О чем просят святого василиска. Святой Василиск

Краткое житие мученика Василиска Команского

Свя-той му-че-ник Ва-си-лиск был пле-мян-ни-ком свя-то-го му-че-ни-ка Фе-о-до-ра Ти-ро-на (па-мять 17 фев-ра-ля) и по-стра-дал с его бра-тья-ми Ев-тро-пи-ем и Клео-ни-ком во вре-мя го-не-ния на хри-сти-ан им-пе-ра-то-ра Мак-си-ми-а-на Га-ле-рия (305-311). Свя-тые му-че-ни-ки Клео-ник и Ев-тро-пий бы-ли рас-пя-ты на кре-стах (па-мять их 3 мар-та), а му-че-ник Ва-си-лиск был от-прав-лен в Ко-ма-ны, где со-дер-жал-ся в тем-ни-це. Пра-ви-тель Агрип-па, при-быв в го-род Ама-сию, на-чал пре-сле-до-вать хри-сти-ан. Свя-той Ва-си-лиск в тем-ни-це го-то-вил-ся к пред-сто-яв-ше-му му-че-ни-че-ско-му по-дви-гу. Во сне ему явил-ся Гос-подь, обе-щав-ший му-че-ни-ку Свою по-мощь, и пред-ска-зал ему му-че-ни-че-скую кон-чи-ну в Ко-ма-нах. Свя-той Ва-си-лиск про-сил тем-нич-ных стра-жей от-пу-стить его в род-ное се-ле-ние про-стить-ся с род-ны-ми. Его от-пу-сти-ли, так как по-чи-та-ли за свя-тость жиз-ни и со-вер-ша-е-мые чу-де-са. При-дя до-мой, свя-той Ва-си-лиск со-об-щил род-ным, что ви-дит-ся с ни-ми в по-след-ний раз, и убеж-дал их твер-до сто-ять за ве-ру.

Ко-гда Агрип-па узнал, что свя-той Ва-си-лиск от-пу-щен к род-ным, то при-шел в ярость. Же-сто-ко на-ка-зав тем-нич-ных стра-жей, он по-слал за му-че-ни-ком от-ряд во-и-нов во гла-ве с же-сто-ким ма-ги-стри-а-ном (по-мощ-ник пра-ви-те-ля). Встре-тив воз-вра-щав-ше-го-ся свя-то-го Ва-си-лис-ка, ма-ги-стри-ан на-дел на него тя-же-лые око-вы, а но-ги обул в мед-ные са-по-ги с вби-ты-ми в по-дош-вы гвоз-дя-ми, и от-пра-вил в Ко-ма-ны.

Дой-дя до од-но-го се-ле-ния, в зной-ный пол-день пут-ни-ки оста-но-ви-лись в до-ме жен-щи-ны Тро-я-ны. Во-и-ны по-шли в дом от-дох-нуть и под-кре-пить-ся пи-щей, а свя-то-го му-че-ни-ка Ва-си-лис-ка при-вя-за-ли к су-хо-му де-ре-ву. Стоя в тяж-ких око-вах под рас-ка-лен-ным солн-цем, свя-той мо-лил-ся Бо-гу. Вне-зап-но по-слы-шал-ся Го-лос свы-ше: "Не бой-ся, Я с то-бою". Зем-ля за-ко-ле-ба-лась, и из ска-лы за-бил ис-точ-ник. Ма-ги-стри-ан, во-и-ны и Тро-я-на, ис-пу-ган-ные зем-ле-тря-се-ни-ем, вы-бе-жа-ли из до-ма. По-ра-жен-ные про-ис-шед-шим чу-дом, они осво-бо-ди-ли му-че-ни-ка. К свя-то-му му-че-ни-ку при-хо-ди-ли боль-ные жи-те-ли се-ле-ния и по-лу-ча-ли ис-це-ле-ния по его мо-лит-ве.

