Страшный суд православие. Второе Пришествие Иисуса Христа и Страшный Суд

Патриарх Никон Московской и Всея Руси. Возглавлял Епархию с 1652г по 1666г. Осуществил реформы церкви, которые привели к расколу.

Ранние годы

Никон (в миру Никита Минов или Минин) происходил из простой крестьянской семьи.

Будущий патриарх родился в селе Вельдеманово недалеко от Нижнего Новгорода в 1605 году. Мать скончалась вскоре после родов, а отец потом женился повторно.

С мачехой отношения не заладились – она часто била его и лишала еды. Приходской священник обучал Никиту грамоте. В 12 лет Никон стал послушником при Макарьевом Желтоводском монастыре, где и оставался до 1624.

Родители убедили его вернуться домой и жениться. Затем Никита стал священником в деревне Лысково, но купцы, наслышанные о его образованности попросили перебраться в одну из московских церквей.

В монашестве

В 1635 у Никиты умирают дети, после чего он убедил жену принять постриг в Алексеевском монастыре. Сам же в 30-летнем возрасте становится монахом под именем Никон в Свято-Троицком Анзерском скиту Соловецкого монастыря. После ссоры с преподобным Елеазаром Анзерсикм по поводу необходимости Никону совершать литургии и заведовать хозяйством в ските, монах бежал оттуда в Кожеозерский монастырь.

В 1643 Никон стал там игуменом. В 1646 совершилась первая встреча Никона и царя Алексея Михайловича. Игумен Кожеозерского монастыря произвел на правителя благоприятное впечатление и по наставлению монарха остался в Москве. По велению Алексея Михайловича патриарх Иосиф посвятил Никона в архимандриты Новоспасского монастыря.

Таким образом, Никон вошел в неофициальный кружок «ревнителей благочестия», целью которого было увеличение роли религии в жизни жителей Московского государства, улучшение нравственности населения и духовенства, распространение просвещения. Отдельное внимание уделялось правильному переводу богослужебных книг. В 1649 Никон стал митрополитом Новгородским и Великолуцким.

Патриаршество

В апреле 1562 умер патриарх Иосиф. Члены кружка «ревнителей благочестия» сначала хотели видеть патриархом Стефана Вонифантьева, царского духовника, но тот отверг предложение, скорее всего, потому что понимал, что Алексей Михайлович желал видеть Никона в этом сане.

После просьбы Алексея Михайловича к Никону принять сан, по инициативе последнего из Соловецкого монастыря в Москву переносят мощи святого митрополита Филиппа. 25 июля 1562 состоялся процесс интронизации Никона, во время которого он потребовал от царя обещания не вмешиваться в церковные дела.

Реформаторская деятельность

Основной причиной реформ послужила необходимость в унификации обрядов и укреплении нравственных устоев духовенства. Также Никон желал видеть Россию как центр мирового православия, так как страна расширяла связи с Украиной и территорией бывшей Византии. Властность и честолюбие Никона диктовали ему желание быть приближенным царя.

Патриарх помнил тесную связь между царем Михаилом Федоровичем и Филаретом и даже хотел превзойти своего предшественника. Однако Никон не учел, что бывший патриарх был отцом царя, что давало ему значительное преимущество по сравнению с Никоном.

На самом деле, реформы не коснулись сущности православия. Речь шла о том, сколькими пальцами следует креститься, в каком направлении совершать крестный ход, как писать имя Иисус и т. д. Тем не менее, преобразования вызвали широкое недовольство среди народных масс. Совершился раскол русской церкви.

Строительство монастырей

По инициативе Никона было построено множество монастырей, такие как Онежский Крестный, Иверский и Новоиерусалимский. В 1655 был заложен каменный Успенский собор.

Опала

В 1666 Никон был лишен сана патриарха за своевольные действия. По решению соборного суда Никон стал простым монахом Ферапонтова Белозерского монастыря. После смерти Алексея Михайловича был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь под более строгим надсмотром.

Новый царь, Федор Алексеевич, снисходительно относился к Никону. Совместно с Симеоном Полоцким он размышлял над планом создания в России четырех патриаршеств и папства во главе с Никоном. Идея не получила развития. Никон умер в 1681. Федор Алексеевич настоял на патриарших похоронах для монаха, хотя и не получил на это одобрения Иоакима, патриарха Московского.

Краткое житие преподобного Никона, игумена Печерского

Пре-по-доб-ный Ни-кон был пер-вым уче-ни-ком и спо-движ-ни-ком пре-по-доб-но-го Ан-то-ния (па-мять 10 июля), ос-но-ва-те-ля Ки-е-во-Пе-чер-ской оби-те-ли, к ко-то-ро-му при-шел, уже бу-дучи иере-ем. Он по-стри-гал в оби-те-ли всех но-во-при-хо-дя-щих ино-ков и в их чис-ле пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия Пе-чер-ско-го (па-мять 3 мая и 14 ав-гу-ста).

За по-стри-же-ние лю-бим-цев ве-ли-ко-го кня-зя Изя-с-ла-ва - пре-по-доб-ных Вар-ла-а-ма (па-мять 19 но-яб-ря) и Еф-ре-ма (па-мять 28 ян-ва-ря) свя-той Ни-кон на-влек на се-бя гнев кня-зя, но сме-ло от-ка-зал-ся убеж-дать по-стри-же-ни-ков по-ки-нуть мо-на-стырь. Ко-гда в оби-те-ли со-бра-лось мно-го бра-тий, пре-по-доб-ный Ни-кон по-же-лал уй-ти в уеди-не-ние и без-молв-ство-вать.

Он уда-лил-ся на по-лу-ост-ров Тму-та-ра-кань (на во-сточ-ном бе-ре-гу Кер-чен-ско-го про-ли-ва) и по-се-лил-ся в без-люд-ном ме-сте. Ко-гда сла-ва о его жиз-ни рас-про-стра-ни-лась в окру-ге, к нему со-бра-лись же-лав-шие про-во-дить ино-че-скую жизнь. Так был ос-но-ван мо-на-стырь с цер-ко-вью во имя Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы. Ко-гда он воз-вра-тил-ся в Ки-е-во-Пе-чер-скую оби-тель, пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий ока-зы-вал ему са-мую по-чти-тель-ную лю-бовь как ду-хов-но-му от-цу. По сло-вам пре-по-доб-но-го (па-мять 27 ок-тяб-ря), пре-по-доб-ный Фе-о-до-сии, от-лу-ча-ясь ку-да-ли-бо, по-ру-чал ве-де-нию пре-по-доб-но-го Ни-ко-на всю бра-тию. Ино-гда он по-ру-чал пре-по-доб-но-му Ни-ко-ну вме-сто се-бя пред-ла-гать по-уче-ние бра-тии. Неред-ко, ко-гда пре-по-доб-ный Ни-кон пе-ре-пле-тал кни-ги, пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий си-дел при нем и прял нит-ки, нуж-ные для пе-ре-пле-та.

Ко-гда князь Свя-то-слав из-гнал сво-е-го бра-та Изя-с-ла-ва из Ки-е-ва, пре-по-доб-ный Ни-кон сно-ва ушел в ос-но-ван-ный им мо-на-стырь. Он вер-нул-ся при игу-мене Сте-фане. По уда-ле-нии из Ки-е-во-Пе-чер-ской оби-те-ли игу-ме-на пре-по-доб-но-го Сте-фа-на (па-мять 27 ап-ре-ля) свя-той Ни-кон был из-бран игу-ме-ном мо-на-сты-ря. Он мно-го по-тру-дил-ся, чтобы укра-сить свою оби-тель икон-ным пи-са-ни-ем и мо-за-и-кой.

Скон-чал-ся пре-по-доб-ный в глу-бо-кой ста-ро-сти († 1088) и был по-гре-бен в Ближ-них пе-ще-рах пре-по-доб-но-го Ан-то-ния.

