Духовный стан. В Приангарье открылся центр Святителя Иннокентия
Иконопись приходит в Киевскую Русь после ее крещения, в 9 веке, из Византии. Приглашенные византийские (греческие) иконописцы расписывают храмы Киева и других крупных городов Руси. Вплоть до татаро-монгольского нашествия (1237-1240) византийская и киевская иконопись служила образцом для других местных школ. С возникновением феодальной раздробленности на Руси, в каждом из княжеств стали возникать отдельные иконописные школы. В 13 веке уже начинается разрыв культур между Русью и Византией, что сказывается и на том, что иконы, написанные после 13 века все больше начинают отличаться от Византийских первоистоков.
Северные части Руси были меньше затронуты нашествием татаро-монгольского ига. В Пскове Владимире и Новгороде тогда иконопись сильно развивается, причем выделяясь уже особым своеобразием. В период быстрого развития Московского княжества, зарождается Московская школа. Именно тогда, начинается «официальная» история русской иконописи, которая все дальше и дальше начинает уходить от стилистических особенностей и традиций своего родоначальника - Византии.
Наибольшее развитие московская школа получила в 14-15 веках и связано оно было с работами таких иконописцев как Феофана Грека, Андрея Рублева и Даниила Черного. На этот же период приходится расцвет Псковской школы, отличающейся экспрессией образов, резкостью световых обликов и пастозности мазка.
В дальнейшем, своеобразие русской иконописи пополнилось развитием строгановской школой иконописи, строившаяся на сочности цветовой гамме, применением золота и серебра, утонченность в позах и жестах персонажей.
В 16 веке начинает активно развиваться Ярославль, как культурный и экономический центр. Возникает Ярославская школа иконописи, которая продолжает свое существование почти два столетия, и приносит свой большой вклад в развитие истории иконописи в России. Богатство оформления, использования дополнительных деталей в оформлении, сложные сюжеты и многое другое появилось в те века в иконописи.
В 17 веке возникает Палехская школа. Письмо палехского стиля усложнено большим разнообразием элементов композиции, также усложнена и техника многими теневыми и световыми приплавками. Цвета насыщенные, яркие. Также в этот период в иконопись внедряется масляная живопись, позволяющая более объемно передавать образы. Это направление называют «фряжеская манера» иконописи.
В 18 веке, с развитием академии художеств, в иконописи широко стали распространятся живописные иконы в академическом стиле, написанные в масляной технике.
Это не вся история иконописи, иконописных школ достаточно много, и каждой из них можно посвятить отдельную большую статью.
Русская иконопись, веками развиваясь, на столько стала богатой и разнообразной, что многие считают, что она на порядок превзошла свои Византийские (Греческие) первоистоки.
Одна и также икона написанная в традициях разных иконописных школ может сильно отличаться в художественном восприятии, что субъективно, некоторым людям может понравиться, а другим - категорически нет.
Различные варианты оформления, стилей, техник, композиций, цветовая гамма и т.д. - все это нужно учитывать при заказе иконы.
В настоящее время, в общем, можно выделить следующие техники и стили иконописи, которые следует определить при написании новой иконы:
- Техника исполнения: темпера, масло,
- Средневековая иконопись и иконопись «поздних» веков.
- Стиль письма: живописный, иконописный.
Следует отметить. что в настоящее время, изготовляемые иконы могут иметь характеристики нескольких иконописных школ, и бывает порой трудно определить четко. к какой школе относится икона.
Вот лишь некоторые примеры всего вышесказанного:
Темпера, иконописный стиль, Московская школа. | Темпера, иконописный стиль, иконопись средних веков, византийский стиль. | ||||
Палех. живописный стиль, темпера. | Темпера, Ярославская иконописная школа, иконописный стиль. | Темпера, Ярославская иконописная школа, средневековая иконопись. | |||
Московская школа иконописи, темпера. | Ростово-Ярославская школа иконописи, темпера. | ||||
Живописный стиль, темпера. | Живописный (академический) стиль, масло. |
Цели
- Создать в Республике Саха (Якутия) Культурно-просветительский центр имени святителя Иннокентия (Вениаминова) как единое культурное, духовно-просветительское пространство, включающее в себя свободный доступ граждан к культурным и духовно-просветительским благам, инновационное освоение существующих творческих, образовательных и духовных ресурсов, миссионерскую и благотворительную деятельности.
