Псалом 90 царя давида. Частный компьютерный мастер

Август - самый благодатный месяц лета: созревает все посаженное и посеянное, собирается урожай, делается все для того, чтобы зима была безбедной. Всегда на Руси этот месяц был богат праздниками в честь созревших урожаев, ярмарками, выставками лучших сельскохозяйственных достижений. С приходом православия эти древние народные торжества переплелись с церковными праздниками благодарности и хвалы Спасителю - Иисусу Христу. И, конечно же, эти светлые, любимые праздники являются частью русской культуры.

И языческий, и православный

Три щедрых праздника, следующих друг за другом, разбросаны по августу в порядке очередности - первый Спас, второй и третий. Соответственно - Медовый, Яблочный, Ореховый. Каждый из этих праздников имеет еще несколько названий, связанных с традициями или действиями, совершаемыми в этот день. Медовый Спас по православному календарю приходится на 14 (1) августа. В этот день свершались события мировой истории, в честь которых церковью учреждены праздники. Кроме того, и на бытовом уровне происходило много такого, из чего за столетия сформировались славные традиции. Например, созревал мак, который обязательно надо было собрать. Да мало ли чего необходимо сделать в преддверии зимы!

Столько причин для праздника

И обряд водоосвящения приходится на этот день, и озимые засевают, и мед собирают. Такой вот рубежный день-труженик. А в работе у человека всегда были небесные помощники и заступники, на каждой отдельной территории свои. Так, в Сибири на Первый Спас приходилось празднество в честь Соломониды-бабушки, принимавшей роды у Девы Марии. Мифическая повитуха почитается как первая заступница матерей, беременных и знахарок, которые, принимая роды, обращались к ней за поддержкой. Поэтому Первый Спас, такой многозначащий праздник, называют в народе по-разному - Маковки, Медовый, Пчелиный и т. д.

Пришедшие из Константинополя

В честь водоосвящения праздник именуют и так: Спас на воде, Мокрый и Водный. Существует еще такое название - Происхожденьев день. Наименование относится к торжеству, пришедшему из Константинополя, полное название которого звучит как Предъисхождение Честных Древ Животворящего Креста Господня. В этот день всегда бывал крестный ход. В Константинополе выносили Животворящий крест и носили его по городу, дабы освятить и помочь жителям, изнемогающим от летнего пекла. Второй церковный праздник, собственно, Спасов день, полное название которого - празднество Всемилостивому Спасу и Пресвятой Богородице, посвящен двойной победе христианских воинов, одержанной 1 (по старому стилю) августа 1164 года. В этот день Андрей Боголюбский разбил волжских булгар, византийский император Мануил победил сарацинов.

Один из самых известных в царской России

Во многих статьях отмечается, что этот праздник более всего известен как Спас на воде. Судя по многочисленным художественным произведениям, очевидно, раньше оно так и было. Сам российский император принимал участие в крестном ходе к воде, окунался в Иордань, по выходе целовал крест, получал благословение патриарха. Затем освящали войско. В дореволюционной России это был большой государственный и церковный праздник. Водосвятие проходило по всей стране, потому что Святая Русь, по преданиям, крестилась именно в этот день.

Самое популярное название в наши дни

Но в наше время Первый Спас более известен и популярен как Медовый. Праздник очень любим в народе, о чем говорят сотни поговорок, присказок и пословиц, в которых он упоминается.

С ним связаны десятки обычаев. Само собой, что со дня Спаса-Лакомки начинали есть мед. С этого дня также сеяли озимые, пробовали горох. В лесах созревала малина, ходить за ней стайками тоже было обрядом и традицией. И много-много чего. Но самое главное - в этот день необходимо было очистить соты, наполненные медом. Первый Спас в августе называется еще Маковеев день, или просто Маковей. Посвященный 7 братьям-мученикам, он как-то переплелся со сбором урожая мака. В этот день с ним (маком) тоже пекут пироги. Но все-таки в большей мере это праздник пчеловодов.

