Почему церковь против астрологии. Отношение церкви к астрологии

Религия и астрология - как они соотносятся? Этот вопрос волнует многих людей. Вам наверняка приходилось слышать утверждение, что церковь отрицательно относится к астрологии. Институт церкви (Русской православной - наиболее консервативной и застывшей) никогда не выносил официально никаких нормативных документов или решений, где бы было задокументировано, что астрология от лукавого.

Религия и астрология: что у нихобщего

Церковный календарь основан на астрологии. Существует три Пасхи. Иудейская Пасха - праздник исхода евреев из египетского рабства, ему несколько тысячелетий. Иудеи вышли из рабства в день полнолуния, который наступил после дня весеннего равноденствия, т.е. это праздник первого полнолуния после 21 марта.

До сих пор идет астрологическая привязка к фазам Луны, если выкинуть фазы Луны, то можно выкинуть всю историю. Иудейская Пасха до сих пор празднуется в Израиле. Много веков спустя после исхода евреев Воскресение Иисуса Христа совпало с днем Иудейской Пасхи. Опять привязка к полнолунию после дня весеннего равноденствия и еще одна привязка - воскресение как день недели.

Первоначально Христианская церковь была единой - Вселенской (каталикос). Вся история церкви сплошные расколы, войны, конфликты. Первый раскол - откололись православные. В вопросе о Рождестве правы православные, Рождество - праздник фиксированный, а в вопросе о Пасхе правы католики - т.к. Пасха астрологический праздник, он привязан к фазам Луны.

Католическая Пасха соответствует древним астрологическим формулам. Православным нужно было отколоться, вот и придумали различия. Когда церковь только утверждалась, все просвещенные церковники владели астрологией, или содержали при себе астрологов. Но тогда встал вопрос о том, канонизировать ли астрологию. Если бы ее канонизировали, сейчас она была бы недоступна простым людям.

Отцы церкви решали, что будет представлять собой церковь и канонизировать ли астрологию. Один из них Ориген - заступник астрологии, погиб мученической смертью в период гонения на христиан. Другой Блаженный Августин был одним из первых епископов, вкусивших власть. Помпезность церкви, множество золота в ней придумал Блаженный Августин.

Тезисы Оригена и семь аргументов Блаженного Августина

Тезисы Оригена. Над астрологией стоит Бог, а звезды только намекают. Для большинства людей судьба запечатлена в гороскопе. В большинстве случаев происходит гак, как написано в гороскопе. Случаи, когда человек избежал неизбежное, означают, что любовь божья восторжествовала. Одним из инструментов этой любви является астролог.

Луна в 7 доме брак, да еще не один. Прогноз не означает абсолютную достоверность, а намекает на возможность. Главная мысль: любовь божья над звездами и над людьми.

Августин Блаженный прожил бурную молодость. Рассматривал женщину как источник греха, это таким образом он искупал грехи своей молодости. Далее ответы астролога на аргументы Августина:

1. Только по гороскопу нельзя сказать, совершит человек злодейства или добродетели. Сам человек решает, кем стать.

2. Суд божий есть, негативная судьба, несчастья человека - это и есть суд божий.

3. Гороскоп это момент рождения. Момент зачатия это гороскоп эмбриона, он даст информацию о жизни эмбриона. Человек появляется в момент рождения. Поэтому аборт не является детоубийством, зародыш -несамостоятельный организм. Аборт - убийство эмбриона.

4. Расположение звезд не может быть одинаково.

5. Схожие гороскопы во многом имеют схожую судьбу. Однояйцовые близнецы рождаются практически синхронно, их гороскопы очень мало отличаются. Они в один и тот же день заболевают, у них синхронно рождаются дети, даже если они разъезжаются по разным городам. У разнояйцовых близнецов разные гороскопы.

6. Дом смерти, 8 дом схожий. При всем различии гороскопов у тех, кто тонет на одном корабле, содержится четкое указание на насильственную смерть и ее характер.

7. Астрологи учитывают и звезды, но они расположены от нас на гигантских расстояниях и оказывают на нас влияние гораздо меньше, чем планеты. Астрология гораздо более древнее учение, чем религия. В эпоху Водолея христианство потеряет свое влияние, а астрология наоборот упрочит.

Религия и астрология о Земле

Вся история христианской церкви укладывается в астрологию. Мы должны вернуться на грешную Землю, на счастливую планету Земля. Земля - третья планета Солнечной системы - занимает самое удачное положение в ней. Земля как планета одновременно участвует в трех вицах движения:

1. вращается вокруг своей оси. Это движение дает нам единицу календаря - сутки (в астрономии говорят - суточное вращение небесной сферы) 24 часа. В гороскопе суточное вращение небесной сферы дает астрологу дома гороскопа потому, что за одни сутки вокруг нас проворачивается все 360 градусов небесной сферы один раз, именно этим обусловлено то, что восток и запад живут по разным календарям;

2. вращается вокруг Солнца. Нам кажется, что Земля неподвижна, а это Солнце вращается вокруг Земли, поэтому такого объекта как Земля в астрологии нет, ее заменяет Солнце. Это движение дает астрологам единицу календаря - год и обуславливает солнечный знак Зодиака. С точки зрения астрологии, если человек родился 15 марта, то мы говорим, что Солнце в Рыбах. С точки зрения астрономии не Солнце в Рыбах, а Земля и не Рыбах в противознаке Рыб.

3. Прецессия земной оси - это самый медленный вид движения. Он обусловлен тем, что Земля сплюснута у полюсов. Под действием притяжения к Солнцу ось Земли ориентирована на знаки Зодиака. Прецессия - прохождение Земли по знакам Зодиака за 2160 лет каждый знак. Полный круг по всем знакам Зодиака Земля пройдет за 2160*12 = 25920 лет.

Один градус Земля проходит за 72 года, а это примерно средняя продолжительность человеческой жизни. Это движение обуславливает смену космических эпох (каждая длится примерно 2000 лет). Полный круг прецессии был известен уже Платону. Великий греческий год 25 920 лет состоит из 12 космических эпох. Эпоха длится в среднем 2000 лет, 160 лет -переходный период.

Начало и конец космических эпох не могут датироваться, речь может идти о плавных переходах одной космической эпохи в другую. Переход представляет собой ломку, как раз сейчас мы в ней и живем. Земная ось вдет по знакам Зодиака в ретроградном направлении, поэтому космические эпохи идут в противоположном знакам Зодиака направлении.

Религия и астрология: календарь

Последние 2000 лет была эпоха Рыб, ретроградно за Рыбами - Водолей. Модель прецессии - детская юла. Движение, которое совершает ось юлы, - прецессия.

Циферблат космических часов. Исторический процесс отмеряется по циферблату космических часов, они устроены также как земные. У них 12 часов - знаков Зодиака (делений), три стрелки - на космическом циферблате: суточное вращение небесной сферы вокруг своей оси (секундная), годовое обращение (минутная), прецессия (часовая).

