Мастерская икон. Иконописная мастерская

Соединяя две судьбы, влюблённые стремятся к созданию долгой и счастливой жизни. На этот факт часто влияет правильность выбора торжественного дня. В этом плане лучше довериться календарю церковного стиля, особенно если вы собираетесь венчаться. Как же выглядит церковный календарь свадеб 2018?

Когда назначать венчание запрещено?

После принятия решения о скреплении отношений не только в загсе, но и в церкви, молодожёнам предстоит пройти обряд венчания. Дата церемонии обычно назначается по наставлениям батюшки. Священник даёт согласие на проведение обряда, получив свидетельство о браке. Его решение основывается на том, что оба супруга крещёные и придерживаются одной веры.

В каждой церкви существуют как собственные святые праздники, они становятся ограничением для венчания, так и дни, считающиеся священными для любой церкви. В это время венчание нежелательно и может приравняться к греховному действию. К ним относятся такие даты:

  1. Дни, приравнивающиеся к постным – вторник и четверг.
  2. День, идущий перед воскресеньем, или, согласно церковным традициям, перед «Малой Пасхой» — суббота.
  3. (8 апреля).
  4. Праздники, относящиеся к двунадесятым. Среди них Рождество Христово и Крещение в январе (7 и 19 число), Вход Господень в Иерусалим (25 марта), Вознесение (17 мая) и Преображение Господне (19 августа), Воздвижение креста Господня (27 сентября), Введение во храм Пресвятой Богородицы (21 ноября).
  5. Пять седмиц: 7-18 января, 29 января-3 февраля, 12-17 февраля, 9-14 апреля, 28 мая-2 июня.
  6. Периоды церковных постов: 19 февраля-7 апреля – ; 4 июня-11 июля – Петров пост; 14-27 августа – Успенский пост; 28 ноября-31 декабря – Рождественский пост.

Из списка видно, что православный календарь свадеб оставляет не много времени для совершения свадебного обряда. Март, июнь и декабрь лучше не рассматривать как подходящие для предстоящей церемонии. Практически на всё их протяжение распространяется пост. То есть венчание ограничивается постами, священными праздниками (в том числе действующими в определённой церкви) и некоторыми днями недели.

По поверью 2018 год считается вдовствующим. Узы брака, заключённые в этот период, обречены на разрыв. Но это суеверие, неприемлемое для верующих.

Подходящие свадебные дни

Осень – это пора, самая разгруженная от священных обрядов, праздников и строгих постов. Практически в любой день сентября, октября или ноября позволяется организовать свадебный обряд. Получив разрешение от батюшки, молодые супруги могут скрепить брак священными узами с помощью венчания.

Лучше отпраздновать свадьбу 2018, благоприятные дни по церковному календарю для которой ограничены, в одну из этих дат:

  • 15 апреля 2018 года — день празднования Красной Горки;
  • или 4 ноября — день иконы Казанской Божией Матери.

Идеальным вариантом для свадьбы станут промежутки между датами Крещения и или Петрова и Успенского постов. Исключение составляют несколько дней, выпадающих на посты.

Можно выбрать любое из этих чисел:

  • январь – 20-23, 25, 27, 28;
  • февраль – 5, 6, 8, 10, 11;
  • июль – 21-24, 25, 28-31;
  • август – 2, 4-7, 9, 11-13.

Эти даты с большой долей вероятности послужат началом крепкого долговечного брака.

Правильно выбранный день свадебной церемонии не станет гарантией долгой и счастливой жизни. Зачастую всё зависит от самой пары. Семейные отношения строятся на основе понимания, уважения и любви. Но если вы глубоко верующий человек и слово Божие для вас не пустой звук, то информация о благоприятных датах для свадьбы согласно церковному календарю, представленная здесь, будет вам полезна.