Полное житие преподобного Никона, игумена Печерского

Он спер-ва при св. Ан-то-нии по-стри-гал бра-тию в пе-ще-ре, за-тем ос-но-вал мо-на-стырь в Тму-та-ра-ка-ни; по-том же при-нял по-сле свя-то-го Сте-фа-на игу-мен-ство Пе-чер-ское и чу-до-твор-но укра-сил ико-на-ми свя-тую Пе-чер-скую цер-ковь.

Ко-гда Гос-подь бла-го-во-лил сде-лать мно-го-плод-ной на-саж-ден-ную в Ру-си ветвь жи-тия ино-че-ско-го, Он при-вел к ис-кус-но-му и тру-до-лю-би-во-му на-са-ди-те-лю, ко-па-ю-ще-му зем-лю, это-го доб-ро-го со-труд-ни-ка преж-де дру-гих, то есть к свя-то-му пер-во-на-чаль-ни-ку Ан-то-нию, на-чав-ше-му под-ви-зать-ся в пе-ще-ре, - пре-по-доб-но-го Ни-ко-на. Успеш-но про-хо-дя сте-пе-ни ино-че-ских доб-ро-де-те-лей, он так под-ра-жал во всем на-став-ни-ку и учи-те-лю сво-е-му, что пре-по-доб-ный Ан-то-ний на-шел его до-стой-ным быть по-став-лен-ным во-ждем, вво-дя-щим про-чих де-ла-те-лей в мыс-лен-ный ви-но-град-ник пост-ни-че-ско-го по-движ-ни-че-ства.

Ко-гда кто при-хо-дил, же-лая под-ра-жать их рав-но-ан-гель-ско-му жи-тию, сам пре-по-доб-ный Ан-то-ний по-учал их доб-ро-де-те-лям, пре-по-доб-но-му же Ни-ко-ну как иерею и опыт-но-му чер-но-риз-цу по-веле-вал по-стри-гать. И мож-но бы-ло ви-деть то-гда Мо-и-сея и Ааро-на в мыс-лен-ном ви-но-град-ни-ке, при-но-ся-щем пло-ды по-ка-я-ния, до-стой-ные пе-ре-не-се-ния из Егип-та здеш-не-го ми-ра в небес-ную обе-то-ван-ную зем-лю. Ибо так Ан-то-ний при-нес за-кон со Свя-той Афон-ской Го-ры, как Мо-и-сей с Си-най-ской, а пре-по-доб-ный Ни-кон дей-ство-вал от име-ни его, как Аарон, по-чтен-ный са-ном свя-щен-ства. Дей-ство-вал же он со вся-кой по-кор-но-стью, по-лу-чая от дел сво-их не толь-ко ра-дост-ное, но тер-пя му-же-ствен-но и скор-би, бла-го-да-ря за все Бо-га.

Он спо-до-бил-ся ве-ли-кой ду-хов-ной ра-до-сти, ко-гда по-стриг пре-по-доб-но-го от-ца на-ше-го Фе-о-до-сия, ко-то-рый вско-ре явил-ся ве-ли-ким на-став-ни-ком ино-че-ско-го жи-тия в Ру-си. Воз-ра-до-вал-ся ду-хом и то-гда, ко-гда по-стриг ро-до-ви-то-го бо-яри-на, бла-жен-но-го Вар-ла-а-ма; так-же и за-ве-до-вав-ше-го всем у кня-зя, им очень лю-би-мо-го бла-жен-но-го Еф-ре-ма. Но за них обо-их пре-тер-пел он и нема-лую скорбь. Ко-гда князь Изя-с-лав узнал об их по-стри-же-нии, он раз-гне-вал-ся на пре-по-доб-ных и по-ве-лел при-ве-сти к се-бе то-го из них, кто дерз-нул по-стричь их. И слу-ги вско-ре при-ве-ли к нему бла-жен-но-го Ни-ко-на. С гне-вом по-смот-рев на свя-то-го, князь ска-зал ему: "Ты ли по-стриг бо-яри-на и Еф-ре-ма без поз-во-ле-ния мо-е-го?". Пре-по-доб-ный Ни-кон му-же-ствен-но от-ве-чал: "Бла-го-да-тью Бо-жи-ей я по-стриг их, по по-ве-ле-нию Небес-но-го Ца-ря Иису-са Хри-ста, при-звав-ше-го их на та-кой по-двиг". Князь же, раз-гне-вав-шись еще боль-ше, ска-зал: "Или убе-ди их вер-нуть-ся до-мой, или я те-бя с мо-на-ха-ми по-шлю в за-то-че-ние и ве-лю рас-ко-пать ва-шу пе-ще-ру". Бла-жен-ный Ни-кон от-ве-чал: "Сде-лай все то, что угод-но те-бе; а мне не по-до-ба-ет от-вле-кать во-и-нов от Небес-но-го Ца-ря". По-сле это-го со-бы-тия свя-той Ан-то-ний и его ино-ки вы-шли из пе-ще-ры, со-би-ра-ясь ид-ти в иную об-ласть, так как князь про-дол-жал гне-вать-ся и уко-рять бла-жен-но-го Ни-ко-на. И один от-рок по-ве-дал то кня-зю; слы-ша-ла это и кня-ги-ня. Она на-пом-ни-ла кня-зю о гне-ве Бо-жи-ем, быв-шем в оте-че-стве ее, зем-ле ля-хов, ко-гда чер-но-риз-цы бы-ли из-гна-ны от-цом ее, Бо-ле-сла-вом Храб-рым, за по-стри-же-ние пре-по-доб-но-го Мо-и-сея Уг-ри-на, и ска-за-ла ему: "По-слу-шай ме-ня, гос-по-дин мой, и не гне-вай-ся; ибо так же бы-ли из-гна-ны из стра-ны на-шей вот та-кие же чер-но-риз-цы, и из-за то-го про-изо-шло мно-го зла. Смот-ри, чтоб не бы-ло то-го же и в тво-ей об-ла-сти". Слы-ша это, князь по-бо-ял-ся гне-ва Бо-жия и от-пу-стил бла-жен-но-го Ни-ко-на, велев ему ид-ти в пе-ще-ру. А за по-ки-нув-ши-ми пе-ще-ру по-слал вслед с моль-бой, чтоб вер-ну-лись на-зад; ед-ва упро-си-ли их через три дня, и то-гда они вер-ну-лись в свою пе-ще-ру, как о том бы-ло рас-ска-за-но в жи-тии пре-по-доб-но-го Ан-то-ния. По-сле та-кой на-па-сти пре-по-доб-ный отец наш Ни-кон жил в пе-ще-ре же-сто-кой жиз-нью и по-ка-зал мно-го по-бед над злы-ми ду-ха-ми, мо-лит-вой и по-стом, еди-но-нрав-но с пре-по-доб-ны-ми от-ца-ми Ан-то-ни-ем и Фе-о-до-си-ем, так что бы-ли они тре-мя Трой-че-ски-ми све-ти-лами, си-я-ю-щи-ми в том тем-ном ме-сте и раз-го-ня-ю-щи-ми тьму бе-сов-скую.

Так как бра-тия в пе-ще-ре умно-жа-лась, бла-жен-ный Ни-кон по-же-лал отой-ти в уеди-не-ние и без-молв-ство-вать. То-гда, по со-ве-ту пре-по-доб-но-го Ан-то-ния, сго-во-рясь с дру-гим чер-но-риз-цем (бол-га-ри-ном со Свя-той Го-ры, из мо-на-сты-ря свя-то-го Ми-ны), он ушел с ним; дой-дя до мо-ря, они рас-ста-лись. Бол-га-рин, на-пра-вясь к Кон-стан-ти-но-по-лю, на-шел ост-ров по-сре-ди мо-ря и по-се-лил-ся на нем, про-жил там мно-го лет, тер-пя сту-жу и го-лод, и с ми-ром по-чил. И до-ныне на-зы-ва-ет-ся тот ост-ров Бол-га-ров. Ве-ли-кий же Ни-кон уда-лил-ся на ост-ров Тму-та-ра-кан-ский и, най-дя чи-стое ме-сто у го-ро-да, по-се-лил-ся там, без-молв-ствуя и неле-ност-но слу-жа Бо-гу, при-бав-ляя тру-ды к тру-дам и удив-ляя на-род стро-гой сво-ей жиз-нью, так что сла-ва его рас-про-стра-ня-лась по-всю-ду, и при-хо-ди-ли к нему мно-гие и ди-ви-лись. Ибо они не бы-ли еще утвер-жде-ны в ве-ре и о мо-на-ше-ской жиз-ни да-же не слы-ха-ли. Но, на-став-ля-е-мые Бо-гом, они хо-те-ли по-сле-до-вать ино-че-ско-му бла-го-нра-вию и мо-ли-ли пре-по-доб-но-го Ни-ко-на по-стричь их. Он же по-учал их и по-стри-гал, и со-ору-дил там цер-ковь Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, и так, бла-го-да-тью Бо-жи-ей и мо-лит-ва-ми пре-по-доб-но-го Ни-ко-на, воз-рос-ло то ме-сто и об-ра-зо-вал-ся там слав-ный мо-на-стырь, во всем по-доб-ный Пе-чер-ско-му.

