Лианы на храме та пром. Та Пром — удивительный храм Анджелины Джоли в Камбодже

…Как будто деревья разлили.
Алексей Карманов, путешественник, 2006 г.

Неизвестно, знаком ли властям Камбоджи термин product placement, но то, что они удачно воспользовались им на всю катушку – факт. Произошло это с выходом в свет в 2001 году голливудской ленты «Лара Крофт: расхитительница гробниц». Натурные съемки проходили в Камбодже. Анжелина Джоли в главной роли традиционно ловко прыгала, метко стреляла и, выгодно подчеркивая формы, взбиралась по древним развалинам и воздушным корням гигантских деревьев. Так широкой публике был представлен Та Пром, храм, признаваемый многими визитной карточкой Ангкора – остатков огромной и мощной средневековой империи Камбуджадеша. Product placement сработал, деньги от туристов – вчерашней аудитории «Лары Крофт» - потекли в казну рекой…

…Строился Та Пром в конце XII века. Страна пребывала в зените своей славы – на троне сидел просвещенный монарх Джаяварман VII, не кто-нибудь, а сама Ява выплачивала империи отступной налог, ирригационная система позволяла снимать три урожая риса в год. В этих условиях император мог легко себе позволить достойно уважить память своей матери. И он уважил – построил в память о ней монастырь.
В те времена, как в Европе, так и в Камбодже, монастыри представляли собой небольшие настоящие города. Монахи правили службы в каменных постройках, посвященных богам, и владели некоторым количеством дарованного им королем и паствой имущества. А вокруг монастырей, с их капиталами, шла вполне мирская жизнь: в деревнях выращивали рис, за оградой из каменных стен шла бурная торговля, проходили театрализованные представления. Так вот, Та Пром был ОЧЕНЬ богатым монастырем. Размеры его богатства впечатляли даже тогда, когда империя катилась к упадку.

Точное описание имущества Та Прома дал Джоу Дагуань, китайский летописец, побывавший здесь в конце XIII века. К храму к тому времени были приписаны:
3 140 деревень с населением почти 80 тысяч человек;
12 640 человек обслуживающего персонала, включая 18 высших священников и 615 танцовщиц;
500 килограммов золотых пластин;
35 алмазов;
40 620 жемчужин;
4 540 драгоценных камней;
512 шелковых паланкинов;
876 китайских покрывал;
523 зонтика от солнца.

Взамен на это богатство храм содержал 102 больницы, бесплатно обслуживавших местное население и паломников в Ангкор Том – город Джаявармана VII.

Сегодня Та Пром - большой, но, в общем-то, ординарный храм – окутан особым очарованием. Кому-то из французов, ведших здесь раскопки, пришла в голову светлая мысль: а что, если мы оставим на месте деревья? Да, они разрушают древние стены. Но они же не дают им упасть! Реставраторы пощадили огромные баньяны с их воздушными корнями. Сохраненный симбиоз камня и дерева позволяет и нам увидеть Та Пром в том виде, что предстал перед изумленными первыми исследователями Камбоджи. В практике гидов нередки случаи, когда их клиенты сознательно ломают программу пребывания в Ангкоре, отказываясь от посещения других храмов ради повторного визита в Та Пром. Джаяварман VII блестяще увековечил память своей матери…

Камбоджа: ближайшие туры

Трудно передать впечатления от посещения таких грандиозных мест, как камбоджийский комплекс храмов, и каждый уважающий себя путешественник должен посетить эту страну и уделить как минимум пару дней на осмотр объектов мирового наследия.

Особняком здесь находится храм Та Пром (Ta Prohm), где огромные деревья , напоминающие вековые секвойи или дубы, сливаются со стенами и башнями и обнимают камни гигантскими корнями.

Камбоджа - очень простая и понятная для самостоятельных путешествий страна, на раз комбинируется с любым азиатским соседом того региона, виза по прилету, бюджет на любой вкус. Настоящий музей под открытым небом.

