Общее на разных языках ценности и идеалы. Моральные идеалы и ценности

Старость беспокоит человека с начала Времен. На протяжении многих веков он пытается найти секрет молодости. Но вместо одного секрета он нашел многочисленные методы омоложения.

Почему стареет организм?

Человеческий организм начинает стареть еще с 12-летнего возраста, когда его клетки перестают производить собственный коэнзим. Каждая клетка закодирована на определенное количество делений. Клетка окончательно перестает функционировать, когда теломер на ее конце, укорачиваясь с каждым ее делением, после определенного количества таких делений отмирает.

Стареть мы начинаем очень рано, когда еще не задумываемся об этом.

Мозг постоянно то теряет, то создает новые нейроны, а также связи между ними. Еженощно он занят ремонтом организма, обработкой информации, которую он получает днем. Но есть и другие причины старения , которые успешно создает сам человек. Это: экология, режим сон-бодрствование, питание, спорт, умственная нагрузка, психологический настрой.

Особенности старения женского организма


Первые признаки старения женщины проявляются на лице в виде морщин.

Женский организм начинает стареть с юности. Уже в 17 лет девушка может заметить первые признаки – «гусиные лапки» в области кожи вокруг глаз, мелкие морщинки на лбу и между бровями, сухость кожи и сероватый оттенок. С 35 лет женщина начитает задаваться вопросом о том, как замедлить процесс старения организма. Потому что в этом возрасте, в зависимости от индивидуальных особенностей, начинают проявляться другие признаки старения:

  • Волосы тускнеют, начинают выпадать.
  • Кожа становится более плотной, менее мягкой. Тон кожи становится неравномерным. Со временем, уголки глаз, бровей и губ опускаются. Щеки начинают обвисать, образуя «брыли» у полных женщин.
  • Вокруг глаз образуются темные круги, появляется отечность. Морщины на лбу становятся глубже.
  • Общий вид лица теряет «сочность», появляется усталый вид.
  • Кожа рук становится тоньше и суше.
  • Шея тоже стареет – начинает покрываться морщинками, но это становится заметным после 40 лет. Появляется второй подбородок.
  • Грудь начинает терять свою форму.
  • Одновременно со старением организма жир в теле начинает неравномерно распределяться, сосредотачиваясь в области живота, плеч, бедер. Появляются «бока». Ягодицы теряют упругость.
  • Когда омоложение организма замедляется, у женщины снижается осознание своей сексуальности. Секс для женщины отходит на задний план.
  • После климакса самооценка женщины резко падает, она ясно чувствует приближение старости, отчего процесс старения только ускоряется.

Можно ли замедлить старение?

Процесс старения замедлить можно и продлить молодость, используя различные методы омоложения организма. Мужчины и женщины хоть и стареют по-разному, замедлять процесс старения они могут одинаково эффективно. Мужчине подойдут все способы омоложения, кроме тех, которые направлены на специфичные только для женщины области тела.

Способы замедления старения


Состояние наших тел зависит во многом от нас самих, делайте упор на ЗОЖ.

Надо сказать, что процесс старения можно замедлить в любом возрасте. Даже если человек уже вышел на пенсию, для него жизнь может только начинаться. Хронические болезни, возрастные заболевания не могут помешать тем, кто поставил перед собой цель омоложения. Главное, начать действовать и не сдаваться. Существует много способов, как замедлить процесс старения и омолодить свое тело и дух..

Геропротекторы для омоложения

Геропротекторами названы вещества, которые на экспериментально показали свое действие на омоложение организма и продление жизни. Исследования показали, что геропротекторы играют важную роль в замедлении старения, особенно для людей зрелого возраста.


Препараты геропротекторы для омоложения воздействуют на каждого по разному.

Некоторые геропротекторные вещества были исследованы только на животных, показав, действительно потрясающие результаты. Но, на людях их действие еще не 100% доказано. Некоторые исследования говорят о том, что бесконтрольный прием этих средств может спровоцировать развитие рака. Будьте внимательны, не переусердствуйте в погоне за молодостью!

Адаптогены

Это геропротекторы растительного происхождения. Повышают умственный и физический потенциал, нормализуют обмен веществ, повышают иммунитет, улучшают сон. Адаптогены природного происхождения: корень женьшеня, китайский лимонник, аралия, элеутерококк, розовая радиола, заманиха.

