Филиппов пост что можно есть. Рождественский пост и питание

28 ноября у православных верующих начался последний из четырех многодневных постов года - сорокадневный Рождественский, или Филиппов пост. "Рождественский" - официальное церковное название зимнего поста, ведь он готовит к празднику Рождества Христова. А вот "Филиппов пост", или даже "филипки" - название народное, связанное с тем, что накануне, 27 ноября, Церковь отмечает день памяти апостола Филиппа.

Но почему Рождественский пост сорокадневный? Принято говорить, что "сорок" - число сакральное: Моисей сорок лет водил еврейский народ по безводной пустыне, сорок дней и сорок ночей Иисус постился в пустыне - перед тем, как явить Себя миру и начать путь служения людям. Ровно сорок дней Воскресший Иисус является людям - до Своего Вознесения. И это не единственные примеры, но я сейчас приведу еще один из совершенно другого ряда: именно сорок недель, как считают физиологи, идеальный срок для развития человеческого эмбриона, идеальной срок беременности. То есть именно сорок недель необходимы для полноценного созревания человека перед рождением. Нелепо наделять цифру магическими свойствами, но, безусловно, здесь явление глубочайшего смысла, пусть нами и до конца не понятого. Можно только констатировать: Церковь, всегда чутко и крайне внимательно подходившая и к вопросам человеческого духа, и к свойствам человеческой плоти, определила Рождественскому посту длиться сорок дней. Заканчивается Рождественский пост 6 января, в Рождественский сочельник - день самого строго воздержания.

Накануне праздника Рождества Христова и в сам день праздника в храмах часто звучит образный призыв священников: "Пусть наши сердца станут теми самыми яслями, где рождается Младенец Иисус". И сорок дней Рождественского поста не просто время ограничений - в пище, увеселениях, это время нашего созревания к тому, чтобы встретить родившегося Христа. Непростой, долгий путь, и подобно тому, как еврейский народ сорок лет мучительно возвращался из египетского плена на свою Родину, учась быть свободным, так и пост - это путь возвращения человека к свободе из рабства греху и страстям. Возвращение человека к своей духовной Родине - к Богу. Во время поста Церковь напоминает нам о глубоком смысле такой аналогии.

Что нельзя есть в Рождественский пост? А что можно?

Хотя священники не устают объяснять: пост не диета, смысл поста не в аскетических упражнениях по укрощению плоти, воздержание только средство для того, чтобы подчинить свое телесное духовному, а главная цель - возвращение к Богу, воспитание в себе любви к ближнему, нам проще начинать свой пост, когда ограничения четко сформулированы.

Итак, существуют различные степени строгости соблюдения пищевого поста: монастырский устав (он тоже бывает разной степени строгости) и ограничения, накладываемые на себя мирянами по благословению священника.

Самое строгое воздержание: "сухоядение" (отказ от вареной пищи) по понедельникам, средам и пятницам, во вторник же и четверг к вареной пище разрешается вино и растительное масло. Употребление рыбы разрешается в субботу и воскресенье, а также в дни церковных праздников. В последнюю неделю Рождественского поста со 2 января по 6 января рыба запрещена даже в субботу и воскресенье. Самый строгий пост 6 января, в Рождественский сочельник, когда позволяется есть только "сочиво" - блюдо из зерен пшеницы, да и то только "после первой звезды".

Монастырский устав трудно применим для работающих или нездоровых людей. Поэтому верующие, живущие обычной жизнью современного человека, накладывают на себя такие ограничения: в пищевом режиме отказываются от употребления мяса, сливочного масла, молока, сыра, сметаны, яиц, птицы, алкоголя, рыбу едят во все дни, кроме среды и пятницы. Послабления существуют для детей, беременных женщин, кормящих матерей, учащихся, людей много и интенсивно работающих. Но без участия в богослужении пост всего лишь упражнения гастрономического толка.

