Богоявление иконография. Икона " Крещение Господне" (Школа Андрея Рублева)

Перед нами икона XV века «Крещение Господне », принадлежащая иконописцу из круга Андрея Рублева. Икона очень лаконична, соответствует Евангельскому рассказу о Крещении, показывая не только само Крещение, но и богословский смысл праздника: в этот день Бог явился Един в трех Лицах:

Бог-Сын – Иисус Христос, Бог-Дух Святой – в виде голубя и Бог-Отец как глас с Небес. Иисус Христос впервые явился как один из числа Троицы. Потому праздник правильно называется не Крещением, а Богоявлением.

Особенность иконы и ее завораживающая красота – в плавности и особой нежности, с которыми обволакивают Спасителя и вода, и горы; и то, как Иоанн Предтеча глубоко склоняется перед Спасителем; и с каким трепетом Ангелы ждут Его на берегу, приготовив пелены как восприемники, и как нежно кладет краски и про белы иконописец, делая образ Крещения Иисуса прозрачным и нежным. Теплота, исходящая от иконы, передается и молящимся.

Икона имеет подчеркнуто вертикальное измерение. Оно создается за счет реки устремленной вверх, и гор, вершины которых наклонены в право, повторяя поклон Иоанна.

Усиливается вертикаль двойным диагональным движением снизу вверх. Одна диагональ - с нижнего левого угла в верхний правый - заканчивается уходящей в горы рекой.

Другая - с нижнего правого угла в верхний левый - проходит от нижнего выступа горы, на котором стоит нога Ангела, через фигуру Иоанна Крестителя. Эти диагонали пересекаются в центре – на фигуре Иисуса Христа, делая его средоточием и сердцем образа.

Вертикаль сильно подчеркивается лучом, в центре которого голубь. Тройной луч голубого цвета исходит из полукруга в верхней части иконы, который символизирует Небеса. Он сосредоточивает внимание на Иисусе. Это Бог-Дух Святой нисходит на Сына-Бога и в этот же момент раздается глас Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».

Образ Иисуса Христа – центральный. Его фигура, хоть и хрупкая и вытянутая вертикально, но полна сил: все члены ее – грудь, плечи, руки, ноги - округлые и мягкие. Чресла препоясаны, хотя в других изводах Иисус изображается обнаженным. Мягкость создается плавными изгибами реки, ритмически повторяющими рисунок фигуры Спасителя, омывая ее и любовно неся над водами. Фигура как бы парит в воздухе, не касаясь воды.

Скалистые берега расступаются в самой нижней части фигуры - у ног - и сужаются в самой широкой ее части, как бы поддерживая ее вместе с Ангелами, придавая фигуре устойчивость. Потом они снова расширяются на уровне плеч, сужаясь у нимба и устремляясь вверх, смыкаясь над Его головой, полностью скрывая фигуру как в ущелье.

Нежные изгибы, в музыкальном ритме повторяющие и объемлющие фигуру Спасителя, словно исполняют любовный танец, осторожно сопровождая каждый изгиб тела Иисуса Христа. Ущелье, в которое заключается фигура Господа, символизирует собой ад, гроб и смерть одновременно.

Это не случайные образы. В Таинстве Крещения при погружении в воду умирает ветхий человек, а по выходе из нее - рождается новый, отрекающийся от сатаны и всех дел его и дающий клятву служить отныне и вовеки веков уже не дьяволу, а Богу.

Иконописец, помещая Иисуса во время Крещения в пещеру, как в гроб, показывает именно этот смысл и образ Таинства Крещения. Ущелье – это также и образ ада, в который спускается Иисус, чтобы вывести из него Адама и всех ветхозаветных праведников.

Голова и лик Иисуса повторяют образ Господа на иконе Рублева «Спас»: та же мощная шея, взгляд спокойный, мягкий, волосы густые, словно образующие нимб. Теплые светло-коричневые цвета тела Спасителя подчеркивают нежность образа.

Слева мы видим низко склоненную фигуру Иоанна Крестителя. Уступчатые скалы ставят его высоко над Спасителем и он вынужден низко склониться перед Ним в благословляющем жесте.

