Схимонахиня макария. Схимонахиня Макария — пророчества


Сила Божия в немощах совершается.

Село без праведника не стоит. За этой истиной - многовековой опыт православного народа. Нам, простым смертным, все представляется, что святые праведники - это что-то вроде легенды. Но они жили и живут сейчас среди нас. Тихо творят свою непрерываемую молитву - за нас, за всю Россию. Их, по признанию праведницы Матушки Макарии, еще много, очень много, "...они в горах, в маленьких хатках, таких маленьких - только взойти: столик да иконка висит. Они - столпы от земли до неба!". Сама схимонахиня Макария - одна из них. Праведница, великая духовная труженица, избранница Божия.

Село Тёмкино Вяземского района. Глубинка Смоленской области. Здесь более полувека жила, служила Богу и людям старица Макария. Сюда приезжали к ней за исцелением от душевных и телесных недугов со всей России. Здесь окончился ее земной путь. Но люди приезжают и теперь.

Ее могилка - самая первая от входа на сельский погост. На могиле - черная гранитная плита, большой крест. Цветы - очень много цветов! - и зажженные свечи. Я опустилась на колени, поставила свою свечу и припала головой к сыроватой и теплой земле. Я шептала ей горячие слова то ли молитвы, то ли жалобы, то ли оправдания. Я обращалась к ней, как живая к живой, уверенная, что Матушка слышит меня и возносит мои сумбурные излияния туда, где они могут быть приняты.

Летнее небо сияло над нами. Зеленела трава, счастливо и вольно щебетали птицы. У ограды остановилась машина. Вышла женщина средних лет, хорошо, по-городскому одетая. Явно ждет, чтобы самой подойти к могилке. Она приезжает сюда из Обнинска каждое лето, как приезжала к Матушке еще при жизни ее. Молитвами, освященной водой и маслицем да мудрыми наставлениями и немногословной душевной беседой лечила ее Матушка Макария от смертельной болезни. И вылечила. Как вылечила многих других, кто к ней обращался.

Держу в руках маленькую цветную иконку. Стараюсь разглядеть в написанных временем и жизнью чертах старицы голубоглазую девочку, бойкую и речистую.

Она родилась 11 июня 1926 года в деревне Карпово того же, Вяземского района Смоленщины. Явилась на свет в день, когда православные празднуют икону Божией Матери "Споручница грешных" и вспоминают деву - мученицу Феодосию. Вот уж истинно: ничто в мире случайно не совершается! При крещении девочку назвали Феодосией (так же звали и ее мать), что значит "Богом данная". Настоятель храма, где ее крестили, иеромонах Василий был наделен даром прозорливости. Передавая ребенка родителям, сказал: "Девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет"

Так и случилось. Шустрая девочка и ходить рано начала, и лопотать. Но однажды посторонняя женщина, зайдя по делу в их дом и увидя бойкую девчушку, погладила ее по головке и спинке и сказала: "Какая маленькая, а уже ходит" Тут же у девочки подогнулись коленочки, она упала и уже никогда больше на ноги не вставала...

Много и часто встречавшийся с ней Г.П. Дурасов составил жизнеописание блаженной старицы схимонахини Макарии на основе личных встреч, свидетельств знавших ее людей и ее собственных рассказов. И если вы прочтете его книгу "Богом данная" (издательство "Сатисъ", Санкт-Петербург, 1994 г. и Воронеж, 2000 г.), ваша собственная жизнь станет глубже и богаче.

Очень рано проявилось ее избранничество. Когда малышку клали в колыбель, подвешенную к потолку, на лучке с полудня до трех часов дня зажигалась неизвестно откуда бравшаяся свеча. Видевшие это говорили: "Разве наши дети не такие же? А над ними не зажигается".

Однажды в дом зашел странный человек. Представился печником. "Нет, ты не печник, ты - батюшка, - сказала Феёнушка, как звали ее домашние. - Ты меня спаси, у меня ножки не ходят". "Терпи, так угодно Господу", - ответил он. Потом прочитал над нею молитву, а матери посоветовал больше к врачам не возить и в приют не отдавать. Уходя, велел девочке выучить молитву преподобному Тихону Калужскому. Так сам преподобный впервые явился Феодосии.

Когда ей было 8 лет, она, без всяких внешне видимых причин, погрузилась в летаргический сон, во время которого ее душа пребывала в раю - Ангел-хранитель показывал ей горний мир. В Небесном Царстве впервые встретилась с Матерью Божией. "Она там самая красивая из всех!" - рассказывала потом.

По благословению Царицы Небесной она получает дар

исцеления людей.

До одиннадцати с половиной лет ей являлись во сне небожители и учили ее, как освящать воду и маслице для целительства, какие молитвы при этом читать. Она все запоминала. И лишь тогда Царица Небесная разрешила ей принимать людей, исцелять их физические и душевные недуги.

Стали приходить люди из ближних и дальних деревень. Сначала просили вылечить больную скотинку. Потом стали просить полечить и их самих. И она помогала им, молилась за них, наставляла, как им самим молиться. Время было тяжелое, начиналась "безбожная пятилетка", шла коллективизация, рушили храмы, выкорчевывали из сознания людей веру. А в глубинке Смоленщины сохранение верующих и обращение к вере новых людей совершалось через таких благодатных людей, как избранница Божия юная Феодосия...

Путь избранника очень тяжел. Ему постоянно посылаются испытания. В них утверждается его дух.

Тяжелейшее испытание выпало девочке в годы войны. В августе 1941-го в деревню вошли немцы. Семья разъехалась кто куда. Феодосию оставили в пустом и холодном доме, без куска хлеба. Жители деревни привели к ней своих детей, а сами ушли в лес. 15-летняя девочка, практически беспомощная, оказалась одна с 36 детишками на руках. "Я зажгла 7 лампад и 12 свечей и начала молиться"... Никто их не тронул, а немецкий офицер дал ей "охранную грамоту".

Когда враг покинул деревню и жители вернулись домой, у Артемьевых поселился колхозный бригадир с семьей, а Феодосии сказал: "Ползи в Заголовку, там сельсовет, тебе помогут". Зимой, по снегу, ползла она в другую деревню. Но никто не хотел ее приютить - у самих было трудностей хоть отбавляй. Она осталась на улице и прожила там 700 (!) дней, укрываясь в стогах, а то и в снегу. Это невозможно вообразить! Случайно ее встретила 72-летняя монахиня Наталья, которая жила в селе Тёмкино. Она и приютила, обогрела несчастную.

В пятидесятилетнем возрасте девица Феодосия была пострижена в монахини под именем Тихоны, а еще через полтора года, в феврале 1978-го, она приняла великий ангельский чин - схиму - с именем Макария. И вскоре после этого ей вновь явилась Царица Небесная и сказала, что избирает ее на Подвиг. Отныне ей следовало брать на себя страдания и болезни всех людей, кто обращался к ней с просьбой об исцелении, вместив в свое сердце всю боль и скорбь России, и смиренно нести этот ни с чем не сравнимый по тяжести груз на своих плечах.

Матерь Божия, зачем ты такую укрючину выбрала? - спросила схимница, имея в виду свою болезнь.

Я все обошла и лучше тебя не нашла, - отвечала ей Царица Небесная. - Ты у меня совершенная!

И после уже, до последнего дня жизни, своим близким, кто спрашивал Матушку о ее здоровье, она говорила: "Мне никогда не будет хорошо, мне хорошо не разрешено"

От кладбища до дома, где Матушка прожила свои последние 20 лет, примерно полкилометра. В конце села, в тени липы - небольшой деревенский дом с палисадником. Входим в темноватые сенцы, из них - в прихожую, оттуда - в комнату, где праведница жила, молилась, принимала людей.

