Служба на бутовском полигоне 13 мая. Бутовский полигон

Уже стало традицией, что в четвёртую субботу по Пасхе празднуется Собор новомучеников и исповедников Российских в Бутове пострадавших. Ежегодно в этот день Святейший Патриарх Московский и всея Руси в сослужении сонма духовенства совершает Божественную литургию. В этом году патриаршее богослужение, которое пришлось на 13 мая, посетила группа прихожан нашего храма во главе со священником Стефаном Небыковым. По дороге на место службы паломники, готовившиеся к причащению Святых Тайн, исповедались у отца Стефана.

Май этого года запомнился необычайными холодами. Пошли разговоры даже про «малый ледниковый период». И точно в подтверждение этого ещё за сутки до бутовского богослужения полдня шёл мокрый снег. Последние же годы поездок в Бутово запомнились нашим прихожанам дождливой, пасмурной погодой. И, неожиданно для всех, в этот раз весь день светило яркое солнышко, и никакого дождя не было.

На месте Бутовского полигона в XIX веке находилось имение Космодамианское-Дрожжино (в честь святых бессребреников Космы и Дамиана). В 1889 году в имении был основан конный завод и устроен ипподром со зрительскими трибунами. После Октябрьской революции конный завод перешёл под контроль государства и какое-то время поставлял лошадей для Красной армии. В 1920-е годы конный завод был преобразован в сельскохозяйственную колонию ОГПУ. В 1935 году здесь был устроен стрелковый полигон НКВД, а территория взята под круглосуточную усиленную охрану. Поблизости, на месте личной дачи расстрелянного главы НКВД Генриха Ягоды, располагался другой «спецобъект» – Коммунарка. В разгар репрессий 1937 года на московских кладбищах не хватало места для захоронений, и было принято решение об организации расстрелов и захоронений на объектах Бутово и Коммунарка. Так как в Бутове уже был стрелковый полигон, звуки выстрелов не должны были пробудить каких либо подозрений у жителей окрестных деревень и дачных посёлков. В Коммунарке, по существующим оценкам, было захоронено 5-10 тыс. человек, в Бутове около 21 тыс. В Коммунарке нашли свою кончину советские и партийные руководители, офицеры Красной армии, сотрудники НКВД, деятели культуры и искусства. В Бутове расстреливали бывших «представителей эксплуататорских классов», а также рабочих, крестьян, простых служащих и духовенство. Достоверно известно, что в Бутове расстреляли около тысячи представителей Церкви. Впоследствии более трёхсот из них были канонизированы Русской Православной Церковью как новомученики, в Бутове пострадавшие, в числе Собора святых новомучеников и исповедников Церкви Русской. Возглавляет список священномученик митрополит Серафим (Чичагов). Таким образом, сама земля полигона стала усыпальницей множества святых.

В 1995 году территорию Бутовского полигона передали Русской Православной Церкви, и вскоре здесь был построен небольшой деревянный храм, а в 2007 году Святейшим Патриархом Алексием Вторым в сослужении с митрополитом Лавром, Первоиерархом Русской Зарубежной Церкви, было совершено освящение большого каменного храма Новомучеников и Исповедников Российских в Бутове. Настоятелем храма является протоиерей Кирилл Каледа.

В конце субботнего богослужения Святейший Патриарх обратился с как всегда яркой проповедью, которую посвятил теме свободы внутренней и свободы внешней. Святейший подчеркнул, что то, что рука Божия совершает, или чему Господь попускает совершиться, бывает порой не понятно в момент совершения, но становится ясно по прошествии времени. Подвиг новомучеников был не только жертвой за грехи людей, но и великой силой, могущей преобразовать всю жизнь нашего народа. Эта жертва стала залогом нынешнего духовного подъёма. Как получилось, что Революция 1917 года, столетие которой мы отмечаем ныне, проходила под лозунгом всеобщего освобождения, была связана с массовыми надеждами на наступление «царства свободы», а в действительности знаменовала собой наступление диктатуры и тотальной несвободы? Как получается, что в годы репрессий, в ГУЛАГе, в лагере, зачастую, человек оказывался абсолютно внутренне свободен, а современный человек, со всеми его номинальными правами и свободами, оказывается тотально порабощён? Истинная свобода, по слову Святейшего, есть свобода от греха. И порабощение греху оказывается зачастую для человеческой души по своим разрушительным последствиям страшней порабощения внешней диктатуре тоталитарного государства.

