Монастырь джвари координаты. Джвари монастырь

(ჯვარი, "крест") - знаменитый храм VII века на горе около города Мцхета , пункт №1 в программе всех экскурсий и любимый храм у искусствоведов. Интересен с исторической, и ландшафтной точки зрения, и с архитектурной тоже. Джвари совершенно невозможно не заметить, его видно со всех окрестностей Мцхеты, что вообще-то не свойствено грузинским храмам. Джвари - символ грузинской храмовой архитектуры и важнейший этап в её непростой истории.

Джвари в 2010 (когда реставрировали восточную апсиду)

История

Место, на котором стоит храм - это гора над Мцхетой, которая, как всякая почти гора, была священной в языческую эпоху, и вроде бы тут стоял храм. После крещения Грузии Святая Нина установила в Иберии три поклонных креста: на горе Тхоти и в Уджарме , а затем и на этом месте. Подробности этого события, в том числе и чудеса, связанные с третьим крестом, излагаются в житии Святой Нины во фрагменте "Установление трёх крестов ".

Джварский крест в одной из поздних версий сохранился и сейчас стоит в на самом видном месте. В самом же храме в 2009 году соорудили новый, кипарисовый, раз в пять больше размером.

Джвари занимает в истории грузинской архитектуры особое место. Храмы бывают штучные и серийные, а Джвари стал основателем серии. Дело было так: в середине VI века в Грузии появился новый тип храма, известный как тетраконх . Первым (возможно) стал храм Дзвели Гавази в Кахетии, затем был построен собор Ниноцминда и только после этого был возведён Джвари. Он начал сооружаться примерно в 590 году (или позже?) и был достроен около 604. Уже после Джвари по той же схеме будет построен Атенский Сион и чуть позже - храм в монастыре Чкондиди , малый храм в монастыре Старая Шуамта , храм в Мартвили и ещё несколько.

Обычно упускается из внимания тот факт, что Грузия в тот период не являлась православным государством, переживая временный уклон в монофизитство. И вот тут начинаются странности.

Дело в том, что в 591 году Иран передал Византии большой кусок Армении и западную половину Иберии - это событие известно в истории как Ктесифонский договор. Граница Византии и Ирана прошла меду Тбилиси и Мцхетой, примерно через нынешнюю гидростанцию. На этой территории греки основали православный Аванский католикосат и построили в Аване Аванский кафедральный собор . Это было экспериментальное сооружение, и его с некоторыми усовершенствованиями скопировали, когда строили храм Святой Рипсиме в Армении и Джвари в Грузии. Собор Ниноцминда , хоть и является тетраконхом, но по планировке немного отличается и едва ли был прямым предком Джвари. Но главное не это. Аванский собор был халкидонским (православным), а не «армяно-григорианским ». Есть предположение, что это именно халкидонский тип храма, построенный так необычно для того, чтобы визуально отличаться от базилик. И вот если Мцхета с 591 по 602 годы подчинялась Аванскому католикосату (что возможно, но не вполне прояснено), то это значит, что и Аванский собор и Джвари - часть единого византийского проекта. Некоторым доказательством тому служит купол Джвари, который не пирамидальный (иранского типа), а плоский (греческого типа).

Что это значит? Что единственый раз за всю историю Мцхета оказалась в составе Византии, и от этого короткого момента остался визуальный, вещественный след - храм Джвари.

В Армении принято думать, что Джвари строили армяне, и такой вариант исключать нельзя. Но похоже на то, что это были православные армяне, которые в те времена армянами не считались. Ситуация запутанная, как и всё, связанное с армянами-халкидонитами. (Общий исторический фон см. в статье VI век в Грузии )

Через полвека придут арабы, а вскоре после здесь образуется Тбилисский эмират , и можно только гадать, стал ли храм мечетью или был заброшен, или каким-то образом действовал. Известно только, что во время одного из нашествий около 960 года мусульмане сожгли храм и увезли деревянный крест.

В дальнейшем здесь не происходило никаких исторических событий. Пушкин в 1829 году не обратил на него внимания. Вскоре после тут побывал Лермонтов и внёс смущение в сознание людей, создав поэму «Мцыри», где упомянул монастырь у слияния Арагви и Куры. Но об этом ниже.

В январе 1989 года в храме было возобновлено богослужение, а в 1992 году храму передали территорию пионерского лагеря по соседству и сделали там кельи для монастыря.

А был ли монастырь?

Долгое время считалось, что вокруг храма существовал монастырь. Но исследования выявили удивительное: в литературе нет ни единого упоминания этого монастыря, кроме сомнительного пассажа у Лермонтова. Неизвестны настоятели, монахи, документы, или другие доказательства существования этого монастыря. В теории, это мог быть виртуальный монастырь с одним монахом, приписанным к храму лишь формально. Так бывает.