Традиции и поверья складывались столетиями

За многие столетия сложились традиции того, как надо отмечать Медовый Спас. В этот день придается особенное значение как самому пчеловоду, так и всему, что он будет делать, собственно, обряду. Существовало поверье: если не «сломать» мед в этот день, он пропадет или его унесут соседские пчелы, которые с этого дня больше не приносили «медовых взяток» - день считался рубежным. Все пчелы прекращали носить мед, не только соседские. С самого раннего утра пчеловоды были уже на пасеке и, соблюдая традиции, приступали к «выламыванию» сот из улья. Предварительно необходимо было выбрать самые обильные соты, наполненные до отказа. Часть извлеченного меда укладывали в чистую посуду (предпочтение отдавалось деревянной) и уносили в церковь для освящения.

Спас-"сладкоежка"

Соблюдающим все традиции пчеловодам, а они с этого дня должны были поститься, разрешалось вкусить меда, принесенного из церкви. Издревле этот продукт считался чуть ли не панацеей от всех болезней. Чудодейственная сила освященного меда удваивалась. Желание, загаданное при вкушении первой ложечки освященного меда, сбывалось всенепременно. К празднику пеклись медовые пироги и пряники, готовился хмельной мед (медовуха) и безалкогольные напитки из этого продукта.

Пасечникам, да и всем людям, надлежало на Первый Спас в августе быть максимально щедрыми, полагалось одаривать медом, и не только нищих. По этому поводу существовали поговорки, свидетельствующие, что любой бедняк на Спас обязательно будет с медком. Нищие получали свою долю угощения из корытца дьячка, которое он наполнял за счет доли, положенной церкви. На этом ничего не заканчивалось - вечером на пасеку прибывали ватаги детворы с песнопениями, в которых они желали здоровья пчеловодам, успеха их делу и выпрашивали медку. Праздник Первый Спас продолжался еще долго.

Приметы, действующие и сегодня

Этот первый августовский праздник, связанный с именем Спасителя, окружен десятками примет, которые складывались веками. Может быть, сейчас из-за экологических изменений не все они соответствуют действительности, но все относятся к богатому русскому фольклору. А некоторые не потеряли актуальность и сегодня.

Замечено, что после Медового Спаса вода в реках сильно холоднеет, отлетают ласточки и стрижи, отцветают розы, падают обильные росы, пчелы не носят мед. В далеких закоулках, которых так много в России, в то время, когда Первый Спас стоит на пороге, не перестали пахать землю под озимые (крупные сельскохозяйственные предприятия больше руководствуются соображениями полезности, что не всегда совпадает с приметами), готовить в зиму гумна. А может быть, и лошадей купают, так как существовало поверье, что если этого не сделать на Первый Спас, зиму живность не переживет, так как замерзнет. Согласно поверью, у них «застынет кровь». Безусловно, в глубинке и колодцы в этот день святят, чистят и новые роют (примета говорит, что колодцу тогда ничего навредить не сможет), и это называется «обрядом малого водосвятия».

Какой праздник без пирогов

Положено в этот день выпекать пироги и пряники на меду из первой муки нового урожая. Много дел необходимо сделать в этот день - и горох защипнуть, и мед собрать, и озимые засеять, все это в церкви освятить, в том числе и зерно под озимые, и на поклон к старикам сходить, чтобы самый древний первую горсть в землю бросил. Мало того, бабам надо еще и успеть согрешить, потому что в этот день именно им прощалось абсолютно все. У традиции засевать поля на Первый Спас было и такое обязательное условие - по количеству мужчин в селе варились яйца. Кому из них досталось самое наполненное, тот имел право бросить в землю первые семена. Это в тех краях, где не обращались к помощи старейшин.

Приметы на все случаи жизни

Очень высоко ценилась помощь, оказанная слабым и беззащитным - вдовам и сиротам. Соседи приходили к ним с гостинцами и целью оказать посильную помощь - вскопать огород или убрать тот же овин, заготовить дрова на зиму. Есть и поговорка на эту тему, говорящая о том, что хоть щепотку надо кинуть во вдовий двор. Уделялось внимание и погоде. Приметы говорили, что если идет дождь - будет мало пожаров, а если поднялся ветер, необходимо следить за своим головным убором. Не уследишь, и шапка упадет на землю - ждет тебя дальний путь. Было примечено, что если за неделю до праздника в дорогу засобираются аисты, весна будет теплая, а зима ранняя и морозная.