По окончании богослужения у поклонного креста, привезённого в Бутово с Соловков, из ещё одного знакового места, увы, связанного не только с темой аскетических подвигов, но и с мрачной эпохой массовых репрессий, наши паломники побеседовали со своим настоятелем, протоиереем Николаем Балашовым. Батюшка поделился воспоминаниями о событиях, связанных с этим местом уже в годы его служения, в частности, о первых приездах сюда делегаций Русской Православной Церкви Заграницей. Здесь же, у Соловецкого креста все сфотографировались на память.

МОСКВА, 13 мая - РИА Новости, Сергей Стефанов. Тринадцатого мая Бутовский полигон вновь стал центром богослужебной и молитвенной жизни Русской церкви. По уже устоявшейся традиции, ежегодно в день, когда совершается празднование "Собора новомучеников, в Бутове пострадавших", патриарх Московский и всея Руси служит здесь Божественную литургию и заупокойную литию.

Богослужение проходит под открытым небом — находящийся рядом храм Новомучеников и Исповедников Российских просто не может вместить всех представителей духовенства и многочисленных паломников, приезжающих сюда в четвертую субботу по Пасхе.

"ПРЕОБРАЗУЮЩАЯ СИЛА"

В этот раз на Бутовский полигон был принесен ковчег с частицами мощей всех новомучеников и исповедников Церкви Русской, чьи останки были обретены в годы возрождения церковной жизни. В год 100-летия революции 1917 года ковчег с мощами святых будет принесен во все епархии Русской православной церкви на территории России. Вместе с патриархом Кириллом под открытым небом в субботу молились более десятка архиереев и почти все московское духовенство.

"Все то, что рука Божия совершает, может быть, непонятно в момент совершения, но становится ясным по прошествии времени. И мы понимаем, что та жертва мучеников наших была не просто жертвой за грехи людей пред Божьей справедливостью, но была великой силой, могущей преобразовать всю жизнь нашего народа. Кровь мучеников бутовских и всех прочих мучеников не была напрасной. И совершенно очевидно, что никакого духовного возрождения народа нашего и Церкви нашей не было бы, если бы не их подвиг, не их жертвы и не их святые молитвы", — сказал патриарх после богослужения.

Патриарх: без новомучеников российских не было бы Великой Победы Празднование Собора новомучеников российских, в Бутове пострадавших, который Русская православная церковь отмечает в четвертое воскресенье после Пасхи, в этом году совпало с 9 мая и было перенесено. Однако близость этих двух памятных дней была отмечена всеми, принимавшими участие в их праздновании.

Бутово, по словам предстоятеля, является не только памятником прошлого, но "местом, которое будит христианскую совесть, свидетельствуя о величии Божией истины". Эту истину "невозможно помрачить или разрушить даже тогда, когда многие стараются это сделать".

На сегодняшний день установлены имена более 20 тысяч человек (20.760), расстрелянных и погребенных на Бутовском полигоне в период с августа 1937-го по октябрь 1938 года. Около тысячи из них пострадали как исповедники православной веры, более трехсот причислены к лику святых. Но это, впрочем, то, что известно.

"Точно нельзя сказать, сколько именно людей там расстреляны и захоронены, — говорит главный редактор восьмитомного издания Книги памяти "Бутовский полигон" Лидия Головкова. — Мы, например, знаем, что в январе 1939 года по Москве была большая облава и было арестовано более 28 тысяч человек. Часть из них были расстреляны, может быть, немалое число. Мы предполагаем, что они тоже могут быть в Бутово, потому что там все было устроено для этого — чтобы захоронить много тел. Но мы пока можем только предполагать. Документов нет".

НОВЫЕ ИМЕНА

Сбором сведений о пострадавших в годы гонений на Церковь в XX веке занимаются Синодальная комиссия по канонизации, фонд "Память мучеников и исповедников Русской православной церкви", Православный Свято-Тихоновский гуманитарный университет (ПСТГУ). Системная работа на этом направлении была начата после обращения к пастве патриарха Алексия Второго, призвавшего сообщать о пострадавших за веру родственниках.

База данных ПСТГУ "За Христа пострадавшие" является наиболее полной: в ней собираются сведения и о тех людях, вопрос о канонизации которых не стоит. Как рассказал РИА Новости доктор церковной истории, заместитель заведующего отделом новейшей истории РПЦ Свято-Тихоновского университета священник Александр Мазырин, на данный момент в базе содержится более 36 тысяч имен.

