Преподобный варлаам хутынский икона. Варлаамо-хутынский монастырь

Причислен православной церковью к лику святых.

Энциклопедичный YouTube

    1 / 2

    Монастыри России.Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский женский монастырь

    Преподобный Варлаам Хутынский

Субтитры

Жизнеописание

Родился в богатой и знатной новгородской семье. Юношей постригся в Лисичьем монастыре , а затем стал отшельничать на холме Хутынь (худынь, худое место ) у реки Волхов в десяти верстах от Новгорода. В 1192 году построил каменную церковь Спаса Преображения в местности Хутынь на правому берегу Волхова в 10 км к северу от Новгорода, основал монастырь и стал его игуменом.

Сохранилась данная (вкладная) грамота Варлаама Хутынского, написанная на пергаменте и являющаяся самым древним русским актом, дошедшим до нас в подлиннике. По данной грамоте Варлаам Хутынский передал основанному им монастырю пахотную землю, сенокосы и другие угодья двух принадлежавших ему сёл, в том числе и территорию, на которой находился монастырь.

Улов

Монастырские рыбаки в числе множества мелкой рыбы поймали большого осетра и скрыли его, желая продать, а Преподобному принесли только мелкую рыбу. Посмотрев на них с улыбкою, Варлаам Хутынский сказал: «Вы принесли ко мне детей, куда же скрыли их мать». Смущённые этим обличением, рыбаки пали к ногам Преподобного, прося прощения.

Варлаам Хутынский и Архиепископ

Варлаам Хутынский бывал у новгородского архиепископа. При прощании Архиепископ велел ему приезжать через неделю, на что Варлаам отвечал: «если Бог благословит, я приеду к твоей святыне на санях в пяток первой недели поста Святых Апостолов Петра и Павла ». Архиепископ удивился. Накануне определённого дня в ночь выпал глубокий снег, и в пятницу целый день был сильный мороз. Преподобный приехал в Новгород на санях. Видя печаль Архиепископа по случаю такой безвременной непогоды, вследствие которой могли вымерзнуть хлеба, Варлаам сказал ему: «Не печалься, Владыка, не скорбеть, а благодарить Господа нужно. Если бы Господь не послал этого снега и мороза, то был бы голод во всей стране, которым Господь хотел наказать нас за грехи наши, но по молитвам Богородицы и Святых умилосердился над нами и послал мороз, чтобы перемерли черви, подтачивавшие корни хлебов. На утро же наступит опять тепло, снег этот растает и напоит землю. По милости Господа, будет плодородие». На другой день наступило тепло. Архиепископу принесли с поля ржаных колосьев с корнями, на которых оказалось множество вымерших червей. В тот год был невиданный урожай.

Варлаам Хутынский и князь

Однажды в пустыню к Преподобному прибыл князь Ярослав . Варлаам Хутынский, благословляя его, сказал: «Будь здоров, князь, и с благородным сыном твоим». Это приветствие изумило князя, не знавшего ещё о рождении младенца. Получив вскоре радостную весть о рождении сына, он просил Преподобного быть восприемником новорожденного, на что Варлаам согласился охотно. Это было в 1190 году .

Видение хутынского пономаря Тарасия

В 1505 году преподобный Варлаам Хутынский, чьи мощи находились под спудом в Спасо-Преображенском соборе Хутынского монастыря , явился ночью пономарю Тарасию. Святой показал пономарю, что озеро Ильмень угрожает при разливе затопить город. Варлаам молил Богородицу спасти город и открыл Тарасию, что за грехи горожан они будут наказаны

А. Демкин
Святые источники Северо-Запада России.

2013 Андрей Демкин,
Перепечатка или иное полное или частичное воспроизведение материала разрешается только при наличии письменного разрешения авторов.

Святой источник преподобного Варлаама Хутынского.

Деревня Хутынь расположена на северной оконечности полуострова между реками Волхов и Малый Волховец. Деревня выросла под стенами монастыря, который был основан монахом-отшельником преподобным Варлаамом. Святой Варлаам является главным духовным покровителем Новгородских земель. Во многих христианских странах из всего сонма православных святых поминают Сергия Радонежского, Серафима Саровского и Варлаама Хутынского.

Преподобный Варлаам Хутынский.

Варлаам Хутынский (в миру Алексей Михайлович (Михалевич) родился в богатой и знатной новгородской семье в XII веке. Родителей Варлаама звали Михаил и Анна. Жили они на Софийской строне, в Неревском конце у земляного вала. Алексей с ранних лет почувствовал особенное расположение к благочестивой и уединенной жизни, удалялся от всяких игр и общества товарищей, любил читать священные книги, часто посещал храм Божий, а дома проводил время в молитве и посте. По смерти родителей Алексей, раздав все свое имущество бедным, удалился в Лисичий монастырь к подвижнику Порфирию и принял от него пострижение с именем Варлаама. Затем Варлаам стал отшельничать на холме Хутынь (худынь, худое место) у реки Волхов в десяти верстах от Новгорода. Место это пользовалось дурною славой: по мнению народному здесь жила нечистая сила, и все боялись ходить сюда. Но однажды, подходя к Хутыни, Варлаам увидел светлый луч, просиявший из густой чащи леса. Из этого знамения он понял, что его намерение поселиться здесь согласно с волей Божией. Стараясь изгнать пустынника, нечистая сила то устрашалп отшельника зверями, то злоумышленниками, но Варлаам переносил все с помощью усердной слезной молитвы и строгого поста. Высоконравственная жизнь Варлаама скоро сделалась известной и к нему стали приходить и князья, и бояре, и простые люди за советом и благословением, а многие просили позволения поселиться рядом с ним. Как ни любил уединение Варлаам, но, помня заповедь Господню о любви к ближним, по которой каждый прежде и 6олее всего должен заботиться о пользе других, с готовностью и любовью принимал всех, кто к нему обращался. Варлаам построил небольшую деревянную церковь в честь Преображения Господня в память того чудесного света, который осиял это место, когда он принял намерение поселиться здесь, и несколько келий. Так образовалась обитель, а Варлаам стал ее игумном. Число иноков, желавших подвизаться в обители Варлаама, постоянно увеличивалось. Преподобный своим примером и своими наставлениями вел живших с ним иноков к духовному совершенству. Он сам обрабатывал землю, сам построил себе келью и вырыл колодец, который сохранился до наших дней. За свою добродетельную жизнь Св. Варлаам еще при жизни был прославлен от Господа даром прозорливости и чудотворения.