Ко-гда, на-ко-нец, му-че-ник пред-стал пе-ред Агрип-пой, тот по-ве-лел ему при-не-сти жерт-ву язы-че-ским бо-гам. Му-че-ник от-ве-тил: "Я вся-кий час при-но-шу Бо-гу жерт-ву хва-лы и бла-го-да-ре-ния". Его по-ве-ли в ка-пи-ще, где на свя-то-го Ва-си-лис-ка мгно-вен-но с неба со-шел огонь, ко-то-рый сжег ка-пи-ще, а сто-яв-ших в нем идо-лов со-кру-шил в прах. То-гда Агрип-па в бес-силь-ной яро-сти при-ка-зал от-сечь свя-то-му Ва-си-лис-ку го-ло-ву, а те-ло его бро-сить в ре-ку. Кон-чи-на му-че-ни-ка по-сле-до-ва-ла в 308 го-ду. Хри-сти-ане вско-ре вы-ку-пи-ли свя-тые мо-щи му-че-ни-ка и но-чью тай-но по-греб-ли на вспа-хан-ном по-ле. Через неко-то-рое вре-мя на этом ме-сте бы-ла по-стро-е-на цер-ковь во имя свя-то-го му-че-ни-ка Ва-си-лис-ка, в ко-то-рую пе-ре-нес-ли мо-щи. По свя-тым мо-лит-вам му-че-ни-ка ста-ли со-вер-шать-ся ис-це-ле-ния. Свя-ти-те-лю (па-мять 13 но-яб-ря) пе-ред его кон-чи-ной, про-ис-шед-шей в Ко-ма-нах, явил-ся во сне свя-той му-че-ник Ва-си-лиск и про-из-нес: "Зав-тра бу-дем вме-сте". О по-дви-ге свя-то-го му-че-ни-ка Ва-си-лис-ка по-ве-дал ми-ру оче-ви-дец его стра-да-ний, свя-той Ев-сиг-ний (па-мять 5 ав-гу-ста).

См. так-же: " " в из-ло-же-нии свт. Ди-мит-рия Ро-стов-ско-го.

Молитвы

Тропарь мученику Василиску Команскому

Му́ченик Твой, Го́споди, Васили́ск/ во страда́нии свое́м вене́ц прия́т нетле́нный от Тебе́, Бо́га на́шего:/ име́яй бо кре́пость Твою́,/ мучи́телей низложи́,/ сокруши́ и де́монов немощны́я де́рзости./ Того́ моли́твами// спаси́ ду́ши на́ша.

Перевод: Мученик Твой, Господи, Василиск в подвиге своём принял нетленный венец от Тебя, Бога нашего, потому что он, имея силу Твою, победил мучителей, сокрушил и демонов бессильные дерзости. По молитвам его спаси души наши.

Кондак мученику Василиску Команскому

Во страда́нии кре́пок и му́жествен яви́лся еси́ и в чудесе́х преди́вен,/ явле́нно Христо́во и́мя преднося́, мучи́теля посрами́л еси́./ Тем тя почита́ем, Васили́ске, при́сно зову́ще, всече́стне:// ра́дуйся, му́чеников све́тлая добро́то.

Перевод: В подвиге мученического страдания силен и мужественен ты явился и удивителен в чудесах. Открыто исповедуя имя Христово, своих мучителей ты посрамил. Потому почитаем тебя, Василиск, непрестанно восклицая: «Радуйся, мучеников славное украшение!»

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305 - 311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру.

Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.

Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: "Не бойся, Я с тобою". Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: "Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения". Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: "Завтра будем вместе". О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).


Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305 - 311). Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице. Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах. Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру.
Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость. Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.
Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: "Не бойся, Я с тобою". Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.
Когда, наконец, мученик предстал перед Агриппой, тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: "Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения". Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах. Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле. Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления. Святителю Иоанну Златоусту (память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнес: "Завтра будем вместе". О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий, святой Евсигний (память 5 августа).
Дни памяти: Март 3, Май 22