Цитамины

Это смеси активных биологических веществ. В их состав входят пептиды, витамины, нуклеопротеиды, минералы. Их действие направлено на регулирование клеточного производства, улучшение метаболизма, оздоровление организма. Препараты: гепатамин, вазаламин и др.

Биогенные стимуляторы

Активизируют обмен веществ. Препараты: апилак, алоэ экстракт, вещества на основе плаценты или пеллоидов.

Липотропы

Эти геропротекторы снижают риск развития атеросклероза. Если болезнь уже есть, то они замедляют ее прогрессирование. Вот некоторые препараты для омоложения: эйконол, омега-3, клофибрат, никотиновая кислоты и др.

Энтеросорбенты

Выводят из организма токсины. Принимаются периодически. Затем, необходимо обогатить кишечник полезными бактериями. Геропротекторы: полисорб, полифелан, лактулоза.

Антиоксиданты

Снижают уровень вредного воздействия свободных радикалов, которые разрушают клетки. К счастью, антиоксиданты есть в составе большинства овощей, напитков, трав, а также ряда витаминов. Продуктами против старения можно назвать буквально все овощи и фрукты в сыром, а также вареном виде.

Лекарства от старости

Не существует какой-то универсальной таблетки молодости, но есть некоторые препараты для омоложения, направленные на борьбу с определенными заболеваниями. Дополнительно они, как показали исследования, продлевают жизнь.


Несколько препаратов от старости все же существует.

Лидеры среди таблеток молодости:

  • Метформин , продлевающий здоровье сосудов и сердца;
  • Аспирин Кардио, останавливающий и замедляющий тромбоз, профилактическое средство от рака;
  • Витамины Д, К, продлевающие жизненный потенциал сердца, сосудов, и запускающие оздоровление организма;
  • Мелатонин (Циркадин), восполняющий у человека недостаток собственного мелатонина и запуская процесс оздоровления организма.

Фибробласты для замедления старения

Стабильные и зрелые клетки кожи называются фибробластами. В настоящее время, множество клиник эстетической медицины предлагают омоложение фибробластами. Это своего рода программа омоложения лица. Для проведения этой процедуры берутся у пациента его же фибробласты, которые, затем, размножаются в лаборатории. После этого инъекционно вводятся под кожу. Таким образом, происходит запуск процесса омоложения. Результаты заметны уже через две недели. Процедура рекомендована людям с явными признаками старения кожи лица. То есть, примерно с 45 лет.

Как не позволить мозгу стареть?

Чтобы оставаться как можно дольше умственно активным надо заставлять мозг работать. Несколько рекомендаций, активирующих омоложение мозга:

  • каждый день читать;
  • полноценно спать;
  • пить воду;
  • не пить алкоголь;
  • кушать продукты с высокой питательной ценностью, так как мозгу нужно питание;
  • изучать новую полезную информацию;
  • не засорять мозг ненужным информационным хламом;
  • изучать языки;
  • творчески развиваться.

Посмотрите очень интересное интервью с Сергеем Савельевым, который рассказывает о том, что губит мозг:

Психология молодости

Психологический аспект важен в жизни человека. Психологическое состояние способно как замедлить старение организма, так и ускорить его. Те, кто игнорируют этот факт, глубоко ошибаются.


Молодость должа в первую очередь находиться в душе у человека.

Эмоции запускают множество химических процессов в организме, способствуя продлению молодости. Эмоции могут, как остановить старение на время, так и активировать его. Рекомендовано внутреннее спокойствие с максимальным осознанием своих реакций. Это не значит, что нужно перестать испытывать эмоции. Это значит, что нужно научиться их осознавать, замечать их оттенки, подмечать характер их влияния на организм. Человек подобен музыкальному инструменту, когда многое зависит от правильной настройки психики.

Психологических и психических техник очень много. Все они обещают великолепный эффект, и мало из них, действительно, оправдывают ожидание. Самый главный советчик – это сам человек. Только он может найти для себя оптимальный вариант управления своей психикой. Но, прежде, можно изучить некоторые уже существующие техники, выбрав что-то понравившееся.