Что есть сейчас

Сейчас Джвари - это один большой храм, один маленький храм рядом, периметр порушенных стен с башнями и два дерева. Формально это действующий монастырь, но монахи живут в стороне за лесом. Внимание посетителя обычно концентрируется на основном храме и не отвлекается на мелочи.

Храм этот довольно сложен по конструкции. Это несколько нестандартный тетраконх - с квадратными помещениями в углах креста. В плане он выглядит так:

Надписи на храме

За полторы тысячи лет истории храма на нем много кто что нацарапал, хотя по необъяснимой причине не осталось ни одной арабской надписи. Кроме того, существуют надписи, сделаные непосредственно строителями. Их четыре и все они условно пронумерованы слева направо. Первой считается надпись над южным входом. На восточной апсиде находятся надписи 2,3 и 4. Тексты этих надписей такие:

  1. Крест Спасителя, помилуй Стефаноза, патрикоса Картли . (Под Стефанозом обычно понимается царь Стефан I)
  2. Святой Михаил Архангел, помилуй Деметре ипатоса
  3. Святой Григорий Архангел помилуй Адарнасе ипатоса
  4. Святой Стефан, помилуй Стефаноза

Вот так выглядит надпись №4 крупным планом:

Надпись №1 написанная внятным шрифтом асомтаврули выглядит так:

Лермонтов, который все запутал

Многие со школы помнят про монастырь у слияния Арагви и Куры, где «нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот, И башни, и церковный свод; Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым, Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас». Принято думать, что это Джвари. Но это не совсем так.

Для начала, "Мцыри" - романтическое, а не реалистическое произведение. Искать там какое-то соответствие реальности не продуктивно. Кто видел рисунки Лермонтова, тот уже понял, что он даже с натуры рисовал, очень вольно обращаясь с оригиналом. Но если допустить (развлечения ради), что в поэме есть намеки на реальность, то выходит, что упомянутый монастырь - это Светицховели . На это есть прямое указание: в поэме косвенно упоминается надгробная плита царя Ираклия II. В годы Лермонтова Светицховели действительно стоял на слиянии двух рек, на стрелке. В 1924 году строители Земо-Авчальской ГЭС поменяли географию местности до неузнаваемости. Так что ничего уже не "шумит, сливаяся".

Родник Святой Нины

Сейчас к храму ведёт асфальтированная дорога, но она построена недавно. Исторически, во все прошлые эпохи, к храму народ поднимался по тропе со стороны Мцхеты. Эта тропа существует до сих пор, начинается от автобана и поднимается на гору довольно крутым подъемом. Примерно на середине тропы находится небольшая роща и родник. Считается, что он появился по молитвам самой Нины, и что его воде присущи полезные свойства.

Около родника сейчас построена часовня и домик смотрителя. Есть несколько столиков и скамеечка. Туристы редко посещают это место, поэтому основные посетители - местные жители по выходным. В засушливый год (вроде 2017-го) родник почти пересыхает и сочится по каплям. Смотритель обычно успевает набрать бутылку за ночь, поэтому разливают воду уже из бутылки. Считается, что помогает тем, кому очень нужны дети.

Чтобы сюда попасть надо сделать всего одно усилие - спуститься на 300 метров по тропе, а потом подняться обратно. Обычно такого усилия не желает делать никто.

Храм с пейзажной точки зрения

Храм интересно фотографировать - как сам по себе, так и окружающие его пейзажи. Самый брендовый, самый узнаваемый кадр в Грузии - это фото Мцхеты от смотровой площадки Джвари. Действительно, отсюда хорошо видно сам город, и ущелье Куры, и долину Арагви, и гору Багинети и

Грузия, храм Джвари. May 17th, 2013

Если приехав в Грузию, вы не посетили Джвари, значит вы не были в Грузии. Дело не столько в древности места и в панорамном виде, открывающемся отсюда. В раннее средневековье, когда страна была в вассальной зависимости от персов, а церкви если и строились, то в незаметных и труднодоступных местах (см. и ), словно назло всем трудностям на самом видном месте был воздвигнут Джвари. Стоя на вершине горы, нужно на мгновение представить, что вы находитесь в самом сердце небольшой страны, а ради этого храма, ради того чтобы Грузия осталась православной, на окружающих холмах пролито столько крови, что хватило бы на маленькое море. И не смотря на оставшиеся от нашествий, разорений и вандалов многочисленные раны, храм стоит уже почти полтора тысячелетия и будет стоять, пока есть Грузия. В этом и заключается первостепенная ценность этого места.