Небольшая металлическая кроватка с никелированной спинкой с шишечкой - такие раньше были во многих домах. На стенах - иконы, образки - много икон. Автор уже упоминавшейся книги "Богом данная" вспоминает: "На кровати сидит, чуть привалившись на подушку, маленькая ссутулившаяся старица в черном поношенном подряснике и апостольнике, покрывающем не только ее голову, но и плечи. Худенькая, тихая Матушка беззвучно молится, перебирая четки, и приход очередного посетителя не сразу нарушает ее по-детски чистую молитву. Округлое бледное лицо с большими небесно-голубыми глазами и алыми губами очень выразительно и благородно. И в лице ее, и во всей фигуре - выражение внутреннего покоя".

Не счесть, не рассказать, сколько людей и с какими нуждами перебывало у нее. Еще нет и 7 утра, а во дворе первые посетители ждут своей очереди поговорить с Матушкой, попросить. О чем только не просят! За мужа помолиться - помер; за сына с невесткой; "коровка заболела, плохо доит"; за брата - "двадцать восемь лет ему, шестеро детей, не ходит он"... Сядет человек на стульчик около кровати или встанет на колени, а Матушка спросит: кто пришел, по какому делу? Выслушает, утешит, снабдит водичкой святой да маслицем освященным, объяснит, как пользоваться, как молиться да в какие часы водичку пить и маслицем больное растирать, отпустит со словами: "Не гляди, что три года ножка болит. Матушка помолится, и поправишься".

Ей задавали много вопросов. Каждому она давала ответ по мере его духовной зрелости. "Хочешь, - говорила она, - благодать получить, надо подготовить себя, чтобы имел искру Божию. Всякий человек может получить благодать, только молись Богу, проси Христа: "Господи, прости и помилуй меня". Он, когда будет надо, благодать и пошлет". Всех она призывала молитвенно обращаться к Спасителю и Царице Небесной. Сама она усердно молилась за всех людей, за Москву, за Россию. О Москве она говорила: "Москва - город святой, отсюда православным нельзя уезжать". "Я боюсь спать, - признавалась она, - в такое тревожное время не спят. Незнамо что творится в нашей России". И, словно получив из горних высей ответ на свои молитвы, говорила: "Россия никогда не погибнет! Ее Господь просветит, и она опять будет Россия как Россия".

Матушка, а не тяжело ли тебе нести такой великий крест? - спросят ее.

Даже легко кажется, - ответит она.

Особая, удивительная сторона жизни Матушки - отношения с Царицей Небесной. Схимонахиня не только лицезрела Ее, но и беседовала с Ней.

Когда из дома Матушки Макарии идешь через двор к калитке на улицу, справа увидишь голубую дверь, обращенную на восход солнца. Через эту дверь и входила Царица Небесная в дом схимонахини. "Где Она пройдет, там цветы цветут, и где Она побудет, там цветы цветут. А здесь она проходит сквозь терраску, все двери Ей подчиняются, Она так и ходит, навещает".

Богородица беседует с Матушкой, наставляет ее, отвечает на вопросы, рассказывает, что делается в мире. Но главное - Она поддерживает, жалеет молитвенницу и напоминает ей о ее долге: "Матерь Божия, подыми меня с постельки", - просила схимонахиня. И слышала в ответ: "Время не пришло. Я тебя давно бы взяла, да на твое место никого не подыщу". Вопрошала: "А Россия-то будет? Будет ли Россия?" И получала ответ: "Россия многоправославна. Россия не погибнет!"

Последние годы жизни Матушки Макарии были тяжелыми. Наваливались болезни, отступали силы, нарастала тяжелая и непонятная суета вокруг. На стыке двух великих недель - Неделе Всех Святых и Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших, 18 июня 1993 года, в 23.30 минут закончился земной путь схимонахини Макарии. Началась новая жизнь ее души. Последние ее слова: "Поститесь, молитесь, в этом спасение!"

Еще при жизни Матушка Макария как-то, глядя в оконце, сказала: "А здесь будет стоять храм". И вот в июле 2000 года, в день 7-й годовищины кончины Матушки, точно на этом месте была заложена деревянная церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери. "Не стоит село без праведника", - свидетельствует русская поговорка. И без храма село не стоит.

У схимонахини Макарии не было своих детей, но ей была дарована такая сила материнской любви ко всему живому, что рядом с ней человек чувствовал себя ее "детёнком" и с детским доверием приникал к ней. С этим чувством детской защищенности покидали и мы тихое святое жилище праведницы.

Дома я поставила купленную там кассету. Живой голос Матушки Макарии, слегка надтреснутый, но звучный и глубокий, казалось, пел прямо для меня: "Пресвятая Троица, помилуй на-а-с, Господи, очисти грехи наша-а, Святый, посети и исцели немощи наша-а, имени твоего ради-и..."

Немощно было тело схимонахини Макарии, но высок и крепок ее дух, сильна и целебна ее молитва, велик ее Подвиг. Истинно: "Сила Божия в немощах совершается".

"Мне Господь страдания дал выше благодати, - говорила она мне. – Такие муки не даны ни кому. А я страдаю и сама не знаю за кого".

«Богом данная»(С. 145)

Нашему сложному в духовном отношении времени дано милостью Божией великое утешение – в изобилии издается и беспрепятственно распространяется духовная литература. Уже изданы и переизданы почти все известные творения Святых отцов Церкви, жития мучеников и подвижников, произведения догматического, аскетического, катехизического направления. Практические издано все, что только можно издать.

Но и среди этого несомненного блага, среди этого моря духовных сокровищ Церкви, можно встретить книги резко чуждые всему духовному опыту Церкви. Эти книги тем опаснее, что претендуют быть чуть ли не учебниками духовной жизни. Можно сказать, что такие книги – подводные камни в море духовной литературы. Они могут превратить, - перефразируя святителя Игнатия Брянчанинова, - церковные книжные лавки из пристаней спасения в пучины погибели.

Одним из ярких образцов подобной литературы является книга о схимонахине Макарии Темкинской Г.П. Дурасова под названием «Богом данная» .

В данной статье речь идет не о личности м.Макарии, а именно о книге. Судить о самой схимонахине мы не беремся, так как не были знакомы с ней лично. Вполне допускаем, что Макария была человеком подвижнической, возможно даже и святой жизни. Бог знает. Дело в данном случае не в ней, а в книге. Читатель, взявший в руки «Богом данную» рискует получить о Православии ложную, искаженную информацию, а возможно, оказаться на пути прелести и погибели.

Анализ всей книги г-на Дурасова занял бы слишком много места. Вообще вся эта книга – учебник по прелести . Мы взяли лишь самые откровенные строчки из первого издания книги: «Сатис». Санкт-Петербург. 1994г.

Итак, что в книге «Богом данная» напрямую противоречит Святоотеческому учению?

1. Отношение к снам. Святые отцы категорически запрещают верить им. Верящий снам считался древними подвижниками находящимся в прелести. Что пишет г-н Дурасов о юной Макарии? «До одиннадцати с половиной лет небожители являлись ей во сне и учили, как следует освящать воду и масло и какие молитвы при этом необходимо произносить. «Я была памятливая и бойкая, все и перенимала» - говорила она о себе. Лишь тогда Царица Небесная разрешила Феодосии (имя Макарии до пострига) принимать народ и исцелять их духовные и физические недуги. Тогда же Она стала являться больным и сообщала им, чтобы шли они к Феодосии, от которой получат исцеление ». (С. 27)

2. Особое место в жизнеописании Макарии автор уделяет Святой воде и маслу. Но отношение к ним более чем странное. Создается впечатление, что вода не освящается, а заговаривается. Да и используется она иногда не во освящение и спасение душ и тел человеческих, а для целей очень странных: «Полученной от Феодосии святой водой женщина окропила больного петуха, и он прозрел. Это было первое исцеление по молитвам двенадцатилетней девочки ». (С. 28). Как известно, благодать в Церкви подается для тех, кто может наследовать спасение, то есть, для людей.