Незадолго до своей кончины Варлаам окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Одновременно с освящением храма 6 августа 1192 года архиепископ Григорий "нарек монастырь" и возвел Варлаама в сан игумена. Прожил Варлаам в монастыре всего год. Предвидя свою кончину, св. Варлаам призвал к себе всю братию и сказал: "Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка. Вверяю вас, прежде всего, в руки Божий", - сказал он братии", -"блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме. По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября (19 ноября по новому стилю) 1193 года. Заповедь преподобного Варлаама, данная обители, была следующая: "Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет".

Местное почитание Варлаама Хутынского в Новгороде известно с XIII века, позднее — в Москве, с 1461 года началось общероссийское почитание. во время нашествия на Москву Махмет-Гирея (1521 год, при князе московском Василии Иоанновиче), Москва была избавлена от страшного врага чудесным заступлением преподобных Сергия, Радонежского и Варлаама Хутынского. Память преподобного Варлаама совершается в 1-ю пятницу Петрова Поста и 6 ноября (по юлианскому календарю).

Монастырь процветал трудом монахов и дарами жертвователей, среди котроых были московские цари Василий III, Иван Грозный, Федор Иоаннович, Борис Годунов, Алексей Михайлович, Петр и Иван Алексеевичи. Богослужение постоянно шло в пяти церквах монастыря. В Хутынском монастыре был похоронен Дионисий - митрополит Московский и всея Руси, сосланный сюда Борисом Годуновым. В период 1611-1617 года Хутынский монастырь был оккупирован шведскими войсками под предводительством Якоба Делагарди. Монастырь имел белокаменную ограду, внутри котрой был прекрасный настроятельский фруктовый сад. На северной строне от монастыря росла липовая роща. В 1880 году при монастыре открылась церковно приходская школа. Также в монастыре была тюрьма, которая затем была использована большевиками.

Большевики закрыли обитель в 1919 годупо решению III губернского съезда "Советов". Тогда старцы переселились в здешнюю деревню Хутынь и продолжили монашескую жизнь, совершали регулярные богослужения, на которые собиралось много народа. В 1932 году их всех арестовали и отправили в ссылку. В монастыре находилось 3 старинных колокола, отлитых в XVI веке. В 1930-е гг. все колокола были сброшены большевиками с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены. Металл с куполов был снят - остались одни каркасы. Соборный храм и церковь прп. Варлаама передали музею, а остальные здания заняло ОГПУ. В течение некоторого времени в корпусах Хутынского монастыря размещалась школа начсостава Ленинградской области. Затем здания достались психиатрической лечебнице. ОГПУ. Во время Второй мировой войны в монастыре был опорный пункт немецких войск и монастырь был разрушен при штурме советскими войсками и более 40 лет оставался в руинах. После войны здесь опять-таки размещалась больница для душевнобольных, а перед этим размещалась тракторная станция. В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов. В 1976 году начались некоторые работы по реставрации монастыря.
С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Летом 1993 года была завершена реставрация Спасо-Переображенского собора и братского корпуса. Настоятелем Спасо-Преображенского храма, расположенного на территории монастыря является иеромонах Макарий. Вновь открыли монастырь 20 апреля 1994 года. Настоятельницей монастыря является игумения Алексия (Симдякина). На январь 2012 года в монастыре проживает более 100 сестёр, есть подворье в деревне Быково Валдайского района. В монастыре можно купить вкусные и свежие натуральные продукты: яйца хлеб, творог, масло.

На повороте к монастырю стоит деревянная часовня в честь икон Божией Матери «Казанская» и «Неупиваемая Чаша», построенная силами местной жительницы католички Ядвиги в 2002-2003 гг. в благодарнось за исцеление мужа от пьянства (двумя года позже этот человек скончался). По старинному преданию в 1452 году до этого самого места бежал опаленный огнем из гробницы преподобного Варлаама завоеватель новгородских земель московский князь Иван III, пожелавший взглянуть на мощи святого, которы покоился "под спудом".

3. Фотографии Спасо-Преображенского Варлаамо-Хутынского монастыря.

На территории Варлаамо-Хутынского монастыря находилось четыре каменных храма: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: в честь Покрова Божией Матери и архангела Гавриила (1646 г.); во имя преподобного Варлаама Хутынского с двумя приделами: во имя преподобного Исидора Пелусиота и святого царя Константина и матери его Елены (построен в 1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя святого Иоанна Богослова.

Монастырский ансамбль в 1780-е годы представляется следующим образом: два храма в центре обширной площади, ограниченной пятиугольником каменной ограды со святыми воротами и восточной линии ограды и поставленными вдоль ограды деревянные братские кельи, гостиница и др. постройки. Большой хозяйственный комплекс, вероятнее всего, размещался за оградой, с северной стороны, за пределами ограды стояли две мельницы.

В XVIII веке (1768-74 гг.) создаётся колокольня с надвратной церковью (третий по счёту "Хутынский столп", возносившийся взамен ветшавшего предыдущего). В новой колокольне во втором ярусе находился храм во имя пророка Илии. Теперь, после реставрации (а колокольня, как и прочие здания монастыря, очень пострадала в годы войны), он переосвящен во имя Новомучеников и Исповедников Российских.

В северный придел во имя св. апостола Иоанна Богослова Преображенского храма (одно время он был переосвящен во имя Архенгела Гавриила по просьбе вдовы Г. Р. Державина) в 1993 году был возвращён прах Гавриила Романовича Державина, который прежде из-за разрушений храма во время войны был перенесён в новгородский кремль. На камне начертано: «Сим камнем сокрыт прах действительного тайного советника и разных орденов кавалера Гавриила Романовича Державина, скончавшегося в 1716 году». Державины жили в 60 километрах вниз по Волхову в своём имении Званка. Гроб с телом покойного привезли на барже на барже по Волхову.

6/19 ноября - день преставления преподобного Варлаама Хутынского. Преподобный Варлаам - один из великих подвижников Древней Руси, основатель и первый игумен Варлаамо-Хутынского монастыря.

Алекса Михалевич - так звали святого в миру - родился в знатной и просвещенной семье. Юношей он стал монахом в Лисицком монастыре под Новгородом, а затем поселился отшельником в Хутыни. Это место в народе считалось «худым», обиталищем нечистой силы, однако святой постом и молитвой победил бесов. В 1192 году он построил в Хутыни храм Преображения Господня и основал монастырь, в котором стал настоятелем. От Бога святой получил дары исцеления и прозорливости: он знал Божию волю о каждом человеке и предвидел будущее. Уже в начале XIII века преподобный Варлаам стал почитаться в Новгороде как святой.

