Сугубая молитва о здравии где заказать. Что такое молитва сугубое

Личное освобождение крестьян. Образование сельских обществ. Учреждение мировых посредников. С момента публикации законов помещичьи крестьяне перестали считаться собственностью. Отныне их нельзя было продавать, покупать, дарить, переселять по произволу владельцев. Правительство объявило бывших крепостных «свободными сельскими обывателями» , присвоило им гражданские права — свободу вступления в брак, право самостоятельного заключения договоров и ведения судебных дел, приобретения недвижимого имущества на свое имя и пр.

Алексей Кившенко. Чтение Манифеста 1861 г. Александром II на Смольной площади в Санкт-Петербурге

Крестьяне каждого помещичьего имения объединились в сельское общество. Свои общие хозяйственные вопросы они решали на сельском сходе. Исполнять решения сходов должен был сельский староста, избираемый на три года. Несколько смежных сельских обществ составляли волость. В волостном сходе участвовали сельские старосты и выборные от сельских обществ. На этом сходе избирался волостной старшина. Он исполнял полицейские и административные обязанности.


«Волостной суд». Зощенко Михаил Иванович

Деятельность сельского и волостного управления, а также взаимоотношения крестьян и помещиков контролировались мировыми посредниками. Они назначались Сенатом из числа местных помещиков. Мировые посредники имели широкие полномочия и не подчинялись ни губернатору, ни министру. Они должны были руководствоваться только велениями закона. В первом составе мировых посредников было немало гуманно настроенных помещиков (декабрист А. Е. Розен, Л. Н. Толстой и др.).

Введение «временнообязанных » отношений. Вся земля в имении признавалась собственностью помещика, в том числе и та, которая находилась в пользовании крестьян. За пользование своими наделами лично свободные крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк. Закон признавал такое состояние временным. Поэтому лично свободные крестьяне, несущие повинности в пользу помещика, назывались «временнообязанными ».

Размеры крестьянского надела по каждому имению следовало раз и навсегда определить по соглашению крестьян с помещиком и зафиксировать в уставной грамоте. Введение этих грамот было основным занятием мировых посредников.

Допустимые рамки соглашений между крестьянами и помещиками были обозначены в законе. Была проведена грань между нечерноземными и черноземными губерниями. В нечерноземных в пользовании крестьян осталось примерно столько же земли, как и прежде. В черноземных же под давлением крепостников был введен сильно уменьшенный душевой надел. При пересчете на такой надел у крестьянских обществ отрезались «лишние » земли. Там, где мировой посредник действовал недобросовестно, в числе отрезанных земель оказывались необходимые крестьянам угодья — прогоны для скота, луга, водопои. За дополнительные повинности крестьяне вынуждены были арендовать у помещиков эти земли. «Отрезки» , сильно стеснившие крестьян, на протяжении многих лет отравляли отношения между помещиками и их бывшими крепостными.

Выкупные сделки и выкупные платежи. Рано или поздно, полагало правительство, «временнообязанные » отношения закончатся и крестьяне с помещиками заключат выкупную сделку — по каждому имению. По закону крестьяне должны были единовременно уплатить помещику за свой надел около пятой части обусловленной суммы. Остальную часть уплачивало государство. Но крестьяне должны были возвращать ему эту сумму (с процентами) ежегодными платежами в течение 49 лет.

В принципе сумма выкупа должна была бы зависеть от доходности выкупаемых земель. В черноземных губерниях примерно так и было сделано. Но помещики нечерноземных губерний считали такой принцип для себя разорительным. Они давно уже жили в основном не за счет доходов от своих бедных земель, а за счет оброка, который платили крестьяне из своих сторонних заработков. Поэтому в нечерноземных губерниях земля была обложена выкупными платежами выше ее доходности. Выкупные платежи, которые правительство в течение многих лет выкачивало из деревни, забирали все накопления в крестьянском хозяйстве мешали ему перестроиться и приспособиться к рыночной экономике, удерживали русскую деревню в состоянии нищеты.

Опасаясь, что крестьяне не захотят платить большие деньги за плохие наделы и разбегутся, правительство ввело ряд жестких ограничений. Пока производились выкупные платежи, крестьянин не мог отказаться от надела и уехать навсегда из своей деревни без согласия сельского схода. А сход неохотно давал такое согласие, потому что ежегодные платежи спускались на все общество, невзирая на отсутствующих, больных и немощных. За них приходилось платить всему обществу. Это называлось круговой порукой .


Крестьянские волнения. Конечно, крестьяне ожидали не такую реформу. Наслышавшись о близкой «воле », они с удивлением и негодованием воспринимали весть, что надо продолжать отбывать барщину и платить оброк. У них закрадывались подозрения, подлинный ли манифест был им прочитан, не запрятали ли помещики, сговорившись с попами, «настоящую волю ». Донесения о крестьянских бунтах приходили почти из всех губерний Европейской России. На подавление высылались войска. Особым драматизмом отличались события в селениях Бездна Спасского уезда Казанской губернии и Кандеевка Керенского уезда Пензенской губернии.

В Бездне жил крестьянин-сектант Антон Петров, тихий и скромный человек. Он вычитывал из «Положений » 19 февраля «тайный смысл » и растолковывал его крестьянам. У него получалось, что почти вся земля должна отойти именно к ним, а помещикам — «овраги да дороги, и песок да камыш ». Со всех сторон шли в Бездну бывшие крепостные, чтобы послушать «про настоящую волю ». Из села были изгнаны официальные власти, и крестьяне установили свой порядок.

В Бездну были направлены две роты солдат. По безоружным крестьянам, плотным кольцом окружившим избу Антона Петрова, было дано шесть залпов. 91 человек был убит. Через неделю, 19 апреля 1861 г., Петрова принародно расстреляли.