Другие ограничения, что еще нельзя в Рождественский пост?

Кроме пищевых ограничений пост накладывается и на развлечения: обычно верующие осознанно отказываются от просмотра увеселительных передач, последние годы принято выходить из социальных сетей. Касается пост и интимных отношений, в эти дни недопустима разнузданность и уместна сдержанность. Хотя в таком деликатном вопросе, как исполнение супружеских обязанностей, священники призывают руководствоваться принципами любви и уважения к чувствам и потребностям твоей второй половины.

Приняв решение соблюдать пост, важно понимать, что смысл поста не в самом ограничении пищи и не в отказе от плотских удовольствий - все это только средство для главного: возвращения нас из круговерти повседневной жизни к нашему Творцу - к Богу. Поэтому в пост так важна молитва (без нее все бессмысленно), так необходимо покаянное чувство, осознание своей немощности, проявления любви и понимания к ближним, помощь нуждающимся, добрые дела.

Надо помнить, что пост нельзя навязывать, им нелепо кичиться. Пост - это изменение центра нашей жизни: не наше "я", не услаждение нашей телесности становится главным, а дух, укрощенный постом и обращающийся к своему Отцу - Богу. Пост - это трудный путь, и пройти сорок дней без срывов, не опираясь на помощь Божьей Благодати, невозможно. Поэтому так важно участие в богослужениях и Таинствах Церкви - Исповеди, Причащении.

Кстати, само слово "пост" происходит от древнегерманского "fasta", означающего "твердый, крепкий, постоянный", и это подсказывает нам, что решение об ограничении себя в пище и удовольствиях требует от человека не только осознанности, понимания, ради чего он это делает, но и последовательности, верности.

26.09.2016

Среди длительных постов в церковных традициях необходимо отметить Рождественский пост, именуемый в народе «Филипповым постом». Откуда же появилось такое название?

Согласно древним традициям, Рождественский пост является одним из многодневных воздержаний от соромной пищи и считается периодом духовного, телесного очищения, а также приготовлением к празднованию торжественного события в честь прихода Спасителя в человеческом образе в этот мир. Он длится с 28 ноября по 6 января.

Первые упоминания о его проведении без указания определенного количества дней воздержания от земных благ, появились в IV веке нашей эры. Современный порядок проведения поста появился в 1166 году. Символически он указывает на необходимость поддержания мира до пришествия Спасителя, а также благодарственных пожертвований в его честь.

По словам протодиакона Андрея Кураева каждый пост считается дорогой, ведущей к церковному памятному событию. А Рождественский пост начинается сразу после дня памяти Филиппа. Поэтому зачастую его и называют старым названием - «Филиппов пост». В основе же такого наименования лежит рассказ образованного грека Анастасия, служившего спичрайтером и библиотекарем при Папе Римском в IX веке, о жизни и смерти апостола Филиппа.

Согласно этой версии, в городе Иераполе из Малой Азии апостола Филиппа за проповедническую деятельность арестовали, судили и казнили. При его распятии головой вниз на крепостной стене, ладони и ступни не пробивали гвоздями, а привязали к кольцам. После недели мучений апостол Филипп скончался.

Перед смертью Филипп обратился с молитвой к Господу Богу, в которой просил наказать палачей. Его просьба была выполнена. Город исчез под землей и канул в преисподней. Градоначальнику, судье и палачу не удалось спастись от возмездия за невинно загубленную душу. Но Христос не пускает своего ученика Филиппа в рай.

Свое решение Христос объясняет тем, что апостол вместо молитв о прощении своих мучителей, возжелал им зла. В результате этого виновные в смерти Филиппа погибли. Душа апостола стала являться к живым собратьям и умолять их молиться за него, чтобы добиваться прощения у Христа за его слабость и разрешения на вход в рай.

После сорока дней молитв, проводимых другими живыми апостолами во время поста, Иисус меняет свое решение и разрешает апостолу Филиппу войти в рай, представляющий собой место вечного и совершенного существования в атмосфере блаженства и гармонии с Богом и мирозданием.

