Когда родилось христианство. Возникновение христианства: кратко

Если вы долгое время не выплачиваете кредит, то возможно, что по нему прошел срок давности, т.е. банк больше не имеет права требовать деньги через суд. Многие заемщики знают, что срок исковой давности составляет три года, однако даже среди юристов нет единого мнения, от какого момента вести отсчет. Более того, разные суды по-разному трактуют закон и выносят различные решения в одинаковых ситуациях.

В любом случае нужно понимать, что срок давности отсчитывается вовсе не от даты получения кредита. Большинство судов опирается на позицию, в соответствии с которой срок давности начинает течь с момента прохождения последней транзакции кредитного расчетного счета.

То есть, если кредит взят 1-го января 2010 года на пять лет, последнее внесение денег на счет было 1-го января 2011 года, то и срок давности судом будет отсчитываться именно с этой даты. Такая позиция, в частности, прослеживается в решениях Верховного Суда РФ и Высшего арбитражного суда РФ:


Обычно трехлетний срок давности отсчитывается от последнего платежа по кредиту

Однако некоторые суды первой инстанции не соглашаются с такой трактовкой закона, опираясь на положения ст. 200 ГК РФ. Эта статья говорит, что «по обязательствам с определенным сроком исполнения течение срока исковой давности начинается по окончании срока исполнения». В таких случаях суды указывают, что срок исковой давности начинает течь с момента окончания кредитного договора.

То есть, если кредит взят 1-го января 2010 года на срок в пять лет, то суд будет отсчитывать срок давности от 1-го января 2015 года независимо от того, когда вы платили в последний раз:


Иногда трехлетний срок давности отсчитывается от даты окончания кредитного договора

Практика показывает, что такая позиция суда является менее распространенной. Кроме того, она применяется только для «обычных» кредитов, но не для кредитных карт, срок действия которых не ограничен договором (это единственное существенное отличие в исчислении срока давности между кредитом и кредитной картой). Если в вашем конкретном случае суд первой инстанции скажет, что срок давности отсчитывается от окончания договора, у вас есть высокие шансы изменить это решение через апелляцию. Однако нужно понимать, что каждое решение зависит от конкретного судьи, и 100%-ную гарантию дать нельзя никогда.

Кроме того, при установлении начала срока давности суды принимают во внимание факт официальных переговоров с банком по вопросу кредитной задолженности. Если вы отправляли банку письмо о предоставлении банковских каникул или о реструктуризации долга и т. д., то это может пресечь течение срока давности. И, разумеется, предоставление банком указанных услуг пресекает течение срока почти в ста процентах случаев. Как правило, это происходит потому, что по договоренности с банком клиент вносит ту или иную сумму на кредитный счет. Однако и самого факта подписания дополнительного соглашения может оказаться достаточно для суда.

Отдельно хочется отметить, что перепродажа кредита коллекторским агентствам или каким-то иным организациям не влияет на течение срока исковой давности. Однако в любой ситуации есть множество мелких факторов, которые тем или иным образом могут повлиять на исчисление срока давности. Мы настоятельно рекомендуем не надеяться на общие рекомендации, а прийти на прием к кредитному адвокату , чтобы он мог проанализировать ваш конкретный случай. Если у вас нет возможности прийти на личный прием, как минимум, воспользуйтесь консультацией по телефону .
Можно ли требовать деньги после истечения срока давности

Многие заемщики полагают, что истечение срока давности автоматически означает отказ банка от попыток вернуть задолженность, но на практике ситуация выглядит иначе. Во-первых, закон не запрещает банку требовать деньги хоть через сто лет после прекращения всех взаимоотношений. Истечение срока давности говорит только о том, что у вас появляется очень сильный аргумент на тот случай, если банк обратится в суд. Срок давности не влияет на право банка звонить заемщику, писать письма и другими способами напоминать о непогашенном кредите. Со стороны заемщика в этой ситуации есть эффективный способ противодействия – написать заявление на отзыв персональных данных . Зачастую этого достаточно, чтобы банк отвязался и перестал вас беспокоить.

Во-вторых, банк может продать ваш долг коллекторам независимо от истечения срока исковой давности. Если же срок давности прошел, и коллекторы понимают, что получить что-то через суд они уже не смогут, то вероятность жесткого давления значительно возрастает. Вы можете столкнуться не только с угрозами по телефону, но и с откровенно преступным воздействием. Например, коллекторы могут проколоть шины вашего автомобиля, залить клеем замок квартиры или просто прислать крепких парней для серьезного разговора. Для защиты в таких ситуациях нужно незамедлительно писать жалобы на коллекторов в полицию и, если полиция бездействует, заявления в прокуратуру .

В-третьих, банк может отнести в суд исковое заявление независимо от истечения срока давности по кредитной задолженности. Важно понимать, что сам суд не будет рассчитывать срок исковой давности и автоматически отказывать банку. Чтобы это произошло, вам необходимо подготовить и принести в суд ходатайство о применении срока исковой давности . В принципе, это несложная операция, и зачастую заемщики могут выполнить ее сами. Однако иногда в деле всплывают мелкие детали, разобраться в которых может только кредитный адвокат.

Если вы не хотите рисковать, то нужно проконсультироваться со специалистом до того, как совершать какие-то действия, особенно если вопрос касается судебного процесса.

Полезная информация

С рок исковой давности по кредиту предусматривает действующее гражданское законодательство. После этого денежные институты не могут заставлять должника платить. Закон устанавливает конкретный период, однако не до конца формулирует начало искового срока. Поэтому возникают споры между конфликтующими сторонами.

Что такое срок исковой давности по кредиту?

Срок исковой давности по кредиту – время, на протяжении которого финансовыми организациями могут быть взысканы денежные средства по судебному иску. C даты последнего платежа на основании закона должно пройти не менее трех лет. Ссудодатель способен добиваться выплаты от клиента и включенного в договор поручителя (после смерти плательщика).

Как исчисляется?

Верно рассчитать точку отсчета исковой давности полезно для будущей защиты собственных интересов. Банковские организации в течение любого периода наведываются в органы правосудия. Поэтому плательщики самостоятельно доказывают факт о пропуске фин. партнёром законного срока. Для этого необходимо:

  • оформить заявление о требовании удалить персональные данные из банковской базы;
  • отправить в суд запрос об остановке дела по возврату долга по причине истечения 3 лет.

Юридическая практика содержит три варианта начала учета:

  1. После возврата завершающего взноса, когда отношения с денежной компанией подходят к концу. Ситуация характерна для владельцев кредиток с бессрочным договором.
  2. С момента завершения кредитования, когда документ о займе утрачивает силу.
  3. С даты поступления от ссудодателя требований по досрочной выплате долга. Финансовые организации способны это сделать через 90 дней после даты начала просрочки.

Государственный орган выбирает любой из вариантов при слушании дела. Практика вынесения постановлений различается. В каждом следующем случае трактовка закона подвергается изменениям. Главное, что точкой отсчета не является дата оформления займа.

