Как пекут хлеб на закваске в храмах. Модный эксперимент: пеку монастырский хлеб дома

Маленький горный скит во имя святой великомученицы Анастасии Узорешительницы , Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря находится в узком ущелье Таш-Аир на склоне горы Фыцки около пещерного города Качи-Кальон . Сто пятьдесят метров вверх по узкой тропинке, выложенной старыми автомобильными шинами, вьющейся через заросли склона и по самому краю обрыва. И чем выше вы поднимаетесь, тем живописнее панорама Качинской долины.


История церкви Святой Анастасии Узорешительницы

Церковь святой Анастасии раньше была хорошо известна за пределами Крыма. Так, в грамоте царя Бориса Годунова упоминается денежная помощь Москвы этой маленькой крымской церкви. В Крыму менялись народы и государства, но церковь св. Анастасии оставалась. Ее упоминают и путешественники XIX века, о ней помнят все современные любители крымских троп.

О времени образования пещерного монастыря св. Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство учёных полагают, что это случилось примерно в VIII веке. Об этом свидетельствуют как найденные высеченные греческие кресты в пещерах монастыря, характерные для этого времени, так и сохранившаяся переписка со св. Стефаном.

Претерпевая тяжкие гонения за чистоту православной веры, эмигрируя в этот период из Византии в Таврику, монахи основывают здесь пещерный монастырь. Распространение почитания святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в период VI-VIII вв. из Константинополя приходит на юго-запад, на юг и на северо-восток. На греческих островах и юге Италии, в Сицилии и на Кипре, в Сардинии и на Ближнем Востоке, как и в Крыму, появляются монастыри во имя этой святой.

Монастырь просуществовал здесь до 1778 г. (в этом году произошло переселение христиан из Крыма). Выход христиан проходил через Качинскую долину. Поклонившись обители святой Анастасии Узорешительницы, христиане взяли с собой чудотворную икону этой святой и покинули Крым. Опустела святая обитель, постепенно приходила в полный упадок церковь и другие монастырские постройки.

Скит святой Анастасии Узорешительницы в наше время

В XXI столетии вновь происходит возрождение скита св. вмц. Анастасии Узорешительницы. До 2005 года над скитом добывали породу, был карьер и все завалило камнями. Затем это место объявили заповедником и запретили добычу камня.

В 2005 году в это место приходит иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря, получив благословение настоятеля архимандрита Силуана. Монахи разобрали завалы и хотели восстановить старый пещерный храм вмч. Анастасии, однако, власти запретили его восстанавливать, т.к. территория принадлежит геологическому заказнику. Тогда был обустроен новый храм, в старой штольне, уходящей вглубь на несколько десятков метров, в котором сейчас и проходят службы.

Нелёгким было начало: приходилось по 1,5 км. ходить за водой по горной местности, с канистрой за спиной, жить в землянках, поднимать стройматериалы по горной тропе на плечах и в руках. Но зазвучала молитва в этом святом месте и обитель начала благоустраиваться. Шум строительной техники в ущелье Таш-Аир умолкает только во время службы - утром и вечером. Скит растет вверх и вширь, буквально вгрызаясь в скалы.

С каждым годом монастырь становится более благоустроенным. Труд и молитва братии, а также защита святой великомученицы Анастасии Узорешительницы помогают в возрождении этого удивительного места.

Видео о монастыре св. вмц. Анастасии Узорешительницы

Как добраться до пещерного монастыря-скита Святой Анастасии Узорешительницы

Адрес: Россия. Крым. Бахчисарайский район. п. Баштановка
Как добраться:
— Из Симферополя от автостанции Западной каждый час отправляются маршрутки до Бахчисарая. В Бахчисарае нужно пересесть на автобус, следующий в направлении сел Предущельное — Синапное. Остановка «Качи-кальон» расположена между селами Предущельное и Баштановка. Далее пешком вверх по очень крутой, но обустроенной тропе 10-15 мин.
— На автотранспорте: проехав через Бахчисарай в сторону Севастополя, свернуть по указателю на Предущельное. Примерно в 1,5 км от села Предущельное остановиться вдоль дороги возле скального массива Качи-Кальон.

