Учрежденный петром 1 синод заменил. Синод — это Священный синод Русской православной церкви

Само слово «грех» в русском языке первоначально могло трактоваться как «ошибка», о чем свидетельствуют такие однокоренные слова, как «огреха», «погрешность». К слову, в других языках это слово имело похожее значение. В греческом это понятие обозначали словом ἁμάρτημα (ἁμαρτία), что вернее всего переводится как «промах, провинность», а иудеи обозначали непреднамеренное прегрешение словом «хэт», что также можно перевести как «промах».

В современном обществе, если не брать в расчет религиозный аспект, понятие «греха» воспринимается как нарушение законов общественной морали, а также государственных законов. Таким образом, человек, соблюдающий законы общества, не совершающий преступлений, предусмотренных уголовным кодексом, не нарушающий светских моральных и этических норм, уже не грешит.

Несколько сложнее обстоит дело с религиозным понятием греха, ведь каждая религия трактует понятие греха по-своему.

Сознание греховности.

Тем не менее люди зачастую чувствуют себя грешными, переживают из-за того, что живут неправильно, поступают несправедливо по отношению к другим. Жить с такими мыслями непросто. Но правда состоит в том, что ни один человек не может быть абсолютно хорош или безнадежно плох.

Если мучает сознание собственного несовершенства, можно попробовать решить эту проблему, работая с внутренним чувством вины, а также развивая собственную эмпатию. Перестав испытывать вину за то, в чем человек фактически не виноват, ему станет легче принять себя и поверить, что он не так уж плох, сделать собственную жизнь более радостной. А развитая эмпатия, т.е. способность чувствовать переживания и эмоции окружающих, умение поставить себя на место другого, понять, что он испытывает, когда с ним поступают тем или иным образом, поможет бережнее относиться к ближнему и не ранить его своими поступками, а значит, объективно стать лучше, т.е. перестать грешить.

Избавиться от чувства вины.

Иногда чувство вины ошибочно путают с совестью, когда человек переживает за совершенные им неблаговидные поступки и стремится их исправить. Но чувство вины - это нечто другое. Это ощущение собственной ответственности за то, за что человек в принципе отвечать не может.

Работать с чувством вины нужно, и обычно процесс это длительный. Порой не обойтись без помощи специалиста-психолога. Начать его можно с осознания следующих важных принципов.

1. Каждый человек не похож на окружающих, и имеет право жить так, как подсказывает ему его совесть, разум, здравый смысл, религиозные убеждения, интуиция. Невозможно нравиться каждому, нереально стать хорошим для всех. Конечно, разумные компромиссы с окружающими - самый лучший выход из возможных конфликтных ситуаций, но уступки должны быть взаимными и не наносить вреда личности.

2. Не стоит позволять обвинять вас в том, за что вы не можете нести ответственность: в плохой погоде и напряженной международной обстановке, в том, что ребенок принес очередную «двойку», у мамы-пенсионерки болят суставы, а у начальника плохое настроение. Если вы чувствуете, что собеседник пытается сделать именно это, лучше просто уйти от общения, а решение важных вопросов перенести на потом.

3. Вы не несете ответственности за последствия своих поступков, о которых не могли предполагать. Так, вашей вины нет в том, что вы подарили маме туристическую путевку, а она, совершая эту поездку, сломала ногу.

4. Вы не виноваты в том, что живете богаче, комфортнее или счастливее, чем ваш родственник, друг или коллега (если, конечно, не добились этого за его счет). Если вы все же чувствуете себя виноватым по этому поводу, сделайте что-нибудь полезное для окружающих, не требуя от них благодарности: разбейте клумбу перед домом, помогите соседу погрузить вещи для переезда на дачу.

Чувство вины - это деструктивное состояние, способное привести человека к сознанию собственной неполноценности, поэтому начинать с ним работать необходимо как можно раньше.

Развивать эмпатию.

Способность сопереживать другому, понимать, какие именно эмоции и чувства он испытывает, помогает понять природу этих чувств, а значит, если есть такая возможность, постараться сделать так, чтобы люди при общении с вами как минимум не испытывали отрицательных эмоций. Не это ли есть то, что в христианстве называется «любовь к ближнему»?

К эмпатии способны все психически здоровые люди и даже некоторые животные, но нет предела совершенству, и способность эту можно развивать на благо себе и окружающим.

1. Для начала научитесь четко определять, что именно переживает человек в конкретный момент времени. Замечайте изменения мимики, тембра голоса, жестикуляцию, положение тела.

2. Постарайтесь вжиться в его физическое состояние и почувствовать то же, что и он. Копируйте все подмеченные вами особенности изменений в его внешности в момент проживания какой-то эмоции и постарайтесь почувствовать то же, что и он.

3. Настроившись таким образом на эмоции собеседника, можно постараться вывести его из негативного эмоционального состояния, однако, это требует специальных навыков.


Грех - это ссора с Богом. Когда мы совершаем греховный поступок, мы сами себя отталкиваем от Господа, а это приводят к несчастьям, неурядицам, болезням.

И тогда стоит задуматься: как избавиться от греха, как его побороть?

Отпусти мне, батюшка, грехи.