Ко-гда же умер Ро-сти-слав Вла-ди-ми-ро-вич, князь то-го ост-ро-ва, и лю-ди той стра-ны умо-ли-ли пре-по-доб-но-го от-ца на-ше-го Ни-ко-на пой-ти к Свя-то-сла-ву Яро-сла-ви-чу, кня-зю Чер-ни-гов-ско-му, и про-сить его, чтоб он от-пу-стил к ним сы-на сво-е-го Гле-ба на пре-стол Тму-та-ра-кан-ский. Бла-го-по-луч-но и хо-ро-шо ис-пол-нив по-ру-чен-ное ему де-ло в Чер-ни-го-ве, он по-шел в Ки-ев в Пе-чер-ский мо-на-стырь к бла-жен-но-му игу-ме-ну Фе-о-до-сию. Ко-гда они встре-ти-лись, по-кло-ни-лись друг дру-гу до зем-ли, по-том об-ня-лись и мно-го пла-ка-ли, что дол-го не ви-да-лись, по-том пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий мо-лил, чтобы бла-жен-ный Ни-кон не раз-лу-чал-ся с ним, по-ка они оба жи-вы, и обе-щал-ся тот игу-ме-ну, го-во-ря: "Я толь-ко пой-ду устрою мой мо-на-стырь и по-том, с из-во-ле-ния Бо-жия, вер-нусь на-зад!". Так он и сде-лал. Дой-дя до ост-ро-ва Тму-та-ра-кан-ско-го с кня-зем Гле-бом Свя-то-сла-ви-чем, ко-то-рый и за-нял пре-стол, он, как обе-щал, устро-ил свой мо-на-стырь и воз-вра-тил-ся на-зад. При-дя в Пе-чер-ский мо-на-стырь, он от-дал все-го се-бя пре-по-доб-но-му Фе-о-до-сию и с ра-до-стью по-ко-рял-ся ему. Пре-по-доб-ный же Фе-о-до-сий очень лю-бил его и по-чи-тал его как от-ца. Ко-гда сам пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий ухо-дил ку-да, по-ру-чал бра-тию бла-жен-но-му Ни-ко-ну, чтобы по-учать их и со-блю-дать, так как он был ста-рей-ший из всех. И, как сам пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий по-учал бра-тию ду-хов-ны-ми сло-ва-ми, так же при-ка-зы-вал бла-жен-но-му Ни-ко-ну, чи-тая кни-ги, де-лать бра-тии по-уче-ние.

Ча-сто, ко-гда бла-жен-ный Ни-кон сши-вал и пе-ре-пле-тал кни-ги - он был ис-ку-сен в том ре-мес-ле - сам пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий, си-дя око-ло него, де-лал ве-рев-ки для это-го де-ла. Та-кое бы-ло их сми-ре-ние и обо-юд-ная лю-бовь.

По-том бла-жен-ный без-молв-ник этот, ви-дя сму-ту меж-ду кня-зья-ми рус-ски-ми, на-сту-пив-шую по-сле то-го, как Изя-с-лав был из-гнан из Ки-е-ва и брат его Свя-то-слав сел там, тя-го-тил-ся тем и не мог пе-ре-но-сить мол-вы жи-тей-ской, бо-ясь на-ру-шить ду-хов-ное трез-ве-ние свое, и по-же-лал вер-нуть-ся на вы-ше-на-зван-ный ост-ров. Пре-по-доб-ный же Фе-о-до-сий мно-го мо-лил его, как и преж-де, не раз-лу-чать-ся с ним, по-ка они жи-вы; но бла-жен-ный Ни-кон, ис-про-сив про-ще-ние (го-во-ря, что мол-ва боль-ше все-го вре-дит уму его, при-вык-ше-му к уеди-не-нию), ушел с дву-мя чер-но-риз-ца-ми и про-жил на ост-ро-ве несколь-ко лет в обыч-ных сво-их по-дви-гах.

Ко-гда же по пре-став-ле-нии пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия бла-жен-ный Сте-фан при-нял игу-мен-ство, опять при-шел пре-по-доб-ный Ни-кон, по-буж-да-е-мый бра-то-лю-би-ем, чтоб по-се-тить пре-по-доб-но-го Фе-о-до-сия, и, по-жалев, что не за-стал в жи-вых лю-би-мо-го сво-е-го дру-га, ре-шил про-чее вре-мя жиз-ни сво-ей до смер-ти про-ве-сти в его мо-на-сты-ре. И ча-сто при-хо-дя к его гро-бу и скор-бя о раз-лу-че-нии с лю-би-мым сво-им бра-том, он пла-кал ра-дост-ны-ми сле-за-ми и бла-го-да-рил Бо-га, что про-си-ял в Ру-си рав-но-ан-гель-ской жиз-нью та-кой све-тиль-ник, на ко-то-ро-го он ру-ка-ми сво-и-ми воз-ло-жил свя-той Ан-гель-ский ино-че-ский об-раз. По-сле бла-жен-но-го игу-ме-на Сте-фа-на бра-тия, зная, что пре-по-доб-ный Ни-кон стар-ше всех и что пре-по-доб-ный Фе-о-до-сий при-нял по-стри-же-ние от его рук, из-во-ле-ни-ем Бо-жи-им, по об-ще-му ре-ше-нию, из-бра-ли его се-бе игу-ме-ном как еди-но-нрав-но-го пре-по-доб-ным от-цам Ан-то-нию и Фе-о-до-сию. В нем од-ном ви-де-ли они об-раз тех двух и с лю-бо-вью по-ко-ря-лись ему, и во всем слу-ша-ли его как от-ца и на-став-ни-ка. Ча-сто по-ку-шал-ся враг, нена-вист-ник добра, как и бла-жен-но-му игу-ме-ну Сте-фа-ну, по-ме-шать в по-пе-че-нии его о ду-шах Бо-гом вру-чен-но-го ему ста-да, и хо-тел воз-му-тить его гне-вом на пре-по-доб-но-го, но ни-че-го не успел он и, по-срам-лен-ный, бе-жал. Не одо-ле-ла его тьма све-та доб-рых дел бла-жен-но-го.

Так уго-дил Бо-гу этот бла-жен-ный игу-мен, ко-то-рый был ста-ду сво-е-му об-раз-цом чуд-ных доб-ро-де-те-лей, что во вре-мя тру-дов его чу-до-твор-но укра-си-лась об-ра-за-ми свя-тая Бо-гом со-здан-ная Пе-чер-ская цер-ковь. К зем-ной мо-лит-ве это-го бла-жен-но-го стро-и-те-ля при-со-еди-ни-лись дру-зья его, пре-по-доб-ные от-цы Ан-то-ний и Фе-о-до-сий, сво-и-ми небес-ны-ми мо-лит-ва-ми и при-сла-ли к нему ико-но-пис-цев из Кон-стан-ти-но-по-ля, дав им при най-ме зо-ло-та. Бла-жен-ный игу-мен по-ка-зал тем ико-но-пис-цам об-раз лю-би-мых дру-гов сво-их, пре-по-доб-ных от-цов Ан-то-ния и Фе-о-до-сия, пре-ста-вив-ших-ся за де-сять лет до то-го, и ико-но-пис-цы при-зна-ли, что имен-но они яви-лись, на-ня-ли и по-сла-ли их к игу-ме-ну. Вме-сте с тем по-ве-да-ли они и дру-гие див-ные чу-де-са: как, ко-гда они хо-те-ли вер-нуть-ся, им яви-лась свя-тая Пе-чер-ская цер-ковь и ико-на Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы, от ко-то-рой они слы-ша-ли за-пре-ще-ние не воз-вра-щать-ся, и как, на-прав-ляя вес-ла-ми ла-дью вниз по те-че-нию, они си-лой нес-лись вверх, про-тив те-че-ния во-ды.

