Предстоящие на иконах. Как читать иконы

Помимо образов, на которых изображены те или иные конкретные духовные лица (Иисус, Матерь Божья, апостолы-евангелисты, мученики и пророки), есть иконы собирательные. На них символически нарисовано всё Воинство Божие, и, молясь перед ними, мы можем обратиться за помощью к своему как если бы это была икона именная.

Суть названия

Почему называется образ «Икона Всех Святых»? При крещении каждый христианин получает себе личного небесного защитника, покровителя, который оберегает его на жизненном пути и к которому воцерквлённый может обратиться в молитвах с любой нуждой, просьбой. В честь этого покровителя даётся ему и новое имя. Однако икона Всех Святых - образ универсальный, в этом и заключается суть его названия. Кем бы ни был ваш небесный хранитель - архангел Михаил, Николай Чудотворец или матушка Матрона - ваша молитва перед этим образом будет услышана каждым из них. Попросите поддержки на всех жизненных перепутьях - и вы почувствуете её обязательно! Какие чаще всего молитвы слышала икона Всех Святых? Наверное: «Отцы небесные, заступники милостивые, молите Бога за нас!»

Описание образа

Существует множество различных списков изображения иконы. Самые старые относятся ещё к 5-7 векам, а сделаны они были на Афоне. Вот, например, как выглядит икона Всех Святых на одном из русских образцов 18-го века: вверху - Пресвятая Троица и Святой Дух). Отец изображён в центре, Сын - справа, а Дух (в образе Голубя) сверху над Обоими. Второй ряд фигур, т. е. несколько ниже, составляют Матерь Божья, которую называют Владычицей Богородицей, Заступницей всех грешников, и Кроме них, икона Всех Святых, описание которой мы делаем, включает в себя Иоанна Предтечу и лики других агнцев Божьих.

Праздник в честь образа

Памяти Всех Святых - так называется день особого прославления иконы. Отмечается он обычно после Троицы, в первое же воскресенье. Ещё его называют Пятидесятницей. Ведь икона Всех Святых значение особое приобретает на пятидесятый день после Пасхи Христовой. Молебны в её честь проходят всю неделю вплоть до 8-го послепасхального воскресенья. Таким образом, праздник этот переходящий, не имеющий закреплённого за собой определённого календарного числа.

Наши незримые заступники

Кто же они, наши незримые спасители? Рассмотрим внимательнее фото иконы Всех Святых и поразмышляем о личностях, которые строго и одновременно кротко и сострадательно взирают на нас. Святые - это люди, ещё при жизни угодившие Господу своими поступками, твёрдостью в вере и делами, прославлявшими Всевышнего, совершавшимися во славу Его. После своей смерти физической они были взяты Богом на небо, чтобы молиться перед Ним о нашем заступничестве.

Иерархия небесная

К относятся, в первую очередь, пророки. От самого Бога они получили чудный дар - прозревать будущее, видеть события, которые должны произойти сотни и тысячи лет спустя. Самое главное из них - возвращение Спасителя на землю. Среди пророков более всего почитается Илья (молитва иконе Всех Святых и ему именно действенна в июле-августе, 20-го и 2-го числа, в зависимости от стиля). Кроме того, православные христиане уважительно относятся к Иоанну Предтече, дни почитания которого - 24 июня (7 июля) и 29 августа (11 сентября).

Апостолы - посланники Божии

Апостолы - это те люди, которые лично знали Христа, были его учениками, сопровождали Сына Божьего по земле Иудейской, записывали его поучения. Мы знаем 12 апостолов, поимённо, каким образом они познали Бога Живого и как нашли себя во Христе. После гибели своего учителя апостолы отправились в разные концы мира проповедовать новые знания. Среди них тоже есть своя иерархия. Главными, или первоверховными, признаны Павел и Пётр. Евангелистами, т. е. составителями Священного Писания, являются Лука, Матфей, Иоанн, Марк. Некоторые святые приравниваются к апостолам по выполняемой миссии. Они не были личными учениками Христа, но в разные эпохи пропагандировали Его учение. Это греческие цари Константин и Елена, русские князья Владимир и Ольга, грузинская просветительница Нина.

