Митрополит алтайский сергий. Алтайский митрополит сергий рассказал о божественной природе власти

Сергий, митрополит Барнаульский и Алтайский (Иванников Сергей Иванович)

Дата рождения:
29 августа 1957 г.
Дата хиротонии:
18 марта 2012 г.
Дата пострига:
5 января 2004 г.
Страна:
Россия

Биография:

Родился 29 августа 1957 г. в с. Троицкое Ливенского р-на Орловской обл., крещен во младенчестве.

Обучался в средней школе с. Троицкое и в школе № 2 г. Ливны. В 1975-1977 гг. служил в рядах Вооруженных сил. В 1978 г. работал шофером на автопредприятии, затем трудился в Сергиевском храме г. Ливны.

В 1979-1982 гг. обучался в Московской духовной семинарии, в 1982-1986 гг. — в Московской духовной академии. Кандидат богословия по кафедре гомилетики.

21 ноября 1985 г. в Покровском храме МДА ректором Московских духовных школ епископом Дмитровским Александром (Тимофеевым) рукоположен во диакона, а 23 февраля 1986 г. — во иерея.

В 1986 г. после окончания академии летом Учебным комитетом Русской Православной Церкви направлен на служение в Эстонскую епархию. С 1 февраля 1987 г. по май 1992 г. служил в Пюхтицком монастыре.

15 апреля 1992 г. согласно резолюции Святейшего Патриарха Алексия II епископом Таллинским Корнилием назначен настоятелем Воскресенского собора в г. Нарва. В 1998-2001 гг. руководил строительством нового храма в г. Нарва в честь иконы Божией Матери «Нарвская».

На Пасху 2000 г. удостоен права ношения палицы.

1 июня 2000 г. митрополитом Таллинским Корнилием назначен настоятелем Александро-Невского собора в г. Таллин.

В 2002 г. получил гражданство Эстонской Республики. 19 июня 2003 г. постановлением Нарвского городского собрания присвоено звание «Почетный гражданин г. Нарва».

Указом митрополита Таллинского Корнилия 1 июня 2003 г. освобожден от должности настоятеля Александро-Невского собора и назначен настоятелем храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Таллина.

1 ноября 2003 г. переведен в Москву. Назначен сотрудником Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата.

5 января 2004 г. в Успенском соборе г. Смоленска председателем ОВЦС митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне — Патриарх Московский и всея Руси) пострижен в монашество с именем Сергий.

Определением Священного Синода от 25 марта 2004 г. назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме.

В 2004 г. возведен в сан игумена.

Определением Священного Синода от 11 апреля 2006 г. (журнал № 9) освобожден от обязанностей члена Русской духовной миссии в Иерусалиме и назначен настоятелем храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Посольстве РФ в Праге (Чехия).

Определением Священного Синода от 12 октября 2007 г. (журнал № 98) направлен в клир Православной Церкви Чешских земель и Словакии по просьбе ее Предстоятеля Блаженнейшего Митрополита Христофора, где нес послушание настоятеля храма Успения Пресвятой Богородицы на Ольшанском кладбище г. Праги до 5 февраля 2012 г.

28 августа 2009 г. Блаженнейшим Митрополитом Христоформ удостоен права ношения второго креста с украшениями.

Решением Священного Синода от 16 марта 2012 г. (журнал № 18) избран епископом Каменским и Алапаевским.

Наречен во епископа 16 марта в храме Всех святых, в земле Российской просиявших, в Патриаршей резиденции в Даниловом монастыре в Москве. Хиротонисан 18 марта за Литургией в Храме Христа Спасителя в Москве. Богослужения возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Решением Священного Синода от 29 мая 2013 г. (журнал № 43) назначен Преосвященным Барнаульским и Алтайским.
Решением Священного Синода от 05 мая 2015 г. (журнал № 5) назначен Митрополитом Барнаульским и Алтайским, главой Алтайской митрополии.

Образование:

1982 г. — Московская духовная семинария.

1986 г. — Московская духовная академия (кандидат богословия).
Епархия:
Барнаульская епархия
(Правящий архиерей)

Научные труды, публикации:
Слово архимандрита Сергия (Иванникова) при наречении во епископа Каменского и Алапаевского.
Награды:

Церковные:
1985 г. — медаль прп. Сергия Радонежского II ст.;
1996 г. — медаль св. блгв. кн. Даниила Московского;
2001 г. — медаль прп. Сергия Радонежского I ст.;
2007 г. — орден прп. Сергия Радонежского III ст.;
2007 г. — золотой крест свв. Мефодия и Кирилла Православной Церкви Чешских земель и Словакии;
2012 г. — орден прп. Сергия Радонежского II ст.

