Альбер камю цитаты. Совесть Запада: цитаты и высказывания Альбера Камю

Французский писатель и философ – Альбер Камю родился 7 ноября 1913 г., Мондови, Алжир, в семье сельскохозяйственного рабочего. Отец погиб в Первую мировую войну. Мать, испанка, перебралась с двумя сыновьями в г. Алжир. Жили в бедности под началом своевольной бабушки. Большое влияние на Камю оказал школьный учитель Луи Жермен, распознав способности своего ученика, помог Альберу в 1923 г. поступить в лицей.

В 1930 г. Камю заболел туберкулезом. Несмотря на болезнь, пришлось сменить немало профессий, чтобы платить за обучение на философском факультете Алжирского университета. В 1934 г. Камю женился на Симоне Ийе, экстравагантной девятнадцатилетней девушке, оказавшейся морфинисткой. Вместе они прожили не больше года. В 1935 г. получил степень бакалавра, а в мае 1936 г. — диплом магистра философии, однако академической карьере молодого ученого помешала очередная вспышка туберкулеза.

На старших курсах университета увлекался социалистическими идеями. Весной 1935 г. вступил во Французскую коммунистическую партию, где состоял более года, пока его не исключили за связи с Алжирской народной партией, обвинив в «троцкизме».

В 1936 г. создал самодеятельный «Театр труда». Организовал постановку «Братьев Карамазовых» по Достоевскому, играл Ивана Карамазова. В 1938 г. был редактором журнала «Побережье», и двух оппозиционных газет. Обе газеты были закрыты военной цензурой в начале Второй мировой войны. В эти годы Камю много пишет, в 1938 г. издал книгу «Бракосочетание». В 1939 г. написал первый вариант пьесы «Калигула».

В 1940 г. Камю с будущей женой Франсин Фор, математиком по образованию, переселяются в Париж. В 1942 г. вступил в подпольную организацию Сопротивления «Комба»; редактировал её нелегальную газету. После окончания войны продолжает работать в «Комба», где публикует свои ранее написанные произведения, принёсшие писателю популярность.

В 1947 г. начинается его постепенный разрыв с левым движением. Он уходит из «Комба», становится независимым журналистом. В это время им создаются пьесы «Осадное положение» и «Праведники».

В 1953 г. Камю возвращается к театральной деятельности, ставит спектакли по собственным инсценировкам.

В 1957 г. Камю была присуждена Нобелевская премия за огромный вклад в литературу. Когда Альбер Камю получил Нобелевскую премию, ему было всего 44 года и он, по его собственным словам, достиг творческой зрелости.

У писателя были обширные творческие планы. Однако этим планам не суждено было сбыться. 4 января 1960 г. писатель погиб в автомобильной катастрофе на юге Франции. По иронии судьбы, скончался не от болезни, а в силу трагической случайности. Незаконченный автобиографический роман «Первый человек», черновик которого был найден на месте гибели Камю, опубликован в 1994 г. Его перу принадлежат романы «Посторонний» (1942), «Чума» «(1947), «Падение» (1956) и многие другие произведения.

Хотя творчество Камю вызвало после смерти оживленные споры, многие критики считают его одной из наиболее значительных фигур своего времени. Камю показал отчужденность и разочарованность послевоенного поколения, однако упорно искал выход из абсурдности современного существования. Писатель подвергался резкой критике за отказ от марксизма и христианства, но, тем не менее, его влияние на современную литературу сомнению не подлежит.

Альбер Камю – один из самых ярких представителей литературы экзистенциализма. В своем творчестве Камю размышлял о смысле существования, о свободе, бунте, абсурде, морали. При жизни Камю получил еще одно имя – Совесть Запада. Его высказывания – это совокупность философских поисков и размышлений, на которые он часто дает ответ. В нашей подборке вы познакомитесь с цитатами Альбера Камю на разные темы. Его изречения четко характеризуют жизненную позицию экзистенциалиста ХХ века.

Первой серьезной работой писателя был роман Счастливая смерть, после него у Камю начался плодотворный литературный путь. К наиболее известным произведения французского экзистенциалиста относятся повесть Посторонний, Падение, эссе Миф о Сизифе, Своевременные размышления и др. Мировую славу автору принес роман Чума, вышедший в 1947 году. В 1957 году Камю стал лауреатом Нобелевской премии по литературе, что говорит о высокой оценке и признании его творчества.

Камю много размышляет о жизни и смерти, ведь эта тема ему близка не понаслышке. Он был болен туберкулезом и в силу своей болезни не мог осуществить все задуманные планы. В частности, он был отстранен от конкурса на преподавательскую должность и не мог вступить в ряды французской армии. Единственное, что было под силу Камю – это писать. В творчестве он находил силы жить и черпал жизненную энергию. Альбер Камю – пример человека, который не сдается, стойко принимает все удары судьбы и движется вперед.