Ико-но-пис-цы, явив-ши-е-ся по-сле та-ко-го чу-до-тво-ре-ния, по-спеш-но, при усер-дии бла-жен-но-го игу-ме-на, при-сту-пи-ли то-гда к де-лу укра-ше-ния свя-той церк-ви, и чу-де-са все не оску-де-ва-ли. Са-ма ико-на Пре-свя-той Бо-го-ро-ди-цы изо-бра-зи-лась в ал-та-ре му-си-ей, про-си-я-ла яр-че солн-ца, из уст ее вы-ле-тел го-лубь, как по-дроб-но опи-са-но в ска-за-нии о церк-ви Пе-чер-ской. Все это бы-ло по небес-ным мо-лит-вам пре-по-доб-ных от-цов Ан-то-ния и Фе-о-до-сия и - еще то-гда по зем-ным - бла-жен-но-го игу-ме-на Ни-ко-на.

Ко-гда и сам прис-но-па-мят-ный игу-мен, пре-по-доб-ный отец наш Ни-кон, раз-лич-ны-ми по-дви-га-ми рав-но-ан-гель-ско-го жи-тия сво-е-го укра-сил уже всю Пе-чер-скую оби-тель, он, по дол-говре-мен-ных тру-дах, по-чил в Гос-по-де, в год от со-зда-ния ми-ра 6596, от Рож-де-ства же Хри-сто-ва 1088, при ве-ли-ком кня-зе Ки-ев-ском Все-во-ло-де Яро-сла-ви-че. И бы-ло по-ло-же-но те-ло его в той же свя-той Пе-чер-ской оби-те-ли, в пе-ще-ре, где чу-до-твор-ным нетле-ни-ем мо-щей сво-их он сви-де-тель-ству-ет о бла-жен-стве сво-ем, ко-то-рым и по смер-ти чу-до-твор-но укра-ша-ет свою свя-тую оби-тель. А ду-хом пе-ре-се-лил-ся он к оби-те-лям небес-ным, чтоб на-сла-ждать-ся пре-чуд-ным зре-ли-щем Бо-га, уже не в об-ра-зах, но ли-цом к ли-цу, с еди-но-нрав-ны-ми сво-и-ми дру-зья-ми, пре-по-доб-ны-ми от-ца-ми Ан-то-ни-ем и Фе-о-до-си-ем, где они, как три све-тиль-ни-ка, пред-сто-ят пре-сто-лу три-си-я-тель-но-го Бо-же-ства, про-све-ща-е-мые веч-ной сла-вой, и мо-лят-ся о нас, ча-дах сво-их, как от-цы, да спо-до-бим-ся мы быть на-след-ни-ка-ми их бла-го-да-ти и сла-вы, бу-дучи угод-ны Гос-по-ду, Ему же сла-ва, честь и по-кло-не-ние ныне и прис-но и во ве-ки ве-ков, аминь.

Ин тропарь преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому

Послуша́ния до́брый рачи́тель быв,/ преподо́бне Ни́коне приснопа́мятне,/ це́рковь бо пречу́дну Пресвяты́я Богоро́дицы/ прекра́сно укра́сил еси́./ Те́мже и мы, ча́да твоя́, любо́вию вопие́м ти:/ сла́ва Да́вшему ти кре́пость,/ сла́ва Венча́вшему тя,// сла́ва Де́йствующему тобо́ю всем исцеле́ния.

Кондак преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому

Тре́тье свети́ло пеще́рное,/ прогоня́ющее тьму бесо́вскую,/ восхваля́ем тя, му́дре,/ и по до́лгу чтим труды́ и по́двиги твоя́,/ я́же подъя́т о ста́де свое́м/ и о украше́нии церко́внем,/ воззыва́юще ти усе́рдне си́це:// ра́дуйся, о́тче Ни́коне, красото́ церко́вная.

Перевод: Третье светило киевских пещер (прпп. Антоний и Феодосий Киево-Печерские - первые два), прогоняющее бесовскую тьму, восхваляем тебя, мудрый, и по долгу чтим труды и подвиги твои, которые ты совершил, заботясь о пастве своей и о благоустройстве церковном, взывая к тебе с усердием так: «Радуйся, отче Никон, украшение Церкви».

Ин кондак преподобному Никону, игумену Киево-Печерскому

Духо́вному твоему́ наста́внику, о́тче Ни́коне, вся́чески прилепи́вся/ и от него́ наставля́емь,/ во всем Христо́ви порабо́тився,/ мона́хов был еси чинонача́льник и преподо́бных сожи́тель,// с ни́миже Христа́ Бо́га моли́ непреста́нно о всех нас.

Исследование фигуры Патриарха Никона является одной из «вечных проблем» отечественной исторической мысли. Образ Патриарха окутан мифами и предельно упрощен за счет идеологических средств национально-государственной социокультурной мифологии. С его именем связанна Церковная реформа (1650-1660), представлявшая собой комплекс богослужебно-канонических мер в Русской Церкви и Московском Государстве, направленных на изменение существовавшей тогда обрядовой традиции в целях ее унификации с современной греческой. Реформа вызвала раскол Русской Церкви и повлекла возникновение многочисленных старообрядческих течений.

Патриарх Никон (в миру Никита Минич Минин) родился в мае 1605 г. в нижегородской крестьянской семье. В 12 лет будущий патриарх покинул отчий дом и поступил в Макариев Желтоводский монастырь. В 1625 г. по настоянию отца Никита женился и начал вести хозяйство в Москве. Однако семейная жизнь не приносила счастья — все трое детей скончались один за другим — и Никита Минин уговорил жену принять постриг, а сам отправился на Соловки.

После принятия пострига на Соловках, в 1643 г. Никон стал игуменом в Кожеезерском монастыре. В 1646 г. за сбором милостыни приехал в Москву. Знакомство с молодым московским государем Алексеем Михайловичем стало ключевым событием в жизни Никона. Царь назначил его архимандритом Ново-Спасского монастыря в Москве, где была родовая усыпальница Романовых.

В 1649 г. Никон был избран митрополитом Новгородским, а уже на следующий год он столкнулся с первым серьезным испытанием. Голод, а затем и бунт в Новгородской земле потребовали от него большого мужества и стойкости. В 1652 г. после смерти патриарха Иосифа царь предложил Никону стать патриархом.

Роль патриарха в Московском государстве XVII в. была чрезвычайно велика. Он мог выступать заступником невинно осужденных, пенять царю за его неправды, судить и миловать людей в духовных вопросах. Более того, желая показать степень своего доверия и уважения Никону, Алексей Михайлович фактически сделал его своим соправителем.

Влияние Патриарха Никона на гражданские дела было весьма велико. При активном содействии Патриарха Никона в 1654 г. состоялось историческое воссоединение Украины с Россией. Земли Киевской Руси, некогда отторгнутые польско-литовскими магнатами, вошли в состав Московского государства. Это привело в скором времени к возвращению исконно православных епархий Юго-Западной Руси в лоно Русской Церкви. Вскоре с Россией воссоединилась и Белоруссия. К титулу Патриарха Московского «Великий Государь» присоединилось наименование «Патриарх всея Великия и Малыя и Белыя России».

Как глава Русской Православной Церкви, Никон всячески поощрял церковное строительство. При нем были сооружены богатейшие монастыри Православной Руси: Воскресенский под Москвой, именуемый «Новым Иерусалимом», Иверский Святоозерский на Валдае и Крестный Кийостровский в Онежской губе.