Светские:
2003 г. — «Почетный гражданин г. Нарва».

На вопросы сайт ответил митрополит Барнаульский и Алтайский Сергий.

Ваше Высокопреосвященство, в эти дни готовится прибытие в Алтайскую митрополию большой святыни - мощей святителя Луки Крымского (Войно-Ясенецкого). Скажите, пожалуйста, почему был выбран именно этот святой?

Нельзя сказать, что кто-то выбирал; такова была воля Божья. Но есть важный и почетный для Алтайской митрополии и всего нашего региона исторический факт, что 31 мая 1923 года в Туркестане, во времена гонения со стороны безбожников на деятелей Православной церкви, была произведена тайная хиротония отца Луки (профессора медицины Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого) в сан епископа Барнаульского. Это подтверждено различными документальными данными со стороны светских и церковных историков. К сожалению, прибытие епископа Луки на Барнаульскую кафедру не состоялось. Вероятно, это связано с рядом каких-то особых обстоятельств, а скорее всего по политическим причинам.

Несмотря на то, что фактически Лука Крымский был епископом Барнаульским всего несколько дней, его особо почитают на Алтае. В частности, благословлено строительство больничного храма во имя святителя Луки при Краевой клинической больнице.

В музей архиепископа Луки в Симферополе (Крым) передан сборник материалов всероссийской научно-практической конференции «Человек в медицине», посвященной 50-летию со дня его кончины. Конференцию провели Барнаульская епархия совместно Алтайским государственным медицинским университетом, Барнаульским базовым медицинским колледжем и Главным управлением по здравоохранению и фармацевтической деятельности Алтайского края.

В Киеве регулярно мероприятия памяти святителя Луки проводит выпускник Алтайского государственного медицинского института, а ныне доцент украинского Национального медицинского университета им. Богомольца Анатолий Иванович Егоренков.

И, конечно, для нас важным событием является то, что по благословению митрополита Ровенского и Острожского Варфоломея в Никольский храм Барнаула передана в дар частица мощей архиепископа Луки.

В субботу, 6 июня, ковчег с частицей мощей будет торжественно перенесен мной и духовенством Барнаульского округа в Никольский храм. Здесь регулярно будут служить молебны с чтением акафиста этому святому.

- Скажите, пожалуйста, не планируете ли Вы провезти святыню по городам края?

Святыня будет теперь всегда пребывать в пределах Алтайской митрополии. Ее постоянное место нахождения, как я уже сказал, - Никольский храм Барнаула. Но не исключаю возможность того, что по просьбе верующих ковчег с частицей мощей святителя Луки будет доставлен и в другие епархии и благочиния нашей митрополии, чтобы как можно больше людей смогли им поклониться, попросить молитвенной помощи у святителя Луки.

Если обратиться к Вашей биографии: Вы служили в Чехии, Эстонии, в Русской духовной миссии в Израиле. Скажите, русское православие за пределами России такое же, как и внутри нее, или чем-то отличается?

Христос сказал ученикам Своим: «Если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (МФ.16.24). Служение Церкви - это апостольское служение. Куда направят - туда и идет христианин. Когда я приезжал на новое место, иногда думал: как я тут буду? Языка не знаю - как наладить общение? Но везде находил хороших людей. Есть язык любви - единственный язык для понимания друг друга. Мне повезло, языки мне преподавали очень хорошие учителя, да и куда ни приедешь - везде многие говорили по-русски.

Практически одинаковый набор свойств у людей там и здесь. Есть добрые и злые. Те же принципы борьбы за выживание: или поклонись лукавому, или стой на своем за Христа. Выбор везде один. Плохого и хорошего много в людях, независимо от места жительства. Но если там, на Западе, они часто себя идеализируют, то здесь у людей страха божьего больше, больше беспокойства за душу. И здесь народ душевно теплее.

Расскажите о новообразованной Алтайской митрополии и особенностях служения. Хватает ли пастырей, не является ли проблемой наличие одного-двух приходов на несколько населенных пунктов?