МУЧЕНИК ИОАНН-ВЛАДИМИР, КНЯЗЬ СЕРБСКИЙ
Святой и славный князь, мученик за имя Христово, жил на рубеже X–XI веков. Он был сыном Петрислава, который правил сербскими княжествами Захумье и Превала. С детства Владимир отличался мягкостью, скромностью, богобоязненностью и целомудрием. Унаследовав престол, он с еще большим усердием предался благотворительности. Горя желанием объединить всех подданных в лоне святой Церкви, он разослал по своим владениям проповедников, чтобы вернуть к истинной вере богомилов и других еретиков, сеющих раздор. Он основал много монастырей, построил церкви и благотворительные дома.
Однажды в сопровождении трех придворных Владимир верхом отправился на охоту в дремучий лес. Там он вдруг увидел летящего золотого орла с сияющим крестом на шее. Князь бросился за ним и попал в густую чащу. Тут орел остановил свой полет и обратился в светоносного ангела с крестом на груди. Князь Владимир бросился перед ним ниц, а позже на этом месте построил церковь, в которую приходил молиться семь раз в день.
Несмотря на желание жить в мире с соседними правителями, святой Владимир до конца царствования был вынужден противостоять притязаниям византийского императора Василия II и болгарского царя Самуила (976–1014). Когда болгарский царь двинулся походом на его княжество, святой Владимир предпочел отступить, нежели принимать смертельный бой, и удалился со своим войском на высокую гору. Царь Самуил отправил к нему гонца с требованием сдаться. Благоверный князь ответил отказом, но из-за предательства одного из своих приближенных был схвачен и заключен в тюрьму. Там он все время проводил в молитве. Однажды ему явился ангел и предсказал скорое освобождение, а впоследствии мученический венец.
У царя Самуила была дочь по имени Косара, которая часто посещала тюрьмы, чтобы омыть ноги узникам и поддержать их. Так она познакомилась с Владимиром, полюбила его и отправилась к отцу, чтобы заступиться за князя и попросить отца выдать ее за Владимира замуж. Царь Самуил дал согласие, а потом с почестями отправил святого на родину. Вернувшись в свое княжество, святой предложил супруге хранить девство, чтобы на земле подражать ангелам. Так они вместе стали вести благочестивую жизнь.
Через некоторое время умер царь Самуил, и ему наследовал его сын Радомир. Но вскоре он был убит двоюродным братом Иоанном Владиславом, жестоким и властолюбивым, который завладел болгарским троном и стал стремиться покорить княжество Владимира. Замыслив убийство, он пригласил его ко двору, а в залог доброй воли подарил через посланника золотой крест. Святой велел передать ему: «Известно, что Господь наш Иисус Христос, положивший жизнь за нас, был распят не на золотом, не на серебряном, а на деревянном кресте. Если вера твоя истинна, а слова искренни, пошли мне через своих священнослужителей деревянный крест, и я приду во имя нашей веры в Господа Иисуса Христа».
Не останавливаясь перед вероломством, царь отправил к нему двух священников и одного пустынника, которые вручили князю деревянный крест. С доброй верой тронулся Владимир в путь. Милостью Божией он избежал нескольких расставленных на его пути ловушек и прибыл к царскому двору. Царь был потрясен, увидев живого Владимира. Он бросился к нему, желая убить, но не смог причинить вреда. Тогда Владимир сам протянул царю свой меч со словами: «Возьми и убей меня, ибо я готов на смерть, как Авель!» Ослепленный и обезумевший от гнева Иоанн Владислав схватил меч и обезглавил благоверного князя.
По преданию, святой поднял свою главу с земли, сел на коня и отправился в церковь. Прибыв туда, он спустился с коня, сказал: «В руце Твои, Господи, предаю дух мой» – и испустил дух, обретя немеркнущий мученический венец. Это произошло 22 мая 1015 года. Мученик был похоронен в этой церкви, а его могила, над которой часто появлялся небесный свет, стала местом исцелений молящихся.
Услышав о чудесах и исцелениях, царь-убийца разрешил супруге благоверного князя перенести святые мощи на родину, в монастырь святого Иоанна в Элбасане (в нынешней Албании). Сообщается, что во время нового похода против Сербии Иоанн Владислав увидел перед собой воина в облике Иоанна Владимира. Испуганный царь решил спастись бегством, но ангел пронзил его, и он упал замертво (1018).
Впоследствии святые мощи были обретены нетленными и источали чудесное благоухание. В руке князь держал крест, посланный ему убийцей в залог доброй воли. Мощи почитаются православными Албании как одно из самых ценных сокровищ.
Составитель - иеромонах Макарий Симонопетрский,адаптированный русский перевод - издательство Сретенского монастыря
Дни памяти: Май 22, Август 30 (Серб.)