Введенные Никоном изменения в рукописные церковные книги, равно как и вмешательство нового патриарха в установленный обряд богослужения стали основой массового недовольства его деятельностью. Церковный собор 1666 г. лишил Никона патриаршества и сослал его в отдаленный Ферапонтов монастырь. В 1676 г. Никон был переведен в Кирилло-Белозерский монастырь. Отметим, что Собор 1666 г. одобрил нововведения Никона. Причиной же его низложения и изгнания следует считать его претензии на первенство власти патриарха в светской жизни страны.

Низложенный Патриарх Никон пробыл в ссылке 15 лет. Перед смертью царь Алексей Михайлович в своем завещании просил у Патриарха Никона прощения. Новый царь Феодор Алексеевич принял решение о возвращении Патриарху Никону его сана и просил его вернуться в основанный им Воскресенский монастырь. 17 августа 1681 г. по пути в Москву Патриарх Никон умер. Он был погребен с подобающими почестями в Воскресенском соборе Ново-Иерусалимского монастыря. В сентябре 1682 г. в Москву были доставлены грамоты всех четырех Восточных Патриархов, восстанавливавшие Никона в сане Патриарха всея Руси.


СТРАШНЫЙ СУД БОЖИЙ
ВИДЕНИЕ ГРИГОРИЯ, УЧЕНИКА СВЯТОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ НОВОГО ЦАРЕГРАДСКОГО
«Благословенные, возлюбленные мои. Никто да не остается в неверии , будто бы сказанное о Суде - одни пустые слова. Напротив того, в точности и несомненно, будем все верить Господу, по Божественным Писаниям, что есть Воскресение мертвых, и Суд, и воздаяние за добрые и худые дела. Презрев все временное и пренебрегши оным, озаботимся, как предстать и дать ответ пред страшным Судилищем в этот страшный и трепетный час; ибо этот час многослезный, многоболезненный, многоскорбный, подвергающий оценке целую жизнь.

О сем страшном дне и часе предрекали святые Пророки и Апостолы; о сем дне и часе Божественное Писание, от концов до концов вселенной, в церквах и на всяком месте вопиет, и всем свидетельствует, и всех умоляет, говоря: смотрите, братия, внимайте, трезвитесь, милосердствуйте, будьте готовы - яко не весте дне ни часа, в оньже Сын Человеческий приидет» (Мф. 25,13).
ПРЕПОДОБНЫЙ ЕФРЕМ СИРИН

ВИДЕНИЕ ГРИГОРИЯ, УЧЕНИКА СВЯТОГО И БОГОНОСНОГО ОТЦА НАШЕГО ВАСИЛИЯ НОВОГО ЦАРЕГРАДСКОГО
Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Однажды, когда я сидел в келлии моей и сокрушался о согрешениях моих, пришла мне мысль и сильно стала занимать мой ум. Мне думалось, что глубока и искренна вера иудеев, так как Авраам друг Божий называется в Писании, и Исаак праведен пред Богом, Иаков - отец двенадцати патриархов, и Моисей - великий угодник Божий. Знамениями и чудесами поразил египтян. Как же не искренна вера иудеев, если они получили Закон Божий на горе Синайской в десятословии, научились разделять добро и зло, если Бог через Моисея разделил Чермное море израильтянам и вывел из рабства египетского, манной в пустыне питал их?

Я прочие книги Ветхого Завета прочитал и, долго боровшись с этими мыслями, наконец, пришел сам в себя. Зачем попусту заниматься суетными помыслами, ведь есть у меня отец духовный, исполненный духовного дарования. Пойду и открою свою мысль ему, и он рассудит о сем. Ведь мне хорошо известно, что исповедующий мысли свои отцу духовному принимает облегчение от борющего его помышления. А кто скрывает помыслы в сердце , тот таит в себе змия и не Христов, но антихристов.

Встал и пошел к отцу моему Василию.

В тот день были назначены конские бега, и по этому случаю собрался народ со всего города на ипподром. А я уже много лет не ходил на это развлечение, памятуя грозное слово Иоанна Златоуста. И вот, когда подошел к собравшемуся народу на месте Диоптим, то пришла мне мысль посмотреть, был ли первый бег коней. Увлекшись такою мыслию, я остановился и посмотрел бегущих лошадей.

Когда пришел к Преподобному отцу нашему Василию, то нашел его в молчальной келлии, стоящего на молитве. Вошел я к нему сделавши обычный поклон. Он же благословил меня, и, помолившись со мною, строго сказал мне: «Вот, пришел ко мне человек, который, прочитав книги Ветхого Завета, восхвалять начал иудеев, говоря - глубока и искренна вера иудеев; не разумея Писания - истинного смысла его. Оставил плач о грехах и размышление о смерти, и о Страшном Суде Христовом. И не только это, но и на ипподром зашел, где неразумные люди своим легкомыслием радость диаволу доставляют. Поэтому диавол тебе внушил такие мысли и дважды тебя низложил!»

Услышав такое обличение себе от богомудрого старца Василия, я мысленно поклялся никогда не посещать сего диавольского зрелища.

Святый продолжал: «Скажи мне, почему ты думаешь, что хороша и истинна вера иудеев?»

Я же затруднялся дать соответствующий ответ. И еще сказал мне святый Василий, что значат слова, сказанные Господом во Святом Евангелии: кто не чтит Сына, тот не чтит и Отца, пославшего Его.

- «Видишь из сих слов, что нет пользы верующим в Отца, Сына же отвергшимся.

И еще сказал Господь к иудеям: Не познали ни Отца, ни Меня. Если они Его видели на сонмищах учившим их и многочисленные чудеса совершающим и не признали Сыном Божиим, а Отца Небесного, Его же никогда не видели, как могут хорошо познать?

Говорил Иисус иудеям: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете. И еще говорил: Се, оставляется вам дом ваш пуст.

Видишь ли, что Бог их окончательно отверг и рассеял по всей земле, между всеми народами, и самое имя их сделал ненавистным среди народов Вселенной.

И опять говорил Господь: Если бы Я не пришел и не говорил им, то не имели бы греха... а теперь и видели, и возненавидели и Меня, и Отца Моего.

Точно также о смоковнице сказал Господь во Святом Евангелии, когда взалкал и подошел к ней и не нашел плода на ней, предав ее проклятию, сказал: Да не будет же впредь от тебя плода вовек. Под смоковницею разумеется народ еврейский.

Пришел Сын Божий, алчущий правды, и не нашел в народе еврейском плода праведности. Хотя этот народ и прикрывался Законом Божиим , данным через Моисея, но плодов праведности не приносил, - за что подвергся проклятию и отвержению. Прежде пришествия Христова вера евреев была действительно права и хороша и Закон свят. Когда же пришел в мир Христос - Сын Божий, Которого евреи не приняли и беззаконно на Кресте распяли, то вера их в Бога отвергнута, и народ предан проклятию.

Вместо Ветхого Завета Бог заключил Новый Завет, не с иудеями, как прежде, а в лице верующих в Сына Божия со всеми племенами земными.

Иудеи же, не принявшие Сына Божия, ожидают лжемессию - антихриста. В доказательство сего пред кончиною пророку Моисею Бог сказал: Вот ты почиешь с отцами твоими, и станет народ сей блудно ходить вслед чужих богов... и оставит Меня, и нарушит Завет Мой, который Я поставил с ним; и возгорится гнев Мой на него... и Я оставлю их и сокрою лице Мое от них, и он истреблен будет, и постигнут его многие бедствия и скорби.

Через пророка Исайю Бог говорил: Отвергну жезл Мой великий, то есть

Закон, данный евреям через Моисея, и разорю их разорением великим, отвергну их до конца и не обращуся к ним.

Вот видишь, чадо Григорие, как отвергнуты они от Бога, и Закон их уже не имеет пред Богом никакого значения. После пришествия Христова не было у евреев ни одного пророка или праведника. Пророк Давид говорил: Отринуты они - уже более не восстанут. И еще говорил: Да воскреснет Бог и расточатся врази Его.