Цитаты

Физическая ревность есть в большей мере осуждение самого себя. Зная, о чем способен помыслить ты сам, ты решаешь, что и она помышляет о том же.

Ревность — это неуверенность в себе.

Осознание того, что мы умрем, превращает нашу жизнь в шутку.

А в чем шутка?

Высшая добродетель заключается в том, чтобы задушить свои страсти.

Умение преодолевать страсти — это настоящее искусство.

Гениальность может оказаться лишь мимолётным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить её в славу.

К славе ведет упорство и тяжкий труд.

Именно в мечте о жизни и существует человек, который находит свои истины и их теряет на земле…

Жизнь проходит, пока мы мечтаем о ней.

Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, - это смерть. Воскрешение - в бескорыстии. Время идет медленно, когда за ним следишь. Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существуют два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует.

Погоня за деньгами лишает человека жизни.

Когда-нибудь будет поколение, которое оставит его в покое?

Мыслитель движется вперед, если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными.

Поиск очевидного, как ни странно, но самый долгий.

Об одной и той же вещи утром мы думаем одно, вечером - другое. Но где истина - в ночных думах или в дневных размышлениях?

Как ни странно, но мнение и чувства человека зависят от времени суток…

Одни созданы для того, чтобы любить, другие - для того, чтобы жить.

А почему нельзя любить и жить?

С несправедливостью либо сражаются, либо сотрудничают.

Большинство все-таки сотрудничают.

С плохой репутацией жить легче, чем с хорошей, ибо хорошую репутацию тяжело блюсти, нужно все время быть на высоте - ведь любой срыв равносилен преступлению. При плохой репутации срывы простительны.

Но это не значит, что все должны стремиться к плохой репутации.

Раны от любви, в отличии ран от пуль, никого не убивают, но и не заживают никогда.

Несчастливая любовь оставляет следы на всю жизнь.

Стареть - значит переходить от чувств к сочувствию.

Если тебе начинают сочувствовать, значит к тебе идет старость.

Разум бессилен перед криком сердца.

Мысли сердца не мудрее, но они сильнее, поэтому они, как правило, и побеждают.

Молчать - верить самому себе.

Люди привыкли много говорить и жить, никому не веря.

Быть счастливым не стыдно.

Нужно только узнать, как им стать.

Истинная щедрость по отношению к будущему - это всё посвятить настоящему.

Пока вы думаете о будущем, настоящее проходит.

Вы никогда не будете счастливы, если будете продолжать искать, в чем заключается счастье. И вы никогда не будете жить, если ищете смысл жизни.

Счастье начитается там, где заканчиваются его поиски.

Важный вопрос, который следует разрешить «на практике»: можно ли быть счастливым и одиноким?

Можно, но не более одного дня…

Кто ничего не даёт, тот ничего не имеет.

Чтобы что-то получить, нужно сначала что-то отдать.

Самое большое несчастье не в том, что тебя не любят, а в том, что не любишь сам.

Чтобы стать счастливым, нужно сначала полюбить себя.

Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя.

Путешествие бодрит, дарит новые эмоции и возвращает ощущение жизни.

Рано или поздно наступает время, когда нужно выбирать между созерцанием и действием. Это и называется: стать человеком.

Созерцать и статуя может, а вот действовать свойственно только человеку.

Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении.

Все гениальное всегда основано на любви.

Привычка к отчаянию куда хуже, чем само отчаяние.

На самом деле не столько поводов для отчаяния, настолько сильна привычка…

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Зачем тратить на это бессмысленное занятие 10 лет жизни, пока непонятно.

Этот мир лишен смысла, и тот, кто осознал это, обретает свободу.

Свободным людям не нужно искать смысл, он у них и так есть.

Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть и богатыми, и свободными - и из-за этого подчас становятся бедными рабами.

Из-за того, что люди хотят слишком много, получают они слишком мало.

Моя беда в том, что я всё понимаю.

Те, кто ничего не понимают, не знают никакой беды.

Свободен лишь тот, кто может позволить себе не лгать.

Большинство так и живет в плену своих лживых мыслей.

Французский прозаик, философ, эссеист, публицист, близкий к экзистенциализму. Получил нарицательное имя при жизни «Совесть Запада». Лауреат Нобелевской премии по литературе 1957 года.

В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность.

Время идет медленно, когда за ним следишь. Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существуют два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует.

Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, - это смерть. Воскрешение - в бескорыстии.

Всякое свершение обрекает на рабство. Оно обязывает к более высоким свершениям.

Высшая добродетель заключается в том, чтобы задушить свои страсти. Добродетель более глубокая заключается в том, чтобы привести их в равновесие.

Для того, чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца.

Древние философы размышляли гораздо больше, чем читали. Книгопечатание все изменило. Теперь читают больше, чем размышляют. Вместо философии у нас одни комментарии. На смену эпохе философов, занимавшихся философией, пришли профессора философии, занимающиеся философами. Дошло до того, что сегодня философский трактат, не ссылающийся ни на какие авторитеты, не подкрепленный цитатами и комментариями, никто не принял бы всерьез.

