Государства после смерти царя соломона. История еврейского народа

Смерть Соломона и распад Иудейского царства.
Соломон – легендарный царь Израиля, мудрейший из всех людей. Его царствование было продолжением золотого века Израиля, начатого его отцом Давидом. Границы государства были расширены, процветала торговля. Страна переживала культурный подъем.
О мудрости Соломона уже при его жизни слагали легенды. Известная история о царице Савской, пришедшая проверить эти слухи, говорит, что она весьма была поражена разумом Иудейского царя, ведь он ответил на все ее загадки. Также царица была очень впечатлена богатством и изяществом дома Соломона. Примечательно, что после этого эпизода торговля начала развиваться еще быстрее. Удобное географическое расположение способствовало этому. Через Иудею проходило множество торговых маршрутов, благодаря чему царство не испытывало никакого недостатка в золоте, драгоценных камнях, пряностях и других редких ресурсах. Следует отметить, что серебро не считалось благородным металлом, золото ценилось значительно выше.
Однако несмотря на все богатство его царства и собственную мудрость, Соломон был довольно жестким царем, отягощавшим народ налогами и сурово наказывавшим неподчинение. Также его подданным приходилось выполнять множество работ для благоустройства Иудеи.
Однако все это было дано ему Богом Израиля, Иеговой (в переводе древнееврейского – Сущий). Со временем царь отошел от Бога, потому что его многочисленные жены склоняли его к поклонению другим богам. Библия говорит, что к концу царствования Соломон имел около 700 законных жен и еще 300 наложниц. Среди них были Моавитянки, Аммонитянки, Идумеянки, Сидоминянки и Хеттеянки. Они совращали сердце царя, так как были из языческих народов. Со временем Соломон вел построить храмы для Астарты, бога Сидонского, Хамоса, бога Моавитского, и Милхома, бога Аммонитского.
Господь разгневался, ведь Соломон начал поклоняться мерзости языческой и решил передать царство Соломона другому. В 11-й главе 3-й книги Царств подробно описываются эти события. Бог говорит Соломону, что в наказание за его деяния исторгнет царство из руки его. Однако добавляет, что во имя его отца Давида, мужа по сердцу Господа, оставит часть царства и Иерусалим у потомка Давидова и не исторгнет царство до смерти Соломона.
Будущий царь отторгнутой части Иеровоам узнает об это у пророка Ахии. Ахия предсказывает, что ему будет дана власть над 10 коленами Израиля, в то время как сыну Соломона будет дано только 2 колена. Узнав об этом, Соломон возжелал убить Иеровоам, но тот сбежал в Египет, где и скрывался до его смерти. Всего мудрый царь Соломон правил 40 лет, и умер от естественных причин.
Его наследником стал Ровоам. Как уже было сказано выше, народ «был отягощен тяжелый игом». Под предводительством Иеровоама народ пришел к царю и просил облегчить им работу, на что он сказал им прийти через 3 дня, чтобы у него было время обдумать их просьбу. Затем он обратился к старцам, служившим еще при царе Соломоне, за советом. Они ответили ему, что «если ты на сей день будешь слугою народу сему, и услужишь им, и удовлетворишь им, и будешь говорить им ласково, то они будут рабами твоими на все дни». Выслушав их совет, он обратился к своим ровесникам. Они же сказали ему еще больше усилить гнет.
Когда же пришел к нему народ, он сказал: «отец наказывал вас бичами, а буду наказывать вас скорпионами». По глупости своей он решил ужесточить порядки и отяготить народ еще большими работами. Это привело к восстанию во главе с Иеровоамом. Он стал главою над северным Израилем, включавший 10 колен. Ровоаму пришлось поспешно убегать в Иерусалим. В итоге, он остался правителем только 2 колен: колена Иуды и колена Вениамина.
Царь Иудейский собирался воевать с севером, чтобы восстановить свою власть над остальными коленами Израиля. Для этой цели он смог собрать большую армию из более, чем 180 тысяч отборных воинов. Однако пророк Бога объявил царю и всем иудеям, что такова была Его воля, а потому приказал всем идти домой, и они подчинились. Царям Израильским уже никогда не будет дано владеть северными территориями, и они навсегда останутся разделенными.
Однако Иеровоам опасался, что жители, оставшиеся под его властью, как положено по закону будут ходить в Иерусалим для принесения жертвы и очищения от грехов. Это, как он думал, может привести к тому, что они захотят снова присоединиться к Иудее. Поэтому он велел вылить двух золотых тельцов, после чего объявил, что это бог Израиля, выведший народ из Египта. Одного тельца он отправил в город Вефиль, а второй – в Дане. Также он придумал праздник для поклонения этому богу, число при этом было выбрано совершенно случайно.
Считается, что все последующие цари Северного Израиля были греховны перед очами Бога. В конечном итоге, Северный Израиль был завоеван Ассирией, и большая его жителей были расселены в разные районы Империи. Лишь небольшая часть осталась в Иудее. Историческая область, на которой проживали остатки от 10 отпавших колен называется Самария. Иудеи призирали самарян, ведь считали, что те неправильно почитают Бога. Это ярко показано в Новом Завет, когда Иисус рассказывал притчу от добром самарянине, который помог иудею, несмотря на их враждебное отношения между самарянами и иудеями, или когда Иисус общался с самарянкой. Все, в том числе сама самарянка, были очень удивлены Его открытости к ней.
Что же касается рассеянных колен Израиля, то ученые до сих пор не могут прийти к общему мнению о том, куда же они все-таки делись. На данный момент, многие народы Азии, некоторые народы Африки и даже одно племя американских индейцев претендует на то, чтобы их считали потомками одного или нескольких колен. Также некоторые ученые выдвигают версии, что некоторые исчезнувшие народы, как, например, хазары, действительно могли быть потомками 10 пропавших колен. Косвенным подтверждением этого может служить факт, что в становление Хазарского каганата в качестве государственной религии был выбран иудаизм.

