Рождественские купания. Блог Валерия Авдерина - "Всё, что мне интересно"

Когда купаться на Крещение – 18 или 19 января – этот вопрос задают очень часто в дни Крещения и Богоявления Господня.

Самое главное, что нужно знать о Крещении Господнем – это не то, когда купаться (совершенно не обязательно окунаться в этот день в проруби), а то, что в этот день был крещен сам Господь Иисус Христос. Поэтому 18 января вечером и 19 января утром важно быть в храме на службе, исповедоваться, причаститься и взять святой воды, великой агиасмы.

Купаются же, по традиции, после вечерней службы 18 января и в ночь с 18 на 19 января. Доступ к купелям открыт, как правило, 19 января в течение всего дня.

Распространенные вопросы о купании на Крещение

Нужно ли купаться на Крещение в проруби?

Обязательно ли купаться на Крещение? А если нет мороза, то будет ли купание крещенским?

В любом церковном празднике необходимо различать его смысл и сложившиеся вокруг него традиции. В празднике Крещения Господня главное – это Богоявление, это Крещение Христа Иоанном Предтечей, гласа Бога Отца с небес «Сей есть Сын мой возлюбленный» и Духа Святого, сходящего на Христа. Главное для христианина в этот день – это присутствие на церковной службе, исповедь и Причащение Святых Христовых Таин, причащение крещенской воды.

Сложившиеся традиции купания в холодных прорубях не имеют прямого отношения к самому Празднику Крещения Господня, не являются обязательными и, что особенно важно, не очищают человека от грехов, о чем, к сожалению, много говорится в СМИ.

К подобным традициям не нужно относиться как к магическим обрядам – праздник Крещения Господня празднуют православные и в жарких Африке, Америке, и в Австралии. Ведь и пальмовые ветви праздника входа Господня в Иерусалим были заменены вербами в России, а освящение виноградных лоз на Преображение Господне – благословением урожая яблок. Также и в день Крещения Господня будет освящены все воды независимо от их температуры.

протоиерей Игорь Пчелинцев

Наверное, следует начать не с купания в крещенские морозы, а с самого благодатного праздника Богоявления. Крещением Господа нашего Иисуса Христа освящается вся вода, во всех ее видах, ведь за две тысячи лет вода реки Иордан, коснувшаяся благословенного тела Христа, миллионы раз поднималась к небесам, плыла в облаках и вновь возвращалась каплями дождя на землю. В чем она - в деревьях, в озерах, реках, травах? Ее частички повсюду. И вот приближается праздник Богоявления, когда дарит нам Господь изобилие освященной воды. В каждом человеке пробуждается беспокойство: а как же я? Ведь это мой шанс очиститься! Не упустить бы его! И вот люди без раздумий, даже с каким-то отчаянием бросаются к проруби и, окунувшись, потом целый год рассказывают о своем «подвиге». Приобщились они благодати Господа нашего или потешили свою гордыню?

Православный человек идет спокойно от одного церковного праздника к другому, соблюдая посты, исповедуясь и причащаясь. И к Богоявлению он готовится неспешно, решая в кругу семьи, кто сподобится после исповеди и причастия по старинной русской традиции окунуться в Иордань, а кто по малолетству или недомоганию омоет святой водой лицо, или обольется на святом источнике, или просто примет с молитвой святую воду как духовное лекарство. Нам, слава Богу, есть из чего выбирать, и не нужно рисковать бездумно, если человек ослаблен болезнью. Иордань - это не Овчая купель (см. Ин. 5: 1-4), и приступать к ней нужно с осторожностью. Опытный батюшка благословит на купание далеко не всех. Он позаботится о выборе места, укреплении льда, сходнях, теплом месте для раздевания и одевания и присутствии кого-то из православных медицинских работников. Здесь и массовое крещение будет уместным и благодатным.

Другое дело - масса людей отчаянных, которые решили без благословения и просто элементарного раздумья искупаться «за компанию» в ледяной воде. Здесь речь идет не о силе духа, а о силе тела. Сильнейший спазм кожных сосудов в ответ на действие холодной воды приводит к тому, что масса крови устремляется во внутренние органы - сердце, легкие, головной мозг, желудок, печень, и для людей со слабым здоровьем это может плохо кончиться.