Таинство исповеди предусмотрено в христианских религиях именно для того, чтобы отпускать совершенные против божьих заветов деяния. Основной элемент исповеди - покаяние. Просто рассказать о грехе человеку, который является лишь свидетелем, недостаточно. Трудно искупить грех, сердечно в нем не раскаиваясь, не сожалея о содеянном. Очищая душу исповедью человек должен всей своей жизнью стремиться больше не совершать подобного. Хорошо, если исповедь будет искренней. Тогда грех будет отпущен.

Молитва и пост.

В исламе такого действия, как исповедь, не существует. Здесь считается, что между Богом и человеком не должно быть посредников. И просят отпущения грехов мусульмане в своих молитвах перед Аллахом. Если должным образом провести главный мусульманский пост - месяц Рамадан - все грехи будут отпущены.

В православии пост и молитва являются только помощниками в искуплении грехов. Однако из любых правил, как известно, бывают исключения. Например, при невозможности получать исповедь, монахи-отшельники искупали грехи молитвой и строгим постом.

Дело.

Если есть возможность исправить, то нужно это сделать. Хотя бы попытаться. Одна добрая притча рассказывает, как к старцу пришел человек, желающий избавиться от порока недоброго на слово языка. На вопрос "как?" старец повелел сначала распотрошить перьевую перину с крыши дома. Человек выполнил, обрадованным вернулся к старцу, узнать, искупил ли он этим свои деяния. На что получил ответ: "А теперь собери".

Лучше не доводить свои дела до такого масштаба, но если уж случилось, то для искупления придется приложить максимум сил. Украденное иногда можно вернуть. Перед обиженным извиниться. Убил - помоги кому-то жить или выжить. В общем и целом, совершая дела доброты во имя веры, можно в грядущее время склонить чашу судных весов в свою сторону, получить отпущение грехов.

В зависимости от тяжести совершенного греха и доброделание бывает разным. Некоторые привыкнут справляться в миру, у некоторых душа требует монастырского уединения. Но суть не в этом. Главным все же в искуплении греха остается чувство сожаления о сделанном, раскаяние.

Все и сразу.

Всякой хорошей хозяйке понятно, что одной свежей воды для борща явно маловато. Туда нужно добавить овощи, поджарку, мясо и т.п. Что-то забыла - и борщ уже не борщ. Сравнение, может, и слабовато, но очевидно - для того чтобы искупить грехи, нужно делать все возможное: исповедоваться и причащаться, молиться и поститься, творить добрые дела. И стремиться не повторять впредь совершенной ошибки.


1. Молитесь Господу. Только он может дать силу, чтобы противостоять искушению. В молитве своей просите духовной крепости и защиты от греха. Соблюдение православных постов смирит плоть и направит ум к молитве. Полезно очистить душу таинством покаяния и принятием святого Причащения. Священник подскажет, как лучше исправить жизнь к лучшему.

2. Занимайтесь физическим трудом. Святые отцы говорят, что корень всякого зла - в лености и безделье. Умеренная нагрузка направит мысли в нужное русло и позволит отвлечься от любых греховных мыслей.

3. Избегайте соблазнов. Нужно стараться не попадать в такие места, которые приводят нас к искушению, не читать соблазнительных книг, не смотреть подобных фильмов. Пусть настольной книгой станет Библия, которую можно читать и утром, и перед сном, и в общественном транспорте. К искушению приводит также соблазнительная одежда, жесты, вольные танцы.

4. Старайтесь поменьше празднословить. Болтая ни о чем с другими людьми, очень легко впасть в грех осуждения ближнего, тщеславия, гордыни. Пустые разговоры приводят к пересудам, зависти, различным соблазнам.

5. Вообще, почти любой грех берет свое основание в гордости. Именно из-за нашего чувства собственной важности и значительности мы осуждаем, прекословим, возвеличиваем свои поступки. Нужно быть скромным, смиренным и помнить о том, что любой из нас - ничто перед могуществом Бога.

6. Будьте терпеливы. Где нет терпения, там не будет и любви. Нужно спокойно переносить недостатки ближних и их промахи. Безгрешных людей нет на свете, старайтесь прощать и забывать плохое. Это подарит душевное спокойствие и внутренний мир.

Ты когда-нибудь думал о том, как чувство вины может управлять нашей жизнью? До чего же легко в Церкви смутить человека, довести его до уныния, напугать! И вместо того, чтобы приблизиться к Богу, он выйдет из храма с тяжестью на душе, ощущая себя великим грешником.

Мы верим, что Бог сильно возлюбил человека; мы верим, что Иисус Христос, придя в этот мир, простил нас, и теперь всегда даёт нам возможность соединиться с Ним через Святое Причастие «во оставление грехов и жизнь вечную»; мы верим, что исповеданный Богу грех прощается навсегда. Но откуда же в таком случае берутся люди (а я вижу их с того самого дня, как начал исповедовать) с постоянным чувством вины, от которого они никак не желают освободиться? Их постоянно терзают угрызения совести. Такой человек причастится, например, в десять утра, а в десять двадцать я спрашиваю его во дворе храма:

– Ну, как ты?