Как добиться того, чтобы не терять зря времени? — Почувствовать время во всей его протяженности: проводить дни в приемной у зубного врача на жестком стуле; сидеть на балконе в воскресенье после обеда; слушать доклады на непонятном для тебя языке; выбирать самые длинные и самые неудобные железнодорожные маршруты и, разумеется, ездить в поездах стоя; торчать в очереди у театральной кассы и не брать билета на спектакль…

Истина сияет подобно свету.

Философии значат столько, сколько значат философы. Чем больше величия в человеке, тем больше истины в его философии.

Мыслитель движется вперед, если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными.

Уединение - роскошь богачей.

Eдинственные стоящие вещи - человечность и простота.

Быть счастливым не стыдно.

Вы знаете, что такое обаяние? Умение почувствовать, как тебе говорят «да», хотя ты ни о чем не спрашивал.

Все идет на пользу тому, кто этой пользы ищет.

  • Ад - особая милость, которой удостаиваются те, кто упорно ее домогались.
  • Без отчаяния к жизни нет и любви к жизни.
  • Боги наградили человека великими, блистательными добродетелями, позволяющими ему достичь всего, чего он пожелает. Но одновременно они наградили его и добродетелью более горькой, внушающей ему презрение ко всему, чего он достиг.
  • Болезнь - это крест, но, может, и опора. Идеально было бы взять у нее силу и отвергнуть слабости. Пусть она станет убежищем, которое придает силу в нужный момент. А если платить нужно страданиями и отречением - заплатим.
  • Жить страстями может только тот, кто подчинил их себе.
  • Быть может, к скульптуре меня влечет любовь к камню. Скульптура возвращает человеческому облику весомость и равнодушие, без которых я не мыслю величия.
  • Быть язычником для себя, христианином для других - к этому инстинктивно склоняется всякий человек.
  • В жизни должна быть любовь - одна великая любовь за всю жизнь, это оправдывает беспричинные приступы отчаяния, которым мы подвержены.
  • В жизни каждая минута таит в себе чудо и вечную юность.
  • В какой-то момент перестаешь испытывать любовное волнение. Остается только трагизм. Жить ради кого-то или чего-то становится уже бессмысленно. Смысл обретает только мысль о том, чтобы можно было за что-то умереть.
  • В определенном возрасте столкновения между людьми начинают осложняться борьбой со временем. И это уже безнадежно.
  • В отличие от нас женщины, по крайней мере, не обязаны стремиться к величию. У мужчин даже вера, даже смирение призваны доказывать величие. Это так утомительно.
  • В смерти игра и героизм обретают свой подлинный смысл.
  • Великий вопрос жизни - как жить среди людей.
  • Вечное искушение, против которого я непрестанно веду изнурительную борьбу, - цинизм.
  • Взбунтовавшийся атеизм ставит историю на место Бога и заменяет бунт абсолютным повиновением. Долг и добродетель для него суть не что иное, как полное подчинение и полное принесение себя в жертву святыне ненасытного становления.
  • Воля - то же одиночество.
  • Вопрос о смысле жизни я считаю самым неотложным из всех вопросов.
  • Время идет медленно, когда за ним следишь. Оно чувствует слежку. Но оно пользуется нашей рассеянностью. Возможно даже, что существует два времени: то, за которым мы следим, и то, которое нас преобразует.
  • Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, - это смерть. Воскрешение - в бескорыстии.
  • Всякая философия - самооправдание. Оригинальной была бы только философия, оправдывающая другого человека.
  • Высшая добродетель заключается в том, чтобы задушить свои страсти. Добродетель более глубокая заключается в том, чтобы привести их в равновесие.
  • Гениальность может оказаться лишь мимолетным шансом. Только работа и воля могут дать ей жизнь и обратить ее в славу.
  • Гений, в высшем своем воплощении, творит ради того, чтобы в глазах людей и в своих собственных обрел достоинство последний из горемык на самой мрачной каторге.
  • Главная способность человека - способность к забвению. Но справедливости ради следует заметить, что он забывает даже то добро, которое сам сотворил.
  • Главное, что должен уметь писатель, - претворять те чувства, которые он испытывает, в те, которые он хочет внушить. Поначалу ему это удается случайно. Но затем на место случая должен прийти талант. Значит, у истоков гения стоит случайность.
  • Годы юности тянутся так медленно потому, что они полны событий, годы старости бегут так стремительно оттого, что заранее предопределены.
  • Греки учитывали существование божества. Но не все исчерпывалось божеством.
  • Грубое физическое желание вспыхивает мгновенно. Но желание вкупе с нежностью требует времени. Приходится пройти через всю страну любви, чтобы загореться желанием. Не потому ли вначале так нехотя вожделеешь ту, которую любишь?
  • Гуманизм пока еще не наскучил мне: он мне даже нравится. Но он мне тесен.
  • Для меня искусство - это никак не забава одинокого творца. Для меня это способ тронуть как можно больше людей, создав наиболее емкую картину общих страданий и радостей.
  • Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца.
  • Для христиан история начинается с Откровения. Для марксистов она им кончается. Две религии.
