Адам и ева что они сделали. Откуда взялись жены у детей адама и евы

АДАМ И ЕВА - ч. 1

Сотворение

Янна Хробак. Адам и Ева.

В Торе слово «Адам» используется в разных смыслах: «человек» , «мужчина» , «всякий», «каждый» ,
«люди» , «первый человек», а также как имя собственное, употребленное в единственном числе
(буквально - «сын Адамов»).

В еврейско-греческом апокрифе «Оракулы Сивилл», который исследователи датируют II веком до нашей
эры, содержится легенда о происхождении имени «Адам», в которой оно рассматривается как аббревиатура,
состоящая из названий четырёх сторон света. Это мотивируется тем, что Бог взял прах для творения
Адама со всех концов Земли:
Ἀνατολή - восток
Δύσις - запад
Ἄρκτος - север
Μεσημβρία - юг
А согласно гностическому Апокрифу Иоанна имя «Адам» трактуется как «отражение света».

Уильям Блейк. Творение Адама.

В Книге Бытия приводится довольно подробное описание жизни первых людей, включающее в себя создание
Адама и Евы, искушение и грехопадение, изгнание из Эдема, а также последующее расселение людей по
миру. При этом она содержит два параллельных рассказа о сотворении мира и человека. Согласно первому
варианту, мужчина и женщина были созданы «по образу Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано
господствовать над всей землёй и живыми существами: Сотворим человека по образу Нашему, по подобию
Нашему; и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над скотом, и над
всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле». И далее говорится: «И сотворил Бог
человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
Согласно второму параллельному рассказу Бог вылепил человека из «праха земного», вдохнул «дыхание
жизни» в его ноздри.
Акт творения Адам согласно еврейскому календарю состоялся в 3760 году до нашей эры. А вот в
христианской традиции, где сотворение Адама вычисляется на основании новозаветного родословия Иисуса
от Адама, существует большое число версий этой даты.

В. А Котарбинский. Завет с Адамом. Фреска. Владимирский собор, Киев.

Эдемский сад

После акта творения Бог поселяет Адама в Эдемском саду, и заповедует «возделывать его и хранить его».
Среди растений Эдемского сада было два особых дерева: Древо Жизни и Дерево познания Добра и Зла.
Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь запретил ему есть плоды Дерева
познания Добра и Зла, предупредив, что следствием непослушания будет смерть.
Затем Бог привёл к человеку всех сотворенных животных и птиц, чтобы тот дал им названия.
Сотворение Евы из ребра Адама одно из самых тёмных мест Библии. Книга Бытия повествует о нем дважды,
но весьма кратко - «И сотворил Бог человека … мужчину и женщину сотворил их» , и более подробно -
«…для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и,
когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра,
взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих
и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» .

О том как жили первые люди в Эдемском саду, повествуют многочисленные легенды. Так в Книге Юбилеев
(I-II в. до н. э.) Адам изображён в виде прародителя цивилизации, которого ангелы учат различным
полезным вещам, пока он присматривает за Эдемским садом.

Запретный плод

Ади Хольцер. Эдемский сад. 2012 г.

В общем, все шло замечательно пока Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал
Господь Бог», уловками и хитростью не убелил Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра
и Зла. Она не только сама вкусила этот плод, но еще и угостила им Адама. В итоге, Адам и Ева познали
Добро и Зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога. Так совершилось грехопадение, которое
заключалось в желании человека присвоить себе Божественное право решать, что такое добро и зло.

Джон Роддэм Спенсер Стенхоуп. Искушение Евы.

За проступком последовало наказание:
"Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом, женщине было определено
«в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа. А мужчине было назначено со скорбью
и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая проклята за него. Люди перестали
быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был
создан Адам."

Джузеппе Чезари. Изгнание Адама и Евы из рая.

О дальнейшей жизни прародителей известно немного: «Адам жил сто тридцать (230) лет и родил [сына]
по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф. Дней Адама по рождении им Сифа было
восемьсот (700) лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот
тридцать лет; и он умер» .

Погребение

«Достаточно было одному мужчине влюбиться в женщину,
чтобы мир стал таким, каков он есть.»

Вольтер.

В иудейской традиции местом погребения Адама и Евы считается Пещера Махпела - склеп патриархов в
древней части Хеврона, название которой в основном интерпретируется как указание на двойную пещеру
или, как и название «Кирьят-Арба» (буквально - город четырёх) и соотносится с четырьмя парами,
похороненными в пещере: Адам и Ева, Авраам и Сарра, Исаак и Ревекка, Иаков и Лия.

Христианское предание связывает Голгофу с местом погребения Адама. Вероятно, христианская легенда
о Голгофе как могиле Адама вначале существовала без связи с каким-то определенным местом, и только
после того, как топографы императора Константина установили Голгофу на месте нынешнего храма Гроба
Господня, это место тем самым сделалось и могилой праотца Адама.

В мусульманской традиции Адам похоронен на горе Абукаи, около Мекки. А могила Евы - в городе Джидде.

Пьеро делла Франческа. Смерть Адама.

Согласно библейскому рассказу Адам и Ева были долгожителями. Впрочем, ещё в поздней античности было
высказано мнение, что огромная продолжительность жизни патриархов на самом деле говорит о том, что
десять лет нужно считать за год.
Также излагалось мнение, что их нужно считать в лунных месяцах (930 л.м. = 930*29,5/365,25 = 75,11 лет).
Впрочем, эта версия не согласуется с рядом фактов, в частности, с тем, что перед описанием Потопа в
Пятикнижии сказано: «И сказал Господь: не вечно Духу Моему быть пренебрегаемым человеками, потому
что они плоть; пусть будут дни их сто двадцать лет» .