Эта согбенность подчеркивает, что раб, недостойный даже развязать ремень у ног Хозяина, крестит Своего Господина, перед Которым он низко склоняется как недостойный.

Фигура Иоанна вообще очень странная: слишком длинная правая рука, крестящая Иисуса, и слишком маленькая, словно укороченная, левая, спина тоже очень длинная.

Если бы Иоанн выпрямился, то вся несуразность фигуры была бы сразу видна. Странно выписаны его ноги: они словно перекрещены. Правая нога выписана так, как должна быть выписана левая и наоборот.

Эта несуразность фигуры Иоанна на фоне стройной и изящной фигуры Спасителя, подчеркивает рабство одного и Божественное достоинство другого. За Иоанном видно деревцо, которое придает ему устойчивость, т.к. он настолько сильно склонен над Иисусом, что, кажется, вот-вот упадет. Поклонению Иоанна вторят вершины гор: они тоже склоняются в ту же сторону и с тем же наклоном.

На противоположном берегу – прекрасная празднично-цветистая группа ангелов, хотя в Евангелии о них не сказано ничего. На разных иконах их количество разное. На данной иконе их четверо и это отличительная особенность данного извода, наполненная глубокого богословского и философского смыслов. На всех ангелах сине-голубые хитоны.

Впереди - два Ангела в низком поклоне, на их руках пышная одежда, словно полотенца, в которые будет принят Крещаемый. Они - восприемники, готовые Его принять, как только Он выйдет из воды. Эти два Ангела особенно чувствуют торжественность момента. Третий Ангел, который едва виден за спинами первых двух, тоже с покровенной одеждой, но в позе, не такой торжественной, как первых два.

Но особенно выделяется четвертый Ангел. Руки у него покровенные, но он воздел их к небу в молитвенной позе и глядит на голубой луч, указывающий на Спасителя, на голубя, нисходящего в этом луче - Духа Святого, и словно прислушивается к гласу Бога-Отца, исходящего из Небесного облака.

Все Богоявление и богословский смысл праздника заключается в образе этого Ангела. В то время, как все остальные – Иоанн Креститель и трое ангелов - заняты непосредственно действием Таинства Крещения, четвертый, единственный из них, созерцает Богоявление – Троицу Триипостасную.

Этот Ангел выписан в Божественных голубых тонах, подчеркивающих его особенность, его большую связь с природой и водой Иордана, чем с человеческими фигурами.

Ангелы, хотя их и четверо, не искажают равновесия иконы, потому что фигура Иоанна Крестителя, уравновешивает правую и левую стороны реки. А их руки встречаются над головой Господа, заключая Его в свои объятия.

Поклонение человеческих фигур и движение природы вверх и ввысь следуют движению рук Господа: правая рука Спасителя согнута в локте, словно бы указывая человеку на его место перед Богом, чуть согнутая левая соответствует движению Иордана и гор.

Икона наполнена не только евангельским изложением событий, но и элементами ветхозаветных образов, знакомых по псалмам, и даже образами античности.

Так, в реке мы видим в самом низу седовласого старца. Это образ реки Иордан. А справа внизу – еще один человек, плывущий на двух дельфинах. Это образ моря. А вместе тот и другой – видимые образы псалма: «Море виде и побеже, Иордан возвратися вспять…»,

указывающие на пророческие изображение перехода сквозь Красное море, и прообраз Крещения в Новом завете. Сами фигурки – античное наследие, т.к. у евреев изображение человека запрещалось. Это и олицетворение двух потоков Иора и Дана, из которых при слиянии образовалась река Иордан.

В целом впечатление, которое оставляет икона, можно было бы назвать любовной песней. И этим она выделяется из всех остальных изводов икон, изображающих Крещение Господа.

Учение об иконопочитании окончательно установлено Святыми отцами VII Вселенского собора. Кроме догматического значения, иконы помогают нам понять смысл написанного в Священном Писании.