  • Для человека больше пользы, когда его изображают в выгодном свете, чем когда его без конца попрекают его недостатками. Всякий человек, естественно, старается походить на свой лучший образ. Это правило распространяется на педагогику, историю, философию, политику. Мы, к примеру, - плод двадцативекового созерцания картинок на евангельский сюжет.
  • Для человека мудрого в мире нет тайн, какая ему нужда блуждать в вечности?
  • Днем полет птиц всегда кажется бесцельным, но к вечеру движения их становятся целенаправленными. Они летят к чему-то. Так же, может быть, с людьми, достигшими вечера жизни. Бывает ли у жизни вечер?
  • До тех пор пока человек не совладал с желанием, он не совладал ни с чем.
  • До христианской эры Будда не проявлял себя, потому что был погружен в нирвану, то есть лишен облика.
  • Добродетель бедняка - душевная щедрость.
  • Дочь горшечника Дибутада увидела на стене тень своего возлюбленного и обвела его профиль кинжалом. Благодаря этому рисунку ее отец изобрел стиль росписи, украшающей греческие вазы. В основе всех вещей лежит любовь.
  • Единственное возможное в наше время братство, единственное, какое нам предлагают и позволяют, - это гнусное и сомнительное солдатское братство перед лицом смерти.
  • Если бы мне было суждено умирать вдали от мира, в холодной тюремной камере, море в последний момент затопило бы мою темницу, подняло бы меня на неведомую мне доселе высоту и помогло бы мне умереть без ненависти в душе.
  • Если бы наша эпоха была только трагична! Но она еще и гнусна. Вот отчего ей надо бросить обвинение - и даровать прощение.
  • Если для того, чтобы преодолеть нигилизм, следует вернуться к христианству, можно пойти еще дальше и, преодолев христианство, возвратиться к эллинизму.
  • Если тело тоскует о душе, нет оснований считать, что в вечной жизни душа не страдает от разлуки с телом - и, следовательно, не мечтает о возвращении на землю.
  • Есть лишь один поистине серьезный философский вопрос - вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой или она того не стоит, - это значит ответить на основополагающий вопрос философии.
  • Заблуждения радостны, истина страшна.
  • Иметь силу выбрать то, что тебе по душе, и не отступаться. Иначе лучше умереть.
  • Индивидуалист ненавидит людей в целом, но щадит отдельного человека.
  • Истина нашего века: пройдя сквозь суровые испытания, мы становимся лжецами.
  • Истина, как и свет, ослепляет.
  • Каждому поколению свойственно считать себя призванным переделать мир.
  • Как только война становится реальностью, всякое мнение, не берущее ее в расчет, начинает звучать неверно.
  • Когда в старости человек становится мудрым и нравственным, ему, вероятно, бывает стыдно вспоминать свои былые поступки, шедшие вразрез с предписаниями нравственности и мудрости. Слишком рано или слишком поздно. Середины нет.
  • Когда ты уже сделал все, что нужно, чтобы как следует понять, принять и снести бедность, болезнь и собственные недостатки, остается сделать еще один шаг.
  • Когда художник принимает решение разделить участь всех, он утверждает себя как личность.
  • Лучше быть свободным бедняком, чем богатым невольником. Конечно, люди хотят быть богатыми и свободными - и из-за этого подчас становятся бедными рабами.
  • Любовь может презреть цепи, крепостные стены толщиной в несколько метров и прочее. Но стоит только подчинить крошечную часть души долгу, и настоящая любовь становится невозможной.
  • Любовь можно сохранить по причинам, не имеющим отношения к любви. Например, по причинам морального порядка.
  • Любовь несправедлива, но одной справедливости недостаточно.
  • Любовь, которая не выдерживает столкновения с реальностью, - это не любовь. Но в таком случае неспособность любить - привилегия благородных сердец.
  • Любовь. Познание. Это одно и то же.
  • Люди упорно путают брак и любовь, с одной стороны, счастье и любовь - с другой. Между тем это совершенно разные вещи. Именно поэтому, хотя любовь - вещь очень редкая, среди браков бывают и счастливые.
  • Малодушие всегда найдет себе философское оправдание.
  • Мир прекрасен, и вне его нет спасения.
  • Много ли вы знаете «любящих» мужчин, которые отказались бы от красивой и доступной женщины? А если кто и откажется, значит, ему недостает темперамента.
  • Молчать - верить самому себе.
  • Мы всегда преувеличиваем важность жизни отдельного человека. Есть множество людей, не знающих, что делать с жизнью, - не так уж безнравственно лишить их ее.
  • Мы можем все сделать наилучшим образом, все понять, а затем всем овладеть. Но мы никогда не сможем отыскать или создать ту силу любви, которую отняли у нас безвозвратно.
  • Мыслитель движется вперед, лишь если он не спешит с выводами, пусть даже они кажутся ему очевидными.
  • Мыслить можно только образами. Если хочешь быть философом, пиши романы.
  • На любви ничего нельзя построить: она - бегство, боль, минуты восторга или стремительное падение.
  • Надо или жить во времени, или в нем умирать, или изъять себя из него ради жизни, над ним возвышающейся.
  • Наука объясняет то, что функционирует, а не то, что есть.
  • Начало всех великих действий и мыслей ничтожно. Великие деяния часто рождаются на уличном перекрестке или у входа в ресторан.
  • Неизбежно только одно: смерть, всего остального можно избежать. Во временном пространстве, которое отделяет рождение от смерти, нет ничего предопределенного: все можно изменить и можно даже прекратить войну и жить в мире, если желать этого как следует - очень сильно и долго.
