Что означает понятие природа человека. Человеческая природа - это

Большинство из наших читателей, а мы в этом уверены, сталкивались с амбициозными личностями. Или же они и сами являются таковыми. Но если такой человек встретился в компании, то его легко определить. Он уверен в себе, держится «выше других», у него завышенные требования к своей судьбе. Именно такие личности добиваются высоких результатов, если помимо амбиций применяют для достижения целей и другие, характерные черты характера – упорство, старательность, трудолюбие, целеустремленность и т.д. Но давайте выясним, насколько хорошо быть амбициозным, и что означают заниженные амбиции человека, почему, по какой причине формируется данная черта.

Что такое амбиции

Согласно определению психологов, амбиции, это определенный уровень честолюбия человека, устремленного к достижению своих целей. Главные желания такого типажа – это быть в центре внимания на позитивной основе, быть в почете и довольствоваться уважением окружающих. Такой человек посвящает свою жизнь тому, чтобы добиться как материальных, так и профессиональных благ путем реализации своих способностей на разных, соответствующих его интересам, поприщах.

О таких людях мы часто говорим «Он достигнет многого! Ему от этой жизнь нужно все!». В случаях, когда человек не предъявляет претензии к этой жизни, не желает достигать многого, его считают лицом с заниженным уровнем амбиций.

А тот, кто ставит перед собой грандиозные задачи и готов «грызть землю», лишь бы добиться поставленных задач считается лицом с завышенными амбициями. Исходя из всего описанного, мы можем представить легкую и быстро запоминаемую трактовку амбициозного человека. Это тот статус, на который нацелилась личность – он может быть завышенным или заниженным.

Как реализуются амбиции человека

К термину «амбиция» в разных народностях относятся по-разному. Например, с древних веков на Руси в почете были скромность, спокойствие, уравновешенность, уважение, самоотверженность. И если кто-то говорит, что он амбициозен, то к нему относятся с негативом. Так как слово ассоциируется с гордыней, самолюбием, надменностью. Но что касается европейской культуры, то слово амбиция у них в почете. Они его воспринимают, как желание добиться поставленных задач, реализовать планы, быть успешным.

Стоит понимать, что слово «амбиция» само по себе переводится не совсем позитивно. На английском языке «эмбишн» означает суетность, честолюбие, . И по этой причине в странах Европы в некоторых случаях отношение к амбициозности весьма неоднозначное.

Есть факт – амбициозные люди нередко выделяются чванливостью, хвастовством, спесивостью, и даже лживым характером. Они надменны, высокомерны, циничны и могут, как говориться, пойти «по трупам», лишь бы удовлетворить свои амбиции.

Негативное отношение к амбициозной личности часто связано с тем, что из-за его притязаний, окружающие ощущают дискомфорт. Например, если у человека есть желание купить дорогостоящую машину, приходится экономить на семейном бюджете. Конечно, в такой ситуации к такому человеку будут относиться отрицательно.

То же самое с женщиной, для которой главным является рост по карьерной лестнице. Она не хочет заводить детей, подолгу засиживается в офисе и не думает о том, что её ждут дома. И вполне естественно, что такое положение дел из-за амбиций карьеристки вызывают дискомфорт.


Какие бывают виды амбиций

Как мы уже знаем, амбиции бывают завышенными и заниженными. Но давайте рассмотрим каждый из них отдельно.

  1. Итак, завышенные амбиции – человек ставит перед собой цели, но для этого у него нет ни финансовых, ни интеллектуальных, ни временных оснований. Он ведет себя надменно и чванливо, хвастается, но на самом деле ничего из себя не представляет. Простой и доступный пример – девочки из глубинки, мечтающие стать звездами сцены. Нет, никто не говорит о том, что в провинции нет талантливых людей. Но если речь идет о той, у которой нет ни голоса, ни артистичности, ни привлекательной внешности, то, о каком исполнении желаний в плане «звездности» может идти речь?
  2. Заниженные амбиции – человек ставит перед собой маломасштабные, простые желания и не претендует на что-то большее в этой жизни. Вопрос может касаться как выбора второй половины, карьеры, материального достатка.
  3. Существует еще и третий вид амбиций – адекватный. Уже по названию мы понимаем, что качество присуще умному, интеллектуально развитому, мудрому человеку. Такие типажи способны достичь поставленных целей, но идут к ним постепенно, не нарушая качество жизни окружающих и учитывая интересы близких. Амбиции могут касаться разных сфер жизни. Поэтому психологи также выделяют политические, карьеристские, чемпионские, имперские и другие виды амбиций.

Специалисты различают также разные направления:

Профессиональные. Те, кто решил построить отличную карьеру, добиться высокой и хорошо оплачиваемой должности, иметь в подчинении как можно больше народу обладает именно данным типом амбиций. Качество присуще владельцам холдингов, офисов, предприятий. Но если дорога к реализации желаний была ошибочной, принимались неверные решения, можно остаться банальным трудоголиком и никогда не достичь желаемого. Важно вовремя и правильно расставлять приоритеты и отказаться от второстепенного, неважного.

Семейные. В данном случае человек желает отыскать идеальную вторую половинку и построить в которых не будет места скандалам, недомолвкам. В его мечтах всегда предстает картина семьи, в которой есть дети, где все дружат, общаются, откровенны и честны друг перед другом. Ну что ж, это нормальное и вполне реализуемое желание. Главное – не переборщить с идеальным партнером. Если требовать от супруга (жены) соответствия идеальной личности, возможны конфликты и разрыв.

Стоит понимать – идеальных людей не существует. И если вашу картину будущего нарушает обычная ссора, недомолвка, отказ детей слушаться и все делать по-своему – вы живете в иллюзорном мире. Посмотрите на себя со стороны. Соответствует ли ваше отношение к окружающим, ваши черты характера и повадки мечтам об идеальной семье? Вряд ли, у вас тоже есть недостатки. Главное – найти любовь и понимание, а все остальное можно пережить.

В пылу построения идеальных семейных взаимоотношений, амбициозные родители нередко вынуждают соответствовать своим идеалам детей. Требование лучше учиться, добиваться успехов в языках, точных науках и других предметах может привести к нервному срыву ребенка, его бунту. В один момент он откажется вообще что-либо делать и для доказательства своей самостоятельности пустится во «все тяжкие».

