Во сколько заканчивается пост арафат. Каковы достоинства поста в день Арафата? Достоинства стояния на Арафате

НАТО (Организация Серевоатлантического Договора) – объединение стран Европы, США и Канады для отстаивания своих интересов на мировой арене. Первоначально задумывалось как средство противостояния возможным амбициям Советского Союза. Однако с распадом последнего, не кануло в Лету, но продолжило расширяться за счет вступления все новых стран-членов и находя свои незащищенные интересы в самых отдаленных точках мира.

Как возникло НАТО

История создания НАТО началась с пяти европейский государств, которые подписали Брюссельский договор. После оборонительные комплексы стран были ослаблены. Спастись от жадных соседей стало возможным только сообща. Великобритания, Франция, Бельгия, Люксембург, Нидерланды разработали общую систему обороны. Потом решили пригласить к своим начинаниям США с Канадой. Вылилось это в создание 4 апреля 1949 года военно-политического блока из 12 стран.

С 1950 по 1952 годы шло становление организации. Формировались и тренировались общие войска, создавались всевозможные комитеты и управленческие образования, подписывались и ратифицировались внутренние договора, закладывалась правовая база Трансатлантического Альянса. Собственно, в 1952 году началось первое расширение членского состава: в союз попросились греки и их оппоненты турки.

1954 год стал примечательным тем, что НАТО не взяло в свою песочницу Советский Союз, который тоже изъявил желание быть полноправным участником-защитником интересов альянса. Последнему пришлось в спешном порядке формировать свое оборонительное военное образование. Так в 1955 году появился ОВД, объединивший Союз с Восточной Европой. В это же время к НАТО подключили Западную Германию, после чего на долгие годы вопрос о расширении положительно не открывали.

В связи с изменение карты мира, когда Советский Союз распался на отдельные государства, НАТО возобновило интерес к возможным новым членам восточной части Европы. Ранее, в 1982 году, альянс принял Испанию. В 1999 году состав расширился еще на три государства: Венгрию, Чехию, Польшу. Самым «урожайным» стал 2004 год, когда в состав Североатлантического Альянса вошло аж 7 стран. В 2009 – еще две. На сегодняшний день НАТО состоят из 2 государств Северной Америки и 26 стран Европы. Ведутся консультационные работы по принятию новых стран в состав альянса.

Цели НАТО и их изменения

Страны входящие в НАТО основными целями ставят свои свободу и безопасность, которые должны достигаться методами, не противоречащими резолюциям ООН. Первоначально, альянс не был наступательным объединением. Среди задач выделяли недопущение появление нацизма, защиту свобод, демократии, целостность территориальных границ. В 1995 году впервые использовало свои объединённые войска на чужой территории. В 1999 году НАТО изменило политику. Военная сила превратилась не в оборонительный щит, а в доходчивый аргумент по любым вопросам, которые альянс посчитает для себя важными.

Задачи НАТО в наши дни

  • быть гарантом стабильности в своем регионе, в том числе в вопросах экономики и энергетической безопасности;
  • быть консультантом по вопросам безопасности для всех стран мира;
  • выявлять и сдерживать угрозу геополитических изменений;
  • решать кризисные ситуации;
  • развивать внешнеполитические отношения.

В 2010 году Североатлантический альянс замахнулось на должность судии, возжелало стать к 2020 году глобальным хранителем мира на всей земле. В рамках своих интересов, разумеется.

Военные базы НАТО Европы, Африки и Азии

Исторически сложилось, что любые военные объекты отдельных членов союза НАТО могут использоваться собственно натовскими войсками. Самое большое сосредоточение именно баз организации, а не государств-членов, размещено в Европе. Здесь и штаб-квартиры, и тренировочные полигоны, и авиабазы, и гарнизоны, и структуры, которые обеспечивают работу всей организации.

Лидерами-держателями военных объектов считаются:

  • Италия - размещается штаб-квартира, авиабаза ВМС, база передового развертывания, несколько обычных авиационных баз, исследовательский центр и несколько учебных баз-полигонов.
  • Германия - штаб-квартира, военные базы, авиабазы, гарнизон, командование и образование.
  • Франция - авиабазы.
  • Великобритания - штаб-квартира, авиабазы, компьютерный центр, система по защите боеприпасов.
  • Греция - порт, авиабазы, ракетный полигон, военно-морская база, учебный центр.

Есть государства-члены Европы, которые не имеют на своей территории военных объектов НАТО:

Дания, Латвия, Литва, Люксембург, Норвегия, материковая часть Португалии, Словакия, Словения, Хорватия, Чехия.

Однако, ввиду последних событий, рассматривается проект о размещении 5 баз на территории Восточной Европы. Отдельной когортой стоят страны, не входящие в альянс, но имеющие военные объекты НАТО:

  • Сербия
  • Македония
  • Босния и Герцеговина.

На территории Африканских стран непосредственно натовских баз немного – для ведения операций используются военные объекты бывших колоний Франции и Великобритании (Сенегал, Габон, ЮАР), базы США, либо военные центры южной части Европы. Война в Ливии и Египте создала предпосылки к установлению своих объектов на этой территории для содействия миру.

НАТО ведет активные переговоры со странами Африки на предмет включения их в партнерские отношения – это порядка 50-ти государств – что даст возможность проводить, в том числе, и совместные военные операции, открывать новые стратегические объекты подконтрольные альянсу на территории партнеров.

Североатлантический альянс известен своими интересами в Азиаткой части мира. Среди стран Средней Азии выделяют Узбекистан, Таджикистан, Киргизию, на которых размещены военные объекты НАТО. Не стоят в стороне и все государства, ныне считающиеся «горячими точками» мира, либо в которых были бои – Иран, Ирак, Сирия, Афганистан.

В центральном регионе нет ни одной страны, в которой не проводили программ по реформированию войск по стандартам НАТО с участием ее инструкторов.

Итоги

В наши дни НАТО из-за своей изменившейся концепции все чаще ассоциируется с организацией-агрессором, которая регулярно нарушает резолюции ООН, развязывает войны на территориях других государств. Альянс не перестает расширяться, несмотря на испытуемые трудности во времена недавнего финансового кризиса.

Сдерживающим фактором, который не дает НАТО тотального контроля над мировым порядком, являются Россия, Китай и их многочисленные партнеры по внешней безопасности, которые так же отстаивают свои интересы в регионах. Продолжается борьба за влияние на африканские страны и Ближний Восток.



Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Организа́ция Североатланти́ческого догово́ра , НА́ТО , Северо-Атлантический Альянс (англ. North Atlantic Treaty Organization , NATO ; фр. Organisation du traité de l"Atlantique Nord , OTAN ) - крупнейший в мире военно-политический блок, объединяющий большинство стран Европы, США и Канаду. Основан 4 апреля 1949 года в США , «чтобы защитить Европу от советского влияния» . Тогда государствами-членами НАТО стали 12 стран - США, Канада, Исландия, Великобритания, Франция, Бельгия, Нидерланды, Люксембург, Норвегия, Дания, Италия и Португалия. Это «трансатлантический форум» для проведения странами-союзниками консультаций по любым вопросам, затрагивающим жизненно важные интересы его членов, включая события, способные поставить под угрозу их безопасность. Одной из декларированных целей НАТО является обеспечение сдерживания любой формы агрессии в отношении территории любого государства-члена НАТО или защиту от неё.