После суда по обычной просрочке неплательщику вменяют возврат «тела» займа, пени, процентов и организационных расходов истца. Дальше за дело принимаются судебные приставы, претворяющие в жизнь исполнительное производство в течение 2 месяцев. Время взыскания долга по принуждению регламентируется 3 годами.

Дело приостанавливают, если приставы не нашли плательщика. Но кредитный институт способен в течение полугода после этого восстановить процесс. Есть возможность взыскать долги спустя 6 и 10 лет.

Заемщик вправе подать на апелляцию и отменить принятое постановление. Мнения районного суда разнятся с Верховным и Высшим Арбитражным представительством РФ. Период подвергнется пересмотру, а утвержденное решение, возможно, изменится.

Сроки исковой давности по кредитам физических лиц

В банке при оформлении документов на заем клиенту выдаются деньги при условии возврата в течение определенного срока. Обязательство вернуть средства закреплено за гражданином до даты окончания подписанной бумаги.

Судебная практика предусматривает удовлетворение требований учреждений банков и должников после предъявления грамотных доказательств. Судьи разных уровней имеют отличные друг от друга мнения насчет момента начала отсчета давности. Устоявшихся решений нет, все юристы толкуют законы на свой лад.

Статья 196 ГК РФ устанавливает, что в течение 3 календарных лет кредитные менеджеры могут предъявлять требования об уплате кредита. Дата, от которой отсчитывают исковой срок, не регламентируется.

Статья 200 ГК РФ отражает, что нужно отталкиваться от дня, когда кредитная компания узнала о приостановке выплат. Документы по ссуде содержат платежный календарь, в котором четко указано число каждого из месяцев, когда перечисляются деньги.

Если произойдет просрочка оплаты, банковские работники сразу это поймут. В этот день начнется трехлетний отсчет. Интересно то, что исковой срок считается по каждому пропущенному платежу.

Пояснение . Кредит на 15000 рублей был оформлен Мишей на 6 месяцев 20 января 2018 года. Каждый месяц 20 числа необходимо возвращать деньги в казну банкира. Два месяца включительно до 20 апреля Миша делал все взносы. 20 мая появился долг вследствие неуплаты. Начинается отсчет.

Ещё спустя 30 дней к сумме должника добавится следующий взнос, а также пени за пропуск платы. Ограничительный срок будет считаться с 20 мая 2018 года.

Бывает так, что положенный законом срок давности истек, но у должника начинаются проблемы: коллекторы звонят и «выбивают» оплату. Понять их можно, заработок подобных контор базируется на возврате денег. Существует ли способ остановить неуемных работников?

В соответствии с ФЗ № 230 сотрудник бюро не вправе наведываться к неплательщику больше одного раза за неделю и совершать свыше одного звонка за день, 2 – за неделю, 8 – за 30 дней. Коммуникации недопустимы по времени с 22 до 8 в будние дни, с 20 до 9 в выходные и праздники.

Они не вправе делать следующее – угрожать жизни и здоровью граждан, оказывать психологическое давление, давать ложную информацию. Запрещено передавать любую информацию персонального характера третьим лицам. Так регламентирует Бюро кредитных историй.

Чтобы подтвердить неправомерные действия, с подготовленными доказательствами можно смело идти в суд и прокуратуру. Важно наличие следующих пунктов:

  • записи телефонных переговоров;
  • свидетельства соседей о явке коллекторов в квартиру;
  • записи с камер видеонаблюдения, если «атаки» происходят во время работы.

База должников с каждым днем растет и коллекторы активно пытаются заработать на этом. Исключить коммуникации с коллекторами и кредиторами можно, отправив подписанное заявление об отказе. Делают это через нотариуса или заказное письмо, а также при личном вручении с подписью.

Пока исковой срок не закончился, потребительский кредит также должен быть возвращен компании-заимодателю. Задолженность продолжит увеличиваться, опираясь на пункты документов по кредитованию.

Какой срок исковой давности по кредиту в России?

По банковским кредитам регламентирован трехлетний отрезок. Неважно, когда образовались дополнительные проценты: начисление пени и штрафов совпадает со временем выплаты «тела» долга.

В случае смерти плательщика

Когда подписывается договор, сотрудники финансового заведения навязывают страховку. Тогда можно призывать к возвращению денежных средств после смерти ответственной стороны. На самом деле, не каждый случай кончины подходит под действие страхования.

По договору наследники обязаны погашать долг. При наличии у умершего имущества, родственники идут в банк и пишут заявление об остановке начислений пеней и процентов до момента вступления в право.

Спустя полгода при получении наследства, необходимо оформить договор кредитования на нового плательщика. Исковой срок также составит 3 календарных года.

Об увеличении периода

В 2019 году требования закона такие же, как и раньше. финансовая организация может требовать оплату от ссудополучателя при помощи суда, если отсутствуют перечисления.

Вдобавок игнорирующего платежи могут признать мошенником, в соответствии со статьей 159 УК РФ. Тогда добросовестный гражданин столкнется с репутационными рисками.

Полезно в бумажном виде предупредить ссудодателя о проблемах с возвратом начислений. Мошенничество не признают в трех случаях:

  • было зачислено несколько денежных взносов;
  • по договору значится недвижимость в качестве залога;
  • объем долга не выше 1,5 млн рублей.

Судебные тяжбы носят не только длительный характер, но и могут испортить заемщику кредитную историю. Также в отсутствии конкретики в описании закона, суд по-разному трактует его положения. Поэтому срок давности иногда увеличивают в следующих ситуациях:

  1. Банк передал ответственность по возврату законной суммы на коллекторское бюро. Точкой отсчета периода будет дата последнего официального контакта сотрудника компании с неплательщиком.
  2. Заемщик не возвращал истраченный лимит или другой финансовой услуге, при этом общался с представителями фин. заведения: разговаривал по телефону, отвечал по email. При хорошей доказательной базе банка ограничение установят с даты последней коммуникации.
  3. Ссудополучатель дополнил договор заявлением о реструктуризации или отсрочке платы по ссуде. Точкой отсчета послужит момент подписания бумаг или дата завершения денежных «каникул».

Ждать несколько лет без платежей дебитору бессмысленно. Кредитное учреждение будет специально оттягивать начало периода, чтобы трёхлетний срок никогда не завершился.

Как можно не платить?

В соответствии со статьей 199 ч. I ГК РФ, публичное финансовое общество даже по истечении трех лет может подать иск с требованием уплаты взносов на основании объективных факторов:

  • истец и неплательщик пришли к мирному решению – медиации;
  • ситуации непреодолимой силы.
  • одна из сторон конфликта работала в вооружении и участвовала в военных расправах;
  • в период подачи иска не регулируются положения, указанные в законе;

Органы правосудия рассматривают подобные заявления и часто принимают сторону истца. Судьи самостоятельно не определяют срок давности, бремя ложится на заинтересованную сторону – истца и ответчика.

