Вопрос батюшке как относиться к завистливым людям. Почему зависть – главный смертельный грех

Как червь, зарождающийся в дереве, прежде всего поедает самое дерево, так и зависть прежде всего сокрушает душу, породившую ее. А тому, кому завидует, делает не то, чего желала бы, а совсем противное... Ибо злоба завидующих доставляет только большую славу тем, которые подвергаются зависти (за добродетель), потому что страдающие от зависти преклоняют Бога себе.на помощь и пользуются содействием свыше, а завидующий благодати Божией легко впадает в руки всех (38, 516).

Тем, которые не освободились от этой болезни, невозможно совсем избежать гееннского огня, уготованного диаволу. А освобождаться от болезни мы станем тогда, когда помыслим, как возлюбил нас Христос и как повелел нам любить друг друга (43, 561),

Будем избегать этой пагубной страсти и всеми силами исторгать ее из своей души. Это – гибельнейшая из всех страстей и вредит самому спасению нашему; это изобретение самого диавола (38, 517).

Когда зависть овладеет душою, то не прежде оставляет ее, как доведет уже до последней степени безрассудства (38, 650).

Хотя бы подавал милостыню, хотя бы вел трезвенную жизнь, хотя бы постился, но ты преступнее всех, если завидуешь брату твоему (42, 240).

Завистливый живет в непрестанной смерти, всех считает своими врагами, даже тех, которые ничем его не обидели. Он скорбит о том, что воздается честь Богу; радуется тому, чему радуется диавол (42, 384).

Зависть – страшное зло и полна лицемерия. Она наполнила вселенную бесчисленными бедствиями... От нее страсть к славе и стяжанию; от нее властолюбие и гордость (42, 435).

Какое ни увидишь зло, знай, что оно от зависти. Она вторглась и в церкви. Она издавна была причиной множества зол. Она породила сребролюбие. Эта болезнь извратила все и растлила правду (42, 435).

Плачь и стенай, рыдай и моли Бога; научись относиться к зависти, как к тяжкому греху, и каяться в нем. Если так поступишь, то вскоре исцелишься от этого недуга (41, 432).

Ныне зависть не считается и пороком, почему и не заботятся об избавлении от нее. Святитель Иоанн Златоуст (41, 432).

Корень зависти – гордость

Корень и начало зависти есть гордость. Гордый, поскольку хочет вознестись выше прочих, не может терпеть, чтобы кто-нибудь был ему равен, а особенно выше его, был в благополучии, потому и негодует о возвышении его. Смиренный завидовать не может, ибо видит и признает свое недостоинство, прочих же считает более достойными, поэтому и о дарованиях их негодования не имеет. Страсть эта есть в тех, которые мнят о себе, что они есть нечто в мире, и так высоко о себе мечтая, прочих считают за ничто. Так негодует гордый Саул на кроткого и смиренного Давида, что ликующие жены приписали ему более похвалы, как сам Саул и говорит: «Давиду дали десятки тысяч, а мне тысячи» (). Поэтому и начал гнать неповинного (104, 773).

Цель зависти в том, чтобы того, кому завидует, видеть в неблагополучии. Она рождается, когда начинается благополучие другого; перестает, когда прекращается его благополучие и начинается злополучие. Так, завистью низринуты наши праотцы из высокого блаженства в бедственное состояние. Зависть научила Каина восстать на брата своего Авеля и убить его. Дело зависти, что Иосиф продан в Египет. Зависти должно приписать, что иудеи вознесли на Крест Христа, Господа и Благодетеля своего. Так от гордости начинается зависть, от зависти ненависть, от ненависти злоба; злоба приводит к самому неблагополучному концу. Поэтому святой Златоуст говорит: «Корень убийства – зависть». Святитель Тихон Задонский (104, 768).

Зависть гибельнее и труднее для излечения, чем все пороки, ибо она еще более воспламеняется теми лекарствами, от которых страсти прекращаются. Например, кто скорбит о причиняемом ему вреде, тот исцеляется щедрым вознаграждением; кто негодует о нанесенной обиде, тот умиротворяется смиренным извинением. А что сделаешь тому, кто еще более оскорбляется тем, что видит тебя более смиренным и более приветливым, которого воспламеняет гневом не корыстолюбие... но раздражает чужое счастье. Кто же для удовлетворения завистливого захочет лишиться благ, потерять счастье, подвергнуться какому-либо бедствию? Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Пиаммон 53, 513).

Зависть – причина всякого зла, всему же доброму враг. По зависти Каин убил Авеля. Исав преследовал Иакова, Саул гнал Давида, и бесчисленное множество зол по зависти творится в мире. Зависть и ненависть затворяют Небо, ослепляют разум, помрачают душу, отягчают совесть, опечаливают Бога, веселят бесов. Тот, «кто ненавидит брата своего, тот находится во тьме, и во тьме ходит, и не знает, куда идет» (), – говорил апостол. Зависть не может предпочитать полезное: «где зависть и сварливость, – говорит апостол, – там неустройство» (). Итак, будь благодарен за свое положение, дарованное тебе от Бога; держись того, что дал тебе Бог, и не завидуй тем, кто больше тебя благополучием и честью; к чему ты призван, в чем устроен, в том и пребывай, о большем же завистливо не ревнуй. Облеченных честью от Бога и от людей и ты почитай и, отвечая им, будь любезен и смирен. Не отнимай завистью у того, кому что-либо даровал, и не восхищай с гордостью себе, ибо никто не может ничего достать себе сам, если не даст ему Бог, ибо всякая власть и честь от Бога... Святитель Димитрий Ростовский (103, 1059–1060).

Жители Назарета дивились слову Господа, а все же не веровали: помешала зависть, как открыл Сам Господь. И всякая страсть противна истине и добру, зависть же больше всех, ибо сущность ее составляет ложь и злоба. Эта страсть самая несправедливая и самая ядовитая и для носящего ее, и для того, на кого она обращена. В малых размерах она бывает у всякого, если равный, а тем более худший берет верх. Эгоизм раздражается, и зависть начинает точить сердце. Это еще не так бывает мучительно, когда и самому открыта дорога; но когда она заграждается тем, к кому уже зачалась зависть, тогда стремлениям ее нет удержу, тут мир невозможен. Зависть требует свержения с горы своего противника, и не успокоится, пока как-нибудь не достигнет этого или не погубит самого завидующего. Доброжелатели, у которых симпатии преобладают над эгоистическими чувствами, не страдают от зависти. Это и указывает путь к Погашению зависти всякому, мучимому ею. Надо спешить возбудить доброжелательство, особенно к тому, которому завидуешь, и обнаружить это делом – тотчас зависть и стихнет. Несколько повторений в том же роде – и, с Божией помощью, она совсем уляжется. Но так оставить ее – измучит, иссушит и вгонит в гроб, если не одолеешь себя и не прекратишь делать зло тому, кому завидуешь. Епископ Феофан Затворник (115, 452).

Зависть – вражда против Бога

Зависть равносильна убийству: это причина первого человекоубийства, а потом и богоубийства. Святитель Григорий Палама (70, 269).

Зависть, как яд, излитый василиском-диаволом, убивает самую жизнь веры, прежде нежели почувствуется рана. Ибо не против человека, а явно против Бога возносится хулитель, который, ничего другого в брате не похищая, кроме заслуги, порицает не вину человека, а только суды Божии. Зависть есть тот «горький корень» (), который, поднимаясь в высоту, устремляется к поношению Самого Источника благ – Бога. Преподобный Иоанн Кассиан Римлянин (авва Пиаммон 53, 513).

О, зависть – корабль осмоленный, адский, гибельный! Твой владелец – диавол, кормчий – змий. Каин – главный гребец. Диавол дал тебе в залог бедствия; змий, будучи кормчим, привел Адама к смертному кораблекрушению; Каин – старший гребец, потому что из-за тебя, зависть, он первый совершил убийство. У тебя от начала мачтою служит райское древо преслушания, снастями – ветви грехов, матросами – завистники, корабельщиками – демоны, веслами – хитрости, рулем – лицемерие. О, корабль – носитель бесчисленных зол! ... Там живет вражда, ссора, обман, сварливость, ругань, злословие, хула и все, что только мы ни назовем и чего ни опустим злого, – все это носит адский корабль зависти. Потоп не в силах был поглотить этот корабль, но Иисус потопил его силою Духа, источником Крещения. В этом корабле были и якоря, но они переплавлены в гвозди для Христа; в этом корабле была и мачта, но диавол вырубил из нее Крест; в этом корабле были и снасти, но ими удавился Иуда. В этом корабле иудеи наткнулись на скалу, потерпели крушение в вере и потому доныне плавают в глубине неведения. Впрочем, те из них, которые в силах ухватиться за Христово судно, спасаются; остальные погибают горькою неведения. Святитель Иоанн Златоуст (44, 855).

«Старший же сын его был на поле» (). До сих пор в притче шло рассуждение о младшем сыне, под которым должно подразумевать мытарей и грешников, призываемых Господом к покаянию; в таинственном же смысле здесь пророчествуется о будущем призвании язычников. Теперь речь переходит к сыну старшему. Многие относят ее к лицу вообще всякого святого, другие собственно к иудеям. В отношении к святым истолкование не трудно, если принять во внимание слова: «никогда не преступал приказания твоего» (15, 29), но не согласно со свойствами святого, что он завидует обращению брата. А что же касается иудеев, то хотя зависть о спасении брата совершенно в их духе, но не приложимо к ним то, что сказано о всегдашнем соблюдении отчей заповеди.

«Старший же сын его был на поле», потея от труда в земных заботах, удаленный от благодати Святого Духа и Отчего Совета. Это тот, который говорит: «я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня» (). Это тот, который купил пять пар волов, и под тяжестью закона наслаждается чувственными удовольствиями. Это тот, который, взяв жену, не может прийти на брак, и, став плотью, никак не может соединиться с Духом. Старшему сыну в другой притче соответствуют работники, посылаемые в виноградник в первый, третий, шестой, девятый часы, то есть в разное время, и негодующие на то, что с ними уравнены в плате работники одиннадцатого часа.