Алтайская митрополия образовалась только 5 мая 2015 года. Теперь в ее составе четыре епархии. Думаю, что у нас те же самые проблемы и достоинства, как и везде. Есть епархиальные архиереи, есть благочинные округов, есть мужские и женские монастыри. Но вы правы, храмов еще мало, их не хватает, но народ сам строит их, созидает духовные общины.

Наполняемость где-то лучше, где-то хуже. Храмов приблизительно столько же, сколько и в других епархиях. Духовенства почти столько же - из расчета на душу населения. А градус религиозности народа измерить очень сложно. Как считать? По количеству причастников? По наполняемости храмов? Не факт. Я вот вырос там, где верующими были почти все, а в храм ходили лишь некоторые. Мы верили по-нашему, по-простому, как принято говорить - в душе, но хотя бы раз в год в церковь обязательно ходили, на Пасху, к примеру. Но замечу, что «вера в душе» тогда, в годы гонений, и сейчас - это разные понятия. Тогда ты верил и жил по законам Божьим, а сейчас «в душе» - это очень формально, поверхностно, с лукавством.

В завершении нашей беседы хотел бы сердечно поблагодарить добрых людей из компании «Рублев» - Юлию Воронину, Оксану Тихомирову и Юрия Грымова, при помощи которых это великое торжество стало возможным. Их доброе христианское участие в приобретении ковчега для святых мощей будут долго помнить в сердечных молитвах жители Алтая.

Вот еще по следам прежних публикаций. Только было довелось похвалить нового епископа: "...этот - похоже, заслуживает уважения. Говорит, что думает, и заботится не о карьере и деньгах, а о вере. Таким и должен быть настоящий священник" . ().

А он уже, как сообщают, отрекся. Напугали, наверное, и его по партийной церковной линии ярлыком "иностранного агента" (см. ниже). А жаль...

Вот что пишут об этом на Банкфаксе (приводится вместе с комментариями):

Епископ Барнаульский Сергий отрекся от своей оценки «судилища над Pussy Riot»?

04.10.2013 13:05

Публицист, руководитель Ассоциации православных экспертов Кирилл Фролов опубликовал в своем блоге комментарий, который якобы получил во время разговора с епископом Барнаульским Сергием. Священнослужитель в нем отрекается от оценки, которую дал истории с панк-мольбном группы Pussy Riot в интервью газете «Вечерний Барнаул».

Кирилл Фролов, публицист:

Сегодня в Новоспасском монастыре переговорил с епископом Барнаульским и Алтайским Сергием (Иванниковым), который сообщил мне, что ничего не говорил за Толоконникову и ничего на эту тему комментировать не собирается.

Таким образом, очевидно, что мы имеем дело с «крединской уткой», призванной скомпрометировать еп. Сергия. Вероятно, к организации этой провокации причастны как адепты антицерковного, антироссийского сайта «кредо», так и «миссиофобское антипатриаршее подполье», не желающее успеха Патриаршей политике столь необходимого создания новых митрополий и епархий. Замечательный русский церковный историк Владимир Махнач писал, что в России нужно 400 новых епархий, что огромные, неокормляемые размеры русских епархий стали ключевым фактором секуляризации, отхода от веры и, как следствие, национальной катастрофы февраля и октября 1917 года. Очевидно, что в Сибири и в Алтайском крае есть огромная необходимость развития церковной жизни - в республике Горный Алтай (Республика Алтай - прим. ред. «БФ») насаждается неоязычество и связанный с ним сепаратизм, поэтому православная миссия актуальна здесь особенно, впрочем, как и везде. Но процесс появления новых митрополий, епархий и викариатств не остановить, он принял необратимый характер, нравится это кому или нет. Сегодня рукоположен викарный епископ на Алтай. Правящий епископ Сергий (Иванников) ответил тем, кто хотел подставить и его, и Патриаршую епархиальную миссионерскую политику и этим подтвердил, что является достойным архиереем, миссионером, верным послушником Святейшего.

Напомним, публикация, в которой епископ высказался, что не одобряет «судилища над девчонками из панк-группы Pussy Riot» появилась на сайте городской газеты «Вечерний Барнаул», но вскоре она исчезла из ленты. Цитата из интервью была размещена также в блоге известного богослова, диакона Андрея Кураева, она сопровождается его личной оценкой высказывания епископа Сергия.