В этом же месяце разыгрались события в Кандеевке, где солдаты тоже стреляли в безоружную толпу. Здесь погибло 19 крестьян. Эти и другие подобные события произвели тяжелое впечатление на общество, тем более, что критиковать в печати крестьянскую реформу было запрещено. Но к июню 1861 г. крестьянское движение пошло на спад.

Значение крестьянской реформы

Историческое значение освобождения крестьян. Реформа получилась не такой, о какой мечтали Кавелин, Герцен и Чернышевский. Построенная на тяжелых компромиссах, она учитывала интересы помещиков гораздо более, чем крестьян. Не то, чтобы на «пятьсот лет », а всего лишь примерно на двадцать хватало ее положительного заряда. Затем должна была встать необходимость новых реформ в том же направлении.

И все же крестьянская реформа 1861 г. имела огромное историческое значение. Она открыла перед Россией новые перспективы, создав возможность для широкого развития рыночных отношений. Страна уверенно вступила на путь капиталистического развития. Началась новая эпоха в ее истории.

Велико было нравственное значение крестьянской реформы , покончившей с крепостным рабством. Его отмена проложила дорогу другим важнейшим преобразованиям. Теперь, когда все россияне стали свободными, по-новому встал вопрос о конституции. Ее введение стало ближайшей целью на пути к правовому государству — такому государству, которым управляют граждане в соответствии с законом и каждый гражданин находит в нем надежную защиту.

Надо помнить исторические заслуги тех, кто разрабатывал реформу, кто боролся за ее проведение — Н. А. Милютина, К. Ф. Самарина, Я. И. Ростовцева, великого князя Константина Николаевича, К. Д. Кавелина, а ранее — , А. Н. Радищева. Нельзя забывать и заслуг выдающихся представителей нашей литературы — А. С. Пушкина, И. С. Тургенева, Н. А. Некрасова и др. И, наконец, неоспоримо велики заслуги императора в деле освобождения крестьян .


Маковский Константин Егорович "Крестьянский обед в поле.", 1871г.

Документ: Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости 19 февраля 1861 г.

Основные положения крестьянской реформы 1861 года:

1. Крепостное право на крестьян, водворенных в помещичьих имениях, и на дворовых людей отменяется навсегда, в порядке, указанном в настоящем Положении и в других, вместе с оным изданных, Положениях и Правилах.

2. На основании сего Положения и общих законов крестьянам и дворовым людям, вышедшим из крепостной зависимости, предоставляются права состояния свободных сельских обывателей, как личные, так и по имуществу...

3. Помещики, сохраняя право собственности на все принадлежащие им земли, предоставляют, за установленные повинности, в постоянное пользование крестьян усадебную их оседлость и, сверх того, для обеспечения их быта и для выполнения их обязанностей пред правительством и помещиком то количество полевой земли и других угодий, которое определяется на основаниях, указанных в местных» положениях.

4. Крестьяне за отведенный, на основании предыдущей статьи, надел обязаны отбывать в пользу помещиков определенные в местных положениях повинности работою или деньгами.

5. Возникающие из сего обстоятельства поземельные отношения между помещиками и крестьянами определяются правилами, изложенными как в сем Общем, так и в особых местных положениях.
Примечание. Сии местные положения суть: 1) Для тридцати четырех губерний Великороссийских, Новороссийских и Белорусских; 2) для губерний Малороссийских: Черниговской, Полтавской и части Харьковской; 3) для губерний Киевской, Подольской и Волынской; 4) для] губерний Виленской, Гродненской, Ковенской, Минской и части Витебской...

6. Наделение крестьян землею и другими угодьями, а равно следующие за сие повинности в пользу помещика определяются преимущественно по добровольному между помещиками и крестьянами соглашению, с соблюдением лишь следующих условий:
а) чтобы надел, предоставленный крестьянам в постоянное пользование, для обеспечения их быта и исправного отправления ими государственных повинностей, не был менее того размера, который определяется с этою целию в местных положениях;
б) чтобы те повинности крестьян в пользу помещика, которые отправляются работою, определялись не иначе, как временными договорами, на сроки не долее трех лет (причем не воспрещается, однако же, возобновлять такие договоры в случае желания обеих сторон, но также временно, не долее как на трехлетний срок);
в) чтобы вообще заключаемые между помещиками и крестьянами сделки не были противны общим гражданским законам и не ограничивали прав личных, имущественных и по состоянию, предоставляемых крестьянам в настоящем Положении.
Во всех тех случаях, когда добровольные соглашения между помещиками и крестьянами не состоятся, надел крестьян землею и отправление ими повинностей производятся на точном основании местных положений.

7. На сих основаниях составляются «уставные грамоты», в которых должны быть определены постоянные поземельные отношения между каждым помещиком и водворенными на его земле крестьянами. Составление таковых уставных грамот предоставляется самим помещикам. Как на составление оных, так и на рассмотрение и введение их в действие назначается два года со дня утверждения сего Положения... .

8. Помещики, наделив крестьян в постоянное пользование за установленные повинности землею на основании местных положений, не обязаны впредь ни в каком случае наделять их каким бы то ни было сверх того количеством земли...

9. Вышедшие из крепостной зависимости крестьяне составляют по делам хозяйственным сельские общества, а для ближайшего управления и суда соединяются в волости. В каждом сельском обществе и в каждой волости заведывание общественными делами предоставляется миру и его избранным на основаниях, в сем Положении изложенных...

10. Каждое сельское общество, как при общинном, так и при участковом или подворном (наследственном) пользовании землею отвечает круговою порукою за каждого из своих членов в исправном отбывании казенных, земских и мирских повинностей...

КРЕСТЬЯНСКАЯ РЕФОРМА 1861 года, система законодательных актов, в результате которых в Российской империи отменено крепостное право и введено крестьянское самоуправление. Крестьянская реформа - ключевое звено так называемых Великих реформ 1860-70-х годов. Социально-экономические и общественно-политические предпосылки реформы, а также осознание необходимости её проведения складывались постепенно (в историографии принято считать, что непосредственным поводом к проведению крестьянской реформы стало поражение России в Крымской войне 1853-56). Идея отмены крепостного права разрабатывалась в Секретных комитетах (первый учреждён в 1826), два из которых (в 1846 и 1848) возглавлял наследник престола великий князь Александр Николаевич (будущий император Александр II).

