Православные священники на дорогих машинах. Почему священннки ездят на дорогих машинах? Почему священники ездят на дорогих машинах

Сегодня нередко можно услышать слова недоумения и осуждения в адрес священников, имеющих в собственности шикарные машины-иномарки. Даже воцерковленные люди порой смущаются, видя батюшку на дорогом авто. Обсудить это явление, имеющее явно антимиссионерский характер, т.е. становящееся причиной неприязни к Православной Церкви, мы пригласили в редакцию «Православного Креста» иеромонаха Димитрия (Краснодарская епархия РПЦ), заместителя генерального директора по продажам автосалона «BMW» (г. Москва) Анатолия Степановича Буравченко и рабочего завода «Ростсельмаш» (г. Ростов-на Дону) Константина Сергеевича Переверзева.

О. Димитрий: Говоря о священниках и автомобилях, нужно учесть два момента. У священнослужителей очень часто возникает необходимость иметь в распоряжении транспортное средство для исполнения богослужебных треб. Но бывает и так, что у них, особенно у молодых, появляется пристрастие к этому средству. С этим, безусловно, должна вестись борьба - как со стороны самих священнослужителей, так и со стороны священноначалия.
А.С. БУРАВЧЕНКО: Хочу сказать, что иномарки существенно отличаются от отечественных машин. Во-первых, они более комфортабельны и надежны. Например, на иномарке можно ездить три года, пять лет, и ни разу не обратиться в сервис. Отечественные же машины ломаются чаще и требуют постоянной водительской опеки. С девятой моделью «Жигулей» я обращался в автосервис чуть ли не каждую неделю. А когда купил себе первую иномарку, хотя и подержанную, эти проблемы отпали сами собой.
Лично мне понятно, почему некоторые батюшки выбирают иномарки. Потому что меньше с ними проблем и больше в связи с этим свободного времени, которого у священников и так не хватает.
Ценовая политика сегодняшнего дня такова, что за те же самые деньги, которые стоит новая отечественная машина, можно купить неплохую подержанную иномарку. Зато, как говорится, головной боли нет.
Следующая причина - это безопасность. По статистике, в случае ДТП шансов выжить у водителя и пассажиров отечественной машины гораздо меньше, чем у ехавших в иномарке. Поэтому лично меня никогда не смущает, если вижу, что батюшка едет на хорошей машине.
К.С. ПЕРЕВЕРЗЕВ: Думаю, что смущение вряд ли возникнет, если машина у священника недорогая. Но мне становится не по себе, когда батюшка ездит на какой-то крутой машине, да еще с мигалкой. К примеру, недавно видел, как из последней модели «BMW» вышел священник - с перстнями на руках, одетый шикарно, будто олигарх.
О. Димитрий: Безусловно, такое недопустимо. Но надо еще учитывать и другую ситуацию. Вот у меня, например, нет ни машины, ни водительского удостоверения. И когда меня просят причастить умирающего или пособоровать больного, то приходится ехать на той машине, которую пришлют его родственники. А они иногда приезжают на отечественной, но нередко бывает, что и на дорогих иномарках подвозят. Со святыми дарами на метро ездить не положено, поэтому едешь на том, что есть. И вот однажды выхожу из такой дорогой иномарки, а ко мне подходит подвыпивший парень и говорит:
- Вы что, олигарх?
- Нет, я священник, разве не видите, я в рясе? - отвечаю ему.
- А почему Вы на такой дорогой машине разъезжаете? - продолжает возмущаться парень.
- Это не моя машина, меня подвезли. Все вопросы по поводу машины можете задать водителю, - сказал я ему и пошел к больному.
Но меня удивило то, что парень не слышал или даже не хотел слышать моих слов. Что тут непонятного? Машина не моя. Одет я в простую рясу, без какого-либо блеска. Сапоги на мне старенькие - третий год ношу. Ну никак на олигарха не похожу.
Но парень вбил себе в голову, что я его обманываю и что это моя машина. В его глазах я увидел неприязнь, презрение не только ко мне, но, к сожалению, ко всему священству и к Православной Церкви.