1.


В Джвари можно попасть из Мцхеты или двигаясь по трассе А1 из Тбилиси на запад. Дорога несколько километров петляет по холму и приводит прямо к храму. Одно маленькое замечание для тех, кто хочет сделать хорошие фотографии: приезжать нужно утром, когда солнце светит от храма в сторону Мцхеты.

2. Вид на Джвари по дороге из Мцхеты:

3. Разноцветные тряпочки и платочки - явный языческий пережиток:

4. Подъезжаю к храму. В любое время года, дня недели и времени светового дня здесь есть посетители:

7. Вход:

9. Пъедестал, на котором, согласно историческим источникам («Обращение Грузии», «Жизнь картлийских царей»), святой равноапостольной Ниной был воздвигнут самый первый крест:

10. Купол:

11. "Замок":

13. Убранство:

Фасады украшены барельефами. На некоторых изображены правители Грузии, заказавшие строительство храма.

16. Барельеф с надписью на древнегрузинском:

17. Автограф:

18. Колокола:

Джвари – памятник всемирного наследия ЮНЕСКО. В 2004 году был внесен в список Международного фонда монументов, как один из ста, которым грозит гибель, однако реставрационные работы 2007 года позволили исключить его из этого списка.

19. Неудачная, на мой взгляд, попытка реставрации:

Возле храма есть смотровая площадка:

Вот он - самый известный вид в Грузии:

Обратите внимание на тропинки и крыши на горе в левой части фото. Это руины акрополя Армазцихе-Багинети, рассказ об этом месте будет в следующей части.

22. Арагви течет с севера:

23. Мцхета:

24. Полиция:

Помимо самого храма, воздвигнутого, кстати, на месте еще более древней языческой постройки, есть остатки стены и башни. Возведены они были существенно позднее с единственной задачей – защитить Джвари при осаде. О том, когда они были разрушены я упоминаний не нашел.

Наверное, покажусь банальным, но в завершение приведу здесь всем известные строки:

Немного лет тому назад,
Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагвы и Куры,
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…

27. Памятник Лермонтову:

В наши дни Мцхета — это уютный тщательно отреставрированный город, фактически ближний пригород Тбилиси . Однако когда-то это был главный город Грузии с названием Мцхет (позже оно видоизменилось до современного). По легенде, город у слияния рек Арагви и Кура в середине 1-го тысячелетия до нашей эры основал потомок Ноя по линии его сына Иафета Мцхетос, будучи еще и старшим сыном Картлоса, прародителя картвелов, от которых пошло название всей страны: Грузия по-грузински называется «Сакартвело», то есть «место, где живут картвелы». Кстати, братом Картлоса был некий Хайк — прародитель всех армян.

После переноса столицы из Мцхеты в Тбилиси царем Вахтангом Горгасали, первая почти опустела, а после очередного арабского набега (в 736 году) как город Мцхета практически умерла. Когда в начале XIX века сюда пришли русские, они увидели лишь огромный гранитный храм с полуразрушенной каменной стеной – и больше ничего. Однако в последние десятилетия принятая в Грузии правительственная программа по возрождению древней столицы привела к тому, что город Мцхета снова появился и как географическая единица, и как одна из главных достопримечательностей Грузии.


В наши дни Мцхета выглядит аккуратным и даже слишком «туристическим» городом, чьи немногочисленные тщательно отреставрированные улочки выводят к сердцу древней столицы: огромному храму Светицховели (координаты для GPS навигатора: 41°50.537; 44°43.233).

Мцхета, cобор Светицховели



Если с монастыря Джвари (о нем расскажу ниже) началось распространение христианства в Грузии, то собор Светицховели во Мцхете был и поныне остается центром религиозной жизни и главной достопримечательностью Мцхеты. Первый деревянный храм на этом месте был возведен по настоянию святой Нино, до наших дней он не сохранился. С возникновением собора Светицховели связано такое предание: солдаты, бывшие свидетелями распятия Христа, бросили жребий, кому достанется его хитон. А в древнем городе Мцхета жила глубоко верующая девушка Сидония, которая попросила местного священника брата Элоиза привезти ей со Святой земли что-нибудь, к чему прикасался Спаситель. Элоиз выкупил у солдата хитон и привез его Сидонии. Та взяла его в руки и тотчас умерла от радости – после смерти ее пальцы так и не смогли разжать, чтобы забрать ткань, ее так и похоронили вместе с хитоном. А над ее могилой затем вырос кедр, который стал мироточить и исцелять. Спустя три века после этих событий Грузия стала христианской страной, в ней начали строить первую церковь, срубили для этого дерево с могилы Сидонии, сделали из него колонну (столп), но она не опускалась на землю, пари ла в воздухе. И лишь после молитв святой Нино «Животворящий Столп» (так назвали необычную колонну) опустился и церковь была-таки заложена.