Подготовка реформы. Впервые о необходимости аграрных преобразований император Александр II открыто заявил в своей речи перед представителями дворянства Московской губернии 30.3(11.4).1856. По его словам, «лучше начать уничтожать крепостное право сверху, нежели ожидать времени, когда оно начнёт само уничтожаться снизу». В 1857 Александр II возглавил последний Секретный комитет по крестьянскому делу [образован 3(15) января; преобразован императорским указом от 21.2(5.3).1858 в Главный комитет по крестьянскому делу, в отсутствие императора возглавлялся А. Ф. Орловым, с 25.9(7.10).1860 - великим князем Константином Николаевичем]. При подготовке и проведении крестьянской реформы император Александр II опирался на группу «либеральных бюрократов», которым покровительствовали великий князь Константин Николаевич и великая княгиня Елена Павловна, предоставившая императору в октябре 1856 проект освобождения крестьян в её имении Карловка в Полтавской губернии, специально разработанный Н. А. Милютиным.

В октябре 1857 года императором был получен всеподданнейший адрес от дворянства 3 северо-западных губерний (Виленской, Гродненской и Ковенской) с просьбой отменить крепостное право при условии сохранения всей земельной собственности за помещиками. В ответ был направлен Высочайший рескрипт от 20.11(2.12).1857 на имя виленского, ковенского и гродненского генерал-губернатора В. И. Назимова (активного сторонника крестьянской реформы), в котором излагалась первая правительственная программа реформы - личное освобождение крестьян, их право пользоваться землёй за повинности. Рескрипт носил локальный характер, однако его содержание сразу же было официально предано гласности: текст разослан всем губернаторам и губернским предводителям дворянства для ознакомления и опубликован в газете «Le Nord» (Брюссель), специально созданной по инициативе МВД, и в «Журнале Министерства внутренних дел». Аналогичный рескрипт направлен санкт-петербургскому генерал-губернатору П. Н. Игнатьеву . После этого правительством инициированы адреса от дворянства остальных европейских губерний России, в ответ на них даны рескрипты губернаторам (по образцу рескриптов Назимову и Игнатьеву). К обсуждению вопросов правительственной политики впервые были привлечены широкие круги дворянства: открыты 46 губернских комитетов по крестьянскому делу (1858-59) и две Общие комиссии для северо-западной и юго-западной губерний, которые должны были разработать свои проекты реформы. В губернских комитетах сложились два противостоявших лагеря помещиков: консервативное большинство (И. В. Гагарин, Д. Н. Шидловский, П. П. Шувалов и др.; отстаивало право помещиков на землю и вотчинную власть) и либеральное меньшинство (А. И. Кошелёв, А. М. Унковский, В. А. Черкасский, А. Г. Шретер и др.; выступало за упразднение вотчинной власти и выкуп крестьянами надельной земли в собственность).

Разработка реформы . Императором Александром II 18(30).10.1858 были даны «руководящие основы» для разработки реформы - защита интересов помещиков при безусловном «улучшении быта крестьян» и сохранении незыблемости власти. Это помогло либеральному меньшинству в губернских комитетах одержать верх. Главным комитетом 4(16).12.1858 была принята новая правительственная программа отмены крепостного права, которая предусматривала выкуп надельной земли крестьянами в собственность, ликвидацию вотчинной власти помещиков и создание органов крестьянского общественного самоуправления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов 4(16).3.1859 было создано новое вневедомственное учреждение - Редакционные комиссии из представителей бюрократии и общественных деятелей (председатель - Я. И. Ростовцев, с 1860 - В. Н. Панин), большинство которых являлись сторонниками либеральных проектов реформы. Их общепризнанным лидером был Н. А. Милютин, именно его проект освобождения крестьян с землёй за выкуп выдвинут в качестве единого предложения представителями либеральной бюрократии. Он послужил основой официальной модели для общероссийского законодательства. В обсуждении проекта реформы в Редакционных комиссиях участвовали представители губернских комитетов (по 2 от каждого комитета). Они подвергли критике разработанный Редакционными комиссиями проект, но его основные начала остались без изменений. К сентябрю 1859 года подготовлен окончательный проект Редакционных комиссий. Он был принят Главным комитетом по крестьянскому делу и 28.1(9.2).1861 передан в Государственный совет, где он утверждён под нажимом императора Александра II и великого князя Константина Николаевича.

Проведение реформы. Император Александр II 19.2(3.3).1861, в день 6-й годовщины своего пребывания на престоле, подписал Манифест об отмене крепостного права [«О всемилостивейшем даровании крепостным людям прав состояния свободных сельских обывателей»; обнародован 5(17).3.1861], «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» и 17 дополнительных документов. Согласно им, помещичьи крестьяне (около половины всего российского крестьянства) получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли собственность на всю принадлежавшую им землю, но были обязаны предоставить крестьянам усадьбу за выкуп (смотри Выкупная операция), а также полевой надел в постоянное пользование (отказаться от него крестьяне не имели права в течение 9 лет). За пользование землёй крестьяне отбывали барщину или платили оброк. Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах, для составления которых отводился двухлетний срок. Составление уставных грамот поручалось помещикам, их проверка - мировым посредникам. Крестьяне имели право выкупить полевой надел по требованию помещика или по соглашению с ним. Крестьяне, выкупившие свои земли, назывались крестьянами-собственниками, не перешедшие на выкуп, - временнообязанными крестьянами. Крестьяне могли перейти на дарственный надел (1/4 от положенного, но без выкупа), в этом случае они назывались крестьянами-дарственниками. Многие крестьяне так и поступали, так как стоимость земли по выкупу фактически превышала её действительную цену. Крестьянская община сохранялась. Надельная земля передавалась крестьянам на правах общинного пользования, а после выкупа - общинной собственности.