Чтобы хотя бы приблизиться к своим желаниям, следует научиться говорить с ребенком, слушать и слышать его доводы. Необходима связь, откровенность и доверие. Только так можно найти общий язык. Навязывать всем свои амбициозные планы по поводу семьи – глупо и контрпродуктивно.

Финансовые. Ну, в данном вопросе у нас найдется много единомышленников. Кто из нас не мечтает наладить свои финансовые вопросы. И сделать так, чтобы ни в чем не нуждаться, не искать, не одалживать, чтобы «заткнуть» денежные дыры в семейном бюджете. Но поверьте, к финансовым амбициям наши проблемы не имеют отношения. Здесь налицо желание иметь много-много-много денег. В данном случае, в отличие от нормальных людей, желающих жить по-человечески, все направлено только на одно – иметь богатство. В таких случаях амбициозные люди не думают об окружающих, становятся жадными, скупыми и во всем прагматичными.

Политические. Мы можем наблюдать за деятельностью лиц, обладающих политическими амбициями каждый день по телевизору. Это депутаты, чиновники, политологи, президенты, канцлеры, премьер-министры и т.д. Но стоит понимать, что такие лица не имеют целью всего лишь занять какой-либо высокий пост. Они мечтают о том, чтобы править государствами и пользоваться авторитетом чуть ли не у всей планеты. Как правило, будущие политики еще с детских лет увлекаются политическими ток-шоу, журналами, газетами. Они начинают свою политическую «карьеру» еще в стенах школы. Учавствуют в редколлегии, выпускают стенгазеты, занимают пост в школьном парламенте, учавствуют в диспут-клубах и т.д.


Реализация амбиций

Амбициозность в характере побуждает каждого индивида к действиям. Если их нет, значит можно лежать на диване и любоваться успехами других. В случае если амбиция есть в человеческом характере, то он ставит перед собой цели и делает все, чтобы добраться до них.

Но бывает и так что амбициозность является негативной чертой характера. О позитиве можно говорить, если у человека есть основания надеяться на воплощение своих планов – образование, личностный рост, познания. Если же у человека нет базы для формирования и реализации планов, то амбиции ложны. Это как мираж в пустыне, он строится на песке и точно также улетучивается. Чтобы понять, как это, предлагаем изучить конкретный пример.

«Дело было в конце 80-х годов. Две девочки тесно дружили. Наталья и Жанна были одногодками, только учились в разных классах. Так вот, Жанна всегда хорошо училась и мечтала поступить в медицинский институт. А Наталья наоборот, была болезненной, училась на тройки, но в её планах тоже был элемент грандиозности. Она любила языки и мечтала поступить на факультет иностранных языков или журналистики.

Обе окончили школу и стали готовиться к поступлению. Жанна училась без остановки, да и Наталья вроде не пропускала дни подготовки. Но вот поступление, и у одной получилось сдать экзамены и стать студенткой, а у другой нет. Просто у Наташи все планы строились на «миражах». Она не обладала соответствующими знаниями и естественно, что провалила экзамены.

Прошли годы, одна из подруг, как и полагается, окончила вуз и стала работать врачом. А вторая вышла замуж и долгое время не думала о том, чтобы получить образование. Только после семейных неурядиц, оставшись одна с ребенком, Наталья решила еще раз испытать судьбу. Она стала готовиться к поступлению в университет на юридический факультет.

Училась на заочном отделении, каждый раз ей приходилось доплачивать за сдачу зачетов, экзаменов. В результате, она все-таки получила на руки диплом. Но для чего он нужен той, у кого нет четких, адекватных амбиций достигнуть успехов на юридическом поприще? Наверняка многие догадались, что Наташа спрятала диплом в комод и больше о нем не вспоминала».

Мы изучили банальную, но весьма поучительную историю, у Наташи вроде и были амбиции, но не было желания, твердости достигнуть результатов и работать над ними. Они были ложными.

Можно ли бороться с амбициями

Если амбиции человека мешают ему жить или создают дискомфорт его окружающим – есть смысл с ними побороться. Но есть одно Но! Это как в случае с алкоголиком или наркоманом. Невозможно устранить проблему, если этого не хочет тот, кто страдает «проблемой». Если он не признал, что его амбиции – это вред, то нет смысла что-либо предпринимать.

В случае, когда есть согласие, необходимо начать с анализа своих поступков и деятельности. Важно определиться с позитивными и негативными чертами характера. Для этого следует взять листок чистой бумаги и вписать в нее все плохое, что вы замечаете за собой. И каждый раз бороться с негативным качеством. Сразу, конечно, исправиться невозможно. Но время работает на вас – продолжайте борьбу и у вас все получится.

  1. Необходимо научиться нормально реагировать на критику в свой адрес со стороны тех, кто действительно относится к вам с уважением и любовью. Не нужно во всем видеть подвох, предательство, коварство. Только искренне любящие вас люди могут сказать правду. А недоброжелатели, наблюдая за вашей безосновательной амбициозностью, радостно потирают руки.
  2. Если у вас есть желание реализовать свои амбиции – обратите внимание, насколько они адекватны, соответствуют ли вашему внутреннему и внешнему потенциалу. Если да – продолжайте, и не нужно с этим бороться, если у вас нет возможности – откажитесь и не смешите людей. В этом поможет общение с близкими людьми. Прислушайтесь к их оценке вашей деятельности и советам. Не обязательно все выполнять, но взвесить все «за» и «против» в том или ином деле все же необходимо.

Как возникают амбиции

Большинство полагает, что амбиции представляют собой наследственное качество. Такое мнение имеет право на жизнь, ведь оно основано не на пустом месте. Обратите внимание, кто является амбициозным человеком? Зачастую это сын или дочь успешных людей, достигших больших высот. Или же отпрыски болтунов, хвастунов, жадин и скупердяев, воспитавших своих детей в таком же русле. Но если копнуть глубже, то нельзя назвать амбиции наследственной чертой.

Все формируется в детские годы и по этой причине дети похожи на своих родителей. Именно взрослые могут воспитать в ребенке завышенные, заниженные или адекватные амбиции. Например, родители стоматологи, понимающие, что для карьеры дантиста необходимо хорошо учиться, закончить медицинский институт, постоянно совершенствоваться. Учат ребенка трудолюбию. Он с малых лет посещает разного рода кружки, секции, занимается точными науками, спортом и т.д.