В данной статье освещается история образования Древнего государства – Израиль. Оно формировалось в результате завоевания Палестины израильскими племенами. В данном случае речь идет только об исторически известных фактах. За бортом статьи остаются мифы и легенды, связанные с бегством евреев из египетского плена, личность Моисея, сорокалетнее скитание израильтян по пустыне. Все эти вопросы требуют особого к себе внимания, поэтому не являются предметом описания в данной, конкретной статье.

________________________________________________________________________________

Израильское государство: образование, развитие и распад

В XIII веке до н.э. на территории Палестины появились объединенные родственные израильские племена, среди которых особо выделились племя иудеев. Иудеи, осевшие на юге Палестины, в горной области к западу от Мертвого моря, раньше всех обособились от основного ядра израильских племен. Иудеи захватили саму большую и наиболее плодородную часть Палестины.

Израильские племена довольно легко, быстро завоевали Палестину, поскольку коренное население этой страны – ханаанеи были сильно ослаблены хозяйничанием египетских поработителей, непрерывными войнами, бесконечными набегами других племен.

Иудеи всю захваченную землю разделили на наделы, которые были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земель они повсеместно превращали в рабов. Некоторая часть ханаанеев сохранила за собой участки земли и имущество, и они жили в тесном контакте с израильтянами, но считались неполноправной частью населения. Эта часть ханаанеев вскоре ассимилировалась с иудеями.

В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелью, богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать. Хотя первоначально завоевание израильскими племенами Палестины привело к значительному упадку производительных сил и культуры, но со временем воздействие более культурного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, завоевавших их, привело к экономическому расцвету страны. На севере развивалось пашенное земледелье, садоводство, стало процветать виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваивались рудники. Изделия из железа становились необходимостью в хозяйстве, стали предметами торговли.

Именно тогда сформировалось Израильское государство, которое до XI века до н.э. управлялось советом старейшин. Судебную власть в государстве осуществляли специально выбранные должностные лица. «Судьями» могли стать просто удачливые военные вожди. Важную роль на начальном этапе развития Израильского государства играло народное собрание. Очень долго сохранялись сельские общины, которые одновременно контролировали рабов и завоеванное ханаанейское население Палестины. Одним из важнейших внешних факторов, которое ускорило образование Израильского государства, стало вторжение в XIII - XII вв. до н.э. филистимлян - одного из многочисленных «народов моря».

