Монастырь и церковь сан марко. Фрески монастыря сан марко во флоренции

Координаты для GPS: 43° 46" 41"" СШ, 11° 15" 32"" ВД

Площадь перед монастырским комплексом Сан Марко с церковью и музеем в северной части Флоренции. Так же на площади находится Академия изящных искусств – одно из крупнейших художественных собраний города.

Монастырь Сан Марко был основан предположительно в 12 в. С 1299 г. принадлежал бенедиктинским монахам-сильвестринцам. В 1437 г. Козимо Медичи Старший, будучи фактическим правителем Флоренции, решил реконструировать монастырь на собственные средства. Он передал его доминиканцам, а работы по перестройке здания поручил своему личному архитектору Микелоццо ди Бартоломео.

Работы были закончены в 1442 г., а в 1443 г. обновленная монастырская церковь была освящена папой Евгением IV. Тогда же было построено здание для библиотеки Сан Марко . Эта библиотека была основана чуть ранее известным гуманистом Колюччо Салютати и его учеником Никколо Никколи, а к началу 16 в. при поддержке монастыря и Медичи стала крупнейшей не только в , но и в Европе – её собрание насчитывало 1232 книги.

Одним из примечательных периодов в истории монастыря Сан Марко является время, когда его настоятелем был известный доминиканский священник Джироламо Савонарола с 1491 по 1498 гг. Он, согласно идеологии доминиканского ордена, стремился, чтобы монахи были нищенствующими. Владения монастыря и имущество его монахов распродавались, а выручка отдавалась бедным. Интересно, что именно Савонарола добился временного изгнания семейства Медичи из Флоренции. Так же в 15 в. в монастыре Сан Марко изучал богословие грек Михаил Триволис, который впоследствии переселился в Московское княжество и известен как духовный писатель Максим Грек.

В 1866 г. монастырь был секуляризован и в 1869 г. преобразован в музей Сан Марко . Сейчас в музее содержится большое количество картин, в основном фресок, известных итальянских художников эпохи Раннего Возрождения: Доменико Гирландайо ("Тайная вечеря"), Фра Бартоломео ("Портрет Савонаролы"), Алессио Бальдовинетти ("Святой Антоний и распятие"), Беноццо Гоццоли и многих других. В том числе самая богатая в мире коллекция произведений Джованни ди Фьезоле, известного как Беато Анджелико, который жил в монастыре и украсил многие его помещения великолепными фресками. Среди его работ: "Страшный суд", "Тайная вечеря", "Благовещение Богоматери" и др.

Так же в музее можно посмотреть келью, в которой жил Джироламо Савонарола, с некоторыми сохранившимися предметами интерьера 15 в. Хорошо сохранилась аркада Сан Антонио работы Микелоццо – шедевр ренессансной архитектуры. Большая коллекция старинных рукописей в библиотеке Сан Марко.

Что касается церкви Сан Марко , то она неоднократно перестраивалась. Колокольня была возведена в 1512 г. А купол и неоклассический фасад были построены уже в 18 в. В интерьере базилики, так же, как и в музее, много произведений живописи и скульптуры, выполненных известными мастерами 14-17 вв. Самое ценное из них – "Распятие" Беато Анджелико 1428 г. на главном алтаре.

Напротив церкви Сан Марко на площадь углом выходит здание Академии изящных искусств . Она была создана в 1561 г. знаменитым придворным художником-архитектором Козимо I Джорджо Вазари совместно с ещё двумя художниками-маньеристами Аньоло Бронзино и Бартоломео Амманатии и была самой первой академией живописи в Европе.

Первоначально Академия находилась в , а в 1784 г. переехала сюда – в здание бывшего госпиталя святого Матфея. Тогда же указом великого герцога Тосканы Леопольда она стала главной художественной школой Флоренции и при ней была образована картинная галерея для ознакомления студентов с творчеством знаменитых мастеров.

Самым ценным экспонатом в Академии изящных искусств является знаменитая скульптура "Давид" Микеланджело 1504 г., перенесённая сюда с в 1873 г. Другие шедевры Академии: "Узники" тоже Микеланджело 1530 г., "Похищение сабинянок" Джамболоньи 1580 г., "Оплакивание Христа" Джованни да Милано 1365 г. и др. Так же представлена живопись таких выдающихся флорентийских художников 14-16 вв., как: Паоло Учелло, Доменико Гирландайо, Сандро Боттичелли, Андреа дель Сарто. Большая коллекция русских икон 16-18 вв.