Клан мучеников

Многие святые, изображённые на иконе, столь великую честь заслужили не только тем, что несли Свет Правды в массы, но и жестоко страдали за это. К ним относятся христиане-мученики. Те, кто претерпел страшные издевательства, надругательства и пытки, названы великомучениками. Это и знаменитый чей образ в народном сознание сросся с архангелом Рафаилом, врачевателем Божьим; и св. Георгий, носящий громкое имя Победоносец; а также страдалицы-христианки - Екатерина и Варвара. В канонических текстах говорится о первомучениках - христианах, т. е. тех, кто первыми из огромного количества пострадавших приняли на себя удар гонений и преследований - Стефан и Фекла. Особое место среди святых на иконе занимают исповедники - христиане, которые собственной праведной жизнью доказывали справедливость заветов Бога.

Люди «Христа ради»

К ним относятся святые сподвижники, угодившие Господу своими делами:

  • Это столь уважаемый и православными, и католиками Николай: наделённый большими способностями, он, во славу Бога, творил множество чудес, за что и получил звание Чудотворца. Григорий Богослов и другие, названные учителями Церкви Христианской.
  • Ставшие Богу подобными, т. е. преподобные - Сергий Радонежский, Серафим Саровский, любимые всем людом православным. И по сию пору вера в них крепка и неколебима.
  • Праведники - люди семейные, жившие по законам христианства и старавшиеся всеми силами соблюдать заветы Бога. Это, в первую очередь, ветхозаветные пророки, родители Марии, муж её, Иосиф, Петр и Феврония Муромские и многие другие.
  • Юродивые и бессребреники, помогающие другим морально и материально без оплаты, не ожидая никакого вознаграждения, Христа ради: Василий Блаженный и матушка Матрона, Ксения Петербуржская и другие.

Вот такая она удивительная - икона Всех Святых!

Святые отцы называли икону Евангелием для неграмотных. Однако икону нельзя воспринимать как простую иллюстрацию к святому писанию. Многие через нее обращаются к Богу и святым покровителям. Именно поэтому сложился определенный канон - как правильно писать иконы. Особое внимание иконописцы уделяют изображению лиц и, конечно, жестам, ведь они имеют большое значение и несут определенный смысл.

23 октября 787 года Вселенский собор установил порядок почитания икон, сохранившийся до наших дней. До XVI века даже неграмотные люди умели «прочитывать» иконы

1. СНИЗУ ВВЕРХ

Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба — таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь. Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в глаза, если не рассматривать изображение последовательно.

В древних иконах даже доска рамы играет роль, это — граница между нашим миром и миром, представленным в иконе — духовным.

В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево, а тем более липу — тоже символичное растение.

Если присмотреться к древним иконам, то линия между рамой и изображением обычно выписана цветом — чаще всего красным.

Эта граница называется «лузга» (как тонкая пленочка в семечках, которые «лузгают»), она символизирует границу между дольним и горним мирами, а красная она потому, что рубеж этот, этот переход — дался кровью… 2. ВНИМАНИЕ К ФОНУ

Фон на иконе играет важную роль, как и все остальное — говорят, что ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так.

В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно, чтобы показать реальность произошедших на них событий.

Позднее напоминание о реальности станет менее важным для иконы. Куда чаще сейчас мы встречаем однотонный фон: золотой или белый. Эти два цвета — самые «высокие» в византийской традиции.

Белый цвет — цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю.

Золотой цвет — цвет святости и особенного, невещественного сияния. К тому же, золото не меняет цвет, оно постоянно и ассоциируется с вечностью.

С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа.

На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов.

Так, например, собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры ; Марию Египетскую изображают на фоне пустыни ; блаженную Ксению — на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище.

Есть известная икона Иоанна Шанхайского , на ней изображена мостовая и такси — то, среди чего жил этот святой.

3. СИМВОЛИЧЕСКИЕ ЦВЕТА

Мы уже сказали о белом и золотом цветах на иконе. Но и другие цвета имеют свой символический смысл, и, наверное, интересно узнать, что есть цвет, которого вы не найдете на канонических иконах.