Существует только три случая, когда дебитор способен отказаться от взносов законным способом. Условия нереалистичные, но встречается и такое:

  • плательщик не коммуницирует со специалистами финансового сектора: не звонит, игнорирует сообщения;
  • компания, выдавшая кредит, будто забыла о не вернувшейся в казну сумме и никоим образом не напоминает о ней заемщику;
  • если присутствуют первые два условия, денежный институт отправился судиться, требует взыскать положенное после 3 лет неплатежей, а дебитор подал ответный иск с ходатайством об отмене требования уплаты. Орган правосудия не будет устанавливать период давности, а примет сторону последнего.

Срок прерывается, когда плательщик расписался в любой официальной бумаге по кредиту, подтвердил свою

Бывают случаи, при которых кредитное учреждение оказывается в кризисном финансовом положении либо теряет лицензию. Что делать остается заемщику? Часто публичное общество не ликвидируется, а лишь приостанавливает работу. Может быть два случая:

  1. плательщик продолжает исправно платить по кредиту;
  2. нет возможности выполнять обязательства по причине закрытого офиса, неработающих банкоматов. Тогда в законную силу вступает пункт «а» статьи 202 ч. I Гражданского кодекса, который приостанавливает срок давности из-за факторов непреодолимой силы.

В случае банкротства финансовой организации, обычно определяется другой крупный игрок, который захватит проблемное учреждение. Правопреемник начнет активно требовать возврат долгов с клиентов поглощенного банка.

Вопросы, связанные с финансовыми операциями, щепетильны и требуют повышенного внимания. Ссудополучателю следует своевременно возвращать долги, банкам – следить за каждым платежом. Чтобы не оказаться в проблемной ситуации, нужно руководствуется правилами:

  1. Не брать заем, если нет возможности его погашать;
  2. Внимательно знакомиться с договором и, если в нем присутствует страховка, воспользоваться ею, в случае невозможности платить, потери работы, заболевания;
  3. Написать заявление на реструктуризацию займа;
  4. Перед тем как поставить подпись в бумагах, прочесть все пункты, особенно которые написаны мелким шрифтом;
  5. Отстаивать собственные интересы в органах правосудия с указанием ссылок на законы, если банк подал иск.

Банки, предоставляющие кредиты на определенные сроки могут потребовать вернуть долг у заемщика в определенный период. Неоплаченные платежи чреваты вызовом в суд и выплатой возросших процентов. Такой период называется сроком давности по договору кредита. По истечении такого срока банк не имеет права предъявлять заемщику исковых претензий, и некоторые должники стараются всячески воспользоваться таким способом, чтобы избежать оплаты долга.

Срок давности по стандартам ограничен тремя годами, но точкой отсчета периода отсчитывается по-разному в разных банковских системах.

Дата заключения договора не считается точкой начала отсчета. Для судебного производства старт – дата последнего перевода со счета заемщика на счет банка платежа. Иногда суд считает, что началом срока давности по кредиту является дата окончания договора. Такие решения суда заемщик может оспаривать и подавать апелляцию с возможностью изменения решения. С этим связан тот факт, что помимо судебных дел по потребительским кредитам, выносятся решения по кредитным картам, которые не имеют срока действия, и взыскание по ним из-за задолженности возможно рассчитать только по дате последней совершенной транзакции. Срок исковой давности по кредитным картам заканчивается также через три года.

Срок исковой давности – сложный период, у которого есть свои тонкости. Кредиторы и коллекторы могут воспользоваться некомпетентностью заемщика для запугивания и вымогательства средств и по истечении указанного периода, поэтому следует обратиться за помощью в изучении дела к опытным юристам.

Последствия истекшего срока

Если срок исковой давности давно прошел, а от банка продолжают поступать требования вернуть деньги, заемщик имеет право подать ходатайство. В этом документе должна содержаться информация об окончании срока давности по исковым претензиям судебных приставов. Но решение суда не может повлиять на обращение банков к коллекторам. Поэтому звонки с напоминаниями о долге могут поступать даже после окончания трехлетнего периода. Для выхода из ситуации заемщику требуется написать заявление с просьбой об отзыве из банковской системы его персональных данных.

После разбирательств, банк может занести заемщика во всевозможные «черные списки», которые не позволят обратиться в банк в дальнейшем по каким-либо вопросам.

Коллекторы

Коллекторские организации занимаются выкупом долгов у банка и требованием вернуть долг своей системе. Это незаконные организации, которые используют агрессивные методы воздействия, запугивают заемщиков, назойливо звонят, могут даже приходить домой к частному лицу и применять самые жестокие способы «выбивания» денег.

Для того чтобы защитить себя от коллекторов, необходимо в срочном порядке обратиться в правоохранительные органы. Полиция и прокуратура пресекают незаконную деятельность таких агентств.

Банки передают долги в коллекторские сообщества даже по истечении срока исковых претензий. Так банк защищает себя, не контактируя напрямую с должником, и пытается вернуть себе средства.

  • Гарантированный срок задолженности – три года. По истечении срока заемщик становится свободным от долговых обязательств. Но это не защищает от звонков банка и коллекторов;
  • Контакты с банком по телефону или в переписке обнуляют срок давности;
  • Для ускорения решения кредитного вопроса необходимо обращаться к профессиональным адвокатам, которые могут помочь в правильном прочтении кредитного договора и подсказать варианты выхода из сложной ситуации;
  • Прежде чем взять на себя кредитные обязательства, необходимо внимательно изучить договор и постараться не допускать просрочек и увеличения долга. Банк и заемщик находятся в равных рисках, где никто не готов терять свои деньги и время.

