«Достойный священник — друг Божий.

Мы едем с вами в Хеврон. Это древнейший город Святой Земли после Иерихона в мире. Он уже был, когда праотец Авраам жил на земле, и праотец Авраам и станет сейчас главным героем нашей беседы.

Авраам жил за две тысячи лет до Рождества Христова, то есть это четыре тысячи лет назад. Хеврон – это один из городов, где проживал Авраам на Святой Земле, и он уже тогда был городом, то есть это город с четырехтысячелетней историей. Авраама мы называем по справедливости отцом всех верующих: и иудеи считают его своим отцом, и мусульмане называют его «господин наш Авраам», и, конечно, мы называем праотцем Авраама.

Авраам – человек, который в отношениях своих с Богом восходил от силы к силе новой, все выше и выше на ступени веры. Хотя сам он был из язычников и не имел такого подробного представления о Боге, Господь его любил за чистоту его сердца, за то, что он сохранил в те времена самое главное – это почитание отца своего, и за такую вот любовь его и беспрекословное послушание Богу.

Бог говорит Аврааму: «Возьми все твое и переселись в землю, куда я тебе скажу». Представляете, какая любовь? Пример подобной любви у людей к человеку (здесь, на Святой Земле) — подвижник Илларион Великий.

Илларион Великий основал ряд монастырей в местности, которая сейчас называется Сектор Газа. При том, что он был очень человеколюбивый, он еще больше любил Бога, поэтому любил одиночество, уединение, потому что когда очень много людей, невозможно так общаться с Богом близко, как, когда человек наедине. По крайней мере, есть такие люди, которые вот имеют такую меру общения и потребность в уединении. Все мы имеем такую потребность и нужно уединяться, но у некоторых людей эта потребность повышена, и они достигают действительно больших высот в общении с Богом, в духовной жизни… И Иллариону вся эта суета и все эти люди, которые к нему приходили, были ему помехой. И он в какой-то момент ушел из Газы. Представьте себе, тысячи людей местных встали и пошли за ним! И он уходил, а они все шли за ним – тысячи и тысячи людей оставили свое хозяйство, плакали и говорили: «На кого ты нас оставляешь, отче!» Вот это доверие и любовь к человеку, которого видишь, как живой пример, а Бога никто не видел никогда до воплощения Сына Божия… ну Моисей сподобился беседовать с Господом, Илия пророк, но и то, они не видели Бога во всей Славе Его, а виделиодно из явлений.

И Авраам не видел Бога, но слышал голос Божий, который говорил ему: «Встань и пойди». Это же очень конкретное действие, и какое тут надо иметь доверие… Конечно, в наше время надо быть осторожным и трезвым, потому что иногда скажет человек: «А вот со мной Господь говорит или Матерь Божья», — мы, конечно, настораживаемся, потому что, может быть, показалось ему, да? Конечно, Господь бесконечно с каждым из нас говорит: через людей, через реакцию ближних, и Он совершенно не виноват в том, что мы не хотим прислушаться. Но Авраам – это был особый такой избранный сосуд Божий, которому Бог говорил, и он исполнял. Он имел такую веру… это характеризуется тем, что по рассказам он верил Богу, даже не в Бога — есть разница. Верить Богу – оттенок доверительных отношений.

Так вот Господь сказал Аврааму: «Возьми все твое и иди в землю, которую я тебе покажу, в землю Ханаан».И Авраам сделал так. У него было такое послушание. Одновременно у Авраама было великое горе – он не имел потомства. И для жены его Сарры это тоже было великим горем до такой степени, что она даже в какой-то момент жизни предложила Аврааму, чтобы он лег с ее служанкой, и та бы зачала от него и родила бы у нее на коленях — такой ребенок считался бы ее по праву. Вот так родился Исмаил от Агари. Но это тоже не то. Хотя Авраам доверял Богу, что вот хотя бы так… но Господь ему обещал: «Нет, будет тебе именно ребенок от Сарры», — и для Авраама это было великое утешение.

Господь заключал два завета с Авраамом. Один из заветов, который заключал, второй и самый известный, Бог заключал с Авраамом в Хевроне. Какой это завет? Завет обрезания. Конечно, милостью Божией нам уже это делать не надо – обрезание заменяет Крещение, Таинство уже, а не обряд. Но в те времена это было очень важно, и для нас это тоже имеет важное значение, ведь мы даже празднуем как великий Праздник Обрезание Господне на восьмой день после Рождества Христова. Восьмой день, потому что Господь заповедал Аврааму совершить обрезание в восьмой день по рождении младенца мужского пола.

Но вот еще перед этим, перед заветом обрезания, на этом месте, куда мы едем, Господь менял Аврааму имя и Сарре. Вот до того как Господь изменил своему любимому другу имя, он был «Аврам», через одну «а».

Если до изменения имени у Авраама и Сарры имена «Аврам» и «Сара» через одну «р» и одну «а», по значению у Авраама имя значило «велик по отцу», то в Хевроне Господь изменил им имена. Он говорит: «Да не будет тебе больше имя Аврам, но будет тебе имя Авраам. Также жену твою. Не называй ее более Сарой, но называй ее Саррой».По значению имя Авраама изменилось, он из «великого по отцу» стал «отцом великого множества народов». А Сарра как была «госпожа», так и осталась по значению, это, как и Мариам, тоже «госпожа».

Давайте присмотримся. По-славянски и по-гречески буквы «а» и «р» добавляются. Вот иногда интересно бывает посмотреть на еврейский текст Священного Писания. Хотя, конечно, масоретский текст отличается от славянской Библии, переведенной с греческого, который, как мы считаем, переводом богодухновенным переводом Ветхого Завета, которым пользуется Церковь, богодухновенный перевод, сделанный еще до Рождества Христова, за двести лет семьюдесятью двумя толковниками, так называемый, септуагинта. А Библия, Ветхий завет, которым пользуются евреи, это более поздний текст, измененный, он называется «масоретский текст». Но иногда бывает полезным все-таки посмотреть на него, потому что мы можем что-то такое узнать.

И вот именно здесь, в этом случае с именами, мы, если присмотримся и увидим, что по-еврейски Господь добавил одну и ту же букву к именам Авраама и Сарры… какую же букву он добавил? Добавил букву h – эта буква, как и каждая буква в еврейском языке, имеет значение. Значение этой буквы – Хашим, одно из имен Божиих… Из еврейского текста совершенно ясно становится, что Бог дал Свое имя человеку, мужчине и женщине. Он сотворил мужчину и женщину, мужа и жену, Адама и Еву, потом они отпали от общения через грех. И тут Господь дает свое имя человеку Аврааму и жене его Сарре – это очень трогательный такой шаг на пути к примирению, как будто Господь породнился. Хотя человеки отпал от такого общения интенсивного, Господь никогда не оставлял человека полностью, никогда не бросал. Он так его любит, Свое создание, как отец детей своих, что никогда не оставлял. Но общение, конечно, было нарушено, не было оно таким, каким оно было в раю, а стало более тесным впоследствии, но это уже в наше время.

И вот этим шагом к примирению не только Господь вдохнул в человека дух жизни, не только сотворил его по образу Своему, но тут еще и дал имя Своё человеку, мужчине и женщине. И после этого Бог говорит Аврааму: «Авраам, будь непорочный и ходи предо Мною». Какие сильные слова! «И сделай себе обрезание крайней плоти», — конечно, это такая деликатная область разговора – указание на чистоту жизни, на чистоту брачного ложа. Под чистотой мы не имеем в виду в данном случае полное воздержание – Авраам не был монахом, это не было его призванием, он Патриарх, он должен рожать, потому что из его чресл должна еще родиться Та, в Которой все народы земли будут благословляться. И хотя обрезание крайней плоти указывает, с одной стороны, на такую чистоту, но не просто на чистоту телесную, а целомудрие в широком смысле этого слова – целостность личности. И еще кое на что указывает это действие.