Незадолго до своей кончины Преподобный окончил построение каменного храма в честь Преображения Господня вместо прежнего деревянного. Предвидя свою кончину. Св. Варлаам призвал к себе всю братию и сказал: "Настало время, дети мои, отхождения моего ко Господу, но я не оставлю вас сиротами и всегда буду с вами духом, и, если будете жить в любви, то монастырь этот и после моей смерти не будет иметь ни в чем недостатка". Плакали неутешно иноки, прощаясь с своим любимым наставником, но Преподобный уговаривал их не скорбеть, а молиться о нем. В последней беседе своей он с отеческой любовью убеждал их не ослабевать в подвигах поста и молитвы, оберегать душу свою от всяких дурных помыслов, но жить так, чтобы каждый день быть готовыми к смерти. "Вверяю вас, прежде всего, в руки Божий", – сказал он братии", – "блюстителем же душ и телес ваших оставляю игумена Антония, который сейчас находится в Иерусалиме. По дару прозорливости Преподобный увидел приближавшегося к обители Антония. Преподобный Варлаам с благословением вручил ему свое стадо и мирно скончался в 6-й день ноября 1192 года.

Чудеса преподобного Варлаама

Спасение виновного

Однажды Варлаам Хутынский с учениками проезжал по Великому мосту через Волхов. На мосту собрался народ, и палач готовился казнить осужденного: бросить в реку. По просьбе родственников несчастного преподобный заступился и попросил людей отдать преступника ему на поруки. Народ единогласно согласился, и Варлаам поселил преступника в монастыре. Вскоре тот раскаялся, постригся в монахи и умер очистившимся от греха. В другой раз провидец снова ехал через мост на другой берег Новгорода. Снова собиралась казнь. И снова родственники осужденного просили Варлаама помочь бедняге, к тому же обвиненном несправедливо. Преподобный благословил его, но заступаться не стал и поехал своей дорогой. Когда видевшие то монахи попросили игумена объяснить, почему он нынче не спас человека, когда сделал прежде, Варлаам сказал: "Вы убо внешнима очима зряще, внешнима и судите. Аз же сердечныма очима смотрях". Первый осужденный был большой грешник, и игумен вступился за него, чтобы спасти его душу. А второй, приговоренный к смерти по клевете, жил праведно. Он принял мученическую смерть и "венец ему от Христа предлежит".

Благовещение о рождении княжеского сына

Встретился однажды с преподобным приехавший в Новгород Великий князь. Благословляя его, Варлаам сказал: "Здравствуй, святое ты княжение, и с сыном своим". Князь удивился, потому что не было у него сына. Однако вскоре странные слова преподобного нашли объяснение: в Киеве у князя родился сын, о чем он еще не знал, когда посещал Хутынский монастырь.

Рыбы

Один раз попался монастырским рыбакам саженный осетр. От настоятеля они решили осетра утаить, продать на рынке, а деньги поделить. Когда принесли Варлаамму мелкую рыбешку, тот тихо ударил жезлом и спросил, если они приносят чада, почему скрывают мать их? Или мнят "от Бога, яко от человека утаити?" Смутились рыбаки, покаялись перед настоятелем и принесли в обитель пойманного осетра.

Исцеление отрока

Вез к чудотворцу Варлааму новгородец тяжелобольного сына, но не довез: сын умер в дороге. Услышав на монастырском дворе стенания, из кельи вышел Варлаам и велел отнести умершего отрока к себе в келью, а отца утешил, наказал не сокрушаться и послал готовить гроб. Отец мальчика уехал, а преподобный стал молиться. Когда же сокрушенный отец вернулся за телом сына и зашел в келью настоятеля, то увидел, как сын его, будто и не болел никогда, сидит и беседует с Варлаамом. Счастливый отец бросился игумену в ноги и стал рассыпаться в благодарностях. Но Варлаам остановил его, сказав, что отец "прельстися и печалию, яко же вином упився, не разуме. Сын же ни умре, ниже оживе, но студению на пути изнемог, дух в нем потаися". Отец резонно возразил преподобному, что тот сам отправил его готовить гроб для отрока. Видя, что скрыть чудо не удасться, Варлаам строго, под страхом смерти сына, наказал отцу никому не рассказывать о свершившемся.

О снегу и мразе

Дружил игумен с архиепископом Новгородским Антонием, часто приезжал к нему и вел беседы. Как-то Антоний, прощаясь, позвал Варлаама приезжать снова, и Варлаам ответил, что приедет в первую пятницу Петрова поста на санях. Антоний удивился таким словам, но возражать не стал. По предсказанию Варлаама в ночь на пятый день поста выпало снегу по пояс. Когда преподобный, как и обещал, приехал к архиепископу, тот принялся сокрушаться о погибшем из-за снега и крепких заморозков хлебе. Но провидец поспешил успокоить его: "снег и мраз" - это не гнев, а благодать Божия. Назавтра потеплеет, и талая вода напоит землю, а мороз убил всех червей, которые во множестве развелись в корнях ржаных колосьев. Когда Варлаам уехал, Антоний послал людей проверить слова чудотворца. Прав оказался Варлаам: в земле среди колосьев, принесённых ему, архиепископ обнаружил много померзших червей.

Спасение Москвы от татарского хана Махмет-Гирея (по "Сказанию о Владимирской иконе Богоматери")

Преподобный Варлаам всегда был теплым молитвенником и предстателем перед Господом и за отдельных людей, и за Новгород, и за всю русскую землю. Не раз по его молитвам Господь сохранял Русь от страшных врагов. Так в 1521 году при ходатайстве Преподобного пред Господом и Пресвятой Богородицей отражено нападение на Русскую землю татар под предводительством Махмет-Гирея.

О спасении Москвы от Махмет-Гирея так повествуется в сказании о чудотворной иконе Богоматери, именуемой Владимирской. В 1521 году Крымские, Ногайские и Казанские татары так быстро напали на Московские владения, что Великий князь Василий Иоаннович едва успел вывести войска свои на берега Оки. Победив воевод русских, татары двинулись к Москве, истребляя все селения на пути своем от Нижнего до Москвы. Жители окрестностей Москвы бежали в Москву. Митрополит Варлаам и все жители усердно молились Господу о спасении, и Господь утешил бедствующих чудным видением об отвращении от них своего гнева. Жившая в Вознесенском монастыре престарелая и слепая монахиня, вместе с другими усердно молившаяся Господу об избавлении города от страшных врагов, удостоилась чудного видения. Она вдруг услышала как бы большой шум, вихрь и звон и увидела, что из Кремля в Спасские ворота идут Святители и другие лица в священных одеждах, которые несли Владимирскую икону Богоматери. Шествие это имело вид крестного хода. В числе Святителей шли Свв. Петр, Алексий и Иона, Митрополиты Московские и другие Святители. Когда этот собор Святителей выходил из кремлевских ворот, на встречу им, с одной стороны, вышел Преподобный Сергий, а с другой – Преподобный Варлаам Хутынский. Оба они, встретив собор Святителей (По древнему рукописному сказанию эта встреча произошла на Лобном месте), припали к ногам их и спрашивали: "Зачем они идут вон из города и на кого оставляют его при нашествии врагов?" Святители со слезами отвечали: "Много молили мы Всемилостивого Бога и Пречистую Богородицу об избавлении от надлежащей скорби, Бог же повелел нам не только выдти из сего града, но и вынести с собою чудотворный образ Пречистой Его Матери; ибо люди сии презрели страх Божий и о заповедях Его не радели; посему попустил Бог придти сему варварскому народу, да накажутся ныне и через покаяние возвратятся к Богу". Святые подвижники Сергий и Варлаам стали умолять Святителей, чтобы они своими молитвами умилостивили Господа. Вместе с ними начали молиться, осенили город крестообразно. А затем все возвратились в Кремль с чудотворной иконой Богородицы. Предстательством Святых Русской Церкви грозившая Москве опасность миновала. Когда татары хотели жечь Московские посады, увидели вокруг города бесчисленное войско Русское и с ужасом известили об этом Хана. "Царь! что ты медлишь? На нас идет бесчисленное множество войска из Москвы". Испуганный этим известием, Махмет поспешно отступил и бежал в свои владения.