от греч. Xristos, букв. - помазанник) - одна из т. н. мировых религий (наряду с буддизмом и исламом). X. распространено в странах Европы, Америки, Австралии, а также, в результате активной миссионерской деятельности, - в Африке, на Бл. Востоке и в известной мере в ряде районов Д. Востока. Точные данные о численности последователей X. отсутствуют; согласно офиц. церк. статистике (обычно завышающей число приверженцев), X. исповедуют ок. 920 млн. чел. (70-е гг. 20 в.). X. во все периоды своей истории (вплоть до наших дней) неизменно предстает в виде соперничающих между собой направлений. Общим признаком, объединяющим все христ. вероисповедания, церкви, толки, секты, является лишь вера в Иисуса Христа, хотя и здесь между ними существуют разногласия (напр., согласно вероучению большинства христ. церквей, Христу присуща и божественная, и человеческая природа; согласно версии др. христ. церквей (армяно-григорианской, коптской), Христос имеет лишь божественную природу). X. распадается на 3 осн. ветви: католицизм (прибл. 550 млн. последователей; особенно распространен в Италии, Испании, Португалии, Франции, Бельгии, Австрии, в лат.-амер. странах; в социалистич. странах среди верующей части населения католики преобладают в Польше, Венгрии, Чехословакии, на Кубе), православие (ок. 140 млн. последователей; существуют 14 православных автокефальных церквей (см. Православная церковь) и секты, отколовшиеся от православной церкви,- старообрядцы, хлысты, духоборы, молокане и др.), протестантизм (ок. 225 млн. последователей; включает 3 осн. течения (лютеранство, кальвинизм, англиканство) и большое число сект, из к-рых многие превратились в самостоятельные церкви, - баптисты, методисты, адвентисты и др.; распространен в Англии, Швейцарии, ФРГ, Нидерландах, Финляндии, Швеции, Норвегии, Дании, Исландии, США, Канаде, Австралии, а также в ГДР, СССР и др.). Кроме того, X. имеет и ряд более мелких ответвлений (монофизитство, несторианство и др.). Согласно церк. версии, X. возникло в Палестине в результате проповеди Иисуса Христа, сошедшего на землю в образе человека и пострадавшего ради избавления людей от "первородного греха". Наука опровергла эту богословскую схему, установив идеологич. и социально-политич. предпосылки возникновения X., выявив историю становления и развития X., определила сущность X., пути преодоления христ. иллюзий. X. возникло во 2-й пол. 1 в. н. э. в восточных провинциях Римской империи в условиях резкого обострения социальных противоречий. Тяжелый социальный и политич. гнет, крайнее бесправие вызывали массовые восстания рабов, свободной бедноты, покоренных народов. После подавления Римом нар. движений нач. 1 в. н. э. широкое распространение получили настроения депрессии, отчаяния, бессильной ненависти к угнетателям. Незрелость, слабость движения масс обусловили широкое распространение религ. фантастики. Бунтарские идеи проступали в сумбуре видений, пророчеств, в сознании угнетенных возникла надежда на сверхъестественное избавление. Выход был найден, как писал Ф. Энгельс, в области религии; появившееся X. создало небо и ад, обещая "страждущим" после смерти вечный рай (Ф. Энгельс, в кн.: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 22, с. 483). Существовавшие в то время религии не могли удовлетворить неоднородную массу обездоленных огромной Рим. империи. Эти религии отличались этнич. ограниченностью. X. явилось новой, универсальной религией, впервые обратившейся ко всем "страждущим" независимо от того, к какой народности Рим. империи они принадлежали, ко всем социальным слоям, в т. ч. и к рабам. X. провозгласило абстрактное равенство всех людей (в виде равенства их перед богом), обещая им избавление от всех бед (в потустороннем мире). X. сложилось преим. на основе иудейских радикальных сект, течений - зелотов, ессеев (социальные отношения, быт, идеологию одной из общин ессейского толка вскрывают кумранские находки) и др. Они явились промежуточными звеньями между иудаизмом и ранним X. В формировании христ. вероучения сыграли большую роль греко-рим. философия, религии Востока (егип., иран. и даже инд. традиции и верования). "Отцом христианства" Ф. Энгельс называл иудейского философа Филона Александрийского (1 в. н. э.): X. почерпнуло его идеи о божеств. логосе - посреднике между богом и людьми, мессии, спасителе рода человеческого. Важный идейный источник X. - философия римского стоика Сенеки (1 в. н. э.), высказывавшего мысли о бренности земного существования и потустороннем воздаянии, о равенстве всех людей, в т. ч. и рабов, перед роком. Христ. мифология складывалась под большим влиянием вост. культов (напр., культа Исиды и Осириса, умирающего и воскресающего бога, культа Митры и др.). X. полностью включило в свое вероучение Ветхий завет. X. возникло как религ. протест рабов, угнетенных слоев против существовавших порядков, против рабовладельч. гос-ва. Важнейшим отличием нарождавшегося X. от др. религий древности был полный отказ от этнич. и социальных перегородок в вопросах веры, от жертвоприношений, к.-л. обрядности. Успеху X. способствовало его учение о бессмертии души и загробном воздаянии. Объясняя всеобщую моральную и материальную нищету внутр. испорченностью, греховностью каждого отд. человека, X. провозглашало духовное спасение всех людей через веру в искупительную жертву божественного спасителя как гарантию избавления людей от греха. Таким образом находилась форма "...внутреннего спасения от испорченного мира, утешения в сознании, к чему все так страстно стремились" (Энгельс Ф., там же, т. 19, с. 314). Первые общины, признавшие нового бога-спасителя Христа, появились в М. Азии (Эфесе, Смирне, Пергаме, Тиатире, Сардах, Лаодикее) и в егип. Александрии (нек-рые исследователи считают, что впервые христ. общины возникли в Палестине). Их члены вербовались из социальных низов. Раннее X. представляло собой "...религию рабов и вольноотпущенников, бедняков и бесправных, покоренных или рассеянных Римом народов" (Энгельс Ф., там же, т. 22, с. 467). Общины отличались простотой организации, отсутствием клира. Во главе общин стояли старейшины - пресвитеры и пророчествовавшие проповедники; члены общин устраивали совместные трапезы, собрания, на к-рых произносились проповеди. Не было еще упорядоченного культа и до нач. 2 в. не выработалось единого вероучения. Для раннего X. характерно разнообразие кружков, течений, между к-рыми не было согласия по ряду важнейших вопросов вероучения. Но объединяла первые христ. общины бессильная ненависть к Риму и страстная надежда на его скорое падение, избавление от его ига и установление на земле "царства божьего" во главе с Христом. Этой верой проникнут древнейший из дошедших до нас памятников христ. лит-ры - Апокалипсис (2-я пол. 1 в.), источник, позволяющий в значит. мере определить характер первоначального X. Из Апокалипсиса явствует, что христ. мифология, догматы и культ к этому времени еще не сложились; в нем Христос - не богочеловек, а космич. существо (отсутствуют рассказы о его земной жизни и страданиях); нет и намека на таинства, даже на крещение; нет упоминания о к.-л. церк. организации. Апокалипсис, отразивший гл. обр. недовольство и бунтарские настроения израильского народа, угнетенного Рим. гос-вом, вместе с тем свидетельствует о наличии в X. этого периода и иного течения: в этом произведении, хотя и менее ярко чем дух сопротивления, выражена также идея долготерпения и смирения, призыв к пассивному ожиданию развязки борьбы божественных сил с антихристом и наступления "тысячелетнего царства". В процессе эволюции X., изменения социального состава общин бунтарские настроения в X. постепенно отходили на второй план (что в конечном итоге обусловливалось политич. слабостью движения масс). Во 2 в. возобладало течение, призывавшее трудящихся безропотно "нести свой крест", уповая на сверхъестеств. избавление, на "божью волю". В вероучении все больше подчеркивалось страдание бога-спасителя, его культ стал по существу обожествлением человеческого страдания, смирения и терпения. Со временем страдание стало выступать в X. в качестве необходимого условия для достижения блаженства в "загробном мире" ("...многими скорбями надлежит нам войти в царствие божие", - Деяния, XIV, 22). Победа течения, призывавшего к примирению с существующими порядками, знаменовала новый этап развития раннего X. "Второе пришествие" Христа отодвигалось на неопределенное будущее. Этот этап развития X. можно проследить по т. н. "Посланиям апостола Павла" (кон. 1 - 1-я пол. 2 вв.). В них подчеркивается, что всякая земная власть установлена богом и ей необходимо подчиняться; дети должны повиноваться родителям, жены - мужьям, а рабы должны смиренно повиноваться господам "...