Сначала филистимляне силились вдоль побережья Средиземного моря, а затем начали проникать вглубь Палестины. Во второй половине XI века до н.э. они завоевали некоторые крепости иудеев, в числе которых был Лахиш, где археологи обнаружили значительное количество керамики филистимлян. Так, как филистимляне оказались более сильными, то они смогли нанести израильтянам ряд серьезных поражений и покорить некоторые города, в том числе и главное святилище Израиля – город Силом. Эти внутренние и внешние факторы ускорили процесс формирования Израильского государства, которое завершается в конце XI века до н.э.

Первым царем всего Израиля становится Саул – вождь племени вениаминитов, избранный на народном собрании. При его правлении все израильские племена, в том числе иудеев были подчинены новому государственному образованию, что позволило Саулу одержать неоднократные победы над филистимлянами. Однако вскоре начались неудачи, результатом которых стало поражение от филистимлян в битве при горе Гильбоа примерно в 1004 году до н.э. Это поражение привело к гибели Саула и его старших сыновей. Саулу отсекли голову, после чего враги носили ее «по всей земле филистимлян», а обезглавленное тело было повешено на стене крепости Бет-Шеана, находящегося в глубине Израиля.

Следующим царем Израиля становится один из военачальников Саула из племени иудеев - Давид (конец XI в. - 950 год до н.э.). При его правлении столицей государства и религиозным центром иудаизма становится Иерусалим. Согласно Библии, Давид был арфистом при дворе царя Саула. Он победил филистимлянского великана Голиафа. Этот эпизод не раз становился предметом выражения мужества, гуманистических идеалов в искусстве, особенно в Эпоху Возрождения. Наиболее знаменита в этом плане скульптура Микеланджело «Давид».

Здесь библейский персонаж изображен не после победы, а в миг принятия решения сразиться с Голиафом. «Давид Микеланджело – это Давид в решительную минуту, когда он изготовился ринуться в битву, еще храня на лице следы противоречивейших чувств: страха, неуверенности, отвращения, сомнений: показан человек, который замыслил положить среди холмов Иерусалима свой собственный путь, человека, не заботившегося ни о победном блеске оружия, ни о богатых наградах за подвиг...» (И. Стоун «Муки и радости» М. 1991 г.).

Победив Голиафа, Давид стал полководцем у Саула, другом его сына Ионафана и мужем его дочери Мелхолы, но был изгнан царем, который завидовал его талантам. После смерти Саула Давид правил иудейским племенем, а сын Саула, Иевосфей – остальным Израилем.

После убийства Иевосфея его приближенными Давида избрали израильским царем. В его правление евреи, бывшие конфедерацией племен, стали единым оседлым народом. Давид перенес столицу из Хеврона в Иерусалим и сделал его религиозным центром иудаизма, перевозя туда главную святыню – «Ковчег завета». В войне с соседями Давид расширил территорию Израиля и принес стране процветание. Последние годы его царствования были омрачены заговорами сыновей и соперничеством родственников при дворе. Одним из мятежей руководил его любимый сын Авессалом, погибший в бою с войском отца.

Давиду унаследовал Соломон, ставший последним царем объединенного Иудейско-израильского государства. Соломон, чью мудрость восхваляла библейская легенда, продолжил вести политику своего отца. Кроме того, при правлении Соломона вся торговля в Азии была стянута в его государстве. Чтобы иметь независимость в торговле от Финикии, Соломон завел собственный флот, корабли которого отправлялись в далекие плавания и привозили золото, редкие произведения. Однако восточная роскошь, которым окружил себя царь, требовала огромных расходов, что сказывалось на увеличении налогов, ставших одной из причин распада Израильско-иудейского государства. Блистательное царствование Соломона завершилось грозными признаками внутреннего разложения. После смерти царя единое Израильско-Иудейское царство распалось на два самостоятельных государства – Израиль и Иудея. Это событие произошло около 925 года до н.э.

О царе Соломоне в различных источниках, в том числе древнеегипетских папирусах, в арабских хрониках, и конечно же в Библии содержаться множество легенд и мифов. Достоверно же о периоде правления Соломона известно, что он унаследовал трон своего отца в то время, когда Израиль укреплялся в качестве политической силы, и под его властью нация достигла существенного благосостояния. Чтобы обеспечить мир в регионе, Соломон заключил союзы с Египтом и Финикией, однако это вызвало неудовольствие, так как вело к официальному разрешению иностранных религиозных культов в Иерусалиме.