В какой-то мере праздник Петра и Февронии можно считать альтернативой католическому дню святого Валентина... (Фото: Dmitriy Shironosov, Shutterstock)

Святых Петра и Февронию Муромских почитают в народе как покровителей семейного очага, хранителей супружеской любви. По легенде, будущий муромский князь Петр заболел проказой, от которой нигде не мог найти излечения. Однажды он увидел сон о том, что помочь ему сможет крестьянка Феврония из Рязанской земли. Когда девушку разыскали, она в качестве платы за лечение потребовала, чтобы Петр женился на ней. Он дал обещание сделать это, но, избавившись от болезни, не сдержал слово. Болезнь возобновилась, и только после того как Феврония вновь вылечила Петра, он, наконец, исполнил обещанное — и никогда об этом не пожалел.

Петр наследовал княжение после своего брата, но муромские бояре не хотели видеть своей правительницей бывшую крестьянку и велели молодому князю либо отказаться от жены, либо покинуть город. Тогда Петр вместе с Февронией отплыли из Мурома по Оке. В городе же началась смута: люди требовали вернуть княжескую пару на престол. Желание народа было исполнено.

Супруги жили вместе долго и счастливо, а под старость лет приняли монашеский постриг и стали молить бога о том, чтобы умереть в один день. Так и случилось. Петр и Феврония завещали похоронить их в одном гробу, но их просьбу не выполнили, сочтя ее непристойной для людей монашеского звания. Но, несмотря на то, что тела мужа и жены положили в разных обителях, на следующий день они оказались вместе.

Церковь канонизировала Петра и Февронию в 1541 году. С тех пор на Руси было принято молиться этой паре святых о благополучии в семье и просить у них благословения на свадьбу. В какой-то мере праздник Петра и Февронии можно считать альтернативой католическому дню святого Валентина — с той лишь разницей, что на Руси эту дату посвящали не всем влюбленным, а только лишь состоящим в браке.

С супружеством были связаны и некоторые приметы этого дня. Например, считалось, что если купец на Петра и Февронию отработает весь день в лавке бок о бок с женой, это принесет его семье достаток.




Многие приметы касались погоды и сенокоса, который начинался как раз в это время (Фото: smereka, Shutterstock)

Другие приметы, более приземленные, касались погоды и сенокоса, который начинался как раз в это время. Люди подмечали: если свиньи и мыши начинают есть сено — покос будет худой; об этом же свидетельствовало обилие кашки на лугах. Наблюдали и за рассадой: если она хорошо пьет поливку — дни сенокоса будут сухими, если же не вбирает воду — влажными.
С Петра и Февронии ждали еще сорок жарких дней. «После Ивана не надо жупана», — говорили по этому поводу крестьяне (день Ивана Купалы празднуется накануне).

Февронию поминали иногда и отдельно от Петра, называя Русальницей. Существовало поверье, что с этого дня русалки начинают водить хороводы. Поэтому при купании нужно было быть осторожным, чтобы речная дева не утащила на дно.

Именины в этот день Василий, Давид, Денис, Константин, Никон, Петр, Семен, Федор



День памяти святых Петра и Февронии.



Святые Петр и Феврония — покровители семьи и брака

«Героиня повести — дева Феврония. Она мудра народной мудростью. Она загадывает мудрые загадки и умеет без суеты разрешать жизненные трудности. Она не возражает врагам и не оскорбляет их открытым поучением, а прибегает к иносказанию, цель которого — преподать безобидный урок: ее противники сами догадываются о своих ошибках.

Она творит чудеса походя: заставляет за одну ночь расцвесть в большое дерево воткнутые для костра ветви. Ее животворящая сила распространяется на все окружающее. Крохи хлеба в ее ладони превращаются в зерна благоуханного ладана.

Князь Петр пытается обмануть ее только один раз, вначале, когда он решает не жениться на ней, вопреки своему обещанию. Но после первого же урока, преподанного ему Февронией, он слушает ее во всем и, обвенчавшись, живет с нею в согласии, их любовь переступает и за порог смерти». Д.С. Лихачев

Петр и Феврония — покровители семьи и брака. Их брак многие века является образцом христианского супружества.

