Человеческое сознание. Сознание

Что такое Сознание Человека. Практически работающая модель!

Сознание Человека - одна из самых больших загадок на земле, загадок для большинства людей и для традиционной науки, которая до сих пор сознание, напрямую пытается трактовать как функцию мозга, и связывает его с физическим телом. Но, наука так и не знает точно, что такое сознание Человека, как оно работает, из чего состоит и т.д.

К большому сожалению, традиционная наука, религия и эзотерика продолжают конфликтовать, не признавая теорий и мировоззрения друг друга, и делают большую ошибку. Ведь мир очень логичен и непротиворечив, а каждая сфера знаний просто занимает своё место во вселенной и если знания истинны, они не противоречат другим истинам. Так правильная эзотерика не противоречит физике и математике, а дополняет их, и т.д.

Модель сознания человека, которую мы представим в данной статье прошла многолетнюю практическую апробацию и успешно применяется многими людьми для собственного развития и помощи другим. И эта модель не материальная, а энергоинформационная.

Состоит из Духовного Существа, посредника, сущности (индивидуальность человека), чакр (центров сознания), каналов связи между ними, систем логического и образного самовнушения. К сознанию относятся следующие двенадцать чакр: Атман (место обитания Духовного существа), Сахасрара, Интеллект, Духовная, Аджна, Вишудха, Анахата, 13-го мира, чакра Сущности, Манипура, Свадхистхана и Муладхара.

Духовное Существо - часть сверхсознания напрямую связана с Абсолютом и сформированная вокруг божьей искры. Духовное Существо несёт в себе индивидуальную программу развития человека и информацию о законах нашего Космоса.

Чакры Человека Посредник - часть сознания, предназначенная для обеспечения обмена информацией между Духовным Существом и основным сознанием (чакрами).

Особая (наиболее сложная) энергетическая система, предназначенная для реализации процессом мышления (принятия решений), управления восприятием и подчинёнными её энергетическими и физическими системами. Все указанные функции реализуются чакрой через работу с мыслями (коды, логическая и формализованная информация), образами (матрицы, неформализованная информация), ощущениями и рабочими энергиями.

Всё сознание, 12 чакр делится на три основные составляющие:

(реализующая часть), Непосредственно сознание (осознанное мышление, восприятие, принятие решений), (связь с Богом, и высшими мирами).

Непосредственно Сознание , состоит из Интеллекта (мышление, анализ информации, понятийная и логическая часть, приятие решений), Духовности (образное восприятие) и Воли (ответственность, реализация решений).

Понимание строения и механизмов работы сознания человека - открывает огромные возможности в его развитии, позволяет изучить и целенаправленно раскрыть все заложенные в человеке таланты и способности, весь потенциал, а так же, убирать негативные качества, эмоции (страх, обиду, вину, др.) и т.д.

Так что, изучайте себя и раскрывайте свой потенциал! Успехов!

На втором этапе развития психологии как науки, в то время, когда основным методом научных изысканий являлась интроспекция, термины ʼʼпсихикаʼʼ и ʼʼсознаниеʼʼ были почти неразделимы. Психологи изучали свою психику и сознание впроцессе сознательного самонаблюдении за тем и другим. Сегодня наука не только не раскрыла тонкие механизмы сознания (такое положение имеет место и в понимании остальных психических процессов), но и не смогла дать точного определœения того, что представляет собой сознание. Точного определœения сознания нет, но бывают даны метафорические, образные попытки определœения сознания. К примеру, определœение сознания как ʼʼсветлого пятна или узкого луча света͵ переметающегося по бесконечному миру памятиʼʼ или ʼʼсознания как состояния, ĸᴏᴛᴏᴩᴏᴇ прерывается, когда мы засыпаем или оглушены сильным ударом по головеʼʼ (Цит. по 1, с.21).

Кстати говоря, последнее определœение наталкивает на мысль определœения сознания через перечень состояний, при которых человек ощущает наличие измененного сознания. К таким состояниям относятся не только сновидения, но и гипноз, ощущения, возникающие в ходе медитации, некоторых форм психотренинга и психотерапии, при применении ряда наркотических веществ и пр.
Размещено на реф.рф
Наиболее грубые изменения состояния сознания возникают при локальных повреждениях подкорковых структур мозга и характеризуются разной степенью оглушенности, дезориентирования и помрачения сознания, нарушениями сна и появлением галлюцинаций, переплетающихся со сном и реальностью. Такие состояния сознания изучает трансперсональная психология (см. п.5.6).

Важно подчеркнуть, что в сознание попадает только очень небольшая часть тех чувств, мыслей, образов, которые хранит в памяти или переживает человек в любой момент времени. Сознание постоянно игнорирует множество событий, которые тем не менее как-то обрабатываются на уровне восприятия и фиксируются в памяти подсознания. В результате при крайне важно сти мы можем извлечь из подсознания огромное количество событий, на которые мы, по нашему мнению, не обратили внимание, хотя они и были в поле нашего восприятия. Особенности содержания и взаимосвязи сознания – подсознания – бессознательного с точки зрения З. Фрейда мы рассмотрели в п.5.1.

Сегодня одним из часто используемых является следующее определœение сознания.

Сознание – высшая, свойственная человеку форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и закономерностей окружающего мира, формирования у человека внутренней модели внешнего мира, благодаря чему достигается познание и преобразование окружающей действительности.

Функции сознания можно определить, во-первых, как наблюдение за собой и внешним миром, определœение своего состояния и событий внешнего мира. В сознание человека включено определœенное отношение к окружающей среде, к другим людям.

Вторая функция сознании связана с планированием наших действий и контролированием исполнения этих планов, ᴛ.ᴇ. состоит в формировании целœей деятельности, в предварительном мысленном построении действий и предвидении их результатов, что обеспечивает разумное регулирование поведения и деятельности человека. Работа сознания тесно связана с процессами рефлексии, то есть мыслительными актами, направленными на анализ, понимание. осознание себя: собственных мыслей (в том числе и неявных, скрытых в подсознании), эмоциональных состояний, переживании, попытках взглянуть на себя со стороны как своими глазами, так и глазами других людей.