К.С. ПЕРЕВЕРЗЕВ: Да, это, конечно, культивируется сегодня и навязывается через СМИ, что вот, мол, зачем вы ходите к попам, носите им кровно заработанные деньги, а они себе на них машины покупают. Поэтому я обычно обращаю внимание: когда священник едет не сам за рулем, то машина, скорее всего, ему не принадлежит. И тут, конечно, согласен с Вами, батюшка, что не надо поддаваться провокационной агитации, направленной против Церкви.
А.С. БУРАВЧЕНКО: Подвыпивший человек неадекватен. Но, как говорят в народе, что у трезвого на уме, то у пьяного на языке.
О. Димитрий: Священник не может присвоить себе церковные деньги, так как все деньги, например, за свечи, идут на восстановление храма или на его ремонт, другие нужды прихода. Ведется бухгалтерия, как и в любой светской организации. Разве возможно генеральному директору какого-либо предприятия снять с его банковского счета крупную сумму денег и купить себе личную машину? Нет. Ему нужно будет за эти средства отчитаться перед налоговой. Также и на приходе сдаются отчеты в налоговую инспекцию. И если заметят что-то незаконное в действиях священника, то его могут наказать как на церковном уровне, так и на законодательном. Поэтому утверждение, что священники покупают себе автомобили на церковные деньги, является мифом.
Но тут возникает вопрос: «Откуда же берутся машины у священников?» Сами отцы заработать на них не в состоянии, потому что зарплаты у нас небольшие. Обычно машины дарят близкие прихожане или, как принято называть у нас, духовные чада. Ничего удивительного в этом нет. Возьмите для примера врачей. Разве не благодарят их за то, что они вылечили близкого человека, помогли вернуть здоровье? А духовное здоровье, мир душевный для человека намного важнее, и потому всегда есть люди, желающие отблагодарить священника за помощь в период тяжелого духовного кризиса.
Другое дело, что священник должен объяснить чадам, что нежелательно дарить дорогую модель автомобиля, чтобы не вызывать смущения у окружающих.
А.С. БУРАВЧЕНКО: Читал как-то, что по статистике священническое служение считается одной из самых тяжелых профессий. Батюшки постоянно сталкиваются с человеческой бедой, поэтому часто у них случаются инсульты, инфаркты. Невозможно каждый день видеть человеческое горе и быть к нему равнодушным. В то же время мы, светские люди, весьма требовательны к священству. Почему-то нас не задевает, когда на дорогой иномарке едет юрист или дантист. А вот священнику - не положено…
О. Димитрий: Дело в том, что к священникам относятся у нас как к людям святым, которые не должны быть как все. В этом и причина смущения. Но и слава Богу, что так относятся. Действительно, священник должен быть человеком не от мира сего, примером душевной чистоты, нравственности, честности. Понятно, что на юристов не обращают внимания, потому что к ним и отношение совсем другое.
А.С. БУРАВЧЕНКО: Да вы посмотрите по нашим дворам, какие машины там стоят?! Одна краше другой. Многие люди сегодня живут далеко не бедно. И почему при таком уровне жизни священники должны быть нищими?
Думаю, что если священник живет бедно, то виноваты в этом мы, прихожане, которые, имея хороший бизнес и средства к существованию, не желаем помочь нашим духовным отцам, а только осуждаем их за то, что они используют иномарки как средство передвижения.
О. Димитрий: Священник не должен быть нищим - это будет ему мешать в его служении. Но и - как говорится в Священном Писании - трудно богатому войти в Царствие Небесное. Во всем необходима мера. Роскошь для священнослужителя, как и для любого православного, губительна, но иметь необходимое заповеди Божии не запрещают. Тем более, у мирских священников, как правило, семьи многодетные. И не думаю, что это справедливо, если дети священнослужителя будут хуже обезпечены в сравнении с другими детьми.
К.С. ПЕРЕВЕРЗЕВ: Прежде чем делать какие-то выводы в отношении священнослужителей, надо сначала посмотреть на себя: живу ли я по заповедям Божиим? Все ли исполняю по совести? Но такой вопрос редко кто себе задает. Отсюда и возникает осуждение.