Организация Североатлантического договора
North Atlantic Treaty Organization (NATO)
Organisation du traité de l’Atlantique Nord (OTAN)

Карта стран-членов

Членство:

28 государств [показать]

Штаб-квартира:

Брюссель, Бельгия

Официальные языки:

английский, французский

Руководители
Генеральный секретарь

Андерс Фог Расмуссен

Основание
Официальный сайт
Организация Североатлантического договора на Викискладе

Цели

В соответствии с Североатлантическим договором 1949 года, НАТО ставит целью укрепление стабильности и повышение благосостояния в Североатлантическом регионе. «Страны-участники объединили свои усилия с целью создания коллективной обороны и сохранения мира и безопасности» .

Стратегическая концепция НАТО 2010 года «Активное участие, современная оборона» представляет три важнейшие задачи НАТО - коллективная оборона, кризисное регулирование и безопасность на основе сотрудничества.

Региональные команды

В рамках союзного командования в Европе функционируют две региональные команды:

  • Союзные силы Северной Европы: Бельгия, Великобритания, Германия, Дания, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Польша и Чехия; штаб-квартира находится в г. Брунсаме, Нидерланды;
  • Союзные силы Юга Европы: Венгрия, Греция, Италия, Испания и Турция; штаб-квартира - г. Неаполь, Италия.

Верховное командование в Атлантике состоит из пяти штабов:

  1. Восточная Атлантика,
  2. Западная Атлантика,
  3. Южная Атлантика,
  4. Ударный флот,
  5. Союзное командование подводными кораблями.

Официальные языки НАТО - английский и французский.

Штаб-квартира совета НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Члены

Основная статья: Расширение НАТО

Дата Страна Примечания
страны-основатели
4 апреля 1949
4 апреля 1949 Великобритания
4 апреля 1949
4 апреля 1949 Исландия Исландия - единственный член НАТО, у которого нет регулярных ВС, это было одним из условий вхождения страны в организацию. В Исландии имеется лишь береговая охрана (БОХР). Также было принято решение о подготовке исландских добровольцев на базах в Норвегии для участия в миротворческих миссиях НАТО.
4 апреля 1949 Италия
4 апреля 1949 Канада
4 апреля 1949 Люксембург
4 апреля 1949 Нидерланды
4 апреля 1949 Норвегия
4 апреля 1949 Португалия
4 апреля 1949 США
4 апреля 1949 Франция С июля 1966 Франция вышла из военной организации НАТО, оставаясь участницей политической структуры Североатлантического договора. В 2009 вернулась во все покинутые структуры.
первое расширение
18 февраля 1952 Греция С 1974 по 1980 Греция не принимала участие в военной организации НАТО из-за напряжённых отношений с другим членом блока - Турцией.
18 февраля 1952 Турция
второе расширение
9 мая 1955 Германия Присоединилась Западная Германия. Саар воссоединился с ФРГ в 1957 , с 3 октября 1990 - объединенная Германия.
третье расширение
30 мая 1982 Испания Не участвует в военной организации НАТО.
четвёртое расширение
12 марта 1999 Венгрия
12 марта 1999 Польша
12 марта 1999 Чехия
пятое расширение
29 марта 2004 Болгария
29 марта 2004 Латвия
29 марта 2004 Литва
29 марта 2004 Румыния
29 марта 2004 Словакия
29 марта 2004 Словения
29 марта 2004 Эстония
шестое расширение
1 апреля 2009 Албания
1 апреля 2009 Хорватия

Партнёры

Возможные члены

Участники Плана действий по членству

Страна Партнёрство ради мира Ускоренный диалог План действий по членству
Македония Ноябрь 1995 Апрель 1999
Черногория Декабрь 2006 Июнь 2008 Апрель 2008 Декабрь 2009
Босния и Герцеговина Декабрь 2006 Январь 2008 Апрель 2008 Апрель 2010

Участники Ускоренного диалога

Страна Партнёрство ради мира Индивидуальный партнёрский план Ускоренный диалог
Украина Февраль 1994 Ноябрь 2002 Апрель 2005
Грузия Март 1994 Октябрь 2004 Сентябрь 2006

Отношения

СССР, Россия

Основная статья: Россия и НАТО

Создание блока в 1949 году СССР воспринял как угрозу собственной безопасности. В 1954 году в Берлине на совещании министров иностранных дел США, Великобритании, Франции и СССР советских представителей заверяли в том, что НАТО является сугубо оборонительной организацией. В ответ на призывы к сотрудничеству СССР предложил странам-членам НАТО своё вступление в альянс, однако эта инициатива была отклонена. В ответ Советский Союз образовал в 1955 году военный блок из государств, проводящих просоветскую политику, - Варшавский договор .

После распада Организации Варшавского договора и СССР блок НАТО, создававшийся, согласно официальным документам, для отражения советской угрозы, не прекратил своё существования и начало расширяться на восток . И если ранее блок заявлял своей основной целью отражение советской угрозы, то ныне, по словам американского левого публициста Ноама Хомского, «задачей является контролирование международной энергетической системы, морских путей, трубопроводов - и всего остального, что решит контролировать гегемония» .

В апреле 2006 года , отвечая на вопросы газеты «Московские новости» , А. И. Солженицын заявил:

«НАТО методически и настойчиво развивает свой военный аппарат - на Восток Европы и в континентальный охват России с Юга . Тут и открытая материальная и идеологическая поддержка цветных революций, парадоксальное внедрение Северо-атлантических интересов - в Центральную Азию. Всё это не оставляет сомнений, что готовится полное окружение России, а затем потеря ею суверенитета».

НАТО - одно из самых влиятельных военно-политических объединений в мире. Существует более 60 лет. Изначально альянс создавался как структура, призванная противодействовать политике СССР и возможному возрождению военных устремлений капитулировавшей Германии. После распада Советского Союза ряды НАТО пополнило большинство восточноевропейских стран бывшего соцлагеря. Ряд аналитиков говорит о перспективах вхождения в блок (пусть и в отдаленном будущем) Грузии и Украины. Интересен тот факт, что попытки войти в НАТО (или объявить совместное военно-политическое сотрудничество по ключевым вопросам глобального характера) делали и СССР, и современная Россия. Сейчас в НАТО входит 28 стран.

Ведущую роль в военном плане в этой организации играют США. Блок курирует программу «Партнерство ради мира», совместно с РФ организует работу Совета «Россия-НАТО». Состоит из двух основных структур - Международного секретариата и Военного комитета. Обладает огромным военным ресурсом (Силы реагирования). Штаб-квартира НАТО находится в бельгийской столице Брюсселе. У альянса два официальных языка - французский и английский. Организацией руководит Бюджет НАТО подразделяется на три вида - гражданский, военный (самый финансово емкий) и в части фондирования программы по обеспечению безопасности. Военные силы альянса участвовали в вооруженных конфликтах в Боснии и Герцеговине (1992-1995 годы), в Югославии (1999-й), в Ливии (2011-й). НАТО возглавляет международный военный контингент по обеспечению безопасности в Косово, участвует в решении военно-политических задач в Азии, на Ближнем Востоке и в Африке. Отслеживает взаимодействие между военными структурами в регионе Средиземного моря, выявляя организации, занимающиеся поставками оружия массового уничтожения. Альянс активно участвует в международных диалогах с Россией, Китаем, Индией и другими крупными державами. По мнению ряда исследователей, напряженность между НАТО и Россией как правопреемницей СССР никогда не исчезала, и в данный момент продолжает нарастать.

Создание НАТО

Блок НАТО был образован в 1949 году двенадцатью государствами. Географически ведущие страны создаваемой организации, включая США - наиболее влиятельное в политическом и военном отношении государство, имели выход к Атлантическому океану, что повлияло на название новой международной структуры. НАТО (NATO) - это North Atlantic Treaty Organization, то есть Североатлантическая организация, действующая по договору. Часто она именуется Североатлантическим союзом.