В какой день сказал Бог совершить обрезание над всеми, кто родится у него? Восьмой день. Когда Господь сказал Аврааму совершить над собой обрезание, он совершил сразу, в тот же день, не только над собой, но еще над Исмаилом и над всеми мужами, которые были с ним – это не только родственная, семейная связь – это духовный союз с Богом. И указание восьмого дня имеет очень важное значение. Авраам тогда не мог знать, что это значит, это мы можем понять. Что такое восьмой день? Это вечность. «Восемь» не имеет ни начала, ни конца, восьмерка горизонтальная – это бесконечность.

А что такое первый день? Первый день недели какой для вас? Воскресенье. Духовенство сразу, конечно, правильно отвечает. Иногда миряне не знают и говорят «понедельник». Это не правильно, понедельник – это второй день на самом деле, день один и первый день творения – это воскресение. Следовательно, восьмой день – тоже воскресение. Вот видите, обрезание, казалось бы, восьмой день по рождению – это может быть любой день недели в принципе, но указание уже кое о чем говорит. И вот есть еще такой ветхозаветный закон – заповедь Божья, четвертая заповедь: «Помни день субботний еже светити его. В шесть дней сих делай вси дела твои, седьмый же день Господу Богу твоему оставь». Да, иногда протестанты укоряют нас, говоря: «Вы нарушаете Заповедь Божью, вы не почитаете день субботний». Как мы не почитаем? Иногда мы выкручиваемся и говорим: «Ну, знаете, это у нас перешло на воскресение, потому что Воскресение Христово важнее, чем седьмой день». Конечно, это правда, но это отчасти только правда, это не полное объяснение, потому что седьмой день – это суббота, это не воскресение. Но все-таки церковь чтит седьмой день. В седьмой день отличаются богослужение от прочих будних дней, и еще седьмой день – это день покоя, который Господь благословил. Мы что отмечаем обычно в субботу? Усопших наших, подобно тому, поскольку Господь наш лежал во гробе плотию своей, уснув, он субботствовал – был в покое телом во гробу. Великая Субботапоследняя суббота в череде ветхозаветных суббот.

Но при Аврааме еще не было заповеди о почитании субботы, хотя Господь благословил субботу, а уже Господь указывает, что восьмой день будет важнее седьмого дня, потому что если восьмой день по рождению приходится на субботу впоследствии, то нарушается покой субботы ради восьмого дня. То есть, обрезание – это такое действие, которое не должно было бы совершать в субботу по логике субботы, но если восьмой день приходится на субботу, то она нарушается ради восьмого дня. Господь уже в Ветхом Завете указал, что восьмой день будет важнее.

А еще в обрезании этой крайней плоти Господь указал еще важную вещь: должен родиться Спаситель. Вот это завет крови – Аврааму пришлось пролить кровь – показывает, что именно через это место выйдет семя, от которого родится Спаситель. Спаситель, конечно, мы знаем, бессеменно родился, но Та, Которая Его родила, родилась по семени – Матерь Божия. Завет об обрезании, хотя нам, конечно, уже совершенно не нужно его соблюдать, указывает на Рождество Спасителя в будущем. И не случайно, что сразу после этого, после того, как Авраам совершил над собой обрезание, к нему приходит Господь. В этом же месте. То есть, место, где мы с вами будем молиться сейчас, это место воспоминания: 1 – изменение имен Авраама и Сарры, 2- завета об обрезании и 3 – это ветхозаветное благовещение, это прообраз Благовещения… Приходит, уже не говорит Бог с Авраамом голосом, но приходит к нему лично.

Вот все вы знаете Рублевскую икону Троицы. Господь пришел к человеку в виде трех путников. Пришел для чего? Авраам проявляет высшую такую добродетель кроме веры, эта вера выражается конкретным делом – гостеприимством. Но не это самое главное. Это просто украшение Авраама. Самое главное – это слова, которые Бог скажет Аврааму: «Через год я опять буду у тебя, — Он говорит, — и будет у Сарры сын». Это благовещение чудесного зачатия, чудесного рождения. Хотя зачатие естественное, онои сверхъестественное, потому что Сарре уже девяносто лет, а Аврааму сто лет. Может разве девяностолетняя родить, когда в организме уже нет процессов, благодаря которым рождается человек? То есть это чудо. И Сарра не может поверить, и она смеется, с недоверием. До этого, когда Бог обещал Аврааму рождение детей, он тоже смеялся, но от радости и от того, что он поверил. И сын их назовется Исаак, что означает «он воссмеялся» или «он воссмеется».

Братья, участок, где мы с вами будем молиться — храм Святых Праотец. Очень редко храм называют в честь Святых Праотец. Где-то в Подмосковье, мне говорили, есть еще такой храм. И на Святой Земле тоже есть еще один храм в честь Святых Праотец, а так это редко. Праотцы – это кто? Адам, Ева, Авель, Сиф, Сим, Енос, Енох, Мафусал, Авраам, Исаак, Иаков, Мелхиседек – все ветхозаветные герои, они праотцы. И проматери, конечно: Сарра, Ева, Ревекка, Рахиль, Лия, Руфь Моавитянка. Эти все ветхозаветные герои – святые угодники Божии. Пророки тоже: царь Давид, царь Соломон – праотцы. Они празднуются два раза в году за два воскресных дня до Рождества Христова и за одно воскресения до Рождества Христова. Еще Авраам и Лот праведный имеют отдельный свой день – 22 октября. Это день престольного праздника этой обители.

Участок, где мы будем молиться, это приобретение Русской Духовной Миссии уже сто пятьдесят лет назад. В шестидесятые годы девятнадцатого столетия важный деятель, начальник Русской Духовной Миссии (Прим.: архимандрит Антонин Капустин), приобрел здесь через одно доверенное лицо, православного араба, большой участок, где есть, а тогда еще рос, сейчас он уже засох, огромный дуб с раскидистыми ветвями.

Мы находимся в местности, которая называется Мамрия, по имени союзника Авраама. Это русский храм, где мы будем молиться. Построен он был позднее, первоначально, когда приходили паломники, они отправлялись рано утром из Иерусалима (это времена столетней давности) пешком. Они приходили сюда уже к вечеру, ночевали или в доме, построенном отцом Антонином, или в палатках, если их было очень много. И на утро, под сенью дуба сам отец Антонин, либо кто-то из духовенства, совершал Литургию.

Уже позднее, в начале двадцатого века, именно после прославления преподобного Серафима, чуть больше ста лет назад, когда родился цесаревич Алексий, мученик будущий, то заложен этот храм(это царский храм) в честь святых праотец. Это тоже очень символично, потому что как царь Николай с царицей Александрой Федоровной ждали потомства в лице мужского наследника, так и Авраам ждал. И в этом месте они заложили этот царский храм как благодарность за то, что родился наследник. И здесь же Патриарх Авраам услышал весть о том, что у него тоже наследник будет от его любимой жены…

И храм как раз в честь Патриархов. Есть и пределы: предел в честь Живоначальной Троицы (это южный предел) и предел северный в честь святителя и чудотворца Николая, покровителя царя.

— Отец Иов, расскажите, пожалуйста, как вы стали священником?

— Священником я стал по послушанию. Сначала я был обычным прихожанином. Вся наша семья воцерковилась 17 апреля 1984 года. Хорошо помню: это был Великий Вторник. Потом я стал духовным чадом иерея Сергия Романова (сейчас он протоиерей). Он и возложил на меня послушание священнослужения.