СИМФЕРОПОЛЬ, 20 сен - РИА Новости Крым, Евгения Мартыненко. Крым — уникальный уголок планеты, здесь за каждым углом красота. Путешествуя на машине, каждый раз открываю для себя что-то новое. Однако самым сильным открытием стал скит святой великомученицы Анастасии Узорешительницы в Бахчисарайском районе.

Маленький горный скит спрятался в узком ущелье Таш-Аир около пещерного города Качи-Кальон. О нем знают все местные жители, поэтому дорогу найти не сложно. Пешком путь короче, но он пролегает через "тропу грешников". Сто пятьдесят метров вверх по узкой крутой тропинке, выложенной старыми автомобильными шинами, даются нелегко. Поднимаются медленно и с молитвой. Для непривычных к горным прогулкам людей это настоящее испытание, повод собрать волю в кулак и сделать усилие над собой.

Можно и на машине в объезд - дорога проходит по краю каньона, открывая живописную панораму Качинской долины. Затем через лес, под пение птиц и хруст придорожных веток. Упоительная красота и пьянящий горный воздух - как это возможно всего в десяти километрах от шумного города? И вот скалы расступились, освобождая место для огромного "амфитеатра".

На скальном склоне, словно грибы, "растут" уютные домики-кельи с резными ставнями, мини-библиотека и гостиница для паломников, тут же раскинулся необычный монастырский сад. Каждая стена здесь - настоящее произведение искусства, от пола до потолка все украшено бисером и разноцветными камнями. Сентябрьское солнце отражается от миллиардов бусин и в ущелье сразу становится светлее. Инстинктивно тянусь за солнцезащитными очками и тут же останавливаюсь: нет, на такую красоту хочется смотреть во все глаза.

О времени образования пещерного монастыря святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне не сохранилось точных сведений. Большинство священнослужителей полагают, что это случилось примерно в VI-VIII веках. Многие столетия он был христианской обителью, однако в ХХ веке монастырское подворье было ликвидировано, и лишь редкие любопытные заглядывали сюда. Да и смотреть было особо не на что - решением властей здесь образовали карьер и добывали камни. Только тринадцать лет назад скит вновь стал возрождаться.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Храм в старой штольне

В 2005 году в это место пришел иеромонах Дорофей из числа братии Бахчисарайского Свято-Успенского мужского монастыря. Он получил благословение настоятеля архимандрита Силуана и начал восстанавливать в заброшенном карьере христианскую обитель. Сначала вдвоем с послушником, а после и с единомышленниками, они начали разбирать завалы и обустраивать храм.

Путь к восстановлению был нелегким: за водой по горам приходилось идти с канистрой за спиной по полтора километра, жить в землянках, поднимать стройматериалы по крутой скале. С верою и молитвой обитель начала благоустраиваться. В пещере скалы монахи устроили храм во имя святой Анастасии Узорешительницы.

Сам скитоначальник — игумен Дорофей — не любит рассказывать о себе и своем жизненном пути, поэтому в провожатые нам направил монаха Исидора. Он пришел в обитель спустя год после отца Дорофея, поэтому о монастыре знает все.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Монах Исидор

"На этой территории в середине прошлого века была каменоломня, однако потом ее забросили. А в месте, где сегодня наш храм, располагалась промышленная штольня. Скит небогат, поэтому первые иконы здесь были бумажными. Монахи и верующие молились и трудились, делая общее дело, — рассказывает Исидор. — В заброшенной известковой штольне очень сыро, а, значит, краска на стенах и сводах не держалась бы. Поэтому тогда было принято решение украшать тем, что приносили верующие - бусами, серьгами, тканевыми украшениями".

За неторопливой беседой подходим к храму. Вот она - святая святых. Вход в церквушку — через небольшую деревянную пристройку. С порога понимаешь - попал в уникальное место. Внутри горят несколько свечей, однако их сразу не замечаешь — глаз мгновенно цепляется за украшения: разнообразные бисерные панно, разноцветные лампады, тысячи крестов из ярких бусин. И это - только "передняя". Доводилось мне бывать в пещерных храмах, но такое вижу впервые.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Убранство в пещерном храме святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

Неожиданно взгляд падает на те самые кресты, украшающие "прихожую". К каждому из них привязан миниатюрный красный мешочек с завязками. Словно прочитав немой вопрос, монах Исидор поясняет: это - самые сокровенные желания прихожан.