Андрей Кураев, диакон:

Сегодня в нашей Церкви немало священнослужителей, получивших опыт учебы и служения в Европе. Но не так уж и многие из них, как показывает жизнь, всерьез впитали гуманистические аксиомы современной европейской культуры (под этой аксиомой я имею в виду убеждение в том, что нехорошо кататься по человеку на асфальтоукладчике).

Рад, что владыка Сергий смог совместить глубокую православную веру и искреннее переживание христианской гуманистической этики. Кстати, он гражданин Эстонии, почетный гражданин Нарвы, многие годы служил в Праге.

Из его интервью следует, что вскоре он должен был бы стать митрополитом Алтайским (при условии ее разделения на несколько епархий). Кстати, его ведь специально не спрашивали про пусек. Но, видать, накипело внутри...

КОММЕНТАРИИ

Окормляемый

04.10.2013 13:31

Слился...
А жаль, появилась уже надежда, что пастырь самостоятельный:(
А у фролова обостренение, осеннее видимо.

04.10.2013 13:35

Полная аналогия папизму. Архиерей Православной церкви, где патриарх только, согласно канонам, «первый среди равных» вдруг демонстрирует, что «В мои лета не должно сметь Свое суждение иметь». Если это действительно так, то ничего принципиально не изменилось в Барнаульской епархии. Да и, конечно, и не могло измениться, так как она -часть больного организма.

04.10.2013 14:03

вот привязались к девчонкам,а само-то что творят вопреки законам божьим.нет преданных богу и послушных служителей.все продается и покупается.

У кого на службе? Кто больше платит?!

04.10.2013 14:11

Получивших опыт учебы и служения в Европе...

...
Альбертыч

04.10.2013 14:57

Ну и ну. Служитель культа оказался настоящим хозяином своего слова. Сначала дал, потом забрал. Взвесил батюшка плюСы и минусы - приход дороже. А не задавались вопросом - КТО ПОЙДЁТ В ВАШУ ЦЕРКОВЬ, КОТОРУЮ ВЫ СО СВОИМ ПАТРИАРХОМ ТАК УСПЕШНО ЗАГАДИЛИ?

Дядюшка Хе

04.10.2013 15:24

Ничего так этот крендель-публисцист ярлыки навешивает: "адепты антицерковного, антироссийского сайта «кредо», так и «миссиофобское антипатриаршее подполье»". Во где паранойя пополам с фашизмом угнездилась как раз. Ну а епископ что - отпинай его ещё по почкам, так он и не от того отречется. Хотя конечно жидковат оказался. Этот абзац "Правящий епископ Сергий (Иванников) ответил тем, кто хотел подставить и его, и Патриаршую епархиальную миссионерскую политику и этим подтвердил, что является достойным архиереем, миссионером, верным послушником Святейшего" меня вообще умилил. Остается, действительно, только молиться, чтобы всю эту шушеру смыло с нашей земли поскорее.

Яровчане

04.10.2013 16:12

Ой, могу, непонятно какой национальности и понятно какой веры (поклонитель сворованным деньгам) альбертыч ротик свой раскрыл про церковь! Да тебя туда не пускают!

Душитель Шариковых

04.10.2013 20:23

От Истины отрекаются 3 раза по примеру апостола Петра. Ему еще 2 раза осталось.

***
КОНЕЦ ЦИТАТЫ
Одна надежда - что опять все переврали "опровергатели". А иначе - кому же там остается верить?

Встречи с преосвященным Сергием, епископом Барнаульским и Алтайским, корреспондент «Вечёрки» дожидалась долго, со дня его назначения на должность: дел у владыки огромной епархии много.

– Ваше преосвященство, чем отличается Алтай от Каменской епархии, которой вы управляли ранее?

– В современном мире повсюду – одни и те же принципы устроения, взять Западную Европу, Россию или Китай. Их жители отличаются лишь языком и цветом кожи, мысли же и стремления – одинаковы. Но у каждого региона есть только ему присущая специфика, особенно у такого огромного, как Алтай. Бог тем и велик, что не лепит все по стандарту. Алтайский край похож и не похож одновременно на Урал и Зауралье, где я служил. Внешне здесь сразу заметна большая зажиточность сельского населения, я не видел умирающих в полном смысле слова деревень, все на плаву, да и уровень экономических показателей, хотя регион и считается дотационным, выше. Это во многом потому, что люди держатся за свое место на земле. Да, уезжают и с Алтая, но убыль населения здесь не катастрофична, как в других регионах. Это радует мою душу. Я – человек державного склада и хочу, чтобы страна наша не оскудевала главным своим богатством – людьми.