Выделяют следующие свойства сознания : построение отношений, познание и переживание. Отсюда непосредственно следует включение мышления и эмоций в процессы сознания. Действительно, основной функцией мышления является выявление объективных отношений между явлениями внешнего мира, а основной функцией эмоции – формирование субъективного отношения человека к предметам, явлениям, людям. В структурах сознания синтезируются эти формы и виды отношений, и они определяют как организацию поведения, так и глубинные процессы самооценки и самосознания. Реально существуя в едином потоке сознания, образ и мысль могут, окрашиваясь эмоциями, становиться переживанием.

Сознание развивается у человека только в социальных контактах. В филогенезе сознание человека развивалось и становится возможным лишь в условиях активного воздействия на природу, в условиях трудовой деятельности. Сознание возможно лишь в условиях существования языка, речи, возникающей одновременно с сознанием в процессе груда.

Первичным актом сознания является акт идентификации с символами культуры, организующий человеческое сознание, делающий человека человеком. За вычленением смысла, символа и идентификацией с ним следует выполнение, активная деятельность ребенка по воспроизведению образцов человеческого поведения, речи, мышления, сознания, активная деятельность ребенка по отражению окружающего мира и регуляции своего поведения. Выделяют два слоя сознания (В.П. Зинченко ).

I. Бытийное сознание (сознание для бытия), включающее в себя:

1)биодинамические свойства движений, опыт действий;

2) чувственные образы.

II. Рефлективное сознание (сознание для сознания), включающее в себя:

1) значение;

Значение – содержание общественного сознания, усваиваемое человеком. Это бывают операционные значения, предметные, вербальные значения, житейские и научные значения – понятия.

Смысл – субъективное понимание и отношение к ситуации, информации. Непонимание связано с трудностями осмысления значений. Процессы взаимной трансформации значений и смыслов (осмысление значений и означение смыслов) выступают средством диалога и взаимопонимания.

На бытийном слое сознания решаются очень сложные задачи, так как для эффективного в какой-либо ситуации поведения необходима актуализация нужного в данный момент образа и нужной двигательной программы, т. е. образ действия должен вписываться в образ мира. Мир идей, понятий, житейских и научных знаний соотносится со значением (рефлективного сознания).

Мир производственной, предметно-практической деятельности соотносится с биодинамической тканью движения и действия (бытийного слоя сознания). Мир представлений, воображений, культурных символов и знаков соотносится с чувственной тканью (бытийного сознания). Сознание рождается и присутствует во всœех этих мирах.

Резюмируя современные представления о сознании, можно отметить следующее:

Эпицентром сознания является сознание собственного ʼʼЯʼʼ.

Сознание :

1) рождается в бытии, 2) отражает бытие, 3) творит бытие.

Функции сознания :

1) отражательная, 2) порождающая (творчески-креативная), 3) регулятивно-оценочная, 4) рефлексивная функция – основная функция, характеризует сущность сознания.

В качестве объекта рефлексии могут выступать:

1) отражение мира, 2) мышление о нем, 3) способы регуляции человеком своего поведения, 4) сами процессы рефлексии, 5) свое личное сознание.

Структура сознания включает в себя два слоя. Бытийный слой содержит в себе истоки и начала рефлективного слоя , поскольку значения и смыслы рождаются в бытийном слое.

Выраженное в слове значение содержит :

1) образ, 2) операционное и предметное значение, 3) осмысленное и предметное действие.

Слова, язык не существуют только как язык, в них объективировались формы мышления, которые нами и овладевают через использование языка.

Сознание человека - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Сознание человека" 2017, 2018.

  • - Сознание человека

  • - Сознание человека

    знать: · понятие о сознании человека; · предпосылки и условия возникновения и развития сознания; · структуру сознания; сознание и бессознательное. Соотношение сознания и бессознательного Согласно 3. Фрейду, психика человека состоит из трех находящихся в... .


  • - Язык и сознание человека

    Другим условием, которое приводит к формированию сложно построенной сознательной деятельности человека, является возникновение языка. Под языком принято понимать систему кодов, с помощью которых обозначаются предметы внешнего мира, их действия, качества, отношения... .

    Сознание является высшим уровнем отражения человеком дей­ствительности, в результате чего достигается познание и преоб­разование окружающего мира, если психику рассматривают с ма­териалистических позиций, и собственно человеческой формой пси­хического начала... .


  • - Сознание человека и его общественная природа

    Высшая ступень развития психики, свойственная только человеку, называется сознанием. Прежде чем дать определение этому понятию, обратим внимание на то, что история развития человека - качественно новая ступень, которая коренным образом отличается от предшествующего... .


  • - Сознание человека

    Сознание – высшая форма психического отражения. Это опосредованное отражение действительности в ее объективных свойствах и отношениях. Опосредованность – получение информации через что-то или кого-то. Происхождение понятия «сознание»: &... .


  • - Сознание человека отличается от сознания внешних животных.

    Большей глубиной; большей способностью к предметно-практической (преобра­зующей) деятельности - труду; способностью к абстракции (в том числе оторванному от непо­средственной реальности мышлению); возможностью передачи сознания (наличием особого... .


  • Человеческое сознание является сложным феноменом; оно многомерно, многоаспектно. Многообразность сознания делает его объектом изучения множества наук, среди которых философия. Проблема сознания всего привлекало пристальное внимание философ, определения места и роли человека в мире, специфики его взаимоотношений с окружающей деятельностью предлагает выяснения природы человеческого сознания. Для философии это проблема важна и потому, что те или иные подходы к вопросу о сущности познания, о характере его отношения к бытию затрагивают исходные мировоззренческие и методологические установки любого философского направления. Естественно, что подходы эти бывают разные, на все они, по существу, всегда имеют дело с единой проблемой: анализам сознания как специфический человеческой формы регуляции взаимодействия человека с действительностью. Это форма характеризуются, прежде всего выделением человека как своеобразной реальности, как на теме особых способов взаимодействия с окружающим миром, включая управления им.Такое понимание природы сознания предполагает очень широкий спектр вопросов, который делается предметом исследования не только философии но и специальных наук: социологии, психологии, языкознания, педагогики, физиологии высшей нервной деятельности, а в настоящее время и информатики, кибернетики. Рассмотрение отдельных аспектов сознания в рамках этих дисциплин всегда опирается на определенную философско - мировоззренческого позицию в трактовке сознания.

