Почему служба на пасху идет ночью. Праздник жизни

Более тридцати лет - с марта 1953 года почти до самой кончины в декабре 1983 года - отец еженедельно выступал на радио «Свобода». Его беседы были посвящены самому главному, центральному в христианской вере - отношениям Бога и человека, мира и Церкви, веры и культуры, свободы и ответственности.

В пасхальную ночь, когда крестный ход, обойдя церковь, останавливается у запертых дверей ее и наступает последняя минута перед взрывом пасхальной радости, мы в глубине сердца задаем себе тот же вопрос, что был в сердцах женщин, пришедших рано утром, едва возсиявшу солнцу (), ко гробу Христа. Вопрос этот: Кто отвалит нам камень от двери гроба? (). Совершится ли это чудо, станет ли еще раз ночь светлее дня, наполнит ли нас еще раз эта ничем не объяснимая, ни от чего в мiре не зависящая радость, которая всю эту ночь и еще столько дней будет звучать пасхальным приветствием: «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!»

Минута эта всегда приходит. Двери открываются. Мы входим в залитый светом храм, мы вступаем в ликующую пасхальную заутреню, но где-то в душе вопрос остается. Что все это значит? Что значит праздновать Пасху в мiре, наполненном страданием, враждой, ненавистью, войнами? Что значит воспевать «смертию смерть поправ» и слышать, что «мертвый ни един во гробе», когда смерть все еще остается единственной земной достоверностью? Неужели Пасха, вся эта светлая ночь, все ликование - лишь минутный уход от реальности, лишь на краткое время даруемая нам возможность духовного забытья, за которым наступают те же будни, та же серая действительность, тот же счет неумолимо убегающих дней, месяцев, лет, та же гонка к смерти и небытию?

Ведь нам давно уже твердят, что религия - это выдумка, самообман, опиум, примиряющие человека с его трудной судьбой, мираж, который все время рассеивается. И не более ли достойно человека от миража этого отказаться и трезво взглянуть в лицо действительности?

Что сказать на это? Быть может, примерно следующее: «Не может все это быть просто выдумкой! Невероятно, чтобы столько веры, столько радости, столько света целых две тысячи лет было всего лишь опиумом, бегством от действительности, миражом! Может ли мираж длиться веками?»

Ответ этот, конечно, веский, но все же еще не окончательный. И надо прямо сказать, что такого окончательного и всеобъемлющего ответа, какой можно было бы напечатать в виде «научного объяснения» пасхальной веры, - такого ответа нет. Здесь каждый может сви­детельствовать только о собственном опыте, говорить только за себя. Но вот, всматриваясь в этот опыт, когда вдруг находишь в нем то, на чем зиждется все остальное, - нечто такое, что освещает все ослепительным светом, в котором, действительно, как воск от лица огня (), тают все сомнения, все вопросы.

Что же это за опыт? Я не могу его иначе описать, иначе определить, как опыт живого Христа. Не потому я верю в Христа, что мне с детских лет дано было раз в году участвовать в пасхальном торжестве, нет! Но потому и возможна Пасха, потому и наполняется светом и радостью эта единственная ночь, потому и звучит с такой победной силой это приветствие «Христос Воскресе! Воистину Воскресе!», что сама вера моя родилась и вечно рождается из опыта живого Христа. Как и когда родилась она? Не знаю, не помню. Знаю только, что всякий раз, открывая Евангелие и читая слова Христа, я мысленно, но от всего сердца, от всего существа своего повторяю то, что сказали слуги фарисеев, посланные арестовать Его и не сделавшие этого: Никогда человек не говорил так, как этот Человек ().