На плане комплекса Ангкор можно заметить несколько десятков храмов, каждый из которых имеет индивидуальные особенности и по-своему симпатичен.

Не искушенному в исторических делах туристу может стать немного не по себе от бесконечно меняющихся темплов (англоязычный термин over-templed), но, по-моему, так самый идеальный вариант - взять в аренду кондиционированные авто с водителем-гидом (20-30 дол в день) и не торопясь проехать по округе, посетив все храмы. Популярны велосипедные варианты, но это зимой, когда не жарко и нет дождя.

Карта кликабельна (1960 × 1270 px):

Помимо главных Ангкор Вата и Байона крайне рекомендуется к посещению очень выразительный храм Та Пром (Ta Prohm) , стоящий особняком и популяризированный в голливудском кино (Tomb Rider). Основная особенность - присутствие растительности на территории, как будто храм не полностью отвоевали у джунглей. Тут и там произрастают массивные деревья, сливаясь со стенами и башнями, обнимая камни гигантскими ветвями и корнями:

За несколько сотен лет храм во много утратил свои первоначальные черты и даже после облагораживания выглядит подразрушенным. В отличии от многих храмов с пирамидальной формацией Та Пром лежит в одной плоскости и напоминает лабиринт, подняться можно только на невысокую башенку, а так приходится ходить по дорожкам и крутить головой:

Эти примечательные деревья, возвышающиеся над стенами и выразительно оплетающие их корнями, называются Тетрамелес голоцветковый (Tetrameles nudiflora). Огромные деревья с массивным основанием, напоминают вековые секвойи или дубы:

Корни и храмовая стена слились и образовали единое целое. Дерево буквально вросло в каменную кладку и если попытаться спилить его, то уже сама каменная конструкция не выдержит и распадется на блоки. Природа берет верх над человеком, и без постоянной поддержки храм будет все большое утрачивать первоначальный облик:

Стены и башни храмов постоянно подшаманивают, укрепляют, приводят более благопристойный вид. Надо же поддерживать в хорошем состоянии достопримечательности, привлекающие более 2 млн. туристов в год:

Внутренние дворики особенно привлекательны. Когда вокруг нет туристов, происходит полное единение с природой. Можно порассматривать барельефы, позаглядывать в ниши, послушать шум деревьев, присев в теньке под массивным стволом:

Все стены храмов как одна большая книга расписаны информацией в графическом представлении, гиды рассказывают много тонкостей и особенностей этих барельефов. Почти везде обыгрывается образы вечно юных и не по азиатски полногрудых девушек апсар. Кто желает посмотреть на материализованных апсар местного разлива, то можно сходить на танцевальное шоу в одном из местных отелей:

Помимо доминирующего серого цвета, временам можно наблюдать игру красок, которую не сразу поймешь, то ли это остатки декорации с древнейших времен, то ли подкрашивают современные ваятели. Яркости в палитру добавляют локальные колонии зеленого мха и красноватые оттенки в местах, где использовались блоки из песчаника:

Помимо Тетрамелеса, вековые стены храма покрывают многочисленные фикусы (Ficus benghalensis или Ficus gibbosa), причем от основного взрослого ствола дерева отходит десятки воздушных корней, которые устремляются вниз, оплетая все на своем пути и, достигнув земли, укореняются, подпитывая растение и давая ему силы расти все больше ввысь и вширь.

Фикусы с такой выраженной формой вегетативного размножения называют Баньяны. Самые колоритные пейзажи можно наблюдать, когда Баньян обвивает арку или статую, скрывая часть барельефа:



Небольшой деревянный мостик, проложенный сквозь стену и проходящий под основанием дерева, позволяет увидеть, как стволы Тетрамелеса год за годом пробивают себе путь к земле, раздвигая блоки и причудливо извиваясь вдоль стыков камней:

Центральная часть храма. Кучи блоков то тут, то там говорят о том, что когда храм был в более лучшей форме. Однако же, все это напоминает такой творческий беспорядок, как будто так и должно быть в заброшенном кхмерском храме:

Многие блоки пронумерованы, один мой друг рассказал мне, что в середине двадцатого века была проведена большая работа по реставрации и сохранению храмов. Ученые из многих стран, в большей степени из Франции и Японии, разбирали храмы по блокам, нумеровали их, делали схемы и потом собирали снова, как конструктор лего по инструкции. Звучит странновато, т.к. не могли же они разобрать башню в которую вросло дерево, но, тем не менее, номера присутствуют:

Толстые корни оплетают стену подобно щупальцам осьминога. Ради этих видов туристы стремятся посетить Та Пром, хотя по сравнению с Ангкор Ваттом народу значительно меньше, ранним утром или после обеда можно побродить совсем в одиночестве:

Популярное для фотографий место. На особо впечатляющих участках установлены небольшие деревянные приступочки, взойдя на которые можно сделать фото на фоне этого участка:

Оригинальная обработка с акцентом на дерево, необычный вариант. Для любителей фотографии на храмах раздолье, столько необычных и выразительных объектов. Говорят, что на какой-то из стен храма есть статуя у которой сквозь корни виднеется только лицо. Смотрится символично, но найти в этот раз не удалось.

Я в своем старом блоге показывал старым френдам почти все знаменитые храмы Камбоджи. К сожалению, теперь постов не осталось, а мне бы хотелось иметь у себя напоминание об этом чуде древних цивилизаций. Вот и сейчас не смог пройти мимо фотографии одного из храмов. Давайте расскажу еще раз, на более качественном уровне, а если френдам понравиться то и продолжим изучать Камбоджу.

Product placement (англ.), размещение продукции - приём неявной (скрытой) рекламы, заключающийся в том, что реквизит, которым пользуются герои в фильмах, телевизионных передачах, компьютерных играх, музыкальных клипах, книгах, на иллюстрациях и картинах, имеет реальный коммерческий аналог.

Неизвестно, знаком ли властям Камбоджи термин product placement, но то, что они удачно воспользовались им на всю катушку - факт. Произошло это с выходом в свет в 2001 году голливудской ленты «Лара Крофт: расхитительница гробниц». Натурные съемки проходили в Камбодже. Анжелина Джоли в главной роли традиционно ловко прыгала, метко стреляла и, выгодно подчеркивая формы, взбиралась по древним развалинам и воздушным корням гигантских деревьев. Так широкой публике был представлен Та Пром, храм, признаваемый многими визитной карточкой Ангкора - остатков огромной и мощной средневековой империи Камбуджадеша. Product placement сработал, деньги от туристов - вчерашней аудитории «Лары Крофт» - потекли в казну рекой…




Та-Пром (Ta-Prohm) это современное название храма в Ангкоре (Angkor), расположенного в провинции Сиемреап (Камбоджа). Храм был построен кхмерами в конце 12 начале 13 века. Первоначально этот храм имел название Раджавихара (Rajavihara). Храм расположен примерно в одном километре к востоку от Ангкор-Тома и на южной окраине Восточного Барайа.

Та-Пром был основан кхмерским королем Джаяварманом VII как буддистский университет и монастырь. Страна пребывала в зените своей славы - на троне сидел просвещенный монарх, не кто-нибудь, а сама Ява выплачивала империи отступной налог, ирригационная система позволяла снимать три урожая риса в год. В этих условиях император мог легко себе позволить достойно уважить память своей матери. И он уважил - построил в память о ней монастырь.

В отличие от большинства храмов Ангкора, Та-Пром остался практически в том состоянии, в котором его нашли - руины храма с вросшими в него джунглями. Именно такое причудливое состоянии храма сделало его одним из самых посещаемых храмов Ангкора и самой Камбоджи.


В те времена, как в Европе, так и в Камбодже, монастыри представляли собой небольшие настоящие города. Монахи несли службы в каменных постройках, посвященных богам, и владели некоторым количеством дарованного им королем и паствой имущества. А вокруг монастырей, с их капиталами, шла вполне мирская жизнь: в деревнях выращивали рис, за оградой из каменных стен шла бурная торговля, проходили театрализованные представления. Так вот, Та Пром был ОЧЕНЬ богатым монастырем. Размеры его богатства впечатляли даже тогда, когда империя катилась к упадку.

