Богослужебные сосуды. Значение «священные сосуды

Священные сосуды

под именем С. сосудов по преимуществу разумеются, во-первых, сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии, как-то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых, сосуд для хранения св. мирра. К этим сосудам церковь не дозволяет даже прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира. В более общем смысле С. называются все сосуды и вещи, употребляемые при священнодействиях православной церкви. Священные сосуды так же древни в церкви христианской, как древне само богослужение. Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды. Хранение С. сосудов церковь всегда имела на своем попечении, для чего устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц. В древности С. сосуды бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные, а также драгоценные, сделанные из серебра и золота и изукрашенные драгоценными камнями. Все зависело не столько от положительных правил, сколько от обстоятельств, в которых находилась церковь, от усердия верующих и отчасти от самого назначения сосудов. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. "Учительное известие" в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но отнюдь не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копье - железное. Для прочих сосудов вещество строго не определено, но обыкновенно и они устраиваются соответственно великолепию целого храма.

См. В. И. Долоцкий, "О С. сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви" ("Христианское Чтение", 1852, ч. I); П. Лебедев, "Наука о богослужении православной церкви" (М., 1890); архим. Гавриил, "Руководство по литургике, или наука о православном богослужении" (Тверь, 1886).


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Священные сосуды" в других словарях:

    Священные сосуды - сосуды, употребляемые при совершении Таинства Евхаристии: потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница, а также сосуд для хранения святого мира. К этим сосудам не позволяется прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира … Православие. Словарь-справочник

    СВЯЩЕННЫЕ сосуды, название предметов церковной утвари, применяемых в богослужении. В православии к Священным сосудам относятся: дискос, потир, дарохранительница и др., к которым не позволяется прикасаться мирянам и низшим чинам клира. Священные… … Современная энциклопедия

    Священные сосуды - СВЯЩЕННЫЕ СОСУДЫ, название предметов церковной утвари, применяемых в богослужении. В православии к Священным сосудам относятся: дискос, потир, дарохранительница и др., к которым не позволяется прикасаться мирянам и низшим чинам клира. Священные… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

    Священные сосуды общее название предметов церковной утвари, применяемых в богослужении (некоторые из них не являются сосудами в собственном смысле слова). В православии к священным (литургическим) сосудам относятся: Наименование Иллюстрация … Википедия

    Священные сосуды - сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии: потир, дискос, звездица, лжица и копие. А также дарохранительница, дароносица и сосуд для хранения святого мира (см. Миро). Ко всем этим сосудам разрешается прикасаться только… … Православный энциклопедический словарь

    Священные сосуды - – употребляются при совершении таинства евхаристии: потир, дискос, звездица, лжица, копие, дарохранительница и сосуд для хранения св. мира. К ним не дозволено прикасаться мирянам и низшим чинам клира. В общем же смысле С. называются все… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Сосуды. Под именем С. сосудов по преимуществу разумеются,во первых, сосуды, употребляемые при совершены таинства евхаристии, както потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во вторых,сосуд для хранения св. мира. К этим сосудам… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Сосуды священные - ♦ (ENG vessels, sacred) вместилища и утварь, используемые в евхаристической службе. В римско католической церкви к ним относятся потир, дискос, киворий, дарохранительница, капсула, люнет (см. Luna/Lunette) и дароносица … Вестминстерский словарь теологических терминов

    Сосуды священные - дискос и потир, употребляемые на литургии, дарохранительница, предназначенная для хранения святых даров, и мирница – сосуд для хранения мира … Православная энциклопедия

    ИМУЩЕСТВО ЦЕРКОВНОЕ - совокупность вещей, включая деньги и ценные бумаги, движимость и недвижимость, которые находятся в собственности, владении, аренде или пользовании церковных учреждений как юридических лиц, и связанных с ними юридических отношений в виде, с одной… … Православная энциклопедия

Священные сосуды - под именем С. сосудов по преимуществу разумеются, во-первых, сосуды, употребляемые при совершении таинства евхаристии, как-то потир, дискос, звездица, лжица, копие и дарохранительница; во-вторых, сосуд для хранения св. мирра. К этим сосудам церковь не дозволяет даже прикасаться не только мирянам, но и низшим чинам клира. В более общем смысле С. называются все сосуды и вещи, употребляемые при священнодействиях православной церкви. Священные сосуды так же древни в церкви христианской, как древне само богослужение. Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды. Хранение С. сосудов церковь всегда имела на своем попечении, для чего устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц. В древности С. сосуды бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные, а также драгоценные, сделанные из серебра и золота и изукрашенные драгоценными камнями. Все зависело не столько от положительных правил, сколько от обстоятельств, в которых находилась церковь, от усердия верующих и отчасти от самого назначения сосудов. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. «Учительное известие» в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но отнюдь не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копье - железное. Для прочих сосудов вещество строго не определено, но обыкновенно и они устраиваются соответственно великолепию целого храма.