Прости и отпусти

– Сегодня вера всерьез испытывается на прочность конфликтами светских институтов с Церковью, компроматом, наводнившим Интернет. А если завтра среди прихожан храмов останутся лишь бабушки, не читающие газет, не бывающие в Сети?

– Есть определенная категория людей, которым обязательно надо видеть пятна, даже на солнце. Но я оптимист в этом смысле, церковь переживала кое-что и пострашнее в годы репрессий и гонений. Они не только не пошатнули веру в народе, но и очистили ее от людей случайных. И нынешняя накипь тоже схлынет, останется истина и истинно верующие в храмах. Молодым она не вредит, я убедился в этом, общаясь и с верующими, и с неверующими. Другой вопрос – мое личное отношение к раздуваемым скандалам. Не одобряю судилища над девчонками из панк-группы Pussy Riot. Не наказывать их надо было, а простить, отпустить и компенсировать ущерб, нанесенный за время преследования. Громкими процессами не укрепить авторитета ни Церкви, ни людей, от ее лица создавших такой прецедент. Видимо, в прецеденте-то все и дело, кому-то хотелось его создать. Воздержусь от более жестких высказываний. Если бы меня спросили, я бы не стал принимать и закон об оскорблении религиозных чувств верующих, в котором нет никакой необходимости (полное его название – ФЗ «О внесении изменений в статью 148 УК РФ и отдельные законодательные акты РФ в целях противодействия оскорблению религиозных убеждений и чувств граждан». Прим. авт. ). Но раз закон принят – надо его соблюдать.

– Ваше преосвященство, модное нынче слово «модернизация» наверняка коснулось и Церкви. Последуют ли перемены вслед за вашим назначением преосвященным Барнаульским и Алтайским?

– Все, что кажется нам новым, основывается на прежних наработках и опыте поколений. И есть неизменные константы мира, к которым мы ничего не в состоянии ни убавить, ни прибавить. Церковь, богочеловеческий организм, не подлежащий временным воздействиям в угоду модным тенденциям и направлениям. Бог всегда один и тот же, вчера, сегодня и вовеки. Меняются только люди, передающие вечную истину Божью из поколения в поколение. С этой точки зрения Барнаульскую епархию ждут перемены, касающиеся увеличения числа священнослужителей и епископов в соответствии с программой и намеченными планами священноначалия – патриарха, Синода и Поместного собора РПЦ – в ближайшее время. Ради духовной наполняемости жизни народа, от которого Церковь отделить нельзя в отличие от государства.

– Барнаул – город ста наций. Многие его жители давно уже считают себя «гражданами мира». Не страдает ли, по вашему мнению, от этого аутентичность русской, титульной, нации?

– Да, увы, русские быстро, как никто другой в мире, теряют ее. Это плохо, ведь при этом рвутся связи с этносом, предками, родом, носителем которых каждый человек приходит в мир изначально. Это разделение установлено Богом со времен Вавилонского столпотворения, когда появились этносы и нации. Поэтому глобализацию в ее нынешнем виде можно назвать бунтом против Божественного предопределения. Только во Христе могут и должны теряться нации и этнические отличия. Как наставлял апостол Павел, в Нем все – братья и сестры, и «нет ни Еллина, ни Иудея, ни обрезания, ни необрезания, варвара, Скифа, раба, свободного, но все и во всем Христос». Люди с набором качеств, направленных на конкуренцию и противостояние, объединяются под видом полезности и нужности, итог такого «объединения» – обострение застарелых конфликтов. Ничего хорошего такая глобализация не несет, я убежден в этом.

– Но ведь сколько угодно вокруг смешанных браков, в них растут дети, усваивающие одновременно ценности культур мусульманской и православной, например.

– Это попущено Богом, вероятно, в смешении кровей больше смысла, нежели в смешении экономических интересов разных стран. Но всех вопросов не решает и семейная глобализация. Знаю много межэтнических семей, в которых изначально заложен конфликт между родными людьми, бабушкой-мусульманкой и внучкой-православной, например, в отношении к жизни, религии, понимании Бога. Но мы люди, и должны договариваться, строить отношения, предотвращать конфликты.