Символизм икон

Несмотря на всё разнообразие, иконы Крещения Господня имеют общие детали. Так, на иконах Господь Иисус Христос изображён полностью в воде реки Иордан. Это указывает на то, что Господь принимает на себя все грехи мира, каждого из нас. Несмотря на то, что Иисус Христос крестится у Иоанна Предтечи, именно Господь является главным в действии. На это показывает движение Христа в сторону Предтечи, а не наоборот.

Крещение Господне, древняя мозаика

Также при Крещении Господь благословляет правой рукой воды Иордана. Теперь вода — символ жизни, а не смерти, как это было при потопе. Как видим, в древней традиции Иисус Христос на иконах изображается обнажённым, что свидетельствует об уничижении Господа. В Крещении Спаситель берёт на себя наготу Адама, становясь новым Адамом и одевая всё человечество в одежды нетления.


Греческая икона, XVII век

В верхней части икон Крещения Господня, как правило, изображается круг с лучами и Духом Святым в виде голубя, следующими к Иисусу Христу. Эти лучи символизируют присутствие Бога-Отца, Которого, согласно православным канонам, прямо изображать нельзя. В ногах Спасителя часто плавают рыбы вокруг мужской и женских фигур, которые символизируют реку Иордан и переход евреев через Чёрмное море.

Также на иконах Крещения Господня традиционно нарисованы ангелы. Об их присутствии во время Крещения Господня мы знаем из богослужебных текстов. Нам доподлинно неизвестна роль ангелов, поэтому они изображаются иконописцами согласно духовного понимания каждого из них.


Крещение Господне, современная русская икона

Первые иконы

Одним из главнейших событий новозаветной истории является Крещение Господне или Богоявление. Этот праздник почитался ещё первыми христианами, о чём свидетельствует самое древнее изображение Крещения Иисуса Христа. Первая икона известная Крещения Господня датируется предположительно III веком и найдена в римских катакомбах.


Фреска римских катакомб III века

Учитывая, что в доконстантиновскую эпоху осуществлялись массовые гонения христиан, не удивительно, что до нас сохранилась только левая половина иконы. Интересно, что на иконе Господь Иисус Христос изображён юношей, что для нас является довольно странным. Однако традиция III-IV вв. подразумевала изображение Бога-Слово в виде отрока. Молодость на иконе подразумевает вечность Божественного Спасителя. Кроме того, в те времена праздник Рождества Христова и Богоявления отмечался в один день. Икон конкретно для праздника Рождества Христова ещё не было написано. Поэтому молодость Иисуса прикровенно указывает на Его Рождество.

Современная традиция написания икон Крещения Господня, кроме непосредственно художественного стиля, отличается от древней тем, что сейчас Иисуса Христа принято изображать препоясанным и в возрасте 30-33 лет.


Фреска Михаила Нестерова во Владимирском соборе, Киев

Одно из самых знаменитых изображений Крещения Господня находится в современной Италии. Замечательное изобразительное произведение Равенская Мозаика датируется примерно V-VI вв., и расположено на куполе баптистерия (места для крещения).

Равенский баптистерий был построен по приказу короля остготов Теодориха. Сам король был приверженцем арианской ереси, осуждённой ещё на I Вселенском соборе в Никее, и с помощью этого баптистерия пытался уводить христиан от истинной веры. Равенская мозаика интересна тем, что в ней мы видим продолжение древней традиции иконописи. Господь Иисус Христос вновь изображён юношей, и в обнажённом виде. Как мы знаем, позднее художники стали применять препоясание. Однако нагота Иисуса Христа здесь символизирует параллель с Адамом. Подчёркивается, что на землю пришёл новый Адам, который спасёт падшее человечество.


Равенская Мозаика

Несмотря на ценность Равенской мозаики, икону не обошло языческое влияние, которое ещё недавно было распространено на территориях Римской империи. Слева на иконе изображён полуобнажённый седой старец, который, словно Нептун или Посейдон, символизирует реку Иордан. В дальнейшем подобные символы не имели места в христианской иконографии.

Но первым изображением иконы Крещения Господня на доске является сцена, нарисованная на крышке реликвария в римской капелле Санкта Санкторум.