Особенно возрастает опасность для тех, кто готовился к «очищению» в проруби курением и алкоголем. Приток крови к легким только усилит хроническое воспаление бронхов, которое всегда сопровождает курение, может вызвать отек стенки бронхов и пневмонию. Длительный прием алкоголя или острое опьянение и в теплой воде постоянно приводят к несчастьям, что уж говорить о купании в проруби. Артериальные сосуды алкоголика или бытового пьяницы, даже если он сравнительно молод, не способны правильно реагировать на массивное холодовое воздействие, в этих случаях можно ожидать парадоксальных реакций вплоть до остановки сердца и дыхания. С такими дурными привычками и в таком состоянии лучше к проруби не подходить.

Протоиерей Сергий Вогулкин, настоятель храма во имя иконы Божией Матери «Всецарица» города Екатеринбурга, доктор медицинских наук, профессор:

– Объясните все-таки, для чего православному человеку купаться в Крещение в ледяной воде, когда на улице мороз за тридцать градусов?

Священник Святослав Шевченко: – Нужно различать народные обычаи и церковную богослужебную практику. Церковь не призывает верующих лезть в ледяную воду - это каждый решает для себя индивидуально. Но сегодня обычай окунуться в морозную прорубь стал для нецерковных людей чем-то новомодным. Понятно, что в большие православные праздники в русском народе происходит религиозный всплеск - и в этом нет ничего плохого. Но не очень хорошо то, что люди этим поверхностным омовением и ограничиваются. Более того, некоторые всерьез считают, что, искупавшись в крещенской иордани, они смоют с себя все грехи, накопившиеся за год. Это языческие суеверия, и ничего общего с церковным учением они не имеют. Грехи отпускаются священником в таинстве Покаяния. Кроме этого, в поиске острых ощущений мы упускаем главную суть праздника Крещения Господня.

Откуда пошла традиция на Крещение нырять в прорубь? Обязательно ли это делать каждому православному? Купаются ли в ледяной воде священники? Каково место этой традиции в христианской иерархии ценностей?

Протоиерей Владимир Вигилянский, настоятель храма мученицы Татианы при МГУ:

Не купанием проверяется вера

- на Крещение - традиция сравнительно новая. Ни в исторической литературе о Древней Руси, ни в воспоминаниях о дореволюционной России я не читал, чтобы где-то на Крещение прорубали лед и купались. Но в самой этой традиции нет ничего плохого, только надо понимать, что Церковь никого к купанию в холодной воде не принуждает.

Освящение воды - напоминание, что Господь везде и всюду, освящает все естество земли, а земля создана для человека, для жизни. Без понимания, что Бог с нами везде, без духовного осмысления праздника Богоявления крещенское купание превращается в спорт, любовь к экстриму. Важно почувствовать присутствие Троицы, которое пронизывает все природное естество, и приобщиться именно к этому присутствию. А остальное, включая купание в освященном источнике - лишь сравнительно новая традиция.

Я служу в центре Москвы, далеко от воды, поэтому у нас в приходе купание не практикуется. Но, например, я знаю, что в храме Троицы в Останкино, который находится возле Останкинских прудов, освящают воду и ею омываются. Кто купается не первый год, пусть продолжает купаться. А если человек впервые хочет приобщиться к этой традиции, я бы советовал ему подумать, позволяет ли ему здоровье, хорошо ли он переносит холод. Не купанием проверяется вера.

Протоиерей Константин Островский, настоятель Успенского храма в Красногорске, благочинный церквей Красногорского округа:

Духовный смысл - в освящении воды, а не в купании

- Сегодня Церковь не запрещает купание в водоемах, а до революции относилась к нему отрицательно. Отец Сергий Булгаков в «Настольной книге священнослужителя» пишет следующее:

«…В некоторых местах существует обычай в этот день купаться в реках (купаются в особенности те, которые на Святках переряживались, гадали и проч., суеверно приписывая этому купанью очистительную силу от этих грехов). Такой обычай нельзя оправдать желанием подражать примеру погружения в воде Спасителя, а также примеру палестинских богомольцев, купающихся в реке Иордане во всякое время. На востоке для богомольцев это безопасно, потому что там нет такого холода и таких морозов, как у нас.

В пользу такого обычая не может говорить и верование в целебную и очистительную силу воды, освящённой Церковью в самый день крещения Спасителя, потому что купаться зимой значит требовать от Бога чуда или же совершенно пренебрегать своей жизнью и здоровьем».