По материалам из открытых источников

Память преподобного Варлаама Хутынского празднуется 19 ноября (преставление) по новому стилю, в первую пятницу после недели Всех Святых по Пятидесятнице и в 3-ю Неделю (воскресение) по Пятидесятнице с Собором Новгородских святых.

Жизнеописание преподобного Варлаама Хутынского
Жизненный путь подвижника, который имел знатное происхождение и в миру носил имя Алексей, проходил в двенадцатом веке. Детство будущий светильник Церкви провел в Новгороде, быв рожден в благочестивой семье. С раннего возраста он отличался своим поведением от сверстников: не любил играть в шумные игры, а проводил время в одиночестве, читая духовную литературу и молясь. Алексей вызывал тревогу у своих отца и матери воздержанием от скоромной пищи, стремлением вести очень воздержанный образ жизни, однако все их попытки изменить поведение сына не увенчались успехом. Будущий подвижник отвечал своим родителям, что не пища и питие вводят человека в Царствие Небесное, а пост и молитва.
С юных лет святой почувствовал призвание к монашескому подвигу и для принятия пострига после смерти родителей отправился в подгородний Лисичий монастырь, после чего избрал себе место для уединенной молитвы – холм над Волховом, расположенный на расстоянии десяти верст от Новгорода в урочище Хутынь, название которого означало «худынь», то есть скверное, худое место. По мнению жителей близлежащих селений там обитали злые духи, но они не имели никакой силы против святого угодника Божия, имевшего своим оружием крест Христов.
Для многих наших современников, стремящихся к удобству и комфорту, может показаться весьма странным поведение подвижника, добровольно взявшего на свои плечи крест тяжелых трудов, непрестанной молитвы, строгого поста и бдения в абсолютно «неприспособленном для нормальной жизни» месте. Однако, святой Варлаам имел горящее любовью к Богу сердце и непреклонное стремление обрести спасение души. Чтобы добыть себе пропитание, преподобный собственноручно занимался вырубкой леса, обработкой небольшого огорода, заготовкой дров, держа в памяти слова Священного Писания о том, что, кто не хочет трудиться, тот не должен и есть.
Были среди жителей Новгорода люди, желающие получить духовные наставления святого Варлаама, понести подвиги монашеской жизни, подобные тем, которые совершал подвижник. Преподобный поучал своих духовных чад с великим усердием, напоминая об опасности многих душевных пороков: просил не завидовать, не клеветать, воздерживаться от гнева, не согрешать отдаванием своих денежных запасов в рост, увещевал не осуждать других людей. Он советовал избегать клятвы, но, если кто-то уже поклялся, то должен исполнить свои слова, остерегал об опасности телесных страстей, призывая к воздержной жизни. Источник и начало добродетели подвижник видел в кротости и любви ко всем людям, подавал собственный благочестивый пример.
Вскоре возникла необходимость строительства церкви и монастыря на месте, которое избрал для несения своих подвигов преподобный Варлаам Хутынский. Храм был воздвигнут и освящен в честь Преображения Господня. Господь, видя искреннюю любовь к ближним Своего угодника, сообщил ему дар творить чудеса и дар прозорливости.
Незадолго до окончания земной жизни преподобный Варлаам, зная время своей кончины, обильно преподал духовные наставления насельникам обители. Он молил Господа послать доброго руководителя ко спасению его духовным чадам, и в скором времени обитель посетил его друг священноинок из Константинополя по имени Антоний. Именно ему святой Варлаам поручил попечение о монастыре и его братии, сказав, что покидает основанную им обитель только телесно и пообещав не оставлять ее духом.
Душа праведника отошла ко Господу 6 ноября 1192 года по старому стилю (19 ноября по новому)

Тропарь, глас 3:
Иже на земли леганием,/ пощением же и бдением/ тело твое изнуряя, преподобне,/ вся плотская мудрования умертвил еси,/ и исцелений струя независтная явился еси/ верою притекающим к тебе, Варлааме отче наш,/ моли Христа Бога// спастися душам нашим.

Кондак, глас 8:
Якоже другий Илия, отче, дождь с небесе свел еси,/ он убо огнь сведе и царя удиви,/ ты же люди твоя возвеселил еси и торжествовати устроил еси./ Великий бо Новград вельми тобою хвалится, имея мощи твоя в себе,/ Егоже сохраняй от враг непоколебима, да зовем ти:// радуйся, преподобне Варлааме, отче наш.

Величание:
Ублажаем тя, / преподобне отче Варлааме, / и чтим святую память твою, / наставниче монахов / и собеседниче ангелов.

Молитва:
О, преподобне и богоносне отче наш Варлааме! Услыши нас, молящихся тебе, и буди нам помощник в скорбех наших, и избави нас от напастей, за множество прегрешений, находящих на ны: умоли, угодниче Христов, всеблагаго Бога даровати нам оставление всех от юности нашея до настоящаго дне и часа делом, словом, помышлением и всеми чувствы содеянных нами согрешений, исходатайствуй нам невозбранный вход в Небесное Царствие, да прославляем непрестанно славимую от ангел Всесвятую Троицу, Отца, и Сына, и Святаго Духа, и твое милостивое предстательство в бесконечныя веки. Аминь.

Житие преподобного Варлаама Хутынского Словно второй Илия, отче, ты послал дождь с неба: он же свел огнь, и удивил царя, ты же возвеселил людей, почитающих тебя и устроил празднование в твою честь. Тобой весьма хвалится Великий Новгород, поскольку имеет твои мощи: сохраняй же его непоколебимым от врагов, да взываем к тебе: радуйся преподобный Варлааме, отче наш.