Кстати, название Светицховели как раз и означает «Животворящий столп». Даже будучи срубленным, дерево продолжалось мироточить — однако это прекратились после нашествия персидского шаха Аббаса в XVI веке. Сейчас чудесное кедровое бревно можно увидеть внутри храма, в окружении фресок и икон.

Еще одна история, связанная с собором Светицховели, имеет явное сходство с легендой о возведении московского собора Василия Блаженного. Правда, если зодчим Барме и Постнику русский царь повелел выколоть глаза, то некоему Арсукидзе зачем-то по итогам строительства отрубили руку — и теперь над аркой у входа в собор можно увидеть барельеф с изображением руки. История возведения собора подвигла Звиада Гамсахурдиа, первого и не самого удачливого президента независимой Грузии, на написание романа «Десница великого мастера».

Помимо кедра и захороненного вместе с Сидонией хитона, на территории церкви Светицховели есть еще одна христианская святыня: плащаница пророка Илии. В древности между грузинами и иудеями были тесные связи и плащаница была вывезена в Грузию как в безопасное место. Теперь она замурована справа от алтаря под иконой пророка Илии. Что касается священного животворящего кедра, то в Светицховели он также стал частью иконы: слева от входа можно увидеть икону царя Мириана и его супруги Наны, при которых строительство началось, внизу иконы изображена покоящаяся в могиле Сидония.

Достопримечательности Мцхеты — монастырь Самтавро

Древний монастырь Самтавро (координаты для GPS навигатора: N41°50.782; E44°43.119 ) известен тем, что, по преданию,на его месте под кустом ежевики жила святая Нино. Сначала она обитала у садовника, а затем, чтобы его не стеснять, перебралась в шалаш, образованный большим ежевичным кустом («макловани»). В некотором роде, это грузинский аналог библейской неопалимой купины.



Храм (позже ставший и монастырем) Самтавро был построен царем Мирианом для себя: возможно, царь, в прошлом язычник, полагал себя недостойным молиться в главной христианской святыне Мцхеты соборе Светицховели. В Самтавро расположены захоронения царя Мириана и царицы Наны, а также в нем также находится частица Животворящего Столпа и части мощей двух из тринадцати сирийских святых отцов — Або Некресского (основателя в Кахетии) и Шио Мгвимского — принесших в Грузию православие и монашество. Есть в церкви еще одно почитаемое верующими захоронение: могила монаха Гавриила Ургебадзе, умершего не так давно, в 1995 году. При жизни он стал известен тем, что четыре раза строил в Тбилиси домовую церковь — каждый раз городские власти ее разрушали, а также своим «дессидентством»: на первомайской демонстрации он демонстративно поджигал портрет Ленина. В последние годы жизни Гавриил исцелял страждущих и этим оставил о себе добрую память у прихожан.

Мцхета, крепость Бебрисхице

Координаты для GPS навигатора: N 41°51.307; E44°43.323



К сожалению, за внушительными стенами крепости Бебрисцихе практически ничего нет, лишь поросшее травой пространство. Да, здесь есть высокие стены, однако большая часть их разрушена. И разрушены они были совсем недавно: весной 2010 г. в результате сильного оползня. Вроде бы крепость собирались восстанавливать — но пока, к сожалению, этого не произошло.

Мцхета, монастырь Джвари

«Там, где, сливаяся, шумят,
Обнявшись, будто две сестры,
Струи Арагви и Куры
Был монастырь. Из-за горы
И нынче видит пешеход
Столбы обрушенных ворот,
И башни, и церковный свод…»

Таким некогда описал Лермонтов древний монастырь Джвари, расположенный на Крестовой горе напротив Мцхеты («джвари» с грузинского переводится как «крест»).

По значимости для истории и религии Грузии, монастырь Джвари следовало бы поставить на первое место в списке достопримечательностей Мцхеты, но, так как он расположен не в самом городе Мцхета, а на горе над ним, в рассказе он оказался на последнем месте.

Согласно историкам, именно с этого места началась христианизация Грузии: будущей Святой Нино явилось видение и она установила на горе первый в Грузии крест. Так впервые христианство в Грузии возвысилось над язычеством: внизу под Крестовой горой располагался языческий храм. Нынешнее здание монастыря Джвари расположено предположительно на месте того первого креста Нино.


