Что такое пророк в литературе. Кто такие пророки? Часто их жизнь от самого рождения и до самой смерти сопровождается знамениями и удивительными обстоятельствами

Каждый год Русская Православная Церковь совершает память «всеблаженных и богомудрых угодников Божиих» — Всех святых, просиявших своею жизнью и подвигами в земле Русской и непрестанно молящихся о ней ( , май, ч. 3, 308-352). Празднование Собора всех святых, в земле Российской просиявших, появившееся в 50-е гг. XVI в. и забытое в синодальную эпоху, было в 1918 г. восстановлено, а с 1946 г. стало торжественно совершаться во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.

Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним.

Святые Церкви — наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что «наши святые сродники» никогда не забывают своих потомков, совершающих «любовию их светлый праздник» ( , 495-496).

Впрочем, «в русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути» ( , ), и, внимательно всматриваясь в их подвиги и «взирая на кончину их жизни», стараемся, с помощью Божией, «подражать вере их» (Евр. 13:7), дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века.

От возникновения христианства до святительства митрополита Макария Московского (+1563)

История святости на Руси начинается, бесспорно, с проповеди святого апостола Андрея Первозванного (+ 62 или 70) 1 в пределах нынешнего нашего Отечества , в будущей Приазово-Черноморской Руси ( , 42; подробнее см.: , 133-142 и , т. 1, 11-54). Апостол Андрей обратил в христианство наших прямых предков, сарматов и тавро-скифов ( , 307; подробнее см.: , т. 1, 54-140), положив начало Церквам, которые не прекратили своего существования до Крещения Руси ( , 152). Эти Церкви (Скифская, Херсонская, Готская, Сурожская и другие), входившие в состав Константинопольской митрополии (а позднее и Патриархии) , и среди прочих народностей, принявших христианство, имели в своей ограде и славян ( , т. 1, 125-127). Крупнейшей из этих Церквей, явившейся по своей исторической преемственности и духовному воздействию праматерью Русской Церкви, была Церковь Херсонская.

Продолжателем дела апостола Андрея в Херсонесе стал священномученик Климент, апостол от 70-ти, ученик апостола Петра, третий епископ Римский. Будучи сосланным туда в 94 г. императором Траяном за обращение в христианство многих знатных римлян, святой Климент «нашел около 2 тысяч христиан среди многих общин и церквей Крыма как духовное наследие апостола Андрея» ( , 155-157; , 51). В Херсонесе святой Климент мученически скончался около 100 г. 6 во время гонения того же Траяна ( , т. 1, 110; , 51).

Почитание священномученика Климента в Херсонесе в II-IX вв. ( , 158) перешло в Х в. и в Киевскую Русь. Его мощи, чудесно уцелев, хранились в храме святых апостолов в Херсонесе. В 886 г. они были перенесены святым Кириллом, просветителем славян, в Рим; часть же их осталась на месте и позднее, при Крещении Руси, была положена равноапостольным Владимиром в Десятинной церкви в Киеве, где в скором времени появился придел святого Климента ( , 155,158; , 51; , т. 2, 50-51).

Из всех святых Херсонской Церкви наибольшего внимания заслуживают прибывшие в Крым в IV в. для утверждения и распространения христианства епископы, известные как «седмочисленные святители Херсонские»: Василий (+ 309), Ефрем (+ ок. 318), Евгений (+ 311), Елпидий (+ 311), Агафодор (+ 311), Еферий (+ ок. 324) и Капитон (+ после 325). Память их Церковь празднует в один день — 7 марта. Это первая соборная память святых, просиявших в землях нашего Отечества, и поэтому день их памяти можно считать прообразом общей церковной памяти Всех русских святых, появившейся только в ХVI столетии.

Из вселенских святых, ныне особо чтимых Русской Церковью и связанных своими подвигами с Церковью Херсонской, следует упомянуть о следующих:

Почти сразу же после Крещения Руси, в 988 г., новорожденная Церковь явила всему православному миру своих чад, прославившихся богоугодной жизнью, как своеобразный ответ на проповедь Евангелия на Руси . Первыми святыми, канонизированными Русской Церковью, были сыновья князя Владимира — страстотерпцы Борис и Глеб, претерпевшие мученическую кончину от своего брата Святополка в 1015 г. Всенародное почитание их, как бы «упреждая церковную канонизацию», началось сразу после их убиения ( , 40). Уже в 1020 г. были обретены их нетленные мощи и перенесены из Киева в Вышгород, где был в скором времени воздвигнут храм в их честь. После постройки храма возглавлявший в то время Русскую Церковь греческий Митрополит Иоанн I «с собором духовенства в присутствии великого князя (сына равноапостольного Владимира — Ярослава) и при стечении многочисленного народа торжественно освятил ее 24 июля, в день умерщвления Борисова, поставил в ней мощи новоявленных чудотворцев и установил ежегодно праздновать этот день в память их совокупно» ( , кн. 2, 54-55). Примерно в то же время, около 1020-1021 гг., тем же Митрополитом Иоанном I была написана служба мученикам Борису и Глебу, которая стала первым гимнографическим творением нашей отечественной церковной письменности ( , кн. 2, 58, 67; , 40).

Вторым святым, торжественно канонизированным Русской Церковью, стал преподобный Феодосий Киево-Печерский, скончавшийся в 1074 г. Уже в 1091 г. обретаются его мощи и переносятся в Успенскую церковь Печерского монастыря — начинается местное почитание святого. А в 1108 г., по просьбе великого князя Святополка, совершается его общецерковное прославление ( , 53).

Впрочем, еще до церковного прославления святых Бориса, Глеба и Феодосия на Руси особо чтили святых первомучеников Российских Феодора варяга и сына его Иоанна (+ 983), святую равноапостольную великую княгиню Ольгу (+ 969) и, немного позднее, святого крестителя Руси — великого князя Владимира (+ 1015).

О раннем почитании святых мучеников Феодора и Иоанна свидетельствует тот факт, что основанная в 989 г. и освященная в 996 г. известная Десятинная церковь была воздвигнута святым князем Владимиром именно на месте их убиения ( , кн. 2, 35; , 40). В Десятинную же церковь в 1007 г. были торжественно положены обретенные мощи княгини Ольги. Вероятно, что с того же времени было установлено праздновать память ее 11 июля — в день ее преставления; позднее была совершена и ее канонизация ( , кн. 2, 52-53).

Почитание равноапостольного князя Владимира в день его кончины, 15 июля, началось несомненно в первой четверти XI в., ибо похвальное «Слово» святителя Илариона в его честь, содержащее ряд молитвенных обращений к Владимиру, «естественно предполагает, что святость его была уже тогда признана Церковью» ( , кн. 2, 55). Общецерковное же почитание его, предположительно, началось вскоре после Невской битвы, одержанной над шведами в день памяти святого князя ( , 91). В том же XIII в., в некоторых рукописях, уже встречается служба святому Владимиру ( , кн. 2, 58 и 440).

Впоследствии, уже в XI-XII вв. Русская Церковь явила миру столько святых , что, пожалуй, к середине XII в. могла бы праздновать их общую память. Однако, несмотря на последующее увеличение почитавшихся святых в XIII-XV вв., до начала XVI столетия о таком празднике в Русской Церкви не могло идти речи по следующим причинам:

1. До середины XV в. Русская Церковь была только одной из митрополий Церкви Константинопольской, что, естественно, затрудняло решение ряда местных церковных вопросов, как то, например, прославление того или иного святого и установление ему празднования во всей Русской Церкви . Тем более предложение о ежегодном праздновании памяти Всех русских святых вряд ли бы нашло сочувствие у митрополитов-греков, возглавлявших Русскую Церковь до середины XIII в. А именно Киевским Митрополитам и принадлежало право торжественно устанавливать новые церковные праздники ( , 35).