В центре площади Сан Марко возвышается памятник герою Рисорджименто Манфредо Фанти, а за его спиной находится здание ректората Флорентийского университета. За ректоратом со стороны монастыря есть уютный Ботанический сад, основанный еще в 1545 г. для разведения лекарственных трав.

Если дух раннего Возрождения вас завораживает, если фрески Блаженного Фра Анжелико, небесного покровителя всех художников, заставляют вас вспоминать забытые молитвы, а дух мятежного Джироламо Савонаролы будоражит ваше воображение - вам в музей Сан-Марко, что во Флоренции.

По своему статусу этот музей - действующий доминиканский монастырь. Для монахов ордена святого Доминика музей - это еще один способ проповеди Слова Божьего. Поэтому входные билеты совсем недорогие, а экспозиция обширна и богата на шедевры.

Самое большое собрание работ Фра Анжелико находится именно здесь, поскольку сам автор был монахом и насельником этого монастыря. Фрески, среди которых есть работы, составляющие гордость всей эпохи Кватроченто, главная составляющая экспозиции.

Особое внимание стоит уделить "Благовещению", расположенному в коридоре музея. Возникает странное ощущение: с одной стороны еще сильно влияние средневековых канонов, с другой - перед зрителем работа наполненная глубоким гуманизмом, излучающая свет надежды и радости, при скромности красок и цветов.

Картина с тем же сюжетом, написанная темперными красками, словно принадлежит кисти другого художника. Теперь перед нами словно работа современного художника-модерниста. Смелая красочная гамма составляет крылья Ангела, расположение фигур, ракурсы - все дышит, живет, движется. С другой стороны, неизменным остается гениальная простота, любовь к людям и чувство гармонии.

Кроме работ Блаженного Фра Анжелико, здесь есть работы Гоццоли, любившего изображать своих покровителей Медичи в виде библейских персонажей, Гирландайо, один из первых наставников , Фра Бартоломео, друга и соратника гениального , а также многих других.

Большую часть музея занимает собрание рукописей и фолиантов. Библиотека здесь была открыта еще в 14 веке и состояла из собрания Колюччо Салютати, который считается третьим "автором" Возрождения, после Бокаччо и Петрарки. В библиотеке бывали и , и Пико Делла Мирандола, и Микеланджело.


Нельзя упустить возможность посетить полностью сохранившуюся келью одного из настоятелей монастыря, которым был когда-то сам основатель Флорентийской республики Джироламо Савонарола. Этот неистовый проповедник добивался от вороватых торговцев возвращения награбленного у горожан имущества силой своего слова, он наводил ужас не только на семейство Медичи, но и на Римских пап. Портрет Савонаролы, кисти его горячего сторонника Фра Бартоломео, хранится здесь же, в келье наставника.

Входной билет обойдется в 4 евро . Впечатления останутся на всю жизнь. Идеальный вариант, если вам посчастливится прогуляться по музею не в сопровождении гида, а попросив о такой услуге одного из монахов. Доминиканцы охотно идут на контакт, многие владеют английским языком, а денег не возьмут. С таким гидом вам точно не будет скучно!

Базилика Флоренции Сан-Марко — одна из церквей центра города. Она возвышается на людной площади, доминируя над окружающей местностью. Первоначально храм был частью одноименного доминиканского монастыря, служившего в свое время домом для многих важных представителей духовенства и культуры пятнадцатого века: Козимо иль Веккио, Фра Анджелико, Амброгио Катарино Полити, Фра Бартоломео, Томмазо Каччини и Джироламо Савонарола. С 1869 года в бывшем монастыре находится Национальный музей. Но ни церковь, ни прилегающая обитель Сан-Доменико не являются его частью. Базилика и музейный комплекс соседствуют во Флоренции на площади Сан-Марко (Италия).

Ранняя история

Бывший доминиканский монастырь занимает место, где с XII века находилась обитель валломброзианского ордена, позже отошедшая к монахам-сильвестринцам. Обе группы являются ответвлениями католического ордена Святого Бенедикта. Во времена сильвестринцев церковь Флоренции Сан-Марко использовалась как для монашеских богослужений, так и для приходских функций. В то время этот район назывался Cafaggio, поэтому в ранних документах базилика упоминается как Сан-Марко al Cafaggio. Недавно в ней были обнаружены ниже уровня пола следы фресок, относящиеся к тому начальному периоду.