Секс и старение организма

Секс для молодости важен не меньше всех остальных аспектов жизни человека. Во время секса организм человека вырабатывает гормон удовольствия, благодаря которому происходит оздоровление организма. В процессе секса тренируются мышцы.


Секс неотъемлемая часть жизни обычного здорового человека, настройтесь на это.

Секс в какой-то степени можно назвать прекрасной профилактикой старения. Он укрепляет иммунитет, способствует ускорению процесса выздоровления во время болезни. Доказано, что сексуально активные люди более счастливы и живут дольше тех, кто игнорирует его. Причем, сексом могут заниматься люди любых возрастов. Если человеку перевалило за 70, это не значит, что тема секса для него закрыта. Человек может им заниматься всю свою жизнь, запуская омоложение организма, пусть и медленное. Главное, это делать с любовью!

Часто кажется, что мы все дальше и дальше от своей души, мечты и высоких устремлений. За будничными хлопотами мы совсем разучились воспринимать жизнь как подарок, как нечто непостижимое и прекрасное. Неужели мы всегда были такими? Разве все мы такие? Разве нет уже в нашей жизни маленького места для прекрасного? А как же чудо рождения нового человека, любовь к родителям, счастье быть матерью? неужели пустым звуком для нас стали такие вечные понятия как женская верность, вера в Бога? Мне очень жаль тех людей, которые не имеют этих чувств. Мы редко задумываемся над тем, что это наша жизнь – дар от Бога. Мы все душевное забыли в погоне за собственным идеалом. А какой он то наш выдуманный идеал? И нужно так настойчиво шагать к нему, иногда тратя на эту дорогу всю жизнь? Идеал для меня – это нечто лучшее, совершенное. Часто под этим словом мы понимаем моральные ценности – добро и правду, любовь и счастье, справедливость и искренность. Однако в основном наши представления об идеале различаются. Например, одни люди считают, что идеальным является общество, где люди имеют хорошую работу, хорошее жилье, дорогую машину. А есть люди, для которых идеальное государство – это возможность развивать и совершенствовать свои знания, это творческая работа. Идеал в человеческом облике – это, прежде всего, человек высоких моральных качеств. Для нас, русских, вот уже два тысячелетия таким идеалом является Иисус Христос. Множество идеальных фигур живет в народных легендах, сказках, присказках, притчах. Эти нравственные идеалы является своеобразным примером для нас, их потомков. Попробуем вспомнить предков. В Украине всегда существовали свои религиозные предпочтения. Лично мне больше нравится то, что женщины всегда доверяли свои заботы Божией Матери. Именно этим они приближали себя к высокому идеалу материнского долга. Главное для женщины – это сохранить верность мужу, семье, детям. Ярким примером этого стремления в истории является Ярославна. Как верная жена, она беспокоится о своем муже, она способна на любые жертвы ради него. Чтобы мы могли приблизиться к идеалу, необходимо реально оценить себя, свои моральные качества и, конечно, трезво поразмыслить над личными недостатками. Только таким образом можно понять, что и в каком направлении нужно делать, что хотя бы на шаг приблизиться к желанному. Ведь известно, что любое недостаток можно преодолеть и устранить, а любую добродетель – развить и приумножить. Важно только соблюдать меру во всем и не забывать, что все великое начинается с очень малого. Идеалы прекрасного ценятся людьми с самого времени сотворения мира. Ибо они – вечные.

4.3. Моя мечта

"Мечтать – это здорово, если только не забывать, что это всего лишь мечта" - Джозеф Эрнест Ренан.

Каждое поколение мечтает о чём-то своём. Наши мамы и папы мечтали стать космонавтами и учителями. Сейчас же всё изменилось: если спросить первоклассника, кем он мечтает стать, то он, без раздумий, ответит - программистом или бизнесменом.

В детстве я хотела стать модельером. Мне казалось, что это очень увлекательное занятие - создавать свои модные вещи.

Но уже нужно смотреть на жизнь реально. Сейчас я нахожусь в том возрасте, когда мне еще трудно назвать себя взрослой, но я уже и не ребенок. Меня еще не затронули взрослые проблемы, хотя я часто задумываюсь, кем буду, как сложится моя жизнь.

Многие люди стремятся к своей мечте с самого детства. Они дополнительно изучают иностранные языки, чтобы в студенческие годы подрабатывать переводчиком текстов или обучаются в специализированных школах. Там они получают представление о будущей профессии или, по крайней мере, знают, что делать и кем стать.