  • Несчастье художника в том, что он живет и не совсем в монастыре, и не совсем в миру, причем его мучат соблазны и той и другой жизни.
  • Нет такого тяжкого преступления, на которое умный человек не чувствовал бы себя способным.
  • Нетрудно представить себе европейца, обратившегося в буддийскую веру, ибо это обеспечивает ему жизнь после смерти, которую Будда считает непоправимым злом, но которой человек желает изо всех сил.
  • Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении.
  • Ницше, внешняя сторона жизни которого была более чем однообразна, доказывает, что мысль, работающая в одиночестве, сама по себе страшное приключение.
  • Ничто так не воодушевляет, как сознание своего безнадежного положения.
  • Об одной и той же вещи утром мы думаем одно, вечером - другое. Но где истина - в ночных думах или в дневных размышлениях?
  • Обращаться к Богу оттого, что вы разочаровались в земной жизни, а боль отъединила вас от мира, бесполезно. Богу угодны души, привязанные к миру. Ему по нраву ваша радость.
  • Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом ее удобство.
  • Отдаваться может лишь тот, кто владеет собой. Бывает, что отдаются, чтобы избавиться от собственного ничтожества. Дать можно только то, что имеешь. Стать хозяином самому себе - и лишь после этого сдаться.
  • Отчего люди пьют? Оттого, что после выпивки все наполняется смыслом, все достигает высшего накала. Вывод: люди пьют от беспомощности или в знак протеста.
  • Пламенные произведения создаются философами-ирониками.
  • Политики не сознают, насколько равенство враждебно свободе. В Греции были свободные люди, потому что были рабы.
  • Правда таинственна, неуловима, ее вечно приходится завоевывать заново.
  • Путешествие как самая великая и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя.
  • Рано или поздно всегда наступает момент, когда люди перестают бороться и мучить друг друга, смиряются наконец с тем, что надо любить другого таким, как он есть. Это - царствие небесное.
  • С плохой репутацией жить легче, чем с хорошей, ибо хорошую репутацию тяжело блюсти, нужно все время быть на высоте - ведь любой срыв равносилен преступлению. При плохой репутации срывы простительны.
  • Самая большая экономия, которая возможна в области мысли, - согласиться, что мир непознаваем, - и заняться человеком.
  • Самый опасный соблазн: не походить ни на кого.
  • Свобода искусства недорого стоит, когда ее единственный смысл - душевный комфорт художника.
  • Свободен тот, кто может не врать.
  • Святость - тоже бунт: святой отвергает вещи как они есть. Он принимает на себя все горе мира.
  • Сколько художников высокомерно отказываются сознавать себя маленькими людьми! Но этого сознания своей «малости» было бы довольно, чтобы обрести истинный талант, иначе для них недоступный.
  • Смертная казнь. Преступника убивают, потому что преступление истощает в человеке всю способность жить. Он все прожил, раз он убил. Он может умереть. Убийство исчерпывает.
  • Сознательно или бессознательно женщины всегда пользуются чувством чести и верности данному слову, которое так сильно развито у мужчин.
  • Стареть - значит переходить от чувств к сочувствию.
  • Стремление быть всегда правым - признак вульгарного ума.
  • Тайна моего мира: вообразить Бога без человеческого бессмертия.
  • Те, кто любят истину, должны искать любви в браке, то есть в любви без иллюзий.
  • Тот, кто не верит в Бога, видит в мире, где людей не ценят по достоинству, только хаос, и предается отчаянию.
  • Тот, кто не верит в ход вещей, - трус, но тот, кто верит в человеческий удел, - безумец.
  • Трагическая роль тем лучше удается актеру, чем меньше он впадает в крайности. Безмерный ужас порождается именно умеренностью.
  • У любви есть своя честь. Стоит потерять ее - и любви приходит конец.
  • У нас не хватает времени быть самими собой. У нас хватает времени только на то, чтобы быть счастливыми.
  • Удивительно, как тщеславен человек, который хочет внушить себе и другим, что он стремится к истине, меж тем как он жаждет любви.
  • Умереть во имя идеи - это единственный способ быть на высоте идеи.
  • Физическая ревность есть в большой мере осуждение самого себя. Зная, о чем способен помыслить ты сам, ты решаешь, что и она помышляет о том же.
  • Философии значат столько, сколько значат философы. Чем больше величия в человеке, тем больше истины в его философии.
  • Философия - современная форма бесстыдства.
  • Чего стоит человек? Что такое человек? После того, что я видел, у меня до конца жизни не исчезнет по отношению к нему недоверие и всеобъемлющая тревога.
  • Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти. Но не с помощью самоубийства. Нельзя преодолеть, сдавшись. Суметь умереть, глядя смерти в глаза, без горечи.
  • Человек не только общественное существо. По крайней мере, он властен над своей смертью. Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими. Но умираем мы по-настоящему только для себя.
  • Человек чувствует себя одиноким, когда он окружен трусами.
  • Человеческое сердце обладает досадной склонностью именовать судьбой только то, что его сокрушает.
  • Чувства, которые мы испытываем, не преображают нас, но подсказывают нам мысль о преображении. Так любовь не избавляет нас от эгоизма, но заставляет нас его осознать и напоминает нам о далекой родине, где эгоизму нет места.

