Школа пифагорейцы. Пифагорейская школа

Но почти одновременно с материалистическим воззрением на мир возникают и идеалистические представления, тесно связанные с религией и являющиеся утончённой формой религиозных представлений. Этот идеалистический взгляд, на мир разрабатывался Пифагором и его последователями. Реакционный характер пифагореизма проявлялся и в тайном характере деятельности школы, политические взгляды которой отражали идеологию аристократической реакции. Про Пифагора сохранились сказания, что он был в Египте, был посвящён жрецами в тайны их священной науки.

Характерной чертой пифагорейской школы является обожествление чисел: «Числа управляют миром». Пифагорейцы искали в числовых отношениях мистических тайн и откровений. Всемогущество чисел проявляется в том, что числовым отношениям может быть подчинено всё в мире. Сохранилось предание, что открытие несоизмеримости диагонали квадрата с его стороной Пифагор воспринял, как начало хаоса, и приказал ученикам хранить это открытие в тайне. Пифагорейцы верили в переселение душ, требовали почитания богов, предков, властей. Справедливость математически выражается квадратом, ибо она воздаёт равное равному.

Но, после ионийцев нельзя было уже вернуться к религиозной концепции мироздания. В своей физике пифагорейцы вынуждены были развивать представление о строении вселенной, в котором, несмотря на наличие мистических элементов, взгляды Анаксимандра и Анаксимена получили дальнейшее развитие. В этом обстоятельстве, которое мы вскрываем во всей истории науки, проявляется тот факт, что борьба между материализмом и идеализмом ведёт к победе материализма.

Именно об этом говорит космогония пифагорейцев, изложенная позднее у пифагорейца Филолая (470-399). Считая сферу наиболее совершенной формой, пифагорейцы учили о сферичности Земли и о её движении по сфере вокруг «центрального огня». Вокруг того же центрального огня обращаются ещё девять сфер: сфера Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера, Сатурна, Солнца, Луны, звёзд и, наконец, «противоземли» (тела, введённого пифагорейцами с целью получения гармонического числа небесных сфер - десяти). Пифагорейцы учили, что движение этих сфер сопровождается неслышимыми нами музыкальными гармоничными звуками, согласованными между собой («гармония мира»). Ленин справедливо усматривал в этой космогонии пифагорейцев «намек на строение материи». Отметим, что на учение пифагорейцев о движении земли ссылался Коперник и церковь в своих, постановлениях именовала Систему Коперника «ложным пифагорейским учением».

Из других датурфилософских воззрений пифагорейцев упомянем об их теории «зрительных лучей», имевшей большое распространение в античной оптике. Согласно этой теории, зрение обусловлено особыми лучами, исходящими из глаз. Но вместе с тем пифагорейцы учили, что лучи от Солнца проникают «через густой и холодный эфир». Ленин в связи с этим отмечал:: «Итак, тысячи лет догадка насчет эфира существует, оставаясь до сих пор, догадкой. Но уже теперь в 1000 раз больше подкопов готово, подводящих к решению вопроса, научному определению эфира».

Заслугой пифагорейцев является внедрение математики в естествознание, догадка о строении вселенной. Но от пифагорейцев, в соответствии с их идеалистическими воззрениями, ведёт своё происхождение голый символизм и мистика чисел, приводящая к реакционным, антинаучным высказываниям и в наше время.

Начало формирования этой школы - конец VI в. до н.э.

| Возникла Пифогорейская школа как некий религиозный орден, со своим этикетом и строгими правилами поведения. К числу таких правил относилось строжайшее запрещение проповедовать учение иным людям, не входящим в Пифагорейский союз. Учение пифагорейцев воспринималось как тайна, постичь которую могли лишь адепты этого союза. Пифагорейцы не излагали своего учения письменно, оно существовало у них на основе устной традиции, они держали его в памяти и проповедовали только доверенному кругу лиц. Они строго карали тех, кто разглашал их учение не посвященным в пифагореизм.

Поэтому скудность информации о ранней пифагорейской философии вполне объяснима. Она возрастает лишь после того, как Пифагорейский союз прекратил свое существование и запрет на разглашение учения был снят.