Целью создания блока было противодействие политическим устремлениям Советского Союза и дружественных ему стран в Восточной Европе и других частях мира. Согласно договорам между странами НАТО, обеспечивалась взаимная военная защита в случае агрессии государств коммунистического мира. Вместе с тем этот политический союз способствовал интеграционным трендам в образовавших его странах. В 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, в 1956-м - ФРГ, а в 1982-м - Испания. После распада СССР блок еще более расширил свое влияние в мире.

НАТО после распада СССР

Когда СССР распался, то, казалось бы, необходимость в дальнейшем существовании Североатлантического союза отпала. Но вышло совсем не так. Члены НАТО не только решили сохранить блок, но и начать расширять свое влияние. В 1991 году был создан Совет евроатлантического партнерства, который стал курировать работу со странами, не входящими в блок НАТО. В том же году двусторонние соглашения были подписаны между государствами Североатлантического союза, Россией и Украиной.

В 1995-м была учреждена программа по выстраиванию диалога со странами Ближнего Востока (Израилем и Иорданией), Северной Африки (Египтом, Тунисом) и Средиземноморья. К ней присоединились также Мавритания, Марокко и Алжир. В 2002-м был создан Совет «Россия-НАТО», что позволило странам продолжить выстраивать диалог по ключевым вопросам мировой политики - борьбе с терроризмом, ограничению распространения оружия.

Форма солдат НАТО

Форма НАТО, в которую облачаются солдаты блока, никогда не была унифицированной. Военный камуфляж на национальных стандартах, все, что более или менее похоже - это зеленый цвет и оттенки «хаки». Иногда военнослужащие надевают дополнительные виды одежды (так называемые маскировочные комбинезоны) при проведении спецопераций в особых условиях (пустыня или степь). В некоторых странах форма НАТО содержит различные рисунки и узоры, позволяющие добиться лучшей маскировки солдат.

В США, например, наиболее популярна камуфляжная расцветка в пяти основных стандартах. Во-первых, это woodland - одежда с четырьмя оттенками зеленого цвета. Во-вторых, это desert 3 color - униформа для военных действий в пустыне, содержащая три оттенка. В-третьих, это desert 6-color - другой вариант одежды для боевых действий в условиях пустыни, на этот раз с шестью оттенками. И есть два зимних варианта военной формы - winter (светлый или молочно-белый цвет) и snow winter (абсолютно белоснежный оттенок). Вся эта цветовая гамма - ориентир для дизайнеров многих других армий, что облачают своих солдат в камуфляж НАТО.

Интересна эволюция военной формы армии США. Камуфляж как таковой - изобретение сравнительно недавнее. До начала 70-х американские солдаты носили в основном одежду исключительно зеленого цвета. Но во время операции во Вьетнаме такая расцветка оказалась не отвечающей требованиям ведения боев в условиях джунглей, в результате солдаты переоблачились в камуфляж, позволяющий маскироваться в тропическом лесу. В 70-х такой тип формы стал практически национальным стандартом для армии США. Постепенно появились модификации камуфляжа - те самые пять оттенков.

Вооруженные силы НАТО

Блок НАТО располагает значительными в общей совокупности - крупнейшими в мире, как полагают некоторые военные эксперты. Есть два вида войск Североатлантического союза - объединенные и национальные. Ключевое подразделение армии НАТО первого типа - это силы реагирования. Они готовы практически к немедленному участию в спецоперациях в зонах локальных и стихийных военных конфликтов, в том числе и в странах, не входящих в блок. НАТО располагает также и силами немедленного реагирования. Причем акцент в их задействовании ставится не на практическом применении оружия, а на психологическом эффекте - путем переброски к месту военных действий большого количества различного вооружения и солдат. Расчет идет на то, что воюющие стороны, осознав надвигающуюся мощь НАТО, изменят свою тактику в пользу мирного урегулирования.

Блок обладает мощными Самолеты НАТО - это 22 боевых авиационных эскадрильи (порядка 500 единиц авиационной техники). Также в распоряжении блока - 80 самолетов военно-транспортного назначения. Страны блока НАТО обладают также боеспособным флотом. В его составе - авианосцы, подводные лодки (в том числе и многоцелевые атомные), фрегаты, ракетные катера, а также морская авиация. Боевые корабли НАТО насчитывают 100 с лишним единиц.

Самая большая военная структура НАТО - это главные оборонительные силы. Их задействование возможно только в случае крупномасштабных военных действий в атлантическом регионе. В мирное время они участвуют в боевых операциях в основном частично. В составе главных оборонительных сил НАТО - более 4000 самолетов и 500 с лишним кораблей.

Как расширялось НАТО

Итак, после распада СССР блок НАТО продолжил существовать, более того, активизировал свое влияние в мире. В 1999 году в Североатлантический союз вступили государства, еще недавно входившие в сферу влияния Советского Союза - Венгрия, Польша и Чехия. Через пять лет - другие бывшие соцстраны: Болгария, Румыния, Словения, Словакия, а также прибалтийские государства. В 2009-м появились новые члены НАТО - Албания с Хорватией. На фоне политического кризиса и боевых действий на Украине, как полагают некоторые эксперты, НАТО не будет проявлять устремлений к тому, чтобы далее расширяться. В частности, в ходе переговоров между руководством блока и представителями Украины вопрос о вхождении страны в НАТО, отмечают аналитики, прямо не ставится.

Вместе с тем, по мнению ряда экспертов, многие страны изъявляют желание вступить в блок. Это прежде всего балканские государства - Черногория, Македония, а также Босния и Герцеговина. Говоря о том, какие страны в НАТО стремятся всеми силами, следует отметить Грузию. Правда, по мнению некоторых аналитиков, конфликты в Абхазии и Южной Осетии - факторы, которые снижают привлекательность страны для блока. В среде экспертов бытует мнение, что дальнейшая экспансия НАТО зависит от позиции России. Например, на саммите в Бухаресте, проходившем в 2008 году, блок допустил вероятность присоединения некоторых но конкретных сроков не назвал из-за прозвучавшего на мероприятии мнения Владимира Путина о том, что появление НАТО возле границ России - прямая угроза. Эта позиция РФ остается актуальной и сегодня. Однако некоторые западные аналитики считают опасения России несостоятельными.

Военные учения Североатлантического союза

Поскольку НАТО - военная организация, для нее обычна практика масштабных армейских учений. В них участвуют самые разные виды войск. В конце 2013 года в Восточной Европе были проведены, как посчитали многие крупнейшие учения НАТО под названием Steadfast Jazz. Их принимали Польша и прибалтийские государства - Литва, Эстония и Латвия. НАТО созвало для участия в учениях более шести тысяч военных из разных стран, привлекло три сотни боевых машин, свыше 50 единиц авиации, 13 боевых кораблей. Условным противником блока было вымышленное государство «Ботния», совершившее акт агрессии в отношении Эстонии.

Придуманная военными аналитиками страна испытывала социальный, политический и экономический кризис, вследствие чего испортила отношение с зарубежными партнерами. В итоге противоречия вылились в войну, которая началась с вторжения «Ботнии» в Эстонию. На основании договоров о коллективной обороне военно-политический блок НАТО принял решение немедленно перебросить силы для защиты маленького прибалтийского государства.

За некоторыми этапами учения наблюдали представители вооруженных сил России (в свою очередь, за несколько месяцев до этого за совместными маневрами РФ и Белоруссии наблюдали военные НАТО). Руководство Североатлантического блока высказалось о возможности проведения совместных с Россией военных мероприятий. Эксперты отметили, что взаимная открытость НАТО и РФ при проведении военных учений способствует повышению доверия.

НАТО и США - ведущая военная держава блока - запланировали учения в странах Южной Европы в 2015 году. Предполагается, что в них будут участвовать порядка 40 тысяч солдат.