«И возвращаясь, когда приблизился к дому, услышал пение и ликование; и, призвав одного из слуг, спросил: что это такое?» (). И ныне Израиль спрашивает, почему радуется при принятии язычников, но, отягченный завистью, не может узнать Отеческой воли.

«Он сказал ему: брат твой пришел, и отец твой заколол откормленного теленка, потому что принял его здоровым» (). Причиной радости служит провозглашаемое во славу Божию на этой земле спасение язычников, спасение грешников: радуются Ангелы, готова к радости и вся тварь; об одном только Израиле говорится: «он сердился и не хотел войти» (). Гневается, что в его отсутствие был принят брат; гневается, что жив тот, кого он считал погибшим. И теперь стоит за дверями Израиль, и теперь, когда ученики слушают Евангелие в церкви, мать его и братья стоят за дверями, ища его ().

«Отец же его, выйдя, звал его» (). Как благой и милостивый, отец просит сына принять участие в домашней радости; просит Отец через апостолов, просит через проповедников Евангелия. Павел говорит об этом: «от имени Христова просим: примиритесь с Богом» (). И в другом месте: «вам первым надлежало быть проповедану слову Божию, но как вы отвергаете его и сами себя делаете недостойными вечной жизни, то вот, мы обращаемся к язычникам» ().

«Но он сказал в ответ отцу: вот, я столько лет служу тебе» (). Отец милостливо просит о согласии, а он, следуя правде законной, не покоряется правде Божией. Но какая же правда более той правды Божией, которая прощает кающихся, принимает возвратившегося сына? «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего», – как будто не было преступлением заповеди то самое, что он завидовал опасению другого, что хвалится правдою перед Богом, когда никто перед Ним не чист. Ибо кто может самодовольно признать себя обладателем чистого сердца, хотя бы и один день прожил на земле? Давид исповедует: «я в беззаконии зачат, и во грехе родила меня мать моя» (). И в другом месте: «если Ты, Господи, будешь замечать беззакония, – Господи! кто устоит?» (). А упоминаемый в притче старший сын говорит, что никогда не преступал заповеди, тогда как столько раз предаваем был пленению за идолослужение! «Вот, я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего». Относительно этого говорит апостол Павел: «Что же скажем? Язычники, не искавшие праведности, получили праведность, праведность от веры. А Израиль, искавший закона праведности, не достиг до закона праведности. Почему? потому что искали не в вере, а в делах закона» (). Таким образом, и о старшем сыне можно сказать, что он, по выражению апостола, без преткновения в области правды, которая от закона: хотя мне кажется, что иудей больше тщеславится, чем говорит истину, подобно тому фарисею, который говорил: «Боже! благодарю Тебя, что я не таков, как прочие люди, грабители, обидчики, прелюбодеи, или – как этот мытарь» ().

Спрашиваю тебя: не видишь ли ты, что то же самое, что фарисей сказал о мытаре, старший брат говорил о младшем: «этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами» ()? На слова сына: «Никогда не преступал приказания твоего», отец ничего не отвечает; не утверждает, истинно ли сказанное сыном, но укрощает гнев его другим способом: «Сын мой! ты всегда со мною» (). Он не сказал: ты говоришь правду, ты делал все, что Я повелевал, но говорит: «Ты всегда со Мною» – со Мною посредством закона, которому ты подчинен; со Мною, когда познаешь Меня в пленениях; со Мною не потому, что соблюдаешь Мои заповеди, но потому, что Я не позволил тебе отойти в далекую сторону. Со Мною, наконец, потому, что Я сказал Давиду: «Если сыновья его оставят закон Мой и не будут ходить по заповедям Моим; если нарушат уставы Мои и повелений Моих не сохранят: посещу жезлом беззаконие их, и ударами – неправду их; милости же Моей не отниму от него» (). По этому свидетельству оказывается ложным то, чем хвалится старший сын, поскольку в судьбах Божиих он не ходил и заповедей Его не исполнял. Каким же образом, не соблюдая заповеди, он, по словам притчи, всегда был с отцом? Потому, что после грехов он был посещаем жезлом, а посещенному не отказывалось в милосердии. Не должно также удивляться, что осмелился стать перед отцом тот, который мог завидовать брату; в день Суда некоторые солгут еще бесстыднее, сказав: «не от Твоего ли имени мы пророчествовали... и не Твоим ли именем многие чудеса творили» ().

«Но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться...» Сколько, говорит Израиль, пролито крови, столько тысяч людей убито, и никто из них не стал искупителем ради нашего спасения. Сам Иосия, угодивший пред лицем Твоим (), и в недавнее время маккавеи, сражавшиеся за Твое наследие, нечестиво были умерщвлены мечами врагов, и ничья кровь не возвратила нам свободы... Ни пророк, ни священник, ни какой-либо праведник не приносился в жертву за нас. А за блудного сына, то есть за язычников, за грешников, пролита Кровь, более славная, чем все сотворенное. И тогда как заслужившим Ты не дал и малого, не заслужившим дал гораздо больше. «Никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими» (). Напрасно говоришь так, Израиль, скажи лучше: чтобы я повеселился с Тобою. Разве для тебя может быть какое-нибудь иное удовольствие, если Отец не празднует с тобою на пиру? Научись, по крайней мере, из настоящего примера. Когда возвратился младший сын, радуются и отец, и слуги. «Станем есть, – говорит отец, – и веселиться!» (), а не ешьте и веселитесь. Но ты, по той склонности душевной, по которой завидуешь брату, по которой удаляешься от лицезрения Отца и всегда пребываешь на поле, ты и теперь хочешь пировать без Него. «Никогда не дал мне и козленка...» Никогда Отец не даст в дар худшего: заколот теленок, войди, ешь с братом. Зачем просишь козленка ты, для которого готов Агнец? И чтобы ты не притворялся, будто не знаешь, что Агнец готов, Иоанн указал тебе его в пустыне: «вот Агнец Божий, Который берет на Себя мира» (). И Отец, как милостивый и принимающий раскаяние, просит тебя есть тельца, не закалывая козла, который стоит по левую сторону. Но в конце века ты сам заколешь для себя козла, антихриста, и с друзьями своими, нечистыми духами, напитаешься его плотью, во исполнение пророчества: «Ты сокрушил голову левиафана, отдал его в пищу людям пустыни» ().

«Когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка» (). Сознает и теперь Израиль, что был заклан телец: знают, что пришел Христос, но мучаются завистью и не хотят спасения без погибели брата.

«Он же сказал ему: сын мой! ты всегда со мною, и все мое твое» (). Называется сыном, хотя тот и не хочет войти. Но каким образом все Божие принадлежит иудеям? Неужели и Ангелы, Престолы, Господства и прочие Силы? Очевидно, что под всем должно разуметь закон, пророков, божественные речи. Все это дал иудеям, чтобы они поучались в законе Его день и ночь...

«А о том надобно было радоваться и веселиться, что брат твой сей был мертв и ожил, пропадал и нашелся» (). Итак, будем надеяться, что и мы, сделавшись мертвыми через прегрешения, можем ожить в покаянии. В настоящей притче возвращается сам сын, подобно тому, как в прежних притчах приносится назад заблудшая овца и обретается потерянная драхма. Все три притчи заключаются одинаково: «пропадал и нашелся», чтобы посредством различных уподоблений мы уразумели одну и ту же мысль о принятии грешников. Блаженный Иероним (116, 193–196).

Идет суд Осириса. На него попала душа древнего египтянина. На весах, которые держит бог Анубис, взвешивают сердце умершего. Смотрят, тяжело ли сердце? Полно ли оно гнева, печали, жадности и зависти. Если сердце окажется тяжелее перышка, которое лежит на другой чаше весов, то быть ему съеденным богом Аматом с головой крокодила. На просветление (читай: Царство Небесное, вечное абсолютное счастье, Мокша в разных религиях) ему можно не надеяться…

Мы описали вам изображение из египетской «Книги мертвых». Еще четыре тысячи лет назад зависть считалась одним из состояний, которые были губительны для души и закрывали ей путь в иной светлый мир.

Зависть… Она разрушает человека изнутри, хотя связана с ситуациями, происходящими вне его. Она способна поселиться в душе человека независимо от темперамента, возраста, опыта, статуса. Неважно, кто вы: миллионер или безработный, звезда шоу-бизнеса или домохозяйка, студент или известный спортсмен. В ваше сердце может прокрасться это губительное и греховное чувство.

В этой статье мы постараемся раскрыть то, как это разрушительное состояние воспринимали тысячи лет назад и воспринимают сейчас, как его трактовали в разных религиях и каковы результаты современных исследований этого чувства.

Что такое грех?

Если обратиться к религии, то и в христианстве, и в исламе грехами считаются те эмоции и действия, которые предполагают получение удовольствия и личную выгоду. Но есть и другая сторона: греховные чувства и деяния направлены на самоуничтожение или уничтожение себе подобного. Высшим творением Бога – несомненно, является человек. Считается греховным все то, что направлено на причинение вреда Человеку (им самыми или другими таким же Человеком). Грехи отдаляют от Бога, лишают человека благодати, меняют состояние его сердца и изменяют его деятельность.

Рассмотрим оказываемый вред на примере некоторых грехов, которые признаны смертельными. На заметку! Эпитет «смертельный» в этой ситуации иносказателен, он указывает не на смерть физическую, а на смерть души. Ведь именно она умирает, когда, совершая грехи, человек отпадает от Бога.