Монастырь Джвари считается шедевром грузинского церковного зодчества, ибо был одним из первых, построенных с подобной планировкой: «тетраконх» — в плане крест с закругленными концами; позднее она стала типичной для Грузии. Сквозь узкие окошки-бойницы свет падает прямо на кресты – и, кроме этого света и крестов, внутри почти ничего нет (и, скорее всего, и не было): во времена христианизации страны особо не беспокоились о внешних атрибутах вроде фресок и росписей.

От храма открывается отличный вид на город Мцхета , собор Светицховели , реки Арагви и Кура – тут с Лермонтовым нельзя не согласиться:


Как доехать до монастыря Джвари

Маршрутки из Тбилиси туда не ходят, так что или пешком из Мцхеты, или на машине (5 км по основной дороге а затем полчаса пешком по тропе); можно также добраться на такси из и Тбилиси . От автовокзала у метро Дидубе раз в полчаса отправляется автобус в Кутаиси через Гори – можно попробовать договориться с водителем, чтобы высадил на шоссе у подножия Крестовой горы, оттуда вверх придется идти пешком.

Координаты монастыря Джвари : N41°50.280; E44°44.006


Если своей машины нет, то наиболее удобный способ осмотреть Джвари и множество других интересных достопримечательностей, расположенных в окрестностях Тбилиси и на Военно-грузинской дороге — это заказать авторскую экскурсию по региону из Тбилиси. Вашими экскурсоводами будут местные жители – фотографы, журналисты, историки – влюбленные в свой родной край и знающие о нем практически все. Список всех доступных авторских экскурсий по Тбилиси, его окрестностям и вообще Грузии вы можете найти в таблице ниже. По умолчанию, в окне отображаются первые 3 экскурсии, отсортированные по отзывам и популярности. Чтобы увидеть все доступные варианты, кликните «Посмотреть все».

На этапе бронирования вам нужно будет заплатить 20% от общей стоимости, остальное отдается гиду на руки перед началом экскурсии.

Трансфер во Мцхету от онлайн-сервиса GoTrip

Еще один хороший способ добраться до Мцхеты монастыря Джвари — это заказать комфортабельный трансфер на грузинском сайте GoTrip . Цены там сопоставимы с расценками уличных таксистов, а на этапе бронирования у вас есть возможность выбрать конкретного водителя и марку автомобиля в зависимости от отзывов прежних пассажиров. Учитывая джигитскую манеру езды грузинских уличных таксистов и их далеко не всегда исправные автомобили – очень полезная опция. Цена на сайте указана окончательная, торговаться уже ни с кем не придется.

Где остановиться во Мцхете

Минимум на осмотр Мцхеты надо 3-4 часа, желательно же выделить целый день (с учетом дороги из Тбилиси и обратно). Гораздо удобнее остаться на ночь во Мцхете, чтобы на следующий день отправиться дальше на север — в Ананури и Гудаури, или вернуться в Тбилиси. Во Мцхете рекомендую обратить внимание на отель Old Capital (рейтинг 9.3, цена 22$ в сутки) с огромным балконом и видом на храмы Светицховели и Джвари, а также на хороший гестхаус Как забронировать жилье в Грузии. Цены, специфика, рекомендации

Лайфхак: как я экономлю на страховке

Хорошую работающую страховку и раньше было непросто найти, а сейчас стало еще сложнее из-за постоянных скачков курса рубля к мировым валютам. Всем интересующимся данной темой рекомендую почитать подробную статью о — это вполне может уберечь от ненужных переплат и более серьезных неприятностей.

P.S. Добавляйтесь в группы в Facebook www.facebook.com/сайт , Google+ www.google.com/сайт и В контакте vk.com/сайт , а также подписаться на обновления сайта сайт по почте, чтобы следить за выходом новых статей о самостоятельных путешествиях по всему миру.

Незабываемых вам впечатлений от города Мцхета!
Ваш Роман Мироненко

Все в этом городе связано с христианизацией Картли и драгоценными культовыми артефактами: хитоном Иисуса и крестом Святой Нино. Недалеко от Мцхеты, на горе стоит монастырь Джвари (Крест), который с удовольствием посещают туристы. Этот монастырь возведен так, что виден с любого места Мцхеты.

История Джвари

Испокон веков, еще с языческих времен, возвышенности, будь-то гора или холм, использовались жрецами. На них строились языческие капища, куда приносили жертвы. Традиция строительства храмов на возвышенностях перешла и в христианство. Место, где сейчас расположен монастырь Джвари, и в дохристианский период использовалось для языческих ритуалов.