Подготовил
Виктор ЗАРЕЧНЫЙ

Епископ Ливенский и Малоархангельский Нектарий (в миру — Николай Селезнев) стал владельцем элитного внедорожника Toyota Land Cruiser V8, стоимость которого оценивается в 5-6 млн рублей. Об этом сообщают местные СМИ.

По данным источников журналистов, машину священник приобрел около двух недель назад и зарегистрировал ее на себя. При этом на внедорожнике установлены номера, которыми в регионе оснащают, как правило, правительственные автомобили.

По словам источника местных СМИ, иномарка могла быть куплена на средства из так называемого епархиального налога, который каждый храм якобы отчисляет в епархию.

В Орловской митрополии позже сообщили, что епископ Нектарий не покупал автомобиль на свои средства и уж тем более на средства, вырученные «от продажи свечей в храмах».

Священник, по словам руководителя информационно-аналитического отдела митрополии Евгения Борисова, принял внедорожник в дар.

«На территории Ливенской епархии, где епископ Нектарий совершает служение, находится агрохолдинг, который он часто посещает. Его руководство решило по своей инициативе, учитывая условия служения, состояние дорог, распутицу, приобрести для епископа данный автомобиль», — объяснил он.

Борисов заявляет, что встречался с представителями данного предприятия и, по его словам, они не понимают, что сделали не так и в чем их вина.

«Хозяйствующие субъекты в нашей стране вправе совершать законные действия с имуществом. Они приняли такое решение, в чем здесь информационный повод? Мы не можем запретить людям делать такие подарки», — говорит он.

По словам представителя митрополии, архиерей ежедневно должен оперативно выполнять свои обязанности, при этом на обычном легковом автомобиле по дорогам Орловской области зачастую бывает проехать затруднительно.

«Это глубокая провинция, вы представляете, какие дороги в провинции? Их иногда просто нет. В XIX веке на каретах по неделе добирались до отдаленных окраин епархии, но мы сейчас уже в другом мире живем», — пояснили в митрополии.

При этом обладание таким дорогостоящим автомобилем, по мнению Борисова, не смущает прихожан, их, по его словам, задевает то, что в прессу попадают только новости, имеющие негативный оттенок, а благотворительная деятельность епископа Нектария никак не освещается.

Действительно ли на новом автомобили священнослужителя установлены номера правительственной серии региона, в митрополии пояснить не смогли, ссылаясь на то, что не имеют доступа к базе ГИБДД.

Орловская митрополия уже не первый раз попадает в поле зрения СМИ. Так, в сентябре прошлого года громкий скандал разгорелся вокруг местного влиятельного священника Александра Прищепы, которого суд лишил прав за пьяную езду. При этом несмотря на то, что решение суда было вынесено еще в июне 2016 года, в СМИ информация об инциденте попала только осенью.

Из решения суда следует, что во время задержания от объяснений представителям полиции Прищепа отказался. В протоколе об отстранении его от управления Mitsubishi Outlander говорится, что полицейские имели достаточно оснований полагать, что водитель находился в состоянии опьянения.

Это подтвердили и результаты медицинского освидетельствования, которое показало, что в крови священника было 0,381 мг/л алкоголя, что практически в 2,5 раза превышает допустимую норму.

Вначале он попытался «решить вопрос миром», однако после того, как сотрудники ДПС начали составлять протокол, священник стал высказывать в их сторону нецензурную брань. «Ругался матом, грозился позвонить начальнику ГИБДД, однако протокол в отношении него все-таки составили», — рассказывали «Газете.Ru» журналисты местных изданий.

Однако сам Прищепа в суд не явился. Судья же при рассмотрении дела нашел отягчающие обстоятельства — оказалось, что священник ранее уже привлекался к ответственности за пьяную езду.

В то же время в Орловской митрополии «Газете.Ru» тогда объясняли, что против священника якобы велась направленная кампания.