Мечты взрослых чаще всего неисполнимы. Хотя, даже если человек уже состоялся, он всё равно к чему-то стремится, мечтает стать ещё более успешным. Но этого удаётся достичь немногим.

Мечты - лишь то, к чему мы пытаемся приблизиться. Но если вам не удаётся достичь их, не нужно расстраиваться. Ведь мы живём в настоящем, и не должны об этом забывать. Давайте любить жизнь сегодня, она так прекрасна!

Место для формулы.4.4. Мой девиз

"Жить каждым днём, словно этот день последний в твоей жизни. Жить так, будто бы каждый человек на твоём пути - единственный, а каждый твой поступок - главный. И не важно - что реально, а что нет. Важно то, что ты делаешь сейчас"

Введение

Фундаментальная характеристика окружения человека в современном обществе - это социальные изменения. Для обыденного человека - субъекта социального познания - нестабильность общества воспринимается, прежде всего, как неопределенность существующей ситуации. Поэтому наблюдается двоякий процесс в отношениях с будущим. С одной стороны, в ситуации нестабильности и неуверенности в завтрашнем дне, которая существует даже у обеспеченных слоев населения, человек пытается найти то, что даст ему уверенность, опору в возможных в будущем переменах. Некоторые люди пытаются обеспечить себе будущее за счет собственности, другие пытаются отталкиваться от более высоких идеалов. Многими именно образование воспринимается как своеобразная гарантия, повышающая защищенность в изменяющихся социальных обстоятельствах, способствующая уверенности в завтрашнем дне.

Мораль - способ регуляции поведения людей. Другие способы регуляции - обычай и право. Мораль включает в себя нравственные чувства, нормы, заповеди, принципы, представления о добре и зле, чести, достоинстве, справедливости, счастье и т.д. На основе этого человек оценивает свои цели, мотивы, чувства, поступки, мысли. Нравственной оценке может быть подвергнуто все в окружающем мире. В том числе и сам мир, его устройство, а также общество или его отдельные установления, поступки, мысли, чувства других людей и т.д. Человек может подвергнуть нравственной оценке даже Бога и его деяния. Об этом речь идет, например, в романе Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы», в разделе о Великом Инквизиторе.

Мораль является, тем самым, таким способом осмысления и оценки реальности, который может обо всем судить и может вынести приговор любому событию, явлению мира внешнего и мира внутреннего. Но чтобы судить и выносить приговор, надо, во-первых, иметь на это право, а, во-вторых, иметь критерии оценки, представления о нравственном и безнравственном.

В современном российском обществе ощущается духовный дискомфорт, во многом обусловленный моральным конфликтом поколений. Современная молодежь не может принять образ жизни и стиль мышления, идеализируемый старшими, старшее же поколения убеждено, что раньше было лучше, о современное общество - бездуховно и обречено на распад. Что дает право на такую моральную оценку? Есть ли в ней здравое зерно? Эта работа посвящена анализу проблемы идеалов в современном обществе и ее применимости к современной ситуации в России.

Идеалы и ценности: исторический обзор

Моральная оценка основывается на представлении о том, как «должно быть», т.е. представление о неком должном миропорядке, которого еще нет, но который все-таки должен быть, идеальном миропорядке. С точки зрения морального сознания мир должен быть добрым, честным, справедливым, гуманным. Если он таким не является, тем хуже для мира, значит, он еще не дорос, не созрел, не реализовал полностью заложенные в нем потенции. Моральное сознание «знает», каким мир должен быть и тем самым как бы подталкивает реальность к движению в этом направлении. Т.е. моральное сознание верит в то, что мир можно и нужно сделать более совершенным. Наличное состояние мира его не устраивает, оно, в основном, безнравственно, в нем еще нет нравственности и ее надо туда внести.

В природе каждый стремится выжить и конкурирует с другими за жизненные блага. Взаимопомощь и сотрудничество здесь редкие явления. В обществе, наоборот, жизнь невозможна без взаимопомощи и сотрудничества. В природе слабые погибают, в обществе слабым помогают. В этом главное отличие человека от животного. И это то новое, что человек вносит в этот мир. Но человек не является в этот мир «готовым», он вырастает из царства природы и в нем все время конкурируют природное и человеческое начала. Нравственность - выражение человеческого в человеке.