Итак, первое, что я знаю, - это то, что учение Христа живо и нет в мiре ничего с ним сравнимого. Но учение это о Нем, о жизни вечной, о победе над смертью, о любви, побеждающей и преодолевающей смерть. И я знаю также, что в жизни, где все кажется таким трудным, никогда не изменит, никогда не подведет одно - внутреннее убеждение, что Христос со мной. Не оставлю вас сиротами; приду к вам (), - говорит Он и приходит, и приход этот знает сердце. В молитве, - в этом трепете души, в ее несомненной радости о таинст­венном присутствии Христовом и в храме, и в моей жизни - все время растет этот опыт, это знание, эта очевидность: Христос здесь. В радости и печали, в толпе и одиночестве эта несомненность Его присутствия, эта сила Его слова, эта радость веры в Него - единственное доказательство. «Что ищете Живаго с мертвыми? Что плачете Нетленнаго во тли?» И потому все христианство есть не что иное, как все новое переживание этой веры, ее воплощение в словах, звуках, красках.

Неверующему все это может показаться и вправду миражом. Он слышит только слова, видит только «непонятные церемонии» и пытается объяснить их извне. Но для верующих они светятся изнутри - не как доказательство, но как плод их веры и ее жизни в душе, в мiре, в истории. Пасха - не воспоминание о событии далекого прошлого, а реальная встреча в счастье и радости с Тем, в Ком сердце наше узнало и всегда узнает, встретило и всегда встречает Жизнь всей жизни, Свет всякого света. Вся пасхальная ночь - это свидетельство о том, что Христос жив и пребывает с нами, что мы живы и пребываем с Ним. Вся она - призыв увидеть, пережить, принять «зарю таинственного дня», Царства любви и света. «Днесь весна благоухает и новая тварь ликует…» - поет Церковь, ликующая в вере, надежде и любви.

Христос Воскресе!

Празднование Пасхи для всех православных людей является самым светлым и важным событием в году. К нему всегда готовятся заранее, наводя чистоту и порядок не только у себя в домах, но и в своих душах. Помимо этого люди верят в приметы пасхальной ночи и соблюдают обычаи, связанные с этим великим церковным праздником. Накануне самой пасхальной ночи запрещены любые работы, кроме приготовления куличей и покраски яиц. Люди в этот день обычно молятся в ожидании Христова Воскресения.

Приметы и обычаи в ночь перед Пасхой

В ночь перед Пасхой существуют приметы и обычаи, благодаря которым в вашем доме наступит мир и покой. Так, например, нельзя выполнять никакие работы: стирка и глажка белья, уборка, рукодельничать тоже запрещено. Отмечать какое-либо событие также считается плохой приметой накануне праздника пасхи.

Еще неблагоприятной приметой является ругаться или ссориться в канун пасхального праздника. Другое поверье говорит о том, что если суббота перед Пасхой будет солнечной, то лето будет теплым. А если пасмурная погода – лето будет холодным и дождливым.

В страстную субботу можно употреблять в пищу только овощи, фрукты и . Строгая диета в этот день сменяется обильным разговением в пасхальную ночь. Как правило, в субботу происходит освещение пасхальных продуктов: куличей, яиц, сладостей.

Что нельзя делать в ночь на Пасху?

Вопрос о том, что нельзя делать в ночь перед Пасхой волнует многих верующих людей. Это отчасти происходит потому, что со временем человеку свойственно забывать исконные традиции. Но в пасхальную ночь хочется сделать всё по правилам что ли, чтобы как можно плотнее сблизиться с Иисусом в этот святой праздник.

Итак, нельзя выбрасывать скорлупу от очищенного крашеного яйца в окно на улицу. Считается, что Христос с апостолами ходит по улицам и можно в него случайно попасть. Нельзя посещать и говорить с усопшими в ночь на Пасху. Для этого существует день Красная Горка через неделю после Пасхи.

Для девушек существуют свои приметы: если в пасхальную ночь пошли месячные, то заходить в храм не рекомендуется. Можно попросить кого-либо зайти и поставить свечу за вас или просто постоять за пределами самого храма. Как правило, освещение пасхальных продуктов происходит не в самой церкви, а на улице. Здесь можно находиться и в критические дни.



Пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, а также другие важные аспекты богослужения в этот праздничный день, рассмотрим в этом материале. Пасха является важнейшим праздничком православной церкви, и подготовка к ней начинается заранее, еще во время Великого поста.