Передача доминиканскому ордену

В 1418 году сильвестринцы были обвинены в несоблюдении монашеских правил и плохом содержании монастыря. Им пришлось покинуть обитель, однако для этого потребовалось прямое вмешательство Папы Евгения IV и решение Базельского собора, прежде чем, в 1437 году здания были окончательно освобождены и обитель передана общине из монастыря Сан Доменико города Фьезоле. Решающим моментом стало вмешательство Козимо де Медичи, старшего основателя династии, самого влиятельного человека Флоренции, которому весьма благоволил действующий Папа. Медичи ясно дал понять о своем желании, чтобы монастырь приняла доминиканская община. Кроме того, Евгений IV также принадлежал к этому ордену.

Когда сильвестринцы ушли, переместившись в меньший монастырь Сан-Джорджио алла Коста, доминиканские монахи заняли здания Сан-Марко. Монастырь Флоренции, однако, находился в плачевном состоянии. Новые обитатели вынуждены были жить в течение двух лет в сырых каморках или деревянных хижинах.

Благотворительность Медичи

В 1437 году богатейший итальянский купец и банкир Медичи Козимо по предложению флорентийского архиепископа Антонио Пьероцци решил начать преобразование всего комплекса, включая обитель и базилику. Во Флоренции собор Сан-Марко и монастырь находились в области наибольшего влияния семьи Медичи, поскольку располагались в центре северного района центральной Флоренции. Этим кварталом, куда входил и семейный дворец (современное название Palazzo Medici Riccardi), и базилика Сан-Лоренцо, Медичи владели безраздельно. В те годы влияние Козимо как главы государства было на самой вершине могущества, а «Великий сезон покровительства Медичи» в качестве «отца народа» и мецената достиг самого пика, особенно в связи с переводом в 1438 году Папского совета во Флоренцию и проведения здесь в 1439 году Вселенского собора. Козимо вложил значительную сумму в реконструкцию монастыря, превысившую 40 000 флоринов, как в его жизнеописании указал

Обновленный монастырь

Архитектурные работы были доверены Микелоццо, возводившему и дворец Медичи. Настенная роспись, создавалась в период 1439-1444 годов монахом доминиканцем Фра Анджелико вместе с его помощниками, среди которых работал живописец флорентийской школы Беноццо Гоццоли. Церковь Флоренции Сан Марко освятил в ночь Эпифании 1443 года кардинал и архиепископ Капуи Никколо д"Аччапаччо при Папе Евгении IV.

Помещения для жизни монахов были готовы к 1442 году, но работы продолжались еще десять лет. Монастырь выполнен с элегантной простотой и функциональностью, присущей раннему Ренессансу. 44 кельи братьев располагались вдоль п-образного коридора на втором этаже. Среди них находилась комната, где время от времени уединялся и Козимо Медичи.

Центр обители занимает внутренний дворик, по периметру окруженный крытой галереей, и одной стороной примыкающий к церкви. Первый этаж объединяет зал капитула, две трапезные, гостевые помещения, библиотеку. Белые оштукатуренные стены помещений, почти всех келий, залов и галереи двора содержат уникальную настенную роспись. Архитектором Микелоццо был также спроектирован сад, устроена водная и дренажная система.

Библиотека

Совершенством по тем временам казалась просторная библиотека первого этажа. Ее пространство двумя изящными колоннадами делилось на три прохода. Множественные окна давали обилие естественного освещения, что облегчало чтение, изучение и копирование рукописей. Здесь хранилась коллекция бесценных книг и свитков из самого крупного частного собрания, принадлежавшего гуманисту Никколо Никколи, который завещал свою библиотеку Козимо Медичи, передавшему, в свою очередь, этот дар монастырю.

Дальнейшая участь монастыря

Во времена правления Наполеона монастырь был впервые экспроприирован, однако вновь возвращен монахам с 1808 года. Согласно королевскому указу 1866 года, комплекс был окончательно отчужден в пользу государства и частично преобразован в музей.

В Сан-Марко во Флоренции с 1979 года была создана библиотека «Арриго Левасти» при покровительстве великого католического ученого. Здесь собраны церковные рукописи, книги и копии редких экземпляров. Это крупнейший в мире музей произведений Фра Анжелико. Здесь находится наибольшее количество фресок и темперной живописи на доске, созданных ним и его учениками. Сюда свезены многие картины Беато Анжелико из других и церквей.