    Сознания выступают как особая форма отражения, регуляции и управления отношением людей к окружающей действительности, к самим себе и своим способом общения которые возникают и развиваются на основе практически - преобразовательной деятельности оно не только отражает, но и творит мир. Сознания с самого начала является общественным продуктом. Оно возникают и развивается только в совместной деятельности людей в процессе их труда и общения.

    Три стороны сознания.

    Сознание - это особое состояние, свойственное только человеку, в котором ему одновременно доступен и мир, и он сам. Сознания мгновенно связывают, соотносит то, что человек увидел, услышал, и то, что он почувствовал, подумал, пережил. Многие философы определяют сознания как чудо из чудес мирознания, как великий благостный дар человеку, ибо лишь в сознании он дан сам себе как "Я", устремленное к вершинам духовного бытия, возвышенной любви и дружбы, сострадания и радости и т. д. Можно выделить три стороны сознания: предметное сознания (сознания, направленное на мир окружающих нас вещей, предметов, событий); самосознание (сознание, направленное на самого себя, все время осознающее самое себе как нечто другое, чем весь остальной окружающий мир); и сознание как поток непосредственных переживаний. Первые две стороны сознания относятся к тому, что в философии всегда называлось духом. Третья сторона в философии называется душой. В предметом сознании о котором говорилось в предыдущем разделе и самосознании мы имеем дело с идеями, понятиями, с моделями окружающего мира, с представлениями о самом себе (помните об образе самого себя у каждого человека?). В духе человека возвышается над природой, создает второй идеальный мир, познает законы вселенной и может на основании этих законов строить машины, возводит дома, посылать в космос ракеты. Что касается души делом. Душа, ее глубина и развитость делают человека живым. Познавать мир, развивать цивилизацию в принципе мог бы и искусственный интеллект, мыслящая машина. И если бы человек не имел души, он и был бы такой машиной. Душа - нечто более значительное и глубокое, чем дух. И предметное сознание, и самосознания (дух) укоронены в душе. Они словно листья и ветви дерева, а душа - его корни.

    В глубине человеческого сознания течет словно невидимая река, поток душевных переживании, который постоянно меняется, варьиируется, расширяется. Душевная жизнь подобна мелодии, которая все время меняется от, каждой новой присоединенной ноты. Каждое новое впечатление откладывается в нашей душе, изменяя весь его строй. Сознании никогда не возвращается в прошлые состояния, потому что тянет за собой все прошлое. Все, что ни случилось бы с человеком, откладывается в его понятия и попадая в точно такую же ситуацию (каждый раз приходя в один и тот же класс, к тем же самым ученикам и учителям, на те же уроки), человек каждый раз - уже другой, у него больше опыта, больше переживаний, больше впечатлений поток душевных переживаний имеет свое внутреннее пространство и время, лучше сказать - пространственные и временные горизонты, благодаря которым мы можем познавать пространство и время окружающего мира. Каждое переживание имеет будущий и прошлый временной горизонт, то есть каждое переживание как бы "оттеняет" себя, бросает тень в прошлое и будущее. Мы слушаем музыку, и в каждый данный момент мы считаем только одну ноту или аккорд но на самом-то деле мы слышим мелодию, тому что прозвучавшие звуки еще звучат каким-то образом слышенны, и потому все это связывается нами в единую мелодию.

    Точно также и с речью. Когда вы слушаете учителя, вы в каждый настоящий момент слышите один произносимый слог, но вы слышите речь, потому что звучат еще сознание прошлое слово и когда учитель произносит первый слог, в уже, как правило, знаете, какое слово как сказать. Иначе произносимые звуки не сливались бы в осмысленную речь.

    Что касается пространственных горизонтов то это хорошо понятно на примере того, как мы видим что-либо. Например, мы видим дом. На самом деле мы не можем видеть дом, потому что нет такой точки, с которой мы бы видели весь дом - мы всегда видим только крышу и, может быть, одну из стен. А мы видим дом, потому что наше сознание автоматически достраивает не видимые нам пространственные горизонты любой вещи.

    Из этих механизмов психической работы нашего сознания вырастает понимание физического времени геометрического пространства и. т. д.

    Простом акте зрения на переднем плане сознания, в центре его стоит предмет нашего внимания, но периферия переднего плана и весь задний план занято игрой душевной жизни.

    Различные образы, как и действительно воспринимаемые предметы, окружены роем воспоминаний грез, настроений и чувств. Погружаясь в этот поток оттенок, интонации, намеков, образов, страхов и восторгов, мы чувствуем, что живем, что это и есть подлинное жизнь.

    Это очень трудно объяснить полумерно но можно попробовать сказать так: например, вы видите человека, которого любите, скажем свою бабушку. Вы видите не просто старого человека, знакомого вам самого раннего детства, - ваша бабушка состоит из ваших первых радостей и печалей: из всех героев сказок, которые она вам читала долгими зимними вечерами: из неведомого вам Бога, которому семье только бабушка что-то шепчет каждый вечер, ложась в кровать; из первых мыслей о смерти, связанных о бабушкиной старостью и.др.