См. В. И. Долоцкий, «О С. сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви» («Христианское Чтение», 1852, ч. I); П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890); архим. Гавриил, «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886).


Церковная Чаша не зря считается Священным сосудом и одним из самых главных предметов богослужений. А как же иначе - ведь начало свое она берет от той самой Чаши Тайной Вечери, из которой пил Иисус и причащались апостолы, и которая со временем была утрачена. И до сих пор не прекращаются поиски этой самой главной святыни христиан – Святого Грааля.

Святой Грааль


Вот уже два тысячелетия таинственная чаша, Святой Грааль, утраченная святыня христианского мира, волнует умы людей. И хотя точно не установлено, существовала она в действительности или нет, ведь в Евангелии о ней нет никаких упоминаний, христиане всего мира верят, что именно из этой чаши причащались апостолы на Тайной Вечере.


И именно в нее Иосиф Аримофейский собрал кровь, вытекающую из ран распятого Христа, после чего, опасаясь преследований, увез ее из Древней Иудеи в Британию, в Гластонберийское аббатство, и там спрятал. Впоследствии храм был разрушен, и чаша исчезла.


Согласно преданиям, недалеко от Гланстобери, где Иосиф Аримофейский спрятал чашу, жил король Артур со своими доблестными рыцарями, и однажды им было видение – два ангела со Священной чашей в руках. Рыцари дали клятву отыскать ее, и,как будто, даже нашли, но опять потеряли.


И с тех пор поиски чаши не прекращаются. Ведь считается, что человеку, испившему из чаши Грааля, простятся все грехи, и жить он будет долго.

Но может, не стоит ее искать? Ведь, согласно преданиям, чашу могут увидеть только люди с чистой и светлой душой, для всех остальных она невидима.

Священные чаши

История Чаши, одного из символов христианства, настолько же древняя, как и история самой христианской церкви. С давних пор для обряда причастия обязательно применяются особые священные чаши - потиры. Потир – это круглая чаша на высокой ножке, подставке. Верхняя его часть, чаша, подобная небесному своду, символизирует Церковь небесную, а нижняя - Церковь Земную. Начало свое потир берет от Тайной Вечери, перед использованием его обычно благословляют.


Уже в древности эти чаши старались делать, в соответствии с величием самого совершаемого обряда, из золота или серебра. Со временем формы их менялись, ножки становились выше. Драгоценные камни, разноцветные эмали, финифть, чеканка, гравировка – все это использовали для украшения потиров, иногда их делали полностью из золота.

Хотя Преподобный Сергий Радонежский на Руси пользовался самым обычным деревянным потиром, считая, что он более соответствует образу Христа.


Стали также украшать потиры, нанося на них орнаменты, изображения святых, сцены из жизни Христа, при этом никаких строгих канонов не было. Но при изготовлении подобных чаш обычно всегда старались советоваться со священнослужителями.

Чаша Антиохия была найдена при раскопках древнего города в 1910 году. Состоит из двух чаш: древней внутренней, сделанной из серебра, и более поздней наружной, золоченой и ажурной.


«Фома» кратко рассказывает о христианской символике на примерах конкретных артефактов и святынях.

Богослужебные (священные) сосуды - общее название предметов церковной утвари, используемых на Литургии для совершения таинства Евхаристии. Каждый богослужебный сосуд имеет символический смысл.

Можно выделить два самых главных, которые стали употребляться еще в апостольские времена - потир и дискос .

Потир символизирует Чашу, от которой происходило первое христианское причащение Крови Господней на :

И, взяв чашу и благодарив, сказал: приимите ее и разделите между собою, ибо сказываю вам, что не буду пить от плода виноградного, доколе не придет Царствие Божие. И, взяв хлеб и благодарив, преломил и подал им, говоря: сие есть тело Мое, которое за вас предается; сие творите в Мое воспоминание. Также и чашу после вечери, говоря: сия чаша есть Новый Завет в Моей крови, которая за вас проливается (Лк 22 :17–20).

Правило 73 Святых Апостолов:

Сосуд златый, или сребряный освященный, или завесу, никто же да не присвоит на свое употребление. Беззаконно бо есть. Аще же кто в сем усмотрен будет: да накажется отлучением

Правило предписывает отлучать от Церкви каждого, кто возьмет что-либо из храма для своего домашнего употребления. Апостолы называют беззаконием употреблять в бытовых нуждах священные предметы - это святотатство и осквернение святыни.