Вот так, день памяти апостола Филиппа, который по церковному календарю отмечается 27 ноября, и лег в основу народного, неофициального названия Рождественского поста.

Рождество Христово – один из самых больших христианских праздников в году. В течение 40 дней, которые продлится Рождественский, или Филипповский пост, человек должен очистить и тело, и душу. Ведь пост - это не только воздержание от пищи животного происхождения. Это время нам дано, чтобы отгородиться от того, что отдаляет нас от Бога, и духовно возвыситься до великого праздника Рождества. Дни Рождественского поста начинаются 28 ноября, длятся весь декабрь и заканчиваются 6 января, предваряя праздник Рождества Христова.

Суть рождественского поста

Сорокадневный Рождественский пост помогает очистить организм человека, душу, тело. В эти дни нужно молиться и покаяться во всех согрешениях. Встречая праздник и принимая Иисуса Христа, мысли, сердце, побуждения должны быть чистые и открытые. Необходимо следовать библейским учениям.

Священники говорят, что Рождественский пост, в отличие от Великого, менее строгий. Его даже можно назвать радостным, потому что человек не находится в скорби, но готовит себя к светлому событию. 40 дней даны нам для молитвы, покаяния, телесного очищения. Много людей ассоциирует пост лишь с отказом от некоторой пищи. Но надо понимать, что в таком случае пост превращается в обычную диету - без молитвы он ничего не стоит. Что же касается рациона, то в эти 40 дней мы не должны употреблять мясо, молоко и яйца. Не следует забывать о запрете алкоголя, особенно крепких напитков - водки, коньяка и т.д. Только в субботу, воскресенье и на большие праздники разрешается немного вина.

По словам священников, есть на протяжении поста можно продукты растительного происхождения: картофель, каши, супы, овощи и фрукты. Поскольку пост не такой строгий, как перед Пасхой, то на выходные и в праздники можно есть рыбу и использовать для приготовления блюд растительное масло. А еще надо помнить об умеренности в употреблении пищи, ведь объесться до отвала можно и вареной картошкой.

Самым строгим днем за все время поста является 6 января. В этот день верующие употребляют только сухие фрукты и воду, многие вообще отказываются от пищи вплоть до Святой вечери. Уместно вспомнить о людях, которые во время поста почти голодают. Это неправильно, Церковь нигде не учит полностью отказываться от еды и истощать собственное тело. Умышленное нанесение вреда своему телу - это тоже грех. Господь хочет от нас не голода, а прежде всего духовного подвига. Во время поста надо отказаться от развлечений и того, что приносит наибольшее удовольствие. Отгораживание от этого дает возможность сконцентрироваться на собственном духовном росте.

Для кого пост смягчается или отменяется?

Многих беспокоит вопрос: для кого правила поста смягчаются или отменяются вообще? Есть много обстоятельств, при которых пост ослабляется, например, преклонный возраст, болезнь, тяжелая физическая работа, путешествие. Но в таком случае человек должен посоветоваться со священником в храме, который он посещает, и получить от него благословение. От поста освобождаются беременные женщины и те, которые кормят грудью, маленькие дети, а также люди, которые по уважительным причинам не могут выбирать свой рацион.

Рождественский пост и Новый год

Вспомним и о том, что как раз на период Рождественского поста приходится . Здесь, как известно, мало кто заботится о постной пище и воздержании от развлечений.

Отмечать Новогоднюю ночь нужно скромно и тихо. Понятно, что отказаться от этого праздника трудно, ведь это многолетняя светская традиция. Конечно, церковь на этом и не настаивает. Но следует помнить о посте, не увлекаться праздничными блюдами и алкоголем. Также надо вспомнить, что Новый год - это в определенной степени финиш, а вместе с тем - и старт. Поэтому нужно осмыслить те поступки (и злые, и добрые), которые мы совершили, и позаботиться, чтобы на старте мы стали духовно чище и добрее.