Воскресе Господь наш Иисус Христос, Единородный Сын Божий, в третий день от мертвых, а после сорока дней вознесся на Небо и воссел человеческим естеством одесную Бога Отца. В Пятидесятый день после Воскресения Своего ниспослал на Своих учеников и Апостолов Святаго Духа; когда они разошлись по всей Вселенной, проповедывать слово Божие, постиг евреев праведный Суд Божий. Иерусалим был разрушен до основания, потом все евреи по всем разогнаны странам Вселенной. И всем народам ненавистен этот отверженный род иудейский, богоубийцы.

Святой Иоанн Богослов в Откровении говорит о них, что иудеи уже не сонм Израилев и сыны Божии, и не народ святой, - но народ проклятый, и непотребный, и отверженный - сонмище сатанинское. Когда они в субботу собираются в синагогу, то нет Господа среди них, но сатана среди них радуется и веселится о их гибели , что они отвергли Сына Божия. Сделались виновниками в пролитии крови Сына Божия; заклеймили себя позорнейшим именем богоубийцы. Взял их сатана в наследство свое и запечатал их мерзким именем своим. Они сыны диавола, и удел лживый и мерзкий деятельности его, и часть антихристова. До отвержения ими Сына Божия, они сыны Царствия были. Ныне же изгнаны вон из вертограда Христова и вместо них введены все народы, верующие во Святую Троицу. Новый Израиль - народ христианский, сыны Нового Завета и наследники будущих, вечных небесных благ.

Так и знай, чадо Григорие, если кто не верует, что Иисус Христос действительно Сын Божий, пришедый в мир, в мир - грешников спасти, тот человек проклят. Если же кто и верует во Святую Троицу, а не исповедует, что Христос воплотился от Пресвятой Девы Марии, и был совершенным Богом и совершенным человеком, и даровал нам Своим Крестом жизнь, Воскресение, и спасение, и примирение, и правосудие Отца Небесного, тот лишается благоволения Божия, подвергается осуждению, проклятию, вечному мучению вместе с иудеями и безбожниками», - сказал сие и замолчал.

Я же стал умолять его, говоря: «Прошу тебя, святый Василий, помолись о мне Господу, да пошлет Он мне какое-нибудь знамение и утвердит этим мое маловерие».

Он же сказал: «Многого ты, чадо Григорие, просишь от меня. Знай, что Господь не желает смерти грешника, но хочет всем спастися и уразуметь истину. Если с верою просишь, все тебе исполнит». - И отпустил меня с миром.
ЧУДНОЕ ВИДЕНИЕ

В первую ночь по возвращении моем от блаженного Василия, когда я после продолжительной и усердной молитвы почивал на одре своем, вижу, входит святый Василий, берет меня за руку и говорит: «Не говорил ли я тебе, что евреи прокляты Богом? Иди теперь со мной, и я покажу тебе веру каждого народа и какую цену она имеет пред Богом».

И взял меня, и пошел на Восток, и облак светлый окутал нас и поднял на высоту небесную. И вот я увидел чудный, прекрасный мир. Много увидел и удивлялся красотою его. Внезапно нас облак опустил, и мы оказались на некоем пространном и дивном, красоты неземной поле. Земля этого поля была светла, как стекло или хрусталь чиста и прозрачна. И видны были с этого поля все концы Вселенной. Парили же по сему полю полки светлых и прекрасных огневидных юношей , сладкозвучно поющих песни Божественные и славословящих в Троице Единого Бога.

Потом пришли мы на некоторое страшное место, светящееся огненным светом, и мне подумалось, что меня привели сжечь. Но это был не огнь, а свет, подобный огню. Среди этого света - множество крылатых юношей, одетых в белоснежные одежды. Они ходили и кадили невещественный жертвенник Божий.

Вдруг мы оказались при высокой горе, на которую поднялись с великим трудом, и велел мне святый Василий смотреть к Востоку, и я увидел другое поле, весьма великое и блистающее, как золото на солнце. Когда я увидел это поле, то неизреченной радости исполнилось мое сердце. Еще посмотрев на Восток, я увидел город чудный, красоты неизреченной и весьма великий. Я восхищался много часов и стоял в изумлении, потом спросил я водившего меня: «Господин мой, скажи мне, что это за чудный город?» Он же сказал мне: «Это Иерусалим Небесный - город Царя Небесного. Нерукотворенный, столь обширный, как круг небесный построен». И спросил я: «Кому принадлежит сей город и кто живет в нем?» Он сказал: «Это город великого Царя, о котором чудесно предсказал Давид; создал его Господь наш Иисус Христос по окончании Своей земной жизни и после Своего чудесного Воскресения, а по Вознесении Своем на Небеса к Богу, Отцу Своему, приготовил его святым Своим ученикам, и Апостолам, и тем, кто через проповедь их уверовал в Него, как сказал Сам Господь в Евангелии Своем: В дому Отца Моего обители многи суть. Затем явился чудный юноша, спустился с высоты небесной на холм среди города сего дивного, говоря: «Вот Суд и Воскресение мертвых будет и воздаяние каждому от праведного Судии наступит».

И после слов сего юноши с высоты небесной огненный столп сошел, и раздался голос страшный, как тысяча тысяч громов. Это содетельная и всемогущая сила Божия, которая соберет всякое творение. И сошел после сего

Начали по всей Вселенной собираться человеческие кости , и вся земля представляла из себя одно целое кладбище, наполненное сухих скелетов человеческих.

После того спустился с высоты небесной дивной красоты юноша, держа золотую трубу в руке, и с ним двенадцать юношей. Каждый имел по золотой трубе. Когда же сошли на землю, то вострубил пред ними славный их Воевода грозно, и страшно, и могущественно. Глас трубы его слышен был по всей Вселенной, и вся земля, как лист на дереве, сотряслася. И вот сухие кости облеклись плотию, но жизни не было в них, и вторично вострубил славный и величественный Воевода и двенадцать юношей. Земля весьма вострепетала и всколебалась.

И в тот же час сошли многочисленные воинства Ангелов, как песок морской. И каждый Ангел вел душу умершего человека, которого он при его временной жизни охранял, и каждая душа направлялась к своему телу. Все Ангелы вострубили в третий раз, и ужаснулось Небо и земля, и все вострепетало, как трепещет лист на дереве от сильного ветра. И все мертвые воскресли, соединились души с телами. Возраста все были равного, как старцы, так и младенцы. Восстал от мертвых праотец Адам с Евою, все патриархи, пророки, родоначальники со всеми племенами и коленами стояли по всему лицу земли в тесноте.

Многие неверовавшие тайне Воскресения весьма дивились и ужасались: как это персть и пепел снова восстали, все сыны Адамовы целыми и живыми после долгого праха и тления.

Неверующие в Сына Божия ужасались и трепетали, видя лица праведников сияющие, как звезды небесные, сообразно их святости и степени совершенства. По слову Апостола Павла, звезда от звезды различается славою. У некоторых праведников лица сияли как солнце в полдень, у других, как луна среди темной ночи, а у иных, как свет дневной. У всех праведников книги в руках молниеносного света. Там записаны все их добродетели, труды и подвиги, понесенные для очищения сердца от страстей, и надпись на челе каждого праведника, свидетельствующая о славе каждого. У некоторых написано: «пророк Господень», «Апостол Христов», «проповедник Божий», «мученик Христов», «Евангелист-исповедник», «нищий духом», «покаянием угодивший», «милостивый», «щедрый», «чистый сердцем», «изгнанный ради правды», «странноприимец Господень», «нищету и болезни перенесший», «пресвитер», «девственник», «положивший душу свою за друга своего», и другие многоразличные добродетели.

Таким же образом было знамение и на лицах грешников. Некоторые из них имели лица мрачные , как темная ночь, у иных, как сажа, у других, гниющие струпья, у некоторых, как вонючая тина. У других лица покрыты гноем и кишат отвратительными червями, глаза горят злобными огнями.