Сейчас минутная стрелка указывает на знак Зодиака -Телец (с 20 апреля). Часовая стрелка между Рыбой и Водолеем, фактически в Водолее. На циферблате космических часов показаны: во-первых, знак Зодиака, который восходит над горизонтом, и за сутки все 12 знаков пройдут через горизонт; во-вторых, знак, в котором находится Солнце; и, в-третьих, какая космическая эпоха сейчас имеет место.

За окном переход от эпохи Рыб к эпохе Водолея. Начало эпохи Рыб относится примерно к началу нашей эры, к рождению Иисуса Христа. Прошло две тысячи лет. Эпоха Рыб заканчивается и, начинается эпоха Водолея. Требовать дату этого перехода бессмысленно. Сейчас эпоха компьютеризации ~ это уже не Рыбье, но когда льется кровь в связи с тем, что кто-то крестится двумя, а не тремя перстами, - то это чисто Рыбий атрибут.

Религия Христианство и астрология

Христианство - это то, вокруг чего человечество вращалось две тысячи лет. Приехав в какой-то город, вы непременно сталкиваетесь хотя бы с одной достопримечательностью, и это, как правило, церковь. Другие религии, например, Ислам, очень близки к Христианству. Рыбы - главный символ именно Христианства.

В Новом Завете все человечество было рыбаками, хождение по воде, превращение воды в вино и т.д. Имя Иисус Христос комбинированное Иисус - восточное, Христос - греческое. По-гречески рыбы - ихтис - аббревиатура Иисуса Христа, под именем которого прошла история двух тысячелетий. Эта эпоха наполнена абсурдом в человеческом поведении, т.к. космическая эпоха рыб прошла под знаком Нептуна, тема которого жертвенность.

Центральная фигура в Христианстве - Иисус добровольно пошел на казнь, добровольно стал жертвой и далее Христианство зовёт нас подставить левую щеку, когда ударили по правой.

Центральное место в культе рождества занимает Рождественская елка. Главное украшение ее - разноцветное убранство, именно разноцветное. Новогодняя елка это модифицированная Рождественская елка, которая символизировала тройную связь земли (корни), человека (ствол) и космоса (крона). Елочные огни символизируют звезды небесные. Когда елку украшают, считается, что само небо спустилось к тебе в дом.

Время перехода Рыб в Водолей отразилось в смене руководства: последний генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачев, который родился под знаком Рыб (при нем распался СССР) и первый президент новой России Ельцин (Водолей).

Затем откололись протестанты. Протестанты тоже делятся на ряд конфессий разговор увел бы нас от основной темы, получается, что существует три варианта Христианства, хотя должно быть четыре. Четвертая тоже существует, хотя ее христиане не признают. Основных мировых религий три буддизм, христианство, ислам.

Эпоха рыб - это эпоха Нептуна полного абсурда. Знак концентрации логики Дева, противознак Девы - Рыбы, там полное отсутствие логики. Известный историк и революционер Николай Морозов (и астролог), доказал, что ислам не отдельная религия, а отколовшаяся от христианской религии часть. Ислам возник в 6 веке нашей эры, когда уже 6 веков существовало Христианство, и постоянно сотрясалось расколами.

В 6 веке возник спор между иконотворцами и иконоборцами. Иконотворцы 1 говорили, что рисовать иконы можно и нужно, чтобы поклоняться. Иконоборцы говорили, что это грех и бога изображать нельзя. Христианство вышло из иудаизма, прибавь к иудаизму Христа вот и Христианство. В иудаизме запрещено рисовать бога.

Победили иконотворцы, до сих пор рисуют всех богов и поклонятся иконам. Иконоборцы были изгнаны, они ушли в пустыню и создали свою религию Ислам, в котором изображение бога является тягчайшим грехом.

Религия Ислам и астрология

Коран и Библия практически совпадают. В Коране есть все христианские герои. Морозов утверждал, что священный камень мусульман - камень кааба - это те же каменные скрижали из Ветхого Завета.

Под руководством Моисея евреи вышли из рабства в день первого весеннего полнолуния. В пустыне на горе, где Моисей общался с Богом, он получил каменные скрижали, на которых были записаны 10 христианских заповедей. Это были каменные метеориты, по мнению астрологов. Очевидно, пока Моисей молился на горе, там упал метеорит, его и принес он оттуда.

Пока он молился внизу, у евреев возник спор, кому теперь поклоняться, они решили поклоняться золотому Тельцу. А Моисей принес красивые заповеди, увидев, что народ стал поклоняться золотому Тельцу, он разбил эти скрижали, а заодно и Золотого Тельца. Золотой Телец был расплавлен и, он велел каждому по глотку выпить, чтобы больше никогда не впасть в поклонения золоту.

Когда уже не стало Моисея, эти скрижали хранились. На определенном этапе истории они выпали из вида. Морозов считал, что потомки тех иудеев сохранили их, подобрали и сделали камнями кааба. Если бы вдруг узнали, что Ислам и Христианство фактически одна и та же религия, то нужно было бы признать абсурдность взаимоотношений мусульман и христиан.

Религия и астрология: эпоха Нептуна

Огонь стихия протестантов, из христиан протестанты самые активные, деятельные, склонные помогать друг другу. Воздух стихия католиков, стихия общения. Католики способны общаться в любой точке планеты. Католические проповедники везде налаживают свои конфессии. Вода - стихия православных, самая консервативная конфессия, до сих пор богослужения идут на языке, которого уже никто не понимает.

Земля - стихия мусульман, наиболее практичная, когда земля входит в конфликт - наиболее непримиримая. Ислам задумывался как мирная религия, но в состоянии конфликта это наиболее гордая, непримиримая часть. Пока на Земле идут религиозные войны - это не эпоха Водолея, а эпоха Рыб. Эпоха Рыб длилась 2 тысячи лет, а планета Нептун- планета Рыб была открыта в 19 веке.

Когда нашли богатые месторождения нефти (тоже управляется Нептуном), последователи ислама стали обладателем этих нефтяных залежей. Таким образом, космос нам намекает на то, что корневая религия (наиболее правильная) не христианство, а ислам.

Конфликт ислама и иудаизма, такой же абсурд. Ислам вышел из иудаизма, у них общие традиции (обрезание), люди внешне практически не отличаются друг от друга. Конфликт происходит внутри последователей одной и той же религии. Пока это происходит, эпоха Рыб еще не закончилась.

Нам повезло, что мы живем в эти 160 переходных лет, становления эпохи Водолея. Водолей это знак Урана, это планета авиации, электричества и научно-технического прогресса, до открытия Урана ничего этого люди не знали.