    Душевная жизнь- это великая неизмеримая бездна, особая, своем роде бесконечная вселенная, находящаяся в каком-то совсем ином измерении бытия чем весь объективный пространственно - временной мир и мир идеальных предметностей. О мере души нельзя сказать ни где он находится, никогда и как долго совершаются процессы душевной жизни ибо душа везде и нигде, всегда и никогда, в том смысле, что любые мерки вообще к ней не применимы; наоборот, все мерки, все ориентиры, все стереотипы восприятия мира, мышления и поведения становится возможными благодаря этому внутреннему интимному слою нашей жизни. Это вечно волнующийся океан переживающий вечно текущий и постоянно изменяющийся поток, вечно звучащая мелодия нашей души и является тем внутренним Я, о котором мы говорили предшествующей главе. Только углубление себя, постоянное соприкосновение с внутренним Я дает ощущение силы и жизненности существования, сбрасывает автоматизм и оцепенелость повседневного бытия, открывает такие красоты мироздания, о которых "объективный" поверхностный наблюдатель даже и не подозревает.

    То, что называется человеком, есть нечто неизмеримо большее, чем незначительная часть или общества - это скованный внешними рамками мир великих, потенциально бесконечных, хаотических сил. Душевная жизнь уходит глубь до бесконечности, еще Гераклит говорил, что границе души не отыскать, столь глубока ее мера. Признать это - не значит обожествить человека, но значит до некоторой степени уяснить его богоподобие.

    Все, тем человек когда-то был или может стать, то, тем более его предки или будут его потомки, - потенциально есть каждом миге душевной жизни. Она есть та потенциальная сверх временность, без которой не мыслимо сознание и знание.

    Сознание и мышление

    Мышление - это движение идей, раскрывающей суть вещей. Его итогом является не образ, а некоторая мысль, идея. Специфическим результатом мышления могут выступить понятие- обобщенное отражение класса предметов в их наиболее общих и существенных особенностях.

    Прежде всего мышления является высшим познавательным процессом. Оно представляет собой порождение нового знания, активную форму творческого отражения и преобразования человеком действительности. Мышление порождает такой результат, какого ни в самой действительности, ни у субъекта на данный момент времени не существует. Мышление также можно понимать как получение новых знаний, творческое преобразование имеющихся представлений.

    Мышлением называется процесс отражения в сознании человека сущности вещей, закономерных связей и отношений между предметами или явлениями действительности.

    В процессе мышления человек отражает объективный мир иначе, чем в процессах восприятия и воображения. В восприятиях и представлениях внешние явления отражаются так, как они воздействуют на органы чувств: в красках, формах, движении предметов и так далее. Когда же человек мыслит о каких-либо предметах или явлениях, он отражает в своем сознании не эти внешние особенности, а саму сущность предметов, их взаимные связи и отношения. сознание переживание мышление восприятие

    В процессе восприятия, например, дерева человек, отражая в своем сознании ствол, ветви, листья и другие части и особенности именно данного отдельного конкретного предмета, может воспринимать это дерево изолированно от других явлений, любоваться его формой, свежестью зеленой листвы, причудливыми изгибами ствола. Иначе протекает процесс мышления. Стремясь понять основные законы существования данного явления, проникнуть в его сущность, человек обязательно должен отразить в своем уме также и отношения этого предмета с другими предметами и явлениями. Нельзя понять сущность дерева, если не выяснить, какое значение для него имеют химический состав почвы, влага, воздух, солнечный свет и др. Только отражение этих связей и отношений позволяет человеку понять функцию корней и листьев дерева, ту роль, которую они играют в круговороте веществ в растительном мире.

    Таким образом, мысль о каким-либо предмете приводит одновременно к двум последствием: 1) к отражению этого явления в его сущности, т.е. в его взаимосвязях и взаимообусловленности с другими явлениями; 2) к мысли об этом явлении вообще, а не в какой-либо данной конкретной форме.

    Основные особенности мышления. Процесс мышления характеризуются следующими особенностями:

    1. Мышление всегда имеет опосредованный характер. Устанавливая связи и отношения между вещами, человек опирается не только на непосредованные ощущения и восприятия, но обязательно и на данные прошлого опыта, сохранившиеся в его памяти. Эта обусловленность мышления прошлым опытом особенно ясно обнаруживается тогда, когда сталкиваешься с результатом какого-то явления, по которому можно сделать заключение о причине явления. Например, увидев утром покрытые снегом улицы и крыши домов, мы можем заключить, что ночью была метель. Установить эту связь нам помогают всплывшие в памяти представления о ранее бывших и наблюдавшихся событиях. Если бы этих представлений не было, мы не смогли бы установить причину данного явления.

    Опосредованный характер мышление имеет и при прямом наблюдении связи явлений. Когда мы видим, как под воздействием солнечных лучей высыхают мокрые от дождя улицы, мы делаем заключение о причине этого явления только потому, что наблюдение его вызвало в нашей памяти обобщенное воспоминание подобных же случаев, наблюдавшихся ранее.

    • 2. Мышление опирается на имеющиеся у человека знания об общих законах природы и общества. В процессе мышления человек пользуются уже сложившимся на основе предшествующей практики знаниями общих положений, в которых отражены наиболее общие связи и закономерности окружающего мира. В указанном выше примере это будет мысль о том, что вода, как правило, испаряется под влиянием тепла. Само понятие причины и следствия могло возникнуть только опосредованно, путем обобщения сохранившихся в памяти многих фактов, в которых обнаруживались, данные связи между явлениями. Но раз это понятие возникло, оно включается в дальнейшую работу мышления.
    • 3. Мышление исходит из " живого созерцания " но не сводится к нему. Отражая связи и отношения между явлениями, мы всегда мыслим это - как имеющие общее значения для всех сходных явлений данного класса а не того для данного, конкретно наблюдаемого явления. Эти связи обнаруживаются лишь потому, что они присущи всем явлениям данного класса, являются общим для них законном существования. Поэтому, чтобы отразить ту или другую связь между явлениями, всегда идет " от живого созерцания к абстрактному мышлению и от него к практике ".