ПРАВЕДНЫЙ ИАКОВ БОРОВИЧСКИЙ
Праведный Иаков Боровичский, Новгородский чудотворец, в отрочестве принял на себя суровый подвиг юродства. Больше о жизни его ничего не известно. Прославил его Господь после кончины. В 1540 году, на третий день Пасхи, к селению Боровичи (в Новгородской области) по реке Осте против течения приплыла большая льдина, на которой стоял гроб (дубовая колода) без крышки, а в нем лежало тело юноши. Боясь ответственности, крестьяне шестами оттолкнули льдину к средине реки, но она возвратилась к берегу. Так повторялось трижды. Ночью старейшинам села явился во сне юноша, виденный ими на льдине, и сказал: "Я такой же христианин, как и вы. Не гоните меня. Мое имя Иаков, я получил имя в честь святого Иакова, брата Господня". Мощи святого отрока были сначала помещены в часовне, а в 1544 году перенесены в Святодуховский храм. Тогда же было установлено ему празднование. Господь, прославляя Своего угодника, даровал мощам святого Иакова целительную силу. Полиелейное празднование установлено с 1572 года. В Иконописном подлиннике о святом Иакове сказано: "Подобием млад, наг, препоясан платом". В 1657 году патриарх Никон часть мощей святого перевез на Валдай, в Иверскую обитель.
Дни памяти: Май 22, Октябрь 23

ПАМЯТЬ ВТОРОГО ВСЕЛЕНСКОГО СОБОРА
Второй Вселенский Собор состоялся в 381 году и довершил победу Православия, одержанную в 325 году на Первом Вселенском Соборе.
В трудные годы, протекшие после принятия Никейского Символа веры, арианская ересь дала новые побеги. Македоний, под видом борьбы с ересью савеллиан, учивших о слиянии ипостаси Отца и Сына, стал употреблять слово "подобосущен" по отношению Сына к Отцу. Эта формулировка была опасна еще и тем, что Македоний выставлял себя как борца с арианами, употреблявшими термин "подобен Отцу". Кроме этого, македониане - полуариане, склонявшиеся в зависимости от обстановки и выгоды то к Православию, то к арианству, хулили и Святого Духа, утверждая, что Он не имеет единства с Отцом и Сыном. Второй еретик - Аеций ввел понятие "иносущен" и говорил, что Отец имеет совершенно другое существо, чем Сын. Его ученик Евномий учил о иерархической подчиненности Сына Отцу и Святого Духа Сыну. Всех, кто приходил к нему, он перекрещивал в "смерть Христа", отвергая Крещение во Имя Отца и Сына и Святого Духа, заповеданное Самим Спасителем.
Третья ересь родилась из учения Валента и Урсакия на Аримонском Соборе. Они пытались обмануть православных епископов, провозгласив, что Сын Божий от Бога и подобен Богу Отцу, а не есть творение, как учат ариане. Но под тем предлогом, что слово "существо" не находится в Священном Писании, еретики предлагали не употреблять термин "единосущный", по отношению Сына к Отцу. Кроме этих трех основных ересей, было много и других лжеучений. Еретик Аполлинарий говорил: "Плоть Спасителя, взятая с Неба из лона Отца, не имела человеческой души и разума; отсутствие души восполняло Слово Божие; Божество оставалось мертвым в продолжении трех дней".
Для обличения ересиархов, святой царь Феодосий Великий (379 - 395) созвал в Константинополе Вселенский Собор, на котором присутствовало 150 епископов. На рассмотрение святых отцов было предложено утвержденное на Римском соборе исповедание веры, которое святой папа Дамас прислал епископу Антиохийскому Павлину. Прочитав свиток, святые отцы, отвергая лжеучение Македония, единодушно утвердили апостольское учение, что Дух Святой есть не служебное существо, но Господь Животворящий, от Отца исходящий, со Отцом и Сыном спокланяемый и сславимый. Для опровержения прочих ересей: евномиан, ариан и полу-ариан, святые отцы подтвердили Никейский Символ Православной веры.
В Символе, принятом I Вселенским Собором, не говорилось о Божественном достоинстве Святого Духа, ибо духоборческой ереси тогда не было. Поэтому святые отцы II Вселенского Собора прибавили к Никейскому Символу 8, 9, 10, 11,и 12 члены, т. е. окончательно сформулировали и утвердили Никео-Цареградский Символ веры, исповедуемый и ныне всей Православной Церковью.
Второй Вселенский Собор кроме того установил формы церковного суда, определил принимать в общение через Таинство Миропомазания раскаявшихся еретиков, которые крестились во Имя Святой Троицы, а крестившихся единократным погружением принимать как язычников.
Святитель Григорий Богослов (память 25 и 30 января) на Соборе дал в своем слове следующее изложение Православной веры: "Безначальное Начало и Сущее с Началом - Един Бог. Но безначальность или нерожденность не есть естество Безначального. Ибо всякое естество определяется не тем, что оно не есть, но что оно есть: оно есть положение, а не отрицание существующего. И Начало, тем, что оно начало не отделяется от Безначального, ибо для Него быть началом не составляет естества, как и для первого быть безначальным; потому что это только относится к естеству, а не есть самое естество. И Сущее с Безначальным и с Началом есть не иное что, как то же, что и Они. Имя Безначальному - Отец, Началу - Сын, Сущему вместе с Началом - Дух Святый; а естество в Трех единое - Бог. Единение же - Отец, из Которого и к Которому они возводятся, не сливаясь, а сопребывая с Ним, и не разделяемые между Собою ни временем, ни хотением, ни могуществом".
День памяти: Май 22