"Мы полагаем, — говорит Мазырин, — что это примерно треть от общего числа пострадавших (имеются в виду не все, потерпевшие то или иное поношение за веру, а именно репрессированные)… Свое "Бутово" в конце 1930-х имел практически каждый областной центр, но до сих пор не все расстрельные полигоны известны. Соответственно, неполна и информация о расстрелянных. Нет полноты картины и в отношении прошедших через ссылки, тюрьмы и лагеря".

Сейчас для дальнейшего пополнения баз данных необходимо развитие исследований, главным образом, на региональном уровне, однако для этого, как замечает отец Александр, нужны "энтузиасты-мучениколюбцы", готовые преодолевать немалые трудности поисковой работы, в том числе и в архивных фондах.

О многих репрессированных поисковики узнают только из следственных дел, благодаря которым имена безвестных страдальцев вновь являются людям. "Разобраться в следственном деле — где там правда, а где нет, — очень трудно… Но какие-то биографические данные там, конечно, есть, которые можно проверить, хотя и это не всегда возможно. Но все равно - это имя, оно уже есть, оно звучит и оно уже подлежит поминовению", — говорит Головкова.

По последним оценкам, в результате гонений в XX веке пострадало около 100 тысяч священнослужителей, монашествующих и мирян Русской церкви. И если до революции в ее святцах было 450 имен, то сегодня — более 2,5 тысячи, и в основном это новомученики, канонизированные в недавнее время. Архиерейский собор 2000 года включил в их сонм сразу около 1 тысячи имен. В том же году на Бутовском полигоне патриарх впервые совершил литургию, помолившись о всех, "за веру и правду страшные страдания претерпевших…, их же имена Ты сам, Господи, веси".

ПРОГРАММА ПОЕЗДКИ:

Вечером отправление с Московского вокзала.

Прибытие в Москву.

Переезд в Бутово.

Храм Новомучеников и Исповедников Российских.

8.30 Праздничная Божественная Литургия

Бутовский полигон. К рупнейшее в Московском регионе место массовых расстрелов и захоронений жертв сталинских репрессий. Сегодня известны имена 20760 человек здесь убиенных. Эти люди были расстреляны в течении очень короткого периода времени, с августа 1937г. по октябрь 1938, а полигон функционировал с 34 по 53 год.

Трапеза.

Екатериненская пустынь. Обитель возникла при царе Алексее Михайловиче как женская обитель. В 1931-34 гг. на территории работала детская воспитательная колония, а в 1935-54 гг. здесь находилась печально известная тюрьма Сухановка.

Данилов мужской монастырь. Обитель основана на рубеже XIII и XIV вв. московским князем Даниилом Александровичем, младшим сыном князя Александра Невского. Здесь пребывают мощи прп. Даниила Московского и преподобноисповедника Георгия Даниловского, который около 10 лет провёл в тюрьмах.

Марфо-Мариинская обитель. Основательницей и первой настоятельницей московской обители была великая княгиня св. Елисавета Феодоровна. В ночь на 5 (18) июля 1918 года великая княгиня была убита большевиками: сброшена в шахту Новая Селимская в 18 км от Алапаевска. Мощи её покоятся в храме Марии Магдалины в Иерусалиме.

Музей истории ГУЛАГа. История ГУЛАГа — системы исправительно-трудовых лагерей, ставших в 1930—1950-е годы инструментом государственных репрессий в СССР, — никогда ранее не была представлена в музейном пространстве как единый цельный феномен, поэтому Музей истории ГУЛАГа не имеет аналогов среди музеев России.

Храм пророка Илии в Обыденном переулке. Храм построенный в XVI век в честь пророка Божия Илии никогда не закрывался и является одним из самых любимых храмов москвичей. Здесь хранятся мное почитаемы святынни перенесённые из закрытых храмов. В том числе чудотворная икона Богородицы "Нечаянная Радость", иконы написанные священно мучеником Серафимом (Чичаговым) и др.

Зачатьевский монастырь. Основан в 1360-е годы. Был закрыт в 1918 году и возобновлён в 1995 году в статусе ставропигиального. Южный придел храма Сошествия Святого Духа на апостолов освящен во имя священномученика Владимира.