Спас Первый (Медовый) служил отправной точкой для прощания с летом. Заканчивались хороводы и гуляния, начиналась серьезная подготовка к зиме и довольно жесткий двухнедельный Успенский пост.

Медовый Спас знают все

Но большинство людей, заставших времена, когда атеизм был государственной политикой, не очень знакомы с тонкостями церковных праздников. Поэтому вопрос о том, какой Первый Спас, совсем неудивителен. Знают, что есть три одноименных праздника, один Яблочный, другой Медовый, третий Ореховый, - и то хорошо.

Особенно это относится к горожанам - им не сеять озимые, мед не собирать. Да и за птицами не понаблюдаешь - одни воробьи да вороны, а кони на ипподромах в тепле, кровь у них не застынет. Быть в курсе событий горожан заставляют многочисленные ярмарки, приобретающие с каждым годом все больший размах и красочность, и столпотворения возле храмов. На Спас они не меньше, чем на Пасху. Поэтому, как только начинается активная реклама и продажа продуктов пчеловодства, большинство людей не задаются вопросом о том, какой первый Спас. Понятно - Медовый.

Происхождение праздника уходит глубоко корнями в древность и имеет необычную и интересную историю. С датой, 14 августа, связанно большое количество событий, о которых стоит помнить в первый Спас.

Народные истоки Медового Спаса

На Руси, Медовый Спас, отмечали еще до принятия христианства. Славяне, в этот день, начинали сбор меда и мака и делали различные обереги из трав, которые по традиции собирали женщины. Первый собранный мед приносили в жертву духам и ушедшим родителям., после чего над ним проводили молебен и только после этого угощались. У языческих богов люди просили хорошего урожая и, чтобы собранных запасов хватило на зиму.

Было принято угощать соседей и близких лакомствами из меда и мака. А вечером после тяжелого рабочего дня, устраивались гуляния, с хороводами и песнями. Особенно веселилась молодежь, в этот день сватали незамужних девушек и подбирали невест.

Проводили молебен на воду, в открытые водоемы загоняли лошадей и домашний скот, считалось, что так они будут здоровее. Часть этих традиций сохранилась и после распространения православия и дошло до наших дней.

Сильный ливень или ненастье в первый Спас считалось благодатным, ведь испортившиеся погода могла отпугнуть всю нечисть и отчистить улицы и дома от всего неблагоприятного и злого.

Медовый Спас в Христианстве

Церковь в этот день отмечает праздник Происхождение честных древ Животворящего Креста Господня. Праздник установился в Константинополе в IX веке

По старому стилю праздник выпадал на 1 августа, начало самого жаркого и знойного месяца, который часто приносил эпидемии и болезни. Чтобы защитить людей церковь с помощью части Животворящего Креста освящала колодцы и источники. После этого обряда болезнь отступала, а болеющие могли исцелиться освященной водой.

Каждый год в этот день часть Креста приносилась в храм Святой Софии в Константинополе, где каждый мог приложиться к реликвии и освятить воду, которая после этого становилось целебной.

Люди освятившие воду в церкви, спокойно и благоприятно переживали конец лета.

В русском Православии этот праздник совпадает с началом Успенского поста . А из неправильного толкования греческого языка, в Православии, праздник соединился с днем Крещения Руси, 1 августа 988 года. Слово «происхождение» в название церковной даты должно переводиться как — «изношение», ведь в Константинополе, часть Животворящего Креста, была доступна людям в течение двух недель, а 14 августа по старому стилю, возвращалась в домовую церковь императоров.

Медовый Спас в православной традиции

В Православном христианстве первый Спас, 14 августа, совпадает с днем памяти семи мучеников Макковеев.

Семь учеников Елизара, девяностолетнего старца, который принял мученическую смерть ради веры, пошли по его стопам и явились на суд к царю. Братья объявили, что не откажутся от истинного Бога и не будут приносить жертвы языческим покровителям. Каждый из них достойно принял смерть, перед этим испытав страшные муки и истязание от рук идолопоклонников.

Подвиг Святых укрепил веру в народе и воодушевил людей на восстание против неверного царя. Именно поэтому Медовый спас также имеет другое название — Макавей .