(С. В. Булгаков, «Настольная книга для священно-церковно-служителей», Издательский отд. Московского Патриархата, 1993, репринт издания 1913, стр. 24, сноска 2)

По моему мнению, если не привязывать купание к языческим верованиям, в нем нет ничего плохого. Кому позволяет здоровье, может окунуться, только не надо искать в этом какой-то духовный смысл. Духовное значение имеет крещенская вода, но ее можно и каплю выпить, и окропить себя, и нелепо думать, что тот, кто искупался, обязательно получит больше благодати, чем тот, кто выпил глоток. Не от этого зависит получение благодати.

Неподалеку от одного из храмов нашего благочиния, в Опалихе, есть чистый пруд, я знаю, что духовенство храма освящает там воду. Почему нет? Типикон это допускает. Разумеется, в конце литургии или, когда сочельник приходится на субботу или воскресенье, в конце великой вечерни. Освящение воды Великим чином в другое время допустимо в исключительных случаях.

Например, бывает, что один священник является настоятелем сразу трех сельских храмов. Служить две литургии в день ему нельзя. И вот батюшка служит и освящает воду в одном храме, а в два других, иногда за десятки километров, едет, чтобы специально для местных жителей освятить воду. Тогда, конечно, допустим Великий чин. Или в Доме престарелых, если там невозможно совершить литургию на Крещение, тоже можно совершить Великое освящение воды.

Если же, допустим, благочестивый богатый человек хочет освятить воду в своем пруду, в этом нет ничего плохого, но в таком случае нужно освятить ее Малым чином.

Ну, а когда, как в Опалихе, после заамвонной молитвы проходит крестный ход, освящается вода в пруду, а потом все возвращаются в храм и заканчивают литургию, церковный чин не нарушается. А уж будут ли потом священники и прихожане окунаться в прорубь, личное дело каждого. Надо только подходить к этому разумно.

Одна наша прихожанка - морж со стажем, даже ездит на соревнования моржей. Естественно, она с удовольствием и на Крещение купается. Но ведь моржами люди становятся, закаляясь постепенно. Если же человек неморозоустойчив, часто простужается, неразумно с его стороны будет без подготовки лезть в прорубь. Если же он таким образом хочет убедиться в могуществе Бога, то пусть поразмыслит, не искушает ли он этим Господа.

Был случай, когда пожилой иеромонах - я его знал - решил вылить на себя десять ведер крещенской воды. Во время такого обливания он умер - не выдержало сердце. Как любое купание в холодной воде, крещенское купание требует предварительной подготовки. Тогда оно может быть на пользу здоровью, без подготовки же может навредить.

Я говорю о телесном здоровье, возможно, душевном - взбадривает холодная вода, - но не о духовном. Духовный смысл есть в самом таинстве освящения воды, а не в купании. Не так важно, купается ли человек в крещенской проруби, гораздо важнее, придет ли он на праздничную литургию, ли Святых Христовых Таин.

Естественно, как православный священник, я желаю всем не просто прийти в этот день за крещенской водой, а помолиться за богослужением и по возможности причаститься. Но все мы, православные христиане, должны относиться к приходящим людям с любовью и пониманием, со снисхождением к человеческой немощи. Если кто-то приходит только за водой, неправильно говорить ему, что он такой-сякой и не получит благодати. Не нам об этом судить.

В жизнеописании я читал, как он одной духовной дочери, у которой муж был неверующий, посоветовал, чтобы она давала ему просфорку. «Батюшка, он ее с супом ест», - пожаловалась вскоре она. «Ну и что? Пусть с супом», - ответил отец Алексий. И в итоге тот человек обратился к Богу.

Из этого, конечно, не следует, что надо всем неверующим родственникам просфорки раздавать, но приведенный пример показывает, что Божья благодать часто действует непонятным для нас образом. Так и с водой. Пришел человек только за водой, но, может быть, он через эти внешние действия, сам того не осознавая, тянется к Богу и со временем придет к Нему. Пока же порадуемся, что он помнит о празднике Крещения и вообще пришел в храм.

Протоиерей Феодор Бородин, настоятель храма святых бессребреников Космы и Дамиана на Маросейке:

Купание - только начало

Традиция купаться на Крещение - поздняя. А относиться к ней надо в зависимости от того, ради чего человек купается. Проведу аналогию с Пасхой. Всем известно, что в Великую Субботу десятки или даже сотни тысяч людей идут в храм, чтобы освятить куличи.