– Как я, отче? Да мне всё так же плохо, как и раньше…

Этот человек только что причастился, он ещё чувствует вкус Причастия, но всем своим видом продолжает говорить, что он грешен, недостоен, непотребен, негоден. Что Бог не любит Его, потому что он такой, какой есть, и не исправляется.

Для некоторых людей всё является грехом. Когда я спросил одного человека, почему он так думает, он ответил:

– Как почему? Церковь мне это говорит! Ты мне это сказал! Ну, хорошо, даже не ты лично, а другие священники. Они говорят, что в принципе всё в этом мире – грех, кроме еды и питья. Это можно. А всё остальное, если внимательно посмотреть, можно назвать грехом.

Я спросил его:

– Ты правда так думаешь?

– Да, я так думаю. Я чувствую, что большинство из того, о чём я думаю и чего хочу, является грехом.

Когда я преподавал в школе, у меня был один ученик, который после моего рукоположения, встречая меня в коридоре, насмешливо грозил мне пальцем и говорил:

– Грех! Грех!

Я спросил его:

– Почему ты это делаешь?

– Потому что Вы теперь – батюшка, и будете постоянно говорить всем: «Это грех!»

Мне стало неприятно, и я сказал этому мальчику:

– Дитя моё, я стал священником не для того, чтобы постоянно говорить людям, что вся их жизнь – сплошной грех. Грех – это не то, что ты думаешь.

Я поговорил с этим учеником, а затем приложил ещё немало усилий для того, чтобы и другие дети это осознали – насколько я сам мог тогда это осознать и освободиться от такого рода мыслей. Потому что и сам я не сильно отличался от них – ведь благодаря кому-то я вырос с такими же страхами, угрызениями и чувством вины. Всё это не проходит быстро. Мы в этом выросли, мы это впитали.

Как Бог смотрит на наши грехи? Мне кажется, Он смотрит на них, как на ошибки первоклассника в прописях. А может, даже и дошкольника.

Многие из нас до сих пор хранят свои первые тетрадки на память – испачканные, с огромными заглавными буквами, с дырками от ластика. И никто из родителей никогда не будет ругать своего ребёнка за такое, не скажет ему: «Это никуда не годится! Ты ничего не можешь!» Наоборот, родители подумают: «Он ещё маленький. Сейчас пишет с ошибками, а когда подрастёт, уже не будет ошибаться». И я верю, что Господь смотрит на нас такими же глазами. На все наши грехи, страсти и ошибки Он смотрит с большим снисхождением и пониманием – в том числе и на то, что доставляет нам массу страданий. Особенно это относится к молодым людям. И главное здесь – покаяние на исповеди. Если ты озвучил всё на исповеди – ты сделал то, что нужно. Четыре-пять вещей – каждый сам знает про себя, что это за вещи.

И иногда священник говорит в ответ:

– Хорошо. Больше так не делай.

А мы:

– Нет, отче, я должен Вам рассказать об этом поподробнее, чтобы объяснить. Я опять и опять это делаю. Я снова подумал то, сделал это…

Постараемся узнать у святых отцов, Кто такой, в сущности, Бог. И если мы поймём, Кто Он, если приблизимся к Нему, насколько это возможно, то увидим, что Бог не может заниматься такими посредственными, заурядными вещами, на которых мы так привыкли сосредотачиваться, что иногда даже заболеваем.

Обрати внимание – я не призываю тебя перестать думать о своих грехах. Просто не преувеличивай, не акцентируй на них внимание так сильно и не думай, что всё настолько печально. То, что нам кажется трагичным, на самом деле не трагично, и наоборот: то, что мы воспринимаем как пустяковое и невинное, часто оказывается гораздо более печальным. Господь легко и спокойно беседовал с грешными женщинами, но ни одной из них не сказал при этом: «Ты хорошо поступаешь!» Как не сказал ни одной из них – «За свои грехи ты попадёшь в ад!» Однако с фарисеями Он беседовал по-другому, говоря: « Своим лицемерием и ложью ты можешь погубить душу. Осуждая других, ты можешь погибнуть от ненависти и зависти! »

Есть такие грехи, которые душат нас, но они не являются основными. Это не те грехи, на которые Бог постоянно обращает внимание, видя нашу духовную жизнь. И несмотря на это, мы, христиане, так и вырастаем – с чувством вины и угрызениями совести, которые, вместо того, чтобы способствовать нашему пробуждению в определённый момент, остаются с нами навсегда.

Что такое угрызения совести? В древнегреческом языке слово «угрызение» происходит от глагола τύπτω – бить, ударять. Например, ударять коня, чтобы он пошёл вперёд. А после того, как конь пошёл, его уже не бьют – иначе можно травмировать животное. Так же и угрызения совести призваны действовать на нас – пробуждающе. Это – напоминание. Они подталкивают нас к мысли о том, что где-то мы поступаем неправильно. Словно кто-то говорит тебе: «Здесь ты неправ. Исправляйся!» И мы стараемся. Мы стараемся измениться, мы боремся со своими грехами, падаем и снова встаём. Но при этом у нас не должно быть постоянного ощущения собственного ничтожества. Мы не должны пребывать в депрессии и унынии, думая о своих грехах.