До недавнего времени в Сан-Марко Флоренции по-прежнему находилось небольшое сообщество доминиканских монахов, которые занимали западную часть комплекса, прилегающую к более крупной обители. В 2014 году несколько оставшихся братьев присоединились к общине в Санта-Мария-Новелла.

Базилика

Мичелоццо произвел восстановление ризницы и апсиды, но остальные реконструкции происходили гораздо позже. Фасад церкви Сан-Марко переделан с 1777 по 1778 год в неоклассическом стиле фра Батистой Паладини, о чем напоминает надпись на окне. Разделенный на три уровня, фасад украшен пилястрами, двумя нишами со статуями, лепными лентами и фестонами, с единственными вратами, увенчанными окном. Верхний уровень декоративный барельефом и тимпаном с железным крестом. Церковная колокольня была построена в 1512 году по проекту Баччо Аньоло. Трибуна и резной потолок возведены в конце XVII века. Значительная реконструкция производилась в 1678 году архитектором Пиером Франческо Сильвани.

В плане церкви можно увидеть один неф с многочисленными боковыми часовенками, спроектированными в последней четверти шестнадцатого века. Контрфасад представляет собой лучшие остатки картин четырнадцатого века, в том числе большая работа 1365 года «Распятие», школы Орканьи и «Благовещение» 1375 года. К наиболее древним произведениям искусства, находящимся в базилике, также относится на высоком алтаре распятие 1425-1428 года работы Фра Анджелико.

Фресковая роспись

Бывшая обитель и базилика привлекают не столько архитектурой, сколько настенной живописью и картинами известных итальянских мастеров. Несколько лет, начиная с 1976 года, проходила реставрация фресок в кельях и залах монастыря. Очищенные от последующих покрытий, изображения раскрылись яркой палитрой, чистотой изображения и эмоциональной передачей религиозных сюжетов, присущих великому Анжелико. Вся серия монастырских фресок Сан-Марко Флоренции соответствует единой концепции, в которой ощутим стиль этого художника. Однако техника исполнения, по мнению специалистов, говорит об участии еще нескольких живописцев, среди которых, скорее всего, можно назвать Беноццо Гоццоли и Заноби Строцци.

И если монастырь представляет этап живописи только Раннего Возрождения, то в капелле, где дополнения и реконструкции проходили позднее, можно увидеть скульптурные, живописные шедевры и восхитительную лепнину Высокого Возрождения, маньеризма (переходный период к барокко), а также барочного искусства XVII и начала XVIII веков. Здесь гармонично объединились фрески Фра Анжелико с настенной живописью Алессандро Герардини 1717 года и техникой гризайля 1588 года, принадлежащей Алессандро Аллори, представителя маньеризма. Джованни Джамболонья, Джованни Баттиста Нальдини, Санти ди Тито, Бернардино Поцетти, Пассиньяно, Франческо Курради, Алессандро Герардини — это далеко не полный список мастеров, работавших в разное время над украшением храма Сан-Марко. Несмотря на разницу стилей и направлений, примененных в украшении церкви, интерьер базилики Сан-Марко остается гармоничным и создает впечатление единого ансамбля.

Chiesa di San Marco

Церковь и монастырь Сан-Марко в нaчaле XV вeка принадлежали монахам конгрегации сильвестринцев, котopые дoвели их дo такого состояния, чтo вызывали недовольство и жалобы со стopoны флорентийцев. В пpaвление Козимо Старшего монастырь пepeдали дoминиканцам. Вo y монахов этого нищенствующего ордена к тому вpeмени yже были своя бoгaтейшая церковь и монастырь - Санта-Мария-Новелла.

Доминиканский монастырь Сан-Марко во Флоренции

Св. Дoминик создавал орден кaк общество проповедников, котopые дoлжны были уберечь народ oт соблазна ересей, воздействуя нa него надлежащими наставлениями и собственным примером жизни в бедности. Ползучая коррупция пo большей части извратила цели основателя, и caмыми злостными нарушителями устава ордена вo стaли братья монастыря Санта-Мария-Новелла.

Доминиканский монастырь Сан-Марко, в котopом собирались радикалы, мечтавшие о возвpaщении порядков, ycтановленных св. Дoмиником, был coздан в противовес пepвому. Вот почему нa oднoй из фресок в Сан-Марко художник Беато Анжелико изобpaзил св. дoминика со свитком, в тексте котopого говорится, чтo каждому, кто ввeдeт в ордене владение недвижимым имуществом, грозит страшное проклятие.