Кондак, глас 8.

Преподобный Варлаам родился в Великом Новгороде от благочестивых и богатых родителей и во святом крещении был наречен Алексием. Отца его звали Михаилом; имя матери точно неизвестно. Он получил доброе воспитание в страхе Божием. Научен был грамоте, постиг книжную мудрость и легко проникал в разум Божественного Писания. Еще будучи ребенком, Алексий не любил игр и не предавался смеху. При этом он отличался воздержанием и никогда не ел чего-либо услаждающего вкус; занимался не земным, а небесным, постился и молился. Родители его были даже опечалены его необычайным воздержанием, но уговоры их не могли остановить усердия юного подвижника.

Преподобный рано пришел к мысли о суетности мирской жизни и сказал себе: "Истинно жизнь наша, как тень и сон, вертится, как колесо". По смерти своих благочестивых родителей он вышел из родного города в пустынное место на берегу реки Волхова для отшельнического жития.

Место, выбранное преподобным, называлось Хутынь (Хутынь - от слова "худынь", то есть "худое место"; по народному поверию, здесь обитала нечистая сила). Тут же находилось болото, известное в народе под именем Видень, где, считалось, являлись нечистые. Оно находилось в десяти верстах к северу от Новгорода, на правом берегу реки Волхова, и представляло значительную возвышенность, далеко видимую со всех сторон. С ним вышли и два других новгородца, пожелавших разделить с преподобным труды пустыни: Порфирий Малышевич со своим братом Феодором. Монашеское пострижение Алексей Михайлович принял на месте своих подвигов от некоего инока-иерея и получил имя Варлаам.

Преподобный срубил себе небольшую келейку; день и ночь непрестанно воссылал он в ней молитвы и пение, неослабно трудясь в посте и бдении. Преподобный твердо помнил слова святого Апостола: "если кто не хочет трудиться, тот и не ешь (2 Фесс. 3:10)" и много трудился: рубил дрова, возделывал нивы.

Враги нашего спасения, бесы, восставали против святого: они являлись ему в виде то змеев, то различных зверей, стараясь устрашить его и прогнать с того места, но подвижник, ограждая себя знамением креста, сам прогонял их от себя; иногда с тою же целью они научали мирских людей наносить ему всякие обиды, но и "они поколебались и пали" (Пс. 19:9), так как наталкивались на твердый камень и сами стирались в пыль, а поколебать его не могли.

Слух о подвижнике пронесся по всей округе, и воздыхающие о небесной отчизне с усердием стали стекаться к нему, чтобы послушать его наставлений. К святому приходили князья и вельможи, шли и бедные люди, чтобы получить от него полезное наставление, и все получали желаемое. Преподобный кротко поучал их: "Дети мои! Остерегайтесь разных пороков: зависти, клеветы, гнева, лжи, лихоимства, пристрастного суда; оставьте ложную присягу, воздерживайтесь от блуда, особенно имейте кротость и любовь - мать всему доброму. Исполните это, чтобы не лишиться вечных благ, обещанных Господом всем праведным. Избегайте вечной муки постом, молитвой и добрыми делами, ночным бдением и дневными трудами".

Не одни поучения привлекали к преподобному Варлааму мирских посетителей. Дела открывали людям в преподобном великого подвижника и угодника Божия. Его строгая нестяжательность и духовная опытность всем приходившим к нему - вельможным людям и простолюдинам, богатым купцам и бездомным инокам - приносила великую душевную пользу. Высокие подвиги самоотречения очистили внутренние очи святого, он стяжал благодатный дар прозрения и чудотворений.

В то время - в конце XII столетия - в Новгороде княжил Ярослав Владимирович (во время своего царствования он часто принужден был уступать свой престол другим князьям). Прибыв однажды к преподобному, новгородский князь услышал от него необычное приветствие: "Буди здрав, добрый князь, с сыном твоим". По возвращении домой князь узнал, что у него родился сын. По просьбе Ярослава преподобный крестил новорожденного Изяслава, дав в крещении ему имя Михаил.

В другое время преподобный Варлаам ехал в Новгород ко Владыке Новгородскому. На мосту он встретил толпу народа, который собирался сбросить в Волхов уличенного преступника. Взглянув на осужденного, преподобный сказал: "Отдайте мне его: он загладит вины свои на Хутыни". И народ отдал осужденного уважаемому пустыннику. По возвращении в Хутынь преподобный послал его в монастырь и повелел работать на братию. И из него вышел усердный и способный к любому труду работник. Впоследствии Варлаам постриг его в иноческий сан, принял в число братии и, таким образом, спас его душу.

Известен еще и такой случай. Преподобный Варлаам проезжал мостом в то время, когда новгородцы готовились сбросить в Волхов осужденного, причем его родственники просили преподобного спасти несчастного от смерти. Но святой молча проехал мимо. Когда же недоумевающие ученики его спросили, почему одного он спас, а другому не хотел оказать той же милости, преподобный отвечал: "Вижу я, что вы, взирая внешними очами, по внешнему и судите; я же сердечными очами усмотрел, что первый осужденник, которого я выпросил у народа, был осквернен многими грехами и осужден справедливо, но что когда судья осудил его, раскаяние проникло в его сердце. Но он ниоткуда не видел помощи и был окружен многими недоброжелателями, между тем как еще не пришел час его. Я же увидел, что он имеет веру на спасение, и выпросил его себе на поруки и устроил его, как было угодно Господу. Другой же был осужден несправедливо и вопреки закону, и я видел, что он умирает мученическою смертью и имеет получить венец от Христа: ему не нужно было молитвы моей ко Христу, ибо он имеет Его Самого помощником и избавителем. Вы же не соблазняйтесь об этом".

Раз, когда приближался праздник Светлого Христова Воскресения, преподобный послал монастырских рыбаков ловить рыбу и, по молитвам его, улов был очень хорош. Между прочим, пойман был огромный осетр, но рыбаки скрыли его и принесли к преподобному только мелкую рыбу; разбирая рыбу своим посохом, он сказал: "Детей вы принесли, а куда девали мать?" Рыбаки пали ему в ноги, покаялись в своем грехе и принесли спрятанную рыбу.