Пост с пользой для души. А для тела?

Позиция духовников относительно соблюдения поста понятна, но ?

Врачи-диетологи утверждают, что, когда человек собирается держать пост, он должен к этому готовиться недели две, потому что внезапное исключение из рациона всех продуктов животного происхождения может стать для организма стрессом. Целесообразно начать с отказа от самой жирной пищи - свинины, баранины. Затем следует прекратить употреблять молоко и яйца. Резкий переход к посту может закончиться вирусным заболеванием или обострением болезней желудочно-кишечного тракта.

Белки, содержащиеся в мясе, врачи советуют заменять бобовыми, орехами, злаковыми кашами. А еще диетологи убеждают, что в пост нужно кушать те продукты, которые имеют большую питательность: картофель, всевозможные каши, макаронные изделия, сухофрукты и мед - причем 4-5 раз в день, поскольку такая пища менее калорийная, чем та, которая имеет животное происхождение.

Кроме этого, календарь Рождественского поста включают много дней, когда разрешается рыба и морепродукты, которые вполне могут восполнить дефицит мясных продуктов.

Пост полезен для организма, ведь мы употребляем меньше вредной пищи. Снижается риск заболеваний, улучшается состояние печени. Но не надо забывать, что фанатичный подход к любому делу ничего хорошего не принесет. А поститься надо. Потому что пользу приносит не только здоровая еда в течение этих 40 дней, но и воздержание от ссор и негативных эмоций.

Календарь рождественского поста по дням

От его начала (с 28 ноября) до праздника святителя Николая (19 декабря включительно) по понедельникам разрешается горячая пища без масла, по вторникам, четвергам, субботам и воскресеньям – рыба. По средам и пятницам предписывается сухоядение (хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед).

В период с 20 декабря по 1 января (включительно) по вторникам и четвергам уже нельзя есть рыбу – разрешается горячая пища с маслом. Правила питания в остальные дни недели не меняются.

2-6 января – последние дни поста перед празднованием Рождества Христова, наиболее строгая часть поста. В эти дни по понедельникам, средам и пятницам предписывается сухоядение, по вторникам и четвергам – горячая пища без масла, по субботам и воскресеньям – горячая пища с маслом.

В праздник Рождественский сочельник (6 января) запрещается принимать пищу до появления на небе первой звезды, после чего принято кушать сочиво (вареные в меду зерна пшеницы или отварной рис с изюмом).

В такие церковные праздники как Введение Богородицы во храм (4 декабря) и святителя Николая (19 декабря) по понедельникам, средам и пятницам можно кушать рыбу.

Календарь питания Рождественского поста по дням предусматривает несколько степеней строгости поста:

  • Горячая пища без масла – дозволяется вареная растительная пища без масла (каши, супы, тушеные овощи, грибы).
  • Рыба – разрешаются блюда из рыбы и морепродуктов и горячая пища с маслом.
  • Сухоядение – потребление невареной пищи растительного происхождения: хлеб, вода, соль, сырые фрукты и овощи, сухофрукты, орехи, мед.
  • Горячая пища с маслом – разрешается вареная растительная пища (каши, супы, тушеные овощи, грибы) с добавлением масла.
  • Рождественский сочельник – сухоядение, некоторые верующие воздерживаются от пищи до первой звезды.