История монастыря непосредственно связана со Святой Нино – якобы, дальней родственницей Георгия Победоносца. Она была «крестительницей» Грузии. Равноапостольная Нино, будучи монахиней бежала вместе с 38 послушницами и настоятельницей Репсиме в Армению от гонений Диоклетиана. В Армении настоятельницу Репсиме и послушниц казнили, а Нино удалось чудом спастись.

Из виноградной лозы и своих волос, она сделала посох в виде креста и двинулась в путь, на север. Сейчас этот крест является святыней Грузии и хранится в Тбилисском храме Сиони. Через грузинский регион , Нино дошла до бывшей столицы Грузии Мцхеты, где проповедовала христианство и жила под ежевичным кустом, рядом с которым возведен храм «Самтавро».

Крещение грузинского монаршеского семейства: царя Мириана и царицы Наны, ознаменовалось установкой трех поклонных крестов:

  1. На вершине Тхоти;
  2. В, теперь уже разрушенной, крепости Уджарма;
  3. На месте капища у Мцхеты.

С проповедями просветительница дошла до , где и провела последние дни своей жизни. Она умерла в местечке, где сейчас находится действующий монастырь Бодбе, там же она и похоронена. Царь Мириан, хотел перевезти ее останки в Мцхету, но ему не удалось это сделать. Запряженные быки не смогли сдвинуть с места, телегу с телом миссионерки. Монастырь Бодбе также является местом, часто посещаемым туристами. Он находится в двух километрах от .

Через два века, после установления поклонного креста на месте языческой святыни Армазиу Мцхеты, построят «Малый храм», руины которого можно увидеть и сейчас. Большой храм в виде тетраконха возведен позже, в первой половине VII века. Его специально строили с таким расчетом, чтоб крест, установленный святой миссионеркой Нино, был в центре сооружения.

Во время очередного нашествия иноземцы сожгли Джвари и вынесли оттуда, хранившийся там поклонный крест. Средневековый историк Леонтий Мровели в своей «Хронике…» упоминает об этом случае. Он пишет, что захватчиков, которые забрали с собой крест, охватил тяжелый недуг, они вернули святыню назад и водрузили на прежнее место. Крест, который сейчас стоит на постаменте, установлен в последние годы и не имеет ничего общего с первым поклонным крестом, следы которого утеряны.

Более никаких значительных событий вокруг храма не происходило, пока Лермонтов не описал в «Мцыри» некий монастырь у слияния Арагви и Куры. Появилась версия о том, что русский поэт описывал именно Джвари.

Из-за удобного стратегического расположения территорию вокруг монастыря российские войска долгое время использовали в качестве военного объекта. Следы, оставленные вандалами, до сих пор можно видеть на стенах храма.

Архитектура монастыря и храма

От монастыря сейчас почти ничего не осталось. Лет 200 назад также были лишь «столбы обрушенных ворот» – как писал поэт. Джвари считается одним из древнейших христианских храмов, хотя и неоднократно реставрировался и перестраивался.

Архитектура храма тетраконх – без сомнения свидетельствует о византийском влиянии того времени. Начало строительства храма датируется концом VI века, приблизительно 590 г. Закончено было строительство в начале VII века, приблизительно 604 г. В то время грузинские храмы, как правило, представляли собой базилики без куполов.

Храм Джвари является одним из нескольких церквей в виде тетраконхов, построенных в Грузии и Армении того времени, среди них:

  • Дзвели Гавази — первый купольный храм;
  • Собор в Ниноцминда;
  • Храм в Чкондидском монастыре;
  • Храм в Старой Шуамта;
  • Атенский Сион и пр.

Почти точной копией Джвари, является храм святой Репсиме в Вагаршапате (Эчмиадзин). Византийское влияние на строительство Джвари доказывает и плоский купол храма. Его внутренне убранство представляет собой квадрат, с вписанным крестом. Купол в виде сферы опирается на восьмиугольник стен.

Все в храме строго и аскетично, сохранились некоторые фрагменты украшений в виде узоров или барельефов. Фрески в грузинских храмах появились позже, в Джвари сохранились лишь фрагменты мозаики, некогда украшавшие его стены. Такое оформление, не свойственно грузинской храмовой архитектуре.

Вокруг церкви также видны руины монастырских стен и башен. Туристов впечатляет и удивляет гармония слияния храма с внешней средой, горой, на которой он стоит. Невозможно не оценить высокое качество, которым проведены работы по обработке и укладке камня.

Тех туристов, которые интересуются древней храмовой архитектурой, удивит наличие тромпов. Тромпами называют арки, служащие опорной конструкцией угловых куполов. Аналогичные архитектурные решения свойственны византийским храмам в Грузии они больше не встречаются.

