Год русской литературы в православной церкви. В помощь новоначальному: как выбирать православную литературу? Лжеправославная литература

Сегодня во многих храмах библиотеки, конечно же, уже есть. Но если в вашем приходе еще нет большого шкафа, у которого после службы собирается толпа прихожан, то, надеемся, эти советы будут вам полезны.

Как правило, приходские библиотеки начинаются с подоконников или столов, где пишут записки. Туда многие приносят из дома свои уже прочитанные книги – чтобы пыль дома не собирали и другим была польза. Вот этот фонд и может составить начало библиотеки вашего прихода. Вообще о пополнении библиотеки можно не особенно беспокоиться – прихожане быстро наполнят ее своими уже прочитанными книгами.

Начинаем со …шкафа?

Для начала нужно найти библиотекаря. Это должен быть человек, разбирающийся в православной литературе, чьему мнению в рекомендации книг доверяет настоятель храма, умеющий приветливо и по-доброму поговорить с читателями.

Следующий шаг – помещение. Начинается библиотека, как правило, с большого шкафа, в будущем может потребоваться большее помещении. Но желательно, чтобы библиотека располагалась в притворе храма или в самом храме – у входа. Если книги размещаются в другом здании, подвале – в общем, не на пути прихожан от входа до самого храма – найдут ее немногие. Так было и в нашей библиотеке: на огромном книжном шкафу в храме висела два года метровая надпись «БИБЛИОТЕКА», однако регулярные прихожане нередко удивлялись, узнавая о библиотеке прихода. Поэтому – чем больше читателей Вы хотите привлечь, тем на более видном месте нужно установить шкаф.

Дайте что-нибудь на Ваше усмотрение

Книги нужно сортировать, как и везде, по разделам и категориям. При этом, у библиотекаря всегда должен быть свой список тех книжек, которые можно дать начинающим читателям, чтобы привить им любовь к православным книгам. Очень часто читатели спрашивают не какую – то конкретную книгу, а просто просят «что нибудь почитать на Ваше усмотрение».

У меня список книг составился примерно такой: под рукой должны быть

– свт. Николая Сербского.

– Л.Миллер “ ” – одно из лучших жизнеописаний когда–либо написанных, едва ли оставит равнодушным любого читателя.

– схиигумена Иоанна.

– Закон Божий прот. Серафима Слободского.

Запись читателей

Записываем мы читателей без паспорта, но в читательский билет вносим фамилию, имя, отчество, адрес и телефон. Книги выдаем на месяц, а телефон понадобится, если читатель будет держать книгу дольше полугода. Книги почти никогда не пропадают, а вот забывают прихожане о взятой в библиотеке книге очень часто.

Есть еще непростой момент. Воскресный день, библиотека свою работу давно закончила, а библиотекарь остался разбирать книги. После службы в течение дня в храм заходят многие: поставить свечку, написать записку. Многие интересуются библиотекой: «Вот, возьму – ка что – то почитать!». К сожалению, редко такие читатели становятся регулярными и не всегда возвращают книги. Поэтому, можно, конечно, и выдать просимую книгу, а можно и предложить прийти в часы работы библиотеке: те, кто действительно хочет прочитать больше о православии – придет. Но здесь нет универсального решения, нужно иметь в виду обе возможности.

Книги насовсем

Среди поступающих пожертвований у нас обычно было много молитвословов и Библий – бесплатных протестантских изданий. Такие книги можно не выдавать, а если их просят выдать, отдать насовсем. Если текст Библии в Синодальном переводе, то выдавать его можно смело, а несколько десятков страниц протестантских комментариев можно смело удалить из книги.

Не ошибиться с выбором

Большинство читателей библиотеки в первый раз в жизни читают православные книги. Те, кто в храме уже давно, как правило, приносят огромные пакеты накопившейся дома литературы: нет места дома. Тем, кто приходит за первыми книгами, важно не дать той книги, которая окажется для них пока слишком сложна или скучна.

Хорошо помню, что моей первой книгой о духовной жизни была «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться» свт. Феофана Затворника. Издание было репринтное, орфография дореволюционная, а мне было 15 лет. Попытавшись несколько раз дочитать первую главу до конца, я скоро отложила книгу, чтобы потом прочитать ее на одном дыхании уже через 4 года. Но увы, я не просто отложила в сторону творение свт. Феофана, а на долгое время потеряла всякий интерес к таким книгам. Следующей я прочитала «Опыт построения исповеди» архим.Иоанна Крестьянкина: через 2 года только и с огромным интересом. Жаль, что эта книжечка не оказалась у меня раньше.

Перед библиотекарем стоит важная задача – заинтересовать читателя, а не отбить надолго интерес к православным книгам. Причем здесь нет универсального выхода: те книги, которые кажутся нам самыми лучшими и понятными, будут для других сложны и скучны. Один из возможных путей решения: давать читателю несколько книг: не пойдет одна – попробовать другую, или же просто посоветовать, если книга «не пойдет» и окажется сложной, отложить ее на потом, а пока поменять ее на другую.

Категории и рубрики

Тут советовать что – либо сложно, просто приведу то разбиение на категории, которое сложилось у нас.

АКАФИСТЫ

АНГЕЛЬСКИЙ МИР

БОГОСЛУЖЕБНЫЕ КНИГИ

В СКОРБИ И В БОЛЕЗНИ

ВОИНСТВО ХРИСТОВО

ВОСПОМИНАНИЯ И ДНЕВНИКИ

ВЫБРАННЫЕ МЕСТА ИЗ ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ OTЦОB

ДЕТСКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ДНИ ВЕЛИКОГО ПОСТА

ДУХОВНАЯ ЛИРИКА

ЖИЗНЬ ПОСЛЕ СМЕРТИ

ЖИЗНЬ, УЧЕНИЕ И ЧУДЕСА ГОСПОДА НАШЕГО ИИСУСА ХРИСТА

ЖИТИЯ И ЖИЗНЕОПИСАНИЯ

Собрания житий

Жития избранных святых.

Прп. Серафим Саровский

Прп. Сергий Радонежский

СТАРЦЫ ОПТИНСКИЕ

ИЗ ДУХОВНОЙ СОКРОВИЩНИЦЫ

ИМЕНА

КНИГИ НА ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКАХ

КНИГИ ПО ИСКУССТВУ

КНИГИ ДЛЯ СЛАБОВИДЯЩИХ

СРАВНИТЕЛЬНОЕ БОГОСЛОВИЕ

ЛЮДИ И ДЕМОНЫ

МОЛИТВЫ И МОЛИТВОСЛОВЫ

НАУЧНАЯ ЛИТЕРАТУРА

О БОГОСЛУЖЕНИИ

О ГРЕХАХ

О КОНЧИНЕ МИРА

О МОЛИТВЕ

О МОНАШЕСТВЕ

О РОССИИ

ПЕРВЫЕ ШАГИ В XPAMЕ

ПО СВЯТЫМ МЕСТАМ

Подготовка к таинствам исповеди и Cвятого Причащения.

ПОУЧЕНИЯ

ПРАВОСЛАВИЕ И ЛИТЕРАТУРА

ПРАВОСЛАВИЕ И МЕДИЦИНА

ПРАВОСЛАВНОЕ БЛАГОЧЕСТИЕ

ПРАВОСЛАВНЫЕ КАЛЕНДАРИ.

ПРАВОСЛАВНЫЕ ПРАЗДНИКИ

ПРАВОСЛАВНЫЙ КАТЕХИЗИС

ПРАВОСЛАВНЫЙ ХРАМ

ПРОПОВЕДИ И ПИСЬМА

СВЯЩЕННАЯ ИСТОРИЯ.

СВЯЩЕННОЕ ПИСАНИЕ

СЕМЬЯ. ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ

СЛАВА БОГОМАТЕРИ

СЛОВАРИ

ТВОРЕНИЯ СВЯТЫХ ОТЦОВ

ТВОРЕНИЯ СОВРЕМЕННЫХ БОГОСЛОВОВ

ТОЛКОВАНИЯ.

Трапеза в посты и праздники

ЧУДЕСА

Периодические издания

Оформляем книги мы следующим образом: на книжку приклеивается кармашек для формуляра, проставляеьтся печать на титульном листе и 17-й странице, книга заносится в список всех библиотечных книг и ей присваивается инвернтарный номер – порядковый номер в списке книг. Затем название вносится в каталог по рубрикам, однако мало кто пользуется картотекой на приходе.

Хорошо, если форуляра два, тогда один остается в читательском билете читателя, а другой в отдельном месте, где по алфавиту лежат формуляры: так найти нужную книгу, которая подзадержалась у кого-то на руках, будет значительно проще.

Примерно так организуется жизнь приходской библиотеки. Будем рады ответить на вопросы и прочитать о вашем опыте организации библиотеки или рекомендации книг друзьям и близким.

Членом Церкви становятся через Крещение, перед которым желательно пройти курс огласительных бесед. После Крещения надо регулярно участвовать в богослужениях и приступать к Таинствам. Кто три воскресных дня подряд пропускает церковную службу без уважительной причины, тот сам отлучает себя от Церкви.

Какие книги необходимо иметь верующему православному христианину?

Библию, Закон Божий, православный молитвослов, толкование Святого Писания, жития святых и книги, содержащие святоотеческие наставления в христианской жизни.

Любой христианин должен углублять свои знания о вере. Читая аскетические и догматические творения святых отцов, христианин соприкасается с той глубиной веры, которую святые стяжали своей подвижнической жизнью.

В какой литературе можно прочесть о десяти заповедях?

Подробное разъяснение десяти заповедей дано в Законе Божием (составитель протоиерей Серафим Слободской).