В 4 «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. «Местное положение о поземельном устройстве крестьян... в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских» распространялось на 29 великорусских губерний, 3 новороссийские (Екатеринославскую, Таврическую, Херсонскую), 2 белорусские (Могилёвскую, часть Витебской) губернии и на часть Харьковской губернии. Размеры душевого надела определялись в зависимости от полос (нечернозёмной, чернозёмной, степной). В нечернозёмной полосе высший размер душевого надела составлял от 3 до 7 десятин (от 3,3 до 7,6 га), низший - 1/3 высшего. В чернозёмной полосе: высший - от 23/4 до 6 десятин (от 2,5 до 6,5 га), низший - менее 1 десятины (1,1 га). В степной полосе: в великорусских губерниях - от 6 до 12 десятин (от 6,5 до 13,1 га), в украинских - от 3 до 6,5 десятин (от 3,3 до 7,1 га). Если надел был больше высшего, излишек мог быть отрезан, если же меньше низшей нормы, то помещик обязан был прирезать недостающее количество земли. Оброк устанавливался от 3 до 12 рублей в год за душевой надел. Барщина за высший душевой надел составляла 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Местное положение о поземельном устройстве крестьян... в губерниях: Великороссийских, Новороссийских и Белорусских», но с учётом специфики каждого района. Так, «Местное положение» для Черниговской, Полтавской и части Харьковской губерний, в которых отсутствовало общинное землевладение, предусматривало наделение крестьян землёй на основе наследственно-семейного принципа. Каждая губерния подразделялась на несколько местностей, для которых устанавливалась высшая норма душевого надела: от 23/4 до 41/2 десятин (от 2,5 до 4,9 га). Низшая норма составляла 1/2 высшей. Повинности на Левобережной Украине были меньше, чем в великорусских губерниях (оброк - от 1 рубля 40 копеек до 2 рублей 80 копеек за 1 десятину; барщина - от 12 до 21 мужского рабочего дня за 1 десятину). «Местное положение» для 3 губерний Правобережной Украины (Киевской, Волынской, Подольской) закрепляло за крестьянами всю землю, которой они пользовались по Инвентарным правилам 1847-48. Повинности здесь были несколько ниже, чем на Левобережной Украине. По «Местному положению» для Виленской, Гродненской, Ровенской, Минской и части Витебской губерний за крестьянами закреплялась вся земля, которой они пользовались до крестьянской реформы. Повинности определялись в несколько уменьшенном размере по сравнению с теми, которые были зафиксированы в инвентариях имений. Под влиянием Польского восстания 1863-64 произошли изменения в условиях крестьянской реформы в западных губерниях и на Правобережной Украине. Здесь вводился обязательный выкуп, выкупные платежи уменьшались на 20%, был пересмотрен размер крестьянского надела (крестьяне, утратившие часть своего землевладения в 1857-61, получили свои наделы обратно полностью, обезземеленные раньше - частично). Наделы крестьян по сравнению с количеством земли, зафиксированным в уставных грамотах, значительно увеличились.

Реализация крестьянской реформы началась с составления уставных грамот. Этот процесс в основном завершился к середине 1863 года. Всего было составлено около 113 тысяч грамот (в целом от крепостной зависимости освобождено 22,5 млн. помещичьих крестьян обоего пола).

«Положение об устройстве дворовых людей» от 19.2(3.3).1861 предусматривало освобождение без земли, но в течение 2 лет дворовые люди оставались в полной зависимости от владельцев. Особенности крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись 8 дополнительными правилами от 19.2(3.3).1861 («Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов» и др.).

Крестьянская реформа коснулась также удельных крестьян, которые по указу от 26.6(8.7).1863 переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Общего положения...». Законом от 24.11(6.12).1866 началась реформа государственных крестьян (составляли 45% российского крестьянства, были лично свободны). За ними сохранялись земли, находившиеся в их пользовании. По закону от 12(24).6.1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп.

Крепостное право было отменено также на национальных окраинах Российской империи: на Кавказе, в Закавказье, в Бессарабии. Условия реформ в этих местах были более тяжёлыми (вся земля оставалась за помещиками, выкуп не только полевого надела, но и усадьбы зависел от их воли).

Крестьянская реформа 1861 года положила начало серии реформ - судебной реформе 1864, земской реформе 1864, военным реформам 1860-70-х годах, получившим название «Великие реформы». Они означали перестройку государственной системы в целом, способствовали развитию капитализма и процессов модернизации в России, создание предпосылок для перехода от сословного к гражданскому обществу. Воспринимались большинством современников как поворотный пункт российский истории, а император Александр II вошёл в историю как «царь-освободитель». Вместе с тем крестьянская реформа 1861 года была подвергнута критике революционными демократами за недостаточный, по их мнению, размер земельных наделов, полученных крестьянами.

Источн.: Крестьянская реформа в России 1861 г. Сб. законодательных актов. М., 1954; Российское законодательство Х-ХХ вв. М., 1989.Т. 7: Документы крестьянской реформы.

Лит.: Материалы для истории упразднения крепостного состояния помещичьих крестьян в России в царствование императора Александра II. Берлин, 1860-1862. Т. 1-3; Иванюков И. Падение крепостного права в России. 2-е изд. СПб., 1903; Корнилов А. А. Крестьянская реформа. СПб., 1905; Джаншиев Г. А. Эпоха великих реформ. 10-е изд. СПб., 1907; Великая реформа. М., 1911. Т. 1-6; Зайончковский П. А. Проведение в жизнь крестьянской реформы 1861. М., 1958; он же. Отмена крепостного права в России. 3-е изд. М., 1968; Дружинин Н. М. Русская деревня на переломе. 1861-1880 годы М., 1978; Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856-1861. М., 1984; Горланов Л. Р. Удельные крестьяне России, 1797-1865. Смоленск, 1986; Литвак Б. Г. Переворот 1861 г. в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. М., 1991; Великие реформы в России. 1856-1874. М., 1992; Долбилов М. Д. Александр II и отмена крепостного права // Вопросы истории. 1998. № 10; Отмена крепостного права в России. Указатель литературы (1856-1989 годы). Томск, 1993.