Соломон провел ряд реформ, одним из которых была административно-территориальная реформа. Он разделил страну на административные районы, чтобы облегчить управление, а также ввел систему принудительного труда для осуществления беспрецедентной программы строительства. В числе прочего были построены города, дворцы и примерно в 970 году до н.э. был построен первый храм в Иерусалиме, известный как храм царя Соломона. Именно в этом храме по легенде хранился Ковчег завета – главная святыня иудеев и израильтян.

Отчасти из-за высоких налогов, назначенных ради поддержания придворной роскоши, северные племена после смерти Соломона, отделились и объединились под властью Иеровоама. Соломон прославился не только как государственный деятель, но и как философ. Именно поэтому ему приписывают часть библейских писаний, включая Книгу притчей Соломоновых, Песнь песней, Екклесиаст и Книгу премудростей Соломона.

С эпохой правления Соломона связана история царицы Савской. Царица Савская упоминается в Библии без имени. В Коране, в персидских и арабских сказках она известна под именем Билкис. В Эфиопии ее называют Македа – Царица Юга. Царица Савская занимает в литературе и традициях важное место, что ее потомками считали себя эфиопские цари, и продолжают считать себя местные иудеи. Древнейшим источником о царице Савской считается третья Книга царств Ветхого Завета. Она прибывает в Иерусалим, для того, чтобы испытать мудрость царя Соломона, и загадывает ему загадки. Библия, не говорит какие, а упоминает лишь о том, что Соломон все их разгадал.

Сейчас почти точно известно, что владения царицы Савской находились в юго-западной части Аравийского полуострова, там, где сейчас находится государство Йемен. В легендах государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. В результате встречи Соломона и царицы Савской был заключен взаимовыгодный договор, по которому царица подарила Соломону 120 талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней. Соломон же в свою очередь разрешил прохождению караванов через вассальную ему территорию в Египет, Сирию, Финикию.

Что касается самой царицы Савской, то по легенде она была умной и красивой женщиной. Она умела составлять эссенции из трав, цветов и корней, понимала толк в астрологии, укрощении диких зверей, составлении любовных заговоров. Греческие и римские легенды приписывали ей неземную красоту и величайшую мудрость, искусство интриг для удержания власти. В своем государстве царица Савская была не только правительницей, но и верховной жрицей. Арабы добавляли, что царица Савская была мастерицей в приготовлении лакомых блюд, а путешествовала на слонах и верблюдах, окруженная многочисленной свитой и личной гвардией, состоявшая из светлокожих высокорослых гигантов. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу. Ей были знакомы не только языческие идолы, но и боги – предшественники Гермеса, Афродиты, Посейдона. Ее царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом, обнесенный орнаментированной стеной из цветных камней был еще одним чудом древнего мира. Однако останки дворца так и не найдены до сих пор, так как нет точного упоминания места нахождения дворца. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны царицы Савской. По одной из версии, она находилась на стыке границ Намибии, Ботсваны и Анголы, по другой - на юге востоке современного Заира. Древние письменные источники сообщают, что он была из рода египетских царей, и что ее отцом был Бог, которого она страстно желал видеть. Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют нам о реальном и романтическом, но всегда таинственном образе царицы Савской из большого и процветающего государства.


Легенды рассказывают о страстном и полном романтизма любви Соломона и царицы Савской. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что царица Савская беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Вот почему, в эфиопских преданиях Соломон и царица Савская считаются родоначальниками трех тысячелетней династии императоров Абиссинии. Билькис, Лилит, Альмака, Царица Южная, Царица Савская – как только еще не называли эту женщину. В преданиях народов Земли вряд ли можно найти более загадочной женщины.

После распада единого иудейского и израильского государства, в Иудеи продолжала править династия Давида, тогда как в Израиле происходила быстраясмена династий, пока в 875 году до н.э. военачальник Омри основал саму значительную и влиятельную из всех известных династий, которая просуществовала около 50 лет. Именно при этой династии Израиль испытывал пору расцвета, и в а в ассирийских анналах IX века до н.э. Израиль назывался «домом Омри». Омри сделал своей столицей город Самарию, который построил в центре государства, посреди плодородной долины, расположенной в очень выгодном в стратегическом отношении месте, на высоте, которую в случае опасности можно было превратить в крепость.