"У нас такая традиция - паломники пишут записки с самыми главными просьбами, прячут их в мешочек и привязывают к кресту, а затем вешают его вот здесь, на входе. Это то, чего они желают больше всего, и это никто не читает, кроме Бога", — говорит Исидор.

В пещере тепло и невероятно тихо. В центре - иконостас, вдоль стен - стасидии (кресло в храмах с откидным сидением, высокой спинкой и подлокотниками - ред.), на спинках которых заповеди. По периметру — удивительной красоты иконы. И все это из бисера, бусин и камней. И хотя внутри нет окон, все залито необычным светом — пламя свечей отражается в каждой бусинке, наполняя храм тысячами разноцветных лучиков. Дополняют убранство сотни свисающих с потолка лампадок с подвесками, подобных тем, что на святой горе Афон. Именно с них, рассказывает Исидор, началось украшение храма.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Прихожане в пещерном храме святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

"Наш игумен Дорофей ездил в паломническую поездку в Грецию и увидел там в храмах много лампадок. По возвращении он начал делать их здесь своими руками, украшая бусами, которые жертвовали прихожанки. Сначала одну, потом еще одну… и сегодня их несколько сотен. Каждая создана руками нашего настоятеля, и ни одна не повторяется", — улыбается монах.

В течение нескольких лет все способные к творчеству монахи и послушники помогали украшать скит. Вслед за храмом в бисер "облачились" стены строений монастыря, церковная лавка, хозяйственные постройки. Монастырь засиял разноцветными огнями. А потом произошел пожар.

Второе возрождение

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Пещерный монастырь святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

28 января 2018 года на территории христианской обители произошел страшный пожар — большая часть построек сгорели дотла. Благодаря слаженной работе спасателей МЧС и братии удалось избежать человеческих жертв и отстоять у огня храм. Однако кельи, трапезная с кухней и склады с материалами оказались уничтожены. Спустя несколько дней монахи и верующие, отойдя от пережитого шока, начали разбирать завалы на пепелище и приводить территорию в порядок.

"Помощь приходила со всех концов России - пожертвования, посылки… Большую помощь оказало крупнейшее промышленное предприятие Бахчисарая, они поставили нам стройматериалы для возведения новых построек", — рассказывает Исидор.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Монахи за сборкой панно

И в монастыре вновь закипела работа. Он начал возрождаться снова, во второй раз. Из пепла. Шум строительной техники в ущелье Таш-Аир умолкает только во время службы — утром и вечером. С каждым днем скит растет вверх и вширь, буквально вгрызаясь в скалы. На территории стремительными темпами возводятся новые деревянные строения, и каждое из них также украшают разнообразными панно и бисерными иконами. В скиту рядом с действующим, к счастью, сохранившемся при пожаре храмом, начата постройка храма во имя иконы Пресвятой Богородицы "Троеручица". Он также будет находиться в горе.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Место строительства храма во имя иконы Пресвятой Богородицы "Троеручица" под Бахчисараем

"По проекту мы здесь построим второй храм, а возле него, где сейчас работает техника, будут новые здания - большая трапезная, монашеские кельи и другие постройки. Вместе со строителями и братией их возводят паломники и трудники - люди, которые живут и работают при монастыре", — рассказывает Исидор.

Пока одни трудятся "в полях", другие - создают украшения и иконы в так называемых церковных цехах. Работа не прекращается ни на минуту. Тяжелую и творческую берут на себя монахи и послушники, более легкую - например, уход за садом и огородом - доверяют паломникам. Пока их немного, сетуют в монастыре, да и те в основном приезжие — из Бахчисарая, Севастополя и Симферополя. Зато приезжают гости со всех уголков России, из Украины и даже Белоруссии.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Иконы в пещерном храме святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

Пока мы неспешно прогуливаемся между кельями, нас обгоняет очередная группа туристов.

"Мама, а это все настоящее? Не нарисованное?" — спрашивает один из них, школьник лет 8-10, спешащую за ним женщину.

"Настоящее, конечно, ручная работа. Ты что - экскурсовода не слушал?" — удивляется мама.

"Подождите, вы еще храм не видели, — спешит за ними экскурсовод, седовласый мужчина лет пятидесяти. — Там так красиво и необычно, такого больше нет нигде в мире".