Точное описание имущества Та Прома дал Джоу Дагуань, китайский летописец, побывавший здесь в конце XIII века. К храму к тому времени были приписаны:

3 140 деревень с населением почти 80 тысяч человек;

12 640 человек обслуживающего персонала, включая 18 высших священников и 615 танцовщиц;

500 килограммов золотых пластин;

35 алмазов;

40 620 жемчужин;

4 540 драгоценных камней;

512 шелковых паланкинов;

876 китайских покрывал;

523 зонтика от солнца.


Взамен на это богатство храм содержал 102 больницы, бесплатно обслуживавших местное население и паломников в Ангкор Том - город Джаявармана VII.


Раджавихара ("королевский храм") был одним из самых первых построенных храмов согласно этой программе. Стела датирует храм 1186 годом.

Джаяварман VII построил этот храм в честь своей семьи. Главное храмовое изображение представляет Праджняпарамита (Prajnaparamita), олицетворение мудрости, моделью для которого послужила мать царя. Северным и южным спутником храма в третьем корпусе стали царский гуру и его старший брат. По существу, Та-Пром образует дополнительную пару с храмом Преа Хан, построенным в 1191 году, где основным изображением являются бодхисаттва Авалокитешвара, прототипом которого стал отец царя.

Стела храма повествует, что в храме жили более 12500 человек (включая 18 верховных жрецов и 615 танцовщиц). Также, дополнительно 80 тыс. человек в окрестных деревнях обслуживали храм. Стела также отмечает, что в храме были накоплены значительные богатства, включая золото, жемчуг и шелк. Активно развиваться храм продолжал аж до конца 13 века.


В 15 веке после падения империи кхмер, храм Та-Пром стал заброшен и забыт на протяжении нескольких веков. Храм обнаружили уже в 20 веке, когда началась программа восстановления храмов Ангкора. Внешний вид храма так впечатлил всех, что Та-Пром решили оставить в том виде, в котором он был найден. Тем не менее, было многое сделано для реставрации и укреплению руин храма, чтобы обеспечить безопасный доступ к нему туристов. На данный момент, как можно заметить, храм является уникальным памятником истории 2-х архитекторов - человека и природы.


Сегодня Та Пром - большой, но, в общем-то, ординарный храм - окутан особым очарованием. Кому-то из французов, ведших здесь раскопки, пришла в голову светлая мысль: а что, если мы оставим на месте деревья? Да, они разрушают древние стены. Но они же не дают им упасть! Реставраторы пощадили огромные баньяны с их воздушными корнями. Сохраненный симбиоз камня и дерева позволяет и нам увидеть Та Пром в том виде, что предстал перед изумленными первыми исследователями Камбоджи. В практике гидов нередки случаи, когда их клиенты сознательно ломают программу пребывания в Ангкоре, отказываясь от посещения других храмов ради повторного визита в Та Пром. Джаяварман VII блестяще увековечил память своей матери…

После того как храм был заброшен на него наступили джунгли - неостановимо, величественно и эффектно. Сейчас настоящие пейзажи Та Пром намного фантазийней сконструированных кадров фильма «Жизнь после людей», предполагающего, что растения быстро скроют следы нашей цивилизации, если вдруг человек с Земли исчезнет.

Так и здесь - деревьям-исполинам совершенно все равно, есть ли тут какие-то постройки. Они вытянулись прямо - как такое возможно? - на потолочных сводах, обрамили входы и оконные проемы. Джунгли, кажется, захотели потягаться в величии с созданием человеческих рук и, конечно же, победили. Во всю высоту стен деревья выпустили огромные свисающие корни, вросшие прямо в мягкий песчаник стен и перекрытий. А уже там, над стенами, распустили крону. Но и камни не сдались без борьбы - уподобили себе, погубили деревья. Видимо, питания для корней на стенах оказалось недостаточно, кроны высохли, и теперь некогда живые великаны стоят художественным продолжением стенок.