Возрождение пифагореизма приходится на I в. н.э. и связано с деятельностью Апполония Тианского, написавшего сочинение «Жизнь Пифагора». Дальнейшее развитие пифагорейской традиции осуществлялось на основе неоплатонизма.

А.О. Маковельский предлагал следующую периодизацию формирования пифагореизма: (а) от основания Пифагорейского союза в 531 г. до н.э. до разгрома школы около 500 г. до н.э. В это время жили пифагорейцы Пифагор, Гиппас, Демокед и др.; (б) с 500 г. до образования главной системы научного пифагореизма, которая сложилась в середине V в. до н.э.; (в) завершение главной системы научного пифагореизма у Филолая; (г) последняя треть V в. до н.э. - пифагорейцы в изгнании; (д) пифагореизм IV в. до н.э. - Архит Тарентский и другие «последние пифагорейцы». |

Основателем Пифагорейского союза по традиции считается Пифагор. Представителями раннего пифагореизма были Гиппас, Пар- мениск, Керкопс, Бронтин; среднего - Филолай Кротонский (Терентский), Эврит, ботаник Менестор, математик Феодор и космологи Экфант, Гикет (Лэций) и Ксуф (Симплиций ); позднего - Лрхит Те- рентский, Оккел, Ксенофил и многие другие.

Бюст Пифагора

I Пифагор (ок. 570-496 до н.э.) - создатель пифагорейской философии, соединившей восточную науку с эллинской мифологией. Его сорокалетие (акмэ) приходилось на 30-е годы VI в. до н.э. Родом был с острова Самос. Ученик Анаксимандра и Ферекида. Учился в Египте и Вавилонии; вернулся на родину в 56 лет. В 532-531 гг. он покидает Самос и прибывает в Италию, в полис Кротон, где основал свою школу - Пифагорейский союз. Скончался Пифагор в возрасте 75 лет. По одним источникам Пифагор сам ничего не писал, по другим - к его трудам относят «О природе», «О государстве, «О воспитании », «О душе», «О мире», «О благочестии», «Священное слово». Пифагор был первым мыслителем, который, по преданию, назвал себя философом, то есть «любителем мудрости».

Изменение направленности научных исследований пифагорейцев было обязано числу, понимаемому как начало взамен воды, воздуха или огня. Наиболее известная и содержательная характеристика пифагорейской мысли принадлежит Аристотелю:

Пифагорейцы, занявшись математикой, первые развили ее и... стали считать ее начала началами всего существующего. А так как среди этих начал числа от природы суть [первые начала в математике, то в них они видели начала всех вещей], - более чем в огне, земле и воде... они видели, что свойства и отношения, присущие гармонии, выразимы в числах; следовательно, им казалось, что все остальное по своей природе явно уподобляемо числами и что числа - первое во всей природе, то они предположили, что элементы чисел суть элементы всего существующего [вещей] и что все небо есть гармония и число 1 .

В других местах своей «Метафизики» Аристотель пишет, что для пифагорейцев «числа - это сами вещи»; «вещи состоят из чисел»; «число - сущность всех вещей». Иными словами, логика пифагорейцев представлена в развитии от первого положения до третьего: от отождествления чисел и вещей к пониманию того, что числа - это не вещи и вещи - это не числа, а числа - это сущность вещей.

Такое понимание пифагорейцами первоначала бытия не понятно здравому смыслу. Однако при внимательном рассмотрении окружающего мира совершенно очевидно, что в основе всего лежат не только качественные характеристики, но и количественные характеристики бытия. Так, молекулярное движение в субстрате (например, в воде) при изменении температурного режима может быть отражено на числовой шкале градусника. Звук и музыка также переводимы в числовые соотношения: разница звучания струн в музыкальном инструменте соотносима с длиной струн; гармонические соотношения октавы, квинты и кварты управляются числовыми законами (1: 2, 2: 3, 3: 4).

В этом мире все может быть выражено посредством числа и математической регулярности, лежащей в основе бытия: цикличность развития неорганических и органических систем, хронология эпох, столетий, последовательность месяцев и дней и т.д.

Для пифагорейцев число - это нечто реальное, более того, оно более реально, чем вещи. В этом смысле оно есть начало, образующее все вещи. Для современного понимания число есть абстракция, продукт мышления, а для пифагорейского миропонимания - реальность, природа вещей.