Эпоха Нептуна: знать ничего не надо, надо верить. Тех, кто думал, сжигали на костре. Церковь с точки зрения истории доживает свои последние времена. Эпоха Водолея - это эпоха науки. 20 век - это уже эпоха Водолея, мы живем в эпоху, когда любой тезис надо доказывать, это эпоха расцвета освоения космоса. Прошло несколько десятков лет, и мы дожили до коммерческих полетов в космос.

Основным видом транспорта стала авиация, но, правда, она еще не безопасная (это от эпохи Рыб). Эпоха Водолея это эпоха информатизации. Компьютеры завоевали мир. Какие-то десять лет назад только специалисты имели представление о компьютерах, а сейчас они всюду Молодые люди осваивают кнопочные аппараты, электронику на уровне детсада.

Они - люди из другой эпохи. В эпоху Рыб миром правили те, кто доказал, что он ближе к богу. В эпоху Водолея миром будут править те, в чьих руках есть информация. Интернет - из эпохи Водолея, У нас он еще не вошел в обиход, а на западе все делают по Интернету. Отрицательные стороны, в эпоху Водолея люди будут проживать разобщенно.

Жилище 21 века будет напоминать космический корабль, снабженный всем необходимым, напичканный электроникой. Информация возрастает лавинообразно, кто ее производит непонятно. Ежегодно появляется свыше 150 тысяч книг. В эпоху Рыб была одна книга, которую нужно было знать наизусть. Человек оказывается под катком информации, сегодня в мире более 30 процентов рабочих мест связано с информацией, т.е. это не товарное производство, информация это воздух.

Фирменный цвет новой космической эпохи голубой. Автор первой операционной системы WIN - заставкой выбрал небо. Эпоха Водолея - это плюрализм. Microsoft решил быть единственным владельцем информации и потерпел поражения. Одежда этой эпохи - джинсы. Эпоха Водолея ведет к тому, что день и ночь на планете неразличимы.

После открытия электричества люди работают днем и ночью. Изменение социальной роли мужчин и женщин. Уран все переворачивает. Раньше женщина рассматривалась, как источник греха и существо второстепенное. Более того, она считалась прибежищем дьявола, который в эпоху ведьм предпочитал селиться именно в ней.

В конце 18 века начинается эпоха эмансипации, точнее социального переворота. На западе женщины давно заняли руководящие места. Эффективность управления женщинами намного выше.

Ельцин просил Старовойтову снять свою кандидатуру на выборах президента. На западе женщины не хотят играть второстепенную роль и в половых отношениях, они стали вести себя слишком по-мужски, такие женщины оказываются ненужными мужчинам в таком качестве.

Космические эпохи в истории человечества

Часовая стрелка между Рыбами и Водолеем, уже фактически в Водолее. На циферблате космических часов показан, во-первых, знак Зодиака, который восходит над горизонтом и за сутки все 12 знаков пройдут через горизонт. Во-вторых, показывают знак, в котором находится Солнце, и в-третьих, какая космическая эпоха сейчас имеет место.

За окном переход от эпохи Рыб к эпохе Водолея. Начало эпохи Рыб относится к началу нашей эры, к рождению Иисуса Христа, прошло две тысячи лет. Эпоха Рыб заканчивается и начинается эпоха Водолея. Точно установить дату этого перехода невозможно. Сейчас эпоха компьютеризации это уже не Рыбье, но когда льется кровь в связи с тем, что кто крестится двумя, а не тремя перстами - то это чисто Рыбий атрибут.

Вокруг чего человечество вращалось две тысячи лет - это Христианство. В какой город вы не приедете, единственной достопримечательностью будут церкви. Другие религии, в том числе Ислам, Христианству очень близки. Рыбы - главный символ именно Христианства, в Новом Завете: все человечество было рыбаками, хождение по воде, превращение воды в вино и т.д.

Имя Иисус Христос это комбинированное Иисус - восточное, Христос - греческое. По-гречески рыбы - ихтис - аббревиатура Иисуса Христа, под именем которого прошла история двух тысячелетий, Эта эпоха наполнена абсурдом, т.к. прошла под знаком Нептуна. Тема ее жертвенность, центральное понятие Христианства. Иисус добровольно пошел на казнь, добровольно стал жертвой. Христианство зовет нас подставить левую щеку, когда ударили по правой.

Центральное место в культе рождества занимает Рождественская елка, главное украшение ее разноцветное убранство. Новогодняя елка это модифицированная Рождественская елка, которая символизировала тройную связь земли (корни), человека (ствол) и космоса (крона). Елочные огни символизируют звезды небесные. Когда елку украшают, считается, что само небо спустилось к тебе в дом.

Пасха то же обставляется рядом культов. Разноцветные пасхальные яйца и разноцветная глазурь на пасхальных куличах. Цветовой элемент играет важную роль, соединяя человека со звездами. Вкушая это человек, приобщается к космосу. Вся история Иисуса Христа начинается с появления Волхвов (так называли астрологов), которых привела Вифлиемская звезда.

Время перехода Рыб в Водолей. Последний Генеральный секретарь ЦК КПСС Горбачев родился под знаком Рыб, при нем распался СССР, а первым президентом новой России стал Ельцин Водолей.

Были очень востребованы различные предсказатели. Кто-то из них определял будущее по внутренностям животных, кто-то одурманивал себя наркотическими веществами и «пророчествовал», другие же предпочитали составлять гороскопы по звездам. Последнее сохранилось до наших дней и, несмотря на полное расхождение с доводами науки и здравого смысла, астрология довольно популярна.

Православный взгляд на предсказания по звездам

Отношение Церкви к астрологии однозначно осуждающее, как и ко всем другим языческим суевериям. В первую очередь, само понятие предустановленного будущего противоречит христианскому учению о свободе и ответственности человека за свою жизнь.

Еще о суевериях:

Отношение православной церкви к астрологии

Если верить звездным прогнозам и предсказаниям, люди - это просто марионетки неодушевленных астрономических объектов. Когда человек рождается, черты его личности уже определены «положением луны». Опытный астролог, как следует из его собственного учения, может выявить потенциального серийного убийцу или наркодиллера, когда им еще нет и часа от рождения.

Добрый ли человек, злой ли, все уже заранее предрешено. Кого-то небесные светила наделяют благородством и самоотверженностью, а кто-то получится скандальным, мстительным эгоистом. Свободы совести не существует.

Но «определения характера» мало, звезды ни на минуту не выпускают человечество из своих цепких лап, и не дают людям ни одного дня, свободного от своего влияния. Захочет, например, бизнесмен заключить деловой договор с конкурирующей фирмой, сколько бы там ни были его предложения взаимовыгодными, переговоры обречены на провал, если стрелец в этом месяце находится в неблагоприятном сочетании с луной.