Оружие Североатлантического союза

Российские военные эксперты называют несколько образцов военной техники блока, аналогов которым в мире нет или очень мало. Это оружие НАТО, говорящее о высокой боеспособности армии Североатлантического союза. России, полагают военные аналитики, нужно особенно опасаться пяти видов вооружения. Во-первых, это танк Challenger 2 британского производства. Он вооружен 120-миллиметровой пушкой и оснащен мощной броней. Танк способен двигаться с хорошей скоростью - порядка 25 миль в час. Во-вторых, это подводная лодка, собираемая по так называемому «Проекту-212» немецкими оборонными предприятиями. Она характеризуется невысокой шумностью, приличной скоростью (20 узлов), отличным вооружением (торпеды WASS 184, DM2A4), а также ракетной системой. В-третьих, армия НАТО обладает боевыми самолетами По своим характеристикам они приближены к истребителям так называемого пятого поколения - американскому F-22 и российскому Т-50. Машина оснащена 27-миллиметровой пушкой и множеством видов ракет «воздух-воздух» и «воздух-земля». Некоторые эксперты считают, что противостоять Typhoon на равных могут только самые новые образцы российских самолетов, такие как Су-35. Другой примечательный вид вооружений НАТО - вертолет Eurocopter Tiger совместного производства Франции и Германии. По своим характеристикам он приближен к легендарному американскому AH-64 «Апач», однако меньше по габаритам и весу, что может давать машине преимущество в ходе боя. Вертолет вооружен множеством ракет («воздух-воздух», противотанковых). Ракета Spike, которая выпускается оборонными предприятиями Израиля, - еще один образец вооружений НАТО, на который российским военным, по мнению аналитиков, стоит обратить внимание. Spike - эффективное противотанковое оружие. Его особенность заключается в оснащенности боевой частью из двух ступеней: первая пробивает внешний слой брони танка, вторая - внутренний.

Военные базы Североатлантического союза

На территории каждой из стран Североатлантического союза есть хотя бы одна военная база НАТО. Рассмотрим в качестве примера Венгрию как бывшую страну соцлагеря. Первая база НАТО здесь появилась в 1998 году. Правительство США использовало венгерский аэродром "Тасар" при проведении операции с Югославией - отсюда вылетали в основном беспилотники и самолеты F-18. На этой же военно-воздушной базе в 2003 году обучались военные специалисты из числа оппозиционно настроенных групп в Ираке (незадолго до начала армией США боевых действий в этой ближневосточной стране). Говоря о союзниках американцев среди западных стран по вопросам размещения на своей территории военных баз, стоит особо отметить Италию. Сразу по окончании Второй мировой войны это государство стало размещать у себя большие контингенты военно-морских сил США.

Сейчас Пентагон оперирует портами в Неаполе, а также аэродромами в Виченце, Пьяченце, Трапани, Истране и многих других итальянских городах. Самая известная база НАТО в Италии - «Авиано». Она была построена еще в 50-х, но до сих пор многими военными специалистами считается лучшей в регионе. На ней, не считая инфраструктуры для взлета и посадки самолетов, есть ангары, в которых авиационная техника может укрыться в случае бомбардировок. Есть навигационное оборудование, при использовании которого боевые вылеты могут осуществляться ночью и практически при любой погоде. В числе новых баз НАТО в Европе - «Безмер», «Граф Игнатьево» и «Ново село» в Болгарии. Как посчитало правительство этой балканской страны, размещение войск НАТО усилит защищенность государства, а также окажет положительное влияние на уровень подготовки вооруженных сил.

Россия и НАТО

Несмотря на долгий опыт политического противостояния в 20 веке, делают попытки конструктивного взаимодействия на международной арене. Как было сказано выше, в 1991 году был подписан ряд документов о совместном решении некоторых вопросов в мировой политике. В 1994-м РФ присоединилась к инициированной Североатлантическим альянсом программе «Партнерство ради мира». В 1997 году Россия и НАТО подписали акт о сотрудничестве и безопасности, был создан Совместный постоянный совет, ставший вскоре главным ресурсом поиска консенсусов в ходе консультаций между РФ и блоком. События в Косово, как считают аналитики, сильно подорвали взаимное доверие России и альянса. Но, несмотря на это, сотрудничество продолжилось. В частности, работа Совета включает регулярные дипломатические встречи между послами и представителями армий. Главные направления сотрудничества в рамках Совета - борьба с терроризмом, контроль оружия массового уничтожения, противоракетная оборона, а также взаимодействие в условиях чрезвычайных ситуаций. Один из ключевых пунктов сотрудничества - пресечение незаконного оборота наркотиков в Центральной Азии. Взаимоотношения блока и РФ осложнились после войны в Грузии в августе 2008 года, вследствие чего диалог в рамках Совета «Россия-НАТО» был приостановлен. Но уже летом 2009-го, благодаря усилиям министров иностранных дел, Совет возобновил работу по ряду ключевых направлений.

Перспективы Североатлантического альянса

Ряд экспертов считает, что дальнейшее существование НАТО и перспективы расширения влияния блока зависят от состояния экономики стран-участниц. Дело в том, что военное партнерство в рамках этой организации подразумевает определенный процент расходов государственных бюджетов союзников на оборону. Но сейчас положение дел в бюджетной политике многих развитых стран далеко от идеала. Правительства ряда государств-членов НАТО, как полагают аналитики, не имеют финансовых ресурсов для масштабных вложений в вооруженные силы. Более того, показателен пример США - было подсчитано, что военные интервенции последних лет принесли американской экономике убытков на полтора триллиона долларов. По-видимому, никто из союзников не хочет испытывать на себе подобных эффектов от применения военной силы на мировой арене. В 2010-2013 годах бюджетные отчисления большинства европейских стран, входящих в НАТО, на оборону не превышали 2 % от ВВП (больше - только у Великобритании, Греции и Эстонии). В то время как в 90-е годы вполне естественным считался показатель в 3-4 %.

Есть версия, что страны ЕС склоняются к проведению независимой от США Особую активность в этом направлении проявляет Германия. Но это вновь упирается в финансовую составляющую: создание вооруженных сил в Европе, сопоставимых с американскими, может обойтись в сотни миллиардов долларов. Странам ЕС, испытывающим стагнацию в экономике, такие затраты могут оказаться не по силам.

4 апреля исполняется 65 лет с момента основания Организации Североатлантического договора (North Atlantic Treaty Organization), или . Предпосылки для появления организации появились незадолго до окончания Второй мировой войны, когда стало ясно, что союзникам придется заниматься переделом территорий освобожденной Европы.

Созданию Североатлантического альянса предшествовал конфликт между югославским лидером Иосипом Брозом Тито и Иосифом Сталиным, показавший, что даже у стран социалистического блока могут быть коренные разногласия.

Окончательному сближению стран — участниц будущего блока способствовала введенная Советским Союзом в 1948 году блокада Западного Берлина, которая подтолкнула страны Западной Европы в объятия Соединенных Штатов Америки. Уже спустя месяц после ее начала в Вашингтоне в обстановке строжайшей секретности начались переговоры между США, Канадой и пятью европейскими державами — Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Великобританией — участниками Брюссельского пакта. Переговоры продолжались на протяжении трех месяцев и привели к тому, что участники переговоров, а также некоторые другие страны Западной Европы и Скандинавии были готовы признать США в качестве гаранта безопасности от военной агрессии.

Заключенный 4 апреля 1949 года Североатлантический договор являлся не только инструментом сдерживания военной агрессии со стороны Советского Союза, но и средством консолидации разделенных противоречиями европейских стран.