Донской мужской монастырь. Основан в 1591 году царём Фёдором Иоанновичем после спасения Москвы от войск крымского хана Газы II Гирея по молитвам перед образом Божией Матери "Донская". Здесь под арестом содержался святой священномученик патриарх Тихон, мощи которого пребывают в обители до сих пор.

Размещение в гостинице. Трапеза

Покровский женский монастырь. Монастырь основан как мужской в 1635 году царём Михаилом Фёдоровичем в память своего отца — Патриарха Филарета, скончавшегося в праздник Покрова Богородицы. С 1998 года здесь пребываютсвятые мощи великой угодницы Божией - св. блаж. Матроны Московской.

7.00 Божественная Литургия

Тропеза

Афонское подворье. Подворье афонского Свято-Пантелеймоновского монастыря в Москве ведет своё начало с сентября 1879 год. С 1891 по 1894 настоятелем подворья был Преподобный Аристоклий, старец Афонский и Московский чудотворец, мощи которого здесь пребывают. (Женщины могут пройти на территорию подворья только в юбке. Юбки не выдают!!!)

Церковь Покрова Богородицы на Лыщиковой горе. На рубеже XV—XVI веков, на Лыщиковой горке был основан великокняжеский Покровский Лыщиков монастырь. Обитель была уничтожена при нашествии поляков. Современная церковь была построена в конце XVII века. В1931 году оставшиеся без окормления из-за ареста протоиерея Романа Медведя его духовные чада вошли в общину этого храма. Сейчас в храме пребывают его честные мощи.

Храм Николая Чудотворца в Подкопаях. Ц ерковь во имя Святого Николая Чудотворца в Подкопаях, впервые упоминается в 1493 году. С этим храмом связаны имена четырёх новомучеников — это священномученик о. Петр Петриков (растрелянный в Бутово), настоятель храма иеромонах Андрей (Эльбсон) и две тайные монахини Валентина (Засыпкина) и Вера (Рожкова).

Храм Николая Чудотворца в Клённиках. Храм ведёт свою историю с 1657 года. Настоятелями этого храма были святой преподобный Алексий (Мечев), мощи которого здесь пребываю т и его сын священномученик Сергий (Мечев) расстрелянный в 1942 году.

Сретенский мужской монастырь. Монастырь основан в 1397 году князем Василием Iна месте, где крестный ход, возглавляемый святителем Киприаном, встретил чудотворный образ Владимирской иконы Божией Матери. Здесь покоятся мощи священномученика архиепископа Илариона (Троицкого), который в 1923 году был настоятелем монастыря. Сейчас в обители идёт строительство храма Новомучеников и Исповедников церкви Русской на крови.

Знаменский храм в Переяславской слободе. 10 декабря 1937 года, в день престольного праздника, на Бутовском полигоне был расстрелян настоятель храма протоиерей Иоанн Смирнов, ныне прославленный в лике святых. В 1938 году были расстреляны священники Михаил Соколов, Петр Поспелов, Петр Успенский и Сергий Сахаров, в разное время служившие в нашем храме. Прихожанка Знаменского храма Аполлинария Тупицына также претерпела мученическую кончину и прославлена ныне в лике святых.

Отправление с Ленинградского вокзала.

Прибытие в Санкт-Петербург

13 мая 2017 года , в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших, Святейший Патриарх Московский и всея Руси КИРИЛЛ совершил Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне. По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви обратился к верующим с проповедью.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, в четвертую субботу после Пасхи, по сложившейся в новейшее время замечательной традиции мы собираемся здесь, на Бутовском полигоне. На месте умерщвления десятков тысяч неповинных людей, многие из которых душу свою положили за веру Христову, мы совершаем Божественную литургию, в которой участвуют священнослужители Московских городской и областной епархий, игумении и игумены монастырей, многочисленный народ Божий. На антиминсе, которым сделалась земля Бутовского полигона, мы возносим Господу бескровную Жертву и молимся об упокоении невинных. И, наверное, каждый, кто вспоминает невинно убиенных, думает о том, что только силой Божией и в ответ на молитвы мы можем получить от Господа времена мирные, исполненные справедливости и милостивого отношения к людям, которые навсегда исключили бы из нашей жизни опасность повторения того, что произошло в нашем Отечестве в страшные годы послереволюционного уничтожения веры и Церкви.