Какую книгу купить, чтобы правильно поститься?

В церковных лавках имеется много книг, рассказывающих обо всех сторонах христианской жизни: о посте, молитве, Таинствах. Если нет опыта поста, желательно посоветоваться со священником.

Какую книгу купить, чтобы понимать службу в храме?

Закон Божий, составленный протоиереем Серафимом Слободским, содержит подробное объяснение богослужений Православной Церкви. Так же можно прочитать книгу епископа Виссариона (Нечаева) «Толкование на Божественную Литургию». В церковных лавках можно найти много других книг, объясняющих службы суточного круга: «Литургия», «Всенощное бдение».

В начале воцерковления надо читать Закон Божий, Евангелие, жития святых, наставления о духовной жизни. Полезно читать книги, которые укрепляют в вере. Для верующего человека, особенно начинающего воцерковляться, необходимо не только познакомиться с христианством, а постараться глубоко его изучать, чтобы четко знать, во что, почему и зачем он верит? Иначе вера останется на уровне стереотипов, порой очень далеких от истинного христианства.

Дело не в том, у кого взята Библия, а в том, что в ней напечатано. Подавляющее большинство «протестантских» Библий на русском языке печатается с Синодального издания XIX века, о чем и извещает надпись на обороте титульного листа. Если есть такая надпись – можно читать без смущения. Другое дело – «вольные» или «современные» переводы Библии или отдельных библейских книг (например, «Слово жизни»), а также Библии с комментариями. Естественно, протестанты комментируют Слово Божие со своих еретических позиций.

Сначала надо помолиться Богу, чтобы Он направил ум уразуметь Писание. Полезно читать толкование Священного Писания святыми отцами. Не довольствоваться только чтением Евангелия, а стараться по нему жить. Святые отцы советуют читать Евангелие ежедневно, даже если очень не хватает времени, одну главу все же надо стараться прочитать.

Можно придерживаться порядка чтения, который соблюдается за богослужением. Он указан в православном церковном календаре на каждый день. В Библии издательства Московской Патриархии в конце Ветхого Завета есть указатель ветхозаветных чтений, а в конце Нового Завета – указатель Евангельских и Апостольских чтений.

Как быть, если не все из прочитанного в Библии понятно?

Чтобы правильно понимать Библию, необходимо читать книги с ее толкованием, о наличии которых можно узнать в церковных лавках и приходских библиотеках. Изучение Библейской истории можно начать и с Закона Божия, составленного протоиереем Серафимом Слободским или группами для взрослых и детей по изучению Библейской истории. И, конечно, надо смиренно молиться Богу, чтобы Он удостоил слышания и исполнения слова Его.

К ежедневному молитвенному правилу во время поста добавляют чтение Евангелия, Апостольских Деяний и Апостольских Посланий, Псалтири. Изменение молитвенного правила согласуют со священником.

Можно ли православному человеку читать что-либо иное, кроме Священного Писания и сочинений святых отцов?

Православие не закрывает от человека мир, а открывает во всем его многообразии через призму православного мировоззрения. Конечно, можно читать и хорошую светскую литературу, историческую, научную. Надо избегать лишь тех сочинений, которые возбуждают низменные страсти, лишают душу мира и радости.

При чтении Псалтири встречаются места, где говорится о врагах. Какие враги подразумеваются?

Это невидимые враги – лукавые, злые духи, которые вредят людям греховными помыслами и толкают к грехам.

Что делать с неправославной литератуой?

К неправославной литературе надо подходить рассудительно. «Стыдно будет нам, если мы умеем отвергнуть вредную для тела пищу, а не будем иметь разборчивости в познаниях, питающих душу нашу, и допускать до нее доброе и худое» (свт. Василий Великий). Как и в любой другой сфере жизни, содержание книг зависит от того, что исходит из сердец их авторов. Если это грех и страсти – тогда произведение пропитывается ими и передает их другим людям. От таких вещей истинный христианин отвращается и старается ограждать себя и своих близких. Если же произведение художественно отображает богатство жизни, созданной Богом, а тем более высокие душевные и даже духовные стремления, исходя из которых автор создавал свое творение, тогда приобщение такой литературе христианину может быть полезно.

Духовно вредные (языческие, магические, оккультные, сектантские и безнравственные) книги и брошюры лучше сжечь. Просто выбрасывать в мусор вредные для души книги нельзя: их могут прочитать другие люди, что может им повредить. Если в этих книгах есть цитаты из Священного Писания, то бросать такие книги в грязь тем более нехорошо.

В течение многих веков Православие оказывало решающее влияние на формирование русского самосознания и русской культуры. В допетровский период светская культура на Руси практически не существовала: вся культурная жизнь русского народа была сосредоточена вокруг Церкви. В послепетровскую эпоху в России сформировалась светская литература, поэзия, живопись и музыка, достигшие своего апогея в XIX веке. Отпочковавшись от Церкви, русская культура, однако, не утратила тот мощный духовно-нравственный заряд, который давало ей Православие, и вплоть до революции 1917 года сохраняла живую связь с церковной традицией. В послереволюционные годы, когда доступ к сокровищнице православной духовности был закрыт, русские люди узнавали о вере, о Боге, о Христе и Евангелии, о молитве, о богословии и богослужении Православной Церкви через произведения Пушкина, Гоголя, Достоевского, Чайковского, других великих писателей, поэтов и композиторов. В течение всего семидесятилетнего периода государственного атеизма русская культура дореволюционной эпохи оставалась носительницей христианского благовестия для миллионов людей, искусственно отторгнутых от своих корней, продолжая свидетельствовать о тех духовно-нравственных ценностях, которые атеистическая власть ставила под сомнение или стремилась уничтожить.

Русская литература XIX века справедливо считается одной из высочайших вершин мировой литературы. Но ее главной особенностью, отличающей ее от литературы Запада того же периода, является религиозная направленность, глубокая связь с православной традицией. «Вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, народа, человечества, мира. В самых значительных своих творениях она проникнута религиозной мыслью», - пишет Н.А. Бердяев.

Сказанное относится и к великим русским поэтам Пушкину и Лермонтову, и к писателям - Гоголю, Достоевскому, Лескову, Чехову, чьи имена вписаны золотыми буквами не только в историю мировой литературы, но и в историю Православной Церкви. Они жили в эпоху, когда все большее число представителей интеллигенции отходило от Православной Церкви. Крещение, венчание и отпевание по-прежнему происходили в храме, но посещать храм каждое воскресенье считалось среди лиц высшего света едва ли не дурным тоном. Когда один из знакомых Лермонтова, зайдя в церковь, неожиданно обнаружил там молящегося поэта, последний смутился и стал оправдываться тем, что будто бы пришел в церковь по какому-то поручению бабушки. А когда некто, зайдя в кабинет Лескова, застал его молящимся на коленях, тот стал делать вид, что ищет на полу упавшую монету. Традиционная церковность еще сохранялась в простом народе, однако была все менее характерна для городской интеллигенции. Отход интеллигенции от Православия увеличивал разрыв между ней и народом. Тем более удивительным представляется тот факт, что русская литература, вопреки веяниям времени, сохраняла глубинную связь с православной традицией.

Величайший русский поэт А.С. Пушкин (1799-1837), хотя и был воспитан в православном духе, еще в юношеском возрасте отошел от традиционной церковности, однако никогда окончательно не порывал с Церковью и в своих произведениях многократно обращался к религиозной теме. Духовный путь Пушкина можно определить как путь от чистой веры через юношеское безверие к осмысленной религиозности зрелого периода. Первую часть этого пути Пушкин прошел в годы обучения в Царскосельском лицее, и уже в 17-летнем возрасте он пишет стихотворение «Безверие», свидетельствующее о внутреннем одиночестве и утрате живой связи с Богом:

Во храм ли Вышнего с толпой он молча входит

Там умножает лишь тоску души своей.

При пышном торжестве старинных алтарей,

При гласе пастыря, при сладком хоров пенье,

Тревожится его безверия мученье.

Он Бога тайного нигде, нигде не зрит,

С померкшею душой святыне предстоит,

Холодный ко всему и чуждый к умиленью

С досадой тихому внимает он моленью.

Спустя четыре года Пушкин написал кощунственную поэму «Гавриилиада», от которой впоследствии отрекся. Однако уже в 1826 году в мировоззрении Пушкина наступает тот перелом, который отражен в стихотворении «Пророк». В нем Пушкин говорит о призвании национального поэта, используя образ, навеянный 6-й главой книги пророка Исаии:

Духовной жаждою томим,

В пустыне мрачной я влачился, -

И шестикрылый серафим

На перепутьи мне явился.

Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.

Отверзлись вещие зеницы,

Как у испуганной орлицы.

Моих ушей коснулся он, -
И их наполнил шум и звон:

И внял я неба содроганье,

И горний ангелов полет,

И гад морских подводный ход,

И дольней лозы прозябанье.

И он к устам моим приник,

И вырвал грешный мой язык,

И празднословный, и лукавый,

И жало мудрыя змеи

В уста замершие мои

Вложил десницею кровавой.

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Как труп в пустыне я лежал,
И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею Моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

По поводу этого стихотворения протоиерей Сергий Булгаков замечает: «Если бы мы не имели всех других сочинений Пушкина, но перед нами сверкала бы вечными снегами лишь эта одна вершина, мы совершенно ясно могли бы увидеть не только величие его поэтического дара, но и всю высоту его призвания». Острое чувство божественного призвания, отраженное в «Пророке», контрастировало с суетой светской жизни, которую Пушкин, в силу своего положения, должен был вести. С годами он все более тяготился этой жизнью, о чем неоднократно писал в своих стихотворениях. В день своего 29-летия Пушкин пишет:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана?