Рождественский пост по дням 2016

28 ноября Пн - Горячая пища без масла
29 ноября Вт - Рыба и морепродукты
30 ноября Ср - Сухоядение
1 декабря Чт - Рыба и морепродукты
2 декабря Пт - Сухоядение
3 декабря Сб - Рыба и морепродукты
4 декабря Вс Введение Богородицы во храм - Рыба и морепродукты
5 декабря Пн - Горячая пища без масла
6 декабря Вт - Рыба и морепродукты
7 декабря Ср - Сухоядение
8 декабря Чт - Рыба и морепродукты
9 декабря Пт - Сухоядение
10 декабря Сб - Рыба и морепродукты
11 декабря Вс - Рыба и морепродукты
12 декабря Пн - Горячая пища без масла
13 декабря Вт - Рыба и морепродукты
14 декабря Ср - Сухоядение
15 декабря Чт - Рыба и морепродукты
16 декабря Пт - Сухоядение
17 декабря Сб - Рыба и морепродукты
18 декабря Вс - Рыба и морепродукты
19 декабря Пн Святителя Николая - Рыба и морепродукты
20 декабря Вт - Горячая пища с маслом
21 декабря Ср - Сухоядение
22 декабря Чт - Горячая пища с маслом
23 декабря Пт - Сухоядение
24 декабря Сб - Рыба и морепродукты
25 декабря Вс - Рыба и морепродукты
26 декабря Пн - Горячая пища без масла
27 декабря Вт - Горячая пища с маслом
28 декабря Ср - Сухоядение
29 декабря Чт - Горячая пища с маслом
30 декабря Пт - Сухоядение
31 декабря Сб - Рыба и морепродукты
1 января Вс - Рыба и морепродукты
2 января Пн - Сухоядение
3 января Вт - Горячая пища без масла
4 января Ср - Сухоядение
5 января Чт - Горячая пища без масла
6 января Пт Рождественский сочельник - Сухоядение, запрещается принимать пищу до появления на небе первой звезды

Рождественский пост - зимний пост, он служит для всех православных освящением последней части года таинственным обновлением духовного единения с Богом и приготовлением к празднованию . Рождественский пост предваряет праздник (25 декабря), в который празднуется приход Спасителя в этот мир в образе человека. Начинается пост за 40 дней до праздника и поэтому его ещё называют «Малой Четыредесятницей», считая Рождество Христово «второй Пасхой». В народе Рождественский пост называют Филипповым, или Филипповками, т. к. он начинается сразу после дня памяти апостола Филиппа - .

По словам блаженного Симеона Фессалоникийского, Рождественский пост «изображает собой пост Моисея, который, постившись сорок дней и ночей, получил на каменных скрижалях начертание словес Божиих. А мы, постясь сорок дней, созерцаем и приемлем живое Слово от Девы, начертанное не на камнях, но воплотившееся и родившееся, и приобщаемся Его Божественной плоти».

Этот пост установлен ко дню , чтобы мы очистили себя покаянием и молитвою и с чистым сердцем встретили явившегося в мир Спасителя, принести Ему наше чистое сердце и желание следовать Его учению.

Установление Рождественского поста, как и других многодневных постов, относится к древним временам христианства. Уже с четвертого века св. Амвросий Медиодаланский, Филастрий, блаженный Августин упоминают в своих творениях Рождественский пост. В пятом веке о древности Рождественского поста писал Лев Великий.
Первоначально Рождественский пост длился у одних христиан семь дней, у других - несколько больше. На соборе 1166 года бывшем при константинопольском патриархе Луке и византийском императоре Мануиле всем христианам было положено хранить пост пред великим праздником Рождества Христова сорок дней. Рождественский пост - последний многодневный пост в году.

Воздержанием в пище верующие выражают почтение к празднику Рождества Христова, а также к празднику Успения Пресвятой
Богородицы. По Правилам воздержания Рождественский пост близок к апостольскому до дня (1 января). С 20 декабря (2 января), непосредственно перед праздником Рождества, пост становится особенно строгим.
Праздник Рождества длится с 7 по 13 января. С утра 7 января все ограничения в питании снимаются. Пост отменяется на 11 дней.