Так что, людям не стоит тратить время на курсы предпринимательства, а лучше чаще ходить за советом к гадалке или экстрасенсу . Способности, знания на самом деле ничего не значат, главное, поймать такое время, когда рожденные под знаком стрельца просто не могут не разбогатеть.

Как церковь относится к астрологии

Все это идет в полный разрез с христианской антропологией. Нет никакого предопределения. Бог дал человеку разум и полную свободу. Есть какие-то врожденные склонности характера, есть среда, в которой человек растет, и которую не выбирают, но какие черты в себе развивать, а с какими наклонностями бороться, как отвечать на влияние среды, решает сам человек. Выбор между добром и злом делается свободно.

Важно! За все свои поступки люди несут ответственность перед Богом. И свою жизнь, и свою душу человек формирует сам, переложить вину на звезды не получится.

Что об астрологах говорит Библия

В Ветхом Завете есть несколько мест, где осуждается гадания по звездам. Особого внимания стоят слова из книги пророка Исаии, в них как раз речь идет о попытке людей с помощью астрологии избежать ответственности перед Богом за свое зло:

«Оставайся же с твоими волшебствами и со множеством чародейств твоих, которыми ты занималась от юности твоей; может быть, пособишь себе, может быть, устоишь. Ты утомлена множеством советов твоих; пусть же выступят наблюдатели небес и звездочеты и предвещатели по новолуниям, и спасут тебя от того, что должно приключиться тебе. Вот они, как солома; огонь сожег их; не избавили души своей от пламени…» (Ис. 47, 12-14).

Что еще нужно знать о Библии:

В Новом Завете языческие маги, к которым относятся и астрологи, также осуждаются:

«Дела плоти известны; они суть: прелюбодеяние, блуд, нечистота, непотребство, идолослужение, волшебство, »…«, пьянство, бесчинство и тому подобное. Предваряю вас, как и прежде предварял, что поступающие так Царствия Божия не наследуют» (Гал. 5. 19-21).

В Евангелии есть одно место, на которое астрологи любят ссылаться, утверждая, что оно якобы доказывает правильность их учения. Это те отрывки, где говорится о рождении Спасителя. О том, как к нему пришли поклониться волхвы из далеких земель, увидевшие «звезду Его на востоке».

Вифлеемская звезда

Но та звезда вряд ли действительно могла быть астрономическим объектом. Это была какая-то очень странная звезда, которая вела волхвов до самой пещеры в Вифлееме, указывая им путь. Поскольку такие маршруты совершенно противоречат физико-астрономическим законам движения звезд, вероятно, прав был Иоанн Златоуст , предположивший, что волхвы видели ангела, принявшего облик небесного светила.

А смысл этого явления был не в том, чтобы доказать истинность астрологии, а, напротив, в том, чтобы увести людей от ложного служения звездам к познанию Истинного Бога. Об этом поется в рождественском тропаре : «Рождество Твое Христе Боже Наш возсия мирови свет разума. В нем бо звездам служащие, звездою же учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды».

Что о гаданиях по звездам говорится у отцов Церкви

Астрология осуждалась самыми авторитетными из богословов Церкви, такими как Василий Великий , Иоанн Златоуст или блаженный Августин и многие другие. Все они писали о том, что человек сотворен Богом свободным и не может быть никакого предопределения.

Например, преподобный Иоанн Дамаскин заметил, что если бы поступки человека определялись движением звезд, то само понятие греха было бы нелепо:

«Мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы всё делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби».

А Антоний Великий писал, что и юридическое понятие преступления оказывается бессмысленным, если правы астрологи: «И почему судьи почитают делание добра, а злодейство наказывают. Тогда у вора и разбойника не было греха, и их бы никто не ловил за руку, раз делать это побуждает расположение звезд.

Занятия астрологией, как и любыми другими видами языческого оккультизма, Церковь всегда серьезным грехом. Об этом писалось во многих церковных постановлениях.

Еще о греховных увлечениях:

Например, в правилах Шестого Вселенского собора тем, кто обратился к предсказателям, полагалась шестилетняя епитимия . Из более поздних постановлений можно упомянуть определение собора РПЦ 1994 года, где перечисляются современные оккультные движения, в том числе упоминается и астрология, а далее говорится:

«Люди, разделяющие учения этих сект и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви».

Вред для души, причиняемый подобными учениями, зависит от того насколько серьезно человек в них погрузился. Если он прочел в какой-нибудь газете гороскоп, улыбнулся и забыл, это не страшно. Если начал чувствовать к астрологии веру и интерес, значит, он уже увлекся суевериями, которые ставят преграду между человеческой душой и Богом.

А если он настолько погрузился во все это, что строит свою жизнь, руководствуясь советами астрологов, особенно, если напрямую обратился к предсказателю, значит он уже вполне вовлечен в оккультизм, и душа его находится в очень опасном греховном состоянии.

Православие об астрологии

Пятница, 27 Июл. 2012

Ныне Русская Православная Церковь пересматривает свое отношение к астрологической науке, перестав объединять ее с чародейством и идолопоклонством. Церковь признаёт астрологов учёными, а с наукой у церкви не должно быть противоречий.

В руководстве христианских Церквей нет единого мнения в вопросе признания астрологии в качестве науки, которой допустимо заниматься христианину. Наиболее прогрессивно мыслящие иерархи Церкви относятся к астрологии, как к любой другой науке.

Так 25 мая 2002 в передаче “Слово пастыря” (ОРТ, 8:55) председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, митрополит Смоленский и Калиниградский Кирилл (ныне - Патриарх Московский и Всея Руси ), впервые в новейшей (с 1917 г.) истории РПЦ заявил о позитивном отношении православной церкви к астрологии, пояснив, что имеет в виду астрологию как науку, и исключая из нее предсказания человеческой судьбы и т.н. “газетные гороскопы”.

Отец Александр Мень отмечал: “Астрология допустима, если она не притязает быть эрзац-религией, как это часто у нас бывает... Астрология как псевдорелигия, конечно, является просто вредной... Астрология возможна как наука. Тогда она говорит о том, что на нас влияет космос, материально и, возможно, духовно. Но она может стать и суеверием... Когда человек считает, что астрология его связала по рукам и ногам, что он уже детерминирован, что никуда не денешься, что выбора нет, вот тут начинается суеверие - это начинается рабство. Не исключено, что кроме влияния наследственности, кроме влияний различных физических на человека влияет и Космос. Но это вовсе не значит, что человек раб... мы уже ни за что не отвечаем... оказываемся просто марионетками в руках различных сил, в том числе и созвездий”.

В начале 90-х годов прошлого века РПЦ вместе со всей страной оказалась в новых исторических условиях, которые требовали принципиально иных методов работы с паствой по сравнению с советским периодом. Главной проблемой тогда стали и остаются поныне различного рода тоталитарные сeкты, которые активно вовлекают людей в сферу своего влияния, отвергая традиционные формы духовной жизни. Основная опасность таких сeкт состоит в том, что они серьезно засоряют сознание людей идеологическими суррогатами, препятствуя духовному развитию тех, кто оказался в сфере их влияния.