– Как человеку, привыкшему к оперативной и доступной информации из Интернета, читать Библию с ее притчами и иносказаниями? Он ведь не поймет и отложит… Нельзя ли создать адаптированный ее вариант?

– Что значит – «не поймет»? Нам и математика не сразу дается, и азбука, и те же символы электронного общения. В любом учении «без труда не вынешь и рыбку из пруда», тем более, когда познаешь истину Божью. Библию как общемировое культурное достояние читать нужно. Какой бы сложной она ни казалась – необходимо дать себе труд, развернуть себя к ее пониманию, а не загонять ее символы великого и возвышенного мышления в рамки электронных. Органически не приемлю намеренного упрощения высокого. «Библия для детей»? Допускаю как подготовку ребенка к ее восприятию. Важно не остаться на этом уровне в дальнейшем в своих познаниях Бога и библейской истории. Но правильней – сразу читать «взрослую». Сегодня не дошло – завтра дойдет, обязательно…

– …даже когда курс основ православной культуры в школе читает учительница математики на пенсии?

– Не важно, кто и в каком возрасте его читает. Учительница лишь инструмент передачи знаний. Если она делает свое дело добросовестно, то будет читать программный курс не хуже подготовленного верующего преподавателя.

«Война – не боевичок»

– Среди батюшек можно встретить сегодня рокеров, байкеров, поэтов, певцов. Есть ли у вас подобное увлечение?

– Священник может быть и байкером, и рокером, главное – не переборщить с экстравагантностью, не нарушить требований образа и чина, которому он должен соответствовать. Как может быть байкером водитель автобуса, скажем, но он обязан следовать заданному маршруту и одеваться по принятому дресс-коду. По чину ведет себя военный или полицейский, будь он хоть трижды байкер. Почему иным батюшкам желательно показаться иначе, не по-поповски? А у меня увлечение одно, и связано оно с Церковью. Люблю все церковное созидать, чтобы печать веры православной была на всем. Я не байкер, не писатель и не поэт, причем принципиально. И без меня так много всего написано, что уже и слово письменное обесценилось. Есть вред в таком «писательстве». По православному пониманию, желание жить напоказ – это гордыня. Гордым Бог противится, смиренным благодать дает.

– Какие фильмы вы смотрите, какие книги читаете?

Люблю правдивое кино про нашу военную историю, созданное людьми, очевидцами событий войны. Сейчас режиссеры ее искажают, снимая «войнушку» как вестерн, боевичок. Это безжалостно по отношению к нашим дедам и отцам. Михалков – и тот повелся, я его «Цитадель» смотреть не стал. Читаю же с удовольствием творения великих мыслителей, святых отцов, исторические романы – «Пётр I» Толстого, «Севастопольская страда» Мценского, «Тихий Дон» Шолохова, «Горькая линия» Шухова, «Тарас Бульба» Гоголя, Лескова, хорошо передающего переживания людей, ищущих Бога и Церковь.

– Что пожелаете барнаульцам в канун Дня города?

– Чтобы каждый понял и осуществил свое высокое достоинство и предназначение. Мы сотворены по образу и подобию Божию, Господь заповедовал: «Обратитесь в детей, их Царствие Божие». Ставьте себя на детское место, растите в себе восприимчивость к добру, спешите творить добрые дела в короткий отпущенный нам земной срок, заглушайте в себе низменные страсти, злобу и недоверие друг к другу. Как священник Божий, я хотел бы, чтобы люди не искали себе кумиров на земле, а доверили себя единому истинному Богу.

СПРАВКА «ВБ»

Епископ Барнаульский и Алтайский Сергий (Иванников) родился 29 августа 1957 г. в с. Троицком Орловской области. Кандидат богословия по кафедре гомилетики Московской духовной семинарии. 5 января 2004 г. митрополитом Смоленским и Калининградским Кириллом (ныне Патриархом Московским и всея Руси) пострижен в монашество. Служил в РПЦ в Эстонии, в отделе внешних церковных связей Московского патриархата, в Русской духовной миссии в Иерусалиме, настоятелем храма в Праге, епископом Каменским и Алапаевским. Почетный гражданин г. Нарвы.

На Алтае епископ Барнаульский и Алтайский Сергий служит с 6 июня 2013 года. Владыка принципиально не даёт интервью СМИ. Но для портала сайт сделал редкое исключение, так как до назначения в Сибирь, он много лет служил в Прибалтике, в Эстонии.