Первоначально в состав организации вошли 12 стран — Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, США, Франция. Окончательно же договор вступил в силу 24 августа 1949 года, когда его ратифицировали правительства стран-участниц. Кроме того, была создана международная организационная структура, которой подчинялись военные силы в Европе и по всему миру.

В качестве противовеса НАТО в мае 1955 года была создана Организация Варшавского договора, в которую входили Албания, Болгария, Венгрия, Восточная Германия, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия.

Как и Североатлантический договор, подписанное странами социалистического блока соглашение подразумевало право стран-участниц на коллективную безопасность.

Тем не менее между созданием НАТО и заключением Варшавского договора прошло почти шесть лет. Появление нового блока было ответом не на появление НАТО, но на его расширение — в 1952 году к НАТО присоединились Греция и Турция, а в 1955 году и Западная Германия. Более того, Организация Североатлантического договора с самого начала позиционировала себя как средство предотвращения советской угрозы.

К началу 1960-х на первый план вышла проблема ядерной безопасности. В частности, Карибский кризис вынудил США передать часть своего ядерного арсенала в совместное использование странам-союзникам. Несмотря на то что страны — участницы НАТО имели общие цели и задачи, прошло совсем немного времени, прежде чем начали проявляться разногласия, носящие основополагающий характер.

В 1966 году тогдашний президент Франции Шарль де Голль решил не передавать французскую армию под контроль НАТО. Более того, он отказался размещать на территории Франции и военные базы НАТО.

Фактически произошла конфронтация между Парижем и Вашингтоном, в результате которого Франция вышла из комитета военного планирования и группы ядерного планирования НАТО, сохранив право проводить испытания ядерного оружия и иметь независимую армию. В то же время Франция осталась элементом политической структуры организации.

В то же время открытой конфронтации не было. Корейская война, война во Вьетнаме и ряд других конфликтов прошли при гласной и негласной поддержке со стороны СССР и США, а также их союзников. Более того, посредством своих союзников стороны обеспечивали оружием третьи страны. Например, договор о поставках советского оружия в Египет реализовывала Чехословакия, а СССР формально сохранял нейтралитет в арабо-израильском противостоянии вплоть до Суэцкого кризиса 1956 года.

За периодом напряженности последовала эра разрядки. В 1973 году в Вене прошли переговоры о сокращении вооруженных сил и вооружений в Центральной Европе, участие в которых приняли Бельгия, Великобритания, Канада, Люксембург, Восточная Германия, Нидерланды, Польша, СССР, США, Западная Германия и Чехословакия. Тем не менее из-за непримиримости позиций СССР и США переговоры оказались малоэффективными. Двусторонние контакты продолжались вплоть до 1979 года, когда Советский Союз ввел войска в Афганистан.

В ответ на это силы альянса приняли решение о размещении на территории нескольких стран Западной Европы новых американских систем ракетно-ядерного оружия.

В 1980-х годах НАТО стало вновь расширять сферы своего влияния, пользуясь тем, что Советский Союз постепенно отказывался от поддержки некогда дружественных режимов. В то же время в 1982 году в ряды НАТО вступила Испания. Еще одной важной вехой стало подписание в 1990 году Договора об обычных вооруженных силах в Европе. Этот договор, заключенный странами — участницами НАТО и государствами Варшавского договора, устанавливал равновесие обычных вооруженных сил и препятствовал созданию потенциала для внезапного нападения и ведения крупномасштабных наступательных действий в Европе.

Тем не менее 15 лет назад, в марте 1999 года, силы НАТО начали военную операцию против Югославии. Формальным поводом для бомбардировок стала гуманитарная катастрофа, начавшаяся в крае. В короткий срок около миллиона албанцев-косоваров покинули край и перебрались в соседние Албанию и Македонию. Происшедшие в Югославии события и последовавшее за ними создание Международного уголовного суда стали ярким свидетельством того, что мир стал однополярным.

После распада СССР в зону расширения НАТО, несмотря на обещания, данные Михаилу Горбачеву, вошли страны постсоциалистического лагеря.

В 1999 году в НАТО вошли Венгрия, Польша и Чехия, а в 2004 году — Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония. Кроме того, в 2009 году членами НАТО стали Албания и Хорватия. Это стало возможным благодаря системе кандидатства: сначала кандидатам было необходимо присоединиться к плану действий по членству в НАТО, реализовать их и, наконец, присоединиться к альянсу.

Еще одним камнем преткновения между Россией и странами НАТО стало решение разместить на территории Европы элементы системы национальной противоракетной обороны США. Обострила отношения и агрессия Грузии в отношении Абхазии и Южной Осетии в 2008 году. Наконец, последние события на Украине привели к тому, что НАТО прекратило практическое сотрудничество с Россией, а Россия, в свою очередь, .

НАТО всегда будет заниматься реальными угрозами

Накануне 65-летнего юбилея НАТО «Газета.Ru» побеседовала с директором Информационного бюро НАТО в Москве Робертом Пшелем.

— Обращаясь к истории, как бы вы могли оценить эволюцию НАТО, цели, которые организация преследует?

— Это большая тема — 65 лет.

Если мы говорим об эволюции НАТО, то это в каком-то смысле парадокс.

Потому что, с одной стороны, основа НАТО, а конкретно я имею в виду то, что НАТО являлось и является организацией коллективной обороны, прежде всего имея в виду пятую статью Вашингтонского договора (вооруженное нападение на одну или нескольких из них в Европе или Северной Америке будет рассматриваться как нападение на них в целом и, следовательно, в случае если подобное вооруженное нападение произойдет, каждая из них будет иметь право на индивидуальную или коллективную самооборону. — «Газета.Ru»), не изменилась.

Есть еще и другие элементы — в том смысле, что НАТО — это международная, межгосударственная организация в классическом смысле (все решения принимаются на основе консенсуса) и что это военно-политическая организация. Это не изменилось.

С другой стороны, очень изменился мир за эти 65 лет.

НАТО, я думаю, показало за время своего существования, если мы говорим прежде всего об эволюции организации после окончания «холодной войны», что союзники полностью готовы взаимодействовать и менять текущие приоритеты организации. А это еще одно крупное изменение: в начале 1990-х в НАТО было 16 государств, а теперь 28. Речь идет о безопасности стран-членов. Это главная задача, главная цель, благодаря которой НАТО существует.

Но чтобы реализовать эту функцию, необходимо считаться и с новыми угрозами, например кибератаками и современными формами терроризма, а также с новыми типами кризисов, о которых основатели НАТО не могли даже и догадываться.

Это вопрос эволюции и истории.

Знаете, 90-е годы — серьезный кризис на Балканах, последнее время — Афганистан и другие вызовы. Короче говоря, я думаю, что здесь есть такой элемент, что основой, еще раз повторяю, является самый главный принцип, что это организация, основанная на ценностях, на том, что является самым важным для стран-членов. НАТО всегда будет заниматься реальными угрозами, которые стоят перед международным сообществом в данный момент.

Я думаю, даже последние события доказали, что НАТО полностью готово заниматься теми приоритетами, которые считает важными для стран-членов.

Вот так, очень коротко, я хотел бы охарактеризовать эволюцию НАТО. Почему я считаю это важным? Потому что это организация, к которой принадлежат демократические страны. У каждой есть своя история, свои особенности, свои точки зрения. Есть большие, средние и даже маленькие страны. Но тем не менее что-то их объединяет, и они ведут различные дискуссии. Не бывает такого, чтобы союзники встречались за столом переговоров со стопроцентным консенсусом: у них разные точки зрения, имеют место дискуссии и дебаты.