Обряды до наступления Пасхи

Если говорить о правильных обрядах и традициях, то нужно отметить, что в храмах праздничные службы наступают еще за неделю до самого праздника. В эти дни Страстной недели люди активно ходят в церковь, а священники все чаще появляются в праздничных одеждах. За несколько дней до Пасхи двери храма перестают закрываться, чтобы каждый человек в любое время мог прийти в церковь.

Конечно, самым важным днем Страстной недели является Великая суббота. Именно в ночь с субботы на воскресенье Великий пост заканчивается, а значит, наступает Пасха. Именно в субботу в храмах, не только ночью, но даже с самого утра, проводится обряд освящения еды. Верующие приходят в храм с куличами и крашеными яйцами, чтобы окропить еду святой водой. В это время в храмах можно ставить свечи за упокой.

О начале пасхальной службы

Итак, пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, рассматриваем далее. Тут нужно отметить, что православная Пасха в текущем году выпадает на первый майский день. Так что, пасхальная служба начинается ровно в полночь с Великой субботы 30 апреля на Пасху 1 мая.




Самая масштабная и многочисленная по количеству прихожан служба в честь Пасхи проходит, конечно, в Москве в Храме Христа Спасителя. Патриарх выходит к прихожанам, надев свои лучшие одежды, и он проводит всю службу: от начала и до самого конца. Отличные способы, .

В эту ночь в храмах, а, особенно, в Храме Христа Спасителя, людей очень много. Проводятся также телетрансляции службы, чтобы каждый желающий смог хоть как-то принять участие в богослужении. Пасхальная служба проводится, согласно православным традициям, до наступления рассвета самого дня Воскресения Христова.

Важные этапы пасхальной службы:
От 23.00 до полуночи в Великую субботу проводится вынос плащаницы.
Затем идет пение стихиры в алтаре.
Потом вокруг храма совершается крестный ход.
Далее начинается светлая утреня, когда используется кадила и специальный крест.
После этого проводится заутреня, выносится специально заготовленный праздничный хлеб.
Колокольный звон, традиционно, завершает пасхальную службу. Люди уже могут обмениваться праздничными приветствиями: «Христос Воскрес», «Воистину Воскрес».

Следует понимать, чтобы каждый этап праздничной службы является крайне важным и его не игнорируют. Потому что, все пения и сам крестный ход имеют непосредственное отношение к истории воскрешения Христа, о которой каждый верующий человек и вспоминает в день светлой Пасхи. История эта и традиции того, как именно ее чтить, формировалась годами.




Во всех православных храмах и даже небольших церквях обязательно проводится пасхальная служба. Даже несмотря на то, что дата Пасхи каждый год разная и специально вычисляется, согласно лунному и солнечному календарю, а во внимание обязательно берется также еврейская Пасха (православная Пасха не должна быть в течение конкретного года раньше, чем Пасха еврейская).

Важно! Пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается. Начинается пасхальная служба, как правило, в полночь. Но в храм рекомендуется приходить где-то за час, чтобы занять там себе место и точно попасть на службу.

Что касается освящения праздничной еды, то оно проводится, конечно, после пасхальной службы. Но лучше позаботиться об этом заранее, в храмах еду начинают освящать еще утром в Великую субботу. Потому что, долгую пасхальную службу сложно отстоять с корзинкой в руках, плюс к этому, не всегда из-за большого количества людей получается сразу после службы быстро освятить еду и вернуться домой.

Первые этапы пасхальной службы

Конечно, каждый человек, который внимательно читал этот материал до настоящего момента, уже понял, насколько пасхальная служба является важной. Также это важное мероприятие для каждого священнослужителя: они даже надевают специальные нарядные одежды, чтобы подчеркнуть особенность праздника.

За полчаса до наступления полуночи, то есть, до наступления Воскресения Христова, из царских врат выносится плащаница. После этого мероприятия торжественное пасхальное богослужение является официально открытым: верующие, которые пришли в храм, могут зажигать свечи, в храме создается в этот момент волшебная и чарующая обстановка.