Правила воздержания, предписанные Церковью в Рождественский пост, такие же, как и в Петров пост. Во время поста запрещены мясные, молочные продукты и яйца. В понедельник, среду и пятницу уставом запрещается вкушение рыбы и растительного масла. В остальные же дни - вторник, четверг, субботу и воскресенье - разрешено принимать пищу с растительным маслом. Рыба разрешается в субботние и воскресные дни, а также в великие праздники, например, в (4 декабря), (19 декабря), дни великих святых, храмовые праздники (если они приходятся на вторник или четверг). От дня памяти святителя Николая до предпразднества Рождества, которое начинается 2 января, рыба разрешается только в субботу и воскресенье. Последние дни поста - со 2 по 6 января пост усиливается: рыба возбраняется во все дни, пища с маслом разрешается только в субботу и воскресенье.
Как раз на дни более строгого поста приходится гражданский праздник Нового года, а для многих людей стало традицией собираться всей семьей в новогоднюю ночь. Но все же надо помнить о посте: стол должен быть скромным, а застолье - без чрезмерного веселья.
Последний день Рождественского поста, называется . В этот день ничего не вкушают до вечера - до появления первой звезды, напоминающей о явлении Звезды на востоке, которая возвестила о рождении Господа нашего Иисуса Христа. В этот день в пищу готовят коливо или сочиво - вареные в меду зерна пшени­цы или отварной рис с изюмом. От слова «сочиво» и происходит название этого дня - «сочельник».

День перед праздником Рождества Христова – Сочельник устроен по дню Великой субботы. Время принятия пищи в этот день приходится на вечер. С древности идет обычай не вкушать пищи до появления на небе первой звезды. Церковь предписывает употребление на вечерней трапезе кутьи с медом, чем напоминает древний обычай: крещеные в этот день вкушали мед – символ сладости духовных даров.
О трапезе Рождественского Сочельника в Уставе сказано: «Ядим варение со елеем, рыбы же не ядим; вино же пием, благодаряще Бога». Если навечерие Рождества случится в субботу или воскресенье, тогда «входим в трапезу и ядим совершенно (досыта); рыбы же не ядим, но со древяномаслием, и сочево обварено, или кутию с медом; испиваем же вина в славу Божию; в неимущих странах пием пиво».

Двенадцать дней после Рождества Христова называют «святками» - святыми днями, ибо они освящены великими событиями Рождества Христова и Богоявления. Пост в эти дни отменяется, но от супружеских отношений, согласно церковным правилам, следует еще воздерживаться.

Период от поста Рождественского до называется «зимний мясоед». В этот период пост среды и пятницы предписывается соблюдать так же, как и в мясоеды «летний» и «осенний», то есть рыба разрешена только в дни двунадесятых и храмовых праздников. Пища с растительным маслом в среду и пятницу разрешена лишь в том случае, если на эти дни выпали праздники памяти великого святого с полиелейной службой накануне.

Сегодня православный церковный праздник:

Завтра праздник:

Ожидаются праздники:
27.03.2019 -
28.03.2019 -
29.03.2019 -

Православные праздники:
| | | | | | | | | | |

Филипповский пост (Филиппов, Рождественский пост) — один из постов православной церкви. Соблюдается с 15 (28) ноября по 24 декабря (6 января).

История

На закате

Между IV и V веками появляются на Западе т. Н. «Посты четырех времен года». Об этих посты папа Лев I (440-461) так говорит: «В течение целого года посты так разложены, что закон воздержания приписан для всех времен года, а именно, пост весенний бывает в Четыредесятницу, летний в Пятидесятницу, осенний — в 7 , а зимний — в 10 месяцев ». Папа Лев I мотивирует их создание как благодарение Богу за собранные плоды.