Базилика Сан-Марко и Медичи

Медичи покpoвительствовали и «нищенствующим» монахам старого монастыря, и «нищим» монахам нового, нo c Сан-Марко со вpeмен Козимо их всe жe связали ocoбые отношения. Козимо Старший помог привести Сан-Марко в порядок пocле сильвестринцев. Пo его поручению Микелоццо перестроил церковь и монастырь вo вкусе Возрождения. Нe кто иной, кaк монах Беато Анжелико, вызванный вo Флоренцию из монастыря вo Фьезоле, рacписал основные помeщeния монастыря необыкновенными фресками.

Козимо Медичи часто уединялся в кельях Сан-Марко, чтoбы поразмыслить в окpyжении ангелов и святых, написанных Фра Анжелико. Для монахов он создал знaмeнитую библиотеку и осыпал их дpyгими благодеяниями. Пo словам тoго жe Вазари, при Лоренцо Великолепном в саду обители действовала знaмeнитая художественная школа, питомник юных талантов, oткyдa вышел Микеланджело.

Со вpeменем Сан-Марко стaл всe больше напоминать «придворный монастырь», oднако именно в нем налились силой зерна кризиса, пoлoжившего предел всевластию Медичи и вечному празднику Возрождения. Новый приор пo имени Джироламо Савонарола выступил c проповедью религиозной рефopмы и ополчился нa Лоренцо Великолепного, тщетно искавшего примирения. пo преданию, Савонарола пpoдoлжал упрекать Лоренцо в «нежелании покаяться», даже кoгда тот лежал нa смертном одре. Нe желая разговаривать c фанатиком, умирающий отвернулся к cтене. Вскoре Савонарола попытался организовать вo Флоренции теократическое государство, чтo окончилось для него обвинением в ереси и казнью.

Фрески Анжелико в церкви Сан-Марко

Сокровище монастыря и церкви Сан-Марко - фрески , coзданные Беато Анжелико, о котopом Вазари говорил, чтo он мог написать ангелов и святых так, чтo они и впpaвду казались небожитeлями. Его кисти принадлежат: большая часть фресок клуатра, в тoм чиcлe

  • «Распятие со св. дoмиником» y входа в клуатр и «Св. Петр Мученик» в люнете над дверью;
  • «Св. Дoминик» в люнете над входом в Зал капитула и «Распятие» внyтри зала;
  • «Пьета» нa дверях трапезной; «Иисус» (в обpaзе паломника) нa дверях зала для гостей, a в нем - «Мадонна цеха шерстяников», «Страшный суд», «История Христа», «Снятие c крecта»;
  • нa лестнице, ведущей нa верхний этaж, - «Благовeщeние»;
  • в прихожей кельи Козимо - «Распятие», a в самой келье - «Поклонение волхвов»;
  • в дpyгих кельях и в коридоре - «Мадонна нa троне среди святых», «Благовeщeние», «Преображение», «Иисус в претории», «Две Марии y Гроба Господня», «Введение вo храм».

Из картин Беато Анжелико, написанных нa дoсках, в зале для гостей сoxpaняются «Страшный суд» и «Снятие c крecта».

Стены монастырского двора сложены из простых каменных блоков и имеют кирпичные карнизы. Внизу, вдоль всего здания идет арочная галерея. Первый этаж украшен люнетами с фресками Поччетти, Росселли, Коккапани, Ванни, Черрини, Дандини и других художников. Главный вход в Монастырь находится справа от Церкви Сан Марко.

В 1437 году она была также отреставрирована Микелоццо, а позже перепланирована вначале Джамболоньей (1580 г.), затем Сильвани (1678 г.). Фасад был переделан Джоакино Пронти в 1777-1780 гг. На фоне аскетически сурового интерьера церкви выделяется инкрустированный позолоченный потолок. Сакристия также заслуживает внимания: в ней находится саркофаг с бронзовой статуей Св. Антонина (1608 г.). В декорировке Капеллы Св. Антонина принимали участие такие мастера, как Джамболонья, Франкавилла и Алессандро Аллори; фрески купола выполнены Поччетти. Среди всех церковных сооружений наибольший интерес бесспорно представляет Монастырь. Как известно, в его стенах жил и работал удивительно тонкий художник Фра Анджелико. Ему принадлежит большинство фресок Монастырского двора (Распятие со Св. Домиником при входе и мученик Св. Петр в люнете над дверью). Им написаны также фрески Св. Доминик и Распятие в Зале Капитула; Пьета над дверью Трапезной; Иисус в одеждах паломника над дверью Зала Оспицио и в интерьере - Мадонна Гильдии шерстяников, Страшный суд, сцены из Жизни Иисуса и Снятие с Креста.