В непосредственной связи с концепцией числа находится и учение о противоположностях. Рассматривая числа, пифагорейцы выделяют в них такую противоположность, как числа четные и нечетные. Основные десять противоположностей таковы: предел - беспредельное, нечетное - четное, одно - множество, правое - левое, мужское - женское, покоящееся - движущееся, прямое - кривое, свет - тень, хорошее - плохое, квадрат - прямоугольник.

Основное философское значение имеет противоположность предельного и беспредельного. Эта антитеза, по всей видимости, трактовалась как предпосылка космоса. Беспредельное (апейрон) в учение о космосе выступает как физически бесконечная пустота, содержащая в себе космос. Мир рождается посредством вдыхания этой пустоты «Единым» (генезис его неизвестен) с последующим образованием чисел и вещей. Если число есть гармония предельного (абстрактного числа) с беспредельным (абстрактное вещество), то все - это порядок. А поскольку порядок по-гречески «kosmos»,

то Пифагор был «первым, кто обозначил космос со всеми находящимися там вещами как порядок, который в нем есть».

Учением о космосе пифагорейцы закладывали основы объективно-идеалистической системы Платона. Действительно, основы классического объективного идеализма античной философии формируются не на противопоставлении числа и вещи как первичного вторичному, а на абсолютном отождествлении общих и отдельных, количественных и качественных характеристик бытия. Пифагорейцы отождествляли число и вещи, и их единая Вселенная как гармония предельного (абстрактное число) и беспредельного (абстрактное вещество), т.е. космос, состоящий из «число-вещей», распадается на вещественный, реальный, физический, видимый мир и невидимый, идеальный мир. Именно здесь истоки объективного идеализма Платона.

Тем не менее сами пифагорейцы - не идеалисты, хотя идеалистическая тенденция в их философском миропонимании присутствует. В ранний период развития античной философии противоположность материального начала и идеального начала не осознается. Такое понимание присуще более поздним философским учениям античной философии (Платон и др.).

Пифагорейцы внесли большой вклад в развитие математики. Рациональное мышление помогло Пифагору сформулировать ряд важных положений в теории числа, арифметики, геометрии. Однако свойственное ему совмещение математических изысканий с мифологией приводило к эзотерическим выкладкам о переселении душ и другим мистическим представлениям. Пифагорейцы связывали число семь с божеством. Понимая человека как ученика божьего, они считали, что каждый из людей должен готовиться к союзу с Богом.

Истинное миропонимание, согласно Пифагору, покоится на трех основах: морали, религии и знании. Мораль Пифагора - это мораль аристократа. Задачи научного познания подчинены интересам религии.

Для социальных взглядов пифагорейцев, как и всех древних греков VI в. до н.э., характерно непонимание качественных различий между природой и обществом. Осознание этого различия найдет место в учении софистов, которые проведут дефиницию между законами природы и законами общества, между человеком социальным и человеком природным. Поэтому когда Пифагор ставил социальное законы, систему государственного устройства, правосудие и справедливость в зависимость от богов, то это отражало общее отставание античной социальной мысли от учений метафизики.

В последующем, в более поздних учениях пифагорейцев, боги трансформируются в числа и геометрические фигуры, а первоначалом станет космическая гармония - истинная первопричина мирового порядка, которая у пифагорейцев соответствовала логосу Гераклита.

  • Согласно Аристотелю, пифагорейская философия включает четыре большихраздела: учение о числах, учение о противоположностях, космология и космогония, представление о душе.
  • Аристотель. Т. 1. С. 77-78.

«У истоков греческой философии стоит Пифагор . Это вовсе не значит, что у него не было предшественников, но Пифагор считался по праву одним из мудрейших. К числу же крупнейших натурфилософов Древней Греции, обращавшихся к нравственным идеям, следует отнести Гераклита и Демокрита .

Пифагор много лет провёл в странствиях, тридцать лет из них - в Египте, где познавал таинства и премудрости жречества. На родину он вернулся в зрелом возрасте, примерно лет пятидесяти отроду и стал верховным жрецом храма Аполлона в Дельфах - главного храма греков: дельфийские жрецы, прорицатели и пифии, гадатели и предсказательницы судьбы славились по всей Элладе.

