25 декабря церковный. Тропарь свт

Ублажает Господь нищих, алчущих, плачущих, поносимых, под тем условием, если все это Сына Человеческого ради; ублажается, значит, жизнь, окруженная всякого рода нуждами и лишениями. Утехи, довольство, почет, по слову сему, не представляют собою блага; да оно так и есть. Но пока в них почивает человек, он не сознает того. Только когда высвободится из обаяния их - видит, что они не представители блага, а только призраки его.

Душа не может обойтись без утешений, но они не в чувственном; не может обойтись без сокровищ, но они не в золоте и серебре, не в пышных домах и одеждах, не в этой полноте внешней; не может обойтись без чести, но она не в раболепных поклонах людских. Есть иные утехи, иное довольство, иной почет, - духовные, душе сродные. Кто их найдет, тот не захочет внешних; да не только не захочет, а презрит и возненавидит их ради того, что они заграждают духовные, не дают видеть их, держат душу в омрачении, опьянении, в призраках. Оттого такие вседушно предпочитают нищету, прискорб-ность и безвестность, чувствуя себя хорошо среди них, как в безопасной какой-нибудь ограде от обаяния прелестями мира. Как же быть тем, к кому все это идет само собою? Быть в отношении ко всему тому, по слову Св. апостола, как не имеющий ничего.

А.В. Бугаевский. Свя­ти­тель Спи­ри­дон, епи­скоп Три­ми­фунт­ский. Его жизнь, по­дви­ги и чу­до­тво­ре­ния, из­ло­жен­ные по гре­че­ским ру­ко­пи­сям.

Господь желает спасения каждому человеку, и ради этой благой цели Он совершает множество чудес и знамений через избранных Им святых. Таким преблагословенным служителем Божьим был епископ Спиридон Тримифунтский, который явился миру, когда мгла языческого безбожия, окутывавшая города и селения великой Римской империи, стала рассеиваться под яркими лучами истинной веры Христовой.

Cегодня 25 декабря (12 декабря по старому стилю),
православная церковь празднует:

* Святителя Спиридона, чудотворца, епископа Тримифунтского (ок. 348). Преподобного Ферапонта Монзенского (1597).
Священномученика Александра, епископа Иерусалимского (251). Преподобных Амонафы; Анфа. Мученика Разумника (Синезия) (270-275).

Преподобный Спиридон

Преподобный Спиридон был епископом в городе Тримнфунте на острове Кипр. Кипр был его родиной. Происходил св. Спиридон от поселян, и хотя не имел книжного образования, но обладал здравым умом и отличался добродетельной жизнью. Был женат и имел детей. Будучи семьянином, он подражал ветхозаветным патриархам: Аврааму в страннолюбии, Иакову в простоте и Давиду в кротости. Со смертью жены за добродетельную жизнь избрали его в епископы, а Бог наградил даром чудотворения и прозорливости. Однажды, во время засухи, молитвой он свел с неба дождь; в другой раз предсказал дождь, а скупому богачу разрушение от дождя его житниц с хлебом. Святой Спиридон присутствовал на I Вселенском Соборе. Здесь он при помощи благодати Божией в споре победил философа, защищавшего еретиков, так что тот крестился. «Во имя Господа Иисуса Христа выслушай меня, - сказал он философу и затем, изложив христианское учение, спросил: - Веруешь ли ты сему или нет?» Философ отвечал: «Верую», и потом говорил, что в словах Спиридона была какая-то непонятная ему, непобедимая сила. Скончался святитель в 348 г. Десная рука его хранится в Риме, в церкви Богоматери.

Преподобный Ферапонт

Преподобный Ферапонт подвизался в монастыре на реке Монзе, в 25 верстах от Галича. Он начал свои подвиги в Москве. Придя из Москвы в Кострому, в Воздвиженский монастырь, принял постриг. Подвизаясь здесь, не раз во сне и наяву он являлся благочестивым инокам Адриану и Пафнутию, желавшим переселиться из монастыря Павла Обнорского куда-нибудь в уединение, и указывал место уединения на берегу Монзы. Адриан устроил здесь обитель, и св. Ферапонт переселился сюда. Каждый день с благословения настоятеля он удалялся в чащу леса и там предавался молитве и богомыслию, ночами же переписывал и читал душеполезные книги. Скончался преподобный в 1597 г. Обитель на реке Монзе названа по имени святого Ферапонтовой. Много чудес совершил Ферапонт после смерти.

Священномученик Александр, епископ Иерусалимский

Священномученик Александр, епископ Иерусалимский, сначала занимал епископскую кафедру в Каппадокии и за исповедание веры потерпел заключение в темнице. Прибыв в Иерусалим на поклонение святыне, был избран на епископскую кафедру и управлял иерусалимской церковью около 40 лет. Во время гонения от Декия скончался в Кесарии в темнице около 251 г.