Этот цвет — серый, цвет , получающийся смешением белого и черного. В духовном мире рай и ад, святость и грех, добро и зло не смешиваются, и тьма не может объять свет. Поэтому для иконописцев, относящихся к цвету как к образу, наделенному смыслом, и никогда не выбирающих цвет произвольно, «для красоты», серый цвет не нужен.

Красный цвет имеет сразу несколько значений. Это цвет крови, цвет жертвы Христа. Поэтому люди, изображенные на иконе в красных одеждах — мученики.

Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Но красный цвет — это и символ Воскресения, победы жизни над смертью. Существуют даже иконы с красным фоном — знаком торжества вечной жизни. Красный фон всегда наполняет икону пасхальным звучанием.

Синий и голубой цвета соотносятся с небом, иным, вечным миром и мудростью. Это и цвет Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное.

Так по голубым куполам всегда можно узнать Богородичный храм.


4. РАСШИФРОВКА АТРИБУТОВ


Даже самые маленькие атрибуты на иконах дают нам «ключи» к их пониманию. «Русская семерка»уже касалась этой темы, например, в материале об иконе «Неопалимая купина». Какие же самые частые атрибуты святых на иконах?

Кресты в руках святых значат обычно, что этот человек принял мученическую смерть за свою веру.

Часто в руки святым на иконе дается то, чем они прославились.

Например, на ладони Сергия Радонежского пишут монастырь, основанный им.

Святой Пантелеимон держит коробочку с лекарствами.

Святители и евангелисты на иконах держат Евангелие.

Преподобные — четки, как Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как Силуан Афонский.

Иногда атрибуты святых неожиданны, удивительны и понять их можно, только узнав житие.

Например, святой царевич Димитрий может изображаться на иконах в короне (хотя коронован не был), часто — с орешками в руке, которыми играл перед гибелью.

Или удивительная икона святого мученика (читаем это по кресту в руке) Христофора , вместо головы которого там изображена, окруженная нимбом, голова… собаки. Это утрированный эпизод из жития: мученик Христофор молил Бога забрать его красоту, чтобы избежать соблазнов, и сделать его страшным.

5. ПОНИМАНИЕ ФИГУР


Фигуры на иконах тоже символичны.

Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое — нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире.

В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник — с Вечностью и так далее.

Круг — фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли.

Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется» , например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) - символ Божественной славы.

Но вот о чем редко говорят в связи с обратной перспективой — так это о сторонах. Ведь если икона пишется «с другой точки зрения», то ее правая (для нас) сторона становится левой (для нее) и наоборот. А у сторон тоже есть своя символика.

Правая сторона (с точки зрения внутренней организации, т.е. для нас левая) соотносится с передним планом (и настоящим временем), а левая — с задним (и будущим временем).

В центре иконы обычно изображается самое главное — то, о с точки зрения чего (или Кого) она повествует.

Например, композиционным центром известной «Троицы» Андрея Рублева является чаша, которую благословляют руки ангелов. Все движение внутреннего взора молящегося происходит вокруг этой чаши (вспомним здесь и символику круга).

Часто живописным центром иконы является евангелие.

Перспектива иконы как бы разворачивается от него, боковые грани книги пишутся в ярких тонах. «Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой», — пишет один из исследователей.

источник http://mi3ch.livejournal.com/

До XVI века даже неграмотные люди умели "прочитывать" иконы, и одна икона порой заменяла десятки проповедей.

Снизу вверх

Иконы следует читать снизу вверх, как бы поднимаясь от земного мира к горнему. Святые часто изображаются стоя на земле, но достигая неба - таков был, говоря метафорически, и их жизненный путь. Иногда внизу иконы расположены важные атрибуты, подробности жизни святых, которые не бросаются в глаза, если не рассматривать изображение последовательно. В древних иконах даже доска рамы играет роль, это - граница между нашим миром и миром, представленным в иконе - духовным. В Сирийских и Египетских пустынях не так-то просто было достать дерево, а тем более липу - тоже символичное растение.
Если присмотреться к древним иконам, то линия между рамой и изображением обычно выписана цветом - чаще всего красным. Эта граница называется "лузга" (как тонкая пленочка в семечках, которые "лузгают"), она символизирует границу между дольним и горним мирами, а красная она потому, что рубеж этот, этот переход - дался кровью...