Иногда для облегчения душевных или телесных страданий достаточно купить икону и искренне помолиться перед ней. Даже в самых непростых жизненных обстоятельствах, тот, кто горячо верует, может всегда рассчитывать на Божью помощь. Нужно лишь от всей души обращаться с молитвой к Господу или к святым-покровителям, которые во время своей земной жизни помогали людям со схожей ситуацией. Так, икона Анастасия Узорешительница известна среди заключенных. Этот образ служит настоящим утешением тем, кто, томясь в заключении, старается достойно вынести все испытания.

Анастасия Узорешительница родилась в Риме, в конце третьего века, в семье отца-язычника, сенатора Претекстата, и матери Фавсты, тайной христианки. Воспитание маленькой дочери Фавста поручила святому Хрисогону, который обучил Анастасию Святому Писанию и закону Божьему. К окончанию обучения Анастасия стала прекрасной девой, мудрой и наполненной любовью к Богу. После смерти Фавсты Претекстат выдал свою дочь против ее желания за ярого язычника, Помплия. Но Анастасия вознамерилась сохранить свою чистоту в браке и не нарушила обет девства, постоянно избегая супружеского ложа, и объясняя своему мужу, что неизлечимо больна женской болезнью.

В начале четвертого века, римский император Диоклетиан устраивал гонения христиан, и все темницы были переполнены невинными узниками. Анастасия ради Христа обходила темницы, переодеваясь нищенкой и подкупая золотом стражу на входе. Она подавала еду и питье узникам, отирала их кровь, умывала им руки и ноги, обвязывала раны. Святая Анастасия поддерживала в несчастных веру в Господа, облегчая их участь. Потому и сейчас в тюремных храмах часто встречается икона Анастасия Узорешительница, к которой заключенные обращают свои молитвы.

Когда о тайных посещениях Анастасией заключенных христиан узнал Помплий, он в ярости избил свою жену и оставил ее дома в заточении под надзором стражи. Много скорбела святая Анастасия об оставленных в темницах узниках, а особенно о своем учителе Хрисогоне. Прежде она подбадривала его и учила долготерпению, теперь же лишь письма Хрисогона из темницы поддерживали ее, не позволяя упасть духом от истязаний мужа. После смерти Претекстата, Помплий вознамерился уморить Анастасию, чтобы получить себе все ее наследство, оставшееся от родителей. Каждый день он мучил ее, обращаясь как с рабою, но вскоре был отправлен послом в Персию и утонул в море во время путешествия.

Отныне Анастасия была свободна, оставшись непорочной после брака, и получив свое наследство. Теперь она без страха навещала заключенных в темницах христиан, призывая их к мужественному терпению. Святая Анастасия бывала в разных городах и странах, никому не отказывая в помощи, и часто выкупая узников на свои средства. Потому и получила она имя Узорешительница.

Приняла смерть Анастасия от гонителя христианской веры Евтихиана. И хотя ее подвергали пыткам, а после сожгли на костре, но тело святой великомученицы осталось невредимым. Там, где ее похоронили, был выстроен храм, а икона Анастасия Узорешительница не раз проявила свою чудодейственную силу, исцеляя больных и помогая страждущим.