Современный Джвари

Джвари расположен на вершине горы, с которой открывается чудный пейзаж на древнюю столицу Мцхету и место слияния рек Куры и Арагви. Из-за этого экскурсоводы считают, что в поэме «Мцыри» описывается именно этот монастырь.

Это мнение может быть неверным, так как в XIX веке эти две реки соединялись в другом месте, рядом с кафедральным собором Светицховели. В начале ХХ века, когда строилась ЗАГЭС, русла рек были направлены в нужную сторону и ландшафт местности был изменен до неузнаваемости. Вполне возможно, что Лермонтов имел в виду не Джвари, а Светицховели, тем более, в поэме имеется упоминание о надгробном камне царя Ираклия II. Усыпальница грузинских царей находится в Светицховели.

Со смотровой площадки Джвари открывается отличный вид на Мцхету и речную долину.

Как добраться до монастыря Джвари

Посетить храм рейсовым транспортным средством не удастся, так как к нему ни автобусы, ни маршрутки не ездят. Есть несколько способов, добраться до храма:

  1. Такси от Тбилиси или Мцхета: дорого, но быстро и удобно;
  2. Общественным транспортом до подножья горы, на скоростной магистрали сойти, пешком взобраться по крутому склону на гору, раньше только так и шли к храму, где-то на середине впути встречается чудотворный ключ, вода которого положительно влияет на организм супругов, желающих иметь детей.
  3. На автобусе №11 от центрального стадиона города Тбилиси можно доехать до ЗАГЭС, оттуда по дороге до храма 5 км, если пойти напрямую, через поля – 2 км.
  4. Экскурсией. Например, недорогой групповой экскурсией в Мцхету.

На вершине горы, у подножья которой сливаются две реки (), расположился древний монастырь Джвари. Находится это историческое место (наследие ЮНЕСКО) недалеко от бывшей столицы Иберии города Мцхета. Это древнейшее свидетельство об уникальной грузинской архитектуре средних веков. Воздвигнут храм был в шестом веке, предположительно в 585- 604 годах.

Свое имя грузинский храм носит не случайно. В переводе это слово обозначает «крест». В момент закладки храма его основательницей святой Нино Капподийской был воздвигнут первый Святой крест. Это значимое событие возвещало о начале принятия народом христианской веры. Спустя два столетия на этом месте был воздвигнут малый храм. Его руины до сегодняшних дней сохранились в строении большого храма. Древние летописи гласят, что до возведения храма крест был виден не только из разных уголков Мцхета, но и далеко за пределами города, являлся объектом поклонения и паломничества.

Исторические данные

Древние предания повествуют о разных чудесах, связанных с крестом. Именно поэтому, начиная с 7 века, в монастырь стремятся паломники с Кавказа, а сегодня и со всего мира. Именно это место было воспето М.Ю. Лермонтовым в поэме «Мцыри». Удивительные слова написал классик, вдохновленный красотой храма и места, где он находится. Описание в поэме подчеркивает, насколько поражен был поэт красотой этого края.


По сегодняшний день места восхищают посетителей, многие из которых оставляют свои отзывы в специальной книге.

«С высоты птичьего полета открывается чудесный вид на слияние двух рек и старинный Мцхет. Монастырь небольшого размера, скромный, без обилия золота. Только истинно верующий сможет оценить духовность, которая здесь присутствует. Я далека от веры, но храм стал интересен как историческое, архитектурное наследие»

Светлана. Москва

Подлинный крест, на основании некоторых версий, сберегают в Троицком соборе. На его месте был установлен новый, изготовленный из кипарисовых пород деревьев. Но произошло это уже в наши дни, в 2009 году. Современный крест раз в пять выше предыдущего и, как его предшественник, является местом всемирного крестьянского паломничества.

Храм Джвари Грузия являются не только местом, повествующим о начале крестьянства. Это объект необычайной гордости. Как для Египта — пирамиды, для Франции – Эйфелева башня. Служит монастырь предметом многовековых споров среди историков Грузии и Армении. Одни считают, что храм строили армяне, другие категоричны, и заявляют о строительстве руками грузинских мастеров.

Такая спорная ситуация вполне объяснима с исторической точки зрения. Еще в начале 590-х годов Ираном в пользу Византии был передан огромный земельный участок, принадлежавший Армении. Вместе с этой землей Византийская империя получила часть западной Иберии. Это событие в истории значится как Ктесифонское соглашение (договор). Была обозначена граница, которая прошла между Мцхетой и Тбилиси. Сегодня на этом месте стоит гидростанция. Сегодняшний монастырь в Мцхете имеет некоторые фрагменты, позаимствованные у халкидонского (православного) собора.