Иль зачем судьбою тайной

Ты на казнь осуждена?

Кто меня враждебной властью

Из ничтожества воззвал,

Душу мне наполнил страстью,

Ум сомненьем взволновал?...

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

На это стихотворение поэт, в то время еще балансировавший между верой, неверием и сомнением, получил неожиданный отклик от митрополита Московского Филарета:

Не напрасно, не случайно

Жизнь от Бога мне дана,

Не без воли Бога тайной

И на казнь осуждена.

Сам я своенравной властью

Зло из темных бездн воззвал,

Сам наполнил душу страстью,

Ум сомненьем взволновал.

Вспомнись мне, забвенный мною!
Просияй сквозь сумрак дум -

И созиждется Тобою

Сердце чисто, светел ум!

Пораженный тем, что православный архиерей откликнулся на его стихотворение, Пушкин пишет «Стансы», адресованные Филарету:

В часы забав иль праздной скуки,
Бывало, лире я моей

Вверял изнеженные звуки

Безумства, лени и страстей.

Но и тогда струны лукавой

Невольно звон я прерывал,

Меня внезапно поражал.

Я лил потоки слез нежданных,

И ранам совести моей

Твоих речей благоуханных

Отраден чистый был елей.

И ныне с высоты духовной

Мне руку простираешь ты,

И силой кроткой и любовной

Смиряешь буйные мечты.

Твоим огнем душа согрета

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Филарета

В священном ужасе поэт.

По требованию цензуры последняя строфа стихотворения была изменена и в окончательном варианте звучала так:

Твоим огнем душа палима

Отвергла мрак земных сует,

И внемлет арфе Серафима

В священном ужасе поэт.

Стихотворная переписка Пушкина с Филаретом была одним из редких случаев соприкосновения двух миров, которые в XIX веке разделяла духовная и культурная пропасть: мира светской литературы и мира Церкви. Эта переписка говорит об отходе Пушкина от безверия юношеских лет, отказе от «безумства, лени и страстей», характерных для его раннего творчества. Поэзия, проза, публицистика и драматургия Пушкина 1830-х годов свидетельствуют о все усиливающемся влиянии на него христианства, Библии, православной церковности. Он неоднократно перечитывает Священное Писание, находя в нем источник мудрости и вдохновения. Вот слова Пушкина о религиозно-нравственном значении Евангелия и Библии:

Есть книга, коей каждое слово истолковано, объяснено, проповедано во всех концах земли, применено к всевозможным обстоятельствам жизни и происшествиям мира; из коей нельзя повторить ни единого выражения, которого не знали бы все наизусть, которое не было бы уже пословицею народов; она не заключает уже для нас ничего неизвестного; но книга сия называется Евангелием, - и такова ее вечно новая прелесть, что если мы, пресыщенные миром или удрученные унынием, случайно откроем ее, то уже не в силах противиться ее сладостному увлечению и погружаемся духом в ее божественное красноречие.

Я думаю, что мы никогда не дадим народу ничего лучше Писания... Его вкус становится понятным, когда начинаешь читать Писание, потому что в нем находишь всю человеческую жизнь. Религия создала искусство и литературу; все, что было великого в самой глубокой древности, все находится в зависимости от этого религиозного чувства, присущего человеку так же, как и идея красоты вместе с идеей добра... Поэзия Библии особенно доступна для чистого воображения. Мои дети будут читать вместе со мною Библию в подлиннике... Библия - всемирна.

Еще одним источником вдохновения становится для Пушкина православное богослужение, которое в годы юности оставляло его равнодушным и холодным. Одно из стихотворений, датированное 1836 годом, включает поэтическое переложение молитвы преподобного Ефрема Сирина «Господи и Владыко живота моего», читаемой на великопостных богослужениях.

В Пушкине 1830-х годов религиозная умудренность и просветленность сочеталась с разгулом страстей, что, по мнению С.Л. Франка, является отличительной чертой русской «широкой натуры». Умирая от ранения, полученного на дуэли, Пушкин исповедовался и причастился. Перед смертью он получил записку от императора Николая I, которого знал лично с молодых лет: «Любезный друг, Александр Сергеевич, если не суждено нам видеться на этом свете, прими мой последний совет: старайся умереть христианином». Великий русский поэт умер христианином, и его мирная кончина стала завершением того пути, который И. Ильин определил как путь «от разочарованного безверия - к вере и молитве; от революционного бунтарства - к свободной лояльности и мудрой государственности; от мечтательного поклонения свободе - к органическому консерватизму; от юношеского многолю-бия - к культу семейного очага». Пройдя этот путь, Пушкин занял место не только в истории русской и мировой литературы, но и в истории Православия - как великий представитель той культурной традиции, которая вся пропитана его соками.
Другой великий поэт России М.Ю. Лермонтов (1814-1841) был православным христианином, и в его стихах неоднократно возникают религиозные темы. Как человек, наделенныймистическим дарованием, как выразитель «русской идеи», сознававший свое пророческое призвание, Лермонтов оказал мощное влияние на русскую литературу и поэзию последующего периода. Подобно Пушкину, Лермонтов хорошо знал Священное Писание: его поэзия наполнена библейскими аллюзиями, некоторые его стихотворения являются переработкой библейских сюжетов, многие эпиграфы взяты из Библии. Как и для Пушкина, для Лермонтова характерно религиозное восприятие красоты, в особенности красоты природы, в которой он чувствует присутствие Божие:

Когда волнуется желтеющая нива,

И свежий лес шумит при звуке ветерка,

И прячется в саду малиновая слива

Под тенью сладостной зеленого листка...

Тогда смиряется души моей тревога,

Тогда расходятся морщины на челе, -

И счастье я могу постигнуть на земле,

И в небесах я вижу Бога...

В другом стихотворении Лермонтова, написанном незадолго до его гибели, трепетное чувство присутствия Бога переплетено с темами усталости от земной жизни и жажды бессмертия. Глубокое и искреннее религиозное чувство сочетается в стихотворении с романтическими мотивами, что является характерной чертой лермонтовской лирики:

Выхожу один я на дорогу;

Сквозь туман кремнистый путь блестит;
Ночь тиха. Пустыня внемлет Богу,

И звезда с звездою говорит.

В небесах торжественно и чудно!

Спит земля в сиянье голубом...

Что же мне так больно и так трудно?

Жду ль чего? жалею ли о чем?..

Поэзия Лермонтова отражает его молитвенный опыт, испытанные им минуты умиления, его способность находить утешение в духовном переживании. Несколько стихотворений Лермонтова представляют собой молитвы, облеченные в поэтическую форму, из них три озаглавлены словом «Молитва». Вот наиболее известное из них:

В минуту жизни трудную

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

вержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная,

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,
Сомненье далеко -

И верится, и плачется,

И так легко, легко...

Это стихотворение Лермонтова приобрело необычайную популярность в России и за ее пределами. Более сорока композиторов положили его на музыку, в том числе М.И. Глинка, А.С. Даргомыжский, А.Г. Рубинштейн, М.П. Мусоргский, Ф. Лист (по немецкому переводу Ф.Боденштедта).

Было бы неверно представлять Лермонтова православным поэтом в узком смысле этого слова. Нередко в его творчестве традиционному благочестию противопоставляется юношеская страстность (как, например, в поэме «Мцыри»); во многих образах Лермонтова (в частности, в образе Печорина) воплощен дух протеста и разочарования, одиночества и презрения к людям. Кроме того, вся недолгая литературная деятельность Лермонтова была окрашена ярко выраженным интересом к демонической тематике, нашедшей свое наиболее совершенное воплощение в поэме «Демон».

Тему демона Лермонтов унаследовал от Пушкина; после Лермонтова эта тема прочно войдет в русское искусство XIX - начала XX столетия вплоть до А.А. Блока и М.А. Врубеля. Однако русский «демон» - это отнюдь не антирелигиозный или антицерковный образ; скорее, в нем отображена теневая, изнаночная сторона религиозной темы, пронизывающей всю русскую литературу. Демон - это соблазнитель и обманщик, это гордое, страстное и одинокое существо, одержимое протестом против Бога и добра. Но в поэме Лермонтова добро побеждает, Ангел Божий в конце концов возносит душу соблазненной демоном женщины на небо, а демон вновь остается в гордом одиночестве. По сути, Лермонтов в своей поэме поднимает извечную нравственную проблему соотношения между добром и злом, Богом и диаволом, Ангелом и демоном. При чтении поэмы может показаться, что симпатии автора на стороне демона, но нравственный итог произведения не оставляет сомнений в том, что автор верит в конечную победу правды Божией над демоническим соблазном.

Лермонтов погиб на дуэли, не дожив до 27 лет. Если за отпущенный ему краткий срок Лермонтову удалось стать великим национальным поэтом России, то этого срока было недостаточно для формирования в нем зрелой религиозности. Тем не менее глубокие духовные прозрения и нравственные уроки, содержащиеся во многих его произведениях, позволяют вписать его имя, наряду с именем Пушкина, не только в историю русской литературы, но и в историю Православной Церкви.