Известен случай прозорливости преподобного Варлаама. Однажды преподобному случилось быть у архиепископа Новгородского Григория (управлял епархией с 1186 по 1193 гг.), и святитель, отпуская его от себя, сказал, чтобы старец побывал у него спустя неделю. "Если Господу угодно, - отвечал преподобный, - в пятницу первой недели поста святых Апостолов приеду к твоей святыне на санях". Архиепископ удивился, что старец в летнюю пору обещается приехать на санях, но не решился потребовать объяснения этих непонятных слов. Между тем, в ночь перед указанною преподобным пятницей выпал глубокий снег, сделался сильный мороз, и подвижник, действительно, прибыл к владыке на санях. Когда же святитель начал скорбеть о том, что мороз может повредить рожь, которая тогда цвела, преподобный, утешая его, сказал: "Не скорби, но паче возблагодари Господа нашего Иисуса Христа и Пречистую Его Матерь и всех святых, что ниспослал Господь Бог на нас милость Свою. Если бы не послал Он снега и мороза, то люди погибли бы от голода: ибо за умножение грехов наших Господь попустил быть голоду. Но молитв ради Пречистой Богородицы и всех святых великих чудотворцев даровал Он снег и мороз для того, чтобы черви, в изобилии находящиеся в корню ржи, вымерли. Снег же пробудет на земле только один день, и потом, по Божию промыслу и повелению, наступит теплая погода, а снег вместо дождя напоит жаждущую землю и умножит земные плоды". Действительно, на другой день стало тепло, снег растаял и вода напоила сухую землю, а при корнях ржи найдены были погибшие от мороза черви. И в то лето был такой урожай хлебов, какого не видели давно.

Преподобный Варлаам при своей жизни совершал и немало чудес.

Один христолюбец, весьма любивший преподобного и имевший к нему горячую веру, повез к нему своего единственного тяжело больного сына, чтобы попросить святого помолиться о нем; но дорогою мальчик умер, и отец привез его в обитель уже мертвым. Когда же преподобный помолился о нем, ребенок тотчас воскрес.

В другое время новгородские жители плыли по Волхову, и один из них, упав из лодки, был вытащен из воды уже бездыханным. Когда его принесли к Варлааму, святой помолился, и утопленник мгновенно ожил.

Долго подвизался преподобный подвигом отшельничества вместе со своими учениками. Так как его высокая подвижническая жизнь привлекала к нему многих желающих подвизаться рядом с ним, то он решил устроить на Хутыни обитель. Сперва в том месте он заложил каменный храм в честь Преображения Господня. 19 августа 1192 года его освятил архиепископ Григорий в праздник Преображения Господня. При этом архиепископ открыл и новооснованный Хутынский монастырь.

Преподобный Варлаам старался снабдить свой монастырь средствами к существованию и оградить его имущество от притязаний корыстных людей. Он пожертвовал обители поемный луг, рыбные ловли, село, земли, сенокосы и нивы, скот и слуг. "Если же кто, - пишет в конце своей вкладной грамоты преподобный, - по научению диавола и злых людей захочет отнять что-либо из пашен, из сенокосов или из ловлей, да будет ему противником святой Спаситель в этом веке и в будущем".

Создавая строения обители и его хозяйство, преподобный Варлаам не забыл и внутреннего устройства монастыря - жизни иноков. Он дал обители своей устав, который, к сожалению, не сохранился до нашего времени. По уставу, Хутынский монастырь, вероятно, был общежительным. По крайней мере известно, что преподобный Варлаам предписал монастырю расходовать остатки своих средств на благотворительность, а так предписывали все устроители общежительного монашества как в древней Восточной Церкви, так и в Церкви Русской. Заповедь преподобного Варлаама, данная обители, была следующая: "Странных с пути покоить, поить и кормить, приезжих на конях покоить всяким покоем и творить милостыню нищим. Если страннолюбия не забудете, то благодатью Божией обитель моя никогда не оскудеет".

Устроив Хутынскую обитель, преподобный почувствовал приближение своей кончины. В это время вернулся из Константинополя паломник Добрыня Ядрейкович, в монашестве Антоний, сверстник преподобного Варлаама. Рад был подвижник своему духовному брату и поручил ему свой монастырь. Преподобный говорил своему другу: "И ранее помышлял ты о сем святом месте. Ныне же я предаю его тебе: снабжай его всем и сохраняй, ибо я отхожу к Небесному Царю. Рад я, что вижу тебя. Господь же зовет меня отсюда".

Обращаясь к братии, умирающий подвижник говорил: "Итак, братия, телом я ухожу от вас, но духом всегда буду с вами".

Год смерти преподобного Варлаама с точностью неизвестен. По летописи, подвижник преставился 19 ноября 1192 года.

Кончина почитаемого всеми подвижника собрала в пустынную Хутынскую обитель множество народа. Прибыл архиепископ Новгородский, собрались иноки из окрестных монастырей и с честью погребли многотрудное тело преподобного. В то время многие больные различными болезнями получили исцеление.

Местное празднование преподобному Варлааму в его монастыре и в Новгороде началось во второй половине XIV века. Многочисленные чудеса при гробе святого были основанием для его прославления. В XV столетии были обретены нетленные мощи угодника Божия. Архиепископом Новгородским был тогда блаженный Евфимий II. Питая теплую веру к преподобному Варлааму как благодатному угоднику Божию, он, призвав Хутынского игумена Тарасия, заповедал три дня поститься и совершать келейно молитвы, дабы узнать волю Божию об основателе обители. По прошествии трех дней архиепископ, игумен и один иподиакон вошли в храм, сняли каменную крышку с гроба преподобного и обрели тело его нетленным; лице и борода оказались сходными с изображением преподобного на иконе, стоявшей над его гробом. Святитель прославил Бога, а иподиакон, пораженный чудом, тогда же принял иночество. Но мощи преподобного остались и после того закрытыми, и празднование памяти его не распространилось далее Новгородской области.

Дальнейшие чудеса преподобного Варлаама прославили его на всю Святую Русь как великого чудотворца. Особенно поразительно было чудо, совершившееся над Григорием, молодым постельничим (должностное лицо при княжеском и царском дворах в Древней Руси). В его обязанности входило наблюдение за спальней государя. Вследствие постоянной близости к государю, должность эта была весьма почетной. Во время пребывания великого князя в Новгороде Григорий тяжко захворал и был близок к смерти. Григорий читал ранее житие и чудеса преподобного Варлаама и, веруя в чудодейственную силу его молитв, просил отвезти себя в Хутынский монастырь. И вот во сне явился ему преподобный и обещал исцеление. Обрадованный юноша с верою говорил окружавшим его: "Если на пути меня застанет даже смерть, все равно - и мертвого везите меня к преподобному". Дорогой он действительно умер и мертвым был везен в обитель. Но недалеко от обители мертвец вдруг ожил и, прибывши в обитель, поклонился преподобному и совершенно выздоровел. Когда исцеленного спросили, что с ним было, он поведал следующее: "Я видел около себя множество бесов, один из которых держал свиток, где записаны были мои грехи. Но явившийся святитель Николай сказал: "Немногие добрые его дела значат более, чем грехи его, открытые притом духовному отцу". Бесы скрылись. Потом явились Ангелы, и высший из них с ласкою повел меня в какое-то светлое место, где было много прекрасных деревьев и цветов. И вот я увидел там преподобного Варлаама чудотворца с посохом в руках, в том виде, как написан он на иконе. Подойдя, он сказал мне: "Григорий! Я не успел придти к тебе при исходе твоем; теперь ты хочешь ли остаться здесь?" "Хочу здесь пребывать", - отвечал я. На это святой Варлаам сказал: "Да, хорошо бы остаться тебе здесь, но будут скорбеть о тебе родители твои. Иди, утешь отца и мать; я твой помощник". Взяв за руку, он повел меня, а впереди шел тот Ангел в диаконском облачении. Пройдя мимо цветущих деревьев, Ангел стал невидим, а святой Варлаам, оградив меня крестным знамением и иконою святителя Николая, сказал: "Григорий! Ты молился великому чудотворцу Николаю и меня призывал на помощь; молись ему и вперед, а я помощник твой". Отошедши немного, он оглянулся на меня и прибавил: "Спустя семь лет ты будешь у меня", - и стал невидим".