Когда я крестился и стал православным христианином, передо мной открылся особый мир, в который я вошел с великой радостью и надеждой. Исполнение того, что мне говорил духовный отец, было для меня аксиомой. По прошествии пяти лет после начала моей жизни в Церкви отец Сергий однажды мне сказал: «Вам надо преподавать в Духовной Академии». Это было для меня совершенно неожиданно. Преподавание в Духовной Академии казалось настолько не похожим на мои тогдашние научные занятия, что даже мысль об этом ни разу не приходила мне на ум. Сейчас я не сомневаюсь, что это соответствовало воле Божией, Его замыслу обо мне.

А потому все и устроилось без каких-либо препятствий. Я встретился с проректором Московской Духовной Академии и Семинарии — профессором Михаилом Степановичем Ивановым, который, предложил мне курс под названием «Христианство и культура». Он попросил написать программу. В назначенный день мы вместе с ним пришли к владыке Александру (Тимофееву) — тогдашнему ректору академии. Видимо, решение им уже было принято, поэтому беседа была недолгой. После нескольких вступительных фраз он взглянул на листочки, которые были у меня в руках, и спросил: «А что это у вас?» Я сказал: «Это программа курса». Он взял листы, положил палец на какой-то строчке и спросил, как я понимаю данный вопрос. Я сразу ответил, и это его удовлетворило. Вопросов больше у него не было. Повернувшись к Михаилу Степановичу, с присущей ему энергичностью владыка сказал: «Готовьте на Совет». Так я стал преподавателем Духовной Академии, никогда не стремясь к этому.

При владыке Александре было обязательное требование: преподаватели, пришедшие из светских институтов и не имевшие духовного образования, должны были экстерном окончить Семинарию, а затем Академию. Семинарию я закончил в мае 1990 года, а экзамены за Академию сдал в следующем учебном году. Осенью 1991 года защитил диссертацию на степень кандидата богословия. С сентября 1990 года я стал преподавать в Академии Священное Писание Ветхого Завета, а в Семинарии — Основное богословие.

В конце мая 1990 года отец Сергий Романов сказал, что мне надо подавать прошение о рукоположении в диакона. Я вновь без всяких колебаний и сомнений ответил: «Хорошо». В ближайшее время после этого я встретил в коридоре архиепископа Александра и попросил принять меня. Он спросил: «По какому поводу?» — «По поводу рукоположения». Он назначил день. Когда я пришел, он сразу же без вступительных слов произнес: «В день Святой Троицы». Затем прибавил: «Приезжайте дня за три. Поживите в Лавре. Помолитесь».

В сентябре начался второй год моего преподавания в Академии. Отец Сергий говорит, что пора подавать прошение на священника. И я с той же готовностью согласился. Прошло некоторое время. И вот однажды (это было в субботу около полудня) мне позвонил проректор по воспитательной работе, архимандрит Венедикт (Князев). Он сказал: «Приезжайте сегодня на всенощное бдение, завтра вас уже рукополагают». Я сразу же собрался и поехал. В воскресенье, в неделю перед Воздвижением, между двумя великими праздниками (Рождества Пресвятой Богородицы и Воздвижения Креста Господня) — 23 сентября, меня рукоположили. Так я по послушанию стал священником. Я вижу в этом волю Божию. Своей я не прилагал.

— Как получилось, что вы пришли в Церковь из неправославной семьи? Ведь это тоже имело большое значение для вашего последующего пастырского служения.

— Я думаю, что самое большое влияние на меня оказала мама, которая крестилась в старости, но по устроению души (любвеобилию, желанию жить со всеми в мире, отзывчивости ко всем) была всегда очень близка к христианству внутренне. Она не упускала ни одного случая сказать нам какое-нибудь ласковое слово. Это была ее потребность. Она никогда не ругала нас. Уже в старости рассказала мне, что ей это запретила ее мать, моя бабушка. Мы должны были уехать, поскольку папу часто переводили в разные города. Когда бабушка последний раз виделась со своей дочкой, она сказала: «Об одном прошу — не бей детей и не ругай. Если ударишь хоть раз даже по руке, мое материнское благословение отойдет от тебя». Но мама никогда и не сделала бы так: она на это была просто неспособна.

Мама моя родилась в 1915 году в Урде Астраханской губернии. Она рассказывала, что, когда она была отроковицей, ей приходилось регулярно водить в церковь одну старушку. Вероятно, это была соседка.

Родители мамы по нравственному складу не были типичными мусульманами, каких мы знаем из жизни и книг. Бабушка Зайнаб и дедушка Хасан даже (пусть и своеобразно) принимали участие в празднике Пасхи. У бабушки был ящичек с земелькой. В нем она заранее высеивала траву и клала туда крашеные яйца. В день Пасхи они шли поздравлять своих православных знакомых. Ведь город, где они жили, был со смешанным населением.

Маме было семь лет, когда ей послано было особое испытание. И она оказалась способна на жертвенную любовь. Ее отец Хасан заболел. Кажется, это был тиф. Когда обнаружили у него признаки смертельной болезни, ему построили на огороде шалаш, чтобы он лежал там. Это была суровая, но необходимая мера, чтобы сохранить от болезни остальных членов семьи (у него было шесть детей). Так как за ним нужен был уход, то было решено, что моя мама будет жить в шалаше, кормить его и ухаживать за ним. Приносили и ставили в определенное место еду. Мама брала и кормила отца, стирала одежды, переодевала. Она была достаточно взрослой, чтобы понимать смертельную опасность болезни и сознавать, что ее ожидало. Однако она не отказалась от этого и не убежала, а проявила ту жертвенность, которая всегда ее отличала. Отец умер, а ее Господь Бог сохранил, хотя жили в одном шалаше и близко общались.

С того времени между нею и ее покойным отцом установилась особая связь, благодаря которой она несколько раз избежала смерти. В войну, когда мы с братом (он старше меня на два года) еще были совсем маленькими, в Челкаре, где мы жили, вспыхнула эпидемия тифа. Были устроены бараки для больных. К несчастью, у мамы в это время появилась какая-то болезнь. Поднялась температура. Участковый врач потребовала, чтобы она перешла в барак для больных. Мама отказалась. Сказала, что там она заразится и умрет, а ее малолетние дети не выживут. Так как мама решительно отказывалась, то участковый врач несколько раз предупреждала, что приведет милиционера. Но она все равно не соглашалась, и та сделала последнее предупреждение: «Если сегодня не ляжете, то завтра утром приду с милиционером». Ночью мама спать не могла. Она ожидала, что утром произойдет непоправимое. И вот, когда она находилась в самом тревожном состоянии, явился ее отец и сказал: «Иди на опытную станцию. Тебе поможет профессор…» Фамилию, к моему великому огорчению, я не запомнил. Явление было настолько значимым, что мама, несмотря на ночь (а идти надо было несколько километров), пошла. Это была Приаральская опытная станция Всесоюзного института растениеводства, которую организовал академик Николай Иванович Вавилов. Она находилась в песках Большие Барсуки в Челкарском районе. Там работало немало ссыльных специалистов. Мама нашла дом профессора, которого все в Челкаре знали. Работать по специальности врача он не мог, потому что был ссыльным. Однако к нему неофициально люди, конечно, обращались. Мама разбудила его. Он проявил доброту и внимание. Сразу же оценил ситуацию и на свой страх и риск поставил диагноз. Тифа он у мамы не нашел. Написанное им заключение не имело силы справки, но так все Господь устроил, что оно защитило маму. Когда утром пришли врач и милиционер, мама протянула бумагу от профессора. Участковый врач посмотрела и сказала: «Ладно, оставайтесь».