Внимание к фону

Фон на иконе играет важную роль, как и все остальное - говорят, что ни один миллиметр иконы не пишется бессмысленно, просто так. В самые древние времена христианства фон икон прописывали подробно, чтобы показать реальность произошедших на них событий. Позднее напоминание о реальности станет менее важным для иконы. Куда чаще сейчас мы встречаем однотонный фон: золотой или белый. Эти два цвета - самые "высокие" в византийской традиции. Белый цвет - цвет рая, и иконы, имеющие его фоном, однозначно показывают предстоящему перед ними человеку, что действие происходит в раю. Золотой цвет - цвет святости и особенного, невещественного сияния. К тому же, золото не меняет цвет, оно постоянно и ассоциируется с вечностью. С золотом, испытанном в горниле, Писание сравнивает мучеников, пострадавших за Христа.
На иконах святых изображаются порой места их жития и подвигов. Так, например, собор Киево-Печерских святых пишут на фоне Киево-Печерской лавры; Марию Египетскую изображают на фоне пустыни; блаженную Ксению - на фоне Санкт-Петербурга и храма на Смоленском кладбище. Есть известная икона Иоанна Шанхайского, на ней изображена мостовая и такси - то, среди чего жил этот святой.

Символические цвета

Мы уже сказали о белом и золотом цветах на иконе. Но и другие цвета имеют свой символический смысл, и, наверное, интересно узнать, что есть цвет, которого вы не найдете на канонических иконах. Этот цвет - серый, цвет, получающийся смешением белого и черного. В духовном мире рай и ад, святость и грех, добро и зло не смешиваются, и тьма не может объять свет. Поэтому для иконописцев, относящихся к цвету как к образу, наделенному смыслом, и никогда не выбирающих цвет произвольно, "для красоты", серый цвет не нужен.
Красный цвет имеет сразу несколько значений. Это цвет крови, цвет жертвы Христа. Поэтому люди, изображенные на иконе в красных одеждах - мученики. Красным небесным огнем сияют крылья приближенных к престолу Бога архангелов-серафимов. Но красный цвет - это и символ Воскресения, победы жизни над смертью. Существуют даже иконы с красным фоном - знаком торжества вечной жизни. Красный фон всегда наполняет икону пасхальным звучанием.
Синий и голубой цвета соотносятся с небом, иным, вечным миром и мудростью. Это и цвет Богоматери, соединившей в себе и земное и небесное. Так по голубым куполам всегда можно узнать Богородичный храм.

Расшифровка атрибутов

Даже самые маленькие атрибуты на иконах дают нам "ключи" к их пониманию. "Русская семерка"уже касалась этой темы, например, в материале об иконе "Неопалимая купина". Какие же самые частые атрибуты святых на иконах? Кресты в руках святых значат обычно, что этот человек принял мученическую смерть за свою веру.
Часто в руки святым на иконе дается то, чем они прославились. Например, на ладони Сергия Радонежского пишут монастырь, основанный им. Святой Пантелеимон держит коробочку с лекарствами. Святители и евангелисты на иконах держат Евангелие. Преподобные - четки, как Серафим Саровский, или свитки с изречениями или молитвой, как Силуан Афонский.
Иногда атрибуты святых неожиданны, удивительны и понять их можно, только узнав житие.
Например, святой царевич Димитрий может изображаться на иконах в короне (хотя коронован не был), часто - с орешками в руке, которыми играл перед гибелью.
Или удивительная икона святого мученика (читаем это по кресту в руке) Христофора, вместо головы которого там изображена, окруженная нимбом, голова... собаки. Это утрированный эпизод из жития: мученик Христофор молил Бога забрать его красоту, чтобы избежать соблазнов, и сделать его страшным.