В случае, когда дети в семье ничем не увлекаются, а только и делают, что мечтают об успешной карьере в какой-то отрасли – ничего не достигнут. Их амбиции завышены. И наконец, несмотря на то, что любимое чадо отлично учится в школе, получает хорошие отметки, посещает спортивные секции, родители утверждают, что он ничего не добьется. Это точный пример заниженной амбициозности. Её воспитывают в ребенке его родители – пессимисты, нытики и неудачники. Здесь как никогда подходит поговорка «под лежачий камень вода не течет!».

Часто амбиции являются продуктом безосновательного восхищения действиями малыша. Бывает так – ребенок поднял с пола фантик от конфетки – и вся семья попросту в восторге от нормального поступка. Потом он смог сам включить телевизор – «надо же, какой молодец!». Далее выступления в садике, школе и от каждого такого момента родня теряет сознание, это ж надо какое событие! То есть обычные поступки вызывают бурную, ни на чем не основанную реакцию. Малыш привыкает к легким успехам, у него формируются амбиции. С возрастом, притязания ребенка растут в соответствии с ростом потребностей.

Благо, есть немало исключительных моментов, когда ребенок, выросший в семье с неадекватным формированием амбиций способен добиться многого. Особенно это происходит с теми, кто постоянно слышал, что он не сможет добиться успехов. А тут нет – «Я смогу!». «Чем же я хуже других!». Он бросает обществу вызов и доказывает, что все реализуемо, главное бороться с заниженными амбициями. И идти к намеченной цели не останавливаясь и не сомневаясь в своих способностях.

Современные амбиции – как они выглядят

Опытные специалисты по психологии утверждают, что амбиции сегодня – это главный способ достичь в жизни позитивных результатов. Амбициозность стала модной чертой характера, иначе в нашем мире «не проживешь». Мы убедительно просим читателей, не путать амбициозность современного человека с жадностью, цинизмом.

Давайте подумаем, при такой конкуренции, огромном количестве соискателей на хорошую работу, зарплату, можно ли «выжить» без амбиций? Нет, разве что где-то на окраине страны, без перспективы на будущее. Но как мы уже знаем, они должны быть здоровыми, адекватными. А на формирование притязаний влияют такие качества, как , наследственность, обучение и личностные моменты.

  1. Самооценка – она очень тесно связана с притязаниями индивида. Те, у кого она слишком высока, обладают завышенным типом амбиций. А с заниженной самооценкой больше чем на заниженные притязания рассчитывать не стоит. И само собой, адекватный уровень самооценки – притязания здоровые.
  2. Семья. В некоторых домах главным словом при воспитании ребенка является «должен»! Слыша его с детских лет, ребенок и растет тем, кто должен оправдать желания и ожидания взрослых.
  3. Личностные факторы – все мы делимся на два типа людей – интроверты и экстраверты. Первые замкнуты, не идут на контакт и живут в своем мире. Вторые, напротив, обладают высоким уровнем коммуникации, легко знакомятся и дружат с людьми. И конечно, данные качества влияют на амбициозность. И что примечательно, интроверты обладают чаще завышенными притязаниями. А экстраверты пытаются угодить всем и вся и не способны достигнуть многого из-за заниженной степени амбициозности.

Немного Яндекс Музыки:

Как разглядеть амбициозного человека

Здесь все просто. Если у человека завышенные или заниженные притязания, рассмотреть качество не составит никакого труда.

Женщины с притязаниями всегда представляют собой не просто отличных жен, но и старательных хозяек. У них всегда все чисто, идеально приготовлены завтрак, обед, ужин. Она никогда не выпустит из дома мужа и детей в неопрятной, невыглаженной одежде. Также дамы с притязаниями часто посещают спортивные клубы, шейпинги, фитнес клубы, спа-салоны. Амбициозная женщина умна, она много читает, занимает высокий пост в компании. 


Мужчины тоже выделяются тем, что демонстрируют , посещают клубы культуристов, качаются, одеваются во все модное. И конечно, это начальники, получающие высокую зарплату и имеющие в своем гараже парочку дорогущих автомобилей.

Мы понимаем, что если индивид чего-то добился в этой жизни, а не хвастался попусту – у него нормальные, адекватные желания, которые он достиг трудом и стараниями. В погоне за успехом такие типажи не теряют своей индивидуальности и постоянно совершенствуют свои способности, растут «над собой».

Также в отличие от тех, кто обладает заниженными амбициями, он никогда не позволит унижать и оскорблять себя, относиться к его персоне без должного уважения, так как за время достижения успехов смог выработать в себе чувство собственного достоинства. А постоянное саморазвитие, желание познавать новое и не тратить время на пустяки позволяет получать ценные познания и расти по карьерной лестнице еще быстрее.

Итак, мы изучили с вами – что такое амбиции, как их реализовать и какими бывают виды притязаний. Надеемся, вы смогли извлечь из статьи полезные для себя моменты и сможете с их помощью достичь успеха в своей жизни. Главное – не бояться действовать и выглядеть амбициозным человеком, у которого в мыслях только адекватные притязания к собственной судьбе.

Всем пока.
С уважением, Вячеслав.

Понятие, характеризующее человека в его высшем, завершающем состоянии и конечной цели. Философы древности (Лао-Цзы, Конфуций, Сократ, Демокрит, Платон, Аристотель) выделяют в природе человека основные сущностные качества – интеллект и мораль, а конечную цель – добродетель и счастье.

В средневековой философии эти качества и цели истолковываются как заданность. Бог создает человека по своему образу и подобию, но божественная природа человека может быть реализована при условии следования человека примеру жизни, смерти и посмертному воскрешению Христа. Конечная цель жизни земной – обретение вечной жизни на небе.