Мне кажется, что когда человек постоянно думает о том, какой он плохой, скверный и грязный, это не помогает ему стать хорошим и чистым. Если я сам грязный, то спокойно буду прикасаться ко всему грязному. Но если я чистый, то уже не стану трогать грязь, а скажу: «Знаете, я только что умылся, переоделся, и теперь я чистый. Поэтому не предлагайте мне ничего грязного».

Думаю, что это отличный способ избавиться от греха – когда у человека появляется ощущение чистоты, когда мы перестаём постоянно перебирать и преувеличивать до изнеможения свои ошибки.

Один пожилой священник сказал мне:

– Когда читаешь старца Паисия и старца Порфирия, то очевидно: оба они – замечательные святые. Но при этом, читая старца Паисия, я как-то быстрее начинаю испытывать угрызения совести. А у старца Порфирия я вижу Господа совсем Другим.

Я спросил его:

– Каким Вы видите Его, отче?

– Я вижу много любви, много доброты и света.

Что же говорит нам старец Порфирий? Для того, чтобы из души исчезли мрак и чувство вины, нужно не думать постоянно о своих грехах, а открыть душу для света. Просто вот так – нажать выключатель и впустить в свою душу свет. Грехи не исчезают от того, что мы постоянно думаем о них с тоской и страданием. Порождая чувство вины, эта боль разрушает нас. Лучше делай то, что можешь. Начни борьбу – какая тебе по силам. Можешь подать милостыню – подай. Можешь помолиться немного – помолись. Немного попоститься – попостись.

Чего ты не можешь? « Отче, я не могу преодолеть три конкретные вещи – это, это и то. Вот эти страсти ». Не думай об этих страстях. Чем больше ты о них думаешь, тем они делаются сильнее. Сколько бы ты ни говорил: «Я больше не буду!» – ты будешь это делать. Сколько бы ты ни говорил: «В ближайшие несколько дней я не буду этого делать, не буду этого говорить» – будешь. Лучше сказать по-другому: «Я сделаю всё для того, чтобы развить мои хорошие качества. Их я могу усилить, усовершенствовать. Помолюсь, и смогу это сделать». А другое, чего я не могу? Делай, что можешь, дитя моё. И что же тогда произойдёт? Внутри нас засияет свет, и тогда всё остальное понемногу утихнет и исчезнет. Я видел это у многих людей. Об этом говорил и старец Паисий. Одному юноше, которого одолевали плотские страсти, он сказал:

– Чадо, человек не состоит из одних грехов! В жизни каждого происходят тысячи вещей. И ты – это не только твои страсти. Просто в данный момент твоей жизни они у тебя есть. А всё остальное ты делаешь, как полагается?

– Нет! Меня так волнует эта проблема, я так погружён в неё, что нет никаких сил, чтобы делать что-то ещё!

– Делай всё остальное. Ходи понемногу в церковь…

– Не могу!

– Ходи раз в две недели!

– Ну хорошо, попробую. А как же мой грех?

– Перестань думать о своём грехе!

Фиксация на своих грехах нам не помогает. Но мы почему-то уверены, что Бог – Он такой: строго наказывает и давит.

Мы так много говорим о любви, а на самом деле её не чувствуем. Не знаю, ощущаешь ли ты себя внутренне свободным перед Богом? Что Бог не собирается тебя наказывать, обижать, отталкивать?.. Я постоянно вижу это в людях и пытаюсь освободить их от такого чувства, от чувства вины. Но некоторые так и не желают освобождаться.

– Отче, скажите мне что-нибудь!

– Люби Бога.

– Нет, отче! Поругайте меня!

– Зачем? Ты очень хороший человек, раз пришёл сюда и покаялся.

– Отче, но мне плохо, когда Вы меня не ругаете!

Да, но я не хочу участвовать в этом процессе. Дать тебе плётку для самобичевания и потом отправиться за это в ад? Нет.

Я же говорю тебе, что ты хороший человек, что Бог любит тебя. А ты в ответ – «Не могу, хочу, чтобы Вы меня поругали!» Тут уже нужен другой специалист, не я. Чего тебе не хватает, что ты так хочешь ругани? Почему ты этого хочешь? Потому что нам нравится ругать самих себя. Ведь занимаясь самобичеванием (а под этим я понимаю угрызения совести и постоянное чувство вины), мы фактически оправдываем самих себя. Ведь тогда мы рассуждаем так: «Бог – очень строгий. И если Он увидит, как я сокрушаюсь, Он успокоится. Он не будет меня наказывать, потому что увидит, что я сам себя наказываю».

Так мы успокаиваем себя, сами себе «создавая» угрызения совести. А Господь видит это и говорит нам: « Кто требует от вас всего этого, дети мои? Я дал вам свободу, а вы не можете наслаждаться ею! Я дал вам отпущение грехов, а вы этого не понимаете! »

В конце концов, что означают эти слова, которые мы так часто слышим – «во оставление грехов»?

Кто-то даже спросил меня:

– Как в таком случае понимать слова: «Беззаконие моё я знаю, и грех мой со мною всегда» (Пс. 50)?

Действительно, как совместить эти слова из Псалтири и то, что я пытаюсь объяснить сейчас?