2. Монголо-татарское иго, продолжавшееся на Руси около двух с половиной столетий, конечно же ставило перед нашей Церковью совсем иные задачи, далекие от творческого осознания русским народом основ национальной святости.

3. В самой Константинопольской Церкви праздник в честь Всех святых был установлен только в конце IX в. и в начале своего появления праздновался там с особой торжественностью. Русская же Церковь, воспринявшая после Крещения все основные праздники Церкви Константинопольской, также совершала и празднование в честь Всех святых, чего было вполне достаточно при наличии небольшого числа своих национальных святых: их память можно было совершить именно в этот день.

Некоторые изменения, впрочем, стали происходить после того, как в 1448 г. Русская Церковь стала автокефальной. Особое значение в историческом процессе установления дня памяти Всех русских святых принадлежит предстоятелям Новгородской кафедры Русской Церкви, многие из которых были прославлены позднее в святительском сане.

Великий Новгород, уже начиная со времени учреждения там архиерейской кафедры в 992 г., слыл крупнейшим центром духовного просвещения на Руси. Причем главной заботой новгородских владык (особенно начиная с XV в.) было собирание древних рукописей, преимущественно литургического плана, а также создание новых гимнографических памятников, посвященных сначала новгородским святым, а позднее и многим святым всей Русской земли ( , 31-33). Здесь особо следует выделить святителя Евфимия (+ 1458), святителя Иону (+ 1470) и святителя Геннадия (+ 1505).

Первый в 1439 г. установил празднование Новгородским святителям, а чуть позднее пригласил в Великий Новгород для составления служб и житий новоканонизированным святым известного духовного писателя того времени — афонского иеромонаха Пахомия Серба (Логофета), который трудился там и при святителе Ионе. И если главной заботой святителя Евфимия было прославление святых Новгородской земли, то его преемник, святитель Иона, прославлял уже «московских, киевских и восточных подвижников» и «при нем впервые на новгородской земле строится храм в честь преподобного Сергия, игумена Радонежского» ( , 91-92).

Также и святитель Геннадий, благодаря которому была собрана воедино первая славянская рукописная Библия, «был почитателем русских святых, например, святителя Алексия» и «по его благословению были написаны жития преподобного Савватия Соловецкого и блаженного Михаила Клопского» ( , 90-91).

Впрочем, первое официальное церковное установление дня памяти Всех русских святых связано с именем другого новгородского святителя — Макария , в 1542-1563 гг. возглавлявшего Русскую Православную Церковь.

От святительства митрополита Макария Московского (+1563) до Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

В 1528-1529 гг. племянник преподобного Иосифа Волоцкого, инок Досифей Топорков , работая над исправлением Синайского Патерика, в составленном им послесловии сокрушался, что, хотя Русская земля и имеет немало святых мужей и жен, достойных не меньшего почитания и прославления, чем восточные святые первых веков христианства, однако они «нашим небрежениием презираема и писанию не предаваема, еже некая и мы сами свемы» ( , 74; , 275). Досифей совершал свой труд по благословению новгородского архиепископа Макария, с именем которого, главным образом, и связано устранение того «небрежения» по отношению к памяти русских святых, ощущавшееся многими чадами Русской Церкви в конце XV — начале XVI столетий.

Главной заслугой святителя Макария стал его многолетний, кропотливый и неустанный труд по собиранию и систематизации всего агиографического, гимнографического и гомилетического наследия Православной Руси, известного к тому времени. Более 12 лет, с 1529 по 1541 гг., святитель Макарий и его помощники работали над составлением двенадцатитомного сборника, вошедшего в историю под названием Великие Макарьевские Четьи Минеи ( , 87-88; , 275-279). В этот сборник вошли жития многих русских святых, почитавшихся в разных уголках нашего государства, но не имевших общецерковного прославления. Выход в свет нового сборника, составленного по календарному принципу и содержащего жизнеописания многих русских подвижников благочестия, без сомнения, ускорил процесс подготовки первого в истории Русской Церкви прославления для повсеместного почитания целого сонма святых.

В 1547 и 1549 гг., став уже Первоиерархом Русской Церкви, святитель Макарий созывает в Москве Соборы, известные под именем Макарьевских, на которых решался только один вопрос: о прославлении русских святых. Во-первых, был решен вопрос о принципе канонизации на будущее время: установление памяти общечтимым святым отныне подлежало соборному суждению всей Церкви ( , 103). Но основным деянием Соборов стало торжественное прославление 30 (или 31)18 новых общецерковных и 9 местночтимых святых ( , 50).

На Соборе 1547 г.19 были канонизированы:

1) святитель Иона, митрополит Московский и всея Руси (+ 1461);
2) святитель Иоанн, архиепископ Новгородский (+ 1186);
3) преподобный Макарий Калязинский (+ 1483);
4) преподобный Пафнутий Боровский (+ 1477);
5) благоверный великий князь Александр Невский (+ 1263);
6) преподобный Никон Радонежский (+ 1426);
7) преподобный Павел Комельский, Обнорский (+ 1429);
8) преподобный Михаил Клопский (+ 1456);
9) преподобный Савва Сторожевский (+ 1406);
10-11) преподобные Зосима (+ 1478) и Савватий (+ 1435) Соловецкие;
12) преподобный Дионисий Глушицкий (+ 1437);
13) преподобный Александр Свирский (+ 1533).

Днем праздника сначала было установлено 17 июля, как ближайший день к памяти святого равноапостольного князя Владимира (15 июля). Однако позднее дата празднования памяти Всех русских святых несколько раз менялась. Она совершалась и в первое воскресенье по Ильине дне, и в один из седмичных дней перед Неделей всех святых .

В самое ближайшее время после Московских Макарьевских Соборов на Руси появилось «множество житий русским святым, или их новых редакций, служб, похвальных слов; начинают интенсивнее писаться иконы русским святым, строиться храмы в их честь, совершаются открытия мощей русских святых» ( , 279-289). Естественно, что установление праздника в честь всех русских святых потребовало и написания службы этого праздника. Эту нелегкую задачу выполнил инок Суздальского Спасо-Евфимиева монастыря Григорий, оставивший Русской Церкви «в общей сложности до 14 агиологических произведений как об отдельных святых, так и сводные работы обо всех русских святых» ( , 50-51,54).

О личности суздальского инока Григория сохранилось очень мало исторических сведений, причем весьма расходящихся друг с другом . В современной церковно-научной литературе считается, что родился он около 1500 г., агиологическую деятельность в Спасо-Евфимиевом монастыре начал около 1540 г., а в 1550 г. написал «Службу Всем русским святым» и «Похвальное слово» им ( , 54; , 297).

Служба «новым чудотворцам» Российским явилась «новым фактором в русской литургической письменности» и «древнейшим протографом всех более поздних редакций вплоть до «Службы Всем святым, в земле Российской просиявшим», составленной на Соборе 1917-1918 гг. и напечатанной Московской Патриархией в 1946 г. с необходимыми изменениями и дополнениями» ( , 228-229; 21, 54).

Списки службы и похвального слова Всем русским святым получили широкое распространение уже в XVI в. Однако в печатном виде опубликованы они были впервые только лишь в первой половине XVIII в. ( , 296). Вообще же, после большого духовного подъема в русском обществе, вызванного Московскими Соборами 1547 и 1549 гг., к концу XVI в. праздник Всех русских святых стал забываться и праздноваться только в отдельных уголках России. Эта печальная тенденция в XVII в. стала усиливаться, и в итоге на протяжении Синодального периода почитание праздника Всех русских святых в Русской Церкви было окончательно предано забвению и сохранялось только у старообрядцев ( , 50; , 296).

Для выяснения причин такого исторического нонсенса, вероятно, требуется специальное историко-богословское исследование.

Поместный Собор Русской Православной Церкви 1917-1918 гг.