Александр II

Вопреки существующему ошибочному мнению, что подавляющее большинство населения дореформенной России состояло в крепостной зависимости, в действительности процентное отношение крепостных ко всему населению империи держалось почти неизменным на 45 % со второй ревизии до восьмой (то есть с до ), а к 10-й ревизии () эта доля упала до 37 %. Согласно переписи населения -1859 годов , в крепостной зависимости находилось 23,1 миллиона человек (обоего пола) из 62,5 миллионов человек, населявших Российскую империю. Из 65 губерний и областей, существовавших в Российской империи на 1858 год, в трёх вышеназванных остзейских губерниях, в Земле Черноморского войска, в Приморской области , Семипалатинской области и области Сибирских киргизов, в Дербентской губернии (с Прикаспийским краем) и Эриванской губернии крепостных не было вовсе; ещё в 4 административных единицах (Архангельской и Шемахинской губерниях, Забайкальской и Якутской областях) крепостных крестьян также не было, за исключением нескольких десятков дворовых людей (слуг). В оставшихся 52 губерниях и областях доля крепостных в численности населения составляла от 1,17 % (Бессарабская область) до 69,07 % (Смоленская губерния).

Причины

В 1861 году в России была проведена реформа, отменившая крепостное право и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной данной реформы были: кризис крепостнической системы, крестьянские волнения, особенно усилившиеся во время Крымской войны. Кроме того, крепостное право тормозило развитие государства и становление нового класса - буржуазии, который ограничивался в правах и не мог участвовать в управлении государством. Многие помещики считали, что освобождение крестьян даст положительный результат в развитии сельского хозяйства. Не менее значительную роль в отмене крепостного права играл моральный аспект - в середине XIX века в России существует «рабство».

Подготовка реформы

Программа правительства была изложена в рескрипте императора Александра II 20 ноября (2 декабря) виленскому генерал-губернатору В. И. Назимову . Она предусматривала: уничтожение личной зависимости крестьян при сохранении всей земли в собственности помещиков ; предоставление крестьянам определённого количества земли, за которую они обязаны будут платить оброк или отбывать барщину , и со временем - права выкупа крестьянских усадеб (жилой дом и хозяйственные постройки). В для подготовки крестьянских реформ были образованы губернские комитеты, внутри которых началась борьба за меры и формы уступок между либеральными и реакционными помещиками. Боязнь всероссийского крестьянского бунта заставила правительство пойти на изменение правительственной программы крестьянской реформы, проекты которой неоднократно менялись в связи с подъёмом или спадом крестьянского движения. В декабре была принята новая программа крестьянской реформы: предоставление крестьянам возможности выкупа земельного надела и создание органов крестьянского общественного управления. Для рассмотрения проектов губернских комитетов и разработки крестьянской реформы были созданы в марте Редакционные комиссии. Проект, составленный Редакционными комиссиями в конце , отличался от предложенного губернскими комитетами увеличением земельных наделов и уменьшением повинностей. Это вызвало недовольство поместного дворянства, и в в проекте были несколько уменьшены наделы и увеличены повинности. Это направление в изменении проекта сохранилось и при рассмотрении его в Главном комитете по крестьянскому делу в конце , и при его обсуждении в Государственном совете в начале .

19 февраля (3 марта н. ст.) в Петербурге Александр II подписал Манифест об отмене крепостного права и Положение о крестьянах, выходящих из крепостной зависимости, состоявшие из 17 законодательных актов.

Основные положения крестьянской реформы

Основной акт - «Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости» - содержал главные условия крестьянской реформы:

  • крестьяне получали личную свободу и право свободно распоряжаться своим имуществом;
  • помещики сохраняли собственность на все принадлежавшие им земли, однако обязаны были предоставить в пользование крестьянам «усадеб оседлость» и полевой надел.
  • За пользование надельной землёй крестьяне должны были отбывать барщину или платить оброк и не имели права отказа от неё в течение 9 лет.
  • Размеры полевого надела и повинностей должны были фиксироваться в уставных грамотах 1861, которые составлялись помещиками на каждое имение и проверялись мировыми посредниками.
  • Крестьянам предоставлялось право выкупа усадьбы и по соглашению с помещиком - полевого надела, до осуществления этого они именовались временнообязанными крестьянами.
  • также определялась структура, права и обязанности органов крестьянского общественного управления (сельского и волостного) суда.

В четырёх «Местных положениях» определялись размеры земельных наделов и повинностей за пользование ими в 44 губерниях Европейской России. От земли, находившейся в пользовании крестьян до 19 февраля 1861, могли быть произведены отрезки, если душевые наделы крестьян превышали высший размер, установленный для данной местности, или если у помещиков при сохранении существующего крестьянского надела оставалось менее 1/3 всей земли имения.

Наделы могли уменьшаться по специальным соглашениям крестьян с помещиками, а также при получении дарственного надела. При наличии в пользовании крестьян наделов меньшего размера помещик обязан был или прирезать недостающую землю, или снизить повинности. За высший душевой надел устанавливался оброк от 8 до 12 руб. в год или барщина - 40 мужских и 30 женских рабочих дней в год. Если надел был менее высшего, то повинности уменьшались, но не пропорционально. Остальные «Местные положения» в основном повторяли «Великороссийское», но с учётом специфики своих районов. Особенности Крестьянской реформы для отдельных категорий крестьян и специфических районов определялись «Дополнительными правилами» - «Об устройстве крестьян, водворённых в имениях мелкопоместных владельцев, и о пособии сим владельцам», «О приписанных к частным горным заводам людях ведомства Министерства финансов», «О крестьянах и работниках, отбывающих работы при Пермских частных горных заводах и соляных промыслах», «О крестьянах, отбывающих работы на помещичьих фабриках», «О крестьянах и дворовых людях в Земле Войска Донского», «О крестьянах и дворовых людях в Ставропольской губернии», «О крестьянах и дворовых людях в Сибири», «О людях, вышедших из крепостной зависимости в Бессарабской области».