Именно поэтому в 1922 году власть ополчилась на Патриарха Тихона. В стране был голод, и святитель распорядился отдавать на нужды народа все церковные ценности, кроме богослужебных сосудов. Правительство же издало декрет об их изъятии и насильно отнимало все, в том числе сосуды, в которых совершается таинство Евхаристии. Патриарх назвал такое поведение «святотатством» и обратился к народу с воззванием о недопустимости подобных действий. Это привело к преследованию Патриарха и членов Священного Синода. Как известно, награбленные таким образом драгоценности использовались вовсе не для оказания помощи голодающим.

(т.е. ложка).

Каждому священному сосуду придаётся глубокий символический смысл.

Описание

Священные сосуды могут изготавливаться из дерева или металла, в древности они бывали бывали деревянные и стеклянные, глиняные и каменные, медные и оловянные. Нередко они украшались драгоценными камнями, поэтому многие из них представляют собою значительную художественную ценность. Правила апостольские (прав. 73) упоминают о сосудах золотых и серебряных. В православной церкви издавна принято за правило (см. «Учительное известие» в конце Служебника), чтобы потир, дискос, звездица и лжица были устроены из золота и серебра, или, по крайней мере, из олова, но не из дерева или стекла, или меди; чтобы дарохранительница также была золотая или серебряная, а копье - железное. Для прочих сосудов материал строго не определен .

После освящения к священным сосудам могут прикасаться только священнослужители . Поэтому священные сосуды поддерживаются в чистоте и исправности самими священнослужителями. После литургии их помещают в специальные чехлы или коробки и хранят либо в специальной полости внутри жертвенника , либо в каком-либо шкафу , доступном только для священнослужителей. Для хранения священных сосудов издревле устраивалось особое помещение в храмах (сосудохранительница, σχευοφυλαχιον), находившееся под надзором диаконов или других поставленных для того лиц.

Священные сосуды имеют такую же древнюю историю, как и само христианское богослужение. «Важнейшую часть христианского богослужения всегда составляли таинства, а для их совершения, равно как и для других священнодействий, необходимо нужны были некоторые сосуды. Эти сосуды первоначально заимствованы были из быта обыкновенного; но, быв однажды посвящены на служение Богу, они становились уже священными и не могли быть обращены на обыкновенное употребление. Только в одном случае дозволялось отдавать драгоценные церковные сосуды в общее употребление: когда не было никаких других средств к выкупу пленных или к вспоможению бедным во время голода. Но и в этом случае сосуды, по большей части, переливались, и таким образом отдавался в употребление металл, а не сами сосуды» .

Список священных сосудов в Православной церкви

Напишите отзыв о статье "Священные сосуды"

Литература

  • В. И. Долоцкий, «О С. сосудах и других вещах, употребляющихся при богослужении в православной церкви» («Христианское Чтение», 1852, ч. I)
  • П. Лебедев, «Наука о богослужении православной церкви» (М., 1890)
  • архим. Гавриил, «Руководство по литургике, или наука о православном богослужении» (Тверь, 1886).