Альбер Камю, 1913-1960 гг., писатель и философ.

Всякий революционер кончает как палач или как еретик.

Неизбежно только одно: смерть, всего остального можно избежать.

Человек – единственное существо, которое не хочет быть самим собой.

Красота – это вечность, длящаяся мгновение.

Мы обращаемся к Богу лишь для того, чтобы получить невозможное.

Не быть любимым – это всего лишь неудача. Не любить – вот несчастье.

Открою вам великую тайну. Не ждите Страшного суда: он уже происходит и происходит каждый день.

Малодушие всегда найдет в себе философское оправдание.

Школа готовит нас к жизни в мире, которого не существует.

Всякая жизнь, посвященная погоне за деньгами, – это смерть.

Гуманизм пока еще не наскучил мне: он мне даже нравится. Но он мне тесен.

Жить – значит проверять.

Для того чтобы мысль преобразила мир, нужно, чтобы она сначала преобразила жизнь своего творца.

Истина сияет подобно свету.

Без несовершенства неощутимо и счастье.

Истинная щедрость в отношении будущего состоит в том, чтобы отдать все настоящему.

Ад - особая милость, которой удостаиваются те, кто упорно ее домогались.

Ад - это жизнь с этим телом, которая все же лучше, чем небытие.

Без греховного начала человек не смог бы жить, а без святого жил бы припеваючи.

Безрассудство любви в том, что любящий стремится, чтобы дни ожидания поскорее прошли и пропали. Так он стремится приблизить конец. Так любовь одной из граней соприкасается со смертью.

Без отчаяния к жизни нет и любви к жизни. .

Благодаря Саду эротика сделалась одним из направлений философии абсурда.

Бог завидовал нашей боли - вот почему он снизошел на землю, чтобы умереть на кресте.

Быть язычником для себя, христианином для других - к этому инстинктивно склоняется всякий
человек.

Великий вопрос жизни - как жить среди людей.

…Не я отрекаюсь от людей и вещей (я бы не смог), люди и вещи отрекаются от меня. Моя юность бежит от меня: это и есть болезнь.

Ни одно гениальное произведение никогда не основывалось на ненависти или презрении.

Ницше, внешняя сторона жизни которого была более чем однообразна, доказывает, что мысль, работающая в одиночестве, сама по себе страшное приключение.

Ничто так не воодушевляет, как сознание своего безнадежного положения.

Одни созданы для того, чтобы любить, другие - для того, чтобы жить.

Об одной и той же вещи утром мы думаем одно, вечером - другое. Но где истина - в ночных думах или в дневных размышлениях?

Секс приносит победу, если человек освобождает его от нравственных императивов. Но очень скоро победа оборачивается поражением, истинной же победой становится победа над сексом - целомудрие.

Сексуальная жизнь была дана человеку, дабы сбить его с пути истинного. Это его опиум. Она все усыпляет. Без нее вещи вновь оживают. С другой стороны, воздержание препятствует продлению рода - в этом, быть может, и заключается истина.

Сколько художников высокомерно отказываются сознавать себя маленькими людьми! Но этого сознания своей «малости» было бы довольно, чтобы обрести истинный талант, иначе для них недоступный.

Слава - это право любить безмерно.

Смертная казнь. Преступника убивают, потому что преступление истощает в человеке всю способность жить. Он все прожил, раз он убил. Он может умереть. Убийство исчерпывает.

Смерть сообщает новую форму любви - а равно и жизни, она превращает любовь в судьбу.

Сначала мы не любим никого. Затем любим все человечество. Затем некоторых людей, затем единственную женщину, затем единственного мужчину.