Понимание фигур

Фигуры на иконах тоже символичны. Так, например, квадрат или прямоугольник, на котором часто стоят ноги святого, означает человеческое - нашу землю и то, что действие происходит в дольнем мире. В фигурах с большим количеством углов символично это количество: шестиугольник, привносящий тему шести дней творения, восьмиугольник - с Вечностью и так далее.
Круг - фигура без углов, являющаяся совершенной, символизирует полноту бытия, и часто изображается на иконах творения земли. Кроме того и нимбы имеют форму круга. А на иконе «О Тебе радуется», например, вся фигура Богоматери вписана в круг (мандорлу) – символ Божественной славы. А затем очертания круга повторяются снова и снова – в стенах и главах храма, в ветвях райского сада, в полете таинственных, почти невидимых небесных сил на самом верху иконы.

Перспектива и стороны

Об обратной перспективе в иконах слышали все, кто ими интересуется. Это не секрет, что обратная перспектива подчеркивает, что не человек, предстоящий перед иконой, - центр мира, а Тот, Кто как бы смотрит на него из иконы. Но вот о чем редко говорят в связи с обратной перспективой - так это о сторонах. Ведь если икона пишется "с другой точки зрения", то ее правая (для нас) сторона становится левой (для нее) и наоборот. А у сторон тоже есть своя символика. Правая сторона (с точки зрения внутренней организации, т.е. для нас левая) соотносится с передним планом (и настоящим временем), а левая - с задним (и будущим временем). Это помогает нам понять многие иконы, например, иконографию Страшного Суда, на которой праведники представлены слева от зрителя, а грешники - справа, а не наоборот.

Центр иконы

В центре иконы обычно изображается самое главное - то, о с точки зрения чего (или Кого) она повествует. Например, композиционным центром известной "Троицы" Андрея Рублева является чаша, которую благословляют руки ангелов. Все движение внутреннего взора молящегося происходит вокруг этой чаши (вспомним здесь и символику круга).
Часто живописным центром иконы является Евангелие. Перспектива иконы как бы разворачивается от него, боковые грани книги пишутся в ярких тонах. "Мы видим обложку Евангелия, но разрастающиеся в глубину яркие грани показывают, как несравненно более важно то, что стоит за этой обложкой", - пишет один из исследователей.

Последнее обновление:
27.Марта.2018, 16:33


Святые - это люди, стяжавшие особую благодать, очищенные от греха. Когда происходит канонизация, т. е. прославление святого всей церковью, то обязательно пишется его образ.

На иконах изображают: праотцов, пророков, мучеников, святителей, преподобных, блаженных (юродивых), праведных, бессеребренников, благоверных и др.

Разными путями люди угождают Богу: Отец Небесный каждого наделяет талантами в должную меру и от каждого принимает труды во славу Свою, поэтому и Церковь прославляет угодников Божиих в разных ликах.

Святые праотцы

Первые праведники в человеческой истории. На иконах их изображают со свитками, содержащими тексты из Священного Писания; праотца Ноя иногда изображают с ковчегом в руках.

Святые пророки

К пророкам относятся святые люди, которые по внушению Святого Духа предсказывали грядущие события и в особенности появление обетованного Мессии. В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах - пророческие шапочки или корона, иногда еще их изображают и с непокрытой головой. Свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств. Они одеты в хитон и гиматий, на плечах некоторых милоть - накидка из овчины

К пророкам относятся святые люди, получившие от Бога дар прозрения будущего, возвещавшие миру пути Его Промысла; по внушению Святого Духа они предсказывали о грядущих событиях, в особенности об обетованном Спасителе.
Наиболее почитаемые пророки: Илия (память 2 августа), Иоанн Предтеча (7 июля, 11 сентября). Известны жены-пророчицы, например праведная Анна (16 февраля).
В иконографии пророков обязательно присутствует изображение нимба как символа святости и особого избранничества Божия; на головах — пророческие шапочки (например у пророка Даниила) или корона, как у царей Давида и Соломона; изображаются также пророки и с непокрытой головой; свитки в руках содержат выдержки из текстов их пророчеств.

Святые апостолы

Правовестники слова Божия, посланные Самим Иисусом Христом во все концы земли. Их традиционно изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг голов; одежда апостолов - хитон и гиматий. Апостол Петр изображается со связкой ключей. Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских Вратах.