Мама мне неоднократно рассказывала эту удивительную историю, в которой так очевидно проявилось действие Божественного Промысла. Она говорила, что отец несколько раз являлся ей и подсказывал то или иное решение, когда над ней была угроза гибели.

Рассказанная мною история для кого-то покажется невероятной, и к ней можно отнестись с недоверием. Но ведь «невероятным» нужно признать и то, что из всех шести детей Хасана одна моя мама стала христианкой — причащалась, соборовалась. Она дожила до рукоположения в диакона старшего внука Павла (сейчас он уже священник) . Я послал ей фотографию, где он сфотографирован с нами в день хиротонии во дворе Лавры. Потом, когда я разговаривал с ней по телефону, она сказала: «Солидно!» Сейчас два внука священника и сын священник постоянно поминают ее на Литургии.

Кто-то может сказать, что она потому пришла к христианству, что православным священником стал ее сын. Это поверхностное объяснение. Его главный недостаток в том, что переставлены местами причина и следствие.

Несомненно, сам я пришел к христианству исключительно благодаря тому воспитанию, которое она мне дала. Ее нравственное влияние на меня было решающим.

— А что еще способствовало вашему приходу в христианство, которое произошло еще в советские годы?

— Русская и европейская культура. С детства мое образование и воспитание проходили в культуре, которая генетически связана с христианством: русская и западноевропейская литературная классика, живопись, история. Поэтому в годы зарождения моей религиозности передо мной не стояла проблема выбора. Для меня невозможна была никакая религия, кроме христианства. Помню, еще в конце 60‑х годов я носил нательный крест. Не могу вспомнить, как он у меня оказался. Это был обычный церковный крест из светлого металла с изображением распятого Спасителя и надписью «Спаси и сохрани». Носил я его настолько долго, что изображение частично стерлось и стало едва заметным.

Когда я думаю о моем пути к христианству, то прихожу к мысли, которая для меня очевидна: к вере меня вел Господь Бог. Он не только действовал через маму, которую тоже с детства готовил к христианству, но и хранил меня.

Я был порой неудержимо активным. По этой причине несколько раз оказывался в лапах смерти. Но Господь сохранил меня. На всю жизнь запомнился такой случай. Недалеко от нас был трест «Зеленого строительства». Войти на его территорию можно было через огромные металлические решетчатые ворота. Перед входом была глубокая лужа. В какой-то момент ворота почему-то были сняты с петель и прислонены к металлическим столбам. Я был в летней обуви. Пройти через лужу не мог. Тогда я решил воспользоваться одной из створок ворот. Я просовывал ножки между вертикальными прутьями и ставил их, как на ступени, на поперечный брус, которым были скреплены прутья. Я переставлял ноги и двигался боком — с одного края створки к другой. Поскольку я висел на ней, то под тяжестью моего тела она стала падать. Я упал спиной в глубокую лужу. А на меня упали тяжелые ворота. Они бы прибили меня, если бы не слой жижи, в которую я погрузился. Не захлебнулся я, потому что смог просунуть свое лицо между металлическими прутьями. Приподнять ворота и вылезти я не мог. Они были очень тяжелыми. Тогда я стал, держась за прутья, ползти на спине к верхнему краю ворот. Мне это удавалось до тех пор, пока голова не уперлась в верхний поперечный брус, который связывал, как и нижний, металлические прутья. Почему-то в это время никого близко не было, чтобы помочь мне. Тогда произошло, как я думаю, чудо. Я своими маленькими ручками смог приподнять тяжеленную створку ворот и вылезти. Вся моя одежда до последней нитки была пропитана грязью. Мама меня тогда не ругала. Но удивлялась: «Где можно было так сильно испачкаться?» Чтобы ее не напугать случившимся, я эту историю рассказывать не стал.

Еще больше переживаний вызвал другой случай. Мы жили на территории радиоцентра (папа работал начальником радиосвязи аэропорта). Должны были поставить еще одну мачту. В то время использовались длинные куски рельсов, чтобы их закопать и зафиксировать оттяжки мачты. Я находился во дворе и увидел, что в ворота въезжает телега. Она везла рельсы. Я побежал навстречу и быстро вскочил на телегу, усевшись сверху рельсов. Лошадь с трудом везла груз. К месту установки мачты надо было проехать по дорожке между грядками. Вдруг одно колесо съехало с твердого грунта и оказалось на вскопанной земле. Груз вдавил его в рыхлую землю. У лошади не хватало сил тащить дальше телегу. Возница, который, в отличие от меня, шел рядом, стал хлестать ее кнутом. Бедное животное сделало рывок, но воз не сдвинулся с места. Тогда лошадь стала уходить в бок и повернула оглобли под прямым углом к телеге. Возница не успел сообразить и хлестнул лошадь. Она дернулась вперед. Все, кто ездил на телегах, знают: если во время езды оглобли повернутся под прямым углом, телега опрокинется. Так и произошло. Первым упал я, потом посыпались на землю рельсы. Я оказался под ними. Совсем не помню, как убирали рельсы. Я лежал в узкой, но достаточно глубокой ложбинке между грядками, а сверху поперек легли рельсы, не причинив мне никакого вреда.

Были и другие случаи, когда мне явно грозила опасность, но я оставался жив и даже не получал увечья. Сейчас я знаю, что это было чудо. Бог хранил меня. Тогда я мыслил, конечно, в иных категориях. Однако всякий раз у меня было смутное сознание, что произошло что-то необычное, что кто-то меня спас. Уверен, что эти происшествия и благополучный их исход незаметно приготовляли меня к осознанной вере, которую я обрел через несколько десятилетий.

— Насколько священнику необходимо знание культуры?

— Если человек культурен, то ему легче понимать и общаться со всеми — как простыми, так и образованными людьми. Для священника это открывает более широкие возможности для миссионерства. Речь идет о внутренней миссии, так как наше общество — общество массового безверия. Культура дает возможность глубже и полнее понять величие христианства. Она открывает видение христианства в истории, его духовно-нравственную уникальность. На историческом материале можно видеть отличия жизни христиан от представителей нехристианских обществ (например, язычников).

— Какие качества необходимы священнослужителю в первую очередь, без которых он совсем немыслим?

— Очевидно, что важнейшими духовными качествами являются, как для священника, так и для любого христианина, вера и любовь. Однако известно, что ни одна добродетель не является автономной. Преподобный Макарий Великий говорит: «Все добродетели между собою связаны как звенья в духовной цепи, одна от другой зависят: молитва — от любви, любовь — от радости, радость — от кротости, кротость — от смирения, смирение — от служения, служение — от надежды, надежда — от веры, вера — от послушания, послушание — от простоты» («Духовные беседы», 40.1).

Поскольку мы решили все же аналитически выделить важнейшие духовно-нравственные качества, то назову еще одну добродетель — духовное мужество. Дело в том, что вера и любовь постоянно испытываются в жизни. И мужество не дает поколебаться. Святой апостол Павел призывает: «Бодрствуйте, стойте в вере, будьте мужественны, тверды» (1 Кор. 16:13).

Священник — соработник Богу, и когда человек принимает священство, он делает прямой вызов демоническим силам. При этом он может явно об этом и не задумываться. Человеку приходится преодолевать и внешние препятствия, и внутренние. То враг искушает и соблазняет сойти с этой стези, то обнаруживаются человеческие немощи, а иногда нужно иметь мужество, чтобы поступить по совести перед лицом трудностей и опасностей.

И еще прибавлю: священник должен быть абсолютно свободен от корыстолюбия. Если есть хоть малая крупинка, она может незаметно начать расти и пагубно себя проявить.