Питер Пауль Рубенс. Адам и Ева.

Как бы то ни было, но все версии сходятся на том, что в конце концов, Адам и Ева скончались.
Однако приключения Адама не закончились даже после смерти - они продолжились уже в
потустороннем мире.

После смерти

Так южнославянский переводной апокриф «Смерть Авраама» (I-II вв.), основанный на еврейских преданиях,
изображает Адама после его смерти как привратника потустороннего мира, сидящего на престоле.

А христианский апокриф «Евангелие от Никодима» (III-IV вв. н. э.), представляет Адама раскаявшимся
и прощённым. В русском переводе эти апокрифические истории вошли в состав старообрядческого сборника
«Страсти Христовы».
А вот уникальную тему «рукописания» Адама и дьявола, пожалуй, можно найти только в древнерусских
апокрифических источниках. Она известна в славянской версии апокрифа об Адаме - «Слове о Адаме
и о Еве от зачала и совершения» (около XV в.).

Ее суть в том, что дьявол хитростью берет крепостную (собственническую) запись от Адама на его детей:
"Дьявол же не дадяше ему орати и глаголаше: «Запиши ми рукописание свое, да еси мой, и ты землю
работай»… Дьявол же обрадовашеся велми и рече: «Запишися мне». И взят Адам плача и записа рукописание,
и рече: «Чия есть земля, того и аз и чада моя."

После этого Адам и все потомки его должны были работать на земле. А после смерти их души попадали
согласно «расписке» в ад. Согласно тому же сказанию, во время крещения Иисус Христос сдвинул камень
в реке, под которым хранилась «расписка», тем самым уничтожив её и освободив человеческий род.

Адам и Ева после изгнания из Рая. Средневековая немецкая миниатюра.

И грехопадение ; изгнание из Эдема ; а также последующее расселение людей по миру вне Эдемского сада .

В Ветхом Завете

Сотворение

Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его рёбер и сотворил из него первую женщину - Еву , которая стала женою для первого человека (Быт. 2:21-22). «И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились ».

Грехопадение и изгнание из Эдема

Среди Эдемского сада было два особых дерева: Древо Жизни и Дерево познания Добра и Зла . Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду » и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть.

Змей же (образ Сатаны), который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог », уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла . Женщина отказывается, говоря, что Бог запретил им есть с этого дерева, так как съевший плод умрёт. Змей же отвечает ей, что она не умрёт: «Вы будете как боги, знающие добро и зло ». Наконец, женщина поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа, после чего дала попробовать плод и Адаму. В результате, Адам и Ева познали добро и зло, осознали свою наготу и спрятались от Бога. По словам Иоанна Златоуста, изначала Бог создал этого человека самовластным, иначе Он не стал бы наказывать его за преступления заповеди либо награждать за её соблюдение. Грехопадение заключалось в желании человека присвоить себе Божественное право решать, что такое добро и зло. За проступком последовало наказание: Змей был проклят, и обречён ползать на животе и питаться прахом, женщине было определено «в болезни рождать детей » и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него ». Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят ». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Древа жизни , у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся »).

Жизнь после изгнания из Эдема

Адам познал свою жену Еву, и та родила Каина . Затем Адам ещё раз познал Еву, и она родила второго сына - Авеля (Быт. 4:1-2). В 130 лет у них родился третий сын - Сиф (Шета), который, будучи предком Ноя , стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества; потомки же других сынов Адама и Евы погибли во время Всемирного потопа (Быт. 7:21).

В искусстве

В изобразительном искусстве

Традиционно изображение Адама можно встретить в четырёх иконографических схемах:

  • Сотворение Адама
  • Сотворение Евы

Памятник Адаму и Еве установлен в 2013 году в Краматорске

В народных поговорках

Часто встречающееся выражение: «Все мы от Адама с Евой», - имеет два смысла:
1. духовный,
2. генетический.

Напишите отзыв о статье "Адам и Ева"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Адам и Ева