- Владыка, можно ли научить молиться? По-настоящему, искренне, а не просто выучить слова из молитвослова?

Научить человека молиться? Прежде всего надо научить его думать. Нужно с самого раннего возраста в ребенке воспитывать ответственность за себя,за свою жизнь и жизнь окружающих людей, задумываться над происходящими событиями. Если с детства наши сыновья и дочери научатся понимать, где добро, а где зло, они непременно получат дар Божий, коим является вера. Тогда молитва станет для человека естественным состоянием, состоянием открытой Богу души.

Ваше преосвященство, каждый христианский проповедник несёт в мир свет евангельских заветов. Дело это очень нелёгкое, порой неблагодарное. Истины Священного Писания доходят не до каждого и не каждый с ними согласен. Как Вы относитесь к непониманию?

Стремлюсь к тому, чтобы этого не происходило.

Нынче многие люди, рассказывая о своей жизни, говорят, что они переживают «трудные времена» Какие ассоциации у вас вызывает это словосочетание?

Самые трудное для меня время -это время, когда я нахожусь в разладе с самим собой

- И что Вы тогда делаете?

Как и любой человек - мучаюсь.(Смеётся.) Любая неудача - своего рода испытание, которое Господь посылает нам для нашего же вразумления. И это испытание, поняв его смысл, надо преодолеть. Если не бороться с упадком душевных сил, то можно легко впасть в уныние, а оно считается одним из наиболее тяжких грехов. Избежать его можно помощью молитвы, поста, а также чтения Библии, Евангелия и произведений отцов церкви.

-Вам это помогает?

Всегда. Нужно не жалеть самого себя, как зачастую с нами бывает, а, с Божьей помощью, исправлять и лечить свою душу.

— Ваше преосвященство, важнейшим шагом в приобщение людей к православию должно стать более тесное взаимодействие Церкви со СМИ. Каким Вам видится такое сотрудничество?

— Церковь высоко оценивает роль СМИ в формировании религиозного сознания. И Святейший Патриарх Кирилл не раз подчеркивал, что «перед Церковью стоит важная миссионерская задача — научиться вести проповедь с широким использованием тех возможностей, которые сегодня предоставляют средства массовой информации».Современные масс-медиа сформировались вне Церкви. И сама Церковь относительно недавно стала на равных правах с другими общественными институтами взаимодействовать со СМИ. Приобретённый опыт показывает, что средства массовой информации дают широкие возможности для православной проповеди, которая во все времена имела неизменную и единственную цель — спасение человеческой души, сохранению и утверждению в нашей повседневности высоких морально-нравственных принципов, данных нам в Нагорной проповеди Иисуса Христа. Церковь всегда обращала пристальное внимание на то, как и в каких формах следует обращаться к сердцу человека в ту или иную эпоху. В наши дни это предполагает активное присутствие Церкви в информационном пространстве, в чем, я думаю, заинтересовано как государство, так и всё общество в целом. Следует заметить, что здесь многое зависит от настроений самого журналистского сообщества. И тут всё далеко не так благополучно, как хотелось бы. Так что изменение морально-нравственного климата в СМИ, это очень сложная, комплексная задача, но ее общими усилиями она вполне решаема.

— Владыка, в некоторых светских СМИ образ Церкви бывает довольно искажён. Это проявляется в отборе и подаче новостей, так или иначе связанных с жизнью Церкви. На Ваш взгляд, на что следует обращать особое внимание в публикациях, связанных с православной тематикой?

— Конечно, на этические и духовно-нравственные проблемы. С христианской точки зрения, СМИ могут и должны, во-первых, говорить людям о том, что доброта в межличностных отношениях существует, что она и есть подлинная красота, несущая в себе мир и радость, а люди, согласно Евангелию, призваны быть её носителями. Во-вторых, они должны обличать пороки во всех их проявлениях и показывать всю их пагубность. Надо убеждать зрителей, читателей и слушателей в том, что без упорной работы над собой, борьбы со своими страстями, без поста и молитвы, без организации собственной личной и общественной жизни на основе евангельских заветов человек обречён на душевные, а нередко и на физические страдания
Считаю, что разгул безнравственности в светских СМИ не так уж трудно предотвратить. Надо лишь ввести в содержание лицензии пункт об обязательном соблюдении элементарных норм нравственности и художественного вкуса. Речь здесь идёт не о цензуре, а о нетерпимости к морально-нравственной глухоте — единственной нетерпимости, которая должна существовать в информационной среде нашей страны.