Отличное определение

Неполное определение ↓

ПРИРОДА ЧЕЛОВЕКА

понятие, выражающее естественную порожденность человека, его родство, близость со всем сущим, и прежде всего, с "жизнью вообще", а также все многообразие собственно человеческих проявлений, отличающих человека от всех иных форм сущего и живущего. П. ч. часто отождествляли с человеческой сущностью, которую сводили к разумности, сознательности, морали, языку, символичности, предметной деятельности, воле к власти, бессознательно-либидозным основаниям, к игре, творчеству, свободе, отношению к смерти, религиозности... Взаимоисключительность этих признаков не позволяет найти однозначную "сущность" человека без потери живого многообразия, установить целостность, единство, не превратив человека в предмет, внешний себе, в некий препарированный экспонат, одномерное существо. "Сущность" человека нельзя вырвать из его "существования". Существование, собственная жизнь, жизнедеятельность, проживание-переживание - субстанция человека, его природное основание. Жизнедеятельность уходит в "жизнь вообще", в витальные, телесные "зоо"-структуры, т. е. оказывается порождением и продолжением вселенной, природы; но она же охватывает все многообразие собственно человеческих проявлений, свершений, воплощений, всю ту сферу, где человек "просто живет", где "ведет свою жизнь" (X. Плеснер); и, наконец, вновь выходит в "бытие-вообще", высвечивая его, устремляется к универсуму. Жизнедеятельность, существование, экзистенция (и одновременно "экзистенция", т. е. просвет, прорыв в бытие, откровение) как раз и есть то, что называют П. ч.

П. ч. включает следующие аспекты: происхождение человека; место человека в ряду жизни; собственно человеческое бытие.

Происхождение человека объясняется либо религиозным способом (человек сотворен Богом в особый день из праха земного по своему образу и подобию), либо научно-эволюционистским (человек естественно возникает в процессе эволюции живых организмов, в частности - антропоидов, упрощенно: "человек произошел от обезьяны"). Для того, чтобы понять правомочность естественного антропогенеза, нужно сравнить человека и животных, поняв место человека в ряду жизни. В человеке есть общее и с растениями, и с животными. Только в морфологическом отношении имеется 1560 признаков, по которым можно сравнивать людей с высшими антропоидами. При этом обнаруживается, как отмечает А. Сервера Эспиноза, что у нас 396 признаков, общих с шимпанзе, 305 - с гориллой, 272 - с орангутангом. Вместе с тем не менее 312 свойств характеризуют исключительно человека. Знаменитая гоминидная триада - "прямохождение - рука - мозг" выделяет человека среди высших антропоморфов. Именно эта триада и явилась ключевой для реконструкции происхождения человека из мира животных.

Общность физиологических проявлений (примерно одинаковы пища, группы крови, продолжительность жизни, эмбриональный период...), как и сходство психической организации (чувственно-эмоциональной сферы, памяти, подражания, любопытства...) не делает нас одинаковыми с животными. "Человек есть всегда нечто большее или нечто меньшее, чем животное, но никогда - животное" (Сервера Эспиноза А. Кто есть человек? Философская антропология // Это человек. Антология. М.: Высш. шк., 1995, с. 82).

Действительно, в биологическом отношении люди - "меньше, чем животное". Человек - существо "недостаточное", "биологически неоснащенное", характеризующееся "неспециализированностью органов", отсутствием "инстинктивных фильтров", защищающих от опасностей, от напора внешней среды. Животное всегда живет в той или иной среде - "вырезке из природы" - как у себя дома, оснащенное изначальным "знанием-инстинктом": это - враг, это - пища, это - опасность, это - не имеет значения для твоей жизни, и соответственно действует. У человека же нет изначальной видовой "мерки поведения", нет своей среды, он всюду бездомен. А. Портам называл человека "нормализованным недоноском обезьяны". Именно биологическая неоснащенность "выталкивает" человека за сферу жизни, в Мир. Человек - "болезнь жизни" (Ф. Ницше), "дезертир жизни", ее "аскет", единственное существо, способное сказать жизни "нет" (М. Шелер).

Сравнение с животными показывает, что "на зоологической шкале человек стоит рядом с животными, точнее - с высшими приматами, но это "рядом" означает не однородность или одинаковость, а скорее близкую связь между единствами, различными по сути. Место, занимаемое человеком, не следующее, а особое место" (Сервера Эспиноза А. Это человек, с. 86 - 87).

Человек - "больше, чем животное", ибо он определен "принципом духа", противоположным жизни, дух и жизнь пересеклись между собой в человеке. Дух "идеирует жизнь", а жизнь "животворит дух" (М. Шелер). В итоге и появляется особое место - мир культуры - ценностная, предметно-символическая реальность, которая сотворена человеком и, в свою очередь, сама творит его. Культура становится мерой человеческого в человеке. Культура, с одной стороны, ограничивает человека, замыкает его на себя, делает "существом символическим" (Э Кассирер). Человек уже не может непосредственно относиться к миру, он опосредован культурой (прежде всего - языком, схемами мышления и действия, системой норм-ценностей). Человек опредмечивает мир, все осмысляет, определяет и создает в соответствии с самим собой, своими потребностями. Человек превращается в субъекта - носителя активности, "подгибает мир под себя" (О. М. Фрейденберг). Природа, мир превращаются в объект, который существует независимо от человека, но становится средством удовлетворения его потребностей. "Мир" оказывается соразмерным человеку. Он в качестве культурно-исторического, этнического, социально определенного места ставит пределы человеку, затрудняет выход в иную культурную среду, в природу, в "бытие-вообще".

С другой же стороны, благодаря "культурному фактору" в человеке (А. Гелен), индивид способен подниматься на уровень достижений рода человеческого, присваивать себе свою родовую сущность (Гегель, Фейербах, Маркс и др.). Более того, человек - принципиально мирооткрытое существо. Он занимает "эксцентричную позицию" (X. Плеснер), т. е. переносит свой центр вне себя и тем самым постоянно раздвигает свои пределы, развертывает свой Мир до Универсума, Абсолюта, через свое индивидуальное самобытие "высвечивает" "бытие-вообще" (М. Хайдеггер), выходит в непостижимое (С. Л. Франк), в сферу трансцендентного. Оказывается, что человек - единственное существо, способное встать "над собой" и "над миром" (М. Шелер), т. е. занять позицию Бога, стать "ключом к универсуму" (П. Тейяр де Шарден).

П. ч. в качестве собственно человеческого бытия выявляется из человеческого существования, из жизнедеятельности. Элементарным феноменом жизни человека оказывается дологическое (или металогическое), дотеоретическое предчувствие жизни, проявление своей экзистенции, которое трудно выразить вербальным способом, но условно можно зафиксировать формулой "Я существую" ("Я есть", "я живу", "я живое").