Быть может, это прозвучит нескромно от чиновника НАТО, но обычно союзники умеют достигнуть общего понимания и выработать общую позицию по тем темам, которые они считают главными и в которые организация может внести свой вклад. Если бы этого не было, то в течение 65 лет члены НАТО, общество и люди, которые платят налоги, могли бы давно прийти к выводу, что организация не нужна. Но к такому выводу вопреки всему люди не пришли, и это самое хорошее доказательство того, о чем мы говорим.

— А как вы оцениваете отношения между Советским Союзом и НАТО, а также его преемником — Россией?

— Здесь нужно быть осторожным, делая сравнения с историей, и переносить это буквально на сегодняшние события. Я думаю, что благодаря этим условиям и принципам, о которых я говорил, — привязанности к ценностям и готовности к диалогу и спору с точки зрения безопасности союзников и международного сообщества, — баланс между коллективной обороной, защитой безопасности стран-членов и партнерскими отношениями, тоже построенными на основе совместных ценностей, сохраняется. Это включая и страны, с которыми у нас раньше была крупная конфронтация. В таком смысле ничего не изменилось.

Еще раз хочу подчеркнуть, что для членов НАТО готовность к партнерству, развитию диалога и сотрудничеству тоже зависит от готовности полного соблюдения международных принципов и международного права у наших партнеров.

Так оно было в 1949 году, так оно осталось и сейчас, спустя 65 лет.

Основа НАТО — вооруженные силы США

«Газета.Ru» побеседовала о НАТО и деятельности альянса с российским ученым-американистом, заместителем директора Института США и Канады РАН Виктором Кременюком .

— Как бы вы могли бы оценить эволюцию Североатлантического альянса за последние годы, против кого он был сформирован, почему он сформировался именно в такой форме?

— Прежде всего, существование такого альянса предотвратило очередные европейские конфликты, когда они образовывались в конце XIX — начале XX века: Англия, Германия, Франция и так далее.

Вот это все Североатлантический союз снял.

Второе — это какая-то консолидация Западной Европы перед лицом советской угрозы.

Если без пропаганды, то, конечно, одним из вариантов советской политики в Европе был удар группировкой, которая у нас находилась в Германии. То, что там создали НАТО, позволило смягчить эту угрозу, но не ликвидировать полностью.

Третье — это более сложное — это расширение НАТО, когда в НАТО начали принимать кого угодно и из него начали делать противника России.

Это уже более сомнительная роль, потому что, как правило, у России были хорошие отношения с НАТО, но почему-то вопрос о расширении НАТО с Россией не обсуждался.

Отсюда возникновение двух проблем, которые были у России с НАТО: первая — применение силы в Европе, вторая — это проблема расширения. Эти две проблемы НАТО не захотело решать с Россией. И поэтому появился новый раскол Европы, так сказать, на «натовское» и «ненатовское» — фактически Россию. Это были основные функции.

— Как вы оцениваете события последних лет, начиная с программы «Восточное партнерство» и до сегодняшних заявлений в Брюсселе представителями НАТО по поводу сворачивания сотрудничества с Россией?

— НАТО, конечно, здесь следует отчетливо указаниям от Вашингтона, которому не нравится, что Россия принимает какие-то самостоятельные шаги, не согласовывая и не обсуждая их с Западом. То есть мы исключаем право НАТО и США на поступки и действия, не согласованные с Россией, а они, в свою очередь, не признают право России на не согласованные с НАТО поступки. Ситуация тогда

возникает довольно тревожная: обе стороны не могут договориться о каких-то правилах поведения в Европе.

Что касается других аспектов, например участия НАТО в войне в Афганистане, то они оказывают мало влияния. А вот основное — это то, что НАТО до сих пор считает, что вопросы общеевропейской безопасности с Россией согласовывать не обязательно. С нашей точки зрения, это является неприемлемым.

— Роль США оставалась довольно сильной в принятии решений?

— Конечно.

Кто платит, тот и заказывает музыку. Основа НАТО — это не европейские разрозненные силы, а вооруженные силы США и их военные возможности.

Бюрократия есть бюрократия, они определяют цвет петличек, ширину лампасов. Но все основные политические решения принимаются в Вашингтоне — и больше нигде.

Полковник В. Витров

3-4 апреля 2009 года во французском г. Страсбург и германском г. Кель прошел юбилейный саммит Североатлантического союза, посвященный 60-летию этой организации. Статья, публикуемая в номере, показывает в основном историю создания и основные этапы развития военно-политического блока НАТО. Материал о прошедшей встрече, вопросах, которые рассматривались на ней, и проблемах, обсуждавшихся в ходе саммита, будет опубликован в одном из ближайших номеров журнала.

Североатлантический союз (North Atlantic Treaty Organization - Организация Североатлантического договора, сокращенно НАТО) является военно-политической структурой европейских государств, США и Канады, созданной по инициативе Соединенных Штатов Америки на основе Североатлантического договора, подписанного 4 апреля 1949 года в Вашингтоне руководителями 12 стран (США, Бельгия, Великобритания, Дания, Исландия, Италия, Канада, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Франция). Вашингтонский договор вступил в силу 24 августа 1949 года и является бессрочным. В 1952 году к блоку присоединились Греция и Турция, в 1955-м -ФРГ, в 1982-м - Испания. В 1999 году оформлено членство в НАТО Венгрии, Польши и Чехии, в 2004-м в нее были приняты Болгария, Латвия, Литва, Румыния, Словакия, Словения и Эстония, а в 2009-м - Албания и Хорватия.

Подписание Вашингтонского договора

Североатлантический союз был создан под предлогом необходимости объединить усилия стран Запада для обеспечения коллективной защиты от возможной агрессии со стороны Советского Союза.

Заявленными целями деятельности альянса являются коллективная оборона, сохранение мира и поддержание безопасности, а также обеспечение стабильности в Евро-Атлантическом регионе. Однако анализ целей создания Североатлантического союза свидетельствует, что США стремились, во-первых, сколотить под своим руководством военный блок капиталистических государств, направленный непосредственно против Советского Союза и других стран социалистического лагеря; во-вторых, усилить свое политическое, экономическое и военное влияние на страны Западной Европы и не допустить наличия в этой части земного шара самостоятельной группировки государств, которая в какой-то мере могла бы противопоставить себя Соединенным Штатам.

На современном этапе развития международных отношений, характеризующемся поиском новой, более эффективной системы безопасности, руководство ведущих стран Запада стремится превратить альянс в основную структуру, отвечающую за реализацию планов «продвижения демократии» и урегулирование кризисов практически во всех регионах мира.

Особенностью Североатлантического союза в отличие от других военных коалиций государств является наличие объединенных вооруженных сил (ОВС), а также постоянно действующих руководящих центральных и региональных (периферийных) органов управления с многочисленным рабочим аппаратом, сфера деятельности которых охватывает военную, военно-политическую и военно-экономическую области, а кроме того, затрагивает внешнюю и внутреннюю политику стран блока.

В интересах обоснования необходимости сохранения военной структуры НАТО западными экспертами выдвигается тезис о появлении в мире новых угроз, для предупреждения и устранения которых требуется наращивание и совершенствование военного потенциала организации.

В настоящее время в состав НАТО входят 28 государств. До начала работы саммита альянса в г. Страсбург/Кель (3-4 апреля с. г.) было завершено юридическое оформление процесса приема в организацию Албании и Хорватии, которые в июне 2008 года подписали протоколы о присоединении к блоку. В перспективе ожидается расширение его состава за счет приема новых членов.

Руководящими органами альянса являются: Совет НАТО (политические вопросы), Комитет военного планирования (военно-политические вопросы), Военный комитет (военные вопросы). Общее руководство и координацию работы структур управления блока осуществляет генеральный секретарь НАТО. Штаб-квартира НАТО находится в Брюсселе (Бельгия).