Сегодня мы слышали отрывок из книги Деяний (12:1-11), которая читается в Пасхальный период. В нем повествовалось о том, как по приказу Ирода был заточен в темницу апостол Петр - в праздник Пасхи и дни опресноков. Ирод намеревался вывести Петра к народу, но незадолго до того апостол был чудесным образом избавлен. В темнице, где Петр лежал меж двумя воинами, скованный двумя цепями, явился ангел, сбросил с него оковы и вывел наружу, несмотря на две стражи, то есть две группы воинов, которые охраняли путь от темницы к вратам. Затем ангел открыл врата темницы, причем, как подчеркивает автор, железные врата. А ведь тогда железо было дорогим материалом, и уж если врата делались из железа, то для того, чтобы никто никогда не мог бы их сломать, никто никогда не мог бы покинуть темницу. Но апостол Петр выводится Божией силой из этого страшного заточения и обретает свободу. Какую он свободу обрел? Внешнюю свободу, от внешних уз. Было ли это хорошим делом? Несомненно, ибо если бы Петр не обрел внешней свободы и остался в темнице, то наверняка бы погиб, и это бы очень осложнило проповедь о Христе Воскресшем.

Наверное, когда наши братья и сестры, мученики XX века, находились в заточении, когда их везли сюда на грузовиках, чтобы расстрелять, они молились Господу и просили, чтобы «минула их чаша сия» (Мф. 26:39), чтобы Господь их спас. Наверное, так молился священномученик Серафим, митрополит Ленинградский, - в 1937 году, будучи уже глубоким стариком, он был арестован и расстрелян здесь, в Бутово. Каждый с верой в сердце просил Господа: «да минует меня чаша сия», но Господь попустил смерть ни в чем не повинных мучеников. То, что рука Божия совершает, не всегда бывает понятно сразу, но становится ясным по прошествии времени. И мы понимаем, что жертва наших мучеников была великой силой, могущей преобразовать всю жизнь нашего народа.

Сегодня настало время, когда мы должны доказать, что кровь мучеников Бутовских и всех иных не была напрасна. Мы должны открыть глаза всем, в первую очередь нашим соплеменникам, чтобы они поняли, какой путь ведет в бездну, в погибель. Очевидно, что духовное возрождение не могло бы произойти, если бы не подвиг новомучеников, их жертва, их святые молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей.

Сегодня мы слышали Евангельское чтение (Ин. 8:31-42), в котором приводятся замечательные слова Спасителя, обращенные к иудеям, но ими не понятые. Он сказал: «Познайте истину, и истина сделает вас свободными». Ему отвечают: «Мы дети Авраама и никогда ни у кого в рабстве не были. О какой свободе Ты говоришь?» Тогда Господь объясняет им, о какой свободе идет речь, - о том, что существует высшая, абсолютная свобода, свобода от греха. Это не внешняя свобода, не та свобода, которую обрел апостол Петр, не та свобода, которой лишились новомученики, но свобода внутренняя, которая есть путь в Царствие Небесное. Внутренняя свобода делает человека свободным вне зависимости от внешних обстоятельств, и те, кто не предал Христа, в том числе на краю Бутовских рвов, были свободны, несмотря на страшное насилие, несмотря на непреодолимую силу зла и жестокости.

Слова Господа о свободе от греха, об истине, которая освобождает нас, очень актуальны. Сегодня считается недопустимым ограничивать внешнюю человеческую свободу, а если такое где-то происходит, то все возмущаются, говорят о нарушении человеческих прав и даже о необходимости менять политические режимы. Но одновременно мы должны свидетельствовать, что живем в условиях, когда происходит порабощение внутреннего человека, разрушение его внутренней свободы. Сознавая себя внешне свободными, люди массово становятся рабами - рабами идей, политических концепций, принятых точек зрения.

Иногда наше врожденное нравственное чувство возмущается, когда совершенно очевидным образом некий человек себя ведет недопустимо, например, оскорбляет религиозные чувства других. Но нам пытаются объяснить, что это и есть свобода. Нам пытаются объяснить, что нужно жить по определенным правилам, и тогда никто не будет покушаться на наши человеческие права. Но эти правила духовно закабаляют человека, формируют такое сознание, что он становится рабом, не сознавая своего рабства.