Феномен "я существую" - "иррефлексивная точка отсчета" жизни человека, в котором еще не расчленены "я" и "существование", все стянуто в единство самобытия, в свернутую потенциальность возможных разворачиваний жизни индивида.

Традиционно в этом природном основании выделяют три элемента самобытия человека: телесность, душевность, духовность.

Тело - прежде всего "плоть" - плотная, очевидная основа нашего существования. В качестве "плоти", "вещественности" люди едины с миром, с его плотью и веществом. Тело человека - выделенная, оформленная плоть, не только выходящая во внешний мир, но и оказывающаяся носителем собственного внутреннего мира и своего Я. "Тело" - "тло", т. е. дно, конечность, "тленность", но одновременно "тело" - "цело", т. е. укорененность человеческой целостности, самоидентичности.

Тело человека не анонимное, а "тело собственное", выделенное среди "других тел". Тело оказывается не просто витальной, а витально-смысловой основой самобытия и постижения мира - "телом понимающим". Тело не только внешнее выражение самобытия человека, а еще и "внутренний ландшафт", в котором "Я существую". В этом случае на первый план выходит самобытие в форме "душевной жизни", "внутренний психический мир" или "душа" человека. Это особая внутренняя реальность, недоступная внешнему наблюдению, потаенный внутренний мир, принципиально не выразимый до конца внешним способом. Хотя здесь-то и коренятся цели, мотивы, планы, проекты, устремления, без которых нет действий, поведения, поступков. Душевный мир принципиально уникален, неповторим и непередаваем другому, а потому "одинок", непубличен. Этот мир как бы не существует, у него нет какого-то особого места в теле, это "страна несуществующая". Она может быть страной воображения, грез, фантазий, иллюзий. Но "не существует" эта реальность для других, для индивида же это истинное средоточие бытия, подлинное "бытие-всебе".

Душевный мир не отгорожен от внешнего мира. В-печатления, пере-живания, вос-приятия указывают на связь с внешним миром, на то, что душа внимает внешнему миру; сознание принципиально интенциально, т. е. направлено на иное, это всегда "сознание о" чем-то ином. Душа многогранна. В психическую сферу включено и бессознательное, и сознание, и чувственно-эмоциональное, и рациональное; и образы и воля, рефлексируемое и рефлексия, сознание иного и самосознание. Различные проявления душевного мира могут приходить в противоречие, конфронтировать, порождая душевное нездоровье, беспокойство, но и заставляя человека меняться, искать себя и делать себя.

Душа относительно автономна, но не отделена от тела. Если тело и яляется "оболочкой" души, то оно же оказывается и ее "обликом", воплощает душу, выражает ее и само оформляется. Появляется собственное неповторимо-уникальное лицо человека, он становится личностью. Личность называют центром духа в индивиде (М. Шелер и др.), "воплощенным ликом" (П. Флоренский и др.). Это уже проявление духовного самобытия, духовная ипостась человеческой природы.

Если тело внешне представимо, а душа - внутренний мир, то "дух" предполагает связь своего и иного, "встречу", "откровение", весть об ином (в конечном счете - о трансцендентальном, всеобщем, об универсуме, абсолюте, "бытиивообще"). Будучи воспринята индивидом, "весть" находит отклик, становится "со-вйстью" и, наконец, "совестью" - собственно человеческим, индивидуальным состоянием. На базе духовности появляется представление о единстве всего сущего, а также о единстве человеческого мира. Со-бытие с иным и с другими людьми оформляется в "совместный мир" (X. Плеснер).

Понятие "П. ч." включает также и половую определенность. "Человек" во многих языках совпадает с "мужчиной". Этот факт нередко приводится в качестве довода в оправдание такой формы сексизма (угнетение одного пола другим), как фаллократия, т. е. "власть мужского начала". Фаллократия предполагает господство мужской системы ценностей и построение культуры и социума на базе этих ценностей.

К мужским ценностям традиционно относят: разумность в форме рациональности; дуалистическое мышление; превалирование активного, волевого начала; стремление к иерархии власти; "нарциссизм" (состояние, "в которых он, любя и защищая себя, надеется себя сохранить").

Женскими ценностями оказываются: превалирование чувственно-эмоциональной сферы души, бессознательно-импульсивного; ощущение своей целостности с миром и с другими людьми; сакральное ощущение своей телесности. Женские ценности выступают как "теневые" качества мужчины.

Женщина отождествлялась прежде всего с телом, с плотским началом, а мужчина - с духом, с духовностью. Наиболее яркого выражения апологетика фаллократии достигает у О. Вейнингера, который заявлял: "У женщины нет души, она - не микрокосм, она не создана по подобию Божию. Она - внеморальное существо. Она - вещь мужчины и вещь ребенка. Женщина - не личность. Если же женщина утверждает себя личностно, проявляет высокий интеллект и духовность, то все эти качества объясняются тем, что она лишь по-видимости женщина, а превалирует в ней "мужское начало"".

В настоящее время, когда субъектобъектное разделение исчерпало себя, завело человечество в тупик, гораздо больше ценятся чувство сопричастности, сопереживания, адресованности другому, единение с природой, - т. е. "женские" ценности. Появляется другая крайность - стремление свести человека к изначальности "праженщины" или попытка "стереть пол", рассматривая его как явление культурно-7историческое, а не природно-биологическое (постмодернизм). Символами становятся "кастрат" (Р. Барт), гомосексуалист (М. Жано), гермафродит, бисексуал. Вряд ли преодоление сексизма следует отождествлять с бесполостью. Человеческий род - единство разнообразного, он не может существовать и воспроизводиться без соединения "мужского" и "женского".

"Тело - душа - дух" в их единстве составляют абстрактную П. ч., общее для всех людей во все времена. Фактически же человеческая природа трансформируется и модифицируется в культурно-историческом и социальном бытии людей, зависит от условий жизни, от ориентации, ценностно-смысловых установок, от способов со-бытия с другими людьми и от самоидентификации индивидов.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Проблема человека является вторым основополагающим компонентом предмета философии. Это предполагает постановку таких вопросов как что есть человек, какова его сущность, каковы его место и роль в мире, его возможности и перспективы? Этот круг проблем составляет тот раздел фило­софии, который носит название философской антропологии . Нужно уяснить, что философская антропология стремится понять:

Каково положение человека в мире, какое место он занимает в иерархии вещей и существ?