«Положение об устройстве дворовых людей» предусматривало освобождение их без земли, однако в течение 2 лет они оставались в полной зависимости от помещика.

«Положение о выкупе» определяло порядок выкупа крестьянами земли у помещиков, организацию выкупной операции, права и обязанности крестьян-собственников. Выкуп же полевого надела зависел от соглашения с помещиком, который мог обязать крестьян выкупать землю по своему требованию. Цена земли определялась оброком, капитализированным из 6 % годовых. В случае выкупа по добровольному соглашению крестьяне должны были внести помещику дополнительный платёж. Основную сумму помещик получал у государства, которому крестьяне должны были погашать её в течение 49 лет ежегодно выкупными платежами.

«Манифест» и «Положения» были обнародованы с 7 марта по 2 апреля (в Петербурге и Москве - 5 марта). Опасаясь недовольства крестьян условиями реформы, правительство приняло ряд мер предосторожности (передислокация войск, командирование на места лиц императорской свиты, обращение Синода и т. д.). Крестьянство, недовольное кабальными условиями реформы, ответило на неё массовыми волнениями. Наиболее крупными из них были Бездненское выступление 1861 и Кандеевское выступление 1861.

Проведение Крестьянской реформы началось с составления уставных грамот, которое в основном было закончено к середине г. На 1 января 1863 г. крестьяне отказались подписать около 60 % грамот. Цена земли по выкупу значительно превышала её рыночную стоимость в то время, в отдельных районах в 2-3 раза. В результате этого в ряде районов крайне добивались получения дарственных наделов и в некоторых губерниях (Саратовская , Самарская , Екатеринославская , Воронежская и др.) появилось значительное число крестьян-дарственников.

Под влиянием Польского восстания 1863 произошли изменения в условиях Крестьянской реформы в Литве , Белоруссии и на Правобережной Украине : законом 1863 вводился обязательный выкуп; уменьшились на 20 % выкупные платежи; крестьяне, обезземеленные с 1857 по 1861, получали полностью свои наделы, обезземеленные ранее - частично.

Переход крестьян на выкуп растянулся на несколько десятилетий. К оставалось во временнообязанных отношениях 15 %. Но в ряде губерний их было ещё много (Курская 160 тыс., 44 %; Нижегородская 119 тыс., 35 %; Тульская 114 тыс., 31 %; Костромская 87 тыс., 31 %). Быстрее шёл переход на выкуп в чернозёмных губерниях, там же преобладали и добровольные сделки над обязательным выкупом. Помещики, имевшие большие долги, чаще, чем другие, стремились ускорить выкуп и заключить добровольные сделки.

Отмена крепостного права коснулась и удельных крестьян , которые «Положением 26 июня 1863» переводились в разряд крестьян-собственников путём обязательного выкупа на условиях «Положений 19 февраля». Отрезки у них в целом были значительно меньше, чем у помещичьих крестьян.

Законом 24 ноября 1866 началась реформа государственных крестьян . За ними сохранялись все земли, находящиеся в их пользовании. По закону от 12 июня 1886 государственные крестьяне были переведены на выкуп.

Крестьянская реформа 1861 повлекла за собой отмену крепостного права и на национальных окраинах Российской империи.

13 октября 1864 был издан указ об отмене крепостного права в Тифлисской губернии , через год он был распространён с некоторыми изменениями на Кутаисскую губернию , а в 1866 - на Мегрелию . В Абхазии крепостное право было уничтожено в 1870, в Сванетии - в 1871. Условия реформы здесь сохраняли в большей степени крепостнические пережитки, чем по «Положениям 19 февраля». В Армении и Азербайджане крестьянская реформа была произведена в 1870-83 и носила не менее кабальный характер, чем в Грузии . В Бессарабии основную массу крестьянского населения составляли юридически свободные безземельные крестьяне - царане , которые по «Положению 14 июля 1868» наделялись землёй в постоянное пользование за повинности. Выкуп этой земли осуществлялся с некоторыми отступлениями на основе «Положения о выкупе» 19 февраля 1861.

Литература

  • Захарова Л. Г. Самодержавие и отмена крепостного права в России, 1856-1861. М., 1984.

Ссылки

  • Всемилостивейший Манифест от 19 февраля 1861 г., Об отмене крепостного права (Христианское чтение. СПб, 1861. Ч.1). На сайте Наследие Святой Руси
  • Аграрные реформы и развитие сельской экономики России - статья д.э.н. Адукова

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Крестьянская реформа 1861 года" в других словарях:

    Буржуазная реформа, отменившая Крепостное право в России и положившая начало капиталистической формации в стране. Основной причиной К. р. явился кризис феодально крепостнической системы. «Сила экономического развития, втягивавшего Россию… … Большая советская энциклопедия

    Борис Кустодиев. «Освобождение крестьян (… Википедия

    В русской классической литературе выведены почти исключительно ПОМЕЩИЧЬИ КРЕСТЬЯНЕ, о которых и шла речь выше. Но были и другие категории крестьян, иногда вскользь упоминаемые у классиков. Для полноты картины следует с ними познакомиться … Энциклопедия русского быта XIX века

    1861, главная из реформ 1860 70 х гг., отменившая крепостное право в России. Проводилась на основе «Положений» 19 февраля 1861 (опубликованы 5 марта). Крестьяне получали личную свободу и право распоряжаться своим имуществом. Помещики сохраняли… … Энциклопедический словарь

Молитва - это разговор человека с Господом, ниточка, которая связывает верующего с Богом. В чем-то моление сродни посещению кабинета психотерапевта, ведь человек делится в нем самым наболевшим, потаенным, глубоко личным. Недаром же после посещения храма и произнесения молитвы перед образами люди ощущают прилив душевных сил, умиротворение, уверенность в будущем.