События восстановления празднования дня памяти Всех русских святых исторически совпали с восстановлением Патриаршества в Русской Церкви.

В предсоборный период у Святейшего Синода не было намерения возобновить празднование, появившееся в далеком XVI в. 20 июля 1908 г. крестьянин Судогодского уезда Владимирской губернии Николай Осипович Газукин направил в Святейший Синод ходатайство об установлении ежегодного празднования «Всем святым Российским, с начала Руси прославленным» с просьбой «почтить этот день особо составленною церковною службою». Прошение вскоре было отклонено синодальным определением на том основании, что существующий праздник Всех святых включает в себя и память святых русских ( , 427).

Тем не менее на Поместном Соборе Русской Церкви 1917-1918 гг. праздник был восстановлен. Заслуга восстановления и последующего почитания дня памяти Всех русских святых главным образом принадлежит профессору Петроградского университета Борису Александровичу Тураеву и иеромонаху Владимирского Рождественского монастыря Афанасию (Сахарову) .

Одобренный отделом доклад Тураева 20 августа 1918 г. был рассмотрен Собором, и наконец, 26 августа, в день тезоименитства Святейшего Патриарха Тихона, было принято историческое постановление : «1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских. 2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста» ( , 427-428; , 7).

Собор постановил печатать исправленную и дополненную Службу инока Григория в конце Цветной Триоди. Однако спешно взявшиеся за этот труд Б.А.Тураев и иеромонах Афанасий вскоре пришли к выводу, что заимствовать из службы инока Григория можно лишь самую малую часть, тогда как все остальное необходимо составлять заново, «частью сложивши совершенно новые песнопения (это труд взял на себя главным образом Б.А.Тураев), частью выбравши наиболее характерное и лучшее из существующих богослужебных книг, по преимуществу из отдельных служб Русским святым (эту работу проделал иеромонах Афанасий)» ( , 7-8).

Инициаторам восстановления памяти Всех русских святых очень хотелось составленную ими службу «провести через Собор», который вот-вот должен был закрыться. Поэтому еще неполностью готовая, 8 сентября 1918 г., на предпоследнем заседании богослужебного отдела Поместного Собора, новая служба была рассмотрена, одобрена и передана на последующее утверждение Святейшему Патриарху и Священному Синоду ( , 9). 18 ноября, уже после закрытия Поместного Собора, Патриарх Тихон и Священный Синод благословили печатание новой Службы под наблюдением митрополита Владимирского и Шуйского Сергия (Страгородского), что и было осуществлено до конца 1918 г. в Москве с большими трудностями . Наконец 13 декабря того же года всем епархиальным архиереям был разослан указ о восстановлении дня памяти Всех русских святых, а 16 июня 1919 г. направлен и типографски отпечатанный текст службы с указанием совершать ее в ближайший воскресный день по получении ( , 428-429).

К несчастью, из-за событий революции 1917 г. восстановленный Собором праздник снова едва не был быстро забыт, как это уже случалось ранее. На этот раз это было связано главным образом с гонениями, воздвигнутыми на Русскую Церковь в XX в. К тому же 23 июля 1920 г. скончался Б.А.Тураев, очень желавший и далее трудиться над дополнением и исправлением спешно составленной службы ( , 9), а архимандрит Афанасий, по своему смирению, не решался один браться за такой ответственный труд.

Однако восстановленному празднику Промыслом Божиим не попущено было снова оказаться забытым. А воздвигнутые на Русскую Церковь гонения удивительным образом только помогли его повсеместному распространению.

От Поместного Собора Русской Православной Церкви 1917-1918 гг. до настоящего времени

Наконец, там же, в тюрьме, 10 ноября 1922 г., в день преставления святителя Димитрия Ростовского, списателя житий святых, в первый раз было совершено празднование Всем русским святым, не в воскресный день и по исправленной службе ( , 10).

1 марта 1923 г. в 121-й одиночной камере Таганской тюрьмы, где Владыка Афанасий ожидал ссылки в Зырянскую область, им было совершено освящение походного антиминса в честь Всех русских святых для своей келейной церкви ( , 68 и 75; , 10).

Вышеуказанные события еще более укрепили святителя Афанасия в мысли о том, что утвержденную Собором 1917-1918 гг. службу Всем русским святым необходимо дополнять и далее, «а вместе с тем явилась» мысль о желательности и необходимости установления и еще одного дня для общего празднования всех Русских святых, сверх установленного Собором» ( , 10). И действительно: праздник Всех русских святых по своему значению для Русской Церкви вполне заслуживает того, чтобы служба для него была насколько это возможно полной и праздничной, чего, согласно Церковному Уставу, невозможно достичь, если совершать ее только единожды в год и только в воскресный день — во 2-ю неделю по Пятидесятнице. Кроме того, в этот день во многих местах России совершаются празднования в честь местных святых; Русская обитель на Афоне и ее подворья совершают в этот день вместе со всем Афоном празднование Всем Афонским преподобным; наконец, в этот же день совершается память святых Болгарской Церкви и Церкви Чешских земель и Словакии, что ставит в затруднительное положение тех православных русских людей, которые Божиим Промыслом живут в этих славянских странах и ведут свою церковную жизнь в лоне братских Поместных Церквей. Соединить празднование Всех русских святых с вышеперечисленными местными празднованиями, которые не могут быть перенесены на другой день, по мысли Устава, никак нельзя. Поэтому «с неотложной необходимостью возникает вопрос об установлении второго, непереходящего праздника Всех русских святых, когда бы во всех русских храмах» могла бы быть совершаема только одна полная праздничная служба, не стесняемая никакой другой» ( , 11 и 17).

Временем совершения второго празднования Всех русских святых святителем Афанасием было предложено 29 июля — следующий день после памяти святого равноапостольного великого князя Владимира, Крестителя Руси. В таком случае «праздник нашего равноапостола будет как бы предпразднством к празднику Всех святых, процветших в той земле, в которую он всеял спасительные семена веры Православной» ( , 12). Святитель Афанасий предложил также на следующий день после праздника вспомнать «многоименный сонм хотя и не прославленных еще к церковному чествованию, но великих и дивных подвижников благочестия и праведников, а также строителей Святой Руси и разнообразных деятелей церковных и государственных» , чтобы, таким образом, второе празднование Всем русским святым торжественно совершалось во всей Русской Церкви в течение трех дней ( , 12).

Несмотря на такие грандиозные замыслы святителя-песнотворца в отношении почитаемого им праздника, до 1946 г. Русская Церковь не имела возможности не только совершать торжество своих святых дважды в год, но и вообще не могла чествовать эту память повсеместно. Печатная Патриархийная служба 1918 г. «разошлась по рукам участников Собора… и не получила широкого распространения», сделавшись в короткое время редкостью, а «рукописные списки (с нее) были в очень немногих церквах», а остальные вообще ее не имели ( , 86). И только в 1946 г. вышла в свет «Служба Всем святым, в земле Российской просиявшим», изданная Московской Патриархией, после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых в нашей Церкви.

Тем не менее после выхода в печать службы праздника, работа над ее исправлением и дополнением не закончилась. Автор большинства песнопений, святитель Афанасий, продолжал трудиться над службой до своей блаженной кончины, последовавшей в 1962 г.

Сегодня праздник Всех святых, в земле Российской просиявших, в Русской Церкви является одним из наиболее торжественных дней всего церковного года . Однако думается, что служба праздника могла бы еще быть дополнена. Святитель Афанасий в свое время предлагал обогатить ее тремя особо составленными канонами: «1) для молебна на тему: чудом Божиим и подвигами святых строилась Святая Русь, 2) Богородице для утрени на тему: Покров Богоматери над Русской землей и 3) особого канона для панихиды по подвижникам благочестия, совершаемый в самый праздник после вечерни, накануне поминовения их» ( , 15).