Благоверный князь Петр был вторым сыном Муромского князя Юрия Владимировича. Он вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого князь Петр заболел проказой, от которой никто не мог его излечить. В сонном видении князю было открыто, что его может исцелить дочь «древолазца» бортника, добывавшего дикий мед, Феврония, крестьянка деревни Ласковой в Рязанской земле.

Дева Феврония была мудрой, ее слушались дикие животные, она знала свойства трав и умела лечить недуги, была красивой, благочестивой и доброй девушкой. Князь пообещал жениться на ней после исцеления. Святая Феврония исцелила князя, однако, он не сдержал своего слова. Болезнь возобновилась, Феврония вновь вылечила его и вышла за него замуж.



Благоверные князь Петр и княгиня Феврония

Когда он наследовал княжение после брата, бояре не захотели иметь княгиню простого звания, заявив ему: «Или отпусти жену, которая своим происхождением оскорбляет знатных барынь, или оставь Муром». Князь взял Февронию, сел с ней в лодку и отплыл по Оке. Они стали жить простыми людьми, радуясь тому, что вместе, и Бог помогал им.

В Муроме же началась смута, многие пустились домогаться освободившегося престола, пошли убийства. Тогда опомнились бояре, собрали совет и решили звать князя Петра обратно. Князь и княгиня вернулись, и Феврония сумела заслужить любовь горожан.

В преклонных летах, приняв монашеский постриг в разных монастырях с именами Давид и Евфросиния, они молили Бога, чтобы им умереть в один день, и завещали тела их положить в одном гробу, заранее приготовив гробницу из одного камня, с тонкой перегородкой. Скончались они в один день и час — 8 июля (25 июня по старому стилю) 1228 года.

Сочтя погребение в одном гробе несовместимым с монашеским званием, их тела положили в разных обителях, но на следующий день они оказались вместе. Погребены были святые супруги в соборной церкви города Мурома в честь Рождества Пресвятой Богородицы, возведенной над их мощами по обету Иваном Грозным в 1553 году. Ныне открыто почивают в храме Святой Троицы Свято-Троицкого монастыря в Муроме.

За тысячи лет иконопись выработала особое понятие о красоте, во многом отличное от светского, привычного для многих из нас. Аскетичные лица, большие серьезные глаза, удлиненные тела… Красота духовная здесь выше красоты телесной, и именно она привлекает внимание миллионов ценителей канонического иконописного искусства во всем мире.

Много веков назад князь Владимир “Красно солнышко”, выбирая для Руси веру, остановился на Православии. Конечно, в этом выборе было учтено многое, но немаловажным было незабываемое впечатление от благолепия богослужения в Софийском соборе, о котором поведали правителю послы. “Не знаем, – говорили они, – где мы были: на небе или на земле. Но знаем точно – там, с этими людьми пребывает Бог”. Расцветом иконописи считается эпоха Византийской империи XIV – XV века, а на Руси лучшие представители этой школы – Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий. Написанные ими иконы отличаются особой чистотой стиля и цвета. Есть и сегодня в России продолжатели древних традиций.

Впервые попав в иконописную мастерскую екатеринбургского Ново-Тихвинского женского монастыря , я поймала себя на мысли, что больше всего меня изумляет здесь какая-то удивительная тишина. Тишина, наполненная светом, тишина мягкая, молитвенная, благоговейная.

Икона по крупицам

Уже больше десяти лет, то есть с момента возрождения обители, трудятся сестры-иконописцы над непростой задачей. Они стараются восстановить древнюю технологию написания икон в соответствии с лучшими византийскими образцами. По крупицам собирают материалы, фотографии, книги. Ездят в другие иконописные мастерские, в музеи и на выставки, в специальные “искусствоведческо-паломнические” поездки, обращаются к специалистам-византологам, и, конечно, постоянно учатся. Причем изучают не только особенности иконописи, но и анатомию, живопись, академический рисунок, цветоведение и другие вполне светские науки.

Как оказалось, мало только написать образ; для того, чтобы икона была как можно более долговечной, важно, чтобы все ее составляющие – – были проверенными, надежными. Весь процесс создания иконы соответствует древним традициям, проверенным веками.