Если они действительно не знают, что это лишь крошечная часть той радости, которой является для верующего человека Пасха, приходят в храм с благоговением и искренне молятся, для них это все равно встреча с Господом.

Если же они из года в год слышат, что это не самое главное, и священник, освящая куличи, каждый раз приглашает их прийти на ночную службу, разделить со всеми радость о Воскресшем Господе, объясняет, в чем смысл богослужения, а их общение с Церковью по-прежнему сводится к освящению куличей, это, конечно, печально.

Так же и с купанием. Если человек, совершенно незнакомый с церковной жизнью, окунается в воду с благоговением, обращаясь к Господу так, как он умеет, искренне желая получить благодать, Господь, конечно, подаст благодать, и у этого человека состоится встреча с Богом.

Думаю, когда человек искренне ищет Бога, рано или поздно он поймет, что купание - только начало, а гораздо важнее быть на всенощной и литургии. Если крещенское купание служит ступенькой к тому, чтобы хотя бы через несколько лет начать встречать этот праздник по-настоящему, по-христиански, такое купание можно только приветствовать.

Увы, многие относятся к нему просто как к одному из видов экстремального спорта. Часто купания нецерковных людей проходят с непотребными шутками и неумеренной выпивкой. Как и популярные некогда драки стенка на стенку, такие забавы ни на шаг не приближают человека к Господу.

Но и многие из тех, кто не позволяет себе никакого непотребства, на службу не приходят - купаются-то обычно ночью и считают, что уже приобщились к празднику, отсыпаются, довольные собой - доказали, что и телом сильны, и вера их крепка. Сами себе доказали, но это самообман.

Конечно, необязательно купаться ночью, можно после службы. Наш храм в центре находится, поблизости купаться негде, но некоторые прихожане ездят в другие районы или в Подмосковье. Иногда советуются со мной, я никогда не возражаю, если вижу, что человек это действительно ради Господа делает. А вот один мой знакомый священник, очень хороший, несколько лет подряд окунался в прорубь и каждый раз после этого заболевал. Значит, его купание неугодно было Господу, и Господь вразумлял его через болезнь - теперь он не купается.

Я тоже никогда не купался. До ближайших освященных водоемов ехать мне достаточно далеко, если я полночи потрачу на дорогу и купание, не смогу исповедовать прихожан и служить литургию так, как должен. Но иногда мы с матушкой и детьми обливались крещенской водой на улице, на снегу. Живу я за городом, вот после возвращения со всенощной и обливались всей семьей. Но это за городом можно, в Москве так не обольешься.

Протоиерей Алексий Уминский, настоятель храма Троицы Живоначальной в Хохлах, духовник Свято-Владимирской православной гимназии:

А причем здесь Крещение?

Я как-то особо не озадачиваюсь вопросом ночных крещенских ныряний. Хочет человек, пусть ныряет, не хочет – пусть не ныряет. Только какое отношение ныряние в проруби имеет к празднику Богоявление Господне?

Для меня эти окунания – просто развлечение, экстрим. Наши люди же любят что-нибудь такое необыкновенное. Последнее время стало модным, популярным нырнуть на Крещение в прорубь, затем выпить водки, а потом всем рассказывать о своем таком русском благочестии.

Такая русская традиция, вроде кулачных боев на Масленицу. К празднованию Крещения имеет ровно такое же отношение, как и кулачные бои к празднованию Прощенного воскресения.

В России (Украине, Белоруссии) прянято отмечать Рождество Христово купанием в проруби. В Иерусалиме проруби днём с огнём не сыщешь, но мы с приятелем Серёжей всё равно устроили себе рождественские купания.
25 декабря поехали на Мёртвое море. Есть там такой пляж -- Минерале. Где, кроме купания в большой солёной луже, можно ещё поплавать в бассейне с горячей минеральной водой. Поплавали. А потом Серёжа безлюдным берегом повёл меня на юг. Шли, наверное, часа полтора-два. Там вдоль берега выходит наружу множество термальных источников. Одни из них заполняют провалы, которыми усеяно побережье моря. Другие стекают в него ручьём. Третью бьют ключом прямо со дна морского. Поэтому вода в этом месте теплее, чем даже рядом, градусов на 5. То есть, вместо 20 градусов - аж 25. Причём, мы отплывали от берега метров на 150 -- но и там вода была тёплой.
А если лечь в яму около источника -- то вода просто горячая. Страшно солёная. Но всё же на такая, как в море. Разбавленный этими горячими источниками рассол уже не такой ядрёный и не начинает через пять минут разъедать кожу. Даже в сотне метров от берега.