Во-первых, нужно помнить о том, что пророк Давид жил по законам Ветхого Завета. А во-вторых, эти слова не означают, что мы должны снова и снова думать о своём грехе и мучиться угрызениями совести. Наоборот, мы как бы говорим Господу: «Боже мой, я постоянно помню о своём грехе, чтобы, в свою очередь, постоянно помнить и о том, сколько всего Ты мне прощаешь, сколько раз спасаешь меня и как Ты меня любишь!»

Не вспоминай грехи для того, чтобы погрузиться в отчаяние. Ведь оно не придаёт смелости и сил для борьбы и подвига. И не приводит к жизни вечной.

Перевод Елизаветы Терентьевой

В жизни каждого человека бывают моменты, когда ему хочется освободиться от всего негативного и плохого. Одной из самых волнующих тем в такой период жизни становится избавление от грехов. Сегодня мы предлагаем поговорить о том, как быть с теми прегрешениями, в которых верующие люди каются от исповеди к исповеди, как не превратить беседу со священником в отчет. Постараемся ответить на вопрос о том, как избавиться от грехов, бороться ли со всеми сразу или же решать проблемы по очереди. Скажем сразу - говорить будем не только о православии, но и об исламе.

Стремление к чистоте

Первый вопрос заключается в том, как прийти к тому, чтобы очистить свою жизнь от дурного - неправильных поступков и мыслей, которые у человека появляются практически ежедневно. Верующие люди говорят: именно духовность способна дать человеку правильное направление. А вера дарует ему силу для того, чтобы он мог бороться с греховными мыслями. Духовная жизнь предполагает стремление человека к чистоте, жажду становиться лучше. Чем сильнее становится это стремление, тем ярче и острее совесть будет реагировать на любые отклонения от правды. Тогда вопрос о том, как избавиться от грехов, станет для человека неактуальным, ведь он просто перестанет их совершать. Так какие же шаги нужно совершить для того, чтобы победить в себе греховность?

5 шагов на пути к очищению

Самый главный и сложный этап - это признание. Дело в том, что, по мнению верующих, грех умеет отлично маскироваться и обманывать людей: они не всегда понимают, что совершают нечто, противоречащее духовным ценностям. В результате человек тратит очень много времени на то, чтобы оправдать свой грех, называя его врожденным пристрастием, индивидуальной причудой или продуктом среды, в которой он живет. Священнослужители говорят: любая духовная победа должна начинаться с идентификации врага. То есть важно признать, что то, что вы совершаете, является грехом. Второй этап - это фокусировка внимания на правильных вещах. На помощь человеку придет Библия. Нужно читать ее и размышлять о духовных ценностях, сосредотачивая свое внимание на душе и чистых помыслах, а не на земных искушениях. Третий шаг - сопротивление соблазнам. Если на первых порах вам тяжело справиться с искушениями, просто избегайте тех мест и ситуаций, где могут возникнуть соблазны. Не менее важно найти человека, с которым вы можете делиться своими мыслями и переживаниями. Это и станет четвертым этапом очищения. Крайне важно, чтобы рядом с вами был единомышленник, который будет разделять ваши взгляды и убеждения. Пятый шаг - покаяние. Его можно назвать одним из самых важных процессов, происходящих во время очищения души человека. В то время, когда человек осознает свои ошибки и грехи, начинает раскаиваться в них, он вступает на верный путь.

Разбор грехов

У каждого человека есть своя слабость, свой собственный порок и недостаток, от которого он желает избавиться. Причем на разных этапах жизни это могут быть абсолютно разные проблемы. Именно поэтому, говорят священнослужители, крайне важно, чтобы человек выделил какой-то один недостаток и начал его преодоление. Только после того как человек сумеет победить один грех, нужно браться за другой.

Решение задачи

Как избавиться от греха? Во-первых, его нужно увидеть, а во-вторых, возненавидеть. Обычно совесть верующего человека обостряется во время регулярной исповеди. То есть, осознав в себе какой-либо порок, исповедуясь в нем каждый раз, человек словно впадает в него снова. Разумеется, совесть реагирует на это крайне болезненно. Священники говорят: это очень хорошо, потому что именно такая болезненность является залогом того, что грех оставляет человека. При этом важно понимать, что исповедь - не отчет о проделанных грехах, а тщательная, невероятно кропотливая работа над преодолением собственных недостатков.

Вариантов избавления от греховных мыслей и поступков немало, зависят они от того, какой именно порок хочет устранить в себе человек. Как избавиться от греха осуждения? Этот грех не напрасно считается в православии одним из самых коварных и не замечаемых, а потому наиболее распространенных. Ему очень удобно маскироваться, ведь, осуждая, человек думает о том, насколько он справедлив, проницателен и высокоморален. Однако не стоит забывать о том, что это лишь осознание самого себя человеком несовершенным. С помощью этого греха человек просто самоутверждается за счет своих ближних. Справиться с осуждением непросто, но есть ряд действенных способов. Во-первых, необходимо помнить о том, что суд всегда принадлежит Богу. Достаточно вспомнить заповедь из Евангелия:

«Не судите, да не судимы будете».