Кто не соблюдал постных дней, не был воздержан в пище, пить святую воду разрешала она реже, кто же постился - чаще. Но часы ее приема каждому были установлены определенные, и их сочетание назначала Матушка по ей одной ведомому закону ”. (С.51) Подобное аптекарское отношение к Святой воде может вызывать лишь удивление.

“Трехлитровой банки хватало примерно на месяц, и хранить ее дольше не рекомендовалось”. Как известно настоящая святая вода хранится годами, а эта - «нашептанная» – не больше месяца. Не есть ли в этом скрытое указание на ложную природу подобного «освящения»?

О молитвах во время освящения схимонахиня ни кому не рассказывала, касалась этого вопроса лишь вскользь. “Чтобы знать, как освящать, надо на небе, на Престоле, книгу “Небесный Устав” прочесть, - сказала она мне. - Мне же не велено никому говорить. Да еще благословение нужно получить. Меня благословили Спаситель, Матерь Божия, Иоанн Креститель и архангел Михаил ”. (С90).

После ей только известных тайных молитв прочитывалось четырежды “Да воскреснет Бог”, а так же заклинательные молитвы от порчи, молитвы от большого бедствия. “Кто мучается очень, - пояснила Матушка,- одних запретительных молитв Киприановых надо девять читать ”. Однако в Церкви существуют чины освящения воды. Их может совершать только священник. Подобная «харизматическая» практика к православию не имеет никакого отношения. Может быть этим объясняется то, что: “Чем больше сосуд тем дольше надо было освящать содержимое ”?

“Пока моя свечка горит, я дам вам воды и масла, - говорила матушка Макария, - а когда свечка моя загаснет, тогда ни где не возьмете”. (С.91). Очевидно Церковь, как богоустановленный институт освящения и спасения людей, всерьез автором книги не воспринимается.

Вообще к Церкви у автора какое-то странное отношение: “Освященная схимонахиней Макарией вода была чудодейственной. Даже разбавленная водой из источника или освященной кем-то из навещавших Матушку священников она оказывала на человека целительное воздействие”. (С93). Как же надо относится к Церкви, что бы написать такие слова? Подразумевается, сто священник может только осквернить освященную «матушкой» воду!

Своя закономерность была и при лечении святым маслом, употребляемым совместно с водой. Каждому назначала Матушка дни, в которые следовало растирать отдельные части тела обязательно «до большого жара». Тем, кто здоровьем был послабее, в субботу, два часа спустя после бани, лучше перед сном, надо было растереть макушку, спину и ноги (от паха до кончиков пальцев). В понедельник же – грудь, живот, бока и руки. Самым слабым, в указанном порядке, надо было растирать все тело, сначала «зад», а затем «перед»…

Больные спину, руки или ноги также следовало растирать до большого жара. Если же болезнь приключилась от колдовской порчи, то при этом необходимо еще и прочесть тридцать три раза молитву «Да воскреснет Бог»… Если болел нос, - надо было мазать сверху и внутри него, а после этого читать молитву Святому Духу, крестя лицо, глаза, нос, рот, уши ”. (С.52) Подобная практика пользованием маслом напоминает больше знахарство, чем воздействие на человека благодати Святого Духа.

3. Обряд отпевания автор явно считает оккультным действием, могущим повредить здоровью и жизни человека, в случае, если этот обряд будет совершен над живым: «Кто-то обманным путем трижды предает ее земле. С того времени у Тихоны (имя Макарии в рясофоре) стала сохнуть и сильно болеть одна нога и послушницу все время тянуло полежать на земле » (С. 40). По Дурасову выходит, что Самого Бога обманули, отпев Тихону при жизни и этим повредив ей.

4. Чудесные явления и откровения даже величайших святых посещали крайне редко, а в наше время умалились до чрезвычайности. Более того, святые, близкие нам по времени предостерегают от доверия к подобным явлениям, и даже советуют отвергать любые явления. В книге же г-на Дурасова явления Макирии происходят чуть ли не постоянно. А то, что говориться Макарии в этих откровениях привело бы в ужас любого истинного подвижника: “Прошло немного времени после принятия схимы, и Царица Небесная вновь явилась схимонахине Макарии и сказала, что избирает ее на Подвиг. Отныне ей следовало брать на себя страдания и болезни всех людей, кто обращался к ней с просьбой об исцелении, вместить в свое сердце всю боль и скорбь России и смиренно нести этот, ни с чем не сравнимый по тяжести, груз на своих хрупких плечах.

- Матерь Божия, зачем Ты такую хрупкую уключену выбрала? - спросила схимница, имея ввиду свою болезнь.

- Я все обошла и лучше тебя не нашла, - отвечала ей Царица Небесная. - Придется тебя ставить в Избранницы.

- Чего Ты надумала, какая я Избранница, я весь свой век на кроватке.

- Ты у меня совершенная! - сказала ей Владычица”. (С. 42-43).

Святые утверждают, что похвалу без вреда для души не может перенести ни один человек. Здесь мы ясно видим, что подвижница сознательно вводится в гордостное состояние неким, кто представляется ей Божией Матерью.

Не могут не шокировать того, кто хоть вскользь знаком с Православным преданием и подлинным духовным опытом Церкви и такие заявления, приписываемые г-ном Дурасовым м. Макарии: «Я не знаю, что такое гордость, - сказала она (матушка – сост.). Ты меня хоть как назови я необижусь » (С. 61). Святые отцы учат, что гордость есть в самом совершенном человеке, и чем человек совершеннее, тем более гордым он себя видит. И наоборот;

“Я ни на кого не обижаюсь, а если они сердятся, то говорю: “Вы не годны сегодня со мной разговаривать” - и молчу” (С.62). Нечто вроде: «что с вас взять?». Однако, это не признак смирения, а скорее наоборот;

“Я, во-первых, ни чего не нарушаю и небесных стараюсь не обижать, а во-вторых, ставлю себя ниже всех”. Как известно, величайшие святые видели себя не исполнившими ни единой заповеди, и ставили себя ниже всех, но никому не говорили об этом;

“Я всех ко Господу приведу, - говорила она о тех, кого лично знала. - Господь, вероно, скажет: “Ну и Макария, привела ты ко Мне кого ни поподя: одни тебя обирали, другие обижали, третьи грабили” (С.62). Святые огромным счастьем признавали спасение всего одной – собственной - души. Многие из них (такие как Пахомий Великий) и свое то спасение ставили под большое сомнение;

Во всей России ни один человек не страдает так, как я. Своими болезнями я всю Россию загородила ” (С.86).

“- Матушка, есть ли в России еще человек, который, как ты, исцеляет людей водичкой и маслицем, кого так быстро может услышать Царица Небесная?

- Не дал Бог такого человека, - сказала она с сожалением ” (С.86).

Москву я дюже берегу, как я молюсь за каждого; там весь народ, там народу много ” (С87).

Не раз молила Владычицу схимонахиня Макария освободить ее по телесной немощи от данного ей подвига. В ответ она слышала: “Матушка, Я тебя давно бы взяла, да на твое место никого не подыщу”. И в другой раз: “Я весь христианский народ прошла, а замены тебе не нашла ” (С.100). Не этой ли «скромной» самооценки как огня боялись Святые?

5. В книге Дурасова встречаются высказывания, подтверждения которым мы не найдем ни в Священном Писании ни у Святых отцов: “После десяти вечера есть нельзя, потому что начинаются “Страховые часы”; на н6ебе идет большое пение ” (С.53).

6. Вызывают удивление и некоторые молитвы Макарии: “Упокой, Господи, души усопших раб Твоих (называй их имена) за теплыми пирогами, за святыми просфорами, за мирским каноном и сотвори им вечную память ” (С.54). Это больше похоже на народный заговор.