Но, к сожалению, такого «взрослого» рядом не было, и выпутываться из всего приходилось мне самой. Так что, зажмурившись и глубоко вздохнув, я собрала свои «дрожащие» эмоции в кулак и опять позвонила в дверь…
Опасность всегда не так страшна, когда знаешь, как она выглядит… Вот так и здесь – я сказала себе, что имею дело всего-навсего с пьяным, озлобленным болью человеком, которого я ни за что больше не буду бояться.
На этот раз дверь открылась намного быстрее. На пьяном лице Артура было неописуе-мое удивление.
– Да неужто опять ты?!.. – не мог поверить он.
Я очень боялась, что он опять захлопнет дверь, и тогда уже у меня не останется никаких шансов...
– Папа, папочка, не обижай её! Она уйдёт и тогда уже никто нам не поможет!!! – чуть не плача шептала девчушка. – Это я, твой лисёнок! Помнишь, как ты мне обещал отвезти меня на волшебную гору?!.. Помнишь? – Она «впилась» в меня своими круглыми умоляющими глазёнками, отчаянно прося повторить её слова. Я посмотрела на её мать – Кристина тоже кивнула.
Это никак не казалось мне хорошей идеей, но решать за них я не имела права, потому, что это была их жизнь и это был, вероятнее всего, их последний разговор…
Я повторила слова малышки, и тут же ужаснулась выражению лица её несчастного отца – казалось, только что ему прямо в сердце нанесли глубокий ножевой удар…
Я пыталась с ним говорить, пыталась как-то успокоить, но он был невменяем и ничего не слышал.
– Пожалуйста, войди внутрь! – прошептала малышка.
Кое-как протиснувшись мимо него в дверной проём, я вошла... В квартире стоял удушливый запах алкоголя и чего-то ещё, что я никак не могла определить.
Когда-то давно это видимо была очень приятная и уютная квартира, одна из тех, которые мы называли счастливыми. Но теперь это был настоящий «ночной кошмар», из которого её владелец, видимо, не в состоянии был выбраться сам...
Какие-то разбитые фарфоровые кусочки валялись на полу, перемешавшись с порванными фотографиями, одеждой, и бог знает ещё с чем. Окна были завешаны занавесками, от чего в квартире стоял полумрак. Конечно же, такое «бытиё» могло по-настоящему навеять только смертельную тоску, иногда сопровождающуюся самоубийством...
Видимо у Кристины появились схожие мысли, потому что она вдруг в первый раз меня попросила:
– Пожалуйста, сделай что-нибудь!
Я ей тут же ответила: «Конечно!» А про себя подумала: «Если б я только знала – что!!!»… Но надо было действовать, и я решила, что буду пробовать до тех пор, пока чего-то да не добьюсь – или он меня наконец-то услышит, или (в худшем случае) опять выставит за дверь.
– Так вы будете говорить или нет? – намеренно зло спросила я. – У меня нет времени на вас, и я здесь только потому, что со мной этот чудный человечек – ваша дочь!
Мужчина вдруг плюхнулся в близ стоявшее кресло и, обхватив голову руками, зарыдал... Это продолжалось довольно долго, и видно было, что он, как большинство мужчин, совершенно не умел плакать. Его слёзы были скупыми и тяжёлыми, и давались они ему, видимо, очень и очень нелегко. Тут только я первый раз по-настоящему поняла, что означает выражение «мужские слёзы»…
Я присела на краешек какой-то тумбочки и растерянно наблюдала этот поток чужих слёз, совершенно не представляя, что же делать дальше?..
– Мама, мамочка, а почему здесь такие страшилища гуляют? – тихо спросил испуганный голосок.
И только тут я заметила очень странных существ, которые буквально «кучами» вились вокруг пьяного Артура...
У меня зашевелились волосы – это были самые настоящие «монстры» из детских сказок, только здесь они почему-то казались даже очень и очень реальными… Они были похожи на выпущенных из кувшина злых духов, которые каким-то образом сумели «прикрепиться» прямо к груди бедного человека, и, вися на нём гроздьями, с превеликим наслаждением «пожирали» его, почти что уже иссякшую, жизненную силу…
Я чувствовала, что Вэста испугана до щенячьего визга, но изо всех сил пытается этого не показать. Бедняжка в ужасе наблюдала, как эти жуткие «монстры» с удовольствием и безжалостно «кушали» её любимого папу прямо у неё на глазах… Я никак не могла сообразить, что же делать, но знала, что надо действовать быстро. Наскоро осмотревшись вокруг и не найдя ничего лучше, я схватила кипу грязных тарелок и изо всех сил швырнула на пол… Артур от неожиданности подпрыгнул в кресле и уставился на меня полоумными глазами.
– Нечего раскисать! – закричала я, – посмотрите, каких «друзей» вы привели к себе в дом!
Я не была уверенна, увидит ли он то же самое, что видели мы, но это была моя единственная надежда как-то его «очухать» и таким образом заставить хоть самую малость протрезветь.
По тому, как его глаза вдруг полезли на лоб, оказалось – увидел… В ужасе шарахнувшись в угол, он не мог отвезти взгляд от своих «симпатичных» гостей и, не в состоянии вымолвить ни слова, только показывал на них дрожащей рукой. Его мелко трясло, и я поняла, что если ничего не сделать, у бедного человека начнётся настоящий нервный припадок.

«Сефер ха-Зо́гар» (еврейская «Книга сияния») была создана на основе различных источников около 150 года иудейским раввином Шимоном бен-Иохаи. К раввинской литературе она не относится, но некоторыми евреями считается священной и признается у каббалистов главной книгой. Одним из отличительных моментов ее содержания является рассказ о первой женщине Лилит.

Ева была не первой женой Адама

По «Сефер ха-Зо́гар», трактатам гностиков, арабским мифам, другим легендам и источникам, у Адама прежде Евы была другая жена по имени Лилит. Её Бог вылепил из глины, как и Адама. Лилит - это персонаж с очень сложной символикой, имеющей общие черты с древнейшим культом Великой Матери, которая представляет собой ночное демоническое существо, приносящее смерть. Возможно, её прототипом послужила индийская богиня Дурга, одна из жён Шивы, защищающая мировой порядок и разрушающая все, что мешает дальнейшему развитию. В этом случае прослеживается такая логическая цепочка: Лилит разрушила то, что тормозило Адама в его дальнейшем развитии и дала ему возможность начать новую жизнь с Евой.

Согласно еврейским источникам, Лилит была красивой, но непослушной женой, не пожелавшей делить ложе с Адамом. Она улетела от него. Яхве после жалоб Адама послал к непокорной жене трёх ангелов, чтобы они пригрозили ей смертью. Но Лилит заявила, что является равной Адаму посланницей Бога и вправе действовать по своему усмотрению. В более поздней демонологии она стала супругой Сатаны.

В мифологии Древней Месопотамии подобное имя носит ночная демоница, которая убивает детей и издевается над спящими мужчинами.

В Библии Лилит упоминается сугубо как ночной демон:

«И зарастут дворцы её колючими растениями, крапивою и репейником - твердыни её; и будет она жилищем шакалов, пристанищем страусов. И звери пустыни будут встречаться с дикими кошками, и лешие будут перекликаться один с другим; там будет отдыхать ночное привидение и находить себе покой» (Книга пророка Исаии. 34:13-14).