Некогда сильное Израильско-Иудейское государство, после того, как оно было разделено на два самостоятельных царства, настало время их ослабления, в результате которого в 722 году до н.э. под ударами ассирийцев пала Самария. Израиль перестал существовать, потому что ассирийцы взяли в плен десятки тысяч людей, лишая их своей земли, а на их место поселили жителей других частей своей большой державы. После гибели Ассирии в конце VII века до н.э., ее территории были завоеваны Вавилоном, который в 597 году до н.э. подчинил себе Иудею. Окончательное падение Иудейского царства произошло в 586 году до н.э., когда Вавилонский царь Навуходоносор II разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи.

При Александре Македонском и его наследниках значительные еврейские общины образовались в эллинистических государствах, а Иудея, сохранив некоторую автономию, входила в состав владений Селевкидов, Птолемеев. Во II в. до н. э. Иуда Маккавей, подняв восстание против Селевкидов, осквернивших религиозные святыни, создал теократическое государство со столицей в Иерусалиме. Его наследники, Хасмонеи, в результате междоусобной борьбы потеряли власть. В I в. до н. э. с помощью римлян троном овладел Ирод I Великий, после его смерти Иудея стала римской провинцией. Антиримское восстание 66 – 73 гг. (Иудейская война) закончилось взятием и разрушением Иерусалима.

Страна после смерти царя Соломона

Ранние смехи, поздние слезы. После смерти царя Соломона в 928 или 932 г. до н. э. обьединенное царство распалось на два независимых государства: на севере возникло Израильское царство, в которое вошли наделы девяти колен, а на юге, на землях колен Иуды (Иехуды), Вениамина (Биньямина) и Симеона (Шимона), сформировалось Иудейское царство со столицей в Иерусалиме. Клан Симеона был самым маленьким из двенадцати, и поэтому ученые полагают, что несколько позже он практически слился с крупным кланом Иуды. Здесь продолжала править династия Давида. Хотя Иерусалим и Храм остались в Иудейском царстве, но большинство населения оказалось гражданами царства Израильского, подданными царя Иеровоама, который потомком Давида не являлся.

Об этом периоде истории евреев мы знаем несколько больше, чем даже о правлении Давида и Соломона, так как наконец-то помимо текста Танаха и отрывочных египетских надписей мы имеем местные археологические свидетельства и отрывки текстов, которые напрямую упоминают царей из «Дома Давидова» .

Вынужденно следует начать эту главу с перечня правителей двух царств и времени их правления. Нужда эта проистекает из того, что Танах описывает оба царства вперемешку и в разных книгах, а так как оба царства часто воевали между собой и в каждом кроме этого происходили и свои события, то очень трудно запутаться, следя что за чем происходило. Кроме того, читатель Танаха или исторической литературы иногда путается от похожих имен правителей, типа Иеровоам - Йорам - Иехорам, и не всегда может уследить кто кем правил. Кроме того, есть разночтения в написании имен между русской Библией и еврейским Танахом. Помимо этого, два царя с одинаковыми именами Иорам или Йехорам правили примерно в одно и то же время, один

На протяжении двух веков евреи жили на вновь обретенной земле как союз свободных племен (колен), они почитали своим царем только Всевышнего. Однако позднее, в конце XI в. до н.э., возникает еврейская монархия, достигшая своего расцвета при царях Давиде, который делает Иерусалим монаршей столицей, и Соломоне, который строит храм на месте несостоявшегося жертвоприношения Исаака. Деяния этих царей описаны в Библии. Пожалуй, Давид и Соломон — самые знаменитые цари всех времен и народов.

После смерти Соломона (928 г. до н. е. единое еврейское государство распадается на два царства: южное – Иудея (со столицей в Иерусалиме) и северное Израиль. Израиль был сокрушен армией в 722 году до н. э. Иудея просуществовала до 586 г., когда армия взяла Иерусалим и разрушила храм Соломона. Евреи были угнаны в рабство. Для многих народов древности такая ситуация стала концом исторического существования. Для евреев она оказалась лишь переходным этапом. В изгнании они не слились с окружающими народами, не забыли свою землю — напротив, их любовь отлилась в слова, которые и сегодня повторяют на всех языках мира (наполняя их собственным национальным и религиозным содержанием): «Если я забуду тебя, Иерусалим, пускай забудет меня десница моя.»