7. Подчас удивляет предмет молитв подвижницы: Однажды Матушка рассказывала мне, как молилась она Царице Небесной и просила: “Матерь Божия! Принеси мне своего Маленького. У меня ни когда не будет своих, а я люблю маленьких деточек... Матерь Божия явилась ко мне, - говорила она,- и принесла своего Младенца. Положила на кроватку, а он курчавинький, он красивый какой! Я ручки целовала и плакала ”. Если бы подобное писали о какой-нибудь католической подвижнице, вроде Терезы «младенца Иисуса», то все бы было понятно. (С.74)

8. Если к воде и маслу в книге выказывается огромное расположение, то к просфорам – знаку участия в Таинстве Евхаристии – отношение другое: “В последние годы жизни схимонахиня Макария лишила себя не только яблочек, которые ей приносили, но даже и просфор. Ела она черные сухари размачивая их водой из источника ” (С.88).

9. Колдуны, порча, сглаз – прочий набор оккультных суеверий – характерная черта псевдоправославной лжедуховности. Согласно книге Дурасова колдуны могут помещать чуть ли не Самому Господу Богу: “Часто и подолгу ли бывает у тебя, Матушка, Владычица?” - допытываюсь я. “У меня давно не была,- с горечью вздыхала схимонахиня Макария в ту пору, когда в ее “хате” были большие нестроения от “хожалок”, - в доме колдуны все испортили, а там где не чисто, Она не бывает” (С.97).

Портят того, - говорила схимонахиня (про колдунов) кто им мешает. Вот я мешаю колдунам, они меня и портят. Я же на кресте, у Господа Бога крест такой ни кто не несет ” (С.115).

«Меня болезнь пересилила. Это порча лихая, потому я и не кушаю. Не невольте меня, а то я буду плакать. Их (колдунов) болезнь переносить очень трудно, это я только могу переносить » (С. 117).

10. Критерий святости для Макарии так же очень субъективен: «Отец Михаил - великий старец, великий столп от земли до неба. Он первый поклонился моим страданиям, а больше ни кто не кланялся » (С. 131).

Несмотря на, казалось бы, однозначный вывод, который напрашивается по прочтении подобных высказываний, делать его мы не будем. Книга г-на Дурасова не является доказательством неправильности пути Макарии, так как ей (книге) просто нельзя доверять всерьез. Книга красноречиво говорит о духовной безграмотности своего автора.

Хочется верить в то, что в силу полной некомпетентности автора книги в духовных вопросах, все то, что г-н Дурасов написал о Макарии – не ее, а его понимание Православия и духовной жизни в Церкви.

игумен Игнатий (Душеин)

иерей Алексий(Махетов)

11 июня 1926 года в деревне Карпово Вяземского уезда Смоленской губернии у Михаила и Феодосии Артемьевых родились близнецы: мальчик и девочка. Детей было решено крестить на следующий же день, так как сын родился очень слабым.

Настоятель церкви великомученика Георгия – иеромонах Василий, имевший дар прозорливости поторапливал пономаря:

– Сначала окрестим мальчика... Давай скорее, мальчик может умереть.

Как только младенца Ивана окрестили, он умер.

Девочку иеромонах Василий назвал Феодосией (Феодосия – «Богом данная»).

Вынимая Феодосию из купели и подавая крестной матери, он сказал: «Девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет». С полутора лет у девочки заболели ноги, а с трех – она только ползала. Феодосия была в семье поздним ребёнком, старшие сыновья и одна из шести дочерей уже имели свои собственные семьи, и воспитывали детей.

Больная девочка стала обузой для большой семьи (двадцать человек ютились в одном доме).

Феодосию часто забывали кормить, голодная девочка ползала под столом и рада была найденной там корочке хлеба, оброненной кем-то. Спала девочка прямо на полу под кроватью.

Утешение Феодосия находила только в молитве. Однажды бездетная невестка София, больше всех любившая несчастную девочку, принесла трёхлетнюю Феодосию в церковь. После окончания литургии София долго не могла найти Феодосию, пришлось обратиться за помощью к священнику. Он и нашёл спящую девочку в алтаре под святым престолом.

В восьмилетнем возрасте Феодосия заснула летаргическим сном (проснулась лишь через 14 дней).

Очнувшись, Феодосия рассказывала, что в то время, когда её безжизненное тело лежало в «мертвецкой» в больнице, душа, сопровождаемая Ангелом-хранителем, путешествовала в райских обителях. Феодосия поведала, как плакала и просила Царицу Небесную исцелить больные ножки или оставить ее в раю, как Владычица Небесная отвечала ей, что она пригодится на земле.

Чуть позже Феодосия в чудесном видении получила благословение Царицы Небесной на исцеление людей. Сама же Царица Небесная стала являться больным из окрестных деревень и сел и направлять их к Феодосии.

Когда началась Великая Отечественная война, отца и братьев забрали на фронт, невестки с детьми разъехались, мать уехала к брату в Калугу, а больную девочку оставила умирать в опустевшем доме, вскоре ее выгнали и из дома.

Старица вспоминала: «Я была тогда маленькая, под сарай залезу или в сено закопаюсь. Мучилась, ползала на морозе одинокая, никого рядом не было. Сидела и в воде, и в холоде. В снегу выкопаю ямку, комочком лягу, под лицо руку положу, так и спала. На мне все сотлело, тело было заскорузлое. Грязную воду пила, снежок кушала: чистенького снежка цапну в ручку и в рот. А кто хлеба даст, то он замерзнет, не укусишь. А летом траву, цветочки ела»...

В 1943 году в деревне Ларинки Феодосию взяла к себе в дом пожилая благочестивая женщина. Однажды в гостях у этой женщины была 72-летняя монахиня Наталия, увидев Феодосию, она решила взять больную к себе.

Наталия была насельницей Вяземского Аркадьевского женского монастыря. Потом его закрыли и монахинь поместили в тюрьму. В камере монахине Наталье было открыто, что все монахини кроме неё будут замучены, а ей Господь сохранит жизнь, так как в скором времени ей придётся «ухаживать за больной в своем доме». Увидев Феодосию, монахиня поняла, что ей необходимо ухаживать за больной Феодосией.

В маленький домик в селе Тёмкино стали приходить больные люди, по молитвам праведницы страждущие получали исцеление. Помогала Феодосия, чем могла и по хозяйству: на коленях мыла пол, ухаживала за скотиной, кормила кур...

Когда девушке исполнилось 20 лет, крестивший ее иеромонах Василий, отслужив соборно литургию с двумя священниками, исповедав и причастив ее, постриг девушку в послушницы с именем Тихона, в честь преподобного Тихона Медынского, Калужского, небесного покровителя их края.

Монахиня Наталия умерла в возрасте 97 лет.

Послушнице Тихоне по совету председателя сельсовета пришлось купить стоявший в конце села недостроенный дом, две женщины из соседней деревни согласились жить у нее попеременно и вести хозяйство.

1 февраля 1978 года игумен Донат постриг монахиню Тихону в схиму, дав ей новое имя – Макария, в честь Макария Великого (Египетского).

Из воспоминаний Г.П. Дурасова, духовного сына старицы Макарии:

– Одни ехали к ней на машинах, другие добирались на поездах и автобусах. Приезжали русские, украинцы и белорусы, татары, евреи и цыгане, православные и те, кто не исповедовал никакой религии. Все они ехали с одной лишь целью – получить исцеление от физической или духовной болезни... Село Тёмкино... В конце села можно увидеть небольшой, словно игрушечный, утопающий в цветах дом... На стук открывается дверь, и пришедшего провожают в дом.

В переднем углу – стол с иконами и теплящимися перед ними лампадами. В ближнем к двери углу, также увешанном иконами – старенькая кровать...