Сознательно или бессознательно женщины всегда пользуются чувством чести и верности данному слову, которое так сильно развито у мужчин.

С плохой репутацией жить легче, чем с хорошей, ибо хорошую репутацию тяжело блюсти, нужно все время быть на высоте - ведь любой срыв равносилен преступлению. При плохой репутации срывы простительны.

Справедливости нет, есть только пределы.

Стареть - значит переходить от чувств к сочувствию.

Страсть к тюрьме у тех, кто борется. Чтобы избавиться от привязанностей.

Стремление быть всегда правым -признак вульгарного ума.

Тайна моего мира: вообразить Бога без человеческого бессмертия.

Те, кто любят истину, должны искать любви в браке, то есть в любви без иллюзий.

Тот, кто не верит в Бога, видит в мире, где людей не ценят по достоинству, только хаос и предается отчаянию.

Тот, кто не верит в ход вещей, - трус, но тот, кто верит в человеческий удел, - безумец.

Тот, кто не убивает себя, должен молчать о жизни.

То, чего я так долго искал, наконец появляется. Готовность к смерти.

То, что жизнь сильнее всего, - истина, но она лежит в основе всех подлостей. Нужно открыто утверждать противоположное.

Трагедию порождает столкновение двух равно законных, имеющих равное право на жизнь сил. Следовательно, слабая трагедия - та, что вводит в действие силы незаконные. Следовательно, сильная трагедия - та, что узаконивает все.

У всякого страдания, волнения, страсти есть пора, когда они принадлежат самому человеку с его неповторимой индивидуальностью, и другая пора, когда они начинают принадлежать искусству. Но в первые мгновения искусство бессильно что-либо сделать с ними. Искусство - расстояние, на которое время удаляет от нас страдания.

Удивительно, как тщеславен человек, который хочет внушить себе и другим, что он стремится к истине, меж тем как он жаждет любви.

Уединение - роскошь богачей.

У искусства случаются приступы целомудрия. Оно не может назвать вещи своими именами.

У любви есть своя честь. Стоит потерять ее - и любви приходит конец.

Умереть во имя идеи - это единственный способ быть на высоте идеи.

Умереть, ничего не решив. Но кто умирает, все решив, кроме?.. Решить по крайней мере, как не потревожить покоя тех, кого ты любил… Себе самим мы ничего не должны, даже - и в особенности - предсмертного умиротворения.

У нас не хватает времени быть самими собой. У нас хватает времени только на то, чтобы быть счастливыми.

…Утверждение, что человек способен совершенствоваться, само по себе уже спорно. Но утверждение, что человек добр, звучащее из уст человека пожившего…

Физическая ревность есть в большой мере осуждение самого себя. Зная, о чем способен помыслить ты сам, ты решаешь, что и она помышляет о том же.

Философии значат столько, сколько значат философы. Чем больше величия в человеке, тем больше истины в его философии.

Философия - современная форма бесстыдства.

Цивилизация заключается не в большей или меньшей утонченности. Но в сознании, общем для целого народа. И это сознание никогда не бывает утонченным. Наоборот, оно вполне здравое.

Представлять цивилизацию творением элиты - значит отождествлять ее с культурой, меж тем как это совершенно разные вещи.

Чего стоит человек? Что такое человек? После того, что я видел, у меня до конца жизни не исчезнет по отношению к нему недоверие и всеобъемлющая тревога.

…Человек бывает всегда добычей исповедуемых им истин.

Человек - животное религиозное.

Человек мыслящий занимается обычно тем, что старается сообразовать свое представление о вещах с новыми фактами, которые его опровергают. В этом-то сдвиге, в этой-то изменчивости мыслей, в этой сознательной поправке и заключается истина, то есть урок, преподаваемый жизнью.

Человек не станет свободным, пока не преодолеет страха смерти. Но не с помощью самоубийства.

Нельзя преодолеть, сдавшись. Суметь умереть, глядя смерти в глаза, без горечи.

Человек не только общественное существо. По крайней мере он властен над своей смертью. Мы созданы, чтобы жить бок о бок с другими. Но умираем мы по-настоящему только для себя.

Человек чувствует себя одиноким, когда он окружен трусами.

Чем руководствуется сердце? Любовью? Что может быть ненадежнее? Можно знать, что такое любовное страдание, но не знать, что такое любовь. Тут и утрата, и сожаление, и пустые руки. Пусть я не буду сгорать от страсти, при мне останется тоска. Ад, где все сулит рай. И все-таки это ад. Я называю жизнью и любовью то, что меня опустошает. Отъезд, принуждение, разрыв, мое беспросветное сердце, разорванное в клочья, соленый вкус слез и любви.

Чем трагичнее удел человека, тем более непреклонной и вызывающей становится надежда.

Чистая любовь - мертвая любовь, если понимать под любовью любовную жизнь, создание определенного жизненного уклада, - в такой жизни чистая любовь превращается в постоянную отсылку к чему-то иному, о чем и нужно условиться.