Лилит считалась убийцей и одновременно покровительницей людей, особенно младенцев. Именно её культу приписывают обычай носить в качестве защиты красную нитку на руке.

Сколько детей было у Адама и Евы?

Писание повествует о первых людях: Адаме, Еве и их сыновьях: землепашце Каине и скотоводе Авеле. Когда Адаму было 130 лет, родился ещё один сын: Сиф – именно он стал предком Ноя и родоначальником всего человечества (Авель погиб от руки брата, а Каин утонул во время Потопа). В Библии нет чёткого указания на других детей, а ведь Адам прожил 930 лет, и времени у него, чтобы зачать других детей, было достаточно. Этот факт всегда служил поводом для критики: откуда же взялась жена Каина, которая упоминается в Библии? Значит, существовали и другие люди.

На эту критику ответил ещё Иоанн Златоуст: женой Каина стала одна из сестёр, о которых в Библии не говорится. А не говорится потому, что духовной единицей христианства является троица: например, три Лица единого Бога; или мать, отец и сын; или три сына Адама (называть остальных детей было излишне).

По поводу браков с сёстрами ортодоксальная христианская Церковь заявляет следующее: в древние времена инцест не мог нанести ущерб, так как не были еще накоплены мутации, способствующие вырождению при родственных браках. Такова официальная теория.

Мировоззрение гностиков

Гностицизм – одно из распространённых течений христианства, рассматривающее религию с позиции познания. Это философское направление считалось искоренённым к V веку, но впоследствии оно нашло новых последователей. Уильям Блейк, гностический поэт начала XIX века, писал: «Оба читаем Библию день и ночь, но ты читаешь черное там, где я читаю белое».

Гностики отвергают библейский взгляд на женщину как на источник зла. По их мнению, Ева пробудила Адама и подвигла к совершенствованию. Гностик Тертуллиан утверждал: мужчина обязан женщине за то, что она привела его к жизни и осознанию.

В трактате из Гностической коллекции Наг-Хаммади, Евангелии Истины, змий предстает мудрейшим существом в Раю. В тексте превозносится его доброта, а на Создателя бросается тень. На вопрос «Каков же он, этот Бог?» там дается такой ответ: Божий запрет относительно плодов древа мотивирован завистью, ибо Он не желал подарить человеку высшее знание. То есть, по мнению гностиков, божество, изгнавшее первых людей из Рая, на самом деле и есть злобный и завистливый дух. Несмотря на его противодействие, Адам и Ева приобрели способность к познанию мира и передали его сыну Сифу и дочери Норее.

По версии Л.Н. Гумилёва, Бог Яхве не кто иной, как огненный демон, судя по тому, что он явился Моисею в горящем и не сгорающем терновом кусте (Неопалимая купина).

Аналоги Адама и Евы по мифам различных народов

В мифологии большинства народов можно найти сюжет о двух прародителях, от которых пошёл весь народ.

Удивительно, что по легендам Австралии, существованию первых людей также пытался помешать змей. Согласно мифологии аборигенов пятого континента, в древности земля была ровной и гладкой, звери походили на людей, а люди на богов, но тот период закончился катастрофой. Предками современного человечества были две сестры: Мисилгое и Боалере, которые пришли на юг из страны Вавилак. Мисилгое ждала ребёнка. На время родов женщины остановились у источника Миррамина неподалёку от реки, которая сейчас называется Гойдер. Родился мальчик, его назвали Джанггалангом. Однако гигантский змей Юрлунггур, обитавший в источнике, разгневался оттого, что кровь Мисилгое замутила воду. Ночью змей проглотил младенца и женщин, он изогнулся до неба, тело его стало радугой, язык – молнией, а голос – громом. Он призвал к себе всех змей, живущих в поднебесье, и рассказал им о случившемся. Но те высмеяли его и сказали, что он сделал глупость. Тогда Юрлунггур исторг из себя живых сестёр и ребёнка и опять погрузился на дно источника. Вскоре после этого сёстры встретили мужчин Вонгар, и началась история человечества.

Жители Таити, по преданиям, ведут свой род от четы, которая спаслась в дни Потопа, найдя убежище на вершине горы Питохито. Когда вода отступила, семья начала новую жизнь, а их дети - мальчик и девочка - стали родоначальниками всех таитян.

У ацтеков в «Легенде о Солнцах» упоминаются первый мужчина Тата и его супруга Нена, уцелевшие во время Потопа. О них заботился бог Тескатлипока, отвечающий за созидание, перемены и разрушение, божество судьбы и удачи. В мифологии ацтеков также присутствует змей - крылатый Кетцалькоатль, который и сотворил людей и ассоциировался с дождём и плодородием (как в Индии).

Сложнейшей структурой обладает мифология древних палеоазиатских народов, таких как чукчи, ительмены и коряки. Их предок-прародитель именуется Большим Дедом, Ачиченяку. Его символическим воплощением является ворон.

Какие события могли лежать в основе мифа об Адаме и Еве

73,5 тысячи лет назад произошло сильнейшее извержение вулкана Тоба на острове Суматра в Индонезии. Огромные облака вулканического пепла надолго закрыли земную поверхность от солнечных лучей. И произошёл новый эволюционный виток - на несколько сотен лет наступила космическая зима, эра оледенения. Вымерло множество видов живых существ. Популяция людей на планете сократилась, по мнению некоторых учёных, до 4000 человек. Ледяные шапки на полюсах вобрали в себя огромное количество воды. На оставшейся территории уровень мирового океана резко упал, обнажился плейстоценовый шельф. Таким образом оставшиеся на планете люди получили дополнительные возможности для миграций, а сам сюжет развития человечества от пары прародителей сохранился в мифологиях народов всего мира.