На кровати сидит, чуть привалившись на подушку, маленькая, ссутулившаяся старица, в черном поношенном подряснике и апостольнике, покрывающем не только ее голову, но и плечи. Худенькая, тихая Матушка беззвучно молится, перебирая четки, и приход очередного посетителя не сразу нарушает ее по-детски чистую молитву. Округлое бледное лицо с большими небесно-голубыми глазами и алыми губами очень выразительно и благородно. И в лице ее, и во всей фигуре – выражение внутреннего покоя...

Матушка спросит: «Кто пришел, по какому делу?»

Молодой человек рассказывает, что уже три года врачи не могут вылечить язву на ноге.

– Не гляди, что три года ножка болит. Матушка помолится, и поправишься... Когда водичка кончится, сразу приезжай...

Парень уходит, а Матушка говорит: «Он ведь молодой, пускай на ножках бегает. Господь поможет».

В комнату вводят и сажают на стул еле переступающую ногами женщину...

– Как тебя зовут?

– Анастасия.

Матушка на какое-то мгновение словно уходит в себя.

– А почему ты плохо Богу молишься? Надо Богу молиться, причащаться надо. Пей водичку утром в семь, вечером в девять, растирайся маслицем в субботу и понедельник.

Ей наливают в трёхлитровую банку святую воду, а в пузырёк – освящённое масло...

Люди шли один за другим, а она на минуту забывалась, бессильно роняла голову на подушку.

Всю ночь провела схимонахиня в молитве, а с утра один за другим идут посетители...

Каждый из таких приёмов страждущего люда требовал от Матушки огромного напряжения душевных и физических сил. Я не раз замечал, подойдя после приёма к ней, и прикоснувшись к её лбу своей щекой, как пылала жаром её голова. А к схимонахине Макарии всё ехали и ехали отчаявшиеся, не нашедшие часто помощи у врачей-профессионалов люди, по много лет отягощённые недугами. И она помогала им, ставя непременным условием исцеления – веру в Бога. Больной должен был присоединить свою скромную молитву к горячему Матушкиному молению об его исцелении. От больного лишь требовалось читать молитвы «Отче наш» и «Богородицу»...

Уходит последний посетитель, и Матушке можно покушать и немного отдохнуть...

В двадцать три часа тридцать минут уже прочитаны общие для всех, бывших в доме молитвы на сон грядущий и вместе с Матушкой пропеты «Заступнице Усердная» и

«Воскресение Христово видевши...». Многочисленные лампадки были погашены, и лишь теплится огонёк около иконы, что висела в головах у кровати. Перед Матушкой ставили для освящения два эмалированных бака с водой и большой керамический чайник с маслом...

О молитвах во время освящения схимонахиня никому не рассказывала...

После ей только известных молитв прочитывалось четырежды «Да воскреснет Бог»...

Лишь несказанная Божия благодать, которую стяжала схимонахиня Макария своей молитвой и многолетними подвигами, давала ей на всё это силы.

Замечал я, что после освящения воды и масла Матушка Макария на какое-то время словно слабела, но потом творила молитвы и восстанавливала свои силы...

О себе и о своём деле смиренно говорила:

– Да какие труды мои, сижу на кровати, слепая, ручки больные, ножки не ходят, я никудышная...

Дух премудрости позволял Матушке, сподобившейся от Господа дара прозорливости, получать Божественные откровения и давать исчерпывающие ответы на волнующие людей вопросы...Мне она советовала:

– Что бы ни было, ты знай моли Господа: «Господи, будь со мной! Не покидай меня!» И Матерь Божию моли.

И других она назидала:

– Надо молиться Богу, поститься... Можно и одну молитву знать и Богу угодить...

Вставая с постели, попроси: «Благослови, Господи, день прожить по святым Твоим заповедям Господним». Ложась спать, проси: «Господи, прошу греха моего покаяние, на сон благословение» или «Прими меня, Господи, и благослови на сон грядущий»...

Хочешь благодать получить, надо подготовить себя, чтобы имел искру Божию. Всякий человек может получить благодать, только молись Богу, проси Христа: «Господи, прости и помилуй меня». Он, когда будет надо, благодать и пошлет... Читай Евангелие, Псалтырь, Молитвослов...

Идёшь в храм, ставь свечи Спасителю, Матери Божией, архангелу Михаилу и всем святым. Поставишь в любой из дней Светлой седмицы, гореть будут целый год.

Благотворное влияние на души обращающихся к ней людей оказывали советы и наставления Матушки:

– После десяти вечера есть нельзя, потому что начинаются «Страховые часы», на небе идёт большое пение... Чтобы что-то вымолить у Господа, надо молиться 40 дней и ночей.

Удивительный дар прозорливости схимонахини Макарии проявился ещё в детские годы. Однако этот благодатный дар она старалась утаить от людей, прикрывая юродством... И только по великой любви к страждущему человеку и необходимости ради позволяла себе проявлять на людях свойственную ей прозорливость.

– Матушка, собрался поехать на Юг отдохнуть со своей семьёй, – говорит Борис и просит благословения у старицы.

– Как я тебя люблю, – отвечает она ему и вдруг начинает плакать. – Я не хочу, чтобы ты ехал на Юг. Если ты меня не послушаешь, то Матушку больше не увидишь. И со всеми своими родными распрощаешься...

Позже стало известно, что в той местности, куда собирался ехать на отдых Борис, произошло сильное наводнение и сход селевых потоков с гор.

– Я Матушке Макарии жизнью обязан, – признавался потом своим знакомым Борис.

Спрашивал я схимонахиню Макарию, когда и о чём она молится

Я каждый день читаю молитвы Божией Матери Иверской.

– Почему Иверской? – спрашиваю её

– Она Москву защищает, – отвечает Матушка.

Сама она усердно молилась за всех людей, за Москву, за Россию. О Москве она говорила: «Москва – город святой, отсюда православным нельзя уезжать... Россия никогда не погибнет! Ее Господь просветит, и она опять будет Россия как Россия».

Неоднократно приезжала к схимонахине Макарии Анна Тимофеевна Гагарина, мать первого космонавта Юрия Гагарина. Однажды Анна Тимофеевна спросила старицу можно ли ей приехать с сыном.

Из воспоминаний старицы Макарии:

– Гагарин приезжал, да и не раз, он приезжал ко мне как к больному человеку...

В 1968 году приехало три машины: две с докторами и третья, на которой Гагарин.

Он обыкновенно пришёл и сказал: «Я посижу, пускай доктора с вами поговорят...»

Человек он простой, хороший, очень хороший. Простой, как ребёнок. Я ему тогда сказала: «Больше не летай, тебе нельзя летать!» Он не послушал меня, а тут его постигла в скорости смерть.

Узнав о гибели космонавта, старица попросила приехавшего к ней священника заочно отпеть погибшего Юрия Гагарина у неё дома.

Старица мужественно переносила многочисленные болезни. В Божественных видениях Царица Небесная не раз утешала и наставляла праведницу.

Иерей Николай свидетельствовал, что однажды ночью в доме старицы Макарии, он внезапно проснулся в три часа и увидел удивительный свет в той части комнаты, где молилась схимонахиня:

– Сначала свет был неяркий, но потом всё в доме залил яркий- яркий золотисто – огненный свет, слепящий глаза, даже смотреть невозможно яркий-яркий свет.

18 июня 1993 года, в половине двенадцатого ночи, схимонахиня Макария мирно отошла ко Господу. Последние слова схимонахини Макарии: «Поститесь, молитесь, в этом спасение...»