Однако существует еще один метод борьбы с осуждением. Преподобный Анатолий Оптинский говорил: "Пожалей - и не осудишь". Как только человек начинает жалеть кого-либо, желание осуждать мгновенно пропадает.

Еще один серьезный порок - рукоблудие. Как избавиться от греха? Как и в случае с другими прегрешениями, этот необходимо возненавидеть. Конечно, поможет исповедь, не менее важно и организовать для себя жесткий режим. Ведь когда у человека много свободного времени, у него портятся голова, сердце и нравственность - об этом, кстати, размышлял

Серьезным пороком церковь считает и пристрастие к избыточному поеданию вкусной пищи. Как избавиться от греха чревоугодия? Перед каждой трапезой необходимо молиться, просить Господа дать воздержание и положить предел домоганиям чрева. Важно и определить для себя то количество пищи, которые вам стоит съесть, а после этого дня отделить от него четвертую часть и отложить ее в сторону. Возможно, в первое время вы будете испытывать чувство голода, однако, когда организм привыкнет, потребуется вновь отнять от нее четверть. Ни в коем случае не поддавайтесь на уговоры домашних съесть побольше, не отвлекайтесь на беседы.

Родовые грехи

Особое место в православии занимают так называемые родовые грехи. Дело в том, что все, что мы рассмотрели выше, можно отнести к группе личных грехов, то есть проступков, совершенных конкретным человеком, за которые он несет личную ответственность и терпит за них наказания. А вот родовой грех - это своеобразная болезнь нравственного порядка, с которой человек появляется на свет. Источник этого греха не сам человек, а его предки. Дело в том, если кто-то из ваших родителей, бабушек или дедушек не устоял против искушений и совершил такой тяжкий грех, как прелюбодеяние, убийство, магическое воздействие, то в момент совершения этого проступка душа и тело его были подвержены особому разрушительному воздействию. Оно не только сказалось на существе этого человека, но и передалось потомству. Как избавиться от родового предков? В первую очередь необходимо составить перечень прародителей до седьмого поколения. Обратите внимание: дяди и тети в этот список включаться не должны. Еще одна особенность: перечней должно быть два, в одном должны быть вписаны люди умершие, во втором - живущие. Как избавиться от грехов дома? Молитва - это то, что вам понадобится. Существует три достаточно мощных текста о прощении грехов рода: 50 псалом, 90 псалом, молитва «Символ веры».

Грехи в исламе

Как избавиться от грехов в православии, вы уже знаете, теперь предлагаем поговорить о том, как сделать это мусульманам. В том случае, если вы согрешили, вина перед Всевышним не дает вам покоя, не стоит впадать в эмоции. Мусульмане считают, что Аллах создал человека несовершенным, а потому он просто не может не совершать грехи. Первое, что нужно сделать после совершения проступка - принять и осознать его. Ни в коем случае нельзя отчаиваться, ведь милость Аллаха, говорят мусульмане, настолько велика, что все ошибки можно исправить. Рассмотрим, как избавиться от грехов человеку, который осознал всю их пагубность!

Соблюдение тайны

Мусульмане говорят: "Никогда не говорите окружающим вас людям о своем грехе". Милость Аллаха настолько велика, что он оставляет грехи грешника только между собой и самим человеком. Дело в том, что между Высшими силами и грешниками не может быть посредников, а потому и раскрывать свои прегрешения другим людям не стоит. Пророк учил мусульман:

Все члены моей общины будут избавлены, за исключением заявляющих во всеуслышание о своих грехах. К таким людям относится человек, который согрешил ночью, но Всевышний Аллах покрыл его грех, а утром он сам говорит: «О, такой-то! Я совершил вот такой грех». И получается так, что он проводит ночь под покровом своего Господа, а наутро сбрасывает покров Аллаха.

Осознать и перестать грешить

Следующий шаг - обдумывание того, чего лишила вас минутная слабость, осознание вреда. Пожалуй, самым главным можно назвать недовольство Аллаха. Грехи отдаляют мусульманина от Всевышнего, лишают достатка и пропитания. Не стоит забывать и о том, что один грех непременно ведет за собой другой. Учитывая все эти факторы, следует возненавидеть всем сердцем то, что вы совершили, что усложнило ваше жизненное положение. Разумеется, следует прекратить совершать этот грех в дальнейшем. Самая главная работа над ошибкой заключается именно в том, чтобы мусульманин перестал делать то, что отделяет его от довольства Аллаха. Покаяние не будет иметь никакого смысла до тех пор, пока человек совершает грех.

Грех - не повод для отчаяния

Никогда не отчаивайтесь и не сомневайтесь в милости Аллаха. Любая ошибка - это не повод для уныния, а причина стать еще ближе к своему Создателю. Конечно, грехи должны огорчать и расстраивать человека, но не должны заставлять его опускать руки. Любой неприглядный поступок должен пробуждать в мусульманине энтузиазм, который позволит обрести довольство Высших сил. В самом плохом необходимо всегда находить благое, в случае с грехом, например, это возможность обрести прощение, извлечь для себя урок на всю оставшуюся жизнь.