Комплекс расположен на Piazza San Marco, 1-3. Часы работы: понедельник-пятница 8.15-13.50, суббота-воскресенье 8.15-16.50, выходные 1,3,5-е воскресенье, 2,4-й понедельник каждого месяца, Рождество, Новый год , 1 мая. Цена билета: 4 евро, последний вторник каждого месяца бесплатно с 19.00 до 23.00.

Из Трапезной, где находится огромная фреска Распятие и Провидение Дж. А. Сольяни (1536 г.), лестница ведет на второй этаж, открывающийся прекрасным Благовещением Фра Анджелико. В коридоре, справа, имеется вход в Библиотеку Микелоццо, и в глубине - вход в Келью Козимо с фреской Поклонение волхвов Фра Анджелико. В комнате перед кельей - его же знаменитое Распятие. В коридоре, слева, -Мадонна во славе со Святыми, а в кельях, которые идут вдоль всего коридора, -Благовещение, Преображение, Иисус перед Пилатом, Жены-мироносицы у гробницы. Коронация Девы Марии и Представление во храм. В конце коридора находится Келья Савонаролы (портрет проповедника принадлежит ФраБартоломео). По лестнице, находящейся справа, можно пройти в Малую трапезную, где Доменико Гирландайо написал свою Тайную вечерю - вариант еще более известной фрески, находящейся в церкви Онисанти (Всех Святых). В 1437 году флорентийский купец Козимо Медичи (Старший) передал церковь и монастырь монахам-доминиканцам и поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео его реконструкцию.

Причины его поступка точно не известны, но есть подтверждения как тому, что он руководствовался христианским благочестием, так и тому, что этим он укреплял свой авторитет (гербы и другая символика Медичи на церквях, построенных по его заказу). Перестройка была в основном закончена в 1442 году, хотя отдельные работы продолжались и позднее.

С 1491 года настоятелем монастыря был выбран великий проповедник Савонарола, начавший реформу монастыря. Он стремился, чтобы его монахи стали действительно нищенствующими и лишенными всякого имущества, поэтому распродал владения монастыря и личного имущества монахов, а доходы от реализации пошли в помощь бедным.

Была полностью реконструирована часть ансамбля, предназначенная для жизни монахов. Она включала зал капитула и трапезную, которые располагались на первом этаже; на втором этаже были построены кельи и библиотека. Микелоццо также разбил на территории монастыря сад и построил дренажную и водную системы. В саду росли апельсиновые деревья, что, по словам Азовцева, указывает на связь с гербом Медичи (на нём было пять червлёных шаров, похожих на апельсины). Здание церкви было изменено незначительно: был построен хор и трибуна перед главным алтарём. Был также создан ораторий, где собирались члены шёлковой гильдии, и капелла, имевшая отдельный вход для процессии волхвов. Во время перестройки церкви Козимо столкнулся с сопротивлением большинства крупных семей, которым принадлежали капеллы внутри церкви - они не хотели отдавать их под покровительство Медичи. В частности, из-за этого в 1442 году работа была приостановлена.

Н.А. Азовцев отмечает многочисленную символику Медичи в богатых декорациях монастыря. Часто встречающиеся изображения святого Косьмы, Дамиана, Иоанна Евангелиста и Лоренцо он напрямую связывает со святыми покровителями братьев Медичи и их отца. Им отводилось большое место в композициях, например, на алтаре. «Те святые, которые традиционно ассоциируются с доминиканским орденом, - к примеру, Фома Аквинский - уступают здесь место покровителям семьи Медичи, а наиболее важные из них - Косьма и Даниил - композиционно выделяются из остального ряда, образуя треугольник, в вершине которого помещена фигура Богоматери». Однако в другом месте он отмечает, что сам монастырь был посвящён святым Марку, Косьме и Дамиану, поэтому выделение этих святых в алтарной композиции можно объяснить и этим.

Loading...Loading...