Зона ответственности альянса включает в себя территории государств -членов блока (за исключением США, Канады и Франции) и принадлежащие им острова, акватории Северного, Ирландского, Норвежского, Балтийского, Средиземного, Черного и Азовского морей, зоны проливов - Балтийских, Черноморских, Гибралтарского, Ла-Манш, северную часть Атлантического океана (к северу от тропика Рака), а также воздушное пространство над ними. Однако в целях нейтрализации угроз безопасности Североатлантического союза его руководство рассматривает возможность дальнейшего расширения географических рамок задействования ОВС НАТО за пределы его зоны ответственности до КНДР, Индии, государств Северной Африки и Африканского Рога.

Становление системы основных руководящих органов альянса проходило в период с 1949 по 1966 год. В сентябре 1949 года был учрежден высший политический орган блока - Совет НАТО, работой которого руководил председатель (с 1950-го по 1957-й - постоянный председатель) Совета НАТО. В октябре того же года создан высший военный орган - Военный комитет НАТО. В период между его заседаниями до 1966 года контроль за выполнением принятых решений и координацию деятельности военных органов осуществляла Постоянная группа Военного комитета, состоявшая из представителей генеральных штабов США (председатель), Великобритании и Франции.

В соответствии с решением Лиссабонской сессии Совета НАТО в 1952 году были созданы постоянные консультативные и исполнительные структуры (комитеты, секретариаты, управления), определены их состав, задачи и полномочия. Тогда же была учреждена должность генерального секретаря НАТО, на которую Советом НАТО назначаются известные политические деятели.стран блока. В своей работе генеральный секретарь опирается на подчиненный ему Международный секретариат (создан в 1951 году), а с 1957-го он председательствует на заседаниях Совета НАТО.

Весьма важное влияние на положение в альянсе оказало объявленное французским правительством в марте 1966 года решение Франции о выходе из военной организации блока и последовавшие затем практические мероприятия по его осуществлению. Основу противоречий этой страны с США, ФРГ и Великобританией по проблемам НАТО составляло стремление французских правящих кругов ослабить влияние Соединенных Штатов на решение политических, экономических и военных проблем в капиталистическом мире, особенно в Европе, и одновременно повысить роль и влияние своей страны. Исходя из этого, с 1 июля 1966 года Франция официально вышла из военной организации НАТО и осталась лишь членом политической организации блока* .

Параллельно с высшими руководящими органами НАТО создавались объединенные вооруженные силы блока и система управления ими. Решение о начале формирования военных структур альянса было принято в мае 1950 года на саммите НАТО в Лондоне. В декабре того же года американский генерал Дуайт Эйзенхауэр назначен первым верховным главнокомандующим ОВС НАТО в Европе. В апреле 1951 года в пригороде Парижа начал работу его штаб, которому были подчинены главные командования (ГК) на Северо-Европейском, Центрально-Европейском и Южно-Европейском ТВД. В июне того же года страны - участницы Североатлантического союза подписали соглашение о статусе своих вооруженных сил, определяющее правовое положение и порядок действий национальных воинских контингентов на территории других государств.

В апреле 1952 года учреждено верховное главное командование ОВС НАТО на Атлантике (Норфолк, США) во главе с американским адмиралом. Ему были подчинены два главных командования - в Восточной и Западной Атлантике. В том же году было образовано ГК в зоне пролива Ла-Манш, а после присоединения к блоку Греции и Турции - ГК ОВС НАТО на Средиземноморском ТВД.

В связи со вступлением в НАТО ФРГ (1955) расширились полномочия верховного главнокомандующего ОВС НАТО в Европе, и в 1961 году было создано командование ОВС НАТО в зоне Балтийских проливов, подчиненное главному командованию ОВС НАТО на Северо-Европейском ТВД.

В 1961 году началось формирование объединенной системы ПВО блока в Европе, в состав которой были включены четыре зоны - Северная, Центральная, Южная и Атлантическая. Границы первых трех зон совпадали соответственно с границами Северо-Европейского, Центрально-Европейского и Южно-Европейского ТВД. Атлантическая зона охватывала территорию Великобритании (включая Шетландские и Гебридские о-ва), а также Фарерские о-ва и акватории омывающих их морей.

В августе 1961 года для решения внезапно возникающих задач, а также для демонстрации единства и готовности стран блока совместно защищать интересы Запада были созданы мобильные силы НАТО, использование которых предусматривалось в случае резкого обострения обстановки в первую очередь на флангах блока.

В 1967 году в составе ГК ОВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД были сформированы два командования - объединенных сухопутных войск и объединенных ВВС. ГК на Средиземноморском ТВД было реорганизовано в командование и подчинено главному командованию на Южно-Европейском ТВД, а ГК в зоне пролива Ла-Манш в оперативном отношении подчинено главному командованию в Восточной Атлантике. Тогда же было создано новое командование ОВС НАТО - в Иберийской Атлантике, которое в 1982 году было преобразовано в главное.

Со второй половины 1960-х годов проводились мероприятия по укреплению флангов альянса. В этих целях в январе 1968 года было создано постоянное соединение ОВМС НАТО на Атлантике, в мае того же года - командование базовой авиации ОВМС НАТО на Южно-Европейском ТВД, а в мае 1973-го - постоянное соединение минно-тральных сил блока в зоне пролива Ла-Манш.

В середине 1960-х годов руководство Североатлантического союза приступило к практическому созданию ядерных сил альянса и формированию органов управления ими. В ноябре 1965 года был создан Комитет ядерного планирования («Комитет Макнамары») в составе представителей Бельгии, Великобритании, Греции, Дании, Италии, Канады, Нидерландов, США, Турции и ФРГ. В соответствии с его рекомендациями в декабре 1966 года были сформированы консультативные органы ядерного планирования НАТО - Комитет по вопросам ядерной обороны и Группа ядерного планирования (ГЯП).

В состав Комитета по вопросам ядерной обороны вошли представители стран - членов НАТО (за исключением Исландии, Люксембурга, Португалии и Франции). Заседания этого органа проводились на уровне министров обороны один-два раза в год под председательством генерального секретаря НАТО.

В ГЯП первоначально входили на постоянной основе представители США, Великобритании, Италии и ФРГ, а также три-четыре представителя из числа других членов Комитета по вопросам ядерной обороны, избираемых на 18 месяцев. В 1979 году, после принятия решения о развертывании в Европе новых американских ракет средней дальности, руководство блока включило в состав Группы ядерного планирования в качестве постоянных членов представителей всех стран, входящих в военную организацию НАТО. Расширение ГЯП до уровня Комитета по вопросам ядерной обороны привело к дублированию работы двух органов и прекращению деятельности последнего.

К началу 70-х годов были разработаны и реализованы меры, направленные на повышение оперативности, гибкости и эффективности системы управления блока. В 1971 году начато развертывание автоматизированной системы связи «Нике», предназначенной для обеспечения надежной связью как высшего военно-политического руководства НАТО, так и органов управления ОВС блока в стратегическом и оперативно-тактическом звеньях. В целях повышения эффективности боевого применения объединенных ВВС альянса в стратегических операциях на Центрально-Европейском ТВД в 1973 году было создано командование ОВВС НАТО на театре. Одним из главных мероприятий долгосрочной военной программы по повышению боевых возможностей ОВС альянса в Европе явилось развертывание системы ДРЛО и управления авиацией AWACS-HATO, включающей созданное в 1982 году командование ДРЛО и сеть наземных радиолокационных постов.