Корни и храмовая стена слились и образовали единое целое. Дерево буквально вросло в каменную кладку и если попытаться спилить его, то уже сама каменная конструкция не выдержит и распадется на блоки. Природа берет верх надо человеком и без постоянной поддержки храм будет все большое утрачивать первоначальный облик:

Джунгли надежно скрыли некогда многолюдный храм - теперь его издалека не заметишь. Так же обстояли дела и с другими постройками, например, с находящимся всего в километре комплексом Ангкор-Ват. В XIX веке, когда храмы вызвали интерес, Ангкор-Ват очистили от деревьев и максимально восстановили. А Та Пром - оставили так, уж очень он живописен. Двери, выглядывающие между корней, стали самыми узнаваемыми фотографиями Камбоджи. Странно было бы не снять ни одного загадочного фильма в этих декорациях - Та Пром стал съемочной площадкой для «Лары Крофт - расхитительницы гробниц».

Однако, с 2010 года в Та-Проме власти решили подойти более агрессивно к реставрации храма. Были убраны многие кустарники и деревья, также появились дорожки, площадки, а некоторые здания восстанавливаются практически с нуля.

Храм посещает огромная толпа туристов, особенно много китайцев. Они повсюду! Стараются везде пролезть без очереди, орут и толкают всех окружающих. Что бы сфотографироваться у знаменитого дерева, приходится стоять в очереди. Только настроишься, только прицелишься, как опять прибегает небольшая группка китайцев «в несколько миллионов», и приходиться всё начинать сначала.

На стеле храма сохранилась запись о том, что храм был домом для более чем 12500 человек, в том числе для 18 верховных священников, 2740 должностных лиц, 2202 сотрудников и 615 танцоров. Кроме того, в окрестных селах проживало около 80000 душ рабочих, которые занимались обслуживанием храма. Стела также отмечает, что в храме накопились значительные богатства. Среди имущества был набор золотых блюд весом более 500 килограмм, 35 бриллианта, 40620 жемчужин, 4540 драгоценных камня, 876 покрывал из Китая и 523 шелковых зонта.

Ta-Пром имеет всего лишь несколько галлерей с изображениями. Одно из объяснений этой нехватки заключается в том, что многое из оригинальных работ буддийского описания храма было уничтожено со стороны индуистских иконоборцев после смерти Джаяварман VII.

Деревья, растущие из-под развалин, пожалуй, самая отличительная особенность Та Прома. Преобладают два вида: Nudiflora Tetrameles и Ficus gibbosa. Забавляет то, что в фантастическом превышении масштаба стволы деревьев опутывают руины.


Камбоджа — очень простая и понятная для самостоятельных путешествий страна, на раз комбинируется с любым азиатским соседом того региона, виза по прилету, бюджет на любой вкус. Настоящий музей под открытым небом.

На плане комплекса Ангкор можно заметить несколько десятков храмов, каждый из которых имеет индивидуальные особенности и по-своему симпатичен.

Не искушенному в исторических делах туристу может стать немного не по себе от бесконечно меняющихся темплов (англоязычный термин over-templed), но, по-моему, так самый идеальный вариант — взять в аренду кондиционированные авто с водителем-гидом (20-30 дол в день) и не торопясь проехать по округе, посетив все храмы. Популярны велосипедные варианты, но это зимой, когда не жарко и нет дождя.