Реликварий капеллы Санкта Санкторум, VI век

Учёные считают, что икона выполнена палестинским мастером предположительно в конце VI века. Интересной деталью является присутствие на иконе, кроме Иоанна Предтечи и ангелов, апостолов Иоанна и Андрея.

Русские иконы

Из отечественных икон, написанных в честь Крещения Господня, выделяется красивейшая работа Мастера Михаила начала XVII века. Интересно, что данная икона находится в Государственном русском музее Санкт-Петербурга. Причина, по которой икона не возвращена в один из православных храмов, печальна. На иконе, в нарушение канонов церковных соборов, изображён Бог-Отец. Именно Господь Саваоф, сидящий на престолах и опирающийся на серафимов, выполняет главенствующую роль на данном изображении.


«Крещение Господне» мастера Михаила, Государственный русский музей, Санкт-Петербург

Однако существуют и канонические написания икон Крещения Господня. Одна из известнейших русских икон «Крещение Господне» написана Андреем Рублёвым, который знаменит по творению «Троица». Икону к празднику Богоявления Рублёв изобразил в 1405 году.


Икона работы Андрея Рублёва

Согласно отечественной традиции Господь Иисус Христос стоит на реке Иордан препоясанным. По движениям Господа видно, что Он уже собирается выходить из воды на служение людям. Слева от Иисуса Христа изображён пророк Иоанн Креститель, который возливает воду на главу Спасителя дабы «совершить всякую правду». Справа от Господа находятся ангелы.

Икона Андрея Рублева обладает многими скрытыми смыслами. Правая рука Иисуса согнута и указывает на место человека рядом с Богом. Горы склоняются перед Христом, повторяя поклон пророка Иоанна. Река Иордан направлена строго вверх, к небу. Ущелье реки символизирует Ад, в который спустился Спаситель, чтобы вывести из него Адама и ветхозаветных праведников. Креститель Иоанн и три ангела созерцают Крещение Господа, в то время, как взгляд четвертого ангела напревлен вверх, к Богу-Отцу, возвещающему о Богоявлении. У ног Спасителя можно увидеть человеческие фигуры — они означают переход евреев через Красное море.

Эта икона является первым известным изображением Крещения Господня на Руси. До этого православные на нашей земле пользовались византийскими иконами. Например, Минологией Василия II, написанной в 985 году в Константинополе.


Минологий императора Василия II, X век

Также концом XV века датируется написание иконы-таблетки из Собора Святой Софии в Новгороде. На данной иконе по правую руку с Господом стоит Иоанн Креститель, который свидетельствует о пришествии Того, Кто спасёт мир. С левой стороны от Иисуса Христа склонились ангелы в безмолвном приветствии Превечного. Вверху изображения виден образ голубя и гласа Бога-Отца.


Новгородская икона собора Святой Софии

Название иконы «Богоявление Господне» само по себе свидетельствует о Пресвятой Троице, ведь именно в этот момент на Иордане, как когда-то у дубравы Мамре Моисею, является Господь. Но уже не Моисею и богоизбранному народу, а всему миру. Во Иордане крещающуся Тебе, Господи, Троическое явися поклонение...


Одна из секций Рождественских чтений была посвящена храмовой архитектуре. В ходе дискуссии священник и архитектор Андрей Юревич поставил коллег перед проблемой отсутствия в Русской Православной Церкви современной церковной архитектуры


6 мая Церковь празднует память одного из самых почитаемых христианских святых - великомученика Георгия Победоносца. С его именем связано много различных, порой не очень согласуемых друг с другом легенд. Исторические мотивы, церковное предание и народные сказания нашли отражение в иконографии святого


Сегодня мы расскажем об одной из самых ярких региональных архитектурных традиций, сложившейся в уральском городе Туринск и его окрестностях. Как правило, специалисты применяют к региональным школам XVIII века, расположенным за Уральским хребтом, общее название - «сибирское барокко». Однако название это очень условно - слишком уж разнообразна сибирская архитектура тех времен. Но в нашем случае можно определенно сказать: перед нами «туринское барокко»


На одних иконах Божия Матерь Сама простирает свой покров над молящимися, на других его держат ангелы, а Дева молится вместе с людьми. Разные варианты иконографии Покрова, начиная с XII века.