Задачи
- Создать нормативно правовую базу Культурно-просветительского центра имени святителя Иннокентия (Вениаминова).
- Обеспечить широкую информационную поддержку деятельности Культурно-просветительского центра имени святителя Иннокентия (Вениаминова).
- Приобрести и установить оборудование, инструменты, мебель и другие материалы, отвечающие современным требованиям оснащения Культурно-просветительского центра имени святителя Иннокентия (Вениаминова).
- Создать в помещении Культурно-просветительского центра имени святителя Иннокентия (Вениаминова) площадку для проведения культурно-массовых и духовно-просветительских мероприятий.
- Открыть компьютерный класс с использованием интерактивных технологий - места для реализации образовательной, познавательной, духовно-просветительской, творческой деятельности населения на базе Культурно-просветительского центра имени святителя Иннокентия (Вениаминова).
- Оснастить Культурно-просветительский центр имени святителя Иннокентия (Вениаминова) современными методическими и технологическими программами, образовательными материалами и литературой.
- Организовывать и проводить культурно-массовые, духовно-просветительские, миссионерские мероприятия, направленные на решение цели настоящего проекта.
- Создать в Культурно-просветительском центре имени святителя Иннокентия (Вениаминова) студию хорового пения для людей разных возрастных групп.
- Оказывать услуги Культурно-просветительского центра имени святителя Иннокентия (Вениаминова) на территории Алданского района и Республики Саха (Якутия) - "Культурно-просветительский центр имени святителя Иннокентия (Вениаминова) на колёсах".
Обоснование социальной значимости
Духовность и нравственность человека закладывается в детском возрасте. В Алданском районе проживает около 43000 человек, из которых порядком 4500 детей. Услуги дошкольного образования получают 2540 детей, еще более 350 детей стоят в очереди на садик. Более 2000 детей находятся в трудной жизненной ситуации. Количество сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на начало 2017 года составило 270 человек. На учете комиссии по делам несовершеннолетних состоят 177 семей, находящиеся в социально опасном положении, в которых воспитывается 294 ребенка. Большая часть этих детей и их родителей не получают никакого культурного и духовного-нравственного образования, не имеют возможности использовать современные информационные технологии для своего развития и профессионального роста. По данным Минздрава Якутии, уровень рождаемости в регионе резко пошел на снижение. Вместе с тем количество абортов за последние 10 лет увеличилось в три раза. Работа с молодежью о культуре добрачных и брачных отношений практически не проводится. Все эти факторы свидетельствуют о не высоких культурных познаниях населения в области духовности, нравственности, семейных приоритетов и ценностей. Несмотря на достаточно большое количество культурно-массовых мероприятий в городе и районе, наблюдается дефицит единого культурно-просветительского пространства – площадки, объединяющего в себе культурные, духовно-просветительские, социальные, обучающие, благотворительные, миссионерские и иные мероприятия со всеми категориями граждан. Настоящий проект способен мобилизовать ресурсы всех его участников на воспитание своей духовности и нравственности, раскрыть в себе способности и таланты, способствовать развитию семейных ценностей, подготовить детей к жизни в высокотехнологичном мире. Одним из главным аспектов социальной актуальности проекта является его образовательная ценность. Проект создаёт открытое образовательное пространство и формирует поливозрастное и полипрофессиональное сообщество. В результате реализации проекта будет решена проблема консолидации всех видов внебогослужебной деятельности, а также продолжится развитие механизмов социального партнерства, эффективного взаимодействия некоммерческих организаций, бизнеса и местного самоуправления в решении социальных задач.География проекта
Проект реализуется на территории города Алдана, Алданского района и является пилотным проектом на территории Республики Саха (Якутия)Целевые группы
- Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей
- Дети и подростки
- Многодетные семьи
- Молодежь и студенты
- Пенсионеры
- Женщины
- Люди с ограниченными возможностями здоровья
- Лица с тяжелыми заболеваниями
- Лица, попавшие в трудную жизненную ситуацию
Московский научно-практический центр наркологии Клинический филиал № 1 был основан в 1982 году. Это крупнейшее в России и Европе лечебно-профилактическое учреждение наркологического профиля. Здесь оказывают помощь больным хроническим алкоголизмом, наркоманиями и токсикоманиями. В больнице работает более 300 специалистов, в их числе: врачи-психиатры-наркологи, врачи-психотерапевты, врачи 12 других специальностей, медицинские психологи, социальные работники.