И как раз зимний из упомянутых четырех постов становится завязкой рождественского поста. Колыбель этого поста — давняя Галлия, а сегодняшняя Франция. Здесь с V в. имеем упоминания о подготовительном пост до Рождества Христова. Епископ Григорий Турский († 594) говорит, что святой перпету, епископ Турский († 491), начиная со дня святого Мартина (11 ноября) до Христова Рождества постился в понедельник, среду и субботу. Собор Турский II (567) приписывает монахам поститься каждый день в декабре до Христова Рождества. Несколько позже этот пост переходит в Рим и Италию, а затем в Англию. Рождественский пост на Западе со временем получает название «Адвента», что с латинского означает «приход», то есть приход Христа. Первоначально слово «адвент» означало праздник Христова Рождества, а позже стало означать время перед Христовым Рождеством. В IX в. первое воскресенье Адвента становится на Западе началом церковного года.

На Востоке

Тогда, когда на Западе Рождественский пост в VI веке становится уже общим, то на Востоке под влиянием Запада он в то время только начинается. Первое упоминание о Рождественском посте от 14 ноября подает Коптийский календарь с VIII века.

Иоанну Постнику (582-595), патриарху Константинополя, приписывают такие слова: «Годится, чтобы миряне удаляться от мяса в две Четыредесятницы, это пост святого Филиппа и пост святых апостолов Петра и Павла». В IX в. рождественский пост становится общим на всем Востоке.

Происхождение названия

Рождественский пост имеет и другое название — Филиппов пост.

Это название происходит от праздника Святого апостола Филиппа, который приходится на 27 ноября — последний день, когда едят скоромную пищу перед постом (заговенье). Отсюда происходит и народное название Филиппов пост или Филиппов. Апостол Филипп прославился проповедью Слова Божьего и многочисленными случаями исцеления людей. Православная церковь называет его учеником, другом Господа и подражателей страданий его (апостола Филиппа распяли на кресте, как и Спасителя).

Цель поста

Издавна праздник Рождества Христова был наравне с праздником Христова Воскресения. Поэтому и церковный устав смотрит на Христово Рождество, как на вторую Пасху. В старых Типик и богослужебном псалтыри под 25 декабря является такая примечание: «Пасха, праздник трехдневный». Поэтому, как к празднику Пасхи верующие готовились молитвой и постом, так и рождественский пост стал для них время приготовления к приходу Спасителя. Симеон Солунский († 1429) говорит: «Этот сорокадневный пост похож на пост Моисея, который постился 40 дней и ночей и принял таблицы Божьих заповедей. Фигура и мы 40 дней и примем живое Слово Божье, Воплощенного от Девы и причастимся Тела ».

Рождественский пост стал для Церкви также символом молитв и постов ветхозаветных патриархов и пророков, с тоской ожидали прихода Мессии. Во время этого поста святая Церковь, желая скрепить своих верных примеру святых Ветхого и Нового Заветов, чтит память некоторых пророков, а именно:

  • пророка Авдия, Наума, Аввакума, Софонии, Аггея и Даниила;
  • святых апостолов Матфея и Андрея;
  • святителя Николая,
  • преподобных Иоанна Дамаскина и Саввы Освященного;
  • выдающихся мучеников и мучениц: Гурия, Екатерины, Варвары, Евстратия, Игнатия Богоносца, Анастасии и Евгении,
  • напоследок две последние недели посвящены всем ветхозаветным праотцам и отцам.

Наша Церковь имеет древнюю традицию, по которой верные готовятся к празднику Рождества Христова не только молитвой и постом, но и святыми таинством исповеди и святого причастия. Киевский митрополит Георгий (1072-1073) в своем «Билеческим Уставе» приписывает причащаться, между прочим, и на Христово Рождество (§ 9). Святой Иосафат в своих «Правилах для священников» советует им поощрять верующих к исповеди при Филипповки. Киевский Митрополит Петр Могила († 1647) в требнике поручает верным исповедь и причастие во время каждого из четырех годовых постов.