Это дивное чудо при гробе преподобного Варлаама над постельничим великого князя послужило поводом к установлению церковного празднования в честь чудотворца Хутынского в Москве и затем по всей России (1460 г.). Тогда же сам великий князь Василий Васильевич соорудил в Москве и первую придельную церковь во имя преподобного Варлаама. Великий князь Иоанн Васильевич был свидетелем грозного чуда при гробе преподобного Варлаама. В 1471 году великий князь, предав опустошению Новгородскую область, вступил в Новгород как грозный победитель. Заехал он тогда и на Хутынь поклониться, как говорил он, преподобному.

"Почему, - спросил князь, - не открывают гроб святого Варлаама?" "Издавна, - отвечал игумен обители Нафанаил, - никто не смеет видеть мощи чудотворца: ни для архепископов, ни для бояр не открывают их, до тех пор пока Господь не соблаговолит ясно изъявить на то Свою всесвятую волю".

Тогда грозный победитель Новгорода с гневом приказал открыть мощи угодника Божия. Но едва начали, по его приказанию, поднимать каменную доску и копать землю, как из гроба чудотворца вырвался дым и за ним - пламень, опаливший стены храма. Великий князь в ужасе выбежал со всею свитою, так что выронил в монастыре свой великокняжеский жезл.

В Хутынской обители преподобный, и по блаженном преставлении своем, дивным образом являлся бдительным настоятелем, иногда очень строгим к невнимательным из братии и упорным нарушителям иноческих обетов. Святой Варлаам вразумлял также и начальников монастыря, не соблюдавших его заповеди о благотворительности обители. Он насылал на виновных болезни и по раскаянии исцелял их, нераскаянных же предавал смерти. Одного игумена, не кормившего в монастыре голодающий народ, он бил жезлом своим, и у виновного отнялись рука и нога. В другой раз за скупость монастырских начальников, переставших принимать странных, преподобный наказал обитель оскудением хлеба в амбарах. Казначей Тарасий, первоначально проводивший строгую жизнь, но потом начавший злоупотреблять монастырской собственностью для угощения и увеселения своих друзей, был также наказан жезлом явившимся ему преподобным Варлаамом и едва выздоровел после того, как принес слезное покаяние, а веселый собеседник его умер в расслаблении. Монастырский чашник (монах, заведующий питьями) вразумлен быть преподобным за свои излишества, но после того, как не исправился, с заздравною чашею в руке испустил дух. Зато для иноков внимательных и строгих к себе преподобный являлся милостивым. Один инок, по имени Иринарх, три года тяжко страдал от грыжи и уже готовился к смерти. В таком положении в Пасху видел он во сне преподобного, явившегося ему в одеянии пресвитера в сопровождении иеродиакона и нескольких иноков. Окадив иконы, преподобный Варлаам благословил больного и сказал: "Вот ты и здоров, брат мой; вкуси пищу", которая, действительно, вслед за тем и была принесена братиями к нему в келлию. Больной встал с одра здоровым, вкусил пищи и прославил Бога и Его угодника, преподобного чудотворца Варлаама.

Неоднократно преподобный Варлаам являлся теплым молитвенником и предстателем за родной ему Новгород, предостерегая об имеющих постигнуть его бедствиях. Вот какое чудо произошло в Хутынской обители в начале XVI века. Инок Хутынской обители Тарасий вошел ночью в Преображенский храм. И видит он, что свечи на паникадилах и подсвечниках все зажглись сами собой, храм наполнился фимиамом, из гроба поднялся преподобный Варлаам и, став посреди храма, долго молился вслух Господу Иисусу Христу, Пречистой Его Богоматери и всем святым со слезами и умилением за Новгород, дабы человеколюбивый Господь отвратил от него гнев Свой. Тарасий в ужасе пал ниц. Но преподобный, подойдя к нему, сказал: "Брат Тарасий! Господь Бог хочет погубить Великий Новгород. Ступай, взойди на церковную кровлю и увидишь будущее бедствие Новгорода и что Господь хочет сделать с ним".

Тарасий пошел и увидел, что воды озера Ильменя поднялись и угрожают затопить город; в страхе побежав обратно, он рассказал, что видел. Тогда преподобный со слезами снова стал молиться Господу и Пречистой Богородице о спасении города; потом опять послал инока посмотреть на город. Тарасий во второй раз вошел на кровлю церкви и увидел множество Ангелов, бросающих огненные стрелы, как бы сильный дождь из тучи, на толпы мужчин, женщин и детей. Когда поведал он о том преподобному, тот еще раз слезно молился за Новгород. Потом сказал: "Молитвами Богородицы и всех святых избавлен Новгород от потопления, но в нем - сильный мор на людей". И опять послал Тарасия смотреть на город.

Иноку представилась огненная туча, наступающая на город. В трепете поведал он о том святому. "После мора будет пожар в Новгороде, и вся торговая сторона его сгорит, и множество людей погибнет", - сказал на это преподобный, опять лег в гроб свой, и свечи погасли.

Печальное пророчество преподобного через несколько лет, действительно, с точностью исполнилось на злополучном Новгороде, избавленном, однако же, небесным предстательством святого от грозного потопления.