    Когда, например; мы думаем о связи между, засухой и жизнью растений, то всегда имеет при этом известные наглядные образы. Но эти образы играют лишь подсобную роль, облегчая в известной степени процесс мышления, их конкретные внешние особенности не имеют значения для акта мышления. Об этом можно судить хотя бы по тому, что у разных людей при мысли об указанной выше связи конкретные образы вещей могут быть совершенно различными: один человек представит себе засохшую степь, покрытую трещинами, другой - поле ржи с высохшими колосьями, третий - опаленную листву молодых деревьев и так далее. Однако общим для всех будет то, что все они мыслят одну и ту же связь: отсутствие влаги и зной, иссушивших почву, являются причиной гибели растений.

    4. Мышление всегда есть отражение связей и отношений между предметами в словесной форме. Мышление и речь всегда находятся неразрывном единстве. Еще К. Маркс и Ф. Энгельс указывали на органическую связь языка и мышления: " язык есть непосредственная действительность мысли", " ни мысли, ни язык не образуют сами по себе особого царства… они - только проявление действительной жизни: благодаря тому что мышление протекает в словах, облегчаются процессы абстракции и общения, так как слова по своей природе является совершенно особыми раздражительными сигнализирующими о действительности в самой обобщенной форме. " Всякое слово (речь) уже обобщает ".

    Значения слова для процесса мышления исключительно велико. В связи с тем что мышление выражаются в словах, мы можем отразить в нашей мысли сущность не только непосредственно на нас действующих, но и недоступных прямому восприятию предметов. Мышление позволяет нам проникнуть в далекое прошлое, представить процессы возникновения и развития на земле жизни и так далее. Оно позволяет нам заглянуть также и в будущее, предвидеть ход исторических событий. Мышлениям мы можем отразить законы существования как огромных небесных тел, так и мельчайших атомов. Оно необходимо в любой практической деятельности, поскольку помогает предвидеть ее результаты.

    5. Мышление человека органически связано практической деятельностью. В своей сущности оно опирается на общественную практику человека. Это отнюдь не простое " созерцание " внешнего мира, а такое его отражение, законное отвечает задачам, возникающим перед человеком процессе труда и других видов деятельности, направленных на переустройство окружающего мира: существеннитшей и ближайшей основой человеческого мышления является как раз изменения природы человеком, а не одна природа как таковая и разум человека развивался соответственно тому, как человек научился изменить природу.

    Сознание и язык.

    Мимика - жестикулярные и звуковые средства взаимного общения, прежде всего, высших животных и послужили биологической предпосылкой формирования человеческой речи. Развитие труда способствовало тесному сплочению членов общества. У людей появилась необходимость что - то сказать друг другу. Потребность создала орган - соответствующие строение мозга и периферического речевого аппарата. Физиологический механизм образования речи - условно - рефлекторный: произносимые в той или иной ситуации звуки, сопровождаемые жестами, cочетались в мозгу с соответствующими предметами и действиями, а затем с идеальными явлениями сознания. Звук из выражения эмоций превратился в средство обозначения образов предметов, их свойств и отношений.

    Сущность языка выявляется в его двуединой f - ции: служить средством общения и орудиям мышления. Язык - это система содержательных значимых форм. Сознание и язык образуют единство, в своем существовании они предполагают свою внешнюю материальную форму. Язык есть непосредственная действительность мысли сознания. Он участвует как ее чувственная основа или орудие. Сознание не только выявляется, но и формируется с помощью языка. Связь между сознанием и языком не механическая, а органическая. Их нельзя оделить друг от друга, не разрешая того и другого.

    Посредством языка происходит переход от восприятия и представлений к понятиям, протекает процесс оперирования понятиями. Речь представляет деятельность, сам процесс общения, обмена мыслями, чувствами и т. п, осуществляемый с помощью языка как средства общения. Но язык не только средство общения, но и орудия мышления, средство выражения и формирование мыслей. Дело в том, что мысль, понятие лишены образности, и по этому выразить. И усвоить мысль, значит, облечь ее в словесную форму. Даже тогда, когда мы мыслим про себя, мыслим, отливая мысль в языковые формы. Выполнение языком этой своей f - ции обеспечивается тем, что слово - это знак особого рода: в нем, как правило, нет ничего, что напоминало бы о конкретных свойствах обозначаемой вещи, явления, в силу чего оно и может выступать в роли знака - представителя целого класса сходных предметов, т. е. в роме знака понятия.

    Наконец, язык выполняет роль инструмента, накопления знаний, развитие сознания. В языковых формах наши представления, чувства и мысли приобретают материальное бытие и благодаря этому стать и становятся достоянием других людей.

    В речи человек фиксирует свои мысли, чувства и, благодаря этому, имеет возможность подвергать их анализу как вне его лежащий идеальный объект. Выражая свои мысли и чувства, человек отчетливее уясняет их сам. Он понимает себя, только испытав на других понятность своих слов. Язык и сознания едины. В этом единстве определяющий стороной является сознание, мышление: будучи отражением действительности, оно " лепит " формы и диктует законы своего языкового бытия. Через сознания и практику структура языка; в конечном счете, выражает, хотя и в модифицированном виде, структуру бытия. Но единства языка и мышления не означает их тождества. Действительно мысль, понятии как значения слова есть отражение объективной реальности, а слово как знак - средство выражения и закрепления мысли, средство и передачи ее другим людям. К этому следует добавить, что мышление по своим Логическим законам и формам интернационально, а язык по его грамматическому строю и словарному составу - национален.

    Наконец, отсутствие тождества языка и мышления просматривается и в том, что порой мы понимаем все слова, а мысль, выраженная с их помощью, остается для нас недоступной, не говоря уже о том, что в одно или и то же словесное выражения люди из различном жизненным опытом выкладывают далеко не одинаковое смысловое содержание. Эти особенности в соотношении языка и мышления необходимо учитывать и в живой речи, и в речи письменной. В существенные языки - главное и решающее средство общения между людьми, средство организации нашего мышления. Эстетственные языки - главное и решающее средство общение между людьми, средство организации нашего мышления. В свисте с тем по мере развития познания и общественной практики, наряду с языками начинают все шире использоваться и неязыковые знаки, и знаковые системы. В конечном счете, все они, так или иначе связаны с естественным языком, дополняя его и расширяя его диапазон и возможности. К числу таких неязыковых знаковых систем можно отнести системы знаков, используемых в математике, химии, нотную грамоту, знаки дорожного движения и т. д. Больше того, формируются искусственные языки - язык математики, других наук, а в последнее время и формализованные языки программирования.