Адам и Ева

Прародители человечества - мужчина и женщина - созданы «по образу и подобию Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землей и живыми существами.

Человек был сотворен по образу Божьему и внешне, и по характеру. Бог вылепил человека из «праха земного», вдохнул жизнь в его ноздри и поместил его в Сад Эдемский. Позже Бог усыпил Адама, взял одно из его ребер и сотворил из него первую женщину - Еву, которая стала женою для первого человека. То, что Ева была сотворена из ребра, взятого у Адама, означало, что она не будет ни господствовать над ним, ни унижаться им, но будет равной ему, любимой и защищаемой им. Часть его самого, кость от костей его и плоть от плоти его, она была его вторым «я». Это говорило о том, насколько тесной и нежной должна быть связь между ними.

Сотворенный Богом человек обладал величественным ростом и безукоризненными пропорциями. Его лицо, отмеченное здоровым румянцем, выражало довольство и радость. Адам был намного выше современных жителей земли. Ева - чуть ниже Адама, благородна и прекрасна. Безгрешная чета не носила никаких искусственных одежд; подобно ангелам, они были одеты в сияние света и славы. Теперь процесс творения земли был завершен.

Среди Эдемского сада было два особых дерева: Дерево жизни и Дерево познания Добра и Зла.

Древо жизни - особое дерево, посаженное Богом посреди Эдемского сада. Оно приносит плоды 12 раз в год, которые дарят вечную жизнь, и имеет листья для исцеления народов. Плоды Дерева жизни запрещены человеку для вкушения в Эдемском саду не были.

Дерево познания Добра и Зла тоже посажено Богом посреди Эдемского сада. Оно символизирует познание прежде всего этических категорий, способность осознанно выбирать между Добром и Злом.

Господь разрешил Адаму есть «от всякого дерева в саду» и лишь плоды от Дерева познания Добра и Зла запретил ему есть, предупредив, что последствием непослушания будет смерть. Бог угрожает Адаму смертью за неповиновение.

Змей, который «был хитрее всех зверей полевых, которых создал Господь Бог», уловками и хитростью убеждал Еву попробовать плод запретного Дерева познания Добра и Зла. Женщина сначала колебалась, но любопытство и желания быть как Бог взяли над собой верх и она поддалась уговорам змея, нарушив волю Господа: «И увидела жена, что дерево хорошо для пищи, и что оно приятно для глаз и вожделенно, потому что дает знание». Когда она попробовала плоды, то ей показалось, будто в нее вливается какая-то живительная сила и вводит ее в высшие сферы бытия. Без страха Ева срывала и ела плоды. Испытывая какое-то странное, неестественное возбуждение, Ева набрала плодов с запретного дерева и отправилась искать в саду мужа. Она рассказала ему о своих ощущениях, уверив, что не испытала никаких проявлений Божьего недовольства, а, напротив, ощутила в высшей степени приятную бодрость, охватившую все ее существо. В его душе происходила страшная борьба. Адам решил разделить с Евой ее участь: если она должна умереть, они умрут вместе. Стоявшая перед ним Ева была прекрасна и с виду так же невинна, как и прежде, до своего непослушания. Ее любовь к Адаму стала еще горячей. Он взял плод и быстро съел его.

За проступком последовало наказание: Змей был проклят, лишен рук и ног, а также обречен ползать на животе и питаться прахом; женщине было определено «в болезни рождать детей» и находиться в подчинении у мужа; мужчине было назначено со скорбью и в поте лица трудиться во все дни жизни его на земле, которая «проклята за него». Люди перестали быть бессмертными и после смерти должны вернуться в землю в виде праха, из которого и был создан Адам.

После этого Бог сделал людям одежду и выслал человека из Эдемского сада «чтобы возделывать землю, из которой он взят». Чтобы люди не смогли вкусить плодов Дерева жизни, у входа был поставлен херувим и «пламенный меч обращающийся».

Ева зачала и родила Каина. Затем Ева зачала снова и родила второго сына - Авеля. Затем она родила дочь свою Аван.

Авель был скотоводом, а его брат Каин - земледельцем. Конфликт начался с жертвоприношения Богу, произведенного обоими братьями. Авель принес в жертву первородных голов своего стада, а Каин - плоды земли. Бог благосклонно принял только жертву Авеля, а на Каина и на дар его не призрел. Жертва Каина Господу была совершена не из любви, а из небрежения и поэтому была отвергнута. В душе приносящего жертву не было любви к Приемлющему приношения. Каин сильно огорчился, и поникло лицо его. После этого Каин убил Авеля.

После совершенного преступления Каин подвергнут Божьему проклятию и изгнан. При этом был наложен запрет на месть самому Каину. Каин взял себе свою сестру Аван в жены. Потомки Авеля и Каина погибли во время Всемирного потопа.

В 130 лет у Адама и Евы родился третий сын - Сиф. Ева родила третьего сына Сифа после убийства Каином Авеля и после того, как Бог проклял Каина и его потомство. Сиф жил 912 лет и родил сына Еноса. Разные предания приписывают Сифу изобретение письменности, либо его детям - изобретение астрономии и других наук. В конце своей жизни Адам передал Сифу тайное учение. Сиф был предком Ноя и стал, тем самым, одним из родоначальников всего человечества. Сиф упоминается в родословии Иисуса Христа.

В честь Евы назван астероид, открытый в 1876 году.