Этой страстной и упорной надежде на возвращение дано было осуществиться. В 538 г. до н. э. царь Кир, покоривший Вавилон, издает указ, разрешающий евреям вернуться в Иерусалим и отстроить Храм (что и было сделано). На протяжении последующих веков Страна Израиля в качестве провинции входила в состав Персидской империи, империи Александра Македонского и образовавшихся на ее обломках эллинистических империй Птолемеев и Селевкидов.

В результате победоносного восстания против селевкидского царя Антиоха IV Епифана, который осквернил Храм, превратив его в место языческих жертвоприношений, Страна Израиля вновь обретает независимость. Своего политического расцвета восстановленное еврейское государство достигает в I веке до н. э. при царе Александре Яннае, когда его границы более или менее совпадали с нынешними границами Израиля.

Однако возрожденное царство просуществовало недолго, тень орла уже накрыла Ближний Восток. Римские войска вошли в Страну Израиля в 63 г. до н. э. по приглашению одной из враждующих сторон во время междоусобной войны. И задержались здесь на много веков. Вначале Иудея еще сохраняет формальную независимость, но после смерти царя Ирода (4 г. до и, э.) становится римской провинцией.

Царь Ирод прославился своим деспотизмом, удивлявшим современников, которых вообще-то трудно было этим удивить, он снискал ненависть народа, хотя и заслужил славу одного из величайших строителей своего (и не только своего) времени, Именно он расширил и украсил Храм, превратившийся благодаря этому в одно из самых величественных сооружений древнего мира.

Западная Стена, называемая в нееврейской литературе Стеной Плача, перед которой постоянно собираются молящиеся евреи и туристы со всех концов света (тем более, когда существуют удобные автобусные туры в Иерусалим из Египта, Иордании, многих других мест Ближнего Востока), дает представление о масштабах строительства царя Ирода. Стена сложена из гигантских каменных блоков с фирменным иродовым ободком.

Туристы засовывают в щели между древними плитами бумажки, на которых написаны послания, обращенные к Всевышнему. Считается, что Он где-то здесь, совсем рядом и непременно «прочтет». Чтобы отправить такое необычное послание, необязательно приезжать в Иерусалим: предприимчивая израильская фирма принимает «молитвенные факсы», а ее сотрудники каждый день засовывают их в щели Западной Стены.

Всемирная известность царя Ирода связана не со строительством. Его имя приобрело нарицательный характер благодаря тому, что он стал персонажем Нового Завета. В Евангелиях рассказывается, что, желая убить младенца Иисуса, царь повелел истребить всех младенцев Бет-Лехема (Вифлеема). Поскольку Ирод умер в 4 г. до н. е., Иисус не мог родиться позже этого времени — (если считать эпизод, описанный в Евангелии, исторически достоверным).

Иисус проповедовал в Галилее и Иудее и вступил в конфликт с еврейским религиозным истэблишментом. По политическому обвинению он был судим римским прокуратором (осуществлявшим полноту власти в провинции) Понтием Пилатом и приговорен им к смерти через распятие (обычная римская казнь тех времени). Римские солдаты привели приговор в исполнение.

Христиане называют Иисуса «Христом» — это перевод «Машиах» (Мессия), что значит «Помазаник». Согласно еврейской традиции Машиах должен избавить народ Израиля от угнетения и основать царство мира, добра и справедливости для всего человечества. Христиане почитают Иисуса Мессией и воплощенным Богом, мусульмане – пророком, евреи отказывают Иисусу и в том и в другом.

Иисус был евреем, евреем были и ближайшие ученики Иисуса, христианство возникло в еврейской среде и было сначала одним из религиозных направлений внутри иудаизма, однако со временем пути иудаизма и христианства разошлись. Еврейское священное писание стало и священным писанием христиан. Они назвали его «Ветхий Завет».

Христианская Библия состоит из двух частей; она включает в себя помимо Ветхого Завета еще и Новый Завет — ряд книг, в которых еврейская жизнь (история, география, экономика, психология, богословие, обычаи, политика) занимает огромное место. Без понимания реалии этой жизни Новый Завет (а следовательно, христианская мысль и христианская культура в целом) может быть понят лишь очень односторонне.

Продолжение следует.