Вариантов молитв в православии немало, но каждая из них произносится по определенному поводу. Многие из них, как говорится «на слуху». К примеру, редко какой человек не слышал о молитве «за здравие». Но что именно этот молебен из себя представляет, понятно не каждому.

О молитве

Индивидуальное моление Господу, произносимое во время церковного служения, это сугубая ектения. Она является одной из традиционных, составляющих литургию молитв. В части служения, в которой читаются индивидуальные прошения, может быть произнесена далеко не одна и даже не две таких молитвы. Соответственно, данные прошения влияют на продолжительность церковного служения.

Сугубая ектения на литургии произносится не только во здравие. Это моление может затрагивать практически любые жизненные аспекты, имеющие важность для верующего. Заказать же чтение можно перед служением в любом православном приходе - храме, монастыре, часовне, соборе.

Чем отличается ектения от других молений? Мнение священников

Основное отличие очевидно даже далекому от православной культуры человеку. Оно заключено в названии, достаточно только с вниманием его прочесть - «сугубая ектения», то есть личная, индивидуальная и специальная, особая, тематическая. В такой молитве верующий обращается к Господу сугубо, то есть по определенному, конкретному поводу, в связи с возникшей нуждой.

По мнениям священников, важным отличием от иных молений является и еще один нюанс. Прошения на сугубой ектении зачитываются служителями церкви в порядке, соответствующим нуждам верующих. То есть, чем страшнее проблема у человека, чем в большем отчаянии он пребывает, тем раньше будет прочитано его прошение. Также время, уделяемое чтению, зависит от сложности проблемы, с которой человек обращается к Господу.

По каким поводам читается такая молитва?

Конечно же, совершенно не требуется попадать в тяжелую жизненную ситуацию или же ждать, когда случится нечто ужасное для того, чтобы прийти в церковь и заказать такое моление.

Как правило, читается сугубая ектения в соответствии с такими тематиками:

  • здоровье;
  • вразумление;
  • сохранение семьи;
  • наставление детей;
  • дарование ребенка;
  • помощь в жизни;
  • защита;
  • искупление;
  • избавление.

Моление может быть заказано и в связи с иными нуждами. Каждая такая мольба - просьба человека, обращенная к Богу, о том, что для верующего важно. Разумеется, никаких ограничений в поводе для прошения не существует.

Церковнослужителей в наши дни заботит то, какое отношение вызывает у некоторых прихожан сугубая ектения о здравии. Что это такое своеобразное финансовое подношение, искренне считают многие новоиспеченные верующие. Подав записку и заплатив требуемую сумму, люди полагают, что их собственное участие в молении на этом заканчивается. Не все даже могут вспомнить, с чем именно обращались в подаваемом прошении.

Церковнослужители сетуют на неверное понимание новообращенными прихожанами самой сути сугубой мольбы. Как и любая иная молитва, она не может быть результативной без непосредственного участия верующего. Особые прошения на сугубой ектении окажутся совершенно бесполезны для людей, не пытающихся самосовершенствоваться духовно, прилагать усилия для решения жизненных проблем.

Современные люди, согласно мнениям многих священнослужителей, теряют духовность или же и вовсе не знакомы с этим понятием. Приходя в храм, как будто в супермаркет, и покупая место в литургии, а иногда и дополнительные прошения на сугубой ектении, не стоит ожидать того, что жизненные обстоятельства изменятся. Моление, пусть и заказанное, не будет результативным, если в душе человека отсутствует вера. В молитве человек уповает на Господа, а не приобретает у него чудо.

Можно ли молиться без подачи записки? Самостоятельно?

Вопросы о том, может ли читаться или даже петься самостоятельно, вне храма, сугубая ектения, ноты для которой приобретены в церковной лавке, часто задаются священникам. Как правило, этот вопрос волнует людей воцерковленных, разбирающихся в деталях и тонкостях богослужений.

Подобное чтение или пение ектении не возбраняется. Особенно в тех ситуациях, когда прийти в храм человек не в состоянии. Например, если речь о инвалиде, не способном передвигаться, или же об онкологическом больном, не встающем с постели. Однако в подобных, весьма сложных обстоятельствах, близким того, кто нуждается в молении, следует побеседовать со священником. Церковнослужители при необходимости никогда не отказываются посетить верующих и помолиться вместе с ними.

Как долго должна читаться ектения?

Эффективность моления зависит от той силы, с которой верующий человек на нее уповает. Сказать, как долго требуется читать данную молитву нельзя. В одном случае бывает достаточно единственного прочтения, а в другом требуются месяцы.

Как правило, заказывается ектения на двенадцать литургий. Многие верующие утверждают, что прошения на сугубой ектении Петру и Февронии бывают услышаны намного раньше, чем двенадцатая служба. Однако длительность чтения индивидуальна. В том случае, если при подаче записки с прошением возникли какие-либо вопросы, следует задать их церковнослужителю.

В некоторых ситуациях, если проблема в жизни верующего весьма тяжела, священники советуют длительное чтение. Иногда требуется тридцать литургий, сорок, или даже больше. Например, если просящий Господа печется об избавлении близкого человека от пагубного пристрастия - алкоголизма, картежных игр, наркомании, то, конечно же, потребуется значительное количество прочтений.

Очень важным моментом является понимание того, что эффективность мольбы зависит не от количества ее повторений, а от той силы, с которой верующий уповает на ектению. Повторения же лишь укрепляют веру молящего, усиливают этого человека духовно, придают твердость его намерениям.

Нужно ли предпринимать какие-то действия?