— Если говорить о современной ситуации, что вас больше всего беспокоит в молодых священниках?

— Больше всего беспокоит оторванность от церковно-священнической традиции. Это ощущается очень болезненно. До конца 80‑х годов прошлого века храмов было немного. После рукоположения молодой священник приходил служить в храм, где были служители не только среднего возраста, но пожилые и даже очень старые. Они были хранителями опыта предшествующих поколений. Совместное служение с такими отцами бесценно. Я застал, когда был рукоположен в девяностом году, в храме святителя Николая Чудотворца двух протоиереев — Димитрия Акинфиева и Михаила Клочкова. Оба 1928 года рождения. Они имели огромный опыт священства. Отец Димитрий прослужил 54 года. Он в совершенстве знал Богослужебный Устав. У него я многому научился.

Можно успешно учиться в Семинарии и даже в Академии, но отсутствие опыта поколений никакими знаниями восполнить невозможно. За последние двадцать лет число храмов в стране выросло в несколько раз. Например, в Подмосковье — в 10 раз. Это значит, что почти 90 процентов священников начали служение одни — во вновь открытых храмах. Они оказались реально оторванными от опыта предшествующих поколений и от традиции, не имеют возможности воспринять живой опыт многих поколений.

Хорошо вижу, как серьезно это сказывается на служении. Дело не только в отсутствии литургического опыта, но и пастырско-этического.

Другая причина многих болезненных явлений в современной церковной жизни заключается в том, что священнослужители — часть современного общества. В духовные школы юноши поступают не из какого-то особого племени. Их поставляет наше нравственно больное общество. В 18 лет человек имеет уже вполне сформировавшийся духовный облик. За пять лет учебы его нелегко перевоспитать. Многие выросли в нецерковных семьях, родители у некоторых до сих пор еще не воцерковлены. Многие к вере пришли в школе. Некоторым недостает обычного воспитания. Все это приводит к тому, что некоторые семинаристы очень легко подпадают под влияние духа времени. Это сказывается и потом на их служении. Чаще всего это проявляется в стремлении соединять высокое служение Богу и людям со служением себе, не упуская возможности что-то приобрести, завести друзей среди состоятельных людей. Вот в этом мне видятся серьезные последствия разрушения традиций.

— Батюшка, что бы вы хотели пожелать выпускникам семинарии?

— Надо постоянно и напряженно работать над собой. Советую хорошо изучить жизнь и пастырский подвиг таких благодатных священников, как святые Иоанн Кронштадтский , Алексий Мечев, протоиерей Валентин Амфитеатров и др. Необходимо взять их служение за образец и упорно работать в течение всей жизни, чтобы приближаться к совершенному служению. Ни на минуту нельзя забывать о своем избранничестве: «Великое лицо — достойный священник, он друг Божий, поставленный исполнять волю Его» (святой праведный Иоанн Кронштадтский).

Истина: Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедаю вам.

Цель: Учить детей знать и исполнять повеления Бога.

Практическое христианство: Любовь к Богу (исполнение повелений Господних).

Заинтересованность:

Ребята, у кого из вас есть друзья? Ваши друзья хорошие? А вы когда–нибудь ссорились со своими друзьями?

А кто из вас хотел бы быть другом Богу? Вы хотите узнать, как стать другом Богу? Давайте послушаем одну интересную Библейскую историю.

Библейская история:

  1. Призвание Авраама.
  2. Авраам идёт в землю Ханаанскую по слову Божьему.
  3. Бог обещает Аврааму большое потомство.
  4. Авраам ставит жертвенник Господу.

Загадка на повторение:

Ребята, отгадайте кто это?

В небе звёзды сосчитай.

Очень скоро, так и знай,

От тебя произойдёт

Многочисленный народ. (Авраам).

Золотой стих:

Иоанн. 15:14. «Вы – друзья Мои, если исполняете то, что Я заповедую вам». Заучивается во время выполнения поделок.

Применение:

Высыпать на стол разные картинки. Отложить в сторону те картинки, на которых не исполняются Божьи заповеди (драчун, показывает язык, ломает что-нибудь и т.д.). Оставшиеся картинки наклеить на ватман. Дети, кому не хватило картинок, берут человечка и клеят между картинками (по всему кругу).

  1. В класс приходит почтальон и отдаёт посылку. Ребята, для кого же эта посылка? (Прочитать на коробке «В Воскресную школу»), маленькая коробка, внутри которой мини-книжка из 7-8 страниц:

Стр.1 – Обложка «Я заповедую вам» (Иерем.11; 4)

Стр.2 – Нарисованы мама, папа, ребёнок. «Послушание родителям» (Колос. 3;20)

Стр.3 – Нарисован человек, который несёт тяжёлую сумку. «Помощь нуждающемуся» (Мтф. 22;39)

Стр.4 – Нарисовано сердце. «Хранить сердце» (Притч. 4;23)

Стр.5 – Нарисованы губы. «Говорить правду» (Пр 12;22)

Стр. 7 – Нарисованы следы. «Свидетельствовать» (Мк 16;15)

Стр. 8 – Нарисованы руки, сложенные в молитве. «Молиться» (1 Фес. 5;17)

Учитель должен заранее сделать мини-книжку каждому ребёнку, но без содержания. Раздать детям книжки, дети заполняют рисунками по содержанию.

  1. Молитва: Господи, помоги нам исполнять Твои повеления, чтобы быть Твоими друзьями. Аминь.

Домашнее задание:

Дети стараясь исполнить повеления Божьи, должны в течении недели, обводить красной ручкой в кружок то, что исполнили. Эти книжки на следующем уроке рассмотреть с детьми. Спросить детей: трудно ли им было исполнять Божьи повеления?

Поделка .

Дети вырезают фигуры и приклеивают на картинку, разукрашивают

Лк., 38 зач., VIII, 26-39. Исцеление гадаринского бесноватого

И приплыли в страну Гадаринскую, лежащую против Галилеи. Когда же вышел Он на берег, встретил Его один человек из города, одержимый бесами с давнего времени, и в одежду не одевавшийся, и живший не в доме, а в гробах. Он, увидев Иисуса, вскричал, пал пред Ним и громким голосом сказал: что Тебе до меня, Иисус, Сын Бога Всевышнего? умоляю Тебя, не мучь меня. Ибо Иисус повелел нечистому духу выйти из сего человека, потому что он долгое время мучил его, так что его связывали цепями и узами, сберегая его; но он разрывал узы и был гоним бесом в пустыни. Иисус спросил его: как тебе имя? Он сказал: легион, – потому что много бесов вошло в него. И они просили Иисуса, чтобы не повелел им идти в бездну. Тут же на горе паслось большое стадо свиней; и бесы просили Его, чтобы позволил им войти в них. Он позволил им. Бесы, выйдя из человека, вошли в свиней, и бросилось стадо с крутизны в озеро и потонуло. Пастухи, видя происшедшее, побежали и рассказали в городе и в селениях. И вышли видеть происшедшее; и, придя к Иисусу, нашли человека, из которого вышли бесы, сидящего у ног Иисуса, одетого и в здравом уме; и ужаснулись. Видевшие же рассказали им, как исцелился бесновавшийся. И просил Его весь народ Гадаринской окрестности удалиться от них, потому что они объяты были великим страхом. Он вошел в лодку и возвратился. Человек же, из которого вышли бесы, просил Его, чтобы быть с Ним. Но Иисус отпустил его, сказав: возвратись в дом твой и расскажи, что сотворил тебе Бог. Он пошел и проповедовал по всему городу, что сотворил ему Иисус.