Карта кликабельна (1960 × 1270 px):

Внутренние дворики особенно привлекательны. Когда вокруг нет туристов, происходит полное единение с природой. Можно порассматривать барельефы, позаглядывать в ниши, послушать шум деревьев, присев в теньке под массивным стволом:

Все стены храмов как одна большая книга расписаны информацией в графическом представлении, гиды рассказывают много тонкостей и особенностей этих барельефов. Почти везде обыгрывается образы вечно юных и не по азиатски полногрудых девушек апсар. Кто желает посмотреть на материализованных апсар местного разлива, то можно сходить на танцевальное шоу в одном из местных отелей:

Помимо доминирующего серого цвета, временам можно наблюдать игру красок, которую не сразу поймешь, то ли это остатки декорации с древнейших времен, то ли подкрашивают современные ваятели. Яркости в палитру добавляют локальные колонии зеленого мха и красноватые оттенки в местах, где использовались блоки из песчаника:

Помимо Тетрамелеса, вековые стены храма покрывают многочисленные фикусы (Ficus benghalensis или Ficus gibbosa), причем от основного взрослого ствола дерева отходит десятки воздушных корней, которые устремляются вниз, оплетая все на своем пути и, достигнув земли, укореняются, подпитывая растение и давая ему силы расти все больше ввысь и вширь.

Фикусы с такой выраженной формой вегетативного размножения называют Баньяны. Самые колоритные пейзажи можно наблюдать, когда Баньян обвивает арку или статую, скрывая часть барельефа:

Небольшой деревянный мостик, проложенный сквозь стену и проходящий под основанием дерева, позволяет увидеть, как стволы Тетрамелеса год за годом пробивают себе путь к земле, раздвигая блоки и причудливо извиваясь вдоль стыков камней:

Центральная часть храма. Кучи блоков то тут, то там говорят о том, что когда храм был в более лучшей форме. Однако же, все это напоминает такой творческий беспорядок, как будто так и должно быть в заброшенном кхмерском храме:


Многие блоки пронумерованы, в середине двадцатого века была проведена большая работа по реставрации и сохранению храмов. Ученые из многих стран, в большей степени из Франции и Японии, разбирали храмы по блокам, нумеровали их, делали схемы и потом собирали снова, как конструктор лего по инструкции. Звучит странновато, т.к. не могли же они разобрать башню в которую вросло дерево, но, тем не менее, номера присутствуют:


Оригинальная обработка с акцентом на дерево, необычный вариант. Для любителей фотографии на храмах раздолье, столько необычных и выразительных объектов. Говорят, что на какой-то из стен храма есть статуя у которой сквозь корни виднеется только лицо. Смотрится символично,


Давайте посмотрим по сторонам прям на месте нашей экскурсии. Нажимайте на картинки.


Храм Та-Пром – один из самых монументальных на территории индуистского комплекса Ангкор в Камбодже. Он находится в густых джунглях в полуразрушенном состоянии. Устрашающая сила природы "душит" храм: деревья, веками оплетавшие башни, террасы и статуи Та-Прома, изменили их до неузнаваемости. А лианы сформировали над храмом подобие естественного купола.

Строительство храма Та-Пром завершилось в 1186 году. Он был возведен в честь матери императора Джаявармана VII в традиционном для кхмеров байонском стиле. Первоначально территория храмового комплекса площадью 730 квадратных километров включала в себя 260 позолоченных статуй индуистских богов, 39 башен и несколько сотен каменных жилищ для слуг. Та-Пром был окружен треугольной стеной, до наших дней практически не сохранившейся.

Масштабную территорию храмового комплекса обслуживали почти 12 тысяч человек – монахи, прислужники и танцовщицы. На его территории были найдены золотая посуда, бриллианты, жемчужины, шелковые покрывали и инкрустированные драгоценными камнями зонтики. Храму подчинялись три тысячи ближайших деревень.

За сотни лет наступающие джунгли изменили архитектуру Та-Прома до неузнаваемости. Прогуливаясь по руинам культового сооружения, можно превратиться в настоящего исследователя: недаром именно здесь проходили съемки нескольких сцен фильма "Лара Крофт: расхитительница гробниц".

В середине XX века археологи и ученые приняли решение не восстанавливать первоначальный облик Та-Прома для того, чтобы туристы смогли получить представление о том, как выглядели храмы Ангкора до прихода цивилизации. Однако в 1992 году комплекс был включен в список Всемирного наследия ЮНЕСКО – и на всей территории начались реставрационные работы. Реконструкция Та-Прома началась лишь в 2009-ом: первым делом здесь спилили многовековые деревья, чтобы предотвратить дальнейшее разрушение. На полное восстановление первоначального облика храма уйдет не менее десяти лет.