Старица Макария похоронена на сельском кладбище села Тёмкино Смоленской области. Могилу схимонахини посещают не только её духовные дети, но все, кто слышал о чудесах исцеления по молитвам старицы, те, кому посчастливилось прочесть книгу «Богом Данная». Автор книги Г.П. Дурасов получает многочисленные письма от читателей о молитвенной помощи схимонахини Макарии, вот некоторые из свидетельств:

Свидетельство А.Т. Зайниева (Холм-Жирковский район, Смоленская область):

– Я считаю своим христианским долгом засвидетельствовать факт моего исцеления во время поездки на могилу схимонахини Макарии, происшедшего в день ее памяти 18 июня 1999 года. После служения панихиды на могилке матушки Макарии, испив святой воды с ее могилки, при обращении к Господу с молитвой: «Господи, Иисусе Христе, по молитвам схимонахини Макарии, исцели тело мое, помилуй меня грешного». По возвращении из с. Темкино я ощутил в своем теле что-то непривычное... Понял, что у меня не болит рука, которую я не мог поднять в течение недели до груди. Рука же моя болела вследствие переломов шейных позвонков 4–5 отделов, перелома ключицы, кисти. Также ощутил резкое уменьшение боли в шпоре на ступне и размягчение сухих мозолей на ногах. Свидетельствую перед Богом и истинность моего исцеления, по моему глубокому убеждению, и вере в силу молитвы матушки Макарии пред Богом, и причащения святой воды с ее могилки.

Из свидетельства Г.В. Блиновой (г. Москва):

– Я ездила в 2000 году 8 ноября в Тёмкино. Освятила подсолнечное масло на кроватке, в ящике с четками и на могилке матушки Макарии. У моего сына младенца Сергея (ему было 3 года и 7 месяцев) была опухоль на крайней плоти с фасолину, он жаловался на боли. Сережа вдруг мне предложил, чтобы я ему помазала больное место маслом Макарьюшки. Тогда мы с ним с молитвой сделали три поклона и просили об исцелении, и я взяла масло и свечкой с могилки Макарии, трижды помазала крестом с молитвой. Прошло сколько-то дней. Меня Сережа опять попросил помазать, мы сделали также. После этого прошло еще сколько-то дней, я и забыла, а Сережа опять напомнил. «Мама, ну что же ты не мажешь меня маслицем?» Помолясь, я стала помазывать (вернее, хотела), но не нашла больше опухоли. Я не могла поверить и неделю все проверяла, но на том месте осталась пустота и тоненькая кожица. Мой сын теперь всегда и утром и на ночь молится Господу за Макарьюшку, Матушку нашу, а 18 июня в день ее преставления 2001 года я поехала отблагодарить Матушку.

Свидетельство иерея Владимира (г. Смоленск):

– Моя теща Грубицына Мария Федоровна, при жизни м. Макарии исцеленная ею от рака печени, побывала летом 2000 г. на могилке Матушки. До этого у нее были частые приступы бронхиальной астмы, и она в тяжелом состоянии попадала в больницу. Теперь милостию Божией, по молитвам м. Макарии, как она верит, ни одного приступа не случается.

Господи, упокой душу, схимонахини Макарии, со святыми упокой, и её молитвами спаси нас!

Предсказания матушки Макарии.

Грядет церковное нестроение.

Библия, что напечатают, неправильная. Они (по-видимому, фарисействующие. — Авт.) оттуда повыкинут что их касается, они не хотят укоризны (14.03.89).

Готовится изменение веры.
Когда это произойдет, святые отступятся и не станут молиться за Россию. И тех, кто есть (из верных. — Авт.). Господь заберет к Себе.
А епископы, которые это допустят, ни здесь, ни там (на том свете. — Авт.) Господа не увидят (03.08.88).

Скоро служба станет половинная, будет сокращена. (11.07.88). Сохранят службу только в больших монастырях, а в других местах сделают изменение (27.05.88). Я только одно говорю: горе священству приходит, рассыпятся поодиночке и будут жить (28.06.89). В церквях в красных платьях станут служить. Сейчас сатана лукавый будет всех брать (20.05.89).

Скоро колдуны все просфоры перепортят и не на чем станет служить (литургию. — Авт.). А причаститься можно будет раз в год. Матерь Божия своим людям скажет, где и когда причащаться. Надо только слушать! (28.06.89)

Близко время гонений.

Такую путаницу сделают, и душу не спасешь (01.90). Кто будет входить в церкви, станут записывать (18.02.88). За то, что Богу молишься, за то и погонят (20.05.89). Нужно молиться, чтобы никто не знал, молитесь тихонько! Начнут преследовать, забирать (15.05.87). Сначала отберут книги, а потом иконы. Иконы будут отобраны (07.01.88). Они будут мучать: «Нам не нужны верующие» (14.07.88).

Церкви эти, которые строятся и ремонтируются, пойдут на другие предприятия, не станет пользы никому. Регистрация будет хитро: они останутся называться церкви, а там будет не поймешь что, свое производство, найдут что делать (11.07.88).

Кто Божий, тот антихриста не увидит (07.01.88). Многим будет открыто, куда поехать, куда пойти. Господь своих знает как спрятать, никто не найдет (17.11.87).

О наступлении грозных Времен.

А теперь молодых нет, все старые подряд, скоро совсем накакого народа не будет (27.06.88). До 99 года ничего сейчас не должно быть, никакого бедствия (12.05.89). По Библии мы теперь — доживаем. Она называется «Совершаемая». А когда кончится 99-й, тогда будем жить по «Истории» (02.07.87). Покамест Библия «Совершаемая» не кончилась, ничего не будет, а она до 99-го года! Ты до этого времени не помрешь, я помру, меня Бог приберет (27.12−87).

Нынче ладно, а на следующее лето — хуже. Я еще когда говорила: это не к добру такая темнота, какая-то проруха будет (28.06.89). Ничего хорошего не обещает Господь, ничего мы не получим, так и будем канать кое-как (17.12.89).
Матерь Божия у нас (имеется в виду, в Российской земле. — Авт.) благодать сняла. А Спаситель послал апостолов Петра и Павла, и Иоанна Богослова у них (в других христианских странах. — Авт.) снимать благодать. Тут надо бы сильно молиться! (14.03.89) Теперь большого ничего не будет (07.07.89).

Деньги лучше не станут, только подешевле раза в два, а потом еще подешевеют (11. 02. 89).

Такое время наступает, сила отнимается колдунами. Будет еще хуже, не дай Бог дожить до того (05.10.88). Скоро пойдет человек нехороший, пойдет колесом. Ладно бы конец света, а тут — ломка построек и народа, все с грязью смешано, будете по колено в крови ходить (25.03.89).

Война, все будут в войне, палками станут воевать, бить друг друга, много людей перебьют. Палками когда будут бить, станут смеяться, а из ружья когда ударят — заплачут (04.03.92).

Мертвые как следует положены, а нам придется кувырком. Хоронить будет некому, так свалят в яму и закопают (28.05.89).

Видишь, как темно, колдунье затемнило. Я еще раньше говорила: скоро будет темно, станете носом торкаться (17.11.87). Зимой светило солнце, а нынче и летом не светит — запрещение читают колдуны на солнце (27.08.87). Волшебники помрачили небо, чтоб их дела не очень видны были, они любят темноту (05.10.87). Темные люди на землю черноту навели, лукавая сила усиливается. Скоро все люди будут это дело (колдовство. — Авт.) знать. Вокруг лукавого вся нечистая сила будет. Соберет их в кучу, и начнут. Плохая жизнь приходит (28.10.87). Теперь их время настает, хорошие времена кончаются (24.05.88). Они людей перепортят, а потом станут показывать друг на друга (27.03.87).

Теперь народ, в общем, нехороший. Начальство не будет клониться к народу, и будет полная разруха (11.07.88). Сейчас усердия у них к народу нет никакого, они того и хотят зло сделать: кто ворует, кто пьянствует, а детям-то каково (20.12.87).

Никак теперь нельзя на этажи (жить в многоэтажных домах. — Авт.). Теперь теснота, везде народ плохой, теперь своим умыслом нечистым они верующий народ теснят (25.03.89).

Страшней для нас китайцы. Китайцы злые очень, будут резать без пощады. Они половину земли возьмут, им ничего больше не надо. У них земли не хватает (27.06.88),

Будет голод большой.