Одним из грехов является гнев. Еще в древности люди знали, что гнев – это яд. Он так отравляет человека, что тот начинает быть похожим на бесноватого: негодует, клянет и терзает сам себя, забывает о спокойствии души. Такое состояние деструктивно и действует очень отрицательно.

Позже с развитием психологических наук, гнев был изучен более детально и также был доказан его деструктивный характер. Эта сильная эмоция может вылиться в преступление, ведь человек зачастую направляет ее на окружающих людей и предметы. Не контролируя себя, он может даже убить человека. А если отрицательной эмоцией не управлять и не учиться ее подавлять, то она может привести к нервному истощению.

Возьмите любой грех: чревоугодие, блуд, уныние (лень), корыстолюбие и др., все они направлены на самоуничтожение.

Что такое зависть?

В Википедии мы читаем, что «зависть –это социально-психологический конструкт, который охватывает различные формы социального поведения и чувств, возникающих по отношению к тем, кто обладает чем-либо, чем хочет обладать завидующий, но не обладает.

Психологи определяют зависть, как негативное состояние психики, которое приводит к разрушительным для человека чувствам и действиям. Личность кажется незащищенной от успехов других: они воспринимаются как несправедливость, снижают самооценку.

Зависть в христианстве и библейских сказаниях

  • Зависть – это дьявольское душевное состояние.
  • Это печаль о том, что у ближнего все хорошо.
  • Источник зависти – гордость: ведь гордый человек не может терпеть и принять, что у другого есть то, чего нет у него.
  • Зависть – это противоположность любви.
  • «Обретый зависть обреете с нею диавола» (Св. Исаак Сирин).

Такие определения зависти давали святые отцы в разные века. Все их объединяет одно: полная убежденность в том, что это чувство имеет разрушительное начало для самого человека, в чьем сердце засел «червь» и грызет его день и ночь, делая его глубоко несчастным.

В чем суть зависти, по мнению церковных служителей? Они считают, каждому дано ровно столько, сколько предопределено замыслом Божьим. Зависть рождает желание обладать тем, что есть у другого, но нет у тебя. Оно вступает в противоречие с замыслом Божьим и ставит человека в некую «конфронтацию» с Господом, то есть на сторону Дьявола.

В Википедии выделены несколько этапов развития этого пагубного чувства:

  1. неуместное соперничество;
  2. рвение с досадой;
  3. порицание (злословие) в отношении того, к кому испытывается зависть.

Эти этапы указаны в работе «О зависти» преподобного Амвросия Оптинского. В ней приводится и притча, в которой сравнивались разные пагубные страсти. Ее главная мысль в том, что завистнику угодить нельзя:

«Однажды один греческий царь захотел узнать, кто же хуже сребролюбец и завистливый. Позвал он к себе обоих. Царь сказал им, что они попросили у него что-нибудь, только пусть знают, что он даст второму больше того, что попросит первый.

И начались «состязания» завистника и сребролюбца в том, кто попросит больше, и никто не знал, кому попросить первым. Тогда царь приказал завистнику просить первым. Тогда завистливый, движимый ненавистью к сребролюбцу, сказал: «Выколи мне глаз».

Царь был удивлено этой просьбой и захотел узнать причину такого желания. Завистник ответил: «Тогда ты прикажешь моему сопернику выколоть оба глаза». В этом суть зависти: человек, которым она овладела, так сильно желает зла другому, что готов нанести вред даже себе.

История Каина и Авеля

По Библии и Корану первым проявлением зависти было чувство, вспыхнувшее в сердце Каина. Оно лишило одного из кровных братьев божьего разума и толкнуло его на убийство. Суть истории в том, что Каин и Авель принесли дары Господу: первый – плоды земли, а второй – ягнят. Но Бог не призрел дары Каина, за что он восстал на Авеля и убил его. Существует до десятка толкований этой истории, но ясно одно, что чувство зависти привело к убийству, к уничтожению ближнего своего.

История Иосифа и его братьев

Сыновья Иакова завидовали своему брату Иосифу, потому что отец выделял его среди остальных и любил больше их всех. Зависть в их сердцах закипала еще больше, когда Он рассказывал о своих снах. Толкование сновидений Иосифа было однозначным: оно указывало, что в будущем он будет главенствовать над братьями.

Обуреваемые завистью, братья решили погубить брата: сначала бросили его в ров, чтобы он там встретил свою смерть, затем, дабы не брать на себя грех убийства, они продали его в рабство проходящим мимо купцам.

История о Давиде и зависти царя Саула

Давил служил царю Саулу и, как воин, отличался храбростью. Когда они возвращались после победы над филистимлянами, народ встречал их со словами: «Царь Саул победил тысячи, а Давид – десятки тысяч». Засел тогда в сердце Саула червь зависти и решил он избавиться от Давида, но не знал, он что Господь с ним. Он пытался его умертвить несколько раз, но не получилось у царя.

Пожалуй, самым известным примером губительной зависти является трагическая ситуация с Иисусом Христом. Фарисеи и книжники, движимые завистью и жаждой первенства, власти, сделали все, чтобы Христос был распят и погиб на кресте.

Зависть может прокрасться в душу любого: и монарха, и простолюдина, человека любого статуса и возраста. Психологи отмечают, что люди старше 50 лет меньше завидуют. Думается, это связано с тем, что с возрастом начинаешь больше ценить то, что есть, и не тратить душевные силы на сравнение себя с другими.

Зависть в буддизме

В священной книге буддизма – «Тибетской «Книге Мертвых» — зависть не включена в 5 главных грехов (они названы «безграничными»: возбуждение распрей религиозных общин, отце – и матереубийство, убийство святого и пролитие крови будды. Зависть имеет высшее и низшее проявление. В первом случае она олицетворяет упорство, стремление достичь цель и бесстрашие (есть сходства с характеристиками «белой зависти» в нашем понимании, не так ли?). Во втором, низшем проявлении, зависть схожа со смертельным ядом и стоит в том же ряду, что ненависть, похоть, гордыня и глупость. Но отличие от христианской и современной трактовки этого греха в том, что это чувство считается пагубным не из-за той боли, которую оно причиняет самому завидующему и окружающим. Разрушительная сила зависти в том, что она зависть не дает ушедшему из жизни возродиться, так как сковывает его сознание воспоминаниями о земной жизни.

О разрушительной силе зависти глазами психологов

Несомненно, в психологии зависть считается деструктивным чувством. Созданы целые программы и алгоритмы по ее преодолению. Ясно, как белый день, что с этим чувством необходимо бороться, так как оно отравляет человеку жизнь. Вернее, человек перестает жить в удовольствие, превращая каждый день в мучение.

Специалисты выделяют два вида зависти…

  • Неосознаваемая . Человек не осознает, что его испытывает негативные эмоции из-за того, что окружающие работают лучше, покупают и имеют больше. Будучи неосознанным, чувство маскируется под постоянное плохое настроение, раздражительность, депрессивные проявления, недовольство жизнью. Если не работать над устранением этих психологических проблем, то он чреваты неврозами, семейными и личными драмами – всем тем, что может безвозвратно испортить жизнь человеку.
  • Осознаваемая . Она может быть не менее мучительной. Человек, испытывающий зависть, понимает, что это чувство социально осуждаемо, что оно греховно (если он является верующим). Это сознание сопровождается мучительными переживаниями и стремлением избавиться от негативных эмоций (если, конечно, речь не идет о глубоко безнравственной личности).

Можно ли преодолеть негативное чувство?

Если у человека достаточно душевных сил, мотивации, возможностей и самое главное, если у него есть желание избавиться от греховного чувства, то он преодолеет ее конструктивным путем. Признав чужие успехи, он направит все силы на то, чтобы стать лучше, успешнее. В этой ситуации «счастье ближнего» станет для него толчком для достижения собственного счастья. Такой вид зависти называют еще «белой».

Совсем иная ситуация при «черной зависти». Она опасна для самого человека или для окружающих, по отношению к которым она возникла. Завидующий старается избавиться не от самой эмоции, а от источника, вызвавшего в нем такую «бурю». Душевные терзания приводят к агрессии, направленной на себя, на предметы, на других и желанию уничтожить источник зависти. Психологи выделяют несколько видов уничтожения:

  • Символическое (разрывание фотографии, обращение к колдунам, повторение мысли и искренняя вера в то, то удачи другого человека на этом закончатся и его постигнет несчастье).
  • Психологическое. Оно выражается в издевательствах, унижениях, принижениях, распространения слухов. Все эти действия направлены на то, чтобы испортить хорошие отношения человека, которому завидуют, и заставить его страдать.
  • Физическое (разорение, поджог, устранение с дороги и др.)
  • Фатально-биологическое (убийство).

Все эти способы разрушительны и относятся к преступлениям. Они наглядно доказывают, то что мы имеем дело с греховным чувством (хоть в данной ситуации оно рассматривается с научной точки зрения, а не через призму религии).

Психологи уверены, что завистники отравляют свою жизнь, они глубоко несчастны, они воспринимают события негативно, превращают радость и счастье других в собственную раздражительность, успехи других – в свою ущербность.

Зависть смертельная опасна. Вольфганг Грубер – австрийский психолог и специалист по психосоматике – уже много лет проводит исследования. Его интересует, как чувства и эмоции приводят к болезням. Им было названо 5 самых разрушающих чувств: зависть, ревность, жадность, жалость к себе и самобичевание. Он доказал, что зависть – это медленный яд и в 2,5 раза повышает риск инфаркта.

Зависть в истории

Некоторые историки и исследователи отмечают, что зависть может изменить и ход истории, как, например, это была в начале XX века. По их мнению, массы, движимые чувством зависти к тому, что выше и имеет уже установившиеся качества, устроили переворот – русскую революцию 2017 года. Они пытались добиться равенства во что бы то ни стало.

Все ли подвержены зависти в равной степени?