«Настоятель храма занимается социальной и просветительской работой, он известен, и есть определенные люди, которым это не нравится. В публикациях СМИ упоминается нецензурная брань, но ничего этого не было — этого ведь даже нет в решении суда. Все это вложено в уста анонимных свидетелей», — говорил представитель митрополии Евгений Борисов.

Примечательно, что после вынесения судом решения Прищепа продолжил ездить на своем автомобиле. Об этом священник рассказывал корреспонденту «Газеты.Ru».

Люди, занимающие высокое положение в обществе, нередко окружают себя роскошью, и касается это не только бизнесменов и политиков, но и некоторых священнослужителей. Проследить любовь церковных лидеров к роскоши можно на примере машин, на которых они ездят. В этом посте предлагаем взглянуть на автомобили, которые возят церковных лидеров разных стран.

Естественно, один из лучших специалистов по дорогим часам, яхтам, а также бронированным повозкам - наш родной патриарх Кирилл. Несмотря на то что главный в России по сдержанности духовенства периодически призывает сотрудников РПЦ быть максимально прижимистыми, сам не гнушается рассекать на автомобилях исключительно дорогих и сильно защищенных.
Но не спешите обвинять Кирилла нашего всея Руси в алчности, просто работа у него такая. Служитель не раз парировал нападки журналистов тем фактом, что Mercedes-Benz S-Class Pullman, пара Cadillac Escalade и прочие G-Class - все это блага не его личные, а государственные. И приписаны они не к епархии, а к кремлевскому гаражу особого назначения. Все дело в том, что патриарх - лицо очень важное и особо охраняемое. Стало быть, негоже ему ездить на чем попало.

Вместе с тем, помимо врожденной тяги к роскоши, есть у Кирилла и любовь к автостарине. К примеру, несколько раз в год патриарх приезжает на работу, то бишь в храм Христа Спасителя, на «Чайке»! Более того, автомобиль этот не простой, а служивший в РПЦ еще в середине прошлого века.

Ближайшим соседям до патриарха Кирилла, конечно, еще тянуться и тянуться, но, скажем, его украинские коллеги стараются соответствовать тренду. Патриарх Киевский и всея Украины так же, как и его российский коллега, предпочитает Mercedes-Benz. Правда, не специально подготовленный лимузин Pullman, а всего лишь скромный, но удлиненный S 500 4Matic Long.

В братской Белоруссии местный митрополит Павел решил отличиться. У него в автопарке долгое время служил верой и правдой белоснежный BMW 7 Series, на котором ездил еще предшественник Павла. Говорят, таких BMW у митрополита Минского и Слуцкого вообще два, но подтвердить эту информацию нам не удалось. Зато доподлинно известно, что первым абсолютно новым автомобилем священника не так давно стал новенький Range Rover с российскими номерами.

То ли дело глава белорусских католиков: митрополит Минско-Могилевский Тадеуш Кондрусевич частенько рассекает... на велосипеде!

Что-то мы все о себе, да, о соседях. Самое время пройтись по автопарку самого главного священника в мире - Папы Римского. Ведь в отличие от его восточных коллег, чьи гаражи засекречены что есть мочи, папский ничего не скрывает. Тут есть все: от крутых Harley-Davidson до древнего Renault 4, от роскошного Cadillac DeVille до банального Fiat Ducato... В гараже понтифика имеется даже сногсшибательная Ferrari Mondial 1988 года выпуска! Но, конечно же, самым известным автомобилем папы был, есть и будет специально подготовленный Mercedes-Benz 230G. Именно этот «Мерс» впервые прозвали «папамобилем» за специальную бронированную надстройку в задней части кузова. Причем, по желанию понтифика, стеклянный колпак можно снять и продефилировать перед паствой во внедорожном кабриолете.