Человек на берегу нежится в горячей воде источника. Горы на том берегу - это уже Иордания.

Вот так выглядят самые безобидные провалы. Понижение уровня Мёртвого моря и грунтовых вод привело к образованию подземных пустот. Поэтому весь берег, словно срез сырной головки, усыпан подобными дырами. Многие из них размером с футбольное поле и глубиной метров 15. Вообще, идёшь по безлюдному берегу - как по минному полю. Влажный грунт местами основательно проседает под ногами. И иногда появляется неприятное ощущение, что он сейчас просядет на высоту пятиэтажного дома. И, если сразу не засыпет землёй, будешь потом до посинения куковать в этом природном зиндане. Пока не просолишься насквозь - и не превратишься в лакомый кусок для археологов и антропологов какого-нибудь 43-го века Нашей эры.

В этом месте к берегу подходит грунтовка. Здесь ещё есть народ, приехавший сюда на машинах.
Народ куйфует на волнах. Кроме головы, у всех над водой ещё и ноги. Не потому, что купальщики стараются задрать их повыше. А потому, что ноги сами всплывают в плотной пересоленной воде.

Девочки парят ноги.

И мажутся целебной сине-зелёной глиной.

Около выхода подземных вод -- запах сероводорода. Камни покрыты светло-жёлтым налётом серы.

По-другому праздник Крещения Господня называется Богоявление, так как в этот день миру впервые явилась Пресвятая Троица — Бог Отец провозгласил о Сыне с небес, Сын принял Крещение в реке Иордан, и Дух Святой сошел на Сына в виде голубя. Об этом свидетельствуют все четыре Евангелия.

"И было в те дни, пришел Иисус из Назарета Галилейского и крестился от Иоанна в Иордане. И когда выходил из воды, тотчас увидел Иоанн разверзающиеся небеса и Духа, как голубя, сходящего на Него. И глас был с небес: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение".

История праздника

Событие Крещения Господа Иисуса Христа от пророка Иоанна Предтечи в реке Иордан христиане празднуют с древних времен. Это один из самых первых христианских праздников.

Его начали праздновать, еще когда были живы апостолы — упоминание об этом дне есть в апостольских постановлениях и правилах. До IV века Крещение и Рождество были единым праздником, который назывался Богоявление.

Впервые раздельное празднование Рождества Христова и Крещения Господня было введено в Константинопольской Церкви около 377 года. Из Константинополя обычай праздновать Рождество Христово 25 декабря распространился по всему православному Востоку.

Древнее совмещение праздников осталось в некоторых восточных церквях. К примеру армяне продолжают праздновать Рождество и Крещение в один день — 6 января.

В богослужебных текстах значение праздника Богоявления поясняется так: Господь принял крещение не для собственного очищения, в котором Он не нуждался, а ради спасения людей. Современное Таинство Крещения дает благодать Божию потому, что вода крещения освящена Господом.

В первые века христианства на Богоявление крестили новообращенных, которых называли оглашенными. Поэтому этот день часто называли "днем Просвещения", "праздником Светов", или "святыми Светами", в знак того, что Таинство Крещения очищает человека от греха и просвещает Светом Христовым. Традиция освящать воду в водоемах была уже тогда.

Водосвятие

Воду на Богоявление освящают два раза. Накануне, 18 января, в Крещенский сочельник — чином Великого освящения, который еще называют Великой агиасмой. И второй раз — в день Богоявления, 19 января, на Божественной литургии.

Первая традиция, как полагают, восходит к древнехристианской практике крещения оглашенных после утренней службы Богоявления. А вторая — связана с обычаем христиан Иерусалимской церкви шествовать в день Богоявления на Иордан к традиционному месту крещения Иисуса Христа.

© photo: Sputnik / Yuri Kaver

В Крещение Господне святая вода имеет наибольшее символическое значение. Водой производят омовение во имя Отца, Сына и Святого Духа, очищают человека от грехов, избавляют от недугов. Ее дают пить тяжелобольным, ею освящают храмы, дома и животных.

По традиции, ее хранят год — до следующего праздника Богоявления. Для науки остается загадкой тот факт, что крещенская вода не портится, не имеет запаха и может храниться в течение года и дольше.