со страхом и трепетом, в простоте сердца вашего, как Христу" (Послание к эфесянам, VI, 5). В посланиях выражена тенденция радикального разрыва с иудаизмом (впервые здесь формулировалось обвинение иудеев в убиении Христа - см. Первое послание к фессалоникийцам, II, 15), сопровождавшегося формированием чисто христ. идеологии. Облик Иисуса Христа стал приобретать человеческие черты (но в посланиях еще нет подробностей о его земной жизни). X. предстает как более или менее сложившаяся религия (со своей догматикой, символом веры и обрядностью) в сочинениях первого христ. апологета Юстина (ок. 150), где жизнеописание Христа во многом совпадает с евангельскими повествованиями. Юстин уже подробно описывал различные христ. таинства, формулировал, хотя и в неразвернутом виде, символ веры. В завершенном виде жизнеописания Христа предстают в евангелиях. 4 из них (от Матфея, Марка, Луки, Иоанна), признанные складывавшейся христ. церковью "богодухновенными", были включены ею в Новый завет и явились осн. священными книгами X. Канонизация новозаветных евангелий во 2-й пол. 4 в. свидетельствовала о завершении процесса мифотворчества, создания легенды о богочеловеке, о сыне божьем, претерпевшем смертные муки ради искупления грехов рода человеческого. Разительные противоречия, имеющиеся между этими евангелиями (написанными в 1-й пол. 2 в.) и внутри каждого из них, не только в изложении фактов, но и в самом смысле проповеди (напр., в Евангелии от Матфея Христос говорит: "блаженны миротворцы", V, 9, а в др. месте того же евангелия - "не мир пришел я принести, но меч", X, 34) отражали разные этапы в развитии идеологии X. и все еще сохранявшееся в нем различие течений. В евангелиях наиболее четко из всех писаний Нового завета выражено учение о непротивлении злу ("...не противься злому. Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую", - Матф., V, 39) и загробном воздаянии блаженством за земные страдания. Проповедь грядущего царства в евангелиях теряет свою прежнюю антирим. направленность, звучит призыв к примирению с власть придержащими, с "языч." императорской властью (в уста Христу вложено изречение: "...отдавайте кесарево кесарю, а божие богу", - Матф., XXII, 21). Со временем это облегчило эксплуататорским классам использование X. в своих целях. Изменения в христ. идеологии во 2-3 вв. были тесно связаны с изменением первонач. состава христ. общин. Кризис рабовладельч. способа произ-ва все более сказывался и на состоятельных слоях общества. В христ. общины в большом числе стали вступать и богатые люди. Если на протяжении первого столетия существования христ. общин все их члены считались равными, отсутствовал особый аппарат управления, то с сер. 2 в. идет усложнение организации. Состоятельные христиане, жертвовавшие в общинные кассы часть своих средств, приобретали значит. влияние; б. ч. они занимали созданные в сер. 2 в. должности епископов и дьяконов, ведавших общинным имуществом, хоз. делами общины. Постепенно в руках епископов (сначала избиравшихся, а затем назначавшихся) сосредоточилось управление христ. общинами; от прежнего демократич. принципа не осталось и следа, возник монархич. епископат. Епископы, дьяконы все больше обособлялись. Для обоснования их привилегированного положения было разработано учение об особой "благодати", ниспосланной богом этим должностным лицам, дающей им исключит. право совершать религ. обряды, быть наставниками остальных членов общины, декретировать принципы вероучения. Так образовалась церк. организация, разделенная на клир (духовенство) и мирян. Начал складываться институт монашества. Укрепление связей между отд. общинами способствовало процессу образования единой христ. церкви, управляемой епископами. Складывавшаяся церковь все решительнее отказывалась от демократич. тенденций первонач. X. и стремилась сначала к компромиссу с языч. императорской властью, а затем и к прямому союзу с рабовладельч. гос-вом, что вызывало протест значит. части христиан и способствовало возникновению ересей (эбионитов, новатиан, монтанистов и др.). Еретики, как правило, защищали принципы первоначальных христ. общин. Наиболее опасным врагом церкви были монтанисты, выступавшие против клира, засилья епископов. С формированием церк. организации все более разрабатывались и усложнялись культ, мифология и догматика X. Для выработки единого вероучения была начата канонизация определенных христ. писаний. При включении в Новый завет произведений проявилось стремление отвергнуть сочинения, отражавшие демократич. тенденции первонач. X., бунтарские настроения. В вероучении стала проводиться мысль, что блаженства могут достигнуть не только бедные (как это часто подчеркивалось на раннем этапе развития X.), а все верующие в Христа, выполняющие церк. обряды, подчиняющиеся церк. дисциплине, проявляющие смирение и терпение. Первонач. общинные собрания, ужины-вечери превращались в богослужения. Обряды все более усложнялись, впитывая в себя культовые действия религий древнего мира, в первую очередь культов страдающих, умирающих и воскресающих богов Др. Востока (Осириса, Адониса и др.), а также митраизма, иудаизма и др. Т. о. вырабатывались осн. христ. таинства, праздники, богослужение, выполняемые клиром и сохраняемые до наших дней. Складывавшаяся христ. церковь стала представлять собой значит. политич. силу. Рим. императоры, рассматривая христ. церковь как возможную политич. соперницу, в условиях обострившейся классовой борьбы в период кризиса 3 в. жестоко преследовали X., приравнивая к политич. неблагонадежности отказ массы христиан от жертвоприношений в честь рим. богов (гонения на христиан во 2-й пол. 3 - нач. 4 вв. при имп. Деции, Валериане, Диоклетиане). Однако, распознав сущность идеологии, характер и значение деятельности христ. церкви, имп. власть решила утилизировать христ. организацию для обеспечения покорности нар. масс. Церковь использовалась в 4 в. также в борьбе за императорский престол. Один из претендентов на престол - Константин, стремясь привлечь на свою сторону христ. церковь, обещал установить равноправие X. с др. религиями. Придя к власти и оставаясь "язычником", Константин I объявил X. официально дозволенной религией (по договоренности с ним был издан Лицинием Миланский эдикт 313 о свободном исповедании X.). В 325 император созвал первый Вселенский собор из представителей церк. верхов (Никейский собор). На соборе был принят "символ веры" (переработан во 2-й пол. 4 в.; "символ веры" прежде всего провозгласил веру в "триединого бога": бога-отца (сотворившего мир), бога-сына (сошедшего на землю, распятого, воскресшего и вознесшегося на небо, чтобы вторично придти на землю судить всех живых и умерших) и духа святого), оформлен союз между императорской властью и церковью и император признан главой церкви. Имп. Феодосий I (379-95) издал указ о закрытии всех языч. храмов. Так X. из гонимой религии превратилось в государственную, освятив все те социальные порядки, к-рые вызывали возмущение и ненависть у первых христиан. "...Христиане, получив положение государственной религии, "забыли" о "наивностях" первоначального христианства с его демократически-революционным духом" (Ленин В. И., Полн. собр. соч., 5 изд., т. 33, с. 43 (т. 25, с. 392)). Христ. церковь вела ожесточенную борьбу не только с язычеством, но и с инакомыслящими внутри X. (были осуждены ереси: докетизм, монтанизм, ересь агонистиков, арианство, затем манихейство). Успеху X. в борьбе с языч. религиями способствовали культовые заимствования из них, особенно в 4 в. В христ. культе распространилось почитание святых, мучеников, ангелов, "священных предметов". Многочисл. полубоги являлись б. ч. преемниками богов древних религий. В 6 в. христ. церковь ввела новую эру летосчисления - от "рождества Христова" (условно 1-й год н. э.; в большинстве европ. стран это летосчисление было принято лишь в 16 в.). Особенности ист. развития зап. и вост. частей Рим. империи привели к расхождениям между христ. церквами Запада и Востока, особенно усилившимся после разделения в 395 Рим. империи на 2 гос-ва. Рим. епископы (с 5 в. - "папы") претендовали на главенствующее положение в христ. мире (см. Папство). В Вост. Рим. империи (Византии) им противостояли константинопольские патриархи. Соперничество между этими церк. орг-циями было источником споров по вопросам догматики и культа. Разделение христ. церкви на католическую (западную) и православную (восточную) произошло в 1054, окончательно - в начале 13 в. Отличие католицизма от православия заключается в значит. мере во введении им в догматику, культ, церк. орг-цию новшеств, не принятых православной церковью (добавление к "символу веры" filioque (об похождении святого духа не только от бога-отца, но и "от сына"), идея чистилища, учение о "сокровищнице преизбыточествующей благодати" и как следствие - признание возможности индульгенции, резкое разграничение между мирянами и клиром (для католич. духовенства был установлен целибат, причащение вином и хлебом, в то время как миряне могли причащаться только хлебом, и др.)). Церк. организация в католицизме централизована, построена по строго иерархич. принципу. Во главе католич. церкви стоит папа римский. Осн. догматич. особенность католицизма - признание верховной власти и непогрешимости папы, рассматриваемого в качестве наместника Христа на земле. Церк. организация православной церкви, складывавшаяся в условиях централизованного Византийского гос-ва с деспотич. властью императора, не приобрела столь иерархич. и монархич. характера и была подчинена верховной власти визант. императора (с падением Византийской империи на ее территории и в соседних с ней государствах возникли православные автокефальные (самостоятельные, независимые друг от друга) церкви). На Руси X. было принято в 10 в. Однако социальная роль обоих направлений X. в эпоху феодализма была общей: оба они служили укреплению феод. строя, религ. средствами санкционировали и освящали феод. способ бытия. Экономич. базой и той и другой церквей являлось крупное церковное (особенно монастырское) феод. землевладение. В эпоху феодализма в европ. гос-вах X. стало господствующей идеологией. В ср. века монополия на систему воспитания, образования сосредоточилась в руках христ. церкви. Наука была скована теологич. ограничениями, философия стала служанкой богословия; христ. церковь преследовала малейшие проявления свободомыслия. Ср.-век. движения против феод. строя, оппозиция крестьян, плебейства, бюргерства в первую очередь выливались в протест против христ. церкви, освящавшей этот строй, принимали чаще всего форму ересей (павликиане, богомильство, катары, вальденсы, стригольники и др.). Наибольшего размаха антифеод. движение в форме борьбы против католич. церкви достигло в период Реформации. В 16 в. в результате Реформации от католицизма отпал ряд церквей, образовавшихся в Англии, Дании, Швеции, Норвегии, Голландии, частично Германии, Швейцарии и др.; оформилась третья (наряду с католицизмом и православием) осн. ветвь X. - протестантизм. Протестантизм явился религией, отражавшей интересы буржуазии, выступавшей против феод. церкви. Протестантские разновидности X. (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь и др.) связаны общностью существенных особенностей вероучения, к-рое пронизано идеей непосредственной связи человека с богом без помощи церкви и спасения человека "личной верой", а не благодаря посредству церкви; соответственно у протестантов упрощен, удешевлен религ. культ, сокращено число таинств, они не поклоняются святым, не признают ангелов, нет монашества, целибата. Священное предание не признается "божественным откровением". Протестантизм был знаменем первых буржуазных революций и в тот период играл относительно прогрессивную роль. После английской революции 17 в., выступавшей еще под знаменем протестантизма, последний утрачивает исторически прогрессивный характер. Протестантские церкви, возникшие в период Реформации, превращаются в типично буржуазные церкви. Исторически связанные с феодализмом католицизм и православие со 2-й пол. 19 в. стали приспосабливаться к условиям капиталистич. общества и превратились в опору буржуазии. Христ. церкви стали проповедовать святость капиталистич. частной собственности, распространению социалистич. идей противопоставлять идею классового мира, гармонии интересов работодателей и работников. Яркий пример политики христ. церкви в условиях бурж. гос-ва - энциклика папы Льва XIII "Rerum Novarum" (1891), оправдывающая и защищающая капиталистич. строй. В своей деятельности христ. церкви широко используют социальную демагогию, пропагандируя представление о X. как выразителе и защитнике общечеловеческих интересов, выдвигая идею о возможности "христианизации" капитализма и его оздоровлении, чему все еще верят политически отсталые слои трудящихся капиталистич. стран - часть пролетариата, мелкая буржуазия и др. В кон. 19 в. в связи с борьбой империалистич. держав за раздел мира усилилась миссионерская деятельность христ. церквей (см. Миссионерство). Во мн. странах были созданы христианские профсоюзы (начали создаваться еще в 70-х гг. 19 в.), партии, молодежные и др. массовые орг-ции на конфессиональной основе в целях раскола классовых орг-ций трудящихся и пропаганды реакц. идеи сотрудничества классов. Руководство этих орг-ций препятствовало развертыванию революционной борьбы пролетариата, враждебно относилось к любым проявлениям революционной активности народа, всемерно поддерживало реакционные режимы в различных странах. Христ. церковники с ненавистью встретили победу Великой Окт. социалистич. революции в России, деятельно помогая внутр. и междунар. реакции в ее попытках реставрировать капитализм. Реакц. руководители христ. церкви ведут систематическую идеологич. и политич. борьбу против социалистич. стран, коммунистич. движения, фальсифицируя его задачи и идеалы, изображая коммунизм как греховное учение, отвергающее будто бы высшие духовные ценности, враждебное человеку и цивилизации. В 1949 и 1959 Ватиканом были изданы декреты, отлучающие от церкви католиков, сочувствующих компартиям и к.-л. образом с ними сотрудничающих. Новое соотношение сил в мире после 2-й мировой войны, упрочение мировой системы социализма, рост нац.-освободит. движения вызвали нек-рое изменение курса христ. церквей не только в социалистич. странах (где они были вынуждены под воздействием масс верующих, а также представителей низшего духовенства занять лояльную позицию по отношению к гос. строю), но и в капиталистич. гос-вах. Совр. эпоха накладывает отпечаток на все христ. направления и их институты. В бурж. странах, несмотря на стремление правящих кругов всемерно использовать X. во всех сферах духовной и обществ. жизни, наблюдается ослабление традиц. воздействия X. на верующих. Обесценение X. происходит под влиянием науч. и социального прогресса. Позиции X. подтачиваются в связи с ростом демократич. и социалистич. движений, участием в них верующих, все более осознающих, что для достижения социальной справедливости и прочного мира нужны организованные действия самих трудящихся. Уменьшается число людей, склонных передоверять свою судьбу некоему потустороннему спасителю и его земным служителям. Никогда еще со времени возникновения X. столь отчетливо не проявлялась противоположность между интересами народа и христ. вероучением. Выступления рабочего класса, всех трудящихся в защиту своих насущных интересов не только не "санкционируются" церковью, но находятся в прямом противоречии с ее социальной доктриной, политич. теориями и практикой. Отсюда неизбежный разрыв с традиц. установками церкви. Совр. кризис X. имеет разл. проявления: рост безбожия, антиклерикализма и свободомыслия среди различных слоев населения и прежде всего рабочего класса. Он выражается также в стремлении верующих, все еще остающихся под влиянием церкви, произвести переоценку как своих религ. представлений, так и всей практики и политики церкви, чтобы они явно не противоречили духу современности, насущным интересам народа. Изменения наблюдаются как в сфере "массового" религ. сознания, так и в офиц. толкованиях традиц. христ. догматики. Во внутр. трансформации структуры веры, в новом толковании осн. догматич. установлений X. главным скорее всего является новое соотношение между трансцендентным и земными ценностями. Т. н. детеологизация религ. категорий выражается в первую очередь в том, что верующий все более руководствуется реальными светскими целями, критериями обществ. потребности. Обесценение религ. категорий, идеи сверхъестественного, распространение "теологич. практицизма" приводят к тому, что в X. хотят видеть лишь одно подсобное средство разрешения насущных житейских вопросов. "Девальвация" божественного ореола X. в сознании масс верующих порождает и иной подход к его служителям. Верующие хотят видеть их демократичными, озабоченными земными делами, помогающими в борьбе с сильными мира сего. Так, в отношения "паства - пастыри - всевышний" вносятся существ. коррективы. Эти настроения, поворот в сознании верующих вынуждают деятелей X. приспосабливать церковь к совр. эпохе, модернизировать ее идеологию, культ, организацию, миссионерскую деятельность. Вырабатывается новое отношение к рабочему и нац.