Из книги Катастрофа на Волге автора Адам Вильгельм

автора

Из книги Побег из армии Роммеля. Немецкий унтер-офицер в Африканском корпусе. 1941-1942 автора Банеман Гюнтер

Из книги Великие неудачники. Все напасти и промахи кумиров автора Век Александр

Глава 9 ЭЛЬ-АДАМ Уже почти совсем стемнело, когда мы увидели водонапорную башню Эль-Адама. Мы ехали, пока не показалась башня управления полетами, цепочка зданий с низкими крышами и ангаров, скопившихся, словно цыплята вокруг курицы.Я хорошо знал это место – и Йозеф тоже.

Из книги Воспоминания адъютанта Паулюса автора Адам Вильгельм

Адам, или Первый неудачник Адам и Ева – если верить Библии, первые люди на Земле. Они же – первые и величайшие неудачники. Самая большая неудача – первое в истории человечества грехопадение.«В шестой и последний день творения мира был сотворен человек из персти

Из книги В тени Большого дома автора Косцинский Кирилл Владимирович

«Вспомните, полковник Адам!» После нашего диспута профессор Арнольд попросил разрешения, если я этого желаю, продолжить наш разговор через несколько дней в моей комнате. Действительно, однажды после обеда он вошел ко мне. Шмидт был как раз в саду. Я попросил профессора

Из книги 100 великих поэтов автора Еремин Виктор Николаевич

«Полковник Адам, в дорогу!» Летом солдаты роты обслуживания под руководством советского специалиста построили за зданием кухни маленький бревенчатый дом. Он состоял из трех помещений, которые можно было отапливать одной большой печью. Когда дом был готов, начальник

Из книги Личная жизнь Александра I автора Соротокина Нина Матвеевна

ПРОФЕССОР АДАМ УЛАМ: Когда в 1979 году Кирилл появился в Русском научном центре при Гарвардском университете, ему было уже за шестьдесят. В этом возрасте трудно менять образ жизни и привычки. Но он удивительно быстро освоился в Центре (что, кстати, - позволю себе нескромное

Из книги Довлатов и окрестности [сборник] автора Генис Александр Александрович

АДАМ МИЦКЕВИЧ (1798-1855) Биография Адама Мицкевича столь политизирована, столь искажена выдумками и «догадками» биографов, начиная с первых и завершая современными, что для ее объективного изложения приходится приложить большие усилия и ограничиться преимущественно

Из книги Бетанкур автора Кузнецов Дмитрий Иванович

Адам Юрий Чарторыйский Отец - князь Адам Казимир Чарторыйский, известный политический деятель Польши, мать - саксонка Изабелла Флеминг. Двоюродный дядя - король польский Станислав Понятовский. Адам Юрий родился в 1770 году. Он был богат, знатен, великолепно образован. В

Из книги Великие истории любви. 100 рассказов о большом чувстве автора Мудрова Ирина Анатольевна

Гамсун: Адам на Севере Гамсуна я впервые прочел в маминой книжке, аккуратно надписанной ее тогда еще девичьей фамилией. Замуж она вышла в восемнадцать лет, и теперь страницы хрустели и ломались, но проза Гамсуна по-прежнему производила сногсшибательное впечатление.

Из книги Автопортрет: Роман моей жизни автора Войнович Владимир Николаевич

ВАЛЕРИЙ ГАЛЯМИН И ЕГОР АДАМ Молодые люди шумно и весело поприветствовали своего учителя. Настроение у всех было приподнятое.В будущем Валерий Емельянович Галямин станет директором Императорского фарфорового завода и к его столетию в 1844 году создаст уникальный музей,

Из книги Мяч, оставшийся в небе. Автобиографическая проза. Стихи автора Матвеева Новелла Николаевна

Адам и Ева Прародители человечества - мужчина и женщина - созданы «по образу и подобию Божьему» в конце шестого дня творения, и им дано господствовать над всей землей и живыми существами.Человек был сотворен по образу Божьему и внешне, и по характеру. Бог вылепил

Из книги Финансисты, которые изменили мир автора Коллектив авторов

Адам Христофорович Тишкин Вечер завершился. Егоров и Рождественский немедленно скрылись, а Григорий Михайлович Левин сошел к народу, который его окружил. Ему были тут же рассказаны страшные истории. Старуха вечером, не очень даже поздно, выносила мусор и прямо возле

Из книги автора

Адам и Ева - Нет! - сказала Ева. - Я упряма: Я не выйду замуж за Адама! ????????????- Но почему и отчего? - ????????????Скажи мне, будь добра! ????????????- Да он калека! - у него????????????Недостаёт

Из книги автора

01. Адам Смит (1723–1790) Философ, экономист, идеолог свободного рынка, крупнейший представитель классической политической экономии ОТЕЦ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ НАУКИ Адам Смит является основоположником современной экономической науки. Представления о базовых законах рынка

), а также как имя собственное. Оно входит в выражение «сыны Адамовы» , которое никогда не означает непосредственных потомков первого человека. Им могут быть названы «люди» (в синодальном переводе «сыны человеческие») (Притч. 8, 31 ; Пс. 44, 3). Употребленное в единственном числе (букв. «сын Адамов»), оно обозначает конкретного человека (Иез. 2, 1) или любого (Иер. 49, 18).

Сотворение первых людей

Адам создан «из праха земного» (Быт. 2, 7), поэтому он - «перстный» (1 Кор. 15, 47). Бог «вдунул в лицо его дыхание жизни, и стал человек душою живою» (Быт. 2, 7). Адам сотворен как духовно-телесное существо, являющееся носителем образа Самого Бога (Быт. 1, 27). Согласно Божественному творческому замыслу, он должен также быть подобным Богу (Быт. 1, 26). Это подобие в отличие от образа не дано, а задано человеку и должно осуществляться им в течение всей его жизни.