Заключение

Подведем итоги. Избавиться от грехов можно, правда, путь этот будет весьма сложным, полным соблазнов и искушений. Какую бы религию вы для себя ни избрали, обязательно совершите покаяние. В контексте совершения грехов истинное раскаяние является одним из самых важных этапов. В том случае, если ваш грех связан с каким-то другим человеком, например, вы несправедливо кого-то обидели или унизили, непременно попросите у него прощения. Все религии мира очень разные, но сходятся в одном: они призывают человека к миру и добру, согласию и спокойствию.

Совершайте больше хороших поступков. И конечно, молитесь. Говоря о том, как избавиться от грехов дома, священнослужители отмечают, что искренняя молитва, произнесенная от чистого сердца перед домашним иконостасом, важна не меньше, чем исповедь в храме.

Верующие часто представляются окружающим как унылые люди, которые вынуждены во многом себя ограничивать. На самом деле христианин должен быть радостным — ведь обретя Господа в душе, он возлагает на Него все свои заботы и печали. Великие святые были энергичными и добрыми, внимательными к окружающим, никогда не проводили время праздно.

Поэтому если тот, кто называет себя верующим, часто грустит, на душе у него тревожно, делать ничего не хочется — возможно, он впал в грех уныния. Что это, как бороться с напастью, к чему она может привести, если вовремя не обратить внимание на такое состояние души?

Казалось бы, название говорит само за себя, унылый человек — печален, вял, ему ничего не хочется. Но только ли этим исчерпывается состояние уныния? Википедия характеризует его как один из смертных (грозящих вечными муками душе) грехов. Плохое настроение бывает у всех, это еще неглавный признак греха уныния. Чем же отличается простая грусть от тяжелой духовной болезни?

  • Человек не хочет (иногда не может) выполнять свои основные обязанности.
  • Постоянно находится в апатии, ничто не в силах заинтересовать его.
  • Обвиняет Господа в том, что Он слишком строг к нему, жалуется на судьбу и окружающих.
  • Пренебрегает своими христианскими обязанностями — не посещает храм, не молится, не читает Священное Писание.

В католической традиции тоже считается очень опасным состоянием, которое ведет ко многим другим грехам . Например, к лени, пренебрежению к своему телу, любви к развлечениям и т. п.

Иногда эта беда настигает лучших из лучших — кажется, вчера еще член церковной общины горел желанием взяться за новый молитвенный подвиг, а сегодня совсем его забросил. В такой ситуации надо помнить, что Господь специально посылает данное искушение , чтобы человек боролся с ним, духовно возрастал.

Бывает, что печаль и нежелание браться за дела указывают на то, что ранее подвижник был очень самонадеян, возгордился. А ведь истинный христианин должен в душе носить смирение. Это значит, что все хорошее, что есть в душе — от Бога, следовательно помощи надо просить у Него, не надеясь на собственные силы.

Святые отцы об унынии знали не понаслышке. Жизнь в монашеском уединении выявляет самые ужасные пороки, заставляет демонов более активно нападать на подвижников.

Святой Феофан писал, что унывать — значит скучать за любым делом. Это может быть обычная работа по дому или молитвенное правило. Иноку хочется все бросить, его не радует больше ни пребывание в храме, ни дела на благо монастыря.

Это состояние может продлиться довольно долгое время. Испытав несколько раз ощущение духовного подъема после молитвы, человек может очень загрустить, когда ощущает внутри лишь холод и маловерие.

Унывать — что значит это с точки зрения святых отцов? Существует разница между обычной печалью и . Грусть — явление преходящее, она является нормальной реакцией на внешние события. Однако при этом человек не теряет дееспособность. Проходит время — возвращается обычное состояние. Грех же может пытаться победить человека в любой момент. Кажется, что все хорошо, но на душе появляется тяжесть, терзают сомнения, появляется тоска.

Духовная болезнь имеет вполне видимые физические проявления.

  • Нарушается цикл отдыха и бодрствования — либо одолевает бессонница, либо наступает сонливость.
  • Расстраивается пищеварение — мучают запоры.
  • Человек переедает либо, наоборот, теряет аппетит.
  • Наступает быстрое утомление — одолевает слабость, боли в области сердца, мышцы становятся вялыми.

Уныние тесно связано с физическим расслаблением. Поэтому монашествующие называли его «полуденным бесом» . Иноки очень рано встают, поэтому в полдень для них наступает время обеда. А после приема пищи многих клонит в сон. Здесь и подстерегает нерадивых опасность.

Последствия, как бороться

Почему же этого греха следует всеми силами избегать? Казалось бы, в плохом настроении нет особой опасности. Но святые отцы предупреждают — это дорожка ведет в пропасть. Личность, подпадая под влияние депрессивного состояния, скатывается все глубже. Проблемы нарастают, как снежный ком, который, в конце концов, может привести к нежеланию жить. А суицид — единственный грех, который нельзя «отмолить» , потому что, совершая его, человек отворачивается от Бога.

Страшней всего то, что отчаяние заставляет вчерашнего христианина разувериться в Боге. Для него Господь больше не является всемогущим, благим и неизменным. Впадая в греховный ропот, несчастный тем самым отвергает спасение, которое принес в мир Христос. Смирение сменяется гордыней, вера — самонадеянностью. Так сатана улавливает множество душ. На самом деле уныние заставляет терзаться уже здесь, а за чертой земного существования эти муки многократно усиливаются.