Современные представления о труде иконописцев все чаще связывают написание икон с трудами профессиональных мастеров. Кажущаяся простота некоторых икон отнюдь не означала, что мастер не мог написать красивое высокохудожественное произведение. Дело было в цене. О стоимости иконописных работ во второй половине XIX - начале ХХ века и о принципах ценообразования в иконописи рассказывает искусствовед Жанна БЕЛИК


20 октября отмечается 200 лет с того дня, как армия Наполеона оставила Москву. Представляем галерею икон с выставки ««В воспоминание избавления от нашествия галлов…». Русская икона в канун Отечественной войны 1812 года», проходящей в Центральном музее древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева.


Наш корреспондент встретился с известным ученым-византинистом, доктором искусствоведческих наук, профессором Ольгой Сигизмундовной ПОПОВОЙ, чтобы расспросить ее о том, как приходят к византийскому искусству, и выяснить, что мы не понимаем и никогда не поймем в Византии.


6 марта в помещении московского Музея русской иконы состоялась встреча с композитором коптских гимнов Георгием Кириллосом. Москвичи получили уникальную возможность услышать вживую коптские богослужебные песнопения.


Четвертое воскресенье Великого поста посвящено св. Иоанну Лествичнику. Почему на иконе «Лествица» автор одноименной книги преподобный Иоанн Лествичник изображен без нимба? Почему бесы как только не изощряются, чтобы стащить монахов вниз, а ангелы вроде держатся в стороне? Разобраться в происходящем с помощью специалистов попыталась наш корреспондент.


Икона – это прежде всего святой образ, перед которым мы предстоим в молитве, зримо выраженный опыт жизни святых. Это и произведение искусства, которое доносит до нас представление наших предков о прекрасном. Но кроме всего прочего, икона является еще и важным историческим источником, рассказывающим о забытых традициях. Что, например, означает серьга в ухе Младенца Христа? Необычные детали икон вспоминаем накануне завтрашней памяти первого иконописца – апостола и евангелиста Луки.


Прошло 25 лет с начала нового церковного строительства в России. Первым построенным в новейшей российской истории храмом можно считать Введенскую церковь в поселке Сухарево Белгородской епархии. Она была заложена в 1986 году, освящена к 1000-летию Крещения Руси в 1988-м (архитектор Андрей Родыгин)


Первое воскресенье по Пасхе называется Фомино Воскресение. Почему же именно Фоме, да еще прозванному Неверующим, специально выделено воскресение, сразу же следующее за Воскресением Христовым? Не Петру, как главе общины апостолов, не Андрею, призванному самым первым, даже не Иоанну, который был любимым учеником Иисуса, а Фоме.


Современная церковная архитектура не сложилась как единый стиль, но есть попытки разных людей - архитекторов, попечителей, священников - построить современный храм. Собственно, современным храмом является любой храм, который строят сейчас, независимо от того, на образцы какого века ориентируется храмоздатель


Люди всегда пытались представить то, что ждет их после смерти, и то место, куда отправляется душа для встречи с Богом. Изображения рая в русской иконописи полны деталей, дающих человеку возможность составить свой зримый образ Небесного Царства


В Успенской звоннице Московского кремля открылась уникальная выставка, на которой любители иконописи впервые получат возможность увидеть иконостас Кирилло-Белозерского монастыря целиком. Дело в том, что сегодня иконы из этого знаменитого иконостаса хранятся раздельно в трех различных музеях страны. Посетители выставки увидят иконостас таким же, каким он был в XV веке


В главе об иконостасе учебники Закона Божия или ОПК рассказывают обычно о высоком русском пятиярусном иконостасе. Но если мы зайдем в храм, то далеко не всегда увидим перед собой пять рядов икон, соответствующих схеме из книжки. Почему для рассказа об иконостасе выбирают именно его пятиярусный вид, рассказывают протоиерей Сергий ПРАВДОЛЮБОВ, настоятель храма Живоначальной Троицы в Голенищеве (Москва), и Лариса ГАЧЕВА, иконописец, преподаватель ПСТГУ Как выглядел Николай Чудотворец?
Память одного из самых любимых нашим народом святых - святителя Николая Чудотворца, епископа Мир Ликийских в церковном календаре отмечается дважды: зимой 19 декабря и почти летом 22 мая. Византийская иконография сохранила множество изображений святого Николая. Как он выглядел? ФОТОГАЛЕРЕЯ.