Истинным человеком является тот, кто способен жить для других, помогать другим, даже жертвовать собой ради других. Самопожертвование - высшее проявление нравственности, воплощенное в образе богочеловека, Христа, который долгое время оставался для людей недостижимым идеалом, образцом для подражания. Человек с библейских времен стал осознавать свою двойственность: человек-зверь стал превращаться в человека-бога. Бог он ведь не на небе, он в душе каждого и каждый способен быть богом, т.е. жертвовать чем-то ради других, отдавать другим частицу себя.

Важнейшим условием нравственности является свобода человека. Свобода означает независимость, автономию человека от внешнего мира. Конечно, человек не Бог, он существо материальное, он живет в мире, он должен есть, пить, выживать. И, тем не менее, благодаря сознанию человек обретает свободу, он не определяется внешним миром, хотя и зависит от него. Человек сам себя определяет, сам себя создает, сам решает, каким ему быть. Если человек говорит: «Что я могу? От меня ничего не зависит», - он сам выбрал несвободу, свою зависимость.

Совесть является неоспоримым свидетельством того, что человек свободен. Если нет свободы, то не за что судить: не судят животное, убившее человека, не судят машину. Человека судят и, прежде всего, его судит собственная совесть, если только он еще не превратился в животное, хотя это тоже не редкость. Свободным, согласно Библии, человека считает даже Бог, который наделил его свободой воли. Человек давно уже понял, что свобода - и счастье, и бремя. Свобода, тождественная разуму, отличает человека от животных и дает ему радость познания и творчества. Но, одновременно, свобода - тяжелая ответственность за себя и свои действия, за мир в целом.

Человек как существо, способное к творчеству, подобен Богу или природе в целом, той творческой силе, которая творит, мир. Значит, он способен либо совершенствовать этот мир, делать его лучше, либо разрушать, уничтожать. В любом случае он несет ответственность за свои действия, за свои поступки, большие и малые. Каждый поступок что-то меняет в этом мире и если человек об этом не думает, не отслеживает последствий своих поступков, значит он еще не стал человеком, существом разумным, он еще в пути и неизвестно, куда приведет этот путь.

Существует одна мораль или их много? Может у каждого своя мораль? Ответить на этот вопрос не так просто. Очевидно, что в обществе всегда существуют несколько кодексов поведения, практикующихся в различных социальных группах.

Регуляция взаимоотношений в обществе в значительной степени определяется нравственными традициями, которые включают в себя систему нравственных ценностей и идеалов. Значительное место в возникновении и эволюции этих идеалов принадлежит философским и религиозным системам.

В античной философии человек осознает себя как существо космическое, пытается осмыслить свое место в космосе. Поиск истины - это поиск ответа на вопрос, как устроен мир и как устроен я сам, что есть благо, добро. Переосмысливаются традиционные представления о добре и зле, выделяется истинное благо в противоположность тому, что истинным благом не является, но только считается таковым. Если обыденное сознание благом считало богатство и власть, а также доставляемые ими удовольствия, философия выделило истинное благо - мудрость, мужество, умеренность, справедливость.

В эпоху христианства происходит значительный сдвиг в моральном сознании. Были и общие нравственные принципы, сформулированные христианством, которые, правда, в обычной жизни особенно не практиковались даже в среде духовенства. Но это никак не обесценивает значение христианской морали, в которой были сформулированы важные общечеловеческие нравственные принципы и заповеди.

Своим отрицательным отношением к собственности в любой ее форме («не собирайте сокровищ по земле») христианская мораль противопоставила себя господствующему в Римской империи типу морального сознания. Главной идеей в нем становится идея духовного равенства - равенства всех перед Богом.

Христианская этика с готовностью приняла все для нее приемлемое из более ранних этических систем. Так, известное правило нравственности «Не делай человеку того, чего не желаешь себе», авторство которого приписывается Конфуцию и иудейским мудрецам, вошло в канон христианской этики наравне с заповедями Нагорной проповеди.