Но справедливости ради отметим, что как предыдущий папа Бенедикт XVI, так и нынешний Франциск - оба призывают к сдержанности. Более того, в отличие от наших владык, ватиканские начинают экономию с себя. Бенедикт XVI, к примеру, повсеместно сокращал расходы собственной администрации, а в будни перемещался на обычном Ford Focus. А Франциск решил отказаться от роскоши даже во время больших праздников и пересел из роскошного папамобиля на Hyundai Santa Fe. Правда, корейский паркетник все же пришлось немного доработать: убрать крышу и сделать специальные поручни, чтобы папа мог встречать верующих стоя.

Не упрекнешь в отсутствии меры и другого духовного лидера - Далай-ламу. Сегодня этот жизнерадостный старикашка все чаще появляется на пассажирском сидении старенького Suzuki XL-7. Правда, не один, а в сопровождении кортежа из охраны. О других автомобилях Далай-ламы известно чуть больше чем ничего. В далекие семидесятые лидер всех буддистов ездил по отдаленным уголкам Гималаев на Land Rover, который впоследствии передал в фонд Далай-ламы в Калифорнии.

Что ж, выходит, священник священнику рознь. И как тут не вспомнить патриарха Сербской Православной Церкви Павла. Он не любил автомобилей, запросто мог сам себе отремонтировать обувь, да и одевался на службу зачастую сам. Его частенько можно было встреть в общественном транспорте читающим Библию. Охрана, говорите? Ну-ну... Вплоть до своей смерти Павел проповедовал бессребреничество, а ведь титул патриарха позволял многое...

После нашумевших ДТП со священно служителями все в нашей стране знают, что священнослужители не самые бедные люди… посмотрим на каких автомобилях ездят священнослужители

Авария произошла 31 июля около 23.30 на Зацепском валу. Водитель BMW Z4 по неустановленной причине столкнулся с автомобилем Volkswagen Touareg, после чего BMW отбросило на полосу встречного движения, где он врезался в Toyota. За рулем BMW находился игумен Тимофей (Алексей Подобедов).

BMW Z4 стоит от 2 до 3 млн.руб.

Фото с места аварии

В судебном заседании 6 сентября 2012 года свою вину признать отказался .
12 сентября 2012 года решением суда лишён водительских прав на один год и восемь месяцев за отказ проходить тест на опьянение (ч.1 ст. 12.26 КоАП).
вот и все наказание.

Патриарх Московский и всея Руси Кирилл порекомендовал православным священникам отказаться от использования автомобилей дорогих марок.

Он предложил ездить на таких автомобилях, которые не могут вызвать обвинений от недоброжелателей и не станут поводом для дискредитации духовенства. В отношении себя патриарх сказал, что не может отказаться от автомобиля представительского класса как охраняемое лицо.

Кроме того, патриарх Кирилл дал рекомендации по выбору подходящих рангу священников автомобилей. Это могут быть, по его мнению, автомобили производства Японии, Кореи, некоторых европейских брендов. Эти машины не уступают по комфорту настоящим транспортным средствам священнослужителей, но не будут мелькать на новостных полосах.

Анатолий Караваев, Корреспондент отдела «Автомобили» «Газеты.Ru», сказал:
«Мне, как человеку верующему, сложно найти объяснения тем привилегиям, которыми пользуется, например, патриарх Кирилл. Предстоятель РПЦ передвигается на сверхдорогих немецких лимузинах с персональным штандартом с аббревиатурой ПК (Патриарх Кирилл) вместо номерных знаков. Его кортеж обычно включает несколько тяжелых внедорожников, и это не считая полицейского сопровождения.»

2 апреля Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл прибыл с Первосвятительским визитом в Санкт-Петербургскую епархию. вот фото их авто, а так же обратите внимание на номера автомобилей…


















смотрим на номер (правда фото не очень) номерных знаков нет, Он же вне закона


Погрузка автопарка патриарха Кирилла в поезд (2010)
Вот сегодня на поезде номер 4 в 21.30 по Киевскому времени уезжает на родину из Одессы патриарх Кирилл. А вместе с собой он увозит своих «крошек» Cadillac Escalade.