    Язык и сознания образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: его исторически сложившийся нормы, специфичные у каждого народа, в одном и том же объекте оттеняют различные признаки. Однако зависимость мышления от языка не является абсолютной.

    Мышление детерминируется главным образом своими связями с действительностью. Состояние проблемы соотношения мышления и языка еще далеко до завершения, оно содержит еще множество интересных аспектов для исследования.

    Формирования сознания человека предшествовал длительный период умственного развития животных. В истолковании этого развития животных. В истолковании этого развития диалектический материализм отвергает как гилозоизм так и признание психики привилегией только человека. Он исходит из того, что психическое отражение появляется лишь на высоком уровне от организации матери и связано с образованием нервной системы. Элементарный формой отражения, свойственной всем в сем живым организмам, являются раздражимость, законная на более высоком уровне эволюции переходит в чувствительность т. е. Способность отражать отдаваемые свойства вещей в виде ощущений. У позвоночных животных возникают элементарные формы психики - способность анализировать сложные комплексы одновременно действующих раздражителей и отражать их в виде восприятия - целостного образа ситуации. Обычно у животных различают два основных типа поведения: инстинктивное, врожденное и опирающейся на индивидуально приобретенные навыки.

    В жизни каждого индивидуума мышление не существуют как чисто интеллектуальной процесс, а неразрывно связано с иными психическими процессами, т. е, не существует, изолированно от сознания человека в целом. Идеализм всегда стремился оторвать мышление от материи (человеческого мозга, языка, практической деятельности общества), а если и признавал токую связь, то стремился представить мышление как нечто производное от незаконных духовных начал, стоящих над материи и сознаниям отдельных людей (например: Гегель). Современная буржуазная философия в лице не позитивизма стала на позиции отрицания мышления как чего - то реально существующего. Следуя бихевиоризму, сводя весь опыт человека лишь к непосредственно наблюдаемым фактам, не позитивизм объявляет мышления наряду с материи (в отличии от языка, законный всегда выступает как чувственно воспринимаемый факт), фикцией. Неопозитивизм игнорирует тот факт, что язык есть средство выражения, форма существования мысли. В действительности же через анализ языка изучаются те свойства мозга законные характеризуются как мышление.

    Каждому человеку постоянно в голову приходят разнообразные мысли, но откуда они берутся? Почему мысли нельзя остановить, и принадлежат ли они человеку вообще? Ум (сознание) - это человек? Или человек - это нечто большее, чем ум? Чтобы ответить на эти вопросы, приглашаю вас в путешествие в мир человеческого существа и его тайн.

    Что такое сознание?

    “Любой человек скажет: «Я управляю своим сознанием. Это же моё сознание. Что хочу, то и делаю». Мы много об этом говорили. Вот сядь с ручкой и листком бумажки и записывай всё, что оно тебе показывает и рассказывает. А потом прочитай и посмотри: ты ли этого хотел? Заказывал ли ты эти мысли? Заказывал ли ты эти желания? И почему всё это происходит”.

    Из передачи «СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ОТ ЗАВЕДОМО МЁРТВОГО К ВЕЧНО ЖИВОМУ»

    Человек - это не его мысли и не его сознание. От природы в нас заложено два начала: Животное (материальные тело и сознание) и Духовное (Душа и Личность). В действительности, человек - это Личность, т.е. Личность - это тот, кто ты есть на самом деле. От Души к Личности постоянно идёт жизненная сила, а Личность уже выбирает, куда её перенаправлять, т.е. какому из двух начал ей отдать внимание. И что Личность выбирает, то она и усиливает своим вниманием.

    Сознание — это посредник между Личностью и этим материальным миром. Благодаря сознанию мы общаемся, видим, слышим, огорчаемся или наслаждаемся этим миром. Мысли в виде картинок в голове и озвученных слов, эмоции, желания, привычки, ощущения физического тела — это всё элементы работы сознания человека.

    Для понимания, что человек - это не сознание, можно привести ассоциативный пример с театром . Личность — это зритель, а «артисты на сцене» — это и есть сознание. И вот “артисты” показывают тебе, как Личности, различные сценки: они рассказывают, что тебе нужно в жизни, чтобы ты был счастливым; спорят друг с другом, доказывают свою точку зрения; показывают тебе различные фантазии, выставляя тебя победителем в спорах, супергероем, ещё кем-то. Они показывают тебе то, чего в реальности не произошло, перекручивая всё до неузнаваемости, что по сути является магией . Т.е. “артисты на сцене” предлагают и навязывают тебе, как зрителю, жить их жизнью. И чем ярче картинка, тем больше внимания вкладывается Личностью в этот иллюзорный “театр в голове”. А это финансирование для “артистов”. Т.е. “артистами” делается всё для того, чтобы вызвать в тебе эмоцию, привлечь твоё внимание. И убежать от этих “артистов ” не получится.

    Но это не означает, что человеку не нужно развивать своё сознание.

    “Не развивать сознание — это значит уравняться с сознанием обезьяны, т.е. иметь слаборазвитое сознание”.

    Сущность сознания — быть инструментом для коммуникации в этом трёхмерном мире. Без сознания человек не сможет общаться, мыслить, даже банально знать, что его телу нужно покушать. Поэтому без сознания жить в материальном мире — невозможно, но оно, как и любой инструмент, должно выполнять свои функции и быть хорошо развито. Чем шире твой кругозор, тем больше ты понимаешь, тем больше в тебе заложено для понимания этого трёхмерного мира, и тогда можно легко прийти к тому, что материальный мир произошёл из Духовного мира.