Мученик Разумник

Мученик Разумник (Синезий) был римлянин. В юных летах родители отдали его в клир, и он был поставлен чтецом. Имея великую ревность о вере Христовой, св. Разумник безбоязненно обличал язычников и даже самого императора Аврелиана в идол ос л ужении, за что был мучим и затем усечен мечом около 270 г. Мощи его находятся в аббатстве Рейхенау.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
15.03.2019 -

СВЯТИТЕЛЬ СПИРИДОН ТРИМУФУНТСКИЙ родился в конце 111 века на острове Кипр. О его жизни сведений сохранилось мало. Известно, что был он пастухом, имел жену и детей, все свои средства отдавал на нужды ближних и странников, за что Господь наградил его даром чудотворения: он исцелял неизлечимо больных и изгонял бесов. Став со временем епископом города Тримуфунта, он не изменил образа жизни, соединив пастырское служение с делами милосердия. По его молитве засуха сменялась обильным животворящим дождем, а непре-рывные дожди — вёдром. Однажды к нему пришла женщина с мертвым ребенком на руках, прося заступничества святого. Помолившись, он вернул младенца к жизни. Мать, потрясенная радостью, упала бездыханной. Но молитва угодника Божия вернула жизнь и матери. Из собранного им самим урожая у Спиридона был обычай одну часть раздавать бедным, а другую отдавать нуждающимся в долг. Сам он лично ничего не давал, а просто показывал вход в кладовую, где каждый мог взять, сколько нужно, и потом возвратить таким же образом, без Проверки и отчета. Однажды воры, решив похитить овец святого Спиридона, ночью забрались в овчарню, но тут же невидимой силой оказались связанными. Утром Спиридон пришел к стаду и, увидев Связанных разбойников, помолившись, развязал их и долго уговаривал оставить беззаконный путь и добывать пропитание честным трудом. Затем, подарив по овце, отпустил их.

Все житие святителя поражает удивительной простотой и силой чудотворения, дарованной ему от Господа. По слову святителя пробуждались мертвые, укрощались стихии, сокрушались идолы. В праведности и святости прожил Спиридон земную жизнь и около 348 года отошел к Богу. В истории Церкви он почитается вместе со святителем Николаем Мирликийским. Смотрите так — же какие и удобный календарь, где все по месяцам.

  1. От Спиридона солнце на лето, зима на мороз.
  2. После Спиридона хоть на воробьиный скок, да прибудет денек.
  3. Если на Спиридона светло, лучисто — новогодье простоит морозным, ясным; если хмуро и на деревьях повиснет иней — теплым и пасмурным.
  4. В самый короткий день — спиридоньевские морозы.
  5. С какой стороны на Спиридона-поворота дует ветер, с той стороны будет дуть и до весеннего равноденствия (т. е. до Сороков, дня Сорока мучеников, 22 марта).
  6. На Спиридона-солноворота медведь в берлоге поворачивается на другой бок.
  7. Если цена на хлеб упадет, то хлеб будет дешев.
  8. Закармливают кур гречихой, из правого рукава, чтобы раньше неслись.
  9. Спиридоньев день, подымайся вверх (приговаривают садовники, встряхивая яблони).
  10. Начиная со Спиридоньева дня, дети сутра до вечера пропадали на горках — катались на салазках, ледышках, старых корытах и обледенелых рогожах. Лепили снежных баб.
  11. Взрослым запрещалось на Спиридона работать, они могли лишь заниматься выяснением, каков будет урожай в следующем году. Нарезали вишневых веточек, ставили их в горшок на покути (в переднем углу) и каждый день поливали. Если они зацветут на Рождество, то будет урожай на садовые плоды.

25 декабря Рождество празднуют католики, протестанты, а также Константинопольская, Антиохийская, Александрийская, Кипрская, Болгарская, Румынская, Элладская и некоторые другие православные церкви.

Канон и традиции этого праздника складывались со II по IV век: поначалу Рождество и Богоявление (Крещение) праздновали в один день — 6 января. Первыми христианами были иудеи, а для них рождение человека — "начало скорбей и болей", да и с вероучительной точки зрения гораздо важнее для них был праздник Воскресения Христова (Пасха). Но по мере распространения христианства в эллинистической диаспоре Рождество стало праздновать все больше общин (первые сообщения о появлении отдельного праздника Рождества 25 декабря относятся к середине IV века).

Подробно о рождении Иисуса Христа рассказывают евангелисты Матфей и Лука.

"Пошел также и Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем, потому что он был из дома и рода Давидова, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице" (Лк. 2:4-7).

Отправиться в это несвоевременное путешествие Святое Семейство было вынуждено из-за переписи населения, проходившей в Римской империи при императоре Августе: по указу императора, для облегчения работы переписчиков каждый житель империи должен был явиться "в свой город", а так как Иосиф с Марией были потомками Давида, они направились в Вифлеем.

Но евангельское описание рождества Иисуса не содержит указания на дату события. Дата 25 декабря впервые указана Секстом Юлием Африканом в его летописи, написанной в 221 году. А летосчисление, положенное в основание нашей эры, было сделано в 525 году римским монахом, папским архивариусом Дионисием Малым — у него рождение Иисуса отнесено к году консульства Гая Цезаря и Эмилия Павла, то есть на 1 год н.э. — "в 8-й день до январских календ в пятницу 15-й луны", то есть 25 декабря.