Ко времени возвращения Пифагора в Грецию её религиозная, храмово-культовая культура переживала упадок явно была заметна потеря авторитета и влияния храмов и жреческого сословия. Используя опыт и знания, полученные от египетских жрецов, Пифагор восстановил авторитет дельфийского храма Аполлона , а потом покинул его и переехал в город Кротон. Там он основал общество пифагорейцев со своёй школой.

В учении Пифагора проявилась не только связь культур Египта и Греции, но и дуализм духовной культуры греков, выражающийся в параллельном развитии религиозного культа и человеческих знаний, философии и практической мудрости. Пифагор - одновременно один из реформаторов орфического, мистического культа Греции и один из основоположников греческой философии, умозрительных наук - математики и астрономии.

Заслуживает внимания организация пифагорейской школы и порядок обучения. Пифагор готовил в ней философов, учёных, политиков и администраторов, обеспечивая универсальность образования и подбор лучших человеческих дарований для служения богам и обществу.

Учеников Пифагор отбирал сам. Весь первый год обучения обязанностью ученика было сидеть и молчать. Он должен был только почтительно слушать и, если оказывался неспособным в течение года молча запоминать всё, что происходит в школе, отчислялся. По мнению Пифагора, из такого юноши образованного, сильного, знающего, творчески мыслящего и разумно действующего человека не могло получиться.

После годичного молчания ученик проходил следующее испытание. Ему давалось право говорить перед старшими учениками, а тем - право критически разбирать и оценивать всё, что они от него слышали. И если ученик выдерживал максимальный огонь критики в свой адрес, тогда он оставался для последующего обучения. Если же самолюбие, самомнение и ограниченность показывали неспособность к открытому диалогу и контакту, ученик изгонялся из школы. За пределами школы такой неуспех не был поводом для издевательства или обсуждения, это не ставило клеймо неполноценности.

Но стать учеником Пифагора было великой честью. Последний этап обучения строился на открытом активном участии слушателей школы в обсуждении тех проблем и задач, которые ставились на занятии и выдвигались самим Пифагором. В этой обстановке, в этой школе родилось несколько понятий, живых до сих пор: так, слово «теория», по представлению пифагорейцев, - это состояние внутреннего восторга человека от тех разумных открытий и находок, которые проявляются в его разуме.

Крах общественно-политической деятельности Пифагора, фактического лидера и правителя города Кротона, произошёл неожиданно. Он был подготовлен неспособными и отсеянными из школы учениками. Именно они организовали недовольных «правлением просвещённых», спровоцировали погромы, и Пифагору пришлось спасаться бегством.

Пифагор не оставил письменного изложения своёго учения. Но, по свидетельству учеников, именно Пифагор назвал Вселенную космосом, а строение мира стройным целым, подчиненным законам «гармонии и числа». Природа, сущая в космосе, гармонически слажена из беспредельных и определяющих (начал): так устроен и весь космос, и всё, что в нём, - таковы исходные начала учения Пифагора, пифагорейской доктрины.

В пифагорейском учении прежде всего обращает на себя внимание взаимодействие математики и философии, миропонимания и счёта. Пифагор использовал математику в качестве одного из основных аргументов и доказательств существования божественного начала и божественного разума человека. Ход рассуждений таков: мы, сталкиваясь с конкретными предметами, не видим в природе идеальных вещей. Но создавать идеальные образы, которые к тому же применимы к природе и логически доказуемы или подлежат оперативному комбинированию в процессе мыслительной деятельности, человек может в своём сознании с помощью разума. Идеальный круг, к примеру, в природе отсутствует, но умозрительно его построить можно также, как параллельные прямые, идеальную плоскость и т. д. Таковы первые доказательства того, что в разум человека заложены идеальные, божественные начала.

Пифагор рассматривал логос как упорядоченность, которой математика служит доказательством. Большое значение Пифагор придавал антиномиям - противоположностям, несоединимым по своёй природе, но без наличия которых невозможно понять одно, не сравнивая с другим: «предел - беспредельное», «единство - множество», «свет - мрак», «добро - зло». Интересно его утверждение, что лишь математические расчеты и логико-математические доказательства могут соединять полярные несовместимости.