Что же может вывести человека из этой темницы, подобно тому, как ангел вывел Петра и даровал ему внешнюю свободу? Истина. «Истина сделает вас свободными» (Ин. 8:32), Господь сделает нас свободными. Мы только никогда не должны предавать Его истину, мы должны принять ее всем сердцем, всей душою своею, всем разумением своим. Мы должны накладывать эту истину на информационный поток, который обрушивается на наше сознание, с тем чтобы понять, что в этом потоке правильно, а что греховно и смертельно опасно. Тогда мы будем свободны - и от этого информационного потока, и от всех сил, которые обрушиваются на нас, пытаясь формировать наше сознание.

Собственно говоря, почему политические перевороты, революции всегда сопровождались гонениями на Церковь? Более того, сперва расправлялись с классами, которые считались эксплуататорскими, потом забывали об этой борьбе, но никогда не прекращались гонения на Церковь, - история нашего Отечества XX века об этом ярко свидетельствует. Возникает вопрос ― почему? Ответ простой. Потому что Церковь проповедует истину, впитав которую, человек становится внутренне свободным вне зависимости от внешних обстоятельств. Невозможно управлять свободными людьми, навязывая им нечто, что расходится с Божественной истиной. Вот почему Церковь всегда находится в положении если не гонимой, то критикуемой, потому что те, кто желает контролировать народное сознание, понимают: покуда есть Церковь, тотального контроля никогда не будет.

По милости Божией сегодня в нашей стране предоставлены все возможности, в том числе для проповеди. Московский Патриарх, обращаясь с этих ступеней, говорит сегодня то, что должен сказать, ничего не опасаясь и не думая о последствиях, но не во всех местах земного шара такое возможно. И мы свидетельствуем о том, что невидимая брань Божественной истины с бесовскими наваждениями продолжается и будет продолжаться до скончания человеческой истории.

А для того чтобы мы с вами никогда не разменяли Божественную истину на ложных идолов, в том числе навязываемых современным информационным потоком, мы должны обращаться за помощью к святым мученикам и исповедникам Церкви нашей, включая тех, кто лежит здесь, на Бутовском полигоне. Их молитвами да сохранит Господь Церковь Русскую, да сохранит Господь наш народ, Отечество наше, и мы дерзаем обращаться к ним с молитвою, да сохранит Господь весь род человеческий от плена вражия. Аминь.

Пресс-служба Патриарха Московского и всея Руси

Фото С. Власов.

Видео: Роман Самсонов, Лев Брусенцов, Артём Леднёв. Звук: Александр Бригадов.

13 мая 2017 года, в праздник Собора новомучеников, в Бутове пострадавших (переходящее празднование в 4-ю субботу по Пасхе), Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил Божественную литургию под открытым небом на Бутовском полигоне - месте массовых расстрелов и захоронения жертв политических репрессий, в том числе многих священнослужителей и мирян, прославленных ныне в сонме новомучеников. В богослужении принял участие настоятель Вознесенской Давидовой пустыни игумен Сергий (Куксов).

На Бутовский полигон был принесен ковчег с частицами мощей новомучеников и исповедников Церкви Русской, чьи останки были обретены в годы возрождения церковной жизни. В год 100-летия революции 1917 года ковчег с мощами новомучеников и исповедников будет принесен во все епархии Русской Православной Церкви на территории России.

За Литургией Его Святейшеству сослужили: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, Патриарший наместник Московской епархии; митрополит Истринский Арсений, первый викарий Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; архиепископ Верейский Евгений, председатель Учебного комитета Русской Православной Церкви; архиепископ Сергиево-Посадский Феогност, председатель Синодального отдела по монастырям и монашеству, наместник Троице-Сергиевой лавры; архиепископ Солнечногорский Сергий, руководитель Административного секретариата Московской Патриархии; епископ Илиан (Востряков); епископ Гурий (Шалимов); епископ Видновский Тихон; епископ Дмитровский Феофилакт, наместник Андреевского ставропигиального монастыря; епископ Иероним (Чернышов); епископ Подольский Тихон; епископ Орехово-Зуевский Пантелеимон, председатель Синодального отдела по церковной благотворительности и социальному служению; епископ Воскресенский Савва, первый заместитель управляющего делами Московской Патриархии, наместник Новоспасского ставропигиального монастыря; епископ Балашихинский Николай; епископ Зарайский Константин; епископ Бронницкий Парамон, наместник Донского ставропигиального монастыря; епископ Луховицкий Петр; протоиерей Владимир Диваков, секретарь Патриарха Московского и всея Руси по г. Москве; протоиерей Михаил Егоров, секретарь Московского епархиального управления; духовенство Москвы и Московской области. На богослужении присутствовали: председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека, советник Президента РФ М. А. Федотов; глава Ленинского района Московской области О. В. Хромов. За литургией молились настоятельницы и насельницы ряда женских монастырей Русской Православной Церкви, многочисленные паломники.