Сегодня Царские врата - обязательная часть иконостаса православного храма. Они находятся в центре иконостаса и являются главным входом в алтарь. Однако примерно до VIII века иконостасов в храмах не было, а понятие «Царские врата» появляется уже в IV веке. Почему эти врата «Царские» и каково их значение - объясняют старший преподаватель кафедры литургики ПСТГУ Александр ТКАЧЕНКО и главный архитектор Товарищества реставраторов, член-корреспондент Академии архитектурного наследия Андрей АНИСИМОВ

Крещение Господне - торжественное событие, наполняющее светом душу каждого христианина. Войдя в воды реки Иордан, Спаситель сделал первый шаг навстречу своей судьбе. Принимая участие в обряде крещения, он подчеркивает свою сопричастность к простым людям, кающимся, заблуждающимся, принимает на себя их грехи и обещает очищение. Этому сакральному событию посвящено множество икон. Об одной из них - иконе "Крещение Господне" мастерской Андрея Рублева - мы и поговорим сегодня.

В глубь веков

Об этом знаменательном событии рассказывают все евангелисты. Пока Иисус с семьей жил в Назарете, в Иудейской пустыне о скором его пришествии провозглашал пророк Иоанн. Он призывал людей покаяться в грехах, смыть их в водах реки Иордан и начать новую жизнь по христианским заветам.

Когда Спасителю исполнилось 30 лет, он пришел к месту проведения обряда, чтобы явить миру свою истинную природу. Иоанн, узнав сына Божьего, усомнился в своем праве крестить его. Но Иисус успокоил старца, пояснив, что такова воля его Отца. Войдя в воды, он молился о благословении на трудный путь. В это время с неба спустился Святой Дух в облике голубя, и все присутствующие услышали голос Бога: "Это Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение". С этого дня Спаситель начал исполнять свою миссию, страшную и великую.

Иконография

Крещение Господне изображали многие иконописцы, начиная со времен первых христиан. На первый план выходил не столько сам обряд, совершаемый в водах Иордана, сколько событие Богоявления. Все присутствующие в этот день могли наблюдать Троицу: Иисуса Христа, Святой Дух, сошедший с небес в виде голубя, и глас Отца, свидетельствовавшего о Сыне. Именно это становится содержанием икон, мозаик.

Центральной фигурой является Спаситель. На ранних иконах он изображается обнаженным, молодым юношей или зрелым мужем с бородой. Позже чресла Иисуса Христа стали рисовать опоясанными. Иногда его символизирует агнец - напоминание о предстоящей жертве Спасителя. Над ним - голубое небо, откуда слетает белоснежный голубь. Глас Божий иконописцы изображали в виде луча или благословляющей десницы. С VI-VII веков появилась традиция рисовать Иоанна Предтечу на левом берегу Иордана, а на правом - трех или четырех ангелов.

Иконописец Андрей Рублев

Великий мастер древней Руси не обошел своим вниманием это событие. Он жил и творил во времена монгольского нашествия, в XIV-XV веках. Его имя крепко связано с Троицким монастырем и монахом Сергием Радонежским, которого художник почитал как отца. Иконы Андрея Рублева в темные времена несли идеи духовного возрождения Руси. Благодаря гармоничным краскам от них исходит чистое свечение. Образы одухотворены, в них читается душевная тишина, спокойная радость.