Колдуны теменью всю землю покроют, а без солнца ничего не вырастет. А этому никто значения не придает (18.02.88). Солнце в четыре часа чуть-чуть проглянет, и опять станет темно. Мы будем в темноте (27.08.87). И свет не дадут зажигать, станут говорить: надо экономить энергию (28.06.88).
Это начало, потом будет холод. Скоро Пасха — со снегом, и зима на Покров будет наступать.

А трава лишь к Петрову дню. Солнце убавится вполовину (27.08.87). Лето станет плохое, а зима — больше. Снег будет лежать, и не сгонят его. А потом морозы незнамо какие будут (29.04.88).

Матерь Божия сказала: «Ты, Матушка, почти дожила до казенных столов. Скоро будут казенные столы. Придешь — покормят, а вынести и куска хлеба не дадут». Молодежь погонят в деревню. (15.09.87).
Скоро вы останетесь без хлеба (29.01.89). Скоро воды не будет, яблоков не будет, картошки не будет (19.12.87). Голод большой, хлеба не станет — корочку пополам поделим (18.02.88).
Произойдет большое восстание. С этажей (из городов. — Авт.) народ станет разбегаться, в комнатах не будут сидеть. В комнатах сидеть нельзя, ничего не станет, даже хлеба (28.12.90). А если молиться Спасителю, Матери Божией и Илье Пророку, они не дадут умереть с голода, сохранят тех, кто веровал Богу и искренне молился (27.06.88).

Начнется неурожай, когда монахов станут ссылать (18.02.88).
И не помрешь. Господня будет воля, кто не записан помереть, тот будет мучится и помереть не помрет (21.06.88). Весь хороший народ помер, они все в раю, они не знали этой пустоты: Богу молились, им там будет хорошо (01.02.88).

Теперь сказала: (имеется в виду Матерь Божия. — Авт.) «Немножко осталось». Теперь народ плохой, редко кто на небо пойдет. (04.04.88).
Когда в четыре часа дня станет темно, как ночью, тогда Матерь Божия и придет. Она обойдет вокруг земли, будет во всей Своей славе и придет в Россию налаживать веру. Матерь Божия придет — все поравняет, не по-ихнему, а по-Своему, как повелит Спаситель. Время придет такое, что каждый будет думать, не что поел, а сколько в этот день помолился. Веру Она восстановит на короткое время (11.07.86).
. По Библии мы теперь доживаем, она называется «Совершаемая» (02.07.87). Скоро все будет рядом: и земля рядом, и небо рядом, всего будет много, такой Хозяин (по-видимому, Спаситель. —Авт.) будет (08.06.90). Сказала (Матерь Божия. — Авт.): «Немножко осталось, сойдет на землю со Спасителем, все освятят, и на земле настанет как рай (04.04.88)».


Дата рождения: 11.06.1926
Гражданство: Россия

Сила Божия в немощах совершается.

Село без праведника не стоит. За этой истиной - многовековой опыт православного народа. Нам, простым смертным, все представляется, что святые праведники - это что-то вроде легенды. Но они жили и живут сейчас среди нас. Тихо творят свою непрерываемую молитву - за нас, за всю Россию. Их, по признанию праведницы Матушки Макарии, еще много, очень много, "...они в горах, в маленьких хатках, таких маленьких - только взойти: столик да иконка висит. Они - столпы от земли до неба!". Сама схимонахиня Макария - одна из них. Праведница, великая духовная труженица, избранница Божия.

Село Тёмкино Вяземского района. Глубинка Смоленской области. Здесь более полувека жила, служила Богу и людям старица Макария. Сюда приезжали к ней за исцелением от душевных и телесных недугов со всей России. Здесь окончился ее земной путь. Но люди приезжают и теперь.

Ее могилка - самая первая от входа на сельский погост. На могиле - черная гранитная плита, большой крест. Цветы - очень много цветов! - и зажженные свечи. Я опустилась на колени, поставила свою свечу и припала головой к сыроватой и теплой земле. Я шептала ей горячие слова то ли молитвы, то ли жалобы, то ли оправдания. Я обращалась к ней, как живая к живой, уверенная, что Матушка слышит меня и возносит мои сумбурные излияния туда, где они могут быть приняты.

Летнее небо сияло над нами. Зеленела трава, счастливо и вольно щебетали птицы. У ограды остановилась машина. Вышла женщина средних лет, хорошо, по-городскому одетая. Явно ждет, чтобы самой подойти к могилке. Она приезжает сюда из Обнинска каждое лето, как приезжала к Матушке еще при жизни ее. Молитвами, освященной водой и маслицем да мудрыми наставлениями и немногословной душевной беседой лечила ее Матушка Макария от смертельной болезни. И вылечила. Как вылечила многих других, кто к ней обращался.

Держу в руках маленькую цветную иконку. Стараюсь разглядеть в написанных временем и жизнью чертах старицы голубоглазую девочку, бойкую и речистую.

Она родилась 11 июня 1926 года в деревне Карпово того же, Вяземского района Смоленщины. Явилась на свет в день, когда православные празднуют икону Божией Матери "Споручница грешных" и вспоминают деву - мученицу Феодосию. Вот уж истинно: ничто в мире случайно не совершается! При крещении девочку назвали Феодосией (так же звали и ее мать), что значит "Богом данная". Настоятель храма, где ее крестили, иеромонах Василий был наделен даром прозорливости. Передавая ребенка родителям, сказал: "Девочка хорошая, жить будет, а ходить не будет"

Так и случилось. Шустрая девочка и ходить рано начала, и лопотать. Но однажды посторонняя женщина, зайдя по делу в их дом и увидя бойкую девчушку, погладила ее по головке и спинке и сказала: "Какая маленькая, а уже ходит" Тут же у девочки подогнулись коленочки, она упала и уже никогда больше на ноги не вставала...

Много и часто встречавшийся с ней Г.П. Дурасов составил жизнеописание блаженной старицы схимонахини Макарии на основе личных встреч, свидетельств знавших ее людей и ее собственных рассказов. И если вы прочтете его книгу "Богом данная" (издательство "Сатисъ", Санкт-Петербург, 1994 г. и Воронеж, 2000 г.), ваша собственная жизнь станет глубже и богаче.

Очень рано проявилось ее избранничество. Когда малышку клали в колыбель, подвешенную к потолку, на лучке с полудня до трех часов дня зажигалась неизвестно откуда бравшаяся свеча. Видевшие это говорили: "Разве наши дети не такие же? А над ними не зажигается".

Однажды в дом зашел странный человек. Представился печником. "Нет, ты не печник, ты - батюшка, - сказала Феёнушка, как звали ее домашние. - Ты меня спаси, у меня ножки не ходят". "Терпи, так угодно Господу", - ответил он. Потом прочитал над нею молитву, а матери посоветовал больше к врачам не возить и в приют не отдавать. Уходя, велел девочке выучить молитву преподобному Тихону Калужскому. Так сам преподобный впервые явился Феодосии.

Когда ей было 8 лет, она, без всяких внешне видимых причин, погрузилась в летаргический сон, во время которого ее душа пребывала в раю - Ангел-хранитель показывал ей горний мир. В Небесном Царстве впервые встретилась с Матерью Божией. "Она там самая красивая из всех!" - рассказывала потом.

По благословению Царицы Небесной она получает дар

исцеления людей.

До одиннадцати с половиной лет ей являлись во сне небожители и учили ее, как освящать воду и маслице для целительства, какие молитвы при этом читать. Она все запоминала. И лишь тогда Царица Небесная разрешила ей принимать людей, исцелять их физические и душевные недуги.