Деревья безжалостно разрушают храм и его стены // Пузанкова Мария


территорию храмового комплекса обслуживали почти 12 тысяч человек // Пузанкова Мария


В Та-Проме снимался фильм "Лара Крофт: расхитительница гробниц" // Пузанкова Мария


Строительство храма Та-Пром завершилось в 1186 году // Пузанкова Мария



Дерево против камня // Пузанкова Мария


Та-Пром очень популярен у туристов // Пузанкова Мария


Осматривать Та-Пром лучше всего в сопровождении местного гида – он знает, как по узким тропам добраться до самых интересных частей храма. Самостоятельным путешественникам рекомендуем иметь подробный путеводитель.

Для посещения Ангкора необходимо оформить индивидуальный пропуск с фотографией. Сделать это можно в кассах у главного входа в храмовый комплекс. Билет на один день обойдется в 20 долларов. Находиться на территории без пропуска нельзя; за нарушение полагается штраф. Посещение Ангкора возможно с пяти часов утра до заката.

При желании в Сиемреапе можно остановиться на несколько дней. Отели и гостевые дома расположены по всему городу и вдоль дорог. .

Как добраться

Ближайший к храму Та-Пром город расположен в 15 километрах. Добраться до достопримечательности можно в составе туристической группы или самостоятельно – на тук-туках. Для ориентира: внешняя стена Та-Прома расположена неподалеку храма Бантеай-Кдей. Вход – с западной стороны, а выход – с восточной.

Добраться из Пномпеня до храма Та-Пром (327 километров) можно по национальной автодороге №6 (National Highway №6), а также на скоростном катере, через Сиемреап. Рейсы осуществляются ежедневно, с 7:30 утра и до заката солнца. Путь пролегает по озеру Тонлесап, мимо плавучих рыбацких деревень. Время в пути – около шести часов. Билеты можно приобрести в отелях и туристических офисах Пномпеня. Во время сухого сезона, в период с апреля по июль, расписание движения катеров из-за обмеления изменяется (а в некоторых случаях – отменяется вовсе). От пристани в Сиемреапе до храма Та-Пром можно добраться на такси или тук-туках.

Автобусное сообщение соединяет Сиемреап со многими городами Камбоджи, Таиланда и Вьетнама, в частности с Хошимином, Бангкоком и Паттайей. Билеты продаются в туристических агентствах, в отелях и у торговцев на улицах. Лучше избегать ночных переездов по Камбодже: большинство аварий с участием туристических автобусов происходят в темное время суток. Время в пути из Пномпеня и Баттамбанга до Сиемреапа – 6 часов, из Сианоуквилля – 10 часов. Из Бангкока и Паттайи в Сиемреап добраться можно с пересадкой на погранпереходе Араньяпратета.

Аэропорт Сиемреапа, расположенный в 7 километрах от храма Та-Пром, принимает рейсы из Пномпеня, Сингапура, Бангкока, Сеула, Куала-Лумпура, Ханоя, Хошимина, Гонконга, Гуанчжоу и других городов Юго-Восточной Азии.

Расположение

Храм Та-Пром находится на территории комплекса , к юго-западу от храма Восточный Мебон и к востоку от исторического города Ангкор-Тхома, в провинции Сиемреап, на северо-западе .

Та Пром (Ta Prohm) в переводе с кхмерского означает «предок Брахмы». Однако, изначально его название упоминается как Rajavihara (Королевский монастырь). Он представляет собой буддийский храмовый комплекс и входит в структуру г. Ангкор.

Посвящен и возведен был в честь матери короля Джайявармана VII в 1186 г. Наибольшего расцвета достиг к XIII в., здесь проживало более 12 тысяч человек, но, как и весь город Ангкор, в середине XV в. разрушен сиамскими войсками и заброшен.