"Крещение Господне" - одна из особо почитаемых икон Андрея Рублева. Он писал это событие несколько раз. Одна из работ хранится в Сергиево-Троицкой лавре. Она дошла до нас в сильно поврежденном виде. На оригинале уже не видно теплых, чистых красок. Но первоначальный рисунок ясно просматривается.

Еще одну икону можно увидеть в Русском музее Санкт-Петербурга. Она сохранилась лучше, в ней меньше золотого света, но больше строгих сине-зеленых цветов. Кажется, что все изображение омыто крещенскими водами. Сохранилась также фреска в Успенском соборе (город Владимир).

Надо отметить, что среди искусствоведов до сих пор ведутся споры о том, принадлежат ли названные работы кисти самого Андрея Рублева. Возможно, иконы писались его учениками. Ведь в XV веке никто не вел учет работ того или иного художника. Авторство устанавливают по характерной технике письма, но это не гарантирует стопроцентного результата.

Описание иконы "Крещение господне"

Сердце ее - Иисус Христос, словно парящий над синими водами Иордана. Над его головою нимб, на него указывает тройной голубой луч (глас Отца), к нему слетает голубь.

В ногах Спасителя иконописец изобразил старца, символизирующего реку Иордан, и юношу на двух дельфинах - образ моря. Они указывают на переход от Ветхого Завета к Новому. Мертвое море, куда впадает река - символ ада. Река - образ смертного, грешного человечества. Но в 113 псалме дается пророчество о том, что воды Иордана будут повернуты вспять. И свершит чудо приход сына Божьего.

На левом берегу Иордана благоговейно склоняется над Спасителем Предтеча, осознавая величие момента. На правом берегу изображены четыре ангела в праздничных одеждах. Икона "Крещение Господне" пронизана глубокой радостью от свершающегося чуда, светлой верой в грядущее спасение.

Преклонение перед Троицей

Икона XV века "Крещение Господне", по традиции, изображает момент Богоявления. Никому не известный до тех пор Иисус Христос, сын простого плотника, предстал во всем своем величии. Перед ним низко склоняется Иоанн Креститель, осеняя Спасителя крестным знамением. Его фигура со странно выписанными, словно перекрещенными ногами, непропорциональными руками подчеркивает неполноценность человеческой природы. Вместе с ним склоняются в сторону Иисуса скалы.

Три ангела на правом берегу также смиренно и восторженно ожидают выхода Спасителя из воды. У двух из них на руках ткань, в которую они, как восприемники, готовы завернуть крещаемого. Все осознают значимость момента, преклоняются перед богочеловеком, которому предстоит повернуть течение Иордана вспять, принеся себя в жертву.

Четвертый ангел устремляет молитву ввысь. Его взгляд направлен на луч света, в котором слетает голубь. Он внимает гласу Отца, созерцая Богоявление во всем его величии.

Духовный смысл иконы

Крещение - событие, символизирующее собой зарождение новозаветного мира. Иисус Христос, окунаемый в воды Иордана, словно принимает смерть. Тут и гибель ветхозаветного, греховного человека, и прообраз гибели Спасителя на Кресте. Выход из воды - символ новой жизни, Воскресения, духовного очищения.

Значение иконы "Крещение Господне" заключается в переходе к новому миропорядку. Иордан - та граница, где Ветхий Завет был отделен от Нового. Природа человека была повреждена после грехопадения Адама и Евы. Бог, соединившись с человеческой плотью и душой через Иисуса Христа, восстановил ее. Изображение Спасителя в водах реки указывает на то, что через освященные воды, посредством обряда крещения, каждому из нас был дарован шанс на вечную жизнь. Поэтому икона вселяет в верующих надежду, радостный трепет и благоговение.

В чем помогает икона "Крещение Господне"?

Этот образ наделен особой силой. В нем - торжество Православия. Перед ним верующие молятся Святой Троице, просят о защите всех членов семьи, избавлении от болезней. Считается, что икона "Крещение Господне" дарует выздоровление детям. Она же способна вселить веру в души сомневающихся, стоящих на распутье, придать сил на пути духовных свершений.