Главным же неисполненным желанием святителя Афанасия относительно службы Всех русских святых до сих пор остается отсутствие в ней особого «Слова похвального на память Всех святых, в земле Русской просиявших». В 1955 г. Владыка Афанасий так писал об этом своему другу — архимандриту Сергию (Голубцову) , преподавателю Московской Духовной Академии: «…Я давно пришел к мысли, что…(в) нашей службе должно быть обязательным чтение «Слова похвального на Собор всех русских святых», в котором были бы воспомянуты по именам все русские святые (за исключением Печерских, из которых должны быть воспомянуты более известные). При этом похвала каждому святому из одной, двух, не более трех фраз должна быть не столько плодом ораторского таланта составителя. Эти похвалы должны быть сложены из характеристик наших святых, выбранных из летописных отзывов о них, из древних житий и других памятников. Похвалы должны быть составлены по возможности из точных выражений памятников. «Слово похвальное» должно быть не сочинено, а составлено. Не найдется ли среди студентов нашей академии талантливый и благоговейный проповедник (а вместе и историк), который бы в качестве кандидатского сочинения взял тему: «Слово похвальное на Собор всех святых, в земле Русской просиявших»? Если бы мою мысль оказалось возможно осуществить, я со своей стороны дал бы еще некоторые советы и указания» ( , 50-51). Это «Слово» святитель Афанасий полагал уместным читать на пять статий (частей) в разных местах службы: перед шестопсалмием, после седальнов по 1-м и 2-м стихословии, после седальна по полиелее и по 3-й песне канона ( , 108, 110-111, 115, 124). По 6-й песне канона Владыка надеялся впоследствии читать за службой синаксарий «об установлении и значении сего праздника» ( , 15 и 133). В современном варианте службы (см.: , май, ч. 3, 308-352; , 495-549) эти чтения отсутствуют.

Впрочем, несмотря на это, службу Всем русским святым в ее современном состоянии следует признать одним из самых значительных явлений в истории русской церковной гимнографии, потому как она имеет много очевидных достоинств. Во-первых, в службе подвиг русских святых выявлен во всей возможной полноте и показан с различных сторон . Во-вторых, по своему музыкальному содержанию (использование всех восьми гласов, многих подобнов, в том числе очень редких и т. д.) служба превосходит даже многие двунадесятые праздники.

В-третьих, содержащиеся в службе литургические новации не кажутся какими-то лишними и надуманными, а, напротив, придают ей сдержанный колорит и внутреннюю цельность, без чего служба была бы явно неполной и казалась бы не такой праздничной, какой она является сейчас. Наконец, каждое песнопение службы содержит главное: искреннюю любовь и неподдельное благоговение авторов ее к прославляемым в ней святым, а это — главное не только в гимнографии, но и вообще в служении Церкви Христовой, без которого человеческая жизнь теряет всякий смысл.

Следует также напомнить пожелание святителя Афанасия совершать празднование Всем русским святым хотя бы дважды в год, что он сам неукоснительно делал до конца своей жизни ( , 137-138). Действительно, такой Праздник вполне заслуживает того, чтобы Русская Церковь совершала его не только во 2-ю Неделю по Пятидесятнице, но и еще в какой-либо специально выбранный день . Здесь также, на наш взгляд, стоит воспользоваться пожеланиями святителя-песнотворца, и второй раз празднование Всем русским святым править в течение трех дней: 15 июля (день памяти святого равноапостольного князя Владимира как предпразднство), 16 июля (сам праздник) и 17 июля (отдание праздника и поминовение непрославленных подвижников благочестия и церковных и государственных деятелей России). Тем более, в эти дни Церковь не совершает празднования великим святым, и службы рядовых святых могут быть совершены на повечерии.

Подводя итог нашей работе, хочется привести слова русского агиолога XX в. Георгия Федотова: «Всякая святость во всех ее многообразных явлениях в истории у всех народов выражает последование Христу» После всех колебаний, преодолевая все соблазны национальной гордости, решаемся сказать, что в древнерусской святости евангельский образ Христа сияет ярче, чем где бы то ни было в истории» Первое и последнее впечатление, которое остается при изучении этой святости, — ее светлая мерность, отсутствие радикализма, крайних и резких отклонений от завещанного древностью христианского идеала» ( , 234, 236). На наш взгляд, служба Всем святым, в земле Российской просиявшим, сполна подтверждает эту мысль. Хотя, возможно, впоследствии в ней появятся новые возвышенные и полные любви гимны в честь наших святых сродников, которые лишь еще яснее донесут будущим поколениям русских людей чувство благоговейной признательности нашим святым. И поэтому верим, что праздник сей никогда более не будет забыт русским народом и будет ежегодно торжественно совершаться в Русской Церкви до скончания века, поскольку святые Церкви, по слову Спасителя, являются светом для всего мира, и этот свет светит везде и всем, ибо Источник его — Сам Бог (Мф. 5:14-16).

Примечания:

1) Разные источники предлагают разную датировку (ср., например, , 143 и , т. 1, 368).

2) Кроме апостола Андрея на территории будущей Руси проповедывали апостолы Варфоломей и Фаддей (в Армении) и Симон Зилот (в Грузии) ( , 153-154).

3) Непосредственными помощниками апостола Андрея были апостолы от 70-ти: Стахий, Амплий, Урван, Наркисс, Апеллий и Аристовул ( , 144).

4) О подробной истории этих Церквей см. , т. 1, 107,112-113,122-123.

5) По другим сведениям в 99 г. ( , 157).

6) По другим сведениям в 101-102 гг. ( , 157).

8) Более полный список святых, подвизавшихся или скончавшихся на территории нашего будущего Отечества, см.: , 307-309 и , кн. 1, 368-369.

9) См. молитву на литии из службы праздника ( , 551-554).

10) См. тропарь праздника.

11) Подробнее об этом храме см.: , кн. 2, 35-37.

День всех святых, в земле Российской просиявших - праздник Русской Православной церкви, совершается во 2-ю Неделю по Пятидесятнице , т.е. во второе вокресенье после Троицы. Праздник появился в средине XVI веке, при митрополите Макарии, в период неурегулированного канонического статуса Московской Церкви. Вследствие реформ Никона, был оставлен.
Восстановлен 26 августа 1918 года решением Поместного Собора Российской Церкви 1917-1918 годов:
1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех святых русских.
2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста.
Инициатором восстановления праздника был профессор Петроградского университета Борис Александрович Тураев. Он же был соавтором (вместе с иеромонахом Афанасием (Сахаровым) первой редакции Службы праздника (1918 год).
В 1946 году вышла в свет Служба Всем святым, в земли Российской просиявшим, изданная Московской Патриархией, и отредактированная епископом Афанасием (Сахаровым), после чего началось повсеместное празднование памяти Всех русских святых во 2-ю Неделю по Пятидесятнице.
Центральным моментом праздника является, конечно же, прославление Церковью святых, просиявших своими добродетелями в нашем Отечестве, и молитвенное обращение к ним. Святые Церкви - наши помощники и предстатели перед Богом на протяжении всей нашей земной жизни, поэтому частое обращение к ним есть естественная потребность всякого христианина; тем более, обращаясь к русским святым, мы имеем еще большее дерзновение, так как верим, что "наши святые сродники" никогда не забывают своих потомков, совершающих "любовию их светлый праздник". Впрочем, "в русских святых мы чтим не только небесных покровителей святой и грешной России: в них мы ищем откровения нашего собственного духовного пути" и, внимательно всматриваясь в их подвиги и "взирая на кончину их жизни", стараемся, с помощью Божией, "подражать вере их" (Евр. 13:7), дабы Господь и впредь не оставлял бы землю нашу Своей благодатью и являл бы в Русской Церкви святых Своих до скончания века.