Богослужебные песнопения исполнил хор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (регент Т. И. Королева).

После сугубой ектении Предстоятель Русской Православной Церкви вознес молитву о мире на Украине.

Затем прозвучали прошения о упокоении душ усопших рабов Божиих, «за веру и правду страшные страдания и истязания в годы лихолетия и гонения на Церковь Христову претерпевших, пострадавших и убиенных, от болезней, глада и хлада, в темницах и узах и на месте сем мученически жизни свои скончавших архипастырей, пастырей, монашествующих и мирян, их же имена Ты Сам, Господи, веси».

По завершении Литургии Святейший Патриарх Кирилл совершил молебен святым новомученикам и исповедникам Церкви Русской и заупокойную литию по всем погибшим и погребенным на Бутовском полигоне.

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл обратился к верующим с Первосвятительским словом. «Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! Сегодня, в четвертую субботу после Пасхи, по сложившейся в новейшее время замечательной традиции мы собираемся здесь, на Бутовском полигоне. На месте умерщвления десятков тысяч неповинных людей, многие из которых душу свою положили за веру Христову, мы совершаем Божественную литургию, в которой участвуют священнослужители Московских городской и областной епархий, игумении и игумены монастырей, многочисленный народ Божий. На антиминсе, которым сделалась земля Бутовского полигона, мы возносим Господу бескровную Жертву и молимся об упокоении невинных. И, наверное, каждый, кто вспоминает невинно убиенных, думает о том, что только силой Божией и в ответ на молитвы мы можем получить от Господа времена мирные, исполненные справедливости и милостивого отношения к людям, которые навсегда исключили бы из нашей жизни опасность повторения того, что произошло в нашем Отечестве в страшные годы послереволюционного уничтожения веры и Церкви. Сегодня мы слышали отрывок из книги Деяний (12:1–11), которая читается в Пасхальный период. В нем повествовалось о том, как по приказу Ирода был заточен в темницу апостол Петр - в праздник Пасхи и дни опресноков. Ирод намеревался вывести Петра к народу, но незадолго до того апостол был чудесным образом избавлен. В темнице, где Петр лежал меж двумя воинами, скованный двумя цепями, явился ангел, сбросил с него оковы и вывел наружу, несмотря на две стражи, то есть две группы воинов, которые охраняли путь от темницы к вратам. Затем ангел открыл врата темницы, причем, как подчеркивает автор, железные врата. А ведь тогда железо было дорогим материалом, и уж если врата делались из железа, то для того, чтобы никто никогда не мог бы их сломать, никто никогда не мог бы покинуть темницу. Но апостол Петр выводится Божией силой из этого страшного заточения и обретает свободу. Какую он свободу обрел? Внешнюю свободу, от внешних уз. Было ли это хорошим делом? Несомненно, ибо если бы Петр не обрел внешней свободы и остался в темнице, то наверняка бы погиб, и это бы очень осложнило проповедь о Христе Воскресшем. Наверное, когда наши братья и сестры, мученики XX века, находились в заточении, когда их везли сюда на грузовиках, чтобы расстрелять, они молились Господу и просили, чтобы „минула их чаша сия“ (Мф. 26:39), чтобы Господь их спас. Наверное, так молился священномученик Серафим, митрополит Ленинградский, - в 1937 году, будучи уже глубоким стариком, он был арестован и расстрелян здесь, в Бутово. Каждый с верой в сердце просил Господа: „да минует меня чаша сия“, но Господь попустил смерть ни в чем не повинных мучеников. То, что рука Божия совершает, не всегда бывает понятно сразу, но становится ясным по прошествии времени. И мы понимаем, что жертва наших мучеников была великой силой, могущей преобразовать всю жизнь нашего народа. Сегодня настало время, когда мы должны доказать, что кровь мучеников Бутовских и всех иных не была напрасна. Мы должны открыть глаза всем, в первую очередь нашим соплеменникам, чтобы они поняли, какой путь ведет в бездну, в погибель. Очевидно, что духовное возрождение не могло бы произойти, если бы не подвиг новомучеников, их жертва, их святые молитвы об Отечестве нашем, о народе нашем, о Церкви нашей. Сегодня мы слышали Евангельское чтение (Ин. 8:31–42), в котором приводятся замечательные слова Спасителя, обращенные к иудеям, но ими не понятые. Он сказал: „Познайте истину, и истина сделает вас свободными“. Ему отвечают: „Мы дети Авраама и никогда ни у кого в рабстве не были. О какой свободе Ты говоришь?