Стали приходить люди из ближних и дальних деревень. Сначала просили вылечить больную скотинку. Потом стали просить полечить и их самих. И она помогала им, молилась за них, наставляла, как им самим молиться. Время было тяжелое, начиналась "безбожная пятилетка", шла коллективизация, рушили храмы, выкорчевывали из сознания людей веру. А в глубинке Смоленщины сохранение верующих и обращение к вере новых людей совершалось через таких благодатных людей, как избранница Божия юная Феодосия...

Путь избранника очень тяжел. Ему постоянно посылаются испытания. В них утверждается его дух.

Тяжелейшее испытание выпало девочке в годы войны. В августе 1941-го в деревню вошли немцы. Семья разъехалась кто куда. Феодосию оставили в пустом и холодном доме, без куска хлеба. Жители деревни привели к ней своих детей, а сами ушли в лес. 15-летняя девочка, практически беспомощная, оказалась одна с 36 детишками на руках. "Я зажгла 7 лампад и 12 свечей и начала молиться"... Никто их не тронул, а немецкий офицер дал ей "охранную грамоту".

Когда враг покинул деревню и жители вернулись домой, у Артемьевых поселился колхозный бригадир с семьей, а Феодосии сказал: "Ползи в Заголовку, там сельсовет, тебе помогут". Зимой, по снегу, ползла она в другую деревню. Но никто не хотел ее приютить - у самих было трудностей хоть отбавляй. Она осталась на улице и прожила там 700 (!) дней, укрываясь в стогах, а то и в снегу. Это невозможно вообразить! Случайно ее встретила 72-летняя монахиня Наталья, которая жила в селе Тёмкино. Она и приютила, обогрела несчастную.

В пятидесятилетнем возрасте девица Феодосия была пострижена в монахини под именем Тихоны, а еще через полтора года, в феврале 1978-го, она приняла великий ангельский чин - схиму - с именем Макария. И вскоре после этого ей вновь явилась Царица Небесная и сказала, что избирает ее на Подвиг. Отныне ей следовало брать на себя страдания и болезни всех людей, кто обращался к ней с просьбой об исцелении, вместив в свое сердце всю боль и скорбь России, и смиренно нести этот ни с чем не сравнимый по тяжести груз на своих плечах.

Матерь Божия, зачем ты такую укрючину выбрала? - спросила схимница, имея в виду свою болезнь.

Я все обошла и лучше тебя не нашла, - отвечала ей Царица Небесная. - Ты у меня совершенная!

И после уже, до последнего дня жизни, своим близким, кто спрашивал Матушку о ее здоровье, она говорила: "Мне никогда не будет хорошо, мне хорошо не разрешено"

От кладбища до дома, где Матушка прожила свои последние 20 лет, примерно полкилометра. В конце села, в тени липы - небольшой деревенский дом с палисадником. Входим в темноватые сенцы, из них - в прихожую, оттуда - в комнату, где праведница жила, молилась, принимала людей.

Небольшая металлическая кроватка с никелированной спинкой с шишечкой - такие раньше были во многих домах. На стенах - иконы, образки - много икон. Автор уже упоминавшейся книги "Богом данная" вспоминает: "На кровати сидит, чуть привалившись на подушку, маленькая ссутулившаяся старица в черном поношенном подряснике и апостольнике, покрывающем не только ее голову, но и плечи. Худенькая, тихая Матушка беззвучно молится, перебирая четки, и приход очередного посетителя не сразу нарушает ее по-детски чистую молитву. Округлое бледное лицо с большими небесно-голубыми глазами и алыми губами очень выразительно и благородно. И в лице ее, и во всей фигуре - выражение внутреннего покоя".

Не счесть, не рассказать, сколько людей и с какими нуждами перебывало у нее. Еще нет и 7 утра, а во дворе первые посетители ждут своей очереди поговорить с Матушкой, попросить. О чем только не просят! За мужа помолиться - помер; за сына с невесткой; "коровка заболела, плохо доит"; за брата - "двадцать восемь лет ему, шестеро детей, не ходит он"... Сядет человек на стульчик около кровати или встанет на колени, а Матушка спросит: кто пришел, по какому делу? Выслушает, утешит, снабдит водичкой святой да маслицем освященным, объяснит, как пользоваться, как молиться да в какие часы водичку пить и маслицем больное растирать, отпустит со словами: "Не гляди, что три года ножка болит. Матушка помолится, и поправишься".

Ей задавали много вопросов. Каждому она давала ответ по мере его духовной зрелости. "Хочешь, - говорила она, - благодать получить, надо подготовить себя, чтобы имел искру Божию. Всякий человек может получить благодать, только молись Богу, проси Христа: "Господи, прости и помилуй меня". Он, когда будет надо, благодать и пошлет". Всех она призывала молитвенно обращаться к Спасителю и Царице Небесной. Сама она усердно молилась за всех людей, за Москву, за Россию. О Москве она говорила: "Москва - город святой, отсюда православным нельзя уезжать". "Я боюсь спать, - признавалась она, - в такое тревожное время не спят. Незнамо что творится в нашей России". И, словно получив из горних высей ответ на свои молитвы, говорила: "Россия никогда не погибнет! Ее Господь просветит, и она опять будет Россия как Россия".

Матушка, а не тяжело ли тебе нести такой великий крест? - спросят ее.

Даже легко кажется, - ответит она.

Особая, удивительная сторона жизни Матушки - отношения с Царицей Небесной. Схимонахиня не только лицезрела Ее, но и беседовала с Ней.

Когда из дома Матушки Макарии идешь через двор к калитке на улицу, справа увидишь голубую дверь, обращенную на восход солнца. Через эту дверь и входила Царица Небесная в дом схимонахини. "Где Она пройдет, там цветы цветут, и где Она побудет, там цветы цветут. А здесь она проходит сквозь терраску, все двери Ей подчиняются, Она так и ходит, навещает".

Богородица беседует с Матушкой, наставляет ее, отвечает на вопросы, рассказывает, что делается в мире. Но главное - Она поддерживает, жалеет молитвенницу и напоминает ей о ее долге: "Матерь Божия, подыми меня с постельки", - просила схимонахиня. И слышала в ответ: "Время не пришло. Я тебя давно бы взяла, да на твое место никого не подыщу". Вопрошала: "А Россия-то будет? Будет ли Россия?" И получала ответ: "Россия многоправославна. Россия не погибнет!"

Последние годы жизни Матушки Макарии были тяжелыми. Наваливались болезни, отступали силы, нарастала тяжелая и непонятная суета вокруг. На стыке двух великих недель - Неделе Всех Святых и Неделе Всех Святых, в земле Российской просиявших, 18 июня 1993 года, в 23.30 минут закончился земной путь схимонахини Макарии. Началась новая жизнь ее души. Последние ее слова: "Поститесь, молитесь, в этом спасение!"

Еще при жизни Матушка Макария как-то, глядя в оконце, сказала: "А здесь будет стоять храм". И вот в июле 2000 года, в день 7-й годо вищины кончины Матушки, точно на этом месте была заложена деревянная церковь во имя иконы Смоленской Божией Матери. "Не стоит село без праведника", - свидетельствует русская поговорка. И без храма село не стоит.

У схимонахини Макарии не было своих детей, но ей была дарована такая сила материнской любви ко всему живому, что рядом с ней человек чувствовал себя ее "детёнком" и с детским доверием приникал к ней. С этим чувством детской защищенности покидали и мы тихое святое жилище праведницы.

Дома я поставила купленную там кассету. Живой голос Матушки Макарии, слегка надтреснутый, но звучный и глубокий, казалось, пел прямо для меня: "Пресвятая Троица, помилуй на-а-с, Господи, очисти грехи наша-а, Святый, посети и исцели немощи наша-а, имени твоего ради-и..."

Немощно было тело схимонахини Макарии, но высок и крепок ее дух, сильна и целебна ее молитва, велик ее Подвиг. Истинно: "Сила Божия в немощах совершается".

Loading...Loading...