Считается, что не все одинаково подвержены к этому смертельному греху. Психологи отмечают, что дети вырастают завистливыми по вине родителей. Это случается, когда ребенку прививали деструктивные установки:

  • Не учили принимать себя такими, какой он есть.
  • Не давали чувствовать проявлений безусловной любви. Похвала только за достижение определенных целей – не то, что нужно детям.
  • Ругали за любое невыполнение правил. Применяли физические наказания и говорили в его адрес обидные слова.
  • Внушали установки, что жить – это тяжело, зарабатывать деньги – трудно, богатство – это плохо, ограничения и жертвенность – это нормально.
  • Не разрешали пользоваться собственными вещами по своему усмотрению.
  • Развивали чувство вины за радость, успех, счастье.

Результат такого отношения и воспитания – человек, не умеющий радоваться жизни, неуверенный в себе, с большим количеством комплексов и ограничений. Не умея реализовывать себя, он разрушает психику зарождающейся в ней завистью.

Важно донести ребенку то, что сравнивать и отождествлять себя с другими – неправильно. Ведь именно критерий «хуже-лучше» становится в главным в оценке действий и достижений. Нельзя не вспомнить слова церковных служителей: «Что сеем, то и жнем», «Где нет любви, там зависть».

И психологи, и служители церкви уверены, что необходимо искоренять в себе зависть, потому что она разъедает душу, как ржа разъедает железо. Именно ее разрушительный характер делает ее главным грехом, к тому же зависть не ходит одна: вместе с ней и властолюбие, «сребролюбие», преступления вплоть до убийства.

Слово Предстоятеля Русской Церкви после великого повечерия с чтением Великого канона преподобного Андрея Критского в Храме Христа Спасителя в понедельник первой седмицы Великого поста.

Грех, с которым человек борется во имя своего спасения, обнаруживается во всей своей сущности через порок, именуемый гордостью. Гордый человек лишь себя поставляет в центр жизни, оставляя всех остальных на периферии. Эта жизненная позиция гордого человека влечет за собой множество опасных последствий, одно из которых - порок зависти.

Размышляя о том, что есть зависть, святой Василий Великий сказал очень меткие слова: «Зависть есть скорбь по благополучию ближнего». Гордый человек не может мириться с тем, что кто-то умнее, красивее, богаче, успешнее. Ведь если для гордеца он сам в центре бытия, то кто же может мешать ему занимать это место? И появление любого, кто кажется более успешным и значительным, вызывает у человека, обуреваемого гордостью, глубочайшую внутреннюю боль.

Именно зависть обнаруживает всю абсурдность гордости. Размышляя о зависти, святой Тихон Задонский сказал замечательные слова: «Прочие пороки и страсти хотя бы имеют мнимое услаждение, а завистливый грешит и страдает». Действительно, если иные пороки сопровождаются хотя бы и мнимым, но все-таки услаждением, то зависть - это боль и всегда только боль, и никакого, даже мнимого, услаждения. Если не бороться с чувством зависти, то она может настолько поработить человека, что он становится агрессивным и опасным для других. Ведь неслучайно причиной первого убийства, которое совершил на заре человеческой истории Каин в отношении брата своего Авеля, была зависть. Завистливый человек становится агрессивным и опасным для других. И чем тщательнее он скрывает этот внутренний огонь зависти в сердце своем, тем опаснее он становится.

Как же бороться с этим испытанием? Как бороться с этим пороком? Тот же Тихон Задонский сказал: «Гордость есть мать зависти. Умертви мать, и погибнет дочь». Чтобы преодолеть чувство зависти, нужно бороться с гордостью. Но поскольку гордость в полной мере обнаруживает саму природу греха, то бороться с этим пороком очень трудно, и не может человек победить гордость, как только силой Божией. Поэтому молитва, участие в таинствах Церкви, постоянное размышление над своей жизнью, над движениями своей души, над своими помыслами, строгий суд над самим собой могут помочь человеку преодолеть гордость.

Но есть и еще два замечательных средства.

Первое - это осознание того факта, что Господь каждого человека наградил уникальными качествами и нет двух абсолютно похожих друг на друга людей. Каждый человек уникален и имеет свою ценность пред Богом. Каким бы слабым, больным, неудачливым ни казался человек, он имеет ценность в очах Божиих. И осознание этого факта помогает человеку воздержаться от зависти. Мир велик, и каждому в этом мире есть свое место. Понимание уникальности человека и премудрости Божественного замысла о человеке помогают нам преодолевать чувство зависти.

И еще одно очень важное средство - это добрые дела. Когда мы делаем доброе дело человеку, он перестает быть для нас дальним, он становится ближним. Мы не завидуем тем, кому мы делаем доброе дело. Если кто-то сомневается в этом, пусть постарается сделать доброе дело человеку, которому завидует, и зависть постепенно будет уходить, потому что этот человек станет для него близким.

Нужно помнить, что очень часто мы сами провоцируем чувство зависти в тех, кто нас окружает. Иногда раздосадовать завистника, пробудить чувство зависти доставляет наслаждение. Например, приобретая красивую новую одежду, некоторые думают в первую очередь о том, что эта одежда вызовет зависть у знакомых или даже родных и близких. Зависть - опасный и агрессивный порок. И если мы сами не хотим быть уязвленными завистью, то не нужно зависть и разжигать. Множество бед совершалось и совершается в этом мире из-за зависти.

Время Великого поста - это время борьбы с пороком: и с гордостью, и с завистью. Приходя в храм Божий, слушая дивные слова молитв и песнопений, обращаясь с горячей молитвой ко Господу о помощи в нашей духовной жизни, будем просить, чтобы Он помог нам искоренить из сердец наших и гордость, и зависть. И стряхнув с себя эти пороки, мы почувствуем необычайную легкость жизни, радость бытия. Пусть Господь помогает нам в дни святой и спасительной Четыредесятницы постепенно, но уверенно восходить от силы к силе в нашем движении навстречу Господу и Спасителю. Аминь.

Итак, как же бороться с этой напастью (я имею в виду, бороться со своими недостатками, а не других)? Если обобщить рекомендации Святых Отцов, можно выделить следующее (возможно, конечно, что я что-то и упустила):

1. Вспомнить, что зависть - один из тягчайших пороков. Все Святые Отцы пишут о том, что это - чуть ли не худшая страсть (ну, еще гордыня, возможно).

Прп. Иоанн Кассиан:

«А зависть, как яд, излитый василиском, убивает самую жизнь религии и веры, прежде нежели почувствуется рана в теле. Ибо не против человека, а явно против Бога возносится злохулитель, который ничего другого в брате не похищая, кроме доброй заслуги, порицает не вину человека, а только суды Божии.»

Свт. Иоанн Златоуст:

«Бес завидует людям, а отнюдь не другому бесу; а ты, человек, завидуешь человеку, восстаешь против единоплеменного и однородного тебе, чего не делает и бес! Какое же тебе будет прощение, какое оправдание!» . «Сначала помыслим, что входить в Церковь не позволено как блуднику, так и завистнику, и притом гораздо более последнему, нежели первому.»

2. Необходимо признаться себе в том, что страдаешь завистью, как бы это ни было трудно. Рассказать об этом на исповеди, конечно. Молиться об избавлении от порока.

Свт. Василий Великий:

«И тяжко в этой болезни то, что завистливый не может сказать об ней. Хотя потупляет он глаза, ходит унылый, смущенный, печальный и погибает от недуга; однако же, когда спросят о страдании, стыдится сделать гласным свое несчастие и сказать: "Я человек завистливый и злой; меня сокрушают совершенства друга; сетую о благодушии брата; не могу видеть чужих совершенств; напротив того, благоденствие ближнего считаю для себя несчастием".

Так надлежало бы сказать ему, если бы захотел говорить правду. Но поелику не решается высказать сего, то в глубине удерживает болезнь, которая гложет и снедает его внутренности.»

Свт. Иоанн Златоуст:

«Много зависти есть ведь и в церкви, и более в нас, нежели в управляемых нами, -почему и мы сами имеем нужду в увещании.» (мое прим. - о священстве).

Прп. Макарий Египетский:

«... горе той душе, которая не сознает язв своих, и по причине великой и безмерной порочности, не думает, что имеет какой-либо порок; ее не посещает и не врачует добрый Врач; потому что и не заботится она о язвах своих, почитая себя невредимой и здравой.» «Если не услаждается она теми язвами и струпами страстей, какие имеет на себе, не извиняет своих погрешностей, то Господь не вменит ей безобразия, но, пришедши, исцелит и уврачует ее и возвратит ей бесстрастие и нетленную красоту; только бы она, как сказано, произволением своим не входила в общение с тем, чего требуют страсти и не соизволяла на то, что производят они, но всеми силами взывала ко Господу, чтобы от благого Духа Его сподобиться освобождения от всех страстей.»

Прп. Иоанн Кассиан:

«Итак, чтобы василиск (дьявол) одним уязвлением только этого зла (зависти) не истребил всего того, что в нас есть живого, что как бы воодушевляется жизненным действием Св. Духа, постоянно будем испрашивать помощи Божией, для которой нет ничего невозможного.»

Свт. Тихон Задонский:

«Заразил нас змий древний лютым ядом своим: от Христа Сына Божия поищем исцеления. Он един может от того исцелить нас; и исцеляет верою к Нему воздыхающих и молящихся.» «Познанная беда убеждает человека искать способа и помощи избавиться от нее. Познавай и рассматривай, человече, лютую немощь души твоей, и будешь стараться о исцелении ее. Без познания немощи не бывает исцеления.»

Св. Ефрем Сирин:

«Смотри, не допускай в себя страсть зависти, чтобы диавол не поглотил тебя живого, но скорее исповедуйся и моли Бога, чтобы избавил тебя от таковой опасности.» «Есть дела, совершаемые и помыслом, ибо соизволение есть рука нашего ума. Зависть не рукой, но душой совершается. Посему умей приносить покаяние и в подобных грехах.»