“ Тогда Господь объясняет им, о какой свободе идет речь, - о том, что существует высшая, абсолютная свобода, свобода от греха. Это не внешняя свобода, не та свобода, которую обрел апостол Петр, не та свобода, которой лишились новомученики, но свобода внутренняя, которая есть путь в Царствие Небесное. Внутренняя свобода делает человека свободным вне зависимости от внешних обстоятельств, и те, кто не предал Христа, в том числе на краю Бутовских рвов, были свободны, несмотря на страшное насилие, несмотря на непреодолимую силу зла и жестокости. Слова Господа о свободе от греха, об истине, которая освобождает нас, очень актуальны. Сегодня считается недопустимым ограничивать внешнюю человеческую свободу, а если такое где-то происходит, то все возмущаются, говорят о нарушении человеческих прав и даже о необходимости менять политические режимы. Но одновременно мы должны свидетельствовать, что живем в условиях, когда происходит порабощение внутреннего человека, разрушение его внутренней свободы. Сознавая себя внешне свободными, люди массово становятся рабами - рабами идей, политических концепций, принятых точек зрения. Иногда наше врожденное нравственное чувство возмущается, когда совершенно очевидным образом некий человек себя ведет недопустимо, например, оскорбляет религиозные чувства других. Но нам пытаются объяснить, что это и есть свобода. Нам пытаются объяснить, что нужно жить по определенным правилам, и тогда никто не будет покушаться на наши человеческие права. Но эти правила духовно закабаляют человека, формируют такое сознание, что он становится рабом, не сознавая своего рабства. Что же может вывести человека из этой темницы, подобно тому, как ангел вывел Петра и даровал ему внешнюю свободу? Истина. „Истина сделает вас свободными“ (Ин. 8:32), Господь сделает нас свободными. Мы только никогда не должны предавать Его истину, мы должны принять ее всем сердцем, всей душою своею, всем разумением своим. Мы должны накладывать эту истину на информационный поток, который обрушивается на наше сознание, с тем чтобы понять, что в этом потоке правильно, а что греховно и смертельно опасно. Тогда мы будем свободны - и от этого информационного потока, и от всех сил, которые обрушиваются на нас, пытаясь формировать наше сознание. Собственно говоря, почему политические перевороты, революции всегда сопровождались гонениями на Церковь? Более того, сперва расправлялись с классами, которые считались эксплуататорскими, потом забывали об этой борьбе, но никогда не прекращались гонения на Церковь, - история нашего Отечества XX века об этом ярко свидетельствует. Возникает вопрос ― почему? Ответ простой. Потому что Церковь проповедует истину, впитав которую, человек становится внутренне свободным вне зависимости от внешних обстоятельств. Невозможно управлять свободными людьми, навязывая им нечто, что расходится с Божественной истиной. Вот почему Церковь всегда находится в положении если не гонимой, то критикуемой, потому что те, кто желает контролировать народное сознание, понимают: покуда есть Церковь, тотального контроля никогда не будет. По милости Божией сегодня в нашей стране предоставлены все возможности, в том числе для проповеди. Московский Патриарх, обращаясь с этих ступеней, говорит сегодня то, что должен сказать, ничего не опасаясь и не думая о последствиях, но не во всех местах земного шара такое возможно. И мы свидетельствуем о том, что невидимая брань Божественной истины с бесовскими наваждениями продолжается и будет продолжаться до скончания человеческой истории. А для того чтобы мы с вами никогда не разменяли Божественную истину на ложных идолов, в том числе навязываемых современным информационным потоком, мы должны обращаться за помощью к святым мученикам и исповедникам Церкви нашей, включая тех, кто лежит здесь, на Бутовском полигоне. Их молитвами да сохранит Господь Церковь Русскую, да сохранит Господь наш народ, Отечество наше, и мы дерзаем обращаться к ним с молитвою, да сохранит Господь весь род человеческий от плена вражия. Аминь».

Loading...Loading...