    “Если ты развиваешься, как Личность, то хорошо обученное сознание - это только в помощь, это не во вред... Хорошо развитое сознание облегчает понимание этого мира, улучшает коммуникацию с другими людьми”.

    Из передачи “СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ОТ ЗАВЕДОМО МЁРТВОГО К ВЕЧНО ЖИВОМУ”

    К сожалению, у большинства людей в современном обществе, сознание превратилось из удобного инструмента в диктатора. И теперь не Личность контролирует сознание, а сознание контролирует Личность и навязывает ей свои приоритеты.

    Просто Личности необходимо рационально вкладывать своё внимание, и именно в то, что нужно самой Личности, а не в то, что навязывает ей сознание, т.е. “ артисты” в голове.

    Исследования учёных и их высказывания о сознании

    Официальная психология считает, что сознание связано с мозгом человека, и это есть сам человек. Это ошибочное предположение вводит в заблуждение общество и влечёт за собой серьёзные последствия для будущих поколений.

    Сознание - это не мозг человека, и самое важное, что сознание не есть самим человеком. Данный факт уже подтвержден многими нейрофизиологами и другими людьми, которые изучают этот вопрос, да и хотя бы наблюдают за собой.


    Исследовательская группа учёных во главе с Сэмом Парниа (Sam Parnia) проводила эксперимент в течении 4,5 лет с участием 2060 пациентов в 15 больницах. Учёные собрали доказательства того, что сознание человека по-прежнему работает, даже если всё остальное тело (в том числе и мозг, как орган) уже могут считаться мёртвыми.


    Чарльз Скотт Шеррингтон (британский ученый в области физиологии и нейробиологии) в своей книге «Человек и его природа» (1946г.) писал, что «мозг сотрудничает с психикой», рассматривая мозг и психику (под “психикой” он понимал именно сознание), как независимые и отделённые друг от друга, связанные лишь по принципу взаимодействия.


    Уайлдер Грейвс Пенфилд (канадский нейрохирург американского происхождения) в результате многолетнего изучения деятельности мозга пришёл к выводу, что «энергия разума отличается от энергии мозговых нейронных импульсов». (Penfield W. The mystery of the mind. Princeton, 1975. P. 25-27).


    Использованные источники:

    1. А.Новых “АллатРа”
    2. Передача “СОЗНАНИЕ И ЛИЧНОСТЬ. ОТ ЗАВЕДОМО МЁРТВОГО К ВЕЧНО ЖИВОМУ”

    Нашли опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter .

    1. Деятельность и сознание

    Генезис сознания

    2. Возникновение сознания у человека

    Условия возникновения сознания

    3. Проблема структуры сознания в трудах Л. С. Выготского

    Системное строение сознания

    Смысловое строение сознания

    ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ И СОЗНАНИЕ

    Генезис сознания.

    Деятельность субъекта - внешняя и внутренняя - опосредствуется и регулируется психическим отражением реальности. То, что в предметном мире выступает для субъекта как мотивы, цели и условия его деятельности, должно быть им так или иначе воспринято, представлено, понято, удержано и воспроизведено в его памяти; это же относится к процессам его деятельности и к самому себе - к его состояниям, свойствам, особенностям. Таким образом, анализ деятельности приводит нас к традиционным темам психологии. Однако теперь логика исследования оборачивается: проблема проявления психических процессов превращается в проблему их происхождения, их порождения теми общественными связями, в которые вступает человек в предметном мире.

    Психическая реальность, которая непосредственно открывается нам, - это субъективный мир сознания. Потребовались века, чтобы освободиться от отождествления психического и сознательного. Удивительно то много-образие путей, которые вели к их различению в философии, психологии, физиологии: достаточно назвать имена Лейбница, Фехнера, Фрейда, Сече-нова и Павлова.

    Решающий шаг состоял в утверждении идеи о разных уровнях психичес-кого отражения. С исторической, генетической точки зрения это означало признание существования досознательной психики животных и появления у человека качественно новой ее формы - сознания. Так возникли новые вопросы: о той объективной необходимости, которой отвечает возникаю-щее сознание, о том, что его порождает, о его внутренней структуре.

    Сознание в своей непосредственности есть открывающаяся субъекту картина мира, в которую включен и он сам, его действия и состояния. Перед неискушенным человеком наличие у него этой субъективной картины не ставит, разумеется, никаких теоретических проблем: перед ним мир, а не мир и картина мира. В этом стихийном реализме заключается настоящая, хотя и наивная, правда. Другое дело - отождествление психического отра-жения и сознания, это не более чем иллюзия нашей интроспекции.

    Она возникает из кажущейся неограниченной широты сознания. Спра-шивая себя, сознаем ли мы то или иное явление, мы ставим перед собой задачу на осознание и, конечно, практически мгновенно решаем се. Пона-добилось изобрести тахистоскопическую методику, чтобы эксперимен-тально разделить "поле восприятия" и "поле сознания".

    С другой стороны, хорошо известные и легковоспроизводимые в лабо-раторных условиях факты говорят о том, что человек способен осущест-влять сложные приспособительные процессы, управляемые предметами обстановки, вовсе не отдавая себе отчета в наличии их образа; он обходит препятствия и даже манипулирует вещами, как бы "не видя" их.

    Другое дело, если нужно сделать или изменить вещь по образцу или изобразить некоторое предметное содержание. Когда я выгибаю из прово-локи или рисую, скажем, пятиугольник, то я необходимо сопоставляю имеющееся у меня представление с предметными условиями, с этапами его реализации в продукте, внутренне примериваю одно к другому. Такие со-поставления требуют, чтобы мое представление выступило для меня как бы в одной плоскости с предметным миром, не сливаясь, однако, с ним. Осо-бенно ясно это в задачах, для решения которых нужно предварительно осуществить "в уме" взаимные пространственные смещения образов объ-ектов, соотносимых между собой; такова, например, задача, требующая мысленного поворачивания фигуры, вписываемой в другую фигуру.