3. Если завидуешь кому-то, необходимо заставлять себя радоваться вместе с этим человеком, и испытывать грусть, если ему грустно. То есть на современном языке - сочувствовать. Если сразу не получается искренне это сделать, то хотя бы внешне это проявлять, и очень внимательно следить за своими словами, чтобы они не содержали «двойное дно», не пресекали радость, не усугубляли грусть, не унижали человека и вообще не содержали бы в себе что-то дополнительное с нехорошим оттенком (даже если разговор об этом человеке состоялся с посторонними людьми). Молиться за этого человека обязательно - если у него радость, то благодарить Бога за оказанную ему милость, если несчастье - то просить Бога о помощи этому человеку.

Прп. Максим Исповедник:

«А свою зависть остановить можешь, если станешь сорадоваться радости того, кому завидуешь, и вместе с ним печалиться о том, о чем он печалится, исполняя заповедь Апостола: "радоватися с радующимися и плакати с плачущими""" (Рим. 12, 15).»

А вот что пишет о человеке независтливом Св. Ефрем Сирин, и, тем самым, дает нам пример для подражания:

«Независтливый не домогается чести, с радующимися радуется, не приписывает себе славных дел, успевающим помогает, с удовольствием смотрит на тех, которые идут добрым путем, хвалит тех, которые живут, как должно. (...) независтливый и не имеющий в себе соперничества ни в каком деле не издевается над ближним; напротив того, всякому успеху и всякому доблестному делу друга радуется независтливый.»

4. Помнить, что православный человек должен стремиться в первую очередь не к мирским благам, а к Царствию Небесному, и что не стоит завидовать личному счастью, способностям, работе, имуществу и т.п. других людей.

Свт. Василий Великий:

«можем (избежать зависти), если из человеческого не будем ничего почитать великим и чрезвычайным, ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья, потому что не в преходящих вещах поставляем для себя благо, но призваны мы к причастию благ вечных и истинных.»

«Но если непременно желаешь славы, хочешь быть виднее многих и не терпишь быть вторым (ибо и это бывает поводом к зависти), то честолюбие твое, подобно какому-то потоку, направь к приобретению добродетели. Ни под каким видом не желай разбогатеть всяким способом и заслуживать одобрение чем-либо мирским. Ибо это не в твоей воле. Но будь справедлив, целомудрен, благоразумен, мужествен, терпелив в страданиях за благочестие. Таким образом и себя спасешь, и при больших благах приобретешь большую знаменитость, потому что добродетель от нас зависит и может быть приобретаема трудолюбивым, а большое имение, телесная красота и высота сана не от нас зависят.»

5. Также помнить о том, что источниками любых страстей являются прежде всего гордость житейская (славолюбие), сребролюбие (корысть), сластолюбие (желание жить только в свое удовольствие). А источником этих трех первоначальных страстей является себялюбие (эгоизм). Собственно зависть, по свидетельству Святых Отцов, рождается из себялюбия и его главных порождений - тщеславия и гордыни, но может возникать и из сребролюбия, и из сластолюбия.

Также вследствие зависти человек может совершать многие другие грехи, такие как, например, лицемерие, ложь, ненависть, клевета, гнев, памятозлобие, злорадство и даже убийство. Поэтому, рано или поздно, человек, обнаруживший в себе зависть (а вообще и любой другой христианин) должен начать бороться и с другими своими пагубными привычками и страстями, - конечно, не со всеми сразу, а сначала с тем, что больше всего борет и мешает жить окружающим.

Итак, вот советы для тех, кто хочет сам в себе искоренить такое явление, как зависть. А также - совет для тех, кто встретил завистника: прервать все контакты. Лучше уволиться с работы, чем позволять такому коллеге плести вокруг себя интриги и вытягивать душевные силы. Лучше прервать сомнительную дружбу с таким человеком.

Однако мое исследование будет неполным, если не рассмотреть такую ситуацию, когда прервать контакты невозможно по каким-либо причинам. Например, венчаный брак, при этом один из супругов - деструктивный человек. И верующий человек понимает, что канонических оснований для развода нет.

Кстати, во многих случаях деструктивных брачных отношений все-таки возможен церковный развод, т.к. он дозволяется в случаях измены супруга (супруги), посягательства на жизнь и здоровье супруга (супруги) или детей, тяжелое психиатрическое заболевание, сводничество, и т.д. А это, как мы знаем из Вашей книги и блога, часто сопутствует деструктивным отношениям.

Но что же делать человеку, который состоит в таком браке, но законных оснований к разводу нет? Или завистниками являются, например, близкие родственники, перестать общаться с которыми в силу каких-то причин просто невозможно?

Честно говоря, конкретных советов у Святых Отцов я не нашла, что делать, если близкий человек - завистник. Вообще, наверное, невозможно исправить человека, если он сам искренне не признается себе в своем пороке и не захочет избавиться от него.

Вот единственное, что я нашла - скрывать от завистника то, что вызовет в нем зависть:

При. Максим Исповедник:

«Печаль завидующего трудно остановить. Ибо он почитает для себя несчастьем то, чему завидует в тебе. И не иначе можно успокоить его, разве скрывая то от него. Если же то для многих полезно, а ему печаль причиняет, то которую пренебречь сторону? Надобно стать на стороне полезного для многих; но по возможности, не пренебречь и о нем...»

Правда, для того, чтобы воспользоваться этим советом, сначала нужно узнать, чему человек завидует, а потом уже скрывать, чтобы завистник это в тебе не обнаружил. Однако в случае с нарциссами, насколько я поняла, это вообще довольно трудно сделать, т.к. нарцисс часто даже себе не может признаться в том, что он кому-то завидует и потому его гнобит.

Тогда я решила поискать, что говорят Святые Отцы о скорбях, т.к. жизнь и общение с таким человеком, конечно, приносит массу скорбей. В блоге очень часто звучит мысль: за что мне это? Почему я заслужил (заслужила) такие издевательства над собой? Но православный христианин должен помнить, что любые скорби, в т.ч. и брак с таким человеком, даются нам не потому, что мы это заслужили.

Насколько я поняла, скорби даются человеку:

Если человек не видит своих грехов - чтобы показать ему настоящее устроение его души, т.к. Бог всегда делает все, чтобы направить нас на путь спасения; ведь без понимания своих изъянов человек не сможет с ними и бороться.

Чтобы научить преодолевать какую-то страсть, раскаяться в грехах.

Чтобы предотвратить совершение человеком более тяжких грехов; могу привести в пример описанный в православной литературе случай, правда, не связанный с темой блога: по молитвам жены об избавлении от пагубной зависимости муж-алкоголик заболел так, что у него отнялись ноги. Очевидно, что после этого он пить перестал - просто не смог ходить за выпивкой, а жена отказывалась ее приносить. Но, тем не менее, от пагубной страсти он избавился благодаря болезни.

Для получения человеком венцов (награды на небесах). Скорби возникают, хотя человек может быть праведником и ничего плохого не сделал для того, чтобы «заслужить» это (можно вспомнить пример святого праведного Иова).

Как кара за совершенные злодеяния, когда человек уже в принципе не способен раскаяться, исправиться. Проявляется в виде смерти или безумия и бывает для вразумления окружающих людей. Но если человек раскаивается в своих деяниях, пытается работать над собой - то это вряд ли его случай.

Однако мы зачастую не знаем, по какой именно причине постигают нас скорби. В любом случае, правильно переносить скорби - это означает благодарить Бога за все, что с нами происходит, особенно в моменты несчастья, славить Бога, если что-то плохое с нами случается (оскорбляют, клевещут, и т.д.), терпеть скорби ради Бога (напоминать себе все время - «во имя Господа терплю»). Даже если в сердце благодарность за скорби не чувствуется, необходимо все-таки хотя бы словами благодарить и славить Бога, сосредотачиваясь на каждом слове молитвы. Один батюшка говорил, что очень хорошо заказывать благодарственные молебны ко Господу в случае несчастий и скорбей (а не только в случае радости).

И по свидетельству Святых Отцов, если человек правильно преодолевает скорби, во имя Господа терпит все несчастья, уповая на Его милость и благодаря, то он получает за это духовную награду. Если же нет - то скорби и несчастья могут человека сломать, и ничем хорошим это не закончится.

Прп. Ефрем Сирин:

«Скорби и искушения полезны человеку: делают душу благоискусною и твердою, если она мужественно, охотно, с доверенностью к Богу и с упованием переносит все случающееся, с несомненною верою ожидая избавления от Господа и милости Его».

Свт. Иоанн Златоуст:

«Если у тебя есть грехи, они легко истребятся и попалятся скорбию. Если же у тебя есть добродетель, от скорби она сделается светлее и блистательнее».

Свт. Иоанн Златоуст:

«Если поймешь, что хочешь или не хочешь, но ты должен перенести то, что терпишь, и если станешь переносить с благодарением, то получишь весьма большую пользу, а если будешь сетовать, негодовать и роптать, то и несчастия своего этим не убавишь, и воздвигнешь еще большую бурю».

Прп. Исаак Сирин:

«Паче всякой молитвы и жертвы драгоценны перед Господом скорби за Него и ради Его...».

Свт. Феофан Затворник:

«У вас горе за горем... Знаете, что это значит? Что Бог помянул вас. Необычно так думать, но так есть. И помянул не в гневе, а в милости. Вам видны только лишения и потери, а милость, сокрытая под этим и в этом, не видна...».

Прп. Антоний Великий:

«Венец нетления, добродетель и спасение человека есть и благодарно переносить несчастье».

Свт. Иоанн Златоуст:

«<Господь> не потому попускает нам испытывать скорби, что оставляет нас, но потому, что желает за подвиги увенчать нас светлым венцом».