В наши дни – впрочем, как и во все предыдущие эпохи – довольно распространенной болезнью является бесобоязнь. Некоторые православные публицисты даже утверждают, что «борьба с бесами – одна из главных задач христианства». Малоцерковные люди в массовом порядке по поводу и без повода ездят на « », как будто экзорцизм – это что-то вроде средства от насморка. Подобно ветхозаветным евреям многие христиане боятся, с одной стороны, как-либо ненароком оскверниться, а с другой стороны – самим осквернить какую-нибудь святыню прикосновением к ней в «нечистоте». Немалое внимание уделяется сглазу, порче, волхованию.

И вот сегодняшнее Евангелие (равно как и история Иова) весьма красноречиво свидетельствует: бесы не могут сделать ничего без позволения Господа.

“Искушение Христа”. Дуччо ди Буонисенья

История с гадаринскими свиньями вспоминается в чине оглашения. Во втором запрещении священник, адресуясь к диаволу, говорит: «Отступи, познай свою суетную силу, даже над свиньями не имеющую власти: вспомни Повелевшего тебе по твоему прошению войти в стадо свиное». А дальше участники таинства от слов переходят к делу: отрекаясь «от сатаны, и от всех дел его, и от всех ангелов его, и от всего служения его, и от всей гордыни его», крещаемый (или восприемник) дует и плюет на сатану в знак презрения к нему, к его бессильной злобе.

Может ли, должен ли после этого христианин воспринимать диавола как полноценного участника его духовной жизни, как достойного противника? Да он плевать на него хотел – и плевал!

Читая Евангелие, мы видим, что не только сам Спаситель изгонял бесов, но такую власть и силу Он дал и ученикам. Отправляя апостолов на проповедь, Христос напутствовал их такими словами: «больных исцеляйте, прокаженных очищайте, мертвых воскрешайте, бесов изгоняйте» (Мф 10:8). И когда семьдесят апостолов вернулись, они с радостью сказали Учителю: «Господи! и бесы повинуются нам о имени Твоем» (Лк 10:17).

Что же отвечает Иисус? «Я видел сатану, спадшего с неба, как молнию; се, даю вам власть наступать на змей и скорпионов и на всю силу вражью, и ничто не повредит вам; однако ж тому не радуйтесь, что духи вам повинуются, но радуйтесь тому, что имена ваши написаны на небесах» (ст. 18–20).

Не в борьбе с бесами суть христианства, и не для борьбы с сатаной воплотился Господь. Цель Богочеловека – спасти Свое создание. И если для этого нужно победить диавола, значит, тот будет побежден. Но это не цель, а средство.

Многое из того, что происходит в нас, с нами и вокруг нас, заставляет думать, что мы живем в последние времена. Но для кого-то это означает скорый приход Спасителя, а для кого-то – наступление эпохи антихриста. Отсюда – , закапывание в землю и т. п.

Да, есть и то, и другое. Придет Христос, но придет и антихрист. Однако от нас самих зависит, на что мы будем тратить наши душевные силы, чему уделять внимание, к кому прилепляться умом и сердцем.

В определенном возрасте дети (особенно девочки) начинают «дружить против кого-то»: главным основанием для сближения становится неприязненное отношение к одной из одноклассниц. Но стоит исчезнуть этому внешнему фактору (например, объект травли переходит в другую школу), как «дружба» либо рассыпается, либо срочно ищется новый враг, ибо никакого положительного, самодостаточного содержания у этих отношений не было.

Нечто похожее происходит и с нашими пламенными борцами: за борьбой против антихристова духа как-то совершенно забывают о Христе. Спаситель – живой, любящий, милосердный – отодвигается на второй план или еще дальше, а целью жизни становится борьба с глобализмом, либерализмом, экуменизмом и проч. Нечего и говорить, что такое устроение ума и сердца ведет к ожесточению души, а к христианству подобная борьба имеет весьма опосредованное отношение.

Мы, как сказано в Символе веры, «чаем жизни будущего века». Не ожидаем с мрачной решимостью , но ждем и надеемся на вечную жизнь в Царстве Отца, в единстве любви со всеми, кто Христов. Посему – лучше нам быть друзьями Божьими, чем врагами диавола. Ведь правда?

ГЛАВА ДЕВЯТАЯ.

ОКОНЧАНИЕ БЛАГОЧЕСТИВОЙ ИСТОРИИ О "СВЯТОМ ДРУГЕ БОЖИЕМ" АВРААМЕ.

Воскурим кадила! На сцену снова выступает Авраам, патриарх-альфонс, готовый к повторению приема, который помог ему так удачно обогатиться в Египте. "Авраам поднялся оттуда к югу и поселился между Кадесом и между Су ром; и был на время в Гераре. И сказал Авраам о Сарре, жене своей: она сестра моя. (Ибо он боялся сказать, что это жена его, чтобы жители города того не убили его за нее.) И послал Авимелех, царь герарский, и взял Сарру. И пришел бог к Авимелеху ночью во сне и сказал ему: вот, ты умрешь за женщину, которую ты взял, ибо она имеет мужа. Авимелех же не прикасался к ней и сказал: владыка! неужели ты погубишь (не знавший сего) и невинный народ? Не сам ли он сказал мне: она сестра моя? И она сама сказала: он брат мой. Я сделал это в простоте сердца моего и в чистоте рук моих. И сказал ему бог во сне: и я знаю, что ты сделал сие в простоте сердца твоего, и удержал тебя от греха предо мною, потому и не допустил тебя прикоснуться к ней; теперь же возврати жену мужу, ибо он пророк и помолится о тебе, и ты будешь жив; а если не возвратишь, то знай, что непременно умрешь ты и все твои.

И встал Авимелех утром рано, и призвал всех рабов своих, и пересказал все слова сии в уши их; и люди сии (все) весьма испугались. И призвал Авимелех Авраама и сказал ему: что ты с нами сделал? чем согрешил я против тебя, что ты навел было на меня и на царство мое великий грех? Ты сделал со мною дела, каких не делают. И

сказал Авимелех Аврааму: что ты имел в виду, когда делал это дело?

Авраам сказал: я подумал, что нет на месте сем страха божия. и убьют меня за жену мою; да она и подлинно сестра мне: она дочь отца моего, только не дочь матери моей; и сделалась моею женою; когда бог повел меня странствовать из дома отца моего, то я сказал ей: сделай со мною сию милость, в какое ни придем мы место, везде говори обо мне: это брат мой. И взял Авимелех (серебра тысячу сиклей и) мелкого и крупного скота, и рабов и рабынь, и дал Аврааму; и возвратил ему Сарру, жену его. И сказал Авимелех (Аврааму): вот, земля моя пред тобою; живи, где тебе угодно. И Сарре сказал: вот, я дал брату твоему тысячу сиклей серебра; вот, это тебе покрывало для очей пред всеми, которые с тобою, и пред всеми ты оправдана. И помолился Авраам богу, и исцелил бог Авимелеха, и жену его, и рабынь его, и они стали рождать; ибо заключил господь всякое чрево в доме Авимелеха, за Сарру, жену Авраамову" (Бытие глава 20, стихи 7-18).

Не забудем, что в это время прелестной Сарре стукнуло уже девяносто лет (Бытие глава 17, стих 17).

Напрашивается несколько замечаний: сказал ли Авраам правду, уверяя Авимелеха, что Сарра одновременно и жена и сестра его? Если да, то мы имеем здесь еще одно "благочестивое" кровосмесительство. Как прелестно это "священное писание"!