Невольно услышав диалог улыбаюсь. Действительно, такого храма видеть мне не доводилось. То ли еще будет, говорит монах Исидор, после окончания строительства и без того уникальный в своем роде монастырь станет еще более красивым и необычным. Еще одной жемчужиной Крыма. Однако когда это будет - пока сказать сложно. Здесь не загадывают и сроки не ставят, провожая нас, говорит монах. И возвращается к работе.

© РИА Новости Крым. Александр Полегенько

Восстановление пещерного монастыря святой Анастасии Узорешительницы в Качи-Кальоне под Бахчисараем

Тихое, спокойное, намоленное место. Говорят, что у каждого человека есть свое, индивидуальное место силы, в котором ему бывает хорошо и спокойно. Это место стало таким для многих.

Бисерный храм Анастасии Узорешительницы в Крыму единственный в своем роде. Это небольшой скальный монастырь, который существует в Бахчисарае на протяжении многих веков с перерывами. Он знаменит украшениями из бисера, которые изготовлены руками монахов и прихожан. Здесь все пропитано особенной атмосферой, а рукотворная красота гармонично сочетается с красотой духовной. Храм принадлежит к Свято-Успенскому мужскому монастырю Бахчисарая.

Местонахождение

Где находится Бисерный храм в Крыму? Он расположился в районе пещерного города Качи-Кальон, на склоне горы Фыцки, на высоте около ста пятидесяти метров в ущелье Таш-Аир в Бахчисарайском районе. Чтобы облегчить крутой подъем, монахи уложили старые автомобильные покрышки, а затем их зацементировали. Это потребовало огромного труд. Всего насчитывается более шестисот покрышек. Монахи на скалах сумели развести цветы, огород и вырастить прекрасный сад.

Описание

Бисерный храм в Крыму сделан в пещере, вырубленной в известняке. Такие стены отличаются большой сыростью, на них не держится роспись. Был найден оригинальный выход из этой сложной ситуации - все украшения изготовлены из бисера. Из него выполнены также все панно и композиции.

Свод украшает Вифлеемская звезда и византийский крест невероятной красоты. Бисером декорированы и лампады, которых насчитывается 65. Из них нет даже двух, узор которых был бы идентичен. В Бисерном храме в Крыму совсем нет окон. Помещение освещается свечами и лампадами. Их пламя отражается во множестве бисеринок и создает причудливые тени на стенах и потолке храма. Создается эффект теплой летней ночи. На украшение прихода потребовалось около трех лет.

В храме находятся стасидии. Это деревянные кресла, имеющие высокую спинку и подлокотники. Сиденья стасидий откидные. Десять заповедей вышиты бисером на их спинках. На эти кресла опираются пожилые монахи ночью, во время богослужений.

История

Точных сведений о возникновении Бисерного храма Анастасии Узорешительницы в Крыму, к сожалению не сохранилось. Существует предположение, что в шестом-восьмом веках здесь обосновались монахи, которые бежали из Константинополя по причине церковных гонений. Они построили здесь скальный монастырь, который позднее был разрушен в результате землетрясения. Затем в разные века монахи периодически возвращались на это место.

Поселение существовало вплоть до восемнадцатого века с большими перерывами. Как монахи вырубали здесь кельи, никто не знает. Даже сегодня, с помощью современных технологий, сделать это в такой твердой скале очень трудно. Монахи, которые живут в настоящее время на территории обители, пытались воспроизвести такие кельи, но это им не удалось.

В 1778 году большинство христиан были вынуждены покинуть Крым, в результате чего святое место оказалось заброшенным на протяжении многих лет. В девятнадцатом веке восстановлением православных храмов и монастырей Крыма занялся святитель Иннокентий. В результате его деятельности обитель была возрождена, ее территория приобрела ухоженный вид. Была проложена дорога и построена церковь святой Анастасии.

Монастырь сегодня

В 1932 году советские власти закрыли обитель. Территория была объявлена заповедником. Лишь в 2005 году храм вновь был восстановлен. Монах Дорофей и его единомышленники приложили к этому немало усилий. В пещере была обустроена новая церковь святой Анастасии, а храм получил у прихожан название Бисерный. В кельях поселились монахи. Они жили здесь и молились. Стройматериалы и воду носили на себе. Это был очень тяжелый труд.