Прп. Варсонофий Великий:

«...как золото, которое разжигают в горниле, держат щипцами и ударяют молотом, делается чистым и годным для царского венца, так и человек, поддерживаемый могущественною и многосовершающею молитвою святых, разжигается скорбями, приемлет удары искушений и, если терпит все с благодарностию, - делается сыном Царствия. Итак, все, что ни случается с тобою, служит к твоей пользе, чтобы и ты получил дерзновение пред Богом и чрез ходатайство святых, и чрез собственные труды свои.»

Конечно, мне легко говорить и выписывать эти советы из книг. Я не живу с деструктивным человеком (кстати, вполне возможно, что я и сама им являюсь, хотя и пытаюсь бороться со своими такими проявлениями). Какие-то деструктивные черты присущи одному из моих родителей. Мне было непросто жить в той обстановке, которая сложилась дома. Но многого из того, что описано в этом блоге, со мной никогда не происходило, и, конечно, я понятия не имею, каково на душе у тех людей, которые перенесли все эти издевательства.

Я думаю, человек должен принять ответственное решение (например, по совету духовника или просто батюшки, к которому человек ходит на исповедь), сможет он потянуть такие скорби с должной благодарностью и терпением или нет, и, соответственно, оставаться ему в такой семье или нет. Тем более что Святые Отцы также советовали быть осторожными и не взваливать на себя больше, чем можно вынести, т.к. это путь к таким тяжким грехам, как уныние, отчаяние и даже самоубийство.

Прп. Иоанн Лествичник:

«Видел я немощных душою и телом, которые ради множества согрешений своих покусились на подвиги, превосходившие их силу, но не могли их вынести. Я сказал им, что Бог судит о покаянии не по мере трудов, а по мере смирения».

«Есть мужественные души, которые от сильной любви к Богу и смирения сердца покушаются на делания, превосходящие силу их; но есть и гордые сердца, которые отваживаются на такие же предприятия. А враги наши часто нарочно для того подущают нас на такие дела, которые выше нашей силы, чтобы мы, не получивши успеха в них, впали в уныние и оставили даже те дела, которые соразмерны нашим силам, и таким образом сделались бы посмешищем для врагов.»

Возможно даже, самоукорение из-за того, что нет больше сил терпеть, осознание своей немощности в случае развода - это лучше, чем всю жизнь жить в ненависти, обидах, отчаянии. С другой стороны, просто бегство от посылаемых скорбей без всякой попытки правильно их преодолеть - тоже не выход, т.к. далее посылаются более суровые испытания.

Скитские старцы поучали:

«Если случится тебе скорбь на том месте, где ты живешь, то не оставляй места во время скорби. Если же поступишь иначе, то, куда ни пойдешь, везде найдешь то, от чего бежишь. Претерпи, доколе не пройдет скорбь: тогда пойди, куда хочешь, чтобы отшествие твое не причинило соблазна другим и не произвело смущения в живущих в том месте, откуда ты выходишь».

В любом случае, не мне об этом судить, а прежде всего человеку, оказавшемуся в тяжелой ситуации, и его духовнику. Если кто-то из читателей заинтересуется, я могу рассказать, какую именно литературу я читала, изучая материалы о зависти. Возможно, кто-то захочет ознакомиться с ней самостоятельно, тем более что я где-то могла неправильно понять, где-то опустить что-то важное. И еще хочется пожелать всем читателям блога не унывать и не отчаиваться, что бы ни случилось.

Чем опасна зависть, на какие поступки

Она толкает? Какие примеры этого

Душевного порока известны вам из литературы?

Как победить зависть? Любовь покрывает

Все. Учиться любви – самое важное в

Жизни человека.

Что сделала зависть

Свершилось! Бледность наложила

Печать на мертвые уста,

Впервые смерть уста смежила,

И кровь впервые пролита!

Брат поразил родного брата,

Расторгнув связь минувших лет,

И для деянья нет возврата,

И для греха прощенья нет.

Трепещущий, с безумным ликом

Бежит убийца в страхе диком,

Пугаясь близких и родных.

Но завтра также, как сегодня,

Услышит, ужасом объят,

“Cкажи, где Авель? Где твой брат?”


О. Чумина

Каин убил своего родного брата Авеля. Не сразу это случилось. Сначала он принял помысл, внушенный ему врагом рода человеческого, поддался ему из зависти. А помысел этот нужно было отразить в самом начале, как учат нас святые отцы, чтобы он не разросся до совершения греха на деле.

Зависть – страшное зло. От нее страсть к славе и стяжанию; от нее властолюбие и гордость. Отсюда на путях преступные разбойники и грабители, отсюда и убийства, отсюда разделение нашего рода. Какое не встретишь зло – оно от зависти.

***

Иван Ильин. ЗАВИСТЬ.

Пока люди живут на земле, они должны ладить, находить дорогу друг к другу, объединяться, помогать один другому. Иначе земля разверзнется под ними, и небо расколется над их головой. Но зависть – сильнейшее средство развала: его выдумал когда-то мастер “Врозь” и “Друг против друга”.

Для того чтобы ладить, людям надо “прощать” друг другу свою непохожесть, свои преимущества, свое первенство. Не только в обладании состоянием, но во всем: ты умен, одарен, образован, красив, силен, богат, высоко стоишь по службе – я нет; ты наверху – я внизу; ладно, я принимаю это, я довольствуюсь этим… Я не завидую тебе. Если мне станет недостаточно моего “низа”, я буду бороться за “больше” и “лучше”, но, не желая отнять у тебя твоего. Я буду трудиться, творчески работать, перемещу себя “вверх” – в соревновании, но без зависти. Ты только оставайся “наверху“; я поднимусь к тебе.

Соревнование как внутренняя побудительная причина – явление здоровое, созидательное, братское.

Зависть, как внутренняя побудительная причина, напротив, болезненна, разрушительна, враждебна. Ее формула – неразумна и безнравственна.

Зависть – прежде всего скупость и алчность .

Она ненасытна, как любопытство; она означает тем самым вечную бедность, вечную заботу, вечно плохое настроение; всякую удачу она превращает в неудачу и оставляет человека бедствовать в безнадежном одиночестве. Жестокий завистник – зложелатель: он обижается на человека за чужое счастье, его задевает всякий чужой успех, любое положительное качество в другом мучит его как рана на сердце; гнев лишившегося на обладателя наполняет его, как ярость неполноценного, постоянно чувствующего свою неполноценность, а потому пристрастно отмечающего чужое превосходство. К “делу” он даже не подступается: он застревает в борьбе между “я” и “ты”, и в этой вечной борьбе изводит себя самого и своего противника.

Если же ярость его расширяется до социальной программы, тогда она выливается в классовую борьбу и начинается марксистская гражданская война.

Где же спасение и утешение? В искусстве не завидовать. Оно вовсе не сложно. Дари каждому то, что у него и так есть, и не копайся непрестанно в собственной неполноценности. Отбрось это жалкое “вычитывание” – твоей мнимой “малости” из якобы чужого “превосходства”. Знай, ты сам стоишь “сложения”. Поднимайся вверх, не сталкивая вниз другого. Не завидуй! Не завидуй! И – самое важное – научись в большом деле забывать о себе!

Вопросы к ученикам:

— ни одного, наверняка, не обошло

Чувство зависти. Что испытывает

Душа, когда с ним соприкасается?

— как зависти избежать?

— легко ли не завидовать?


ГРЕХИ СМЕРТНЫЕ



Гордость – презирающая всех, требующая себе от других раболепства, готовая на небо взыти и уподобиться Вышнему – словом, гордость до самообожания.

Несытая душа – или Иудина жадность к деньгам, соединенная, большей частью, с неправедными приобретениями, не дающая человеку и минуты подумать о духовном.

Блуд – или распутная жизнь блудного сына, расточившего на такую жизнь все отцовское имение.

Зависть – доводящая до всякого возможного злодеяния Ближнему.

Чревоугодие – или плотоугодие, не знающее никаких постов, соединенное со страстной привязанностью к различным увеселениям по примеру евангельского богача, который веселился на вся дни светло.

Гнев — непримирительный и решающийся на страшные разрушения, по примеру Ирода, который в гневе своем избил Вифлеемских младенцев.

Леность – или совершенная о душе беспечность, нерадение о покаянии до последних дней жизни, как, например, во дни Ноя.

***

НЕ СПЕША ПОДУМАЙ!

Как ржавчина изъедает железо, так зависть душу, в которой она живет.

Зависть есть печаль о благополучии ближнего.

Святитель Василий Великий

Зависть есть дочь гордости: умертви мать, и дочь погибнет.

Блаженный Августин

Завистливый вредит самому себе прежде, нежели тому, кому завидует.

Святитель Иоанн Златоуст

***

Все бес назойливый хлопочет,

Прельстить меня усладой хочет:

Услад приемлю часть мою

И славу Богу воздаю.

А бес вокруг опять хлопочет,

Пугнуть меня бедою хочет:

Скорбей приемлю часть мою

И славу Богу воздаю.

За каждый лучик и дыханье

Хвалу я Богу воздаю

И старость, дружницу мою,

Веду к порогу, в упованье.

Вячеслав Иванов

*

Есть два пути: добра и зла.

Любой открыт, но всем полезен

Лишь тот, которым Правда шла,

Который свят, тернист и тесен.

Для плоти тесен, зла и лжи,

Но не для праведной души,

Хранящей честь, Закон Творца

С начала жизни – до конца.


Протоиерей Вл. Бороздинов


***

Не желай того,

что принадлежит твоему ближнему

Крестьянский сын Тимоша пас чужих овец и получал за это такую маленькую плату, что не на что было купить сапоги. Однажды под вечер, когда он босой стоял у ворот постоялого двора, к дому подъехала господская карета.