… В мастерской тихо и светло. Здесь работают с молитвой. Одинаково благоговейно пишут маленькую икону для дорожного складня и ростовую для иконостаса. Работают каждый день, создавая удивительные образы, возрождая забытые традиции, принося в нашу жизнь частичку вечности.

Иконописная мастерская во имя св. прп. Алипия Печерского работает при Храме иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость» на Большой Ордынке по благословению настоятеля храма, митрополита Волоколамского Илариона. Основатель и руководитель мастерской – Татьяна Владимировна Трубникова.

Истоки создания.

Иконописная мастерская была организована в 1991 году и начинала свою деятельность как школа для обучения молодых выпускников высших художественных учебных заведений, желающих стать иконописцами. Первое занятие мастерской состоялось в день памяти прп. Алипия Печерского. Важную роль в создании мастерской сыграли сотрудники центрального музея древнерусской культуры и искусства имени св. прп. Андрея Рублева: Кира Георгиевна Тихомирова и Геннадий Викторович Попов. Преподаваемая ими школа иконописи бережно хранится и передается в работах мастерской. В настоящее время главный художественный наставник мастерской - матушка Ирина Кулешова.

Разработка новых иконографий

Наиболее значимые работы мастерской создаются по благословению и в соавторстве с настоятелем храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» митрополитом Волоколамским Иларионом. Владыка Иларион, как один из ярких богословов нашей Церкви, активно участвует в разработке новых иконографий. Один из примеров такого сотрудничества с Владыкой - иконы митрополита Филарета (Дроздова) и священномученика Константина Любомудрова. Хотя эти иконы писали разные мастера, они написаны, можно сказать, единым духом. Богословская разработка образов и содержания клейм принадлежит митрополиту Илариону: «Митрополит Филарет за писанием своих трудов», «Духовный диалог митрополита Филарета с А.С. Пушкиным», «Сцена расстрела отца Константина Любомудрова».

Вехи творческого пути

За годы существования в мастерской создано более 30 иконостасов. Некоторые работы выполнены в рамках сотрудничества с ОВЦС Московского Патриархата: иконостасы для Свято-Троицкого Ставропигиального Подворья Русской Православной Церкви в Брюсселе, для храма Святых равноапостольных Константина и Елены при
Генеральном посольстве РФ в Стамбуле, для храма Успения Пресвятой Богородицы при посольстве РФ в Пекине, для храмов в Карловых Варах, в Патрах и т.д. Также можно отметить работы в рамках сотрудничества с фондами (Фонд Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного, Подарочный фонд Управления делами Президента РФ) и крупными компаниями (российская автомобилестроительная компания «Соллерс», российская нефтяная компания «Лукойл»).
Проекты для Московской епархии получают одобрение митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, Патриаршего наместника Московской епархии Русской Православной Церкви и епископа Балашихинского Николая. За особенно объемные работы для храма Святой Троицы Живоначальной в г. Реутове Владыкой Ювеналием была выдана благодарственная грамота сотрудникам мастерской.

Основы работы мастерской

Помимо написания и реставрации икон, мастерская выполняет проектные работы, настенную роспись, изготовление иконостасов, киотов и других предметов церковного убранства. Иконы пишутся в строгом соответствии с древней технологией - на липовых досках с дубовыми шпонками. Основа под живопись – 12-слойный меловой левкас. Краски (яичная темпера) – готовятся иконописцами вручную. Это растертые полудрагоценные камни (например, малахит, лазурит, гематит) в соединении с яичным желтком и вином. Последний защитный слой - льняная олифа. При создании церковного убранства каждый раз создается уникальный ансамбль, опирающийся на древние образцы и традиции, с учетом общей стилистики храмового комплекса. Художники мастерской, дипломированные специалисты, с большой ответственностью и на высоком уровне выполняют свою работу в сотрудничестве с духовенством, богословами, искусствоведами.

Loading...Loading...