Сегодня все желающие могут не только полюбоваться монастырем, но и познакомиться с его жизнью. На данный момент на его территории проживают несколько монахов. Прихожане помогают им, а многие специально приезжают сюда и принимают участие в хозяйственных работах. Здесь выращивают фрукты и овощи, разводят коров и изготавливают творог и сыр. Монастырский сад довольно необычен. Все растения растут в железных бочках. Имеется в приходе и собственная пекарня, где выпекается хлеб, булочки и просфоры для богослужений.

Поблизости с монастырем была сооружена гостиница. В ней могут остановиться паломники и все, кто желает помочь обители своим трудом. Люди, которые однажды побывали в этом святом месте, приезжают сюда с подарками и просят об этом своих знакомых. Они привозят бисер, старую бижутерию, морские камни, необычные пуговицы. Здесь все найдет свое применение.

Вход на территорию прихода бесплатный, посещать его могут все без исключения. Туристы могут приобрести иконы и различные изделия ручной работы, в их числе и творения из бисера: картины, кресты, тарелочки с ликом святых. Все вещицы созданы с молитвой и хранят дух монастыря. Здесь можно приобрести мыло ручной работы с добавлением горных трав, ароматные масла.

На территории монастыря находится святой источник. Иноки просят уважительно относиться к нему.

Путь к Бисерному храму в Крыму очень труден, он занимает около получаса и называется "дорогой грешников". Облегчает подъем лишь то, что идти приходится в тени небольших деревьев.

Храм поистине уникальный. Он помогает поближе познакомиться с историей и культурой полуострова. Бисерный храм в Крыму будет интересно посетить как верующим, так и обычным туристам.

Святая великомученица

Анастасия Узорешительница, в чью честь назван Бисерный храм в Крыму, родилась в Риме. Ее отец был язычником, а мать тайно исповедовала христианскую веру. Анастасия приняла ее религию и посвятила себя Богу. Девушка была красива, но отказывала всем женихам, дав обет девства.

Узнав о ее вероисповедании, язычники поставили ее перед выбором: отречение от религии или смерть. Девушка выбрала последнее. Палач попытался надругаться над Анастасией, но вместо этого неожиданно ослеп и умер. Девушку мучили и сожгли на костре.

Анастасия Узорешительница признана святой. Еще при жизни она помогала тем, кто оказался в тюрьме за свою веру. Девушка для всех находила слова утешения. Именно за это ее назвали Узорешительницей.

Перед иконой святой Анастасии молятся заключенные о скорейшем освобождении, но не те, кто совершил смертный грех. Просить о помощи могут и их родственники. К ней обращаются также люди, которые хотят укрепить свою веру или попросить об избавлении от болезней. Святая покровительствует и беременным.

Пожар

28 января 2018 года на территории монастыря произошло возгорание. Многие постройки были уничтожены огнем. Благодаря помощи МЧС, удалось потушить пожар и сохранить жизни людей. Пострадали кельи, склады и кухня с трапезной. Только через несколько дней монахи и прихожане смогли оправиться от пережитого и приступить к разбору завалов.

Со всех концов огромной России приходила помощь. Восстановительная работа закипела стремительными темпами. Быстро возвели новые деревянные постройки и принялись за их обустройство. Более сложную работу взяли на себя монахи и прихожане, а легкий труд поручили паломникам.

Бисерный храм в Крыму в Бахчисарае, к счастью, не пострадал от огня. Кроме того, рядом с ним начата постройка нового храма во имя иконы Пресвятой Богородицы "Троеручица". В строительстве принимают участие приезжие с разных уголков России и даже из некоторых стран бывшего Советского Союза. После окончания всех работ монастырь станет еще более красивым и необычным.

Как добраться

К Бисерному храму в Крыму можно доехать из Симферополя на автомобиле. Сначала нужно достичь Бахчисарая, оттуда свернуть в сторону Севастополя и направится в направлении села Предущельное, следуя указателю на трассе. На расстоянии полутора километров от населенного пункта следует припарковаться в районе Качи-Кальон и подняться на гору. Или же доехать до села, свернуть у Дома культуры и на автомобиле подняться на четыре километра по дороге вверх. Так не придется пешком преодолевать крутой склон.

Второй вариант - общественный транспорт. Нужно попасть на автостанцию "Западная" в Симферополе. Отсюда каждый час отправляется автобус до Бахчисарая. Далее следует перейти на маршрутку, которая движется в сторону села Синапное и выйти на остановке "Качи-Кальон". Дорога из Симферополя займет более двух часов, а из Бахчисарая - около тридцати минут.