— Бывают же ведь такие счастливцы, что в карете разъезжают! – подумал Тимоша, поглядывая с завистью на богатый экипаж. – А наш брат – изволь ходить босиком. Чем же я, сиротинушка, прогневил Господа, что вечно должен маяться и по чужим людям скитаться? И за что такая милость Божия вот хотя бы этому барину?.. Если бы с ним хоть на час поменяться, то-то было бы счастье!

Едва он это сказал, как дверки кареты растворились и из нее, с помощью двух слуг, выбрался безногий калека.

— С нами крестная сила! – воскликнул оторопевший Тимофей, перекрестился и без оглядки побежал в поле.

С тех пор он не только никому не завидовал, но и на нищету свою больше не жаловался.

***

Трое путников нашли однажды на дороге драгоценную находку. Надлежало ее разделить поровну между всеми. Находка была так велика, что часть каждого была бы весьма значительна.

Но диавол тотчас явился со своими спутниками духами зависти, коварства и жадности.

Полюбовавшись своей находкой, путешественники сели отдохнуть, чтобы подкрепить себя пищей, но каждый думал не о еде, а о том, как бы ему одному завладеть сокровищем.

Нужно было кому-нибудь из них сходить в ближайший город, чтобы купить припасов. Один отправился. Двое, оставшихся на месте, договорились убить третьего, когда тот вернется, чтобы разделить его часть. Между тем отправившийся за припасами решил отравить их ядом, чтобы по смерти обоих товарищей богатство осталось ему одному.

Когда он вернулся, то немедленно был убит своими спутниками, а они, в свою очередь, поев принесенную им пищу, оба умерли.

Драгоценная находка осталась на своем месте ждать других – безумцев или более достойных людей.

***

Один греческий государь, пожелав узнать, кто хуже: завистник или сребролюбец, приказал привести к себе двоих людей, один из коих страдал завистью, а другой сребролюбием.

Когда позванные явились, государь сказал:

— Пусть каждый из вас требует от меня такого дара, какого пожелает, и я дам ему с радостью. После этого второй из просивших и получивших дар получит дважды столько, сколько потребует и получит первый.

Завистник отказывался просить подарка первым, не желая, чтобы сребролюбец получил вдвойне. И сребролюбец отказывался просить подарка первым в тех видах, чтобы двойным даром не овладел завистник.

Так как спорам не было конца, то государь эти споры вынужден был прекратить повелением, чтобы первый высказал просьбу о подарке завистника. И что же вы думаете, в дар себе потребовал завистник? Он потребовал, чтобы у него вырвали один глаз, разумеется, желая, чтобы у соперника были вырваны оба глаза, т.е. чтобы тот стал совершенно слепым.

Таким образом, этот злодей, по зависти своей, не только отказался от всякого царского подарка, но и решился себя даже дать изуродовать, лишь бы только не получил дара вдвойне его соперник.

***


НЕ ЗАВИДУЙ


Завистью диаволею смерть вниде в мир , — говорит св. Писание (Прем. Сол.2, 24).

Зависть не сродна людям, а сродна диаволу; она и происходит от диавола.

Людям свойственно по немощи погрешать, но только диаволу одному свойственно по зависти делать зло.

Зависть есть дщерь диавола, и кто с нею сочетается, тому она не принесет ничего кроме злобы, а злоба рождает смерть. Подружился Каин с завистью и воспитал в себе злобу, злоба возмужала и принесла смерть двоим: Авелю временную, а самому Каину – вечную.

Св. Григорий Нисский пишет: “Зависть есть начало злобы, мать смерти, первая дщерь греха, корень всякого зла ”.

Св. Василий Великий увещевает: “Будем, братия, избегать несносного зла – зависти; она есть заповедь змия-искусителя, изобретение диавола, вражие семя, залог казни Божией, препятствие к богоугождению, путь к геенне, лишение Царства небесного”.

Св. Иоанн Златоуст говорит: “Кто сотворит чудеса, сохранит девство, соблюдет пост, будет класть земные поклоны и сравнится с ангелами в добродетели, но имеет сей недостаток (зависть), тот всех нечестивее, беззаконнее и прелюбодея, и блудника, и раскопателя гробов”.

СОВЕТ ВАСИЛИЯ ВЕЛИКОГО

ПОБЕЖДАТЬ ЗАВИСТЬ

“Если прозришь рассудком выше человеческого, не будешь ничего земного почитать великим и чрезвычайным: ни того, что люди называют богатством, ни увядающей славы, ни телесного здоровья; если не будешь поставлять блага для себя в преходящих вещах, а устремишь взор свой к истинно прекрасному и похвальному, к достижению благ вечных и истинных, то будешь далек от того, чтоб достойным ублажения и соревнования признать что-нибудь земное и тленное. А кто таков, и не поражается мирскими величиями, к тому никогда не может приблизиться зависть”

(Творения св. Василия Великого IV.188, 190)

***


Духовные соты



Зависть строит козни добрым ближним. Где зависть и жадность к славе, там нет истинной дружбы.

Зависть превращает человека в демона.

Зависть хуже блуда и прелюбодеяния, порождает клеветы, обвинения. Ее должно побеждать сорадованием.

Все грехи – от любви к себе. Начало добра – отвергнуть себя, распять плоть со страстьми, терпеть огорчения, обиды, напасти.

Когда человек живет в просторе, в изобилии и довольстве, тогда он растет в чрево свое и не возрастает духом, не приносит плодов добрых.

А когда живет в тесноте, в бедности, в болезни, в напастях, в скорбях, тогда он духовно возрастает, зреет и приносит добрые богатые плоды.

Посему-то тесен путь любящих Бога.

Глава и сущность всех добрых дел есть любовь, без которой ни пост, ни бдение, ни труды ничего не значат…

Без любви к Богу и Ближнему

не спастись

Дикая, суровая пустыня. Кругом полное безлюдье. Здесь в строгих подвигах воздержания спасаются три инока. Каким только истязаниям не подвергают они свою грешную плоть! Казалось, она сделалась совершенно безстрастной. Только сердца оставались холодными: любовь к ближнему ни разу не согрела их…

Встретились однажды эти иноки с опытным в духовной жизни старцем и стали хвалиться ему своими делами.

— Я выучил наизусть весь Ветхий и Новый Завет: что мне будет за это?

— Воздух ты наполнил словами, а все-таки пользы тебе от твоего труда нет, — отвечал старец ему.

— А я, отче, все Священное Писание переписал! – похвалился второй.

— И тебе нет пользы, — последовал ответ.

Тогда третий воскликнул:

— А я, отче, чудеса творю!

— И тебе пользы нет, — говорит ему старец, — ибо и ты любовь отогнал от себя.

Если хотите спастись, имейте любовь в сердце своем, творите милости, и тогда спасетесь, ибо:

Аще кто речет, яко люблю Бога, а брата своего ненавидит, ложь есть… И сию заповедь имамы от Бога, да любяй Бога, любит и брата своего (1 Ин.4: 20.21).

***


Легенда о святом Юлиане


В свой шалаш, устроенный в самой чаще непроходимого леса, Юлиан приводит неведомого путника. Его тело сплошь покрыто отвратительной проказой. Худые плечи, грудь и руки буквально исчезают под чешуйками гнойных прыщей. Из синеватых губ отделяется зловонное и густое, как туман, дыхание. Путника томят голод и жажда. Юлиан охотно удовлетворяет их и при этом видит, как стол, ковш и ручка ножа, за которые хватался прокаженный, покрываются подозрительными пятнами.

Безжизненное тело больного холодеет. Юлиан всячески старается согреть его у разведенного костра. Но прокаженный угасающим голосом шепчет: “На твою постель…”-и требует, чтобы Юлиан лег возле него и грел его теплотой своего тела.

Юлиан беспрекословно выполняет все. Прокаженный задыхается. “Я умираю!-восклицает он. – Обними меня, отогрей всем существом твоим!”

Юлиан без всякой тени брезгливости обнимает его, целует в смердящие уста.

Тогда, — повествует легенда, — и прокаженный сжал Юлиана в своих объятьях, и глаза его засветились вдруг ярким светом, как звезды, дыхание его стало сладостней благоговония розы. Неземная радость наполнила душу Юлиана, а тот, кто держал его в объятиях, вырастал, вырастал…

Крыша взвилась, звездный свод раскинулся кругом, и Юлиан поднялся в лазурь лицом к лицу с нашим господом Иисусом Христом, уносившим его в небо…

***

Вот какая она любовь, вот чем побеждаются все страсти!

По своей сути любовь всегда жертвенна. Когда ты ради ближнего жертвуешь собой, идешь на лишения, теряешь какую-то свою выгоду – ты близок к этому чувству. Если это, конечно, не случайное совпадение, а состояние твоей души.

Мы далеки от этого высокого жертвенного чувства. Сегодня все мы опошлили: и любовь, и влюбленность, и дружбу. Но даже в современных взаимоотношениях, как это не удивительно, встречается чувство жертвенной любви.

Во всякой истинной любви есть непременно элемент религиозный. Согласитесь, как только мы любим глубоко, мы говорим – “навеки”. Потому что тогда мы ясно чувствуем, что эта любовь, заполнившая все духовное существо наше, не умрет с нами, но перенесется с нами в иную жизнь.

Вот отчего любовь большая и несчастная ищет убежище себе в небе, в мечтах о соединении там с теми, с кем земля разлучила, и говорит подобно знаменитой Шиллеровской героине Текле:

Есть лучший край, где мы любить свободны,

Туда моя душа уж все перенесла…

Великий русский лирик Афанасий Фет , поэзия которого почти чужда религиозных мотивов, оставил, тем не менее, хрустальное по чистоте стихотворение, в котором изображена мечта о любимой девушке человека в ночном уединении, перед иконой:

Владычица Сиона, пред Тобою

Во мгле моя лампада зажжена.

Все спит кругом. Душа моя полна

Молитвою и сладкой тишиною.

Ты мне близка. Покорною душою

Молюсь за ту, кем жизнь моя ясна.