Раннехристианская этика закладывала основы гуманизма, проповедуя человеколюбие, бескорыстие, милосердие, непротивление злу насилием. Последнее предполагало сопротивление без нанесения вреда другому, противостояние нравственное. Однако это ни в коем случае не означало отказ от своих убеждений. В этом же смысле ставился и вопрос о моральном праве на осуждение: «Не судите, да не судимы будете» надо понимать, как «Не осуждайте, не выносите приговора, ибо вы сами не безгрешны», но остановите совершающего зло, пресеките распространение зла.

Христианская этика провозглашает заповедь добра и любви к врагу, принцип универсальной любви: «Вы слышали, что было сказано: «Возлюби ближнего твоего и возненавидь врага твоего». А я говорю вам: любите врагов ваших и молитесь за гонящих вас... ибо если возлюбите любящих, какая вам награда?».

В Новое время, в XVI-XVII веках, происходят значительные изменения в обществе, что не могло не сказаться на нравственности. Протестантизм провозгласил, что главной обязанностью верующего перед богом является упорный труд в своей профессии, а свидетельством богоизбранности является успех в делах. Тем самым протестантская церковь дала своей пастве отмашку: «Обогащайтесь!». Если ранее христианство утверждало, что легче верблюду пройти сквозь игольное ушко, чем богатому попасть в царство небесное, то теперь наоборот - богатые становятся богоизбранными, а бедные - отвергнутыми богом.

С развитием капитализма развивается промышленность и наука, изменяется мировоззрение. Мир теряет ореол божественности. Бог вообще стал лишним в этом мире, он мешал человеку почувствовать себя полноценным господином мира и вскоре Ницше провозгласил смерть Бога. «Бог умер. Кто его убил? Вы и я», - говорит Ницше. Человек, освобожденный от Бога, решил сам стать Богом. Только божество это оказалось довольно уродливым. Оно решило, что главная цель - потреблять как можно больше и разнообразнее и создало общество потребления для некоторой части человечества. Правда для этого пришлось уничтожить значительную часть лесов, загрязнить воду и атмосферу, а огромные территории превратить в свалки. Пришлось также создать горы оружия, чтобы защищаться от тех, кто не попал в общество потребления.

Современная мораль вновь стала полуязыческой, напоминающей дохристианскую. В ее основе убеждение - живем один раз, поэтому от жизни надо взять все. Как когда-то Калликл в беседе с Сократом утверждал, что счастье в том, чтобы удовлетворять все свои желания, так и сейчас это становится главным принципом жизни. Правда некоторые интеллигенты с этим не согласились и стали создавать новую мораль. Еще в XIX в. возникла этика ненасилия.

Случилось так, что именно XX в., который никак не назовешь веком гуманизма, и милосердия, породил идеи, находящиеся в прямом противоречии с господствующей практикой решения всех проблем и конфликтов с позиции силы. К жизни оказалось вызванными тихое, во стойкое сопротивление - несогласие, неповиновение, невоздаяние злом за зло. Человек, поставленный в безвыходное положение, униженный и бесправный, находит ненасильственное средство борьбы и освобождения (прежде всего внутреннее). Он как бы принимает на себя ответственность за зло, творимое другими, берет на себя чужой грех и искупает его своей неотдачей зла.

В марксизме отстаивается мысль о поэтапном установлении подлинной социальной справедливости. Важнейшим аспектом понимания справедливости провозглашается равенство людей по отношению к средствам производства. Признается, что при социализме еще сохраняются различия в квалификации труда, в распределении предметов потребления. Марксизм придерживается тезиса о том, что лишь при коммунизме должно произойти полное совпадение справедливости и социального равенства людей.

Несмотря на то, что в России марксизм породил тоталитарный режим, отрицающий фактически все фундаментальные человеческие ценности (хотя и провозглашая их своей основной целью), советское общество было обществом, где культуре, прежде всего духовной, приписывался высокий статус

Идеал - высший образец чего-либо, достойный уважения, восхищения, изучения, подражания. Идеал от французского слова (idealis - вид, образ, идея). Идеал - это высшая степень позитивного качества в культуре и в искусстве.

Этичнеские идеалы проявляются в различных явлениях общественной жизни. Идеалы бывают духовные и материальные, субъективные и объективные, синтетические, рукотворные и естественно-природного происхождения и др.