Грешники, видя славу праведников и свое непотребство и окаянство, в ужасе и страхе говорили друг другу:

«Горе нам лютое, вот и пришел последний день Второго Пришествия Господня, о котором мы слышали много от праведников и евангелистов прежде кончины нашей. Но мы по легкомыслию не верили и всем сердцем предавались сластолюбию, любостяжанию и гордости житейской, смеялись, издевались над праведниками Святаго Евангелия. О, горе нам, безумным. Мы за минуту сладости греха, мимолетные удовольствия плоти лишились Славы Божией. Облеклись страхом вечным, стыдом. О, лютое горе нам, грешным, несчастным и омраченным. Господь предаст нас на вечную нестерпимую муку. О, горе нам, несчастным, только теперь мы узнали стыд и наготу нашу, открытую пред Небом и землей и пред лицем всех земнородных. Настал час - час истинной оценки добродетели и порока во временной жизни. Мы умели лгать, прикрывая грубые пороки личиной праведности, громко трубили пред собою о тех добродетелях и совершенствах, которых в душе не имели. Томясь жаждой сластолюбия и честолюбия, мы всякими лживыми путями стремились удовлетворить ненасытное сластолюбие и честолюбие и не останавливались ни пред какими злодеяниями и преступлениями. Явно и тайно проливали потоки невинной крови человеческой. И несмотря на все творимые ужасы и преступления, считали себя благодетельными.

В этот день страшный Суда Божия, который мы дерзко, и безстыдно, и безстрашно отвергали и отрицали, откроется наша преступность, лицемерие. О, сколько мы загубили невинных детских душ, отравив их ядом неверия и безбожия. Мы были предводителями, и богоотступниками, и усердными слугами сатаны.

О, горе нам, несчастным гордецам, мечтавшим все познать своим разумом и безумно отвергавшим высочайший разум Божий. О, как мы жестоко ошибались, издеваясь и смеясь над верой боголюбивых последователей Христовых. Мы в ослеплении служили диаволу, угождая похоти плоти.

А служители Христовы злострадали, изнуряли свою плоть подвигами благочестия. Они здесь сияют, как солнце, а мы сгораем от вечного стыда и наготы. О, горе, горе нам, окаянным и несчастным. О, горе нам, вечное горе наследникам ада».

Много других слов говорили безбожники, еретики, вольнодумцы, богоотступники, нераскаянные грешники, укоряя себя и проклиная день и час рождения своего, ожидая строгого и справедливого приговора от праведного Судии, в ужасе взирая друг на друга. Все они видели надписи на челах своих: «убийца», «прелюбодей», «блудник», «сквернитель», «вор», «чародей», «пияница», «мятежник», «святотатец», «кощунец», «хищник», «мужеложник», «скотоложник», «детогубец», «душегубец», «развратитель», «злопамятлив», «завистник», «клятвопреступнк», «скоморох», «смехотворец», «суровый», «гневливый», «немилостивый», «сребролюбец», «лихоимец», «неудержимо творивший всякий грех и беззакония», «наглый отрицатель Воскресения и жизни будущей», «еретик», «арианин», «македонянин», - и все не крестившиеся во Святую Троицу и после крещения согрешившие и не принесшие истинного покаяния, и от временной жизни отошедшие в вечность нравственно неисправленными.

Все они в страшном ужасе взирали друг на друга и горько стонали, били себя по лицам и в безумии своем рвали волосы на своих головах, издавая страшный стон и проклятия. Евреи прежде Суда стояли как безумные и лишенные разума , многие говорили: «Кто Бог, кто Христос?.. Мы не знаем. Мы многим богам служили, и если они воскресли, то хорошо нам будет, так как мы старались во временной жизни добре угодить. А поэтому они должны почтить нас».

После я увидел, как чины Сил Небесных сходили с высоты небесной и воспевали сладостно чудную песнь небесную, неся посреди себя Крест деревянный, сияющий светом славы небесной паче лучей солнечных. И принесши, поставили его на Престоле, уготованном для Праведного Суда.

И виден был сей Крест всей Вселенной, и весьма удивлялись все народы необыкновенной красоте Креста Господня.

Иудеи увидели, ужаснулись и вострепетали великим страхом и ужасом, зря знамение Распятого ими Христа. В отчаянии стали рвать волосы и били себя по лицам, говоря: «О, горе нам и беда великая, не доброе знамение видели. О, горе нам, окаянным. Это знамение Распятого нами Христа. Если Он придет судить, то горе нам. Много мы Ему причинили зла, не только Самому, но и верующим в Него». Так иудеи говорили и рыдали.

Неделя Мясопустная (о Страшном Суде) — предпоследнее воскресение перед Великим постом, в которое по уставу кончается употребление в пищу мяса. В это воскресение вспоминается грядущий Страшный суд (Мф. 25:31-46). Это напоминание необходимо для того, чтобы люди согрешающие не предались беспечности и нерадению о своем спасении в надежде на неизреченное милосердие Божие. Это напоминание о том, что нас будут судить .

Что значит Страшный суд? Это завершение человеческой истории в таком виде, в каком мы с вами ее сейчас имеем и имели раньше. И нередко, да и очень часто люди пытались как бы заглянуть сквозь время и представить себе, а когда же настанет этот Страшный суд? Многие пытались выдать желаемое за действительное, назначали сроки, времени, говорили, что они знают (когда это будет), но проходило это время, и эти предсказания не сбывались. Потому что не надо заниматься этим непродуктивным умозрением. Ибо Господь прямо сказал в завершении притчи о десяти девах, кстати, в этой же 25 главе Евангелия от Матфея, где и притча о Страшном суде, о том, что люди должны быть бдительны, и Он говорит: потому что не знаете ни дня, ни часа, когда придет Сын Человеческий. Единственное, что мы можем с вами сказать, что завершение этой истории, Второе Пришествие Господне придет не во время духовного расцвета человечества, а очевидно во время его духовного упадка.

О страшном суде Своем говорит сам Иисус Христос: «Наступит время, в которое все находящиеся в гробах услышат глас Сына Божия и изыдут творившие добро в воскресение жизни, а делающие зло в воскресение осуждения » (Ин 5:28-29). Отсюда видно, что пред наступлением последнего суда все умершие, по гласу Сына Божия, оживут, и добрые люди воскреснут для вечной жизни блаженной, а злые люди - для вечного осуждения. Картина Страшного Суда разительно изображена также самим Иисусом Христом в следующем: «Когда же приидет Сын Человеческий во славе Своей и все святые Ангелы с Ним, тогда сядет на престоле славы Своей, и соберутся пред Ним все народы ». Эти слова Евангелия — о тайне Первого и Второго Пришествия Христова. Первое Пришествие Его на землю было в уничижении, так что Его нельзя было отличить от других людей. Господь явился столь смиренно, что никто не заметил Его появления. Второе Пришествие будет совершенно иным. Первый раз Господь пришел не судить, но спасти мир. Второй раз Он придет для Последнего Суда.

Страшный Суд представляется многим отвлеченно-далеким, в то время как Господь - «близ, при дверех». Люди не веруют в вечные мучения или веруют, но думают, что все не так страшно будет, как говорится в Евангелии. Почему же? Ведь вся наша земная жизнь есть отдаленная тень истинной и полной жизни в Царстве Божием; как и все муки на земле суть лишь отдаленная тень ужасных мучений грешников в адском пламени. Как говорил святитель Николай (Велимирович): «Жизнь на земле — сколь бы возвышенна она ни была — все же растворена мукою, ибо здесь нет полноты жизни; как и мука на земле — сколь бы велика она ни была — все же растворена жизнью. Но на Страшном Суде отделится жизнь от муки, и жизнь будет жизнью, а мука будет мукою. И та, и другая пребудет вечно, каждая — сама по себе. Какова сия вечность — этого наш человеческий ум вместить не может. Тому, кто одну минуту будет услаждаться созерцанием лица Божия, покажется сие наслаждение тысячелетним. И тому, кто одну минуту будет мучиться с бесами во аде, покажется сие мучение тысячелетним».