С учетом изменений военно-политической обстановки, произошедших в мире в конце 1980-х - начале 1990-х годов (роспуск Организации Варшавского Договора и распад СССР), была существенно пересмотрена и направленность военной политики Североатлантического союза. В ноябре 1991 года на Римском саммите была принята коалиционная стратегия, которая отражала трансформацию концептуальных взглядов руководства НАТО на строительство и применение ОВС блока. Согласно этой стратегии прямая конфронтация альянса со странами СНГ считалась маловероятной. Возможность развязывания крупномасштабного военного конфликта в Европе рассматривалась прежде всего как следствие обострения локальной кризисной ситуации, в процесс урегулирования которой могло бы быть втянуто большинство европейских государств.

В связи с этим был сделан вывод о необходимости развития диалога со всеми странами Европы и вовлечения их в сферу деятельности альянса. С этой целью в 1991 году был образован Совет североатлантического сотрудничества (ССАС), в рамках которого осуществлялось взаимодействие НАТО со странами Центральной и Восточной Европы, а также с независимыми государствами, образовавшимися на территории бывшего СССР. В мае 1997 года в г. Синтра (Португалия) министры иностранных дел государств НАТО и стран-партнеров приняли решение о преобразовании ССАС в Совет евроатлантического партнерства (СЕАП), а также подписали основной документ СЕАП.

Наряду с концептуальными изменениями в военной политике блока началась реорганизация системы управления, предусматривавшая повышение централизации управления в оперативном звене за счет ликвидации промежуточных структур управления и создания новых, более крупных коалиционных командований и штабов.

В этих целях в 1994 году главное командование ОВС НАТО на Северо-Европейском ТВД было преобразовано в ГК ОВС НАТО на Северо-Западном Европейском (СЗЕ) ТВД (штаб в Хай-Уиком, Великобритания), которому были переданы также функции расформированного главного командования ОВС НАТО в зоне пролива Ла-Манш. Одновременно были упразднены командования ОВС НАТО в Северной и Южной Норвегии, а также командование ОВВС блока в Великобритании. Командование ОВС НАТО в зоне Балтийских проливов было передано в подчинение главного командования ОВС НАТО на Центрально-Европейском ТВД.

В структуре ГК на Центрально-Европейском ТВД были упразднены управления Северной и Центральной групп армий, а также 2-е и 4-е объединенные тактические авиационные командования. На их базе были сформированы два командования - объединенных сухопутных войск и объединенных ВВС.

Кроме того, в соответствии с новыми задачами блока осуществлен переход ОВС НАТО на трехкомпонентную структуру, включающую силы реагирования, главные оборонительные силы и войска усиления.

В контексте продолжения политики сближения со странами Центральной и Восточной Европы, а также с республиками бывшего СССР в январе 1994 года на Брюссельской сессии Совета НАТО была принята программа «Партнерство ради мира» (ПРМ), предполагающая развитие связей в области безопасности между странами НАТО и их партнерами. В настоящее время участниками этой программы помимо государств - членов блока являются 24 страны Европы и Азии.

Расширению зоны влияния Североатлантического союза также способствовало принятие в декабре 1994 года так называемой инициативы Средиземноморского диалога, предусматривающей установление двусторонних политических связей со странами региона в сочетании с участием каждой из них в конкретных мероприятиях научного, гуманитарного и военно-технического характера. В феврале 1995 года приглашения подключиться к диалогу были направлены Египту, Израилю, Мавритании, Марокко и Тунису, а в ноябре того же года - Иордании. В марте 2000 года к Средиземноморскому диалогу НАТО подключился Алжир.

Особое внимание в этот период руководство альянса уделяло налаживанию сотрудничества в военной сфере с Российской Федерацией. После завершения длительных переговоров 27 мая 1997 года в Париже Президентом РФ, генеральным секретарем НАТО и главами государств и правительств стран-участниц был подписан «Основополагающий акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между Российской Федерацией и Организацией Североатлантического договора», в соответствии с которым был создан Совместный постоянный совет Россия - НАТО. В компетенцию этого органа входило обеспечение механизма двусторонних консультаций при принятии совместных решений и координации действий в отношении вопросов безопасности.

В мае 1997 года в Киеве был официально открыт Центр информации и документации НАТО, который стал первым подобным органом на территории государства, не входящего в блок. В рамках развития двусторонних отношений в июле того же года подписана Хартия об особом партнерстве между НАТО и Украиной, создавшая предпосылки для расширения деятельности альянса в республике. Одновременно был образован рабочий орган двустороннего сотрудничества, получивший название «Комиссия НАТО - Украина». С 1998 года на территории этой страны действует военная миссия связи НАТО, а в 1999-м образована совместная рабочая группа НАТО - Украина по вопросам военной реформы. При этом Яворовский общевойсковой полигон (50 км от Львова) получил статус учебного центра программы «Партнерство ради мира», предназначенного для подготовки военнослужащих объединенных вооруженных сил альянса, став первым его полигоном на постсоветском пространстве.

Начиная с 1997 года руководство альянса в рамках реализации программы реформирования Североатлантического союза продолжало проводить мероприятия по перестройке системы управления ОВС НАТО. Основная их цель заключалась в реорганизации многоступенчатой и громоздкой структуры органов военного управления и придании ей способности осуществлять эффективное руководство войсками (силами) как в ходе крупномасштабных военных действий, так и при проведении миротворческих операций различного характера и масштаба.

Программа реформирования включала развертывание трехуровневой системы управления в Европе и двухуровневой на Атлантике, что планировалось достичь путем объединения и укрупнения ряда органов военного управления, а также ликвидации командно-штабных структур тактического звена. Создание новой системы управления ОВС НАТО предполагало формирование стратегического (стратегические командования ОВС НАТО в Европе и на Атлантике), оперативно-стратегического (региональные командования) и оперативного (субрегиональные и видовые командования) уровня управления.

Реформирование структуры органов управления ОВС НАТО осуществлялось с учетом концепции «Многонациональные оперативные силы» (МНОС). В целях реализации этой установки в коалиционных штабах всех уровней были образованы специальные группы, на базе которых предусматривается развертывать штабы МНОС. Созданная в 1955 году Североатлантическая ассамблея (межпарламентская организация, объединяющая парламентариев государств -членов блока и так называемые ассоциированные делегации от стран-партнеров) в январе 1999 года была переименована в Парламентскую ассамблею НАТО.

Руководство Североатлантического союза на состоявшемся в Вашингтоне 23-25 апреля 1999 года саммите приняло новую стратегическую концепцию НАТО, которая определяет цели и задачи альянса в новом столетии, а также приоритеты строительства ОВС блока. В соответствии с ней военная сила рассматривается в качестве главного инструмента реализации странами Запада своих интересов и достижения политических и экономических целей.

Важнейшим событием, раскрывшим сущность НАТО как военного блока, явилась агрессия альянса против Югославии в 1999 году. В ходе операции Североатлантический союз своими действиями нарушил Устав ООН, положения Хельсинкского акта 1975 года и основополагающего акта Россия - НАТО, учредительные документы самого альянса, а также сложившиеся после Второй мировой войны нормы международного права.

В результате по решению руководства РФ отношения с НАТО были «заморожены», прекращены практически все контакты, выходящие за пределы взаимодействия российских воинских контингентов и блока в многонациональной миротворческой операции в Косово. Россия также приостановила свое участие в деятельности СЕАП и программе ПРМ.

В целях закрепления позиций Североатлантического союза в Юго-Восточной Европе (ЮВЕ) с середины 1999 года НАТО реализует так называемую инициативу для Юго-Восточной Европы, предусматривающую организацию тесного регионального сотрудничества с созданием условий для последующего вступления стран региона в альянс. Одновременно под эгидой СЕАП был создан рабочий орган для реализации этой инициативы - специальная рабочая группа по региональному сотрудничеству в ЮВЕ.

Loading...Loading...