В результате Архиерейский Собор РПЦ, собравшийся в 1994 году, проходил на фоне духовного хаоса и вакханалии всевозможных сeкт, в который погрузилась Россия в тот период. Поэтому Собор принял очень жесткое постановление, в котором были осуждены практически все неканонические направления духовной жизни, как несовместимые с учением христианской церкви. В постановлении собора по этому поводу было сказано буквально следующее:

5. К несчастью, в наших странах появились свои лжепророки, руководящие, в частности, так называемыми “Собором новой Святой Руси” (Богородичным центром), “Белым братством”, “Церковью последнего завета” (группой лжехриста Виссариона). Возродились язычество, астрология, теософские и спиритические общества, основанные некогда Еленой Блаватской, претендовавшей на обладание некоей “древней мудростью”, сокрытой от непосвященных. Усиленно пропагандируется “Учение живой этики”, введенное в оборот семьей Рерихов и называемое также “Агни-йогой”.

13. Освященный Архиерейский Собор, следуя апостольской традиции, свидетельствует: все вышеперечисленные сeкты и “новые религиозные движения” с христианством не совместимы. Люди, разделяющие учения этих сeкт и движений, а тем более способствующие их распространению, отлучили себя от Православной Церкви.

Таким образом, в постановлении собора, отлучающем от церкви членов различных сeкт и “альтернативных религиозных движений”, не говориться о том, что астрологи отлучаются от церкви, хотя сама астрология ставится на одну планку с язычеством и теософией. Однако, большинство астрологов не являются членами никаких сeкт или религиозных движений. Кроме этого астрология как наука не осуждается собором, о чем, кстати, сказал митрополит Кирилл в своем выступлении. Как явствует из послания, сами себя отлучили только члены сeкт, а не астрологи.

Другое дело, что консервативно настроенная часть духовенства априори считает, что заниматься астрологией греховно, хотя это мнение не подтверждено ни догматами Веры, ни трудами святых отцов (за исключением Тертулиана. Ради справедливости необходимо отметить, что Тертуллиан в конце жизни сблизился с монтанистами и порвал с церковью, которую упрекал в непоследовательном проведении принципов аскетизма и мученичества. Поэтому, во-первых, он был бескомпромиссным не только по отношению к астрологии, но и к тогдашнему руководству церкви, а, во-вторых, его мнение не является мнением последовательного сторонника официальной церкви ), ни постановлениями архиерейских соборов.

На самом деле это решение архиерейского собора было конъюнктурным. Если бы астрология в начале 90-х годов, благодаря усилиям прежде всего Павла Глобы (”спасибо” ему за это) не обрела такую широчайшую популярность в России, то она не вызвала бы такого резко негативного отношения РПЦ. Иначе под постановление попали бы только религиозные сeкты.

Например, в 1891 году за 100 лет до этого в официальной библейской энциклопедии в статье волхвы прямо признавалось, что волхвы являлись астрологами и что “наука и философия только тогда приобретают свое истинное значение и надлежащую силу, когда они покорно и смиренно склоняются к ногам Иисусовым”.

Философ Владимир Соловьев в статье “О русском народном расколе” высказался еще более определенно: “В Церкви всемирной есть место для всего человеческого, только нужно, чтобы это человеческое прилагалось к делу Божию, а не к своевольным и случайным задачам. Дело же Божие требует только свободного согласия от воли человеческой, чтобы она не налагала на него своих произвольных границ и определений - личных, народных или каких-то иных: но все эти человеческие особенности, раскрываясь перед действием Божием, должны стать частными способами для полного откровения богочеловеческой жизни.”

Самое замечательное в рассматриваемом контексте состоит в том, что в 1990 году эта библейская энциклопедия с той же самой статьей “волхвы” была переиздана по благословению святейшего патриарха всея Руси Алексия 2-ого.

Таким образом, и в 1891 году, и в 1990 году РПЦ относила астрологию к науками и философии, а не как к религиозным сeктам.

И только после 1994 года Церковь стала относиться к астрологии более негативно в силу того, что ее (астрологию) широко использовали в своей деятельности организаторы тоталитарных сeкт и “альтернативных религиозных движений”.

Будем надееться, что постепенно руководство РПЦ признает астрологию не только как светскую, но и как духовную науку, призванную помогать верующим в понимании Божественного Закона.

Астрологи:

Борис Романов, Сергей Евтушенко

14.09.2003

Дополнено и исправлено

21.03.2005

Представленный текст является частью большой статьи “Астрология в свете христианского учения”. Полный текст статьи - .

Почему церковь отрицает астрологию?

Максим Каскун


Как Церковь относится к астрологии?

Отвечает протоиерей Дмитрий Смирнов (Москва).

По страницам передачи Русский час - вопросы и ответы - 2009-06-23

Дает ли астрология возможность заглянуть в будущее, объясняет Андрей Музольф, преподаватель Киевской духовной академии.

– Андрей, почему астрологические прогнозы очень часто сбываются?

– Как показывает практика, чаще всего не столько астрологические прогнозы сбываются, сколько человек, веря и полностью предаваясь им, выстраивает свою жизнь соответственно таким прогнозам. Астрология, как говорит об этом Священное Писание, – это один из видов язычества, то есть служения не Богу, а демонам. В Ветхом Завете читаем, что всякое прорицание – мерзость пред Господом (Втор. 18:14), и если мы обращаемся к советам астрологов, мы тем самым прямо прибегаем к «помощи» бесов. По словам преподобного Иоанна Лествичника, бесы не знают нашего будущего, но, будучи существами более древними, чем мы, а следовательно, имеющими определенный опыт, могут предугадывать его. Именно поэтому нам и может казаться, что астрология дает нам возможность заглянуть в будущее. Но на самом деле это не так. Это только бесовская уловка, целью которой является стремление как можно дальше увести человека от веры в Бога и преданности Ему.

– Не секрет, что почти каждый православный христианин знает, кто он по знаку зодиака, какие у него сильные и слабые стороны согласно гороскопу. И во многих случаях эти описания соответствуют характеру и типажу человека. Как Вы это объясните?

– В том то и дело, что все мы знаем, кем являемся по знаку Зодиака, в год какого животного родились, но в то же время забываем, что каждый из нас – образ Божий, призванный к богоподобию. Утверждение же о том, что принадлежность к тому или иному знаку зодиака определяет характер человека, весьма сомнительно и очень часто не соответствует действительности. Еще Блаженный Августин, касаясь темы астрологии, говорил, что звезды нисколько не влияют на жизнь человека, потому что душа человека по своей природе не подчинена небесным телам. А если характер человека в большей степени зависит от того, когда он родился, то как тогда мы объясним кардинальную противоположность характеров у близнецов? Таким образом, мы можем убедиться, что характер и типаж человека зависят вовсе не от расположения небесных светил, а совершенно от других реалий.