Бисерный храм в Крыму: отзывы

По мнению туристов, это именно то место, где можно приобрести покой и умиротворение. Обитель покоряет своей гармоничностью, красотой, аккуратностью и необычным убранством. Посетителей восхищает талант и мастерство тех, кто создал настолько прекрасное убранство Бисерного храма в Крыму. Негативные отзывы отсутствуют. Отмечается лишь сложность крутого подъема на гору.

Люди, побывавшие в святом месте, советуют одеваться в удобную одежду, скрывающую руки и плечи. Обувь должна быть приспособленной к долгому подъему на гору. Голову рекомендуется покрыть во избежание солнечного удара.

Следует взять бутылку с водой, которую можно будет выпить по пути к храму, а затем наполнить ее из источника. Фотоаппарат тоже пригодится, так как наверняка возникнет желание сделать снимки живописных видов на память.

Рекомендуется взять с собой немного денег для пожертвования храму и приобретения разных вещиц в церковной лавке, а также вкуснейшего монастырского кваса, настоянного на изюме и имеющего неповторимый вкус. При входе стоит приобрести мешочек, в который вкладывается записка с желанием. Монахи повесят его на колонну.

В Бисерном храме в Крыму стоит побывать как верующим, которые смогут помолиться святой Анастасии, так и туристам. Ведь другой возможности увидеть такую красоту нет во всем мире. Бисерный храм - единственный в своем роде.

или «Хлеб счастья», «почаевский хлеб», «иерусалимский хлеб», «афонский хлеб»…

М ногие годы уже по России, Белоруссии, Литве и Украине гуляет странная закваска, которую называют «почаевским хлебом», «киево-печерской закваской», «иерусалимским», «афонским хлебом», а еще - «тестом счастья», «закваской благополучия» и пр. Многие годы священство разъясняет суеверным людям, что закваска сия - от лукавого, что ничего общего с монастырями эта «монастырская закваска» не имеет, а, наоборот, является делом рук нечистых сердцем людей. Однако, жажда легким способом обрести всеми желаемое счастье так сильна в народе, что доводы здравого смысла оказываются мало действенными, несмотря даже на случаи отравления этим странным хлебом.

Закваска распространяется из рук в руки. Согласно рецепту, который рекомендуется соблюдать очень строго, она готова через несколько дней после того, как попала в дом. За тестом нужно правильно ухаживать. Перед выпечкой смесь, увеличившуюся в объёме в несколько раз, следует разделить на четыре части. Из одной испечь хлеб, остальные раздать хорошим людям. Те в свою очередь должны поступить так же. Очень напоминает «письмо счастья»: перепишите три раза и т. д. Собственно, это и есть «письмо счастья», только в кулинарном исполнении. Точно так же «почаевское тесто» апеллирует к предрассудкам и суевериям, обещая удачу, если послание, то бишь тесто, будет размножено, и несчастье - в противном случае. Только у «теста счастья», в сравнении с письмом, есть один большой недостаток: это продукт питания, который может испортиться.

Какие микробы живут в «тесте счастья»?

Один из вопросов, над которым стоит подумать: насколько безопасен кочующий «продукт счастья»? Эта закваска - беловатая жидкая субстанция, неприятно пахнущая кислятиной. Запах не хлебный, скорее бражный. Получается из загадочной закваски не обычный хлеб, а что-то похожее на кекс, причём, если четко следовать прилагаемому рецепту, очень сладкий.

Наши коллеги, получив закваску, обратились на хлебокомбинат с вопросом, что может в ней содержаться и не опасна ли она для здоровья. Им объяснили, что речь идет, видимо, уже не о чистой культуре. Переходя из рук в руки, из дома в дом (кстати, одно из условий получения счастья - дать закваске в течение суток «привыкнуть» к дому), она собирает на себя другие микроорганизмы. Культуры же, приходящие на хлебокомбинат, стерильны. В стерильности проходят и все процедуры на самом комбинате. Кроме того, время от времени необходимо обновление культуры микроорганизмов. В случае с «монастырской закваской», она долгое время не обновляется. Специалисты-хлебопеки удивились, что закваска такая живучая.