Апостолы (по-гречески — посланники) — ученики Христа, сопровождавшие Его во время общественного служения, а впоследствии посланные Самим Господом Иисусом Христом во все концы земли, распространившие веру по миру. Апостолы Петр и Павел (12 июля) именуются первоверховными.

Традиционно святых апостолов изображают со свитками или книгой в форме кодекса, с нимбами вокруг головы; одежды апостолов — хитон и гиматий.

На иконах первоверховпого апостола Петра обычно изображают со связкой ключей, которая означает совокупность церковных Таинств, являющихся символическими ключами от Царствия Небесного: «ты — Петр, и на сем камне Я создам Церковь Мою, и врата ада не одолеют ее; и дам тебе ключи Царства Небесного: и что свяжешь на земле, то будет связано на небесах; и что разрешишь на земле, то будет разрешено на небесах» (Мф.16,18-19).

Четыре иконы святых евангелистов всегда помещают на Царских вратах. Евангелисты Матфей, Марк и Лука изображаются во время работы над Евангелиями, сидящими в помещениях за раскрытыми книгами, а святой евангелист Иоанн — среди гор на острове Патмос, где он, согласно Преданию, диктовал Богодухновенный текст своему ученику Прохору.

Равноапостольные

Святые, особенно прославившиеся обращением народов в христианскую веру и жившие в последующие за первыми апостолами времена. Отличия могут быть в изображении одежды, которая характерна для их времени и народа. Их также изображают с крестом в руках - символом крещения и спасения от вечной смерти.

Святители

Святители — патриархи, митрополиты, архиепископы и епископы, достигшие святости чистотой личной жизни и прославившиеся неустанным попечением о своей пастве, хранением Православия от ересей и расколов. Среди их великого сонма наиболее чтимы в русском народе святители: Николай Чудотворец (19 декабря и 22 мая), Вселенские учители Василий Великий, Григорий Богослов и Иоанн Златоуст (общая память 12 февраля); московские святители Петр, Алексий, Иона, Филипп, Иов, Ермоген и Тихон (общая память 18 октября).

К святителям могут быть причислены только епископы, так как они, возглавляя общину, получают дар учительства и продолжают непрерывность апостольского преемства через рукоположение новых епископов.

На иконах святители изображаются в богослужебном епископском облачении. На голове у них может быть митра — особый головной убор, украшенный небольшими иконами и драгоценными камнями, символизирующий терновый венец Спасителя (но чаще святителей изображают с непокрытой головой); облачены они в саккос — верхнюю одежду, знаменующую багряницу Спасителя; на плечах — омофор — длинный лентообразный плат, украшенный крестами, который является обязательной частью облачения епископа. Омофор символизирует заблудшую овцу, которую евангельский добрый пастырь несет на своих плечах домой.

Чудотворцы

(буквально: тот, кто производит чудеса, греч. θαυματουργός) — эпитет святых, особенно прославившихся даром чудотворения и заступничества в ответ на молитву к ним.

Среди чудотворцев особенно почитается святой Николай Угодник. Чудотворцы не являются особым разрядом святых, поскольку в принципе все святые обладают даром чудотворения, а засвидетельствованные чудеса являются основным условием канонизации.

Святые мученики

Святые мученики - святые, прославленные Церковью за мученическую смерть, принятую за веру. Мученики до новомучеников нашего времени - продолжатели апостольского служения, и поэтому на их иконах присутствует крест. В их иконографии активно используется красный цвет как символ пролитой крови за веру.

Священномученики приняли смерть в священном сане, а преподобномученики — в монашеском постриге.

Исповедники

Исповедниками Церковью названы те, кто много пострадал за Христа, открыто исповедуя свою веру, претерпел за это гонения, мучения и пытки, но остался в живых, избежав мученической смерти. Начиная с VI века исповедниками называют святых, которые особой праведностью своей жизни засвидетельствовали христианскую веру.

Столпники

Сто́лпник (греч. στυλίτης, лат. stylita) — христианский святой из числа преподобных, избравший особый вид подвига — непрерывную молитву на «столпе» (открытой возвышенной площадке, камне, башне и т. п.)