Владыка, Вы учёный-богослов,специалист по гомилетике, дисциплины, преподаваемой в духовных учебных заведениях и предназначенной для подготовки священников к проповеднической деятельности. Что Вы можете сказать о нормах современного русского языка. Не кажется ли Вам, что наши современники стали менее культурными и говорят на языке, все более отдаляющимся от того, на котором писали Пушкин и Гоголь?

Здесь очень трудно дать какую-либо оценку, потому что мы часто обвиняем нынешнюю молодёжь в бескультурье просто потому, что их поведение не соответствует нашим представлениям и стандартам, сформированном несколько десятилетий назад. Но если молодые люди не всегда в ладу с лексикой и стилистикой языка нашей молодости, это совсем не доказывает того, что они стали менее культурны или образованны.

Общество меняется, меняется язык и сами определения, которые мы вкладываем в понятие «культура».Скажем, культура дореволюционной России, советская культура и российская культура наших дней явления далеко не равнозначные.

Нынешний русский язык не только значительно отличается от языка Пушкина, и Карамзина, от которых нас отделяют два столетия. Он заметно отличается от языка недавно ушедших Вознесенского и Ахмадулиной. Сегодня юноши и девушки проводят значительную часть своего времени в виртуальном мире компьютеров, где нормой считается короткие фразы электронных сообщений. Прекрасен был язык писателей XIX века. Но вряд он сегодня может подойти для современных информационных коммуникаций.

Сегодня молодежь оказывается самой беззащитной перед мощным натиском пропаганды греха и вседозволенности. Она в буквальном смысле слова дезориентирована и не знает, кому и во что верить.Что может здесь сделать церковь?

Вы правы. Молодые люди ориентированы на сугубо мирские интересы, к которым их, помимо всего прочего, подталкивают возраст и окружающая действительность,

Им трудно понять слова апостола Иоанна Богослова: «Не любите мира, ни того, что в мире, потому что все в мире — похоть очей, похоть плоти и гордость житейская» (1 Ин. 2, 15-16). Поэтому убедить их в правоте апостольских слов и поразмышлять над ними -дело очень непростое.

Но как бы сложна и трудоемка ни была эта работа, делать ее необходимо, потому что молодежь — будущее нашей страны и нашей православной Церкви.
К сожалению, СМИ до предела снижают роль религиозного морально-нравственного влияния на личные и социальные поступки человека и зачастую сводят их мотивацию лишь к простым соображениям материальной выгод, старась в качестве примера для подражания навязать обществу идеи бездумного потребительства.

Христианство предлагает молодым людям формировать свой духовный мир на примерах православной духовности и стать творцами и мыслителями, достойными сынами своего великого Отечества.

Беседовал Михаил Попенко


Справка.

Согласно решению Священного Синода Преосвященным Барнаульским и Алтайским епископом и ректором Барнаульской духовной семинарии назначен владыка Сергий.

Правящий архиерей родился 29 августа 1957 г. в с. Троицкое Ливенского р-на Орловской обл. Там же закончил среднюю школу, служил в рядах Вооруженнывх Сил, трудился водителем на авто предприятии. Закончил семинарию и Духовную академию в г. Москве. Кандидат богословия по кафедре гомилетики.После окончания академии служил в Пюхтицком монастыре Эстонской епархии. В разное время был настоятелем Воскресенского собора в г. Нарва, Александро-Невского собора и Храма во имя иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» г. Таллин. За многогранную плодотворную деятельность владыке Сергию присвоено звание «Почетный гражданин г. Нарва».

В 2003 г. переведен в Москву сотрудником Отдела внешних связей Московского Патриархата и назначен членом Русской духовной миссии в Иерусалиме. Служил настоятелем храма во имя святого великомученика Георгия Победоносца при Посольстве Российской Федерации в Праге и других православных храмах Чехии.

16 марта 2012 г. избран епископом Каменским и Алапаевским,а в конце мая текущего года решением Священного Синода назначен Преосвященным епископом Барнаульским и Алтайским.

Награждён орденами преподобного Сергия Радонежского, золотым крестом святых Кирилла и Мефодия, медалями и другими знаками церковного отличия.

Loading...Loading...