Не только заключенные молятся перед иконой Анастасия Узорешительница, она также облегчает роды, помогая женщинам благополучно разрешиться от бремени. Приобрести икону Анастасия Узорешительница вы можете в нашем магазине икон.

Святой мученик Василиск был племянником святого мученика Феодора Тирона (память 17 февраля) и пострадал с его братьями Евтропием и Клеоником во время гонения на христиан императора Максимиана Галерия (305-311).

Святые мученики Клеоник и Евтропий были распяты на крестах (память их 3 марта), а мученик Василиск был отправлен в Команы, где содержался в темнице.

Правитель Агриппа, прибыв в город Амасию, начал преследовать христиан. Святой Василиск в темнице готовился к предстоявшему мученическому подвигу. Во сне ему явился Господь, обещавший мученику Свою помощь, и предсказал ему мученическую кончину в Команах.

Святой Василиск просил темничных стражей отпустить его в родное селение проститься с родными. Его отпустили, так как почитали за святость жизни и совершаемые чудеса. Придя домой, святой Василиск сообщил родным, что видится с ними в последний раз, и убеждал их твердо стоять за веру. Когда Агриппа узнал, что святой Василиск отпущен к родным, то пришел в ярость.

Жестоко наказав темничных стражей, он послал за мучеником отряд воинов во главе с жестоким магистрианом (помощник правителя). Встретив возвращавшегося святого Василиска, магистриан надел на него тяжелые оковы, а ноги обул в медные сапоги с вбитыми в подошвы гвоздями, и отправил в Команы.

Дойдя до одного селения, в знойный полдень путники остановились в доме женщины Трояны. Воины пошли в дом отдохнуть и подкрепиться пищей, а святого мученика Василиска привязали к сухому дереву. Стоя в тяжких оковах под раскаленным солнцем, святой молился Богу. Внезапно послышался Голос свыше: «Не бойся, Я с тобою».

Земля заколебалась, и из скалы забил источник. Магистриан, воины и Трояна, испуганные землетрясением, выбежали из дома. Пораженные происшедшим чудом, они освободили мученика. К святому мученику приходили больные жители селения и получали исцеления по его молитве.

Когда наконец мученик предстал перед Агриппой тот повелел ему принести жертву языческим богам. Мученик ответил: «Я всякий час приношу Богу жертву хвалы и благодарения». Его повели в капище, где на святого Василиска мгновенно с Неба сошел огонь, который сжег капище, а стоявших в нем идолов сокрушил в прах.

Тогда Агриппа в бессильной ярости приказал отсечь святому Василиску голову, а тело его бросить в реку. Кончина мученика последовала в 308 году. Христиане вскоре выкупили святые мощи мученика и ночью тайно погребли на вспаханном поле.

Через некоторое время на этом месте была построена церковь во имя святого мученика Василиска, в которую перенесли мощи. По святым молитвам мученика стали совершаться исцеления.

(память 13 ноября) перед его кончиной, происшедшей в Команах, явился во сне святой мученик Василиск и произнёс: «Завтра будем вместе «. О подвиге святого мученика Василиска поведал миру очевидец его страданий святой Евсигний (память 5 августа).

Мученик Василиск были похоронен в Каманах на холме, где его мощи покоятся и до сих пор. Трижды, в разное время, были сделаны попытки перенести мощи Василиска в другое место, но Господь не дал этого сделать!

С 2002 года в Каманах внутри руин древнего храма Василиска возвышается деревянная часовня, подаренная Абхазии одним состоятельным туляком в благодарность за избавление его дочери от недуга водой святого источника!

МУЧЕНИКУ ВАСИЛИСКУ
Тропарь, глас 4

Мученик Твой, Господи, Василиск, / во страдании своем венец прият нетленный от Тебе, Бога нашего, / имеяй бо крепость Твою, / мучителей низложи, / сокруши и демонов немощныя дерзости. / Того молитвами / спаси души наша.

Кондак, глас 8

Во страдании крепок и мужествен явился еси и в чудесех предивен, / явленно Христово имя преднося, мучителя посрамил еси. / Тем тя почитаем, Василиске, присно зовуще, всечестне: / радуйся, мучеников светлая доброто.

Вконтакте

Loading...Loading...