Аристотель так описывает значение математических наук для пифагорейцев. «Вскормленные на этих науках, - говорит он, они признавали математические начала за начала всего существующего... В числах усматривали они «много сходного с тем, что существует и возникает...» такое-то свойство чисел есть справедливость, а такое-то - душа и ум, другое - удача... Они видели, что свойства и соотношения, присущие гармонии, выразимы в числах... что элементы чисел суть элементы всего существующего и что всё небо есть гармония и число» (Метафизика. 986 а, Ь).

В представлении пифагорейцев всё мироздание и его части пульсируют и звучат как единая стройная симфония. Только ухо человеческое воспринимает не все её звуки.

Вера в разум, его способность свести все к математически доказуемому проявляется у многих греческих философов. её можно найти у Платона , считавшего, что философская образованность начинается с математической. Такая логическая «религиозность», а не практичность математики встречается у Евклида , в его отношении к созданной им геометрии. Преимущества натурфилософии перед религиозными представлениями, в том числе перед орфическим учением с его пантеизмом, перед мистицизмом пифагорейцев - в единстве научной и философской мысли. Отсюда соединение искания научной истины и человекомудрости, научной методики и логики, выработка требований общественного порядка, нравственности и правопорядка, совместимых со свободой личности в справедливости.

Пифагорейцами было лишь выдвинуто предположение, что мысль выше чувства и интуиция выше наблюдения, что доказательство стоит над эмпирическими знаниями. У натурфилософов это трансформируется в принцип обязательного превосходства человеческой мудрости над эмпирической наукой, а в практической жизни - разумного над чувственным».

Разумович Н.Н., Пифагор / Русский Гамлет, М., «Российская политическая энциклопедия», 2010 г., с.142-146.

Еще одной философской школой, действовавшей в западной части «Великой Греции», т. е. в Южной Италии, являются пифагорейцы. Мысли основателя школы Пифагора и пифагорейцев дошли до нас в большинстве случаев в изложении других авторов. Согласно большинству сведений, Пифагор происходил с острова Самос. Его жизнь приходится на период приблизительно между 584 (582) — 500 гг. до н. э. Союз пифагорейцев возник в атмосфере развития мистических и религиозных течений.

Сам Пифагор ничего не писал, а учения, основанные им, претерпели в 5 и 4 вв. значительную эволюцию. Поэтому выделить первоначальное ядро учения Пифагора очень трудно. По-видимому, учение Пифагора, кроме собственно религиозного содержания и религиозных предписаний, заключало в себе и некоторое философское мировоззрение с невыделившимися из общего его состава научными представлениями.

Согласно Диогену Лаэртскому, он написал три книги: «О воспитании», «О делах общины» и «О природе». Ему приписывается и целый ряд других трудов, которые создавались пифагорейской школой и, как тогда было в обычае, были подписаны именем руководителя школы.

Основными моментами религии Пифагора были: вера в переселение души человека после смерти в тела других существ, ряд предписаний и запретов относительно пищи и поведения и, быть может, учение о трех образах жизни, наивысшим из которых признавалась жизнь не практическая, а созерцательная. На философию Пифагора наложили печать его занятия арифметикой и геометрией.

С известной вероятностью можно полагать, что в арифметике Пифагор исследовал суммы рядов чисел, в геометрии — элементарнейшие свойства плоских фигур, но вряд ли ему принадлежат приписанные ему впоследствии открытия «теоремы Пифагора» и несоизмеримости отношения между диагональю и стороной квадрата.

В отличие от других мыслителей, которые в то время занимались математикой, он идет дальше решения геометрических задач, которыми занимались Фалес или Анаксимен. Пифагор исследует и взаимоотношения чисел. Можно справедливо утверждать, что Пифагор и пифагорейская школа закладывают основы теории чисел и принципы арифметики. Арифметическим путем пифагорейцы решают многие геометрические задачи того времени.

Изучение зависимости между числами, и в частности между рядами чисел, требовало весьма развитого уровня абстрактного мышления, и этот факт отразился на философских взглядах Пифагора. Интерес, с которым он и его последователи изучали характер чисел и отношения между ними, вел к определенной абсолютизации чисел, к мистике чисел. Числа были подняты на уровень реальной сущности всех вещей.