Тропарь, глас 8:

Якоже плод красный Твоего спасительнаго сеяния, / земля Российская приносит Ти, Господи, / и вся святыя в той просиявшия. / Тех молитвами в мире глубоце / церковь и страну нашу Богородицею соблюди, Многомилостиве.

Величание:

Ублажаем вас, / чудотворцы наши славнии,/ землю Русскую добродетельми вашими озарившии / и образ спасения нам / светоявленно показавшии.

(ru.wikipedia.org; days.pravoslavie.ru; иллюстрации - www.vologda-oblast.ru; www.drevglas.orthodoxy.ru; www.uikovcheg.narod.ru; pravoslavie.dubna.ru; ricolor.org; www.fotoregion.ru; www.ar-fund.ru; www.tmt.ru; www.rusdm.ru).

Храм Всех святых, в земле Российской просиявших. г.Дубна Московской обл.

Интерактивный список. Начните вводить искомое слово.

ПРОРОК

А, м.

По воззрениям различных религий - провозвестник и истолкователь воли бога.

Как труп в пустыне я лежал, И бога глас ко мне воззвал: - Восстань, пророк, и виждь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей. Пушкин, Пророк.

С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка, В очах людей читаю я Страницы злобы и порока. Лермонтов, Пророк.

Предсказатель будущего.

Я не пророк, но заранее знаю, о чем будет речь. Чехов, Скучная история.

То кричит пророк победы: - Пусть сильнее грянет буря! М. Горький, Песня о Буревестнике.

Что такое ПРОРОК , ПРОРОК это, значение слова ПРОРОК , происхождение (этимология) ПРОРОК , синонимы к ПРОРОК , парадигма (формы слова) ПРОРОК в других словарях

Парадигма, формы слова ПРОРОК - Полная акцентуированная парадигма по А. А. Зализняку

+ ПРОРОК - Т.Ф. Ефремова Новый словарь русского языка. Толково- словообразовательный

что такое ПРОРОК

пророк

проро ́к

м.

а) Провозвестник и истолкователь воли Бога, богов (по воззрениям различных религий).

б) перен. Тот, кто имеет непререкаемый авторитет в чем-л.

2) Предсказатель будущего.

+ ПРОРОК - С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова Толковый словарь русского языка

что такое ПРОРОК

пророк

ПРОРО́К, -а, м.

1. В религии: избранник Бога на земле, открывающий его волю и смысл истории прошедшее, настоящее и будущее. Книги ~ов (излагаемые в Библии). П. Илья. П. Иоанн Предтеча (торжественно провозгласивший пришествие Иисуса Христа).

2. перен. Тот, кто пророчит, предсказывает что-н.

Нет ~а в своём отечестве (книжн. ) о верных суждениях, уме, к-рые у себя, среди своих часто оказываются не оценены по евангельскому сказанию, передающему слова Иисуса Христа о том, что не почитать ~а могут разве что только в своём доме или в своём отечестве.

| ж. пророчица , -ы (устар. и ко 2 знач. ирон. ).

| прил. пророческий , -ая, -ое.

Этимология ПРОРОК - Этимологический словарь русского языка. Фасмер Макс

Людей всегда интересовала духовная сторона жизни. Еще с древних времен пришло осознание, что не может быть все так бессмысленно. Вот именно в поисках сути человечество пришло отчасти к религии, философии и атеизму. Если последние категории больше направлены на понимание роли человека, то первая - на взаимоотношения с высшим началом.

Как же понять Бога, если его никто не видел? Для этого существуют пророки. или посредники, способные слышать и передавать волю Господа простым людям.

Пророки в разных религиях

Прорицатель, истолкователь, «говорящий вперед». Эти синонимы показывают, как люди понимали термин «пророк». Это определение слова, но не его глубинный смысл.
Подобные люди известны во всех религиях Ближнего и В некоторых верах был только один подобный человек (зороастризм - Затаруштра), в других - много. Но наиболее точно определяет задачу

В Коране говорится, что такие люди посылаются на Землю, чтобы вернуть человечество к единобожию.

Элийяху (Илия)

Один из самых известных пророков Израиля, который жил в девятом веке до нашей эры. Он родился и вырос в городке Фисвы. В переводе с иврита его имя означает «мой Бог». В русскоязычной имя читается «Илья» (Илия).

Как поборник истинной веры, Элийяху противостоял царю Ахаву и царице Иезавель, которые решили вернуть в Израиль культ Баала и Астарты.

В процессе борьбы с правителями он показал несколько чудес. Например, прекратил на некоторое время дожди, а после по его слову пошел ливень. Наводил голод и спускал огонь с небес на землю. Также считается, что его кормили птицы и ангелы. За свои заслуги Илия был взят живым на небо. Именно такой пример добродетели и защиты веры иллюстрирует, что такое «пророк».

Его чтят не только в христианстве. В иудаизме считают, что он должен помазать мессию, в исламе Илию знают, как Ильяса.

Даже в православии он знаменит своей огненной колесницей, единственным атрибутом, который повторяется во всех религиях.

Иисус Навин

Если досконально изучить источники по поводу термина «пророк», анализ даст неожиданные результаты. Подобные люди не всегда были мирными, а зачастую, судя по Библии, очень даже воинственными.

Иисус, сын Нава, изначально названный Осия, свое имя получил от Моисея. Они вместе вышли из египетского рабства, и вскоре он уже командовал отрядом евреев.
Впоследствии Навин становится прямым преемником Моисея и возглавляет экспансию израильтян на Святую землю.

Первым делом, при помощи ангелов, он сравнивает с землей Иерихон. Этот город славился своими неприступными стенами, однако благодаря определенному ритуалу они превратились в прах.

За время завоеваний он истребляет под корень население захваченных городов.
Он подчинил народу Израилевому всю землю от Газы до Гаваона и призывал поклоняться только Господу, а не разным богам, как в Египте.

Таким образом, мы немного разобрались с понятием пророк - кто это, чем занимались подобные деятели, судя по христианской и иудейской традициям. Теперь давайте посмотрим, что по этому поводу думают мусульмане.

Виды пророков в исламе

Эта религия в текстах священных книг и комментариях к ним уделяет особое внимание пророкам. Упоминается о двадцати восьми из них. Согласно Корану, эту категорию людей выделяет наличие пяти качеств одновременно.

Во-первых, они всегда честны, даже если что-то угрожает их жизни.

Следующая особенность - верность и приверженность понятиям чести. То есть они не подведут своих последователей.

Пророк - это человек, который мудрее и понятливей остальных и превосходит их во всем.

Четвертый принцип. Они передают слова Аллаха, невзирая на трудности, такие как неверие, агрессия и прочие.

Последнее качество. Эти посланники всегда безгрешны как в поступках, так и в мыслях.

Итак, мы разобрались, что такое пророк в исламе. Давайте теперь посмотрим, на какие категории их делят мусульманские богословы.

Во-первых, это «наби», собственно прямой перевод слова «пророк» на арабский язык. Эти люди отвечают пяти качествам, приведенным выше, но не получают от Аллаха послания для всех. Только руководства в плане личных действий. Они доносят до людей в следующих поколениях то, что получил «расуль».

Идрис

Согласно исследователям Святых писаний, его отождествляют с Енохом. Это потомок третьего сына Адама и Евы Сифа. По версии Корана, он прожил около 350 лет, по Библии - 365.

Считается, что Идрис передал людям знания об алфавите, астрономии, научил делать одежду. Кроме этого, за заслуги он был взят на небо живым.

В хадисе сказано, что во время своего мираджа Мухаммед его встретил на четвертом небе. Говорят, что он вместе с Элийяху появится перед Вторым пришествием.

Нух

Наверное, самый известный пророк - это Ной или Нух в арабской традиции. С его именем знакомы даже самые отъявленные атеисты. Еще бы, судя по Святым Писаниям, именно он соорудил ковчег и спас представителей человечества, а также по паре каждого вида животных. То есть, получается, мы ему обязаны своим существованием. Давайте посмотрим, что сказано об этом в исламе.

