В руке у ангела может быть оливковая ветвь – знак мира. Нередко изображение может сопровождаться латинскими надписями: возле фигуры Гавриила – Ave Maria или Ave gratia plena, Dominus tecum (Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою»); возле фигуры Марии – Ecce ancilla Domini (Се, раба Господня).

Сохраняя ту же расстановку фигур, что и в православной иконе (Гавриил слева, Мария справа), западные художники часто изображают Гавриила коленопреклоненным перед Марией (Симоне Мартини. Благовещение со святыми и четырьмя пророками. 1333, галерея Уффицы, Флоренция. Донателло. Рельеф «Благовещение» для храма Санта Кроче во Флоренции, 1435).

Благодаря этому, в ангельском приветствии «Радуйся, Благодатная, Господь с Тобою» высвечивается то, что скрыто под словами – глубочайшая любовь Бога к Марии, восхищение Ее духовной красотой и подвигом посвящения себя Ему. Еще один популярный в западной традиции прием – перенесение действия в современную для зрителя обстановку. Так Фра Анджелико в своей фреске, находящейся в коридоре монастыря Сан Марко во Флоренции, расположил Гавриила и Марию в пустынном сводчатом коридоре, очень похожем на монастырскую галерею, куда выходят двери монашеских келий. А позади фигуры ангела изобразил молящегося св. Доминика, превратив всю композицию в видение, открывшееся святому монаху во время обязательного размышления над Писанием.

А в станковых картинах на ту же тему художник сочетает в одном изобразительном поле земное и духовное пространства. В левой части композиции всегда изображается райский сад со сценой изгнания Адама и Евы, а справа – собственно Благовещение, происходящее в современной для автора архитектуре, также напоминающей здание родного монастыря, перестроенного его хорошим знакомым Микелоццо ди Бартоломео. В картинах нидерландских мастеров действие нередко происходит в обычном жилом интерьере, а Марию окружают бытовые предметы – кувшин или таз с водой, полотенце. И только знатоку известно, что все они символизируют Ее чистоту; зритель, далекий от науки, увидит близкую ему повседневную жизнь, а Марию – таким же человеком, как он. И будет прав. Потому что у «модернизации» этого сюжета цель одна – показать, что для познания Божьей воли совсем необязательно быть «вознесенным до третьего неба», что Бог может открыть Свой замысел в самый, казалось, бы заурядный момент жизни в простых повседневных обстоятельствах, как, возможно, и произошло в жизни Марии.

Новое понимание темы Благовещения принесла эпоха барокко с ее повышенным вниманием к исключительным духовным ситуациям – экстазу, мистическому озарению. Пространство вокруг героев становится условным, а фигура ангела нередко появляется на облаке или подлетает к Марии из верхнего угла. Яркие краски, длинные пробела, создающие ощущение световых вспышек – все это придает изображению особый духовный тонус, наполняет действие сильным внутренним движением. А на картине Эль Греко (1600) из Музея изящных искусств в Бильбао, кроме главных героев, видны еще и ангелы в разверзшихся небесах, а Гавриил на облаке так приблизился к Марии, что граница между небом и землей практически исчезла.

Каждое столетие вносит свои особые нюансы в иконографию Благовещения. В 1850 году в Лондоне художественную среду в буквальном смысле «взорвала» картина художника-прерафаэлита Данте Габриэле Россетти «Ecce ancilla Domini» (галерея Тейт, Лондон). Острая субъективность трактовки сюжета одних зрителей привлекала, других отталкивала.

Названием произведения стали слова Марии: «Се, раба Господня». И все прекрасно знают, что далее Она скажет то, что разделит всю историю человечества на «до» и «после» Ее ответа – «Да будет мне по слову твоему».

Но автор картины далеко не случайно не вывел в название всю фразу полностью; его Мария показана в сложном психологическом состоянии, в котором страха и сомнений явно больше, чем готовности ответить на возвещенное ангелом Призвание. Картина очень красива по цвету, бело-синяя гамма не только напоминает о непорочности Марии, но и тонко имитирует стилистику фрескового письма эпохи раннего Возрождения, которую так ценили прерафаэлиты. Однако главным персонажем стал человек XIX века, далекий от абсолютной открытости Богу, которую мы привыкли видеть в Марии на картинах великих мастеров прошлого. Героиня Россетти, разумеется, даст всем известный ответ, но придти к этому ответу ей не так-то легко.