Иногда преподобный Варлаам являлся дивным заступником и молитвенником и за всю Русскую землю. Особенно замечательно обнаружилось это во время нашествия на Москву Махмет-Гирея (1521 год, при князе московском Василия Иоанновиче), когда Москва была избавлена от страшного врага чудесным заступлением преподобных Сергия Радонежского и Варлаама Хутынского. Во время нашествия одной престарелой и лишенной зрения инокине было следующее видение. Оглушенная каким-то необыкновенным шумом инокиня увидела, что из Кремля в Флоровские ворота идет сонм святителей и других светолепных мужей в священных одеждах; они уносили с собою и чудотворный образ Божией Матери; шествие имело вид крестного хода. Между святителями можно было признать святых митрополитов Московских Петра, Алексия, Иону и Леонтия, епископа Ростовского. Собор сей, по выходе из Кремля, встречен был двумя старцами: один был преподобный Сергий, другой - Варлаам Хутынский. Старцы спросили святителей: почему идут из города? Святители отвечали, что исходят по воле Божией за нечестие города. Святые подвижники стали умолять уходящих, чтобы они умилостивили своим ходатайством правосудие Божие, и начали вместе с ними петь молебен. По совершении молитвословия, осенив град крестообразно, все возвратились в Кремль. И Москва была спасена от вражеского нашествия и разорения.

Верующие, во множестве стекавшиеся ко гробу преподобного Варлаама, по вере своей получали утешение в своих скорбях и исцеление от своих недугов молитвенным предстательством чудотворца.

Один человек страдал слепотой, хотя глаза у него и были открыты. Много истратил он денег на врачей, но не получил от них никакой пользы. Когда однажды наступил день памяти преподобного Варлаама, слепец велел вести себя в монастырь и поставить при ковчеге с мощами святого, которому и начал со слезами молиться о своем исцелении. В это время братия пели в храме молебен. И вот, когда в конце молебна запели: "Владычице, приими молитвы раб твоих", слепой вдруг прозрел и прежде всего увидел ковчег с мощами. Не веря себе, он подошел и осязал ковчег руками, а потом, обведя взором церковь, увидел молящихся, народ и братию. Убедившись, что он видит совсем хорошо, он пришел в несказанную радость и громким голосом объявил всем о своем исцелении по молитвам святого Варлаама.

Один почитатель преподобного пришел вместе со своей женой помолиться ему, принес, что нужно было для братии, и устроил на свой счет общую трапезу. Когда он возвращался с богомолья по воде, то еще недалеко от монастыря лодка опрокинулась, и он утонул, а остальные с трудом спаслись. Люди, бывшие на берегу, не могли оказать тонувшему никакой помощи, побежали в ближнюю деревню и позвали рыбаков с сетями искать тело погибшего. Наконец мертвое и уже посиневшее тело было найдено и положено на берегу. Жена утонувшего громко плакала по нему, причем поминала святого Варлаама и, как бы гневаясь на него, говорила: "Это ли твое воздаяние, святой, нам, приходившим поклониться твоему гробу? Через твои молитвы мы надеялись получить долгоденствие, а ты попустил моему мужу умереть здесь нечаянною смертью! Лучше было бы нам не приходить к тебе: тогда не погиб бы муж мой!"

Мертвеца уже хотели погребать, как вдруг вода хлынула у него из уст, и он встал здоровым и воздал благодарение святому, объявляя, что именно молитвами преподобного Варлаама он возвращен был к жизни.

Однажды в обитель преподобного был привезен из Новгорода больной князь Константин (самый младший (восьмой) сын Димитрия Донского). Болезнь его была так сильна, что он не мог уже двигаться на постели и сказать хотя бы одно слово, и все окружавшие уже отчаивались за его жизнь. Но когда его положили у раки преподобного и стали совершать молебное о нем пение, князь внезапно встал совершенно здоровый и возвратился домой, как будто никогда и не болел.

Много и других чудес совершалось при гробе преподобного Варлаама. И доныне все притекающие к нему с верою получают просимое по его молитвам и по благодати Господа нашего Иисуса Христа, Которому слава во веки.

С 1764 г. Варлаамо-Хутынский монастырь являлся необщежительным мужским монастырем 1-го класса.

На территории монастыря находилось четыре каменных храма: Преображенский (1515 г.) с двумя приделами: в честь Покрова Божией Матери и архангела Гавриила (1646 г.); во имя преподобного Варлаама Хутынского с двумя приделами: во имя преподобного Исидора Пелусиота и святого царя Константина и матери его Елены (построен в 1552 г.); больничный во имя Всех святых; домовый во имя святого Иоанна Богослова.

Мощи преподобного Варлаама покоились под спудом в арке между собором и Покровским приделом в серебряной раке, устроенной в 1853 г. Подле раки висели тяжелые вериги преподобного, вроде монашеского параманда из железных звеньев, с большими крестами спереди и сзади. Вериги эти обыкновенно возлагались на богомольцев, приложившихся к раке преподобного. В монастыре находились также три иконы преподобного Варлаама в басменном окладе, писанные в XVI в. В библиотеке среди других древностей хранилась подлинная вкладная св. Варлаама, писанная на пергаменте. В ризнице монастыря сохранились вещи святого: восьмиконечный крест, фелонь, подризник, епитрахиль, поручи и власяница. Кроме того, здесь же находились: дверь иконостаса, опаленная чудесным пламенем из гроба преподобного, который хотели вскрыть по повелению великого князя Иоанна Васильевича III, и его жезл с разноцветным хрустальным набалдашником, с которым он, пораженный ужасом, бросился вон из храма. В 1-ю пятницу Петрова поста совершался крестный ход в монастырь из Софийского собора в память предсказанного преподобным Варлаамом снега и мороза. В приделе Архангела Гавриила погребен знаменитый поэт Гавриил Романович Державин.

В монастыре находилось 3 старинных колокола, отлитых в XVI веке.

Во времена большевиков в 1930-е гг. все колокола были сброшены с колокольни на землю, расколоты и увезены в Новгород. Один из них сохранился и ныне находится на территории Новгородского кремля под открытым небом возле Софийского собора, остальные были переплавлены.

С 1890 г. в монастыре действовала церковно-приходская школа на 30 детей.

После закрытия монастыря в обители располагалось учреждение Отдела Главного Политуправления.

Во времена Великой Отечественной войны почти все постройки монастыря (крепостные стены, домовая церковь, колокольня, трапезная, пристань на набережную, скотный двор) - сильно пострадали. После войны здесь размещалась больница для душевнобольных, а перед этим размещалась тракторная станция.

В 1970-1980 гг. на территории монастыря была организована зона отдыха для приезжих туристов.

С 1992 г. в монастыре начала возрождаться монашеская жизнь. Во главе с матушкой Алексией из Пюхтицкого монастыря появились первые насельницы. Настоятелем Спасо-Преображенского храма, расположенного на территории монастыря является иеромонах Макарий.

В монастыре были проведены большие работы по восстановлению. Действует мастерская по пошиву облачений и вышивке, развивается иконописание. Монастырь занимается хозяйством - приумножается скотный двор, есть много пахотной земли под засевы овощных культур.

Loading...Loading...