Каждый религиозный праздник несет в себе глубокий смысл и связан с важными религиозными событием. Отмечая церковные даты, важно обратиться к истории и понять от куда берет начало христианский или народный праздник. Желаем вам удачи и не забывайте нажимать на кнопки и

13.08.2015 01:00

В последний месяц лета, православные верующие отмечают три крупных праздника, три Спаса — Медовой, Яблочный и Хлебный. Узнайте, ...

В череде августовских Спасов Медовый занимает первое место, открывая череду сбора урожая и встречу осени. Этот праздник приходится на 14 августа и совпадает с началом двухнедельного Успенского поста, который длится до третьего Орехового спаса. История этого праздника уходит вглубь веков и достойна освещения.

История праздника

(Маковский Константин Егорович "Пасека" )

Медовый Спас имеет несколько синонимичных названий: Первый или Маковый Спас, Маковей, Спас на воде. Каждое из его названий несет свою историю и является неотъемлемой частью этого праздника.

Само слово Спас является напоминанием о Спасителе и спасении. День этого Спаса совпадает с христианским праздником Изнесения Древ Креста Господня. Он своими корнями уходит в Константинополь IX века. Август в этом городе неизменно был жарким и приносил людям много бед в виде болезней, распространявшихся с испорченной водой. Но после пронесения по городу Животворящего Креста болезни отступили и крестный ход стали проводить ежегодно.

Название Маковей относится к библейской истории о мучениках братьях Маккавеях и их матери Соломеи, которые сохранили веру вопреки всем испытаниям.

Согласно древним рукописям на Руси Первый Спас стал широко отмечаться в XII веке после победы над войском волжских булгар. Князь Андрей Боголюбский перед сражением молился Святому Кресту и ночью видел сон, в котором свет от иконы Божьей матери освятил его воинов. В честь победы князь повелел устраивать крестовые походы к реке. С этим событием связано название Спас на воде.

Упоминание и освящение воды в этот день связано и с Крещением Руси князем Владимиром, которое произошло 1 августа по старому стилю. До сих пор сохраняется поверье, что Медовый спас – это один из последних рубежей, после которых нельзя купаться в водоемах. Это может навлечь болезни и смерть.

Название Маковый спас связано с совпадением праздника со сбором мака, который, как и мед, святился в церкви.

Традиции праздника

(Гремитских Владимир Георгиевич "Пасека" )

Традиционно с этого дня на Руси начиналась откачка меда. Считалось, что пчелы перестают носить взятки с цветов. Владельцы ульев выламывали первые соты и приносили их на освящение в церковь.

В этот день традиционным угощением были пироги с медом и пшенной кашей. Также было принято печь блины. Существовал целый купеческий обряд: свернутый в квадрат блин купец должен был есть, откусывая по уголку в каждом из углов своей лавки. Это сулило успех в делах и хорошую прибыль на целый год.

Сбор мака также сопровождался рядом обрядов. Один из них гласил, что если освященный в церкви мак рассыпать по двору, то в дом не попадет ни одна нечисть.

Традиционно в этот день девушки и женщины собирали оберег из трав, который святился в церкви вместе с медом. В него обязательно входили несколько трав, каждая из которых имела свой сакральный смысл:

  • Календула и рута являлись оберегами от хворей и болезней;
  • Колоски овса пророчили хороший урожай;
  • Веточки мяты добавлялись для сохранения дружелюбной атмосферы в семье;
  • Калина была символом девичьей красоты.

Букет обязательно повязывался красной лентой и хранился в доме до следующего года. Часто такие букетики вешались в изголовье кроватей детей для оберега их сна и отпугивания злых духов и плохих снов.

На Первый Спас было принято помогать бедным и обездоленным. Вдовам и старикам помогали заготавливать дрова и убирать урожай, нищих угощали пирогами и медом. В этот день на селе начинались работы по уборке урожая.

Приметы на Медовый Спас

Как и многие другие праздники, Первый Спас имеет множество примет:

  • Считается, что в этот день женщине будут прощены все ее грехи;
  • На Медовый Спас святили колодцы и в последний раз купали скот в озерах и реках;
  • Маковей был последним днем, чтобы засеять озимые;
  • Есть поверье, что если в этот день не начать откачку меда, то пчелы из соседних ульев вытаскают весь собранный мед.