В течение службы можно услышать звон колоколов, которые возвещают о том, что наступила Пасха. Также проводится пение стихир три раза, с каждым разом священник должен повышать голос на один тон. Во время пения третьей стихиры священник перемещается в центр храма, отходя от алтаря. Прихожане могут петь вместе со священником. Далее идет крестный ход, когда под звонкое пение священнослужителей все движутся вокруг храма за праздничной колонной. Можно ли в Пасху .

В нашем материале на тему, пасхальная служба, во сколько начинается и заканчивается, остается осветить только последний пункт. Когда же служба в храме заканчивается. Как правило, это происходит утром в 2-3 часа ночи. После этого пост уже считается оконченным и дома можно сразу после прихода из храма разговляться освященной едой. Уже можно кушать мясо, молочные продукты, яйца. Но сам пасхальный день начинается, конечно, утром, когда взойдет солнце.

Самой торжественной в течение всего года является пасхальная служба в церкви, которая проходит всегда ночью. Именно по этой причине это богослужение еще называется всенощная. Начинается служба в разных храмах по-разному, но можно ориентироваться где-то на время за час до полуночи. Потому что, в храм уже с десяти вечера собирается много народа, если стоит цель постоять поближе к алтарю и в храме принять активное участие во всем, что происходит, то важно прийти пораньше.

Совет! После полуночи проходит Крестный ход. То есть, священники организованным шествием выходят из храма и три раза обходят вокруг храма вместе со всей паствой, после этого священник поздравляет всех с наступлением Пасхи и произносит самые важные для каждого христианина слова: «Христос Воскрес». Чтобы попасть в начало Крестного хода лучше становиться на начало службы не ближе к алтарю, а ближе к выходу из храма. Потому что, именно так за процессией священников из церкви будет выходить паства. Кто стоит у алтаря выйдет из храма последним и будет завершать процессию Крестного хода.

Светлая Пасха - важнейший праздник для христианской церкви. В 2016 году Воскресение Христово будет праздноваться 1 мая. Верующие готовились к этому событию несколько недель. И вот, Великой Субботой, завершается Великий Пост. Самое масштабное и торжественное пасхальное богослужение продолжается всю ночь с субботы на воскресенье. Запомнить церковные традиции несложно, особенно если разобраться в них заранее, еще до начала службы.

Великая Суббота - последний день перед Пасхой. Важность и особенность Великой субботы описана в церковной литературе. С одной стороны это день, когда Иисус Христос лежал во гробе, с другой - время, когда совершается победа Господа над смертью и адом. Одним словом, смерть и воскресение в Великую субботу всегда вспоминаются вместе.

По традиции исчисления церковных суток, день Великой субботы в православии начинается с вечера пятницы. У храмах во время богослужения на специальное возвышение посреди храма выносят украшенную цветами плащаницу и икону Христа, лежащего во гробе. Хор поёт утренний канон, прославляющий Господа, смертью победившего смерть.

После песнопений совершается Крестный ход. Верующие и священники с пением «Святый Боже…» под погребальный звон колоколов, с зажженными свечами в руках несут плащаницу вокруг храма. После Крестного хода плащаницу вносят в храм и кладут посередине храма.


Следующее очень важное богослужение Великой Субботы совершается уже утром. Это литургия Василия Великого. Она считается одной из самых красивых служб церковного года. Часть этой Литургии совершается в центре храма перед плащаницей.


Во время этого богослужения происходит торжественный и ожидаемый прихожанами момент: примерно в середине службы священнослужители переодеваются - меняют темные, траурные одежды на светлые, праздничные облачения.


Момент, когда священник в белых одеждах читает Евангелие о воскресении Христовом, является важнейшим моментом службы. Особенно прекрасен вот какой момент: по традиции, женщины, молящиеся за Литургией, в этот момент также меняют темные платки на головах на светлые. Со стороны это выглядит так, будто в одно мгновение преображается весь храм.


После окончания субботнего богослужения в храмах до вечера совершается освящение пасхальных угощений – яиц и куличей.



В двенадцатом часу ночи в православных храмах совершается так называемая Полунощница, служба, на которой поется канон Великой субботы. В конце этой службы священники переносят плащаницу с середины храма в алтарь. Там она останется до праздника Вознесения Господня – в память о сорока днях пребывания Христа на земле после Его Воскресения.