Первую обще еврейское государство создал, как об этом узнаем из Библии, израильский обладатель - Саул, которого помазал на царство

верховный жрец и судья Самуил. Саул созвал еврейское ополчение для борьбы с филистимлянами. Перед началом боя состоялся традиционный поединок между представителями воюющих сторон. На этот поединок филистимляне выставили вооруженного до зубов великана Голиафа, евреи же - вооруженного лишь пращею иудейского юношу Давида. Пока Голиаф пытался понять, почему этот нелепый солдат решился выйти на верную смерть, ловкий юноша попал камнем из пращи в его медный лоб... филистимляне так ошеломила неожиданное поражение Голиафа, что они бросились бежать. Это неординарное победа над грозным врагом окрылила и сплотила еврейские колена. А вскоре иудеи также признали Саула своим царем. Так возникло, согласно ветхозаветной традиции, Израильско-иудейское царство.

Саул получил несколько ханаанейских городов, отразил нападение кочевников, однако не справился со своими подданными. Против него поднял мятеж, поддержанный иудеями, военачальник Давид - библейский победитель Голиафа. Вскоре первый еврейский царь и трое его сыновей погибли в бою с филистимлянами, причем не без помощи Давида, который перешел на сторону врага. Давид узурпировал царский трон, распространив через семь лет свою власть и на израильские колена.

В 995 г. до н. Э. е. Давид овладел Иерусалимом и сделал его своей столицей. Он присоединил к столице гору Сион - и с тех пор до наших дней Иерусалим и гора Сион (их стали называть городом Давида), по словам историка, "были и остаются духовным (хотя и не всегда политическим) центром для основной массы еврейства". Постепенно Давид покорил остальные ханаанейских городов, а также распространил свою власть не по иорданские царства Эдом, Моав и Аммон. Он создал царскую гвардию (кстати, не из евреев, а с филистимлян и критян), чиновничий аппарат, разделил страну на административные округа, с большим трудом переписал и обложил населения (евреи чувствовали суеверный страх перед учетом людей и скота, способным якобы накликать беду). Чтобы сплотить свой народ, установить в государстве мир и согласие, Давид соединил с племенным еврейским культом Яхве местные ханаанейские культы, вернул в столицу похищен в израильских племен филистимлянами ковчег завета - деревянный сундук, в которой, по убеждению евреев, поселился Бог их. Значение религии в политической жизни еврейских колен благодаря этой акции Давида еще больше возросло, происходило сращивание религиозной системы с государственными структурами. В царствование Давида евреи монополизировали посредническую миссию в торговле между Вавилоном и финикийские города, Египтом и Малой Азией. Давид сохранил народное ополчение, однако начало формирования профессионального войска, к которому он вербовал воинов-чужеземцев (они нередко добровольно записывались в армию, чтобы получить право на поселение в Палестине).

После смерти Давида еврейский трон унаследовал его младший сын Соломон, который в борьбе за власть не остановился перед убийством родного брата. В царствование Соломона Израильско-Иудейское царство достигло вершины в своем развитии.

Соломон воздвиг вокруг Иерусалима, Асор, Мегиддо, Газера и других палестинских городов мощные стены, построил в столице (руками финикийских мастеров) величественный королевский дворец и небольшой, украшенный ливанским кедром, медью, драгоценными камнями и золотом храм богу Яхве, куда поместил ковчег завета. Иерусалим, таким образом, стал не только политической, но и религиозной столицей евреев. Соломон позаботился о росте посреднической роли евреев в международной торговле, превратив Мегиддо у торгового посредника между Египтом и Азией. Он построил торговый флот, который раз в три года уходил в составе флотилии финикийского царя Ахирама к аравийской страны Офир за золотом и экзотическими товарами. По данным, приведенным в Библии, золотые прииски Офир (недавно выяснено, что они содержались между Меккой и Мединой, в урочище Махдад-Дхахаб, название которого переводится как "колыбель золота") дали обоим обладателям 31 тонну этого благородного металла (И Царь., 9, 26-28).

В царствование Соломона вырос международный авторитет древнееврейского государства. Соломон заключил выгодный союз с Египтом, женившись на египетской принцессой и получив за ней палестинское м. Гезер, переданное ему от филистимлян его тестем - фараоном Шешонк. Израильско-Иудейское царство, таким образом, получило выход к Средиземному морю. Еврейский царь завоевал соседнее княжество Эдом (греческое название - Идумея). О Соломоне заговорили при царских дворах, к нему прибыла с визитом царица далекой аравийской страны Саввы.