Считается, что на Крещение, с полуночи до полуночи, вода приобретает целебные свойства и сохраняет их на протяжении года.

Купание в проруби

Главная традиция дня — купание в освященной воде. Достаточно много людей решаются на Крещение искупаться в проруби. Считается, если окунуться в реку, то она поможет очиститься от всех грехов и сделает человека сильнее духовно.

Для того чтобы такой обряд принес людским душам пользу, священнослужители начинают готовиться к нему еще с Сочельника. Сначала они проводят праздничную службу в храме, а затем идут на реку и начинают готовить прорубь для купания.

В толще льда прорубается крест, который называют иорданью, а затем место еще раз освящается. После этих действий вода в проруби становится целебной, каждый человек, который в ней искупается, ощущает прилив сил как физических, так и духовных.

Существует мнение, что, тем, кто не верит в целебные свойства воды не следует купаться, так как оно не принесет им пользы.

В тоже время священнослужители предупреждают, что купаться в проруби надо уметь правильно. Во-первых, в крещенскую воду нельзя лезть пьяным и сытым. Так как пьянство и чревоугодие считаются довольно серьезными грехами, то Всевышний все равно не пошлет свое благословение. Во-вторых, перед купанием обязательно надо сходить в храм и помолиться Богу.

© photo: Sputnik / Alexander Imedashvili

Женщине грешно входить в святую воду в открытом купальнике или нижнем белье. Делать это лучше всего в закрытой рубашке и желательно новой. После того как она ее снимет, сможет высушить и одевать, когда заболеет или просто плохо себя почувствует. Благодать, которая снизошла на нее во время купания в проруби будет защищать ее вплоть до следующего Крещения.

Другие традиции

В сам праздник с утра шли в храм к обедне и на Великое освящение воды, а потом на праздничную трапезу, где подавали каши, щедро сдобренные маслом, блины, холодцы, колбасы и запеченную свинину. По традиции, на столе должно присутствовать 12 различных блюд. На Руси, в некоторых местностях угощались "квадратными" блинами — "чтобы водились деньги".

Крещение Господне, как и все Рождественские Святки считается семейным праздником. Крещение Господне лучше всего проводить в кругу своей семьи. Считается что если все поколения одного рода соберутся под крышей одного дома, то весь следующий год большая семья проживет в таком же составе и что самое важное, в здравии.

После застолья присутствующие все вместе должны поблагодарить Бога за хлеб, который есть на их столе, а затем можно будет отправляться "отпускать" рождественские праздники. Из клетки выпускается белый голубь.

В течение всех праздников до Крещения женщины старались не ходить за водой, это была сугубо мужская работа. Они не полоскали в реке белье, поскольку считали, что там сидят черти и могут вцепиться.

© photo: Sputnik / Игорь Подгорный

Кроме того, женщины на Крещение обязательно, опускали в сосуд со святой водой калину или кораллы и умывались, чтобы щеки были румяными.

Незамужние девушки и женщины на Крещение Господне пытались узнать свою судьбу. С самого утра они выходили на дорогу и ждали прохожего. Если первым, кого они видели, был здоровый хозяйственный мужчина, то это означало, что скоро они встретят свою вторую половинку. Ребенок или пожилой человек указывали на то, что любимого им в ближайшем времени не встретить.

Приметы

В старину люди верили в крещенские приметы, и пытались узнать, что принесет им пришедший год, а также что будет происходить с погодой и урожаем.

Если в Крещенскую ночь на небе нет ни одного облачка и звезды видны отчетливо — верный признак того, что весна будет ранней, а лето и осень очень теплыми и дождливыми.

А если Крещение Господне совпало с полнолунием — примета того, что весна может начаться с сильных паводков и разлива рек.

Безветренная погода и ясное небо предрекают спокойный год без каких-либо неприятных потрясений. Это значит, что вы можете смело начинать что-то новое, например, строить дом, открывать свое дело или заводить семью. Если вы будете принимать все эти решения взвешенно, то они точно принесут вам счастье.

Хорошим знаком является большой снежный покров или снегопад. Такое поведение погоды указывает на то, что до следующего Крещения Господнего не предвидится никаких страшных эпидемий и болезней.