Тема Благовещения представляется очень привлекательной для современных художников, которые нередко идут на эксперименты с художественными канонами, привнося в них свое видение формы и пространства. В диптихе живописца из Татарстана Елены Сунгатовой (2002) традиции западного и восточного письма прошли через тонкую стилизацию.

Лилия в руке ангела, книга в руках Марии – традиционные атрибуты европейской живописи. Мягкие плавные линии силуэтов, бестелесная легкость фигур напоминают об иконописной манере. А предельно удлиненные пропорции вызывают ассоциации с образами Боттичелли. Художница вроде бы ограничивается лишь синтезом хорошо известных традиций старых мастеров, но результат этого синтеза оказался глубоко современным, и ее персонажи, напоминая о многовековой традиции, прекрасно чувствовали бы себя и в пространстве авангардного искусства.

В западном искусстве ХХ века нередко предпринимаются попытки «модернизировать» сюжет, придав героям более современный вид. У одних мастеров это получается грубовато и даже вульгарно, у других – поэтично и даже трепетно. Так на картине американского живописца Джона Коллиера Мария, похожая на современную девочку-подростка, встречает ангела на пороге дома в одежде, напоминающей школьную форму, в кроссовках и с тетрадкой в руках.

Школьная тетрадь становится аллюзией книги – символа Ветхозаветного пророчества – часто изображаемой в композициях эпохи Возрождения. От Возрождения остался еще один символ – лилия, на сей раз «по-домашнему» посаженная в цветочный горшок. Гавриил почтительно склонился перед «старшеклассницей» Марией, за спиной у него крылья, но по облику он больше похож на современного молодого священника, чем на ангела, а за его спиной видна типичная улица маленького городка «одноэтажной» Америки.

Не менее интересен и эксперимент с иконографией сюжета в композиции современного испанского скульптора сестры Асунсьон Гомес в одном из храмов католического монастыря общины Verbum Dei («Слово Божие») в местечке Сьете Агуас под Валенсией. Сестра Асунсьон – монахиня этой общины, обладающая глубоко самобытным видением христианских образов и сюжетов. Она работает исключительно в технике лепки из глины, поскольку считает скульптуру отголоском величайшей тайны сотворения человека из праха земного. И в такой, казалось бы, камерной технике создает монументальные алтарные композиции, в которых все фигуры выполнены в натуральную величину. Ее «Благовещение» имеет авторский подзаголовок La Virgen del Si , что в переводе с испанского означает «Дева слова «Да»».

Имеется в виду, как смирение Марии, так и то, что Она – будущая мать Того, Кто, по словам апостола Павла «не был «да» и «нет», но…все обетования Божии в Нем «да» и в Нем «аминь»» (2Кор. 1, 19-20).

Композиция представляет собой скульптурный рельеф на алтарной стене с изображением Марии. Фигуры Гавриила нет. Лицо Марии обращено к маленькому окну, расположенному под потолком, и от этого окна по стене особым образом положена штукатурка, имитирующая под воздействием солнечного освещения широкую полосу горнего света, направленного в Ее сторону. Мария показана в преддверии Благовещения, в последние мгновения перед тем, как Она увидит ангела. Она предстает перед Божьим посланником в одежде с засученными рукавами, словно только что оторвалась от хозяйственной работы. Но в то же время Ее облик пронизан трепетом и глубокой духовной сосредоточенностью; мир Ее повседневных забот отошел на второй план перед созерцанием чудесного света, а на юном и очень живом лице соединились удивление и в то же время мир, тихая радость от встречи с Тем, Кого Она давно знает и любит. Любопытно, что правая сторона Ее фигуры сделана как барельеф, а левая – как горельеф. Благодаря этому Мария представляется находящейся одновременно и в земном и в горнем пространстве, близкой в Своей простоте любому человеку на земле и находящейся рядом с Богом.

* Интересно, что Дионисий в своих росписях Собора Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря изобразил Благовещение дважды, использовав обе иконографии.

Loading...Loading...