– Что-то можно почерпнуть из астрологии православному христианину?

– Из истории Церкви мы знаем, что святые отцы нередко использовали те или иные достижения языческих наук (например, философии), чтобы преобразить их и поставить на службу православной церковной жизни. Так, святитель Василий Великий говорил, что даже в яде можно найти хоть каплю полезных веществ. Однако такое сравнение вовсе не применимо к астрологии, потому что последняя – это откровенное язычество и служение темным силам и ни к чему хорошему, следовательно, нас привести не может. Человек может даже не заметить того, как он, все более и более уповая на гороскопы, в то же время все менее и менее принадлежит Христу.

Увлечение астрологией – это не что иное, как отвержение двух основных принципов взаимоотношения человека с Богом: Промысла Божия и свободы воли человека. Увлекаясь астрологией, мы тем самым отрицаем участие в нашей жизни Бога. Каждый из нас получил от Всевышнего бесценные дары – разум и свободу – для того, чтобы использовать их во благо своей собственной души и своих ближних, но в итоге мы добровольно отвергаем их и подчиняем себя слепому року. К сожалению, очень часто забываем, что главная цель человека – достижения Царства Божия – не зависит от того, когда, где и под какой планетой мы родились, но только от того, насколько наше сердце было открыто пред Господом.

– Чем объяснить повальное увлечение гороскопами?

– Известный английский писатель-апологет Г. К. Честертон однажды очень точно подметил: «Когда люди перестают верить в Бога, они начинают верить во все остальное». Человеку проще жить, думая, что все вокруг происходит только по некоему чисто механическому стечению обстоятельств, лишь потому, что именно так «встали звезды». Тогда не нужно думать о Боге, о своей душе, не требуются никакие нравственные подвиги. Зачем молиться Творцу, если намного проще подстроиться под результаты гороскопов?!

Кроме того, человеку после грехопадения всегда хотелось заглянуть за грань неведомого, узнать свое, пусть даже и самое ближайшее, но будущее. И в этом мы тоже видим расхождение со святоотеческой традицией. Многие подвижники знали свое будущее, например, время своей кончины, однако они не искали подобных знаний: Сам Бог открывал Своим избранникам час перехода в Вечность для того, чтобы они могли максимально подготовиться. Но сегодня, к сожалению, люди хотят узнать свое будущее вовсе не для того, чтобы стать хоть чуточку нравственнее, духовнее: они делают это в основном для тех или иных мелочных, меркантильных целей, например, чтобы более выгодно вложить деньги, развивать свой бизнес или избежать каких-нибудь неприятностей, что является признаком того, что мы не верим Богу, не надеемся только на Него, но сами своими силами стремимся обустроить собственную жизнь. И в такой жизни, к сожалению, места для Бога попросту не остается.

Беседовала Наталья Горошкова

Астрология – это не просто учение о влиянии на нас далеких звезд, астрология – разновидность оккультизма со всеми его последствиями.

В древности волхв или маг совмещал в своем лице обязанности колдуна, астролога, гадателя, толкователя снов – в общем, был полноценным оккультистом. И в наши дни тот, кто мыслит окружающий мир в магических категориях, увлекается звездными гороскопами. Современный колдун для лучшего эффекта заклинания обязательно учитывает астрологическую ситуацию на данный момент. А простые смертные, наивно увлекшись «звездной мудростью», выслушивают прогноз на неделю, тем самым вверяя свою жизнь не Богу, а холодному расположению космических глыб.

Автор этих строк прекрасно помнит, как ведущие астрологи нашей страны супруги Глоба вдохновенно предсказывали необычайные события, которые должны ждать нас в 1990-х и начале 2000-х годов. В частности, Павел Глоба пророчествовал как о судьбоносных, так и о вполне прагматичных вещах: что Союз социалистических республик не развалится , что в середине 2000 года последует денежная реформа, от которой мы весьма пострадаем , что в 2004 году Россия станет духовным центром Земли, даст ей нового спасителя, которого якобы упоминали еще Христос и арийский пророк Заратустра , что президентом США станет Хиллари Клинтон , а на Украине Виктор Янукович не станет президентом никогда . Ничего не исполнилось, зато на протяжении всех этих лет сама эйфория слушателей астрологии стала основой привития оккультизма сотням тысяч людей.

Астрология говорит о влиянии на жизнь и судьбу человека небесных тел: Солнца, Луны, планет, в зависимости от их положения относительно зодиакальных созвездий. Если гадания, например, по картам сразу набрасывают тень на подобный способ как явно оккультный, то астрология претендует на роль особой учености, пусть и не совсем традиционной (для большего наукообразия при составлении гороскопов используются даже компьютерные технологии).

Можно ли сказать что-то по этому поводу, основываясь на Священном Писании? Кстати, сами астрологи иногда вспоминают евангельских волхвов с востока, увидевших звезду новорожденного Царя и пришедших поклониться Ему. Только вот звезда эта была не совсем обычная – движение ее по небосводу совершалось отличным от бездушных светил способом: И вот, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец (Мф. 2: 9). Какая еще звезда могла бы так передвигаться (сначала явить себя на востоке, а затем двигаться от Иерусалима к Вифлеему) и стать над местом, где родился Христос? По словам Святых Отцов (таких как Иоанн Златоуст и Феофилакт Болгарский), это было особое знамение Ангелов об исполнении древних пророчеств – Рождении Спасителя мира Иисуса Христа. Подобно тому, как огненный столп предшествовал ветхозаветному Израилю на пути к Обетованной Земле, так и теперь чудесная звезда предшествует представителям язычества на их пути ко Спасителю.

Святитель Иоанн Златоуст, а за ним блаженный Феофилакт Болгарский в Толковании на святого Матфея Евангелиста говорят, что это было явление божественной и ангельской силы, приведшей восточных магов ко Христу, тем самым символически упразднившей магию. Как известно из предания, волхвы – Валтасар, Гаспар и Мельхиор – стали со временем христианами. Именно об этом поется в тропаре Рождества Христова: В нем бо звездам служащии звездою учахуся Тебе кланятися, Солнцу Правды , то есть служившие звездам посредством этой чудной звезды научились служить Христу, Солнцу Правды.