-освободит. движению, коммунизму и атеизму, к совр. науч. и технич. прогрессу, филос. знанию, к светской власти, в т. ч. к бурж. гос-ву, к др. христ. и нехрист. церквам и т. д. В среде христ. духовенства различных направлений все больше выделяются деятели, группировки, к-рые стремятся максимально учесть новую обстановку. При этом, однако, в бурж. странах большинство христ. церковников продолжает защищать устои капитализма. Новые, лояльные позиции по отношению к социализму заняли христ. церкви в социалистич. странах. В капиталистич. странах есть немало священнослужителей, деятелей левых религ. течений, к-рые искренне считают, что исповедуемое ими вероучение является стимулом для обеспечения "социального благоденствия". Они отстаивают антиимпериалистич. позиции в междунар. отношениях, выступают в защиту интересов трудящихся, за социальные преобразования. Без учета этих различных религ.-политич. направлений, без конкретного анализа противоречий между ними нельзя составить правильное представление о политике современного X. Что касается внутрицерковной орг-ции, догматики, то в этой области происходит процесс, к-рый в свое время В. И. Ленин образно назвал "подновлением" и "подчищением" религии (см. Полн. собр. соч., 5 изд., т. 45, с. 27 (т. 33, с. 205)). Совр. "подчистка" заключается в попытке лучше приспособить к духу эпохи религ. доктрину и организацию, чтобы они не слишком противоречили светскому умонастроению, материалистич. взглядам совр. человека, добиться макс. мобильности всех отрядов церкви, "демократизировать" сложный христ. культ. "Подчистка" X. проявляется и в стремлении отмежевать "идеальное христианство" от "исторического христианства", скомпрометированного тесной связью с сильными мира сего; избежать позорной роли, в к-рой X. предстает перед народами освобождающихся стран Азии и Африки как пособник колониализма и неоколониализма. Более изощренной становится социальная демагогия. Высказываются требования продемонстрировать свою "близость" к простым людям, ограничив роскошь храмов, отказавшись от традиц. помпезности культовых церемоний. Сторонники "либерального" направления под напором достижений совр. науки и ист. прогресса вынуждены выступать за отказ от буквального понимания наиболее нелепых ветхозаветных представлений. Традиц. воинствующий обскурантизм изживает себя. Нек-рые представители христ. интеллигенции высказывают идеи, выходящие в ряде случаев за пределы религ. догмы. Так, новый подход к науч. и культурному прогрессу наблюдается в оптимистической и эволюционистской системе франц. теолога П. Тейяра де Шардена (1881-1955), к-рая расширяет свои позиции в совр. католич. философии (Тейяр де Шарден догматич. ср.-век. представления, не соответствующие психич. и умственному складу совр. человека, пытался заменить религ. принципами, к-рые не противоречили бы гуманистич. идеям и данным науки). В несоциалистич. странах в содержании социальной философии X. все большее отражение получают те вынужденные уступки рабочим, трудящимся, к-рые ныне "признаны" в развитых капиталистич. странах бурж. демократий. Церковь санкционирует то, что достигнуто в напряженных классовых боях трудящихся. Так, в принятой 2-м Ватиканским собором (1962-65) конституции "Церковь в совр. мире" подчеркивается достоинство труда (вопреки библейской трактовке труда как проклятия), говорится о праве трудящихся на объединение, признается законность забастовки как средства защиты прав. Новый этап христ. идеологии, перенимающей и воспроизводящей каноны и идеи совр. бурж. демократии, проявляется также в отрицании, осуждении крупных зем. владений в слаборазвитых странах, феод. латифундий (в период феодализма католицизм, оберегая господствующий строй, резко выступал против капиталистич. методов хозяйствования), в использовании социологич. и экономич. концепций либерального толка, имеющихся в арсенале совр. бурж. социологич. мысли (идеи диффузии собственности, "нар. капитализма", достигаемого путем распространения акций, "индустриального общества" как средства уничтожения социального неравенства, и т. п.). Важное место в деятельности совр. христ. орг-ций занимает политика экуменизма, направленная на смягчение межверо- исповедальных распрей, на сближение разновидностей X. и создание единого фронта против атеизма и материализма (см. Экуменическое движение). В идеологич. док-тах различных христ. церквей все чаще можно встретить подчеркивание положит. значения богословского и культового наследия др. разновидностей X. На заседаниях 2-го Ватиканского собора иногда даже цитировался М. Лютер, являвшийся некогда с точки зрения ортодоксального католицизма самым худшим еретиком и богоотступником. 7 дек. 1965 одновременно в Риме и Стамбуле были зачитаны тексты совместного заявления рим.-католич. церкви и константинопольской православной церкви о взаимном отказе от анафемы, к-рой предали друг друга главы этих церквей в 1054. Оживились контакты между различными христ. церквами. Всемирный совет церквей (ВСЦ) объединяет 235 протестантских и православных орг-ций. Состоялись взаимные визиты папы Павла VI и константинопольского патриарха Афинагора (1967), участились поездки папских дипломатов и в др. православные центры, в т. ч. и в Московскую патриархию. Установилось сотрудничество Ватикана с ВСЦ, резиденцию этой орг-ций в Женеве посетил Павел VI (1969). Впервые после Реформации состоялась офиц. поездка в Рим главы англиканской церкви архиепископа Кентерберийского Рамсея (1966); стали практиковаться внутригосударственные встречи католич. и протестантских епископов (в ФРГ такая встреча состоялась в 1966). Анализ модернизма в совр. X. показывает, что как бы X. ни "обновлялось" с каждой новой фазой ист. развития, оно не изменяет своей сущности как иллюзорной формы общественного сознания. Вместе с тем новые тенденции массовых христ. орг-ций ряда стран подтверждают правильность марксистско-ленинского требования сочетать всестороннее разоблачение идеологии и политики реакц. клерикализма с сотрудничеством с трудящимися-верующими по актуальным социально-политич. вопросам. Возрастает участие верующих-христиан в строительстве нового общества в СССР и в других социалистич. странах, а в капиталистич. мире - в классовой и нац.-освободит. борьбе. Всяким попыткам реакц. сил разжечь религ. вражду, чтобы отвлечь внимание масс от действительно важных и коренных экономич. и политич. вопросов, коммунистич. партии, следуя заветам Ленина, противопоставляют выдержанную и терпеливую, чуждую всякого разжигания второстепенных разногласий проповедь пролет. солидарности и науч. миросозерцания. Лит.: Маркс К. и Энгельс Ф., О религии. (Сборник), М., 1955; Ленин В. И., О религии и церкви. (Сборник), М., 1966; Деятели Октября о религии и церкви. (Сборник), М., 1968; Момджян Х. Н., Коммунизм и христианство, М., 1958; Ксянев Ю. В., Противоположность христ. идеологии и научного коммунизма, М., 1961; Шейнман М. М., Христианский социализм, М., 1969; Виппер Р. Ю., Рим и раннее христианство, М., 1954; Ранович А. Б., О раннем христианстве, М., 1959; Ленцман Я. А., Происхождение христианства, 2 изд., М., (1963); его же, Изучение сов. учеными раннего христианства, в кн.: Вопросы научного атеизма, в. 4, М., 1967; Ковалев С. И., Осн. вопросы происхождения христианства, М.-Л., 1964; Ковалев С. И., Кубланов М. М., Находки в Иудейской пустыне (Открытия в р-не Мертвого моря и вопросы происхождения христианства), 2 изд., М., 1964; Каждан А. П., От Христа к Константину, (М., 1965); Голубцова Н. И., У истоков христ. церкви, М., 1967; Лившиц Г. М., Происхождение христианства в свете рукописей Мертвого моря, Минск, 1967; Крывелев И. А., Что знает история об Иисусе Христе?, М., 1969; Робертсон А., Происхождение христианства, пер. с англ., М., 1959; Hughes Ph., A history of the church, v. 1-3, L., 1934-47; Walker W., A history of the christian church, N. Y., 1959; Schneider K., Geistesgeschichte des antiken Christentums, Bd 1-2, M?nch., 1954; Carrington Ph., The early christian church, v. 1-2, Camb., 1957; Kelly J. N. D., Early christian doctrines, 2 ed., L., 1958; Gilson Е., History of christian philosophy in the middle ages, L., 1955; Nichols J. H., History of christianity 1650-1950, N. Y., 1956; Girardi J., Marxismo e cristianesimo, Assisi, 1966. M. П. Мчедлов. Москва.