Бессребреники

Бессре́бреник (греч. ἀνάργυροι) — лик святых в Православной церкви, особо прославившихся своим бескорыстием, нестяжательством, отказом от богатства, щедростью ради своей христианской веры. Представление о добродетели бессребреничества присущей святости основывается на бессребреничестве Иисуса Христа. Бессребреники имели дар врачевания и употребляли его безвозмездно, исцеляя болезни как телесные, так и душевные. Таковыми врачами были, например, святые Косма и Дамиан (14 июля), великомученик и целитель Пантелеймон (9 авг.) и др.

Блаженные (юродивые)

Юродивые Христа ради, принимая на себя личину безумия, терпя поношения от окружающих, обличали людские пороки, вразумляли власть имущих, утешали страждущих. Среди них Василий Блаженный (2 авг.), Ксения Петербургская (6 февраля) и другие святые.

Внешнее безумие, соединенное с даром предвидения, поведение, идущее вразрез с общепринятым, но позволяющее невзирая на лица обличать грешников и призывать ко спасению через осознание собственного несовершенства и покаяние, — вот основные черты подвига юродства.

Блаженные на иконах изображаются в том виде, в каком они совершали свой подвиг: обнаженными или с легкой повязкой на чреслах, в ветхих одеждах, с веригами на плечах.

Святые праведные

Будучи семейными людьми и живя в миру, святые праведные удостоились святости за особо благочестивый и угодный Богу образ жизни.

Контакты .. Статья 29.4 Каждый имеет право свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом. Перечень сведений, составляющих государственную тайну, определяется федеральным законом.

Икона (от др.-греческого «образ», «изображение») - в христианстве (главным образом в православии, католицизме и древневосточных церквях) изображение лиц или событий священной или церковной истории, являющихся предметом почитания. закрепленных догматами Седьмого Вселенского собора 787 года.

В искусствоведении иконами называются изображения, выполненные в рамках восточнохристианской традиции на твёрдой поверхности (преимущественно на липовой доске, покрытой левкасом, то есть алебастром, развёденным с жидким клеем) и снабженные специальными надписями и знаками. Однако с богословской и религиоведческой точки зрения иконами являются также мозаичные, живописные и скульптурные изображения в любой художественной манере, если им воздается установленное Седьмым Вселенским собором почитание.

Мерная икона

Мерная икона - это икона, написанная на доске в размер (мерку) человека на момент его рождения. На мерной иконе изображен тезоименитый святой, то есть святой покровитель, имеющий то же имя, что и владелец иконы. Тезоименитым (тезоименным) святым является святой, в честь которого во время Таинства Крещения священник нарекает имя. Часто, в случае, когда родители знают заранее имя святого, которое будет дано их ребёнку, икону заказывают и пишут ко Дню Крещения. Она может стать подарком на всю жизнь от близких родственников или крёстных родителей (восприемников) ребёнка. Во время таинства крещения священник может положить образ на аналое и разместить рядом с купелью, тогда, во время троекратного обхождения вокруг купели, крещаемый и восприемники обходят также и вокруг иконы. Так в начале духовной жизни человека принимает участие его святой небесный покровитель. В самом же таинстве крещения икона не участвует и её присутствие необязательно.

Иногда человек не знает, в честь какого святого ему дано имя. В этом случае, по древней традиции, тезоименным святым считают святого с тем же именем, чьё празднование ближайшее ко дню крещения (если же день крещения неизвестен, то ко дню рождения) этого человека. Также часто тезоименным святым считают соименного святого, почитаемого в семье, вне зависимости от времени празднования именин. Этого святого и изображают на мерной иконе. В древности мерную икону заказывали новорожденным детям, но в XXI веке из-за того, что в определённый период российской истории традиция была утрачена, часто пишут такие иконы в качестве духовного наставления отрокам, отроковицам, молодым и юным мужчинам, девушкам. Иногда также пишут и взрослым людям в знак особого уважения к прожитой ими с момента рождения жизни и совершённым хорошим делам и поступкам. В исключительных случаях (приход к Богу, принятие Таинства Крещения, чудесное исцеление) взрослые люди такую икону заказывают и пишут сами для себя.