Дай ей цвести. Будь счастлива она

С другим ли избранным, одна или со мною…

О, нет!.. Прости влиянию недуга.

Ты знаешь нас: нам суждено друг друга

Взаимными молитвами спасать…

Так дай же сил, простри святые руки,

Чтоб ярче мог в полночный час разлуки

Я пред Тобой лампаду возжигать!


Как хорошо, как глубоко это сказано и как чудесно это выражает конечную цель всякой христианской привязанности: “Нам суждено друг друга взаимными молитвами спасать”…



Судьба может разлучить людей. Двое, казалось бы, созданных друг для друга человека, могут оказаться разведенными в разные стороны. Но вот уж чего судьба не в силах отнять ни у кого, так это права молиться за любимую душу.

Время не имеет власти над настоящими чувствами. Есть исключительная сила чувств, когда любят в разлуке еще крепче, когда души чувствуют друг друга на расстоянии: волнуются, если любимый человек заболевает или на него сваливаются неприятности и скорби, радуются, когда там успех и душевный покой.


Наше время – время всеобщей развращенности. Если бы наши далекие предки увидели сегодняшнюю молодежь – почти совсем оголенных девушек, словно предлагающих себя первому встречному, они бы такого зрелища, думаю, не вынесли!


А ведь не только непристойный внешний вид, но еще и непристойное поведение молодых людей! Под влиянием западной тлетворной культуры опошлились отношения, исчезает тайна во взаимоотношениях мужчины и женщины, эротика и секс стали делом обыденным. Блуд и прелюбодеяние входят в норму.


Но ведь, дорогие друзья, пред Богом не слукавишь! Как бы мы не списывали все на время и нравы, отвечать придется по всей строгости: больными или неполноценными родятся дети, не сложится в дальнейшем супружеская жизнь, да разве перечислить все последствия греховной жизни!

Мы должны глубоко понять, в какое время мы живем, как на самом деле мало знаем и чувствуем свое Православие, как мы далеки не только от твердых моральных устоев таких далеких времен, но и от морали простых христиан, живших лет сто тому назад.

Мы же еще и удивляемся: отчего происходят постигающие нас отовсюду великие бедствия? Ради грехов наших месть Божия бьет нас, а мы не хотим признать греховности нашей. Не хотим покаяться и исправиться.

Почему важно покаяться – пойти в Церковь на исповедь?

Потому что если мы искренне каемся в своих грехах, Господь прощает нас. Почему в Церкви? Потому что священник данной Богом властью имеет право отпустить грехи: вас покрывает он епитрахилью и читает специальную молитву.

Человечество получило святой дар – Таинство Евхаристии. Через покаяние и Причастие открылся путь ко спасению бесчисленным великим грешникам. Нам бы всем только искренне покаяться!


ТВОРЧЕСКАЯ МАСТЕРСКАЯ

Инсценировка “Сказки о рыбаке и рыбке” А.С. Пушкина.


МАТЕРИАЛЫ

Евангелие

Закон Божий

“Духовные беседы”. Т.16.№ 42, с. 359

“Духовные посевы”. Духовно-нравственное чтение для народа, школы и семьи. М.. 1995 – с репринтного издания Свято-Введенского монастыря Оптиной Пустыни.

“Грех и покаяние последних времен”. Архимандрит Лазарь. М., 2002 г .

Крупицы духовной мудрости. М.. 1993 г .

И. Ильин. “Я вглядываюсь в жизнь. Книга раздумий”. М.: “Афон”, 2000г.

Стихи: А. Фет, Шиллер, В. Иванов, прот. Владимир Бороздинов

Q?Известно другое повествование о первом красном яичке.
Мария Магдалина, как и другие ученики Господа, ходила из страны в страну и всюду рассказывала про Иисуса Христа, про то, как Он воскрес из мертвых и про то, чему Он учил людей. Однажды пришла она в Рим и там вошла во дворец. Когда-то давно Мария была знатной и богатой, ее во дворце знали и пропустили к императору Тиверию. В те времена, приходя к императору, люди всегда приносили ему какой-нибудь подарок. Богатые приносили драгоценности, а бедные приносили что могли. И вот Мария пришла теперь, когда у нее ничего больше не было, кроме веры в Иисуса Христа. Она остановилась перед императором, протянула ему простое яичко и громко сказала:
— Христос воскрес!
Удивился император и сказал:
— Как может кто-нибудь воскреснуть из мертвых! Трудно в это поверить. Так же трудно, как поверить, что это белое яичко может стать красным!
И пока он еще говорил, яичко стало меняться цветом: порозовело, потемнело и наконец стало ярко-красным!

К особым пасхальным обрядам относится благословение артоса. Артос – это просфора с изображенным на ней крестом или Воскресением Христовым.

Историческое происхождение артоса таково. Апостолы по обычаю вкушали трапезу вместе с Господом, а по вознесении Его на небо отлагали часть хлеба для своего учителя, тем самым изъявляли свою веру в постоянное присутствие Иисуса Христа среди учеников.

Приготовляя артос, Церковь подражает апостолам. Вместе с тем артос напоминает нам, что Иисус Христос Крестною смертью и Воскресением сделался для нас Истинным Хлебом Жизни.

После Литургии освящаются принесенные верующими яйца, пасхи и куличи (по традиции пасхальная трапеза начинается с пения молитвы «Христос Воскресе» и вкушения освященных яиц, пасхи и кулича). Вспоминая о великих благодеяниях, оказанных роду человеческому Воскресением Иисуса Христа, древние христиане простирали руку помощи и благотворения сирым, нищим и убогим. Свидетельством древней христианской благотворительности во дни святой Пасхи осталась и ныне раздача денег и освященных продуктов бедным, чтобы сделать и их в этот светлый праздник участниками всеобщей радости.

Особенности пасхального богослужения

В сознании Православной Церкви событие Воскресения Христова есть один сплошной восторг, одна непрерывная радость. Ни один праздник не празднуется так необычайно светло и торжественно, как праздник светлого Христова Воскресения. Поэтому и самое Пасхальное Богослужение у нас единственное и неповторимое. Оно есть одно сплошное ликование.

Если бы мы стали приводить удивительные песнопения этой необычайной по своему содержанию церковной службы, то нам пришлось бы просто переписать ее целиком, потому что трудно решить, какому из песнопений отдать предпочтение, так они все хороши и выразительны.

Перед Пасхальной утреней совершается чин полунощницы, где на 9-й песни канона Не рыдай мене Мати плащаница уносится с середины храма в алтарь и полагается на святой Престол до Отдания Пасхи.

По окончании полунощницы начинается Пасхальная утреня крестным ходом с пением воскресной стихиры 6-го гласа Воскресение Твое Христе Спасе. Перед закрытыми дверьми храма после возласа Слава Святей… наступает такой момент, которого все очень ждут: духовенство поет тропарь Пасхи Христос воскресе из мертвых… , и люди подхватывают эти долгожданные слова.

Пасхальная заутреня является чрезвычайно праздничной, воспринимается нами как «праздников праздник», и в тоже время не имеет никаких обычных, регулярных признаков праздничного богослужения: на ней не поется славословие, нет полиелея — всего того, что обычно является неотъемлемой частью праздничной утрени. Зато на Пасхальной службе практически все поется. Во время пения пасхального канона священники совершают каждение народа со словами «Христос воскресе!», люди отвечают: «Воистину воскресе!» Все убранство храма, облачения духовенства – праздничное, ярко-красное. Царские врата алтаря всю Светлую седмицу бывают открытыми. Вся пасхальная служба – неумолкающий, торжественный гимн светлому Воскресению Христову. Победа жизни над смертью. Примирение Бога с человеком и человека с Богом… В светлую Пасхальную ночь небо и земля сливаются вместе, ангелы и люди соприкасаются и всякая преграда между ними исчезает. Величественное и многознаменательное Пасхальное богослужение являет верующему все, что в христианстве есть таинственного, высокого и спасительного для души, светлого, отрадного и утешительного для сердца. Именно в минуты величественнейшего Пасхального богослужения христианский восторг захватывает душу человека всецело и господствует в ней над всеми другими ее мыслями, чувствами и стремлениями.

На этой службе мы слышим Огласительное слово свт. Иоанна Златоуста, удивительное по содержанию: Все, кто был благочестив и боголюбив,- пусть наслаждаются этим добрым и светлым торжеством. И все, кто был благоразумен,- пусть войдут в этот день в радость Господа своего. Кто трудился и постился- пусть получит сегодня награду. Последнего и первого в этот день Господь принимает с одинаковой радостью. Пусть богатые и бедные в этот день радуются друг с другом. Прилежные и ленивые- пусть одинаково чтут этот день. Постившиеся и непостившиеся- пусть все одинаково веселятся. Пусть никто в этот день Пасхи не рыдает о своем убожестве- потому что явилось общее царство. Пусть никто о грехах своих не плачет- потому что в этот день Бог дал людям Свое прощение. Пусть никто не боится смерти, всех освободила смерть Христова.

· «Христос Воскресе!»- мы говорим с чувством духовного восторга и трепета, и эти слова хочется произносить без конца, слушая в ответ два других святых слова «Воистину Воскресе!»

· ЛИТЕРАТУРА

·

· Евангелие

·

· Закон Божий

·

· Диакон А.Кураев. «Школьное богословие» — М.,1998 г.

·

· Православное чтение. М., 2001- 2004 г . Ю. Воробьевский.

·

· “Путь в Апокалипсис”. М., 1999 г .

·

· “Непознанный свет веры”. М., 2002 г .

·

· “Звезда Вифлеема”. М., 2000 г .

· Неопознанный мир веры. Издание Сретенского монастыря., М., 2002 г .

·

· Духовная пэзия. М., 1990 г .

преп. Иустин Попович. “Прогресс в мельнице смерти”. Минск.,

2001 г .

Loading...Loading...