О создании жены кн. Бытия повествует дважды, кратко: «И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их» (Быт. 1, 27), и более подробно: «...для человека не нашлось помощника, подобного ему. И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребр его, и закрыл то место плотию. И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку. И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа» (Быт. 2, 20 -23).

Созданием жены не независимо от мужа, а из его природы (древнеевp. sela - это не только «ребро» (как в cинодальном переводе), но и «бок», «сторона» и вообще часть чего-либо) подчеркивается двуединство человека. На него обращает внимание и сам Бытописатель, производя слово «жена» (евр. issah) от слова «муж» (is) (Быт. 2, 23). Появление жены обусловлено тем, что человек имел потребность в общении. Как носитель образа Божия он не мог оставаться один: «не хорошо быть человеку одному» (Быт. 2, 18); Божественный образ должен был найти отражение как в единстве человеческой природы, так и во множественности ипостасей . Создание жены - это одна из главных предпосылок для жизни человека в любви, которая является непременным условием его «пребывания» в Боге, ибо «Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1 Ин. 4, 16).

Первый человек является венцом сотворенного Богом мира и как таковой обладает царским достоинством, о чем свидетельствует тот факт, что в творческом акте Сам Бог благодатно вселяется в человека и делает его владыкой мира (Быт. 1, 28). В соответствии со своим высоким предназначением человек дает имена животным (Быт. 2, 19 -20), он призван «возделывать... и хранить» окружающий мир (Быт. 2, 15). Однако совершенство Адама не было абсолютным. Оно лишь служило основанием для осуществления его призвания и открывало для него возможность стать совершенным, «как совершен Отец... Небесный» (Мф. 5, 48). Соответственно не была совершенной и свободная воля человека, т. к. она могла избирать не только добро, но и зло, о чем свидетельствует данная человеку заповедь, запрещавшая ему вкушать плоды от Древа познания добра и зла (Быт 2, 17). Поскольку только Бог дает сотворенному Им миру «жизнь и дыхание и всё» (Деян. 17, 25) и только Им «мы... живем и движемся и существуем» (Деян. 17, 28), первый человек мог достигнуть богоподобия лишь в единстве с Богом. В противном случае он обрекал себя на автономное, внебожественное существование, которое неминуемо вело к смерти (Быт. 2, 17).

Первое грехопадение и его последствия

Неизвестно, сколь долгое время Адам и Ева находились в блаженном состоянии чистоты и невинности; известно только, что они лишились его. Наши прародители не выдержали искушения, которому они подверглись со стороны диавола , и совершили первый грех , захотев без Бога стать, как боги (Быт. 3, 1 -6). Адам нарушил заповедь Божию, увлеченный своей женой, которая, прельщенная змеем, вкусила от плода древа познания добра и зла, Адам также вкусил от него, и этим грехом они навлекли на себя гнев своего Создателя. Первым признаком греха было ощущение стыда, и затем тщетная попытка скрыться от лица вездесущего и всеведущего Бога, ходящего около вечернего времени в раю. Воззванные Богом они высказали свою боязнь и слагали свою вину: Адам - на жену, а жена - на змея. Страшное наказание постигло всех причастных этому грехопадению, а в лице падших прародителей весь род человеческий; впрочем оно было растворено первым обетованием (первоевангелием) о Спасителе мира , имеющем родиться от жены: семя жены сотрет главу змея (Быт. 3, 15), сказал Господь.

Первыми сыновьями Адама и Евы были Каин и Авель . Каин из зависти убивает Авеля, за что был изгнан и поселился с женой отдельно и имел потомство (Быт 4).

О дальнейшей жизни прародителей известно немного: «Адам жил сто тридцать лет и родил [сына] по подобию своему [и] по образу своему, и нарек ему имя: Сиф . Дней Адама по рождении им Сифа было восемьсот лет, и родил он сынов и дочерей. Всех же дней жизни Адамовой было девятьсот тридцать лет; и он умер» (Быт 5, 3 -5).

По еврейскому сказанию, Адам покоится в Иудее , рядом с патриархами , по христианскому сказанию - на Голгофе .

Общечеловеческое значение природы первого человека

Первые люди, Адам и Ева, являются родоначальниками всего человечества. Другого корня, от которого человеческий род брал бы свое начало, не было ни до, ни после них. В Быт. 2, 5 сказано, что до создания Адама еще не было человека для возделывания земли, а в Быт. 3, 20 сообщается имя жены и объясняется, что она названа Евой (древнеевр. hawwah - жизнь), т. к. стала матерью всех живущих, т. е. праматерью. О единстве человеческого рода свидетельствуют ведущиеся от Адама ветхозаветные родословные (Быт. 5, 1 ; 1 Пар 1), а в Новом Завете в родословии Иисуса Христа евангелист Лука указывает, что Христос не только Сын Божий, но и Сын (т. е. потомок) Адама (Лк 3, 23 -38). Наконец, в Деяниях повествуется о том, что весь человеческий род сотворен «от одной крови» (Деян. 17, 26).

О двух Адамах вслед за ап. Павлом учит св. Ириней Лионский , отмечая при этом, что «мы в первом Адаме оскорбили [Бога] неисполнением Его заповеди» и «примирились [с Ним] во Втором Адаме, «быв послушны даже до смерти»» . В Искуплении , по мысли того же св. отца, Христос «возглавил (recapitulavit) все человечество, даруя нам спасение, так что потерянное нами в Адаме... мы опять получили во Христе Иисусе» .