Вот к чему может привести обычная жалость к себе, а ведь она весьма характерна для людей нынешнего времени. Как же бороться с проявлениями слабости? Об этом тоже можно прочесть у святых праведников:

  • Приступы лености и расслабления лечатся обычным принуждением . Без него в любом начинании ждет провал.
  • Не следует потакать себе во всем. На каждое «не хочу» имеется «надо» . Ранний подъем, посещение храма, чтение молитв — через преодоление собственных слабостей воспитывается сила воли. Только так.
  • Если каждый день совершать хотя бы одну небольшую победу над ленью, со временем можно получить впечатляющий результат. Секрет успеха очень прост — регулярность, постоянство, последовательность.

Все хорошее дается в жизни в обмен на усилия . Также совершается и спасение души — через понуждение, «силою берется», как говорится в Евангелии. Для этого не надо совершать великих подвигов где-то на краю земли, а просто изо дня в день трудиться над собой.

Можно представить себе душу, как поле, поросшее тернием (это грехи). Чтобы посеять полезные растения, сначала надо выполоть сорняки. Но поначалу работа может показаться просто невыполнимой. И тут может появиться желание опустить руки. Именно об этом предупреждают монахи — унывать и сдаваться нельзя! Даже если каждый день обрабатывать небольшой участок, со временем на поле можно вырастить хороший урожай.

Духовный маяк

Очень важно в период отчаяния не оставаться в одиночестве , хотя это и кажется хорошей мыслью. Наоборот, надо просить помощи у более опытных в духовной жизни людей. Если христианин еще не воцерковлен, то лучше побыстрей начать процесс. Это поможет не унывать, прийти в тонус.

Для борьбы с унынием применяются обычные церковные таинства:

  • исповедь;

Если в церкви требуется помощь, следует заняться волонтерской работой. Что именно надо делать — скажет священник. Для мужчин всегда найдется физическая работа на территории, для женщин — послушание в храме. Вовлечение в общее дело будет очень благотворно влиять и на психику, и на духовное состояние страдающего. Многие таким образом выстраивали правильные отношения с Богом, некоторые даже решали пойти духовным путем.

Христианин всегда должен помнить о том, что надо просить помощи в молитвах у святых . Может казаться по-другому, но выбор есть всегда: поддаться обстоятельствам либо обратиться к Господу, излить свою печаль и приниматься за дело.

Не надо упиваться жалостью к себе , это опасный путь. Некоторым нравится, когда окружающие выражают сочувствие, жалеют. Чтобы уныние не переросло в отчаяние, необходимо внимательно относиться к тому, что происходит в душе.

Как не охладеть к вере

Состояние, в котором сердце слово застыло, хорошо известно опытным духовникам. Оно является одним из признаков уныния. А причиной становится любовь к развлечениям, переедание, леность. Либо Господь попускает его в качестве испытания. Человек, охладевший, начинает забывать не только все хорошее, что было в его жизни, но и Бога отодвигает на второй план. Он становится не смыслом жизни, а какой-то отвлеченной идеей.

Христианин теряет интерес к духовной жизни, не хочет участвовать в молитвах и таинствах. А эти шаги ведут к полной духовной деградации. Чтобы ее избежать, надо тщательно подготовиться к исповеди, принять Святые Дары (причастие), понуждать себя почаще ходить в храм. Вот еще несколько советов от опытных священников:

  • Полезно чтение Священного Писания, духовных книг;
  • За каждой обыденной вещью надо стараться видеть промысел Божий, милость Творца;
  • Надо найти для себя занятие, которое будет приносить пользу окружающим. Ведь к праздному человеку бесу подобраться проще всего.

Самое сильное оружие

Чудесным образом Христос способен оживить увядшую душу, вернуть ей радость жизни, способность вновь воспринимать живительную благодать Святого Духа. А средство для исцеления доступно каждому, всегда и при любых обстоятельствах — это . В состоянии уныния бесы наводят мысли о том, что не стоит и начинать, не поможет. Это потому что святые слова единственное, что гонит их прочь.

Данное средство борется с самым корнем любого греха, потому что молитвенное воздыхание направлено к Богу, демонстрирует веру в Него. Даже если слова приходится выговаривать через силу, они сокрушают невидимую стену, возведенную грехом между человеческим сердцем и Спасителем.

Необязательно сразу браться за большое количество длинных молитв. Ослабевшая душа может этого не выдержать, тогда подвижник скатится в еще более глубокую пропасть отчаяния. Начать следует с самых коротких:

  • «Господи, помилуй!»
  • «Богородице Дево» (читать по десяткам, начиная с одного, постепенно увеличивать).
  • «Слава Богу за все!»

Надо стараться в любом событии находить светлую сторону. Не пытаться избавиться от испытаний и скорбей, а переносить их терпеливо, даже с благодарностью. Ведь тем, кто верен до конца, Господь уже готовит вечную награду. По свидетельству отцов Церкви, она несоизмеримо больше любых земных страданий.

Loading...Loading...