После рождения Иисуса первыми из людей ему пришли поклониться пастухи, извещенные об этом событии явлением ангела. Евангелист Матфей рассказывает, что на небе была явлена чудесная звезда, которая привела к младенцу Иисусу волхвов. Они приподнесли Христу дары — золото, ладан и смирну. К этому времени Святое Семейство уже нашло приют в чьем-то доме (Мф 3:1-11).

В иерархии праздников католической церкви Рождество занимает второе место после Пасхи.25 декабря могут совершаться три различные мессы — ночью (Ad Missam in nocte), на заре (Ad Missam in aurora) и днем (Ad Missam in die). В Средневековье они символически рассматривались как "три рождения Христа" — от Отца прежде всех веков, от Марии в человеческом воплощении и мистически в душах верующих. В некоторых странах Восточной и Центральной Европы эти три мессы именуются "ангельской", "пастырской" и "царской" — по евангельским чтениям, повествующих о поклонении Младенцу соответственно ангелов, пастухов и царей. (В приходских храмах, первая рождественская месса часто совершается ещё накануне вечером).

С 1978 года, после избрания папой Иоанна Павла II, в Ватикане после большого перерыва были возобновлены всенощные рождественские мессы ("пастырские") — эта традиция в Западной Европе с XVIII века почти прекратилась, и Польша оставалась одной из немногих католических стран, где всенощные рождественские службы продолжались повсеместно. Папа-поляк официально вернул их в обиход Ватикана.

Праздник Рождества продолжается восемь дней — с 25 декабря по 1 января — образующих Октаву Рождества: 26 декабря — День святого мученика Стефана, 27-го — память апостола и евангелиста Иоанна Богослова, 28-го — Невинных младенцев Вифлеемских, в воскресенье, выпадающее на один из дней с 26 по 31 декабря, или 30 декабря, если в данном году на эти дни не выпадает воскресенья, отмечается праздник Святого Семейства и 1 января — Торжество Пресвятой Богородицы.

Святитель Спиридон Тримифунтский

О жизни святителя Спиридона сохранились свидетельства церковных историков IV-V веков — Сократа Схоластика, Созомена и Руфина, обработанные в X веке выдающимся византийским агиографом блаженным Симеоном Метафрастом. Известно также стихотворное житие святителя, написанное его учеником святителем Трифиллием, епископом Левкуссии Кипрской.

Согласно этим источникам, родился он на Кипре в деревне Аския и с детских лет пас овец. Потом обзавелся семейством и жил, как все, отличаясь от односельчан разве что необычайной доброжелательностью и душевной отзывчивостью: бездомные находили в его доме приют, странники — пищу и отдых.

После смерти жены Спиридона избрали епископом кипрского города Тримифунта. По церковному преданию, святитель Спиридон совершил множество чудес: по его молитвам прекращалась засуха, исцелялись больные, умножалось масло в церковной лампаде. Провидя тайные грехи людей, святой призывал их к покаянию и исправлению. Сам он, даже будучи епископом, по-прежнему пас овец и работал в поле.
Последние слова его были о любви к Богу и ближним. Около 348 года во время молитвы святитель Спиридон скончался и был погребен в храме Святых апостолов в Тримифунте.

В середине VII века мощи его были перенесены в Константинополь, а в 1453 году — на остров Корфу. Здесь, в городе Керкира они и поныне хранятся в храме во имя Спиридона Тримифунтского. Дважды в день их открывают для обозрения верующим.

Существует поверие, что святитель Спиридон и после смерти ходит по миру и помогает людям, "изнашивая" башмаки. Поэтому раз в год мощи переобувают, а башмаки дарят. В свое время такой дар получили московский Свято-Данилов и углический Богоявленский монастыри.

Святитель Спиридон Тримифунтский издревле почитался на Руси, особенно в Новгороде и Москве.

Вифсаидского слепого Господь не вдруг исцелил, но сначала не полно, а потом полно, так что он стал видеть все ясно. Для чего Господь так сделал, Ему Единому ведомо. Мы же возьмем отсюда следующую мысль: если считалось нужным исцелить телесное зрение постепенно, то тем более такая постепенность необходима в просветлении очей ума нашего. Так оно и было.

В патриархальный период богооткровенное ведение было несложно; в период подзаконный оно стало сложнее и подробнее; в наш христианский период оно еще подробнее и возвышеннее; но конец ли? На земле высшего не ожидай, а на том свете будет. Два святых апостола удостоверяют нас в этом, святые Иоанн и Павел () . «Ныне видим всё как сквозь тусклое стекло , а тогда » всё увидим ясно. Но и там будут степени умственного просветления, ибо область ведения Божия беспредельна.

На земле же откровение Божие уже завершено; нечего и мечтать о высшем; все имеем, что нужно; усвой и живи тем. Христианское откровение впереди не обещает нового откровения, но только то, что Евангелие будет узнано во всем мире и что эта повсюдность и всеобщность ведения Евангелия есть предел бытию настоящего порядка вещей. Тогда вера ослабеет, любовь иссякнет, жизнь станет тугою, - и благость Божия положит конец миру.

Loading...Loading...