Взаимодействие прихода храма преподобной Евфросинии Московской с центром успешно осуществляется на протяжении многих лет. Результатом этой совместной работы является открытие на территории Центра домового храма.
12 мая 2015 года, во вторник 5-й седмицы по Пасхе, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси управляющий Юго-Западным викариатством, наместником Андреевского ставропигиального мужского монастыря епископом Дмитровский Феофилактом было совершено малое освящение домовой церкви в честь святителя Иннокентия епископа Пензенского от храма Преподобной Евфросинии Великой княгини Московской, при Московском научно-практическом центре наркологии Клиническом филиале № 1.
По благословению настоятеля храма, протоиерея Алексея Ладыгина, ответственным за социальную работу и богослужебную практику на территории Московского научно-практического центра наркологии Клинического филиала № 1, был назначен клирик храма Преподобной Евфросинии Великой княгини Московской, в Котловке, иерей Иннокентий Семенов. Порядок совершения богослужений и молебнов определялся потребностью лечащихся, возможностями клира и медперсонала. В настоящее время храм открыт ежедневно с 9:00 до 16:00, чтобы у всех лечащихся и медперсонала была возможность зайти в храм и совершить молитвы, подать записочки за родственников. Божественная Литургия совершается еженедельно по субботам в 9:00 , за которой все желающие имеют возможность по исповедоваться и причаститься Святых Христовых . Молебное пение с водосвятием и елеопомазанием перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша» происходит по вторникам в 14:00. На богослужения приходят не только пациенты, но и медперсонал больницы.
Миссионерская и просветительская работа на территории больницы осуществляется за счет привлечения к работе клира и активных мирян храма Преподобной Евфросинии Великой княгини Московской, в Котловке, а так же волонтеров, выпускников РЦ «Остров», участников постлечебной амбулаторной программы "Возвращение".
Тесное сотрудничество и взаимодействие с администрацией Клинического филиала МНПЦ наркологии № 1 позволяет успешно совершать не только еженедельные Богослужения на данной территории, но и проводить постоянные миссионерские духовно-просветительские беседы на каждом отделении, а священнослужителям принимать всех желающих. Тематика бесед в основном заключается в обсуждении возможности борьбы со страстями и важности участия человека в Покаяния и Причастии Святых Христовых Таин.
Социальное служение совершается и за счет взаимодействия с приходской консультативной службой по проблема зависимостей при храме преподобной Евфросинии Московской, в Котловке. Данная группа оказывает информационно-консультативную помощь людям, столкнувшимся в алкогольной, наркотической, игровой и другими видами зависимости, общается в родственниками зависимых.
На базе приписного храма по благословению настоятеля протоиерея Алексея Ладыгина, была создана катехизическая группа "Школа катехизаторов", в которой принимают участие служащие храма, волонтеры и старосты отделений больницы, возглавляемая священнослужителями храма преподобной Евфросинии Московской. Встречи группы проходят по 2 раза в неделю, до молебна и после Божественной Литургии продолжительностью по 2 часа.
Результатом обучения в данной группе является полноценное вхождение участников в церковную жизнь посредством участия в молитве и , а так же возможность совершать миссионерскую деятельность на отделениях. Поэтому уже сейчас сестры милосердия и участники группы "Школа катехизаторов" посещают больных независимо от священства. С данной группой так же совершаются миссионерские и паломнические поездки по святым местам нашей страны.
Каждую субботу в 9:00 - Божественная Литургия.
Каждый вторник в 14:00 - Молебное пение с водосвятием и елеопомазанием перед иконой Божией Матери «Неупиваемая Чаша».
Храм открыт ежедневно с 9:00 до 16:00.
Начало сентября в Иркутской области прошло под знаком 220-летия со дня рождения и 40-летия канонизации Святителя Иннокентия Вениаминова (Иркутского) - одного из наиболее почитаемых в Сибири православных миссионеров, просветителей и духовных учителей.