Среди русских поэтов XIX века, чье творчество отмечено сильным влиянием религиозного переживания, необходимо упомянуть А.К. Толстого (1817-1875), автора поэмы «Иоанн Дамаскин». Сюжет поэмы навеян эпизодом из жития преподобного Иоанна Дамаскина: игумен монастыря, в котором подвизался преподобный, запрещает ему заниматься поэтическим творчеством, но Бог во сне является игумену и повелевает снять с поэта запрещение. На фоне этого простого сюжета разворачивается многомерное пространство поэмы, включающей в себя поэтические монологи главного героя. Один из монологов представляет собой восторженный гимн Христу:

Я зрю Его передо мною

С толпою бедных рыбаков;

Он тихо, мирною стезею,

Идет меж зреющих хлебов;

Благих речей Своих отраду

В сердца простые Он лиет,

Он правды алчущее стадо

К ее источнику ведет.

Зачем не в то рожден я время,

Когда меж нами, во плоти,

Неся мучительное бремя,

Он шел на жизненном пути!..

О мой Господь, моя надежда,

Моя и сила и покров!

Тебе хочу я все мышленья,

Тебе всех песней благодать,

И думы дня, и ночи бденья,

И сердца каждое биенье,

И душу всю мою отдать!

Не отверзайтесь для другого

Отныне, вещие уста!

Греми лишь именем Христа,

Мое восторженное слово!

В поэму А.К. Толстого включен поэтический пересказ стихир преподобного Иоанна Дамаскина, исполняемых на заупокойном богослужении. Вот текст этих стихир на славянском языке:

Кая житейская сладость пребывает печали непричастна; кая ли слава стоит на земли непреложна; вся сени немощнейша, вся соний прелестнейша: единем мгновением, и вся сия смерть приемлет. Но во свете, Христе, лица Твоего и в наслаждении Твоея красоты, егоже избрал еси, упокой, яко Человеколюбец.

Вся суета человеческая, елика не пребывают по смерти: не пребывает богатство, ни сшествует слава: пришедши бо смерти, сия вся потреби-шася...

Где есть мирское пристрастие; где есть привременных мечтание; где есть злато и сребро; где есть рабов множество и молва; вся персть, вся пепел, вся сень...

Помянух пророка вопиюща: аз есмь земля и пепел. И паки разсмотрих во гробех, и видех кости обнажены, и рех: убо кто есть царь, или воин, или богат, или убог, или праведник, или грешник? Но упокой, Господи, с праведными раба Твоего.

А вот поэтическое переложение того же текста, выполненное А.К. Толстым:

Какая сладость в жизни сей

Земной печали непричастна?

Чье ожиданье не напрасно?

И где счастливый меж людей?

Все то превратно, все ничтожно,

Что мы с трудом приобрели, -

Какая слава на земли

Стоит тверда и непреложна?

Все пепел, призрак, тень и дым,

Исчезнет все как вихорь пыльный,

И перед смертью мы стоим

И безоружны и бессильны.
Рука могучего слаба,

Ничтожны царские веленья -
Прими усопшего раба,

Господь, в блаженные селенья!..

Средь груды тлеющих костей

Кто царь? кто раб? судья иль воин?

Кто Царства Божия достоин?

И кто отверженный злодей?

О братья, где сребро и злато?

Где сонмы многие рабов?

Среди неведомых гробов

Кто есть убогий, кто богатый?

Все пепел, дым, и пыль, и прах,

Все призрак, тень и привиденье -

Лишь у Тебя на небесах,

Господь, и пристань и спасенье!

Исчезнет все, что было плоть,

Величье наше будет тленье -

Прими усопшего, Господь,

В Твои блаженные селенья!

Религиозная тематика занимает значительное место в поздних произведениях Н.В. Гоголя (1809-1852). Прославившись на всю Россию своими сатирическими сочинениями, такими как «Ревизор» и «Мертвые души», Гоголь в 1840-е годы значительно изменил направление своей творческой деятельности, уделяя все большее внимание церковной проблематике. Либерально настроенная интеллигенция его времени с непониманием и негодованием встретила опубликованные Гоголем в 1847 году «Выбранные места из переписки с друзьями», где он упрекал своих современников, представителей светской интеллигенции, в незнании учения и традиций Православной Церкви, защищая православное духовенство от Н.В. Гоголь нападок западных критиков:

Духовенство наше не бездействует. Я очень знаю, что в глубине монастырей и в тишине келий готовятся неопровержимые сочинения в защиту Церкви нашей... Но и эти зашиты еще не послужат к полному убеждению западных католиков. Церковь наша должна святиться в нас, а не в словах наших... Эта Церковь, которая, как целомудренная дева, сохранилась одна только от времен апостольских в непорочной первоначальной чистоте своей, эта Церковь, которая вся с своими глубокими догматами и малейшими обрядами наружными как бы снесена прямо с неба для русского народа, которая одна в силах разрешить все узлы недоумения и вопросы наши... И эта церковь нами незнаема! И эту Церковь, созданную для жизни, мы до сих пор не ввели в нашу жизнь! Только и есть для нас возможна одна пропаганда - жизнь наша. Жизнью нашей мы должны защищать нашу Церковь, которая вся есть жизнь; благоуханием душ наших должны мы возвестить ее истину.
Особый интерес представляют «Размышления о Божественной литургии», составленные Гоголем на основе толкований литургии, принадлежащих византийским авторам патриарху Константинопольскому Герману (VIII век), Николаю Кавасиле (XIV век) и святителю Симеону Солунскому (XV век), а также ряду русских церковных писателей. С большим духовным трепетом Гоголь пишет о преложении Святых Даров на Божественной литургии в Тело и Кровь Христа:

Благословив, произносит священник: преложив Духом Твоим Святым; троекратно произносит диакон: аминь - и на престоле уже Тело и Кровь: пресуществленье совершилось! Словом вызвано Вечное Слово. Иерей, имея глагол наместо меча, совершил закланье. Кто бы он ни был сам, - Петр или Иван, - но в его лице Сам Вечный Архиерей совершил сие закланье, и вечно свершает Он его в лице Своих иереев, как по слову: да будет свет, свет сияет вечно; как по слову: да произрастит земля былие травное, произращает его вечно земля. На престоле - не образ, не вид, но самое Тело Господне, - то самое Тело, которое страдало на земле, терпело заушенья, было оплевано, распято, погребено, воскресло, вознеслось вместе с Господом и сидит одесную Отца. Вид хлеба сохраняет оно только затем, чтобы быть снедью человеку и что Сам Господь сказал: Аз есмь хлеб. Церковный звон подъемлется с колокольней возвестить всем о великой минуте, чтобы человек, где бы он в это время ни находился - в пути ли, в дороге, обрабатывает ли землю полей своих, сидит ли в дому своем, или занят другим делом, или томится на одре болезни, или в тюремных стенах - словом, где бы он ни был, чтобы он мог отовсюду вознести моленье и от себя в эту страшную минуту.

В послесловии к книге Гоголь пишет о нравственном значении Божественной литургии для каждого человека, который принимает в ней участие, а также для всего российского общества:

Действие Божественной литургии над душою велико: зримо и воочию совершается, в виду всего света и скрыто... И если общество еще не совершенно распалось, если люди не дышат полною, непримиримой ненавистью между собою, то сокровенная причина тому есть Божественная литургия, напоминающая человеку о святой небесной любви к брату... Велико и неисчислимо может быть влияние Божественной литургии, если бы человек слушал ее с тем, чтобы вносить в жизнь слышанное. Всех равно уча, равно действуя на все звенья, от царя до последнего нищего, всем говорит одно, не одним и тем же языком, всех научает любви, которая есть связь общества, сокровенная пружина всего стройно движущегося, пиша, жизнь всего.

Характерно, что Гоголь пишет не столько о причащении Святых Христовых Таин за Божественной литургией, сколько о «слушании» литургии, присутствии за богослужением. Это отражает распространенную в XIX веке практику, согласно которой православные верующие причащались один или несколько раз в год, как правило на первой неделе Великого Поста или на Страстной седмице, причем причащению предшествовало несколько дней «гове-ния» (строгого воздержания) и исповедь. В остальные же воскресные и праздничные дни верующие приходили к литургии лишь для того, чтобы отстоять, «выслушать» ее. Против подобной практики в Греции выступали колливады, а в России - Иоанн Кронштадтский, призывавший к возможно частому причащению.

Среди русских писателей XIX века выделяются два колосса - Достоевский и Толстой. Духовный путь Ф.М. Достоевского (1821-1881) в чем-то повторяет путь многих его современников: воспитание в традиционно православном духе, отход от традиционной церковности в молодости, возвращение к ней в зрелости. Трагический жизненный путь Достоевского, приговоренного к смерти за участие в кружке революционеров, но помилованного за минуту до исполнения приговора, проведшего десять лет на каторге и в ссылке, отразился во всем его многообразном творчестве - прежде всего в его бессмертных романах «Преступление и наказание», «Униженные и оскорбленные», «Идиот», «Бесы», «Подросток», «Братья Карамазовы», в многочисленных повестях и рассказах. В этих произведениях, а также в «Дневнике писателя» Достоевский развивал свои религиозно-философские взгляды, основанные на христианском персонализме. В центре творчества Достоевского всегда стоит человеческая личность во всем ее многообразии и противоречивости, но жизнь человека, проблемы человеческого бытия рассматриваются в религиозной перспективе, предполагающей веру в персонального, личного Бога.

Основная религиозно-нравственная идея, объединяющая все творчество Достоевского, суммирована в знаменитых словах Ивана Карамазова: «Если Бога нет, то все позволено». Достоевский отрицает автономную нравственность, основанную на произвольных и субъективных «гуманистических» идеалах. Единственным прочным основанием человеческой нравственности, по мнению Достоевского, является идея Бога, и именно заповеди Божии - тот абсолютный нравственный критерий, на который должно ориентироваться человечество. Атеизм и нигилизм ведут человека к нравственной вседозволенности, открывают дорогу к преступлению и духовной гибели. Обличение атеизма, нигилизма и революционных настроений, в которых писатель видел угрозу духовному будущему России, было лейтмотивом многих произведений Достоевского. Это основная тема романа «Бесы», многих страниц «Дневника писателя».