Но не только это можно извлечь из Писания касательно отношений людей и небесных тел. В Евангелии мы читаем о том, как после Преображения на горе Фавор к Спасителю подошел отец одержимого нечистой силой юноши с просьбой о помощи, поскольку ученики Христа не смогли его сына исцелить (см.: Мф. 17: 14–18). Причем в данном случае одержимость имела одну особенность – бес овладевал мальчиком в новолуние, так что он падал на землю, скрежетал зубами, испускал пену, бросался в огонь и в воду с каждым новым появлением Луны. Почему же подобные вещи происходили именно в новолуние? Согласно святоотеческому толкованию, демон пытался скрыть свои действия, так чтобы люди думали, будто виной страданий юноши была Луна – сотворенное Богом небесное тело (вспомним, что в повествовании о творении мира Библия особо замечает светило малое – Луну – см.: Быт. 1: 16). Исцеляя юношу, Господь запрещает мучить отрока не Луне, а демону, показывая, кто есть подлинный виновник человеческих мук и страданий. Нечистая сила старается и в наши дни использовать тот же самый прием – влиять на жизнь человека, по-видимому, соотнося случающиеся с ним события с расположением небесных тел.

Правда, читатель книги Бытия заметит, что светила были сотворены в том числе и для знамений. – И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для освещения земли, и для отделения дня от ночи, и для знамений, и времен, и дней, и годов (Быт. 1: 14). Что же это за знамения? Яркий пример подобных знамений произошел во время крестных мук Спасителя, когда сделалась тьма по всей земле до часа девятого и померкло солнце (Лк. 23: 44–45). Поскольку на земле совершилось великое беззаконие – люди убили Того, Кто пришел даровать им свет вечной жизни, духовная тьма временно восторжествовала, и в знак этого земля покрылась на три часа тьмой. На Кресте умер Христос – Источник вечного света, Солнце правды, и в знамение этого померкло видимое нами солнце.

Знамения бывают и более низшего порядка. Преподобный Иоанн Дамаскин об этом писал: «Эллины говорят, что восхождением, захождением и сближением звезд, а также солнца и луны управляются все наши дела; этим и занимается астрология. Мы же, напротив, утверждаем, что ими даются предзнаменования дождя и бездождья, сырой и сухой погоды, а также ветров и подобное; но предзнаменованиями наших действий они никоим образом не бывают. В самом деле, мы, созданные Творцом свободными, являемся господами наших дел. А если мы все делаем в силу течения звезд, то, что мы делаем, мы делаем по необходимости. То же, что происходит по необходимости, не есть ни добродетель, ни порок. А если мы не имеем ни добродетели, ни порока, то мы недостойны ни наград, ни наказаний, равно как и Бог окажется несправедливым, подавая одним блага, другим скорби. Даже более того: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет ни управления Божия в мире, ни промышления Божия о творениях. Сверх того, и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем, разум нам, несомненно, дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное. Поэтому мы утверждаем, что звезды не бывают причиною ничего совершающегося в мире – ни возникновения возникающего, ни гибели гибнущего, но скорее служат предзнаменованием дождей и перемены воздуха. Иные, может быть, скажут, что звезды являются если не причинами, то предзнаменованиями войн и что качество воздуха, зависящее от солнца, луны и звезд, различным образом производит различные темпераменты, навыки и расположения; но навыки относятся к тому, что находится в нашей воле, ибо они подчиняются разуму и изменяются под его руководством» .

Есть, правда, в современной науке молодая отрасль – гелиобиология, открытая советским ученым, профессором Александром Леонидовичем Чижевским (1897–1964). Эта наука показывает, например, явную зависимость некоторых болезней и эпидемий от уровня солнечной активности. Некоторое влияние простирается даже на психическую сферу людей. Ученый, которого знают обычно по его изобретению, «лампе Чижевского», в 1915 году увлекся исследованиями солнечных пятен и обнаружил синхронность между максимальным количеством пятен, проходившим через центральный меридиан Солнца, и военными действиями на фронтах Первой мировой войны. Чижевский обратился за советом к К. Э. Циолковскому, который предложил накапливать материал для построения научной теории, что отчасти и было выполнено.

Смысл концепции А. Л. Чижевского сводится к тому, что циклы солнечной активности проявляют себя в биосфере, а именно, влияют на жизненные процессы, начиная от урожайности злаковых культур и кончая заболеваемостью и психической настроенностью человечества. Это сказывается даже на динамике исторических событий – войн, восстаний, революций, политико-экономических кризисов и т. д. Впрочем, Чижевский всегда пояснял, что состояние солнечной активности не является основополагающей причиной земных процессов, а лишь способствует более острому проявлению уже назревших на земле процессов (это, в частности, изложено в ключевой книге ученого: Чижевский А. Л. Земное эхо солнечных бурь. – М.: «Мысль», 1976).

Иными словами, в гелиобиологии все объясняется не расположением светил и знаками зодиака, а физическим влиянием солнечной активности на растительную, биологическую и психическую жизнь. Приведем элементарный пример: если Солнце не будет светить в достаточной мере, цветок не вырастет, а если будет светить слишком сильно, то он завянет, и мистика тут не причем. Кстати, в некоторых ситуациях современные астрологи манипулируют данными метеорологии, а также другими научными данными о природных воздействиях на организм человека, например, влиянии фаз Луны на сердечно-сосудистую систему.

Проблема астрологии (равно как и хиромантии – гаданиям по линиям руки, а также нумерологии – гаданиям по числам, складывающимся, к примеру, из номеров года, месяца и дня рождения) во многом связана с сильнейшим соблазном человечества – верой в судьбу (поэтому решение этого вопроса вскрывает суть не только астрологии, но заодно хиромантии и нумерологии). Судьба и свобода – понятия, противоречащие друг другу. Свобода есть величайший дар Бога человеку. Астрология же побуждает перекладывать ответственность за собственные поступки на небесные светила, внушает мысль о предопределении. По сути, астрология превращает человека в игрушечный механизм, все действия и поступки которого прописаны звездными схемами.

Апологет II века Татиан Ассириец в своей «Речи против эллинов» писал: «Они (демоны), показавши людям порядок расположения звезд, как играющие в кости, ввели судьбу, которая чужда справедливости, ибо судья ли кто или подсудимый, такими сделались по определению судьбы; убийцы и убиваемые, богачи и бедняки – порождения той же судьбы, и всякое рождение, как на сцене, доставляет наслаждение тем, которые, как говорит Гомер, “смех несказанный воздвигли” (Илиад. 1: 599; Одисс. 8: 326)» .

Что же плохого в том, что жизнь связывается с фатальным предначертанием судьбы?

Во-первых, это принижает достоинство человека, созданного по образу Божию, и значит, свободного, призванного разумно созидать свою жизнь.

Во-вторых, вера в судьбу заранее оправдывает все грехи и пороки, к которым человек способен скатиться.