Очевидная нестерильность закваски, переходящей из рук в руки, должна послужить сигналом для всех, кто решил попробовать псевдопочаевского хлебушка. Неизвестно, какие микроорганизмы вызывают брожение. В закваску могли попасть и посторонние патогенные микробы.

Миф о церковном происхождении закваски

Прежде всего, развенчаем миф о церковном происхождении так называемого «хлеба счастья». В нашем регионе путешествует «почаевская закваска», то есть, предполагается, что она имеет самое непосредственное отношение к Почаевской Лавре. Однако, на официальном сайте обители уже не первый год размещено послание братии, предупреждающее о кощунственном обмане наивных людей. Текст этого послания таков:

«Берегитесь, чтобы никто не прельстил Вас…» (Мф. 24:4)

Дорогие братья и сестры!

Как нам стало известно, уже некоторое время по епархиям Украины стали распространять так называемый «хлеб (закваску) из Почаевской Лавры». Братия Почаевской Лавры доводит до Вашего сведению, что это явление не имеет никакого отношения к Свято-Успенской Почаевской Лавре, а является проявлением духовного невежества, суеверия и спекуляции на авторитете нашей Великой Святыни.

Пользоваться этим тестом строго запрещается, так как это может привести к духовному повреждению и иметь мистическое ритуальное значение. Поскольку изготовители упомянутого хлеба лживо прикрываются авторитетом Почаевской Лавры, а ложь изначально является исчадием диавола, то отсюда очевидно, что вся эта затея есть делом рук людей, водимых бесовской силой. Поэтому просим Вас быть очень осторожными в подобных явлениях и на всё брать благословение у местных священников.

«Они прельщают неутверждённые души; сердце их приучено к любостяжанию; это сыны проклятия» (2 Петр. 2:14) .

«Злые же люди и обманщики будут преуспевать во зле, вводя в заблуждения и заблуждаясь» (2 Тим. 3:13)

С уважением, братия
Свято-Успенской Почаевской Лавры

О порче и колдунах

Помимо обещания всех земных благ, авторы закваски обещают человеку, приготовившему хлеб, избавление от всевозможных видов порчи и родовых проклятий. Вот еще одна из причин, по которой многие люди покупаются на сказку о чудотворном хлебе. В последнее время достаточно большое количество людей легкомысленно верят всевозможным магам, экстрасенсам, гадалкам, прорицателям и прочим деятелям оккультных наук. И, как следствие, эти люди используют в своем лексиконе всю ту новомодную оккультную терминологию, которую так неустанно изобретают оккультисты. Тут всевозможные порчи, венцы безбрачия, родовые проклятия, привороты с отворотами и прочее. И, конечно, когда к такому человеку вдруг попадет закваска для хлеба, которая может избавить от всего вышеупомянутого, да еще освящённая в самом Храме Гроба Господня в Иерусалиме, или в Почаевской Лавре, радости его не будет предела. Не надо идти к гадалкам и экстрасенсам, чтобы снимать порчу и родовые проклятия, тратя на это уйму времени и денег. Достаточно просто испечь хлеб, съесть его, и порчи как не бывало. Только вот эти люди забывают о том, что подобная вера колдунам и гадалкам была строго осуждена еще во времена Ветхого Завета. Еще в те давние времена Бог воспретил народу, вышедшему из египетского плена, заниматься колдовством и ходить к волшебникам и чародеям.

Вот что говорит Писание: «Не ворожите и не гадайте» (Лев. 19, 26) , «Не обращайтесь к вызывающим мертвых, и к волшебникам не ходите, и не доводите себя до осквернения от них» (Лев. 19, 31) , «не должен находиться у тебя проводящий сына своего или дочь свою чрез огонь, прорицатель, гадатель, ворожея, чародей, обаятель, вызывающий духов, волшебник и вопрошающий мертвых; ибо мерзок пред Господом всякий, делающий это» (Втор. 18, 11) , «И вы не слушайте своих пророков и своих гадателей, и своих сновидцев, и своих волшебников, и своих звездочетов … ибо они пророчествуют вам ложь» (Иерем. 27, 9–10) . Считаю, что многим было бы полезно знать, что подобные действия или обращение к названным личностям сурово наказывалось: «И если какая душа обратится к вызывающим мертвых и к волшебникам, чтобы блудно ходить вслед их, то Я обращу лицо Мое на ту душу и истреблю ее из народа ее» (Лев. 20, 6), «Ворожеи не оставляй в живых» (Исх. 22, 18) .