Современные традиции празднования Медового Спаса во многом следуют давним обычаям наших предков. Освящение в церкви свежего меда, воды и букетов полевых цветов распространено в нашей стране по сей день. Традиционно с середины августа начинается и особая пора в землеводчестве – уборка урожая, подготовка к посеву озимых культур. Не смотря на бег времени, давние русские традиции продолжают жить в современном обществе.

Последний месяц лета богат на праздники, посвященные сбору урожая — православные ежегодно с 14 по 29 августа отмечают три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый, в которых тесно переплелись народные и христианские традиции.

Спас — это древний праздник земледельческого календаря, приуроченный ко времени созревания зерновых культур, овощей, фруктов и других даров земли.

В церковном календаре все три Спаса связаны с Иисусом Христом и с его деяниями. Слово "Спас" — сокращенная форма от слова Спаситель. Дата каждого праздника из года в год остается неизменной.

Sputnik Грузия поинтересовался какого числа проводятся Медовый, Яблочный и Ореховый Спас, и с чем связаны эти праздники.

Медовый или Мокрый Спас

Это один из древнейших праздников, связанный с началом сбора меда на пасеках - в 2018 году, как и ежегодно, его отметят 14 августа. Мед, собранный в этот день, считался целебным, но в пищу его употребляли только после освящения в церкви.

В старину люди считали, что пчелы после этого дня начинают приносить "неправильный" мед, поэтому спешили собрать его вовремя. По традиции, в праздник пекли медовики, пряники, пили квас, угощали друг друга медом и раздавали его бедным.

© photo: Sputnik / Дмитрий Коробейников

На выставке "Медовый Спас" на ВВЦ

По православному календарю в этот день празднует Изнесение (Происхождение) Честных древ Животворящего Креста Господня - в церквях проводят малое водосвятие. Именно традиция освящать воду, заранее вырытые колодцы и окрестные водоемы дала второе название этому празднику — Мокрый Спас или Спас на воде.

Люди считали, что в этот день даже роса целебная, а любое соприкосновение с водой дарит здоровье, физические и душевные силы, смывает грехи, накопившуюся усталость и отрицательную энергию.

Мокрый Спас — последняя возможность искупаться в реке или в озере, так как после этого дня вода зацветает и становится холодной.

Только в Медовый Спас можно получить заряд бодрости от ложки меда, если запить ее тремя глотками колодезной или родниковой воды. Подобный ритуал можно себе позволить только в этот день, так как обычно мед в сочетании с ледяной водой вызывает повышение температуры и провоцирует лихорадочное состояние.

Еще одно название первому Спасу — Маковей, дал обычай освящать в этот день целебные травы и мак. Также принято освящать цветы, иначе не будут процветать имущество и здоровье.

С этого дня начинается один из самых коротких, но строжайших христианских постов — Успенский. Он готовит верующих к празднику Успения Пресвятой Богородицы, который православные отмечают 28 августа. Это единственный многодневный пост, посвященный Богородице.

Пост завершает собой церковный год, символизируя новолетие, поэтому мясные и рыбные блюда не употребляются, а сдоба делается из постного теста.

Яблочный Спас

Второй Спас, который в народе называют Яблочный, отмечают 19 августа — в этот день православные празднуют Преображение Господне. По народному календарю Яблочный Спас совпадает с проводами лета — существует поверье, что именно с этого дня начинает холодать, что свидетельствует о приближении осени.

Этот Спас называют Яблочный, так как обычно в это время начинается сбор урожая в садах. По традиции в этот день в церковь несут корзины с яблоками, виноградом и другими плодами, ягодами и злаками первого урожая.

© photo: Sputnik / Павел Лисицын

Из освященных фруктов и ягод готовят постные блюда — пироги и булки с фруктовой начинкой, варенье, джемы, компоты, сушеные фрукты и ягоды и так далее.

В старину девушки просили у яблонь красоты и молодости, вплетая их листву в венки. К вечеру, люди выходили в поля и с песнями и хороводами встречали приходящую осень.

По народным поверьям фрукты запрещалось есть до освящения. С первым съеденным плодом полагается загадывать желание, которое непременно должно будет сбыться.