Какова природа и сущность человека? Чем он отличается от животных?

Существует ли свобода и насколько человек свободен, а насколько под­чинен необходимости?

Разумное ли существо человек или существо, руководимое влечениями и страстями? Каковы возможности человеческого разума?

В чем смысл жизни?

Что такое смерть и как человек должен относиться к ней?

Философская антропология – это наука о сущности и сущностной структуре человека, в его основных отношениях к природе, обществу, другим людям, самому себе, о его происхождении и закономерностях его существования, об основных категориях его жизни, о его предназначении.

Человек исследуется в контексте множества различных дисциплин: биологии, психологии, этнографии, медицины, социологии, истории, которые в зависимости от своих задач выделяют его отдельные стороны. Однако, реальный человек – это не набор отдельных признаков и компонентов, а живое и целостное единство. Осмысление данного единства и является первоочередной задачей философской антропологией, причем именно ответ на вопрос о человеке как целостном существе и является предпосылкой ответа на вопрос о смысле жизни.

Философская антропология становится фундаментальной и центральной философской дисциплиной тогда, когда человек становится для себя проблемой, когда начинает задумываться над вопросами о смысле собственного существования, своей природе. Безусловно, данные вопросы ставились со времен Античности, однако, в реальности человек не всегда был в центре внимания. Известный философ-экзистенциалист М. Бубер выделял эпохи обустроенности и бездомности. В эпоху обустроенности человек живет во Вселенной как дома, в эпоху бездомности – «как в диком поле, где и колышка для палатки не найти». В философии Античности человек понимался как часть мира, вещь наряду с другими вещами. Человек – это микрокосм, не самая основная часть единого вселенского макрокосма (космоцентризм ). В эпоху Средневековья – в рамках распространившегося христианства – человек дуалистичен, состоит из души и тела. Теперь он – борьба двух противоположных сил – Света и Тьмы, Бога и дьявола. Для раннего христианства это было символом бездомности человека, его одиночества. Однако, в процессе развития христианства по сути был создан новый христианский космос – круги Ада, чистилище, Рай. Человек в этой системе – творение Божие, создан и действует в рамках Божественной воли (теоцентризм ). Открытия Н. Коперника, Галилео Галилея, Дж. Бруно существенно повлияли на трансформацию традиционных представлений о человеке. На месте единого и понятного миропорядка пришла неизвестная Вселенная. Это определило в эпоху Нового времени поворот к исследованию человека самого по себе и рассмотрение мира сквозь призму человеческих потребностей и интересов (антропоцентризм ).

Вопрос о природе человека - это вопрос о его эмпирическом отличии от всех других живых существ, а вопрос о его сущности - это вопрос о тех его глубинных качествах, которые определяют его специфику и внешне проявля­ются в свойственной его природе чертах. Противоречивость природы человека связана с пониманием его как двойственного биосоциального существа. В ходе дискуссий о соотношении биологического и социального в человеке высказывается широкий спектр мнений, заключенных между двумя полюсами: концепциями человека, которые принято называть биологизаторскими или натуралистическими, сторонники которых абсолютизируют роль естественных, биологических начал в человеке (расизм, социальный дарвинизм, фрейдизм), и социологизаторскими концепциями, в которых человек представлен как всего лишь слепок с окружающих его социальных отношений, их пассивное порождение.

Человек прежде всего представляет собой живое телесное существо. Это означает, что он представляет собой совокупность родо-видовых признаков, присущих Homo Sapiens. Природно-обусловленными являются внутриутробное развитие рождение, продолжительность жизни, наследственность, влияние инстинктов. Подобно другим биологическим видам человечество имеет устойчивые вариации разновидностей, наиболее крупные из которых принято называть расами.

Вместе с тем, биологическое в человеке находится в постоянной взаимосвязи с социальным и его порождениями. Одной из важнейших характеристик человека является его деятельностная природа. В процессе эволюции человек не только приспосабливался к окружающим условиям, но и с помощью трудовой деятельности преобразовывал ее и восполнял отсутствие тех или иных биологических качеств. В процессе деятельности формировались общественные отношения, совокупность которых и образует общество. Появление общества, его норм, ценностей, зафиксированных в таких понятиях как культура, мораль, государство, закон, меняло самого их творца – человека, превращая его не только в природное, но и в социальное существо. Как социальное существо человек характеризуется такими признаками как несводимость (независимость человека от среды проживания), неопределенность (свобода), неповторимость, невыразимость (невозможность полного понимания). Именно социальность порождает такие человеческие категории как свобода, творчество, любовь, смысл жизни, счастье, вера, смерть.

Проблема антропосоциогенеза. Распредмечивание и опредмечивание. Традиционным уже стало мнение, что выделение человека из животного мира - столь же грандиозный скачок, как и возникновение живого из неживого (И.Т. Фролов). Ведь речь идет об образовании такого рода живых существ, внутри которого с известного момента прекращается процесс видообразования и начинается "творческая эволюция" совершенно особого типа. К вопросу о происхождении человека антропологи и философы подходят с различных и внешне даже противостоящих друг другу позиций. Антропологи озабочены поисками "недостающего звена" в биологической эволюции от обезьяноподобного предка человека к Homo sapiens. Философы стремятся выявить и обрисовать сам "перерыв постепенности" - революционный скачок, который имел место в процессе человеческого становления.

Принято считать, что превращение животных (гоминидов) в людей не могло быть неким мгновенным, одноактным событием. С неизбежностью должен был существовать длительный период становления человека (антропогенеза) и становления общества (социогенеза). Как показывают современные исследования, они представляют собой две неразрывно связанные стороны единого по своей природе процесса - антропосоциогенеза, длившегося в течение 3-3,5 млн. лет. Важнейшая черта антропосоциогенеза - его комплексный характер. Это означает, что различные составляющие антропосоциогенеза развивались синхронно.