С официального сайта РПЦ исчезли фотографии, где изображен патриарх Московский и всея Руси Кирилл с часами Breguet стоимостью 30 тысяч евро. Таким образом на сайте вместо этих фотографии появились отредактированные без часов на руке патриарха, пишет блогер v-n-zb, с ссылкой на Nikolai Pravdorub. По его словам, это случилось после заявления патриарха РПЦ Кирилла (Гундяева) о том, что у него есть часы Breguet, но он их ни разу не одевал. Блогер говорит, что одна из фотографий, на которой заметны Breguet на руке патриарха, «была грубо отретуширована в фотошопе и заменена в старом информационном сообщении на офсайте». При этом осталось отражение часов на лакированной поверхности крышки стола!!!
На днях Кирилл заявил, что никогда не носил часы фирмы Breguet за 30 000 евро, с которым его сфотографировали украинские журналисты. Вместе с тем патриарх признался, что такие часы у него действительно есть.

Мнение интернет пользователей можно увидеть на этом фото-коллаже

Скромность:

Как вы думаете, чья это тачка?


«В Карелию едет патриарх Кирилл освящать новый храм и памятник А. Невскому.
А его пацаны заранее подъехали все дела разрулить, вопросы порешать.»

Смертных грехов в христианском учении насчитывается семь, а называются они так потому, что, несмотря на свою, казалось бы, безобидность, при регулярном занятии ими приводят к гораздо более тяжким грехам и, следовательно, к гибели бессмертной души, попадающей в ад.
Из них - Алчность (Желание материального богатства, жажда наживы, с игнорированием духовного.)
Чревоугодие (Несдерживаемое желание потреблять больше, чем того требуется.)
Гордыня (мигалки, власть, чрезмерная вера в собственные возможности, вступающая в противоречие с величием Господа)

Вот скромный автомобиль отца Германа (с характерной для авто местных попов буквенной серией «ССС»), изгоняющего, по разрешению патриарха, в надвратном храме Троице-Сергиевой Лавры (по четвергам) - бесов:

Видео с попом в Лавре на Лендкрузере с блатными номерами

Вот так для сравнения:
это сербский патриарх:

А это уже Кирилл. На заднем фоне кадиллак


А это кортеж патриарха.

-
Теперь иеромонах Илия настаивает на своей полной невиновности
Все видеозаписи с места аварии с участием иеромонаха Илии, мирское имя которого Павел Семин, пропали. Речь идет о записях с 22 камер. «Видеозаписи в материалах дела отсутствуют, подозрительно пропали все», - заявил адвокат потерпевшей стороны Игорь Трунов. Он также отметил, что следствие не использовало все отснятые материалы.
«Именно отсутствие твердых доказательств стало причиной того, что Павел Семин, поначалу признававший вину, стал отказываться от данных ранее показаний и настаивать на своей полной невиновности»
Также недавно стало известно, что у священнослужителя обнаружили целый автопарк элитных автомобилей. Помимо «Гелентвагена», на котором он совершил ДТП, также имеются «БМВ 740LI» и купе «Мерседес SL500», общая стоимость которых может превышать 10 млн руб. об этом сообщает «РБК daily», ссылаясь на адвокатов потерпевшей стороны.
авария с участием священнослужителя произошла поздно вечером 15 августа на Кутузовском проспекте в Москве. Белый «Мерседес Гелентваген», двигавшийся в сторону МКАД, на большой скорости протаранил ограждения на месте работ по устранению провала грунта. Зона проведения работ была ограждена полимерными блоками, обозначена сигнальными фонарями, дорожными знаками и импульсной стрелкой.

Автомобиль сбил насмерть главного инженера участка ГБУ «Гормост», 56-летнего Николая Сергеева, и сотрудника проектной организации «Точка опоры» Павла Лейкина. После этого иномарка продолжила движение и сбила 50-летнего рабочего Владимира Волкова, а затем врезалась в стоявшую «ГАЗель». После этого «Гелентваген» отбросило на такси «Шкода», ехавшее в попутном направлении. Обе машины в результате опрокинулись. Травмы получили Волков, а также водитель и пассажир такси. С места происшествия водитель внедорожника скрылся.