Но это не все: если во всем этом деле Авимелех производит впечатление порядочного человека, то Авраам, наоборот, с какой бы точки зрения ни смотреть, оказывается довольно гнусным субъектом. Если он брат Сарры по крови, то и это не оправдывает его сводничества и лжи. Сестра-жена для него источник дохода. Он лгал, когда отрицал свое супружество. А объяснение, которое он дает, когда его подлая хитрость раскрылась, показывает Авраама изворотливым казуистом, достойным ученой степени "кандидата" или даже "доктора" богословия. Даже ограниченность умственных способностей не могла бы оправдать его в глазах честных людей.

С другой стороны, этот возлюбленный патриарх, этот счастливчик, которому особо покровительствует сам бог, является ли он действительно братом Сарры, как он вдруг заявил? Все прочие места Библии доказывают как раз обратное. Во время истории с египетским фараоном Авраам впервые прибегает к своей обогащающей лжи. Но когда фараон изобличил его, он и не подумал о мотивах оправдания, приведенных только что: честь услышать их первым выпадает Авимелеху, Можно думать, что это не больше, как неожиданная выдумка, первая мысль, пришедшая "святому пророку" в голову под впечатлением резких нападок царя герарского. Почему он не приводил этого оправдания, когда беседовал с фараоном?

Больше того, "святой дух" сам себе противоречит. В главе одиннадцатой он познакомил нас с семьей Фарры, отца Авраама: "Фарра родил Аврама, Нахора и Арана. Аран родил Лота. И умер Аран при Фарре, отце своем, в земле рождения своего, в Уре халдейском. Аврам и Нахор взяли себе жен; имя жены Аврамовой: Сара; имя жены Нахоровой: Милка, дочь Арана, отца Милки и отца Иски" (стихи 27-29). Иначе говоря, Нахор женился на своей племяннице. Если бы Сарра

была дочерью Фарры и сестрой Авраама, Нахора и Арана, автор не преминул бы сказать и об этом в своем столь подробном перечислении родственных уз в семье Фарры.

Да, наконец. Библия прямо называет Сарру невесткой Фарры: "И взял Фарра Аврама, сына своего, и Лота, сына Аранова, внука своего, и Сарру, невестку свою, жену Аврама, сына своего, и вышел с ними из Ура халдейского, чтобы идти в землю ханаанскую; но, дойдя до Харрана, они остановились там. И было дней жизни Фарры (в харранской земле) двести пять лет,

и умер Фарра в Харране" (Бытие глава 11, стихи 31-32).

Итак, нисколько не смущаясь быть кровосмесителем в глазах Авимелеха, Авраам солгал для того, чтобы найти оправдание для своей авантюры. Или же если он решился открыть царю герарскому истину, которую утаил от фараона, и все это верно, то "святой дух", диктуя книгу Бытие, запутался во лжи и противоречиях.

Конечно, все это чистейший вымысел, и автор его - неуклюжий невежда. "Святой дух", в потугах мистификаторства и в поисках безнравственных и гнусных небылиц, диктует все, что приходит ему в голову, а недалекий автор бесстрастно записывает все, что слышит, - гадости и небылицы в лицах, совершенно не смущаясь их очевидными противоречиями, путаницей, а то и простой физической невозможностью.

Как автор всех этих библейских строк не догадался, что лукавый "голубок" посмеивается над ним, заставляя его называть "землю герарскую" царством. Согласно описаниям древних географов, Герар - это маленькая песчаная долина без малейшей растительности, жестокая пустыня, в которой никогда не могла жить душа человеческая. Значит, Авимелех был царем пустыни? А сколько времени держал он у себя Сарру? И как это госпожа Авимелех не постаралась выцарапать ей глаза?

Вот еще один пункт, указывающий на все бесстыдство шуток "святого духа". Этот эпизод произошел после истребления Содома и до того, как бог выполнил свое обещание, данное у дуба мамрийского. Глава двадцать первая начинается так: "И призрел господь на Сарру, как сказал; и сделал господь Сарре, как говорил. Сарра зачала и родила Аврааму сына в старости его во время, о котором говорил ему бог" (стихи 1-2).

Так как эти роды произошли год спустя после появления бога и двух ангелов у дуба мамрийского, то пребывание Авраама в земле герарской приходится на период первых трех месяцев после огненного потопа, учитывая нормальную девятимесячную беременность Сарры. И если допустить даже, что пребывание Авраама в Гераре продолжалось все эти три месяца, то, спрашивается, каким образом могли супруги и рабыни его величества царя Авимелеха заметить за такой короткий срок, что они стали бесплодны, то есть что бог "заключил чрево их", говоря изысканным языком "священного" автора. Можно ли так сразу убедиться в потере способности рождать детей? Нужно признать вместе с богословами, которых не

удивляет никакое, даже самое отвратительное, чудо, что бог сыграл довольно омерзительную, хотя и очень оригинальную шутку. Можно себе представить, какое выражение лица было у царя пустыни и его подданных, когда они увидели, что у жен их "заключены чрева"! Шутка эта должна была показаться им очень злой. Вполне понятно, почему Авимелех, дабы положить конец этому бедствию, дал Аврааму все, чего только тот мог пожелать, и сказал пророку и его сестре же не: "Убирайтесь поскорей отсюда".

После "чуда" с "заключенными чревами" неисчерпаемая книга Бытие преподносит нам чудо с родами Сарры, дамы в девяносто лет, давно потерявшей способность иметь детей.

Весельчак, этот голубь!

А теперь - новое дело: Авраам, имея законного сына, выставляет за дверь Измаила, которого прижил со своей наложницей.

"И нарек Авраам имя сыну своему, родившемуся у него, которого родила ему Сарра: Исаак; и обрезал Авраам Исаака, сына своего, в восьмый день, как заповедал ему бог. Авраам был ста лет, когда родился у него Исаак, сын его. И сказала Сарра: смех сделал мне бог; кто ни услышит обо мне, рассмеется. И сказала: кто сказал бы Аврааму: Сарра будет кормить детей грудью? ибо в старости его я родила сына.

Дитя выросло и отнято от груди; и Авраам сделал большой пир в тот день, когда Исаак (сын его) отнят был от груди. И увидела Сарра, что сын Агари египтянки, которого она родила Аврааму, насмехается (над ее сыном, Исааком), и сказала Аврааму: выгони эту рабыню и сына ее, ибо не наследует сын рабыни сей с сыном моим Исааком. И показалось это Аврааму весьма неприятным ради сына его (Измаила). Но бог сказал Аврааму: не огорчайся ради отрока и рабыни твоей; во всем, что скажет тебе Сарра, слушайся голоса ее, ибо в Исааке наречется тебе семя; и от сына рабыни я произведу (великий) народ, потому что он семя твое.

Авраам встал рано утром, и взял хлеба и мех воды, и дал Агари, положив ей на плечи, и отрока, и отпустил ее. Она пошла, и заблудилась в пустыне Вирсавии; и не стало воды в мехе, и она оставила отрока под одним кустом и пошла, села вдали, в расстоянии на один выстрел из лука. Ибо она сказала: не хочу видеть смерти отрока. И она села (поодаль) против (него), и подняла вопль, и плакала; и услышал бог голос отрока (оттуда, где он был); и ангел божий с неба воззвал к Агари и сказал ей: что с тобою, Агарь? не бойся; бог услышал голос отрока оттуда, где он находится; встань, подними отрока, и возьми его за руку; ибо я произведу от него великий народ. И бог открыл глаза ее, и она увидела колодезь с водою (живою), и пошла, наполнила мех водою и напоила отрока. И бог был с отроком; и он вырос, и стал жить в пустыне, и сделался стрелком из лука. Он жил в пустыне Фаран; и мать его взяла ему жену из земли египетской" (Бытие глава 21, стихи 3-21).