Именно к этим большим юбилеям на родине Святителя - в посёлке Анга Качугского района был построен и открыт новый храмовый комплекс - Культурно-просветительский центр. В минувшие выходные в честь этого события в посёлке прошёл большой праздник с экскурсиями и концертом «Ангинский хоровод», в котором приняли участие народные коллективы. Какие раритеты можно увидеть в центре, к каким святыням прикоснуться, а главное, станет ли он точкой притяжения для паломников - разбирался корреспондент «АиФ в ВС».
Просветитель и учёный
Святитель Иннокентий - фигура знаковая не только для Иркутской области. Родился будущий митрополит Московский и Коломенский, апостол Сибири и Америки 26 августа 1797 года в селе Анга Верхоленского уезда Иркутской губернии в семье пономаря Евсевия Попова и при рождении получил имя Иван. Уже в девять лет его определили в иркутскую духовную семинарию, где он и получил новое имя в честь епископа Иркутского Вениамина. В возрасте 27 лет начался его сложный путь служения людям, когда он добровольцем отправился на Алеутские острова для проповеди христианства среди туземцев.По существующим данным, он окрестил около 10 тысяч человек, проживающих в Сибири и Якутии, а также в Русской Америке - на Аляске. Вклад Вениаминова в развитие культуры, истории и географии неоценим: строитель храмов, составитель словарей, крупный учёный-натуралист и мореплаватель. Принимал непосредственное участие в исторических сплавах графа Н.Н. Муравьёва-Амурского по Амуру и в подготовке Айгунского договора, который закрепил границы между Российской империей и цинским Китаем по реке Амур в 1858 году.
Граф Муравьев-Амурский и Святитель Иннокентий. Картина Алексея Авдеева из Хабаровска. Фото: АиФ/ Роман Сизых
Особо почитаем Иннокентий Вениаминов в связи с тем, что во время своего служения он много времени посвятил изучению якутского и алеутского языков, составлению их алфавита и переводам на них текстов священного писания.
В 1977 году Святитель Иннокентий был причислен к лику святых при активном содействии иерархов Православной церкви в Америке.
Возвращение храма
Идея создания храмового комплекса на родине Святителя возникла четыре года назад. В 2013 году проект «Путь Святителя Иннокентия» включили в федеральную целевую программу «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России». Чуть позже правительство Иркутской области заявило о намерении создать в Анге культурный православный центр, который может не только объединить вокруг себя верующих, но и стать одним из туристических маршрутов региона.
Чудом сохранившийся дом дяди Святителя Иннокентия дал начало всему комплексу. Фото: АиФ/ Роман Сизых
Сердцем комплекса, его духовным оплотом стал , в котором он провел своё детство. Удивительно, но этот дом получил известность только в 1976 году, благодаря исследованиям академика Окладникова. Родительский дом Святителя не уцелел: его снесли в начале 1980-х годов. Дом дяди Вениаминова уцелел лишь чудом, и отчасти благодаря американцам. В 1986 году иностранцы обратились в администрацию Качугского района с просьбой купить дом Святителя и перевезти его на Аляску. За усадьбу давали несколько тысяч долларов - неслыханные по тем временам деньги. Однако сделка не состоялась: несмотря на уговоры сельчан, тогдашний председатель исполкома Владимир Бутаков в продаже отказал, рассудив, что подобные объекты не следует «разбазаривать».
Убранство дома переносит в те далекие времена, когда святой был еще ребенком. Фото: АиФ/ Роман Сизых
Дальновидный поступок помог сохранить дом для потомков и в 1997 году устроить в нём первый музей Святителя. Сейчас дом полностью отреставрировали, внутри его устроена экспозиция, рассказывающая о жизни нашего земляка и быте того времени. А рядом с ним выросла новая красивая Свято-Иннокентьевская церковь. Построили её из круглого бруса на самом высоком месте исторического комплекса. Внутри храма строители решили сохранить фактуру дерева, которая даёт особый теплый свет. В этом храме будет уютно всем прихожанам. Рядом расположилась библиотека и воскресная школа для детей.