Другой характерной особенностью Достоевского является его глубочайший христоцентризм. «Через всю жизнь свою Достоевский пронес исключительное, единственное чувство Христа, какую-то исступленную любовь к лику Христа... - пишет Н. Бердяев. - Вера Достоевского во Христа прошла через горнило всех сомнений и закалена в огне». Для Достоевского Бог - не абстрактная идея: вера в Бога для него тождественна вере во Христа как Богочеловека и Спасителя мира. Отпадение от веры в его понимании есть отречение от Христа, и обращение к вере есть обращение прежде всего ко Христу. Квинтэссенцией его христологии является глава «Великий инквизитор» из романа «Братья Карамазовы» - философская притча, вложенная в уста атеиста Ивана Карамазова. В этой притче Христос появляется в средневековой Севилье, где Его встречает кардинал-инквизитор. Взяв Христа под арест, инквизитор ведет с Ним монолог о достоинстве и свободе человека; в течение всей притчи Христос молчит. В монологе инквизитора три искушения Христа в пустыне трактуются как искушения чудом, тайной и авторитетом: отвергнутые Христом, эти искушения не были отвергнуты Католической Церковью, которая приняла земную власть и отняла у людей духовную свободу. Средневековое католичество в притче Достоевского - прообраз атеистического социализма, в основе которого лежит неверие в свободу духа, неверие в Бога и в конечном итоге неверие в человека. Без Бога, без Христа не может быть подлинной свободы, утверждает писатель устами своего героя.

Достоевский был глубоко церковным человеком. Его христианство не было абстрактным или умственным: выстраданное всей его жизнью, оно было укоренено в традиции и духовности Православной Церкви. Одним из главных героев романа «Братья Карамазовы» является старец Зосима, прообраз которого видели в святителе Тихоне Задонском или преподобном Амвросии Оптинском, но который в действительности представляет собой собирательный образ, воплощающий в себе то лучшее, что, по мнению Достоевского, было в русском иночестве. Одна из глав романа, «Из бесед и поучений старца Зосимы», представляет собой нравственно-богословский трактат, написанный в стиле, близком к святоотеческому. В уста старца Зосимы Достоевский влагает свое учение о всеобъемлющей любви, напоминающее учение преподобного Исаака Сирина о «сердце милующем»:

Братья, не бойтесь греха людей, любите человека и во грехе его, ибо сие уж подобие Божеской любви и есть верх любви на земле. Любите все создание Божие, и целое, и каждую песчинку. Каждый листик, каждый луч Божий любите. Любите животных, любите растения, любите всякую вещь. Будешь любить всякую вещь, и тайну Божию постигнешь в вещах. Постигнешь однажды и уже неустанно начнешь ее познавать все далее и более, на всяк день. И полюбишь наконец весь мир уже всецелою, всемирною любовью... Пред иною мыслью станешь в недоумении, особенно видя грех людей, и спросишь себя: «взять ли силой али смиренною любовью?» Всегда решай: «возьму смиренною любовью». Решишься так раз навсегда, и весь мир покорить возможешь. Смирение любовное - страшная сила, изо всех сильнейшая, подобной которой и нет ничего.

Религиозной тематике отведено значительное место на страницах «Дневника писателя», представляющего собой собрание очерков публицистического характера. Одна из центральных тем «Дневника» - судьба русского народа и значение для него православной веры:

Говорят, русский народ плохо знает Евангелие, не знает основных правил веры. Конечно, так, но Христа он знает и носит Его в своем сердце искони. В этом нет никакого сомнения. Как возможно истинное представление Христа без учения о вере? Это другой вопрос. Но сердечное знание Христа и истинное представление о Нем существует вполне. Оно передается из поколения в поколение и слилось с сердцами людей. Может быть, единственная любовь народа русского есть Христос, и он любит образ Его по-своему, то есть до страдания. Названием же православного, то есть истиннее всех исповедующего Христа, он гордится более всего.

«Русская идея», по Достоевскому, - не что иное, как Православие, которое русский народ может передать всему человечеству. В этом Достоевский видит тот русский «социализм», который противоположен атеистическому коммунизму:

Народ русский в огромном большинстве своем - православен и живет идеей Православия в полноте, хотя и не разумеет эту идею от-ветчиво и научно. В сущности, в народе нашем, кроме этой «идеи», и нет никакой, и все из нее одной и исходит, по крайней мере народ наш так хочет, всем сердцем своим и глубоким убеждением своим... Я не про здания церковные теперь говорю и не про причты, я про наш русский «социализм» теперь говорю (и это обратно противоположное церкви слово беру именно для разъяснения моей мысли, как ни показалось бы это странным), цель и исход которого всенародная и вселенская Церковь, осуществленная на земле, поколику земля может вместить ее. Я говорю про неустанную жажду в народе русском, всегда в нем присущую, великого, всеобщего, всенародного, всебратского единения во имя Христово. И если нет еще этого единения, если не созижделась еще Церковь вполне, уже не в молитве одной, а на деле, то все-таки инстинкт этой Церкви и неустанная жажда ее, иной раз даже почти бессознательная, в сердце многомиллионного народа нашего несомненно присутствуют. Не в коммунизме, не в механических формах заключается социализм народа русского: он верит, что спасется лишь в конце концов всесветным единением во имя Христово... И тут прямо можно поставить формулу: кто не понимает в народе нашем его Православия и окончательных целей его, тот никогда не поймет и самого народа нашего.

Вслед за Гоголем, защищавшим в своих «Выбранных местах» Церковь и духовенство, Достоевский с почтением говорит о деятельности православных архиереев и священников, противопоставляя их заезжим миссионерам-протестантам:

Ну какой в самом деле наш народ протестант и какой он немец? И к чему ему учиться по-немецки, чтобы петь псалмы? И не заключается ли все, все, чего ищет он, в Православии? Не в нем ли одном и правда и спасение народа русского, а в будущих веках и для всего человечества? Не в Православии ли одном сохранился Божественный лик Христа во всей чистоте? И может быть, главнейшее предызбранное назначение народа русского в судьбах всего человечества и состоит лишь в том, чтоб сохранить у себя этот Божественный образ Христа во всей чистоте, а когда придет время, явить этот образ миру, потерявшему пути свои!.. Ну а кстати: что же наши священники? Что об них-то слышно? А наши священники тоже, говорят, просыпаются. Духовное наше сословие, говорят, давно уже начало обнаруживать признаки жизни. С умилением читаем мы назидания владык по церквам своим о проповедничестве и благообразном житии. Наши пастыри, по всем известиям, решительно принимаются за сочинение проповедей и готовятся произнести их... Добрых пастырей у нас много, - может быть, более даже, чем мы можем надеяться или сами того заслуживаем.

Если Гоголь и Достоевский пришли к осознанию истинности и спасительности Православной Церкви, то Л.Н. Толстой (1828-1910), наоборот, отошел от Православия и встал в открытую оппозицию к Церкви. О своем духовном пути Толстой говорит в «Исповеди»: «Я был крещен и воспитан в православной христианской вере. Меня учили ей и с детства и во все время моего отрочества и юности. Но когда я 18-ти лет вышел со второго курса университета, я не верил уже ни во что из того, чему меня учили». С потрясающей откровенностью Толстой рассказывает о том образе жизни, бездумном и безнравственном, который он вел в молодости, и о духовном кризисе, поразившем его в пятидесятилетнем возрасте и едва не доведшем до самоубийства.

В поисках выхода Толстой погрузился в чтение философской и религиозной литературы, общался с официальными представителями Церкви, монахами и странниками. Интеллектуальный поиск привел Толстого к вере в Бога и возвращению в Церковь; он вновь, после многолетнего перерыва, начал регулярно ходить в храм, соблюдать посты, исповедовался и причастился. Однако причастие не оказало на Толстого обновляющего и животворящего действия; напротив, оно оставило в душе писателя тяжелый след, что было связано, по всей видимости, с его внутренним состоянием.

Возвращение Толстого к православному христианству было кратковременным и поверхностным. В христианстве он воспринял только нравственную сторону, вся же мистическая сторона, включая Таинства Церкви, осталась для него чуждой, поскольку не укладывалась в рамки рационального познания. Мировоззрение Толстого характеризовал крайний рационализм, и именно этот рационализм не позволил ему воспринять христианство во всей его полноте.

После долгих и мучительных поисков, так и не закончившихся встречей с личным Богом, с Богом Живым, Толстой пришел к созданию своей собственной религии, которая основывалась на вере в Бога как в безличное начало, руководящее человеческой нравственностью. Эта религия, сочетавшая в себе лишь отдельные элементы христианства, буддизма и ислама, отличалась крайним синкретизмом и граничила с пантеизмом. В Иисусе Христе Толстой не признавал воплотившегося Бога, считая Его лишь одним из выдающихся учителей нравственности наряду с Буддой и Магометом. Собственного богословия Толстой не создал, и его многочисленные религиозно-философские сочинения, последовавшие за «Исповедью», носили главным образом нравственно-дидактический характер. Важным элементом учения Толстого была идея о непротивлении злу насилием, которую он заимствовал из христианства, однако довел до крайности и противопоставил церковному учению.