Следует помнить, что мерная икона - это, в первую очередь, образ святого покровителя, которому следует молиться, а не оберег, амулет или талисман, который сам по себе, одним фактом существования должен оберегать человека.

История мерной иконы

Появление мерных икон связано с тем, что православные христиане всегда старались быть как можно ближе к духовному миру, и поднимались к Богу, обращаясь к Нему в молитвах; и также приближали к себе Угодников Божиих, чьи молитвы всегда услышаны Господом. Особенной любовью и почитанием всегда пользуется тезоименитый (изображаемый на мерной иконе) святой, и День его Памяти (День, когда Православная Церковь поминает этого святого) называется «именинами» и всегда отмечается. Обычно в этот день ходят в церковь на Божественную Литургию, принимают участие в таинстве Евхаристии, которое соединяет с Богом. У иконы со своим святым покровителем зажигают лампаду, свечи, ставят цветы, или иным образом украшают образ: в сёлах часто кладут расшитые вручную рушники и салфетки.

Троекратное обхождение вокруг Купели и мерной иконы, лежащей на аналое

До революции мерные иконы писали сразу после рождения младенца. Изготавливая досочку, на которой будет изображён святой в размер новорождённого человека, родители хотели приблизить тезоименного Покровителя к беззащитному малышу, доверить жизнь маленького человека его святому наставлению и оградить от злых сил. Оберегая своего младенца, на мерной иконе также стали изображать святого Ангела Хранителя, который охраняет человека в течение его жизни. Он изображается с крыльями как сущность тонкого, невидимого людям мира. В руках Ангела Хранителя Крест - оружие духовного мира, в знак того, что он посланник Иисуса Христа и меч, которым Ангел защитит своего подопечного в мире физическом.

Написание мерной иконы

Изготовление иконы всегда было очень дорогостоящим, в том числе написание мерной иконы, поскольку её размер изначально приравнивался к размеру ребёнка - а это значительный размер для рукописной иконы. Поэтому в прежние времена мерные иконы были не во всех православных семьях, а только у людей знатных родов: царственных особ, дворян, крупных купцов. Отдавая дань почитаемым святым, часто соответственно традиции своего времени, мерные иконы украшали драгоценными камнями, окладами, жемчугом, помещали для лучшей сохранности в киот. Всю жизнь мерная икона была рядом с человеком, для которого она создана. После смерти икона оставалась в домашнем иконостасе семьи или передавалась в церковь, в которой молился хозяин иконы или которую посещают его дети. Многие мерные иконы царственных особ находятся в Успенском Соборе Московского Кремля.

Святые, изображаемые на мерной иконе

Стараясь усилить заступничество Божественных сил, на мерных иконах часто изображают второго святого покровителя, который празднуется в день, когда родился человек. Если же день рождения совпадает с празднованием чудотворной иконы Пресвятой Богородицы или иным Православным праздником, изображают и этот сюжет как Покровительный, ведь мы не выбираем День своего Рождения - он дан Богом. В этот знаменательный и единственный для каждого человека день празднуются события Священной истории.

На полях мерной иконы часто бывают изображены святые покровители родителей или крёстных, иногда бабушек и дедушек или других близких родственников, которые желают, чтобы и их тезоименные святые охраняли маленького человека, а также, чтобы и он сам, на протяжении всей жизни, предстоя в молитве перед образом, вспоминал своих близких, чьи покровители изображены здесь.

По желанию заказавших мерную икону, на её полях, могут быть написаны почитаемые святые, в опекунстве которых, по их мнению, нуждается новорожденный. Часто изображают святого Николая Чудотворца, которому молятся о семейном благополучии и Сергия Радонежского, которому молятся о помощи в учёбе. Если ребёнок родился слабый здоровьем, то пишут целителя Пантелеимона.

Над тезоименным святым в ковчеге иконы или на верхнем поле, может быть написан Благословляющий Господь или Нерукотворный Убрус - для мальчика; и Знамение Пресвятой Богородицы или Её Покров - для девочки. Изображать тот или иной сюжет на мерной иконе может стать со временем семейной традицией вне зависимости от именин или дня рождения ребёнка. Так, на мерных иконах царственной семьи, всегда писали образ Пресвятой Троицы.

Loading...Loading...