Примечания

Отрывок, характеризующий Священные сосуды

– А чистый народ, ребята, – сказал первый. – Белый, вот как береза белый, и бравые есть, скажи, благородные.
– А ты думаешь как? У него от всех званий набраны.
– А ничего не знают по нашему, – с улыбкой недоумения сказал плясун. – Я ему говорю: «Чьей короны?», а он свое лопочет. Чудесный народ!
– Ведь то мудрено, братцы мои, – продолжал тот, который удивлялся их белизне, – сказывали мужики под Можайским, как стали убирать битых, где страженья то была, так ведь что, говорит, почитай месяц лежали мертвые ихние то. Что ж, говорит, лежит, говорит, ихний то, как бумага белый, чистый, ни синь пороха не пахнет.
– Что ж, от холода, что ль? – спросил один.
– Эка ты умный! От холода! Жарко ведь было. Кабы от стужи, так и наши бы тоже не протухли. А то, говорит, подойдешь к нашему, весь, говорит, прогнил в червях. Так, говорит, платками обвяжемся, да, отворотя морду, и тащим; мочи нет. А ихний, говорит, как бумага белый; ни синь пороха не пахнет.
Все помолчали.
– Должно, от пищи, – сказал фельдфебель, – господскую пищу жрали.
Никто не возражал.
– Сказывал мужик то этот, под Можайским, где страженья то была, их с десяти деревень согнали, двадцать дён возили, не свозили всех, мертвых то. Волков этих что, говорит…
– Та страженья была настоящая, – сказал старый солдат. – Только и было чем помянуть; а то всё после того… Так, только народу мученье.
– И то, дядюшка. Позавчера набежали мы, так куда те, до себя не допущают. Живо ружья покидали. На коленки. Пардон – говорит. Так, только пример один. Сказывали, самого Полиона то Платов два раза брал. Слова не знает. Возьмет возьмет: вот на те, в руках прикинется птицей, улетит, да и улетит. И убить тоже нет положенья.
– Эка врать здоров ты, Киселев, посмотрю я на тебя.
– Какое врать, правда истинная.
– А кабы на мой обычай, я бы его, изловимши, да в землю бы закопал. Да осиновым колом. А то что народу загубил.
– Все одно конец сделаем, не будет ходить, – зевая, сказал старый солдат.
Разговор замолк, солдаты стали укладываться.
– Вишь, звезды то, страсть, так и горят! Скажи, бабы холсты разложили, – сказал солдат, любуясь на Млечный Путь.
– Это, ребята, к урожайному году.
– Дровец то еще надо будет.
– Спину погреешь, а брюха замерзла. Вот чуда.
– О, господи!
– Что толкаешься то, – про тебя одного огонь, что ли? Вишь… развалился.
Из за устанавливающегося молчания послышался храп некоторых заснувших; остальные поворачивались и грелись, изредка переговариваясь. От дальнего, шагов за сто, костра послышался дружный, веселый хохот.
– Вишь, грохочат в пятой роте, – сказал один солдат. – И народу что – страсть!
Один солдат поднялся и пошел к пятой роте.
– То то смеху, – сказал он, возвращаясь. – Два хранцуза пристали. Один мерзлый вовсе, а другой такой куражный, бяда! Песни играет.
– О о? пойти посмотреть… – Несколько солдат направились к пятой роте.

Пятая рота стояла подле самого леса. Огромный костер ярко горел посреди снега, освещая отягченные инеем ветви деревьев.
В середине ночи солдаты пятой роты услыхали в лесу шаги по снегу и хряск сучьев.
– Ребята, ведмедь, – сказал один солдат. Все подняли головы, прислушались, и из леса, в яркий свет костра, выступили две, держащиеся друг за друга, человеческие, странно одетые фигуры.
Это были два прятавшиеся в лесу француза. Хрипло говоря что то на непонятном солдатам языке, они подошли к костру. Один был повыше ростом, в офицерской шляпе, и казался совсем ослабевшим. Подойдя к костру, он хотел сесть, но упал на землю. Другой, маленький, коренастый, обвязанный платком по щекам солдат, был сильнее. Он поднял своего товарища и, указывая на свой рот, говорил что то. Солдаты окружили французов, подстелили больному шинель и обоим принесли каши и водки.
Ослабевший французский офицер был Рамбаль; повязанный платком был его денщик Морель.
Когда Морель выпил водки и доел котелок каши, он вдруг болезненно развеселился и начал не переставая говорить что то не понимавшим его солдатам. Рамбаль отказывался от еды и молча лежал на локте у костра, бессмысленными красными глазами глядя на русских солдат. Изредка он издавал протяжный стон и опять замолкал. Морель, показывая на плечи, внушал солдатам, что это был офицер и что его надо отогреть. Офицер русский, подошедший к костру, послал спросить у полковника, не возьмет ли он к себе отогреть французского офицера; и когда вернулись и сказали, что полковник велел привести офицера, Рамбалю передали, чтобы он шел. Он встал и хотел идти, но пошатнулся и упал бы, если бы подле стоящий солдат не поддержал его.
– Что? Не будешь? – насмешливо подмигнув, сказал один солдат, обращаясь к Рамбалю.
– Э, дурак! Что врешь нескладно! То то мужик, право, мужик, – послышались с разных сторон упреки пошутившему солдату. Рамбаля окружили, подняли двое на руки, перехватившись ими, и понесли в избу. Рамбаль обнял шеи солдат и, когда его понесли, жалобно заговорил:
– Oh, nies braves, oh, mes bons, mes bons amis! Voila des hommes! oh, mes braves, mes bons amis! [О молодцы! О мои добрые, добрые друзья! Вот люди! О мои добрые друзья!] – и, как ребенок, головой склонился на плечо одному солдату.
Между тем Морель сидел на лучшем месте, окруженный солдатами.
Морель, маленький коренастый француз, с воспаленными, слезившимися глазами, обвязанный по бабьи платком сверх фуражки, был одет в женскую шубенку. Он, видимо, захмелев, обнявши рукой солдата, сидевшего подле него, пел хриплым, перерывающимся голосом французскую песню. Солдаты держались за бока, глядя на него.
– Ну ка, ну ка, научи, как? Я живо перейму. Как?.. – говорил шутник песенник, которого обнимал Морель.

Loading...Loading...