В историю русской литературы Толстой вошел как великий писатель, автор романов «Война и мир» и «Анна Каренина», многочисленных повестей и рассказов. Однако в историю Православной Церкви Толстой вошел как богохульник и лжеучитель, посеявший соблазн и смуту В своих сочинениях, написанных после «Исповеди», - как литературных, так и нравственно-публицистических, - Толстой обрушивался на Православную Церковь с резкими и злобными нападками. Его «Исследование догматического богословия» представляет собой памфлет, в котором православное богословие (Толстой изучил его крайне поверхностно - в основном по катехизисам и семинарским учебникам) подвергается уничижительной критике. Роман «Воскресение» содержит карикатурное описание православного богослужения, которое представлено как серия «манипуляций» над хлебом и вином, «бессмысленное многоглаголание» и «кощунственное волхвование», якобы противное учению Христа.

Не ограничившись нападками на учение и богослужение Православной Церкви, Толстой в 1880-е годы принялся за переделку Евангелия и издал несколько сочинений, в которых Евангелие было «очищено» от мистики и чудес. В толстовской версии Евангелия отсутствует рассказ о рождении Иисуса от Девы Марии и Святого Духа, о воскресении Христовом, отсутствуют или в искаженном виде представлены многие чудеса Спасителя. В сочинении под названием «Соединение и перевод четырех Евангелий» Толстой представляет произвольный, тенденциозный и временами откровенно безграмотный перевод отдельных евангельских отрывков с комментарием, отражающим личную неприязнь Толстого к Православной Церкви.

Антицерковная направленность литературной и нравственно-публицистической деятельности Толстого в 1880-1890-е годы вызвала резкую критику в его адрес со стороны Церкви, лишь еще более ожесточившую писателя. 20 февраля 1901 года решением Святейшего Синода Толстой был отлучен от Церкви. Постановление Синода содержало следующую формулу отлучения: «...Церковь не считает его своим членом и не может считать, доколе он не раскается и не восстановит своего общения с нею». Отлучение Толстого от Церкви вызвало громадный общественный резонанс: либеральные круги обвинили Церковь в жестокости по отношению к великому писателю. Однако в своем «Ответе Синоду» от 4 апреля 1901 года Толстой писал: «То, что я отрекся от Церкви, называющей себя православной, это совершенно справедливо... И я убедился, что учение Церкви есть коварная и вредная ложь, практически же собирание самых грубых суеверий и колдовства, скрывающее совершенно весь смысл христианского вероучения». Отлучение Толстого было, таким образом, лишь констатацией того факта, которого Толстой не отрицал и который заключался в сознательном и добровольном отречении Толстого от Церкви и от Христа, зафиксированном во многих его сочинениях.

До последних дней жизни Толстой продолжал распространять свое учение, которое приобрело многих последователей. Некоторые из них объединились в общины сектантского характера - со своим культом, в который вошли «молитва Христу-Солнцу», «молитва Толстого», «молитва Мухаммеда» и прочие произведения народного творчества. Вокруг Толстого сформировалось плотное кольцо его почитателей, которые бдительно следили за тем, чтобы писатель не изменил своему учению. За несколько дней до смерти Толстой неожиданно для всех тайно покинул свое имение в Ясной Поляне и отправился в Оптину пустынь. Вопрос о том, что влекло его в сердце православного русского христианства, навсегда останется тайной. Не доехав до монастыря, Толстой слег с тяжелым воспалением легких на почтовой станции Астапово. Сюда к нему приехала жена и еще несколько близких людей, которые застали его в тяжелом душевном и физическом состоянии. Из Оптиной пустыни к Толстому был прислан старец Варсонофий - на тот случай, если перед смертью писатель захочет принести покаяние и воссоединиться с Церковью. Но окружение Толстого не оповестило писателя о его приезде и не допустило старца к умирающему - слишком велик был риск разрушить толстовство разрывом с ним самого Толстого. Писатель умер без покаяния и унес с собой в гроб тайну своих предсмертных духовных метаний.

В русской литературе XIX века не было более противоположных личностей, чем Толстой и Достоевский. Они различались во всем, в том числе в эстетических взглядах, в философской антропологии, в религиозном опыте и мировоззрении. Достоевский утверждал, что «красота спасет мир», а Толстой настаивал на том, что «понятие красоты не только не совпадает с добром, но скорее противоположно ему». Достоевский верил в личного Бога, в Божественность Иисуса Христа и в спасительность Православной Церкви; Толстой верил в имперсональное Божественное бытие, отрицал Божество Христа и отвергал Православную Церковь. И все же не только Достоевский, но и Толстой не может быть понят вне Православия.

Л. Толстой русский до мозга костей, и возникнуть он мог лишь на русской православной почве, хотя Православию он и изменил... - пишет Н. Бердяев. - Толстой принадлежал к высшему культурному слою, отпавшему в значительной своей части от православной веры, которой жил народ... Он захотел верить, как верует простой народ, не испорченный культурой. Но это ему не удалось ни в малейшей степени... Простой народ верил по-православному. Православная же вера в сознании Толстого сталкивается непримиримо с его разумом.

Среди других русских писателей, уделявших большое внимание религиозным темам, следует отметить Н.С. Лескова (1831-1895). Он был одним из немногих светских писателей, сделавший представителей духовного сословия главными героями своих произведений. Роман Лескова «Соборяне» представляет собой хронику жизни провинциального протоиерея, написанную с большим мастерством и знанием церковного быта (сам Лесков был внуком священника). Главный герой рассказа «На краю света» - православный архиерей, направленный на миссионерское служение в Сибирь. Религиозная тематика затрагивается во многих других произведениях Лескова, в том числе в повестях «Запечатленный ангел» и «Очарованный странник». Известное сочинение Лескова «Мелочи архиерейской жизни» является собранием историй и анекдотов из жизни русских архиереев XIX века: один из главных героев книги - митрополит Московский Филарет. К тому же жанру примыкают очерки «Владычный суд», «Архиерейские объезды», «Епархиальный суд», «Святительские тени», «Синодальные персоны» и другие. Перу Леско- ва принадлежат сочинения религиозно-нравственного содержания, такие как «Зеркало жизни истинного ученика Христова», «Пророчества о Мессии», «Указка к книге Нового Завета», «Изборник отеческих мнений о важности Священного Писания». В последние годы жизни Лесков подпал под влияние Толстого, стал проявлять интерес к расколу, сектантству и протестантизму, отошел от традиционного Православия. Однако в истории русской литературы его имя так и осталось связано прежде всего с рассказами и повестями из жизни духовенства, снискавшими ему читательское признание.

Необходимо упомянуть о влиянии Православия на творчество А.П. Чехова (1860-1904), в своих рассказах обращающегося к образам семинаристов, священников и архиереев, к описанию молитвы и православного богослужения. Действие рассказов Чехова нередко разворачивается на Страстной седмице или на Пасху. В «Студенте» двадцатидвухлетний студент Духовной академии в Страстную пятницу рассказывает двум женщинам историю отречения Петра. В рассказе «На Страстной неделе» девятилетний мальчик описывает исповедь и причастие в православном храме. Рассказ «Святой ночью» повествует о двух монахах, один из которых умирает накануне Пасхи. Наиболее известным религиозным произведением Чехова является рассказ «Архиерей», повествующий о последних неделях жизни провинциального викарного архиерея, недавно приехавшего из-за границы. В описании чина «двенадцати Евангелий», совершаемого в канун Великой Пятницы, чувствуется любовь Чехова к православной церковной службе:

В продолжение всех двенадцати Евангелий нужно было стоять среди церкви неподвижно, и первое Евангелие, самое длинное, самое красивое, читал он сам. Бодрое, здоровое настроение овладело им. Это первое Евангелие «Ныне прославися Сын Человеческий» он знал наизусть; и, читая, он изредка поднимал глаза и видел по обе стороны целое море огней, слышал треск свечей, но людей не было видно, как и в прошлые годы, и, казалось, что это все те же люди, что были тогда в детстве и в юности, что они все те же будут каждый год, а до каких пор - одному Богу известно. Отец его был дьякон, дед - священник, прадед - дьякон, и весь род его, быть может, со времен принятия на Руси христианства, принадлежал к духовенству, и любовь его к церковным службам, духовенству, к звону колоколов была у него врожденной, глубокой, неискоренимой; в церкви он, особенно когда сам участвовал в служении, чувствовал себя деятельным, бодрым, счастливым.

Отпечаток этой врожденной и неискоренимой церковности лежит на всей русской литературе XIX века.

Человеку, приходящему в храм, трудно сразу разобраться в открывшемся перед ним новом мире с особым укладом и традициями. Конечно, понять смысл богослужений и символику убранства храма, церковнославянский язык и значение церковных Таинств можно благодаря регулярному посещению служб и неустанным расспросам прихожан и священнослужителей. Однако куда более действенным способом духовного образования является чтение религиозной литературы. Благо, православных книг в последние годы было издано много и они продолжают выходить. Правда, само по себе изобилие литературы проблему просвещения приходящих в Церковь людей решает далеко не в полной мере. Чтобы найти своего читателя, книга должна попасть на полки церковных лавок. Попадает ли?

Круг чтения

Книжный ассортимент лавки Покровского храма Саратова типичен для больших церквей областного центра. На видном месте лежат молитвословы и жития святых. На вращающейся полочке — большая подборка брошюрок "Божия аптека" и книжечки в мягком переплете вроде "Что надо знать православной девочке". На стоящей рядом стойке — подборка серьезной литературы: "Аскетические опыты" святителя Игнатия (Брянчанинова), "Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться" святителя Феофана Затворника, сборники бесед старца Паисия Афонского. Тут же стоит новая книга издательства Саратовской епархии "Отеческие советы" архимандрита Ефрема Святогорца и десятка два других "солидных" книг.