Ветхозаветные историописець утверждал, шо царица Савская отправилась в неблизкий мир исключительно для того, чтобы испытать Соломона своими загадками (И Царь., 10,1-10). Так или иначе, а ее интригующий визит в Иерусалим хоть и не изменил ход мировой истории, все же не остался незамеченным. Во-первых, если верить легенде, Соломон сумел, не нарушая дворцового этикета, опровергнуть злу сплетню, будто у царицы Савской мохнатые, как у козы, ноги. Во-вторых, через девять месяцев после его визита у царицы Савской родился сын, от которого вели свою родословную эфиопские императоры-Негус (последний негус Хайде Салас И считался 225-м потомком сына Соломона и царицы Савской).

Библия, теша национальное самолюбие евреев, изображает Соломона богатым и мудрым из смертных: "Царь Соломон превосходил всех царей земли богатством и мудрости. И вся земля хотела видеть Соломона, чтобы послушать мудрости, Бог в Его сердце "(И Царь., 10, 23-24). Однако исторический Соломон был далек от такого идеала, ведь имел властительную и легкомысленную характер. Он купался в роскоши, транжирив государственные средства направо-налево, завел (видимо, чтобы соседние обладатели лопнули от зависти) огромный гарем (700 женщин и 300 наложниц). Царское окружение, состоявшее почти исключительно из Соломоновых родственников, не могло пожаловаться на отсутствие аппетита - съедал ежегодно почти 12 млн. Литров муки, 11 тыс. Голов крупного рогатого скота и 36,5 тыс. Мелкой, не считая "оленя, и серны, и антилопы и откормленных птиц "(I Цар., 5, 1-3). Чтобы прокормить толпу, Соломон разделил земли Израиля на 12 округов, обязав их населения по очереди доставлять нужное количество продуктов к царскому двору. Своих соплеменников-иудеев он освободил от этого побора.

Как уже отмечалось, между древними евреями никогда не было согласия. До царствования Давида, по словам историка, "Израиль был сборищем племен, враждовавшие между собой", и лишь в конце его владычества "стали сильным и, как тогда казалось, единственным народом". В результате непродуманной налоговой реформы Соломона, дискриминационной по израильтян, традиционная напряженность в отношениях между израильтянами и иудеями достигла критического предела - израильтяне, которых насчитывалось 500-700 тыс, то есть в 2-3 раза больше, чем иудеев, восстали. Соломон подавил это выступление, а вождь повстанцев Иеровоам вынужден был спасаться бегством в Египет. Однако Соломон умер и царем стал его молодой, неопытный сын Ровоам, израильтяне вновь начали проявлять свое недовольство, причем и на этот раз их выступление возглавил Иеровоам, которого поддерживал египетский фараон Шешонк. Израильские колени потребовали, чтобы царь восстановил в государстве справедливость, однако Ровоам обратился к угроз, пообещав согнуть мятежников в бараний рог (И Царь., 12, 14). В ответ на этот амбициозный выпад израильтяне избрали своим царем Иеровоама (925 г. до н. Э. Е.). Вскоре Иерусалим был полностью ограблен египетскими войсками. Израильско-иудейское царство окончательно распалось на два государства, причем политическим центром Иудейского царства остался Иерусалим, столицей же Израильского царства сначала стал Сихем, а около 875 г. до н. Э. е. (за владычество Омри) - Самария. В обоих еврейских государствах сохранились заложенные Давидом и Соломоном формы политического управления, однако в Иудее политическая обстановка была сравнительно стабильной, а в Израиле, наоборот, характеризовалась хаотичностью. Так, если в Иудейском царстве непрерывно царствовала династия Давидидив, то за 230 лет существования Израильского царства там сменилось 9 династий, причем добрая половина израильских царей погибла насильственной смертью.

Почему древним евреям не удалось создать сильного государства? Среди причин быстрого распада Израильско-Иудейского царства историки чаще всего называют неодинаковость демографической ситуации в Израиле и Иудее, существенные различия в социально-экономическом развитии обоих регионов, различные географические условия для развития торговли в этих регионах (Иудея была удалена от торговых трактов).

Loading...Loading...