Это подлинно бесчеловечное, гнусное изгнание Авраамом своего первенца и матери его Агари с куском хлеба и мехом воды особенно возмутительно для столь могущественного господина, победившего пятерых царей при помощи 318 слуг, безмерно разбогатевшего от благочестивого знакомства его жены с царями египетским и герарским. Вот каким "вечным" заветам добра и нравственности учит "священное писание"!

После этого книга Бытие сообщает, что великий патриарх долго жил в земле филистимской.

Однако Авраам, который был так счастлив, получив сына от своей престарелой горячо любимой Сарры, не ожидал той скверной шутки, которую собирался теперь с ним сыграть его покровитель - всемогущий и всезнающий бог. "Ты его любишь, своего малыша, о пророк сердца моего?

Ну так чтобы угодить мне, ты его и убьешь". Таков неожиданный сюрприз, который преподнес бог своему избраннику. Правда, все это было в шутку, так сказать, "дурака повалять". Всевышний любит поразвлечься немного! Он, вероятно, хотел посмотреть, какие рожи будет корчить ошеломленный Авраам. Здесь еще раз нужно привести подлинную

цитату: она слишком прекрасна!

"И было, после сих происшествий бог искушал Авраама и сказал ему: Авраам! Он сказал: вот я. Бог сказал: возьми сына твоего, единственного твоего, которого ты любишь, Исаака; и пойди в землю Мориа, и там принеси его во всесожжение на одной из гор, о которой я скажу тебе. Авраам встал рано утром, оседлал осла своего, взял с собою двоих из отроков своих и Исаака, сына своего; наколол дров для всесожжения, и встав пошел на место, о котором сказал ему бог.

На третий день Авраам возвел очи свои, и увидел то место издалека. И сказал Авраам отрокам своим: останьтесь вы здесь с ослом, а я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам. И взял Авраам дрова для всесожжения, и возложил на Исаака, сына своего; взял в руки огонь и нож, и пошли оба вместе. И начал Исаак говорить Аврааму, отцу своему, и сказал: отец мой! Он отвечал: вот я, сын мой. Он сказал: вот огонь и дрова, где же агнец для всесожжения? Авраам сказал: бог усмотрит себе агнца для всесожжения, сын мой. И шли далее оба

вместе. И пришли на место, о котором сказал ему бог; и устроил там Авраам жертвенник, разложил дрова и, связав сына своего Исаака, положил его на жертвенник поверх дров. И простер Авраам руку свою, и взял нож, чтобы заколоть сына своего. Но ангел господень воззвал к нему с неба и сказал: Авраам! Авраам! Он сказал: вот я. Ангел сказал: не поднимай руки твоей на отрока и не делай над ним ничего, ибо теперь я знаю, что боишься ты бога и не пожалел сына твоего, единственного твоего, для меня. И возвел Авраам очи свои и увидел: и вот, позади овен, запутавшийся в чаще рогами своими. Авраам пошел, взял овна и принес его во всесожжение вместо (Исаака) сына своего. И нарек Авраам имя месту тому: Иегова-ире (господь усмотрит). Посему и ныне говорится: на горе Иеговы усмотрится.

И вторично воззвал к Аврааму ангел господень с неба и сказал: мною клянусь, говорит господь, что, так как ты сделал сие дело, и не пожалел сына твоего, единственного твоего, (для меня) то я благословляя благословлю тебя и умножая умножу семя твое, как звезды небесные и как песок на берегу моря; и овладеет семя твое городами врагов своих; и благословятся в семени твоем все народы земли за то, что ты послушался гласа моего.

И возвратился Авраам к отрокам своим, и встали, и пошли вместе в Вирсавию; и жил Авраам в Вирсавии" (Бытие глава 22, стихи 1-19).

Критики отмечают, что Авраам, который просил бога пощадить чужих ему жителей Содома и Гоморры, не обратился со словами мольбы и защиты в пользу сына своего. Они обвиняют патриарха в новой лжи, когда он сказал своим отрокам: "я и сын пойдем туда и поклонимся, и возвратимся к вам". Раз он собирался на гору для того, чтобы заколоть и сжечь Исаака, он не мог иметь намерения возвратиться с ним. Это была ложь варвара, тогда как в предыдущих случаях мы видели ложь жадного сводника, отдающего свою жену за деньги.

С другой стороны, не без удивления видим мы, что столетний старец сам колет достаточный запас дров для костра перед тем, как отправиться в дорогу: чтобы сжечь человека на костре, нужна не охапка сырых дров, а по крайней мере воз сухого дерева. Тогда, значит, необходимое количество дров, наколотых Авраамом, было предварительно нагружено на осла и двух слуг, которые эту поклажу тащили более двух суток. И даже если дровами был нагружен только один осел

, то, спрашивается, каким образом тринадцатилетний мальчик Исаак мог потом взвалить себе на плечи подобную поклажу и один нести ее? Говорят также, что "огонь", который взял с собой Авраам, чтобы разжечь костер, - конечно, какая-нибудь жаровня не могла вместить столько угля, чтобы не погаснуть к тому времени, когда они прибыли к месту жертвоприношения: в момент, когда патриарх и его сын расстались со слугами, гора Мория видна была только издали. Наконец, отмечают еще, что эта знаменитая гора Мория, на которой впоследствии был построен храм Иерусалимский, есть не больше, как голая скала, лишенная какой бы то ни было жизни; никогда на ней не рос ни малейший кустик, а вся местность вокруг Иерусалима была усеяна камнями, так что во все времена дерево доставлялось туда из других мест.

Однако все эти обстоятельства не помешали богу испытать веру Авраама, а Аврааму заслужить особенное благоволение божие своим послушанием.

Мы увидим впоследствии, что, когда судья Иеффай будет приносить в жертву свою дочь, ни один ангел не вмешается. Правда, Иеффай не занимался сводничеством и, вероятно, поэтому не удостоился той особой "святости", которой отмечен в христианстве, в иудействе и в мусульманстве "друг божий" Авраам.

Глава двадцать третья рассказывает, что Сарра умерла 127 лет в Хевроне, в земле Ханаанской. Чтобы похоронить ее, Авраам купил у некоего господина Ефрона пещеру Махпела и дорого за нее заплатил. Ефрон сказал: "земля стоит четыреста сиклей серебра; для меня и для тебя что это? похорони умершую твою. Авраам выслушал Ефрона; и отвесил Авраам Ефрону серебра, сколько он объявил в слух сынов хетовых, четыреста сиклей серебра, какое ходит у купцов" (Бытие глава 23, стихи 15-16).

Вызывает удивление то, что Авраам, которого Библия многократно объявляет очень богатым человеком, не имеет и пяди собственной земли. Критики отмечают еще довольно странное упоминание какой-то чеканной монеты, "какая ходит у купцов". Не только во времена библейского Авраама не было монеты в земле Ханаанской, но и вообще древние евреи никогда не

чеканили денег.

Из главы двадцать пятой мы видим, что престарелый праотец решил утешиться: он взял новую жену - Хеттуру. Патриарху было тогда по крайней мере 140 лет. Нелишне припомнить, что Сарра уже давно считала Авраама слишком старым для того, чтобы родить детей, даже тогда, когда ему было "еще только" 100 лет, и понадобилось небесное вмешательство, чтобы сделать его отцом. И все-таки с этой Хеттурой у Авраама без всяких "чудесных" явлений появилось еще шесть сыновей: Зимран, Иокшан, Медан, Мадиан, Ишбак и Шуах.

Наконец в один прекрасный вечер своего 175 года (Бытие глава 25, стих 7) патриарх скончался, завещав Исааку все имущество. Другим детям были сделаны только кое-какие подарки. "Святого" сводника похоронили рядом с Саррой, в пещере Махпела.

Loading...Loading...