Мысль о всечеловеческом характере природы первого человека нашла свое отражение в святоотеческом и литургическом предании правосл. Церкви. Св. Григорий Нисский считает, что «сие имя «Адам»... сотворенному человеку дается не как какому-либо одному, но как вообще роду» .

Пытаясь понять всечеловеческий характер природы Адама, некоторые христианские мыслители (напр., Вл. С. Соловьёв , прот. С. Булгаков) уклонились в спекулятивные построения, в результате которых первый человек становился уже не одной (точнее, первой) ипостасью , обладающей общечеловеческой природой, а многоипостасной личностью, в которой каждый человек каким-то невероятным образом уже присутствовал своей ипостасью. Антропологическая ошибочность таких представлений неизбежно приводила к ошибке и в области сотериологии , к искажению учения о первородном грехе и о спасении , совершенном Вторым Адамом - Иисусом Христом .

Предания об Адаме и Еве у разных народов

История Адама и Евы, с большими или меньшими видоизменениями, сохраняется в предании почти всех древних народов, особенно семитического поколения.

С библейскими сказаниями о первом человеке сходны сказания Зенд-авесты у персов. Ормузд создал первого человека из огня, воды, воздуха, земли и вдунул в него бессмертную душу. В саду Эдем растет древо жизни - Hôm, плоды которого дают бессмертие. Мстительный Ариман в образе змия является к прародителям, соблазняет их и нарушает счастье бессмертной души. По сказаниям персов, грифы охраняют золотую гору.

Согласно Брокгаузу, как евреи, так и персы, заимствовали свои предания о первых людях из древних ассиро-вавилонских источников, так как тождественные сказания находятся и в клинообразных надписях, составленных за 2000 лет до н.э., т. е. задолго до Моисея и Зороастра, и открытых в новейшее время в развалинах древней Ниневии . На одной плитке из коллекции плиток, извлеченных из развалин Сарданапалова дворца, хранящихся в Британском музее, находится следующая фрагментарная надпись: "После того как боги сотворили живых существ, скот и зверей и гадов полевых... бог (Хао) создал двоих...". Здесь, очевидно, речь идет о сотворении первого человека, и ассирийское предание, таким образом, согласуется с Быт. 1, 26 -30. Подобное же совпадение между библейским и древневавилонским преданием находим и относительно сказания о грехопадении, которое в ассирийских источниках иллюстрируется даже барельефными изображениями. Так, один барельеф на цилиндре, хранящемся также в British museum, изображает мужчину и женщину, сидящих у дерева и простирающих руки к его плодам. Сзади женщины подымается змея. Другой барельеф представляет также покрытое плодами дерево, окруженное крылатыми фигурами. Очевидно, первый барельеф изображает факт вкушения запрещенного плода, а второй - изгнание из рая и охранение его херувимами.

Более поздние учения наследовали представления о сотворении мира у иудеев и христиан, с той или иной степенью "творческой переработки". Так, в Коране сказано, что Бог создал тело из глины, а душу из огня. Все ангелы признали новое творение, один Эблис отказался и был изгнан из рая, где поселился Адам. В раю была создана Ева. Эблис из мести соблазнил первых людей, и они были сброшены на землю. Бог сжалился над раскаявшимся Адамом и послал Древа познания добра и зла , вокруг которого обвился змей. На саркофаге Юния Басса рядом с Адамом сноп колосьев, около Евы овца, что указывает на их труды после изгнания из рая.

Сюжеты из истории Адама и Евы подробно иллюстрируются в миниатюрах ранних рукописей.

Святоотеческая традиция сопоставления Христа с Адамом и предание о том, что Голгофа , где был распят Спаситель, является местом погребения Адама, обусловили изображение Адама или главы Адама в композиции «Распятие». Мысль о том, что кровь Спасителя искупила грех Адама в иконографии выражается непосредственным образом - капли крови из ран Христа падают на главу Адама. Изображение главы Адама в пещере под Голгофой известно с в. . В византийском искусстве встречаются композиции, где в нижней части по сторонам от Голгофы представлены восстающие из гробов Адам и Ева . Эту деталь можно объяснить влиянием иконографии «Сошествия во ад», известной с IX в. . Адам предстает седовласым старцем, в хитоне и гиматии, Ева - в красном платье и мафории.

Коленопреклоненные Адам и Ева по сторонам от Этимасии (престола уготованного) изображаются в композиции «Страшный Суд» . В образе старца Адам изображается в числе ветхозаветных праотцев и пророков в храмовых росписях .

В западной иконографии получил распространение тип «Распятия» с полуфигурой Адама в основании креста .

Литература

  • Малов Е., прот. Об Адаме по учению Библии и по учению Корана. Каз., 1885
  • Филарет (Дроздов), архим. [митр. Московский]. Записки на книгу Бытия.
  • Богородский Я. А. Начало истории мира и человека по первым страницам Библии. Каз., 1902
  • Thielicke H. How the World Began: Man in the First Chapters of the Bible. Phil., 1961
  • Резная пластина с изображением «Распятия», XI в. (ГЭ)

    Хлудовская Псалтирь. ГИМ. Греч. № 129

    Собор Санта-Мария-Ассунта в Торчелло, кон. XI в.

    Монастырь Хора (Кахрие-джами) в Константинополе, 1316-1321 гг.; ц. Спаса на Ильине в Новгороде, 1378 г.; Благовещенский собор Московского Кремля, XVI в.

    Оклад Евангелия, XII в., Дармштадт (Hessisches Landesmuseum); Переносной алтарь св. Маурициуса, XII в. (cокровищница ц. св. Серватия, Зигбург

Loading...Loading...