© photo: Sputnik / Sergey Pyatakov

В случае если на Крещение идет дождь или дует очень сильный ветер, то это может указывать на, то что пришедший год будет очень неспокойным как в политическом, так и экономическом плане. Более того, такая погода указывает, что очень скоро может пролиться достаточно много слез.

Креститель

Чествование Иоанна Предтечи совершается Православной церковью на следующий день после Крещения Господня.

В христианской традиции есть такой обычай: вспоминать, прославляя, по завершении великого праздника тех лиц, что послужили наиглавнейшим образом осуществлению столь важного предшествующего события.

Святой пророк Иоанн стал центральной фигурой даты 20 января по причине засвидетельствования пришествия в земной мир Сына Божьего в человеческом облике.

Этот религиозный праздник носит название Собора Предтечи и Крестителя Господня Иоанна ввиду того, что объединяет верующий народ в храмах для восхваления великого пророка.

Материал подготовлен на основе открытых источников


Зима нынче - не зима. Льда нет на море до сих пор... и на Волге нет. По сценарию праздника, мы должны выковать меч. Солидные дяди, перевоплощаются в буквальном смысле этого слова в древнерусских кузнецов. Один из нас, заядлый любитель старины и исторических реконструкций, строго следит за точностью деталей ритуала и правильностью облачения - сегодня его день. Трое, а иногда и пятеро (в зависимости от числа желающих) бизнесменов, чиновников, офисных работников, в этот день становятся молотобойцами. Вот буквально так: галстуки и белоснежные сорочки долой. Штаны с помочами, рубаха-косоворотка, лапти, онучи, портянки - портянки ещё надо уметь наматывать.) Ну и поверх всего этого фартук кожаный.
В этот день белые холёные ручки, безупречный маникюр и крем для рук, становятся чем то позорным - мужчины недостойным. По очереди мы берём в руки молот и по команде кузнеца, обрушиваем всю его мощь на раскалённую заготовку. Устаём с непривычки быстро, но нас достаточно чтобы меняться.) Примерно часа через два, получается обоюдоострый русский меч. Им, ещё горячим, мы должны высечь круг во льду - прорубь, достаточно большой, чтобы в него перекрестившись можно было окунуться. Здесь же, на берегу, рядом с полевой кузней, ставим баньку. Лёгкий каркас, обтянутый ПЭТ-плёнкой, внутри буржуйка с камнями. Конструкция завалена еловыми ветками для антуражу.) В бане такой очень даже жарко, даже в хороший мороз, а водички на камушки плеснул, так вообще жара. Всё это потом а сейчас, полевая кузня. Горн пышет жаром, угли красные, заготовка под стать углям. Первый удар молотом - мягкий металл промялся. За ним следующий и ещё один и ещё. В кузне жарища. Обильные ручейки пота скользят по грязным гладко выбритым и привыкшим к дорогому парфюму, щекам. Руки новоявленных молотобойцев, защищены кольчужными перчатками - отлетающая от заготовки окалина, не повредит кожу. Со стороны ладони, перчатка кожаная - молот крепко сидит в такой руке. Бум-бум, бум-бум, бум-бум. Кузнец поворачивает заготовку в момент замаха молотобойца. По мере проявления очертаний меча, тяжёлый молот меняется на более лёгкий. Это только кажется, что лёгким махать легче. Молот легче, а махать им надо чаще. Устаём быстрее, меняемся чаще. Очень хочется вытереть пот со лба. Нельзя этого делать! Оксиды железа попавшие в кожные поры, натворят проблем крайне не желательных.

Окуни голову молотобоец в бочку с водой. Окунай, не стесняйся.) Причёске твоей от дорогого стилиста всё рано уже писец. Расслабься, сегодня тебе не надо выглядеть и соответствовать. Сегодня ты гол душой, а потому бесконечно свободен.
***
И вот меч готов. Грубая ковка, усталые но страшно довольные кузнецы уже окончательно вжились в свои роли.
- Братья во Христе, аки вернии вои русские, сокрушим узы водныя, булатом багряным!!!
С этого момента, мы должны идти на лёд (узы водныя) и сокрушать его только что выкованным и опять разогретым до красна мечом. А льда нет! Нет водам узилища! Обидно до слёз.

Значит просто окунём меч в холодную воду. Вернёмся назад, к бане. Там наши женщины - у них для нас рубахи тканые, банные. Попаримся, помоемся и в прорубь... А проруби то нет.) Значит так в воду зайдём. Как стемнеет, так и зайдём.

Loading...Loading...