    Исторически необходимость такого "предстояния" (презентированности) психического образа субъекту возникает лишь при переходе от приспособительной деятельности животных к специфической для человека произ-водственной, трудовой деятельности. Продукт, к которому теперь стремится деятельность, актуально еще не существует. Поэтому он может регулиро-вать деятельность лишь в том случае, если он представлен для субъекта в такой форме, которая позволяет сопоставить его с исходным материалом (предметом труда) и его промежуточными преобразованиями. Более того, психический образ продукта как цели должен существовать для субъекта так, чтобы он мог действовать с этим образом - видоизменять его в соот-ветствии с наличными условиями. Такие образы и суть сознательные обра-зы, сознательные представления - словом, суть явления сознания.

    Сама по себе необходимость возникновения у человека явлений созна-ния, разумеется, еще ничего не говорит о процессе их порождения. Она, однако, ясно ставит задачу исследования этого процесса, задачу, которая в прежней психологии вообще не возникала. Дело в том, что в рамках тради-ционной диодической схемы объект ® субъект феномен сознания у субъ-екта принимался без всяких объяснений, если не считать истолкований, допускающих существование под крышкой нашего черепа некоего наблюдателя, созерцающего картины, которые ткут в мозге нервные физиологические процессы.

    ВОЗНИКНОВЕНИЕ СОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА

    Условия возникновения сознания

    Переход к сознанию представляет собой начало нового, высшего, этапа развития психики. Сознательное отражение в отличие от психического отражения, свойственного животным, - это отражение предметной действительности в ее отдельности от наличных отношений к ней субъекта, т.е. отражение, выделяющее ее объективные устойчивые свойства.

    В сознании образ действительности не сливается с переживанием субъекта: в сознании отражаемое выступает как "предстоящее" субъекту. Это значит, что когда я сознаю, например, эту книгу или даже только свою мысль о книге, то сама книга не сливается в моем сознании с моим переживанием, относящимся к этой книге, сама мысль о книге - с моим переживанием этой мысли.

    Выделение в сознании человека отражаемой реальности как объективной имеет в качестве другой своей стороны выделение мира внутренних переживаний и возможность развития на этой почве самонаблюдения.

    Задача, которая стоит перед нами, и заключается в том, чтобы проследить условия, порождающие эту высшую форму психики - человеческое сознание.

    Как известно, причиной, которая лежит в основе очеловечения животноподобных предков человека, является возникновение труда и образование на его основе человеческого общества. "...Труд, - говорит Энгельс, - создал самого человека"1. Труд создал и сознание человека.

    Возникновение и развитие труда, этого первого и основного условия существования человека, привело к изменению и очеловечению его мозга, органов его внешней деятельности и органов чувств. "Сначала труд, - так говорит об этом Энгельс, - а затем и вместе с ним членораздельная речь явились двумя самыми главными стимулами, под влиянием которых мозг обезьяны постепенно превратился в человеческий мозг, который, при всем своем сходстве с обезьяньим, далеко превосходит его по величине и совершенству"2. Главный орган трудовой деятельности человека - его рука - могла достичь своего совершенства только благодаря развитию самого труда. "Только благодаря труду, благодаря приспособлению к все новым операциям... человеческая рука достигла той высокой ступени совершенства, на которой она смогла, как бы силой волшебства, вызвать к жизни картины Рафаэля, статуи Торвальдсена, музыку Паганини"3.

    Если сравнивать между собой максимальные объемы че-репа человекообразных обезьян и черепа первобытного че-ловека, то оказывается, что мозг последнего превышает мозг наиболее высокоразвитых современных видов обезьян более чем в два раза (600 см3 и 1400 см3).1400г.

    Мозг человека по сравнению с мозгом высших обезьян обладает и гораздо более сложным, гораздо более развитым строением.

    Уже у неандертальского человека, как показывают слепки, сделанные с внутренней поверхности черепа, ясно выделяются в коре новые, не вполне дифференцированные у человекообразных обезьян поля, которые затем у совре-менного человека достигают своего полного развития. Та-ковы, например, поля, обозначаемые (по Бродману) циф-рами 44, 45, 46, - в лобной доле коры, поля 39 и 40 - в теменной ее доле, 41 и 42- в височной доле (рис. 30).

    Очень ярко видно, как отражаются в строении коры мозга новые, специфически человеческие черты при исследовании так называемого проекционного двигательного по-ля (на рис. 30 оно обозначено цифрой 4). Если осторожно раздражать электрическим током различные точки этого поля, то по вызываемому раздражением сокращению раз-личных мышечных групп можно точно представить себе, какое место занимает в нем проекция того или иного орга-на. Пенфильд выразил итог этих опытов в виде схематиче-ского и, конечно, условного рисунка, который мы здесь приводим (рис. 31). Из этого рисунка, выполненного в оп-ределенном масштабе, видно, какую относительно боль-шую поверхность занимает в человеческом мозге проекция таких органов движения, как рука (кисть) и особенно орга-ны звуковой речи (мышцы рта, языка, органы гортани), функции которых развивались особенно интенсивно в усло-виях человеческого общества (труд, речевое общение).

    Совершенствовались под влиянием труда и в связи с развитием мозга также и органы чувств человека. Как и органы внешней деятельности, они приобрели качественно новые особенности. Уточнилось чувство осязания; очеловечившийся глаз стал замечать в вещах больше, чем глаза самой дальнозоркой птицы; развился слух, способный воспринимать тончайшие разли-чия и сходства звуков человече-ской членораздельной речи.

    В свою очередь, развитие моз-га и органов чувств оказывало об-ратное влияние на труд и язык, "давая обоим все новые и новые толчки к дальнейшему разви-тию"1.

    Создаваемые трудом отдель-ные анатомо-физиологические изменения необходимо влекли за собой в силу естественной взаимо-зависимости развития органов и изменение организма в целом. Та-ким образом, возникновение и развитие труда привело к изменению всего физического облика человека, к изменению всей его анатомофизиологической организации.

    Loading...Loading...