После того как была заказана сугубая ектения, многие люди ощущают растерянность и задаются вопросом о том, что же им теперь делать. Может быть, что-то необходимо предпринять или же нужно обязательно присутствовать при чтении, дать какой-либо обет? Эти тревожные вопросы посещают людей, наполненных беспокойством.

Беспокойство же, как правило, возникает не по причине сомнений в силе Господа, а от отсутствия информации о том, как следует поступать, заказав молебен.

Самому Господу не требуются какие-либо действия от человека. Богу нужна лишь безграничная, безусловная и абсолютная вера. А вот самому человеку действительно необходимы повседневные действия, укрепляющие его дух и придающие силу вере.

Чем заняться после заказа ектении?

Верующему человеку важно ощущать свое участие в молитве, выражать рвение, присоединиться к прочтению духовно. Если ничего не делать, то душу начинает поглощать тревога, а вслед за ней приходят и сомнения.

Церковнослужители часто советуют прихожанам заняться следующим:

  • очистить и освятить собственный дом;
  • поразмышлять о повседневных деяниях, эмоциях и соответствии их заповедям;
  • помянуть усопших, поставив свечу пред образом;
  • покаяться;
  • посещать храм.

Это достаточно простые поступки, которые способны наполнить сердце человека уверенностью, умиротворением и покоем.

Где лучше заказать прочтение молитвы?

Но если человек не ходит в церковь, не молится и в принципе не считает себя глубоко верующим, то выбор места становится важен. В этом случае храм должен быть «намоленным». Духовная энергия самого помещения, в котором верующие столетиями просили о чем-либо Господа и возносили хвалу ему, придаст силы молитве.

Самым лучшим же вариантом выбора места является своего рода «озарение». Как говорят в народе - ноги принесли. Это означает, что человек неосознанно, бродя в раздумьях по улицам, вдруг замечает, что подошел к входу в храм. Такие случайности нельзя игнорировать. Назвать подобную ситуацию можно по-разному - знаком свыше, случайностью, стечением обстоятельств или же как-то иначе. Но как бы человек ни назвал тот факт, что он оказался перед входом в церковь, проходить мимо этого храма не следует. Именно в нем и нужно заказать ектению.

Разумеется, далеко не всегда храм «сам находит» нуждающегося в его посещении человека. Обычно все же самому верующему приходится определяться с церковью, при желании заказать молебен или необходимости в этом действии.

Хотя место и не имеет особого значения, не стоит забывать, что большая часть храмов в нашей стране полностью потеряла свою особую ауру. Церкви осквернялись десятилетиями. А нужда в заказе ектении, как правило, возникает в весьма сложных жизненных обстоятельствах. Многие ли доверят лечение своей болезни недужному доктору в лишенной оборудования больнице? Вероятно, что никто. Этот пример справедлив и в отношении церковного помещения. Особое сугубое моление стоит заказать в храме, имеющем духовную энергетику, а не в восстанавливающемся после осквернения.

    Сугубая ектения - (ектения – распространение, греч.) – ряд прошений, получивших такое название вследствие двукратного обращения к милосердию Бога, произносимое в начале ее. С. ектения начинается со слов: Рцем вси или Помилуй нас, Боже. Происхождение С.… … Полный православный богословский энциклопедический словарь

    Получила свое название как от двукратного, усугубленного обращения в начале ектении к милосердию Божию о помиловании, так и от троекратного пения молитвы Господи, помилуй. В греческих богослужебных книгах название ектения принадлежит одной… …

    Диакон, читая ектению, держит в вытянутой правой руке орарь и после каждого прошения осеняет себя … Википедия

    ЕКТЕНИЯ - один из видов молитвословий во время церковного богослужения. Состоит из ряда прошений (призывов к молитве различного содержания), возглашаемых диаконом или иным священнослужителем, и ответных аккламаций народа на каждое прошение; наиболее часто… … Православная энциклопедия

    - (греч.: «прилежное моление»), молитвенные прошения, произносимые протяжно, медленно, возглашаемые диаконом или священником от лица всех молящихся. Наиболее употребительных ектений пять: 1. Великая, или мирная, ектения, которая начинается словами … Русская история

    - (букв. по гречески распространение) название рядамолитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковныхбогослужений; возглашается диаконом (или священником, если службацерковная совершается без диакона) и заключается возгласом… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    Нии; мн. род. ний, дат. ниям; ЕКТЕНЬЯ, ньи; мн. род. ний, дат. ньям; ж. [от греч. ekteneia протяженность] Церк. Одна из частей православного богослужения, когда верующие обращают к Богу свои прошения, мольбы. Великая е. Заупокойная е. Дьякон… … Энциклопедический словарь

    Ектения - (гр. – усердие) – молитва, содержащая прошение к Богу о чем то вечном и земном. Главные прошения: наставить на молитву, на добрые дела, на мирную и безгрешную жизнь, на успешность деяний, на прощение грехов, на помощь в сложной ситуации. Ектения… … Основы духовной культуры (энциклопедический словарь педагога)

    Ектения - (греч. «распространение») напряженное, прилежное моление всех присутствующих на богослужении в храме; встречается в богослужебных текстах, начиная со II в. Различают четыре вида ектений: великая, малая, сугубая и просительная. Ектения делится… … Православие. Словарь-справочник

    - (буквально по гречески распространение) название ряда молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных богослужений; возглашается диаконом (или священником, если служба церковная совершается без диакона) и заключается… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Книги

  • Божественная Литургия Преждеосвященных , . Книга из серии «Служебник в отдельных изданиях» (карманный формат). . . Сборник содержит последование Божественной Литургии Преждеосвященных и то, что может понадобиться в день её служения:…
  • Панихида по Православным воинам, на поле брани убиенным (CD) , . 65 лет победы в Великой Отечественной войне. Памяти павших воинов посвящается. Мужской хор "Капелла" под управлением Николая Афонского. Архивные записи 1963 года, Нью-Йорк. СОДЕРЖАНИЕ 01.…
Loading...Loading...