В Яблочный Спас люди считают, что привычные для всех фрукты обретают магическую силу, а блюдо из яблок обязательно должно присутствовать на столе в каждом доме. В этот праздник обычно молятся за детей.

В народе верили, что в этот день по погоде можно узнать, какими будут осень и начало зимы — солнечный день предвещал ясный и морозный январь, а дожди обещали снежную зиму.

Люди считали, что от ритуалов и обрядов, проведенных в Яблочный Спас, зависело благополучие в будущем, поэтому в этот день освящали землю под новый урожай.

Ореховый или Хлебный

Третий Спас не так популярен, как два предыдущих, но наиболее важен из всех. Его отмечает в конце лета — 29 августа, на следующий день после празднования Успения Пресвятой Богородицы.

С приходом третьего Спаса осень полностью вступает в свои права. К этому дню вызревают орехи, их начинают активно собирать и употреблять в пищу, однако первый ореховый сбор принято также освящать в церкви.

Несмотря на то, что многие называют этот Спас Ореховым, основное его название — Хлебный. По традиции в этот день заканчивается уборка зерновых и печется первый каравай из муки нового урожая. Хлеб относят в храм для освящения, а потом едят всей семьей.

© photo: Sputnik / Сергей Пятаков

Икона "Спас Нерукотворный"

Обряд хранить остатки первого каравая, завернутые в холщовую тряпочку за иконой, сохранился в некоторых селах по сей день. Люди таким образом "приманивают" в дом благополучие, оберегают семейство от голода.

Хлебный или Ореховый Спас особо не отмечали — в это время страда была в разгаре, и людям было не до развлечений. Они утром посещали церковь, святили орехи, хлеб, зерна и отправлялись готовить ниву к озимым посевам.

По традиции, в этот день пекли хлеб для малоимущих, угощали орехами родных и прохожих, а на ужин подавались пироги с орехами и другими дарами уходящего лета.

Причин ограничивать себя в праздновании Орехового Спаса нет - пост к этому времени закончится, и выбор меню зависит только от желаний и предпочтений. Главное — праздничный стол должен быть богатым и разнообразным, чтобы следующий год был удачным.

В этот день по традиции дарили символичные подарки родственникам, друзьям и коллегам — орехи, булочки, испеченные своими руками, или холщовые полотенца — изделия из ткани тоже имеют непосредственное отношение к этому празднику.

У третьего Спаса есть еще одно имя — Спас на холстах, или Холщовый Спас, которое уходит своими корнями в христианскую традицию. По преданию, к Иисусу пришел художник, посланец от князя Эдесского, и попросил разрешения запечатлеть Его, чтобы его изображение помогло исцелить больного владыку Эдессы.

Однако у живописца не получалось написать образ Спасителя. Тогда Христос умылся, вытер лицо холстиной, и на ней отчетливо проступили его черты. Этот кусок ткани отнесли князю, и тот быстро излечился, а чудотворная материя стала реликвией.

Сначала холст с ликом Христа хранился в Эдессе, потом его перевезли в Константинополь. Перенесение Нерукотворного образа Христа Спасителя произошло 29 августа, и с тех пор в этот день это событие отмечается православными христианами всего мира.

В память же о холсте с проявившимся изображением Иисуса Христа в этот день было принято торговать тканями.

© photo: Sputnik / Илья Питалев

С третьим Спасом также существует множество примет - в этот день освящают колодцы, чтобы вода в них не иссякала. Если находили два сросшихся ореха, то левой рукой их укладывали в кошелек — такой орех давал человеку денежную удачу на целый год.

По орехам девушки гадали и узнавали свою судьбу. Первый сорванный орех надо было съесть и по его вкусу определить, что ждет в будущем году. Если орех оказывался спелый и сладкий — к большой любви, горький орех — любимый будет изменять, если орех не доспел — ждали важное известие, а гнилой — быть беде.

Согласно народным приметам грозовой август предвещает долгую и теплую осень. Если журавли улетают к 29 августа — зима будет ранняя.

Три Спаса — прекрасный повод полакомиться дарами природы, которые помогает приобрести здоровье, удачу и благополучие.

Материал подготовлен на основе открытых источников

Loading...Loading...