В-третьих, судьба не способна освятить каким-либо возвышенным смыслом трагические обстоятельства человеческой жизни, например, внезапной инвалидности, преждевременной гибели, крушения жизненных надежд или смерти ребенка – так «на роду написано» и всё. Христианство же показывает, что все, даже самые скорбные события жизни, не являются только результатом слепого случая или чьего-то злого умысла, а вписаны в Божий Промысл, то есть Его живую заботу о нас, главной целью ставящую наше вечное спасение. Даже несчастный случай, неожиданно пресекающий жизнь, не есть предначертание судьбы, а промыслительная забота Бога о человеке. Апологет Татиан, кстати, далее говорит: «Но мы выше судьбы, и вместо блуждающих демонов знаем одного Господа неизменного; и, не подчиняясь судьбе, отвергаем и ее законоположителей» .

Замечена одна удивительная особенность – многие люди, далекие от теплой веры в Бога, считают, что астрологические прогнозы имеют к их жизни прямое отношение, что их характеры точно соответствуют прописанным по их поводу астрологическим характеристикам. Когда же человек обретает душой своей Бога и приходит к жизни церковной, то он вдруг прозревает, насколько его душа и характер независимы от звездных расписаний, что жизнь его уже не подчиняется астрологическим закономерностям, не сообразуется с расположением звезд, а направляется удивительным, милосердным и премудрым Промыслом Божиим. Суть этого феномена заключается в том, что суеверные люди сами в своем уме подгоняют под астрологический прогноз события своей жизни, которая у каждого человека настолько многообразна и глубока, что в этой палитре обязательно найдутся цвета, схожие с жалкими мазками гороскопа. Когда же человек освобождается от суеверия, он видит и чувствует, что подлинная жизнь отличается от гороскопов так же, как живое дитя отличается от куклы.

Блаженный Августин в толковании на книгу Бытия посвятил целую главу разбору учения астрологов: «Что касается их всевозможных разглагольствий о влиянии звезд и их мнимых опытов астрологической науки, то мы всемерно должны охранять от них чистоту своей веры». Блаженный Августин пишет, «что наши души по своей природе не подчинены небесным телам». Далее он объясняет всю нелепость влияния звезд на нашу жизнь: «Что может быть нелепее и бессмысленнее, если, убедившись этими примерами, они нам скажут, что роковое значение звезд имеет отношение к судьбе одних только людей? Да в этом они и сами убедятся на примере близнецов, которые весьма часто при рождении получают одни и те же созвездия, однако живут различно, различно бывают счастливы или несчастны и различно умирают. Ибо хотя уже при самом появлении из утробы матери между ними существует некоторое различие, однако различие [по дальнейшей жизни] между иными из них бывает настолько велико, что не может быть выведено из астрологических вычислений» .

Известно, что в одной и той же катастрофе погибают люди, родившиеся под самыми разными созвездиями, с самыми различными астрологическими прогнозами. Напротив, двое близнецов, родившихся практически одновременно, часто имеют совершенно разные характеры и способности, кардинально противоположные судьбы, о чем и пишет блаженный Августин. Астрологи пытаются объяснить это тем, что два близнеца рождаются все же не одновременно. Но в таком случае составляемые на протяжении тысячелетий гороскопы уже не верны, ибо почти никогда неизвестна секунда рождения конкретного человека. Блаженный Августин дальше приводит пример из Ветхого Завета: «Рука младшего Иакова, при рождении, оказалась держащею за пяту старшего, так что они родились как бы один, надвое простершийся, младенец. Так называемые созвездия их не могли быть, конечно, различными. Что же может быть нелепее мысли, будто астролог, рассматривая эти созвездия, мог бы по одному и тому же гороскопу, по одной и той же Луне сказать, что один из них будет любим, а другой не любим матерью? Ибо если бы он сказал что-нибудь иное, то сказал бы очевидно ложь, а если бы сказал именно это, то хотя сказал бы правду, но несогласно с нелепыми предсказаниями своих книг» .

Господь, призывая человека к возвышенной цели, имеет о нем Свой план. Заранее ведая глубины души и будущее произволение нашего сердца, Бог, конечно, может предуказывать человеку его дальнейший путь. Так, младшему сыну ветхозаветного патриарха Иакова святому Иосифу во снах было явлено его будущее возвышение перед братьями. Он в простоте сердца передавал сны семье, и когда братья из зависти решили его погубить, они сказали: Убьем его и увидим, что будет из его снов (Быт. 37: 20). Пытаясь разрушить намерение Божие о возвышении их младшего брата, они сами невольно способствовали исполнению воли Божией о нем – Иосиф попал в Египет, где через много лет стал высокопоставленным чиновником, а его братья приезжали к нему в голодное время с просьбой о помощи.

Однако подобные предуказания не являются неизбежным определением, как бы железным руслом, по которому должна пролегать излучина человеческой жизни. Бытие личности определяется не предопределением или созвучием небесных светил, а Божией заботой о людях. В этом отношении большое значение имеет, к чему добровольно склонится сердце человека. Горячая молитва и искреннее покаяние способны изменить даже Божие решение о людях. В Священном Писании мы читаем о том, как Бог повелел пророку Ионе идти в Ниневию и предвещать, что за нераскаянные грехи город вскоре будет разрушен. Иона ходил по городу и говорил: Еще сорок дней, и Ниневия будет разрушена (Ион. 3: 4). Далее в Писании приводятся интересные слова: И поверили ниневитяне Богу (Ион. 3: 5), то есть, они поверили, что вскоре Бог действительно накажет их за их грехи. Тогда они стали поститься, каяться, и Бог принял раскаяние людей, помиловал город, изменив Свое решение – разрушения не произошло. И увидел Бог дела их, что они обратились от злого пути своего, и пожалел Бог о бедствии, о котором сказал, что наведет на них, и не навел (Ион. 3: 10). На формирование истории общества и судеб отдельно взятых людей влияют самые разные факторы, в том числе и внутренние, например, свободное самоопределение человека.

У пророка Иеремии мы читаем: Так говорит Господь: не учитесь путям язычников, и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся. Ибо уставы народов – пустота (Иер. 10: 2–3). Еще раз повторим, что наша жизнь определяется не созвездиями, а Промыслом Божиим, который учитывает самоопределение каждой конкретной личности. В таком случае нет строгого шаблона жизни, в который должен неумолимо вписываться своими поступками человек. Значит, переживая о будущей участи своей или своих близких, нужно обращаться не к гороскопам, хиромантам, гадателям или прорицателям, а к Богу посредством личных молитв и участия в Таинствах Церкви, ибо что лучше устроит нашу жизнь, как не благодать Духа Святого, подаваемая посредством молитв и литургической жизни?

Татиан. Речь против эллинов / Сочинения древних христианских апологетов. – М.: «Благовест» - Спб.: «Алетейя», 1999. С. 17.

Там же. С. 18 – 19.

Августин, блж. О книге Бытия / Творения. – М.: «Паломник», 1997. С. 201.

Там же. С. 201 – 202.

Loading...Loading...