Очередной региональный скандал, в который угодила , рискует стать национальным: к обсуждению подаренного епископу Ливенскому Нектарию Toyota Land Cruiser V8 подключились федеральные СМИ, местный губернатор и - заочно - высшее церковное руководство. поговорила с представителями церкви и местными журналистами, чтобы понять, что происходит.

Об удачном обретении епископа Ливенского Орловской митрополии Нектария (Селезнева) «Орловские новости» сообщили 23 мая: внедорожник Toyota Land Cruiser V8 мощностью 288 лошадиных сил стоит около 6 миллионов рублей (на эти деньги в Орле можно купить три квартиры - прим. «Ленты.ру» ).

Тему мгновенно подхватили федеральные СМИ и пользователи соцсетей. Широта души дарителя стала всеобщим достоянием.

Примечательно, что в церкви факт подарка не отрицали и не видели в нем ничего предосудительного.

«Сам носил дорогие одежды, которые дарили ему, скажем так, те люди, которые его почитали», - рассказали в информационно-аналитическом отделе митрополии. Там заявили, что церковь в лице епископа получила внедорожник в дар от некоего агрохолдинга, и он как «хозяйствующий субъект» имеет право распоряжаться им по своему усмотрению.

На YouTube-канале Breaking Mash опубликован разговор якобы самого Нектария с пранкерами, в котором он признается, что «средства на приобретение» этой машины ему подарил Павел Царев - генеральный директор агрохолдинга «Агрогард», производящего молоко, мясо крупного рогатого скота и продукцию растениеводства на 150 тысячах гектарах сельхозугодий.

Ни в холдинге, ни в епархии эту информацию не опровергли, но и комментировать ее «Ленте.ру» отказались.

Епископ Нектарий, по некоторым данным, контролирует заметную часть финансовых потоков в Орловской митрополии. Уже около 30 лет он находится подле митрополита Антония: был его иподьяконом, келейником и секретарем, еще когда тот возглавлял Красноярскую митрополию, переехал в Орел вместе с ним в 2011-м, а уже в 2014 году получил свою епархию.

Письмо счастья

Не прошло и недели после публикации резонансной заметки, как в редакцию «Орловских новостей» электронное письмо за подписью епископа Нектария, в котором содержались угрозы засудить издание по статье об оскорблении чувств верующих.

Главный редактор «Орловских новостей» Денис Волин поделился с «Лентой.ру» копией сообщения, пришедшего с почтового ящика [email protected], со сканом письма от иерарха, датированного 29 мая. А уже на следующий день, 30 мая, когда текст письма стал достоянием широкой общественности, редакцию посетил адвокат Нектария, который убеждал коллектив, что епископ ничего такого не писал и, по словам епархиального секретаря отца Александра, не намерен устраивать никаких разбирательств.

Впрочем, слова адвоката не убедили руководство издания. «Говорить о том, что это фейк, никак нельзя. Письмо подготовлено на официальном епархиальном бланке, с официальной печатью, с личной подписью Нектария, - говорит Волин. - Никаких доказательств подложности этого документа, кроме слов отца Александра, у нас пока нет».

Далее события развивались по необычной для конфликтов церкви и общества траектории. Уже через несколько часов в подотчетной Нектарию епархии заявили, что его письмо «Орловским новостям» - подлог и провокация. По словам отца Александра, ни епархия, ни епископ Нектарий не имеют претензий к изданию. А про злополучный джип пояснили , что он используется не как роскошь, а как средство передвижения: добираться до паствы в удаленных уголках Орловской области по непроходимым провинциальным дорогам пастырю затруднительно.

Глава епархиального информационно-аналитического отдела Ливенской епархии диакон Юрий Шкуратюк в беседе с «Лентой.ру» не стал высказывать предположений о том, кто мог отправить это «подложное письмо»: «Искать крайних здесь не следует, концов здесь не найти. Это обычные информационные нападки на церковь. Нашли злободневную тему, раздули ее из ничего». По его словам, епархия не состоит ни с кем ни в каких конфликтах, и прямого выгодополучателя у такого подлога быть не может.