— Что люди спрашивают, то мы и берем,— просто объясняет принцип книжных закупок стоящая за прилавком продавщица.

Работать с книгами в Покровском храме проще, чем где-либо: людей сюда приходит много, епархиальная лавка церковной утвари, где приобретают печатную продукцию все приходы области, находится в полусотне шагов. Настоятелям церквей, расположенных в саратовской глубинке, приходится куда сложнее. Причина тому: скромный достаток и уровень запросов прихожан сельских храмов. Решающее значение при этом имеет любовь к печатному слову и самих священников. По мнению исполняющей обязанности начальника епархиальной лавки Татьяны Юрьевны Шокиной, можно выделить четыре принципа отбора литературы. Первый характерен для крупных храмов Саратова и мало уступающего им в объемах закупок Благовещенского собора города Вольска, где востребовано большое количество разнообразной литературы. Некоторые настоятели делают акцент не на количество, а на качество отобранных книг, другие ограничиваются минимальным набором изданий о том, как православному христианину вести себя каждый день, и акафистами; наконец, есть священники, равнодушные к книгам.

— Какие же книги пользуются спросом за пределами Саратова? — поинтересовались мы у настоятеля ртищевского храма во имя святого благоверного князя Александра Невского иерея Вячеслава Кузнецова. Батюшка — из числа тех священников, которые тщательно отбирают литературу на епархиальном складе. По мнению отца Вячеслава, говоря о покупательских предпочтениях, надо учитывать степень воцерковленности, а также возраст и социальное положение любителей чтения. Интеллигенция и люди, имеющие семейное церковное воспитание, пополняют свои домашние библиотеки святоотеческими наставлениями, покупая "Лествицу" преподобного Иоанна Лествичника, творения святителя Иоанна Златоуста и преподобного аввы Дорофея, "Невидимую брань" преподобного Никодима Святогорца. У людей старшего поколения пользуются популярностью разного рода молитвословы и жития блаженных Матроны Московской и Ксении Петербургской. Те, кто помоложе, интересуются работами диакона Андрея Кураева. Отдельную группу покупателей составляют родители, приобретающие для своих чад детские варианты Библии и житий святых, а также произведения приобретшего в последнее время известность педагога и писателя Бориса Ганаго "Цветы для Спасителя" и "Будем как дети". Но больше всего востребованы у ртищевцев сочинения Сергея Нилуса и "Слова" старца Паисия Святогорца.

Огромный интерес к духовному наследию афонского старца отмечает и клирик балаковского храма в честь Рождества Христова священник Сергий Шумов. Отец Сергий придает печатному слову исключительное значение:

— Распространение книг — это миссионерская работа,— говорит он.— Сегодня издается их огромное количество — это большое преимущество. Я помню время, когда при Владыке Пимене епархиальная лавка располагалась в гараже на улице Первомайской. То ли дело сейчас! Надо стремиться к тому, чтобы у людей было как можно больше церковной литературы.

В закупаемый отцом Сергием для балаковского храма обязательный набор книг входят труды святителя Феофана Затворника и книги, связанные с памятью архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого).

По отдельному списку отец Сергий отбирает литературу, предназначенную для церковной лавки храма во имя святителя Николая Чудотворца в селе Пылковка, настоятелем которого он по совместительству является. При бедности деревни сельчане не могут позволить себе приобретение дорогостоящих книг. Однако стабильно здесь раскупаются недорогие издания Евангелия, молитвословы, особенно "Молитвенный щит", или такие сборники, как "400 вопросов и ответов батюшки". И все же священник нашел способ борьбы с низкой покупательской способностью своих прихожан: по праздникам он дарит им книги.

По большому счету, круг чтения в храмах Саратовской епархии достаточно стабилен. Отличия обычно невелики. Например, в Вольске, где в школах давно и успешно преподается курс "Основы православной культуры", востребованы соответствующие учебники и учебные пособия.

Секреты продаж

Не раз доводилось слышать от священников: заранее прогнозировать, как будет раскупаться та или иная книга, в большинстве случаев невозможно. Благочинный Северо-Восточного округа иерей Алексий Субботин, интересующийся книжными новинками, придерживается мнения, что читательский спрос, существующий в Пугачеве, объясняется нехваткой духовной литературы. Просто жители Заволжья соскучились по книгам, говорящим о Боге, о святости, о душе человека.

Среди причин, влияющих на распродаваемость литературы в Вольске, благочинный Вольского округа, настоятель Благовещенского собора священник Константин Марков, в первую очередь называет наличие специальной книжной лавки. По сути это стоящий в церковной ограде небольшой книжный магазин. Понравившийся томик здесь можно не только полистать, но и почитать за специальными столиками. Если интересующая книга отсутствует, ее можно заказать. Но рано или поздно, убежден отец Константин, нужда в подобной услуге отпадет. Со временем, уверен он, прихожане смогут купить при храме все те же книги, что находятся в епархиальной лавке. А сегодня о каждом новом книжном поступлении прихожане тут же узнают с амвона. Советуют читать людям книги священники и во время личных бесед.

На важность пастырского участия в церковном образовании верующих указывает и настоятель марксовского храма во имя апостола Андрея Первозванного протоиерей Валерий Генсицкий. Он вспоминает, как по прибытии в город был сильно удивлен полным равнодушием православных волжан к чтению. После читающего прихода церкви в честь иконы Божией Матери "Скоропослушница" в Шиханах контраст был значительным. Пришлось начинать с основ: разъяснять, насколько важно для христианина знание Священного Писания. Чтобы познакомить паству с укладом и духовной атмосферой православной семьи, отец Валерий настойчиво рекомендовал читать роман Ивана Шмелева "Лето Господне". Много дали и паломнические поездки. Слушая в пути рассказы священника об истории монастырей и житиях святых, прихожане марксовского храма по возвращении уже сами начинали пополнять свои знания.

— Я надеюсь, что благодаря чтению у нас исчезнет потребительское отношение к вере,— говорит отец Валерий.— Думаю, среди наших прихожан осталось немного тех, кто рассматривает посещение храма просто как возможность быстрого решения своих проблем. Книги помогают донести до людей понимание того, что надо стремиться хоть немного подняться над грешной землей.

Первый помощник настоятеля в приобщении паствы к чтению,— подчеркивают все священники,— человек, стоящий за прилавком. Настоятелю ртищевского храма повезло. Судя по описанию отца Вячеслава Кузнецова, продавец Елена Калякина — идеальный соработник в деле распространения книг. Перечитав всю приходящую в храм литературу, она легко может определить, что требуется подошедшему к прилавку человеку, дать полезный совет. Недавно Елена Ульяновна воспользовалась, казалось бы, нехитрой психологической "новацией" — выставила рядом со свечами несколько томиков, мол, не пропустите "новинки". Книги тут же начали покупать. Даже те, что уже "застоялись".

Наверное, есть закономерность и в том, что книги пользуются повышенным спросом в храмах, при которых налажена работа воскресных школ.

В храм через… библиотеку

Библиотеки храмов — это особый пласт церковно-приходской жизни, разговор о котором, к сожалению, зачастую не вызывает у священников энтузиазма. В саратовский храм во имя Всех святых, в земле Российской просиявших, стекаются жители и Заводского района, и близлежащих сел, однако постоянно посещают его библиотеку около пятидесяти человек. Примерно столько же горожан берут книги в Христорождественской церкви Балакова. Немного. Хотя книг в каталогах числится приличное количество — примерно по тысяче экземпляров, а открыты библиотеки согласно расписанию.

— Библиотека? Неблагодарное это дело,— не скрывает своего скепсиса священник Алексий Каширин, настоятель храма во имя святого великомученика Пантелеимона в райцентре Степное.— Было при церкви 800 книг, осталась половина — не возвращают. Даже брошюру под названием "Чужое добро" умудрились присвоить.

Похоже, подобные сомнения разделяют многие сельские священники, предпочитая искать иные пути поступления книг к читателю. Недавно настоятель храма в честь Воскресения Христова города Пугачева иерей Алексий Субботин передал в дар районной библиотеке тридцать православных книг. Сочинения Ивана Шмелева, подборку литературы по истории и культуре подарил школе села Пылковка (последняя книга поступила сюда пять лет назад) священник Сергий Шумов. Благодаря поддержке епархиального склада в конце прошлого года пополнились фонды школьных библиотек в селах Владыкино и Урусово Ртищевского района. Учителя довольны. Священники тоже. Разовая акция все же менее обременительна, чем кропотливые усилия по налаживанию библиотечного дела.

Там, где храмы регулярно пополняют свои библиотечные запасы, где книги можно взять в удобное для посетителей время, где священники стремятся развивать у своей паствы привычку к чтению, самообразованию, библиотеки не могут быть невостребованы.

Показателен пример Свято-Троицкого собора Саратова. В крошечном помещении его библиотеки, где одновременно могут находиться не более трех человек, каким-то образом размещается три тысячи книг. Среди трехсот постоянных читателей не только саратовцы, но и любители чтения из Энгельса и Татищева. Три дня в неделю библиотека открыта в первой половине дня, три — во второй. Ее заведующая Людмила Кузнецова в своей работе руководствуется таким принципом: в нормальной православной библиотеке должны быть все необходимые интересующемуся человеку издания. Сегодня — это учебная литература, завтра — творения отцов Церкви, послезавтра — жития, которые, кстати, пользуются самым большим спросом.