Иконостас Свято-Иннокентьевской церкви. Фото: АиФ/ Роман Сизых
Место для строительства комплекса выбрали отнюдь не случайное. Новая церковь, музей и другие объекты возведены на территории старинной Ильинской церкви, возведённой в 1804 году и полностью разрушенной в 1929 году. Во времена своего расцвета этот приход был главным для всех окрестных деревень. Выполнена церковь была в стиле позднего сибирского барокко. В память о разрушенном храме рядом с расчищенным фундаментом старинной церкви сейчас возвели часовню и звонницу. Жители посёлка очень надеются, что новая церковь положит начало возрождению села.
Часовня и звонница построены рядом с фундаментом разрушенной Ильинской церкви. Фото: АиФ/ Роман Сизых
Новая жизнь старинного села
Удивительно, но даже на первых этапах строительства храмового комплекса в Ангу, которой в этом году исполнилось 335 лет, стали приезжать паломники. По словам представителей местной власти, только иностранных гостей село принимает до тысячи человек в год. Верующим не терпится увидеть возрождение православия на этой земле. Сейчас для тех, кто захочет посетить комплекс, литургии и приобщиться к духовному пути Святителя Иннокентия, созданы прекрасные условия для проживания. Специально для паломников в культурно-просветительском центре построили гостиницу со светлыми комнатами-кельями, в которых можно жить одному или вместе с семьёй. Всего в гостинице может разместиться 35 человек.
Интересен комплекс и для светских экскурсий. На территории есть несколько выставочных экспозиций, рассказывающих о жизни Святителя. Здесь можно увидеть старинные книги, издания словарей и духовных текстов, предметы быта и культа.
Главная выставка расположилось в духовно-просветительском центре на первом этаже. Один зал отведён под экспозицию картин, подаренных центру художниками из разных уголков России. Во втором можно посмотреть впечатляющую интерактивную выставку, повествующую о ключевых этапах служения Святителя Иннокентия.
Под самым потолком установлена парусная лодка, как напоминание о морских путешествиях Святителя. Фото: АиФ/ Роман Сизых
Здесь всё - от стен до пола - несёт смысловую нагрузку. Под самым потолком плывёт парусная лодка, напоминая о морских путешествиях Святителя. Пол удивительным образом стал старинной картой Сибири и Дальнего Востока. По этой карте можно проследить за перемещениями святого и наглядно увидеть, как далеко простирался путь просвещения и миссионерства Иннокентия Вениаминова.
Журналисты и гости Центра остались под большим впечатлением от главной экспозиции. Фото: АиФ/ Роман Сизых
«Всю жизнь прожил в Анге и не ожидал, что вдруг здесь появится такой современный центр, - поделился своими впечатлениями житель села Иван Владимирович. - Стройка практически из окна моего была видна. С сельчанами, можно сказать, на экскурсию ходили смотреть, как дела продвигаются. Когда наконец на церкви маковки засверкали - радовались. Были, конечно, сомнения: всё ли получится, станут ли сюда люди приезжать? Живём-то не близко! Но сегодня видим, что это надолго, что теперь будет служба в церкви идти, детишки будут учиться, а значит - село наше ещё поживёт».
Владыка Вадим освятил культурный центр. Фото: АиФ/ Роман Сизых
Ангинский хоровод
Освящение нового Свято-Иннокентьевского храма совершили митрополит Иркутский и Ангарский Вадим, митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн, архиепископ Якутский и Ленский Роман, епископ Братский и Усть-Илимский Максимилиан, епископ Саянский и Нижнеудинский Алексий.
Такого количества гостей, как в день открытия Культурно-просветительского центра, в Анге, наверное, не было никогда. Поклониться памяти выдающегося человека приехали жители Иркутской области, Бурятии, Республики Тува и других регионов.
«Мы очень ждали этого путешествия, - рассказывает иркутянка Ольга. - В нашем храме было объявление о паломничестве в Ангу, и мы сразу приняли решение поехать семьёй. Очень приятно, что проезд был бесплатным. Вот только, к сожалению, не всем мест хватило. Но поехать всё равно все смогли: паломники добирались на своих авто и брали с собой тех, кто без колёс. В день выезда мы встали ещё затемно, чтобы занять своё место и не пропустить поездку».