Приведённых цитат вполне достаточно, чтобы сделать соответствующие выводы о греховности суждений о чудодейственности «почаевского хлеба». Опять налицо духовная безграмотность нашего народа. Да, 70 лет богоборчества сделали свое дело. Но ведь уже почти 20 никто не запрещает изучать Священное Писание и посещать храм Божий. Лень. Ну вот, опять грех! Ленится наш народ читать Библию и слушать проповеди священников. Зато с удовольствием готов поверить в то, что «почаевский хлеб» в одно мгновение каким-то непостижимым образом принесёт в дом богатство, счастье, исполнение желаний и избавит от колдовства. А ведь недаром гласит народная мудрость: «бесплатный сыр бывает только в мышеловке».

О происхождении «закваски счастья»

Кому-то же так необходимо втянуть в распространение чудо-хлеба православных христиан? Подобную схему подлога довольно часто используют деятели оккультных наук: гадалки, маги, колдуны, экстрасенсы и прочие сомнительные личности. Они зачастую отправляют своих «клиентов» в храмы за свечами и ладаном, сами для вида читают церковные молитвы, иногда даже посылают людей креститься перед началом своих сеансов. Все эти действия носят кощунственный характер. Свечи и ладан используются в магических ритуалах, церковные молитвы читаются вместе с заговорами, а искусить человека после крещения подобными действиями и вовсе «пик удовольствия» для лукавого, который действует через оккультистов.

В случае же с «почаевской закваской» братия монастыря ясно определила типологию духовной подмены - спекуляция на авторитете святыни. Под видом некоего блага, имеющего непосредственное отношение к святыне, людям преподаётся какая-то гадость неизвестного происхождения. Конечно, в этом нет ничего удивительного. Если бы в рецепте иерусалимского хлеба значилось, что закваска была замешана с использованием жертвенной человеческой крови в каком-нибудь сатанинском капище известным колдуном, то вряд ли бы большинство людей согласилось взять в руки эту гадость. Кстати, не стоит исключать возможности именно такого или подобного происхождения «хлеба счастья». Иначе, зачем создателям закваски так тщательно прикрываться авторитетом Церкви, скрывая истинное происхождение продукта.

Ложь налицо, а отец лжи - дьявол. Разве может быть что-то доброе от него? Никак нет! О таких духовных подменах и их авторах предупреждает ап. Павел в послании к Коринфянам: «сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды» (2 Кор. 11, 14–15).

Что же, духовная неграмотность дает свои плоды. Многие покупаются именно на «церковное» происхождение закваски, думая, что раз она освящена в церкви, то, значит, не стоит подвергать сомнению и все остальное, написанное в прилагаемой инструкции. И очень напрасно! Ап. Иоанн Богослов призывает всех нас: «Возлюбленные! Не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире» (1 Ин. 4, 1) .

Заметим, что и кришнаиты практикуют раздачу пищи, посвящённой Кришне (прасад), всем, кому попало, независимо от вероисповедания. Для этого они даже идут на такую уловку, как открытие бесплатных или полубесплатных вегетарианских кафе, посетители которых даже не подозревают, что едят идоложертвенную пищу.

Другой пример - «преподобный» Мун, основатель известной секты. Пища с его кровью или (прошу прощения у читателя) спермой изготавливается адептами секты и раздаётся на их собраниях. Вполне возможно, что «преподобный» Мун, жаждущий накормить такой пищей весь мир, уже начал какую-то тайную политику и изобрёл «тесто счастья».

Можно привести еще ряд примеров, но в том нет нужды. Важно понять главное - кто-то специально по научению дьявола старается ввести в заблуждение православных христиан, прикрываясь ширмой святости. Поэтому для православного христианина никак недопустимо вкушение и распространение «почаевского хлеба». А если кто-то уже успел согрешить подобным образом, то пусть принесёт Богу плоды покаяния. Благо, есть у нас такая возможность, а Господь, как любящий Отец, прощает нам наши грехи.

Дорогие братья и сестры! Будьте осторожны в вопросах духовной жизни. Для разрешения подобных недоумений обращайтесь к священникам.

Подготовлено с использованием материалов Интернет

Loading...Loading...