Одной из наиболее обоснованных концепций происхождения человека является эволюционная теория Ч. Дарвина . Она включает в себя положение о том, что человек как биологический вид происходит от своих обезьяноподобных пред­ков. Однако ряд разработчиков этой концепции - Геккель, Гексли, Фохт - ещё в конце XIX века сформулировали одно из затруднений, названное проблемой «недостающего звена», то есть морфологически определенной формы, должен­ствующей восполнить пробел между нашими обезьяноподобными предками и современным разумным человеком. Определенным развитием дарвиновской теории является так называемая трудовая теория происхождения человека . Она известна в марксистском варианте (см. Ф. Энгельс «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека»), однако не сводится к нему. Все сторонники этой теории считают, что именно труд, начинающийся с изготовле­ния, а затем и совершенствования орудий труда, создал человека. В ходе трудо­вой деятельности рука стала все более гибкой и свободной. Одновременно раз­вивается мозг, достигается все более тесное сплочение людей и возникает по­требность что-то сказать друг другу. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество (вместо стада животных), речь и мышление есть решаю­щие факторы превращения обезьяны в человека. Затем добавляются регулиро­вание брачных отношений, нравственность. Таким образом, дарвинская кон­цепция антропогенеза дополняется теорией социогенеза. Продуктивный характер трудовой деятельности во многом обусловлен ее предметностью. Это означает, что человек поэтапно творит культуру, сохраняя ее в материальным памятниках (опредмечивание ), а затем, возобновляясь в новых поколениях – усваивает достигнутый опыт (распредмечивание ). Это означает, что человек одновременно является и творцом культуры и ее продуктом. Таким образом, объяснялся механизм культурной преемственности, технический прогресс и постепенное формирование человека. Однако, спустя сто лет после Дарвина недостающее звено так и не было найдено. Это позволило известному ученому-антропологу и философу Тейяру де Шардену предположить, что появление человека произошло не в течении длительного процесса эволюции, а в так называемый «планетарный миг» - тысячу лет. Источниками для этого являются археологические факты – ближайшее соседство уровней грунта, где еще нет следов человека и уровней – показывающих уже вполне развитую технику обработки камня и использование огня. Это означает, что существенные изменения происходили во внутреннем духовном мире человека. Все это позволяет предполагать важное значение «культурных предметов», намного превосходивших в динамизме развитие технических средств.

В философской антропологии имеют место различные направления, школы, которые нередко с диаметрально различных позиций решают вопрос, что такое человек. При ответе на этот вопрос философы исходят из того, что человек всегда двойственное по своей природе существо: материальное и духовное. Такое понимание восходит к античной философии, которая сначала растворяла духовное в природных телах, а затем рассматривала материю, тело как темницу для души. Продолжая традиции античных философов, Ф.Ницше также выделял два начала: дионисово и аполлоново. Дионисово начало характеризует темное, хаотичное, природное, иррациональное, а аполлоново – светлое, упорядоченное, разумное, рациональное в человеке. В отечественной философии сложилось представление о человеке как о духовном существе, который погружен в природный мир, является частью этого мира.

В философской антропологии под природой человека понимают то, что сближает его со всеми другими живыми существами и в то же время отличает от них. Так, с одной стороны, человек как телесное существо принадлежит к высшим млекопитающим и подобно им обладает кровеносной, мышечной, нервной и другими системами, которые подчиняются законам биологии и физиологии. С другой стороны, человек неразрывно связан с обществом, и как существо социальное он обладает такими свойствами, отличающими его от животных, как способность и готовность к общественно полезному труду, сознание и разум, нравственность, свобода выбора, ответственность и т.д.

Противоречивая природа человека породила в философии проблему соотношения биологического и социального в человеке.

Одни философы при определении природы человека исходят из того, что природа человека является исключительно биологической, а другие утверждают, что она всецело социальна. Не отрицая в человеческом существовании биологических и социальных факторов, они существенным образом расходятся при решении вопроса о том, какие из них определяют поведение человека.

Противопоставление биологического и социального и абсолютизация одной из этих сторон в природе человека привели к возникновению в философской антропологии биологизаторского и социологизаторского подходов к решению проблемы природы человека.

В биологизаторских концпециях утверждается, что природные качества человека оказывают основное влияние на жизнь и поведение человека. Человек в данных концепциях рассматривается исключительно в рамках генетически наследуемого механизма и физиологических факторов. Например, классическая психоаналитическая теория Фрейда утверждала врожденность механизмов развития человеческой личности, выделяя в качестве таковых сферу бессознательных влечений, инстинктов, в основном сексуального и агрессивного характера.

Сторонники биологизаторской трактовки человека ссылаются на данные современной социобиологии, созданной Э.Уилсоном.По его утверждению, индивидуальное развитие человека изначально детерминировано его генетическим кодом, и любые представления о праве и морали коренятся в биологическом прошлом человека. Большинство стереотипных форм человеческого поведения социобиологи считают присущими и млекопитающим. К таким формам Уилсон относил взаимный альтруизм, защиту определенного местообитания, агрессивность, социализацию с помощью отработанных эволюцией механизмов. Он подчеркивал, что каждой из этих форм вовсе не предшествует никакое сознательное намерение. Социобиологи утверждают, что биология человека оказывает тонкое влияние на формы, в каких он мыслит и действует.

В рамках биологизаторского подхода к проблеме человеческой природы разрабатывал свое учение Ф.Гальтон.Будучи последователем эволюционной теории своего кузена Ч.Дарвина, индивидуальные различия человека он объяснял наследственными факторами. Он считал, что способности человека наследуются также, как и физические признаки. По его убеждению, на основе законов наследственности можно вывести породу особо одаренных, умственно и физически сильных людей. Эту идею Гальтон развил в специальную область – евгенику.

В социологизаторской концепции рассмотрение человека ограничивается рамками культурологического подхода и подчеркивается, что общественная жизнь полностью изменяет и подчиняет себе биологическое начало в человеке. В них высказывается уверенность в том, что можно быстро и необратимо изменить человеческую природу в нужную для общества сторону посредством одного только воспитания. Подобные взгляды нашли выражение в утопическом социализме. Так, Т.Кампанелла, провозгласив задачу формирования нового человека будущего коммунистического общества, надеялся на всесилие воспитания. Подобную задачу ставили перед собой и большевики во главе с В.И.Лениным.