Мусульмане считают Ноя именно посланником, получавшим наставления непосредственно от Аллаха и передававшим их людям. Судя по Корану, Нух в пятьдесят лет отправляется к «неверным», чтобы направить их на истинный путь. Но все его попытки оказались неудачными. Даже его сын отвернулся и присоединился к язычникам.

Тогда пророк просит Аллаха наслать на обидчиков беды, в ответ над полями неверных перестают идти дожди. Но это не помогло. Тогда Нух молит об уничтожении всех неверных. К нему приходит ангел с вестью, что его просьба услышана. Необходимо посадить финиковые косточки и начать строить ковчег. Когда эти деревья принесут плоды, будет великий потоп. Спасутся только те, кто на корабле.

После катастрофы выжили около 80 человек и много разных птиц и зверей. Часто Нуха называют «вторым Адамом». Считается, что современные расы произошли от его сыновей.

Ибрахим

На Ближнем Востоке самый почитаемый пророк - это Авраам, или Ибрахим. Он называется родоначальником евреев и арабов. От его сына Исмаила произошли арабы, а от Ицхака - израильтяне.

Ибрахим признается расулем и первым человеком, который начал проповедовать единобожие. В айятах Корана сказано, что он разочаровался в представителях своего народа, поклонявшихся идолам, и начал призывать их сменить веру. За порчу храма Авраама хотели сжечь, но ангелы перенесли его с родственником Лутом в Палестину.

Здесь Ибрахим строит Каабу, от бесплодной жены, благодаря молитвам, у него появляется сын. Он проходит испытание веры, когда Аллах попросил принести в жертву своего ребенка.

В принципе, мусульмане считают этого пророка ханифом. Это слово означает, что он был добропорядочным и правоверным, но не проповедовал ислам, так как этой религии тогда еще не было.

Юсуф

Согласно Писаниям, этот человек обладал очень красивой внешностью и даром правильно толковать сны. За эти достоинства его возненавидели старшие братья и бросили в колодец, чтобы караванщики нашли его и продали в рабство.

Отцу же, Якубу, сказали, что младшего сына растерзал волк. Но пророк Юсуф смог не только выжить, но и значительно преуспеть. Сначала он стал любимцем всех столичных египтянок, но из-за отказа разделить ложе с женой фараона попал в темницу. Выпустили его оттуда только после того, как он верно истолковал сон фараону и спас египетский народ от голода.

Впоследствии пророк Юсуф становится государственным чиновником, хранителем продовольствия и забирает родню к себе из голодной Палестины.

Мухаммед

Без сомнения, пророк Мухаммед - самый почитаемый исторический деятель во всем Он считается посланником, и после упоминания его имени правоверные мусульмане всегда прибавляют «мир ему и благословение от Аллаха». Судя по данным исследований, этот человек прожил всего шестьдесят один год, но то наследие, которое осталось в веках, играет до сих пор важную роль.

Шариат (религиозные и который принес пророк Мухаммед людям, в исламе считается единственно верным. Арабские ученые говорят, что каждый посланник Бога приходил на землю с укладом правил для своей эпохи, так вот Магомет был последним из череды пророков. Следующее явление будет означать начало Судного дня.

Таким образом, в этой статье мы с вами разобрались, кто такие пророки, и познакомились с некоторыми из них.

Удачи вам, дорогие читатели!

Слово «пророк» на арабском звучит так «ан-набию». Это слово произведено от слова «наба», что означает «весть, сведение, сообщение, рассказ». Пророка называют на арабском именно так, потому что пророк рассказывает о Всевышнем.

В религиозной терминологии пророк – это человек, не имеющий ни во внешности, ни в характере ничего отвратительного или отталкивающего, которому снизошло откровение в виде законов, и эти законы он обязан соблюдать. А если пророку было повеление от Всевышнего не только самому исполнять веления Всевышнего, но и донести их до людей, то он является ещё и посланником (расул). Таким образом выходит, что каждый посланник был одновременно и пророком, но не каждый пророк являлся посланником.

Посланничество (ар-рисаля) достойнее и величественнее пророчества, поскольку оно объединяет в себе и Всевышнего и людей, ведь посланник имеет знания об Аллахе, поклоняется ему и в то же время наставляет и остальных людей. Посланниками из пророков считаются те, к которым Аллах обратился со следующими словами: «Я послал тебя…» или «Доведи до людей от Меня…». Достичь степени пророчества посредством какой-нибудь подготовки или усердного поклонения НЕВОЗМОЖНО! Пророчество есть милость Всевышнего, которой он наделяет лишь избранных Своих рабов. Пророчество невозможно заработать или удостоиться посредством занятия каким-либо видом поклонения, как, например, уединением от людей ради поклонения Аллаху, употреблением лишь дозволенного (халяль).

Пророчество – это избрание Всевышним Своего раба для наделения его слушанием откровения с канонами или какими-нибудь нормами, будь повеление от Аллаха на их распространение или нет. Если такое повеление будет, то это ещё и посланничество. Посылание к человечеству пророков – это милость от Всевышнего, а не необходимость, которая обязательно должна была быть выполнена Аллахом, как утверждали древние философы и некоторые заблудшие течения и секты в Исламе наподобие мутазилитов. Аллах – Творец всего и вся, Он никому и ничему ничего не обязан и не нуждается ни в ком и ни в чём, тогда как всё живое и неживое нуждается в Нём!

Аллах в Коране упомянул имена 25 пророков, и каждый мусульманин обязан знать их поимённо и быть убеждённым в их пророчестве. Мусульманину непозволительно не знать о том, что кто-то из них был пророком. Их имена: Адам, Идрис, Нух, Худ, Салих, Ибрахим, Лют, Исмаил, Исхак, Якуб, Юсуф, Шуайб, Аюб, Зуль-Кифли, Муса, Харун, Сулайман, Давуд, Ильяс, Альяса, Юнус, Закария, Яхья, Иса и Мухаммад , мир им всем и благословение Всевышнего!

Относительно Люкмана, Узайра, Зуль-Карнайна среди богословов имеются различные мнения: одни говорят, что они тоже были пророками, другие говорят – праведниками. Однако тех, которые считают их пророками, большинство. Относительно Пророка Хизри (мир ему) учёные разделились на три мнения: одни говорят, что он был посланником, вторые – пророком, а третьи – праведником. Однако более весомым мнением считается, что он был пророком. Тот, кто, узнав о пророчестве упомянутых в Коране пророков, будет отрицать хоть одного из них, впадает в неверие (куфр).

Помимо вышеупомянутых пророков были и другие пророки и посланники, о которых подробно или даже вкратце не повествуется в Коране, а просто сказано, что Аллах отправлял пророков.

Мы обязаны верить не только в существование пророков, но и во всё то, с чем они пришли, о чём они поведали нам. В число того, что они поведали нам, входят священные писания, существование ангелов и т. п.

И мы должны быть твёрдо убеждёнными в том, что Аллах отправил много пророков и посланников – к каждому народу и к каждой общине, в разных местностях и в разные времена. Об этом говорится в следующем аяте Корана (смысл): «Я отправлял посланников и до тебя, о Мухаммад, о которых Я рассказал тебе и о которых не рассказал. Муса беседовал с Аллахом без посредников. Посланников отправлял Я, которые доносили от Меня благую весть о награде тем, кто уверует, и вещали о наказании тем, кто не уверует. Я посылал пророков, чтобы у людей не осталось никаких причин (для отговорок) и оправданий. Чтобы они не сказали на Том свете : «Господь наш, вот если бы ты отправил к нам посланника от Себя, мы бы последовали за ним и непременно были бы из числа уверовавших в Тебя ». Аллах Великий и Мудрый» (сура «Ан-Ниса», аяты 164–165).