Гегель в «Истории философии» следующим образом интерпретирует основные принципы пифагорейского учения: «...первым простым понятием является единица... не дискретная, множественная арифметическая единица, а тождество как непрерывность и положительность, совершенно всеобщая сущность» 69. «За единицей следует противоположность, двоица... различие, особенное» 70.

Из этих принципов возникают либо, точнее будет сказано, к этим принципам редуцируются все остальные числа. Пифагорейцы полагают основными первые четыре числа арифметического ряда — единицу, двойку, тройку, четверку. В геометрической интерпретации этим числам последовательно соответствуют: точка, прямая (определяется двумя точками), квадрат (как плоскостная фигура, определяемая тремя точками) и куб (как пространственная фигура).

Сумма этих основных чисел дает число «десять», которое пифагорейцы считали идеальным числом и сообщали ему почти божественную сущность. Десять, согласно пифагорейскому учению, — такое число, на которое можно перевести все вещи и явления мира с его противоположностями.

Пифагорейское учение в начальной стадии своего развития является, собственно, исторически первой попыткой (за исключением некоторых моментов в учении Анаксимена) постижения количественной стороны мира. Математический подход к миру заключается в объяснении определенных количественных отношений между реально существующими вещами. В частности, в области геометрии отношение между количественно выраженной взаимосвязью и объективной реальностью является в значительной степени наглядным и во многих случаях даже чувственно идентифицированным.

Арифметизация геометрии означает выражение пространственных отношений в «чистых» числах и делает возможным их постепенное отторжение от отношений в объективной реальности, которую они, собственно, представляют. Возможность мысленной манипуляции с числами (как абстрактными объектами) ведет к тому, что эти числа могут быть понимаемы как самостоятельно существующие объекты. Отсюда остается всего лишь шаг к тому, чтобы эти числа были провозглашены собственно сущностью вещей. С помощью этой операции пифагорейцы приходят к идеалистическому объяснению действительности.

Учение Пифагора о мире пронизано мифологическими представлениями. По учению Пифагора, мир — живое и огненное шаровидное тело. Мир вдыхает из окружающего беспредельного пространства пустоту, или, что для Пифагора то же самое, воздух. Проникая извне в тело мира, пустота разделяет и обособляет вещи.

Религию и мораль Пифагор считал основными атрибутами упорядочения общества. Пифагорейский подход к религии заметно отличается от тогдашней греческой традиции. Пифагорейский подход испытывает влияние элементов персидской и индийской мистики. Он в определенной степени является освящением классовой исключительности (которая приобретает почти кастовый характер). Его учение о бессмертии души (и ее перевоплощении) строится на принципах полной подчиненности человека богам.

Ученики Пифагора

Пифагорейство в той или иной форме существовало вплоть до III столетия н. э. Ближе всего к учению Пифагора стояли старшие пифагорейцы, среди которых было много прямых учеников Пифагора. Самым видным из них был Алкмеон из Кротона. Время его деятельности приходится где-то на первую половину V столетия" до н. э.

В сущности, в своих философских взглядах он был верен пифагорейским принципам. Основной сферой интересов Алкмеона была медицина. О нем известно, что он «первый отважился на вскрытие». Важнейшим из его медицинских и физиологических познаний является осознание взаимосвязи органов чувств и мозга.

В философии ранних пифагорейцев яснее, чем в учении их предшественников — милетцев, — выступают отмеченные Энгельсом характерные для первого периода древнегреческой философии зародыши будущих разногласий. Впоследствии все усиливаясь, эти разногласия приведут к возникновению идеализма и к началу уже не прекращающейся в дальнейшем борьбы между материализмом и идеализмом.

К старшему поколению пифагорейцев принадлежат, по Диогену Лаэртскому, еще Эпихарм (550— 460 до н.э.) и Архит (ок. V в. до н.э.). К младшему поколению — Гипиас (середина V—IV в. до н.э.), Филолай (ок. 440 до н. э.) и Эвдокс (ок. 407—357 до н.э.). После изгнания из Кротона пифагорейцы разошлись по греческим городам и колониям. Некоторые из них нашли убежище в Академии Платона в Афинах.

Loading...Loading...