Когда наступит полночь, в алтаре (он у православных знаменует небо), начинают петь стехиру. Поют ее трижды, каждый раз повышая пение на один тон. Это означает, что судьбы человечества открываются сначала на небесах, а не на земле. Когда пение начинается третий раз священники выходят из алтаря и двигаются к середине храма. Когда они выходят в середину храма все замолкает: и хор, и молящиеся.


И вот, наступает самый волнительный момент Пасхальной ночи. Начинается трезвон колоколов. Весь народ и священство выходит на Крестный Ход из церкви и с пением «Воскресение Твое, Христе Спасе…», обходит вокруг храма. Этот ход символизирует жен-мироносиц, пришедших «зело рано ко Гробу» с ароматами для помазания тела Христа. Во время шествия все однажды останавливаются у западных ворот храма, как будто бы у дверей гроба. Именно здесь, по Евангелию, мироносицы узнали весть о воскрешении. В этот момент колокола замолкают.



Настоятель церкви берет в руки кадило, ароматом ладана он окутывает всех молящихся и иконы. Потом берет крест в свободную руку с трисвешником и встает лицом на восток. Перед закрытыми воротами он начертывает кадилом знамение Креста и с приветствием к прихожанам: «Христос Воскресе!», - начинает следующую праздничную службу, Светлую утреню.


Двери храма открываются, молящиеся входят, чтобы принять участие в пасхальной заутрене. Эта служба продолжается примерно до 4 утра. Один из важных моментов - вынос специального хлеба, Артоса.


После заамвонной молитвы на аналое, перед иконой, изображающей Воскресшего Христа, ставят Артос, который пробудет здесь всю Светлую Седьмицу. Этот хлеб готовят по специальному рецепту, освящают молитвой и окропляют святой водой.


Собственно, на этом Пасхальная литургия завершается. В храме разносится радостное пение, и под колокольный звон верующие подходят к Кресту Господнему. С торжественным, просветленным чувством все отправляются домой, чтобы принести близким известие о Воскрешении Христа «Христос воскресе!», и услышать в ответ радостное: «Воистину воскресе!»

Важно:

Пасхальная служба начинается ровно в 00:00, но лучше прийти заранее, к 23:00. Порядок пасхального богослужения довольно строгий, поэтому стоит выбирать удобную и закрытую одежду. Женщинам принято покрыть голову платком, скрыв свои волосы. Заканчивается служба около четырех часов утра. Важно отстоять всю службу от начала и до конца, считается, что таким образом человек подтверждает свою веру.

Если вы не планируете участия в самом обряде, а хотите лишь приобщиться к празднику, освятив куличи и яйца, то можете сходить в храм уже днем в субботу. Освящение праздничных яств начинается днем в субботу и завершается утром в воскресенье.

Как себя вести в храме:

Перед входом в церковь и при выходе из нее принято трижды осенить себя крестным знамением (перекреститься), делать это нужно стоя лицом к храму.

Отключить мобильные телефоны, чтобы звонки не отвлекали прихожан и священнослужителей от службы.

Вести себя тихо, громко не разговаривать, не толкаться и не скандалить, даже если очень хочется.

В процессе всего богослужения можно (и нужно) повторять молитвы или отрывки из Евангелия, если вы их знаете. Если молитвы вам не знакомы, вы можете стоять молча и просто слушать то, о чём поет хор, и что читают священники.

Свечи «за здравие» и «за упокой» лучше зажечь до начала службы. Можно сделать это и во время службы, но постараться при этом не расталкивать молящихся и священнослужителей.

Современные пасхальные традиции соблюдаются многими верующими, а сам праздник имеет огромное значение для русской культуры. В церкви нет богатых и бедных, и посетить праздничное богослужение может абсолютно каждый человек. Обычно это торжество производит неизгладимое впечатление, оставляя свет и тепло в душе каждого прихожанина.

Фото Игорь Глазко. ИА"Живая Кубань" и с сайта patriarchia.ru

Loading...Loading...