وَرُسُلًا قَدْ قَصَصْنَاهُمْ عَلَيْكَ مِنْ قَبْلُ وَرُسُلًا لَمْ نَقْصُصْهُمْ عَلَيْكَ وَكَلَّمَ اللَّهُ مُوسَى تَكْلِيمًا. رُسُلًا مُبَشِّرِينَ وَمُنْذِرِينَ لِئَلَّا يَكُونَ لِلنَّاسِ عَلَى اللَّهِ حُجَّةٌ بَعْدَ الرُّسُلِ وَكَانَ اللَّهُ عَزِيزًا حَكِيمًا

В другом аяте говорится (смысл): «Воистину Мы послали тебя, Мухаммад, с наставлением в роли вещающего о благом для тех, кто примет наставление, и о плохом для тех, кто его не примет. И не было ни одной общины, к которой не был послан пророк » (сура «Фатыр», аят 24).

إِنَّا أَرْسَلْنَاكَ بِالْحَقِّ بَشِيرًا وَنَذِيرًا وَإِنْ مِنْ أُمَّةٍ إِلَّا خَلَا فِيهَا نَذِيرٌ

В ещё одном аяте, обращаясь к нашему Пророку (мир ему и благословение), Аллах сказал (смысл): «Твой Господь не губил ни один народ, прежде не отправив к ним посланника, который довёл до них Мою религию. И Мы уничтожили лишь те народы, которые оболгали пророков и не уверовали в Меня » (сура «Аль-Касас», аят 59).

وَمَا كَانَ رَبُّكَ مُهْلِكَ الْقُرَى حَتَّى يَبْعَثَ فِي أُمِّهَا رَسُولًا يَتْلُو عَلَيْهِمْ آيَاتِنَا وَمَا كُنَّا مُهْلِكِي الْقُرَى إِلَّا وَأَهْلُهَا ظَالِمُونَ

Относительно общего количества посланных Аллахом пророков и посланников среди учёных есть два мнения. Согласно одному из них, всего было 8 тысяч пророков, из которых 4 тысячи было послано к израильтянам, а остальные 4 тысячи – ко всем остальным. Однако более весомым и достоверным является мнение, что пророков было 124 тысячи, из которых 313 были ещё и посланниками.

Пророчество или посланничество было предоставлено лишь человеческому роду. Пророком или посланником не могут быть ни джинны , ни ангелы. И эту истину не опровергают следующие слова Всевышнего (смысл): «Джинны и люди, разве не приходили к вам посланники от вас самих же, которые читали вам Мои заповеди и увещевали о наступлении Судного дня? » (сура «Аль-Анам», аят 130).

يَا مَعْشَرَ الْجِنِّ وَالْإِنْسِ أَلَمْ يَأْتِكُمْ رُسُلٌ مِنْكُمْ يَقُصُّونَ عَلَيْكُمْ آيَاتِي وَيُنْذِرُونَكُمْ لِقَاءَ يَوْمِكُمْ هَذَا

Потому что под словами «от вас самих же» имеются в виду только люди, т. е. Аллах с упрёком спросит в день Великого Суда джиннов и людей: разве Я не посылал к вам Своих посланников из числа людей?!

Тому, что посланниками могут быть лишь люди, не противоречит и следующий аят: «Аллах посылает посланников из ангелов и из людей. Воистину Аллах – всеслышащий и всевидящий » (сура «Аль-хадж», аят 75).

اللَّهُ يَصْطَفِي مِنَ الْمَلَائِكَةِ رُسُلًا وَمِنَ النَّاسِ إِنَّ اللَّهَ سَمِيعٌ بَصِيرٌ

Потому что под словами «посылает посланников из ангелов» подразумевается то, что Аллах отправляет посланников из ангелов для того, чтобы донести до посланников-людей религию, а не как посланников для распространения религии среди людей или джиннов.

Это подтверждает следующий аят Корана (смысл): «Язычники сказали: почему же в подтверждение слов Мухаммада не был ниспослан ангел? Вот если бы Мы отправили к ним ангела и они отказались бы от веры, то Мы бы их уничтожили подобно предыдущим не уверовавшим народам » (сура «Аль-Анам», аят 8).

وَقَالُوا لَوْلَا أُنْزِلَ عَلَيْهِ مَلَكٌ وَلَوْ أَنْزَلْنَا مَلَكًا لَقُضِيَ الْأَمْرُ ثُمَّ لَا يُنْظَرُونَ

Т. е. Аллах не отправил ни одного ангела в роли посланника к людям для обучения их религии, а отправлял лишь людей. Это утверждение подкрепляется и следующим аятом, в котором Аллах, обращаясь к Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), говорит (смысл): «Скажи язычникам, о Мухаммад, что если бы на земле вместо людей жили ангелы, то Мы бы отправили к ним посланника в лице ангела, а не человека, чтобы им было легче общаться между собой и понимать друг друга » (сура «Аль-Исра», аят 95).

قُلْ لَوْ كَانَ فِي الْأَرْضِ مَلَائِكَةٌ يَمْشُونَ مُطْمَئِنِّينَ لَنَزَّلْنَا عَلَيْهِمْ مِنَ السَّمَاءِ مَلَكًا رَسُولًا

Пророки обладали такими качествами, как честность и непогрешимость. Непогрешимость есть сохранность от запретного, даже просто порицаемого (макрух, хиляфуль-авля), будь то внешне или тайно, в сердце. Пророки сохранены от совершения запретного не только во взрослый период жизни, но и в юности и детстве. Они сохранены от совершения внешних, видимых грехов, например от прелюбодеяния, распития алкогольных напитков, лжи… А также сохранены от тайных грехов (в сердце) – от зависти, гордости, совершения чего-либо не ради Аллаха, а напоказ… Все их дела и мысли ограничиваются совершением обязательного или желательного. Порой пророки и посланники совершают нежелательные поступки, причём не из-за собственного желания, а чтобы показать тем самым, что это не запрещено, как, например, пить воду стоя.

Что касается совершения пророками запретного, то, по единогласному мнению всех богословов (иджма), такого не может быть! Здесь, разумеется, у тех, кто знает историю Пророка Юсуфа (мир ему), может возникнуть вопрос: а как же греховные поступки братьев Пророка Юсуфа (мир ему), ведь они тоже были пророками? На этот вопрос мы ответим следующим образом. В первую очередь хочется обратить внимание на то, что братья Юсуфа, по мнению одних богословов, не были пророками, а по мнению других – были ими. Если судить об их поступках, руководствуясь мнением тех богословов, которые утверждают, что они не были пророками, то никакого объяснения и не требуется, потому что обычные люди не сохранены от запретного. А если брать во внимание мнение тех богословов, которые утверждают, что братья Юсуфа (мир ему) тоже были пророками, объяснение совершения ими запретных поступков будет следующим. Они не были посланниками, которые обучали людей их религии, а были всего лишь пророками. А пророкам разрешено поступать согласно действительности, поступать правильно и хорошо, полагаясь на сокровенные, тайные знания, которым Всевышний обучил их. Здесь аналогия с поступками Пророка Хизри (мир ему), который сделал пробоину в лодке, принадлежавшей одной бедной семье, а также лишил жизни одного мальчика. Эти поступки лишь внешне кажутся запретными, потому что Хизри (мир ему), будучи пророком, обладал тайными знаниями. Так, например, лодку он испортил для того, чтобы её у той семьи не забрал правитель, который конфисковал все добротные корабли и лодки для их использования в войне. Сделав брешь в лодке, он сохранил имущество той семьи. А причиной убийства им мальчика было то, что, во-первых, на сердце этого юнца была печать неверия, т. е. он бы не уверовал, а кроме того, чуть повзрослев, он убил бы собственных родителей и попал бы в загробной жизни в ад. Лишив жизни этого мальчика, Пророк Хизри (мир ему) сохранил жизнь его родителям и спас этого мальчика от вечных адских мук, обеспечив ему дорогу в Рай, потому что дети, которые покинули сей свет, не достигнув совершеннолетия, по нормам Ислама попадают в Рай.