Экскурсии в день открытия проходили в режиме нон-стоп. Фото: АиФ/ Роман Сизых
Экскурсии для гостей работники комплекса проводили в режиме нон-стоп с утра и до самого позднего вечера. Что уж говорить про литургию, которую прошлось служить на улице, ведь небольшая Свято-Иннокентьевская церковь не смогла вместить всех желающих послушать проповедь митрополита Иркутского и Ангарского Вадима.
После торжественной литургии и освящения Свято-Иннокентьевской церкви, на сцене рядом с храмом заместитель управляющего делами Московской Патриархии архимандрит Савва (Тутунов) зачитал приветствие патриарха Кирилла. А митрополит Белгородский и Старооскольский Иоанн преподнёс в дар приходу икону Святителя Иоасафа, епископа Белгородского, чудотворца, с частицей его святых мощей.
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
© АиФ / Роман Сизых
©
Культурно-просветительский центр святителя Иннокентия торжественно открылся в селе Анга Кучугского района. Как 8 сентября 2017 года сообщила пресс-служба Законодательного собрания региона, торжества в честь 220-летия со дня рождения святителя и 40-летия его канонизации Русской Православной церковью посетил председатель областного парламента Сергей Брилка.
Мероприятия начались в девять утра с литургии и освящения Свято-Иннокентьевской церкви. Она построена на том месте, где раньше стояла старинная Ильинская церковь, возведенная в 1804 году, она долгое время являлась главной для православных верующих большого прихода окрестных деревень. Выполненная в стиле позднего сибирского барокко, церковь была непосредственно связана с именем святителя Иннокентия, но до наших дней постройка не сохранилась – от здания, которое было разрушено в 1930-е годы, остался только фундамент.
После литургии прошел крестный ход, а затем торжественное открытие культурно-просветительского центра им. святителя Иннокентия. Его строительство, также как и возведение других юбилейных объектов в Анге находилось на парламентском контроле Законодательного Собрания области и лично Сергея Брилки, который регулярно посещал стройплощадки, общался с подрядчиками. «Сегодня мы можем воочию наблюдать результаты нашей совместной деятельности: восстановлен сельский дом святителя, неподалёку от того места, где раньше стояла старинная Ильинская церковь, разрушенная после революции, построена Свято-Иннокентьевская церковь, здание культурно-просветительского центра, после капитального ремонта сдана в эксплуатацию дорога Качуг – Мыс – Кузнецы», – подчеркнул Сергей Брилка.
Завершит мероприятия в Анге церемония открытия международного этнокультурного фестиваля «Ангинский хоровод». По словам Сергея Брилки, эти торжества – только начало новой вехи в увековечивании памяти о Святителе, как о миссионере, просветителе и государственном деятеле в умах и сердцах жителей области, и все эти объекты сделаны для того, чтобы каждый человек мог прикоснуться к земной жизни Иннокентия Вениаминова, к его истокам.
«Это большой праздник для ангинской и качугской земли, – сказал спикер. – Когда ты соприкасаешься с судьбой этого человека, душа невольно замирает. Это был человек огромной духовной силы. У святителя Иннокентия, которого при рождении звали Иван Попов, дед и отец служили в церкви. Он унаследовал их призвание, ему была поручена тяжелейшая миссия. В ходе своих странствий он и замерзал, и тонул, но вынес все испытания и стал апостолом Сибири и Америки. Но он был не только церковным деятелем, но также и государственником. Святитель участвовал в важнейшем событии – вместе с генерал-губернатором Восточной Сибири Николаем Муравьевым принимал участие в подписании Айгунского договора о границах Китая и России, был крупнейшим просветителем, стал одним из основателей города Благовещенска».
В этот день в село Анга приехало огромное количество гостей со всей Иркутской области и из других регионов страны, деятелей культуры, духовных лиц. На церемонии открытия фестиваля был зачитан приветственный адрес от министра культуры России Владимира Мединского. Для гостей были организованы выставка декоративно-прикладного искусства народных умельцев и выставка-ярмарка Качугского района, где посетители могли ознакомиться с достопримечательностями района и продукцией местных производителей. Подарком для гостей стал праздничный концерт.
Фото с сайта Законодательного собрания Иркутской области.