Продолжительность Рождественского поста

На закате

Собор в Сараґосси (380) приписывает трехнедельный пост перед праздником Богоявления, что в то время еще было вместе с Христовым Рождеством. Собор в Макони (581), Франция практику Турский епархии, которая, начиная от святого Мартина (11 ноября), соблюдала пост три раза в неделю, распространила на всю страну. Так что этот пост на Западе начинался от праздника святого Мартина, то получил название поста святого Мартина. Со временем этот пост с трех недель увеличился до 40 дней, вроде поста перед праздником Пасхи. Папа Григорий VII (1073-1085) сократил число воскресений Адвента на четыре, что должно символически означать четыре тысячи лет до Христа прихода.

На Востоке

Хотя здесь рождественский пост начинался от 14 ноября, его продолжительность долгое время была неопределенной и спорной. Причиной было то, что на Востоке только пасхальный пост был приписан законами Церкви, а три другие летние посты — пост святых апостолов, Успения Богородицы и рождественский, вошли в практику через обычай. Еще в IX в. на Востоке были споры относительно продолжительности этого поста. В произведении, которое приписывают Антиохийскому патриарху, Анастасия Синаита (561-600) «О трех Четыредесятницы» говорится о спорах относительно обязанности рождественского поста и о том, что установка не считали апостольское, а монах, а также о том, что его продолжительность сокращали до 18, 12, 6 или 4 дней. Автор пытается защищать апостольское происхождение и общий долг рождественского поста и при этом ссылается на передачу о святого апостола Филиппа. В передаче говорится, что святой Филипп перед своей мученической смертью просил у Бога наказания для своих мучителей. За то ему было объявлено, что он как епитимью 40 дней после смерти не сможет войти в рай. Поэтому святой Филипп просил иных апостолов, чтобы за него постились 40 дней, а апостолы всем верным поручили 40-дневный пост.

Есть некоторые предостережения относительно сочинения «О Три Четыредесятницы». Историки считают, что это произведение не мог появиться раньше, чем в IX в. том, что он говорит о Успенский пост, о котором до IX в. еще не знали.

В Антиохии о рождественский пост, который начинался первого декабря, знали с начала VI в. В то время он был и в Иерусалиме и продолжался там 40 дней. В IX в. Студийский Устав уже подает точные предписания относительно еды во время поста святого Филиппа.

Окончательно упрочили время рождественского поста на соборе 1166 года года в Константинополе за патриарха Луки Хризоверга и императора Мануила Комнена. Этот Собор приписывает сорокадневный пост перед Христовым Рождеством и говорит его начинать со дня святого Филиппа, то есть от 14 ноября. Из-за этого он получил название поста святого Филиппа, или Филипповки. Антиохийский патриарх Феодор Вальсамон (1185-1204), объясняя это решение Собора, говорит, что этот пост в целости обязывает монахов, а миряне могут сокращать его до семи дней. По свидетельству византийского писателя Георгия Кодин († к. 1450) на императорских дворе в Константинополе рождественский пост продолжался сорок дней.

Соблюдение поста

Главная идея поста заключается в сочетании физического поста с духовным. По окончании его православные празднуют Рождество Христово. Отсюда и название — Рождественский пост. Во время этого поста запрещается употреблять мясные, молочные блюда, а также яйца. Разрешено потреблять в среду и пятницу растительную пищу без масла, а во вторник, четверг — растительную пищу с растительным маслом. В субботу, воскресенье до 2 января, а также на большие праздники позволяется употреблять рыбу. Допускается облегчения поста. Пост облегчается для тех, кто болеет или работает на тяжелых работах, беременных, кормящих матерей. Во время поста запрещено совершать только венчание. Что касается других треб, например, крещения, — то они проводятся независимо от того, есть пост или его немае.Львивський Синод (1891) несколько злагиднюе рождественский пост, позволяя в понедельник, среду и пятницу набел, а остальные четыре дня недели мягкие Мясные блюда, но обязывает священников отказывать пятидесятый псалом, а миряне должны повторять: пять «Отче наш» и пять «Богородице Дево» перед обедом и перед ужином.

Loading...Loading...