Но суть спора не в этом. Незадолго до начала строения храма Джвари, Мцхета была подчинена католикосату Аванскому. Этот факт, хотя и не имеет достоверного подтверждения, свидетельствует о принадлежности к Византийской империи. Историки узрели доказательство в форме купола Джвари. Он имеет не пирамидальную, а плоскую или греческую форму.

Немного позже подобные храмы были возведены в Атенинском Сионе, в монастыре Чкондиди и Светицховели. В те времена между Джвари и Светицховели была натянута подвесная лестница над устрашающей пропастью. Этот путь необходимо было пройти паломникам, чтобы попасть в храм. Придание гласит, что преодолеть этот нелегкий путь могли только те, кто искренне раскаялся в содеянных грехах. На протяжении всей нелегкой дороги человек должен читать молитвы. Не всем это удавалось, многие срывались в пропасть. С каждым годом желающих становилось меньше и, в конце концов, мостик сорвался. Верующие утверждают, что произошло это от тяжести людских грехов.


Были захватнические войны. Так, в седьмом веке, храм был захвачен арабами, что повлекло образование в Джвари Тбилисского эмирата. После очередного нашествия мусульман (приб. 960г.) храм был сожжен, но крест удалось спасти накануне трагедии. После этого ничего знаменательного в истории храма не происходило, если не считать визит Лермонтова в эти места. Благодаря вышедшей поэме, интерес возродился с новой силой.

Монастырь сегодня

Современная Georgia – это развитая экономически страна с богатейшей историей. Сама Грузия и Монастырь Джвари являются местом, которые стремятся посетить миллионы туристов. Уникальная архитектура, место расположения и множество тайн делают эту достопримечательность одной из самых посещаемых. Церковь как бы продолжает величественный вид горы, на которой находится.

Сегодня – это не только историческая ценность, но и действующий монастырь. Именно благодаря служителям, послушникам удается за счет пожертвований реконструировать и поддерживать в надлежащем состоянии столь древнее и уникальное строение Джва ри. Несмотря на все усилия, все это больше похоже на развалины, но основу составляет действующая церковь святого Христа, которая имеет уникальную конструкцию и удовлетворительное состояние. Нестандартный, имеющий квадратные помещения по углам, храм.

В центре главного помещения, которое также имеет форму квадрата, имеется специальное возвышение, на котором находится крест, под огромным полусферическим куполом. Имя зодчего истории неизвестно. Но все строение продумано до мелочей. Это ощущается в благоприятной атмосфере, которая царит внутри.


За большим Поклонным крестом находится иконостас с иконами, выполненными в характерной грузинской манере иконописи. Кроме стандартного набора, там можно увидеть:

  • Св. Троица;
  • Георгий-Победоносец;
  • Богородица;
  • Св. Николай.

Внешний вид храма величествен и спокоен, как и вид самой горы, на которой он находится. Отсюда открывается великолепная панорама на две реки, на соседние горы, храмы и на старинный город Мцхета. Из города к храму паломники и туристы добираются по мцхетско – храмовой тропе. Она существует уже на протяжении нескольких веков. Подъем достаточно долгий и крутой. Поэтому на середине пути многие отдыхают в районе небольшой рощи возле родника Святой Нины, которому приписывают полезные и целебные свойства. Существует поверье, что вода из этого источника помогает тем, кто потерял возможность иметь детей.

«Меня поразила местность и храм, не меньше, чем самого Лермонтова! Красота, великолепие природы, вид на город, реки у подножия, это не сможет оставить равнодушным никого! Не менее интересно убранство собора. Иконы, фрески, старинные надписи! Здесь должен побывать каждый! Святость ощущается не только в храме, но и на подходе к нему, еще у источника! Описать все невозможно, необходимо прочувствовать!»

Евгений. Новороссийск

Как добраться

Уникальная страна с обилием достопримечательностей, монастырь Джвари Мцхета Грузия — это места, которые необходимо посетить. Основные туристические ветви ведут к этой святыни из Тбилиси по трассе А-1 в западном направлении. Если ехать поездом, то там, в Тбилиси, на вокзале каждого туриста ждут сотни таксистов, готовых домчать к любой интересной достопримечательности и поведать монастырский секрет в пути. Стоимость поездки обойдется в 13 $ летом и 8 $ зимой.

В столице Грузии на автовокзале, в аэропорту, на ж/д вокзале действует услуга аренды авто. Поэтому можно выбрать любой автомобиль и по Военно-грузинской дороге добраться до интересного исторического места. Или же воспользоваться услугами пригородной электрички. Но от станции только до города около 2-х километров пути вдоль берега. От центра города до монастыря – 10 км, помощь оказывают таксисты и маршрутки.

Loading...Loading...