Икона "Крещение Господне" была написана с огромной любовью. В ней много света, лучащегося изнутри. Ведь праздник Крещения в древности называли "святыми Светами", что говорило об очищении и освящении природы человеческой светом Христовым.

Существует множество икон в православии, которые посвящены различным событиям, праздникам. Одной из них является «Богоявление». Этот образ посвящен празднику Крещения Господнего.

Это один из величайших образов, поскольку он посвящен, пожалуй, самому важному празднику после Пасхи — Крещению . Такая икона просто обязана быть у вас дома, если вам хочется, чтобы в семье всегда были гармония и счастье.

История иконы «Богоявление»

Эту икону также называют «Крещение Господне», поскольку это альтернативное название праздника. В данном случае, по мнению многих церковнослужителей, икона написана была в честь события, а не праздника, установленного почти сразу после библейских событий. Это один из самых древних праздников, поэтому и икона данная создавалась почти сразу после распятия Христа.

И все-таки довольно много остается приверженцев теории о том, что икона связана с праздником, ведь Богоявление — это праздник, который в те времена включал в себя Рождество Христово, Крещение и поклонение волхвов. Богоявление связано с подтверждением божественной сущности Христа, с его становлением как Бога, но посредством обычая людского.

Описание иконы «Богоявление»

На иконе всегда изображаются Иисус Христос в полный рост и Иоанн Предтеча, именуемый также Крестителем. Именно он и крестил Христа, хотя сначала отказался, говоря о том, что недостоин такой чести. Иисус переубедил его, сказав, что пророчество должно исполниться в любом случае. На иконе святой пророк Иоанн тянется к Сыну Божьему, пытаясь окропить его лоб святой водой Иордана. На это действо взирает Отец Бог, от которого исходит Святой Дух, изображенный как голубь. От голубя исходят три луча света, символизирующие Святую Троицу. Часто Иоанн Креститель стоит в окружении ангелов, но есть вариант иконы, где изображены только Предтеча и Христос.

Где находится икона

Эта икона есть в огромном количестве храмов, поэтому нет смысла перечислять их все. Этот образ очень важен для христиан, так что нужно постараться, чтобы найти церковь, в которой нет этой иконы. Главные места, где можно поклониться иконе «Богоявление»: церковь Николая Чудотворца в Кронштадте, Никольский собор там же, церковь Георгия победоносца в Москве, церковь Богоявления в Коломне.

В чем помогает икона

Не столько помогает сама икона, сколько молитвы перед нею, ведь на ней изображено великое событие из жизни Христа. Это момент, когда в Христе соединилось два начала: человеческое и божественное.

Икона помогает исцелять болезни, замаливать грехи, искать вдохновение для своей веры. Это величайший образ, от которого исходит особая энергия.

Молитва перед иконой «Богоявление»

Если вы будете молиться перед этой иконой, то на Крещение 19 января нужно будет прочитать тропарь:

«В святом Иордане крестился ты, Господь наш Иисус Христос, когда Святая Троица стала единой. Отца голос говорил Тебе, называя Тебя Сыном своим возлюбленным, а Дух Святой в виде голубя подтверждал сии слова. Явись миру, Христос, чтобы освятить этот мир своим пребыванием в нем».

Дата празднования

19 января — день иконы «Богоявление». Это великий день, в который можно сделать себе подарок, купив такую икону, чтобы она оберегала вас и ваш дом от врагов и от бед. Когда будете молиться перед иконой, можно читать любые молитвы, включая «Отче наш», «Верую», «Живые помощи».

Никогда не забывайте о том, что каждая икона имеет свою историю и свой смысл. Вам не обязательно покупать все иконы для каждого праздника в христианском календаре. Достаточно просто выбрать те из них, которые вам ближе всего по смыслу. В этом нет ничего плохого, даже если у вас дома будет всего одна. Если вы решите ее приобрести или подарить кому-то его первую икону, то лучше, чтобы это был образ «Богоявление». Удачи вам, и не забывайте нажимать на кнопки и

18.01.2018 05:13

Крещение Господне зачастую именуют Богоявлением. Многие полагают, что под разными названиями подразумевается один и тот...

Loading...Loading...