Расчистка комплекса была начата в 20-х годах XIX в. Однако, специалистами, проводившими работы по восстановлению Та Прома, было принято решение не менять кардинально внешний вид храма и его окружающую обстановку. Поэтому сегодня это единственный храм, «поглощенный» джунглями, стены и башни которого опутали корни деревьев, и сделано это было сознательно. Отчего он, наравне с Ангкор Ватом и Байоном, считается самым популярным местом паломников, посещающих Ангкор. Большую известность среди туристов Та Пром получил после съемок фильма с участием Анджелины Джоли «Лара Крофт. Расхитительница гробниц».

Достопримечательности Та Прома

Территория Та Прома совсем небольшая и каких-то отдельных выдающихся достопримечательностей как таковых здесь нет, монастырь сам по себе одна большая достопримечательность.

Своих посетителей Та Пром встречает воротами с красивейшими гапурами (надвратными башнями), увенчанными ликами Авалокитешвары, в образе которого Джаяварман-строитель увековечил себя.

Планировка храма напоминает кубик в кубике, в центре которых расположилась главная башня.

На сегодняшний день яркой отличительной особенностью Та Прома, выделяющей его на фоне других храмов Ангкора, являются оплетающие постройки мощные деревья, которые стали неотъемлемой частью комплекса. С одной стороны, гигантские корни – это визитная карточка Та Прома, и можно было бы подумать, что их оставили по большей части для туристов, но с другой стороны, начни их уничтожать, как многие постройки просто-напросто рухнут, так как держатся как раз за счет этих самых корней.

Чем глубже идешь внутрь территории храма, тех больше этих гигантов и причудливей их корневая система. Кажется загадкой, почему деревья растут именно на поверхности каменных плит и развалин древних храмов, а не на открытой земле. Все дело в том, что песчаник впитывает много влаги, и семена, попадая на камень, активно прорастают. Молодые побеги быстро разрастаются, и вскоре целые здания оказываются охваченными их корневыми системами.

В Та Проме встречаются в основном две разновидности деревьев: большие и мощные хлопковые деревья и более скромные в размерах - фикусы-душители.

Хлопковые деревья отличаются толстыми светлыми корнями, которые как большими руками охватывают постройки Та Прома.

Для фикусов-душителей характерны многочисленные тонкие серые корни, которые опутывают камни кружевной паутиной. Фикусы с разросшимися корнями называют баньянами.

Барельефы в Та Проме заслуживает пристального внимания. Красной нитью через все изображаемые сцены проходит образ Праджняпарамиты (Prajnaparamita), являющей собой олицетворение мудрости. Моделью в данном случае была никто иная, как мать Джаявармана VII, в честь которой, если помните, и был возведен монастырь.

Очень удивительно, что на одном из храмовых барельефов, среди оленей и лебедей изображен динозавр – стегозавр.

Этот вид динозавров вымер миллионы лет назад. Как его изображение попало на стену храма объяснить ученые не могут до сих пор.

В центре комплекса, находиться сердце храма - помещение, которое когда-то приводило людей в священный трепет. Стены там были покрыты драгоценными камнями и золотом. Купол этого помещения представляет собой длинную пирамиду, в вершине которой оставлено отверстие, через которое падает свет. Свет отражался от драгоценных камней и кристаллов, и создавал удивительную, волшебную атмосферу. Именно здесь проводились особенно важные религиозные обряды кхмеров. Только избранные могли видеть эту невероятную красоту.

К огромному сожалению, за тысячу лет, храм был разграблен. Последнюю лепту внесли французы. Именно они окончательно разграбили убранство этого удивительного места, во времена когда Камбоджа была Французкой колонией.

Еще больший ущерб храму нанесли, во времена вьетнамской войны, американцы. Их бомбардировка этой территории, с целью уничтожения подразделений вьетнамской армии, укрывшейся в этом районе, нанесли непоправимый урон сооружениям храма. Многие здания были разрушены или серьезно повреждены акустическими волнами от детонирующих бомб. Но, не смотря ни на что, этот храм дожил до наших времен!

Loading...Loading...