Где зародилось христианство, одна из господствующих мировых религий, Вы узнаете из этой статьи.

История возникновения христианства кратко

Возникновению христианства способствовали некоторые причины. В период расцвета Римской Империи, она завоевала много разных народов, установив тотальный контроль и гнет над ними. Особенно тяжелое положение было у евреев. Они проживали в Сирии и Палестине, провинциях Рима. Евреи всячески пытались бороться с римским гнетом и установленными правилами, но безрезультатно. Оставалась только вера в Бога Яхве, что он не оставит бедный народ и спасет от угнетения.

Тогда широкой популярности стали набирать учения Иисуса Христа. Евреи верили, что его послал к ним Бог, а не другим народам. Поскольку только еврейская религия, в отличии от верований римлян, египтян, греков и других не предусматривала поклонения большому количеству божеств. Они признавали только одного Яхве и сына, посланного на землю. Вот почему первоначально только в Палестине начали появляться слухи о рождении Христа, которые позже распространились по всему Средиземноморью. Вера в Иисуса Христа и его учение стала называться христианство, а те, кто ее поддерживал – христианами.

С рождением сына Божьего отсчитывается новая эра – наша эра. О том, что Христос был реальной личностью, повествует Библия, священная книга евреев и христиан и некоторые источники, которые прошли проверку на достоверность современной наукой.

Христос учил людей, что духовное усовершенствование происходит только путем крещения. Этот шаг облегчает душу, сердце и дает понимание всей несправедливости жизни на земле. Избавиться от пороков и грехов можно только через любовь к единому Богу и веру в Иисуса Христа. Для того чтобы очиститься духовно и морально, человеку необходимо придерживаться христианских заповедей. Всего их 10. И каждый из нас в той или иной мере знаком с ними.

Христианство во время правления императора Константина было признано в 325 году государственной религией в Римской империи. Поскольку христианство очень быстро набрало обороты и стало едва ли не господствующей религией, то такой шаг Константина должен был способствовать укреплению его власти и власти империи на международной арене.

Надеемся, что из этой статьи Вы узнали, когда зародилось христианство.

Loading...Loading...