В современной отечественной философии и психологии делается попытка преодолеть крайности биологизаторских и социологизаторских подходов к трактовке человека и утверждается, что природа человека представляет собой единство биологического и социального. Резюмируя взгляды представителей биосоциальной концепции, А.Г.Спиркин пишет, что механизм наследственности, определяющий биологическую сторону человека, включает в себя и его социальную сущность. Наследственность снабжает новорожденного не только биологическими свойствами. Он изначально оказывается обладателем способностей мыслить, действовать, огорчаться, радоваться. Правда, эти способности даны человеку только в виде задатков. Поэтому человек рождается лишь кандидатом в человека. Природные задатки развиваются и реализуются только в условиях социального образа жизни в процессе общения ребенка со взрослыми. Природное в человеке является необходимым условием развития его социальных качеств.

Биосоциальный подход открывает простор для исследования человека как единого живого целого средствами и естественных, и общественных наук.

Сущность человека - это глубинные качества, которые обусловливают специфику человека и которые внешне проявляются в чертах, свойственных его природе.

Вопрос о сущности человека также не имеет однозначного решения. В биологизаторских концепциях сущность человека усматривается в самой его природе. Предполагается, что сущность дается человеку до его рождения и предопределена его биологической природой. Социум, культура понимается лишь как превращенная форма биологической природы человека. Так, один из видных представителей «философской антропологии» А.Гелен считал человека «ущербным» существом, поскольку в отличие от животных он слабо оснащен инстинктами. Именно в силу своей природной ущербности, по его мнению, человек вынужден быть активно деятельным и проявлять себя в различных областях культуры. Именно культура компенсирует природную ущербность человека.

Биологический подход к сущности человека приводит к оправданию любых человеческих действий, поскольку в их основе оказывается неизменная, несовершенная природа человека.

Если в философско-антропологической теории Гелена культура – это нечто внешнее по отношению к человеку, то в культурной антропологии , представителем которой является Э.Кассирер , культура выступает самодовлеющим основанием определения сущности человека. Человек - создатель культуры и ее создание. По сути дела, человек и вся его жизнь сводится к культуре. А поскольку Кассирер понимал культуру не более как совокупность символов, то он утверждал символическую сущность человека.

Такой подход к пониманию сущности человека также основывается на признании того, что она дана человеку заранее, но предопределена не его биологической природой, а тем обществом, в котором он живет.

Экзистенциализм же исходит из того, что существование человека предшествует его сущности. Свою сущность человек создает сам. Она формируется в ходе индивидуальной деятельности человека.

В религиозно-идеалистических учениях подчеркивается духовная сущность человека. В них внимание акцентируется на внутреннем мире человека - его чувствах, переживаниях, настроениях. В христианстве, например, человек оценивается с точки зрения сердца, а его душа трактуется как дуновение самого Бога.

В философии нового времени утверждалась разумная сущность человека. Человек - это прежде всего разумное существо. Именно благодаря разуму он выделился из животного царства и обладает способностью познавать мир и самого себя.

В марксистской философии говорится о социальной сущности человека. Возражая Фейербаху, К. Маркс писал, что «сущность особой личности составляет не ее борода, не ее кровь, не ее абстрактная физическая природа, а ее социальное качество». Сущность человека состоит в совокупности всех общественных отношений. Лишь вступая в определенные общественные отношения, которые складываются в процессе общественного производства, человек становится человеком.

    Человеческая природа - – термин, не имеющий приемлемого определения. Обозначает все известные ныне факторы становления и качества человека (биологические, социальные, индивидуальные, духовные). Часто термин используется в значении извинения за бесчеловечное поведение… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА - Абсолютно неопределимый термин. Его употребление неизменно подразумевает врожденность, но то, какие конкретно характеристики считаются наследственными данными, полностью зависит от предубеждений автора. Наиболее распространенное употребление… … Толковый словарь по психологии

    ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА - (human nature) характеристики, которыми обладает человек как особь естественного вида или разновидность. Социологи в целом согласны в том, что, по сравнению с другими животными, отличительное качество человеческой природы это пластичность (см.… … Большой толковый социологический словарь

    ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПРИРОДА - выражение главенствующих свойств, качеств, модусов человека. Под природой человека подразумеваются стойкие неизменные черты, общие задатки и свойства, выражающие его особенности как живого существа. Они присущи человеку во все времена независимо… … Евразийская мудрость от А до Я. Толковый словарь

    Человеческая природа - ♦ (ENG human nature) то, что составляет человеческую личность и служит объяснению определенных ее поступков или поведения. В христианской теологии люди видятся грешными и отпавшими от наполненных любовью отношений с Богом, к рые Бог… … Вестминстерский словарь теологических терминов

    ПРИРОДА - 1) в широком смысле всё сущее, весь мир в многообразии его форм; понятие П. в этом значении стоит в одном ряду с понятиями материи, универсума, Вселенной. 2) В более узком смысле объект науки, а точнее совокупный объект естествознания… … Философская энциклопедия

    ПРИРОДА - ПРИРОДА (греч. φύσις, лат. natura), одно из центральных понятий античной философской мысли, обладающее широким спектром значений. Греч, существительное φύσις происходит от глагола φύω («выращивать», «рождать», «производить на свет», med.… … Античная философия

    природа - ПРИРОДА (греч. (риочс;, лат. natura) одно из центральных понятий философской и научной мысли, обладающее широким спектром значений. В наиболее общем смысле П. определяют как «совокупность всего сущего» и одновременно как реальность,… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Человеческая натура - Человеческая натура ♦ Nature Humaine В 1960 е годы считалось хорошим тоном придерживаться мнения, что никакой особенной человеческой натуры не существует: человек, дескать, это культура и свобода. Однако, будь все это так просто, разве стали … Философский словарь Спонвиля

    ПРИРОДА - физический универсум. Лаланд совершенно справедливо отметил многозначность этого слова, которое может означать: 1) совокупность отличительных черт живого существа или вещи («животная, человеческая природа»); 2) материальный мир, понимаемый, если … Философский словарь

Книги

  • Карта и территория. Риск, человеческая природа и проблемы прогнозирования , Алан Гринспен. Кто автор Алан Гринспен - американский экономист. Председатель Совета управляющих Федеральной резервной системы США с 1987 по 2006 г. Из этой книги вы узнаете: о причинах развития мировых… Купить за 631 руб
  • Человеческая природа и социальный порядок , Чарльз Хортон Кули. Впервые на русском языке книга основоположника символического интеракционизма, давно ставшая классикой социологии. Это единственное, пожалуй, за последние 100 летцелостное исследование…
Loading...Loading...