«Это абсолютная ложь, фотошоп и монтаж. Данная подпись у нас присутствует на совершенно другом документе», - заявил «Ленте.ру» секретарь Нектария отец Александр. Он тоже не имеет «ни малейшего понятия», кто мог бы совершить подобное.

Не исключено, однако, что письмо Нектария стало фейком именно в тот момент, когда история приобрела общественный резонанс. Источники «Орловских новостей» в Орловской митрополии сообщили, что Нектарию настоятельно рекомендовали отказаться от этого письма.

Бывший главный редактор «Журнала Московской Патриархии» назвал версию с подложным письмом странной. «За много лет работы в церкви и отслеживания в информационном поле того, что с ней происходит, я ни разу не встречал ничего подобного, - говорит он. - Не было такого, чтобы официальное письмо за подписью епископа ушло в какие-то светские структуры, а потом кто-то вдруг заявлял, что такого письма не существует, что это подлог и фотошоп. Поверить в это практически невозможно».

Импульсивные высказывания и решения представителей церкви, в том числе и высших иерархов, в последнее время не редкость, говорит Чапнин. «Думаю, это было такое же импульсивное решение, о котором пожалел сам епископ Нектарий. Или его помощники одумались и воззвали: "Владыка, что ты наделал?" Это удар не только по личной репутации епископа, но и по всей церкви», - считает церковный деятель. Особенно неестественным он видит употребление епархией слова «фейк» из интернет-новояза и заявление об отсутствии претензий к газете.

Чапнин не исключает, что это решение было принято в высших церковных кругах с учетом огромного, национального масштаба резонанса. По его мнению, мог иметь место приказ быстро замять историю, несмотря на возможные репутационные потери. «Самое главное сейчас - остановить волну. Любая публикация в СМИ, независимо от ее характера, будет работать против Нектария и против церкви», - объяснил собеседник «Ленты.ру».

Однако в синодальном отделе по взаимоотношениям церкви с обществом и СМИ Московского патриархата поспешили , что конфликт священника Орловской митрополии Нектария и издания «Орловские новости» не касается РПЦ в целом.

«Это дело епархиального уровня», - заявил зампред отдела Вахтанг Кипшидзе. По его словам, высшее управление РПЦ не будет разбираться в ситуации.

Дела орловские

Отдельным и одним из самых ярких эпизодов скандала стало орловского губернатора , под покровительством которого был открыт первый в истории памятник . Он заявил, что «Бог не фраер», а журналисты не имеют права критиковать Нектария. Все решит Божий суд.

Фото: Сергей Мокроусов / РИА Новости

«Губернатор наш - совершенно феноменальный человек и любитель сомнительной лексики (в декабре 2016-го он назвал всех журналистов «чепушилами» - прим. Ленты.ру ). Мне кажется, на этой истории он просто хочет получить дополнительный сомнительный пиар и ничего больше», - комментирует Волин. При этом он подтвердил, что между Потомским и Антонием (а значит, и его протеже Нектарием) существуют определенные разногласия, связанные с тесной связью губернатора с духовником патриарха Кирилла, схиархимандритом Илией (Ноздревым), представителем церковного «центра», имеющего в Орле свои интересы. В частности, старец Илия является соучредителем строительства огромного «губернаторского храма» в Вятском Посаде.

«Думаю, выступление Потомского в поддержку Нектария - знак корпоративной солидарности власти [светской] и власти церковной, - считает Чапнин. - Но так, как выступил губернатор, лучше не выступать. Нравственную оценку происходящему в церкви могут давать все, кто считает это нужным, но в первую очередь такую оценку должна давать сама церковь». По его мнению, для епископа небогатой епархии автомобиль за шесть миллионов рублей - чрезмерная роскошь и вызов здравому смыслу, и весь скандал с письмом - попытка увести внимание от этой проблемы.

«Как гражданин Российской Федерации Нектарий не поражен в правах и может делать все что угодно. Но как епископ Русской православной церкви он не имеет морального права на такую роскошь», - резюмировал Чапнин.

Loading...Loading...