— Все, чем живет храм, тут же отражается на читательских запросах,— рассказывает Людмила Анатольевна.— Беседовал как-то иеромонах Пахомий, настоятель нашего храма, на одной из своих традиционных субботних встреч с прихожанами о творении преподобного аввы Дорофея, так у нас все десять книг "Душеполезных поучений" тут же разобрали. Много книжечек мы держим специально для новоначальных. Им всего сразу священники не могут объяснить. Большое спасибо отцу Пахомию: он и сам много читает, понимая, что книга — это пища духовная, и о библиотеке радеет. Посмотрите, какая реставрация в соборе идет, почти все деньги храма на нее уходят, однако на покупку новой литературы выделяется не менее 4000 рублей.

Духовное образование верующих, приобщение их к лучшим образцам святоотеческой литературы — один из основных приоритетов в деятельности библиотеки Архиерейского храма в честь иконы Божией Матери "Утоли моя печали". Исповедь в храме часто заканчивается пастырским советом почитать ту или иную книгу. Частенько заглядывают в библиотеку и люди с улицы, и прихожане других саратовских храмов.

— Мало удовлетворить первое любопытство человека. Библиотекарь должен сделать все, чтобы первая взятая книга или видеокассета не оказались последними,— говорит библиотекарь храма Дмитрий Богачев.— Одна женщина полтора года брала у нас только видеокассеты. Сейчас у нее на руках книга преподобного Иоанна Кронштадтского. Каждый новый читатель — это потенциальный прихожанин.

***

Уникальная система церковной книжной торговли и прихрамовых библиотек дает верующим возможность даже в отдаленных уголках епархии знакомиться практически со всем объемом издаваемой сегодня православной литературы, передающей опыт живой христианской жизни. Дойдет ли эта книга до читателя, зависит от пастырей, которые сами должны являться примером начитанности и образованности, так как призваны дать "ответ всякому вопрошающему о нашем уповании" (1 Петр. 3, 15).

Приходские библиотеки — они много где есть, но о них мало кто знает. Какая от них польза? Кто их посещает? Не устарели ли они в наш век интернета и каковы их перспективы? Обо всем этом мы и хотим рассказать читателям «Фомы».

— Скажите, а у вас в библиотеке «Добротолюбие» есть?

— Есть, но Вы уверены, что поймете эту книгу? Не начать ли с чего-нибудь попроще?

— А мне сказали, что это самая главная православная книга, что всем ее полагается читать!

— Простите, а Вы давно воцерковляетесь? У вас есть опыт чтения духовной литературы? Нет? Знаете, я Вам советую сперва почитать святителя Феофана Затворника, «Что есть духовная жизнь и как на нее настроиться».

…Такой диалог я услышал в приходской библиотеке московского храма иконы Божией Матери «Живоносный источник» в Царицыно. Но мог бы услышать и в других местах. Приходских библиотек сейчас много, работают там большей частью подвижники, а выбор книги нередко оказывается поводом к долгим и серьезным разговорам о вере. Можно сказать, что такие библиотеки де-факто выполняют миссионерскую и катехизаторскую работу.

Однако вот парадокс: о приходских библиотеках люди чаще всего не знают. Причем не только «внешние» — порой и те, кто много лет ходит в храм, не догадываются, что в их храме есть библиотека. Более того — даже и работники храма не всегда в курсе. «А разве у нас она есть?» — недоуменно отвечают на телефонный звонок.

Я заинтересовался темой приходских библиотек полтора года назад, готовя в «Фоме» подборку материалов, посвященную 200-летию рождения Гоголя. Тогда-то я и познакомился с Ириной Владимировной Сергеевой, заведующей библиотекой духовного центра при храме иконы «Живоносный источник» в Царицыно. А затем уже целенаправленно искал информацию, общался и с московскими библиотекарями, и с региональными.

Кстати, мой первый же лопнувший стереотип — это что почти все приходские библиотеки сосредоточены в Москве и Санкт-Петербурге. Ничего подобного — в России немало замечательных библиотек, не уступающих столичным. А вот как раз в Москве, по данным портала «Православная книга России» (www.pravkniga.ru), ситуация отнюдь не идеальная: около 400 церковных приходов — и ввсего 20 приходских библиотек, да и из этих двадцати не все действующие.

Кто и зачем

Первый и естественный вопрос: а зачем они, приходские библиотеки, вообще нужны? Ведь сейчас издается множество православной литературы на любой вкус, при многих храмах есть книжные лавки и магазины, да и в обычной книготорговле нетрудно найти православные книги. Почему бы просто не купить?

«Во-первых, потому что книги сейчас дороги, и не каждый может позволить себе купить все, что хочет, — отвечает Ирина Сергеева. — Во-вторых, и это не менее важно, людям очень трудно сориентироваться в книжном изобилии: что именно стоит прочитать по интересующей их теме. В-третьих, каждая прочитанная книга у вдумчивого читателя становится поводом прочесть что-то еще. А что именно? Кто посоветует? Вот потому-то они идут в библиотеку».

А кто идет, кстати? В большинстве случаев читатели приходских библиотек — это либо женщины среднего возраста, либо студенты, либо пенсионеры. Бывают среди них и некрещеные, и неверующие люди — например, студенты, отчаявшиеся найти нужную литературу для диплома в обычных библиотеках. Путь в приходскую библиотеку у каждого свой. Кто-то увидел объявление в храме, кому-то посоветовали друзья, кому-то (особенно новоначальным христианам) священник, кому-то преподаватели. Интересно, что активно пользуются приходскими библиотеками и учащиеся духовных семинарий — оказывается, фонды приходских библиотек подчас не хуже семинарских.

Что там есть

Какого же рода литературу можно найти в библиотеке при храме? Разумеется, прежде всего, это литература духовная: догматика, аскетика, творения святых отцов, богослужение. Но не только это — есть книги по истории, философии, искусству, есть литературная критика, есть классическая художественная литература и даже детская. А также — православная периодика. Фонды подчас огромные даже в сравнении со светскими библиотеками — так, в нижегородской библиотеке при соборе Александра Невского собрано около 26 тысяч книг, в библиотеке храма иконы «Живоносный источник» — 21 тысяча (не считая периодики).

Понятно, что в светских библиотеках выбор религиозной литературы гораздо меньше. Но дело не только в количестве книг — не менее важно, как устроен библиотечный каталог, насколько легко можно найти нужную книгу или подобрать литературу по нужной теме. Ведь библиотека — это не только собрание книг, но еще и информационно-поисковая система.

О проблемах

Слова «информационно-поисковая система» сразу вызывают мысли о компьютерных базах данных, об интернетовских поисковиках. Однако в большинстве приходских библиотек все как в XIX веке — бумажный каталог, библиотечные карточки. И дело вовсе не в том, что компьютер дорог.

«Основная наша проблема, — поясняет Ирина Сергеева, — это недостаток места. Все книги у нас находятся в двух комнатах, плюс несколько шкафов в коридоре. Нам просто негде поставить компьютерную технику. Вот будь у нас новое помещение…»

Это же говорят и все, кого я опрашивал. Проблема с помещением куда более острая, чем проблема денег. Деньги иногда жертвуют благотворители, иногда что-то оплачивает приход — но новые помещения взять просто физически неоткуда. Вот и приходится ставить книги на стеллажах не вертикально, а горизонтально, подписывая ручкой название на обрезе. Так больше умещается. Не до компьютеров тут.

Денег, впрочем, тоже не то чтобы хватает — ни на пополнение фондов, ни на зарплату сотрудников. Сотрудников, кстати, в лучшем случае человека два-три, а чаще — всего один. Порой библиотекари покупают книги на свои собственные средства. Впрочем, нередко помогают прихожане — дарят книги. Например, в библиотеке храма иконы «Живоносный источник» более половины новых поступлений — книги, подаренные читателями-благотворителями.

Другая проблема, ничуть не менее острая, — это нехватка кадров. Вовсе не любой человек может работать в православной библиотеке. Вариант «за послушание» здесь не годится — необходимы глубокие профессиональные знания. Причем знания не только библиотечного дела, но и религиозные. Не раз уже упоминавшаяся мной Ирина Сергеева (по первому образованию — журналист, выпускница журфака МГУ) специально получила второе образование, окончив миссионерско-катехизаторский факультет ПСТГУ. Увы, таких людей мало.

Есть, впрочем, и псевдопроблемы — например, гипотетическая конкуренция со стороны электронных библиотек. Не раз мне приходилось слышать мнение, что время приходских библиотек уже ушло. Мол, практически любую православную книгу можно найти в интернете… Я просил прокомментировать это всех библиотекарей, с которыми общался. Никто из них не видит ничего ужасного в электронных версиях книг, но все они уверены, что книга бумажная еще очень долго будет востребована читателем. «От нас не уйдут в интернет, — улыбнулась в ответ на мой вопрос Ирина Сергеева. — Наоборот, бывает, что из интернета приходят к нам».

О проблемах приходских библиотек можно говорить бесконечно. Но, при всех своих проблемах, они все-таки существуют, их помощью пользуется множество людей, благодаря им растет и религиозная, и общекультурная грамотность народа. А делается все это трудами очень немногих подвижников. Чем же мы — то есть общество — можем им помочь? Давайте думать вместе.

«Кроме того, важно, чтобы при епархиальных управлениях, при крупных городских приходах и монастырях открывались или активизировали свою деятельность библиотеки. Церковная библиотека должна быть не только местом, куда люди приходят почитать или позаимствовать книгу, но духовно-просветительскими центрами, при которых организуются группы любителей христианского просвещения, дискуссионные кружки. При правильной постановке дела сюда будут приходить и такие люди, которые, может быть, и на богослужение-то редко ходят. А подобное общение станет для них шагом в сторону Церкви».

Из доклада Святейшего Патриарха Московского и всея Руси

фото Владимира Ештокина

Loading...Loading...