Суд этот будет столь простым, что, кажется, нас не спросят ни о нашей вере, ни о том, как мы молились и постились или богословствовали, а только о том, были мы или не были людьми по отношению к другим людям. Однако в этой предельной простоте открывается тайна Воплощения Божия и Креста, и Воскресения, и Пятидесятницы. И Его Второе Пришествие во славе будет предваряемо явлением на небе Креста, являющего тайну двуединой заповеди.

Тайна Страшного Суда — тайна общего воскресения, воскресения каждого из мертвых. И это дано нам всем — никто, ни один человек не лишен этого. Мученики купили Царство своею кровью, отцы-пустынники обрели благодать подвигами воздержания, а мы, живя среди мира, можем достигнуть славы Господа самой простой человеческой помощью — накормить голодного, напоить жаждущего, бездомного приютить, утешить больного, посетить заключенного — это то, что может делать всякий. Это предлагается нам каждый день, из этого состоит вся жизнь.

Закон Божий: О Страшном Суде

О последнем, страшном суде Своем над всеми людьми, при втором Своем пришествии, Иисус Христос учил так:

Когда придет Сын Человеческий во славе Своей и все святые ангелы с Ним, тогда Он, как Царь, сядет на престоле славы Своей. И соберутся пред Ним все народы, и Он отделит одних людей от других (верных и добрых от безбожных и злых), подобно тому, как пастырь отделяет овец от козлов; и поставит овец (праведников) по правую Свою сторону, а козлов (грешников) по левую. Тогда скажет Царь стоящим по правую сторону Его: «придите, благословенные Отца Моего, наследуйте царство, уготованное вам от создания мира. Потому что Я алкал (был голоден), и вы дали Мне есть; жаждал, и вы напоили Меня; был странником, и вы приняли Меня; был наг, и вы одели Меня; был болен, и вы посетили Меня; в темнице был, и вы пришли ко Мне».

Тогда праведники спросят Его со смирением: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, и накормили? или жаждущим, и напоили? Когда мы видели Тебя странником, и приняли? или нагим, и одели? Когда мы видели Тебя больным, или в темнице и пришли к Тебе?»

Царь же скажет им в ответ: «истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших (т. е. для нуждающихся людей), то сделали Мне».

Потом Царь скажет и тем, которые по левую сторону: «идите от Меня, проклятые, в огонь вечный, уготованный диаволу и аггелам его. Потому что алкал Я, и вы не дали Мне есть; жаждал, и вы не напоили Меня; был странником, и не приняли Меня; был наг, и не одели Меня; болен и в темнице, и не посетили Меня».

Тогда и они скажут Ему в ответ: «Господи! когда мы видели Тебя алчущим, или жаждущим, или странником, или нагим, или больным, или в темнице, и не, послужили Тебе?»

Но Царь скажет им: «истинно говорю вам: так как вы не сделали этого одному из сих меньших, то не сделали Мне». И пойдут они в муку вечную, а праведники в жизнь вечную.

Велик и страшен будет этот день для каждого из нас. Потому и суд этот называется Страшным, так как открыты будут перед всеми наши дела, слова, и самые тайные мысли и желания. Тогда уже не на кого нам будет надеяться, ибо Суд Божий праведен, и каждый получит по делам своим.

Толкования и изречения святых отцов на евангельскую притчу о Страшном Суде:

Велик будет страх и трепет и исступление в тот час, когда соберет Господь нелицеприятное судилище и отверзутся страшные книги, где написаны наши дела, слова и все, что в сей жизни думали скрыть от Бога, испытующего сердца и утробы…

Все облекуться там в душевное сокрушение, кроме одних совершенных. Восскорбят нечестивые, потому что не думали о конце; грешники - потому что не искали спасения в покаянии и милосердии к ближним. Восскорбят и любившие правду, если не пребыли постоянными, и каявшиеся, если не исправились благовременно. Когда увидят они там венцы победителей, тогда приведут себе на память жизнь свою; узнают полноту блаженства труждающихся и обремененных, узнают, как превосходна была жизнь их, сколь благ и милостив Господь к чтущим Его… (Прп. Ефрем Сирин ).

Страшный Суд! Судия грядет, окруженный несметным множеством Небесных Сил. Трубы гласят по всем концам земли и восставляют умерших. Восставшие полками текут на определенное место, к Престолу Судии, наперед уже предчувствуя, какой прозвучит в ушах их приговор, ибо деяния каждого окажутся написанными на челе естества их, и самый вид их будет соответствовать делам и нравам. Помилуй нас, Господи, помилуй нас! Восплачем теперь, если не реками слез, то хоть ручьями; если не ручьями, хоть дождевыми каплями; если и этого не найдем, сокрушимся в сердце и, исповедав грехи свои Господу, умолим Его простить нам их, давая обет не оскорблять Его более нарушением Его заповедей, - и ревнуя потом верно исполнить такой обет (Свт. Феофан Затворник ).

Есть ли кто теперь, кто верно судил бы о себе и был верно судим другими? Не то будет там: и себе и другим мы все будем открыты. Это всеобщее видение грехов потрясает грешника так, что ему легче было бы, если бы горы пали и покрыли его. Никому не миновать суда, все будет так, как написано в Евангелии. Поревнуй же заранее оправдать себя перед Богом, омывшись в слезах покаяния (Свт. Феофан Затворник ).

Ныне Святая Церковь напоминает нам о Суде Божием и тем хочет воодушевить своих чад на большие труды, а нерадивых пробудить от усыпления… Беда наша, что мы привыкли отдалять от себя час Суда… Но придется и нам предстать на Суд и дать отчет за дни и годы жизни… Не лучше ли каждый час держать себя так, как если бы Господь должен был явиться теперь?.. Враг знает силу этого помышления и всячески заслоняет его в нашей памяти… Ныне или завтра придет смерть и запечатлеет собою нашу участь навсегда, ибо по смерти нет покаяния… В чем застанет нас смерть – в том и предстанем на Суд… Запечатлейте образ Суда Божия в уме и сердце и всегда помните о нем (свт. Феофан Затворник ).

Кто, приведя себе на память Страшный Суд Христов, не смутится тотчас же в собственной совести, не будет объят страхом и неведением? Если и сознает он в себе исправление жизни, то, взирая на строгость Суда, на котором и малейшие недосмотры подвергаются исследованию, конечно, придет в ужас от ожидания страшных наказаний, не зная, чем для него закончится Суд. Божественный Суд, следуя неподкупному и правдивому приговору, в зависимости от нашего произволения уделяет каждому, что человек приобрел сам себе (свт. Григорий Нисский ).

«СТРАШНЫЙ СУД» (2007)

Год выпуска : 2007
Страна : Белоруссия
Жанр : документальный
Продолжительность : 00:50:56
Режиссер : Информационное Агентство БПЦ. Вячеслав Галуза
В ролях : Александр Степанов, Алексей Осипов, Вячеслав Галуза

Описание : Конец света, Апокалипсис, Судный день… Эта тема стала слишком популярна сегодня… Авторы множества фильмов, книг, газетных статей, журнальных публикаций увлеченно рисуют леденящую душу картины гибели человечества… Не странно ли, что эта тема столь активно привлекает внимание современного общества? Когда же наступит конец? Неужели вся история человечества сгорит, исчезнет без следа, будет зачеркнута и забыта?!

А всем известное «Страшный суд», «Божий суд» вызывает чувство тревоги, непонимания и даже протеста… За что же будет судить людей Тот, Кто бесконечно отличается от нас, таких слабых и беззащитных перед Его могуществом и совершенством?

Первые христиане не называли последний суд «страшным», и не боялись наступления последних времен. Они ждали Христа с радостью. Так чего же боимся мы?

Вопросы, вопросы, вопросы.

Когда читаешь Откровение Иоанна Богослова они возникают бесконечно. Как же понять смысл Страшного суда, зная, что Бог есть любовь?
На эти и другие вопросы отвечают: епископ Гродненский и Волковысский Артемий, священник Александр Степанов, настоятель храма Анастасии Узорешительницы в Санкт-Петербурге профессор Московской духовной академии А.И. Осипов.

Loading...Loading...