Таким образом, совершённое тем или иным пророком запретное дело в отношении их лишь внешне, на первый взгляд, кажется запретным и греховным, тогда как на самом деле, в действительности, в их поступках есть только благо и польза. Точно так же и братьям Юсуфа (мир им всем) Всевышний ниспослал откровение, что их брат, Пророк Юсуф (мир ему), завладеет Египтом. Таким образом, получается, что они были обязаны поступить так (потому что им снизошло откровение от Аллаха с повелением), хотя внешне это выглядело и запретным. Тот факт, что и Пророк Хизри (мир ему), и братья Юсуфа (мир ему), и другие пророки (мир им всем) совершали «греховные» поступки по повелению Всевышнего, подтверждает слова Пророка Хизри (мир ему), которые приводятся Самим Аллахом в Коране (смысл): «Я не совершил всё это (пробоину в корабле, лишение жизни мальчика…) по своей воле, напротив, я поступил так по повелению Всевышнего » (сура «Аль-Кахф», аят 82).

وَمَا فَعَلْتُهُ عَنْ أَمْرِي

Поэтому если кто-то из пророков совершил нечто, на первый взгляд кажущееся запретным, то это по воле Аллаха. Нельзя говорить, что такой-то пророк согрешил, а можно лишь сказать: совершил то-то и то-то или совершил «ошибку», да и то лишь в целях разъяснения, поскольку во всём, что они делали, была своя мудрость и повеление Всевышнего.

В пользу честности и непогрешимости пророков служит логический довод. А именно то, что если бы они грешили или совершали порицаемые поступки, то и для нас подобное считалось бы либо предписанием, либо желательным поступком. Ибо Всевышний повелел нам следовать за их словами, действиями и образом жизни в целом. А ведь Всевышний не повелевает нам совершать что-либо запретное или порицаемое.

Практически все богословы всех истинных религий сошлись воедино на мнении, что пророки и посланники сохранены от обмана и лжи в том, что они доводят от имени Всевышнего. Пророки не лгут даже в шутку, поскольку в хадисе Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) говорится: «Я шучу, но даже так говорю только правду » (Ат-Табарани, № 3578).

Если бы пророки не имели таких качеств, как правдивость и непогрешимость, то они не были бы избранниками Всевышнего и не удостоились бы степени пророчества, ибо Всевышний в Коране сказал (смысл): «Аллах сказал Ибрахиму: “Я сделаю тебя предводителем в религии ”. Ибрахим сказал: “О Аллах, сделай предводителями и моих потомков ”. Аллах ответил: “Предводительства удостоятся лишь праведные из твоих потомков ”» (сура «Аль-Бакара», аят 124).

قَالَ إِنِّي جَاعِلُكَ لِلنَّاسِ إِمَامًا قَالَ وَمِنْ ذُرِّيَّتِي قَالَ لَا يَنَالُ عَهْدِي الظَّالِمِينَ

Несомненно, что ложь или любой другой грешный поступок не является благим, праведным поступком. Это подтверждает, что пророки и посланники были праведными рабами Аллаха, что они не грешили, а иначе они не удостоились бы степени предводительства – пророчества!

Мы должны быть твёрдо убеждёнными в честности пророков. Честность есть соответствие сказанного ими действительности. Поскольку, если бы им была свойственна ложь, получилось бы, что ложь имеется и в речи Аллаха, потому что Аллах подтверждает всё сказанное Своими пророками и посланниками ниспосланием чудес, которые знаменуют собой их правоту (смысл): «Прав Мой раб во всём, что говорит от Моего имени!»

Пророкам свойственны совершенство ума, феноменальная память и справедливость. Всевышний наделяет Своих пророков и посланников совершенным умом для того, чтобы они могли приводить разного рода доводы и опровергнуть ложные и неправильные доводы оппонентов.

Всевышний в Коране сказал (смысл): «Мы дали тебе довод, Ибрахим, с помощью которого тебе удалось одержать верх в споре с неверующими. Вот так Мы возвышаем в степенях, одарив совершенным умом, знаниями и мудростью. Воистину Господь твой – Мудрый в том, что делает, и Он знает свои создания » (сура «Аль-Анам», аят 83).

وَتِلْكَ حُجَّتُنَا آتَيْنَاهَا إِبْرَاهِيمَ عَلَى قَوْمِهِ نَرْفَعُ دَرَجَاتٍ مَنْ نَشَاءُ إِنَّ رَبَّكَ حَكِيمٌ عَلِيمٌ

В другом аяте Корана говорится (смысл): «Народ Пророка Нуха сказал ему: “Ты много дискуссировал с нами, а теперь покажи нам обещанное тобою наказание, если ты говоришь правду ”» (сура «Худ», аят 32).

قَالُوا يَا نُوحُ قَدْ جَادَلْتَنَا فَأَكْثَرْتَ جِدَالَنَا فَأْتِنَا بِمَا تَعِدُنَا إِنْ كُنْتَ مِنَ الصَّادِقِينَ

Очевидно, что человек, не обладающий совершенным умом и остроумием, не способен дискуссировать с целым народом и более того одержать верх! А как мы узнали из Корана, пророки вели диспуты и побеждали в них.

Все пророки и посланники довели до своих народов всё, что Всевышний велел им довести до них. Потому что если допустить такое, что они могли бы утаить что-либо из того, что им было велено распространить среди людей, то и нам было бы обязательным – либо как минимум желательным – скрывать знания. Ведь нам велено Всевышним следовать за Его пророками и посланниками. Но скрывать знания – это неправильно, потому что скрывающий знания проклят Аллахом! Об этом говорится в Коране (смысл): «Воистину, те, которые скрывают истину, подобно священникам-иудеям, скрывающим то, что Мы ниспослали о Пророке Мухаммаде в Торе, прокляты Аллахом, Его ангелами, людьми и джиннами» (сура «Аль-Бакара», аят 159).

إِنَّ الَّذِينَ يَكْتُمُونَ مَا أَنْزَلْنَا مِنَ الْبَيِّنَاتِ وَالْهُدَى مِنْ بَعْدِ مَا بَيَّنَّاهُ لِلنَّاسِ فِي الْكِتَابِ أُولَئِكَ يَلْعَنُهُمُ اللَّهُ وَيَلْعَنُهُمُ اللَّاعِنُونَ

Пророки и посланники обладали тремя видами знаний: 1) знания, на распространение которых было повеление от Всевышнего; 2) знания, которые Всевышний запретил распространять среди людей; 3) знания, в распространении которых Аллах предоставил пророкам выбор.

Пророками могут быть только мужчины, ибо Всевышний в Коране сказал (смысл): «Мы не отправляли до тебя (пророков), кроме как мужчин, к которым снисходило откровение свыше. Так спрашивайте же знающих, если сами не знаете » (сура «Аль-Анбия», аят 7).

وَمَا أَرْسَلْنَا قَبْلَكَ إِلاَّ رِجَالاً يُوحَى إِلَيْهِمْ فاسألوا أَهْلَ الذكر إِن كُنْتُم لاَ تَعْلَمُونَ

Всем пророкам и посланникам в момент получения ими их первого пророческого откровения было 40 лет. И никто из пророков не был рабом, все они были свободными людьми.

Да одарит нас Всевышний верой и любовью ко всем Его пророкам, особенно к последнему пророку, последнему звену, завершающему пророческую цепочку, – Пророку Мухаммаду (мир ему и благословение), и сведёт нас с ними в Раю! Амин.

Loading...Loading...