Понятие идеала впервые возникло в христианской морали в результате осознания несоответствия между должным и сущим :
достоинством человека и реальными условиями жизни;
обликом земного человека и образом Иисуса Христа.
Христианская мораль в качестве идеала утверждала образ мученика, аскета.
И. Кант писал: "Идеал есть то, к чему надо стремиться и чего никогда не достигнешь", это "необходимое руководство человеческому разуму". Идеал , по мнению Канта, неизменен для всех времен, оторван от реальной жизни. Идеалом свободы является свобода духа.
В.Ф. Гегель утверждал, что идеал:
является противоположностью (?) действительности;
развивается через это противоречие;
реализуется в плодах деятельности мирового разума.
А. Фейербах полагал, что идеалом является "цельный, всесторонний, совершенный, образованный человек".
Социалисты-утописты, считали идеалом право человека на свободное развитие, которое возможно только в результате ликвидации классового неравенства.
К. Маркс и Ф. Энгельс определяли моральный идеал как составляющую общественного идеала "освобождение угнетенного класса революционным путем. Основатели марксизма считали, что идеал отражает развивающуюся действительность: "История не может получить окончательного завершения в каком-то идеальном состоянии... это... движение... с которым должна сообразовываться действительность".
Идеал является ценностным и императивным представлением (утверждает безусловное, положительное содержание поступков), определяющим содержание добра и зла, должного и т. д.
Современная этика рассматривает идеал с позиций антропоцентризма. Моральный идеал - это:
универсальное, абсолютное, нравственное представление о благе, должном;
образ совершенных отношений между людьми;
устройство общества, обеспечивающего совершенные взаимоотношения людей (общественный идеал);
высший образец нравственной личности.
Личный моральный идеал человека - это стремление к счастью, удовлетворенности жизнью Он должен иметь социальную значимость. Аспекты личного идеала:
чувственно-эмоциональный (представления о личном счастье);
понимание цели и смысла жизни;
мотивы деятельности;
отношение к другим людям.
Содержание идеала определено социальной средой. Формирование идеал, - это процесс превращения окружающей среды во внутренний мир индивида. В основе идеала могут лежать индивидуальная нравственная программа, положительный пример и т. д.

Основные функции идеала:
определение цели нравственной деятельности человека;
побуждение человека к нравственным поступкам;
объединение должного и сущего;
определение морального облика человека.
Моральный идеал может быть основан на социальном идеале. Социальный идеал:
определяет образ жизни и деятельности общества;
включает моральные установки;
нравственно ориентирует общество

Нравственность - есть принятие на себя ответственности за свои поступки. Поскольку, как следует из определения, нравственность основана на свободной воле, постольку нравственным может быть только свободное существо. В отличие от морали , которая является внешним требованием к поведению индивида, наряду с законом, нравственность - есть внутренняя установка индивида действовать согласно своей совести.

Нравственные (моральные) ценности - это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением. Эти ценности, представляемые в их безупречном, абсолютно полном и совершенном выражении, выступают как этические идеалы.

  • < Назад
  • Вперёд >

Ценность культуры – это особая объективная положительная значимость чего–либо в духовной жизни конкретного человека, социальной группы, общества, воплощаемая в разнообразных носителях значимости и выражаемая в знаках и знаковых системах данной культуры.

В XIX в. возникла особая философская дисциплина о ценностях - аксиология Г. Лотце в 1860-х гг. стал рассматривать «благое», «прекрасное» и «справедливое» как основные ценности бытия.

Ценность - это фиксированная в сознании человека характеристика его отношения к объекту. Ценность для человека имеют предметы, которые доставляют ему положительные эмоции: удовольствие, радость, наслаждение и т.п. Поэтому он желает их и стремится к ним. Ценностью могут обладать как материальные, так и духовные объекты.

Ценности разнообразны и неоднородны. В аксиологии предложены различные варианты их классификации.

Философ и психолог Г. Мюнстерберг в начале ХХ в. предложил различать два типа ценностей - жизненные (например, любовь, счастье) и культурные (например, поэзию, музыку), а в каждом из этих типов - логические, эстетические, этические и метафизические ценности.

У каждого человека начиная с детства образуются личные ценностные ориентации, т.е. ценностные представления, с помощью которых он ориентируется в мире ценностей и определяет, какие из ценностей являются для него более значимыми, а какие менее.