Что может быть лучше для человека, чем бедность? Я говорю не о нищете или безнадежном труде современного пролетария. Но я не знаю, что может быть лучше бедности в сочетании с деятельным отдыхом.

Что невыносимо для женщин в привязанности без любви, которой жалует их мужчина. Для мужчины -горькая нежность.

Чувства, которые мы испытываем, не преображают нас, но подсказывают нам мысль о преображении. Так любовь не избавляет нас от эгоизма, но заставляет нас его осознать и напоминает нам о далекой родине, где эгоизму нет места.

Что такое знаменитость? Это человек, которого все знают по фамилии, и потому имя его не имеет значения. У всех других имя значимо.

Я люблю все или не люблю ничего. Значит, я не люблю ничего.

Я не люблю чужих секретов. Но мне интересны чужие признания.

Я не могу жить без красоты. И этим объясняется моя слабость в отношении некоторых людей.

Я не создан для политики, ибо не способен ни желать смерти противника, ни смиряться с ней.

Я слишком хорошо знаю себя, чтобы поверить в непорочную добродетель.

Я удалился от мира не потому, что имел врагов, а потому, что имел друзей. Не потому, что они вредили мне, как это обычно бывает, а потому, что считали меня лучшим, чем я есть. Этой лжи я вынести не мог.

Обращаться к Богу от того, что вы разочаровались в земной жизни, а боль отъединила вас от мира, бесполезно. Богу угодны души, привязанные к миру. Ему по нраву ваша радость.

Один-единственный удар кинжала, стремительный, как молния, - совокупление быка целомудренно. Это совокупление божества. Не наслаждение, а ожог и священное самоуничтожение.

Ответственность перед историей освобождает от ответственности перед людьми. В этом ее удобство.

Отвратительно, когда писатель говорит, пишет о том, чего он не пережил.

Отдаваться может лишь тот, кто владеет собой. Бывает, что отдаются, чтобы избавиться от собственного ничтожества. Дать можно только то, что имеешь. Стать хозяином самому себе - и лишь после этого сдаться.

Отчего люди пьют? Оттого, что после выпивки все наполняется смыслом, все достигает высшего накала. Вывод: люди пьют от беспомощности или в знак протеста.

Ошеломительное зрелище: видеть, с какой легкостью рушится достоинство некоторых людей. Но если как следует подумать, ничего странного тут нет, ведь достоинство, о котором идет речь, держалось в них только за счет неустанной борьбы с их собственной природой.

Первым делом разума является различие истинного и ложного.

Писатель обречен на понимание. Он не может стать убийцей.

Первой должна прийти любовь, а за ней мораль. Обратное мучительно.

Пишущему лучше недоговорить, чем сказать лишнее. Во всяком случае никакой болтовни.

Покойнее всего было бы любить молча. Но в дело вступают сознание и личность; приходится разговаривать. И любовь превращается в ад.

Политики не сознают, насколько равенство враждебно свободе. В Греции были свободные люди, потому что были рабы.

Правда таинственна, неуловима, ее вечно приходится завоевывать заново.

Почему я художник, а не философ? Потому что я мыслю словами, а не идеями.

Приговорить человека к смерти - значит лишить его возможности исправиться.

Проблема искусства есть проблема перевода. Плохие писатели те, кто пишут, считаясь с внутренним контекстом, не известным читателю. Нужно писать как бы вдвоем: главное здесь, как и везде, - научиться владеть собою.

Психология, сводящаяся к копанию в мелочах, ошибочна. Люди ищут себя, изучают. Чтобы познать себя, чтобы самоутвердиться. Психология есть действие, а не самокопание. Человек пребывает в поиске в течение всей жизни. Познать себя до конца - значит умереть.

Путешествие как самая великая наука и серьезная наука помогает нам вновь обрести себя.

Радость жизни рассеивает внимание, рассредотачивает, останавливает всякое стремление ввысь. Но жить без радости… Значит, выхода нет. Разве что черпать жизнь из великой любви, не опасаясь наказания раскаянием.

Разнузданная чувственность приводит к убеждению, что мир бессмыслен. Целомудрие, напротив, возвращает миру смысл.

Рано или поздно всегда наступает момент, когда люди перестают бороться и мучить друг друга, смиряются наконец с тем, что надо любить другого таким, как он есть. Это - царствие небесное.

Самая большая экономия, которая возможна в области мысли, - согласиться, что мир непознаваем, - и заняться человеком.

Самый опасный соблазн: не походить ни на кого.

Свобода искусства недорого стоит, когда ее единственный смысл - душевный комфорт художника.

Свободен тот, кто может не лгать.

Святость - тоже бунт: святой отвергает вещи как они есть. Он принимает на себя все горе мира.

Секс ни к чему не ведет. Он не безнравствен, но бесплоден. Им можно заниматься, пока не захочешь творить. Но совершенствоваться может лишь личность целомудренная.

Loading...Loading...