Имеется определенная разница между мужской и женской структурами ценностных ориентаций. Женщины, как правило, более сконцентрированы на ценностях домашнего очага, семейного мира, здоровья и благополучия детей, собственного имиджа (моде, макияже, украшениях).

Под идеалом понимают совершенные образы явлений, наделенные ценностным измерением. Применительно к культуре это эталонные ценности.

Идеалы добра, истины, красоты, свободы и т. д. представляют собой ценимое и желаемое людьми, то, к чему стремятся, чего «хотелось бы». Из этого, однако, не следует, что идеалов как бы и нет в реальности. На самом деле в стремлении к ним они хотя и не абсолютно, но реализуются в жизни. Сама культура в известном смысле есть идеал, идеал человеческого существования, реализуемый разными людьми и их группами на разных уровнях культурности.

17. Регулятивы и нормы

Регулятивы представляют собой особый вид смыслов, который находится в тесной связи с другими их видами - знаниями и ценностями.

Эти знания обычно формулируются в виде правил. Правило есть эксплицированный в вербальной форме регулятив. Но знание о регулятиве, выраженное в правиле, и сам регулятив - не одно и то же. Во-первых, человек способен действовать в соответствии с определенными регулятивами и при этом совершенно не знать их, например ездить на велосипеде и не знать, какими способами удерживается равновесие при езде, и не уметь сформулировать правила, описывающие используемые им способы управления велосипедным рулем и своим телом. Во-вторых, знание о регулятивах бывает недостаточно точным и полным. Студент-медик может знать назубок правила диагностики, но без соответствующей тренировки он вряд ли в достаточной мере освоит искусство диагноза. Наконец, в-третьих, можно знать регулятивы, и даже знать очень хорошо, но быть не в состоянии действовать в соответствии с ними. Например, спортивный тренер может до тонкостей знать, понимать и объяснять, как надо выполнить какую-то гимнастическую комбинацию, но вместе с тем не уметь делать ее из-за отсутствия необходимых для этого психофизических качеств.

Регулятивы связаны со знаниями: чем больше человечество познает мир, тем более эффективными становятся применяемые им способы деятельности. Но знания и регулятивы - это разные виды смыслов.

Следовательно, ценности и идеалы тоже являются регуляторами человеческого поведения, но они представляют собой то, что его стимулирует, а регулятивы - то, как оно должно строиться.

В связи с тем что в культурном пространстве могут одновременно существовать разнородные и противоречащие друг другу регулятивы, выполнение регулятивов может порождать разные формы поведения. Во всякой культуре одни формы поведения представляются «нормальными», общепринятыми, ожидаемыми, другие же рассматриваются как «ненормальные», отклоняющиеся от общепринятых стандартов. Поведение первого рода называют нормативным, а второго - отклоняющимся, или девиантным.

Нормы – это стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности. Это стандарты, регулирующие поведение людей.

На начальных этапах становления культуры и цивилизации нормы появились в виде запретов, так называемых табу. Табу (полинезийское) – запрет, система запретов на совершение определенных действий (также на употребление некоторых слов, имен), нарушение которых карается «запредельными» силами. Считалось, что нарушение табу наносит вред всему сообществу (роду, племени).

Запреты – древнейшие формы норм. В священных книгах, например, в Ветхом Завете, фиксируется то, чего нельзя делать человеку (не убий, не укради, не лги и т. д.).

Однако в древности же появились и предписания, касающиеся того, что нужно, должно делать человеку. Например: возлюби ближнего своего.

Нормы вообще – это то, что отличает человеческую жизнедеятельность от инстинктивной жизни животного мира. У людей нормы могут противоречить инстинктам, даже направленным на сохранение жизни. Но в целом они содействуют стабильности, устойчивости, упорядоченности жизни общества. И потому они имели и имеют цивилизующее значение. Цивилизованность общества и человека характеризуется нормированностью отношений и действий.

Нормы морали весьма разнообразны, особенно если учитывать разные состояния разных человеческих сообществ в разное время.

Но в европейской, да в общем–то и в мировой, культуре распространен целый ряд общих норм, таких как «быть честным», «сохранять верность слову», «уважать старших», «быть трудолюбивым, справедливым, порядочным, совестливым» и т. д.

Loading...Loading...